Гран-при США 2001 года.
Гран-при США 2001 года. | |||||
---|---|---|---|---|---|
Гонка 16 из 17 на чемпионате мира Формулы-1 2001 года.
| |||||
![]() | |||||
Подробности гонки [1] | |||||
Дата | 30 сентября 2001 г. | ||||
Официальное название | 2001 г. SAP Гран-при США | ||||
Расположение | Автодром Индианаполиса Спидвей, Индиана [2] | ||||
Курс | Постоянный гоночный комплекс | ||||
Продолжительность курса | 4,192 км (2,605 миль) | ||||
Расстояние | 73 круга, 306,016 км (190,149 миль) | ||||
Погода | Солнечно, прохладно, Воздух: 19–22 °C (66–72 °F); Трек 27–28 ° C (81–82 ° F) | ||||
посещаемость | 175,000–200,000 | ||||
Поул-позиция | |||||
Водитель | Феррари | ||||
Время | 1:11.708 | ||||
Самый быстрый круг | |||||
Водитель | ![]() | Уильямс - БМВ | |||
Время | 1:14.448 — 35-й круг. | ||||
Подиум | |||||
Первый | Макларен - Мерседес | ||||
Второй | Феррари | ||||
Третий | Макларен - Мерседес | ||||
Лидеры круга |
( Гран-при США 2001 года формально Гран-при США SAP 2001 года ) [3] — автогонка Формулы-1, проходившая 30 сентября 2001 года на автодроме Индианаполис в Спидвее, штат Индиана . Это был 16-й и предпоследний этап чемпионата мира Формулы-1 2001 года и второй Гран-при США, проходивший в Индианаполисе. Это было первое международное спортивное мероприятие, проходившее в США после терактов 11 сентября , произошедших за 19 дней до Гран-при. McLaren из Мика Хаккинен выиграл гонку на 73 круга, стартовав четвертым. Ferrari из Михаэль Шумахер финишировал вторым, а товарищ Хаккинена по команде Дэвид Култхард стал третьим.
Михаэль Шумахер занял поул-позицию , установив самый быстрый квалификационный круг, а Хаккинен стал вторым. Однако лучшее время Хаккинена было отменено стюардами после того, как он был оштрафован за нарушение правил пит-лейна во время разминки и опустился на четвертое место из-за своего второго лучшего результата на квалификационном круге. Михаэль Шумахер лидировал первые четыре круга, прежде чем уступить лидерство товарищу по команде Рубенсу Баррикелло . Перед своим первым из двух пит-стопов на 27-м круге Баррикелло значительно опередил своего товарища по команде. Хаккинен использовал низкий расход топлива своего двигателя, чтобы вырваться вперед и удерживать его до своего единственного пит-стопа на 46-м круге, когда он опустился на второе место. Баррикелло вернул лидерство на четыре круга, а Хаккинен лидировал до конца гонки и одержал свою вторую победу в сезоне и 20-ю (и последнюю) в своей карьере после того, как Баррикелло был вынужден сойти с дистанции за два круга до финиша из-за отказа двигателя. .
Конечный результат означал, что Михаэль Шумахер побил небывалый рекорд по количеству очков, набранных за сезон, который он разделил с Найджелом Мэнселлом . Култхард увеличил отрыв от Баррикелло в чемпионате мира среди водителей на четыре очка в борьбе за второе место. Выступление McLaren в Индианаполисе позволило команде занять второе место в Кубке конструкторов мира от Williams за один раунд до конца сезона.
Фон
[ редактировать ]
2001 года Гран-при США — предпоследний этап чемпионата мира Формулы-1 2001 года , проходивший 30 сентября 2001 года на Indianapolis Motor Speedway трассе (IMS) протяженностью 4,192 км (2,605 миль) в Спидвее, штат Индиана . [2] Это был второй Гран-при США, проходивший в Индианаполисе, который ранее принимал Индианаполис 500 в рамках чемпионата мира Формулы-1 с 1950 по 1960 год . [4] Porsche Supercup и Ferrari Challenge прошли гонки поддержки . В выходные дни [5] Bridgestone из мягкого и жесткого состава шины привезла на Гран-при , а Michelin поставила шины Prime и Option. [6]
Перед гонкой и чемпионат мира среди пилотов , и чемпионат мира среди конструкторов уже были выиграны Ferrari : гонщик Михаэль Шумахер обеспечил себе титул чемпиона мира среди пилотов тремя этапами ранее на Гран-при Венгрии , а Ferrari одновременно выиграла чемпионат мира среди конструкторов. Гонка, в которой McLaren отстает слишком много очков , чтобы их догнать. [7]
После Гран-при Италии 16 сентября команды Arrows , Benetton , British American Racing (BAR), Jordan , Jaguar и McLaren в течение трех дней тестировали на трассе Сильверстоун в Англии, чтобы подготовиться к Гран-при США. [8] Влажная погода повлияла на все три дня, и командам удалось пробежаться по сухой трассе только в последний день. из Jordan Жан Алези лидировал в первый день тестов, а тест-пилот McLaren Александр Вурц лидировал в оставшиеся два дня. [9] [10] [11] Команда Williams тестировала шины, шасси и двигатель Michelin на трассе Эшторил вместе с постоянным гонщиком Ральфом Шумахером , тест-пилотом Марком Жене и Формулы 3000 гонщиками Антонио Пиццониа и Рикардо Сперафико . [12] Sauber разрабатывал автомобиль C20 для американской гонки в течение четырех дней на трассе Муджелло в Италии, сначала с Формулы 3000 итальянским гонщиком Фелипе Масса , а затем с постоянным гонщиком Ником Хайдфельдом . [8] [13] Пилот-испытатель Ferrari Лука Бадоер провел пять дней на трассе Фиорано в Италии, оценивая электронные системы F2001 , карты двигателя, оценки шин и компоненты автомобиля F2002 . [8] [14] [15]

Теракты 11 сентября произошли за 19 дней до гонки, из-за чего несколько команд не решались отправлять рабочих в Индианаполис из-за проблем с безопасностью на трассе. [16] Некоторые гонщики и руководители команд публично поставили под сомнение жизнеспособность гонки из-за опасений по поводу поведения и личной безопасности, но другие считали, что ее необходимо провести, чтобы продемонстрировать поддержку Соединенных Штатов. [17] [18] Гонка прошла по плану, с дополнительными мерами безопасности, принятыми местными, государственными и федеральными правоохранительными органами для защиты зрителей и участвующих команд. [19] [20] Это было первое крупное международное спортивное мероприятие в США после терактов. [21] По словам президента IMS Тони Джорджа , он никогда не рассматривал возможность отмены гонки после разговора с президентом Международной автомобильной федерации (FIA; руководящий орган Формулы-1) Максом Мосли и обладателем коммерческих прав Формулы-1 Берни Экклстоуном . [17] [22] Несколько участников выразили почтение жертвам терактов 11 сентября, разместив американские флаги на своих гоночных шлемах и автомобилях. [23] [24] [25] Ассоциация гонщиков Гран-при пожертвовала личные гоночные вещи для сбора средств для пострадавших. [26]
Одиннадцать конструкторов представили на мероприятие по два гонщика; [27] Шесть из заявленных гонщиков раньше не ездили по трассе Индианаполиса, а двое уже были победителями Индианаполиса 500. [18] [28] Михаэль Шумахер и гонщик Williams Хуан Пабло Монтойя были общими фаворитами британских букмекеров на победу в гонке. [29] Врач FIA Гэри Хартштейн приказал Лучано Бурти отдохнуть как минимум до конца декабря 2001 года, и в последних двух гонках сезона его заменил чешский гонщик Томаш Энге . [30] У Minardi возникли проблемы с подготовкой, поскольку половина ее персонала не имела виз . [31] Позже проблема была решена, и команда отправилась в Индианаполис. [20] Из-за терактов Михаэль Шумахер получил возможность отказаться от участия в Гран-при благодаря Ferrari, у которой был Бадоер в резерве, чтобы заменить его в случае необходимости. В конце концов он отправился на гонку. [32] [33] Ральф Шумахер, его брат, также участвовал в соревнованиях, несмотря на то, что назвал планы Формулы-1 провести гонку «плохой шуткой». [34]
