Jump to content

Макларен М7А

Макларен М7А
Категория Формула-1
Конструктор Макларен
Дизайнер(ы) Робин Херд
Гордон Коппак
Предшественник Макларен М5А
Преемник Макларен М9А / Макларен М14А
Технические характеристики
Шасси из алюминиевого и магниевого сплавов Монокок
Подвеска (передняя) Верхние и нижние верхние тяги, радиусные рычаги , подвесные винтовые пружины и амортизаторы.
Подвеска (задняя) Боковые верхние рычаги, сдвоенные радиусные рычаги , перевернутые поперечные рычаги , подвесные пружины и амортизаторы.
Двигатель Ford Cosworth DFV , 2993 куб.см, V8, без наддува, среднемоторный , продольно расположенный
Передача инфекции Hewland DG300 5-ступенчатая механическая коробка передач
Топливо Шелл (Макларен)
Залив (англ.)
Шины Гудиер (Макларен)
Данлоп (англ.)
История соревнований
Известные участники Брюс Макларен Автогонки ,
Англо-американские гонщики
Известные драйверы Новая Зеландия Брюс Макларен
Новая Зеландия Денни Халм
Соединенные Штаты Дэн Герни (англ.)
Дебют Гран-при Испании 1968 года.
Гонки Победы поляки Ф/кругов
22 4 0 0
Чемпионат конструкторов 0 (Лучшее: 2-е место - 1968 г. )
Чемпионат водителей 0

McLaren M7A и его варианты M7B , M7C и M7D были гоночными автомобилями Формулы-1 , построенными McLaren и использовавшимися в чемпионате мира с 1968 по 1971 год. После двух относительно неудачных лет соревнований Формулы-1 M7A был использован для того, чтобы одержать первую победу McLaren. на Гран-при Бельгии 1968 года .

Разработанный Робином Хердом и Гордоном Коппаком , M7A был первым автомобилем McLaren, оснащенным двигателем Cosworth DFV , который использовался командой до 1983 года. M7B имел подвесные топливные баки, а M7C — модифицированное шасси. M7D оснащался двигателем Alfa-Romeo.

M7A дебютировал в Гран-при на второй гонке чемпионата мира 1968 года . После победы в Бельгии в том же году компания одержала еще две победы, что помогло McLaren занять второе место в Кубке конструкторов.

Компания Bruce McLaren Motor Racing была основана в 1963 году; [ 1 ] Брюс Макларен был заводским гонщиком Cooper гоночной команды , участвовавшей в Формуле-1 , высшем международном соревновании на одноместных автомобилях . С 1966 года Макларен и его команда строили свои собственные автомобили Формулы-1 и участвовали в гонках. [ 2 ] Их первые два сезона были относительно неудачными: они набрали шесть очков (из потенциальных 180 очков). [ номер 1 ] ) и лучший результат четвёртый. [ 3 ] [ 4 ] Отсутствие подходящего двигателя вызвало проблемы: M2B автомобиля двигателям Ford и Serenissima V8 1966 года не хватало мощности. [ 5 ] [ 6 ] а M5A 1967 года двигатель British Racing Motors V12 появился только в середине сезона. [ 7 ]

В 1967 году Cosworth представила свой двигатель DFV , который поставлялся исключительно команде Lotus . Он сразу же добился успеха, выиграв свою первую гонку, а в 1968 году его стал доступен для покупки любой производитель. [ 7 ] McLaren купила пять двигателей DFV по цене 7500 фунтов стерлингов каждый. [ 8 ] Конструктор Робин Херд был принят в команду в 1965 году, до этого он работал аэрокосмическим инженером в Национальном заводе по производству газовых турбин (NGTE), где работал над проектом «Конкорд» . Его помощник Гордон Коппак был еще одним бывшим сотрудником NGTE. [ 9 ] [ 10 ] Херд начал проектирование M7A в конце 1967 года, но ушел, чтобы присоединиться к Cosworth до его завершения, оставив Коппака и Брюса Макларена завершить работу. [ 9 ] [ 11 ]

