Чемпионат мира Формулы-1 1995 года.




Чемпионат мира Формулы-1 1995 года — 49-й сезон Формулы -1 автогонок . Он включал в себя чемпионат мира Формулы-1 среди пилотов 1995 года и чемпионат мира Формулы-1 среди конструкторов 1995 года, которые проводились одновременно в серии из семнадцати гонок, которая началась 26 марта и завершилась 12 ноября.
Михаэль Шумахер выиграл свой второй подряд чемпионат пилотов, а Benetton выиграл чемпионат конструкторов, первый и единственный титул конструкторов для команды Benetton. Шумахер выиграл девять гонок на пути к чемпионству, что соответствует рекорду, установленному Найджелом Мэнселлом в 1992 году . Он также продолжил соперничество с Williams - Renault пилотом Дэймоном Хиллом , включая столкновения на Великобритании и Италии Гран-при .
Обе эти гонки выиграл товарищ Шумахера по команде Джонни Герберт , одержав свои первые две победы в Формуле-1. Товарищ Хилла по команде Williams Дэвид Култхард одержал свою первую победу в Португалии , а Ferrari из Жан Алези одержал свою единственную победу в Формуле-1 в Канаде . Как и Honda в 1988 году , двигатели Renault выиграли в этом сезоне все гонки, кроме одной.
система нумерации, введенная в 1974 году 1995 год также стал последним сезоном, в котором использовалась . С 1996 года номера автомобилей обычно распределялись на основе порядка проведения Кубка конструкторов предыдущего сезона.
Водители и конструкторы
[ редактировать ]Следующие команды и гонщики участвовали в чемпионате мира Формулы-1 FIA 1995 года. Все команды соревновались на шинах Goodyear . [1] [2]
Фон
[ редактировать ]Существовала угроза забастовки водителей из-за условий Международной автомобильной федерации (FIA) суперлицензий 1995 года , которые позволяли FIA требовать рекламных выступлений и запрещали водителям критиковать чемпионат. Это было решено руководящим органом перед гонкой, обеспечив полное участие гонщиков. [3] [4]
Изменения в команде
[ редактировать ]

- В конце сезона 1994 года Team Lotus покинула Формулу-1 после 36 лет работы в спорте, выиграв 6 чемпионатов пилотов и 7 чемпионатов конструкторов, а в январе 1995 года команда прекратила свою деятельность. Незадолго до закрытия команды активы команды были куплены. Дэвид Хант, брат чемпиона Формулы-1 1976 года Джеймса Ханта , который позже объявил, что имя Lotus будет использоваться на Гран-при Тихого океана под названием Pacific Team Lotus.
- Команда Ларрусса с пилотами Эриком Бернаром и Кристофом Бушю не явилась ни на одну из гонок на трассе. [5] [6] Поскольку помощь французского правительства не поступила, у команды закончились деньги. А поскольку шасси 1995 года еще не было построено, владелец команды Жерар Ларрус решил пропустить первые два этапа сезона в надежде участвовать в соревнованиях, начиная с Гран-при Сан-Марино . [7] Финансирование так и не поступило, и было уже слишком поздно строить машину к сезону. [8] Были переговоры с командой DAMS Formula 3000 , но Жан-Поль Дрио , босс DAMS, хотел купить Ларрусса и самому управлять командой. [9] спонсорская сделка с малазийской нефтяной компанией Petronas , После того как сорвалась [10] 13 февраля Дрио объявил, что они отказались от планов участия в Формуле-1 в 1995 году. Он намеревался вернуться в Формулу 3000 и подготовиться к участию в Формуле-1 в 1996 году . [11]
- Формулы-3000 Команда Forti сделала шаг в Формулу-1 : их Forti FG01 стал последним автомобилем Формулы-1, в котором использовалась механическая коробка передач. [12]
- Статус и право собственности Лижье находились под пристальным вниманием . Когда Мартин Брандл подписал с ними контракт на 1995 год, распространились слухи, что Том Уолкиншоу возьмет на себя функцию босса команды, поскольку в прошлом у Брандла и Уолкиншоу было много успешного сотрудничества. Уолкиншоу работал в Benetton в 1994 году техническим директором. [13] ), но когда выяснилось, что эта команда использовала незаконный топливный фильтр на Гран-при Германии , их отпустили с крючка, пообещав уволить Уокиншоу и внедрив серьезные изменения в команде. Со стороны Benetton переговоры об этой сделке вел Флавио Бриаторе . Однако, поскольку он также был владельцем «Лигье», это больше походило на повышение Уокиншоу, хотя и с меньшей командой. [14] Более того, конкуренты сравнили Ligier JS41 с Benetton B195 , единственной очевидной разницей был двигатель в каждом автомобиле. [15] Комментируя сходство дизайна, Уолкиншоу сказал:
Механически он [JS41] полностью отличается [от B195], а также совершенно отличается конструктивно. Аэродинамически он максимально приближен к одному и тому же. Я не знаю, как у вас получится что-то еще, если вы возьмете ядро инженеров, работавших над Benetton. Конечно, эта чертова штука выглядит так же. Но если вдаваться в детали автомобиля, то нет ничего взаимозаменяемого. [16]
- В сезоне 1995 года произошли серьезные перестановки среди поставщиков двигателей: Benetton прекратила свое 7-летнее сотрудничество с Ford Motor Company, перейдя на двигатели Renault RS7 (которые использовались деловым партнером Renault командой Williams F1 ). Контракт с Ford перенял Sauber , и они расстались с давним партнером Mercedes-Benz . Затем McLaren предложил поставщику двигателей Mercedes новый дом, разорвав их отношения с Peugeot всего через один сезон. Джордан заключил сделку по продаже двигателей Peugeot, заменив контракт с Hart . И вот, наконец, компания Hart перевела команды в Footwork Arrows . После четырех лет работы в качестве независимого поставщика двигателей Илмор в конечном итоге переключил свое внимание на проверенного разработчика, изготовителя, сборщика и наладчика двигателей в компанию Mercedes-Benz High Performance Engines, несмотря на то, что партнерство началось с сезона 1994 года.
- Pacific Racing 1993 года выпуска заменила свои двигатели Ilmor заказчика на двигатели Ford EDC .
- Minardi Ожидалось, что будет работать с двигателями Mugen-Honda , но в последнюю минуту Ligier босс Флавио Бриаторе убедил японского поставщика двигателей поставить его команду, в результате чего Minardi оказалась в замешательстве. Их M195 был разработан для Mugen-Honda V10 , и детали уже производились. Затем команде пришлось приложить все усилия, чтобы построить совершенно новый автомобиль с двигателем Ford ED , настроенным Магнети Марелли . Владелец команды Джанкарло Минарди объявил, что подает в суд на японского поставщика. [17]
- Команда Simtek обанкротилась 1 июня после пятой гонки сезона.
