Jump to content

Хонда в Формуле-1

(Перенаправлено с Honda F1 )

Хонда
Полное имя Команда Honda Racing F1 (2006–2008)
Хонда научно-исследовательская компания
(1964–1968)
База
Известный персонал Ёсио Накамура [ да ]
Нобухико Кавамото
Ёситоси Сакураи [ да ]
Осаму Гото [ да ]
Такео Киучи
Росс Браун
Ник Фрай
Тойохару Танабэ [ да ]
Масаси Ямамото [ ja ]
Ясуаки Асаки [ да ]
Известные драйверы Соединенные Штаты Ронни Бакнум
Соединенные Штаты Ричи Гинтер
Франция Да, Шлессер
Великобритания Джон Сёртис
Великобритания Дженсон Баттон
Бразилия Рубенс Баррикелло
Веб-сайт Хонда .гонки /f1
Предыдущее имя Британско-американские гонки
Следующее имя Команда Формулы-1 Brawn GP
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира
Первая запись Гран-при Германии 1964 года.
Заявленные гонки 88
Двигатели Хонда
Конструкторы
Чемпионаты
0
Водителей
Чемпионаты
0
Победы в гонках 3
Подиумы 9
Очки 154
Поул-позиции 2
Самые быстрые круги 2
Последняя запись Гран-при Бразилии 2008 года.
Honda как производитель двигателей для Формулы-1
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира
Первая запись Гран-при Германии 1964 года.
Последняя запись Гран-при Абу-Даби 2021 года
Заявленные гонки 482 (481 старт)
Шасси Honda, Spirit , Williams , Lotus , McLaren , Tyrrell , BAR , Jordan , Super Aguri , Toro Rosso , Red Bull , AlphaTauri
Чемпионат конструкторов 6 ( 1986 , 1987 , 1988 , 1989 , 1990 , 1991 ) [а]
Водителей
Чемпионаты
6 ( 1987 , 1988 , 1989 , 1990 , 1991 , 2021 ) [б]
Победы в гонках 89 [с]
Подиумы 223
Очки 3409
Поул-позиции 90
Самые быстрые круги 76

Японский производитель автомобилей Honda участвовал в Формуле-1 в качестве производителя двигателей и владельца команды в различные периоды с 1964 года. Участие Honda в Формуле-1 началось с участия всей команды и двигателей в сезоне 1964 года , а в 1965 году они достигли своего первого победа на Гран-при Мексики . После дальнейшего успеха с Джоном Сёртисом , Honda отказалась от участия в конце сезона 1968 года из-за трудностей с продажей дорожных автомобилей в Соединенных Штатах и водителя Honda Джо Шлессера . ​​фатальной аварии [3]

Honda вернулась в 1983 году как производитель двигателей, что положило начало очень успешному периоду для компании. После побед в гонках в 1984 и 1985 годах Хонда выигрывала чемпионат конструкторов каждый год в период с 1986 по 1991 год с Williams и McLaren , а также чемпионат пилотов каждый год с 1987 по 1991 год с Нельсоном Пике , Айртоном Сенной и Аленом Простом . Honda вышла из компании в конце 1992 года после того, как достигла своих целей и пережила лопнувший пузырь цен на активы в Японии .

Хонда снова вернулась в 2000 году , поставляя двигатели для British American Racing (BAR). BAR-Honda заняла второе место в Кубке конструкторов в 2004 году , а к концу 2005 года Honda выкупила команду BAR, которая в 2006 году была переименована в Honda . После победы в 2006 году с Дженсоном Баттоном на Гран-при Венгрии , Honda объявила в декабре 2008 года, что они немедленно покинут Формулу-1 из-за мирового финансового кризиса после ограниченного успеха в 2007 и 2008 годах. [4]

В 2015 году Honda вернулась в спорт в качестве заводского поставщика силовых агрегатов для McLaren, предоставив гибридные двигатели серии RA . команде [5] Первые версии силовых агрегатов Honda оказались неконкурентоспособными, и через три года McLaren и Honda распались. Toro Rosso согласилась использовать двигатели Honda в сезоне 2018 года в качестве заводской комплектации. [6] и после того, как Honda продемонстрировала быстрое развитие двигателей, Red Bull Racing согласилась также использовать двигатели Honda в сезоне 2019 года . Honda одержала свою первую победу в гибридную эпоху на Гран-при Австрии 2019 года . [7] и после этого последовали многочисленные победы с обеими командами. Кульминацией программы стал сезон 2021 года , когда пилот Honda Макс Ферстаппен выиграл чемпионат мира. Компания официально вышла из серии после 2021 года, чтобы сосредоточить свои ресурсы на углеродно-нейтральных технологиях, хотя была достигнута договоренность о том, что они продолжат поставлять команды Red Bull до конца 2025 года , а двигатели Honda выиграют новые титулы в 2022 году . [д] Они вернутся в полномасштабном масштабе в 2026 году с Aston Martin в качестве своего производственного партнера, привлеченные введением более устойчивых правил. [ нужна ссылка ]

Как производитель двигателей, Honda выиграла шесть чемпионатов мира среди конструкторов, шесть чемпионатов мира среди пилотов и более 80 Гран-при, заняв пятое место в истории Формулы-1. Помимо успеха в качестве производителя двигателей, три победы в Гран-при в качестве владельца команды делают их единственной японской или азиатской командой, победившей в Формуле-1.

Первая эпоха (1964–1968)

[ редактировать ]
Восстановленная Honda RA272 1965 года выпуска , первая японская машина, победившая в Формуле-1. Автомобиль окрашен в гоночные цвета Японии.

Honda приняла участие в гонках Гран-при Формулы-1 в 1964 году, всего через четыре года после выпуска своего первого дорожного автомобиля. Они начали разработку RA271 в 1962 году и поразили европейские автосервисы Формулы-1 своей полностью японской заводской командой (за исключением американских гонщиков Ронни Бакнума и Ричи Гинтера ). Для RA271 Honda построила собственный двигатель и шасси, что ранее сделали только Ferrari и BRM – из других команд, все еще работавших в 1962 году.

Джон Сёртис и Ёсио Накамура на Гран-при Нидерландов 1968 года.

Всего за второй год соревнований Honda достигла верхней ступени подиума, одержав победу Гинтера на RA272 на Гран-при Мексики 1965 года . По новым правилам 3,0 л 1966 года Honda представила Honda RA273 . Хотя двигатель RA273 представлял собой хорошо спроектированный двигатель V12 мощностью 360 л.с. (265 кВт) , машину подвело относительно тяжелое и громоздкое шасси собственной разработки. Хонда вернулась в круг победителей в 1967 году с новой Honda RA300 , управляемой Джоном Сертисом . Он выиграл Гран-при Италии 1967 года только в своей первой гонке Формулы-1. автомобиль получил прозвище « Хондола» Шасси RA300 было частично разработано Лолой в Великобритании, в результате чего в автомобильной прессе . Команда финишировала четвертой в чемпионате конструкторов, несмотря на то, что Сёртиз был их единственным гонщиком в сезоне, а Сёртиз финишировал четвертым в чемпионате пилотов.

В следующем году у Honda RA301 было много проблем с надежностью, но она дважды финишировала на подиуме и завоевала поул-позицию. команды Новая Honda RA302 участвовала только в одной гонке в Руан-ле-Эссар , продлившись всего несколько кругов, прежде чем ее огненная авария привела к гибели гонщика Джо Шлессера . Смерть и желание сосредоточиться на продаже дорожных автомобилей в Соединенных Штатах побудили Хонду уйти из Формулы-1 в конце сезона 1968 года . [3]

Вторая эпоха (1983–1992)

[ редактировать ]
Двигатель Honda RA121E V12, поставленный McLaren в 1991 года . сезоне

Хонда вернулась в Формулу-1 в 1983 году в качестве поставщика двигателей для Spirit и оставалась в спорте десять лет, в разное время работая в команде с Williams (1983–87), Lotus (1987–88), McLaren (1988–92) и, наконец, с Тирреллом. (1991). Хотя они часто поставляли свои двигатели более чем одной команде за сезон, Honda не всегда поставляла двигатели одной и той же спецификации разным командам в одном сезоне. Например, в 1987 году , поскольку у Williams был действующий контракт, им был поставлен новейший 1,5-литровый двигатель RA167E V6 , в то время как Lotus поставлялся с двигателем RA166E 1986 года , который необходимо было адаптировать к более низкому пределу топлива и ограничению турбонаддува, таким образом что ограничивало его эффективность, хотя в последний год оригинальной турбо-эры, в 1988 году , и Lotus, и McLaren использовали одну и ту же спецификацию RA168E. Кроме того, в 1991 году , когда у McLaren была новейшая версия RA121E V12 , Тирреллу достались только RA100E V10 , которые McLaren использовала в 1990 году . У McLaren была прямая поддержка завода Honda: двигатели поставлялись прямо из гоночного подразделения японской компании в Японии; в то время как Тирреллу пришлось довольствоваться предыдущей моделью RA100E (переименованной в RA101E), настроенной частным тюнером Honda. Муген ; у них практически не было прямой поддержки со стороны завода.