M7A представлял собой одноместный автомобиль с открытыми колесами и расположенным посередине двигателем, приводившим в движение задние колеса . типа ванны (то есть с открытым верхом), Шасси представляло собой монокок изготовленный из 22-го калибра панелей из алюминиевого сплава и панелей из магниевого сплава 20-го калибра , склеенных и заклепанных вместе и к трем стальным переборкам . Монокок заканчивался за сиденьем водителя, а двигатель использовался как нагруженная часть шасси, прикрепляясь болтами непосредственно к самой задней переборке. Затем коробка передач была прикреплена за двигателем, а задняя подвеска, состоящая из боковых верхних тяг, сдвоенных радиусных рычагов и перевернутых поперечных рычагов , прикреплена к коробке передач и задней переборке. Передняя подвеска – верхние и нижние поперечные рычаги и радиусные рычаги – и рулевая колонка крепились к двум переборкам перед водителем. Спиральные пружины и амортизаторы Koni , установленные снаружи кузова, использовались спереди и сзади. [ 11 ]

M7A на выставке в коллекции Донингтона

Внешний кузов в основном представлял собой монокок, за исключением носовой части и кабины, которые были закрыты панелями из стеклопластика (GRP); двигатель иногда также имел крышку из стеклопластика. [ 12 ] Колесная база составляла 94 дюйма (2400 мм); передняя колея 58 дюймов (1500 мм) и задняя колея 57 дюймов (1400 мм); вес составлял 1140 фунтов (520 кг). [ 13 ] Были использованы диски из магниевого сплава собственного производства McLaren; они имели диаметр 15 дюймов (380 мм) сзади и 15, а иногда и 13 дюймов (330 мм) в диаметре спереди. [ 11 ] [ 14 ] [ 15 ]

Топливо хранилось в баках, расположенных по бокам шасси, над ногами водителя и за его сиденьем, общей емкостью 40 британских галлонов (180 л). Для большинства гонок полная мощность не требовалась, поэтому бак над ногами водителя обычно был почти пуст. [ 11 ] Для первых двух гонок чемпионата мира M7A автомобиль Брюса Макларена был оснащен подвесными топливными баками «корзины», расположенными сбоку от кабины. У McLaren была теория, согласно которой управляемость спортивных гоночных автомобилей превосходит управляемость одноместных автомобилей из-за распределения веса топлива; танки-корзины были попыткой повторить это. По словам механика McLaren Тайлера Александра, эта идея была развита в ходе обсуждения с руководителем Lotus Колином Чепменом . После того, как машина была повреждена на Гран-при Монако 1968 года , ее перестроили без баков. [ 16 ] [ 17 ]

The размером 10 + 1 2 дюйма (270 мм) Дисковые тормоза были необычными как потому, что их производила Lockheed , когда большинство британских команд Формулы-1 использовали тормоза Girling , так и потому, что они были вентилируемыми. Вентилируемые диски, имеющие полую область между двумя внешними поверхностями диска для облегчения охлаждения. [ 18 ] – попробовала компания Lotus, страдавшая от проблем с растрескиванием, вызванных быстрым нагревом и охлаждением. Команда McLaren надеялась, что, если их диски будут установлены внутри колес, их диски будут сохранять более постоянную температуру. [ 19 ]

В сезоне 1968 года крылья , которые прижимают автомобиль и шины к земле, тем самым увеличивая скорость прохождения поворотов и сокращая тормозной путь. [ 20 ] – впервые появился на автомобилях Формулы-1 в гонках. Команды экспериментировали с различными конфигурациями крыльев, и руководящий орган спорта, CSI , регулировал их использование. [ 21 ] McLaren впервые экспериментировала с крыльями на своей разработке M2A Формулы-1 1965 года, но не использовала их на гоночном автомобиле следующего сезона, M2B. [ 9 ] M7A и его варианты имели различные конфигурации крыльев, как описано в разделе истории гонок.

Двигатель DFV, разработка которого финансировалась компанией Ford и который был спроектирован и изготовлен компанией Cosworth, обычно был атмосферным и имел восемь цилиндров, расположенных в V-образной конфигурации (т.е. V8 ) под углом 90 градусов. Блок из был изготовлен из алюминиевого сплава, а гильзы цилиндров — железа . Он имел четыре клапана на цилиндр, приводимые в действие двойными верхними распределительными валами . [ 22 ] Жидкостное охлаждение обеспечивалось радиатором, расположенным в носовой части, который вентилировался через каналы на верхней поверхности корпуса, а моторное масло охлаждалось радиатором, установленным на верхней части коробки передач сзади. [ 19 ] Пиковая мощность составляла 410 л.с. (306 кВт) при 9000 об/мин. Коробка передач была Hewland DG300. [ 23 ]

Заводские автомобили были окрашены в оранжевый оттенок, известный как папайя; это не был национальный гоночный цвет , однако этот цвет продолжал использоваться на заводских автомобилях McLaren до тех пор, пока в 1972 году не было получено спонсорство Yardley.

