Толеман
![]() | |
Полное имя | Толеман Моторспорт |
---|---|
База | Уитни , Оксфордшир , Великобритания |
Основатель(и) | Тед Тоулман Алекс Хокридж |
Известный персонал | Роджер Силман Джордж Макаллистер Рори Бирн Пэт Саймондс Джон Джентри Кристофер Уитти |
Известные драйверы | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Следующее имя | Формула Бенеттона |
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |
Первая запись | Гран-при Сан-Марино 1981 года. |
Заявленные гонки | 70 (57 стартов) |
Конструкторы Чемпионаты | 0 (лучший результат: 7-е место, 1984 г. ) |
Водителей Чемпионаты | 0 |
Победы в гонках | 0 (лучший результат: 2-е место, Гран-при Монако 1984 года ) |
Поул-позиции | 1 |
Самые быстрые круги | 2 |
Последняя запись | Гран-при Австралии 1985 года. |
Toleman Motorsport — 1 конструктор британский Формулы - . Он действовал с 1981 по 1985 год и принял участие в 70 Гран-при .
Происхождение
[ редактировать ]Компания Toleman была основана в 1926 году Эдвардом Тоулманом с целью доставки Ford автомобилей со своего завода в Олд Траффорд, Манчестер . В течение двух лет компания переехала в Дагенхем , Лондон, вместе с заводом Форда, а затем обосновалась в Брентвуде, Эссекс . В 1950-х годах бразды правления компанией взял на себя сын Эдварда Альберт. В 1966 году Альберт умер, оставив своего старшего сына Теда председателем, а младший сын Боб стал со-управляющим директором. [1]
В 1970-х Тед и Алекс начали участвовать в различных автогонках в Великобритании. Тед также был известен своим участием в гонках на моторных лодках. [2] В 1977 году компания Toleman Motorsport вошла в одноименную команду британской Формулы Форд 2000. К 1978 году они использовали шасси March для Рэда Дугалла в британской Формуле 2 . В течение того же года управляющий директор Toleman Алекс Хокридж нанял бывшего Royale Racing дизайнера Рори Бирна , но в 1979 году продолжил использовать шасси заказчика, купив пару Ralts (RT2) и двигатели у Брайана Харта . к Рэду Дугаллу присоединился Брайан Хентон В расширенной команде . Хентон финишировал вторым в турнирной таблице чемпионата того года. [3] В следующем году команда построила собственное шасси, разработанное Рори Бирном и Джоном Джентри на основе Ralt . Снова оснащенная двигателями Hart и шинами Pirelli , при поддержке BP и управляемая Хентоном и Дереком Уорвиком , команда заняла 1-е и 2-е места в чемпионате Европы Формулы 2 . [4]
Формула-1
[ редактировать ]
О выходе Толемана в Формулу-1 было объявлено в ноябре 1980 года. С Lancia велись переговоры по поводу поставки двигателя с турбонаддувом , но команда решила использовать турбированную версию двигателя Hart F2. К тому времени в Формуле-1 начали доминировать автомобили с турбонаддувом, оставляя безнаддувные двигатели позади.
Разработанный Рори Бирном Toleman TG181 был тяжелым и недостаточно мощным автомобилем. Брайан Хентон и Дерек Уорвик не смогли пройти квалификацию, пока Хентон не пробился на Гран-при Италии в Монце в сентябре. [5] Уорвик также прошел квалификацию только один раз; на заключительном сезоне Гран-при Caesars Palace в Лас-Вегасе . В 1982 году модернизированные TG181C использовались Уориком и новичком Тео Фаби углеродно-композитный Toleman TG183 , пока в конце августа не был готов . TG183 использовался только на двух Гран-при ( Италия и Лас-Вегас ), но Уорвик все же записал первый из самых быстрых кругов Тоулмана на Гран-при Нидерландов на TG181C, работающем на малотопливных и мягких шинах.
В 1983 году TG183B продемонстрировал улучшенную форму благодаря серьезному обновлению. Дерек Уорвик остался, а Тео Фаби заменил Бруно Джакомелли . Бюджет увеличился, поскольку к нынешнему спонсору Toleman – итальянскому производителю бытовой техники Candy – присоединились Iveco бренды Magirus и BP . Уорвик добился первого результата Толемана по очкам на Гран-при Нидерландов и снова забил гол в оставшихся трех Гран-при. Благодаря этим результатам Толеман занял 9-е место в турнирной таблице Кубка конструкторов.
