Гран-при Бразилии 2003 года.
Гран-при Бразилии 2003 года. | |||||
---|---|---|---|---|---|
Гонка 3 из 16 на чемпионате мира Формулы-1 2003 года.
| |||||
![]() | |||||
Подробности гонки [1] [2] | |||||
Дата | 6 апреля 2003 г. | ||||
Официальное название | XXXII Гран-при Бразилии. | ||||
Расположение | Автодром Хосе Карлоса Паче , Сан-Паулу , Бразилия | ||||
Курс | Постоянный гоночный комплекс | ||||
Продолжительность курса | 4,309 км (2,677 миль) | ||||
Расстояние | 54 круга, 232,656 км (144,566 миль) | ||||
Запланированное расстояние | 71 круг, 305,909 км (190,083 мили) | ||||
Погода | Дождливо: 20 ° C (68 ° F) | ||||
Поул-позиция | |||||
Водитель | Феррари | ||||
Время | 1:13.807 | ||||
Самый быстрый круг | |||||
Водитель | ![]() | Феррари | |||
Время | 1:22.032 — 46-й круг. | ||||
Подиум | |||||
Первый | Джордан - Форд | ||||
Второй | Макларен - Мерседес | ||||
Третий | Рено | ||||
Лидеры круга |
Гран -при Бразилии 2003 года — автогонка Формулы-1 , проходившая 6 апреля 2003 года на автодроме Хосе Карлоса Паче (Интерлагос). Это был третий этап чемпионата мира Формулы-1 2003 года , 32-й Гран-при Бразилии и 700-й этап чемпионата мира Формулы-1.
Планировалось, что гонка будет длиться 71 круг, но была остановлена на 56-м круге после того, как трасса была заблокирована двумя крупными авариями. Из-за путаницы в выборе времени для красного флага победа первоначально была присуждена Кими Райкконену из McLaren , Джанкарло Физикелла из Иордании занял второе место, а Фернандо Алонсо из Renault - третьим. Однако после апелляции команды Иордании после гонки, которая в конечном итоге была рассмотрена в суде, было установлено, что Физикелла лидировал на момент объявления результатов гонки, и ему была присуждена победа, а Райкконен опустился на второе место. Алонсо остался на третьем месте; в то время он пропустил церемонию подиума, поскольку ему оказывалась медицинская помощь. Его посетили 120 000 зрителей.
Эта гонка стала первой победой Физикеллы на Гран-при. Это также была четвертая и последняя победа Джордана и 200-й Гран-при команды. [3] Это была первая победа двигателя Ford со времен Гран-при Европы 1999 года и первая победа итальянского гонщика с тех пор, как Риккардо Патрезе выиграл Гран-при Японии 1992 года . Это также была последняя победа автомобиля с двигателем Ford на сегодняшний день и последний раз, когда Гран-при Бразилии проводился во время первых этапов сезона Формулы-1.
Фон
[ редактировать ]
2003 года Гран-при Бразилии стал третьей из шестнадцати запланированных автогонок чемпионата мира Формулы-1 2003 года , 32-го этапа и 700-го этапа чемпионата мира Формулы-1. Это произошло на 15-поворотном автодроме Хосе Карлоса Паче протяженностью 4,309 км (2,677 миль) в бразильском городе Сан-Паулу 6 апреля 2003 года. [1] большую нагрузку и перегрузку . Неровная трасса оказывала водителю [4] Чтобы компенсировать движение автомобилей по неровной поверхности, команды использовали компьютерную программу, встроенную в шасси, чтобы реконструировать каждое движение в условиях волнистости. [5] В соответствии с Международной автомобильной федерации постановлением шин (FIA; руководящий орган Формулы-1), двум поставщикам Формулы-1 — Bridgestone и Michelin — использовать на каждую гонку один состав шин для влажной погоды, чтобы снизить эксплуатационные расходы: [2] [6] Michelin представила полные дождевые гонки, а Bridgestone — промежуточные. [7]
После победы на Гран-при Малайзии двумя неделями ранее McLaren пилот Кими Райкконен возглавил чемпионат мира среди пилотов с 16 очками , опередив на шесть очков своего товарища по команде Дэвида Култхарда, занявшего второе место. Хуан Пабло Монтойя из Williams , Ferrari гонщик Рубенс Баррикелло и Фернандо Алонсо из Renault делят третье место с восемью очками каждый. [8] В Кубке конструкторов McLaren лидировала с 26 очками; Ferrari и Renault разделили второе место с 16 очками. Williams отставал еще на два очка, заняв четвертое место, а Sauber , занявший пятое место, имел четыре очка. [8] После гонки 2002 года организаторы гонки вложили 1,7 миллиона долларов в замену покрытия 1 км (0,62 мили) поверхности трассы, пытаясь уменьшить ее неровности, перестроили дренажную систему и ввели зоны стока на первых семи поворотах. [9]
Готовясь к гонке, большинство команд провели сезонные тестовые сессии на трассе Каталонии (теперь она называется трассой Барселона-Каталония) в Испании с 25 по 28 марта 2003 года и работали над изменением аэродинамических характеристик своих автомобилей. Sauber и Williams оценили обновленные компоненты шасси, а обе команды оценили выбор составов шин, использованных на Гран-при Малайзии, оптимизируя настройки своих автомобилей, чтобы они лучше подходили к ним. [10] Круг в 1 минуту и 17,288 секунды стал лучшим результатом тест-пилота Williams Марка Жене в первый день. [11] Педро де ла Роса , пилот-испытатель McLaren, установил лучшее время второго дня - 1 минуту и 15,506 секунды. [10] из Williams Ральф Шумахер установил самый быстрый круг в третий день, снизив общее лучшее время до 1 минуты 15,352 секунды. [12] В последний день (утром проходил сильный дождь, а большую часть дня светило солнце) Ральф Шумахер оставался лучшим в общем зачете с временем круга 1 минута 17,591 секунды. [13] Toyota Пилот-испытатель Рикардо Зонта водил Toyota TF102B три дня на трассе Поль Рикар, оценивая ее шины. [13]