И Lotus в 1987–88, и Тиррелл в 1991 году получили возможность использовать двигатели Honda во многом благодаря их согласию подписать бывшего тест-пилота Honda Сатору Накадзиму в качестве одного из пилотов своей команды на эти сезоны.

В качестве поставщика двигателей Honda дебютировала на чемпионате мира вместе со шведским гонщиком Spirit Стефаном Йоханссоном на Гран-при Великобритании 1983 года в Сильверстоуне . Йоханссон квалифицировался на обнадеживающем 14-м месте (хотя примерно на 4,5 секунды медленнее, чем поул), хотя он сошел с дистанции всего через 5 кругов из-за проблем с топливом. Йоханссон дебютировал на гоночной трассе Honda в начале года на гонке чемпионов 1983 года , не связанной с чемпионатом, в Брэндс-Хэтче (последняя гонка, не связанная с чемпионатом в истории Формулы-1), где, несмотря на ненадежность, 1,5-литровый двигатель V6 с турбонаддувом, получивший название RA163E впечатлил своей скоростью. К заключительной гонке сезона 1983 года в Южной Африке Honda начала сотрудничать с Williams, где действующий (и уходящий) чемпион мира Кеке Росберг уведомил, что Honda была в темпе, заняв 6-е место в квалификации, всего на 7/10 секунд медленнее, чем Ferrari. победителя поула Патрика Тамбая .

Росберг принес Honda первую победу в качестве поставщика двигателей, когда он пережил Гран-при Далласа 1984 года и к концу сезона 1985 года , когда британец Найджел Мэнселл и Росберг выиграли три последние гонки сезона (Росберг уже выиграл в том же году Гран-при Детройта ), было ясно, что у Honda есть двигатель, который можно победить в Формуле-1.

На пике своего развития (1986–91) двигатели Honda считались пропуском к славе Гран-при благодаря своей мощности, надежности, совершенству и победному послужному списку. Приверженность Honda Формуле-1 была настолько велика, что Найджел Мэнселл, который водил автомобили Williams с двигателем Honda с 1985 по 1987 год, вспоминал в интервью 2011 года, что Honda производила и разрабатывала от 4 до 6 совершенно разных двигателей за один сезон. Honda выиграла шесть подряд чемпионатов конструкторов как производитель двигателей (два с Williams в период с 1986 по 1987 год и четыре с McLaren в период с 1988 по 1991 год), а также пять чемпионатов подряд среди пилотов (один от Нельсона Пике в 1987 году, три от Айртона Сенны в 1987 году). 1988 , 1990 и 1991 годах, а также один Алена Проста в 1989 году ), прежде чем снова уйти из спорта.

Всепобеждающий двигатель Honda RA168E V6 с турбонаддувом, использовавшийся в McLaren MP4/4 и Lotus 100T в 1988 году.
1988 года выпуска. McLaren-Honda MP4/4

Выдающийся год для Honda в качестве поставщика двигателей пришелся на McLaren в 1988 году. Вместе со Стивом Николсом, который разработал McLaren MP4/4 , а в качестве пилотов выступали тогдашний двукратный чемпион мира Ален Прост и бразилец Айртон Сенна, дуэт McLaren-Honda имел почти идеальный сезон. В отличие от большинства, Honda построила совершенно новый двигатель V6 с турбонаддувом (RA168E) в этом году, чтобы справиться с уменьшенным пределом расхода топлива (150 литров) и пределом турбонаддува (2,5 БАР по сравнению с 4,0 БАР в 1987 году), и это принесло огромные дивиденды. McLaren-Honda завоевала 15 поул-позиций в 16 гонках, 13 из них для Сенны, а также одержала 15 побед в гонках: 8 у Сенны (новый рекорд сезона) и 7 у Проста, что фактически равнялось старому рекорду, который он установил вместе с Джимом Кларком. . McLaren-Honda набрала рекордные на тот момент 199 очков в Кубке конструкторов, что на 134 очка больше, чем у Ferrari, занявшей второе место (чей пилот Герхард Бергер был единственным победителем поула в Великобритании, не оснащенным двигателем Honda , и единственным победителем, не использующим двигатель Honda). в Италии ), в то время как Сенна и Прост были единственными гонщиками, претендовавшими на чемпионат пилотов, в конечном итоге выигранный Сенной. Прост на самом деле набрал больше очков, чем Сенна, в течение сезона, во многом благодаря семи вторым местам и семи победам, но по правилам того времени только 11 лучших результатов засчитывались в чемпионат, который завоевал титул. иди к бразильцу.

В последней гонке оригинальной турбо-эры Формулы-1, Гран-при Австралии 1988 года , гонщики с двигателями Honda закрыли подиум: Прост победил Сенну, а Lotus Нельсона Пике финишировал легким третьим.

В соответствии с новыми правилами для безнаддувных двигателей объемом 3,5 л в 1989 году Honda представила новый RA109E V10 в McLaren MP4/5 и теперь эксклюзивно поставляла McLaren; Lotus были вынуждены использовать двигатели Джадда. Этот двигатель оказался таким же доминирующим, как и предшествующий ему V6 с турбонаддувом: он одержал 10 побед и 15 поул-позиций в течение сезона и помог Просту выиграть чемпионат пилотов 1989 года. В 1990 году Сенна участвовал в чемпионате водителей 1990 года на усовершенствованной версии V10 и MP4/5B. В 1991 году Honda разработала совершенно новый двигатель V12, RA121E, с которым Сенна в конечном итоге выиграл свой третий чемпионат мира. 1992 году В Адриан Ньюи разработал шасси Williams FW14B , которое превосходило любую другую машину того сезона, а McLaren-Honda заняла второе место в Кубке конструкторов. Последняя победа Honda в эту эпоху пришла, когда Герхард Бергер выиграл Гран-при Австралии 1992 года , последнюю гонку сезона. Компания решила выйти из Формулы-1 после сезона 1992 года из-за лопнувшего пузыря цен на активы в Японии. это произошло в том году.

К концу сезона 1992 года автомобили с двигателями Honda выиграли 71 Гран-при, из них 69 в качестве поставщика двигателей в период с 1983 по 1992 год. На счету Williams 23 победы (75 гонок), а у Lotus 2 победы (32 гонки), в то время как McLaren уступил японцам компания 44 победы из 80 стартов с командой.

Третья эпоха (2000–2008 гг.)

[ редактировать ]

Возвращение в качестве заводского производителя двигателей (2000–2005 гг.)

[ редактировать ]
Двигатель Honda RA005E, поставляемый в BAR в 2005 г.

Honda снова вернулась в 2000 году , предоставив BAR бесплатные двигатели и заводскую поддержку . Они также бесплатно поставляли двигатели на Гран-при Иордании в сезонах 2001 и 2002 годов . Это привело бы к битве за право использования двигателей Honda в долгосрочной перспективе. В 2003 году , несмотря на лучшие результаты в предыдущих двух сезонах, Honda отказалась от партнерства на Гран-при Иордании , чтобы сконцентрироваться на партнерстве с BAR. В середине ноября 2004 года Honda приобрела 45% команды BAR у British American Tobacco (BAT, основатель и владелец BAR) после лучшего сезона BAR, когда они смогли занять второе место в 2004 года Кубке конструкторов , уступив только команде BAR. доминирующие чемпионы мира Михаэль Шумахер и Феррари .

Полное владение командой (2006–2008)

[ редактировать ]
Логотип, используемый Honda с 2006 по 2008 год.

В сентябре 2005 года Honda приобрела оставшиеся 55% акций BAR и стала единственным владельцем. BAT продолжал выступать титульным спонсором бренда Lucky Strike в 2006 году, но отказался от участия в Формуле-1 в 2007 году из-за запрета рекламы табачных изделий. Было решено, что с 2006 года команда будет выступать под названием Honda Racing F1 Team.

сезон 2006 года

[ редактировать ]

Первый сезон Хонды в команде с 1968 года начался довольно хорошо: Дженсон Баттон финишировал четвертым на открывающем сезон Гран-при Бахрейна и поднялся на подиум на втором этапе в Малайзии . На следующей гонке в Австралии Баттон завоевал поул. После этого результаты стали нестабильными, и основной причиной отсутствия формы была надежность: команда много раз выбывала из борьбы за победы в гонках. Проблемы с пит-стопами также мешали команде на ранних этапах, в одном случае фактически лишив Дженсона Баттона шансов на хороший результат и возможный подиум в Имоле . В свете этой формы было объявлено, что Джефф Уиллис возьмет на себя работу на заводе, чтобы сосредоточиться на аэродинамике. После назначения старшего технического директора Шухея Накамото вместо Уиллиса и Мариано Альперина-Брувера на пост главного аэродинамика положение Уиллиса оказалось трудным, и в отчетах указывалось, что он покинул команду.

