Гран-при Южной Африки.
Схема принца Джорджа (1934–1966) Кьялами (1967–1985, 1992–1993) | |
![]() | |
Информация о гонке | |
---|---|
Количество раз проведения | 33 |
Впервые проведен | 1934 |
Последнее проведение | 1993 |
Наибольшее количество побед (пилоты) | ![]() |
Наибольшее количество побед (конструкторы) | ![]() |
Последняя гонка ( 1993 ) | |
Поул-позиция | |
| |
Подиум | |
| |
Самый быстрый круг | |
|
Гран -при Южной Африки впервые проводился как гонка Гран-при по автоспорту для людей с ограниченными возможностями в 1934 году на трассе Принс-Джордж в Восточном Лондоне , Кейп-провинция . В нем приняли участие лучшие пилоты из Европы, в том числе Бернд Розмейер , Ричард «Дик» Симэн , Ричард Ормонд Шаттлворт и 1939 года победитель Луиджи Виллорези .
Вторая мировая война положила конец гонкам, но они были возрождены в 1960 году как часть трассы Формулы-1 , а два года спустя вошли в календарь чемпионатов мира. Это было популярное соревнование Формулы-1, но Гран-при было приостановлено сразу после скандальной гонки 1985 года из-за национальной политики апартеида . [ 1 ] После окончания апартеида в 1991 году гонки вернулись в расписание Формулы-1 в 1992 и 1993 годах . Гонка 1993 года стала последним Гран-при Южной Африки по состоянию на 2023 год. [update]. От планов возобновить гонку в 2024 году отказались. [ 2 ]
История
[ редактировать ]

Коричневый = 1934 г., Синий = 1936 г., Черный = 1959 г.


Восточный Лондон (1934–1966)
[ редактировать ]Первые Гран-при Южной Африки проводились на трассе протяженностью 24,4 км (15,2 мили), известной как Трасса Принца Джорджа , проходящей через различные населенные пункты прибрежного города Восточный Лондон . В 1936 году эта длина была сокращена до 17,7 км (11,0 миль). Когда после Второй мировой войны гонки возобновились, в 1959 году была построена постоянная трасса, сохранившая название « Трасса Принца Джорджа» . Первая гонка чемпионата мира Формулы-1 в Южной Африке состоялась 29 декабря 1962 года. В этой гонке Грэм Хилл воспользовался Джима Кларка механическими проблемами с его Lotus и одержал победу в гонке и стал чемпионом. Гонка снова проводилась в Принс-Джордже в 1963 , 1965 и 1966 годах , последняя была переведена в статус нечемпионата, поскольку в тот же день вступила в силу новая 3-литровая формула. [ 3 ] В 1967 году гонка была перенесена на трассу Кьялами недалеко от высокогорного внутреннего города Йоханнесбурга в Трансваале , где она оставалась до тех пор, пока Гран-при Южной Африки входил в официальный календарь Формулы-1.
Кьялами (1967–1985, 1992–1993)
[ редактировать ]Быстрая трасса Кьялами, построенная в начале 1960-х годов, приняла свой первый Гран-при Южной Африки в 1967 году , где капер Джон Лав почти одержал победу, но в конце гонки у него возникли проблемы с топливом, а победу одержал мексиканец Педро Родригес . В 1968 году Кларк одержал победу; он побил рекорд Хуана Мануэля Фанхио по количеству побед в карьере, и это оказалась его последняя победа в Формуле-1; позже в том же году он погиб на гонке Формулы 2 в Хоккенхайме. В 1969 году победил Джеки Стюарт , а в следующем году 44-летний ветеран Джек Брэбэм выиграл свою последнюю гонку Формулы-1. В 1971 году американец Марио Андретти выиграл свой первый Гран-при, дебютировав за Ferrari . В 1974 году американец Питер Ревсон ужасно разбился на Барбек-Бенд во время тестов перед гонкой и врезался лоб в барьер; Позже он скончался от полученных травм. Аргентинец Карлос Ройтеманн впервые выиграл турнир того года. В 1975 году победу одержал южноафриканец Джоди Шектер . Событие 1977 года стало местом одной из самых ужасных катастроф в истории. Том Прайс погиб , когда на полной скорости сбил маршала трека Фредерика Янсена Ван Вюрена. Ники Лауда выиграл гонку, но авария потрясла весь спорт. В 1978 году одержал Ронни Петерсон позднюю победу над Патриком Депайлером и Риккардо Патрезе ; Соревнования 1979 года проходили в переменчивых погодных условиях, и их выиграл канадец Жиль Вильнёв .