Изменения драйверов
[ редактировать ]- 28 октября 1994 года Лижье выпустил пресс-релиз, в котором говорилось, что Оливье Панис и Джонни Герберт будут их официальными гонщиками на весь сезон 1995 года. Однако в конце января они объявили, что Герберт больше не в команде и вместо этого присоединился к Benetton , а Агури Сузуки и Мартин Брандл второе место разделят . Это объявление стало большим шоком для Сузуки и его японских сторонников, которые считали, что он обеспечил себе место в Лижье на весь сезон. [14] Во время своих гонок Брандл присоединился к ветерану-комментатору Мюррею Уокеру в комментаторской кабине BBC . Позже они стали комментаторами ITV , после того как Брандл ушел из Формулы-1 в 1996 году , и сейчас Брандл работает в Sky Sports F1 вместе с Дэвидом Крофтом .
- После Айртона Сенны кончины его место в Williams попеременно занимали Найджел Мэнселл и Дэвид Култхард . Мэнселл покинул команду в начале января, и Култхарду предложили работать на постоянной основе. [18]
- Мика Сало заменил Марка Бланделла в «Тиррелле» , а Габриэле Тарквини команды стал тест-пилотом . Прежде чем быть утвержденным в качестве гонщика, Сало был вовлечен в спор по контракту с командой Pacific . Он выступал за команду Team Lotus в 1994 году и считался свободным, когда команда вышла из состава, пока новый владелец Дэвид Хант не объединил это название с командой Pacific и не настоял на том, чтобы Сало был обязан выступать за них. Юристы Совета по признанию контрактов и представители Тиррелла были поражены Хантом, но 13 февраля объявили, что вынесли решение в пользу Тиррелла, поскольку Team Lotus, на которую подписал Сало, не была той командой Lotus, которая теперь требовала его услуг. [19] Сало был представлен как гонщик Тиррелла позже тем же вечером, когда они представили свою машину 1995 года. [20]
- Марк Бланделл заменил соотечественника Мартина Брандла в McLaren . Однако Найджел Мэнселл был на месте McLaren на Гран-при Сан-Марино . Его уже утвердили в команде, когда он покинул Williams, но он не смог поместиться в машину. Его сделка также была снижена с 15 до 10 миллионов долларов, поскольку Marlboro отказалась заплатить запрашиваемую цену. [21] Мэнселл сказал, что сезон 1995 года почти наверняка станет для него последним в Формуле-1 . [18]
- Simtek пригласил Йоса Ферстаппена из Benetton вместо Хидеки Ноды , который должен был стать первым гонщиком команды. [22] но не смог участвовать в гонках после того, как Великое землетрясение Хансин привело к нехватке личных средств, и поэтому ему пришлось разделить вторую гонку с Доменико Скиаттареллой . [23] В итоге Нода вообще не выступал за команду, поскольку после тура в Монако они обанкротились .
- В новую команду Forti вошли ветеран Роберто Морено вместе с новичком Педро Динисом . Диниз был выбран частично, поскольку его семья контролирует одну из крупнейших в Бразилии компаний по распространению продуктов питания . [24]
- Кристиана Фиттипальди заменил Таки Иноуэ в Footwork .
- Пасифик заменил Поля Бельмондо на Андреа Монтермини .
- Minardi заменил Микеле Альборето на Луку Бадоера .
Изменения в середине сезона
[ редактировать ]
- Отправляясь на Гран-при Монако , McLaren заменил Найджела Мэнселла Марком тест-пилотом Бланделлом . В то же время место Карла Вендлингера в Sauber было отдано тест-пилоту Williams и действующему Международной Формулы-3000 чемпиону Жану-Кристофу Бульону .
- Начиная с Гран-при Великобритании , Footwork заменил Джанни Морбиделли на международной Формулы 3000 пилота Массимилиано Паписа , сославшись на спонсорские причины. Морбиделли в конечном итоге вернется на последние три гонки сезона. Перед тем же уик-эндом Бертран Гашо отказался от водительских обязанностей в Pacific . Это место временно заняли Джованни Лаваджи и Жан-Дени Делетраз . Команда пыталась нанять Кацуми Ямамото и Оливера Гэвина , но им не были предоставлены суперлицензии , и Гашо вернулся на последние три гонки.
- Minardi заменила Пьерлуиджи Мартини на Педро Лами начиная с Гран-при Венгрии .
- После двух лет участия в автогонках туристических Габриэле Тарквини единожды вернулся в Формулу-1, заменив Укё Катаяму на Гран-при Европы , поскольку японец все еще восстанавливался после травм шеи и серьезных синяков, полученных во время аварии на автодроме. предыдущий тур в Португалии .
- Ян Магнуссен был повышен с должности тест-пилота в McLaren и заменил Мику Хаккинена на Гран-при Тихого океана из-за того, что финн страдал аппендицитом .
Календарь
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Первоначально календарь был анонсирован в начале 1995 года, но были сомнения по поводу выбранных дат: [27]
- Гран -при Аргентины был единственной недавно объявленной гонкой, которая проходила на автодроме Оскара Альфредо Гальвеса . Сезон должен был начаться 12 марта, но были сомнения, будет ли трасса готова вовремя.
- Третья гонка в Японии также оказалась под угрозой, поскольку трасса TI сильно пострадала после Великого землетрясения Хансин , повредившего местную инфраструктуру.
- Раунды в Сан-Марино , Испании и Италии потребовали повышения безопасности. Трасса Каталонии также испытывала финансовые трудности.
6 февраля было объявлено об обновленном календаре. Однако некоторым трассам все еще требовалось разрешение для участия в гонках. [28]
- Гран-при Аргентины перенесен на 9 апреля, несмотря на то, что теперь он получил официальное разрешение от инспектора безопасности FIA Роланда Брюнсераеде . удостоилась чести открыть сезон Бразилия .
- Тихоокеанский этап был перенесен из-за землетрясения, и он прошел всего за неделю до Гран-при Японии .
- Гран -при Европы перенесли на семь дней вперед, в результате чего в расписании появилось еще одно место всего на одну неделю.
Изменения календаря
[ редактировать ]- Гран -при Аргентины вернулся после 14-летнего отсутствия.
- Гран -при Испании и Гран-при Монако поменялись местами в календаре, так что этап Монако следует за Гран-при Испании.
- Гран -при Европы перенесли с Circuito Permanente de Jerez на Нюрбургринг. [д] . Впервые с 1985 года здесь выступала Формула-1.
Изменения в правилах
[ редактировать ]Положение от 1994 г.
[ редактировать ]После гибели Роланда Ратценбергера и Айртона Сенны в выходные Гран-при Сан-Марино 1994 года . [29] был введен ряд правил На Гран-при Германии 1994 года , направленных на повышение безопасности автомобилей и ограничение их производительности. [30] Эти правила были формализованы в 1995 году:
- Заднее крыло не могло выступать вперед за осевую линию заднего колеса, а элементы заднего крыла могли занимать только 70% пространства на высоте от 60 см (24 дюйма) до 95 см (37 дюймов) над землей.