Некоторые команды модифицировали свои машины для гонки, при этом большинство из них сосредоточилось на адаптации их к трассе Индианаполиса. [35] [36] : 564–565 Феррари и Уильямс привнесли технические инновации, которые намеревались использовать в сезоне 2002 года . Ferrari представила переработанное рулевое колесо с четырьмя дополнительными кнопками, две из которых предназначались для регулировки системы контроля тяги . Команда также установила новый экстракторный профиль и заднее антикрыло, подобное тому, которое использовалось на Гран-при Канады . Williams установила новые выхлопные системы двигателя, аналогичные тем, что производит Ferrari. Водителям также были предоставлены два шасси, но без нового кузова, поскольку некоторые громоздкие радиаторы было трудно установить. [35] Джордан установил новые тормозные каналы в стиле Ferrari на свой EJ11 автомобиль титановые коробки передач . для квалификации, а Minardi поставила своим гонщикам [36] : 564–565
Упражняться
[ редактировать ]Перед гонкой в воскресенье было две одночасовые сессии в пятницу и две 45-минутные сессии в субботу утром. [37] : 220–221 Две пятничные тренировки прошли в прохладную пасмурную погоду. [38] с меньшим количеством зрителей на трибунах из-за терактов 11 сентября. [39] Трасса была относительно грязной, поэтому большая часть первой тренировки была потрачена на ее чистку и укладку резины. [40] Из-за отсутствия сцепления с пыльной поверхностью несколько водителей потеряли контроль над своими машинами, но никто не разбился. [40] [41] Михаэль Шумахер установил лучший круг - 1:14.085 в конце сессии. [42] За ним следовали Дэвид Култхард из McLaren , Рубенс Баррикелло (Ferrari), Джанкарло Физикелла из Sauber из Benetton, Кими Райкконен и его товарищ по команде Хайдфельд, а также Ярно Трулли из Benetton из Jordan, Дженсон Баттон из Arrows и Йос Ферстаппен . [41] Мики Хаккинена McLaren стоял на домкратах из-за неисправности пневматического клапанного механизма, из-за чего механикам потребовалось заменить двигатель в течение 45 минут, чтобы решить проблему; [36] : 147 [38] это ограничило его четырьмя кругами, и он стал 14-м по скорости. [40] [41]
Пилоты продолжали корректировать свои настройки на трассе во время второй тренировки. [43] Хаккинен установил лучшее время дня - 1:13:387, за двенадцать минут до конца. [42] [44] из Jaguar Михаэль Шумахер, Баррикелло, Култхард, Эдди Ирвин , Хайдфельд, Проста из Хайнц-Харальд Френтцен , товарищ по команде Ирвина Педро де ла Роса и дуэт Williams Ральфа Шумахера и Монтойи занимали позиции со второй по десятую. [45] Сеанс Физикеллы был прерван через пять минут после того, как его машина Benetton вылетела на гравий на четвертом повороте. [42] [45] Энге развернулся на 180 градусов на выходе из восьмого поворота из-за избыточной поворачиваемости . [38] [42] Как только Энге смог повернуть свою машину в правильном направлении, два «Ягуара» едва не задели заднюю часть его машины, из-за чего он заглох и потребовалась помощь маршалов . [46] [47] Из-за неисправности электрооборудования Ферстаппен остановил свою машину у въезда на пит-лейн за две минуты до конца. [36] : 355 [43]
Во время субботних тренировок, которые проходили в сухую и солнечную погоду, [48] Ferrari была единственной командой, которая тестировала задние стоп-сигналы , хотя никаких конкретных выводов по их использованию сделано не было. [26] [36] : 564–565 [49] Михаэль Шумахер показал лучший круг - 1:12,078 на третьей тренировке. [50] Его брат Ральф Шумахер, Баррикелло, Хаккинен, Култхард, Баттон, Хайдфельд, Физикелла и Трулли следовали за ним на позициях со второй по десятую. [51] Монтойя потерял контроль над задней частью своей машины во время торможения из-за избыточной поворачиваемости и на шестом повороте развернулся на 180 градусов, хотя продолжил движение без повреждений. Трулли развернулся между девятым и десятым поворотами, прежде чем Бернольди развернулся назад на выездную дорогу восьмого поворота и заглушил двигатель. [50] [51] [52]
Из-за отказа масляного насоса , вызванного потерей давления масла , Михаэль Шумахер бросил свой Ferrari на траве возле выезда с пит-лейна во время последней тренировки. Для квалификации это потребовало замены двигателя, но в целом он остался самым быстрым. [50] [53] Хаккинен оказался быстрее и переместился на второе место. Хайдфельд, Ральф Шумахер, Баррикелло, Монтойя, Физикелла, Култхард, Баттон и Райкконен замыкают первую десятку. [48] [54] Хаккинен залетел в гравийную ловушку между третьим и четвертым поворотами, прежде чем вернуться на трассу, а Алекс Юн дважды развернулся на своем Minardi в середине гонки, но продолжил гонку, не заглохнув. [54] [55]
Квалификационный
[ редактировать ]
Во время субботней часовой квалификации каждый гонщик имел право проехать двенадцать кругов, причем стартовые позиции определялись по результатам самых быстрых кругов. гонку . Во время этой сессии действовало правило 107%, обязывающее каждого гонщика оставаться в пределах 107% от самого быстрого времени круга, чтобы пройти квалификацию на [37] : 220–221 Сеанс проходил в ясную погоду. [56] Михаэля Шумахера не трогали более медленные машины. [57] обеспечив себе десятую поул-позицию в сезоне и 42-ю в карьере со временем 1:11,708, установленным на третьем быстром круге за девять минут до конца. [36] : 121 [50] Он больше не ездил, сказав Феррари, что исчерпал возможности своей машины. [58] к нему временно присоединился В первом ряду стартовой решетки Хаккинен, который боролся с Шумахером за поул, пока последний не установил круг, решающий поул. [59] Хаккинен не пытался проехать круг быстрее после того, как установил свое лучшее время, поскольку знал, что не сможет ехать быстрее. [53] Ральф Шумахер занял третье место после того, как ошибка торможения в четвертом повороте помешала ему идти быстрее. Его товарищ по команде Монтойя, занявший четвертое место, имел проблемы с управлением, машины были медленнее на третьем заезде, а на последнем заезде он допустил ошибку водителя. [58] [60] Баррикелло был пятым после того, как не смог обойти товарища по команде Михаэля Шумахера во втором заезде, когда он столкнулся с Трулли. [53] [60] Хайдфельд повторил свой лучший результат в квалификации в сезоне, заняв шестое место. Он чувствовал, что мог бы ехать быстрее, если бы ему не пришлось терять две десятых секунды из-за раннего торможения на своем самом быстром круге из-за аварии с участием Энге. [53] [61] У Култхарда, занявшего седьмое место, была установка автомобиля, которая не смогла устранить избыточную поворачиваемость при небольшой заправке топлива. [53] [60] Товарищи по команде Джордана Алези (в его 200-м старте на Гран-при) и Трулли были восьмыми и девятыми соответственно из-за плохих результатов на приусадебном участке из-за более низкой конфигурации прижимной силы для более высокой максимальной скорости на главной прямой ; [53] [18] Трулли прервал свой последний заезд из-за присутствия более медленных машин. [36] : 225 Баттон улучшил свою машину во время квалификации и занял десятое место. [36] : 277 [53] его первый старт в первой десятке сезона. [18]

