Хонда в Формуле-1
этой статьи Начальный раздел может оказаться слишком длинным . ( апрель 2024 г. ) |
Полное имя | Команда Honda Racing F1 (2006–2008) Хонда научно-исследовательская компания (1964–1968) |
---|---|
База | |
Известный персонал | Ёсио Накамура Нобухико Кавамото Ёситоси Сакураи Осаму Гото Такео Киучи Росс Браун Ник Фрай Тойохару Танабэ Масаси Ямамото Ясуаки Асаки |
Известные драйверы | Ронни Бакнум Ричи Гинтер Да, Шлессер Джон Сёртис Дженсон Баттон Рубенс Баррикелло |
Веб-сайт | Хонда |
Предыдущее имя | Британско-американские гонки |
Следующее имя | Команда Формулы-1 Brawn GP |
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |
Первая запись | Гран-при Германии 1964 года. |
Заявленные гонки | 88 |
Двигатели | Хонда |
Конструкторы Чемпионаты | 0 |
Водителей Чемпионаты | 0 |
Победы в гонках | 3 |
Подиумы | 9 |
Очки | 154 |
Поул-позиции | 2 |
Самые быстрые круги | 2 |
Последняя запись | Гран-при Бразилии 2008 года. |
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |
---|---|
Первая запись | Гран-при Германии 1964 года. |
Последняя запись | Гран-при Абу-Даби 2021 года |
Заявленные гонки | 482 (481 старт) |
Шасси | Honda, Spirit , Williams , Lotus , McLaren , Tyrrell , BAR , Jordan , Super Aguri , Toro Rosso , Red Bull , AlphaTauri |
Чемпионат конструкторов | 6 ( 1986 , 1987 , 1988 , 1989 , 1990 , 1991 ) [а] |
Водителей Чемпионаты | 6 ( 1987 , 1988 , 1989 , 1990 , 1991 , 2021 ) [б] |
Победы в гонках | 89 [с] |
Подиумы | 223 |
Очки | 3409 |
Поул-позиции | 90 |
Самые быстрые круги | 76 |
Японский производитель автомобилей Honda участвовал в Формуле-1 в качестве производителя двигателей и владельца команды в различные периоды с 1964 года. Участие Honda в Формуле-1 началось с участия всей команды и двигателей в сезоне 1964 года , а в 1965 году они достигли своего первого победа на Гран-при Мексики . После дальнейшего успеха с Джоном Сёртисом , Honda отказалась от участия в конце сезона 1968 года из-за трудностей с продажей дорожных автомобилей в Соединенных Штатах и водителя Honda Джо Шлессера . фатальной аварии [3]
Honda вернулась в 1983 году как производитель двигателей, что положило начало очень успешному периоду для компании. После побед в гонках в 1984 и 1985 годах Хонда выигрывала чемпионат конструкторов каждый год в период с 1986 по 1991 год с Williams и McLaren , а также чемпионат пилотов каждый год с 1987 по 1991 год с Нельсоном Пике , Айртоном Сенной и Аленом Простом . Honda вышла из компании в конце 1992 года после того, как достигла своих целей и пережила лопнувший пузырь цен на активы в Японии .
Хонда снова вернулась в 2000 году , поставляя двигатели для British American Racing (BAR). BAR-Honda заняла второе место в Кубке конструкторов в 2004 году , а к концу 2005 года Honda выкупила команду BAR, которая в 2006 году была переименована в Honda . После победы в 2006 году с Дженсоном Баттоном на Гран-при Венгрии , Honda объявила в декабре 2008 года, что они немедленно покинут Формулу-1 из-за мирового финансового кризиса после ограниченного успеха в 2007 и 2008 годах. [4]
В 2015 году Honda вернулась в спорт в качестве заводского поставщика силовых агрегатов для McLaren, предоставив гибридные двигатели серии RA . команде [5] Первые версии силовых агрегатов Honda оказались неконкурентоспособными, и через три года McLaren и Honda распались. Toro Rosso согласилась использовать двигатели Honda в сезоне 2018 года в качестве заводской комплектации. [6] и после того, как Honda продемонстрировала быстрое развитие двигателей, Red Bull Racing согласилась также использовать двигатели Honda в сезоне 2019 года . Honda одержала свою первую победу в гибридную эпоху на Гран-при Австрии 2019 года . [7] и после этого последовали многочисленные победы с обеими командами. Кульминацией программы стал сезон 2021 года , когда пилот Honda Макс Ферстаппен выиграл чемпионат мира. Компания официально вышла из серии после 2021 года, чтобы сосредоточить свои ресурсы на углеродно-нейтральных технологиях, хотя была достигнута договоренность о том, что они продолжат поставлять команды Red Bull до конца 2025 года , а двигатели Honda выиграют новые титулы в 2022 году . [д] Они вернутся в полномасштабном масштабе в 2026 году с Aston Martin в качестве своего производственного партнера, привлеченные введением более устойчивых правил. [ нужна ссылка ]
Как производитель двигателей, Honda выиграла шесть чемпионатов мира среди конструкторов, шесть чемпионатов мира среди пилотов и более 80 Гран-при, заняв пятое место в истории Формулы-1. Помимо успеха в качестве производителя двигателей, три победы в Гран-при в качестве владельца команды делают их единственной японской или азиатской командой, победившей в Формуле-1.
Первая эпоха (1964–1968)
[ редактировать ]Honda приняла участие в гонках Гран-при Формулы-1 в 1964 году, всего через четыре года после выпуска своего первого дорожного автомобиля. Они начали разработку RA271 в 1962 году и поразили европейские автосервисы Формулы-1 своей полностью японской заводской командой (за исключением американских гонщиков Ронни Бакнума и Ричи Гинтера ). Для RA271 Honda построила собственный двигатель и шасси, что ранее сделали только Ferrari и BRM – из других команд, все еще работавших в 1962 году.
Всего за второй год соревнований Honda достигла верхней ступени подиума, одержав победу Гинтера на RA272 на Гран-при Мексики 1965 года . По новым правилам 3,0 л 1966 года Honda представила Honda RA273 . Хотя двигатель RA273 представлял собой хорошо спроектированный двигатель V12 мощностью 360 л.с. (265 кВт) , машину подвело относительно тяжелое и громоздкое шасси собственной разработки. Хонда вернулась в круг победителей в 1967 году с новой Honda RA300 , управляемой Джоном Сертисом . Он выиграл Гран-при Италии 1967 года только в своей первой гонке Формулы-1. автомобиль получил прозвище « Хондола» Шасси RA300 было частично разработано Лолой в Великобритании, в результате чего в автомобильной прессе . Команда финишировала четвертой в чемпионате конструкторов, несмотря на то, что Сёртиз был их единственным гонщиком в сезоне, а Сёртиз финишировал четвертым в чемпионате пилотов.
В следующем году у Honda RA301 было много проблем с надежностью, но она дважды финишировала на подиуме и завоевала поул-позицию. команды Новая Honda RA302 участвовала только в одной гонке в Руан-ле-Эссар , продлившись всего несколько кругов, прежде чем ее огненная авария привела к гибели гонщика Джо Шлессера . Смерть и желание сосредоточиться на продаже дорожных автомобилей в Соединенных Штатах побудили Хонду уйти из Формулы-1 в конце сезона 1968 года . [3]
Вторая эпоха (1983–1992)
[ редактировать ]Хонда вернулась в Формулу-1 в 1983 году в качестве поставщика двигателей для Spirit и оставалась в спорте десять лет, в разное время работая в команде с Williams (1983–87), Lotus (1987–88), McLaren (1988–92) и, наконец, с Тирреллом. (1991). Хотя они часто поставляли свои двигатели более чем одной команде за сезон, Honda не всегда поставляла двигатели одной и той же спецификации разным командам в одном сезоне. Например, в 1987 году , поскольку у Williams был действующий контракт, им был поставлен новейший 1,5-литровый двигатель RA167E V6 , в то время как Lotus поставлялся с двигателем RA166E 1986 года , который необходимо было адаптировать к более низкому пределу топлива и ограничению турбонаддува, таким образом что ограничивало его эффективность, хотя в последний год оригинальной турбо-эры, в 1988 году , и Lotus, и McLaren использовали одну и ту же спецификацию RA168E. Кроме того, в 1991 году , когда у McLaren была новейшая версия RA121E V12 , Тирреллу достались только RA100E V10 , которые McLaren использовала в 1990 году . У McLaren была прямая поддержка завода Honda: двигатели поставлялись прямо из гоночного подразделения японской компании в Японии; в то время как Тирреллу пришлось довольствоваться предыдущей моделью RA100E (переименованной в RA101E), настроенной частным тюнером Honda. Муген ; у них практически не было прямой поддержки со стороны завода.