- К нижней части каждого автомобиля прикреплялся противоскользящий блок толщиной 10 миллиметров (0,39 дюйма), изготовленный из пропитанной древесины, и требовалось, чтобы его износ разрешался только до 1 миллиметра (0,039 дюйма). Это было сделано для того, чтобы увеличить дорожный просвет и тем самым уменьшить преимущества, связанные с эффектом земли .
Новые правила
[ редактировать ]Перед началом сезона 1995 года последовало еще больше изменений в правилах: [30] [31] [32] [33] [34]
Власть
[ редактировать ]типа топлива Разрешенный объем двигателя был уменьшен до 3 литров (по сравнению с 3,5 литра), а описание разрешенного было строго уточнено, чтобы достичь снижения мощности примерно на 100 л.с.
Аэродинамика
[ редактировать ]- Высота дорожного просвета автомобилей была увеличена на 50 миллиметров (2,0 дюйма).
- Поддон с плоским дном, который стал обязательным в 1983 году , теперь должен был иметь большую «ступенчатую» секцию под каждой боковой опорой, поднятую примерно на дюйм выше и параллельную деревянной планке, первоначально представленной в 1994 году .
- Заднее крыло не могло выступать более чем на 80 см (31 дюйм) над «базовой плоскостью» (нижней частью автомобиля) — раньше это было 95 см (37 дюймов).
- Переднее крыло должно было быть не менее чем на 50 мм (2,0 дюйма) выше днища автомобиля, а не на 40 мм (1,6 дюйма).
- Максимальная ширина заднего диффузора была уменьшена со 100 см (39 дюймов) до 30 см (12 дюймов).
- Были расширены запретные зоны над передними и задними колесами, в которых не могли быть размещены крылья или другие части кузова, оказывающие аэродинамическое воздействие.
Все аэродинамические изменения в сумме предполагали снижение прижимной силы на 30-40%.
Безопасность и прочее
[ редактировать ]- Автомобили должны были иметь ударопоглощающие боковые конструкции, которые должны были пройти испытания на удар.
- Фронтальные краш-тесты теперь проводились на скорости 12 м/с (39 футов/с) вместо 11 м/с (36 футов/с).
- Отверстия в кабине должны были быть больше и иметь лучшую установку подголовников .
- Ячейка выживания должна была располагаться выше рядом с водителем.
- Минимальный вес автомобилей был увеличен с 515 кг (1135 фунтов) до 525 кг (1157 фунтов) с учетом новых мер безопасности, а затем увеличен до 595 кг (1312 фунтов) с учетом водителя. Перед первой сессией сезона все гонщики были взвешены, чтобы установить эталонный вес, который будет использоваться в тех случаях, когда оба взвешивались отдельно или если гонщик был недоступен для взвешивания. Таким образом, небольшое конкурентное преимущество может быть получено, если перед сезоном гонщик попытается зарегистрировать как можно больший вес, а затем снизит его, чтобы снизить общий вес автомобиля на трассе. [13]
Обзор сезона
[ редактировать ]Предсезонка
[ редактировать ]
Перед новым сезоном автомобили все еще находились на разных стадиях разработки; Шасси Footwork FA16 и Simtek S951 прибыли на мероприятие практически без испытаний, которые были завершены незадолго до этого. [3] [35]
К счастью для них и других команд, которые, как ожидалось, будут бороться за последние места, отказ команд Larrousse и Lotus сократил количество участвующих автомобилей до 26, гарантируя всем участникам гонки старт без угрозы провала квалификации на впервые после Гран-при Канады 1994 года .
Впереди Михаэль Шумахер из Benetton и Дэймон Хилл из Williams были фаворитами в борьбе за чемпионство пилотов , причем Шумахер ожидал «борьбы» за чемпионство. [36] Бернар Дюдо , главный инженер Renault , сказал, что, по его мнению, Benetton был менее хорошо подготовлен, чем Williams, поскольку бывшая команда только что сменила поставщика двигателей на Renault, тогда как Williams сотрудничала с компанией с 1989 года . [37]
McLaren была обеспокоена стандартным заправочным оборудованием, предоставленным в 1995 году поставщиком Intertechnique , поскольку во время испытаний новой установки за пределами завода произошла серьезная утечка. Компания Intertechnique изменила конструкцию топливной аппаратуры, которая использовалась всеми командами, после пожара на пит-лейне , который пострадал от пилота Йоса Ферстаппена во время прошлогоднего Гран-при Германии . [3] Новые заправочные станции, помимо того, что были вдвое меньше моделей 1994 года, также имели более длинные форсунки и были спроектированы так, чтобы фиксироваться на автомобиле до того, как топливо начнет течь. [38] Компания Intertechnique обнаружила проблему в неисправном клапане внутри оборудования, из-за которого произошла утечка 10 килограммов (22 фунта) топлива, и соответствующим образом модифицировала детали. [39]
Раунды с 1 по 4
[ редактировать ]в 1994 году занявший второе место Дэймон Хилл, из команды Williams, занял поул-позицию в первой гонке сезона в Бразилии . Чемпион Михаэль Шумахер занял второе место на своем Benetton . У Хилла был неудачный старт, и его сразу же обогнал Шумахер. [40] Они использовали разные стратегии пит-стопов , и борьба накалялась до тех пор, пока на 31-м круге гонщик Williams не вылетел с трассы из-за заклинивания коробки передач. Шумахер уверенно выиграл гонку, опередив товарища Хилла по команде Дэвида Култхарда . За третье место боролся Мика Сало на Tyrrell , пока на 39-м круге он не развернулся из-за судороги в руке, и его обогнал Мика Хаккинен на McLaren и Ferrari Герхарда Бергера и Жана Алези . После пит-стопов второго круга Бергер занял третье место и остался там. [41] [42]
После гонки Шумахер и Култхард были дисквалифицированы , так как пробы топлива, взятые из их машин после квалификации, не соответствовали регламенту. Все классифицированные гонщики поднялись на две позиции, и Бергер был объявлен победителем. [43] [44] Однако после успешной апелляции обеих команд результаты их пилотов были восстановлены, поскольку нелегальное топливо не давало преимущества в производительности. [45] Тем не менее, команды не получили ни одного очка в Кубке конструкторов и были оштрафованы на 200 тысяч долларов. Такое разделение между автомобилем и водителем было встречено критикой. [36] >
Во второй гонке в Аргентине Култхард завоевал поул-позицию, первую в своей карьере, за ним следовали Хилл и Шумахер. [46] На старте произошли столкновения между восемью гонщиками, и гонка была приостановлена. На шестом круге возобновившейся гонки у Култхарда отказал дроссель, что позволило Шумахеру и Хиллу обойти гонку, что . вскоре привело к сходу шотландца Во время пит-стопов Хилл вырвался вперед, а Алези занял второе место. Шумахер финишировал третьим.