Рубенс Баррикелло за рулем Honda на Гран-при Бразилии 2006 года

На Хунгароринге судьба изменилась. Рубенс Баррикелло и Дженсон Баттон квалифицировались третьим и четвертым, хотя Баттону пришлось опуститься на десять позиций из-за замены двигателя. В гонке, наполненной инцидентами, Баттон пришел с четырнадцатого места на стартовой решетке и выиграл свою первую гонку, а Баррикелло финишировал четвертым. После этой победы результативность команды заметно улучшилась, показав стабильность, пожалуй, лучшую, чем у лидеров чемпионата Ferrari и Renault. Начиная с Венгрии, Баттон набрал больше очков, чем любой другой гонщик в последних шести гонках сезона. У Баррикелло был не лучший сезон для команды, потому что ему пришлось привыкать к новым тормозам и системе контроля тяги после шестилетнего пребывания в Ferrari, хотя он регулярно набирал очки. Оба гонщика заработали очки почти во всех оставшихся гонках, причем сезон завершился на высокой ноте: Баттон занял 3-е место в Бразилии - менее чем на секунду после Фернандо Алонсо, занявшего 2-е место - после того, как ему пришлось стартовать с 14-го места на стартовой решетке. В Кубке конструкторов команда заняла четвертое место с 86 очками.

15 ноября 2006 года было объявлено, что давний пилот BAR Honda и тест-пилот Honda Энтони Дэвидсон отправятся в Super Aguri F1, чтобы участвовать в гонках вместе с Такумой Сато . его заменил бывший Red Bull Racing пилот Кристиан Клиен В сезоне 2007 года .

сезон 2007 года

[ редактировать ]
Ливрея Earthdreams на грузовиках Honda
Рубенс Баррикелло за рулем Honda RA107 на Гран-при Великобритании 2007 года.

С вступлением в силу запрета на спонсорство табачных изделий в Формуле-1 в 2007 году прекратилось British American Tobacco спонсорство Honda со стороны . 26 февраля 2007 года на автомобиле RA107 была представлена ​​новая окраска, изображающая планету Земля на черном фоне космоса. На заднем крыле был размещен веб-адрес сайта экологической осведомленности myearthdream.com, который был запущен 27 февраля 2007 года, сразу после официального запуска автомобиля 2007 года. Реакция на новую ливрею была неоднозначной, хотя в конце года Honda получила экологическую награду за свою кампанию «Earth Car». [8]

RA107 был первым автомобилем Формулы-1, разработанным под руководством бывшего HRC дизайнера мотоциклов Сюхея Накамото . Форма команды на предсезонных тестах была неоднородной, и Дженсон Баттон призвал команду улучшиться. Полная нехватка скорости автомобиля была очевидна на открывающем сезон Гран-при Австралии в Мельбурне 18 марта, когда Баттон и Баррикелло квалифицировались 14-м и 17-м местами соответственно (значительно отставая от «спутника» команды Super Aguri , чья машина фактически является обновленной версией прошлогодняя Honda, RA106). Баррикелло финишировал на 11-м месте, а Баттон на 15-м после получения штрафа за проезд за превышение скорости на пит-лейн. Команде также не удалось набрать очки в четырех последующих гонках, их лучшим результатом стало 10-е место в Испании и Монако , оба раза забитое Рубенсом Баррикелло . Хонда наконец-то набрала очко на Гран-при Франции благодаря тому, что Баттон занял восьмое место. В итоге команда финишировала 8-й в Кубке конструкторов, показав лучший результат 5-е место на Гран-при Китая. , любезно предоставлено Баттоном.

С июля 2007 года, осознав аэродинамические проблемы автомобиля, Honda начала набирать новую команду со всего паддока Формулы-1. Главный аэродинамик Лоик Бигуа и его помощник Франсуа Мартине были подписаны с WilliamsF1 ; Йорг Зандер и Джон Оуэн из BMW Sauber либо позже 2007, либо в начале 2008 года. [9]

сезон 2008 года

[ редактировать ]
Рубенс Баррикелло за рулем Honda RA108 на Гран-при Австралии 2008 года.

19 июля 2007 года было объявлено, что Баррикелло и Баттон продолжат работать на заводе в качестве товарищей по команде в 2008 году. [10] 12 ноября 2007 года сайт autosport.com подтвердил, что бывший технический директор Ferrari Росс Браун присоединится к Honda в качестве руководителя команды. Ник Фрай остался в команде в качестве генерального директора. [11] 10 января 2008 года было объявлено, что Александр Вурц стал тест-пилотом на сезон 2008 года . [12] 29 января 2008 года Honda представила свой гоночный автомобиль 2008 года. «Земляной автомобиль» имел немного другую ливрею, чем его аналог 2007 года: только часть автомобиля имела изображение земли, а остальная часть была окрашена в классическую белую краску Honda. Баттон, Баррикелло и Вурц присутствовали на запуске.

У Honda был еще один разочаровывающий год, и к середине сезона они переключили разработку на сезон 2009 года, где вступают в силу новые правила. Несмотря на это, Баррикелло сумел подняться на подиум на мокром Гран-при Великобритании, вдохновенно выбрав в нужный момент полноценные мокрые шины.

Продажа и создание Brawn GP

[ редактировать ]

Хонда внезапно ушла из спорта в конце сезона 2008 года, не желая продолжать использовать бюджет команды из Брэкли в 300 миллионов долларов и штат из 700 человек во время глобального экономического кризиса . [3] Команда продолжала работать над Honda RA109 в сезоне 2009 года, пока Honda пыталась продать гоночную команду. С командой был связан ряд потенциальных владельцев, в том числе Prodrive босс Дэвид Ричардс , мексиканский бизнесмен Карлос Слим и Virgin Group . [13] [14] [15]

В конечном итоге команда была спасена благодаря выкупу акций менеджментом во главе с руководителем команды Россом Брауном и исполнительным директором Ником Фраем. [16] и вошел в сезон 2009 года как Brawn GP . [17] Команда сохранила Дженсона Баттона и Рубенса Баррикелло в качестве пилотов, а двигатели поставила Mercedes . [18] Honda заявила, что продолжит оказывать финансовую поддержку команде в течение первого года существования команды, а Virgin Group, которая была связана с покупкой команды, будет спонсировать автомобили на протяжении всего сезона. Браун выиграл общий титул в своем единственном сезоне до очередной смены личности.

Четвертая эпоха (2015–2021 гг.)

[ редактировать ]

См.: Гибридный силовой агрегат Honda V6 Формулы-1.

Возвращение в качестве поставщика силовых агрегатов в McLaren (2015–2017).

[ редактировать ]
Фернандо Алонсо за рулем McLaren-Honda MP4-31 в 2016 году.

Honda вернулась в Формулу-1 в качестве поставщика двигателей в 2015 году во втором сезоне правил турбо-гибридов V6, возобновив свои отношения с партнером McLaren 1980-х и 1990-х годов , которые включали бесплатные двигатели, а также коммерческую и заводскую поддержку. [5] Силовой агрегат Honda был разработан с учетом очень жесткой конструкции шасси и аэродинамических требований McLaren, которые они назвали своей философией «нулевого размера». [19] В сезоне 2015 года пакет McLaren-Honda оказался существенно недостаточно мощным и ненадежным, и команда заняла девятое место в Кубке конструкторов, а пятое место в Венгрии стало ее лучшим результатом. Причинами тусклых результатов были отсутствие у Honda опыта и данных по новым правилам, система токенов, ограничивающая развитие, [20] а также фундаментальные проблемы с концепцией шасси McLaren «нулевого размера». [21] McLaren также убедила Honda вернуться на год раньше, чем первоначально планировалось. [21]

В сезоне 2016 года Юсуке Хасегава сменил Ясухиса Араи на посту руководителя проекта Honda. [22] Хонда добилась значительных улучшений по итогам сезона. [23] и после всего лишь шестой гонки сезона, Гран-при Монако , команда набрала 24 очка, что на три очка меньше общего результата предыдущего сезона. Команда набрала очки в 13 различных гонках в течение сезона и зафиксировала лучший круг на Гран-при Италии , заняв шестое место в итоговом зачете конструкторов с 76 очками, что является заметным улучшением по сравнению с годом ранее. В сентябре 2016 года Хасэгава сообщил, что над двигателем следующего года уже работает отдельная команда Honda. [24]

В сезоне 2017 года Honda полностью изменила конструкцию силового агрегата, при этом основным изменением стало расположение турбонаддува, компрессора и MGU-H. В этой конструкции турбина была отделена от компрессора, и они нависали над каждой стороной блока, а MGU-H в центре V-образной формы соединялись через вал. Хонда признала, что новая конструкция «высокого риска» и потребуется время, чтобы раскрыть ее потенциал, но в конечном итоге она обеспечит более высокие характеристики. [25] Сезон начался с нескольких проблем с надежностью, и только в восьмом туре в Азербайджане удалось набрать очки. Тем не менее, во второй половине сезона команда регулярно набирала очки, набирая очки в шести из последних десяти гонок и финишировав девятой в Кубке конструкторов. Отношения между McLaren и Honda испортились. [21] а в сентябре 2017 года они объявили, что расстанутся в конце 2017 года. [26]

Партнерство с командами, принадлежащими Red Bull (2018–2021 гг.)