Варианты

[ редактировать ]

M7B представлял собой разовую модификацию шасси M7A, в которой топливо хранилось низко и по центру во встроенных баках по бокам кабины. Это был еще один результат теории Брюса Макларена об улучшении управляемости автомобиля за счет изменения развесовки топлива. [ 16 ] Автор и бывший секретарь McLaren Эоин Янг сказал, что еще одной целью подвесных баков было освободить место для системы полного привода. [ 12 ] [ номер 2 ]

Главной отличительной особенностью M7C был полностью закрытый монокок, который обеспечивал большую жесткость на кручение, чем шасси ванны. Он был основан на автомобиле McLaren M10A Formula 5000 , который в свою очередь был создан на основе M7A. [ 12 ] [ 25 ] Один был сделан. [ 26 ]

M7D был заказан отделом соревнований Alfa Romeo Autodelta и оснащен 3,0-литровым двигателем V8 от спортивного автомобиля Alfa Romeo T33 . По разным оценкам, пиковая мощность двигателя составляет от 410 л.с. (306 кВт) до 430 л.с. (321 кВт) (самый высокий показатель, как утверждается, достигается при 10 500 об / мин) с хорошим уровнем крутящего момента, но McLaren обнаружил, что производительность значительно различается. между единицами. Для размещения двигателя колесная база была удлинена до 96 дюймов (2400 мм), а для генератора была создана новая точка крепления , которая, в отличие от DFV, не была интегрирована с двигателем. Один был изготовлен, хотя неясно, было ли это новое шасси или переделка шасси M7B. [ 12 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]

История гонок

[ редактировать ]
Брюс Макларен (1937–1970) на M7C на Гран-при Германии 1969 года.

В сезоне Формулы-1 1968 года, после двух лет работы единственным участником команды, [ 29 ] Партнером Брюса Макларена был Денни Халм . Халм был чемпионом мира в составе команды Brabham в 1967 году и в том же году выступал за McLaren в Can-Am , североамериканской серии гонок на спортивных автомобилях. [ 30 ] [ 31 ] В первом этапе чемпионата мира 1968 года — Гран-при Южной Африки , который проходил в январе, за четыре месяца до второго этапа — участвовал только Халм, который на M5A финишировал пятым. Первой гонкой M7A была Гонка Чемпионов в Брэндс-Хэтче , проводимая по правилам Формулы-1, но не являющаяся частью чемпионата мира. Там McLaren выиграла с поул-позиции, а Халм был третьим. Еще одна победа пришла на внечемпионатский турнир BRDC International Trophy в Сильверстоуне , на этот раз Халм финишировал первым, а McLaren вторым. В дебютном чемпионате M7A в Испании Халм был вторым, а McLaren сошел с дистанции, затем в Монако McLaren разбился, а Хьюм был пятым и последним. На Гран-при Бельгии они были пятым и шестым на стартовой решетке. Халм взял на себя инициативу и удерживал ее до тех пор, пока полуось не вышла из строя на двух третях пути. McLaren тогда был вторым после Джеки Стюарта, но Matra Стюарту пришлось сделать пит-стоп для дозаправки на последнем круге, что принесло McLaren победу, хотя Первоначально он считал, что финишировал вторым. [ 32 ] Это была первая победа команды McLaren на чемпионате мира, и Брюс Макларен стал вторым гонщиком после Джека Брэбэма , победившим на автомобиле, носившем их собственное имя; это также была последняя победа в его карьере. [ 13 ] [ 33 ]

