Макларен М7А
![]() Денни Халм (1936–1992) на McLaren M7A на Гран-при США 1968 года. | |||||||||
Категория | Формула-1 | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конструктор | Макларен | ||||||||
Дизайнер(ы) | Робин Херд Гордон Коппак | ||||||||
Предшественник | Макларен М5А | ||||||||
Преемник | Макларен М9А / Макларен М14А | ||||||||
Технические характеристики | |||||||||
Шасси | из алюминиевого и магниевого сплавов Монокок | ||||||||
Подвеска (передняя) | Верхние и нижние верхние тяги, радиусные рычаги , подвесные винтовые пружины и амортизаторы. | ||||||||
Подвеска (задняя) | Боковые верхние рычаги, сдвоенные радиусные рычаги , перевернутые поперечные рычаги , подвесные пружины и амортизаторы. | ||||||||
Двигатель | Ford — Cosworth DFV , 2993 куб.см, V8, без наддува, среднемоторный , продольно расположенный | ||||||||
Передача инфекции | Hewland DG300 5-ступенчатая механическая коробка передач | ||||||||
Топливо | Шелл (Макларен) Залив (англ.) | ||||||||
Шины | Гудиер (Макларен) Данлоп (англ.) | ||||||||
История соревнований | |||||||||
Известные участники | Брюс Макларен Автогонки , Англо-американские гонщики | ||||||||
Известные драйверы | ![]() ![]() ![]() | ||||||||
Дебют | Гран-при Испании 1968 года. | ||||||||
| |||||||||
Чемпионат конструкторов | 0 (Лучшее: 2-е место - 1968 г. ) | ||||||||
Чемпионат водителей | 0 |
McLaren M7A и его варианты M7B , M7C и M7D были гоночными автомобилями Формулы-1 , построенными McLaren и использовавшимися в чемпионате мира с 1968 по 1971 год. После двух относительно неудачных лет соревнований Формулы-1 M7A был использован для того, чтобы одержать первую победу McLaren. на Гран-при Бельгии 1968 года .
Разработанный Робином Хердом и Гордоном Коппаком , M7A был первым автомобилем McLaren, оснащенным двигателем Cosworth DFV , который использовался командой до 1983 года. M7B имел подвесные топливные баки, а M7C — модифицированное шасси. M7D оснащался двигателем Alfa-Romeo.
M7A дебютировал в Гран-при на второй гонке чемпионата мира 1968 года . После победы в Бельгии в том же году компания одержала еще две победы, что помогло McLaren занять второе место в Кубке конструкторов.
Фон
[ редактировать ]Компания Bruce McLaren Motor Racing была основана в 1963 году; [ 1 ] Брюс Макларен был заводским гонщиком Cooper гоночной команды , участвовавшей в Формуле-1 , высшем международном соревновании на одноместных автомобилях . С 1966 года Макларен и его команда строили свои собственные автомобили Формулы-1 и участвовали в гонках. [ 2 ] Их первые два сезона были относительно неудачными: они набрали шесть очков (из потенциальных 180 очков). [ номер 1 ] ) и лучший результат четвёртый. [ 3 ] [ 4 ] Отсутствие подходящего двигателя вызвало проблемы: M2B автомобиля двигателям Ford и Serenissima V8 1966 года не хватало мощности. [ 5 ] [ 6 ] а M5A 1967 года двигатель British Racing Motors V12 появился только в середине сезона. [ 7 ]
В 1967 году Cosworth представила свой двигатель DFV , который поставлялся исключительно команде Lotus . Он сразу же добился успеха, выиграв свою первую гонку, а в 1968 году его стал доступен для покупки любой производитель. [ 7 ] McLaren купила пять двигателей DFV по цене 7500 фунтов стерлингов каждый. [ 8 ] Конструктор Робин Херд был принят в команду в 1965 году, до этого он работал аэрокосмическим инженером в Национальном заводе по производству газовых турбин (NGTE), где работал над проектом «Конкорд» . Его помощник Гордон Коппак был еще одним бывшим сотрудником NGTE. [ 9 ] [ 10 ] Херд начал проектирование M7A в конце 1967 года, но ушел, чтобы присоединиться к Cosworth до его завершения, оставив Коппака и Брюса Макларена завершить работу. [ 9 ] [ 11 ]
Дизайн