Действующий чемпион мира среди пилотов Михаэль Шумахер из Ferrari подвергся критике со стороны немецкой и итальянской прессы за некачественное начало сезона. Шумахер сказал, что ожидает критики и считает, что Ferrari будет иметь преимущество на трассах, которые подходят его команде лучше, чем другие. [14] «Первые две гонки не слишком хороши. Тем не менее, мы получили восемь очков в этих не очень хороших для нас гонках, и наше время еще придет». [15] Райкконен, лидер чемпионата пилотов, сказал, что он подойдет к гонке так же, как и на предыдущем Гран-при Малайзии. [16] Джанкарло Физикелла очень хотел забить за команду Иордании в ее 200-й гонке Формулы-1: «Я усердно тренировался и готовился к Сепангу, но, к сожалению, мне не удалось добиться успеха. Поэтому моя цель на Гран-при Бразилии — завоевать клетчатый флаг. и принести очки команде, и, глядя на то, как хорошо работала машина с Ральфом в Малайзии, я знаю, что смогу выполнить обе задачи». [17]

За две недели до Гран-при FIA объявила, что гонщикам больше не будет разрешено участвовать в гонках Формулы-1 без использования устройства HANS . В нем говорилось, что любому участнику, который не сможет носить устройство HANS по медицинским показаниям, будет запрещено управлять автомобилем на будущих соревнованиях. [18] Эта позиция была ратифицирована на заседании Всемирного совета автоспорта FIA в Париже 2 апреля. [19] Minardi пилоту Джастину Уилсону разрешил Медицинский делегат FIA Сид Уоткинс принять участие в мероприятии. [20] На предыдущей гонке Уилсон страдал от боли в плечах, вызванной незакрепленным устройством HANS и ремнем безопасности , из-за чего он мог свободно передвигаться в кабине своей машины и защемил нерв, который парализовал обе его руки. Уилсон посетил штаб-квартиру команды в Фаэнце , Италия, чтобы протестировать систему сдвоенных ремней безопасности, установленную в его машине, чтобы предотвратить подобное происшествие. [21] Баррикелло, у которого была небольшая грыжа и который получил от стюардов разрешение не носить устройство HANS по медицинским показаниям, [18] рисковал быть исключенным из гонки, если не будет найдено решение его дискомфорта. [22] Он протестировал новое устройство HANS во время свободных тренировок и не сообщил о дискомфорте. [23] оставив ненужными услуги резервного пилота Ferrari Фелипе Массы . [примечание 2] [24]
Всего десять команд (каждая из которых была представлена разными конструкторами ) заявили на гонку по два гонщика без изменений в списке участников сезона. [25] Некоторые команды внесли изменения в свою технику к мероприятию. [26] Williams установила переработанный блок коробки передач и заднюю подвеску , разработанные специально для FW25 . Команда также установила измененную спецификацию переднего крыла, модифицировала концевую часть кузова автомобиля и устранила проблему с задним крылом . Команды Ferrari и Renault представили новые спецификации заднего крыла: изменения в крыле Ferrari включали полукруглые отверстия во внешней части его основного профиля для ограничения вихрей и использовались исключительно Баррикелло. Renault приняла на вооружение заднее антикрыло, характеризующееся извилистой формой профилей, резко возвышающееся в области перегородок. [26]
Частная тестовая сессия
[ редактировать ]Утром в пятницу состоялась двухчасовая тестовая сессия для команд, которые выбрали ограниченное тестирование в течение сезона. [27] В переменных погодных условиях, когда через 90 минут пошел дождь, [28] Пилот Renault Ярно Трулли показал лучший круг в сессии - 1 минуту и 14,262 секунды. Антонио Пиццония был вторым на Jaguar, а его товарищ по команде Марк Уэббер третьим. Алонсо, Физикелла, Аллан Макниш , тест-пилот Renault, Йос Ферстаппен из Minardi , Ральф Фирман из Jordan и Уилсон заняли позиции с четвертой по девятую. [29] Во время сессии Пиццония управлял запасным Jaguar после того, как механическая неисправность остановила его гоночную машину на повороте Субида-дос-Боксес. [29] [30] За 36 минут до конца Фирман бросил свою машину на пит-лейн из-за проблемы с карданным валом . [29] Рета-Опоста Впоследствии Алонсо развернулся на прямой попал в гравийную ловушку . и на повороте Дешида-ду-Лаго [30] Его «Рено» не пострадал. [28]
Практика и разминка
[ редактировать ]Перед воскресной гонкой было три тренировки: одна 60-минутная тренировка в пятницу утром и две 45-минутные тренировки в субботу утром. [31] На первой тренировке, проходившей в проливных погодных условиях, четыре гонщика не показали ни одного времени круга. [32] [33] Михаэль Шумахер был самым быстрым с кругом за 1 минуту и 28,060 секунды, за ним следовал Култхард, British American Racing гонщик (BAR) Дженсон Баттон , Трулли, Монтойя, Баррикелло, пара Toyota в составе Оливье Паниса и Криштиану да Матта , Физикеллы и Хайнц-Харальда. Френтцен из Sauber. [32] Через несколько секунд после того, как Райкконен выехал с пит-лейна, он потерял контроль над своим автомобилем на прямой Рета-Опоста и вылетел на траву. [32] [34] Он едва избежал столкновения с барьером слева от него. [34] До конца пятнадцати минут, [32] Пиццония сильно разбился на выходе из поворота Курва-ду-Соль и на своем первом круге с замером времени врезался в барьеры по обе стороны трассы. [34] временно остановил сессию, чтобы его машину Jaguar можно было убрать с трассы. [32] После возобновления сессии Алонсо поскользнулся на мокрой трассе и слегка задел стену на шикане Сенны S. [32]
Трасса была мокрой к началу второй тренировки и высыхала по мере ее прохождения, чтобы обеспечить каждому гонщику акклиматизацию на сухой трассе. [35] Баррикелло установил темп, проехав круг за 1 минуту и 14,071 секунды. Ральф Шумахер, Монтойя, Михаэль Шумахер, Алонсо, Райкконен, Пиццония, Уэббер, Култхард и Хайдфельд заняли позиции со второй по десятую. [36] В теплых погодных условиях финальную тренировку возглавил Панис, который показал время 1 минуту 13,457 секунды, опередив Михаэля Шумахера, Трулли, Култхарда, Монтойю, Райкконена, Баррикелло, Уэббера, Ральфа Шумахера и Алонсо. Несколько участников развернулись во время сессии; ни один из них не получил повреждений своих автомобилей. [37] Райкконен показал темп пятнадцатиминутной разминки, которая проходила перед второй квалификационной сессией, с результатом 1 минута 13,886 секунды. Баррикелло, Михаэль Шумахер, Култхард, Монтойя, Уэббер, Баттон, Ральф Шумахер, Вильнев и Хайдфельд были со второго по десятое. [38]