После Бельгии конкурентоспособность шин McLaren Goodyear резко упала, и команда и ее машина отстали от соперников Грэма Хилла на его Lotus и Стюарта на его Matra. [ 13 ] [ 34 ] На Гран-при Голландии McLaren разбился, и Хьюм сошел с дистанции из-за отказа зажигания. [ 35 ] После того, как Lotus начала первые эксперименты с крыльями в Монако, а Ferrari и Brabham дебютировали с полноразмерными крыльями в Бельгии, McLaren установила заднее антикрыло на свою машину для Гран-при Франции . [ 35 ] [ 36 ] Однако, установленное над двигателем на подрессоренной массе автомобиля, оно было не столь эффективным, как антикрыло Лотуса, установленное на неподрессоренных элементах подвески. [ 13 ] Во Франции Хьюм был четвертым, затем пятым в Великобритании , но обе машины не смогли заработать очки на Гран-при Германии . [ 37 ] [ номер 3 ]

Здесь можно увидеть M7B с Виком Элфордом в кабине на Гран-при Германии 1969 года ; он разбился на гонке

Улучшение формы произошло на Гран-при Италии , где автомобили ездили без крыльев, а Goodyear представила новые шины спецификации G9. McLaren квалифицировался в первом ряду и лидировал с самого начала, пока не замедлился на месте аварии и не был пойман Стюартом, Халмом и Джо Зиффертом на Lotus. бой Завязался стремительный ; McLaren сошел с дистанции из-за утечки масла на средней дистанции, но Хьюм выиграл. [ 13 ] [ 39 ] [ 40 ] Начиная с Гран-при Канады , третьим M7A управлял Дэн Герни , чья команда Anglo American Racers , за которую Брюс Макларен выступал в трех гонках в 1967 году. [ 41 ] – у них закончилось финансирование на собственные автомобили Eagle. Гурни сошел с дистанции из-за перегрева в Канаде, но Халм и Макларен продолжили свой успех, финишировав первым и вторым соответственно, хотя и после того, как все их сильнейшие соперники сошли с дистанции. Тогда Халм вместе лидировал в чемпионате пилотов, и оставалось еще две гонки. Он участвовал в соревнованиях к началу Гран-при США, но в конечном итоге сошел с дистанции из-за вращения, пит-стопов для ремонта поврежденных тормозных магистралей и отказа выходного вала коробки передач, из-за чего он снова развернулся, на этот раз в аварию. McLaren был шестым, Герни четвертым. Выйдя на финальную гонку в Мексике , Халм сохранил шанс защитить свой титул. McLaren финишировал там вторым, но Халм вылетел из-за поломки амортизатора подвески, что позволило Хиллу выиграть чемпионат пилотов. [ 42 ]

Брюс Макларен (белая балаклава) готовится занять свое место в своем M7C перед Гран-при Нидерландов 1969 года .

В 1969 году McLaren с неизменным составом пилотов разработала новый полноприводный автомобиль M9A , но пока он готовился, продолжал использовать старую машину. M9A в конечном итоге оказался неудачным и появился только один раз под управлением Дерека Белла на Гран-при Великобритании . На Гран-при Южной Африки Халм поднялся на подиум на M7A; Брюс использовал версию M7B, а к паре присоединился Бэзил ван Ройен на другом M7A. В Южной Африке на заводских автомобилях использовались задние крылья, прикрепленные непосредственно к подвеске на высоких стойках; На Гонке чемпионов M7B Брюса Макларена на тренировке был оснащен передним антикрылом с такой же стойкой, но в гонке оно не использовалось. Халм был третьим в Гонке Чемпионов, а затем на International Trophy Брюс Макларен перешёл на вариант M7C. McLaren квалифицировался 13-м на стартовой решетке Гран-при Испании, но воспользовался авариями и поломками тех, кто был впереди него, и финишировал вторым. На тренировках в Монако машинам были добавлены высокие передние крылья, но перед гонкой CSI вообще запретила крылья. В результате команде пришлось довольствоваться небольшой задней частью в форме «уточного хвоста». спойлер : McLaren и Халм мчатся на пятое и шестое места соответственно. Затем были снова разрешены крылья, хотя и не установленные на подвеске, и команды, ищущие лучшее решение, McLaren сначала выбрали заднее крыло в виде «чайного подноса», а затем более традиционный, низко расположенный аэродинамический профиль. [ 13 ] [ 21 ] [ 26 ] [ 43 ]