И Lotus в 1987–88, и Тиррелл в 1991 году получили возможность использовать двигатели Honda во многом благодаря их согласию подписать бывшего тест-пилота Honda Сатору Накадзиму в качестве одного из пилотов своей команды на эти сезоны.
В качестве поставщика двигателей Honda дебютировала на чемпионате мира вместе со шведским гонщиком Spirit Стефаном Йоханссоном на Гран-при Великобритании 1983 года в Сильверстоуне . Йоханссон квалифицировался на обнадеживающем 14-м месте (хотя примерно на 4,5 секунды медленнее, чем поул), хотя он сошел с дистанции всего через 5 кругов из-за проблем с топливом. Йоханссон дебютировал на гоночной трассе Honda в начале года на гонке чемпионов 1983 года , не связанной с чемпионатом, в Брэндс-Хэтче (последняя гонка, не связанная с чемпионатом в истории Формулы-1), где, несмотря на ненадежность, 1,5-литровый двигатель V6 с турбонаддувом, получивший название RA163E впечатлил своей скоростью. К заключительной гонке сезона 1983 года в Южной Африке Honda начала сотрудничать с Williams, где действующий (и уходящий) чемпион мира Кеке Росберг уведомил, что Honda была в темпе, заняв 6-е место в квалификации, всего на 7/10 секунд медленнее, чем Ferrari. победителя поула Патрика Тамбая .
Росберг принес Honda первую победу в качестве поставщика двигателей, когда он пережил Гран-при Далласа 1984 года и к концу сезона 1985 года , когда британец Найджел Мэнселл и Росберг выиграли три последние гонки сезона (Росберг уже выиграл в том же году Гран-при Детройта ), было ясно, что у Honda есть двигатель, который можно победить в Формуле-1.
На пике своего развития (1986–91) двигатели Honda считались пропуском к славе Гран-при благодаря своей мощности, надежности, совершенству и победному послужному списку. Приверженность Honda Формуле-1 была настолько велика, что Найджел Мэнселл, который водил автомобили Williams с двигателем Honda с 1985 по 1987 год, вспоминал в интервью 2011 года, что Honda производила и разрабатывала от 4 до 6 совершенно разных двигателей за один сезон. Honda выиграла шесть подряд чемпионатов конструкторов как производитель двигателей (два с Williams в период с 1986 по 1987 год и четыре с McLaren в период с 1988 по 1991 год), а также пять чемпионатов подряд среди пилотов (один от Нельсона Пике в 1987 году, три от Айртона Сенны в 1987 году). 1988 , 1990 и 1991 годах, а также один Алена Проста в 1989 году ), прежде чем снова уйти из спорта.
Выдающийся год для Honda в качестве поставщика двигателей пришелся на McLaren в 1988 году. Вместе со Стивом Николсом, который разработал McLaren MP4/4 , а в качестве пилотов выступали тогдашний двукратный чемпион мира Ален Прост и бразилец Айртон Сенна, дуэт McLaren-Honda имел почти идеальный сезон. В отличие от большинства, Honda построила совершенно новый двигатель V6 с турбонаддувом (RA168E) в этом году, чтобы справиться с уменьшенным пределом расхода топлива (150 литров) и пределом турбонаддува (2,5 БАР по сравнению с 4,0 БАР в 1987 году), и это принесло огромные дивиденды. McLaren-Honda завоевала 15 поул-позиций в 16 гонках, 13 из них для Сенны, а также одержала 15 побед в гонках: 8 у Сенны (новый рекорд сезона) и 7 у Проста, что фактически равнялось старому рекорду, который он установил вместе с Джимом Кларком. . McLaren-Honda набрала рекордные на тот момент 199 очков в Кубке конструкторов, что на 134 очка больше, чем у Ferrari, занявшей второе место (чей пилот Герхард Бергер был единственным победителем поула в Великобритании, не оснащенным двигателем Honda , и единственным победителем, не использующим двигатель Honda). в Италии ), в то время как Сенна и Прост были единственными гонщиками, претендовавшими на чемпионат пилотов, в конечном итоге выигранный Сенной. Прост на самом деле набрал больше очков, чем Сенна, в течение сезона, во многом благодаря семи вторым местам и семи победам, но по правилам того времени только 11 лучших результатов засчитывались в чемпионат, который завоевал титул. иди к бразильцу.
В последней гонке оригинальной турбо-эры Формулы-1, Гран-при Австралии 1988 года , гонщики с двигателями Honda закрыли подиум: Прост победил Сенну, а Lotus Нельсона Пике финишировал легким третьим.
В соответствии с новыми правилами для безнаддувных двигателей объемом 3,5 л в 1989 году Honda представила новый RA109E V10 в McLaren MP4/5 и теперь эксклюзивно поставляла McLaren; Lotus были вынуждены использовать двигатели Джадда. Этот двигатель оказался таким же доминирующим, как и предшествующий ему V6 с турбонаддувом: он одержал 10 побед и 15 поул-позиций в течение сезона и помог Просту выиграть чемпионат пилотов 1989 года. В 1990 году Сенна участвовал в чемпионате водителей 1990 года на усовершенствованной версии V10 и MP4/5B. В 1991 году Honda разработала совершенно новый двигатель V12, RA121E, с которым Сенна в конечном итоге выиграл свой третий чемпионат мира. 1992 году В Адриан Ньюи разработал шасси Williams FW14B , которое превосходило любую другую машину того сезона, а McLaren-Honda заняла второе место в Кубке конструкторов. Последняя победа Honda в эту эпоху пришла, когда Герхард Бергер выиграл Гран-при Австралии 1992 года , последнюю гонку сезона. Компания решила выйти из Формулы-1 после сезона 1992 года из-за лопнувшего пузыря цен на активы в Японии. это произошло в том году.
К концу сезона 1992 года автомобили с двигателями Honda выиграли 71 Гран-при, из них 69 в качестве поставщика двигателей в период с 1983 по 1992 год. На счету Williams 23 победы (75 гонок), а у Lotus 2 победы (32 гонки), в то время как McLaren уступил японцам компания 44 победы из 80 стартов с командой.
Третья эпоха (2000–2008 гг.)
[ редактировать ]Возвращение в качестве заводского производителя двигателей (2000–2005 гг.)
[ редактировать ]Honda снова вернулась в 2000 году , предоставив BAR бесплатные двигатели и заводскую поддержку . Они также бесплатно поставляли двигатели на Гран-при Иордании в сезонах 2001 и 2002 годов . Это привело бы к битве за право использования двигателей Honda в долгосрочной перспективе. В 2003 году , несмотря на лучшие результаты в предыдущих двух сезонах, Honda отказалась от партнерства на Гран-при Иордании , чтобы сконцентрироваться на партнерстве с BAR. В середине ноября 2004 года Honda приобрела 45% команды BAR у British American Tobacco (BAT, основатель и владелец BAR) после лучшего сезона BAR, когда они смогли занять второе место в 2004 года Кубке конструкторов , уступив только команде BAR. доминирующие чемпионы мира Михаэль Шумахер и Феррари .
Полное владение командой (2006–2008)
[ редактировать ]В сентябре 2005 года Honda приобрела оставшиеся 55% акций BAR и стала единственным владельцем. BAT продолжал выступать титульным спонсором бренда Lucky Strike в 2006 году, но отказался от участия в Формуле-1 в 2007 году из-за запрета рекламы табачных изделий. Было решено, что с 2006 года команда будет выступать под названием Honda Racing F1 Team.
