Гран-при Италии 2008 года.
Гран-при Италии 2008 года. | |||||
---|---|---|---|---|---|
Гонка 14 из 18 чемпионата мира Формулы-1 2008 года.
| |||||
Подробности гонки | |||||
Дата | 14 сентября 2008 г. | ||||
Официальное название | Формула 1 Гран-при Италии в Сантандере 2008 г. | ||||
Расположение | Национальный автодром Монцы , Монца , Италия | ||||
Курс | Постоянный гоночный комплекс | ||||
Продолжительность курса | 5,793 км (3,6 миль) | ||||
Расстояние | 53 круга, 306,720 км (190,58 миль) | ||||
Погода | Сильный дождь, к концу сухо | ||||
Поул-позиция | |||||
Водитель | Торо Россо — Феррари | ||||
Время | 1:37.555 | ||||
Самый быстрый круг | |||||
Водитель | Кими Райкконен | Феррари | |||
Время | 1:28.047 — 53-й круг. | ||||
Подиум | |||||
Первый | Торо Россо — Феррари | ||||
Второй | Макларен - Мерседес | ||||
Третий | БМВ Чистый | ||||
Лидеры круга |
( Гран-при Италии 2008 года формально Формула-1 Gran Premio Santander D'Italia 2008 ) [1] — автогонка Формулы-1, проходившая 14 сентября 2008 года на Национальном автодроме Монцы в , Монце Италия. Это была 14-я гонка чемпионата мира Формулы-1 2008 года . Будущий четырехкратный чемпион мира Себастьян Феттель за команду Toro Rosso одержал первую победу, выиграв гонку на 53 круга с первого поула . Хейкки Ковалайнен финишировал вторым на McLaren , а Роберт Кубица третьим на BMW Sauber .
Феттель начал гонку, стартовав под машиной безопасности , опередив Ковалайнена, занявшего второе место. Red Bull из Марк Уэббер стартовал с третьего места. Дождь в начале гонки позволил Феттелю установить уверенное преимущество над Ковалайненом, которое он увеличил по мере высыхания трассы. Кубица и Фернандо Алонсо финишировали в четверке лучших, стартовав с 11-го и восьмого места соответственно. Пилот McLaren и чемпионата пилотов лидер Льюис Хэмилтон смог пройти через поле после квалификации на 15-м месте, финишировав седьмым, отстав на одно место от соперника Фелипе Массы из Ferrari .
Победа Феттеля сделала его самым молодым гонщиком, выигравшим гонку Формулы-1 (21 год и 73 дня), а также принесла Toro Rosso (которая ранее была командой Minardi ) первую победу в Формуле-1, несмотря на использование двигателя спецификации 2007 года, а также стала первой победой Феттеля в Формуле-1. Немецкий гонщик, выигравший гонку после Михаэля Шумахера на Гран-при Китая 2006 года . Рекорд Феттеля побил Макс Ферстаппен в возрасте 18 лет и 228 дней на Гран-при Испании 2016 года . Масса набрал на одно очко больше, чем Хэмилтон, еще раз сократив преимущество гонщика McLaren в чемпионате за четыре оставшиеся гонки. Однако второе место Ковалайнена приблизило McLaren к тому, чтобы догнать Ferrari в Кубке конструкторов .
Эта гонка стала первым и единственным подиумом Toro Rosso до Гран-при Германии 2019 года, а также первой и единственной победой до Гран-при Италии 2020 года , когда Пьер Гасли победил в команде псевдопреемника Scuderia AlphaTauri . Это также был последний подиум Ковалайнена в Формуле-1.