[ редактировать ]

2018: Торо Россо

[ редактировать ]
Пьер Гасли на Гран-при Австрии 2018

В сентябре 2017 года было объявлено, что Honda будет заводским партнером Toro Rosso по производству двигателей в сезоне 2018 года , а предыдущий партнер McLaren перейдет на клиентские Renault . агрегаты [27] Начиная с 2018 года, Honda разделила обязанности руководителя проекта на две части: Тойохару Танабэ отвечал за путевые операции, а Ясуаки Асаки руководил разработками в Японии. [28] Кроме того, Honda также предоставит Scuderia Toro Rosso полную заводскую поддержку, поддержку бренда, бесплатные двигатели и служебные автомобили. Силовой агрегат Honda RA618H 2018 года был более зрелым вариантом архитектуры, представленной в 2017 году, в то время как Toro Rosso более спокойно относилась к требованиям к размерам PU, чем McLaren. [29] Силовой агрегат оказался значительно надежнее по сравнению с прошлым годом: за сезон было всего три выхода из строя двигателя. [30] Всего во второй гонке сезона в Бахрейне команда финишировала четвертой с Пьером Гасли , что стало лучшим результатом Honda с момента возвращения в спорт в 2015 году. [31] На седьмом этапе в Канаде Honda дебютировала со своим модернизированным агрегатом Spec 2, и после оценки конкурентоспособности Honda по сравнению с Renault старшая команда Red Bull Racing объявила, что перейдет на Honda в 2019 году. [32] Затем Хонда сосредоточила оставшуюся часть года на накоплении опыта в 2019 году, поэтому часто меняла двигатели, несмотря на штрафы на стартовой решетке. [30] Внедрение силового агрегата Spec 3 принесло заметные улучшения производительности, позволив ему занять шестое и седьмое места в квалификации Гран-при Японии . [33] Команда завершила сезон девятой в турнирной таблице конструкторов, набрав восемь очков.

2019: Red Bull и Toro Rosso

[ редактировать ]

Honda вступила в сезон 2019 года, выступая за Red Bull Racing и Toro Rosso. [34] Это означает, что они станут партнерами нескольких команд впервые с 2008 года . [35] Honda и Red Bull стремились тесно сотрудничать, чтобы обеспечить идеальную синергию между шасси и силовым агрегатом, что дало бы значительное преимущество в комплектации. [36] 2019 год был задуман как год подготовки к борьбе за звание чемпиона мира в будущих сезонах.

Макс Ферстаппен завоевал свой первый поул на Гран-при Венгрии 2019 года .

На открывающем сезон Гран-при Австралии пилот Red Bull-Honda Макс Ферстаппен занял третье место, что стало для Honda первым подиумом с момента возвращения в Формулу-1 в 2015 году и первым в общем зачете с 2008 года , а также лучшим результатом Red Bull на открытии сезона в турбомоторе. -гибридная эра. [37] В следующих семи раундах Ферстаппен шесть раз финишировал в четверке лучших, включая подиум в Испании . На четвёртую гонку в Азербайджане Honda представила модернизацию Spec 2, повышающую надёжность , а всего четырьмя гонками позже во Франции они представили агрегат Spec 3, повышающий производительность. [38] На следующем Гран-при Австрии Honda смогла оптимизировать необходимый уровень охлаждения двигателя. [39] и Ферстаппен выиграл гонку, что принесло Honda первую победу в эпоху турбо-гибридов V6 и первую победу в целом с тех пор, как Дженсон Баттон выиграл Гран-при Венгрии в 2006 году . [40] Еще одна победа последовала двумя гонками позже на мокром Гран-при Германии из Toro Rosso , где победу одержал Ферстаппен, а Даниил Квят занял третье место, обеспечив Honda двойной подиум. [41] На следующей гонке, Гран-при Венгрии , Ферстаппен занял свою первую поул-позицию и первую для Honda после Гран-при Австралии 2006 года . [42]

Гран -при Бразилии 2019 года стал первым результатом Honda со счетом 1–2 после Гран-при Японии 1991 года .

На тринадцатом этапе в Бельгии Honda представила свой силовой агрегат Spec 4, который оказался еще одним шагом вперед в производительности. [43] Нарушения на стартовой решетке помешали их гонкам в Бельгии и Италии , но в следующих семи гонках гонщики с двигателями Honda завоевали пять подиумов, при этом производительность Honda была особенно сильной на высокогорных трассах Мексики и Бразилии благодаря компактной конструкции турбокомпрессора. [44] В Бразилии Ферстаппен выиграл с поула, а Пьер Гасли на своем Toro Rosso-Honda опередил Льюиса Хэмилтона и Mercedes занял второе место, доведя его до финиша по прямой, забив первый результат Honda со счетом 1–2 после Гран-при Японии 1991 года . [45] Ферстаппен впервые в карьере завершил сезон-2019 третьим в чемпионате. Red Bull финишировал третьим в зачете конструкторов, а Toro Rosso провела свой самый успешный сезон с двумя подиумами и шестым местом в Кубке конструкторов. Honda закончила сезон с наименьшим количеством отказов на трассе среди всех четырех производителей с заметным отрывом и ни разу не сошла с дистанции из-за отказа двигателя за весь сезон. [46]

2020–2021: Red Bull и AlphaTauri

[ редактировать ]
Пьер Гасли выиграл Гран-при Италии 2020 года с двигателем Honda на автомобиле AlphaTauri AT01 .
Серхио Перес на Гран-при США 2021 года со спонсором Acura

В 2020 году команда Toro Rosso с двигателем Honda была переименована в AlphaTauri для продвижения модного бренда AlphaTauri . На сезон повлияла пандемия COVID-19 , одним из последствий которой стал запрет на модернизацию энергоблоков в середине сезона для снижения затрат. [47] В сезоне 2020 года пакет Red Bull-Honda оказался заметно вторым по скорости, поскольку конкурирующий производитель Ferrari отказался от заказа из-за расследования легальности их силового агрегата. [48] в то время как дефицит как шасси, так и силового агрегата оставил их позади Mercedes. [49] Со второго этапа сезона в Штирии до седьмого этапа в Бельгии Ферстаппен пять раз подряд поднимался на подиум, включая победу на Гран-при 70-летия в Сильверстоуне . В восьмом этапе Гран-при Италии Пьер Гасли из AlphaTauri одержал свою первую победу в Формуле-1; он возглавил гонку после периода красных флагов и сумел сохранить его до финиша. Это сделало Honda первым производителем двигателей, выигравшим вместе с несколькими разными командами в эпоху турбо-гибридов V6. [50] Следующая гонка в Муджелло принесла первый подиум Алексу Албону из Red Bull, после чего Ферстаппен трижды подряд поднимался на подиум, в результате чего последовательная серия подиумов Honda увеличилась до 11. [51] Последние пять гонок года принесли Red Bull двойной подиум в Бахрейне и победу с поул-позиции Ферстаппену в финале сезона в Абу-Даби . Ферстаппен снова стал ведущим пилотом чемпионата с двигателями Honda, заняв третье место, а Red Bull и AlphaTauri заняли второе и седьмое места соответственно в зачете конструкторов. Honda была единственным производителем силовых агрегатов, кроме Mercedes, который выигрывал гонки или поул-позиции в течение сезона. [52]

Макс Ферстаппен выиграл чемпионат мира 2021 года за рулем Red Bull-Honda RB16B .