[ редактировать ]M7A представлял собой одноместный автомобиль с открытыми колесами и расположенным посередине двигателем, приводившим в движение задние колеса . типа ванны (то есть с открытым верхом), Шасси представляло собой монокок изготовленный из 22-го калибра панелей из алюминиевого сплава и панелей из магниевого сплава 20-го калибра , склеенных и заклепанных вместе и к трем стальным переборкам . Монокок заканчивался за сиденьем водителя, а двигатель использовался как нагруженная часть шасси, прикрепляясь болтами непосредственно к самой задней переборке. Затем коробка передач была прикреплена за двигателем, а задняя подвеска, состоящая из боковых верхних тяг, сдвоенных радиусных рычагов и перевернутых поперечных рычагов , прикреплена к коробке передач и задней переборке. Передняя подвеска – верхние и нижние поперечные рычаги и радиусные рычаги – и рулевая колонка крепились к двум переборкам перед водителем. Спиральные пружины и амортизаторы Koni , установленные снаружи кузова, использовались спереди и сзади. [ 11 ]
Внешний кузов в основном представлял собой монокок, за исключением носовой части и кабины, которые были закрыты панелями из стеклопластика (GRP); двигатель иногда также имел крышку из стеклопластика. [ 12 ] Колесная база составляла 94 дюйма (2400 мм); передняя колея 58 дюймов (1500 мм) и задняя колея 57 дюймов (1400 мм); вес составлял 1140 фунтов (520 кг). [ 13 ] Были использованы диски из магниевого сплава собственного производства McLaren; они имели диаметр 15 дюймов (380 мм) сзади и 15, а иногда и 13 дюймов (330 мм) в диаметре спереди. [ 11 ] [ 14 ] [ 15 ]
Топливо хранилось в баках, расположенных по бокам шасси, над ногами водителя и за его сиденьем, общей емкостью 40 британских галлонов (180 л). Для большинства гонок полная мощность не требовалась, поэтому бак над ногами водителя обычно был почти пуст. [ 11 ] Для первых двух гонок чемпионата мира M7A автомобиль Брюса Макларена был оснащен подвесными топливными баками «корзины», расположенными сбоку от кабины. У McLaren была теория, согласно которой управляемость спортивных гоночных автомобилей превосходит управляемость одноместных автомобилей из-за распределения веса топлива; танки-корзины были попыткой повторить это. По словам механика McLaren Тайлера Александра, эта идея была развита в ходе обсуждения с руководителем Lotus Колином Чепменом . После того, как машина была повреждена на Гран-при Монако 1968 года , ее перестроили без баков. [ 16 ] [ 17 ]
The размером 10 + 1 ⁄ 2 дюйма (270 мм) Дисковые тормоза были необычными как потому, что их производила Lockheed , когда большинство британских команд Формулы-1 использовали тормоза Girling , так и потому, что они были вентилируемыми. Вентилируемые диски, имеющие полую область между двумя внешними поверхностями диска для облегчения охлаждения. [ 18 ] – попробовала компания Lotus, страдавшая от проблем с растрескиванием, вызванных быстрым нагревом и охлаждением. Команда McLaren надеялась, что, если их диски будут установлены внутри колес, их диски будут сохранять более постоянную температуру. [ 19 ]
В сезоне 1968 года крылья , которые прижимают автомобиль и шины к земле, тем самым увеличивая скорость прохождения поворотов и сокращая тормозной путь. [ 20 ] – впервые появился на автомобилях Формулы-1 в гонках. Команды экспериментировали с различными конфигурациями крыльев, и руководящий орган спорта, CSI , регулировал их использование. [ 21 ] McLaren впервые экспериментировала с крыльями на своей разработке M2A Формулы-1 1965 года, но не использовала их на гоночном автомобиле следующего сезона, M2B. [ 9 ] M7A и его варианты имели различные конфигурации крыльев, как описано в разделе истории гонок.