Тем временем команда Colin Crabbe Antique Automobiles купила M7B, и Вик Элфорд управлял им на Гран-при Голландии , заняв 10-е место. McLaren был четвертым, третьим и третьим на Гран-при Франции , Великобритании и Германии соответственно, но на каждом из них Халм, который квалифицировался в первом ряду во Франции и Великобритании, был выведен из игры из-за механической неисправности. Элфорд финишировал пятым во Франции, но затем разбился и уничтожил M7B на Нюрбургринге в Германии. Гран -при Италии в Монце породило еще одну непростую битву; на этот раз McLaren финишировала четвертой, хотя и отстала от победителя Стюарта всего на 0,19 секунды. Из-за большей ненадежности в Канаде и США машины финишировали пятыми, а на завершающей гонке сезона в Мексике Халм одержал единственную победу M7 в году. [ 13 ] [ 26 ] [ 43 ]

После того, как McLaren представила новый M14A в 1970 году, у M7 был только один рабочий выезд, когда Дэн Герни использовал M7A на Гран-при Великобритании 1970 года . Капер Джон Сёртиз купил M7C в качестве временного решения, пока его собственная машина Surtees TS7 не была готова. Он участвовал в четырех Гран-при, сошел с трех и финишировал шестым в Нидерландах . Затем машина перешла в руки Джо Боннье , который использовал ее еще в двух гонках в том году. M7D периодически использовался вместе с M14D Андреа де Адамич и Нанни Галли , квалифицировавшись и стартовав только в одной гонке - Гран-при Франции, где де Адамич финишировал без классификации. К 1971 году единственным участником этого типа был Боннье со своим M7C. Он использовал его в пяти гонках и показал лучший результат — 10-е место на Гран-при Италии .

Таблица результатов чемпионата мира

[ редактировать ]

( ключ )

Год Команда Двигатель Шины Драйверы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Очки ВСЦ
1968 Брюс Макларен Автогонки Форд Косворт DFV 3.0 V8 Г ЮАР ESP МОЙ БЕЛ ВНИЗ ОТ Великобритания ДАВАТЬ ОНА МОЖЕТ олень МЕКСИКА 49 2-й
Брюс Макларен Верно Верно 1 Верно 8 7 13 Верно 2 6 2
Денни Халм 2 5 Верно Верно 5 4 7 1 1 Верно Верно
Англо-американские гонщики и Герни Верно 4 Верно
1969 Брюс Макларен Автогонки Форд Косворт DFV 3.0 V8 Г ЮАР ESP МОЙ ВНИЗ ОТ Великобритания ДАВАТЬ ОНА МОЖЕТ олень МЕКСИКА 38 4-й
Брюс Макларен 5 2 5 Верно 4 3 3 4 5 DNS DNS
Денни Халм 3 4 6 4 8 Верно Верно 7 Верно Верно 1
Колин Крэбб Антикварные автомобили Вик Элфорд 10 5 6 Верно
Команда Лоусона Д Бэзил ван Ройен Верно
1970 Брюс Макларен Автогонки Альфа Ромео 3.0 V8 Г ЮАР ESP МОЙ БЕЛ ВНИЗ ОТ Великобритания ДАВАТЬ АВТО ОНА МОЖЕТ олень МЕКСИКА 0
 
9-е
[ номер 4 ]
Андреа де Адамич DNQ DNQ Северная Каролина DNS
Нанни Галли DNQ
Экюри Боннье Форд Косворт DFV 3.0 V8 Да, Боннье DNQ Верно 35
 
5-е место
[ кол. 5 ]
Команда Сёртиз Ф Джон Сёртис Верно Верно Верно 6
1971 Экюри Боннье Форд Косворт DFV 3.0 V8 Г ЮАР ESP МОЙ ВНИЗ ОТ Великобритания ДАВАТЬ АВТО ОНА МОЖЕТ олень 10
 
6-е место
[ номер 6 ]
Да, Боннье Верно DNQ DNS 10 16
Хельмут Марко DNS
Ссылки [ 29 ] [ 38 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ]

Таблица результатов вне чемпионата

[ редактировать ]

( ключ )

