Гран-при США 2003 года.
Гран-при США 2003 года. | |||||
---|---|---|---|---|---|
Гонка 15 из 16 на чемпионате мира Формулы-1 2003 года.
| |||||
Подробности гонки [1] [2] | |||||
Дата | 28 сентября 2003 г. | ||||
Официальное название | XXXII SAP Гран-при США | ||||
Расположение | Автодром Индианаполиса Спидвей, Индиана [3] | ||||
Курс | Постоянный гоночный комплекс | ||||
Продолжительность курса | 4,192 км (2,605 миль) | ||||
Расстояние | 73 круга, 306,016 км (190,238 миль) | ||||
Погода | Частичные ливни с температурой до 20,6 °C (69,1 °F); Скорость ветра до 25,93 км/ч (16,11 миль в час) [4] | ||||
Поул-позиция | |||||
Водитель | Макларен - Мерседес | ||||
Время | 1:11.670 | ||||
Самый быстрый круг | |||||
Водитель | Михаэль Шумахер | Феррари | |||
Время | 1:11.473 — 13-й круг. | ||||
Подиум | |||||
Первый | Феррари | ||||
Второй | Макларен - Мерседес | ||||
Третий | Заубер - Петронас | ||||
Лидеры круга |
( Гран-при США 2003 года формально XXXII Гран-при США SAP ) — автогонка Формулы-1 , состоявшаяся 28 сентября 2003 года на автодроме Индианаполис в Спидвее, штат Индиана . Это была пятнадцатая и предпоследняя гонка чемпионата мира Формулы-1 2003 года и четвёртый Гран-при США в Индианаполисе. Ferrari из Михаэль Шумахер выиграл гонку из 73 кругов, стартовав седьмым. McLaren из Кими Райкконен финишировал вторым, стартовав с поул-позиции , а Sauber из Хайнц-Харальд Френтцен финишировал третьим, что стало его первым подиумом за три года и последним.
Михаэль Шумахер лидировал в чемпионате мира среди пилотов перед гонкой, а Уильямс лидировал со своей командой Ferrari в чемпионате мира среди конструкторов. Райкконен стартовал с поул-позиции после того, как установил самый быстрый квалификационный круг во второй квалификационной сессии. Он лидировал первые 18 кругов, прежде чем сделать пит-стоп для дождевых шин из-за изменившихся погодных условий. Шесть разных гонщиков делили лидерство на протяжении всей гонки из-за меняющихся погодных условий. Михаэль Шумахер обогнал гонщика British American Racing (BAR) Дженсона Баттона и стал лидером на 38-м круге, удерживая его до конца гонки и одержав свою шестую победу в сезоне и 70-ю в карьере.
Результат гонки увеличил преимущество Михаэля Шумахера в чемпионате мира среди пилотов до девяти очков над Райкконеном, в то время как гонщик Williams Хуан Пабло Монтойя остался третьим, но больше не смог выиграть титул, поскольку финишировал шестым после столкновения с товарищем Шумахера по команде Рубенсом Баррикелло, которое принесло ему награду. штраф за проезд. Феррари вернула лидерство в Кубке конструкторов мира Уильямсу с преимуществом в три очка. McLaren отставала еще на 16 очков, и до конца сезона осталась одна гонка.
Фон
[ редактировать ]2003 года Гран-при США — предпоследний этап чемпионата мира Формулы-1 2003 года , проходивший 28 сентября 2003 года на Indianapolis Motor Speedway трассе (IMS) протяженностью 4,192 км (2,605 миль) в Спидвее, штат Индиана . [1] [3] к северу от Индианаполиса . [5] Это был четвертый Гран-при США, проходивший в Индианаполисе. [6] который ранее принимал Индианаполис 500 в рамках чемпионата мира Формулы-1 с 1950 по 1960 год , [5] с тех пор, как гонка вернулась в серию в 2000 году после девятилетнего отсутствия. [6] рамках Суперкубка Porsche прошли гонки поддержки . На выходных в [7]
После победы на Гран-при Италии двумя неделями ранее [8] [9] Ferrari Пилот Михаэль Шумахер возглавил чемпионат мира с 82 очками , на три очка опередив Williams пилота Хуана Пабло Монтойю, занявшего второе место, и еще на четыре опередив McLaren из Кими Райкконена , занявшего третье место. Товарищ Монтойи по команде Ральф Шумахер из Ferrari был четвертым с 58 очками, а Рубенс Баррикелло был пятым с 55 очками. [10] В сезоне осталось две гонки и за победу можно получить 10 очков. [9] Михаэль Шумахер мог бы завоевать свой рекордный шестой титул чемпиона мира, если бы он выиграл, Райкконен был третьим, а Монтойя шестым. Даже если Монтойя выиграет завершающий сезон Гран-при Японии , Шумахер станет чемпионом, если он не наберет больше очков, выиграв больше гонок, чем Монтойя. [11] Уильямс возглавил Кубок конструкторов мира с 141 очком, что на четыре больше, чем у Ferrari, занявшей второе место. McLaren были третьими со 120 очками. Renault была четвертой с 79 очками, а British American Racing (BAR) - пятой с 18 очками. [10]
После Гран-при Италии 14 сентября [12] все команды тестировались на различных европейских гоночных трассах в рамках подготовки к Гран-при США. [13] McLaren, Renault и Toyota тестировались в течение двух дней на испанской трассе Каталонии . [14] [15] в то время как Уильямс и Джордан в Англии тестировались в течение трех дней на трассе Сильверстоун . [13] [16] Ferrari провела три дня тестов на трассе Херес в Испании, к которым присоединилась Sauber в первые два дня, BAR в последние два дня и Toyota во все четыре дня. [17] [18] [19] Компания Minardi провела сравнительный тест своего автомобиля PS03 и устаревшего автомобиля Arrows A23 на трассе Муджелло в Италии. [20] из Toyota Оливье Панис провел день на французской трассе Поль Рикар, тестируя аэродинамические модификации автомобиля TF103 . [21] Ferrari перевернула F2003-GA электронные компоненты и ее установку на трассе Монца и на частной трассе Фьорано в Италии. [13] [22] [23]
Михаэль Шумахер был фаворитом букмекеров на победу в гонке. [24] Он сказал, что его команда была подготовлена к этому событию и стала более мотивированной после победы в Италии, добавив: "Каждая крошечная ошибка имеет свои последствия. Тот, кто сможет использовать ресурсы в течение выходных, выйдет на первое место". [9] Монтойя был убежден, что его машина хорошо выступит в Индианаполисе, поскольку ее двигатель подходил для главной прямой IMS , и он ожидал жесткой дуэли со своими соперниками в чемпионате. [9] Он сказал репортерам, что ему не обязательно выигрывать Гран-при, достаточно финишировать впереди Михаэля Шумахера и Райкконена, чтобы стать чемпионом мира в Японии. [25] Райкконен отметил, что он еще не финишировал в гонке в Индианаполисе, но сказал, что McLaren нужно попытаться быть быстрее Михаэля Шумахера и Монтойи. [8] Он заявил, что характеристики MP4-17D лучше подойдут в Индианаполисе, чем в Монце, и что ему нужен сильный финиш в конце сезона, чтобы продолжать борьбу за чемпионство. [26]