Дебют Айртона Сенны
[ редактировать ]
состав пилотов полностью изменился В 1984 году . Выступления Уорвика были вознаграждены, когда он подписал контракт с заводской командой Renault , а его место занял действующий чемпион Великобритании Формулы-3 и новичок Формулы-1 (и будущий трехкратный чемпион мира) Айртон Сенна , а драйв Джакомелли занял венесуэльский гонщик Формулы-2. и бывший двукратный по мотоциклам Гран-при чемпион мира Джонни Чекотто .
Первым Гран-при Сенны в Формуле-1 стал Гран-при Бразилии 1984 года, проходивший на трассе Жакарепагуа в Рио-де-Жанейро 25 марта. Управляя автомобилем 1983 года из-за неготовности TG184, Сенна квалифицировался на 17-м месте (Чекотто - на 18-м). Однако машина Сенны первой сошла с дистанции в сезоне 1984 года после того, как он был вынужден сойти с дистанции после 8 кругов из-за отказа турбины. Чекотто также сошел с дистанции из-за отказа турбины 10 кругов спустя.
Позже на залитом дождем Гран-при Монако , который был шестым туром, Сенна финишировал на втором месте после Алена Проста , чей McLaren MP4/2 страдал от проблемы с балансом тормозов , которая, как сообщил Прост, ухудшалась с каждым кругом. Во влажных условиях карбоновые передние тормоза McLaren не выделяли тепла и, как следствие, на последних нескольких кругах блокировались с возрастающей регулярностью. Это привело к тому, что француз, который вернул лидерство на 15-м круге после аварии Найджела Мэнселла , ехал все медленнее и медленнее. Проливные условия вынудили Джеки Икса , который был секретарем трассы, остановить гонку после 31 из запланированных 78 кругов. Это было спорное решение, поскольку Икс не проконсультировался со стюардами гонки перед тем, как протянуть красный флаг, и оно породило теорию заговора. [6] [7] McLaren Проста был оснащен двигателем Porsche разработанным TAG, , а Икс был ведущим гонщиком Rothmans Porsche Group C, команды спортивных автомобилей поддерживаемой заводом , и ходили слухи, что бельгиец остановил гонку, чтобы гарантировать победу автомобиля с двигателем Porsche. Досрочная остановка гонки вызвала множество споров о том, выиграл бы Сенна. Толеман также сообщил, что дисквалификация Сенны была на грани краха после предыдущего инцидента и его постоянного наезда на бордюры на Шикан-дю-Порт, при этом команда полагала, что повреждений было достаточно, чтобы заставить его сойти с дистанции в течение 2-3 кругов. того момента, когда соревнование было остановлено. Сенна установил самый быстрый круг в гонке, свой первый в Формуле-1, но не был самым быстрым на трассе во время красного флага. И Проста, и Сенну догнал Cosworth с двигателем Тиррелл западногерманского команда гонщика Стефана Беллофа , который, хотя и финишировал третьим на выезде, позже был дисквалифицирован, когда вся Тиррелла была дисквалифицирована с сезона 1984 года из-за технических нарушений.
Во время тренировки перед Гран-при Великобритании в Брэндс-Хэтче Чекотто сильно разбился и сломал обе ноги, завершив свою карьеру в Формуле-1, хотя впоследствии он продолжил карьеру в туристическом автомобиле . Толеман решил участвовать только в одном соревновании - Сенне - в Германии в Хоккенхайме , на Гран-при Австрии на Остеррайхринге и Гран-при Нидерландов в Зандворте .
Однако перед Гран-при Голландии выяснилось, что Сенна подписал контракт с Lotus, несмотря на то, что до его текущего контракта осталось два года. Хотя он включил в свой контракт с Тоулманом пункт, позволяющий ему юридически разорвать связи с командой с пунктом о выкупе в размере 100 000 фунтов стерлингов, Сенна не смог применить этот пункт, потому что он не проинформировал руководителя команды Алекса Хокриджа о сделке с Lotus. . Впоследствии он был дисквалифицирован на следующую гонку в Италии.
Толеман снова представил две машины на Гран-при Италии в Монце, но местный гонщик Пьерлуиджи Мартини , заменявший Чекотто, не смог пройти квалификацию на гонку. В машине Сенны находился Стефан Йоханссон , который квалифицировался 17-м по скорости и финишировал 4-м. Когда Сенна вернулся после своего «пенальти», они с Йоханссон вместе завершили сезон.
Сенна закончил год с тремя подиумами в течение сезона, заняв третье место на Гран-при Великобритании после McLaren Ники Лауды и Renault Уорвика, а завершил сезон третьим (после квалификации, лучшим на тот момент третьим местом в карьере) в финальном раунде. в Португалии позади доминирующего McLarens победителя гонки Проста и чемпиона мира Лауды.