Начиная с 1980-х годов автомобили с турбонаддувом стали доминировать на Гран-при. Из-за большой высоты быстрой трассы Кьялами (около 6000 футов над уровнем моря) турбодвигатели с принудительной индукцией могли регулировать количество воздуха, поступающего в двигатель, тогда как двигатели с наддувом не могли этого сделать; в 1982 году двигатели с турбонаддувом имели преимущество в мощности на 150 л.с. над двигателями без наддува и часто квалифицировались в первом ряду стартовой решетки значительно быстрее, чем автомобили с атмосферными двигателями; и команда Renault доминировала в гонках 1980 и 1982 годов ; Француз Ален Прост выиграл гонку 1982 года после того, как потерял колесо на средней дистанции; он прорвался через поле и одержал победу над Карлосом Ройтеманном. [ 4 ] Событие 1981 года стало жертвой войны между FISA и FOCA . Поскольку не удалось достичь соглашения с FISA о том, что Гран-при будет проводиться как этап чемпионата мира Формулы-1 или как гонка Формулы-1, не относящаяся к чемпионату, он был официально проведен как мероприятие Формулы Libre . Следовательно, в нем участвовали только команды, связанные с FOCA , на автомобилях, которые не строго соответствовали правилам Формулы-1 1981 года. [ 5 ] Гонка 1983 года была последней гонкой в этом сезоне, и на ней развернулась трехсторонняя битва за чемпионство пилотов между Простом, бразильцем Нельсоном Пике и французом Рене Арну . Прост и Арну выбыли из-за проблем с двигателем, а Пике занял 3-е место и стал чемпионом пилотов; Прост резко прокомментировал консервативный подход Renault к разработке автомобиля, и его уволили из команды. Итальянский товарищ Пике по команде Риккардо Патрезе выиграл гонку. В 1984 году это событие состоялось в начале сезона, и Прост (сейчас выступающий за McLaren ) стартовал с пит-лейна на запасной машине после того, как его гоночная машина не завелась. Это стало законным, когда первый старт был прерван после того, как британец Найджел Мэнселл застрял на стартовой решетке. Прост проехал по полю и финишировал вторым после своего товарища по команде Ники Лауды. Британец Дерек Уорвик финишировал на подиуме на Renault, а будущий чемпион мира из Бразилии Айртон Сенна набрал свое первое очко на Toleman , заняв 6-е место.
Гонка 1985 года погрязла в международных противоречиях, поскольку страны начали бойкотировать спортивные мероприятия в Южной Африке из-за чрезвычайного положения, объявленного правительством Южной Африки в июле того же года из-за всплеска насилия, связанного с расовой сегрегацией в стране, называемого апартеидом . Большинство людей, участвующих в Формуле-1, были категорически против поездки в Южную Африку. Некоторые правительства пытались запретить своим водителям ездить, [ 6 ] а команды Ligier и Renault бойкотировали гонку в соответствии с запретом правительства Франции на проведение спортивных мероприятий в Южной Африке; [ 7 ] однако французские гонщики Ален Прост, завершивший чемпионат 1985 года в предыдущей гонке, [ 8 ] и Филипп Штрайфф , оба выступавшие за британские команды, действительно приняли участие. Британский гонщик Найджел Мэнселл выиграл свою вторую гонку Формулы-1 подряд, а его товарищ по команде Кеке Росберг пронесся по трассе после двух пит-стопов и занял второе место, завершив счет 1–2 в пользу команды Williams . [ 8 ] 1985 год стал последним Гран-при Южной Африки до конца апартеида: FIA президент Жан-Мари Балестр через несколько дней после гонки объявил, что Гран-при не вернется в страну из-за апартеида. [ 1 ]
После окончания апартеида в 1991 году Формула-1 вернулась в Кьялами для участия в двух Гран-при в 1992 и 1993 годах . В гонке 1992 года доминировал Мэнселл, а в забеге 1993 года произошла напряженная битва между Простом, Айртоном Сенной и Михаэлем Шумахером , в которой Прост одержал победу. В июле 1993 года Кьялами был продан Южноафриканской автомобильной ассоциации, которой удалось управлять предприятием с прибылью; однако проведение соревнований Формулы-1 оказалось слишком дорогостоящим, и Гран-при не возобновился, поскольку гонка того года также была последним разом, когда Формула-1 приезжала на африканский континент.
Единственным южноафриканским гонщиком, выигравшим Гран-при Южной Африки, был Джоди Шектер в 1975 году . Британский гонщик Джим Кларк выигрывал его 4 раза, а австрийский гонщик Ники Лауда - 3 раза.
Возможность возврата
[ редактировать ]В апреле 2018 года The South African обсудил возможность возвращения Южной Африки в календарь Гран-при Формулы-1 с Адрианом Шольцем, генеральным директором Motorsport South Africa. Он сказал, что основными препятствиями являются высокие затраты на проведение такого мероприятия и тот факт, что в настоящее время ни одна южноафриканская гоночная трасса не соответствует требованиям FIA для проведения гонок Формулы-1, хотя Кьялами приближается к этому. [ 9 ]
В начале 2023 года сделка по возвращению Гран-при ЮАР на сезон 2024 года была близка к завершению, но в июне 2023 года FIA заявила, что Гран-при ЮАР не вернется в календарь Формулы-1 в ближайшем будущем из-за позиции правительства ЮАР по вторжению России в Украину . [ 10 ]
Победители Гран-при ЮАР.