В октябре 2020 года Honda объявила, что выйдет из Формулы-1 в конце сезона 2021 года , сославшись на необходимость сосредоточить ресурсы на технологиях дорожных транспортных средств следующего поколения, чтобы сделать необходимые шаги в направлении углеродной нейтральности . Honda по-прежнему стремилась выиграть чемпионат в 2021 году, и в результате она представила совершенно новую конструкцию силового агрегата, которая ранее планировалась на 2022 год. [53] RA621H RA620H , силовой агрегат Honda 2021 года, был значительно лучше, надежнее и компактнее, чем 2020 года. [54] Он оказался весьма конкурентоспособным по мощности по сравнению с основным конкурентом Mercedes, часто имея превосходную рекуперацию и использование энергии. [55] при этом имея более высокую надежность и меньшие габариты. [54] Это принесло дивиденды, поскольку Ферстаппен занял поул-позицию на открывающем сезон Гран-при Бахрейна и финишировал вторым, а затем выиграл следующий Гран-при Эмилии-Романьи и зарекомендовал себя в качестве претендента на титул против Льюиса Хэмилтона из Mercedes. Он финишировал вторым в следующих двух гонках, прежде чем победа на Гран-при Монако позволила ему возглавить чемпионат. Он был на пути к новой победе в Азербайджане , пока из-за позднего лопнувшего колеса его не выбило из строя, но поскольку Хэмилтон не смог забить из-за ошибки, Ферстаппен сохранил лидерство в чемпионате. [56] Другой пилот Red Bull, Серхио Перес , одержал победу, а Гасли из AlphaTauri финишировал третьим и завершил двойной подиум для Honda. Ферстаппен укрепил свое лидерство, выиграв следующие Гран-при Франции , Штирии и Австрии – каждый из них с поул-позиции – что стало первым разом, когда Honda выиграла пять гонок подряд с 1988 года . [57]

И Ферстаппен, и Перес финишировали на подиуме Гран-при Турции 2021 года , где их машины были окрашены в специальную ливрею в стиле Honda.

Ферстаппен попал в аварии на первом круге Гран-при Великобритании и Венгрии , ни одна из которых не была признана стюардами его виной, и поэтому он уступил лидерство в чемпионате Хэмилтону. [58] [59] На Гран-при Бельгии компания Honda представила новый аккумулятор энергии для дальнейшего повышения производительности и снижения веса, начав год с агрегатом старой спецификации. [60] Впоследствии Ферстаппен вернул себе лидерство в чемпионате, выиграв Гран-при Бельгии и Голландии , и немного продлил его после Италии , но снова ненадолго потерял его, заняв второе место в России . Он вернул лидерство в титуле, финишировав вторым в Турции , поскольку Хэмилтон пострадал из-за штрафа за замену двигателя, а Перес финишировал третьим, что дало Honda двойной подиум, при этом оба Red Bulls использовали специальную ливрею на тему Honda вместо отмененного Гран-при Японии. . [61] Ферстаппен выиграл следующие две гонки в США и Мексике , а после трех вторых мест в следующих трех гонках он вышел на завершающий сезон Гран-при Абу-Даби, разделив лидерство по очкам с Хэмилтоном. Он занял поул-позицию в гонке, но на старте уступил лидерство Хэмилтону; однако поздний рестарт после периода работы машины безопасности позволил ему обогнать Хэмилтона на последнем круге и выиграть гонку и стать чемпионом мира. [62] Это была первая победа Honda в чемпионате за тридцать лет: Ферстаппен стал первым чемпионом мира с двигателем Honda после Айртона Сенны в 1991 году . [63] Между тем, AlphaTauri набрала свой самый большой набор очков за всю историю: Гасли девять раз попадал в шестерку лучших, а новичок Honda-юниор Юки Цунода семь раз финишировал по очкам с лучшим результатом - четвертым, а команда заняла шестое место в зачете конструкторов с Red Bull. второй. [64] Благодаря завоеванию Ферстаппеном титула, Honda стала первым производителем двигателей, который обыграл Mercedes и завоевал титул чемпиона мира в эпоху турбо-гибридов, и они также завершили сезон с наибольшим количеством побед. [65] [66]

Пятая эпоха (с 2026 г.)

[ редактировать ]

В декабре 2022 года Honda, входящая в состав ее дочерней компании Honda Racing Corporation (HRC), официально зарегистрировала в FIA свое желание стать производителем силовых агрегатов, когда в 2026 году будут введены новые правила. [67]

В мае 2023 года Honda подтвердила свое участие в 2026 году и объявила, что будет поставлять свои гибридные силовые агрегаты в Aston Martin качестве заводской партнерской команды после семи и восьми лет партнерства с двумя Red Bull командами, принадлежащими ( Red Bull Racing (2019–2021 как полноценная Honda, а затем в 2022–2025 годах как Honda Red Bull Powertrains ) и Scuderia Toro Rosso, позже Scuderia AlphaTauri и позже RB Formula One Team (2018–2021 годы как полноценная Honda и позже в 2022–2025 годах как Honda Red Bull Powertrains ) соответственно. [68] Возросшая роль электрического элемента энергоблоков, который будет обеспечивать 50% общей выработки мощности, а также внедрение 100% экологически чистых видов топлива сыграли ключевую роль в побуждении компании к полномасштабному возврату к новым правилам. . [69] Ранее Honda сотрудничала с командой Формулы-1 из Сильверстоуна в 2001 и 2002 годах, когда она называлась Гран-при Иордании команда также использовала двигатели Mugen-Honda . , а в период с 1998 по 2000 год [70]

Другое участие

[ редактировать ]

Эпоха Мугена и прерванный проект Формулы-1 1999 года

[ редактировать ]

С 1993 по 1998 год единственное присутствие Honda в Формуле-1 заключалось в качестве поставщика двигателей через ее тесно связанного, но независимого партнера Mugen Motorsports , который поставлял двигатели Footwork , Lotus , Ligier , Prost и Jordan . К концу сезона 1999 года автомобили с двигателями Mugen выиграли четыре Гран-при. Хотя изначально двигатели финансировались независимо, их обслуживали инженеры Honda, и к 1998 году сами двигатели фактически стали заводскими двигателями Honda. [71] В 1998 году Хонда серьезно рассматривала возможность участия в Формуле-1 в качестве конструктора, вплоть до того, что наняла Харви Постлетуэйта в качестве технического директора и дизайнера, а также наняла инженера Кайла Петришена из HRC для помощи в проектировании, внедрении и управлении новым двигателем в новом автомобиле. шасси. [72] Тестовый автомобиль RA099 , спроектированный Постлетуэйтом и построенный Далларой , был изготовлен и испытан в 1999 году под управлением Йоса Ферстаппена . Хотя двигатели по-прежнему носили марку Mugen, команда произвела впечатление на тестовых сессиях, победив некоторые более опытные и лучше финансируемые команды, даже если они в основном находились в полузащите. Во время испытаний этого автомобиля Постлетуэйт перенес сердечный приступ со смертельным исходом, позже проект был отложен, и Honda решила вновь стать полноценным поставщиком двигателей для BAR, начиная с 2000 года.

В этот период инженеры Honda также разработали несколько автомобилей Формулы-1 в рамках неофициального проекта серии Honda RC100/RC-F1 , первоначально используя двигатели V12, используемые на McLarens, а затем перешли на двигатель V10 производства Mugen в финальной версии проекта. эволюция. [73] [74]

Продолжение поставок силовых агрегатов Red Bull после официального вывода (2022–2025 гг.)

[ редактировать ]
Honda RBPT как производитель двигателей Формулы-1
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира
Первая запись Гран-при Бахрейна 2023 года
Последняя запись Гран-при Бельгии 2024 года
Заявленные гонки 36 (36 стартов)
Шасси Red Bull Racing , AlphaTauri , РБ
Чемпионат конструкторов 1 ( 2023 )
Водителей
Чемпионаты
1 ( 2023 )
Победы в гонках 28
Подиумы 43
Очки 1327
Поул-позиции 22
Самые быстрые круги 15

После решения выйти из Формулы-1 в конце 2021 года Honda согласилась заключить сделку с Red Bull о продолжении строительства, обслуживания и поставки силовых агрегатов Red Bull Racing и Scuderia AlphaTauri со своего завода в Сакуре. Сделка стала возможной благодаря приостановке разработки силовых агрегатов, введенной в 2022 году, что позволило Honda сократить свою деятельность в Формуле-1 и перенаправить свои ресурсы на другие проекты, сохраняя при этом поддержку Red Bull как Honda RBPT (Honda Red Bull Powertrains). [75] [76] Honda Racing Corporation (HRC) взяла на себя ответственность за программу в результате реструктуризации, в результате которой она также получила контроль над другими четырехколесными автоспортивными проектами Honda. [77] Первоначально соглашение охватывало только сезон 2022 года , после чего новая компания Red Bull Powertrains взяла на себя ответственность за производство и поставку двигателей, разработанных Honda, но позже было продлено до конца сезона 2025 года. [78] Таким образом, Honda сохранила за собой все права на свои силовые агрегаты, а Red Bull в основном просто обеспечивал финансовую поддержку их эксплуатации. [79]

Ферстаппен обеспечил себе титул 2022 года, победив в Японии , где бренд Honda вернулся к автомобилям, использующим их силовые агрегаты.

