Бэзил ван Ройен
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
![]() Ван Ройен после гонки в Южной Африке, 1969 год. | |
Рожденный | Йоханнесбург , Южная Африка | 19 апреля 1939 г.
---|---|
Умер | 14 сентября 2023 г. Новый Южный Уэльс , Австралия | (84 года)
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |
Национальность | ![]() |
Активные годы | 1968 – 1969 |
Команды | нерабочий Купер , нерабочий Макларен |
Записи | 2 |
Чемпионаты | 0 |
Победы | 0 |
Подиумы | 0 |
Карьерные очки | 0 |
Поул-позиции | 0 |
Самые быстрые круги | 0 |
Первая запись | Гран-при Южной Африки 1968 года. |
Последняя запись | Гран-при Южной Африки 1969 года. |
Бэзил ван Ройен (19 апреля 1939 — 14 сентября 2023) — южноафриканский автогонщик , разработчик гоночных автомобилей, изобретатель и инженер. Его карьера включала участие в гонках на мотоциклах, Anglia, Lotus Cortina, Mustang, Alfa Romeo, Capri Perana Chevy Can-am, седанах Fiat/Ferrari, спортивных автомобилях, одноместных автомобилях и Формуле 1.
Участие
[ редактировать ]Пуч 250 . Он начал участвовать в гонках на мотоциклах в 1957 году, участвуя в 24-часовой гонке на трассе Grand Central, узкой гоночной трассе недалеко от Йоханнесбурга. В то время ему было 18 лет, он только что получил лицензию.
Спринтерские гонки
[ редактировать ]Форд Англия 105Е . Домашние модификации и некоторые импортные детали принесли множество побед в классе и места в общем зачете в 1961 и 1962 годах на недавно открытом ипподроме Кьялами. В 1963 году модернизирован до Cortina 1200cc.
В 1964 году Ford Motor Company SA подарила два Lotus Cortinas самым успешным гонщикам SA Ford. (1 ван Ройену и Su Performance, производительному магазину, где он был управляющим директором, для участия в новом общенациональном чемпионате SA Saloon Car Championship и 1 Вилли Мейсснеру, талантливому бывшему инженеру GSM Dart из Meissner Motors и гонщику Кусу Сванеполу, который участвовал в гонках Англия 1500). Автомобиль BvR поначалу не мог угнаться за ним, и Свейнпол выиграл чемпионат SA Saloon Car Championship 1964 года.
В 1965 году навыки развития ван Ройена превзошли Мейсснера, его заклятого врага, он был быстрее и выиграл все или почти все гонки.
Гонки SA Saloon Car Championship стали настолько популярны среди любителей гонок, что в 1966 году Ford SA подарил той же паре новые Ford Mustang V8. Автомобиль BvR был стабильно быстрее, и он выиграл все гонки и стал чемпионом SA Saloon 1966 и 1967 годов. [ 1 ]
В 1968 году Alfa Romeo импортировала Auto Delta Alfa GTA, но она была недостаточно быстрой, поэтому они убедили ван Ройена заняться разработкой. (Он участвовал в гонках Alfa GTV с 1966 года в серии Onyx Production Car Series, дополнительных мероприятиях на стадионе Кьялами.) Ван Ройен разработал короткоходный двигатель объемом 2000 куб. См, который вскоре стал быстрее, чем его Мустанг, и начал очень успешно конкурировать с новыми двигателями Мейснера и Ford SA. Эскорт с двигателями 4v объемом 1800 и 2000 куб.см.
Арнольд Чатц занял пост позже, когда ван Ройен стал участвовать в гонках на одноместных автомобилях. Его уговорили принять участие в гонке со старшим бывшим Джоном Лавом Купером Климаксом против чемпионов мира на Гран-при Южной Африки 1968 года. Ему настолько понравился дебют одноместных автомобилей, что он импортировал более новый Brabham для участия в остальных соревнованиях SA до конца 1968 года, а затем MacLaren 1968 года в 1969 году. К моменту участия в Гран-при ЮАР 1969 года одержал 3 победы в Формуле-1. Позже в том же году он попал в серьезную аварию на прямой Кьялами во время испытаний шин, в результате которой машина была разрушена, и ему потребовалось время, чтобы восстановиться.
Похоже, ван Ройен настолько впечатлил команды Гран-при Формулы-1 своим вождением на Гран-при Кьялами 1969 года, что Кен Тиррелл предложил ему участие в Формуле-1, чтобы он немедленно присоединился к своей команде в качестве второго пилота после лидера команды Джеки Стюарта. Из-за его травм в результате крушения Кьялами это было невозможно. [ 2 ]
В 1970 году продолжил участвовать в гонках серийных автомобилей Onyx и выиграл чемпионат серийных автомобилей Onyx на Alfa GTV.