Перед гонкой в Сан-Марино Михаэль Шумахер из Benetton впервые в этом сезоне занял поул-позицию. Бергер стартовал вторым, к большой радости местных тифози . Хилл стартовал четвертым. Шел небольшой дождь, и перед командами встал трудный выбор шин . Первые пять гонщиков стартовали на дождевых шинах и после старта были на пять секунд за круг быстрее остальных участников. Рубенс Баррикелло , единственный гонщик на мокрых шинах, стартовал на своем Jordan десятым и быстро поднялся на шестое место. На пит-стопах дела обстояли иначе: Шумахер разбился, выехав на холодных шинах, а машина Бергера заглохла, уступив лидерство Дэймону Хиллу. Култхард и Алези упорно боролись за тогдашнее второе место, но чрезмерно нетерпеливый гонщик Williams превысил разрешенную скорость на пит-лейне и был вынужден выполнить 10-секундный штраф . На подиуме были Хилл, Алези, Бергер.
В Испании Шумахер во второй раз завоевал поул и лидировал от старта до финиша. На последнем круге Хилл был вторым, но когда у него возникла проблема с гидравликой, он переполз финишную черту четвертым. Это позволило товарищу Шумахера по команде Джонни Герберту подняться на второе место, что стало его первым подиумом. Бергер финишировал третьим, а Алези и Култхард сошли с дистанции.
После четырех гонок Шумахер на Benetton возглавил чемпионат пилотов с 24 очками, всего на одно опередив Хилла на Williams. Следом идут Алези и Бергер на Ferrari с 14 и 13 очками соответственно. В Кубке конструкторов Ferrari (27) опередила Williams (26) и Benetton (23).
Раунды с 5 по 10
[ редактировать ]
На узких улочках Дэймон Монако Хилл за команду Williams квалифицировался с поул-позицией . [48] [49] лидер чемпионата Михаэль Шумахер на Benetton Рядом с ним стартовал . Дэвид Култхард (Уильямс), Герхард Бергер и Жан Алези (оба Ferrari ) замыкают пятерку лучших, но все трое столкнулись в первом повороте. [50] [51] Трасса была заблокирована, а гонка приостановлена. [52] [53] [51] На втором старте ведущие гонщики остались в порядке, но на пит-стопах Хилл отстал от Шумахера и Алези. Затем Ferrari разбилась, пытаясь избежать Мартина Брандла разворота . Култхард сошел с дистанции, поэтому в тройку лучших на финише вошли Шумахер, Хилл, Бергер.
Это была последняя гонка для команды Simtek , которая снялась с чемпионата из-за нехватки бюджета.

В Канаде Михаэль Шумахер занял поул-позицию, ставшую сотой для болида Формулы-1 с двигателем Renault . [54] и с комфортом уехал, пока на 57-м круге из-за неисправности электричества он не вылетел в боксы. Он стоял неподвижно 70 секунд, чтобы сменить руль и выполнить настройку бортового компьютера. На финише он вернулся на пятую позицию. Жан Алези выиграл гонку в свой 31-й день рождения. Это будет его единственная победа в карьере, а также последняя на сегодняшний день победа автомобиля с двигателем V12 . После того, как несколько других лидеров столкнулись с проблемами в конце гонки, Джорданы Рубенса Баррикелло и Эдди Ирвина неожиданно поднялись на подиум.
Как и в Монако, во Франции Хилл стартовал с поул-позиции , но на пит-стопах проиграл стартовавшему вторым Шумахеру. Его товарищ по команде Култхард стартовал и финишировал третьим.

Во время Гран-при Великобритании соперники чемпионата Хилл и Шумахер столкнулись впервые. Хилл стартовал с поула, [55] [56] в то время как Шумахер отставал от стартовавшего третьим Алези. Как это часто случалось в этом сезоне, Шумахер лидировал, поскольку ему понадобился всего один пит-стоп, а Хиллу - два. [57] Но когда «Уильямс» попытались обогнать «Бенеттон», они столкнулись и сошли с дистанции. [58] Это выдвинуло их товарищей по команде Джонни Герберта и Дэвида Култхарда вперед . Култхард вышел вперед, но получил штраф за превышение скорости на пит-лейн. [59] Герберт выиграл первую гонку в своей карьере, опередив Жана Алези на Ferrari. [60]
Две недели спустя Михаэль Шумахер выиграл свою домашнюю гонку — Гран-при Германии . Дэймон Хилл снова достиг поул-позиции, но на этот раз вылетел на втором круге из-за поломки карданного вала . Дэвид Култхард финишировал вторым, Герхард Бергер был третьим, оправившись от 10-секундного штрафа за скачок на старте .
Гран -при Венгрии 1995 года стал для Дэймона Хилла турниром Большого шлема : он выиграл с поула и установил лучший круг. Култхард финишировал вторым, а Бергер третьим. Михаэль Шумахер был классифицирован на три круга ниже из-за проблем с топливным насосом . Во время гонки Таки Иноуэ второй раз столкнулся с машиной безопасности. На этот раз его самого сбила Tatra 623 , когда он подъезжал к его Footwork с огнетушителем. Он получил легкие травмы ноги. [61] [62]
В чемпионате пилотов Михаэль Шумахер лидировал с 56 очками, опередив Дэймона Хилла с 45 и Жана Алези с 32. Он был ближе к лидеру Кубка конструкторов , где Benetton и Williams разделяли всего шесть очков (74 и 68 соответственно), за ней следует Ferrari с 57.