В сезоне 2022 года двигатели, спроектированные и изготовленные Honda, были обозначены как Red Bull Powertrains (RBPT), что отражает официальный выход Honda из Формулы-1. [80] [81] [82] Присутствие бренда Honda на ливреях и униформе двух команд также было сокращено, а логотипы Honda на ливреях автомобилей и костюмах водителей были заменены логотипами HRC. [83] На Гран-при Японии 2022 года – гонке, титульным спонсором которой выступила Honda – Honda и Red Bull объявили об укреплении своего партнерства: бренд Honda вернется как к Red Bull Racing, так и к ливреям AlphaTauri на оставшуюся часть сезона и далее. [84] Honda вернулась в качестве официального поставщика силовых агрегатов в сезоне 2023 года , поставляя силовые агрегаты под маркой Honda RBPT. [85]

Конструкция силового агрегата Honda 2022 года оказалась сильной как с точки зрения производительности, так и с точки зрения надежности, что способствовало тому, что Red Bull в целом показала лучшие характеристики на прямой трассе. [86] [87] Ферстаппен одержал рекордные 15 из 17 побед Red Bull в сезоне и завоевал свой второй титул подряд, одержав победу в домашней гонке Honda в Японии, в то время как команда завоевала титул конструкторов на следующем Гран-при США . [88] На Гран-при Венгрии 2023 года Red Bull выиграла свою 12-ю гонку подряд, побив рекорд McLaren, установленный в сезоне 1988 года. [89] [90] Это означало, что Honda побила свой собственный рекорд, поскольку McLaren MP4/4 1988 года оснащался двигателем Honda RA168E. [91]

После смены руководства после принятия решения о выходе из Формулы-1, Honda продолжала присутствовать на обсуждениях будущих правил Формулы-1 вместе с другими производителями и провела обсуждения с различными командами относительно будущих возможностей партнерства, начиная с сезона 2026 года. когда вступят в силу новые правила энергоблока. [92] Компания не будет продлевать партнерство с Red Bull, которая уже взяла на себя обязательства по собственному проекту Red Bull Powertrains, который с 2026 года будет поддерживаться Ford . [93] Впоследствии Honda объявила, что полномасштабно вернется в Формулу-1 в 2026 году в партнерстве с Aston Martin.

Статистика

[ редактировать ]

Результаты шасси Формулы-1

[ редактировать ]
  • Процент выигрышей: 3,4%

( курсивом обозначены нерабочие записи; жирным шрифтом обозначены выигранные чемпионаты)

Год Имя Машина Двигатель Шины Нет. Драйверы Очки ВСЦ
1964 Япония Хонда научно-исследовательская компания РА271 РА271Е 1,5 В12 Д Соединенные Штаты Ронни Бакнум 0 Северная Каролина
1965 Япония Хонда научно-исследовательская компания РА272 РА272Е 1,5 В12 Г Соединенные Штаты Ронни Бакнум
Соединенные Штаты Ричи Гинтер
11 6-е место
1966 Япония Хонда научно-исследовательская компания РА273 РА273Е 3,0 В12 Г Соединенные Штаты Ронни Бакнум
Соединенные Штаты Ричи Гинтер
3 8-е место
1967 Япония Хонда научно-исследовательская компания РА273
РА300
РА273Е 3,0 В12 Ф Великобритания Джон Сёртис 20 4-й
1968 Япония Хонда научно-исследовательская компания РА300
РА301
РА302
РА273Е 3,0 В12
РА301Е 3.0 В12
РА302Е 3.0 В8
Ф
Г
Великобритания Дэвид Хоббс
Франция Да, Шлессер
Великобритания Джон Сёртис
14 6-е место
Швейцария Йоаким Боннье Racing Team РА301 РА301Е 3.0 В12 Г Швеция Йоаким Боннье
1969–2005 : Honda не участвовала в соревнованиях как производитель шасси.
2006 Япония Команда Lucky Strike Honda Racing F1 РА106 РА806Е 2,4 В8 М 11.
12.
Бразилия Рубенс Баррикелло
Великобритания Дженсон Баттон
86 4-й
2007 Япония Команда Honda Racing F1 РА107 РА807Е 2,4 В8 Б 7.
8.
Великобритания Дженсон Баттон
Бразилия Рубенс Баррикелло
6 8-е место
2008 Япония Команда Honda Racing F1 РА108 РА808Е 2,4 В8 Б 16.
17.
Великобритания Дженсон Баттон
Бразилия Рубенс Баррикелло
14 9-е

Результаты двигателей Формулы-1

[ редактировать ]

Победы в чемпионате мира среди водителей

[ редактировать ]
Водитель Сезон(ы) Общий
Бразилия Нельсон Пике 1987 1
Бразилия Айртон Сенна 1988, 1990–1991 3
Франция Ален Прост 1989 1
Нидерланды Макс Ферстаппен 2021 1

Примечание. В эту таблицу включены только двигатели/силовые агрегаты с маркировкой «Honda»:
* Макс Ферстаппен выиграл чемпионат пилотов 2022 года на RBPT. силовом агрегате Honda под маркой
* Макс Ферстаппен выиграл чемпионат пилотов 2023 года с Honda RBPT. силовым агрегатом

Победы в чемпионате мира конструкторов

[ редактировать ]
Конструктор Сезон(ы) Общий
Великобритания Уильямс -Хонда 1986–1987 2
Великобритания Макларен -Хонда 1988–1991 4

Примечание. В эту таблицу включены только двигатели/силовые агрегаты с маркировкой «Honda»:
* Red Bull Racing RBPT выиграла Кубок конструкторов 2022 года с силовым агрегатом Honda под новым брендом.
* Red Bull Racing Honda RBPT выиграла Кубок конструкторов 2023 года с Honda RBPT. силовым агрегатом

Результаты Гран-при

[ редактировать ]
Конструктор Сезон(ы) Всего побед Первая победа Последняя победа Поул-позиции Первый полюс Последний полюс
Япония Хонда 1964 1968 , 2006 2008 3 Гран-при Мексики 1965 года. Гран-при Венгрии 2006 года. 2 Гран-при Италии 1968 года. Гран-при Австралии 2006 года.
Великобритания Дух 1983 0 0
Великобритания Уильямс 1983 1987 23 Гран-при Далласа 1984 года Гран-при Мексики 1987 года. 19 Гран-при Франции 1985 года. Гран-при Мексики 1987 года.
Великобритания Лотос 1987 1988 2 Гран-при Монако 1987 года. Гран-при Детройта 1987 года 1 Гран-при Сан-Марино 1987 года. Гран-при Сан-Марино 1987 года.
Великобритания Макларен 1988 1992 , 2015 2017 44 Гран-при Бразилии 1988 года. Гран-при Австралии 1992 года. 53 Гран-при Бразилии 1988 года. Гран-при Канады 1992 года.
Великобритания Тиррелл 1991 0 0
Великобритания БАР 2000 2005 0 2 Гран-при Сан-Марино 2004 г. Гран-при Канады 2005 года.
Республика Ирландия Иордания 2001 2002 0 0
Япония Супер Агури 2006 2008 0 0
Италия Ред Булл 2018 2019 0 0
Австрия Ред Булл 2019 2021 16 Гран-при Австрии 2019. Гран-при Абу-Даби 2021 года 13 Гран-при Венгрии 2019. Гран-при Абу-Даби 2021 года
Италия АльфаТаури 2020 2021 1 Гран-при Италии 2020 Гран-при Италии 2020 0
Общий 1964 2021 89 Гран-при Мексики 1965 года. Гран-при Абу-Даби 2021 года 90 Гран-при Италии 1968 года. Гран-при Абу-Даби 2021 года