Райкконен, занявший 11-е место, был самым быстрым гонщиком, не вошедшим в первую десятку квалификации, и не смог установить оптимальный баланс шасси после того, как небольшие изменения в настройках оказались неэффективными и возникли проблемы с управляемостью. [36] : 199 [53] Физикелла финишировал 12-м после того, как столкнулся с желтыми флагами из -за крушения Энге, что вынудило его сбросить скорость во время последнего забега. На главной прямой у него оторвалась часть крышки двигателя. [36] : 277 [60] из BAR Оливье Панису не хватило сцепления, и он стартовал с 13-го места. [53] Ирвин, 14-й, почувствовал недостаточную поворачиваемость и значительную вибрацию передней части после корректировки настроек во время своего четвертого заезда, в котором он потерял время на крене. [36] : 303 [53] Френтцен, занявший 15-е место, сообщил, что его команда скорректировала баланс его машины. [53] Де Ла Роса был 16-м после того, как на последнем заезде столкнулся с пробкой и не смог нагреть шины. [53] [60] из Minardi Фернандо Алонсо занял 17-е место в своей последней попытке после того, как во время третьего заезда заподозрил проблему с двигателем в его гоночном шасси и переключился на запасную машину команды со старой коробкой передач. [36] : 381 [53] [60] Товарищ Паниса по команде Жак Вильнев, занявший 18-е место, управлял автомобилем, которому не хватало сцепления с дорогой из-за неправильной настройки шасси, и попробовал запасной автомобиль BAR. [36] : 251 Дуэт «Эрроуз» Энрике Бернольди и Ферстаппена квалифицировался на 19-м и 20-м местах; В двигателе Бернольди возникли хронические пропуски зажигания, и он въехал в гараж, чтобы переключиться на запасную машину команды до конца сессии. Ферстаппен допустил незначительную ошибку в своем первом заезде, и Монтойя задержал его на третьем повороте в своем последнем заезде. [36] : 355 [60] У Энге, 21-го места, на последнем быстром круге отказал правый передний тормоз, и он столкнулся лоб с шинным барьером восьмого левого поворота в конце задней прямой. Он не пострадал, а его машину отремонтировали к разминке. [36] : 329 [53] [57] Юн финишировал на стартовой решетке 22-м, проезжая быстрее на каждом заезде, несмотря на проблемы с балансом машины. [53] [60] Улучшение шин означало, что 21 из 22 квалификационных соревнований были быстрее, чем на поул-круге 2000 года. [57]
Квалификационная классификация
[ редактировать ]Поз. | Нет. | Водитель | Конструктор | Колени | Зазор |
---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | ![]() | Феррари | 1:11.708 | — |
2 | 5 | ![]() | Уильямс - БМВ | 1:11.986 | +0.278 |
3 | 6 | ![]() | Уильямс - БМВ | 1:12.252 | +0.544 |
4 | 3 | ![]() | Макларен - Мерседес | 1:12.309 | +0.601 |
5 | 2 | ![]() | Феррари | 1:12.327 | +0.619 |
6 | 16 | ![]() | Заубер - Петронас | 1:12.434 | +0.726 |
7 | 4 | ![]() | Макларен - Мерседес | 1:12.500 | +0.792 |
8 | 11 | ![]() | Джордан - Хонда | 1:12.605 | +0.897 |
9 | 12 | ![]() | Джордан - Хонда | 1:12.607 | +0.899 |
10 | 8 | ![]() | Бенеттон - Рено | 1:12.805 | +1.097 |
11 | 17 | ![]() | Заубер - Петронас | 1:12.881 | +1.173 |
12 | 7 | ![]() | Бенеттон - Рено | 1:12.942 | +1.234 |
13 | 9 | ![]() | БАР - Хонда | 1:13.122 | +1.414 |
14 | 18 | ![]() | Ягуар - Косворт | 1:13.189 | +1.481 |
15 | 22 | ![]() | Глупый - Асер | 1:13.281 | +1.573 |
16 | 19 | ![]() | Ягуар - Косворт | 1:13.679 | +1.971 |
17 | 21 | ![]() | Минарди - Европейский | 1:13.991 | +2.283 |
18 | 10 | ![]() | БАР - Хонда | 1:14.012 | +2.304 |
19 | 15 | ![]() | Стрелы - Азиатэк | 1:14.129 | +2.421 |
20 | 14 | ![]() | Стрелы - Азиатэк | 1:14.138 | +2.430 |
21 | 23 | ![]() | Глупый - Асер | 1:14.185 | +2.477 |
22 | 20 | ![]() | Минарди - Европейский | 1:15.247 | +3.539 |
107% времени : 1:16.728 | |||||
Источники: [2] [62] |
Примечания
- ^ 1 - Самое быстрое время квалификационного круга Мики Хаккинена - 1: 11,945 - было удалено за игнорирование красного света во время разминки. Это понизило его со второго на четвертое место в таблице. [63]
Разогревать
[ редактировать ]Получасовая разминка состоялась 30 сентября в 08:30 по восточному стандартному времени ( UTC−05:00 ). [37] : 220–221 [64] Оно проходило в солнечную и яркую погоду при постепенном понижении температуры. [65] Пилоты были медленнее, чем в квалификации, из-за пониженной температуры трассы. [66] Ральф Шумахер установил лучшее общее время - 1:13,912, за ним следовали Култхард и Хаккинен из McLaren, Михаэль Шумахер и Ферстаппен. [67] Некоторые водители потеряли контроль над своими машинами во время прогрева, а Култхард повредил днище, поднимаясь на бордюр высокого пятого поворота . [66] Двигатель Монтойи вышел из строя на запасной машине Williams, установленной для него на восьмой минуте сессии, в результате чего масло и металлический мусор упали на трассу между 13-м поворотом и главной прямой. Официальные лица гонки остановили сессию на 15 минут, чтобы позволить маршалам очистить трассу. [48] [67] [68] Хаккинен повредил правую сторону запасного McLaren о металлический барьер восьмого поворота незадолго до окончания разминки. Он не пострадал. [65] [67]
За час до начала гонки [69] стюарды удалили самый быстрый квалификационный круг Хаккинена из-за того, что он не заметил красный свет, расположенный с левой стороны на выезде с пит-лейн, и обгоняющие машины, остановившиеся в очереди в ожидании возобновления сессии из-за отказа двигателя Монтойи. [18] [63] [70] Его окончательное четвертое место на стартовой решетке было определено его вторым лучшим результатом на квалификационном круге - 1: 12,309. Это позволило товарищам по команде Williams Ральфу Шумахеру и Монтойе занять второе и третье места соответственно. [36] : 147 [63] McLaren не обжаловал штраф; [71] пенальти разозлил Хаккинена, [48] сказав, что, по его мнению, это несправедливо, потому что его зрение ухудшалось из-за яркого света низкого солнца. [72]
Раса
[ редактировать ]73-й круг. Гонка на 306,016 км (190,150 миль), [1] начался в 13:00 по местному времени, на час раньше, чем другие Гран-при, чтобы привлечь европейских телезрителей. [64] Перед гонкой на стартовой решетке стояла сухая и солнечная погода; температура воздуха составляла от 19 до 22 ° C (от 66 до 72 ° F), а температура трассы от 27 до 28 ° C (от 81 до 82 ° F). [73] [74] [75] Церемонию перед гонкой под названием United We Stand в честь «международного сообщества, а также Соединенных Штатов и их героев» провела женская футболистка Брэнди Честейн . [76] [77] Артистка Патти ЛаБелль открыла церемонию песней « Боже, благослови Америку ». Певец и уроженец Индианы Джон Мелленкамп исполнил свой сингл « Peaceful World » из своего альбома « Cuttin' Heads », а затем американский театр-кабаре исполнил патриотическую мелодию. Пастор IMS Майк Уэлч из католической церкви Св. Кристофера произнес проповедь перед тем, как Детский хор Индианаполиса исполнил американский национальный гимн . [77] [78] [79]
Забег посетили примерно от 175 000 до 200 000 зрителей. [36] : 508–511 [80] 1000 бесплатных билетов раздали дежурным полицейским. [79] Большинство зрителей были из США, поскольку большинство европейцев не присутствовало на мероприятии из-за опасений по поводу возможной отмены рейсов после терактов 11 сентября. [80] Ferrari использовала более твердый состав шин Bridgestone, а McLaren выбрала более мягкий вариант. [81] Когда гонка началась, Монтойя обогнал своего товарища по команде Ральфа Шумахера за пределами трассы на той стороне трассы, которая обеспечивала ему лучшее сцепление с дорогой, и обогнал Михаэля Шумахера, который не позволил ему сделать пас по внешней стороне, проехав через него и выйдя в первый поворот. [75] [82] [83] Следом за ними Баррикелло переместился с пятого места на третье. [84] Энге застрял на стартовой решетке из-за проблемы со сцеплением , и ему пришлось стартовать вручную, чтобы уйти со стартовой точки. [36] : 329 теряя его десять секунд. [85] На восьмом повороте Бернольди избежал столкновения с Jaguar Де Ла Росы. [74] По итогам первого круга Михаэль Шумахер опережал Монтойю на восемь десятых секунды, за ним следовали Баррикелло, Ральф Шумахер, Хаккинен и Култхард. [86]