В 1971 году Пэдди Драйвер предложил ван Ройену опробовать свой старый одноместный автомобиль F5000, чтобы проверить, осталось ли у него сердце гонщика, и ван Ройен финишировал третьим и первым в F5000, уступив двум машинам Формулы-1, удовлетворив себя.
В 1971 году были введены новые правила проведения чемпионата серийных автомобилей Трансвааля. Победителем стал Ford Capri Perana V8 (специальный автомобиль SA, произведенный Basil Green Motors). [ 3 ] Ван Ройен купил один из них и вскоре смог регулярно побеждать заводскую машину.
Этот специальный автомобиль SA подал ван Ройену идею! Он сделал General Motors предложение продать автомобиль, аналогичный Ford Capri V8 Бэзила Грина. Разработали свой Vauxhall Firenza, используя 302-кубовый двигатель Camaro V8 и ходовую часть. GM (SA) должна была построить 100 автомобилей, в чем их убедил Ван Ройен, и продать их на местном уровне, чтобы этот автомобиль, получивший название Chev Can-am, мог участвовать в гонках. [ 4 ]

Два гоночных автомобиля стали великолепными гоночными седанами, установили первый рекорд круга на скорости 100 миль в час, выиграли вводную гонку и продолжили с легкими победами, поскольку конкуренты были спугнуты. Эти Can-am сегодня весьма популярны среди коллекционеров. [ 5 ]
В 1977 году он отправился в Австралию, чтобы участвовать в известных соревнованиях Sandown 500 и Bathurst 1000 на местном GM Holden V8 Torana против Ford V8. Он занял 4-е место в Сэндауне на устаревшей модели A9X. [ 6 ] SL5000, который он делил с чемпионом Великобритании по седанам Джерри Маршаллом в Батерсте, сошел с дистанции из-за сломанного сиденья.
В 1979 году организаторы гонок представили новую гоночную формулу, позволяющую комбинировать любой двигатель/шасси одной марки. Fiat SA заинтересовался. Для этого потребовалось изготовить автомобиль с пространственной рамой и панелями из стекловолокна, похожий на Fiat 131, в сочетании с 2,5-литровым двигателем Ferrari v6 с турбонаддувом мощностью 600 л.с. Этот автомобиль быстро оказался одним из самых быстрых седанов в гонках, но вскоре после дебюта Fiat решил, под давлением санкций против SA, уйти из страны. Автомобиль был продан, но в нем по-прежнему участвовали другие гонщики. [ 7 ] Формула просуществовала недолго.
Гонки на выносливость
[ редактировать ]Помимо вышеупомянутых спринтерских гонок, ван Ройен почти каждый год участвовал в ежегодных 9-часовых гонках на выносливость в Кьялами и 3-часовой серии эндуро в Спрингбоке, разделяя поездки с местными гонщиками Арнольдом Чацем, Эдди Кейзаном, Дэйвом Чарльтоном, Чаппи Уиксом, Джорджем Сантаной, Брайан Дэвис, Джефф Мортимер, Колин Берфорд, Антонио Пришиньо, Питер Гоф и зарубежный владелец/гонщики Нанни. Галли, Кристин Беккер, Тони Дин. Лучшим результатом стало 2-е место с Тони Дином за рулем Ferrari Dino в 9-часовой гонке Кьялами 1968 года.
Mazda SA привезла свой конкурентный седан Mazda RX100 из Японии с заводской командой поддержки на серию Springbok Endurance Series 1971 года, Ван Ройен и Гоф в качестве пилотов. Характеристики двигателя были впечатляющими, но ван Ройен был настолько разочарован управляемостью, что позвонил начальнику завода в SA и попросил разрешения на внесение изменений. Итак, всего за 2 дня до гонки переднюю подвеску сняли, детали и кронштейны вырезали, приварили, погнули и т. д., а затем собрали заново – к ужасу японских механиков! (После этого он притирался, - говорится в тексте! - до 4 секунд быстрее??) [ 8 ]
изобретатель
[ редактировать ]![]() |
- Автоматические очистители бассейнов всегда пропускают определенные участки во время цикла очистки. Изобрел Twister для добавления к всасывающей линии, который был запатентован и настолько успешен, что гонорары до сих пор поступают. [ 9 ]
- Став свидетелем серьезных аварий в Формуле-1, вызванных широко открытым заклиниванием дроссельной заслонки, он изобрел специальное устройство, которое можно было установить на тормозную гидравлику, отключающее мощность зажигания при сильном превышении тормозного давления.