Двигатель DFV, разработка которого финансировалась компанией Ford и который был спроектирован и изготовлен компанией Cosworth, обычно был атмосферным и имел восемь цилиндров, расположенных в V-образной конфигурации (т.е. V8 ) под углом 90 градусов. Блок из был изготовлен из алюминиевого сплава, а гильзы цилиндров — железа . Он имел четыре клапана на цилиндр, приводимые в действие двойными верхними распределительными валами . [ 22 ] Жидкостное охлаждение обеспечивалось радиатором, расположенным в носовой части, который вентилировался через каналы на верхней поверхности корпуса, а моторное масло охлаждалось радиатором, установленным на верхней части коробки передач сзади. [ 19 ] Пиковая мощность составляла 410 л.с. (306 кВт) при 9000 об/мин. Коробка передач была Hewland DG300. [ 23 ]
Заводские автомобили были окрашены в оранжевый оттенок, известный как папайя; это не был национальный гоночный цвет , однако этот цвет продолжал использоваться на заводских автомобилях McLaren до тех пор, пока в 1972 году не было получено спонсорство Yardley.
Варианты
[ редактировать ]М7Б
[ редактировать ]M7B представлял собой разовую модификацию шасси M7A, в которой топливо хранилось низко и по центру во встроенных баках по бокам кабины. Это был еще один результат теории Брюса Макларена об улучшении управляемости автомобиля за счет изменения развесовки топлива. [ 16 ] Автор и бывший секретарь McLaren Эоин Янг сказал, что еще одной целью подвесных баков было освободить место для системы полного привода. [ 12 ] [ номер 2 ]
М7С
[ редактировать ]Главной отличительной особенностью M7C был полностью закрытый монокок, который обеспечивал большую жесткость на кручение, чем шасси ванны. Он был основан на автомобиле McLaren M10A Formula 5000 , который в свою очередь был создан на основе M7A. [ 12 ] [ 25 ] Один был сделан. [ 26 ]
М7Д
[ редактировать ]M7D был заказан отделом соревнований Alfa Romeo Autodelta и оснащен 3,0-литровым двигателем V8 от спортивного автомобиля Alfa Romeo T33 . По разным оценкам, пиковая мощность двигателя составляет от 410 л.с. (306 кВт) до 430 л.с. (321 кВт) (самый высокий показатель, как утверждается, достигается при 10 500 об / мин) с хорошим уровнем крутящего момента, но McLaren обнаружил, что производительность значительно различается. между единицами. Для размещения двигателя колесная база была удлинена до 96 дюймов (2400 мм), а для генератора была создана новая точка крепления , которая, в отличие от DFV, не была интегрирована с двигателем. Один был изготовлен, хотя неясно, было ли это новое шасси или переделка шасси M7B. [ 12 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]
История гонок
[ редактировать ]
В сезоне Формулы-1 1968 года, после двух лет работы единственным участником команды, [ 29 ] Партнером Брюса Макларена был Денни Халм . Халм был чемпионом мира в составе команды Brabham в 1967 году и в том же году выступал за McLaren в Can-Am , североамериканской серии гонок на спортивных автомобилях. [ 30 ] [ 31 ] В первом этапе чемпионата мира 1968 года — Гран-при Южной Африки , который проходил в январе, за четыре месяца до второго этапа — участвовал только Халм, который на M5A финишировал пятым. Первой гонкой M7A была Гонка Чемпионов в Брэндс-Хэтче , проводимая по правилам Формулы-1, но не являющаяся частью чемпионата мира. Там McLaren выиграла с поул-позиции, а Халм был третьим. Еще одна победа пришла на внечемпионатский турнир BRDC International Trophy в Сильверстоуне , на этот раз Халм финишировал первым, а McLaren вторым. В дебютном чемпионате M7A в Испании Халм был вторым, а McLaren сошел с дистанции, затем в Монако McLaren разбился, а Хьюм был пятым