Дуэт Sauber, состоящий из Хайдфельда и Райкконена, а также Трулли, на входе в первый поворот в начале второго круга проехал три мимо. Райкконен был заблокирован маневром Трулли с клешнями (при попытке обогнать его снаружи) и повредил переднее крыло о заднее левое колесо своего товарища по команде. Когда круг закончился, Райкконен сделал внеплановый пит-стоп, чтобы заменить переднее антикрыло, но сошел с дистанции на третьем круге после того, как его левый задний карданный вал сломался из-за столкновения с Трулли. Автомобили Хайдфельда и Трулли не пострадали. [36] : 199 и 225 [83] Баррикелло ехал быстрее, чем Монтойя, из-за меньшего запаса топлива в результате его стратегии двух остановок. [87] и проскользнул мимо него по внешней стороне на первом повороте на второй, чтобы начать третий круг. [75] [88] Оба Ferrari начали дистанцироваться от Монтойи, у которого появились признаки неисправности шин, что задержало его товарища по команде Ральфа Шумахера из-за меньшего запаса топлива и позволило Хаккинену и Култхарду продолжить борьбу. [82] [87] [89] Это произошло как раз в тот момент, когда Баррикелло начал догонять своего товарища по команде Михаэля Шумахера. [83]
Дальше Баттон обогнал Трулли и занял восьмое место, а Ирвин уступил Алези, заняв одиннадцатое место. [88] На пятом круге Михаэль Шумахер понял, что Баррикелло был быстрее его из-за стратегии двух остановок последнего, и немного замедлился, позволив своему товарищу по команде пройти с внутренней стороны, приближаясь к восьмому повороту в конце задней прямой и выйдя вперед. [18] [83] [90] [91] Баррикелло Серия самых быстрых кругов позволила ему оторваться от остальных и на десятом круге опередить на 5,2 секунды. [88] Хайдельд попытался обогнать Култхарда внутри первого поворота на девятом круге. [92] Несмотря на то, что маневр не был завершен, [92] Следующие восемь кругов Хайдфельд сражался с Култхардом. [74] Между 13-м и 14-м кругами Алези обогнал товарищей по команде Benetton Баттона и Физикеллу после торможения на внутренней стороне перед первым поворотом, поскольку автомобилями Benetton было трудно управлять из-за износа задних шин. [36] : 277 [74] [87] Поскольку температура окружающей среды выросла, к 19-му кругу поле стало более рассредоточенным. [75] Поскольку шины изнашивались, а автомобили становились легче, когда в них было меньше топлива, [6] [82] Монтойя и Ральф Шумахер обогнали Михаэля Шумахера, установив личные самые быстрые круги примерно с 20-го круга. [75] [89] [92] Поскольку износ и балансировка автомобилей Williams оставались постоянными, характеристики Монтойи на шинах Michelin со временем улучшились. [6] [81]

Ральф Шумахер был первым из ведущих гонщиков, выехавшим на пит-лейн в конце 23-го круга для первого из двух запланированных пит-стопов. [84] [87] Он остановился на 12,5 секунды из-за того, что механики Williams пытались заменить левое заднее колесо из-за неисправного колесного пистолета. Ральф Шумахер вернулся на трассу девятым. [75] [84] Баррикелло лидировал на 12,5 секунды, когда он сделал первый из двух запланированных пит-стопов на 27-м круге. Он вернулся в гонку пятым после Култхарда после остановки на 8,6 секунды. [88] Михаэль Шумахер лидировал следующие семь кругов под давлением Монтойи. [88] который пытался замедлить его, чтобы позволить Баррикелло сделать пит-стоп. [93] Монтойя отстал от Михаэля Шумахера на 32-м круге после того, как потерял контроль над своей машиной на приусадебном участке. [75] Когда они подошли к Юну, [93] Монтойя проскользнул мимо Михаэля Шумахера по внутренней стороне в конце главной прямой на первом повороте, его передние колеса заблокировались из-за торможения позже, чем последний, и вырвались вперед на 34-м круге. [18] [74] [88] Шумахер предоставил Монтойе достаточно места, чтобы избежать аварии. [89] Монтойя начал отрываться от Михаэля Шумахера, установив самый быстрый круг в гонке и новый рекорд круга - 1:14,448 на 35-м круге. [36] : 511–512 Он сделал свой единственный запланированный пит-стоп для топлива и шин, когда завершился 36-й круг, потому что Williams не смогла использовать всю емкость большого топливного бака автомобиля в Индианаполисе, поскольку у него изнашивались бы задние шины Michelin, если бы они залили большое количество топлива. Монтойя опустился на пятое место, уступив Култхарду, а Михаэль Шумахер вернул лидерство. [18] [83] [87]
На 37-м круге Ральф Шумахер потерял контроль над своей машиной после того, как заблокировал тормоза на шестом повороте, и его гонка завершилась на гравии. [83] [84] [88] Алонсо выехал на пит-лейн для запланированного пит-стопа, но не смог продолжить движение из-за поломки карданного вала кругом позже. [36] : 381 Михаэль Шумахер сделал свою единственную остановку на 39-м круге, и Хаккинен вышел вперед. [87] Он вернулся на трассу четвертым. [88] На том же круге из задней части машины Монтойи, проходящей крен на 13-м повороте из-за неисправной гидравлики, валил дым, и она остановилась после пересечения линии старта и финиша. [36] : 173 [87] [90] Двойные развевающиеся желтые флаги появились, когда маршалы увели машину Монтойи с трассы, чтобы избежать срабатывания машины безопасности . [75] [92] Еще не остановившиеся McLarens Хаккинена и Култхарда продолжали удерживать первое и второе место благодаря низкому расходу топлива двигателей Mercedes и достаточно быстрому притиранию, чтобы воспользоваться ситуацией, но они столкнулись с более медленными машинами Де ла Росы, Вильнева и Алези. [75] [82] [88] Хаккинен дождался, пока трасса ему понравится, и ему меньше мешало движение, чем его товарищу по команде Култхарду, что побудило последнего сделать 9,5-секундный пит-стоп на 43-м круге. Култхард опустился на четвертое место, уступив Михаэлю Шумахеру. [72] [83] [92]
Юн сошел с дистанции из-за проблем с коробкой передач на 44-м круге. [36] : 381 [92] Хаккинен ехал быстрее, чем Баррикелло, поскольку в его машине было меньше топлива, и он сделал свой единственный пит-стоп, лидируя, на 45-м круге. [81] [87] Его пит-стоп продлился 9,6 секунды, а эффективность его пит-команды позволила ему вернуться вторым, опередив Михаэля Шумахера. [83] [84] Де Ла Роса и Вильнев столкнулись в конце задней прямой восьмого поворота на 46-м круге, когда первый пытался обогнать второго на внутренней стороне. Оба водителя оставили двигатели включенными и продолжили движение. [74] [87] Вильнев сделал пит-стоп для беглого осмотра своей машины на следующем круге, но через круг сошел с дистанции в гараже из-за повреждения левой передней подвески. [36] : 251 Ферстаппен сошел с дистанции на 47-м круге из-за незначительного возгорания в воздушном отсеке. [36] : 355 [86] После пит-стопа Хаккинена Баррикелло вернул лидерство, и ему пришлось опережать на полминуты, чтобы опередить финна. [48] потеряв две или три секунды в первых двух отрезках. [81] Его последний пит-стоп произошел на 50-м круге, когда он опережал Хаккинена более чем на 22 секунды. [88] Остановка продлилась 8,2 секунды, и Баррикелло опустился на второе место, уступив Хаккинену. [74]

Ирвин был последним гонщиком, сделавшим запланированный пит-стоп на 52-м круге в рамках стратегии Jaguar, заключающейся в том, чтобы проехать как можно дальше без остановки. Он опустился с пятого на седьмое место. [82] [88] Шины Ирвина к этому моменту были почти изношены до покрытия, и представители FIA это заметили. [83] [92] На 56-м круге Хайдфельд проиграл шестым Ирвину на 11-м повороте, который удержал Хайдфельда. [74] [83] Первоначально казалось, что Баррикелло не сможет обогнать Хаккинена, но позже он проехал быстрее последнего. [88] На 61-м круге Баррикелло отставал от Хаккинена на 2,2 секунды. [74] когда из задней части его Феррари начал исходить синий дым, который постепенно становился больше, но на трассу не попало масло. [36] : 508–511 [83] [87] Его двигатель начал шуметь на передней прямой, и он значительно замедлился. [74] [82] Баррикелло позволил Михаэлю Шумахеру выйти вторым на основной прямой на 70-м круге и защищался от Култхарда, пока не обогнал его в 13-м повороте и стал третьим на следующем круге. [75] [84] На 72-м круге Баррикелло попытался довести свою машину до финиша, переключив короткую передачу, чтобы сохранить двигатель. [88] [94] и набрать несколько чемпионских очков, что позволит ему претендовать на второе место в чемпионате мира среди водителей, но его двигатель заклинило на задней прямой из-за потери масла, что привело к блокировке его шин. [36] : 121 [69] [93] Он покинул свой Ferrari на внутренней стороне трассы перед восьмым поворотом после разворота на 90 градусов. [74] Это подняло Трулли на четвертое место, Ирвина на пятое, а Хайдфельда на шестое. [88]
