Ванвалл
Полное имя | Ванвалл |
---|---|
База | Актон , Лондон , Великобритания |
Основатель(и) | Тони Вандервелл |
Известный персонал | Колин Чепмен Фрэнк Костин |
Известные драйверы | Стирлинг Мосс Морис Трентиньян Гарри Шелл Стюарт Льюис-Эванс Тони Брукс |
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |
Первая запись | Гран-при Великобритании 1954 года. |
Заявленные гонки | 29 (28 стартов) |
Двигатели | Ванвалл |
Конструкторы Чемпионаты | 1 ( 1958 ) |
Водителей Чемпионаты | 0 |
Победы в гонках | 9 |
Подиумы | 13 |
Очки | 57 |
Поул-позиции | 7 |
Самые быстрые круги | 6 |
Последняя запись | Гран-при Франции 1960 года. |
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |
---|---|
Первая запись | Гран-при Великобритании 1954 года. |
Последняя запись | Гран-при Франции 1960 года. |
Заявленные гонки | 29 (28 стартов) |
Шасси | Ванвалл |
Чемпионат конструкторов | 1 ( 1958 ) |
Водителей Чемпионаты | 0 |
Победы в гонках | 9 |
Подиумы | 13 |
Очки | 57 |
Поул-позиции | 7 |
Самые быстрые круги | 6 |
Ванвалл — британская автогоночная команда и конструктор гоночных автомобилей, участвовавшая в Формуле-1 в 1950-х годах. Название Vanwall, основанное Тони Вандервеллом , было получено путем объединения имени владельца команды с именем его подшипников Thinwall, производимых на заводе Vandervell Products в Актоне , Лондон. Первоначально участвуя в модифицированных Ferrari в гонках, не относящихся к чемпионату, Ванволл построил свои первые автомобили для участия в гонках в сезоне Формулы-1 1954 года . Команда одержала свою первую победу в гонке на Гран-при Великобритании 1957 года , где Стирлинг Мосс и Тони Брукс делили VW 5, что принесло команде честь построить первый автомобиль британского производства, выигравший гонку чемпионата мира. Ванволл выиграл первый чемпионат конструкторов в Формулы-1 , 1958 году что позволило Моссу и Бруксу финишировать вторым и третьим в турнирной таблице чемпионата пилотов, каждый из которых выиграл для Ванволла по три гонки. Ухудшение здоровья Вандервелла означало, что 1958 год станет последним полноценным сезоном; В последующие годы команда участвовала в нескольких гонках, но закончила гонку в 1961 году.
История
[ редактировать ]Компания Vanwall Тони Вандервелла производила Babbit подшипники (подшипники из белого металла Великобритании) по лицензии Cleveland Graphite Bronze Company ; У.А. Роботэм из Rolls-Royce сказал, что «это была чрезвычайно трудная задача… хорошо зная американскую компанию». [ 1 ]
Тони Вандервелл был одним из первых спонсоров British Racing Motors . на модифицированных Ferrari В начале 1950-х годов он участвовал в гонках Formula Libre под названием «Thinwall Special». [ 2 ]
Первые настоящие Vanwall были известны как Vanwall Specials и были построены в соответствии с новыми правилами Формулы 1 в 1954 году в Кокс-Грин , Мейденхед . Шасси было спроектировано Оуэном Мэддоком и построено компанией Cooper Car Company . Двигатель объемом 2,0 л был разработан Norton инженером Лео Кузьмицки и по сути представлял собой четырехцилиндровый двигатель Manx. [ 3 ] одноцилиндровые двигатели объемом 498 куб.см (30,4 куб. дюйма) (86,1 мм × 85,6 мм (3,39 дюйма × 3,37 дюйма)) с общей водяной рубашкой , головкой блока цилиндров (копией Norton) и клапанным механизмом , [ 3 ] с впуском от четырех AMAL мотоциклетных карбюраторов . [ 3 ] Эта комбинация была установлена на Rolls-Royce картере военного двигателя B40 , скопированном из алюминия . [ 4 ] Разработанный для Формулы-2 , который был вытеснен еще до его появления, [ 4 ] Автомобиль дебютировал в составе Grande Epreuve на Гран-при Великобритании 1954 года . По сравнению с 2½-литровым двигателем Формулы-1 он находился в явно невыгодном положении. Дисковые Goodyear тормоза (производства Vanwall) оказались успешными. [ 4 ] но с передней подвеской, а также с топливной и охлаждающей системами были проблемы. [ 4 ] Разработка продолжилась переходом на Bosch систему впрыска топлива (благодаря тому, что Вандервелл «уговорил» Daimler-Benz , крупного клиента Bosch, разрешить это), [ 5 ] AMAL сохраняя при этом корпуса дроссельных заслонок ; у них были проблемы с дроссельной заслонкой из-за вибрации большого четырехцилиндрового двигателя. [ 4 ] Ванволл также увеличил объем двигателей сначала до 2237 куб. См (137 куб. Дюймов) (91,0 мм × 86,0 мм (3,58 дюйма × 3,39 дюйма)) для Питера Коллинза в Монако в 1955 году, а затем до полных 2489 куб. См (151,9 куб. Дюймов). (96,0 × 86,0 мм (3,78 × 3,39 дюйма)). Затем Ванволлс провел сезон в Формуле-1 без особого успеха. В конце сезона 1955 года стало ясно, что двигатель исправен, но что двигатель у Ferrari. был заимствован [ 4 ] шасси нуждалось в доработке. Вандервеллу предложили нанять молодого многообещающего дизайнера для улучшения их автомобилей. Дизайнером был Колин Чепмен .