( Президент Международной автомобильной федерации FIA; руководящий орган Формулы-1) Макс Мосли предупредил Ferrari, Williams и McLaren и их гонщиков, что любые доказательства командных приказов в Индианаполисе после их запрета в октябре 2002 года из-за того, что Баррикелло было приказано Если его товарищ по команде Михаэль Шумахер выиграет Гран-при Австрии, его передадут стюардам для тщательного анализа. [27] [28] [29] Технический директор Ferrari Росс Браун заявил, что гонщик, который не участвует в борьбе за чемпионство, не должен мешать другому гонщику, который участвует в нем. [27] Технический директор Williams Патрик Хед заявил, что команда позволит его гонщикам обгонять друг друга, а не всю команду. [28] Владелец McLaren Рон Деннис предсказал, что порядок команд не будет проблемой в последних двух гонках, ожидая, что товарищи по команде помогут друг другу в борьбе за чемпионство. [28]
Поскольку большинство команд были сосредоточены на сезоне 2004 года , они не внесли существенных изменений в свои машины к этому мероприятию. Ожидания оправдали три команды, претендующие на чемпионство: Ferrari, Williams и McLaren. BMW и Ferrari представили улучшенные версии своих двигателей, а также различные аэродинамические изменения в автомобилях. [30] McLaren также внесла незначительные аэродинамические изменения, а BAR была единственной командой, не идущей впереди, которая привнесла важное нововведение. Компания Honda , поставщик двигателей BAR, представила модернизированный силовой агрегат и новую коробку передач . [30]
В мероприятии приняли участие десять конструкторов , в каждом из которых было по два гонщика. [31] Аллан Макниш (Renault), Бьорн Вирдхайм (Иордания) и Джанмария Бруни (Minardi) были тремя гонщиками, которые управляли третьей машиной только в пятничной частной тестовой сессии. [32] [33] Ральф Фирман вернулся в Иорданию после того, как Жолт Баумгартнер заменил его в предыдущих двух раундах из-за дисбаланса внутреннего уха. Фирман попал в аварию во время тренировки на Гран-при Венгрии двумя гонками ранее. [34] [35] из BAR Дженсон Баттон был допущен к участию в соревнованиях после аварии на высокой скорости во время тестов в Хересе, из-за которой ему пришлось посетить лондонскую больницу для проверки. [36] Ральф Шумахер вернулся в Williams после пропуска итальянской гонки из-за головной боли, возникшей во время тестовой сессии в Монце, заменив тест-пилота Марка Жене . [37] [38]
Частная тестовая сессия
[ редактировать ]Командам, выбравшим ограниченное тестирование в течение сезона, в пятницу утром была предоставлена двухчасовая тестовая сессия. [39] Сеанс проходил в сухую, прохладную погоду, [40] во второй час пошел небольшой дождь, но этого было недостаточно, чтобы сорвать работу. [41] из Renault Ярно Трулли установил лучшее время круга - 1:10,986, что всего на 0,001 секунды быстрее, чем его товарищ по команде Фернандо Алонсо . из Jaguar Макниш был третьим, Марк Уэббер — четвертым, а Джастин Уилсон — пятым. [32] Некоторые гонщики сошли с трассы во время тестов. [42] Резиновая прокладка вышла из трещины между двумя бетонными плитами на главной прямой на 19-й минуте сеанса, что потребовало четырехминутной остановки, чтобы маршалы могли расчистить завалы. [29] [32] [41] [42]
Практика и разминка
[ редактировать ]Перед воскресной гонкой было три тренировки: одна 60-минутная тренировка в пятницу утром и две 45-минутные тренировки в субботу утром. [43] FIA перенесла время начала всех субботних соревнований на час, чтобы лучше разместить зрителей мирового телевидения из-за титульного поединка. [44] Когда началась первая сессия, вокруг было пасмурно, и всем хотелось как можно скорее побегать. [45] Дождь шел постоянно и усилился к середине тренировки, и FIA разрешила командам использовать шины с экстремальным дождем , чтобы подготовиться к вероятной гонке в сырую погоду. [42] [45] Трулли показал лучший результат - 1:11.153, что на 0,186 секунды быстрее Ральфа Шумахера, занявшего второе место. Панис, Баррикелло, Михаэль Шумахер, Алонсо, Уэббер, Монтойя, Райкконен и его товарищ по команде Дэвид Култхард вошли в первую десятку. [46] из Jordan Двигатель Джанкарло Физикеллы отказал на выходе из 12-го поворота, и через 22 минуты на накрученном 13-м повороте разлилось масло, что остановило тренировку. [47] Его машина остановилась на главной прямой, из нее валил дым. [42] убрать его с трассы на пит-лейн и очистить масло. что побудило маршалов [48] [49] Работа заняла почти 20 минут, прежде чем сеанс возобновился. [29] Товарищ Физикеллы по команде Фирман остановился на гравии на выходе из десятого поворота ближе к концу сессии. [29] [42] [47]
Вторая тренировка проводилась на трассе в прохладную пасмурную погоду с сырыми участками из-за ночного дождя и электрических гроз. [50] [51] [52] Позже солнце осветило трассу, и она начала высыхать. [53] [54] Трулли сохранил свой темп, проехав круг 1:12.408, опередив Ральфа Шумахера, Монтойю, Баррикелло, Алонсо, Криштиану да Матта из Sauber из Toyota, Паниса, Хайнца-Харальда Френтцена и пару Уэббера и Уилсона из Jaguar. [51] Из-за проблемы с давлением топлива Михаэль Шумахер остановил свой Ferrari на установочном круге на девятом повороте на второй минуте сессии, и маршалы убрали машину с трассы. [50] [51] [54] К заключительной тренировке температура воздуха и трассы повысилась. Круг Баррикелло с результатом 1:11.112 был самым быстрым, на 0,012 секунды быстрее, чем Трулли, занявший второе место. Михаэль Шумахер, Монтойя, Култхард, Райкконен, Панис, Уэббер, Ральф Шумахер и Алонсо занимали позиции с третьей по десятую. [55] Ральф Шумахер затормозил на восьмом повороте, проскользнул по мокрой траве и повредил правую сторону своей машины, ударившись о стенку покрышки . [50] [56] [57] Размахивание желтыми флагами ненадолго прервало деятельность на трассе. [58] У Да Матты отказал двигатель на 12-м повороте. [58] заливая маслом этот поворот и въезд на пит-лейн. [50]
Алонсо установил лучшее время круга - 1:12,079 в 15-минутной разминке, которая предшествовала финальной тренировке в переменную облачную погоду. [50] за ним следуют Монтойя, Панис, Райкконен, Баррикелло, Да Матта, Култхард, Ральф Шумахер и Уэббер. [59] Renault Трулли получил повреждения передней и правой стороны в результате двух незначительных аварий, из-за которых в конце сессии на 11-м повороте покрышка повредилась. [29] [50]
Квалификационный