[ редактировать ]Повторные победители (пилоты)
[ редактировать ]Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.
Победы | Водитель | Выигранные годы |
---|---|---|
4 | ![]() |
1961 , 1963 , 1965 , 1968 |
3 | ![]() |
1976 , 1977 , 1984 |
2 | ![]() |
1969 , 1973 |
![]() |
1974 , 1981 | |
![]() |
1985 , 1992 | |
![]() |
1982 , 1993 | |
Источники: [ 11 ] |
Неоднократные победители (строители)
[ редактировать ]Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.
Команды, выделенные жирным шрифтом, соревнуются в чемпионате Формулы-1 в текущем сезоне.
Победы | Конструктор | Выигранные годы |
---|---|---|
6 | ![]() |
1961 , 1963 , 1965 , 1966 , 1968 , 1978 |
4 | ![]() |
1971 , 1976 , 1977 , 1979 |
![]() |
1981 , 1985 , 1992 , 1993 | |
2 | ![]() |
1934 , 1939 |
![]() |
1960 , 1967 | |
![]() |
1973 , 1975 | |
![]() |
1980 , 1982 | |
![]() |
1970 , 1983 | |
![]() |
1972 , 1984 | |
Источник: [ 11 ] |
Повторные победители (производители двигателей)
[ редактировать ]Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.
Производители, выделенные жирным шрифтом, соревнуются в чемпионате Формулы-1 в текущем сезоне.
Победы | Производитель | Выигранные годы |
---|---|---|
8 | ![]() |
1968 , 1969 , 1970 , 1972 , 1973 , 1974 , 1975 , 1981 |
5 | ![]() |
1960 , 1961 , 1963 , 1965 , 1966 |
4 | ![]() |
1971 , 1976 , 1977 , 1979 |
![]() |
1980 , 1982 , 1992 , 1993 | |
3 | ![]() |
1934 , 1939 , 1967 |
Источник: [ 11 ] |
* Построен компанией Cosworth.
По году
[ редактировать ]Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.

Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Составлено на основе телерепортажей Кена Паскмана (24 октября 1985 г.). «АВТОГОНКИ». Орландо Сентинел (изд. 3 ЗВЕЗДЫ). Орландо, Флорида. п. Б.2.
- ^ «Формула-1 отказывается от планов Гран-при Южной Африки, Бельгия останется» . Новости гонок365 . 6 июня 2023 г. Проверено 6 июня 2023 г.
- ^ Том Пранкерд. «Второй круг: GP '66 - XII Гран-при Южной Африки» . Архивировано из оригинала 28 декабря 2020 года . Проверено 28 декабря 2020 г.
- ^ «Ютуб» . www.youtube.com . Архивировано из оригинала 25 апреля 2016 года . Проверено 17 января 2022 г.
- ↑ Тот, который не учитывался. Получено с forix.autosport.com 9 февраля 2010 г.
- ^ Мартин, Гордон (17 сентября 1985 г.). «Спор об апартеиде доходит до гонок Формулы-1». San Francisco Chronicle (ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ издание). п. 63.
- ^ Уокер, Роб (февраль 1986 г.). «Тигр, Тигр». Дорога и трек . Том. 37, нет. 6. Нью-Йорк. п. 122.
- ^ Jump up to: а б Los Angeles Times (Дом 2-е изд.). Лента новостей. 20 октября 1985 г. с. 20.
{{cite news}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ «Сможет ли Южная Африка когда-нибудь снова принять Гран-при Формулы-1?» . Южноафриканский . 16 апреля 2018 года . Проверено 9 августа 2018 г.
- ^ «Гран-при Кьялами официально не начинается из-за позиции SA в отношении России» . 6 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хайэм, Питер (1995). «Гран-при ЮАР». Путеводитель Книги Гиннесса по международным автогонкам . Лондон, Англия: Motorbooks International. п. 433. ИСБН 978-0-7603-0152-4 – через Интернет-архив.
- ↑ В 1960 году было два Гран-при Южной Африки .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
![]() |
- ChicaneF1. Архивировано 5 января 2009 г. на Wayback Machine.
- Гран-при Южной Африки.
- Гран-при перед чемпионатом мира
- Гран-при Формулы-1
- Гонки Формулы-1, не относящиеся к чемпионату
- Национальный Гран-при
- Регулярные спортивные мероприятия, основанные в 1934 году.
- Регулярные спортивные мероприятия прекращены в 1993 году.
- 1934 заведения в Южной Африке
- Закрытие 1993 года в Южной Африке