сезон 2006 года
[ редактировать ]Первый сезон Хонды в команде с 1968 года начался довольно хорошо: Дженсон Баттон финишировал четвертым на открывающем сезон Гран-при Бахрейна и поднялся на подиум на втором этапе в Малайзии . На следующей гонке в Австралии Баттон завоевал поул. После этого результаты стали нестабильными, и основной причиной отсутствия формы была надежность: команда много раз выбывала из борьбы за победы в гонках. Проблемы с пит-стопами также мешали команде на ранних этапах, в одном случае фактически лишив Дженсона Баттона шансов на хороший результат и возможный подиум в Имоле . В свете этой формы было объявлено, что Джефф Уиллис возьмет на себя работу на заводе, чтобы сосредоточиться на аэродинамике. После назначения старшего технического директора Шухея Накамото вместо Уиллиса и Мариано Альперина-Брувера на пост главного аэродинамика положение Уиллиса оказалось трудным, и в отчетах указывалось, что он покинул команду.
На Хунгароринге судьба изменилась. Рубенс Баррикелло и Дженсон Баттон квалифицировались третьим и четвертым, хотя Баттону пришлось опуститься на десять позиций из-за замены двигателя. В гонке, наполненной инцидентами, Баттон пришел с четырнадцатого места на стартовой решетке и выиграл свою первую гонку, а Баррикелло финишировал четвертым. После этой победы результативность команды заметно улучшилась, показав стабильность, пожалуй, лучшую, чем у лидеров чемпионата Ferrari и Renault. Начиная с Венгрии, Баттон набрал больше очков, чем любой другой гонщик в последних шести гонках сезона. У Баррикелло был не лучший сезон для команды, потому что ему пришлось привыкать к новым тормозам и системе контроля тяги после шестилетнего пребывания в Ferrari, хотя он регулярно набирал очки. Оба гонщика заработали очки почти во всех оставшихся гонках, причем сезон завершился на высокой ноте: Баттон занял 3-е место в Бразилии - менее чем на секунду после Фернандо Алонсо, занявшего 2-е место - после того, как ему пришлось стартовать с 14-го места на стартовой решетке. В Кубке конструкторов команда заняла четвертое место с 86 очками.
15 ноября 2006 года было объявлено, что давний пилот BAR Honda и тест-пилот Honda Энтони Дэвидсон отправятся в Super Aguri F1, чтобы участвовать в гонках вместе с Такумой Сато . его заменил бывший Red Bull Racing пилот Кристиан Клиен В сезоне 2007 года .
сезон 2007 года
[ редактировать ]С вступлением в силу запрета на спонсорство табачных изделий в Формуле-1 в 2007 году прекратилось British American Tobacco спонсорство Honda со стороны . 26 февраля 2007 года на автомобиле RA107 была представлена новая окраска, изображающая планету Земля на черном фоне космоса. На заднем крыле был размещен веб-адрес сайта экологической осведомленности myearthdream.com, который был запущен 27 февраля 2007 года, сразу после официального запуска автомобиля 2007 года. Реакция на новую ливрею была неоднозначной, хотя в конце года Honda получила экологическую награду за свою кампанию «Earth Car». [8]
RA107 был первым автомобилем Формулы-1, разработанным под руководством бывшего HRC дизайнера мотоциклов Сюхея Накамото . Форма команды на предсезонных тестах была неоднородной, и Дженсон Баттон призвал команду улучшиться. Полная нехватка скорости автомобиля была очевидна на открывающем сезон Гран-при Австралии в Мельбурне 18 марта, когда Баттон и Баррикелло квалифицировались 14-м и 17-м местами соответственно (значительно отставая от «спутника» команды Super Aguri , чья машина фактически является обновленной версией прошлогодняя Honda, RA106). Баррикелло финишировал на 11-м месте, а Баттон на 15-м после получения штрафа за проезд за превышение скорости на пит-лейн. Команде также не удалось набрать очки в четырех последующих гонках, их лучшим результатом стало 10-е место в Испании и Монако , оба раза забитое Рубенсом Баррикелло . Хонда наконец-то набрала очко на Гран-при Франции благодаря тому, что Баттон занял восьмое место. В итоге команда финишировала 8-й в Кубке конструкторов, показав лучший результат 5-е место на Гран-при Китая. , любезно предоставлено Баттоном.
С июля 2007 года, осознав аэродинамические проблемы автомобиля, Honda начала набирать новую команду со всего паддока Формулы-1. Главный аэродинамик Лоик Бигуа и его помощник Франсуа Мартине были подписаны с WilliamsF1 ; Йорг Зандер и Джон Оуэн из BMW Sauber либо позже 2007, либо в начале 2008 года. [9]
сезон 2008 года
[ редактировать ]19 июля 2007 года было объявлено, что Баррикелло и Баттон продолжат работать на заводе в качестве товарищей по команде в 2008 году. [10] 12 ноября 2007 года сайт autosport.com подтвердил, что бывший технический директор Ferrari Росс Браун присоединится к Honda в качестве руководителя команды. Ник Фрай остался в команде в качестве генерального директора. [11] 10 января 2008 года было объявлено, что Александр Вурц стал тест-пилотом на сезон 2008 года . [12] 29 января 2008 года Honda представила свой гоночный автомобиль 2008 года. «Земляной автомобиль» имел немного другую ливрею, чем его аналог 2007 года: только часть автомобиля имела изображение земли, а остальная часть была окрашена в классическую белую краску Honda. Баттон, Баррикелло и Вурц присутствовали на запуске.
У Honda был еще один разочаровывающий год, и к середине сезона они переключили разработку на сезон 2009 года, где вступают в силу новые правила. Несмотря на это, Баррикелло сумел подняться на подиум на мокром Гран-при Великобритании, вдохновенно выбрав в нужный момент полноценные мокрые шины.
Продажа и создание Brawn GP
[ редактировать ]Хонда внезапно ушла из спорта в конце сезона 2008 года, не желая продолжать использовать бюджет команды из Брэкли в 300 миллионов долларов и штат из 700 человек во время глобального экономического кризиса . [3] Команда продолжала работать над Honda RA109 в сезоне 2009 года, пока Honda пыталась продать гоночную команду. С командой был связан ряд потенциальных владельцев, в том числе Prodrive босс Дэвид Ричардс , мексиканский бизнесмен Карлос Слим и Virgin Group . [13] [14] [15]
В конечном итоге команда была спасена благодаря выкупу акций менеджментом во главе с руководителем команды Россом Брауном и исполнительным директором Ником Фраем. [16] и вошел в сезон 2009 года как Brawn GP . [17] Команда сохранила Дженсона Баттона и Рубенса Баррикелло в качестве пилотов, а двигатели поставила Mercedes . [18] Honda заявила, что продолжит оказывать финансовую поддержку команде в течение первого года существования команды, а Virgin Group, которая была связана с покупкой команды, будет спонсировать автомобили на протяжении всего сезона. Браун выиграл общий титул в своем единственном сезоне до очередной смены личности.
Четвертая эпоха (2015–2021 гг.)
[ редактировать ]См.: Гибридный силовой агрегат Honda V6 Формулы-1.
Возвращение в качестве поставщика силовых агрегатов в McLaren (2015–2017).