и последним. На Гран-при Бельгии они были пятым и шестым на стартовой решетке. Халм взял на себя инициативу и удерживал ее до тех пор, пока полуось не вышла из строя на двух третях пути. McLaren тогда был вторым после Джеки Стюарта, но Matra Стюарту пришлось сделать пит-стоп для дозаправки на последнем круге, что принесло McLaren победу, хотя Первоначально он считал, что финишировал вторым. [ 32 ] Это была первая победа команды McLaren на чемпионате мира, и Брюс Макларен стал вторым гонщиком после Джека Брэбэма , победившим на автомобиле, носившем их собственное имя; это также была последняя победа в его карьере. [ 13 ] [ 33 ]
После Бельгии конкурентоспособность шин McLaren Goodyear резко упала, и команда и ее машина отстали от соперников Грэма Хилла на его Lotus и Стюарта на его Matra. [ 13 ] [ 34 ] На Гран-при Голландии McLaren разбился, и Хьюм сошел с дистанции из-за отказа зажигания. [ 35 ] После того, как Lotus начала первые эксперименты с крыльями в Монако, а Ferrari и Brabham дебютировали с полноразмерными крыльями в Бельгии, McLaren установила заднее антикрыло на свою машину для Гран-при Франции . [ 35 ] [ 36 ] Однако, установленное над двигателем на подрессоренной массе автомобиля, оно было не столь эффективным, как антикрыло Лотуса, установленное на неподрессоренных элементах подвески. [ 13 ] Во Франции Хьюм был четвертым, затем пятым в Великобритании , но обе машины не смогли заработать очки на Гран-при Германии . [ 37 ] [ номер 3 ]

Улучшение формы произошло на Гран-при Италии , где автомобили ездили без крыльев, а Goodyear представила новые шины спецификации G9. McLaren квалифицировался в первом ряду и лидировал с самого начала, пока не замедлился на месте аварии и не был пойман Стюартом, Халмом и Джо Зиффертом на Lotus. бой Завязался стремительный ; McLaren сошел с дистанции из-за утечки масла на средней дистанции, но Хьюм выиграл. [ 13 ] [ 39 ] [ 40 ] Начиная с Гран-при Канады , третьим M7A управлял Дэн Герни , чья команда Anglo American Racers , за которую Брюс Макларен выступал в трех гонках в 1967 году. [ 41 ] – у них закончилось финансирование на собственные автомобили Eagle. Гурни сошел с дистанции из-за перегрева в Канаде, но Халм и Макларен продолжили свой успех, финишировав первым и вторым соответственно, хотя и после того, как все их сильнейшие соперники сошли с дистанции. Тогда Халм вместе лидировал в чемпионате пилотов, и оставалось еще две гонки. Он участвовал в соревнованиях к началу Гран-при США, но в конечном итоге сошел с дистанции из-за вращения, пит-стопов для ремонта поврежденных тормозных магистралей и отказа выходного вала коробки передач, из-за чего он снова развернулся, на этот раз в аварию. McLaren был шестым, Герни четвертым. Выйдя на финальную гонку в Мексике , Халм сохранил шанс защитить свой титул. McLaren финишировал там вторым, но Халм вылетел из-за поломки амортизатора подвески, что позволило Хиллу выиграть чемпионат пилотов. [ 42 ]

В 1969 году McLaren с неизменным составом пилотов разработала новый полноприводный автомобиль M9A , но пока он готовился, продолжал использовать старую машину. M9A в конечном итоге оказался неудачным и появился только один раз под управлением Дерека Белла на Гран-при Великобритании . На Гран-при Южной Африки Халм поднялся на подиум на M7A; Брюс использовал версию M7B, а к паре присоединился Бэзил ван Ройен на другом M7A. В Южной Африке на заводских автомобилях использовались задние крылья, прикрепленные непосредственно к подвеске на высоких стойках; На Гонке чемпионов M7B Брюса Макларена на тренировке был оснащен передним антикрылом с такой же стойкой, но в гонке оно не использовалось. Халм