Год Команда Двигатель Шины Драйверы 1 2 3 4 5 6 7 8
1968 Брюс Макларен Автогонки Форд Косворт DFV 3.0 V8 Г РПЦ ИНТ. ОЛЛ
Брюс Макларен 1 2 ДНК
Денни Халм 3 1 ДНК
1969 Брюс Макларен Автогонки Форд Косворт DFV 3.0 V8 Г РПЦ ИНТ. БЕЗУМНЫЙ ОЛЛ
Брюс Макларен Верно 6
Денни Халм 3 Верно
1970 Брюс Макларен Автогонки Альфа Ромео 3.0 V8 Г РПЦ ИНТ. ОЛЛ
Андреа де Адамич ДНК
Форд Косворт DFV 3.0 V8 Питер Гетин 6
Рейн Визелл 5
1971 Экюри Боннье Форд Косворт DFV 3.0 V8 Г АРГ РПЦ ЧТО СПР ИНТ. СЛИШКОМ ОЛЛ ВИК
Карлос Ройтеманн 3
Да, Боннье ДНК
А.Г. Дин Шевроле 5.0 V8 ? Тони Дин 7

ПК-симуляция

[ редактировать ]

В 2005 году детальная копия McLaren M7B была выпущена как часть бесплатного мода «69 Mod» для компьютерного гоночного симулятора Grand Prix Legends .