[ редактировать ]Honda вернулась в Формулу-1 в качестве поставщика двигателей в 2015 году во втором сезоне правил турбо-гибридов V6, возобновив свои отношения с партнером McLaren 1980-х и 1990-х годов , которые включали бесплатные двигатели, а также коммерческую и заводскую поддержку. [5] Силовой агрегат Honda был разработан с учетом очень жесткой конструкции шасси и аэродинамических требований McLaren, которые они назвали своей философией «нулевого размера». [19] В сезоне 2015 года пакет McLaren-Honda оказался существенно недостаточно мощным и ненадежным, и команда заняла девятое место в Кубке конструкторов, а пятое место в Венгрии стало ее лучшим результатом. Причинами тусклых результатов были отсутствие у Honda опыта и данных по новым правилам, система токенов, ограничивающая развитие, [20] а также фундаментальные проблемы с концепцией шасси McLaren «нулевого размера». [21] McLaren также убедила Honda вернуться на год раньше, чем первоначально планировалось. [21]
В сезоне 2016 года Юсуке Хасегава сменил Ясухиса Араи на посту руководителя проекта Honda. [22] Хонда добилась значительных улучшений по итогам сезона. [23] и после всего лишь шестой гонки сезона, Гран-при Монако , команда набрала 24 очка, что на три очка меньше общего результата предыдущего сезона. Команда набрала очки в 13 различных гонках в течение сезона и зафиксировала лучший круг на Гран-при Италии , заняв шестое место в итоговом зачете конструкторов с 76 очками, что является заметным улучшением по сравнению с годом ранее. В сентябре 2016 года Хасэгава сообщил, что над двигателем следующего года уже работает отдельная команда Honda. [24]
В сезоне 2017 года Honda полностью изменила конструкцию силового агрегата, при этом основным изменением стало расположение турбонаддува, компрессора и MGU-H. В этой конструкции турбина была отделена от компрессора, и они нависали над каждой стороной блока, а MGU-H в центре V-образной формы соединялись через вал. Хонда признала, что новая конструкция «высокого риска» и потребуется время, чтобы раскрыть ее потенциал, но в конечном итоге она обеспечит более высокие характеристики. [25] Сезон начался с нескольких проблем с надежностью, и только в восьмом туре в Азербайджане удалось набрать очки. Тем не менее, во второй половине сезона команда регулярно набирала очки, набирая очки в шести из последних десяти гонок и финишировав девятой в Кубке конструкторов. Отношения между McLaren и Honda испортились. [21] а в сентябре 2017 года они объявили, что расстанутся в конце 2017 года. [26]
Партнерство с командами, принадлежащими Red Bull (2018–2021 гг.)
[ редактировать ]2018: Торо Россо
[ редактировать ]В сентябре 2017 года было объявлено, что Honda будет заводским партнером Toro Rosso по производству двигателей в сезоне 2018 года , а предыдущий партнер McLaren перейдет на клиентские Renault . агрегаты [27] Начиная с 2018 года, Honda разделила обязанности руководителя проекта на две части: Тойохару Танабэ отвечал за путевые операции, а Ясуаки Асаки руководил разработками в Японии. [28] Кроме того, Honda также предоставит Scuderia Toro Rosso полную заводскую поддержку, поддержку бренда, бесплатные двигатели и служебные автомобили. Силовой агрегат Honda RA618H 2018 года был более зрелым вариантом архитектуры, представленной в 2017 году, в то время как Toro Rosso более спокойно относилась к требованиям к размерам PU, чем McLaren. [29] Силовой агрегат оказался значительно надежнее по сравнению с прошлым годом: за сезон было всего три выхода из строя двигателя. [30] Всего во второй гонке сезона в Бахрейне команда финишировала четвертой с Пьером Гасли , что стало лучшим результатом Honda с момента возвращения в спорт в 2015 году. [31] На седьмом этапе в Канаде Honda дебютировала со своим модернизированным агрегатом Spec 2, и после оценки конкурентоспособности Honda по сравнению с Renault старшая команда Red Bull Racing объявила, что перейдет на Honda в 2019 году. [32] Затем Хонда сосредоточила оставшуюся часть года на накоплении опыта в 2019 году, поэтому часто меняла двигатели, несмотря на штрафы на стартовой решетке. [30] Внедрение силового агрегата Spec 3 принесло заметные улучшения производительности, позволив ему занять шестое и седьмое места в квалификации Гран-при Японии . [33] Команда завершила сезон девятой в турнирной таблице конструкторов, набрав восемь очков.
2019: Red Bull и Toro Rosso
[ редактировать ]Honda вступила в сезон 2019 года, выступая за Red Bull Racing и Toro Rosso. [34] Это означает, что они станут партнерами нескольких команд впервые с 2008 года . [35] Honda и Red Bull стремились тесно сотрудничать, чтобы обеспечить идеальную синергию между шасси и силовым агрегатом, что дало бы значительное преимущество в комплектации. [36] 2019 год был задуман как год подготовки к борьбе за звание чемпиона мира в будущих сезонах.
На открывающем сезон Гран-при Австралии пилот Red Bull-Honda Макс Ферстаппен занял третье место, что стало для Honda первым подиумом с момента возвращения в Формулу-1 в 2015 году и первым в общем зачете с 2008 года , а также лучшим результатом Red Bull на открытии сезона в турбомоторе. -гибридная эра. [37] В следующих семи раундах Ферстаппен шесть раз финишировал в четверке лучших, включая подиум в Испании . На четвёртую гонку в Азербайджане Honda представила модернизацию Spec 2, повышающую надёжность , а всего четырьмя гонками позже во Франции они представили агрегат Spec 3, повышающий производительность. [38] На следующем Гран-при Австрии Honda смогла оптимизировать необходимый уровень охлаждения двигателя. [39] и Ферстаппен выиграл гонку, что принесло Honda первую победу в эпоху турбо-гибридов V6 и первую победу в целом с тех пор, как Дженсон Баттон выиграл Гран-при Венгрии в 2006 году . [40] Еще одна победа последовала двумя гонками позже на мокром Гран-при Германии из Toro Rosso , где победу одержал Ферстаппен, а Даниил Квят занял третье место, обеспечив Honda двойной подиум. [41] На следующей гонке, Гран-при Венгрии , Ферстаппен занял свою первую поул-позицию и первую для Honda после Гран-при Австралии 2006 года . [42]
На тринадцатом этапе в Бельгии Honda представила свой силовой агрегат Spec 4, который оказался еще одним шагом вперед в производительности. [43] Нарушения на стартовой решетке помешали их гонкам в Бельгии и Италии , но в следующих семи гонках гонщики с двигателями Honda завоевали пять подиумов, при этом производительность Honda была особенно сильной на высокогорных трассах Мексики и Бразилии благодаря компактной конструкции турбокомпрессора. [44] В Бразилии Ферстаппен выиграл с поула, а Пьер Гасли на своем Toro Rosso-Honda опередил Льюиса Хэмилтона и Mercedes занял второе место, доведя его до финиша по прямой, забив первый результат Honda со счетом 1–2 после Гран-при Японии 1991 года . [45] Ферстаппен впервые в карьере завершил сезон-2019 третьим в чемпионате. Red Bull финишировал третьим в зачете конструкторов, а Toro Rosso провела свой самый успешный сезон с двумя подиумами и шестым местом в Кубке конструкторов. Honda закончила сезон с наименьшим количеством отказов на трассе среди всех четырех производителей с заметным отрывом и ни разу не сошла с дистанции из-за отказа двигателя за весь сезон. [46]
2020–2021: Red Bull и AlphaTauri