[ редактировать ]состоялись две одночасовые квалификационные В пятницу и субботу во второй половине дня сессии. В турнирной таблице чемпионата мира среди водителей порядок бега определялся в первой сессии (от первой к последней), а во второй - наоборот (от самой медленной к самой быстрой). В каждой сессии каждый гонщик записывал один круг на время, когда на трассе не было других машин, а порядок старта определялся по самым быстрым кругам во второй сессии. [42] [43] Трасса была полностью сухой, вся резина с шин была удалена после ливня во время первой тренировки. [60] Дождь начал падать на IMS в середине первой квалификационной сессии и усилился, что заставило гонщиков быть осторожными; FIA разрешила использовать экстремальные дождевые шины до конца квалификации. [42] [61] Автомобили, обутые в Michelin , были более конкурентоспособными в этой сессии, чем автомобили, обутые в Bridgestone, потому что их новые передние шины лучше работали при более низких температурах. [62] Трулли, который был быстрее всех на приусадебном участке, [62] занял предварительную поул-позицию с результатом 1:09,566 круга, а Баррикелло стал вторым на 0,269 секунды медленнее. [63] Дождь не повлиял на Уэббера, и он изо всех сил старался выйти третьим. [60] Ральф Шумахер был четвертым после того, как слишком поздно затормозил для первого поворота из-за недостаточной поворачиваемости . Монтойя, пятый, слишком рано затормозил на некоторых поворотах, потеряв время. Култхард, шестой, проехал боком на 13-м повороте, прежде чем начать свой круг. Алонсо мешала недостаточная поворачиваемость, с которой лучше справлялись при малом запасе топлива, и он финишировал седьмым. [64] [65] Михаэль Шумахер промахнулся на выходе из первого поворота и занял восьмое место. [63] Райкконен, девятый, рано потерял контроль над своей машиной на круге, а Баттон, десятый, был последним гонщиком, на которого не повлиял дождь. [61] [64] [65] Да Матта был более быстрой Toyota на 11-м месте, опередив Джордана Физикеллы, занявшего 12-е место, из-за того, что трасса была слегка влажной на круге последнего. [65] Френтцен финишировал 13-м на сухих шинах после того, как большая часть трассы намокла на середине его круга. [60] [65] Панис, 14-й, увидел, как дождь на его коленях усилился. [64] Изменение условий застало врасплох Ника Хайдфельда из BAR из Sauber и Жака Вильнёва , которые заняли 15-е и 16-е места соответственно. Команда Фирмана, занявшего 17-е место, установила на его машину сверхдождевые шины. [65] Уилсон был 18-м, опередив пилота Minardi Николаса Кьезу , который пришел 19-м в своей первой мокрой сессии Формулы-1. [64] Товарищ Kiesa по команде Йос Ферстаппен был единственным гонщиком, который не установил время круга из-за проблемы с интерфейсом системы контроля тяги между электронным блоком управления и двигателем. Minardi вызвала Ферстаппена на пит-лейн, чтобы тот отказался от квалификационного круга. [63] [65]
Вторая квалификационная сессия прошла в сухую, теплую, переменную облачность. [50] [66] Райкконен стал 12-м гонщиком, установившим время. [67] и его круг 1:11.670 принес ему вторую поул-позицию в карьере. [52] [68] к нему присоединился В первом ряду стартовой решетки Баррикелло, который был на 0,124 секунды медленнее. [67] [69] Панис показал чистый результат, а его двигатель позволил ему достичь лучшего результата в квалификации Toyota на тот момент, заняв третье место. [29] [70] Монтойя подрезал бордюр , [71] большую часть круга он имел избыточную поворачиваемость, а износ шин стоил ему трех десятых секунды и опустил его на четвертое место. [72] Из-за чрезмерной поворачиваемости товарищ Монтойи по команде Ральф Шумахер занял пятое место, потеряв контроль над своей машиной на первом повороте после финиша круга. [67] У Алонсо, идущего шестым, были проблемы с управляемостью, из-за которых у него была избыточная и недостаточная поворачиваемость в поворотах трассы. [72] Феррари Михаэля Шумахера не хватало сцепления с дорогой и были проблемы с управляемостью, поскольку он, похоже, допускал небольшие ошибки водителя на пути к седьмому месту. [52] [72] Незначительная избыточная поворачиваемость в четвертом повороте и недостаточная поворачиваемость в восьмом повороте оставили Култхарда восьмым. [72] Да Матта управлял для него запасной установкой Toyota после того, как его двигатель перегрелся во время прогрева. Он выехал на бордюр, чтобы увеличить скорость, и занял девятое место. Автомобиль Трулли был восстановлен механиками Renault, и он допустил незначительные ошибки на коленях, оставив его 10-м. [29] [67] [72] Баттон и Вильнёв из BAR квалифицировались на 11-м и 12-м местах соответственно, а команда скорректировала настройки, чтобы улучшить управляемость и сцепление своих машин. Хайдфельд был 13-м, когда его шины начали скрипеть в конце круга. [72] Jaguar Уэббера не хватало сцепления и баланса из-за того, что его машина была перегружена топливом, что привело к недостаточной поворачиваемости и финишированию 14-м. [29] [66] Френтцен, 15-й, промахнулся в шестом повороте и потерял время. [67] У машины Уилсона возникла недостаточная поворачиваемость из-за изменившихся условий трассы, и он квалифицировался 16-м. Товарищи по команде Джордана Физикелла и Фирман финишировали 17-м и 18-м соответственно из-за недостаточного сцепления с дорогой на их машинах с дождевой установкой. [72] Товарищи по команде Minardi Ферстаппен (19-е место) и Киеса (20-е место) выполнили стартовый порядок: обе машины имели большой запас топлива, что привело к значительной избыточной поворачиваемости и плохой управляемости задней частью. [66] [72]
Квалификационная классификация
[ редактировать ]Поз. | Нет. | Водитель | Конструктор | Время 1 квартала | Время второго квартала | Зазор |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 6 | Кими Райкконен | Макларен - Мерседес | 1:10.756 | 1:11.670 | |
2 | 2 | Рубенс Баррикелло | Феррари | 1:09.835 | 1:11.794 | +0.124 |
3 | 20 | Оливье Панис | Тойота | 1:17.666 | 1:11.920 | +0.250 |
4 | 3 | Хуан Пабло Монтойя | Уильямс – БМВ | 1:10.372 | 1:11.948 | +0.278 |
5 | 4 | Ральф Шумахер | Уильямс – БМВ | 1:10.222 | 1:12.078 | +0.408 |
6 | 8 | Фернандо Алонсо | Рено | 1:10.556 | 1:12.087 | +0.417 |
7 | 1 | Михаэль Шумахер | Феррари | 1:10.736 | 1:12.194 | +0.524 |
8 | 5 | Дэвид Култхард | Макларен - Мерседес | 1:10.450 | 1:12.297 | +0.627 |
9 | 21 | Криштиану да Матта | Тойота | 1:11.949 | 1:12.326 | +0.656 |
10 | 7 | Ярно Трулли | Рено | 1:09.566 | 1:12.566 | +0.896 |
11 | 17 | Дженсон Баттон | БАР – Хонда | 1:11.847 | 1:12.695 | +1.025 |
12 | 16 | Жак Вильнев | БАР – Хонда | 1:18.547 | 1:13.050 | +1.380 |
13 | 9 | Ник Хайдфельд | Заубер – Петронас | 1:17.768 | 1:13.083 | +1.413 |
14 | 14 | Марк Уэббер | Ягуар - Косворт | 1:10.081 | 1:13.269 | +1.599 |
15 | 10 | Хайнц-Харальд Френтцен | Заубер – Петронас | 1:13.541 | 1:13.447 | +1.777 |
16 | 15 | Джастин Уилсон | Ягуар - Косворт | 1:19.491 | 1:13.585 | +1.915 |
17 | 11 | Джанкарло Физикелла | Джордан – Форд | 1:12.227 | 1:13.798 | +2.128 |
18 | 12 | Ральф Фирман | Джордан – Форд | 1:19.383 | 1:14.027 | +2.357 |
19 | 19 | Йос Ферстаппен | Минарди – Косворт | Нет времени | 1:15.360 | +3.690 |
20 | 18 | Николас Киеса | Минарди – Косворт | 1:21.973 | 1:15.644 | +3.974 |
Источники: [73] [74] [75] |
Раса