Примечание. В эту таблицу включены только двигатели/силовые агрегаты, имеющие маркировку «Honda»; в него не входят двигатели Mugen Honda 1992–2000 годов , силовые агрегаты RBPT 2022 года (которые были переименованы в Honda) или силовые агрегаты Honda RBPT 2023–2024 годов .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ В общий подсчет не включен титул конструкторов 2022 года , завоеванный силовыми агрегатами Honda под маркой RBPT .
  2. ^ В общий подсчет не включен титул пилота 2022 года , завоеванный силовыми агрегатами Honda под маркой RBPT .
  3. ^ В общий подсчет не включены 4 победы, одержанные Mugen-Honda , 17 побед силовыми агрегатами Honda под маркой RBPT и 28 побед Honda RBPT .
  4. ^ Чтобы отразить официальный отказ Honda, силовые агрегаты получили обозначение RBPT в 2022 году и Honda RBPT с 2023 года.
  1. ^ «История дела» . Corktree.tripod.com . Проверено 8 мая 2015 г.
  2. ^ «Завод Honda будет располагаться в Милтон-Кейнсе» . autosport.com. 11 июля 2013 года . Проверено 23 апреля 2017 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Макдональд, Марк; Сперджен, Брэд (5 декабря 2008 г.). «Honda отказывается от участия в гонках Формулы-1» . Интернэшнл Геральд Трибьюн . Проверено 21 февраля 2016 г.
  4. ^ «Глобальный кризис завершает эру Honda F1» . news.bbc.co.uk. 5 декабря 2008 года . Проверено 31 июля 2016 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б «Honda подтверждает, что они вернутся в Формулу-1 в 2015 году, чтобы поставлять двигатели McLaren» . Фокс Спорт . 17 мая 2013 года. Архивировано из оригинала 27 июня 2013 года . Проверено 17 мая 2013 г.
  6. ^ «McLaren-Honda распалась после трех лет проблемного партнерства» . Би-би-си Спорт . 15 сентября 2017 года . Проверено 16 сентября 2017 г.
  7. ^ «Главные новости 2019 года, №8: гибрид Honda наконец-то стал хорош» . www.motorsport.com . 24 декабря 2019 года . Проверено 12 января 2020 г.
  8. ^ Горен, Биранит (29 октября 2007 г.). «Honda выиграла престижную экологическую награду – F1 – Autosport» . Autosport.com . Проверено 20 июня 2019 г.
  9. ^ «Официальный сайт Формулы 1» . Формула1.com. 2 июля 2007 года. Архивировано из оригинала 5 июля 2007 года . Проверено 4 сентября 2011 г.
  10. ^ «Хонда держит Баттон и Баррикелло» . news.bbc.co.uk. 19 июля 2007 года . Проверено 20 июля 2007 г.
  11. ^ «Браун присоединяется к Honda в качестве руководителя команды» . autosport.com . Хеймаркет. 12 ноября 2007 года . Проверено 12 ноября 2007 г.
  12. ^ «Вурц присоединяется к Honda в качестве тест-пилота и резервного пилота» . autosport.com. 10 января 2008 г.
  13. ^ «Мосли: Honda выручит покупателя в 2009 году» . ИТВ Ф1 . 11 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 7 февраля 2009 г. Проверено 21 марта 2014 г.
  14. ^ Рэмси, Джонатон (27 декабря 2008 г.). «Honda F1 ПРОДАНА! человеку по имени Слим» . Автоблог.com . АОЛ . Проверено 21 марта 2014 г.
  15. ^ «Virgin участвует в переговорах по Honda F1» . Би-би-си Спорт . 18 февраля 2008 года . Проверено 21 марта 2014 г.
  16. ^ Кэри, Том (27 февраля 2009 г.). «Выкуп Honda получил зеленый свет» . «Дейли телеграф» . Лондон. Архивировано из оригинала 12 января 2022 года . Проверено 4 мая 2010 г.
  17. ^ «Honda объявляет о продаже команды Honda Racing F1» (пресс-релиз). Хонда. 6 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 16 мая 2013 г. . Проверено 21 марта 2014 г.
  18. ^ Ноубл, Джонатан (5 марта 2009 г.). «Brawn GP захватывает Honda Racing» . Autosport.co.uk . Хеймаркет Медиа . Проверено 21 марта 2014 г.
  19. ^ Скарборо, Крейг (21 апреля 2015 г.). «Техническая информация: радикальный двигатель Honda для Формулы 1 для McLaren» . Автоспорт . Проверено 11 сентября 2017 г.
  20. ^ Паркс, Ян (4 февраля 2016 г.). «Анализ: конец системы жетонов двигателей Формулы-1» . Autosport.com . Проверено 24 февраля 2021 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б с «Полная история о том, как McLaren привела Honda к провалу» . Гонка . 6 октября 2020 г. Проверено 24 февраля 2021 г.
  22. ^ Андрей, Андрей (23 февраля 2016 г.). «Юсуке Хасэгава сменит Ясухиса Араи на посту руководителя Honda F1» . Би-би-си Спорт . Би-би-си . Проверено 11 сентября 2017 г.
  23. ^ Барретто, Лоуренс (19 января 2017 г.). «Двигатель Honda F1 добился большого прогресса в 2016 году – Renault» . Autosport.com . Проверено 24 февраля 2021 г.
  24. ^ Барретто, Бен Андерсон и Лоуренс (7 сентября 2016 г.). «У Honda есть отдельная команда, работающая над двигателем Формулы-1 2017 года» . autosport.com . Проверено 10 марта 2017 г.
  25. ^ «Honda: Изменения в двигателе 2017 года представляют собой «высокий риск» » . ESPN.com . 15 февраля 2017 года . Проверено 24 февраля 2021 г.
  26. ^ «McLaren и Honda расстанутся в конце 2017 года» . www.formula1.com . Проверено 24 февраля 2021 г.
  27. ^ Бенсон, Эндрю (15 сентября 2017 г.). «McLaren-Honda распалась после трех лет проблемного партнерства» . Би-би-си Спорт . Проверено 15 сентября 2017 г.
  28. ^ «Руководитель Honda Formula 1 Юсуке Хасэгава покидает свой пост в результате кадровых перестановок» . www.autosport.com . 7 декабря 2017 года . Проверено 22 декабря 2021 г.
  29. ^ Тремейн, Дэвид (20 апреля 2020 г.). «Дэвид Тремейн: возрождение Honda F1» . Хонда Про Рейсинг .
  30. ^ Перейти обратно: а б «Надежность Honda 2018 года совершенно другая» . www.autosport.com . 30 декабря 2018 года . Проверено 22 декабря 2021 г.
  31. ^ Паркс, Ян (6 июля 2018 г.). «Бросленная McLaren, Honda возвращается» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 22 декабря 2021 г.
  32. ^ «Официально: Red Bull объявляет о переходе на Honda F1 с 2019 года» . Крушение . 19 июня 2018 г. Проверено 22 декабря 2021 г.
  33. ^ «Сотрудничество Honda и Red Bull обретает форму» . www.formula1.com . Проверено 22 декабря 2021 г.
  34. ^ «Red Bull и Honda заключают двухлетний контракт на производство двигателей» . Formula1.com . Проверено 19 июня 2018 г.
  35. ^ «Хонда – Времена года» . statsf1.com . Проверено 15 мая 2020 г.
  36. ^ «Red Bull добилась «лучшей установки двигателя» с Honda · RaceFans» . Фанаты гонок . 18 февраля 2019 года . Проверено 22 декабря 2021 г.
  37. ^ «Гран-при Австралии Формулы-1 2019: Макс Ферстаппен посылает зловещее сообщение Red Bull после важной вехи Honda» . Фокс Спортс . 17 марта 2019 года . Проверено 23 декабря 2021 г.
  38. ^ «Honda привезет во Францию ​​модернизированный силовой агрегат» . www.formula1.com . Проверено 22 декабря 2021 г.
  39. ^ «Время введения Spec 3 было выбрано великолепно. Что произошло за неделю между Гран-при Франции и Гран-при Австрии? [Причина технической победы Honda F1]» 2019 г. (на японском языке), дата обращения 24 июля . 22 декабря 2021 г.
  40. ^ «Автогонки: Honda приветствует новое начало после первой победы с 2006 года» . Рейтер . 30 июня 2019 года . Проверено 23 декабря 2021 г.
  41. ^ «Первый двойной подиум Honda за двадцать семь лет стал «незабываемой гонкой» - Масамицу Мотохаси» . Клетчатый флаг . 30 июля 2019 года . Проверено 23 декабря 2021 г.
  42. ^ «Гран-при Венгрии: квалификационные факты и статистика» . www.formula1.com . Проверено 23 декабря 2021 г.
  43. ^ «Гран-при Италии 2019: Макс Ферстаппен возьмет Honda PU Spec 4 и стартует с задней части стартовой решетки в Монце» . www.formula1.com . Проверено 22 декабря 2021 г.
  44. ^ «Mercedes или Red Bull: какая машина лучше подходит для финальных трасс Формулы-1?» . Гонка . 18 октября 2021 г. Проверено 22 декабря 2021 г.
  45. ^ «Факты и статистика Бразилии: гонка успехов для Honda» . www.formula1.com . Проверено 15 февраля 2020 г.
  46. ^ «ДЛИННОЕ ЧИТАНИЕ: Сможет ли Red Bull стать настоящим претендентом на титул в 2020 году?» . www.formula1.com . Проверено 15 февраля 2020 г.
  47. ^ «Команды Формулы-1 согласовали пакет мер по сокращению расходов» . Би-би-си Спорт . Проверено 22 декабря 2021 г.