Фон
[ редактировать ]Направляясь к 14-й гонке сезона, McLaren пилот Льюис Хэмилтон возглавил чемпионат пилотов с 76 очками ; Ferrari Пилот Фелипе Масса был вторым с 74 очками, отставая на два очка от Хэмилтона. После Хэмилтона и Массы в чемпионате пилотов Роберт Кубица был третьим с 58 очками на BMW Sauber , а товарищ Массы по команде Ferrari Кими Райкконен был четвертым с 57 очками. Товарищ Кубицы по команде Ник Хайдфельд стал пятым с 49 очками. [2] В Кубке конструкторов Ferrari лидировала с 131 очком, а McLaren была второй с 119 очками, отставая на 12 очков. BMW Sauber заняла третье место с 107 очками. В борьбе за четвертое место Toyota имела 41 очко, опережая Renault с 36 очками. [2]
После предыдущей гонки Хэмилтон был оштрафован за то, что срезал шикану и получил преимущество над Райкконеном на последних кругах. [3] Это означало, что Хэмилтон опустился с первой на третью позицию, отдав победу Массе. [4] Хотя McLaren подала апелляцию на это решение, результат будет рассмотрен только 23 сентября. [5] Размышляя о противоречии, Норберт Хауг , вице-президент Mercedes-Benz Motorsport , сказал:
Наше разочарование было большим, когда стюарды отобрали победу у него [Хэмилтона] и команды. Однако мы бойцы. Если бы нам нужна была лучшая мотивация на последние пять гонок сезона, она у нас есть сейчас. Когда мы поехали в аэропорт в прошлое воскресенье вечером, Льюис сказал мне: желательно, чтобы мы сейчас хотели выиграть все оставшиеся гонки, не так ли? Я не возражаю. [6]
После залитого дождём Гран-при Бельгии Масса выразил надежду, что Гран-при Италии пройдёт на сухой трассе, сказав: «Было бы хорошо, если бы здесь не было дождя и не было бы возможности провести стабильную гонку». [7] Тесный характер чемпионата означал, что домашняя гонка Ferrari могла стать поворотным моментом в сезоне. [8] Тесты на трассе Монцы в начале сентября показали, что разрыв в производительности между McLaren и Ferrari сократился. [8] Несмотря на это, в Ferrari надеялись, что их скорость на прямых будет лучше подходить для длинных прямых в Монце. [8] 12 сентября Ferrari подтвердила, что Райкконен продолжит выступать за команду как минимум до 2010 года, положив конец слухам в СМИ о том, что он может уйти в отставку. [9] [10]
Упражняться
[ редактировать ]Перед гонкой были проведены три тренировки: первая — в пятницу утром, вторая — в пятницу днем. Оба сеанса длились 90 минут. Третье занятие состоялось в субботу утром и длилось час. [11] На все три сессии повлиял дождь, и только вторая дала командам шанс использовать шины для сухой погоды . [12] [13] [14] Адриан Сутил был самым быстрым со временем 1:32,842 в первой сессии, что более чем на полсекунды быстрее, чем следующие по скорости гонщики Рубенс Баррикелло и Джанкарло Физикелла . Тимо Глок был следующим по скорости, отставая от Сутиля почти на четыре секунды. Условия были настолько плохими, что шесть гонщиков, включая обоих McLaren, не смогли установить время. [12] Сессия была остановлена на четыре минуты раньше, хотя к тому времени ни одна машина не выехала на трассу как минимум десять минут. [12] След высох во второй сессии; Райкконен лучше всех адаптировался к изменившимся условиям, показав время круга 1:23,861, что значительно быстрее, чем его утреннее время. [13] Кубица был следующим по скорости, а его товарищ по команде BMW Хайдфельд занял третье место. Хэмилтон, Нико Росберг и Масса замыкают шестерку лучших. [13] Глок был самым быстрым в заключительной сессии со временем 1:35.464, за ним следовали Себастьян Феттель , Росберг, Ярно Трулли , Казуки Накадзима и Хайдфельд. Хэмилтон проехал всего восемь кругов и финишировал последним, отстав от Глока почти на 11 секунд. [14]
Квалификационный
[ редактировать ]Квалификационная сессия в субботу днем была разделена на три части. Первая часть длилась 20 минут и исключила из квалификации машины, закончившие сессию 16-м или ниже. Вторая часть квалификации длилась 15 минут и исключала автомобили, занявшие места с 11 по 15. Финальная часть квалификации определила позиции с первой по десятую и определила поул-позицию . Автомобили, участвовавшие в последней сессии квалификации, не имели права дозаправляться перед гонкой, и поэтому имели больше топлива, чем в предыдущих сессиях. [11]
Это было совместное решение выехать на сырых шинах в начале [второй сессии] — частично мое, частично моих инженеров. В тот момент мы подумали, что это правильный путь, потому что трасса становилась суше, но уровень сцепления был плохим, поэтому я пришел и переключился на крайности... Это первый раз, когда это случилось со мной в Формуле 1, поэтому я не могу жаловаться.