Квалификационный
[ редактировать ]Проливной дождь, наблюдавшийся на практике, побудил нескольких водителей выразить опасения, что они потеряют контроль над своими транспортными средствами и попадут в аварию. [39] Примерно за двадцать минут до первой квалификационной сессии, [40] Култхард, старший член Ассоциации гонщиков Гран-при , [6] Трулли и Михаэль Шумахер написали петицию, требующую от FIA отменить сессию, если состояние трассы не улучшится. [40] [41] Петицию подписало большинство водителей; [42] Позже его проигнорировали, поскольку его не удалось разослать всем вовремя, а официальные лица гонки сочли трассу безопасной для движения после того, как дождь прекратился перед началом квалификации. [43] [44] Жак Вильнев из BAR заявил, что петиция нанесла ущерб Формуле-1: «Что это принесет Формуле-1, если мы не поедем и не пройдем квалификацию? Люди подумают, что мы просто кучка баб. Мы не можем этого сделать. заплатил кучу денег, и это было бы оскорблением для фанатов». [45]

Было проведено две одночасовые квалификационные сессии, по одной в пятницу и субботу во второй половине дня. В турнирной таблице чемпионата мира среди водителей порядок пробега первой сессии установлен (с первой по последнюю), а второй заезд обратный времени первой сессии (от самого медленного к самому быстрому). Каждый участник записал один круг на время в каждой сессии, а порядок старта определялся на основе самых быстрых кругов второй сессии. [31] Уровень стоячей воды колебался во время сеанса. Уэббер занял временную поул-позицию на высыхающей трассе, проехав круг за 1 минуту 23,249 секунды. Он был на 0,138 секунды быстрее Баррикелло, занявшего второе место, у которого был поул до круга Уэббера. [46] Райкконен, первый гонщик, проехавший круг, был третьим, а его товарищ по команде Култхард, занявший четвертое место, допустил ошибку на повороте Бико де Пато. Михаэль Шумахер совершил аквапланирование вскоре после выезда с пит-лейна и занял пятое место. Toyota Паниса не была подготовлена к влажным погодным условиям и заняла шестое место. [47] Вильнев был седьмым; [47] Пиццония, восьмая, ехала на запасном «Ягуаре» и совершила аквапланирование на старте/финише. [48]
Алонсо, девятый, был осторожен, [48] как Френтцен, десятый. сообщил об адекватном балансе автомобиля. [47] Из-за неправильной расстановки Да Матта оказался на 11-м месте. [48] Влажная погода не позволила Трулли занять 12-е место, а из-за неуравновешенной машины в медленных поворотах Ральф Шумахер остался на 13-м месте. Избыточная поворачиваемость и отсутствие сцепления с дорогой ограничили Физикелле 14-е место, а Ферстаппен добился дополнительных результатов от своей машины и финишировал 15-м. [48] Хайдфельд был осторожен на повороте на Аркибанкдас на пути к 16-му месту. [47] Монтойя, занявший 17-е место, потерял контроль над задней частью своего Williams при торможении и вылетел на бетонную площадку на повороте Феррадуры. [46] [47] Фирман, занявший 18-е место, ехал с задней частью запасной машины Джордана, прикрепленной к его гоночному автомобилю. [48] Уилсон избежал разворота на старте/финише и стал 19-м. [47] Баттон был единственным гонщиком, который не установил время круга: у него возникла внезапная избыточная поворачиваемость, когда он выехал на мокрую белую линию, обозначающую границы трассы. [48] [49] и аквапланировал на скорости почти 145 миль в час (233 км/ч). [50] Баттон пробил две полистироловые плиты, снял заднее крыло своей машины и отказался от попытки. [47] [48] Сеанс был временно остановлен для расчистки трассы от мусора. [6] [49]

Вторая квалификационная сессия прошла в теплую и сухую погоду. [51] Баррикелло отключил индикатор времени круга на рулевом колесе , чтобы он мог сосредоточиться. [52] Это принесло ему поул-позицию, первую для бразильского гонщика на трассе после Айртона Сенны в гонке 1994 года , первую после Гран-при Венгрии 2002 года и седьмую в его карьере с результатом на круге за 1 минуту и 13,807 секунды. [53] К Баррикелло в первом ряду стартовой решетки присоединился Култхард, который отставал на 0,11 секунды после того, как McLaren изменил баланс его машины. [52] Уэббер был готов занять поул-позицию, пока ошибка пилота на Пиньейринью не понизила его до третьего места. [52] [54] Ошибка водителя на том же повороте и потеря машины оставили Райкконена четвертым, а Трулли переместился на пятое. [52] [55] Чрезмерная избыточная поворачиваемость и осторожное торможение ограничили Ральфу Шумахеру шестое место. [51] Михаэль Шумахер допустил незначительную ошибку на шикане Senna S и стал седьмым; [52] он занял самую низкую позицию на стартовой решетке с тех пор, как стартовал девятым на Гран-при Германии 1998 года . [54] Физикелла квалифицировался восьмым, у Монтойи была избыточная поворачиваемость, из-за которой он оказался девятым, а Алонсо - десятым. [52] Баттон показал 11-е место на круге по скорости, а его товарищ по команде Вильнев - 13-е после периодической потери мощности на шикане Сенны S; Хайдфельд, занявший 12-е место, разделил пару. Френтцен занял 14-е место, а Панис (допустивший ошибку водителя) 15-е. [51] Фирман изменил настройки своей машины и квалифицировался 16-м из-за ошибки водителя. [51] опередил Пиццонию, занявшую 17-е место, у которого были проблемы с тормозами и несбалансированная машина. [52] Из-за плохой управляемости машины и неудачного решения проблем Да Матта остался на 18-м месте. Автомобили Minardi были оснащены шинами из жесткого компаунда и заняли 19-е и 20-е места на старте (Ферстаппен опередил Уилсона). [51] [52]
Квалификационная классификация