Хаккинен сохранял лидерство, которое он удерживал на протяжении 23 кругов, и выиграл свою вторую гонку в сезоне и 20-ю (и последнюю) победу в своей карьере, прежде чем уйти в творческий отпуск в сезоне 2002 года . Михаэль Шумахер финишировал вторым, отстав на 11 секунд, и опередил Култхарда, занявшего третье место. Трулли был условно четвертым, Ирвин пятым, а Хайдфельд, проиграв три передачи, завершил результативную гонку на шестом месте. [36] : 508–511 [85] [88] Алези проехал круг так же, как и его товарищ по команде, и финишировал седьмым. [36] : 225 опередив дуэт Benetton, состоящий из Физикеллы (который лечил вздувшуюся заднюю шину) и Баттона, заняв восьмое и девятое места соответственно. Френтцен, Панис и Де Ла Роса заняли следующие три места. [82] [85] Бернольди финишировал 13-м на запасной машине Arrows после того, как врезался в часть кузова Jaguar Де Ла Росы, которая оторвалась на передней прямой и застряла в радиаторе, что привело к перегреву его машины. [36] : 355 [85] [90] Энге и Баррикелло (несмотря на уход) стали последними классифицированными финишерами. [36] : 508–511
После гонки
[ редактировать ]Трое лучших гонщиков вышли на подиум, чтобы забрать свои трофеи, и пообщались со СМИ на последующей пресс-конференции. [37] : 220–221 Хаккинен охарактеризовал эту победу как «один из самых ярких моментов сезона для меня» и «одну из моих самых важных побед», заявив, что его целью было выиграть Гран-при Великобритании и Гран-при США в 2001 году. Он сказал, что он не стал слишком много думать о победе, будучи пятым в начале гонки, вместо этого сосредоточился на времени круга и стабильности. [95] Михаэль Шумахер назвал свою гонку «довольно простой» и добавил, что перед своим первым пит-стопом ему было трудно справиться с медленным движением транспорта. Он признал, что ему посчастливилось финишировать вторым после ухода Монтойи. [95] Култхард заявил, что ему пошли на пользу такие события, как выход гонщиков на пенсию, но признал, что ему повезло финишировать третьим в результате этого элемента, добавив: «Вы должны воспринимать результаты такими, какие они есть». [95]
Баррикелло выразил разочарование по поводу завершения Гран-при на два круга раньше, сказав: «Ощущение ужасное. Очень сложно выразить то, что я чувствую сейчас. Я показал, что всякий раз, когда у меня есть шанс выиграть, я собираюсь за это». [94] Монтойя был настроен философски, заявив, что он мог бы выиграть свою вторую гонку подряд, если бы его машина не страдала от проблем с гидравликой: «Я действительно хотел побороться за победу здесь, и это большое разочарование, что мы не смогли финишировать в гонке. Победа в Формуле-1 и две победы подряд здесь были бы блестящими». [96] Трулии выразил удовлетворение тем, что финишировал четвертым, и сказал, что настроил свою машину так, чтобы во время гонки можно было укладывать резину на поверхность трассы. [97] Ирвин поставил перед собой цель обогнать Benetton и занять седьмое место в Кубке конструкторов мира на следующем Гран-при Японии после пятого места. [98] Вильнев и Де Ла Роза обвинили друг друга в столкновении на 46-м круге. [99]

Через несколько часов после гонки толщина вокруг заднего отверстия деревянного защитного блока (доски), прикрепленного к нижней части автомобиля Трулли, оказалась на 1,5 мм (0,059 дюйма) больше, чем минимально разрешенный правилами, что, возможно, вызвано ослабление двух креплений, предназначенных для предотвращения такого износа. В результате стюарды гонки дисквалифицировали Трулли и подняли Ирвайна на четвертое место, Хайдфельда на пятое, а Алези на шестое. [100] [101] Руководитель команды Эдди Джордан написал в своей автобиографии « Независимый человек» 2007 года , что он получил анонимный телефонный звонок с предложением команде провести судебно-медицинскую экспертизу трех подписей в бюллетене FIA, поскольку стюард, чья подпись была в этом бюллетене, отсутствовал на встрече с менеджером команды Тревором. Фостера с тех пор, как он покинул Индианаполис. [18] [102] Джордан обжаловал это решение через Королевский ирландский автомобильный клуб. [103] [104] утверждая, что задние крепления сломались во время гонки и вызвали чрезмерный износ. [105] Три судьи Международного апелляционного суда FIA встретились в Париже 26 октября, чтобы рассмотреть апелляцию. Генеральный секретарь FIA постановил, что дисквалификация Трулли должна быть отменена из-за «нарушения права на защиту», поскольку стюард отсутствовал на первоначальном заседании. слушание после гонки, нарушение Международного спортивного кодекса . В результате решение стюардов было отменено, и Трулли вернулся на четвертое место. [102] [104] [106]
Финал Михаэля Шумахера за второе место увеличил его счет очков до 113, побив рекорд, который он разделил с Найджелом Мэнселлом по наибольшему количеству очков, набранных за один сезон, на пять очков. [107] Култхард теперь опережал Баррикелло на семь очков в борьбе за второе место, а Ральф Шумахер, занявший четвертое место, отставал еще на шесть очков. [7] Ferrari продолжала лидировать в Кубке конструкторов мира, набрав 167 очков. Выступление McLaren в Индианаполисе обеспечило им второе место после Williams в турнирной таблице с одним туром до конца сезона. [7]
Классификация рас
[ редактировать ]Поз. | Нет. | Водитель | Конструктор | их | Круги | Время/Пенсионер | Сетка | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 3 | ![]() | Макларен - Мерседес | Б | 73 | 1:32:42.840 | 4 | 10 |
2 | 1 | ![]() | Феррари | Б | 73 | +11.046 | 1 | 6 |
3 | 4 | ![]() | Макларен - Мерседес | Б | 73 | +12.043 | 7 | 4 |
4 | 11 | ![]() | Джордан - Хонда | Б | 73 | +57.423 | 8 | 3 |
5 | 18 | ![]() | Ягуар - Косворт | М | 73 | +1:12.434 | 14 | 2 |
6 | 16 | ![]() | Заубер - Петронас | Б | 73 | +1:12.996 | 6 | 1 |
7 | 12 | ![]() | Джордан - Хонда | Б | 72 | +1 круг | 9 | |
8 | 7 | ![]() | Бенеттон - Рено | М | 72 | +1 круг | 12 | |
9 | 8 | ![]() | Бенеттон - Рено | М | 72 | +1 круг | 10 | |
10 | 22 | ![]() | Глупый - Асер | М | 72 | +1 круг | 15 | |
11 | 9 | ![]() | БАР - Хонда | Б | 72 | +1 круг | 13 | |
12 | 19 | ![]() | Ягуар - Косворт | М | 72 | +1 круг | 16 | |
13 | 15 | ![]() | Стрелы - Азиатэк | Б | 72 | +1 круг | 19 | |
14 | 23 | ![]() | Глупый - Асер | М | 72 | +1 круг | 21 | |
15 | 2 | ![]() | Феррари | Б | 71 | Двигатель | 5 | |
Верно | 10 | ![]() | БАР - Хонда | Б | 45 | Приостановка | 18 | |
Верно | 14 | ![]() | Стрелы - Азиатэк | Б | 44 | Двигатель | 20 | |
Верно | 20 | ![]() | Минарди - Европейский | М | 38 | Коробка передач | 22 | |
Верно | 6 | ![]() | Уильямс - БМВ | М | 38 | Гидравлика | 3 | |
Верно | 21 | ![]() | Минарди - Европейский | М | 36 | Карданный вал | 17 | |
Верно | 5 | ![]() | Уильямс - БМВ | М | 36 | Выделен | 2 | |
Верно | 17 | ![]() | Заубер - Петронас | Б | 2 | Карданный вал | 11 | |
Положение чемпионата после гонки
[ редактировать ]
|
|
- Примечание . В обе группы турнирной таблицы включены только пять лучших позиций.