был третьим в Гонке Чемпионов, а затем на International Trophy Брюс Макларен перешёл на вариант M7C. McLaren квалифицировался 13-м на стартовой решетке Гран-при Испании, но воспользовался авариями и поломками тех, кто был впереди него, и финишировал вторым. На тренировках в Монако машинам были добавлены высокие передние крылья, но перед гонкой CSI вообще запретила крылья. В результате команде пришлось довольствоваться небольшой задней частью в форме «уточного хвоста». спойлер : McLaren и Халм мчатся на пятое и шестое места соответственно. Затем были снова разрешены крылья, хотя и не установленные на подвеске, и команды, ищущие лучшее решение, McLaren сначала выбрали заднее крыло в виде «чайного подноса», а затем более традиционный, низко расположенный аэродинамический профиль. [ 13 ] [ 21 ] [ 26 ] [ 43 ]
Тем временем команда Colin Crabbe Antique Automobiles купила M7B, и Вик Элфорд управлял им на Гран-при Голландии , заняв 10-е место. McLaren был четвертым, третьим и третьим на Гран-при Франции , Великобритании и Германии соответственно, но на каждом из них Халм, который квалифицировался в первом ряду во Франции и Великобритании, был выведен из игры из-за механической неисправности. Элфорд финишировал пятым во Франции, но затем разбился и уничтожил M7B на Нюрбургринге в Германии. Гран -при Италии в Монце породило еще одну непростую битву; на этот раз McLaren финишировала четвертой, хотя и отстала от победителя Стюарта всего на 0,19 секунды. Из-за большей ненадежности в Канаде и США машины финишировали пятыми, а на завершающей гонке сезона в Мексике Халм одержал единственную победу M7 в году. [ 13 ] [ 26 ] [ 43 ]
После того, как McLaren представила новый M14A в 1970 году, у M7 был только один рабочий выезд, когда Дэн Герни использовал M7A на Гран-при Великобритании 1970 года . Капер Джон Сёртиз купил M7C в качестве временного решения, пока его собственная машина Surtees TS7 не была готова. Он участвовал в четырех Гран-при, сошел с трех и финишировал шестым в Нидерландах . Затем машина перешла в руки Джо Боннье , который использовал ее еще в двух гонках в том году. M7D периодически использовался вместе с M14D Андреа де Адамич и Нанни Галли , квалифицировавшись и стартовав только в одной гонке - Гран-при Франции, где де Адамич финишировал без классификации. К 1971 году единственным участником этого типа был Боннье со своим M7C. Он использовал его в пяти гонках и показал лучший результат — 10-е место на Гран-при Италии .
Таблица результатов чемпионата мира
[ редактировать ]( ключ )
Таблица результатов вне чемпионата
[ редактировать ]( ключ )
Год | Команда | Двигатель | Шины | Драйверы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1968 | Брюс Макларен Автогонки | Форд Косворт DFV 3.0 V8 | Г | РПЦ | ИНТ. | ОЛЛ | ||||||
Брюс Макларен | 1 | 2 | ДНК | |||||||||
Денни Халм | 3 | 1 | ДНК | |||||||||
1969 | Брюс Макларен Автогонки | Форд Косворт DFV 3.0 V8 | Г | РПЦ | ИНТ. | БЕЗУМНЫЙ | ОЛЛ | |||||
Брюс Макларен | Верно | 6 | ||||||||||
Денни Халм | 3 | Верно | ||||||||||
1970 | Брюс Макларен Автогонки | Альфа Ромео 3.0 V8 | Г | РПЦ | ИНТ. | ОЛЛ | ||||||
Андреа де Адамич | ДНК | |||||||||||
Форд Косворт DFV 3.0 V8 | Питер Гетин | 6 | ||||||||||
Рейн Визелл | 5 | |||||||||||
1971 | Экюри Боннье | Форд Косворт DFV 3.0 V8 | Г | АРГ | РПЦ | ЧТО | СПР | ИНТ. | СЛИШКОМ | ОЛЛ | ВИК | |
Карлос Ройтеманн | 3 | |||||||||||
Да, Боннье | ДНК | |||||||||||
А.Г. Дин | Шевроле 5.0 V8 | ? | Тони Дин | 7 |
ПК-симуляция
[ редактировать ]В 2005 году детальная копия McLaren M7B была выпущена как часть бесплатного мода «69 Mod» для компьютерного гоночного симулятора Grand Prix Legends .