Льюис Хэмилтон , выступление после квалификации. [15]
Феттель стал самым молодым гонщиком в истории Формулы-1, завоевавшим поул-позицию со временем 1:37,555 в очень влажных условиях. [16] [17] К нему в первом ряду присоединился Ковалайнен. Марк Уэббер квалифицировался третьим после того, как на последнем круге Себастьен Бурдэ оказался на четвертой позиции. Масса занял шестую позицию после Росберга. Трулли, Фернандо Алонсо , Глок и Хайдфельд замыкают первую десятку. [17] Кубица квалифицировался 11-м, обвинив в своем положении поздний дождь во второй квалификационной сессии. [18] Физикелла квалифицировался 12-м, обеспечив Force India лучшую позицию на стартовой решетке в сезоне. [19] И Райкконен, и Хэмилтон обвинили поздний выход во вторую сессию из-за плохих результатов в квалификации, из-за чего они вылетели на 14-й и 15-й позициях соответственно. [18] Первоначально Хэмилтон ездил на стандартных шинах для влажной погоды , но к тому времени, когда он перешел на шины для экстремальной влажной погоды, дождь усилился. [20] Это был единственный результат McLaren за пределами первой десятки в квалификации за весь сезон. [19] и впервые в карьере Хэмилтона ему не удалось пройти в финальную квалификационную сессию.
Квалификационная классификация
[ редактировать ]Поз. | Нет | Водитель | Конструктор | Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Сетка |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 15 | Себастьян Феттель | Торо Россо — Феррари | 1:35.464 | 1:35.837 | 1:37.555 | 1 |
2 | 23 | Хейкки Ковалайнен | Макларен - Мерседес | 1:35.214 | 1:35.843 | 1:37.631 | 2 |
3 | 10 | Марк Уэббер | Ред Булл - Рено | 1:36.001 | 1:36.306 | 1:38.117 | 3 |
4 | 14 | Себастьян Бурдэ | Торо Россо — Феррари | 1:35.543 | 1:36.175 | 1:38.445 | 4 |
5 | 7 | Нико Росберг | Уильямс - Тойота | 1:35.485 | 1:35.898 | 1:38.767 | 5 |
6 | 2 | Фелипе Масса | Феррари | 1:35.536 | 1:36.676 | 1:38.894 | 6 |
7 | 11 | Ярно Трулли | Тойота | 1:35.906 | 1:36.008 | 1:39.152 | 7 |
8 | 5 | Фернандо Алонсо | Рено | 1:36.297 | 1:36.518 | 1:39.751 | 8 |
9 | 12 | Тимо Глок | Тойота | 1:35.737 | 1:36.525 | 1:39.787 | 9 |
10 | 3 | Ник Хайдфельд | БМВ Чистый | 1:35.709 | 1:36.626 | 1:39.906 | 10 |
11 | 4 | Роберт Кубица | БМВ Чистый | 1:35.553 | 1:36.697 | 11 | |
12 | 21 | Джанкарло Физикелла | Форс Индия — Феррари | 1:36.280 | 1:36.698 | 12 | |
13 | 9 | Дэвид Култхард | Ред Булл - Рено | 1:36.485 | 1:37.284 | 13 | |
14 | 1 | Кими Райкконен | Феррари | 1:35.965 | 1:37.522 | 14 | |
15 | 22 | Льюис Хэмилтон | Макларен - Мерседес | 1:35.394 | 1:39.265 | 15 | |
16 | 17 | Рубенс Баррикелло | Хонда | 1:36.510 | 16 | ||
17 | 6 | Нельсон Пике мл. | Рено | 1:36.630 | 17 | ||
18 | 8 | Казуки Накадзима | Уильямс - Тойота | 1:36.653 | ПЛ | ||