[ редактировать ]В 2020 году команда Toro Rosso с двигателем Honda была переименована в AlphaTauri для продвижения модного бренда AlphaTauri . На сезон повлияла пандемия COVID-19 , одним из последствий которой стал запрет на модернизацию энергоблоков в середине сезона для снижения затрат. [47] В сезоне 2020 года пакет Red Bull-Honda оказался заметно вторым по скорости, поскольку конкурирующий производитель Ferrari отказался от заказа из-за расследования легальности их силового агрегата. [48] в то время как дефицит как шасси, так и силового агрегата оставил их позади Mercedes. [49] Со второго этапа сезона в Штирии до седьмого этапа в Бельгии Ферстаппен пять раз подряд поднимался на подиум, включая победу на Гран-при 70-летия в Сильверстоуне . В восьмом этапе Гран-при Италии Пьер Гасли из AlphaTauri одержал свою первую победу в Формуле-1; он возглавил гонку после периода красных флагов и сумел сохранить его до финиша. Это сделало Honda первым производителем двигателей, выигравшим вместе с несколькими разными командами в эпоху турбо-гибридов V6. [50] Следующая гонка в Муджелло принесла первый подиум Алексу Албону из Red Bull, после чего Ферстаппен трижды подряд поднимался на подиум, в результате чего последовательная серия подиумов Honda увеличилась до 11. [51] Последние пять гонок года принесли Red Bull двойной подиум в Бахрейне и победу с поул-позиции Ферстаппену в финале сезона в Абу-Даби . Ферстаппен снова стал ведущим пилотом чемпионата с двигателями Honda, заняв третье место, а Red Bull и AlphaTauri заняли второе и седьмое места соответственно в зачете конструкторов. Honda была единственным производителем силовых агрегатов, кроме Mercedes, который выигрывал гонки или поул-позиции в течение сезона. [52]
В октябре 2020 года Honda объявила, что выйдет из Формулы-1 в конце сезона 2021 года , сославшись на необходимость сосредоточить ресурсы на технологиях дорожных транспортных средств следующего поколения, чтобы сделать необходимые шаги в направлении углеродной нейтральности . Honda по-прежнему стремилась выиграть чемпионат в 2021 году, и в результате она представила совершенно новую конструкцию силового агрегата, которая ранее планировалась на 2022 год. [53] RA621H RA620H , силовой агрегат Honda 2021 года, был значительно лучше, надежнее и компактнее, чем 2020 года. [54] Он оказался весьма конкурентоспособным по мощности по сравнению с основным конкурентом Mercedes, часто имея превосходную рекуперацию и использование энергии. [55] при этом имея более высокую надежность и меньшие габариты. [54] Это принесло дивиденды, поскольку Ферстаппен занял поул-позицию на открывающем сезон Гран-при Бахрейна и финишировал вторым, а затем выиграл следующий Гран-при Эмилии-Романьи и зарекомендовал себя в качестве претендента на титул против Льюиса Хэмилтона из Mercedes. Он финишировал вторым в следующих двух гонках, прежде чем победа на Гран-при Монако позволила ему возглавить чемпионат. Он был на пути к новой победе в Азербайджане , пока из-за позднего лопнувшего колеса его не выбило из строя, но поскольку Хэмилтон не смог забить из-за ошибки, Ферстаппен сохранил лидерство в чемпионате. [56] Другой пилот Red Bull, Серхио Перес , одержал победу, а Гасли из AlphaTauri финишировал третьим и завершил двойной подиум для Honda. Ферстаппен укрепил свое лидерство, выиграв следующие Гран-при Франции , Штирии и Австрии – каждый из них с поул-позиции – что стало первым разом, когда Honda выиграла пять гонок подряд с 1988 года . [57]
Ферстаппен попал в аварии на первом круге Гран-при Великобритании и Венгрии , ни одна из которых не была признана стюардами его виной, и поэтому он уступил лидерство в чемпионате Хэмилтону. [58] [59] На Гран-при Бельгии компания Honda представила новый аккумулятор энергии для дальнейшего повышения производительности и снижения веса, начав год с агрегатом старой спецификации. [60] Впоследствии Ферстаппен вернул себе лидерство в чемпионате, выиграв Гран-при Бельгии и Голландии , и немного продлил его после Италии , но снова ненадолго потерял его, заняв второе место в России . Он вернул лидерство в титуле, финишировав вторым в Турции , поскольку Хэмилтон пострадал из-за штрафа за замену двигателя, а Перес финишировал третьим, что дало Honda двойной подиум, при этом оба Red Bulls использовали специальную ливрею на тему Honda вместо отмененного Гран-при Японии. . [61] Ферстаппен выиграл следующие две гонки в США и Мексике , а после трех вторых мест в следующих трех гонках он вышел на завершающий сезон Гран-при Абу-Даби, разделив лидерство по очкам с Хэмилтоном. Он занял поул-позицию в гонке, но на старте уступил лидерство Хэмилтону; однако поздний рестарт после периода работы машины безопасности позволил ему обогнать Хэмилтона на последнем круге и выиграть гонку и стать чемпионом мира. [62] Это была первая победа Honda в чемпионате за тридцать лет: Ферстаппен стал первым чемпионом мира с двигателем Honda после Айртона Сенны в 1991 году . [63] Между тем, AlphaTauri набрала свой самый большой набор очков за всю историю: Гасли девять раз попадал в шестерку лучших, а новичок Honda-юниор Юки Цунода семь раз финишировал по очкам с лучшим результатом - четвертым, а команда заняла шестое место в зачете конструкторов с Red Bull. второй. [64] Благодаря завоеванию Ферстаппеном титула, Honda стала первым производителем двигателей, который обыграл Mercedes и завоевал титул чемпиона мира в эпоху турбо-гибридов, и они также завершили сезон с наибольшим количеством побед. [65] [66]
Пятая эпоха (с 2026 г.)
[ редактировать ]В декабре 2022 года Honda, входящая в состав ее дочерней компании Honda Racing Corporation (HRC), официально зарегистрировала в FIA свое желание стать производителем силовых агрегатов, когда в 2026 году будут введены новые правила. [67]
В мае 2023 года Honda подтвердила свое участие в 2026 году и объявила, что будет поставлять свои гибридные силовые агрегаты в Aston Martin качестве заводской партнерской команды после семи и восьми лет партнерства с двумя Red Bull командами, принадлежащими ( Red Bull Racing (2019–2021 как полноценная Honda, а затем в 2022–2025 годах как Honda Red Bull Powertrains ) и Scuderia Toro Rosso, позже Scuderia AlphaTauri и позже RB Formula One Team (2018–2021 годы как полноценная Honda и позже в 2022–2025 годах как Honda Red Bull Powertrains ) соответственно. [68] Возросшая роль электрического элемента энергоблоков, который будет обеспечивать 50% общей выработки мощности, а также внедрение 100% экологически чистых видов топлива сыграли ключевую роль в побуждении компании к полномасштабному возврату к новым правилам. . [69] Ранее Honda сотрудничала с командой Формулы-1 из Сильверстоуна в 2001 и 2002 годах, когда она называлась Гран-при Иордании команда также использовала двигатели Mugen-Honda . , а в период с 1998 по 2000 год [70]
Другое участие
[ редактировать ]Эпоха Мугена и прерванный проект Формулы-1 1999 года
[ редактировать ]С 1993 по 1998 год единственное присутствие Honda в Формуле-1 заключалось в качестве поставщика двигателей через ее тесно связанного, но независимого партнера Mugen Motorsports , который поставлял двигатели Footwork , Lotus , Ligier , Prost и Jordan . К концу сезона 1999 года автомобили с двигателями Mugen выиграли четыре Гран-при. Хотя изначально двигатели финансировались независимо, их обслуживали инженеры Honda, и к 1998 году сами двигатели фактически стали заводскими двигателями Honda. [71] В 1998 году Хонда серьезно рассматривала возможность участия в Формуле-1 в качестве конструктора, вплоть до того, что наняла Харви Постлетуэйта в качестве технического директора и дизайнера, а также наняла инженера Кайла Петришена из HRC для помощи в проектировании, внедрении и управлении новым двигателем в новом автомобиле. шасси. [72] Тестовый автомобиль RA099 , спроектированный Постлетуэйтом и построенный Далларой , был изготовлен и испытан в 1999 году под управлением Йоса Ферстаппена . Хотя двигатели по-прежнему носили марку Mugen, команда произвела впечатление на тестовых сессиях, победив некоторые более опытные и лучше финансируемые команды, даже если они в основном находились в полузащите. Во время испытаний этого автомобиля Постлетуэйт перенес сердечный приступ со смертельным исходом, позже проект был отложен, и Honda решила вновь стать полноценным поставщиком двигателей для BAR, начиная с 2000 года.
В этот период инженеры Honda также разработали несколько автомобилей Формулы-1 в рамках неофициального проекта серии Honda RC100/RC-F1 , первоначально используя двигатели V12, используемые на McLarens, а затем перешли на двигатель V10 производства Mugen в финальной версии проекта. эволюция. [73] [74]
Продолжение поставок силовых агрегатов Red Bull после официального вывода (2022–2025 гг.)