Раунды с 11 по 14
[ редактировать ]Квалификация при Гран- Бельгии проходила в различных погодных условиях, и соперникам чемпионата Михаэлю Шумахеру и Дэймону Хиллу удалось занять только шестнадцатое и восьмое места на стартовой решетке соответственно. Ferrari из Герхард Бергер и Жан Алези заблокировали гонку в первом ряду, но оба сошли с дистанции во время гонки. Товарищ Шумахера по команде Джонни Герберт ненадолго лидировал в гонке, но ему не хватало скорости на высыхающей трассе. Хилл вышел вперед после того, как его товарищ по команде Дэвид Култхард сошел с дистанции из-за проблем с коробкой передач , но затем, как это было замечено уже как минимум трижды за сезон, Шумахер обогнал его во время раунда пит-стопов . Однако на этом история не закончилась: пошел дождь, и Хилл сделал второй пит-стоп на дождевых шинах , в то время как Шумахер пытался выстоять, в какой-то момент проехав круг на шесть секунд медленнее своего соперника. Что еще хуже, он вылетел с трассы, и Williams лидировали до тех пор, пока дождь не прекратился, трасса не высохла, и Benetton снова оказался на вершине. Когда подъехала машина безопасности , игровое поле выровнялось, и Шумахер увел от Хилла, оба на мокрых шинах. Это выглядело как захватывающая битва, пока Брит был оштрафован на 10 секунд за превышение скорости на пит-лейн . Он действительно вернулся на второе место, но финишировал далеко позади немца . Мартин Брандл финишировал на неожиданной третьей позиции. После гонки Шумахер был дисквалифицирован на одну гонку за слишком агрессивную защиту. [63]

На стартовом круге Гран-при Италии поул-сидящий Дэвид Култхард вылетел из игры и сошел с дистанции из-за неизлечимой травмы. Однако, когда гонка была приостановлена из-за столкновения на первом круге в том же повороте, когда трасса была заблокирована четырьмя застрявшими машинами, Култхард смог стартовать на запасной машине на поул-позиции. Михаэль Шумахер и Герхард Бергер стартовали позади него. На 13-м круге Култхард снова сошел с дистанции, на этот раз из-за поломки подшипника колеса , а Шумахер разбился, когда его ударил в спину соперник чемпионата Дэймон Хилл. После инцидента, напоминающего тот, что был в Сильверстоуне , Шумахер был в ярости на Хилла, но успокоился, узнав, что британцу пришлось уклоняться от круга Таки Иноуэ . На родной земле «Феррари» вели 1-2, пока телекамера Алези на заднем крыле не отвалилась и не разрушила подвеску Бергера. За восемь кругов до финиша француз также сошел с дистанции и вручил вторую победу Джонни Герберту из Benetton. Мика Хаккинен ( McLaren) ) и Хайнц-Харальд Френтцен ( Sauber ) добились своих лучших результатов, заняв второе и третье места соответственно. После гонки Хилл был дисквалифицирован на одну гонку за участие в столкновении. [64]
В Португалии Култхард снова стартовал с поул-позиции и на этот раз сумел одержать свою первую победу в карьере. Хилл стартовал вторым, а Шумахер третьим, но финишировали наоборот. На старте Укё Катаяма на « Тиррелле» вступил в контакт с Луки Бадоера и «Минарди» поднялся в воздух. После того, как его извлекли из машины, он был госпитализирован на два дня с растяжением шеи и синяками в нескольких местах. [65] [66] [67]
Гран -при Европы проходил на Нюрбургринге , и Култхард стартовал с поула, опередив товарища по команде Дэймона Хилла и лидера чемпионата Михаэля Шумахера. Однако Култхард стартовал на запасной машине после того, как заглох двигатель во время разведывательного круга . Многие команды решили стартовать на дождевых шинах , но Ferrari и McLaren перешли на сухую резину после того, как первый старт был отменен. Это оказалось правильным решением только после семнадцати кругов, когда большинство других гонщиков выехали на пит-стоп. Шумахер и Хилл снова сразились, несколько раз меняя позиции, а Култхард страдал от чрезмерной поворачиваемости и отставал от них. Тем временем Алези лидировал и увеличил свое преимущество до 45 секунд. Однако во время второго круга пит-стопов он столкнулся с Хиллом, и ему пришлось отправиться на пит-стоп для ремонта. Бергер сошел с дистанции из-за проблем с двигателем, а Хилл разбился на 58-м круге. Шумахер обогнал Алези и вышел вперед за два круга до конца, а Култхард поднялся на подиум. [68] [69] [70]
За три гонки до конца Шумахер лидировал в чемпионате пилотов , опережая Хилла на 27 очков. Это означало, что гонщику Williams нужно было выиграть все оставшиеся гонки, а его соперник из Benetton набрал менее трех очков. В Кубке конструкторов « Бенеттон» лидировал «Уильямс» с результатом 112 из 92.
Раунды с 15 по 17
[ редактировать ]Цирк Формулы-1 прибыл в Японию на две гонки, первая из которых получила название Гран-при Тихого океана . Williams Пилот Дэвид Култхард занял свою четвертую поул-позицию подряд, опередив товарища по команде Дэймона Хилла и лидера чемпионата Михаэля Шумахера на своем Benetton . На старте стартовавший четвертым Жан Алези поднялся на второе место. После того, как Шумахер обогнал Хилла и Алези во время первого круга пит-стопов , он приблизился к лидеру и ехал стабильно быстрее, так что немец просто вышел вперед после того, как были сделаны все пит-стопы. [69] [71] Одержав свою восьмую победу в сезоне и набрав достаточно очков, чтобы Хилл не смог его догнать, Шуми стал чемпионом среди водителей 1995 года . На тот момент он был самым молодым двукратным чемпионом среди пилотов (впоследствии его рекорд был побит Себастьяном Феттелем ).
Шумахер не успокоился: на Гран-при Японии он стартовал с поула . Машины Williams не смогли соответствовать темпу и уступили место Жану Алези и Мике Хаккинену в тройке лучших на стартовой решетке. Все гонщики стартовали на дождевых шинах , так как с утра шел дождь и трасса была сырой, но это не помешало чемпиону уйти в отрыв. Оба автомобиля Ferrari были признаны несостоявшимися на старте и отбыли 10-секундный штраф . Но Алези первым перешёл на сухую резину и начал пробираться по полю. На 25-м круге он отставал от лидера Шумахера всего на шесть секунд, когда ему пришлось сойти с дистанции из- за поломки карданного вала . Когда пошел дождь, но только на одном краю трассы, товарищи по команде Хилл и Култхард разбились в одном повороте, через один круг друг за другом. [72] Шумахер победил, а его товарищ по команде Джонни Герберт финишировал третьим, что принесло Benetton звание чемпиона конструкторов 1995 года .
Финальная гонка сезона проходила в Австралии , и большинство идущих впереди машин сошли с дистанции, за исключением поляка Дэймона Хилла. Дэвид Култхард разбился при выезде на пит-лейн , Шумахер и Алези столкнулись, а Герберт и Бергер сошли с дистанции из-за механических проблем. Хилл победил, опередив на два круга из Лижье Оливье Паниса и Джанни Морбиделли в работе ног , что сравнялось с Джеки Стюарта достижением во время Гран-при Испании 1969 года . [73]
Результаты и турнирная таблица
[ редактировать ]Гран-при
[ редактировать ]Система начисления очков
[ редактировать ]Очки были начислены шести лучшим финишерам в каждой гонке следующим образом: [75]
Позиция | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-е место | 6-е место |
---|---|---|---|---|---|---|
Очки | 10 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Турнирная таблица чемпионата мира среди водителей
[ редактировать ]
|
|
Примечания:
- † – Пилот не финишировал в Гран-при, но был классифицирован, так как преодолел более 90% дистанции гонки.
