Jump to content

Гран-при Южной Африки.

Гран-при Южной Африки.
Схема принца Джорджа (1934–1966)
Кьялами (1967–1985, 1992–1993)
Информация о гонке
Количество раз проведения 33
Впервые проведен 1934
Последнее проведение 1993
Наибольшее количество побед (пилоты) Великобритания Джим Кларк (4)
Наибольшее количество побед (конструкторы) Великобритания Лотос (6)
Последняя гонка ( 1993 )
Поул-позиция
Подиум
Самый быстрый круг

Гран -при Южной Африки впервые проводился как гонка Гран-при по автоспорту для людей с ограниченными возможностями в 1934 году на трассе Принс-Джордж в Восточном Лондоне , Кейп-провинция . В нем приняли участие лучшие пилоты из Европы, в том числе Бернд Розмейер , Ричард «Дик» Симэн , Ричард Ормонд Шаттлворт и 1939 года победитель Луиджи Виллорези .

Вторая мировая война положила конец гонкам, но они были возрождены в 1960 году как часть трассы Формулы-1 , а два года спустя вошли в календарь чемпионатов мира. Это было популярное соревнование Формулы-1, но Гран-при было приостановлено сразу после скандальной гонки 1985 года из-за национальной политики апартеида . [ 1 ] После окончания апартеида в 1991 году гонки вернулись в расписание Формулы-1 в 1992 и 1993 годах . Гонка 1993 года стала последним Гран-при Южной Африки по состоянию на 2023 год. . От планов возобновить гонку в 2024 году отказались. [ 2 ]

Трасса Принца Джорджа (построена в 1959 году)
Схема всех версий трассы Принс-Джордж
Коричневый = 1934 г., Синий = 1936 г., Черный = 1959 г.
Кьялами (построен в 1961 году)
Кьялами (построен в начале 1990-х годов)

Восточный Лондон (1934–1966)

[ редактировать ]

Первые Гран-при Южной Африки проводились на трассе протяженностью 24,4 км (15,2 мили), известной как Трасса Принца Джорджа , проходящей через различные населенные пункты прибрежного города Восточный Лондон . В 1936 году эта длина была сокращена до 17,7 км (11,0 миль). Когда после Второй мировой войны гонки возобновились, в 1959 году была построена постоянная трасса, сохранившая название « Трасса Принца Джорджа» . Первая гонка чемпионата мира Формулы-1 в Южной Африке состоялась 29 декабря 1962 года. В этой гонке Грэм Хилл воспользовался Джима Кларка механическими проблемами с его Lotus и одержал победу в гонке и стал чемпионом. Гонка снова проводилась в Принс-Джордже в 1963 , 1965 и 1966 годах , последняя была переведена в статус нечемпионата, поскольку в тот же день вступила в силу новая 3-литровая формула. [ 3 ] В 1967 году гонка была перенесена на трассу Кьялами недалеко от высокогорного внутреннего города Йоханнесбурга в Трансваале , где она оставалась до тех пор, пока Гран-при Южной Африки входил в официальный календарь Формулы-1.

Кьялами (1967–1985, 1992–1993)

[ редактировать ]

Быстрая трасса Кьялами, построенная в начале 1960-х годов, приняла свой первый Гран-при Южной Африки в 1967 году , где капер Джон Лав почти одержал победу, но в конце гонки у него возникли проблемы с топливом, а победу одержал мексиканец Педро Родригес . В 1968 году Кларк одержал победу; он побил рекорд Хуана Мануэля Фанхио по количеству побед в карьере, и это оказалась его последняя победа в Формуле-1; позже в том же году он погиб на гонке Формулы 2 в Хоккенхайме. В 1969 году победил Джеки Стюарт , а в следующем году 44-летний ветеран Джек Брэбэм выиграл свою последнюю гонку Формулы-1. В 1971 году американец Марио Андретти выиграл свой первый Гран-при, дебютировав за Ferrari . В 1974 году американец Питер Ревсон ужасно разбился на Барбек-Бенд во время тестов перед гонкой и врезался лоб в барьер; Позже он скончался от полученных травм. Аргентинец Карлос Ройтеманн впервые выиграл турнир того года. В 1975 году победу одержал южноафриканец Джоди Шектер . Событие 1977 года стало местом одной из самых ужасных катастроф в истории. Том Прайс погиб , когда на полной скорости сбил маршала трека Фредерика Янсена Ван Вюрена. Ники Лауда выиграл гонку, но авария потрясла весь спорт. В 1978 году одержал Ронни Петерсон позднюю победу над Патриком Депайлером и Риккардо Патрезе ; Соревнования 1979 года проходили в переменчивых погодных условиях, и их выиграл канадец Жиль Вильнёв .