В начале сезона 1984 года Айртон Сенна зафиксировал свою единственную неудачу в квалификации на Гран-при Формулы-1. На четвертом этапе чемпионата Гран-при Сан-Марино в Имоле Толеман решил не использовать свои машины во время пятничной квалификации после спора с поставщиком шин Pirelli . Затем во время дождливой субботней сессии у Сенны возникла проблема с давлением топлива, из-за которой он застрял на дальней стороне трассы между Тосой и Пирателлой. Он не смог вернуться в боксы вовремя, чтобы пройти квалификацию на гонку: его лучшее время 1:41,585 было на 13,068 секунды медленнее, чем время, действующим чемпионом мира Нельсоном Пике установленное на своем Brabham - BMW завоевала поул, имея результат 2,637. секунд медленнее, чем 26-й и последний участник квалификации Джо Гартнер .
Проблемы с поставками шин
[ редактировать ]В межсезонье Toleman столкнулся с трудностями с поставками шин и смог участвовать в соревнованиях только в 1985 году после того, как Spirit пережил финансовый крах, что позволило Toleman взять на себя поставки шин Pirelli. Корни этой ситуации кроются в решении Толемана покинуть Pirelli после Гран-при Сан-Марино 1984 года в ответ на преимущество Michelin и Goodyear в производительности. Из-за спора Тоулман решил пропустить первый день квалификации в Имоле , и это, а также проблема с давлением топлива на его Hart с двигателем TG184 в заключительной сессии привело к тому, что Айртон Сенна единственный раз не прошел квалификацию на Гран-при. в его карьере. Толеман уже разозлил Goodyear таким же поведением (на этот раз в пользу Pirelli) в Формуле 2, поэтому единственной альтернативой была Michelin. Когда впоследствии компания Michelin объявила о своем выходе из Формулы-1 в конце 1984 года, Толеману пришлось ремонтировать мосты. [8]
Мост с Pirelli в межсезонье не починили и в результате она пропустила первые три Гран-при. И только после того, как новый спонсор команды Benetton приобрел Spirit Racing и передал контракт с Pirelli Toleman, команда вернулась, первоначально с одним участником. Йоханссон должен был остаться, а Джон Ватсон вел вторую машину. [9] но проблемы с поставками шин побудили Йоханссона выступить за Тиррелла в Бразилии в качестве замены дисквалифицированного Стефана Беллофа, а затем заменить Рене Арну в Ferrari во втором туре в Португалии (где Айртон Сенна одержал свою первую победу в Гран-при). Единственная оставшаяся запись была занята вернувшимся Тео Фаби до тех пор, пока увеличенный бюджет не позволил предоставить вторую машину на Остеррайхринге для бывшего Osella гонщика Пьеркарло Гинцани , который получил право ездить, поскольку Уотсон, как сообщается, хотел заплатить за весь сезон, хотя он бы проехал только меньше половины от этого. Поул-позиция на Нюрбургринге в руках Тео Фаби стала ярчайшим событием сезона.
В том году TG185 стал первым карбоновым монококом , который был изготовлен на заводе в Уитни. [3]
Смена владельца
[ редактировать ]В мае 1985 года Тоулман приобрел крупную спонсорскую поддержку от компании по производству одежды Benetton , которая ранее спонсировала Тиррелла и в то время была основным спонсором команды Alfa Romeo . В межсезонье 1985/86 года команду приобрела трикотажная фирма, и она была переименована в Benetton Formula перед сезоном 1986 года . Благодаря многочисленным продажам команда стала заводской командой Renault в 2002 году, а затем снова в 2016 году. В 2021 году команда была переименована в Alpine F1 Team. [10]
Тоулман продолжал участвовать в автогонках, в большей степени в качестве руководства, а не в качестве участников. По состоянию на 2010 год сюда входит управление Australian Mini Challenge компании Toleman Motorsport. однопроизводительной серией [11]
Полные результаты Формулы-1
[ редактировать ]( ключ )