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Всего в 1966 и 1967 годах было проведено 20 гонок чемпионата мира Формулы-1, за каждую из которых начислялось максимум девять очков. [ 3 ] [ 4 ]
- ^ Янг (1995) называет версию «бокового бака» с «корзинными топливными баками» M7C, [ 17 ] очевидно, по ошибке, хотя неясно, обсуждает ли автор M7B или более ранний M7A с более ранними танками. В другом месте у Янга (1995) автор идентифицирует версию, оснащенную встроенными баками, как M7B, как и Най (1988) и Тейлор (2009). [ 12 ] [ 13 ] [ 16 ] [ 24 ]
- ^ Очки начислялись автомобилям, занявшим позиции с первого по шестое. [ 38 ]
- ^ Очки начислялись отдельно за каждую комбинацию шасси и двигателя. Таким образом, McLaren-Ford были пятыми в чемпионате мира с 35 очками, а McLaren-Alfa Romeo были 9-ми с нулевыми очками. Сумма McLaren-Ford включает очки, набранные другими моделями.
- ^ Очки начислялись отдельно за каждую комбинацию шасси и двигателя. Таким образом, McLaren-Ford были пятыми в чемпионате мира с 35 очками, а McLaren-Alfa Romeo были 9-ми с нулевыми очками. Сумма McLaren-Ford включает очки, набранные другими моделями.
- ^ Все баллы были набраны с другими моделями.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «МАКЛАРЕН В ФОРМУЛЕ 1» . mclaren.com . Архивировано из оригинала 28 мая 2008 года . Проверено 2 июля 2010 г.
- ^ Генри 1999 , стр. 15–18.
- ^ Jump up to: а б «Чемпионат мира Формулы-1 1966 года» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . Архивировано из оригинала 21 июня 2010 года . Проверено 21 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Чемпионат мира Формулы-1 1967 года» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . Архивировано из оригинала 19 июня 2010 года . Проверено 21 мая 2017 г.
- ^ «М2Б» . mclaren.com . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 24 мая 2010 г.
- ^ Най 1988 , стр. 100-1. 86–91
- ^ Jump up to: а б Янг 1995 , с. 107–108
- ^ Уильямс 1991 , с. 24
- ^ Jump up to: а б с Най 1988 , стр. 101-1. 52–54
- ^ Янг 1995 , с. 89
- ^ Jump up to: а б с д Най 1988 , стр. 101-1. 150–151
- ^ Jump up to: а б с д и Янг 1995 , с. 207–208
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Тейлор 2009 , стр. 48–51.
- ^ Най 1988 , с. 158
- ^ Най 1988 , с. 166
- ^ Jump up to: а б с Най 1988 , стр. 101-1. 154–155
- ^ Jump up to: а б Янг 1995 , стр. 97–98.
- ^ Лейн, Кейт (2002). Автомобильная промышленность, Аризона: Полный словарь автомобильных терминов Лейна . Издательство Велос. п. 306 . ISBN 1-903706-40-8 .
- ^ Jump up to: а б Най 1988 , с. 152
- ^ Уильямс 1991 , с. 25-26
- ^ Jump up to: а б Тремейн, Дэвид ; Хьюз, Марк (1998). Краткая энциклопедия Формулы-1 . Демпси Парр. стр. 210–211. ISBN 1-84084-037-4 .
- ^ Галпин, Даррен (22 июня 1999 г.). «Власть клиента: история Cosworth DFV» . 8 Вт . Проверено 2 июля 2010 г.
- ^ Причард, Энтони (1986). Справочник автомобилей Формулы-1 1966-1986 гг . Публикации Астон. стр. 153–154.