Турнирная таблица чемпионата мира среди конструкторов
[ редактировать ]




Поз. | Конструктор | Нет. | ХОРОШИЙ ![]() | АРГ ![]() | СМР ![]() | ESP ![]() | МОЙ ![]() | МОЖЕТ ![]() | ОТ ![]() | Великобритания ![]() | ДАВАТЬ ![]() | ОНА ![]() | БЕЛ ![]() | ОНА ![]() | К ![]() | евро ![]() | ПКК ![]() | Япония ![]() | ИЗ ![]() | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | ![]() | 1 | 1 Ф [и] | 3 Ф | Верно П | 1 П | 1 | 5 П Ф | 1 Ф | Верно | 1 Ф | 11 † | 1 | Верно | 2 | 1 Ф | 1 Ф | 1 П Ф | Верно | 137 [и] |
2 | Верно | 4 | 7 | 2 | 4 | Верно | Верно | 1 | 4 | 4 | 7 | 1 | 7 | 5 | 6 | 3 | Верно | |||
2 | ![]() | 5 | Верно П | 1 | 1 | 4 Ф | 2 П | Верно | 2 П | Верно П Ф | Верно П | 1 П Ф | 2 | Верно | 3 | Верно | 3 | Верно | 1 П Ф | 112 [и] |
6 | 2 [и] | Верно П | 4 | Верно | Верно | Верно | 3 | 3 | 2 | 2 | Верно Ф | Верно П | 1 П Ф | 3 П | 2 П | Верно | Верно | |||
3 | ![]() | 27 | 5 | 2 | 2 | Верно | Верно Ф | 1 | 5 | 2 | Верно | Верно | Верно | Верно | 5 | 2 | 5 | Верно | Верно | 73 |
28 | 3 | 6 | 3 Ф | 3 | 3 | 11 † | 12 | Верно | 3 | 3 | Верно П | Верно Ф | 4 | Верно | 4 | Верно | Верно | |||
4 | ![]() | 7 | 6 | Верно | 10 | Верно | 5 | Верно | 11 | 5 | Верно | Верно | 5 | 4 | 9 | Верно | 9 | 7 | 4 | 30 |
8 | 4 | Верно | 5 | Верно | Верно | Верно | 7 | Верно | Верно | Верно | Верно | 2 | Верно | 8 | 10 | 2 | DNS | |||
5 | ![]() | 25 | 8 | Верно | 11 | 9 | Верно | 10 † | 4 | Верно | 6 | Верно | 3 | Верно | 8 | 7 | Верно | DNS | Верно | 24 |
26 | Верно | 7 | 9 | 6 | Верно | 4 | 8 | 4 | Верно | 6 | 9 | Верно | Верно | Верно | 8 | 5 | 2 | |||
6 | ![]() | 14 | Верно | Верно | Верно | 7 | Верно | 2 | 6 | 11 † | Верно | 7 | 6 | Верно | 11 | 4 | Верно | Верно | Верно | 21 |
15 | Верно | Верно | 8 | 5 | Верно | 3 | 9 | Верно | 9 † | 13 † | Верно | Верно | 10 | 6 | 11 | 4 | Верно | |||
7 | ![]() | 29 | Верно | Верно | Верно | 13 | 8 † | Верно | Верно | 9 | 5 | 10 | 11 | 6 | 12 | Верно | Верно | 10 | Верно | 18 |
30 | Верно | 5 | 6 | 8 | 6 | Верно | 10 | 6 | Верно | 5 | 4 | 3 | 6 | Верно | 7 | 8 | Верно | |||
8 | ![]() | 9 | Верно | Верно | 13 | 11 | 9 | 6 | 14 | Верно | Верно | Верно | Верно | 7 | Верно | 12 | Верно | Верно | 3 | 5 |
10 | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | 9 | Верно | Верно | Верно | Верно | 12 | 8 | 15 | Верно | Верно | 12 | Верно | |||
9 | ![]() | 3 | Верно | 8 | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | 7 | Верно | Верно | 10 | Верно | 14 | 14 | Верно | Верно | 5 |
4 | 7 | Верно | Верно | 10 | Верно | 7 | 15 | 8 | Верно | Верно | 8 | 5 | 13 | 10 | 12 | 6 | 5 | |||
10 | ![]() | 23 | DNS | Верно | 12 | 14 | 7 | Верно | Верно | 7 | Верно | 9 | 10 | Верно | Верно | 9 | 13 | 11 | 6 | 1 |
24 | Верно | DNS | 14 | Верно | Верно | 8 | 13 | 10 | Верно | 8 | Верно | Верно | 14 | 11 | 15 | 9 | DNS | |||
11 | ![]() | 21 | 10 | Северная Каролина | Северная Каролина | Верно | 10 | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | 13 | 9 | 16 | 13 | 17 | Верно | 7 | 0 |
22 | Верно | Северная Каролина | Северная Каролина | Верно | Верно | Верно | 16 | Верно | Верно | Верно | 14 | Верно | 17 | Верно | 16 | Верно | Верно | |||
12 | ![]() | 16 | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | 12 | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | 15 | Верно | Верно | 8 | 0 |
17 | 9 | Верно | Верно | DNS | ДСК | Верно | Северная Каролина | Верно | 8 | 12 | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | |||
13 | ![]() | 11 | Верно | 9 | Верно | 15 | DNS | 0 | ||||||||||||
12 | Верно | Верно | Верно | 12 | DNS | |||||||||||||||
Поз. | Конструктор | Нет. | ХОРОШИЙ ![]() | АРГ ![]() | СМР ![]() | ESP ![]() | МОЙ ![]() | МОЖЕТ ![]() | ОТ ![]() | Великобритания ![]() | ДАВАТЬ ![]() | ОНА ![]() | БЕЛ ![]() | ОНА ![]() | К ![]() | евро ![]() | ПКК ![]() | Япония ![]() | ИЗ ![]() | Очки |
Источник: [77] |
Примечания:
- † – Пилот не финишировал в Гран-при, но был классифицирован, так как преодолел более 90% дистанции гонки.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Команда Simtek снялась с чемпионата после Гран-при Монако .
- ↑ Несмотря на то, что команда Ларруса была в списке участников, она не участвовала ни в каких гонках.
- ↑ Первоначально Гран -при Тихого океана должен был состояться 16 апреля, но был перенесен на 22 октября из-за последствий Великого землетрясения Хансин в Японии .
- ^ На всех Гран-при Формулы-1, проводимых на Нюрбургринге с 1984 года, использовалась трасса GP-Strecke длиной 5 км (3,1 мили), а не Нордшляйфе длиной 21 км (13 миль), которая в последний раз использовалась Формулой-1 в 1976 году .
- ^ Перейти обратно: а б с д Бенеттон набрал 147 очков, а Уильямс - 118 очков, но ни одна из команд не получила конструкторских очков за победу Шумахера или второе место Култхарда в Бразилии, поскольку считалось, что обе команды использовали нелегальное топливо.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Генри, Алан (1995). «Командный обзор». Автокурс 1995–96 . Издательство Хэзлтон. стр. 42–81. ISBN 1-874557-36-5 .