Новый 1956 год [ 4 ] Автомобили, разработанные Чепменом (вместе с аэродинамиком Фрэнком Костином ), имели конструкцию с пространственной рамой , De Dion задней оси уменьшен неподрессоренный вес и добавлен передний торсион . [ 4 ] (Ни одна из этих идей не была революционной, но Чепмен был рад просто своей дотошности.) [ 6 ] пятая передача и Porsche синхронизатор были добавлены Кроме того, в трансмиссию . [ 4 ] Сиденье водителя располагалось над ним и не могло быть опущено ниже 13 дюймов (330 мм) над дорогой, что делало высоту очень проблематичной (верхняя часть шлема водителя находилась на высоте 50 дюймов (1270 мм) от поверхности дороги, в то время как вертикально расположенный двигатель делал редукцию нецелесообразной в любом случае), [ 4 ] и обращение было подозрительным, несмотря на все усилия Чепмена. [ 4 ] Решение, которое сегодня очевидно, — установка двигателя позади водителя, — потребовало бы еще два года, чтобы его приняли. Костин воспользовался этим по максимуму и выпустил автомобиль «намного быстрее на прямой, чем любой из его конкурентов». [ 7 ]
Новый автомобиль уже в 1956 году показал многообещающие результаты, выиграв внечемпионатскую гонку Формулы-1 в Сильверстоуне, несмотря на сильное сопротивление. Он установил рекорд круга в Сиракузах. [ 7 ] Стирлинг Мосс привел машину к победе в своей единственной поездке за Ванволл в том году, поскольку с ним все еще был заключен контракт на выступление за Maserati в Формуле-1. Талантливые гонщики Гарри Шелл и Морис Трентиньян были постоянными игроками сезона. Однако ни один из них не добился особого успеха, хотя машина демонстрировала очевидный потенциал.
По мере того как машина развивалась и становилась все более конкурентоспособной, Мосс в конце концов решил выступить за команду в 1957 году. К нему присоединились два англичанина, Тони Брукс и Стюарт Льюис-Эванс . По ходу сезона 1957 года автомобили становились быстрее и надежнее. Мосс и Брукс разделили первую победу Ванволла на Гран-при Великобритании в Эйнтри , а Мосс выиграл оба итальянских Гран- при (где только пилотирование Фанхио позволило Maserati бежать с Ванволлами, поскольку Мосс финишировал с 41 секундой в запасе даже после того, как пит -стоп ) [ 7 ] и Гран-при Пескары .
В конце 1957 года спиртовое топливо было запрещено и заменено обязательным авиационным бензином с октановым числом 130 . Это вызвало проблемы у Vanwall и BRM с их двигателями большого диаметра, которым для охлаждения двигателя требовался метанол. В результате мощность Vanwall упала с 290 л.с. (220 кВт) при 7500 об/мин. [ 7 ] (308 л.с. с нитрометаном) до 278 л.с. (207 кВт) на испытательном стенде. Во время гонки, где были снижены обороты, было доступно только 255–262 л.с. при 7200–7400 об/мин. Это поставило их в невыгодное положение по сравнению с новыми автомобилями Dino Ferrari V6 с заявленной мощностью 290 л.с. (286 л.с.) при 8300 об/мин. Превосходная устойчивость Vanwall на дороге (благодаря изменениям в подвеске, новым стальным колесам и новым R5 с нейлоновым кордом ), Dunlop гоночным шинам [ 7 ] обтекаемость, 5-ступенчатая коробка передач и дисковые тормоза помогли это компенсировать.
Все три гонщика остались в команде в 1958 году, а Мосс (победы в Нидерландах, Португалии и Марокко) и Брукс (победы в Бельгии, Германии и Италии) выиграли по три чемпионских гонки в том сезоне. Ванволл стал первой командой, выигравшей Кубок конструкторов , проводившийся впервые в этом сезоне. Однако Мосс проиграл Майку Хоторну в чемпионате пилотов с разницей в одно очко и финишировал вторым, а Брукс завершил сезон третьим. Их триумф в конце сезона был печально омрачен, когда во время последней гонки года в Марокко Льюис-Эванс получил смертельную травму в результате несчастного случая.
Сезон 1958 года был последним, в котором Ванвалл участвовал во всех гонках. Здоровье Вандервелла ухудшалось, и врачи посоветовали ему отдохнуть. Команда продолжала вяло. Брукс один раз выступил на более низком и легком Vanwall на Гран-при Великобритании 1959 года , оказавшись менее успешным против новых со средним расположением двигателя Coopers , и команда снова попыталась с другой машиной на Гран-при Франции 1960 года . Однако этим усилиям не хватило серьезности прошлого, и они не увенчались успехом.