[ редактировать ]Поз. | Нет. | Водитель | Конструктор | Время 1 квартала | Время второго квартала | Зазор | Сетка |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | ![]() | Феррари | 1:23.249 | 1:13.807 | — | 1 |
2 | 5 | ![]() | Макларен - Мерседес | 1:24.655 | 1:13.818 | +0.011 | 2 |
3 | 14 | ![]() | Ягуар - Косворт | 1:23.111 | 1:13.851 | +0.044 | 3 |
4 | 6 | ![]() | Макларен - Мерседес | 1:24.607 | 1:13.866 | +0.059 | 4 |
5 | 7 | ![]() | Рено | 1:26.557 | 1:13.953 | +0.146 | 5 |
6 | 4 | ![]() | Уильямс - БМВ | 1:26.709 | 1:14.124 | +0.317 | 6 |
7 | 1 | ![]() | Феррари | 1:25.585 | 1:14.130 | +0.323 | 7 |
8 | 11 | ![]() | Джордан - Форд | 1:26.726 | 1:14.191 | +0.384 | 8 |
9 | 3 | ![]() | Уильямс - БМВ | 1:27.961 | 1:14.223 | +0.416 | 9 |
10 | 8 | ![]() | Рено | 1:26.203 | 1:14.384 | +0.577 | 10 |
11 | 17 | ![]() | БАР - Хонда | нет времени | 1:14.504 | +0.697 | 11 |
12 | 9 | ![]() | Заубер - Петронас | 1:27.111 | 1:14.631 | +0.824 | 12 |
13 | 16 | ![]() | БАР - Хонда | 1:25.672 | 1:14.668 | +0.861 | 13 |
14 | 10 | ![]() | Заубер - Петронас | 1:26.375 | 1:14.839 | +1.032 | ПЛ 1 |
15 | 20 | ![]() | Тойота | 1:25.614 | 1:14.839 | +1.032 | 15 |
16 | 12 | ![]() | Джордан - Форд | 1:28.083 | 1:15.240 | +1.433 | ПЛ 1 |
17 | 15 | ![]() | Ягуар - Косворт | 1:25.764 | 1:15.317 | +1.510 | ПЛ 1 |
18 | 21 | ![]() | Тойота | 1:26.554 | 1:15.641 | +1.834 | 18 |
19 | 19 | ![]() | Минарди - Косворт | 1:26.886 | 1:16.542 | +2.735 | ПЛ 1 |
20 | 18 | ![]() | Минарди - Косворт | 1:28.317 | 1:16.586 | +2.779 | 20 |
Источник: [56] |
- ^ 1 - Френтцен, Фирман, Пиццония и Ферстаппен стартовали с пит-лейна.
Раса
[ редактировать ]Утром 6 апреля McLaren запросила разрешение FIA на замену двигателя Райкконена после того, как с помощью телеметрии была обнаружена трещина в его отливке . FIA санкционировала переключение двигателя после анализа данных, доказывающих, что двигатель был поврежден. Телеметрия BAR также обнаружила повреждение двигателя Вильнёва и также разрешила его заменить. [57] На гонку прогнозировался дождь; Вначале трасса была затоплена из-за проливного дождя, который выпал в 11:00 по времени Бразилиа ( UTC-02:00 ). [58] Гран-при посетили 120 000 зрителей. [59] Оно должно было начаться в 14:00 по местному времени. [1] прежде чем гоночный директор FIA Чарли Уайтинг задержал гонку на пятнадцать минут, [60] чтобы обеспечить возможность слива стоячей воды из контура. [61] Организаторы соревнований разрешили командам изменить настройки своих машин для езды по мокрой трассе, особенно крылья и высоту дорожного просвета . [62] Стоячая вода вызвала сильные брызги и ухудшила видимость, и на всех транспортных средствах использовались резиновые смеси для влажной погоды. [60] Недостаточный дренаж трассы привел к тому, что большое количество воды хлынуло со склона на асфальтированное покрытие на повороте Курва-ду-Соль, что сделало ее уязвимой для автомобилей в акваплане. [7] [63]
Гонка началась за машиной безопасности. [64] без формировочного круга ; Несмотря на низкую скорость, водители боролись за сцепление с дорогой на затопленном покрытии. [65] Некоторые гонщики (в том числе Ферстаппен, Френтцен, Пиццония, Панис, Физикелла и Фирман) решили делать пит-стопы для дозаправки в условиях машины безопасности, пытаясь избежать необходимости делать второй пит-стоп позже в гонке. [2] [60] После того как дождь прекратился, [60] В конце восьмого круга машина безопасности выехала на пит-лейн, и машинам разрешили обгон. [61] Баррикелло собрал поле на подходе к линии старта/финиша; [66] маневр не сработал, и Култхард обогнал его при торможении на шикане Senna S. [61] Баррикелло был осторожен до конца круга, поскольку Уэббер и Райкконен оказывали на него давление. [60] [66] Дальше по порядку Монтойя переместился с девятого на пятое место. [64] Хайдфельд стал первым участником Гран-при, сошедшим с дистанции на девятом круге, когда его инженеры сообщили ему по радио о проблеме с подачей масла, из-за которой у него отключился двигатель. Он съехал на обочину трассы, чтобы убедиться, что на гоночной трассе не осталось масла . [64] [67]

На десятом круге Райкконен обогнал Баррикелло и стал вторым на шикане Senna S и проиграл третье место, когда Монтойя обогнал его позже на этом круге. [60] На этом круге были обгоны дальше по полю. Ральф Шумахер обогнал Трулли и занял шестое место, а Пиццония обогнал Ферстаппена и занял пятнадцатое место. [64] На 11-м круге Райкконен приблизился к своему товарищу по команде Култхарду и обогнал его, выйдя вперед на подъезде к шикане Сенны S. Вскоре после этого Монтойя обогнал Култхарда и занял третье место в конце прямой Рета-Опоста, ведущей к повороту Дешида-ду-Лаго. На том же круге Ральф Шумахер и Трулли соприкоснулись, в результате чего первый развернулся. [60] [66] Затем Уэббер обогнал Баррикелло и стал четвертым, а Михаэль Шумахер вскоре сделал то же самое со своим товарищем по команде, заняв пятое место. Ральф Шумахер начал восстанавливать утраченные позиции, обогнав Вильнёва на десятом месте на 12-м круге. Находясь впереди поля, Райкконен увеличил отрыв от Монтойи до пяти секунд к 14-му кругу. [64] На том же круге [60] Монтойя сообщил своей команде по радио о потере сцепления с дорогой задними шинами и пробежал мимо, выйдя из поворота Джункао. Култхард обогнал Монтойю и стал вторым. [65] [66]