Начиная с 1980-х годов автомобили с турбонаддувом стали доминировать на Гран-при. Из-за большой высоты быстрой трассы Кьялами (около 6000 футов над уровнем моря) турбодвигатели с принудительной индукцией могли регулировать количество воздуха, поступающего в двигатель, тогда как двигатели с наддувом не могли этого сделать; в 1982 году двигатели с турбонаддувом имели преимущество в мощности на 150 л.с. над двигателями без наддува и часто квалифицировались в первом ряду стартовой решетки значительно быстрее, чем автомобили с атмосферными двигателями; и команда Renault доминировала в гонках 1980 и 1982 годов ; Француз Ален Прост выиграл гонку 1982 года после того, как потерял колесо на средней дистанции; он прорвался через поле и одержал победу над Карлосом Ройтеманном. [ 4 ] Событие 1981 года стало жертвой войны между FISA и FOCA . Поскольку не удалось достичь соглашения с FISA о том, что Гран-при будет проводиться как этап чемпионата мира Формулы-1 или как гонка Формулы-1, не относящаяся к чемпионату, он был официально проведен как мероприятие Формулы Libre . Следовательно, в нем участвовали только команды, связанные с FOCA , на автомобилях, которые не строго соответствовали правилам Формулы-1 1981 года. [ 5 ] Гонка 1983 года была последней гонкой в ​​этом сезоне, и на ней развернулась трехсторонняя битва за чемпионство пилотов между Простом, бразильцем Нельсоном Пике и французом Рене Арну . Прост и Арну выбыли из-за проблем с двигателем, а Пике занял 3-е место и стал чемпионом пилотов; Прост резко прокомментировал консервативный подход Renault к разработке автомобиля, и его уволили из команды. Итальянский товарищ Пике по команде Риккардо Патрезе выиграл гонку. В 1984 году это событие состоялось в начале сезона, и Прост (сейчас выступающий за McLaren ) стартовал с пит-лейна на запасной машине после того, как его гоночная машина не завелась. Это стало законным, когда первый старт был прерван после того, как британец Найджел Мэнселл застрял на стартовой решетке. Прост проехал по полю и финишировал вторым после своего товарища по команде Ники Лауды. Британец Дерек Уорвик финишировал на подиуме на Renault, а будущий чемпион мира из Бразилии Айртон Сенна набрал свое первое очко на Toleman , заняв 6-е место.

Гонка 1985 года погрязла в международных противоречиях, поскольку страны начали бойкотировать спортивные мероприятия в Южной Африке из-за чрезвычайного положения, объявленного правительством Южной Африки в июле того же года из-за всплеска насилия, связанного с расовой сегрегацией в стране, называемого апартеидом . Большинство людей, участвующих в Формуле-1, были категорически против поездки в Южную Африку. Некоторые правительства пытались запретить своим водителям ездить, [ 6 ] а команды Ligier и Renault бойкотировали гонку в соответствии с запретом правительства Франции на проведение спортивных мероприятий в Южной Африке; [ 7 ] однако французские гонщики Ален Прост, завершивший чемпионат 1985 года в предыдущей гонке, [ 8 ] и Филипп Штрайфф , оба выступавшие за британские команды, действительно приняли участие. Британский гонщик Найджел Мэнселл выиграл свою вторую гонку Формулы-1 подряд, а его товарищ по команде Кеке Росберг пронесся по трассе после двух пит-стопов и занял второе место, завершив счет 1–2 в пользу команды Williams . [ 8 ] 1985 год стал последним Гран-при Южной Африки до конца апартеида: FIA президент Жан-Мари Балестр через несколько дней после гонки объявил, что Гран-при не вернется в страну из-за апартеида. [ 1 ]

После окончания апартеида в 1991 году Формула-1 вернулась в Кьялами для участия в двух Гран-при в 1992 и 1993 годах . В гонке 1992 года доминировал Мэнселл, а в забеге 1993 года произошла напряженная битва между Простом, Айртоном Сенной и Михаэлем Шумахером , в которой Прост одержал победу. В июле 1993 года Кьялами был продан Южноафриканской автомобильной ассоциации, которой удалось управлять предприятием с прибылью; однако проведение соревнований Формулы-1 оказалось слишком дорогостоящим, и Гран-при не возобновился, поскольку гонка того года также была последним разом, когда Формула-1 приезжала на африканский континент.