[ редактировать ]Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |
---|---|
Первая запись | Гран-при Бахрейна 2023 года |
Последняя запись | Гран-при Бельгии 2024 года |
Заявленные гонки | 36 (36 стартов) |
Шасси | Red Bull Racing , AlphaTauri , РБ |
Чемпионат конструкторов | 1 ( 2023 ) |
Водителей Чемпионаты | 1 ( 2023 ) |
Победы в гонках | 28 |
Подиумы | 43 |
Очки | 1327 |
Поул-позиции | 22 |
Самые быстрые круги | 15 |
После решения выйти из Формулы-1 в конце 2021 года Honda согласилась заключить сделку с Red Bull о продолжении строительства, обслуживания и поставки силовых агрегатов Red Bull Racing и Scuderia AlphaTauri со своего завода в Сакуре. Сделка стала возможной благодаря приостановке разработки силовых агрегатов, введенной в 2022 году, что позволило Honda сократить свою деятельность в Формуле-1 и перенаправить свои ресурсы на другие проекты, сохраняя при этом поддержку Red Bull как Honda RBPT (Honda Red Bull Powertrains). [75] [76] Honda Racing Corporation (HRC) взяла на себя ответственность за программу в результате реструктуризации, в результате которой она также получила контроль над другими четырехколесными автоспортивными проектами Honda. [77] Первоначально соглашение охватывало только сезон 2022 года , после чего новая компания Red Bull Powertrains взяла на себя ответственность за производство и поставку двигателей, разработанных Honda, но позже было продлено до конца сезона 2025 года. [78] Таким образом, Honda сохранила за собой все права на свои силовые агрегаты, а Red Bull в основном просто обеспечивал финансовую поддержку их эксплуатации. [79]
В сезоне 2022 года двигатели, спроектированные и изготовленные Honda, были обозначены как Red Bull Powertrains (RBPT), что отражает официальный выход Honda из Формулы-1. [80] [81] [82] Присутствие бренда Honda на ливреях и униформе двух команд также было сокращено, а логотипы Honda на ливреях автомобилей и костюмах водителей были заменены логотипами HRC. [83] На Гран-при Японии 2022 года – гонке, титульным спонсором которой выступила Honda – Honda и Red Bull объявили об укреплении своего партнерства: бренд Honda вернется как к Red Bull Racing, так и к ливреям AlphaTauri на оставшуюся часть сезона и далее. [84] Honda вернулась в качестве официального поставщика силовых агрегатов в сезоне 2023 года , поставляя силовые агрегаты под маркой Honda RBPT. [85]
Конструкция силового агрегата Honda 2022 года оказалась сильной как с точки зрения производительности, так и с точки зрения надежности, что способствовало тому, что Red Bull в целом показала лучшие характеристики на прямой трассе. [86] [87] Ферстаппен одержал рекордные 15 из 17 побед Red Bull в сезоне и завоевал свой второй титул подряд, одержав победу в домашней гонке Honda в Японии, в то время как команда завоевала титул конструкторов на следующем Гран-при США . [88] На Гран-при Венгрии 2023 года Red Bull выиграла свою 12-ю гонку подряд, побив рекорд McLaren, установленный в сезоне 1988 года. [89] [90] Это означало, что Honda побила свой собственный рекорд, поскольку McLaren MP4/4 1988 года оснащался двигателем Honda RA168E. [91]
После смены руководства после принятия решения о выходе из Формулы-1, Honda продолжала присутствовать на обсуждениях будущих правил Формулы-1 вместе с другими производителями и провела обсуждения с различными командами относительно будущих возможностей партнерства, начиная с сезона 2026 года. когда вступят в силу новые правила энергоблока. [92] Компания не будет продлевать партнерство с Red Bull, которая уже взяла на себя обязательства по собственному проекту Red Bull Powertrains, который с 2026 года будет поддерживаться Ford . [93] Впоследствии Honda объявила, что полномасштабно вернется в Формулу-1 в 2026 году в партнерстве с Aston Martin.
Статистика
[ редактировать ]Результаты шасси Формулы-1
[ редактировать ]- Процент выигрышей: 3,4%
( курсивом обозначены нерабочие записи; жирным шрифтом обозначены выигранные чемпионаты)
Год | Имя | Машина | Двигатель | Шины | Нет. | Драйверы | Очки | ВСЦ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1964 | Хонда научно-исследовательская компания | РА271 | РА271Е 1,5 В12 | Д | Ронни Бакнум | 0 | Северная Каролина | |
1965 | Хонда научно-исследовательская компания | РА272 | РА272Е 1,5 В12 | Г | Ронни Бакнум Ричи Гинтер | 11 | 6-е место | |
1966 | Хонда научно-исследовательская компания | РА273 | РА273Е 3,0 В12 | Г | Ронни Бакнум Ричи Гинтер | 3 | 8-е место | |
1967 | Хонда научно-исследовательская компания | РА273 РА300 | РА273Е 3,0 В12 | Ф | Джон Сёртис | 20 | 4-й | |
1968 | Хонда научно-исследовательская компания | РА300 РА301 РА302 | РА273Е 3,0 В12 РА301Е 3.0 В12 РА302Е 3.0 В8 | Ф Г | Дэвид Хоббс Да, Шлессер Джон Сёртис | 14 | 6-е место | |
Йоаким Боннье Racing Team | РА301 | РА301Е 3.0 В12 | Г | Йоаким Боннье | ||||
1969–2005 : Honda не участвовала в соревнованиях как производитель шасси. | ||||||||
2006 | Команда Lucky Strike Honda Racing F1 | РА106 | РА806Е 2,4 В8 | М | 11. 12. | Рубенс Баррикелло Дженсон Баттон | 86 | 4-й |
2007 | Команда Honda Racing F1 | РА107 | РА807Е 2,4 В8 | Б | 7. 8. | Дженсон Баттон Рубенс Баррикелло | 6 | 8-е место |
2008 | Команда Honda Racing F1 | РА108 | РА808Е 2,4 В8 | Б | 16. 17. | Дженсон Баттон Рубенс Баррикелло | 14 | 9-е |
Результаты двигателей Формулы-1
[ редактировать ]Победы в чемпионате мира среди водителей
[ редактировать ]Водитель | Сезон(ы) | Общий |
---|---|---|
Нельсон Пике | 1987 | 1 |
Айртон Сенна | 1988, 1990–1991 | 3 |
Ален Прост | 1989 | 1 |
Макс Ферстаппен | 2021 | 1 |
Примечание. В эту таблицу включены только двигатели/силовые агрегаты с маркировкой «Honda»:
* Макс Ферстаппен выиграл чемпионат пилотов 2022 года на RBPT. силовом агрегате Honda под маркой
* Макс Ферстаппен выиграл чемпионат пилотов 2023 года с Honda RBPT. силовым агрегатом
Победы в чемпионате мира конструкторов
[ редактировать ]Конструктор | Сезон(ы) | Общий |
---|---|---|
Уильямс -Хонда | 1986–1987 | 2 |
Макларен -Хонда | 1988–1991 | 4 |
Примечание. В эту таблицу включены только двигатели/силовые агрегаты с маркировкой «Honda»:
* Red Bull Racing — RBPT выиграла Кубок конструкторов 2022 года с силовым агрегатом Honda под новым брендом.
* Red Bull Racing — Honda RBPT выиграла Кубок конструкторов 2023 года с Honda RBPT. силовым агрегатом
Результаты Гран-при
[ редактировать ]Примечание. В эту таблицу включены только двигатели/силовые агрегаты, имеющие маркировку «Honda»; в него не входят двигатели Mugen Honda 1992–2000 годов , силовые агрегаты RBPT 2022 года (которые были переименованы в Honda) или силовые агрегаты Honda RBPT 2023–2024 годов .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ В общий подсчет не включен титул конструкторов 2022 года , завоеванный силовыми агрегатами Honda под маркой RBPT .
- ^ В общий подсчет не включен титул пилота 2022 года , завоеванный силовыми агрегатами Honda под маркой RBPT .
- ^ В общий подсчет не включены 4 победы, одержанные Mugen-Honda , 17 побед силовыми агрегатами Honda под маркой RBPT и 28 побед Honda RBPT .
- ^ Чтобы отразить официальный отказ Honda, силовые агрегаты получили обозначение RBPT в 2022 году и Honda RBPT с 2023 года.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «История дела» . Corktree.tripod.com . Проверено 8 мая 2015 г.
- ^ «Завод Honda будет располагаться в Милтон-Кейнсе» . autosport.com. 11 июля 2013 года . Проверено 23 апреля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Макдональд, Марк; Сперджен, Брэд (5 декабря 2008 г.). «Honda отказывается от участия в гонках Формулы-1» . Интернэшнл Геральд Трибьюн . Проверено 21 февраля 2016 г.