19 | 16 | Дженсон Баттон | Хонда | 1:37.006 | ПЛ | ||
20 | 20 | Адриан Сутил | Форс Индия — Феррари | 1:37.417 | 20 | ||
Источник: [17] |
Раса
[ редактировать ]Сильный дождь перед гонкой сделал трассу очень скользкой, и в течение дня ожидается еще больший дождь. [21] Температура воздуха на трассе составляла 14 °C (57 °F). [22] Дженсон Баттон и Кадзуки Накадзима начали гонку с пит-лейна, их команды решили внести коррективы в квалификацию в настройки своих машин. [23] [24] На всех автомобилях использовались шины, предназначенные для экстремальной влажной погоды. Гонка началась в 14:00 по местному времени ( UTC+1 ) из-за дождя за машиной безопасности , а это означает, что старт будет с перекатом . [22] Автомобиль Бурдэ заглох на стартовой решетке и был отброшен обратно в боксы. К тому времени, когда его команда перезапустила машину, он был на последней позиции и отставал на один круг. [25]
Автомобиль безопасности выехал на пит-лейн в конце второго круга. Феттель сохранил лидерство в первом повороте, за ним следовали Ковалайнен, Уэббер, Росберг и Масса. Кубица обогнал Хайдфельда на первой шикане; [26] Позже на круге Глок обогнал Алонсо. [27] Феттель сразу же открыл преимущество над Ковалайненом на две секунды; У водителя McLaren возникли проблемы с видимостью из-за брызг с задней части Toro Rosso. [27] [28] Алонсо вернул себе седьмое место после Глока, когда обогнал его на первой шикане на четвертом круге, когда трасса начала высыхать. Райкконен и Хэмилтон на одном круге обогнали Култхарда и заняли 12-е и 13-е места соответственно. [22] На следующем круге Хэмилтон попытался обогнать Райкконена на третьем повороте, но промахнулся, перерезав шикану. Опередив Ferrari, он отдал место, вернув преимущество и избежав пенальти. [22] Глок развернулся на седьмом круге, уступив одно место Кубице. [27] [29]
Феттель продолжал опережать Ковалайнена; к восьмому кругу оно составляло 6,3 секунды. [27] И Райкконен, и Хэмилтон обогнали Физикеллу в отдельных маневрах в течение следующих двух кругов. Хэмилтон занял 11-е место после Райкконена на 11-м круге, обогнав Ferrari на четвертом повороте. [22] [27] Два круга спустя Физикелла столкнулся с Култхардом. В результате контакта переднее крыло Force India оторвалось и застряло под машиной. В результате Физикелла потерял управление на девятом повороте, врезался в гравийную ловушку и сошел с дистанции. [27] [30] Масса обогнал Росберга и занял четвертое место на том же круге, начав напряженную борьбу, в которой оба гонщика неоднократно менялись позициями в течение следующих трех кругов. Масса в итоге закрепил четвертую позицию на 15-м круге. [22] [29] Хэмилтон обогнал Хайдфельда, Глока, Кубицу и Алонсо в отдельных маневрах и к 19-му кругу занял седьмое место.