Последний гоночный Vanwall был «неповоротливым» [ 7 ] заднемоторная машина, выпускавшаяся для гонок InterContinental Formula объемом 3,0 литра 1961 года . Несмотря на то, что формула показала многообещающие результаты во время кампании Джона Сёртиса в двух гонках, разработка была остановлена, когда формула не нашла успеха в Европе. Двигатель был увеличен до 2605 куб. См (159 куб. Дюймов) (96,0 мм × 90,0 мм (3,78 дюйма × 3,54 дюйма)), мощностью 290 л.с. (220 кВт) на 100-октановом бензине.
В коллекции Донингтона были полные экземпляры каждой модели, включая автомобиль с задним расположением двигателя.
В 2003 году Артур Уолстенхолм основал компанию Vanwall Cars, которая производила Vanwall GPR V12, одноместный дорожный автомобиль, сильно напоминающий ранние гоночные автомобили Vanwall, и Sports Racer, двухместный автомобиль аналогичного стиля. [ 8 ] В 2012 году торговая марка была приобретена у Mahle Engine Systems UK компанией Sanderson International Marketing Ltd. Летом 2016 года Vanwall завершил и продал официальную копию Vanwall 1957 года, а затем, в октябре 2020 года, компания Vanwall 1958 Ltd, контрольный пакет которой принадлежит Иэну Сандерсону, объявила о заказе компании Hall & Hall на производство шести оригинальных «автомобилей-продолжений» спецификации 1958 года. [ 9 ] [ 10 ]
Результаты чемпионата мира Формулы-1
[ редактировать ]( ключ )
Результаты Формулы-1 вне чемпионата
[ редактировать ]( ключ )
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Чемпионат конструкторов не присуждался до 1958 года.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Роботэм , Уильям Артур (1970). Серебряные призраки и Серебряный рассвет . Лондон: Констебль. стр. 113, 114.
- ^ Картер, Энтони (2011). Автоспорт: стремление к победе, 1930-1962 гг . Дорчестер, Англия: Veloce Publications. п. 72. ИСБН 9781845842796 .
- ^ Перейти обратно: а б с Сетрайт, LJK «Ванволл: Конец эпохи», в Норти, Том, изд. Мир автомобилей (Лондон: Orbis, 1974), Vol. 21, стр.2461.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Сетрайт, стр.2462.
- ^ С угрозой задержать подшипники Thinwall. Сетрайт, стр.2462.
- ^ Сетрайт, LJK «Лотос: Золотая середина», в Норти, том 11, стр.1230.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Сетрайт, стр.2463.
- ^ «Имя Ванвалла снова живо» . Гигмаг. 11 марта 2005 г. Проверено 14 октября 2010 г.
- ^ «Купите новенькую машину Vanwall F1 за 1,6 миллиона фунтов стерлингов» . www.goodwood.com .
- ^ «Бренд Vanwall, воскресший из мертвых, выпустит шесть автомобилей-продолжений F1 1958 года» . Автосовки . 19 октября 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бэмси, Ян (1990). Vanwall 2,5 л F1: техническая оценка . Серия книг по автомобилям Фулиса. Спаркфорд, Сомерсет, Англия; Ньюбери-Парк, Калифорния, США: Haynes Publishing. ISBN 085429838X .
- Кэппс, Дон (2000). «Зеленая комета: краткая история Ванвалла» . 8 Вт . Проверено 12 сентября 2007 г.
- Кэппс, Дон (2000). «Годовой обзор гоночных машин Vandervell, включая Thinwall Specials» . 8 Вт . Проверено 12 сентября 2007 г.
- Муэлас, Феликс (2000). «Первая машина, которая потрясла клетку Alfetta» . 8 Вт . Проверено 12 сентября 2007 г.
- Муэлас, Феликс (2000). «Незаметное появление Ванвалла в мире GP» . 8 Вт . Проверено 12 сентября 2007 г.
- Муэлас, Феликс (2000). «Прорывная победа Ванвалла» . 8 Вт . Проверено 12 сентября 2007 г.
- Сетрайт, LJK (1974). «Ванвалл: Конец эпохи». В Норти, Том (ред.). Мир автомобилей . Том. 21. Лондон: Орбис. стр. 2461–3.
- «КОМАНДЫ: Ванвалл» . Архив Гран-при Автокурса . Архивировано из оригинала 20 декабря 2007 года . Проверено 12 сентября 2007 г.
- «Команда: Ванвалл» . ChicaneF1.com . Проверено 12 сентября 2007 г.
- «КОНСТРУКТОРЫ: ВАНВАЛЛ» . GrandPrix.com . Проверено 12 сентября 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Конструкторы Формулы-1
- Участники Формулы-1
- Британские автогоночные команды
- Британские конструкторы гоночных автомобилей
- 1954 заведения в Англии
- Закрытие 1961 года в Англии
- Несуществующие производители автомобилей в Англии
- Чемпионы мира конструкторов Формулы-1
- Команды автогонок, основанные в 1954 году.
- Команды автогонщиков распущены в 1961 году.