Когда схема начала высыхать, [61] за исключением третьего поворота, через который продолжала течь вода, [67] Култхард начал сближаться со своим товарищем по команде Райкконеном. [64] Михаэль Шумахер обогнал Уэббера изнутри и стал четвертым на 15-м круге, выйдя из поворота Аркибанкдаса. [60] На 16-м круге [64] Михаэль Шумахер переместился на третью позицию, обогнав более медленного Монтойю с внешней стороны поворота Бико де Пато. [66] Уилсон проехал через реку на повороте Курва-ду-Сол и на следующем круге вылетел на акваплане. Он ушел в отставку после того, как не смог завести машину. [67] К 18-му кругу Култхард достаточно близко подобрался к своему товарищу по команде Райкконену, а Баррикелло обогнал Уэббера и занял пятое место. [64] На том же круге правая передняя подвеска Фирмана не попала в зону торможения на стартовой/финишной прямой. [68] из-за чего он потерял контроль над своей машиной, и его колеблющееся правое переднее колесо едва не ударилось о кабину. [7] Он едва избежал столкновения со своим товарищем по команде Физикеллой. [69] врезался в заднюю часть машины Паниса на скорости почти 190 миль в час (310 км/ч). [70] Заднее крыло Паниса было снято, а передняя часть машины Фирмана получила повреждения. [65]
Автомобиль безопасности был задействован во второй раз для расчистки завалов. [60] [66] Несколько водителей воспользовались возможностью сделать пит-стопы для топлива и шин. [64] Монтойя избежал столкновения с Трулли, а Алонсо дважды останавливался, поскольку на его машине были установлены неправильные шины. [65] Автомобиль безопасности был отозван в конце 22-го круга, и Райкконен закрыл поле, сохранив преимущество Култхарда, Михаэля Шумахера и еще не остановившегося Да Матты. [66] На прямой Рета-Опоста Баррикелло обогнал Да Матту и стал четвертым на 23-м круге. [60] из-за ошибки водителя Френтцен опустился с восьмого на шестнадцатое место, а Ральф Шумахер обогнал Ферстаппена и занял одиннадцатое место. Монтойя обогнал Да Матту и занял пятое место, а Ральф Шумахер обогнал Баттона и занял девятое место на 24-м круге. [64] На 25-м круге Монтойя аквапланировал на трассе Курва-ду-Соль и врезался в правый боковой барьер. [60] [64] Пиццония врезался в поток воды, протекавший по трассе, в том же углу и аквапланировал. [67] Он столкнулся со стеной, отрикошетил от нее и врезался в машину Монтойи. В результате несчастных случаев Да Матта поднялся на пятое место, а Уэббер - на шестое. К 26-му кругу Алонсо обогнал Вильнева и Физикеллу и переместился на десятое место. [64]

На 27-м круге была задействована третья машина безопасности: Михаэль Шумахер вылетел из потока воды на повороте Курва-ду-Соль и избежал столкновения с подъемным краном, вытаскивающим машины Монтойи и Пиццонии с обочины трассы. [60] Он остановился на второй линии и не смог финишировать в гонке впервые после Гран-при Германии 2001 года . [61] Райкконен и Да Матта сделали пит-стопы для дозаправки в условиях машины безопасности. Култхард взял на себя лидерство и сохранил его на рестарте на 30-м круге . [60] Райкконен обогнал Физикеллу и Ферстаппена и вернулся на седьмую позицию, а Да Матта обогнал Френтцена. [64] На 31-м круге Ферстаппен совершил аквапланирование на потоке воды на повороте Курва-ду-Соль и сошел с дистанции. [60] [65] Вода застала Баттона на 33-м круге: [64] он потерял контроль над своим автомобилем и сильно врезался в барьер. Баттон не пострадал. [68] Авария потребовала четвертого задействования машины безопасности. [65] Тем временем его товарищ по команде Вильнев развернулся и отстал от Френтцена и Трулли. Во время работы машины безопасности Да Матта сделал пит-стоп, чтобы устранить техническую проблему. На рестарте на 37-м круге Да Матта и Уэббер обогнали Вильнева. [60] [64]
Райкконен обогнал Алонсо на старте/финише прямо на шикане Сенны S и стал четвертым на 38-м круге. [64] [65] Дальше по кругу он обогнал Ральфа Шумахера на внешней линии, ведущей в поворот Дешида-ду-Лаго. [60] Френтцена, занявшего восьмое место, обогнал Уэббер, а Вильнев снова обогнал Да Матту и занял десятое место на том же круге. [64] На 40-м круге Алонсо направился внутрь, чтобы получить дополнительное сцепление с дорогой, и на повороте Мергульо обогнал Ральфа Шумахера и занял четвертое место. [60] [66] Когда Баррикелло обогнал лидера гонки Култхарда, стюарды на 42-м круге сообщили Renault, что Алонсо был назначен штраф за проезд, поскольку считалось, что он обогнал Ральфа Шумахера в условиях желтого флага. [61] Он реализовал пенальти на том же круге и опустился с четвертого на девятое место. [64] На 44-м круге Уэббер потерял контроль над задней частью своей машины на повороте Курва-ду-Сол и развернулся на 360 градусов. Он избежал контакта с барьером и вылетел на трассу после того, как Френтцен, Алонсо и Вильнев обогнали его. [61] [64]
Впереди Култхард (на изношенных шинах) пробежал мимо на подъезде к шикане Senna S, и Баррикелло использовал ошибку водителя, чтобы обогнать его и занять первое место на 45-м круге. [61] [66] Баррикелло начал отрываться от Култхарда, увеличив свое преимущество до 4,2 секунды к завершению 46-го круга, который, в свою очередь, опередил своего товарища по команде Райкконена на 15 секунд. [64] Это 47-й круг, [60] Баррикелло съехал с трассы и сошел с дистанции девятый год подряд, что стало первым двойным отказом Ferrari со времен Гран-при Бельгии 1998 года . [65] Предполагалось, что проблема с подачей топлива стала причиной выхода Баррикелло на пенсию, пока она не была связана с неисправным бортовым компьютером, который подсчитал, что в нем было на 12 л (2,6 имп галлона; 3,2 галлона США) больше топлива, чем обычно, а ошибка телеметрии Ferrari не сообщила об этом команде у него закончилось топливо. [71] Култхард вернулся в лидеры, опередив на восемнадцать секунд своего товарища по команде Райкконена, занявшего второе место, и Физикеллу, занявшего третье место. [60] [61] К 48-му кругу гонщики забеспокоились по поводу топлива. Ральф Шумахер сделал пит-стоп и вернулся девятым. Алонсо и Френтцен обогнали Трулли и опустили его на шестое место на 49 и 50 кругах. [64]