Феттель покинул пит-стоп на 18-м круге. Ковалайнен, Уэббер и Масса вышли на пит-стоп четырьмя кругами позже. [31] Небольшой дождь начался на 26-м круге, но длился всего пять минут. [22] Глок, Трулли, Райкконен и Хэмилтон завершили свои первые пит-стопы на следующих кругах. [31] Култхард был первым гонщиком, опробовавшим промежуточные шины для влажной погоды, когда он выезжал на пит-стоп на 28-м круге. [31] Он потерял сцепление с дорогой на мокрой дороге и проехал прямо через первую шикану. [22] Вскоре после этого Алонсо, Хайдфельд, Кубица и Пике сделали единственные пит-стопы в гонке, перейдя на промежуточные шины. [22] К 36-му кругу большая часть участников ехала на промежуточных шинах. [22] На восьмом повороте Уэббера на 35-м круге обогнал Масса. Австралиец развернулся после поворота, но сумел сохранить седьмую позицию. [27] Однако кругом позже Хэмилтон обогнал Уэббера на третьем повороте и опустил пилота Red Bull на восьмое место. [22]
Хэмилтон начал ехать быстрее всех, показав 1:32,869 на 38-м круге, что более чем на секунду быстрее, чем Феттель, занявший первое место. [27] На 45-м круге три гонщика подряд установили новые самые быстрые круги ; Кубица с результатом 1:32,366 уступил Уэбберу с результатом 1:32,014 секунды. Затем их заменил Райкконен, установивший результат 1:31,691. [27] На 49-м круге Уэббер попытался обогнать Хэмилтона на первой шикане, но обе машины задели колеса. [22] Уэббер был вынужден спуститься по дороге к отступлению, и когда он появился перед Хэмилтоном, он вернулся на позицию. [27] Райкконен продолжал двигаться по полю; он обогнал Култхарда и Пике в отдельных маневрах и занял девятую позицию. [27] Накадзима попытался обогнать Култхарда на девятом повороте, но сумел лишь развернуться на Red Bull RB4 , отправив его в гравийную ловушку. [32] [33] Култхард потребовал новое переднее антикрыло, в результате чего он опустился на 17-е место. [27] Феттель пересек финишную черту на 53-м круге, опередив Ковалайнена на 12,5 секунды, став самым молодым гонщиком в истории Формулы-1, выигравшим Гран-при. [34] [35] Стратегия «единой остановки», которую использовали Кубица и Алонсо, оправдала себя, поскольку они финишировали третьими и четвертыми соответственно. [34] Хайдфельд, Масса, Хэмилтон и Уэббер замыкают восьмерку лучших. [34] Райкконен финишировал девятым, установив лучшее время круга - 1:28,047 на последнем круге. [34]
После гонки
[ редактировать ]Фантастическая гонка, фантастический уик-энд с поулом и фантастическая стратегия сегодня днем. Что касается церемонии подиума, это было невероятно, и это лучший день в моей жизни. Я никогда не забуду эти чувства. Это так невероятно. Это лучше, чем я когда-либо ожидал... Прекрасные выходные.