[ редактировать ]Гонка началась в 13:00 по местному времени перед примерно 120 000 зрителей. [1] [76] Перед гонкой на трассу пошел кратковременный ливень, который внезапно перерос в сильный дождь с градом, в результате чего трасса стала влажной, а затем высохла. [77] [78] Погода была пасмурной, температура окружающей среды составляла от 13 до 17 ° C (от 55 до 63 ° F), а температура на трассе - от 16 до 20 ° C (от 61 до 68 ° F); [29] [79] Прогнозировалась 30-процентная вероятность дождя. [80] Каждый гонщик стартовал на составных шинах для сухой погоды. [81] Когда пять красных огней погасли, чтобы начать гонку со старта с места , Райкконен чисто стартовал и удержал лидерство в первом повороте. [82] [83] [84] Панис обогнал медленно стартующего Баррикелло и вышел с третьего на второе место, поскольку у последнего произошел сбой при автоматическом переключении передач, который побудил его переключать передачи вручную. [82] [85] В девятом повороте Киеса столкнулся с Фирманом сзади и совершил внеплановый пит-стоп для замены переднего антикрыла. [76] [79] Михаэль Шумахер переместился с седьмого на четвертое место, а Монтойя скатился с четвертого на седьмое еще до конца первого круга. [83]
К концу первого круга Райкконен опередил Паниса на 1,6 секунды, третьим стал Ральф Шумахер. [82] Култхард обогнал Баррикелло на внутренней стороне на первом повороте и стал пятым. [81] [86] На втором круге на некоторых участках трассы пошел небольшой дождь. [82] Ральф Шумахер использовал большую мощность своего двигателя, чтобы обогнать Паниса и стать вторым на главной прямой и начать третий круг. Монтойя был рядом с Баррикелло и вошел в его внутреннюю часть после торможения перед комплексом поворотов на главной прямой. [86] [87] Во втором повороте они были рядом друг с другом, когда Баррикелло столкнул Монтойю на обочину. Это привело к столкновению правого переднего колеса Монтойи и левого заднего колеса Баррикелло, в результате чего Баррикелло попал в гравийную ловушку и ушел на пенсию. [78] [86] Монтойя опустился на восьмое место, уступив обоим Renault. [81] Он обогнал Трулли и занял седьмое место на четвертом круге, а Михаэль Шумахер обогнал Паниса. [82]
Паниса В начале пятого круга Михаэль Шумахер вышел из слипстрима и обогнал его внутри центра главной прямой, зайдя в первый поворот и заняв третье место. [79] [82] [87] Когда он завершил обгон, на первом и втором поворотах размахивали желтыми флагами, помогая вывести машину Баррикелло с гравия. [82] [87] После того, как McLaren проверила показания камеры, Деннис поговорил с директором гонки по поводу паса, но стюарды FIA не наказали Михаэля Шумахера штрафом за проезд, постановив, что он завершил маневр незадолго до въезда в зону желтого флага. [88] [89] McLaren и Williams не опротестовали это решение. [90] На том же круге дождь усилился, что позволило Алонсо обогнать Култхарда и занять пятое место. [79] [82] Панис был первым лидером, сделавшим пит-стоп для промежуточных шин в конце шестого круга, поскольку дождь усилился. Панис опустился на 15-е место, отстав на семь секунд от выхода из стойла. [81] [82] [87]
Из-за ошибки Алонсо на этом круге он отстал от Култхарда и Монтойи. [82] Михаэль Шумахер уступил третье место на внутренней прямой на главной прямой Култхарду на седьмом круге, поскольку его рифленые шины Bridgestone работали хуже, чем Michelins, в меняющихся условиях трассы. Вскоре после этого Монтойя предпринял неудачную попытку обогнать Михаэля Шумахера. [78] [79] [87] Монтойя обогнал Михаэля Шумахера и занял четвертое место на выходе из 13-го поворота на седьмом круге, когда дождь начал немного утихать. Затем Михаэль Шумахер проиграл Алонсо пятым. Трасса начала высыхать с восьмого круга, когда стюарды объявили, что Монтойя находится под следствием из-за инцидента с Баррикелло на третьем круге и, возможно, обгона более медленной машины с желтыми флагами. Водители, делавшие пит-стопы на дождевых шинах, по мере высыхания трассы делали дополнительные пит-стопы, чтобы переключиться на сухие составные шины. [81] [82]
Ральф Шумахер начал приближаться к лидеру гонки Райкконену на 10-м круге, отставая от него на секунду к 14-му кругу. [79] Култхард, Монтойя и Алонсо отставали друг от друга, поскольку все трое боролись за третье место, а трасса теперь полностью сухая. [81] в гонке Михаэль Шумахер установил лучший результат - 1:11,473 на 13-м круге. [76] На 15-м круге Монтойя обогнал Култхарда и стал третьим на первом повороте. [79] прежде чем Алонсо обогнал Култхарда и занял четвертое место тремя поворотами позже. [81] В конце этого круга Ральф Шумахер сделал свой первый запланированный пит-стоп. Он вернулся на трассу 12-м. [82] На 17-м круге между вторым и третьим поворотами на Култхарда давил Михаэль Шумахер. [79] Когда круг закончился, Монтойя и Култхард сделали первые пит-стопы для проверки топлива и шин. [81] Монтойя потерял время, когда сопло заправочного шланга не удалось прикрепить с первого раза, что потребовало переключения на резервную систему. [78] [87] Он отстал от Култхарда и занял 11-е место. [82]
На 18-м круге на трассу вернулся небольшой дождь, который на следующем круге усилился. [82] Из-за этого автомобилями было трудно управлять, и менеджеры команд пытались смягчить последствия меняющихся условий, предсказывая, останется ли трасса мокрой или сухой. [91] Алонсо, Райкконен и Михаэль Шумахер делали пит-стопы, чтобы оставаться на шинах для сухой погоды на кругах с 18 по 20. Из-за активности на пит-лейне Уэббер лидировал в гонке на протяжении двух кругов, Баттон был вторым, а Уилсон третьим, поскольку дождь продолжал усиливаться. стать тяжелее. На 21-м круге Баттон потерял контроль над своей машиной на мокрой трассе, а Уилсон вышел на второе место, поскольку гонщики начали останавливаться из-за дождевых шин. [82] [87] Михаэль Шумахер, предложивший перейти на дождевые шины во время своего первого пит-стопа, [85] Браун попросил его выйти на пит-лейн для замены промежуточных шин на 22-м круге. [29] [81] Проанализировав видеозапись, стюарды наложили на Монтойю штраф за проезд, решив, что он стал причиной аварии с Баррикелло. [83] [91] [90]
Ральф Шумахер остался на трассе еще на один круг из-за отсутствия связи по радио со своей командой. [86] [87] Он потерял сцепление с дорогой на мокрой траве и врезался спиной в покрышку восьмого поворота. [78] [79] Он сошел с дистанции из-за повреждения задней подвески на выезде из поворота. [79] [81] Видимость Уэббера была ограничена из-за того, что его козырек запотел, и он потерял контроль над своим Jaguar на сухих шинах. [76] [87] Он врезался в покрышку восьмого поворота передней частью своей машины и сошел с дистанции. [79] Монтойя отбыл штраф за проезд на 22-м круге, а Култхард лидировал на один круг, прежде чем сойти с трассы. [82] [87] Баттон и Френтцен больше всего выиграли от дождя, поскольку на первых пит-стопах они перешли на дождевые шины и удерживали первое и второе места. [82] [86] Михаэль Шумахер опережает лидеров. [90] На 23-м круге Монтойя вылетел с трассы на восьмом повороте и выехал на траву перед очередным пит-стопом на дождевых шинах, опустившись на 11-е место. [79] [81] [82] Баттон начал отрываться от Френтцена на втором месте, поскольку шины Bridgestone превзошли Michelins на мокрой дороге. Уилсон опустился с третьего на шестое место за три круга, когда его обогнали Райкконен, Михаэль Шумахер и Алонсо. [79] [82] [90]