На 52-м круге [60] Култхард сделал пит-стоп для замены шин после незначительной потери контроля над машиной на повороте Жунцао и на стартовой/финишной прямой. [65] [66] Он вернулся в гонку на четвертой позиции. [63] Райкконен вернул лидерство: вторым стал более быстрый Физикелла, а третьим - Алонсо. На 53-м круге из-за недостаточного сцепления шин с дорогой Райкконен потерял поворачиваемость на подходе к повороту Мергульо, и Физикелла обогнал его и вышел вперед. [60] [67] У обоих гонщиков был предел расхода топлива, и казалось, что Култхард вернется в лидеры и выиграет гонку. [64] На повороте Аркибанкады Уэббер пытался по возможности предотвратить перегрев шин и потерял сцепление с дорогой на 54-м круге. [72] Он потерял контроль над своей машиной и сильно врезался в бетонные барьеры на каждой стороне трассы перед прямой стартом/финишем на скорости 240 км/ч (150 миль в час). [65] [73] Обломки машины Уэббера и трех ее шин были разбросаны по трассе, что привело к пятому срабатыванию машины безопасности. [60] Уэббер выбрался из машины невредимым. [66]
Физикелла и Райкконен пробирались сквозь завалы, и последний выехал на пит-лейн, чтобы остановиться заправиться. [64] Алонсо не заметил развевающихся желтых флагов, сообщающих ему об опасности, [63] потому что он обсуждал с Renault по радио, использовать ли сухие или мокрые шины. [74] Он врезался в одно из оторванных задних колес Уэббера на скорости около 270 км/ч (170 миль в час) в результате удара с силой 4,5 g 0 (44 м/с). 2 ). [66] [74] Алонсо свернул влево и врезался в стенку покрышки на скорости 35 g 0 (340 м/с). 2 ) поперечное и продольное. Автомобиль был брошен боком поперек трассы и врезался в бетонный барьер со скоростью 60 g 0 (590 м/с). 2 ). [65] [74] Алонсо получил ушибы левого локтя, колена и бедра. [75] группа медицинского персонала уложила его на носилки и отвезла на машине скорой помощи в больницу Сент-Луиса в Сан-Паулу для наблюдения. [65] [76]
Из-за большого количества мусора, персонала, ухаживающего за Алонсо, и пройденного 75% дистанции гонки продолжение гонки за машиной безопасности было невозможно. Гонка завершилась досрочно с красным флагом после того, как лидер Физикелла финишировал на 55-м круге, и впоследствии все машины вернулись на пит-лейн. [66] Автомобиль Физикеллы перегрелся, потому что машина безопасности работала медленно, и из моторного отсека возник пожар, когда он остановился в закрытом парке . [61] [64] [69] В спортивном регламенте говорилось, что гонка «считается завершенной, когда лидирующая машина пересекла финишную черту в конце круга за два круга до того круга, во время которого был дан сигнал об остановке», в случае, если более 75% участников оно было завершено. [31] Официальные экраны хронометража сначала показали, что Физикелла начал свой 56-й круг; потом этот статус ненадолго пропал и отобразил его как на своем 55-м. Стюарды гонки основывали свое решение на том, что Физикелла все еще находился на своем 55-м круге. [77] Физикелла праздновал победу вместе с командой Иордании, полагая, что он победил, прежде чем им сообщили о победе Райкконена; [78] Райкконен был проинформирован во время взвешивания. [70] Алонсо был третьим, Култхард четвертым, неустанный Френтцен пятым, Вильнёв шестым, Уэббер седьмым (несмотря на аварию), а Трулли восьмым. [66] Ральф Шумахер и Да Матта (у которых была избыточная поворачиваемость) стали последними временными финишерами. [67]
После гонки
[ редактировать ]Поскольку Алонсо находился в больнице, Райкконен и Физикелла появились на трибуне, чтобы забрать свои трофеи, и поговорили со средствами массовой информации на более поздней пресс-конференции. [63] Райкконен считал, что ему повезло, что ему присудили победу: «Я думаю, что это произошло так быстро, что мы не приняли решение достаточно быстро, но в конечном итоге это было правильное решение, поэтому спасибо команде. Это была трудная гонка. потому что условия были очень плохими, а машина безопасности часто выходила из строя, но я очень счастлив». [67] Физикелла сказал, что он разочарован ситуацией в гонке: «Я надеюсь, прежде всего на Фернандо, что с ним все в порядке, а также потому, что я выиграл гонку, но правила гласят, что, когда есть красный флаг, результат берется за один круг до этого». (фактически, два круга), поэтому я очень сожалею об этом, но я никогда не думал, что финиширую вторым, так что в любом случае это отличный день». [67]
Алонсо получил поздравления от общественности и раллийного гонщика Карлоса Сайнса . [76] Его выписали из больницы через 12 часов. [79] и вернулся в Мадрид утром 8 апреля, чтобы начать физиотерапию перед следующим Гран-при Сан-Марино . [75] Алонсо прокомментировал аварию: «Я думал, что моя гонка проходит довольно хорошо. Но затем я завернул за последний поворот и обнаружил повсюду обломки, и мне некуда было идти. Думаю, я врезался в колесо, и следующее, что я понял, это направился к барьерам». [79] Он объяснил, что устройство HANS не позволило ему получить более серьезные травмы. [74] Уэбберу не потребовалось проходить медицинское обследование, и он выполнил 60 отжиманий , чтобы убедить своего физиотерапевта, что в результате аварии у него не было никаких долгосрочных осложнений. [72] Он назвал это «самой крупной аварией, с которой я столкнулся на машине Формулы-1» и рассказал, что на его шею и колени пришлась большая часть удара: «Я еще не участвовал в такой сумасшедшей гонке, и это самые большие повреждения, которые я получил. Я уже делал с машиной Формулы-1, я уже сбивал два поворота, но ничего подобного». [73]
Аварии Алонсо и Михаэля Шумахера поставили их под угрозу санкций FIA. Наблюдатель FIA сообщил руководящему органу о Шумахере и Алонсо; стюарды не смогли допросить Алонсо в Бразилии, поскольку он был госпитализирован. Шумахер дал интервью Уайтингу на собрании пилотов перед Гран-при Сан-Марино 17 апреля. [80] Двумя днями позже Алонсо и Шумахер встретились с Уайтингом индивидуально; он предупредил этих двоих относительно их будущих стандартов вождения и больше не делал им выговоров. [81]