Себастьян Феттель , выступая после гонки. [25]
Трое лучших финишеров появились на подиуме и на последующей пресс-конференции . Феттель выразил признательность за поддержку своей команды, заявив, что настройка машины идеально соответствует ходу развития гонки. [36] Другие гонщики поздравили Феттеля; Хэмилтон сказал, что «при всем этом давлении легче совершать ошибки, а он, очевидно, этого не делал, поэтому поздравляю его. Он хорошо поработал». [37] Гран-при также ознаменовал первую победу Toro Rosso, первой итальянской команды, не принадлежащей Ferrari, с 1957 года. [36] [37] Руководитель команды Ferrari Стефано Доменикали отдал дань уважения команде, которая использует двигатели Ferrari, сказав: «Они этого заслуживают, они близки нам, и мы рады работать с ними, потому что мы отдаем им наш двигатель». [37]
Ковалайнен выразил разочарование тем, что финишировал вторым, сказав:
Победить сегодня явно невозможно. Себастьян и Toro Rosso весь уик-энд были сильны. Раньше у меня были небольшие проблемы в гонке, на первых двух отрезках, особенно с очень мокрой шиной, а также с некоторыми проблемами с прогревом тормозов, так что я просто изо всех сил пытался найти больше времени и пытался идти дальше. Быстрее. Мы продолжали настаивать, и к концу ситуация стала немного лучше, но я думаю, что это был максимум, который мы могли сделать сегодня. Мы набрали несколько хороших очков и можем с нетерпением ждать следующего Гран При. [36]
Хэмилтон остался доволен своим выступлением в гонке, заявив, что «сегодня все было посвящено борьбе с повреждениями: я финишировал с несколькими очками и сохранил лидерство в чемпионате мира среди пилотов». [28] Масса сказал, что надеялся добиться большего, но добавил: «Мне удалось отыграть очко у своего ближайшего соперника, так что это абсолютно не отрицательный результат». [38] Масса набрал три очка в гонке по сравнению с двумя у Хэмилтона и сократил разрыв в чемпионате пилотов до одного очка за четыре оставшиеся гонки. [2] Второе место Ковалайнена сократило разрыв в Кубке конструкторов между Ferrari и McLaren с двенадцати до пяти очков. [2]
Кубица, занявший третье место, сказал, что его стратегия позволила ему извлечь выгоду из меняющихся условий трассы, поскольку его единственная остановка казалась лучшим временем для перехода на промежуточные шины. [36] Польский гонщик рассказал, что гонки в Италии были для него особенными, поскольку он прожил в этой стране пять лет: "Именно поэтому мы разделили шлем на две части. Одна была итальянского цвета, другая - польского цвета". [36] Алонсо, который использовал аналогичную стратегию, сказал: «Сегодняшний результат очень хорош, потому что Монца должна была стать той гонкой, которую мы ждали меньше всего». [39] Неспособность Toyota набрать очки в гонке означала, что они разделили с Renault 41 очко. [2]
Классификация рас
[ редактировать ]Поз. | Нет | Водитель | Конструктор | Круги | Время/Пенсионер | Сетка | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 15 | Себастьян Феттель | Торо Россо — Феррари | 53 | 1:26:47.494 | 1 | 10 |
2 | 23 | Хейкки Ковалайнен | Макларен - Мерседес | 53 | +12.512 | 2 | 8 |
3 | 4 | Роберт Кубица | БМВ Чистый | 53 | +20.471 | 11 | 6 |
4 | 5 | Фернандо Алонсо | Рено | 53 | +23.903 | 8 | 5 |
5 | 3 | Ник Хайдфельд | БМВ Чистый | 53 | +27.748 | 10 | 4 |
6 | 2 | Фелипе Масса | Феррари | 53 | +28.816 | 6 | 3 |
7 | 22 | Льюис Хэмилтон | Макларен - Мерседес | 53 | +29.912 | 15 | 2 |
8 | 10 | Марк Уэббер | Ред Булл - Рено | 53 | +32.048 | 3 | 1 |
9 | 1 | Кими Райкконен | Феррари | 53 | +39.468 | 14 | |
10 | 6 | Нельсон Пике мл. | Рено | 53 | +54.445 | 17 | |
11 | 12 | Тимо Глок | Тойота | 53 | +58.888 | 9 | |
12 | 8 | Казуки Накадзима | Уильямс - Тойота | 53 | +1:02.015 | ПЛ | |
13 | 11 | Ярно Трулли | Тойота | 53 | +1:05.954 | 7 | |
14 | 7 | Нико Росберг | Уильямс - Тойота | 53 | +1:08.635 | 5 | |
15 | 16 | Дженсон Баттон | Хонда | 53 | +1:13.370 | ПЛ | |
16 | 9 | Дэвид Култхард | Ред Булл - Рено | 52 | +1 круг | 13 | |
17 | 17 | Рубенс Баррикелло | Хонда | 52 | +1 круг | 16 | |
18 | 14 | Себастьян Бурдэ | Торо Россо — Феррари | 52 | +1 круг | ПЛ | |
19 | 20 | Адриан Сутил | Форс Индия — Феррари | 51 | +2 круга | 20 | |
Верно | 21 | Джанкарло Физикелла | Форс Индия — Феррари | 11 | Несчастный случай | 12 | |
Источник: [34] |
Положение чемпионата после гонки
[ редактировать ]
|
|
- Примечание . В обе группы турнирной таблицы включены только пять лучших позиций.