На 28-м круге Михаэль Шумахер обогнал Райкконена в конце заднего поворота прямо в восьмом повороте и стал третьим, когда дождь утих. Панис потерял контроль над своей Toyota и два круга спустя врезался в стену из покрышек на седьмом повороте, завершив гонку. Култхард продолжил движение на сухих шинах после того, как вылетел с трассы на восьмом повороте на 32-м круге. [29] [79] [81] На 33-м круге Михаэль Шумахер догнал Френтцена и без особой защиты обогнал его в конце задней прямой и занял второе место, так что он смог начать приближаться к лидеру гонки Баттону. [81] [82] [90] Он вылетел за пределы гоночной трассы на следующем повороте, но остался вторым. [78] Два круга спустя Хайдфельд обогнал Алонсо на восьмом повороте и стал пятым. [29] [82] Михаэль Шумахер приблизился к Баттону и обогнал его с внутренней стороны и стал лидером гонки на первом повороте на 38-м круге. Он начал постепенно отрываться от Баттона, поскольку гонщики начали делать больше пит-стопов, чтобы перейти на сухие составные шины. [82] [83] На 42-м круге Баттон съехал на обочину главной прямой, из его двигателя валил дым из-за потери гидравлического давления. [79] [83] что-то, о чем BAR знал, но не смог исправить. [85] Его выход на пенсию поднял Френтцена на вторую позицию, Хайдфельда на третью, а Райкконена на четвертую. [82] Дым валил из двигателя Алонсо между восьмым и девятым поворотами, вынудив его сойти с дистанции на 47-м круге. Михаэль Шумахер сделал свой третий пит-стоп из-за топлива и сухих шин в конце 48-го круга, что дало Френтцену лидерство в гонке. [79]
Френтцен сделал свой второй пит-стоп для топлива и шин по завершении 49-го круга и вернулся в гонку третьим. [81] [82] Култхард сошел с дистанции в гараже McLaren через один круг из-за отказа блока управления коробкой передач. [29] [79] [85] Хайдфельд сделал свой последний пит-стоп на 51-м круге, опустившись на четвертое место и переместив своего товарища по команде Френтцена на второе, а Райкконена на третье, который приближался к Френтцену. [81] [82] Фирман потерял контроль над своей машиной в седьмом повороте на 53-м круге после того, как на седьмом повороте врезался в пластиковый бордюр. Он сошел с гонки из-за проблем с передним колесом и топливом. [76] [85] Более медленная машина Физикеллы задержала Френтцена, позволив Райкконену сократить отставание и обогнать его на внутренней стороне, выйдя на второй поворот в начале 55-го круга. [81] [83] Восемь кругов спустя Трулли догнал и обогнал Хайдфельда, заняв четвертое место. [81] [82] Вильнев сошел с дистанции на 66-м круге, из-за дыма и огня из задней части его машины на восьмом повороте. [79] завершив возможную дуэль с Уилсоном за восьмое место. [78] Два круга спустя Монтойя использовал слипстрим Хайдфельда и обогнал Физикеллу, заняв шестое место. [78] [81]
Михаэль Шумахер лидировал на последних 24 кругах и одержал свою шестую победу в сезоне и 70-ю в карьере. Райкконен финишировал вторым на 18,2 секунды позже, а Френтцен финишировал третьим, что стало его первым результатом на подиуме после Гран-при США 2000 года. [79] Трулли был четвертым, а Хайдфельд финишировал пятым, что стало его лучшим результатом в сезоне. Монтойя финишировал шестым на круге, опередив Физикеллу седьмым, что стало его вторым результатом в сезоне после победы на Гран-при Бразилии . [76] Несмотря на то, что во время пит-стопа он переехал механика Jaguar, Уилсон финишировал восьмым, что принесло ему первое в карьере чемпионское очко. [76] [92] Да Матта финишировал девятым после отбытия штрафа за проезд, наложенного стюардами за превышение скорости на пит-лейн. Команда Minardi, состоящая из Ферстаппена и Кьезы, финишировала 10-й и 11-й, отстав на четыре круга. Уровень отсева был высоким: только 11 из 20 стартовавших завершили гонку. [76] [79]
После гонки
[ редактировать ]Трое лучших гонщиков вышли на подиум, чтобы забрать свои трофеи, и пообщались со СМИ на последующей пресс-конференции. [43] Михаэль Шумахер признал, что шины сыграли свою роль в конечном результате, и заявил, что его не удивил финиш в тройке лучших, поскольку он знал, что будет выигрывать позиции независимо от своей стартовой позиции. [93] Райкконен сказал, что проиграл гонку из-за изменившихся погодных условий, и признался, что был немного разочарован тем, что финишировал вторым, добавив: «Я боролся изо всех сил. Мы заняли только второе место. Конечно, оно не самое лучшее, потому что Михаэль выиграл. , и мы заняли второе место в чемпионате». [93] Френтцен был в восторге от финиша третьим, несмотря на то, что частые финиши на подиуме не были целью его команды на сезон, и он заявил, что решил попросить свою команду перейти на шины для влажной погоды после того, как взглянул на небо и предсказал длительный период дождя. . [93]
Поскольку он был расстроен тем, что его исключили из борьбы за титул, Монтойя не разговаривал с прессой сразу после гонки. [94] [95] Четыре дня спустя он сказал, что ему потребовалось два дня, чтобы осознать, что он не сможет выиграть чемпионат и что он мог бы финишировать вторым или третьим без штрафа за проезд. [94] Просмотрев видеозапись аварии на третьем круге, Баррикелло почувствовал, что дал Монтойе достаточно места, сказав: «Я вошел в поворот и внезапно почувствовал удар. Я дал ему место во втором повороте, когда он бежал по трассе. снаружи, просто надеясь на лучшее сцепление с дорогой». [96] Трулли обвинил свое плохое выступление в квалификации в том, что ему не удалось финишировать лучше, но он чувствовал, что его машина улучшалась на протяжении всей гонки, и атаковал независимо от условий. [97] Баттон назвал свой сход на 42-м круге «худшим чувством» в своей карьере: «Когда дела идут хорошо, и у тебя внезапно возникает такая проблема, это кошмар. Прошло уже четыре года, а у нас до сих пор не было подиума». [98]