- Значительно опередив свое время, еще до того, как это пришло в голову ведущим мировым командам Формулы-1, он изобрел и изготовил успешную автоматически активируемую пружиной систему уменьшения лобового сопротивления заднего крыла, которая была прикреплена к высокому крылу его автомобиля Формулы-1, уменьшая угол атаки. Вскоре после этого конфигурация с высоким крылом была запрещена FIA из-за поломки крепления крыла.
- Разрабатывается двухтактный силовой агрегат CITS, который в настоящее время все еще совершенствуется. Одна из наиболее многообещающих новых идей внутреннего сгорания, предлагающая снижение расхода топлива, исключение смешивания масла с топливом, соответствие глобальным нормам выбросов смога, улучшенный крутящий момент и мощность на всех оборотах, лучшую мощность на единицу веса по сравнению с другими двухтактными и четырехтактными двигателями. . [ 10 ]
Участие в гонках Гран-при Формулы-1.
[ редактировать ]Ван Ройен участвовал в двух Гран-при чемпионата мира Формулы-1 , дебютировав 1 января 1968 года. [ 11 ] Он ушел из обоих, не набрав ни одного чемпионского очка.
Личная жизнь и смерть
[ редактировать ]В более позднем возрасте Ван Ройену поставили диагноз мезотелиома , вызванная асбестом . Он умер в Новом Южном Уэльсе , Австралия, 14 сентября 2023 года в возрасте 84 лет. [ 12 ]
Гоночный рекорд
[ редактировать ]Полные результаты чемпионата мира Формулы-1
[ редактировать ]( ключ )
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | МЦД | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1968 | Джон Лав | Купер Т79 | Кульминация прямо-4 | ЮАР Верно |
ESP | МОЙ | БЕЛ | ВНИЗ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | МОЖЕТ | олень | МЕКСИКА | Северная Каролина | 0 |
1969 | Команда Лоусона | Макларен М7А | Форд V8 | ЮАР Верно |
ESP | МОЙ | ВНИЗ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | МОЖЕТ | олень | МЕКСИКА | Северная Каролина | 0 |
Полные результаты чемпионата Британских седанов
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг.)
Год | Команда | Машина | Сорт | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Поз. | оч | Сорт |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1966 | Гоночная команда Su Performance | Форд Мустанг | Д | SNE | ИДТИ | SIL | ПЛАКАТЬ | БРХ | БРХ Верно |
ОЛЛ ?† |
БРХ | 40-й | 2 | 10-е место |
Источник: [ 13 ]
|
† События с двумя гонками для разных классов.
Полные результаты Bathurst 1000
[ редактировать ]Год | Команда | штурман | Машина | Сорт | Круги | Поз. | Сорт поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1977 | ![]() |
![]() |
Holden LX Torana SS A9X Хэтчбек | 3001cc - 6000cc | 107 | ДНФ | ДНФ |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ страница 5 Чемпионы Южной Африки по автогонкам
- ^ цитата с сайта Макларена
- ^ SA Ford Capri Perana
- ^ SA Chev Can-am
- ^ Публикация книги: Кьялами размышления об истории, стр. 396-400. ISBN 978-0-620-48826-6
- ^ Результаты Сандауна 1977 года
- ^ фотографии Fiat/Ferrari
- ^ страница 400 История Кьялами
- ^ короткое видео о добавлении всасывающего шланга для очистителя бассейна "twister"
- ^ Объяснение CITS - двухтактного двигателя с независимым картером
- ^ «Наследие Роя Хескета» . Наследие трассы Роя Хескета. Архивировано из оригинала 5 мая 2018 года . Проверено 26 октября 2015 г.
- ^ «Бэзил ван Ройен» . Старые гоночные автомобили . Проверено 15 сентября 2023 г.
- ^ де Йонг, Фрэнк. «Чемпионат Великобритании по седанам» . История автомобильных гонок 1952-1993 гг . Проверено 3 октября 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Фотографии ван Ройена и различных гоночных автомобилей
- Профиль на сайте www.grandprix.com.
- Публикация книги: Кьялами размышления об истории, стр. 396-400. ISBN 978-0-620-48826-6
- Серия «Спрингбок» Грега Миллса ISBN 978-1919969435 Книга об эпохе спорта и автогонок в Южной Африке
- сборник статей журналистов SA
- CITS — двухтактный двигатель с независимым картером