Вильнев сказал, что, по его мнению, небезопасным гонкам способствуют гонщики, а не условия трассы: «Важно, чтобы гонщики были менее сумасшедшими в таких условиях, и там было какое-то безумное вождение. Некоторые гонщики обгоняли под желтыми флагами на полпути. В гонке, которую я видел, Алонсо обгонял под флагами, я думаю, что такое вождение приводит к большим авариям». [82] После своего первого ухода из гонок после Гран-при Германии 2001 года Михаэль Шумахер заявил, что его не беспокоит возможность выиграть свой шестой чемпионат мира среди пилотов: «Что касается чемпионата, очевидно, для нас было бы лучше, если бы Физикелла выиграл. гонка в Бразилии вместо Райкконена, тем более, что Джанкарло все равно провёл хорошую гонку, но отставание от лидера чемпионата не такое уж и большое, учитывая, что впереди ещё 13 гонок, так что не стоит об этом беспокоиться». [59] Баррикелло заявил, что продолжит стремиться к победе в Гран-при Бразилии, и был разочарован, узнав, что проблема с топливом привела к его отставке: «Я чувствую огромное разочарование, но я не теряю надежды. Я не перестану участвовать в гонках, пока не выиграю в этой стране. " [83]
Култхард сказал, что был раздражен на себя за то, что сделал пит-стоп до того, как были показаны красные флаги, потому что он верил, что мог бы выиграть гонку, если бы он этого не сделал: «Я уезжаю отсюда без победы в Гран-при, ради которой я много работал. Я считаю, что у меня больше прав на эту победу, чем у других людей. Я сделал свою последнюю остановку в гонке, и я знаю, что всем трем парням передо мной пришлось бы выйти снова, если бы гонка не была остановлена». [84] Френтцен похвалил решение Sauber изменить свою стратегию, в результате которой он стартовал на запасной машине команды: «В конце концов, это оказалось правильным решением. Было нелегко бежать с полным баком, и у меня была много аквапланирования, из-за которого я однажды развернулся, но мы финишировали пятыми и набрали четыре очка, поэтому я очень рад этому результату». [67] Пол Стоддарт , владелец команды Minardi, заявил, что они могли бы одержать победу, если бы обе машины работали: «Сегодня, возможно, впервые в истории Minardi потенциально оказалась в действительно выигрышной позиции. Многие люди могут смеяться, но только те, кто Каждый из нас в команде когда-нибудь узнает правду. У нас была стратегия, но не удача». [67]
Ошибка хронометража
[ редактировать ]После того, как он прилетел в Лондон из Бразилии утром 8 апреля, Уайтинг начал внутреннее расследование результата гонки, поскольку официальные лица FIA были недовольны табелями учета рабочего времени, предоставленными руководящему органу хронометристами Формулы-1 TAG Heuer . [85] Он был обеспокоен возможной ошибкой хронометрирования и спросил представителей TAG Heuer и трех стюардов Гран-при Бразилии: [85] присутствовать на совещании в штаб-квартире FIA в Париже утром 11 апреля в рамках соблюдения статьи 179 (b) Международного спортивного кодекса . [78]
Устные аргументы и доказательства сроков были представлены в суд Международной автомобильной федерации (FIA) в Париже , который 11 апреля присудил победу Физикелле. [77] McLaren отказалась подавать апелляцию. Это была первая победа Физикеллы в Формуле-1. Это была последняя победа в Гран-при для автомобиля с двигателем Ford и для Джордана как конструктора. состоялась неофициальная церемония Во время следующего гоночного уик-энда в Имоле , на которой Райкконен и Рон Деннис вручили трофеи победителя и конструктора Физикелле и Эдди Джордану . [86]
Классификация рас
[ редактировать ]Поз. | Нет. | Водитель | Конструктор | Круги | Время/Пенсионер | Сетка | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 11 | ![]() | Джордан - Форд | 54 | 1:31:17.748 | 8 | 10 |
2 | 6 | ![]() | Макларен - Мерседес | 54 | +0.945 | 4 | 8 |
3 | 8 | ![]() | Рено | 54 | +6.348 | 10 | 6 |
4 | 5 | ![]() | Макларен - Мерседес | 54 | +8.096 | 2 | 5 |
5 | 10 | ![]() | Заубер - Петронас | 54 | +8.642 | ПЛ | 4 |
6 | 16 | ![]() | БАР - Хонда | 54 | +16.054 | 13 | 3 |
7 | 4 | ![]() | Уильямс - БМВ | 54 | +38.526 | 6 | 2 |
8 | 7 | ![]() | Рено | 54 | +45.927 | 5 | 1 |
9 | 14 | ![]() | Ягуар - Косворт | 53 | Несчастный случай | 3 | |
10 | 21 | ![]() | Тойота | 53 | +1 круг | 18 | |
Верно | 2 | ![]() | Феррари | 46 | Закончилось топливо | 1 | |
Верно | 17 | ![]() | БАР - Хонда | 32 | Несчастный случай | 11 | |
Верно | 19 | ![]() | Минарди - Косворт | 30 | Вращаться | ПЛ | |
Верно | 1 | ![]() | Феррари | 26 | Несчастный случай | 7 | |
Верно | 3 | ![]() | Уильямс - БМВ | 24 | Несчастный случай | 9 | |
Верно | 15 | ![]() | Ягуар - Косворт | 24 | Несчастный случай | ПЛ | |
Верно | 20 | ![]() | Тойота | 17 | Столкновение | 15 | |
Верно | 12 | ![]() | Джордан - Форд | 17 | Подвеска/столкновение | ПЛ | |
Верно | 18 | ![]() | Минарди - Косворт | 15 | Вращаться | 20 | |
Верно | 9 | ![]() | Заубер - Петронас | 8 | Двигатель | 12 | |
Источник: [87] |
Положение чемпионата после гонки
[ редактировать ]
|
|
- Примечание . В обе группы турнирной таблицы включены только пять лучших позиций.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ На церемонии подиума Райкконен занял первое место, Физикелла - второе и никто - третье, поскольку Алонсо в это время получал медицинскую помощь. поменяла Позже Международная автомобильная федерация местами первое и второе места из-за ошибки в хронометраже. [2]
- ↑ Резервный пилот Ferrari Лука Бадоер получил травмы в двух авариях на высокой скорости. [24]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Гран-при Бразилии 2003 года – XXXII Grande Prêmio Marlboro do Brasil» . Шикана F1. Архивировано из оригинала 9 декабря 2007 года . Проверено 11 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Результаты Гран-при: Гран-при Бразилии, 2003» . ГранПри.com. 6 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 6 декабря 2003 г. Проверено 11 октября 2019 г.