- ^ Най 1988 , с. 161
- ^ Най 1988 , Приложение 2.
- ^ Jump up to: а б с д Тейлор 2009 , стр. 56–59.
- ^ Янг 1995 , с. 193
- ^ Уильямс 1991 , с. 40
- ^ Jump up to: а б Най 1988 , Приложение 3
- ^ Дональдсон, Джеральд. «Денни Халм» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . Архивировано из оригинала 20 июня 2010 года . Проверено 21 мая 2017 г.
- ^ Хьюз, Марк . «Заводной апельсин – доминирование McLaren» . Брюс Макларен Траст . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 20 июня 2010 г.
- ^ Най 1988 , с. 153–156
- ^ Най 1988 , с. 157
- ^ Уильямс 1991 , с. 25
- ^ Jump up to: а б Най 1988 , с. 156
- ^ «Результаты Гран-при: Гран-при Монако, 1968» . grandprix.com . Проверено 4 июля 2010 г.
- ^ Най 1988 , с. 156–158
- ^ Jump up to: а б «Чемпионат мира Формулы-1 1968 года» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . Архивировано из оригинала 21 июня 2010 года . Проверено 21 мая 2017 г.
- ^ «Гран-при Италии 1968 года» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . Архивировано из оригинала 17 июня 2010 года . Проверено 21 мая 2017 г.
- ^ Най 1988 , с. 158–159
- ^ Най 1988 , стр. 100-1. 92–94
- ^ Най 1988 , с. 159–160
- ^ Jump up to: а б Най 1988 , стр. 101-1. 161–166
- ^ Тейлор 2009 , с. 290
- ^ «Чемпионат мира Формулы-1 1969 года» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . Архивировано из оригинала 21 июня 2010 года . Проверено 21 мая 2017 г.
- ^ «Чемпионат мира Формулы-1 1970 года» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . Архивировано из оригинала 21 июня 2010 года . Проверено 21 мая 2017 г.
- ^ «Чемпионат мира Формулы-1 1971 года» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . Архивировано из оригинала 21 июня 2010 года . Проверено 21 мая 2017 г.
- ^ «1968 Все команды» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . Архивировано из оригинала 11 июля 2010 года . Проверено 21 мая 2017 г.
- ^ «1969 Все команды» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . Архивировано из оригинала 11 июля 2010 года . Проверено 21 мая 2017 г.
- ^ «1970 Все команды» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . Архивировано из оригинала 17 июля 2010 года . Проверено 21 мая 2017 г.
- ^ «1971 Все команды» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . Архивировано из оригинала 28 июня 2010 года . Проверено 21 мая 2017 г.
- ^ «Результаты Гран-при Италии 1970 года (9.06.1970)» . Архив Гран-при . Крэш Медиа Групп. Архивировано из оригинала 23 июля 2011 года . Проверено 23 июня 2010 г.
- ^ «Все заявки на участие в гонках чемпионата Джо Боннье на McLaren» . Шикана F1 . Проверено 23 июня 2010 г.
- ^ «Результаты Гран-при Германии 1971 года (08.01.1971)» . Архив Гран-при . Крэш Медиа Групп. Архивировано из оригинала 23 июля 2011 года . Проверено 23 июня 2010 г.
Библиография
[ редактировать ]- Генри, Алан (1999). McLaren: гоночная команда Формулы-1 . Хейнс. ISBN 1-85960-425-0 .
- Най, Дуг (1988) [1984]. McLaren: Гран-при, Can-Am и Indy Cars (новое издание). Издательство Гильдии. ISBN 0-905138-54-6 .
- Тейлор, Уильям (2009) [2008]. Тремейн, Дэвид (ред.). McLaren - Автомобили 1964–2008 (второе изд.). Котери Пресс. ISBN 978-1-902351-34-6 .
- Уильямс, Джеффри (1991). McLaren: История гонок . Кровуд Пресс. ISBN 1-85223-603-5 .
- Янг, Эоин (1995) [1971]. Брюс Макларен: Человек и его гоночная команда . Патрик Стивенс. ISBN 1-85260-511-1 .