Единственным южноафриканским гонщиком, выигравшим Гран-при Южной Африки, был Джоди Шектер в 1975 году . Британский гонщик Джим Кларк выигрывал его 4 раза, а австрийский гонщик Ники Лауда - 3 раза.

Возможность возврата

[ редактировать ]

В апреле 2018 года The South African обсудил возможность возвращения Южной Африки в календарь Гран-при Формулы-1 с Адрианом Шольцем, генеральным директором Motorsport South Africa. Он сказал, что основными препятствиями являются высокие затраты на проведение такого мероприятия и тот факт, что в настоящее время ни одна южноафриканская гоночная трасса не соответствует требованиям FIA для проведения гонок Формулы-1, хотя Кьялами приближается к этому. [ 9 ]

В начале 2023 года сделка по возвращению Гран-при ЮАР на сезон 2024 года была близка к завершению, но в июне 2023 года FIA заявила, что Гран-при ЮАР не вернется в календарь Формулы-1 в ближайшем будущем из-за позиции правительства ЮАР по вторжению России в Украину . [ 10 ]

Победители Гран-при ЮАР.

[ редактировать ]

Повторные победители (пилоты)

[ редактировать ]

Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.

Победы Водитель Выигранные годы
4 Великобритания Джим Кларк 1961 , 1963 , 1965 , 1968
3 Австрия Niki Lauda 1976 , 1977 , 1984
2 Великобритания Джеки Стюарт 1969 , 1973
Аргентина Карлос Ройтеманн 1974 , 1981
Великобритания Найджел Мэнселл 1985 , 1992
Франция Ален Прост 1982 , 1993
Источники: [ 11 ]

Неоднократные победители (строители)

[ редактировать ]

Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.

Команды, выделенные жирным шрифтом, соревнуются в чемпионате Формулы-1 в текущем сезоне.

Победы Конструктор Выигранные годы
6 Великобритания Лотос 1961 ,  1963 , 1965 , 1966 ,  1968 , 1978
4 Италия Феррари 1971 , 1976 , 1977 , 1979
Великобритания Уильямс 1981 ,  1985 , 1992 , 1993
2 Италия Мазерати 1934 , 1939
Великобритания Купер 1960 ,  1967
Великобритания Тиррелл 1973 , 1975
Франция Рено 1980 , 1982
Великобритания Брэбэм 1970 , 1983
Великобритания Макларен 1972 , 1984
Источник: [ 11 ]

Повторные победители (производители двигателей)

[ редактировать ]

Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.

Производители, выделенные жирным шрифтом, соревнуются в чемпионате Формулы-1 в текущем сезоне.

Победы Производитель Выигранные годы
8 Соединенные Штаты Форд * 1968 , 1969 , 1970 , 1972 , 1973 , 1974 , 1975 , 1981
5 Великобритания Кульминация 1960 , 1961 ,  1963 , 1965 , 1966
4 Италия Феррари 1971 , 1976 , 1977 , 1979
Франция Рено 1980 , 1982 , 1992 , 1993
3 Италия Мазерати 1934 , 1939 , 1967
Источник: [ 11 ]

* Построен компанией Cosworth.

Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.

Карта обоих мест проведения Гран-при ЮАР.
Год Водитель Конструктор Расположение Отчет
1934 Соединенные Штаты Уитни Стрейт Мазерати 8см Восточный Лондон Отчет
1935 Не проводится
1936 Италия Марио Массакуратти Бугатти 35Б Восточный Лондон Отчет
1937 Великобритания Пэт Фэрфилд ЭРА-Б Отчет
1938 Великобритания Буллер Мейер Райли Отчет
1939 Италия Луиджи Виллорези Мазерати 6см Отчет
1940