- ^ «Глобальный кризис завершает эру Honda F1» . news.bbc.co.uk. 5 декабря 2008 года . Проверено 31 июля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Honda подтверждает, что они вернутся в Формулу-1 в 2015 году, чтобы поставлять двигатели McLaren» . Фокс Спорт . 17 мая 2013 года. Архивировано из оригинала 27 июня 2013 года . Проверено 17 мая 2013 г.
- ^ «McLaren-Honda распалась после трех лет проблемного партнерства» . Би-би-си Спорт . 15 сентября 2017 года . Проверено 16 сентября 2017 г.
- ^ «Главные новости 2019 года, №8: гибрид Honda наконец-то стал хорош» . www.motorsport.com . 24 декабря 2019 года . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ Горен, Биранит (29 октября 2007 г.). «Honda выиграла престижную экологическую награду – F1 – Autosport» . Autosport.com . Проверено 20 июня 2019 г.
- ^ «Официальный сайт Формулы 1» . Формула1.com. 2 июля 2007 года. Архивировано из оригинала 5 июля 2007 года . Проверено 4 сентября 2011 г.
- ^ «Хонда держит Баттон и Баррикелло» . news.bbc.co.uk. 19 июля 2007 года . Проверено 20 июля 2007 г.
- ^ «Браун присоединяется к Honda в качестве руководителя команды» . autosport.com . Хеймаркет. 12 ноября 2007 года . Проверено 12 ноября 2007 г.
- ^ «Вурц присоединяется к Honda в качестве тест-пилота и резервного пилота» . autosport.com. 10 января 2008 г.
- ^ «Мосли: Honda выручит покупателя в 2009 году» . ИТВ Ф1 . 11 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 7 февраля 2009 г. Проверено 21 марта 2014 г.
- ^ Рэмси, Джонатон (27 декабря 2008 г.). «Honda F1 ПРОДАНА! человеку по имени Слим» . Автоблог.com . АОЛ . Проверено 21 марта 2014 г.
- ^ «Virgin участвует в переговорах по Honda F1» . Би-би-си Спорт . 18 февраля 2008 года . Проверено 21 марта 2014 г.
- ^ Кэри, Том (27 февраля 2009 г.). «Выкуп Honda получил зеленый свет» . «Дейли телеграф» . Лондон. Архивировано из оригинала 12 января 2022 года . Проверено 4 мая 2010 г.
- ^ «Honda объявляет о продаже команды Honda Racing F1» (пресс-релиз). Хонда. 6 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 16 мая 2013 г. . Проверено 21 марта 2014 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (5 марта 2009 г.). «Brawn GP захватывает Honda Racing» . Autosport.co.uk . Хеймаркет Медиа . Проверено 21 марта 2014 г.
- ^ Скарборо, Крейг (21 апреля 2015 г.). «Техническая информация: радикальный двигатель Honda для Формулы 1 для McLaren» . Автоспорт . Проверено 11 сентября 2017 г.
- ^ Паркс, Ян (4 февраля 2016 г.). «Анализ: конец системы жетонов двигателей Формулы-1» . Autosport.com . Проверено 24 февраля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Полная история о том, как McLaren привела Honda к провалу» . Гонка . 6 октября 2020 г. Проверено 24 февраля 2021 г.
- ^ Андрей, Андрей (23 февраля 2016 г.). «Юсуке Хасэгава сменит Ясухиса Араи на посту руководителя Honda F1» . Би-би-си Спорт . Би-би-си . Проверено 11 сентября 2017 г.
- ^ Барретто, Лоуренс (19 января 2017 г.). «Двигатель Honda F1 добился большого прогресса в 2016 году – Renault» . Autosport.com . Проверено 24 февраля 2021 г.
- ^ Барретто, Бен Андерсон и Лоуренс (7 сентября 2016 г.). «У Honda есть отдельная команда, работающая над двигателем Формулы-1 2017 года» . autosport.com . Проверено 10 марта 2017 г.
- ^ «Honda: Изменения в двигателе 2017 года представляют собой «высокий риск» » . ESPN.com . 15 февраля 2017 года . Проверено 24 февраля 2021 г.
- ^ «McLaren и Honda расстанутся в конце 2017 года» . www.formula1.com . Проверено 24 февраля 2021 г.
- ^ Бенсон, Эндрю (15 сентября 2017 г.). «McLaren-Honda распалась после трех лет проблемного партнерства» . Би-би-си Спорт . Проверено 15 сентября 2017 г.
- ^ «Руководитель Honda Formula 1 Юсуке Хасэгава покидает свой пост в результате кадровых перестановок» . www.autosport.com . 7 декабря 2017 года . Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ Тремейн, Дэвид (20 апреля 2020 г.). «Дэвид Тремейн: возрождение Honda F1» . Хонда Про Рейсинг .
- ^ Перейти обратно: а б «Надежность Honda 2018 года совершенно другая» . www.autosport.com . 30 декабря 2018 года . Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ Паркс, Ян (6 июля 2018 г.). «Бросленная McLaren, Honda возвращается» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ «Официально: Red Bull объявляет о переходе на Honda F1 с 2019 года» . Крушение . 19 июня 2018 г. Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ «Сотрудничество Honda и Red Bull обретает форму» . www.formula1.com . Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ «Red Bull и Honda заключают двухлетний контракт на производство двигателей» . Formula1.com . Проверено 19 июня 2018 г.
- ^ «Хонда – Времена года» . statsf1.com . Проверено 15 мая 2020 г.
- ^ «Red Bull добилась «лучшей установки двигателя» с Honda · RaceFans» . Фанаты гонок . 18 февраля 2019 года . Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ «Гран-при Австралии Формулы-1 2019: Макс Ферстаппен посылает зловещее сообщение Red Bull после важной вехи Honda» . Фокс Спортс . 17 марта 2019 года . Проверено 23 декабря 2021 г.
- ^ «Honda привезет во Францию модернизированный силовой агрегат» . www.formula1.com . Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ «Время введения Spec 3 было выбрано великолепно. Что произошло за неделю между Гран-при Франции и Гран-при Австрии? [Причина технической победы Honda F1]» 2019 г. (на японском языке), дата обращения 24 июля . 22 декабря 2021 г.
- ^ «Автогонки: Honda приветствует новое начало после первой победы с 2006 года» . Рейтер . 30 июня 2019 года . Проверено 23 декабря 2021 г.
- ^ «Первый двойной подиум Honda за двадцать семь лет стал «незабываемой гонкой» - Масамицу Мотохаси» . Клетчатый флаг . 30 июля 2019 года . Проверено 23 декабря 2021 г.
- ^ «Гран-при Венгрии: квалификационные факты и статистика» . www.formula1.com . Проверено 23 декабря 2021 г.
- ^ «Гран-при Италии 2019: Макс Ферстаппен возьмет Honda PU Spec 4 и стартует с задней части стартовой решетки в Монце» . www.formula1.com . Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ «Mercedes или Red Bull: какая машина лучше подходит для финальных трасс Формулы-1?» . Гонка . 18 октября 2021 г. Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ «Факты и статистика Бразилии: гонка успехов для Honda» . www.formula1.com . Проверено 15 февраля 2020 г.
- ^ «ДЛИННОЕ ЧИТАНИЕ: Сможет ли Red Bull стать настоящим претендентом на титул в 2020 году?» . www.formula1.com . Проверено 15 февраля 2020 г.
- ^ «Команды Формулы-1 согласовали пакет мер по сокращению расходов» . Би-би-си Спорт . Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ Скотт, Марк (14 июля 2020 г.). «Ferrari явно потеряла значительную часть мощности » . ПланетаФ1 . Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ «Mercedes давно прекратил разработку автомобиля 2020 года » . Гонка . 14 октября 2020 г. Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ «Honda первой выиграла с двумя командами в гибридную эпоху Формулы-1» . Неделя автоспорта . 7 сентября 2020 г. Проверено 9 октября 2020 г.