Примечания

[ редактировать ]
  1. Всего в 1966 и 1967 годах было проведено 20 гонок чемпионата мира Формулы-1, за каждую из которых начислялось максимум девять очков. [ 3 ] [ 4 ]
  2. ^ Янг (1995) называет версию «бокового бака» с «корзинными топливными баками» M7C, [ 17 ] очевидно, по ошибке, хотя неясно, обсуждает ли автор M7B или более ранний M7A с более ранними танками. В другом месте у Янга (1995) автор идентифицирует версию, оснащенную встроенными баками, как M7B, как и Най (1988) и Тейлор (2009). [ 12 ] [ 13 ] [ 16 ] [ 24 ]
  3. ^ Очки начислялись автомобилям, занявшим позиции с первого по шестое. [ 38 ]
  4. ^ Очки начислялись отдельно за каждую комбинацию шасси и двигателя. Таким образом, McLaren-Ford были пятыми в чемпионате мира с 35 очками, а McLaren-Alfa Romeo были 9-ми с нулевыми очками. Сумма McLaren-Ford включает очки, набранные другими моделями.
  5. ^ Очки начислялись отдельно за каждую комбинацию шасси и двигателя. Таким образом, McLaren-Ford были пятыми в чемпионате мира с 35 очками, а McLaren-Alfa Romeo были 9-ми с нулевыми очками. Сумма McLaren-Ford включает очки, набранные другими моделями.
  6. ^ Все баллы были набраны с другими моделями.
  1. ^ «МАКЛАРЕН В ФОРМУЛЕ 1» . mclaren.com . Архивировано из оригинала 28 мая 2008 года . Проверено 2 июля 2010 г.
  2. ^ Генри 1999 , стр. 15–18.
  3. ^ Jump up to: а б «Чемпионат мира Формулы-1 1966 года» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . Архивировано из оригинала 21 июня 2010 года . Проверено 21 мая 2017 г.
  4. ^ Jump up to: а б «Чемпионат мира Формулы-1 1967 года» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . Архивировано из оригинала 19 июня 2010 года . Проверено 21 мая 2017 г.
  5. ^ «М2Б» . mclaren.com . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 24 мая 2010 г.
  6. ^ Най 1988 , стр. 100-1. 86–91
  7. ^ Jump up to: а б Янг 1995 , с. 107–108
  8. ^ Уильямс 1991 , с. 24
  9. ^ Jump up to: а б с Най 1988 , стр. 101-1. 52–54
  10. ^ Янг 1995 , с. 89
  11. ^ Jump up to: а б с д Най 1988 , стр. 101-1. 150–151
  12. ^ Jump up to: а б с д и Янг 1995 , с. 207–208
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Тейлор 2009 , стр. 48–51.
  14. ^ Най 1988 , с. 158
  15. ^ Най 1988 , с. 166
  16. ^ Jump up to: а б с Най 1988 , стр. 101-1. 154–155
  17. ^ Jump up to: а б Янг 1995 , стр. 97–98.
  18. ^ Лейн, Кейт (2002). Автомобильная промышленность, Аризона: Полный словарь автомобильных терминов Лейна . Издательство Велос. п. 306 . ISBN  1-903706-40-8 .
  19. ^ Jump up to: а б Най 1988 , с. 152
  20. ^ Уильямс 1991 , с. 25-26
  21. ^ Jump up to: а б Тремейн, Дэвид ; Хьюз, Марк (1998). Краткая энциклопедия Формулы-1 . Демпси Парр. стр. 210–211. ISBN  1-84084-037-4 .
  22. ^ Галпин, Даррен (22 июня 1999 г.). «Власть клиента: история Cosworth DFV» . 8 Вт . Проверено 2 июля 2010 г.
  23. ^ Причард, Энтони (1986). Справочник автомобилей Формулы-1 1966-1986 гг . Публикации Астон. стр. 153–154.
  24. ^ Най 1988 , с. 161
  25. ^ Най 1988 , Приложение 2.
  26. ^ Jump up to: а б с д Тейлор 2009 , стр. 56–59.
  27. ^ Янг 1995 , с. 193
  28. ^ Уильямс 1991 , с. 40
  29. ^ Jump up to: а б Най 1988 , Приложение 3
  30. ^ Дональдсон, Джеральд. «Денни Халм» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . Архивировано из оригинала 20 июня 2010 года . Проверено 21 мая 2017 г.
  31. ^ Хьюз, Марк . «Заводной апельсин – доминирование McLaren» . Брюс Макларен Траст . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 20 июня 2010 г.
  32. ^ Най 1988 , с. 153–156
  33. ^ Най 1988 , с. 157
  34. ^ Уильямс 1991 , с. 25
  35. ^ Jump up to: а б Най 1988 , с. 156
  36. ^ «Результаты Гран-при: Гран-при Монако, 1968» . grandprix.com . Проверено 4 июля 2010 г.
  37. ^ Най 1988 , с. 156–158
  38. ^ Jump up to: а б «Чемпионат мира Формулы-1 1968 года» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . Архивировано из оригинала 21 июня 2010 года . Проверено 21 мая 2017 г.
  39. ^ «Гран-при Италии 1968 года» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . Архивировано из оригинала 17 июня 2010 года . Проверено 21 мая 2017 г.
  40. ^ Най 1988 , с. 158–159
  41. ^ Най 1988 , стр. 100-1. 92–94
  42. ^ Най 1988 , с. 159–160
  43. ^ Jump up to: а б Най 1988 , стр. 101-1. 161–166
  44. ^ Тейлор 2009 , с. 290
  45. ^ «Чемпионат мира Формулы-1 1969 года» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . Архивировано из оригинала 21 июня 2010 года . Проверено 21 мая 2017 г.
  46. ^ «Чемпионат мира Формулы-1 1970 года» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . Архивировано из оригинала 21 июня 2010 года . Проверено 21 мая 2017 г.
  47. ^ «Чемпионат мира Формулы-1 1971 года» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . Архивировано из оригинала 21 июня 2010 года . Проверено 21 мая 2017 г.
  48. ^ «1968 Все команды» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . Архивировано из оригинала 11 июля 2010 года . Проверено 21 мая 2017 г.
  49. ^ «1969 Все команды» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . Архивировано из оригинала 11 июля 2010 года . Проверено 21 мая 2017 г.
  50. ^ «1970 Все команды» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . Архивировано из оригинала 17 июля 2010 года . Проверено 21 мая 2017 г.
  51. ^ «1971 Все команды» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . Архивировано из оригинала 28 июня 2010 года . Проверено 21 мая 2017 г.
  52. ^ «Результаты Гран-при Италии 1970 года (9.06.1970)» . Архив Гран-при . Крэш Медиа Групп. Архивировано из оригинала 23 июля 2011 года . Проверено 23 июня 2010 г.
  53. ^ «Все заявки на участие в гонках чемпионата Джо Боннье на McLaren» . Шикана F1 . Проверено 23 июня 2010 г.
  54. ^ «Результаты Гран-при Германии 1971 года (08.01.1971)» . Архив Гран-при . Крэш Медиа Групп. Архивировано из оригинала 23 июля 2011 года . Проверено 23 июня 2010 г.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8594542e002aa2be3e68b99431a52f81__1712411040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/85/81/8594542e002aa2be3e68b99431a52f81.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
McLaren M7A - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)