1959
Не проводится
1960 [ 12 ] Бельгия Пол Брат Купер - Кульминация Восточный Лондон Отчет
Великобритания Стирлинг Мосс Порше Отчет
1961 Великобритания Джим Кларк Лотос - Кульминация Отчет
1962 Великобритания Грэм Хилл БРМ Восточный Лондон Отчет
1963 Великобритания Джим Кларк Лотос - Кульминация Отчет
1964 Не проводится
1965 Великобритания Джим Кларк Лотос - Кульминация Восточный Лондон Отчет
1966 Великобритания Майк Спенс Лотос Кульминация Восточный Лондон Отчет
1967 Мексика Педро Родригес Купер - Мазерати Кьялами Отчет
1968 Великобритания Джим Кларк Лотос - Форд Отчет
1969 Великобритания Джеки Стюарт Матра - Форд Отчет
1970 Австралия Джек Брэбэм Брэбэм - Форд Отчет
1971 Соединенные Штаты Марио Андретти Феррари Отчет
1972 Новая Зеландия Денни Халм Макларен - Форд Отчет
1973 Великобритания Джеки Стюарт Тиррелл - Форд Отчет
1974 Аргентина Карлос Ройтеманн Брэбэм - Форд Отчет
1975 ЮАР Джоди Шехтер Тиррелл - Форд Отчет
1976 Австрия Niki Lauda Феррари Отчет
1977 Австрия Niki Lauda Феррари Отчет
1978 Швеция Ронни Петерсон Лотос - Форд Отчет
1979 Канада Жиль Вильнев Феррари Отчет
1980 Франция Рене Арну Рено Отчет
1981 Аргентина Карлос Ройтеманн Уильямс - Форд Отчет
1982 Франция Ален Прост Рено Отчет
1983 Италия Риккардо Патрезе Брэбэм - БМВ Отчет
1984 Австрия Niki Lauda Макларен ДЕНЬ Отчет
1985 Великобритания Найджел Мэнселл Уильямс Хонда Отчет
1986

1991
Не проводится из-за апартеида
1992 Великобритания Найджел Мэнселл Уильямс Рено Кьялами Отчет
1993 Франция Ален Прост Уильямс Рено Отчет
Источник: [ 11 ]
  1. ^ Jump up to: а б Составлено на основе телерепортажей Кена Паскмана (24 октября 1985 г.). «АВТОГОНКИ». Орландо Сентинел (изд. 3 ЗВЕЗДЫ). Орландо, Флорида. п. Б.2.
  2. ^ «Формула-1 отказывается от планов Гран-при Южной Африки, Бельгия останется» . Новости гонок365 . 6 июня 2023 г. Проверено 6 июня 2023 г.
  3. ^ Том Пранкерд. «Второй круг: GP '66 - XII Гран-при Южной Африки» . Архивировано из оригинала 28 декабря 2020 года . Проверено 28 декабря 2020 г.
  4. ^ «Ютуб» . www.youtube.com . Архивировано из оригинала 25 апреля 2016 года . Проверено 17 января 2022 г.
  5. Тот, который не учитывался. Получено с forix.autosport.com 9 февраля 2010 г.
  6. ^ Мартин, Гордон (17 сентября 1985 г.). «Спор об апартеиде доходит до гонок Формулы-1». San Francisco Chronicle (ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ издание). п. 63.
  7. ^ Уокер, Роб (февраль 1986 г.). «Тигр, Тигр». Дорога и трек . Том. 37, нет. 6. Нью-Йорк. п. 122.
  8. ^ Jump up to: а б Los Angeles Times (Дом 2-е изд.). Лента новостей. 20 октября 1985 г. с. 20. {{cite news}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  9. ^ «Сможет ли Южная Африка когда-нибудь снова принять Гран-при Формулы-1?» . Южноафриканский . 16 апреля 2018 года . Проверено 9 августа 2018 г.
  10. ^ «Гран-при Кьялами официально не начинается из-за позиции SA в отношении России» . 6 июня 2023 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д Хайэм, Питер (1995). «Гран-при ЮАР». Путеводитель Книги Гиннесса по международным автогонкам . Лондон, Англия: Motorbooks International. п. 433. ИСБН  978-0-7603-0152-4 – через Интернет-архив.
  12. В 1960 году было два Гран-при Южной Африки .
[ редактировать ]
Внешние видео
значок видео Гран-при Южной Африки , 1979 год. Архив AP – кадры из новостей British Movietone News.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 52a56eda20ee394802616b3f542e6a5e__1715966940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/52/5e/52a56eda20ee394802616b3f542e6a5e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
South African Grand Prix - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)