- Жирный текст и звездочка обозначают участников, у которых еще был теоретический шанс стать чемпионом мира.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Италия» . Formula1.com . Архивировано из оригинала 3 апреля 2009 г. Проверено 20 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Джонс, Брюс (2009). «Итоги 2008 года». Официальный спортивный гид ITV: Гран-при 2009 года . Лондон, Англия: Carlton Books . стр. 116–117. ISBN 978-1-84732-262-3 – через Интернет-архив.
- ^ FIA, стюарды встречи (07 сентября 2008 г.). «Гран-при Бельгии 2008, Документ 49» (PDF) . Международная автомобильная федерация. Архивировано из оригинала (PDF) 11 сентября 2008 г. Проверено 25 сентября 2008 г.
- ^ Пабло Элизальде (07 сентября 2008 г.). «Хэмилтон наказан, Масса отдал победу» . autosport.com . Издательство Хеймаркет . Проверено 29 ноября 2008 г.
- ^ «Слушания в понедельник, 22 сентября 2008 г., в Париже» (PDF) . Международная автомобильная федерация. 22 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала (PDF) 10 октября 2008 г. Проверено 24 октября 2008 г.
- ^ «Предварительный обзор Италии: McLaren» . autosport.com . Издательство Хеймаркет. 11 сентября 2008 г. Проверено 29 ноября 2008 г.
- ^ «Пресс-конференция в четверг – Италия» . autosport.com . Издательство Хеймаркет. 11 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 15 октября 2008 года . Проверено 29 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с «Превью гонки в Монце» . ITV-F1.com . ООО «ИТВ». 10 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 13 октября 2008 года . Проверено 29 ноября 2008 г.
- ^ Эндрю Бенсон (12 сентября 2008 г.). «Феррари сохранит Райкконена до 2010 года» . Би-би-си Спорт . Британская радиовещательная корпорация. Архивировано из оригинала 7 января 2009 года . Проверено 2 декабря 2008 г.
- ^ «Феррари утвердила контракт с Райкконеном до конца 2010 года» . Формула1.com. 12 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 13 сентября 2008 г. Проверено 27 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Спортивный регламент Формулы-1 2008 года» (PDF) . Международная автомобильная федерация. 19 мая 2008 г. Проверено 14 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Мэтт Бир (12 сентября 2008 г.). «Сутил был самым быстрым на первой тренировке на очень мокрой дороге» . autosport.com . Издательство Хеймаркет. Архивировано из оригинала 9 октября 2008 года . Проверено 19 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Мэтт Бир (12 сентября 2008 г.). «Райкконен быстрее всех во второй тренировке» . autosport.com . Издательство Хеймаркет. Архивировано из оригинала 12 октября 2008 года . Проверено 19 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Марк Гленденнинг (13 сентября 2008 г.). «Глок быстрее всех на заключительной тренировке – Италия» . autosport.com . Издательство Хеймаркет . Проверено 19 ноября 2008 г.
- ^ «Цитаты субботы в Италии: McLaren» . autosport.com . Издательство Хеймаркет. 13 сентября 2008 г. Проверено 19 ноября 2008 г.
- ^ «Рекордный Феттель вывел Toro Rosso на поул в Монце» . Formula1.com . Руководство Формулы-1. 13 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 7 октября 2012 г. Проверено 28 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «Квалификационные результаты» . Formula1.com . Руководство Формулы-1. 13 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 16 декабря 2008 г. Проверено 19 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Квалификация — котировки избранных пилотов» . Formula1.com . Руководство Формулы-1. 13 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 13 октября 2012 г. Проверено 28 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Короли квалификации 2008 года — субботние победители и проигравшие» . Formula1.com . Руководство Формулы-1. 12 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 6 декабря 2008 г. Проверено 19 ноября 2008 г.