По словам директора Michelin по автоспорту Пьера Дюпаскье , компании необходимо улучшить свои дождевые шины в межсезонье, поскольку они медленнее, чем шины Bridgestone во влажных условиях: «Извлеченные уроки помогут нам улучшить наши универсальные характеристики, и это будет отличный источник мотивации». [99] По словам Брауна, погода сыграла решающую роль в победе в гонке. [86] тогда как главный инженер Williams Сэм Майкл сказал, что его команда допустила множество ошибок в своей стратегии и что они их рассмотрят. [100] Уилсон был рад получить свои первые очки в карьере в гонке, объяснив свое восьмое место гоночной стратегией своей команды и пит-стопами: «Это были тяжелые несколько месяцев для меня, но я знал, что в какой-то момент моя удача изменится. " [101] Физикелла заявил, что его седьмое место было положительным, потому что Джордан не ожидал, что выиграет очки, учитывая темп машины и стартовую позицию. [102] Ферстаппен обвинил Фирмана в том, что тот лишил его чемпионского очка. [103]
Победа Михаэля Шумахера позволила ему опередить Райкконена на девять очков в чемпионате мира среди пилотов, набрав 92 очка против 83 очков последнего. [10] Монтойя отставал от Михаэля Шумахера на 10 очков, а финиш шестым означал, что он математически выбыл из борьбы за титул. Поскольку и Ральф Шумахер, занявший четвертое место, и Баррикелло, занявший пятое место, не смогли финишировать в гонке, ни один из них не улучшил свое общее количество очков. [10] [76] Ferrari вернула себе лидерство в Кубке конструкторов, набрав 147 очков, что на три больше, чем у предыдущего лидера Williams. McLaren заняла третье место с 128 очками, а Renault четвертое с 84 очками. [10] [84] Sauber набрала десять очков, увеличив их общее количество до 19, переместив их с девятого на пятое место, оставив одну гонку в сезоне. [79] [92]
Классификация рас
[ редактировать ]Поз. | Нет. | Водитель | Конструктор | их | Круги | Время/Пенсионер | Сетка | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | Михаэль Шумахер | Феррари | Б | 73 | 1:33:35.997 | 7 | 10 |
2 | 6 | Кими Райкконен | Макларен - Мерседес | М | 73 | +18.258 | 1 | 8 |
3 | 10 | Хайнц-Харальд Френтцен | Заубер - Петронас | Б | 73 | +37.964 | 15 | 6 |
4 | 7 | Ярно Трулли | Рено | М | 73 | +48.329 | 10 | 5 |
5 | 9 | Ник Хайдфельд | Заубер - Петронас | Б | 73 | +56.403 | 13 | 4 |
6 | 3 | Хуан Пабло Монтойя | Уильямс - БМВ | М | 72 | +1 круг | 4 | 3 |
7 | 11 | Джанкарло Физикелла | Джордан - Форд | Б | 72 | +1 круг | 17 | 2 |
8 | 15 | Джастин Уилсон | Ягуар - Косворт | М | 71 | +2 круга | 16 | 1 |
9 | 21 | Криштиану да Матта | Тойота | М | 71 | +2 круга | 9 | |
10 | 19 | Йос Ферстаппен | Минарди - Косворт | Б | 69 | +4 круга | 19 | |
11 | 18 | Николас Киеса | Минарди - Косворт | Б | 69 | +4 круга | 20 | |
Верно | 16 | Жак Вильнев | БАР - Хонда | Б | 63 | Двигатель | 12 | |
Верно | 12 | Ральф Фирман | Джордан - Форд | Б | 48 | Выделен | 18 | |
Верно | 5 | Дэвид Култхард | Макларен - Мерседес | М | 45 | Коробка передач | 8 | |
Верно | 8 | Фернандо Алонсо | Рено | М | 44 | Двигатель | 6 | |
Верно | 17 | Дженсон Баттон | БАР - Хонда | Б | 41 | Двигатель | 11 | |
Верно | 20 | Оливье Панис | Тойота | М | 27 | Несчастный случай | 3 | |
Верно | 14 | Марк Уэббер | Ягуар - Косворт | М | 21 | Вращаться | 14 | |
Верно | 4 | Ральф Шумахер | Уильямс - БМВ | М | 21 | Несчастный случай | 5 | |
Верно | 2 | Рубенс Баррикелло | Феррари | Б | 2 | Столкновение/вылет | 2 | |
Положение чемпионата после гонки
[ редактировать ]
|
|
- Примечание . В обе группы турнирной таблицы включены только пять лучших позиций.
- Жирный текст и звездочка обозначают участников, у которых еще был теоретический шанс стать чемпионом мира.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Гран-при США 2003 года» . ШиканаF1. Архивировано из оригинала 15 декабря 2023 года . Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Результаты Гран-при США 2003 года» . ЭСПН . Архивировано из оригинала 20 сентября 2010 года . Проверено 26 декабря 2023 г.
«Гран-при США 2003» . Мотоспорт . Архивировано из оригинала 25 сентября 2022 года . Проверено 26 декабря 2023 г. - ^ Jump up to: а б «Гран-при США SAP 2003» . Гонки-Справочник. Архивировано из оригинала 4 февраля 2022 года . Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ «Информация о погоде на «Гран-при США 2003 года» » . Альманах старых фермеров. Архивировано из оригинала 26 мая 2024 г. Проверено 25 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Предпоследнее испытание в легендарном Индианаполисе» . Motorsport.com . 26 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 г. . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Джеймс, Брант (25 сентября 2003 г.). «Формула-1 все еще крутится в США», Tampa Bay Times . п. 8С. Архивировано из оригинала 15 декабря 2023 года . Проверено 15 декабря 2023 г. - через Newspapers.com. .
- ^ «Пастрана будет участвовать в гонках поддержки Формулы-1 на Porsche в Индианаполисе» . Мир шоссейных гонок . 15 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 16 декабря 2023 г. . Проверено 16 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Герман, Стив (26 сентября 2003 г.). «Инди настроена на возможную схватку за титул чемпиона Формулы-1» . Санта-Мария Таймс . Ассошиэйтед Пресс . Архивировано из оригинала 15 декабря 2023 года . Проверено 15 декабря 2023 г. - через Newspapers.com. .
- ^ Jump up to: а б с д Армихо, Марк (26 сентября 2003 г.). «Шестой титул Шумахера может быть завоеван в Инди» . Республика Аризона . п. С16. Архивировано из оригинала 15 декабря 2023 года . Проверено 15 декабря 2023 г. - через Newspapers.com. .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Джонс, Брюс (2004). «Финальные столы 2003». Официальный спортивный путеводитель ITV: Чемпионат мира FIA Формулы-1 2004 года . Книги Карлтона . стр. 100–101. ISBN 1-84442-811-7 – через Интернет-архив.
- ^ Болдуин, Алан (24 сентября 2003 г.). «Анализ: 2-го места в Инди может быть достаточно для Шумахера» . Атлас Ф1 . Рейтер . Архивировано из оригинала 15 декабря 2023 года . Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ Рабджонс, Джефф (25 сентября 2003 г.). «Итог сезона Формулы-1 2003: несколько гонщиков борются за титул» . Звезда Индианаполиса . п. Р5. Архивировано из оригинала 15 декабря 2023 года . Проверено 15 декабря 2023 г. - через Newspapers.com. .
- ^ Jump up to: а б с «Соперникам за титул предстоит решающие испытания» . Автоспорт . 16 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 15 декабря 2023 г. Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ «Трио McLaren доминирует в Барселоне – день первый» . Атлас Ф1 . 16 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 16 декабря 2023 г. . Проверено 16 декабря 2023 г.
- ^ «Барселона, день 2: DC на высоте» . Автоспорт . 17 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 16 декабря 2023 г. . Проверено 16 декабря 2023 г.
- ^ «Монтойя все еще впереди в Сильверстоуне – день второй» . Атлас Ф1 . 17 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 16 декабря 2023 г. . Проверено 16 декабря 2023 г.