- ^ «Honda хвалит Ферстаппена и Гасли: «Это был наш одиннадцатый подиум подряд»» . www.gpblog.com . Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ «Победители и проигравшие сезона Формулы-1 2020 года» . Рейтер . 13 декабря 2020 г. Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ «План Honda выиграть титул Формулы-1 2021 года с двигателем 2022 года» . Гонка . 22 января 2021 г. Проверено 23 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «ТЕХВТОРНИК: Как Red Bull и Honda ловко превратили RB16 2020-х годов в завоевавший титул RB16B» . www.formula1.com . Проверено 23 декабря 2021 г.
- ^ «У Mercedes есть дефицит ERS по сравнению с Honda, что меняет недавнюю тенденцию» . Гонка . 27 марта 2021 г. Проверено 23 декабря 2021 г.
- ^ «Отчет и основные моменты гонки Гран-при Азербайджана 2021 года: Перес обыгрывает Феттеля и приносит Баку победу после того, как Ферстаппен поздно вылетел из лидерства» . www.formula1.com . Проверено 23 декабря 2021 г.
- ^ «6 победителей и 5 проигравших на Гран-при Австрии. Кто завершил тройной удар головой?» . www.formula1.com . Проверено 23 декабря 2021 г.
- ^ «Идея Honda по предотвращению наказания жертв аварии Формулы-1» . Гонка . 21 сентября 2021 г. Проверено 23 декабря 2021 г.
- ^ «Макс Ферстаппен сожалеет о разочаровывающем забеге на девятую позицию в Венгрии после того, как его «снова сбил Mercedes» » . www.formula1.com . Проверено 23 декабря 2021 г.
- ^ «После летних каникул Honda ускорила разработку новой версии ES» . РЕЙСЕР . 22 сентября 2021 г. Проверено 23 декабря 2021 г.
- ^ «Red Bull представит в Турции единственную дань уважения Honda» . ESPN.com . 6 октября 2021 г. Проверено 23 декабря 2021 г.
- ^ «Макс Ферстаппен — чемпион мира Формулы-1 с Honda» . Хонда.Гонки . 12 декабря 2021 г. Проверено 23 декабря 2021 г.
- ^ «Honda выигрывает чемпионат Формулы-1 в своем последнем сезоне» . nippon.com . 13 декабря 2021 года. Архивировано из оригинала 16 мая 2022 года . Проверено 23 декабря 2021 г.
- ^ «Самый успешный сезон в нашей истории» . Скудерия Альфатаури . 15 декабря 2021 года. Архивировано из оригинала 23 декабря 2021 года . Проверено 23 декабря 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ AT&A, AKAI Taro / (23 декабря 2021 г.). «Honda и Toyota выигрывают специальную награду «Японский автомобиль года 2021–2022» после победы на чемпионате мира FIA» . Новости/комментарии Формулы-1 (на японском языке). Проверено 23 декабря 2021 г.
- ^ «Почему Хонда снова покидает Формулу-1» . Автокар . Проверено 23 декабря 2021 г.
- ^ Медланд, Крис (13 декабря 2022 г.). «Дочерняя компания Honda проявляет интерес к правилам Формулы-1 2026 года» . РЕЙСЕР . Проверено 17 декабря 2022 г.
- ^ «Honda намерена полномасштабно вернуться в Формулу-1 в 2026 году, объединив усилия с Aston Martin | Formula 1®» . www.formula1.com . Проверено 24 мая 2023 г.
- ^ «Honda объединится с Aston Martin для участия в гонках Формулы-1 в 2026 году» . Автомобиль и водитель . 24 мая 2023 г. Проверено 24 мая 2023 г.
- ^ «Двигатель Honda F1 2026 года, скорее всего, будет оснащен Aston Martin» . Гонка . 10 мая 2023 г. Проверено 24 мая 2023 г.
- ^ Стро, Эдд (29 января 2021 г.). «Проекты двигателей Формулы-1 Red Bull должны превзойти» . Гонка . Проверено 21 августа 2021 г.
- ^ Архивы Honda, Архивы Honda Formula 1 (август 1999 г.). «История Хонда Ф1» . Проверено 17 мая 2012 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Выставка Twin Ring Motegi, посвященная 15-летию «Гоночная коллекция 90-х», 4-я гонка Motegi 2&4» (на японском языке, Honda Collection Hall, 2012 г.). Архивировано 7 ноября 2017 г. Проверено 4 ноября 2017 г. .
- ^ Смит, Дилан. «Black Ops — Прототипы Honda RC-F1 1992–1994 годов» . Драйвтриб . Архивировано из оригинала 24 ноября 2020 года . Проверено 26 апреля 2019 г.
- ^ «Хорошие и плохие новости для Red Bull в связи с заморозкой двигателей Формулы-1» . www.autosport.com . 14 февраля 2021 г. Проверено 23 мая 2023 г.
- ^ «Honda пришлось пойти на «серьезный компромисс» в отношении двигателя Red Bull F1» . Гонка . 20 февраля 2023 г. Проверено 23 мая 2023 г.
- ^ Медланд, Крис (7 октября 2021 г.). «Honda и Red Bull объявляют о будущем сотрудничестве Формулы-1 и автоспорта» . РЕЙСЕР . Проверено 17 декабря 2022 г.
- ^ Митчелл, Стюарт (2 августа 2022 г.). «Honda продлевает соглашение о технической поддержке Red Bull Powertrains до конца 2025 года» . Машиностроение гоночных автомобилей . Проверено 17 декабря 2022 г.
- ^ «Honda намерена продлить прямые поставки Red Bull до 2025 года» . www.autosport.com . 28 января 2022 г. Проверено 23 мая 2023 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (15 февраля 2021 г.). «Red Bull раскрывает план наименования новых двигателей Формулы-1» . www.motorsport.com . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ Митчелл, Скотт (15 февраля 2021 г.). «Red Bull подписывает соглашение о поглощении двигателя Honda F1 новой компанией» . Гонка . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ «Honda и Red Bull продлевают соглашение о поддержке силовых агрегатов до 2025 года | Формула 1®» . www.formula1.com . Проверено 18 декабря 2022 г.
- ^ Хортон, Филипп (2 августа 2022 г.). «Honda сохранит открытое соединение с Формулой-1 до 2025 года» . Автонеделя . Проверено 18 декабря 2022 г.
- ^ «Honda укрепляет отношения с Oracle Red Bull Racing» . Ред Булл . 5 октября 2022 г. Проверено 17 декабря 2022 г.
- ^ Бир, Мэтт (15 декабря 2022 г.). «Honda снова в названии двигателя Red Bull F1 в 2023 году» . Гонка . Проверено 17 декабря 2022 г.
- ^ Клиффорд, Джеймс (25 июля 2022 г.). «Раскрыто: кто превысил скорость на Гран-при Франции 2022 года?» . Formula1News.co.uk . Проверено 23 мая 2023 г.
- ^ «ТЕХВТОРНИК: Оценка сильных и слабых сторон каждой машины на стартовой решетке Формулы 1 2022 года | Формула 1®» . www.formula1.com . Проверено 23 мая 2023 г.
- ^ «【Обзор сезона 2022 года】 Ферстаппен одерживает рекордные 15 побед за сезон и становится вторым подряд чемпионом мира» . Хонда.Гонки . 15 декабря 2022 г. Проверено 23 мая 2023 г.
- ^ «Отчет и основные моменты Гран-при Венгрии 2023 года: Ферстаппен доминирует на Гран-при Венгрии и приносит Red Bull рекордную 12-ю победу подряд | Формула 1®» . www.formula1.com . 23 июля 2023 г. Проверено 24 июля 2023 г.
- ^ Болдуин, Алан (23 июля 2023 г.). «Ферстаппен побеждает в Венгрии, а Red Bull творит историю Формулы-1» . Рейтер . Проверено 24 июля 2023 г.
- ^ Пиола, Джорджо (3 апреля 2023 г.). «Увлекательная история самого знакового автомобиля McLaren Формулы-1» . Motorsport.com . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ Митчелл-Мальм, Скотт (4 октября 2022 г.). «Встреча Honda и переговоры о 2026 году открывают решающую неделю Red Bull» . Гонка . Проверено 17 декабря 2022 г.
- ^ «Red Bull-Ford не получит полного статуса поставщика новых двигателей для Формулы-1 в 2026 году» . us.motorsport.com . 10 февраля 2023 г. Проверено 1 марта 2023 г.