- Жирный текст и звездочка обозначают чемпионов мира 2001 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Гран-при США 2001 года» . ШиканаF1. Архивировано из оригинала 16 марта 2023 года . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Гран-при США SAP 2001» . Гонки-Справочник. Архивировано из оригинала 4 февраля 2022 года . Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ «Соединенные Штаты» . Formula1.com . Архивировано из оригинала 9 ноября 2021 года . Проверено 15 ноября 2021 г.
- ^ «Гран-при США: факты» . F1Racing.net . 24 сентября 2001 года. Архивировано из оригинала 29 сентября 2004 года . Проверено 17 ноября 2023 г.
- ^ Герман, Стив (27 сентября 2001 г.). «Высокий уровень безопасности для F1 USGP» . Республика . Ассошиэйтед Пресс . п. С1. Архивировано из оригинала 17 ноября 2023 года . Проверено 17 ноября 2023 г. - через Newspapers.com.
.
- ^ Jump up to: а б с «Еженедельная виноградная лоза» . АтласF1 . 7 (40). 3 октября 2001 года. Архивировано из оригинала 8 сентября 2008 года . Проверено 4 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Джонс, Брюс (2002). «Финальные столы 2001 года». Официальное руководство Гран-при Формулы-1 2002 года . Лондон, Англия: Carlton Books . стр. 106–107. ISBN 1-84222-557-Х – через Интернет-архив.
- ^ Jump up to: а б с «Грядущее событие: Гран-при США – Индианаполис, 30 сентября» . Международная автомобильная федерация . 21 сентября 2001 года. Архивировано из оригинала 22 февраля 2002 года . Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ «Алези самый быстрый на влажном Сильверстоуне – день первый» . АтласF1 . 16 сентября 2001 г. Архивировано из оригинала 18 ноября 2023 г. Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ «Тест Сильверстоуна, день 2: Уилсон летает» . Автоспорт . 19 сентября 2001 г. Архивировано из оригинала 18 ноября 2023 г. Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ «Тестирование 20 сентября: Сильверстоун, день 3» . Formula1.com . 20 сентября 2001 года. Архивировано из оригинала 5 декабря 2001 года . Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ «F3000 Stars завершает тест Williams в Эшториле» . АтласF1 . 21 сентября 2001 г. Архивировано из оригинала 18 ноября 2023 г. Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ «Sauber завершил четырехдневные тесты в Муджелло» . АтласF1 . 21 сентября 2001 г. Архивировано из оригинала 18 ноября 2023 г. Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ «Тестирование продолжается во Фьорано – четвертый день» . АтласF1 . 21 сентября 2001 г. Архивировано из оригинала 18 ноября 2023 г. Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ «Тестирование 21 сентября: Фиорано, день 4» . Formula1.com . 22 сентября 2001 года. Архивировано из оригинала 6 декабря 2001 года . Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ «Гран-при США ожидает решения FIA» . АтласF1 . 12 сентября 2001 г. Архивировано из оригинала 18 ноября 2023 г. Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б О'Салливан, Том (27 сентября 2001 г.). «Водители не могут вырвать контроль у Экклстоуна» . Неделя маркетинга . 24 (33): 29 . Получено 19 ноября 2023 г. - через Gale General OneFile.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Фриман, Гленн; Хьюз, Марк ; Стро, Эдд (12 января 2023 г.). «S7 E2: Индианаполис 2001 – последняя победа Хаккинена» (Подкаст). Гонка. Событие происходит в 00:22.07–01:08.40 . Проверено 20 января 2024 г.
- ^ «Гран-при США продолжит работу» . Автонеделя . 17 сентября 2001 г. Архивировано из оригинала 18 ноября 2023 г. Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Гарднер, Джон (27 сентября 2001 г.). «Цирк F1 снова вернулся домой в Индиане» . Спидвидение . Архивировано из оригинала 23 декабря 2001 года . Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ «Хаккинен выходит на Инди Хай» . Вестник Солнца . 1 октября 2001 г. с. 036 . Получено 4 декабря 2023 г. - через Gale OneFile: News.
- ^ «Гран-при США никогда не вызывал сомнений, - говорит Джордж» . АтласF1 . 28 сентября 2001 г. Архивировано из оригинала 18 ноября 2023 г. Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ Гарднер, Джон (27 сентября 2001 г.). «Феррари чтит Америку» . Спидвидение . Архивировано из оригинала 28 ноября 2001 года . Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ «Команды отдают дань уважения жертвам в США на свободных тренировках» . АтласF1 . 28 сентября 2001 г. Архивировано из оригинала 18 ноября 2023 г. Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ Болдуин, Алан (1 октября 2001 г.). «Формула-1» надеется использовать Гран-при США . АтласF1 . Рейтер . Архивировано из оригинала 22 апреля 2020 года . Проверено 4 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Грейпвайн: последние новости из паддока – Гран-при США» . Автоспорт . 30 сентября 2001 г. Архивировано из оригинала 21 ноября 2023 г. Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ «Список участников соревнований» . Звезда Индианаполиса . 27 сентября 2001 г. с. Д2. Архивировано из оригинала 17 ноября 2023 года . Проверено 17 ноября 2023 г. - через Newspapers.com.
.
- ^ Натсон, Дэн (28 сентября 2001 г.). «Новички добавляют изюминку сезону Формулы-1 2001 года» . Автонеделя . Архивировано из оригинала 19 ноября 2023 года . Проверено 19 ноября 2023 г.
- ^ «JPM наравне с Шу, говорят букмекеры» . Автоспорт . 27 сентября 2001 г. Архивировано из оригинала 19 ноября 2023 г. Проверено 19 ноября 2023 г.
- ^ «Бурти выбыл до конца сезона» . Автомобильный журнал . 21 сентября 2001 года . Проверено 19 ноября 2023 г.
- ^ «Команды Формулы-1 отправляют машины в Инди» . ЭСПН . Рейтер . 21 сентября 2001 г. Архивировано из оригинала 18 ноября 2023 г. Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ «Шумахер выступит в Индианаполисе» . «Дейли телеграф» . 17 сентября 2001 г. Архивировано из оригинала 19 ноября 2023 г. Проверено 19 ноября 2023 г.