- ^ «Расписание испытаний – Барселона, Сильверстоун» . Формула Один . 16 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 29 ноября 2004 г. Проверено 16 декабря 2023 г.
- ^ «Шумахер снова самый быстрый в Хересе – день второй» . Атлас Ф1 . 17 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 16 декабря 2023 г. . Проверено 16 декабря 2023 г.
- ^ «Сентябрьское тестирование 2003 г.» . Атлас Ф1 . Архивировано из оригинала 16 декабря 2023 года . Проверено 16 декабря 2023 г.
- ^ «Шасси Arrows сияет в сравнительном тесте Minardi» . Атлас Ф1 . 16 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 16 декабря 2023 г. . Проверено 16 декабря 2023 г.
- ^ «Тесты Паниса для Toyota в Поль Рикаре» . Атлас Ф1 . 19 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 16 декабря 2023 г. Проверено 16 декабря 2023 г.
- ^ «Масса завершил тест в Монце за Ferrari» . Атлас Ф1 . 17 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 16 декабря 2023 г. . Проверено 16 декабря 2023 г.
- ^ «Бадоер продолжает испытания во Фьорано» . Атлас Ф1 . 19 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 16 декабря 2023 г. Проверено 16 декабря 2023 г.
- ^ «В этом году это что-то значит: Гран-при США станет решающим в чемпионате мира» . Автонеделя . 18 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 16 декабря 2023 г. . Проверено 16 декабря 2023 г.
- ^ «Монтойя говорит, что может выиграть титул без победы в Инди» . Автоспорт . Рейтер . 25 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 16 декабря 2023 г. . Проверено 16 декабря 2023 г.
- ^ «Райкконен: Я сделаю все возможное, чтобы победить» . Звезда . 24 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 16 декабря 2023 г. Проверено 16 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Гордон, Ян (26 сентября 2003 г.). «Гран-при США подчеркивает тактику команды, поскольку FIA занимает жесткую позицию» . Независимый . Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 года . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Болдуин, Алан (25 сентября 2003 г.). «Особенность: нет командных приказов, и это приказ» . Атлас Ф1 . Рейтер . Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 года . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Маккавеев, Владимир (ноябрь 2003 г.). «Гран При США: Мокрое дело» [Гран-при США: Мокрый бизнес] (PDF) . Журнал «Формула-1» (на русском языке) (11): 32–41 . Проверено 26 января 2024 г. - через Porsche Cars History.
- ^ Jump up to: а б Пиола, Джорджио (6 октября 2003 г.). «Уильямс Флипперс». Автоспринт (на итальянском языке): 38–39.
- ^ «Входной список» . USGP Инди. Архивировано из оригинала 1 октября 2003 года . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Грей, Уилл (26 сентября 2003 г.). «Водители Renault лидируют на пятничных тестах в Инди» . Атлас Ф1 . Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 года . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «Швед садится за руль Иордании» . Вестник Солнца . 24 сентября 2003 г. с. 072. Архивировано из оригинала 26 декабря 2023 года . Проверено 17 декабря 2023 г. - через Gale OneFile: News.
- ^ О'Нил Камминс, Марк (24 сентября 2003 г.). «Фирман уверен, что вернется в Индианаполис» . РТЭ Спорт . Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 года . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «Джордан ожидает, что Фирман примет участие в гонке в Индианаполисе» . Атлас Ф1 . 19 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 г. . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «Кнопка признана пригодной для участия в гонках в Инди» . Атлас Ф1 . 20 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 г. Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «Ральф поправляется, но Патрик травмирован!» . Автоспорт . 25 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 г. . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «Травмированный Шумахер пропустил Гран-при Италии» . ЭСПН . Рейтер . 16 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 г. . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «Формула-1 проигрывает воскресную разминку» . Би-би-си Спорт . 21 февраля 2003 года. Архивировано из оригинала 8 апреля 2003 года . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «Renault задала темп в дополнительных тренировках» . F1Racing.net . 26 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 8 ноября 2004 г. Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Частный тест: Трулли быстрее всех, но только» . Автоспорт . 26 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 г. . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Заметки о Гран-при США – пятница, 26 сентября» . USGP Инди. 26 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 23 декабря 2003 г. Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Доменжоз, Люк, изд. (2003). «Спортивный регламент». Ежегодник Формулы 1, 2003–04 гг . Бат, Сомерсет: Паррагон. стр. 220–221. ISBN 978-1-4054-2089-1 – через Интернет-архив.
- ^ «IMS объявляет об изменениях в расписании Гран-при США» . Атлас Ф1 . 18 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2023 г. Проверено 21 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Трулли быстрее всех на первой тренировке» . F1Racing.net . 26 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 8 ноября 2004 г. Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ Коллингс, Тимоти (26 сентября 2003 г.). «Пятничная свободная практика – Гран-при США» . Атлас Ф1 . Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 года . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Практика 1: вершины Трулли; лонжерон фар» . Автоспорт . 26 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 г. . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «Трулли быстрее всех на мокрой первой тренировке Гран-при США» . Motorsport.com . 27 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 г. Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «Ярно задает темп тренировок» . ИТВ-Ф1 . 26 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 28 сентября 2003 г. Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Заметки о Гран-при США – суббота, 27 сентября» . USGP Инди. 27 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 23 декабря 2003 г. Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Первая субботняя свободная практика – Гран-при США» . Атлас Ф1 . 27 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 г. Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Коллингс, Тимоти (28 сентября 2003 г.). «Шумахер затмился» . «Санди телеграф» . п. Спорт 7 . Проверено 21 декабря 2023 г. - через Newspapers.com. .
- ^ «Трулли доминирует на ранних тренировках, а Шуми останавливается» . F1Racing.net . 27 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 8 ноября 2004 г. Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Практика 2: Трулли снова самый быстрый» . Автоспорт . 27 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 г. Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ Коллингс, Тимоти (27 сентября 2003 г.). «Вторая свободная практика в субботу – Гран-при США» . Атлас Ф1 . Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 года . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «Практика 3: Баррикелло понижает в должности Трулли» . Автоспорт . 27 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 г. Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «Баррикелло ведет заключительную тренировку» . F1Racing.net . 27 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 8 ноября 2004 г. Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Баррикелло впереди после субботних тренировок на Гран-при США» . Motorsport.com . 29 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 г. Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «Время субботней разминки – Гран-при США» . Атлас Ф1 . 27 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 г. Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Квалификация 1: Трулли правит королем Инди» . Автоспорт . 26 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 19 декабря 2023 г. Проверено 19 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Чистая зачистка Трулли» . ИТВ-Ф1 . 27 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 8 октября 2003 г. Проверено 18 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Кэвин, Курт (27 сентября 2003 г.). «Соперники отстают под дождем» . Звезда Индианаполиса . п. Д1, Д10 . Архивировано из оригинала 21 декабря 2023 года . Проверено 21 декабря 2023 г. - через Newspapers.com. .
- ^ Jump up to: а б с Грей, Уилл (26 сентября 2003 г.). «Трулли самый быстрый в первой квалификации – Гран-при США» . Атлас Ф1 . Архивировано из оригинала 18 декабря 2023 года . Проверено 18 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Гран-при США – пятница – квалификационный отчет – Трулли берет предварительный поул» . GrandPrix.com . 26 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 28 сентября 2003 г. Проверено 18 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Свободная практика и первые квалификационные сессии» . Международная автомобильная федерация . 26 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 21 октября 2003 г. Проверено 18 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Разминка и квалификация» . Международная автомобильная федерация . 27 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 21 октября 2003 г. Проверено 18 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Кими претендует на поул на Гран-при США» . Motorsport.com . 29 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 19 декабря 2023 г. Проверено 19 декабря 2023 г.