  48. ^ Скотт, Марк (14 июля 2020 г.). «Ferrari явно потеряла значительную часть мощности » . ПланетаФ1 . Проверено 22 декабря 2021 г.
  49. ^ «Mercedes давно прекратил разработку автомобиля 2020 года » . Гонка . 14 октября 2020 г. Проверено 22 декабря 2021 г.
  50. ^ «Honda первой выиграла с двумя командами в гибридную эпоху Формулы-1» . Неделя автоспорта . 7 сентября 2020 г. Проверено 9 октября 2020 г.
  51. ^ «Honda хвалит Ферстаппена и Гасли: «Это был наш одиннадцатый подиум подряд»» . www.gpblog.com . Проверено 22 декабря 2021 г.
  52. ^ «Победители и проигравшие сезона Формулы-1 2020 года» . Рейтер . 13 декабря 2020 г. Проверено 22 декабря 2021 г.
  53. ^ «План Honda выиграть титул Формулы-1 2021 года с двигателем 2022 года» . Гонка . 22 января 2021 г. Проверено 23 декабря 2021 г.
  54. ^ Перейти обратно: а б «ТЕХВТОРНИК: Как Red Bull и Honda ловко превратили RB16 2020-х годов в завоевавший титул RB16B» . www.formula1.com . Проверено 23 декабря 2021 г.
  55. ^ «У Mercedes есть дефицит ERS по сравнению с Honda, что меняет недавнюю тенденцию» . Гонка . 27 марта 2021 г. Проверено 23 декабря 2021 г.
  56. ^ «Отчет и основные моменты гонки Гран-при Азербайджана 2021 года: Перес обыгрывает Феттеля и приносит Баку победу после того, как Ферстаппен поздно вылетел из лидерства» . www.formula1.com . Проверено 23 декабря 2021 г.
  57. ^ «6 победителей и 5 проигравших на Гран-при Австрии. Кто завершил тройной удар головой?» . www.formula1.com . Проверено 23 декабря 2021 г.
  58. ^ «Идея Honda по предотвращению наказания жертв аварии Формулы-1» . Гонка . 21 сентября 2021 г. Проверено 23 декабря 2021 г.
  59. ^ «Макс Ферстаппен сожалеет о разочаровывающем забеге на девятую позицию в Венгрии после того, как его «снова сбил Mercedes» » . www.formula1.com . Проверено 23 декабря 2021 г.
  60. ^ «После летних каникул Honda ускорила разработку новой версии ES» . РЕЙСЕР . 22 сентября 2021 г. Проверено 23 декабря 2021 г.
  61. ^ «Red Bull представит в Турции единственную дань уважения Honda» . ESPN.com . 6 октября 2021 г. Проверено 23 декабря 2021 г.
  62. ^ «Макс Ферстаппен — чемпион мира Формулы-1 с Honda» . Хонда.Гонки . 12 декабря 2021 г. Проверено 23 декабря 2021 г.
  63. ^ «Honda выигрывает чемпионат Формулы-1 в своем последнем сезоне» . nippon.com . 13 декабря 2021 года. Архивировано из оригинала 16 мая 2022 года . Проверено 23 декабря 2021 г.
  64. ^ «Самый успешный сезон в нашей истории» . Скудерия Альфатаури . 15 декабря 2021 года. Архивировано из оригинала 23 декабря 2021 года . Проверено 23 декабря 2021 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  65. ^ AT&A, AKAI Taro / (23 декабря 2021 г.). «Honda и Toyota выигрывают специальную награду «Японский автомобиль года 2021–2022» после победы на чемпионате мира FIA» . Новости/комментарии Формулы-1 (на японском языке). Проверено 23 декабря 2021 г.
  66. ^ «Почему Хонда снова покидает Формулу-1» . Автокар . Проверено 23 декабря 2021 г.
  67. ^ Медланд, Крис (13 декабря 2022 г.). «Дочерняя компания Honda проявляет интерес к правилам Формулы-1 2026 года» . РЕЙСЕР . Проверено 17 декабря 2022 г.
  68. ^ «Honda намерена полномасштабно вернуться в Формулу-1 в 2026 году, объединив усилия с Aston Martin | Formula 1®» . www.formula1.com . Проверено 24 мая 2023 г.
  69. ^ «Honda объединится с Aston Martin для участия в гонках Формулы-1 в 2026 году» . Автомобиль и водитель . 24 мая 2023 г. Проверено 24 мая 2023 г.
  70. ^ «Двигатель Honda F1 2026 года, скорее всего, будет оснащен Aston Martin» . Гонка . 10 мая 2023 г. Проверено 24 мая 2023 г.
  71. ^ Стро, Эдд (29 января 2021 г.). «Проекты двигателей Формулы-1 Red Bull должны превзойти» . Гонка . Проверено 21 августа 2021 г.
  72. ^ Архивы Honda, Архивы Honda Formula 1 (август 1999 г.). «История Хонда Ф1» . Проверено 17 мая 2012 г. {{cite news}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  73. ^ «Выставка Twin Ring Motegi, посвященная 15-летию «Гоночная коллекция 90-х», 4-я гонка Motegi 2&4» (на японском языке, Honda Collection Hall, 2012 г.). Архивировано 7 ноября 2017 г. Проверено 4 ноября 2017 г. .
  74. ^ Смит, Дилан. «Black Ops — Прототипы Honda RC-F1 1992–1994 годов» . Драйвтриб . Архивировано из оригинала 24 ноября 2020 года . Проверено 26 апреля 2019 г.
  75. ^ «Хорошие и плохие новости для Red Bull в связи с заморозкой двигателей Формулы-1» . www.autosport.com . 14 февраля 2021 г. Проверено 23 мая 2023 г.
  76. ^ «Honda пришлось пойти на «серьезный компромисс» в отношении двигателя Red Bull F1» . Гонка . 20 февраля 2023 г. Проверено 23 мая 2023 г.
  77. ^ Медланд, Крис (7 октября 2021 г.). «Honda и Red Bull объявляют о будущем сотрудничестве Формулы-1 и автоспорта» . РЕЙСЕР . Проверено 17 декабря 2022 г.
  78. ^ Митчелл, Стюарт (2 августа 2022 г.). «Honda продлевает соглашение о технической поддержке Red Bull Powertrains до конца 2025 года» . Машиностроение гоночных автомобилей . Проверено 17 декабря 2022 г.
  79. ^ «Honda намерена продлить прямые поставки Red Bull до 2025 года» . www.autosport.com . 28 января 2022 г. Проверено 23 мая 2023 г.
  80. ^ Ноубл, Джонатан (15 февраля 2021 г.). «Red Bull раскрывает план наименования новых двигателей Формулы-1» . www.motorsport.com . Проверено 16 февраля 2021 г.
  81. ^ Митчелл, Скотт (15 февраля 2021 г.). «Red Bull подписывает соглашение о поглощении двигателя Honda F1 новой компанией» . Гонка . Проверено 16 февраля 2021 г.
  82. ^ «Honda и Red Bull продлевают соглашение о поддержке силовых агрегатов до 2025 года | Формула 1®» . www.formula1.com . Проверено 18 декабря 2022 г.
  83. ^ Хортон, Филипп (2 августа 2022 г.). «Honda сохранит открытое соединение с Формулой-1 до 2025 года» . Автонеделя . Проверено 18 декабря 2022 г.
  84. ^ «Honda укрепляет отношения с Oracle Red Bull Racing» . Ред Булл . 5 октября 2022 г. Проверено 17 декабря 2022 г.
  85. ^ Бир, Мэтт (15 декабря 2022 г.). «Honda снова в названии двигателя Red Bull F1 в 2023 году» . Гонка . Проверено 17 декабря 2022 г.
  86. ^ Клиффорд, Джеймс (25 июля 2022 г.). «Раскрыто: кто превысил скорость на Гран-при Франции 2022 года?» . Formula1News.co.uk . Проверено 23 мая 2023 г.
  87. ^ «ТЕХВТОРНИК: Оценка сильных и слабых сторон каждой машины на стартовой решетке Формулы 1 2022 года | Формула 1®» . www.formula1.com . Проверено 23 мая 2023 г.
  88. ^ «【Обзор сезона 2022 года】 Ферстаппен одерживает рекордные 15 побед за сезон и становится вторым подряд чемпионом мира» . Хонда.Гонки . 15 декабря 2022 г. Проверено 23 мая 2023 г.
  89. ^ «Отчет и основные моменты Гран-при Венгрии 2023 года: Ферстаппен доминирует на Гран-при Венгрии и приносит Red Bull рекордную 12-ю победу подряд | Формула 1®» . www.formula1.com . 23 июля 2023 г. Проверено 24 июля 2023 г.
  90. ^ Болдуин, Алан (23 июля 2023 г.). «Ферстаппен побеждает в Венгрии, а Red Bull творит историю Формулы-1» . Рейтер . Проверено 24 июля 2023 г.
  91. ^ Пиола, Джорджо (3 апреля 2023 г.). «Увлекательная история самого знакового автомобиля McLaren Формулы-1» . Motorsport.com . Проверено 4 февраля 2024 г.
  92. ^ Митчелл-Мальм, Скотт (4 октября 2022 г.). «Встреча Honda и переговоры о 2026 году открывают решающую неделю Red Bull» . Гонка . Проверено 17 декабря 2022 г.
  93. ^ «Red Bull-Ford не получит полного статуса поставщика новых двигателей для Формулы-1 в 2026 году» . us.motorsport.com . 10 февраля 2023 г. Проверено 1 марта 2023 г.
[ редактировать ]
Достижения
Предшественник Чемпион конструкторов Формулы-1
как производитель двигателей
1986 1987 1988 1989 1990 1991
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2c3dd3836d56f45b08da24ceea2662bd__1722321540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2c/bd/2c3dd3836d56f45b08da24ceea2662bd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Honda in Formula One - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)