- ^ «Претендентам на титул не удалось выдержать штормы в Монце» . Formula1.com . Руководство Формулы-1. 13 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 7 октября 2012 г. Проверено 28 декабря 2015 г.
- ^ «Обзор погоды в воскресенье: будет дождь, но когда?» . Formula1.com . Руководство Формулы-1. 14 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 11 декабря 2008 г. Проверено 20 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Джефф Крейтон и Эмлин Хьюз (14 сентября 2008 г.). «Как это было: гоночный день в Монце» . autosport.com . Издательство Хеймаркет . Проверено 20 ноября 2008 г.
- ^ «Италийские воскресные цитаты: Honda» . autosport.com . Издательство Хеймаркет. 14 сентября 2008 г. Проверено 20 ноября 2008 г.
- ^ «Италия воскресные цитаты: Уильямс» . autosport.com . Издательство Хеймаркет. 14 сентября 2008 г. Проверено 20 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Италия воскресные цитаты: Toro Rosso» . autosport.com . Издательство Хеймаркет. 14 сентября 2008 г. Проверено 26 ноября 2008 г.
- ^ «Италия воскресные цитаты: BMW» . autosport.com . Издательство Хеймаркет. 14 сентября 2008 г. Проверено 26 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Гран-при Италии – воскресенье – инциденты на гонках» . GrandPrix.com . Внутри F1, Inc. 14 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 2 декабря 2008 года . Проверено 2 декабря 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Италия воскресные цитаты: McLaren» . autosport.com . Издательство Хеймаркет. 14 сентября 2008 г. Проверено 26 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Диаграмма кругов» . Международная автомобильная федерация. 14 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 16 ноября 2008 года . Проверено 26 ноября 2008 г.
- ^ «Воскресные цитаты Италии: Форс Индия» . autosport.com . Издательство Хеймаркет. 14 сентября 2008 г. Проверено 26 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с «Краткий обзор пит-стопов Италии» . Formula1.com . Руководство Формулы-1. 14 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 2 января 2009 г. Проверено 26 ноября 2008 г.
- ^ «Италия воскресные цитаты: Red Bull» . autosport.com . Издательство Хеймаркет. 14 сентября 2008 г. Проверено 26 ноября 2008 г.
- ^ «Анализ гонок в Италии: Феттель сияет по мере того, как борьба за титул усиливается» . Formula1.com . Руководство Формулы-1. 15 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 8 декабря 2008 г. Проверено 26 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Итоги Италии» . Formula1.com . Руководство Формулы-1. 14 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 31 декабря 2008 г. Проверено 26 ноября 2008 г.
- ^ «Феттель одерживает историческую победу на Гран-при Италии » Formula1.com . Руководство Формулы-1. 14 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 8 декабря 2008 г. Проверено 27 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Гран-при Италии – воскресенье – пресс-конференция» . GrandPrix.com . Внутри F1, Inc. 14 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 2 декабря 2008 года . Проверено 2 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Джонатан Ноубл (15 сентября 2008 г.). «Лучшие команды хвалят Феттеля, Toro Rosso» . autosport.com . Издательство Хеймаркет. Архивировано из оригинала 9 декабря 2008 года . Проверено 27 ноября 2008 г.
- ^ «Италия воскресные цитаты: Феррари» . autosport.com . Издательство Хеймаркет. 14 сентября 2008 г. Проверено 27 ноября 2008 г.
- ^ «Италия воскресные цитаты: Renault» . autosport.com . Издательство Хеймаркет. 14 сентября 2008 г. Проверено 27 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Италия 2008 - Чемпионат • СТАТС F1» . www.statsf1.com . Проверено 18 марта 2019 г.