Год | Шасси | Двигатели | Шины | Драйверы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | Очки | ВСЦ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1981 | ТГ181 | Жесткий 415T 1,5 L4 т | П | И Т. Д | ХОРОШИЙ | АРГ | СМР | БЕЛ | МОЙ | ESP | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | АВТОМОБИЛЬ | ВНИЗ | ОНА | МОЖЕТ | CPL | 0 | Северная Каролина | ||
![]() | DNQ | DNQ | ДНПК | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | 10 | DNQ | DNQ | ||||||||||
![]() | DNQ | DNQ | ДНПК | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | Верно | ||||||||||
1982 | ТГ181Б ТГ181С ТГ183 | Жесткий 415T 1,5 L4 т | П | ЮАР | ХОРОШИЙ | И Т. Д | СМР | БЕЛ | МОЙ | ТО | МОЖЕТ | ВНИЗ | Великобритания | ОТ | ДАВАТЬ | АВТОМОБИЛЬ | СУИ | ОНА | CPL | 0 | Северная Каролина | |
![]() | Верно | DNQ | ДНПК | Верно | Верно | DNQ | Верно Ф | Верно | 15 | 10 | Верно | Верно | Верно | Верно | ||||||||
![]() | DNQ | DNQ | DNQ | Северная Каролина | Верно | ДНПК | DNQ | Верно | Верно | DNQ | Верно | Верно | Верно | DNQ | ||||||||
1983 | ТГ183 ТГ183Б | Жесткий 415T 1,5 L4 т | П | ХОРОШИЙ | И Т. Д | ОТ | СМР | МОЙ | БЕЛ | ТО | МОЖЕТ | Великобритания | ДАВАТЬ | АВТОМОБИЛЬ | ВНИЗ | ОНА | евро | ЮАР | 10 | 9-е | ||
![]() | 8 | Верно | Верно | Верно | Верно | 7 | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | 4 | 6 | 5 | 4 | |||||||
![]() | Верно | Верно | 13 † | Верно | DNQ | 8 | 9 | Верно | Верно | Верно | Верно | 13 | 7 | 6 | Верно | |||||||
1984 | ТГ183Б ТГ184 | Жесткий 415T 1,5 L4 т | П М | ХОРОШИЙ | ЮАР | БЕЛ | СМР | ОТ | МОЙ | МОЖЕТ | ТО | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | АВТОМОБИЛЬ | ВНИЗ | ОНА | евро | К | 16 | 7-е место | |
![]() | Верно | 6 | 6 | DNQ | Верно | 2 Ф ‡ | 7 | Верно | Верно | 3 | Верно | Верно | Верно | Верно | 3 | |||||||
![]() | 4 | Верно | 11 | |||||||||||||||||||
![]() | Верно | Верно | Верно | Северная Каролина | Верно | Верно | 9 | Верно | Верно | DNQ | ||||||||||||
![]() | DNQ | |||||||||||||||||||||
1985 | ТГ185 | Жесткий 415T 1,5 L4 т | П | ХОРОШИЙ | К | СМР | МОЙ | МОЖЕТ | ТО | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | АВТОМОБИЛЬ | ВНИЗ | ОНА | БЕЛ | евро | ЮАР | ИЗ | 0 | Северная Каролина | |
![]() | Верно | Верно | Верно | 14 † | Верно | Верно П | Верно | Верно | 12 | Верно | Верно | Верно | Верно | |||||||||
![]() | DNS | Верно | DNS | Верно | Верно | Верно | Верно |
- Примечания
- † – Пилот не финишировал в Гран-при, но был классифицирован, так как преодолел более 90% дистанции гонки.
- ‡ – Половина очков начисляется, если пройдено менее 75% дистанции гонки.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хилтон, стр.8.
- ^ «8W – Когда? – Гонка Чемпионов 1983» . Форикс.com. 10 апреля 1983 года . Проверено 7 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Профиль Toleman Motorsport — Команды — Энциклопедия GP — История F1 на Grandprix.com» . Гранпри.com. 10 марта 2007 г. Проверено 7 ноября 2012 г.
- ^ Кодлинг, Стюарт (16 мая 2022 г.). «Команда-аутсайдер Формулы-1, которая привлекла внимание к Сенне» . Автоспорт . Проверено 17 мая 2022 г.
- ^ «Колокол ко дню рождения Толеса для команды Энстон» . Журнал «Автоспорт» . Октябрь 2021 года . Проверено 22 мая 2022 г.
- ^ Крейг Норманселл (24 мая 2011 г.). «Топ-5 Гран-при Монако» . Барсук ГП. Архивировано из оригинала 11 сентября 2013 года . Проверено 7 февраля 2014 г.
- ^ «Гран-при Монако 1984 — Интервью Икса» . Спортивные автомобили ТВ . Проверено 7 февраля 2014 г.
- ^ «Команды MCZ F1: информационная страница Толемана» . Mcz.com . Проверено 7 ноября 2012 г.
- ^ «Обед с... Стефаном Йоханссоном» . 7 июля 2014 г.
- ^ «Гонки» . alpinecars.com . Проверено 17 апреля 2022 г.
- ^ AUSmotive.com Australian Mini Challenge под новым руководством
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кристофер Хилтон : История Тоулмана: Последние романтики в Формуле 1 (2010) ISBN 978-1-845842-17-8