- ^ Список участников чемпионата мира Формулы-1 1995 года FIA
- ^ Перейти обратно: а б с Генри, Алан (1995). «Гран-при 1995 года: Гран-при Бразилии». Автокурс 1995–96 . Издательство Хэзлтон. п. 90. ИСБН 1-874557-36-5 .
- ^ Доменжоз, Люк (1995). «17-й Гран-при – Grande Prêmio do Brasil». Ежегодник Формулы-1, 1995 год . Издательство Хроноспортс. п. 83. ИСБН 2-940125-06-6 .
- ^ «Пресс-релиз: Список участников чемпионата мира Формулы-1 1995 года» (PDF) . Международная автомобильная федерация (fia.com). 24 марта 1995 г. Архивировано из оригинала (PDF) 19 октября 2012 г. . Проверено 23 января 2016 г.
- ^ Уокер, Мюррей (комментаторы) (26 марта 1995 г.). Гран-при: Бразилия (Телепроизводство). Лондон , Англия: BBC . Событие происходит в 17:15–17:45.
- ^ «Ларрус пропустит открытие врачей общей практики» . GrandPrix.com . Внутри Ф1. 20 марта 1995 года . Проверено 15 апреля 2009 г.
- ^ «Ларрус идет к стене» . GrandPrix.com . Внутри Ф1. 24 апреля 1995 года . Проверено 22 мая 2009 г.
- ^ «Ларрус: сделка с DAMS?» . GrandPrix.com . Внутри Ф1. 30 января 1995 года . Проверено 9 марта 2007 г.
- ^ «Надежда Ларрусса угасает» . grandprix.com. 17 апреля 1995 года . Проверено 4 января 2009 г.
- ^ «Ларрус-ДАМС – включено или выключено?» . GrandPrix.com . Внутри Ф1. 13 февраля 1995 года . Проверено 17 марта 2007 г.
- ^ «Форти» . ЭСПН . Проверено 5 ноября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Генри, Алан (1995). «Гран-при 1995 года: Гран-при Бразилии». Автокурс 1995–96 . Издательство Хэзлтон. п. 87. ИСБН 1-874557-36-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Гран-при «Брандл возвращается в Лижье» . Проверено 10 марта 2007 г.
- ^ «Когда Бенеттон перестает быть Бенеттоном?» . GrandPrix.com . Внутри Ф1. 13 марта 1995 года. Архивировано из оригинала 2 апреля 2009 года . Проверено 11 апреля 2009 г.
- ^ Констандурос, Боб (1995). «Обзор Формулы 1: Лижье» . Автокурс 1995–96 . Издательство Хэзлтон. п. 74. ИСБН 1-874557-36-5 .
- ^ «Минарди подает в суд на Муген Хонда» Гран-при. Проверено 10 марта 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гран-при «Мэнселл на пути к McLaren» . Проверено 10 марта 2007 г.
- ^ «Тихоокеанский регион теряет Сало» Гран-при. Проверено 17 марта 2007 г.
- ^ «Тиррелл представляет пакет Гран-при 1995 года». Проверено 17 марта 2007 г.
- ^ «McLaren подтверждает Гран-при Мэнселла». Проверено 10 марта 2007 г.
- ^ "Кто куда идет в 1995 году" Гран-при. Проверено 16 марта 2007 г.
- ^ «Ферстаппен подписывает контракт с Гран-при Simtek». Проверено 17 марта 2007 г.
- ^ «Форти – готовимся к действию» Гран-при. Проверено 10 марта 2007 г.
- ^ «1995» . Шикана F1 . Проверено 6 августа 2023 г.
- ^ «Календарь Формулы-1 на 1995 год» . Статистика автоспорта . Проверено 6 августа 2023 г.
- ^ "Сомнения в датах" Гран-при. Проверено 9 марта 2007 г.
- ^ «Переосмысление календаря Формулы 1» Гран-при. Проверено 10 марта 2007 г.
- ^ Генри, Алан (1995). «Гран-при 1995 года: Гран-при Бразилии». Автокурс 1995–96 . Издательство Хэзлтон. п. 86. ИСБН 1-874557-36-5 .
- ^ Перейти обратно: а б «Правила Формулы-1 меняются в 1994 и 1995 годах» . Motorsport.com . Проверено 21 января 2024 г.
- ^ Питер Райт (23 февраля 1995 г.). «Превью автомобилей Формулы-1 1995 года. Как Технический регламент повлиял на дизайн» . grandprix.com . Проверено 21 января 2024 г.
- ^ Савард, Джо (1 сентября 1994 г.). «Новая формула двигателя 1995 года» . grandprix.com . Inside F1, Inc. Архивировано из оригинала 30 декабря 2001 года.
- ^ "Результаты Гран-при: Гран-при Германии, 1994 год . grandprix.com. Проверено 9 июня 2014 года.
- ^ Танака, Хиромаса. Переход регулирования и технологий в Формуле-1 . Технический обзор исследований и разработок Honda за 2009 г. - Специальный выпуск F1 (Деятельность Третьей эры), 2009 г., стр. 8.
- ^ Генри, Алан (1995). «Гран-при 1995 года: Гран-при Бразилии». Автокурс 1995–96 . Издательство Хэзлтон. п. 88. ИСБН 1-874557-36-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Хилтон, Кристофер (2006). Михаэль Шумахер: Вся история . Издательство Хейнс. стр. 157–163. ISBN 1-84425-008-3 .
- ^ Доменжоз, Люк (1995). «17-й Гран-при – Grande Prêmio do Brasil». Ежегодник Формулы-1, 1995 год . Издательство Хроноспортс. п. 76. ИСБН 2-940125-06-6 .
- ^ «Формула-1 обновляет свое заправочное оборудование» . GrandPrix.com . Внутри Ф1. 13 марта 1995 года. Архивировано из оригинала 2 апреля 2009 года . Проверено 21 апреля 2009 г.
- ^ «Больше забот по поводу дозаправки» . GrandPrix.com . Внутри Ф1. 27 марта 1995 года . Проверено 21 апреля 2009 г.
- ^ «Результаты Гран-при: Гран-при Бразилии, 1995» . GrandPrix.com . Внутри Ф1. Архивировано из оригинала 11 февраля 2009 года . Проверено 14 апреля 2009 г.
- ^ Чемпионат мира Формулы-1 FIA – обзор сезона 1995 года ( VHS ). Видео Дьюка . 11 декабря 1995 г. Событие происходит в 15:00–27:00. EAN-13 5 017559 034955. Архивировано из оригинала 27 июня 2008 года . Проверено 20 августа 2008 г.
- ^ Генри, Алан (декабрь 1995 г.) [1995]. «Гран-при 1995 года: Гран-при Бразилии». Автокурс 1995–96 . Издательство Хэзлтон. стр. 91–93. ISBN 1-874557-36-5 .
- ^ «Исключение автомобиля №1 (Шумахер/Бенеттон) и автомобиля №6 (Култхард/Уильямс) из результатов Гран-при Бразилии» (PDF) . fia.com . Международная автомобильная федерация . 29 марта 1995 г. Архивировано из оригинала (PDF) 2 марта 2005 г. . Проверено 11 апреля 2009 г.