- ^ Далла Вите, Рафаэле; Пиола, Джорджо ; Гариней, Лелло (17 сентября 2001 г.). «Шуми думает об остановке» . La Gazzetta dello Sport (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 19 ноября 2023 года . Проверено 19 ноября 2023 г.
- ^ «Я поеду в Индианаполис, говорит Ральф» . АтласF1 . 18 сентября 2001 г. Архивировано из оригинала 19 ноября 2023 г. Проверено 19 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Пиола, Джорджио (2 октября 2001 г.). «Новая диспетчерская для красных». Автоспринт (на итальянском языке): 33.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из Мэнселл, Найджел , изд. (2001). Ежегодник Формулы-1 2001 года . компании European Press Ltd. ISBN 0-9541368-0-2 – через Интернет-архив .
- ^ Jump up to: а б с д Доменжоз, Люк, изд. (2001). Ежегодник Формулы-1, 2001–2002 гг . Бат, Сомерсет: Паррагон. ISBN 0-75256-639-3 – через Интернет-архив.
- ^ Jump up to: а б с «Бюллетень № 1: Пятница, 28.09.2001 – Свободная практика» . Международная автомобильная федерация . 28 сентября 2001 года. Архивировано из оригинала 23 апреля 2002 года . Проверено 19 ноября 2023 г.
- ^ «Низкая посещаемость дебютных тренировок» . АтласF1 . 28 сентября 2001 г. Архивировано из оригинала 19 ноября 2023 г. Проверено 19 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Свободная практика 1: Шу задает темп» . Автоспорт . 28 сентября 2001 г. Архивировано из оригинала 20 ноября 2023 г. Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Гарднер, Джон (28 сентября 2001 г.). «USGP: Шуи лидирует в первой пятничной тренировке» . Спидвидение . Архивировано из оригинала 23 декабря 2001 года . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Заметки о Гран-при США SAP – день 1 – пятница, 28 сентября 2001 г.» . USGP Инди. 28 сентября 2001 года. Архивировано из оригинала 15 декабря 2001 года . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Свободная тренировка 2: Хаккинен дает отпор» . Автоспорт . 28 сентября 2001 г. Архивировано из оригинала 20 ноября 2023 г. Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ Хинтон, Эд (29 сентября 2001 г.). «То же самое, то же самое» . Солнечный страж . п. 18С . Проверено 29 ноября 2023 г. - через Newspapers.com.
.
- ^ Jump up to: а б Гарднер, Джон (28 сентября 2001 г.). «USGP: Хаккинен возвращается к пятничной тренировке в темпе» . Спидвидение . Архивировано из оригинала 23 декабря 2001 года . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ «Хаккинен самый быстрый на пятничной тренировке в США» . Formula1.com . 28 сентября 2001 года. Архивировано из оригинала 21 декабря 2001 года . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ «Счастливый Хаккинен задает темп Америки» . F1Racing.net . 28 сентября 2001 года. Архивировано из оригинала 29 сентября 2004 года . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Ситник, Леонид (ноябрь 2001 г.). « Гран-при США: звезды и полосы». Журнал Формула 1 (на русском языке). 11 : 34–44 . Архивировано из оригинала 28 ноября 2002 года . Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ «Стоп-сигналы будут представлены на этих выходных» . АтласF1 . 28 сентября 2001 г. Архивировано из оригинала 21 ноября 2023 г. Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Заметки о Гран-при США SAP - день 2 - суббота, 29 сентября 2001 г.» . USGP Инди. 29 сентября 2001 года. Архивировано из оригинала 15 декабря 2001 года . Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Свободная практика 3: Шумахеры на первый план» . Автоспорт . 29 сентября 2001 г. Архивировано из оригинала 21 ноября 2023 г. Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ «Шумахер ведет брата в Инди» . F1Racing.net . 29 сентября 2001 года. Архивировано из оригинала 29 сентября 2004 года . Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Гарднер, Джон (29 сентября 2001 г.). «USGP: субботние заметки команды» . Спидвидение . Архивировано из оригинала 28 ноября 2001 года . Проверено 28 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Свободная тренировка 4: Шуи вылетел, но все равно на вершине» . Автоспорт . 29 сентября 2001 г. Архивировано из оригинала 23 ноября 2023 г. Проверено 22 ноября 2023 г. .
- ^ «Отстраненный Шу ведет субботнюю тренировку» . F1Racing.net . 29 сентября 2001 года. Архивировано из оригинала 29 сентября 2004 года . Проверено 23 ноября 2023 г.
- ^ «Шуми делает это снова!» . F1Racing.net . 29 сентября 2001 года. Архивировано из оригинала 30 сентября 2004 года . Проверено 28 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Кэвин, Курт (30 сентября 2001 г.). «Лучший Шумахер выигрывает поул USGP» . Звезда Индианаполиса . стр. С1, С9 . Проверено 2 декабря 2023 г. - через Newspapers.com.
.
- ^ Jump up to: а б «Майкл хочет вызвать улыбки на лицах американцев» . Автоспорт . 29 сентября 2001 г. Архивировано из оригинала 1 декабря 2023 г. Проверено 28 ноября 2023 г.
- ^ Гарднер, Джон (29 сентября 2001 г.). «USGP: Михаэль Шумахер захватил полюс» . Спидвидение . Архивировано из оригинала 7 октября 2001 года . Проверено 28 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Избранные цитаты субботы – Гран-при США» . АтласF1 . 29 сентября 2001 года. Архивировано из оригинала 27 мая 2016 года . Проверено 28 ноября 2023 г.
- ^ «В восторге от Хайдфельда, извините, что не попал на пятое место» . АтласF1 . 29 сентября 2001 года. Архивировано из оригинала 27 мая 2016 года . Проверено 29 ноября 2023 г.
- ^ «США 2001 – Квалификация» . СтатистикаF1 . Архивировано из оригинала 7 апреля 2022 года . Проверено 14 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Гарднер, Джон (30 сентября 2001 г.). «USGP: Хаккинен оштрафовал два места на стартовой решетке» . Спидвидение . Архивировано из оригинала 28 ноября 2001 года . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Ранний старт Формулы-1 в Америке» . F1Racing.net . 30 сентября 2001 года. Архивировано из оригинала 20 июля 2004 года . Проверено 29 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б "Разогревать" . Международная автомобильная федерация . 30 сентября 2001 года. Архивировано из оригинала 9 ноября 2001 года . Проверено 29 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Ральф самый быстрый на разминке» . Formula1.com . 30 сентября 2001 года. Архивировано из оригинала 7 декабря 2001 года . Проверено 30 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Воскресная разминка – Гран-при США» . АтласF1 . 30 сентября 2001 года. Архивировано из оригинала 27 мая 2016 года . Проверено 30 ноября 2023 г.
- ^ «Ральф-топы, плотная разминка» . F1Racing.net . 30 сентября 2001 года. Архивировано из оригинала 29 сентября 2004 года . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Исон, Кевин (1 октября 2001 г.). «Хаккинен дает прощальное шоу. Автогонки» . Таймс . п. 7 . Получено 4 декабря 2023 г. - через Gale Academic OneFile.
- ^ Гамильтон, Морис (7 октября 2001 г.). «Формула Feelgood попадает в Инди» . Наблюдатель . п. 16. Архивировано из оригинала 5 декабря 2023 года . Проверено 4 декабря 2023 г. - через Newspapers.com.
.
- ^ «McLaren не будет обжаловать штраф Хаккинена» . АтласF1 . 30 сентября 2001 года. Архивировано из оригинала 27 мая 2016 года . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Американская мечта Мики» . Макларен . 23 октября 2015 года . Проверено 20 января 2024 г.