- ^ Кэвин, Курт (28 сентября 2003 г.). «Райкконен берет поул и показывает, что он все еще в гонке» . Звезда Индианаполиса . стр. Р1, Р7 . Архивировано из оригинала 21 декабря 2023 года . Проверено 21 декабря 2023 г. - через Newspapers.com. .
- ^ «Квалификация: Райкконен вырвался на поул» . Автоспорт . 26 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 19 декабря 2023 г. Проверено 19 декабря 2023 г.
- ^ «Лучшее за всю историю Toyota» . ИТВ-Ф1 . 27 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 29 сентября 2003 г. Проверено 19 декабря 2023 г.
- ^ «Кими занимается бизнесом» . ИТВ-Ф1 . 27 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 29 сентября 2003 г. Проверено 25 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Гран-при США – суббота – квалификационный отчет – вытаскивание кроликов из шляп…» GrandPrix.com . 27 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 9 декабря 2003 г. Проверено 18 декабря 2023 г.
- ^ «Гран-при США 2003 – квалификация 1» . Formula1.com . Архивировано из оригинала 31 января 2023 года . Проверено 26 декабря 2023 г.
- ^ «Гран-при США 2003 – квалификация 2» . Formula1.com . Архивировано из оригинала 10 июня 2023 года . Проверено 26 декабря 2023 г.
- ^ «Гран-при США 2003 – квалификация» . Статистика автоспорта . 30 октября 2019 года. Архивировано из оригинала 2 сентября 2020 года . Проверено 30 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Кэвин, Курт (29 сентября 2003 г.). «Официальные результаты» . Звезда Индианаполиса . п. Р5. Архивировано из оригинала 24 декабря 2023 года . Проверено 23 декабря 2023 г. - через Newspapers.com. .
- ^ «Краткий душ в Индианаполисе» . F1Racing.net . 28 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 1 декабря 2004 г. Проверено 24 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Гран-при США 2003 – Шумахер ушел, чтобы доказать свою точку зрения» . Крушение . 28 сентября 2003 г. с. 2 . Архивировано из оригинала 11 декабря 2003 года . Проверено 21 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в «Заметки о Гран-при США – воскресенье, 28 сентября» . USGP Инди. 28 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 28 ноября 2003 г. Проверено 20 декабря 2023 г.
- ^ «Воскресная погода – впереди холодная и влажная гонка?» . Formula1.com . 28 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 6 июня 2004 г. Проверено 24 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р «Гран-при США, как это было» . Би-би-си Спорт . 28 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 3 октября 2003 г. Проверено 21 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Элизаде, Пабло (1 октября 2002 г.). «Обзор Гран-при США 2003 года» . Атлас Ф1 . 9 (40). Архивировано из оригинала 24 декабря 2023 года . Проверено 20 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Рабджонс, Джефф (29 сентября 2003 г.). «Разрыв гонки» . Звезда Индианаполиса . п. Р4. Архивировано из оригинала 24 декабря 2023 года . Проверено 23 декабря 2023 г. - через Newspapers.com. .
- ^ Jump up to: а б Коллингс, Тимоти (29 сентября 2003 г.). «Шумахер выдержал шторм и завоевал рекордный шестой титул» . «Дейли телеграф» . п. С1. Архивировано из оригинала 25 декабря 2023 года . Проверено 25 декабря 2023 г. - через Newspapers.com. .
- ^ Jump up to: а б с д и «Избранные цитаты воскресенья – Гран-при США» . Атлас Ф1 . 28 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2023 г. Проверено 24 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Гран-при США: Шумахер претендует на титульную инициативу и одерживает доминирующую победу» . Автоспорт . 28 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2023 г. Проверено 20 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Результаты Гран-при, Гран-при США, 2003 год… Пока толстая леди не поет» . GrandPrix.com . 28 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 5 февраля 2004 г. Проверено 18 декабря 2023 г.
- ^ Кэмерон, Дэвид (28 сентября 2003 г.). «ФИА: Шумахер не обгонял под желтым» . Атлас Ф1 . Архивировано из оригинала 24 декабря 2023 года . Проверено 24 декабря 2023 г.
- ^ «Фотодоказательства оправдывают Шуи» . ИТВ-Ф1 . 2 октября 2003 г. Архивировано из оригинала 21 марта 2004 г. Проверено 24 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Тремейн, Дэвид (29 сентября 2003 г.). «Мастер дождя Шумахер на пороге истории» . Независимый . п. 30. Архивировано из оригинала 25 декабря 2023 года . Проверено 25 декабря 2023 г. - через Newspapers.com. .
- ^ Jump up to: а б Генри, Алан (29 сентября 2003 г.). «Шумахеру нужно одно очко для рекордного шестого титула» . Хранитель . п. С16. Архивировано из оригинала 25 декабря 2023 года . Проверено 25 декабря 2023 г. - через Newspapers.com. .
- ^ Jump up to: а б «Обзор гонки – Шумахер завоевал шестой титул» . Formula1.com . 28 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 2 октября 2003 г. Проверено 25 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Пресс-конференция после гонки – Гран-при США» . Атлас Ф1 . 28 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2023 г. Проверено 24 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «ДжПМ: Это был большой удар» . ИТВ-Ф1 . 2 октября 2003 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2003 г. Проверено 24 декабря 2023 г.
- ^ Смит, Секу (29 сентября 2003 г.). «Монтойя мало что может сказать о расовой принадлежности» . Звезда Индианаполиса . п. Р7. Архивировано из оригинала 24 декабря 2023 года . Проверено 24 декабря 2023 г. - через Newspapers.com. .
- ^ «Баррикелло: Я дал Монтойе достаточно места» . Автоспорт . 29 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2023 г. Проверено 24 декабря 2023 г.
- ^ «Трулли винит плохую квалификацию в отсутствии подиума» . Атлас Ф1 . 28 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2023 г. Проверено 24 декабря 2023 г.
- ^ «Кнопка: Худшее чувство после выхода Инди на пенсию» . Атлас Ф1 . 28 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2023 г. Проверено 24 декабря 2023 г.
- ^ «Дюпаскье: Мы усвоили урок» . Автоспорт . 29 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2023 г. Проверено 24 декабря 2023 г.
- ^ «Уильямс признается в «множестве ошибок» » . Атлас Ф1 . 28 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 28 декабря 2004 г. Проверено 24 декабря 2023 г.
- ^ «Уилсон доволен первым пунктом» . Автоспорт . 28 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2023 г. Проверено 24 декабря 2023 г.
- ^ «Физикелла приветствует неожиданные очки» . Атлас Ф1 . 28 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2023 г. Проверено 24 декабря 2023 г.
- ^ «Ферстаппен обвиняет Фирмана в промахе первого очка» . Атлас Ф1 . 28 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 22 декабря 2004 г. Проверено 24 декабря 2023 г.
- ^ «Гран-при США 2003» . Formula1.com . Formula1.com Limited. Архивировано из оригинала 15 марта 2023 года . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «США 2003 – Чемпионат» . СтатистикаF1 . Архивировано из оригинала 21 марта 2019 года . Проверено 21 марта 2019 г.
39 ° 47'42 "с.ш. 86 ° 14'05" з.д. / 39,79500 ° с.ш. 86,23472 ° з.д.