- ^ «Проблемы с весом Формулы-1» . GrandPrix.com . Внутри Ф1. 27 марта 1995 года. Архивировано из оригинала 5 января 2010 года . Проверено 11 апреля 2009 г.
- ^ Олсоп, Дерик (14 апреля 1995 г.). «Шумахер и Култхард восстановлены в должности» . Независимый . Лондон. Архивировано из оригинала 1 мая 2022 года . Проверено 8 января 2019 г.
- ^ Генри, Алан (1995). «Гран-при 1995 года: Гран-при Аргентины». Автокурс 1995-96 гг . Издательство Хэзлтон. стр. 102–103. ISBN 1-874557-36-5 .
- ^ Бенсон, Эндрю, изд. (1 июня 1995 г.). «Пит и паддок: Иноуэ катится после столкновения с машиной безопасности». Автоспорт . 139 (9): 7.
- ^ Генри, Алан (1995). «Гран-при 1995 года: Гран-при Монако». Автокурс 1995–96 . Издательство Хэзлтон. п. 123. ИСБН 1-874557-36-5 .
- ^ Робак, Найджел (1 июня 1995 г.). «Квалификация: Хилл демонстрирует стойкость на командном поуле». Автоспорт . 139 (9): 33.
- ^ Робак, Найджел (1 июня 1995 г.). «Гран-при Монако: впереди улицы Шумахера». Автоспорт . 139 (9): 26.
- ^ Перейти обратно: а б Генри, Алан (1995). «Гран-при 1995 года: Гран-при Испании». Автокурс 1995–96 . Издательство Хэзлтон. п. 127. ИСБН 1-874557-36-5 .
- ^ Робак, Найджел (1 июня 1995 г.). «Монако: команда F1 за командой». Автоспорт . 139 (9): 35, 37.
- ^ Чемпионат мира Формулы-1 FIA – обзор сезона 1995 года ( VHS ). Видео Дьюка . 11 декабря 1995 г. EAN-13 5 017559 034955 . Проверено 29 мая 2012 г.
- ^ Эдвардс, Бен (комментатор) (11 июня 1995 г.). Гран-при Канады: разминка в прямом эфире (телепродукция). Лондон, Англия: Евроспорт . Событие происходит в 01:09–01:15 (без рекламы).
- ^ Генри, Алан (декабрь 1995 г.). «Гран-при 1995 года: Гран-при Великобритании». Автокурс 1995–96 . Издательство Хэзлтон. п. 149. ИСБН 1-874557-36-5 .
- ^ Доменжоз, Люк (1995). «17-й Гран-при – Гран-при Великобритании». Ежегодник Формулы-1, 1995 год . Издательство Хроноспортс. п. 136. ИСБН 2-940125-06-6 .
- ^ Робак, Найджел (20 июля 1995 г.). «Гран-при Великобритании: депутат Герберт получает награду». Автоспорт . 140 (3): 39.
- ^ Генри, Алан (декабрь 1995 г.). «Гран-при 1995 года: Гран-при Великобритании». Автокурс 1995–96 . Издательство Хэзлтон. п. 150. ИСБН 1-874557-36-5 .
- ^ Култхард, Дэвид (20 июля 1995 г.). «Дайджест: Победа мечты вырвана из моих рук». Автоспорт . 140 (3): 26–27.
- ^ Генри, Алан (декабрь 1995 г.). «Гран-при 1995 года: Гран-при Великобритании». Автокурс 1995–96 . Издательство Хэзлтон. стр. 154–155. ISBN 1-874557-36-5 .
- ^ «Татра Т-623» . Автомобиль дня Бановского . 9 апреля 2015 г. Архивировано из оригинала 22 апреля 2017 г.
- ^ «Таки Иноуэ — Биография» . F1 Отклоняет. Архивировано из оригинала 25 июля 2008 года . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Шумахер снова в беде» . ГранПри.com. 28 августа 1995 года . Проверено 15 декабря 2006 г.
- ^ Дерик Олсоп (11 сентября 1995 г.). «Хилл и Шумахер достигли точки кипения» . Независимый . Архивировано из оригинала 1 мая 2022 года . Проверено 16 января 2020 г. .
- ^ «27 сентября 1995 г., страница 37 — The Age на Newspapers.com» . Проверено 16 августа 2016 г.
- ^ Генри, Алан (декабрь 1995 г.) [1995]. «Гран-при 1995 года: Гран-при Португалии». Автокурс 1995–96 . Издательство Хэзлтон. п. 194. ИСБН 1-874557-36-5 .
- ^ «Тиррел подъезжает за поимкой» . GrandPrix.com . Внутри Ф1. 2 октября 1995 года . Проверено 18 августа 2019 г.
- ^ Генри, Гран-при 1995 года: Гран-при Европы, с. 206–207
- ^ Перейти обратно: а б «1995 > Култхард, Дэвид» . Официальный сайт Формулы 1. Архивировано из оригинала 20 января 2009 года . Проверено 31 января 2009 г.
- ^ «Результаты Гран-при: Гран-при Европы, 1995» . GrandPrix.com . Внутри Ф1. Архивировано из оригинала 5 ноября 2008 года . Проверено 27 января 2009 г.
- ^ Генри, Алан (декабрь 1995 г.) [1995]. «Гран-при 1995 года: Гран-при Тихого океана». Автокурс 1995–96 . Издательство Хэзлтон. стр. 214–215. ISBN 1-874557-36-5 .
- ^ «Результаты Гран-при: Гран-при Японии, 1995» . GrandPrix.com . Внутри Ф1. Архивировано из оригинала 3 февраля 2008 года . Проверено 2 марта 2008 г.
- ^ «Результаты Гран-при: Гран-при Австралии, 1995» . ГранПри.com. Архивировано из оригинала 20 февраля 2008 года . Проверено 2 марта 2008 г.
- ^ «Результаты Формулы-1 1995» . Статистика автоспорта . Проверено 3 апреля 2021 г.
- ^ Хайэм, Питер (1995). Путеводитель Книги Гиннесса по международным автогонкам . Моторбукс Интернешнл. п. 6 . ISBN 9780760301524 .
- ^ Чемпионат мира Формулы-1 FIA 1995 года - Пилоты, www.fia.com, архив на web.archive.org.
- ^ Чемпионат мира Формулы-1 FIA 1995 года – конструкторы, www.fia.com, архивировано на web.archive.org.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Formula1.com - официальный зачет гонщиков 1995 года (в архиве)
- Formula1.com - официальный турнирный турнир команды 1995 года (в архиве)
- Чемпионат мира Формулы-1 1995 года - позиции пилотов на web.archive.org (в архиве)
- Чемпионат мира Формулы-1 1995 года - места среди конструкторов на web.archive.org (в архиве)