- ^ «Гран-при США» . Гейл Форс F1. Архивировано из оригинала 4 декабря 2001 года . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Заметки о Гран-при США SAP на трассе – день 3 – воскресенье, 30 сентября 2001 г. – день гонок» . USGP Инди. 30 сентября 2001 года. Архивировано из оригинала 15 декабря 2001 года . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Отчет круга за кругом из Инди» . ИТВ-Ф1 . 30 сентября 2001 года. Архивировано из оригинала 6 ноября 2001 года . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ «Гонка Формулы-1 привлекает громкие имена» . Пресса Атлантик-Сити . 1 октября 2001 г. с. Д2. Архивировано из оригинала 5 декабря 2023 года . Проверено 3 декабря 2023 г. - через Newspapers.com.
.
- ^ Jump up to: а б Каллахан, Терри; Келли, Пол (30 сентября 2001 г.). «Формула-1: Мелленкамп и Лабель выступят перед Гран-при США» . Автоканал . Архивировано из оригинала 5 декабря 2023 года . Проверено 3 декабря 2023 г.
- ^ Бейкер, Эндрю (1 октября 2001 г.). «Водители садятся на заднее сиденье» . «Дейли телеграф» . п. С6. Архивировано из оригинала 5 декабря 2023 года . Проверено 3 декабря 2023 г. - через Newspapers.com.
.
- ^ Jump up to: а б Бухталь, Кристина (1 октября 2001 г.). «Сбор денег, рост патриотизма» . Звезда Индианаполиса . п. Д8. Архивировано из оригинала 5 декабря 2023 года . Проверено 3 декабря 2023 г. - через Newspapers.com.
.
- ^ Jump up to: а б Хинтон, Эд (1 октября 2001 г.). «Хаккинен настойчиво стремится к победе» . Орландо Сентинел . п. С8. Архивировано из оригинала 5 декабря 2023 года . Проверено 3 декабря 2023 г. - через Newspapers.com.
.
- ^ Jump up to: а б с д Аллен, Джеймс (2 октября 2001 г.). «Взгляд Джеймса Аллена на гонку: подходящие проводы для лидера» . ИТВ-Ф1 . Архивировано из оригинала 24 октября 2001 года . Проверено 4 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Результаты Гран-при: Гран-при США, Индианаполис, 2001» . GrandPrix.com . Архивировано из оригинала 22 ноября 2001 года . Проверено 3 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Гран-при США 2001 – Хаккинен побеждает на Кирпичном заводе» . Краш.нет . 30 сентября 2001 года. Архивировано из оригинала 26 апреля 2002 года . Проверено 3 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Наручные часы: Гран-при США» . Би-би-си Спорт . 30 сентября 2001 года. Архивировано из оригинала 23 октября 2002 года . Проверено 3 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Кэвин, Курт (1 октября 2001 г.). «Результаты забега» . Звезда Индианаполиса . п. Д2. Архивировано из оригинала 5 декабря 2023 года . Проверено 3 декабря 2023 г. - через Newspapers.com.
.
- ^ Jump up to: а б «Lay-by-Lap: Гран-при США 2001» . Гейл Форс F1. Архивировано из оригинала 28 января 2004 года . Проверено 3 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Мега Мика доказывает свою правоту в Инди» . F1Racing.net . 30 сентября 2001 года. Архивировано из оригинала 29 сентября 2004 года . Проверено 3 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Элизаде, Пабло (3 октября 2001 г.). «Обзор Гран-при США 2001 года» . АтласF1 . 7 (40). Архивировано из оригинала 20 августа 2008 года . Проверено 3 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Хортон, Роджер (3 октября 2001 г.). «Размышления об Индианаполисе» . АтласF1 . 7 (40). Архивировано из оригинала 7 октября 2008 года . Проверено 4 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Что случилось, когда это произошло» . Звезда Индианаполиса . 1 октября 2001 г. с. Д4. Архивировано из оригинала 5 декабря 2023 года . Проверено 3 декабря 2023 г. - через Newspapers.com.
.
- ^ Генри, Алан (1 октября 2001 г.). «Хаккинен отыгрывает пенальти на пит-лейн» . Хранитель . п. 16. Архивировано из оригинала 5 декабря 2023 года . Проверено 4 декабря 2023 г. - через Newspapers.com.
.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «16-й тур 2001 года США: Индианаполис» . Formula1.com . 30 сентября 2001 года. Архивировано из оригинала 23 марта 2002 года . Проверено 3 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Тремейн, Дэвид (1 октября 2001 г.). «Последнее слово после понижения остается за Хаккиненом» . Независимый . п. Спорт 12 . Проверено 4 декабря 2023 г. - через Newspapers.com.
.
- ^ Jump up to: а б «Рубенс: Взорван двигатель 'ужасное ощущение' » . Автоспорт . 1 октября 2001 г. Архивировано из оригинала 5 декабря 2023 г. Проверено 4 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Гарднер, Джон (30 сентября 2001 г.). «USGP: Пресс-конференция после гонки» . Спидвидение . Архивировано из оригинала 23 декабря 2001 года . Проверено 3 декабря 2023 г.
- ^ Баллард, Стив (1 октября 2001 г.). «Монтойя не сможет сделать счет 2 к 2 на IMS» . Звезда Индианаполиса . п. Д5. Архивировано из оригинала 5 декабря 2023 года . Проверено 4 декабря 2023 г. - через Newspapers.com.
.
- ^ «Счастливый Трулли наконец возвращается к очкам» . АтласF1 . 30 сентября 2001 года. Архивировано из оригинала 27 мая 2016 года . Проверено 4 декабря 2023 г.
- ^ «Ирвин уверен, что победит Benetton в Японии» . АтласF1 . 30 сентября 2001 года. Архивировано из оригинала 27 мая 2016 года . Проверено 4 декабря 2023 г.
- ^ «Вильнев и де ла Роза обмениваются обвинениями» . АтласF1 . 1 октября 2001 г. Архивировано из оригинала 23 апреля 2020 г. . Проверено 4 декабря 2023 г.
- ^ Гарднер, Джон (30 сентября 2001 г.). «USGP: Трулли получил дисквалификацию после гонки» . Спидвидение . Архивировано из оригинала 6 октября 2001 года . Проверено 4 декабря 2023 г.
- ^ «Ярно Трулли дисквалифицирован» . АтласF1 . 30 сентября 2001 года. Архивировано из оригинала 27 мая 2016 года . Проверено 4 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Джордан, Эдди (2007). Независимый мужчина . Лондон, Англия: Книги Ориона. стр. 310–311. ISBN 978-0-7528-7534-7 – через Интернет-архив .
- ^ «Иордания подаст апелляцию на решение» . ЭСПН . 30 сентября 2001 г. Архивировано из оригинала 5 декабря 2023 г. Проверено 4 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Иордания выиграла апелляцию» . Motorsport.com . 16 апреля 2002 года. Архивировано из оригинала 5 декабря 2023 года . Проверено 4 декабря 2023 г.
- ^ Гарднер, Джон (16 октября 2001 г.). «Запланирована апелляция Иордании USGP» . Спидвидение . Архивировано из оригинала 15 ноября 2001 года . Проверено 4 декабря 2023 г.
- ^ «Иордания усилится после восстановления Трулли» . Ирландская независимая газета . 28 октября 2001 г. Архивировано из оригинала 5 декабря 2023 г. Проверено 4 декабря 2023 г.
- ^ «Шумахер бьет еще один рекорд» . АтласF1 . 30 сентября 2001 года. Архивировано из оригинала 27 мая 2016 года . Проверено 4 декабря 2023 г.
- ^ «Гран-при США 2001» . Formula1.com . Formula1.com Limited. Архивировано из оригинала 28 апреля 2023 года . Проверено 27 ноября 2017 г.
- ^ «Результаты Гран-при США 2001» . ЭСПН . Архивировано из оригинала 13 января 2016 года . Проверено 4 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «США 2001 – Чемпионат» . СтатистикаF1 . Архивировано из оригинала 29 августа 2021 года . Проверено 21 марта 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Гран-при США 2001 года, на Викискладе?
39 ° 47'42 "с.ш. 86 ° 14'05" з.д. / 39,79500 ° с.ш. 86,23472 ° з.д.