- ^ «200-я гонка за Иорданию» . Formula1.com . Администрация Формулы-1. 3 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 23 декабря 2011 г. Проверено 26 декабря 2015 г.
- ^ Нортен, Ричард (2 апреля 2003 г.). «Предварительный просмотр Гран-при Бразилии» . ИТВ-Ф1 . Архивировано из оригинала 2 апреля 2003 года . Проверено 11 октября 2019 г.
- ^ Генри, Алан (3 апреля 2003 г.). «Машины, которые остаются дома и тренируются на неровностях» . Хранитель . Архивировано из оригинала 11 сентября 2014 года . Проверено 11 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Эммерсон, Гэри (5 апреля 2003 г.). «Формула-1: Сильный дождь превращает квалификацию в лотерею» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 11 октября 2019 года . Проверено 11 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Генри, Алан (6 апреля 2003 г.). «Райкконен и Макларен прекрасно сидят после дерби на снос» . Хранитель . Архивировано из оригинала 11 сентября 2014 года . Проверено 13 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Джонс, Брюс (2004). «Финальные столы 2003». Официальный спортивный путеводитель ITV: Чемпионат мира FIA Формулы-1 2004 года . Книги Карлтона . стр. 100–101. ISBN 1-84442-811-7 – через Интернет-архив.
- ^ «Еще новости из паддока – Гран-при Бразилии» . Атлас Ф1 . 5 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 13 октября 2019 г. . Проверено 13 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Команды готовятся к Бразилии» . Формула Один. 28 марта 2003 г. Архивировано из оригинала 18 октября 2007 г. Проверено 11 октября 2019 г.
- ^ «Барселона, день 1: прогресс Уильямса» . Автоспорт . 25 марта 2003 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2019 г. . Проверено 11 октября 2019 г.
- ^ «Ральф самый быстрый на тестах в Барселоне» . Новости АВС . 28 марта 2003 г. Архивировано из оригинала 27 октября 2016 г. Проверено 11 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Барселона, день 4: Ральф под дождем» . Автоспорт . 28 марта 2003 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2019 г. . Проверено 11 октября 2019 г.
- ^ «Майкл не обращает внимания на критику» . ИТВ-Ф1. 31 марта 2003 г. Архивировано из оригинала 16 апреля 2003 г. Проверено 11 октября 2019 г.
- ^ «Шумахер сдерживает насмешки» . Тайбэй Таймс . Рейтер . 5 апреля 2003 г. с. 20. Архивировано из оригинала 11 октября 2019 года . Проверено 11 октября 2019 г.
- ^ «Победа меня не изменила, - говорит Райкконен» . Атлас Ф1 . 3 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2019 г. Проверено 11 октября 2019 г.
- ^ Уилкинс, Роберт (2 апреля 2003 г.). «Предварительный просмотр Гран-при Бразилии – Джордан Форд» . Крушение. Архивировано из оригинала 11 октября 2019 года . Проверено 11 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Рафферти, Питер (26 марта 2003 г.). «Автогонки: правила безопасности соблюдаются» . Независимый . п. 29. Архивировано из оригинала 14 декабря 2021 года . Проверено 11 октября 2019 г. - через Gale General OneFile.
- ^ «WMSC ратифицирует позицию FIA по HANS» . Атлас Ф1 . 2 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2019 г. Проверено 11 октября 2019 г.
- ^ Болдуин, Алан (4 апреля 2003 г.). «Главный врач разрешил Уилсону участвовать в гонках» . Атлас Ф1 . Рейтер. Архивировано из оригинала 11 октября 2019 года . Проверено 11 октября 2019 г.
- ^ «Уилсон готов проехать через болевой барьер» . Шеффилд Стар . 2 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 14 декабря 2021 г. Проверено 11 октября 2019 г. - через Gale OneFile: News.
- ^ Грей, Уилл (26 марта 2003 г.). «Формула-1: место Баррикелло под вопросом» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 11 октября 2019 года . Проверено 11 октября 2019 г.
- ^ «Баррикелло: ГАНС на этот раз не проблема» . Атлас Ф1 . 5 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2019 г. . Проверено 11 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Баррикелло может быть заменен на Гран-при Бразилии» . Атлас Ф1 . 26 марта 2003 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2019 г. . Проверено 11 октября 2019 г.
- ^ «Гран-при Бразилии Формулы-1 2003: информация о событии» . Статистика автоспорта. Архивировано из оригинала 8 сентября 2021 года . Проверено 8 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Пиола, Джорджио (8–14 апреля 2003 г.). «Вызов летит на крыльях». Автоспринт (на итальянском языке) (14): 18–21.
- ^ «Формула-1 проигрывает воскресную разминку» . Би-би-си Спорт . 21 февраля 2003 года. Архивировано из оригинала 8 апреля 2003 года . Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Обещание Renault и Jaguar» . Формула Один. 4 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 13 апреля 2008 г. Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Эммерсон, Гэри (4 апреля 2003 г.). «Трулли самый быстрый на пятничной тестовой сессии — Бразилия» . Атлас Ф1 . Архивировано из оригинала 12 октября 2019 года . Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Тестирование: Трулли превосходит ливни» . Автоспорт . 4 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 12 октября 2019 г. . Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Доменжоз, Люк, изд. (2003). «Спортивный регламент». Ежегодник Формулы 1, 2003–04 гг . Бат, Сомерсет: Паррагон. стр. 220–221. ISBN 978-1-4054-2089-1 – через Интернет-архив.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Эммерсон, Гэри (4 апреля 2003 г.). «Пятничная свободная практика – Гран-при Бразилии» . Атлас Ф1 . Архивировано из оригинала 12 октября 2019 года . Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ Рейнольдс, Никки (4 апреля 2003 г.). «Шумахер лидирует на мокрой от дождя пятничной тренировке Гран-при Бразилии» . Motorsport.com . Архивировано из оригинала 26 октября 2004 года . Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «Практика 1: Шуи сияет под дождем» . Автоспорт . 4 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 12 октября 2019 г. . Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ «Практика 2: Баррикелло задает темп» . Автоспорт . 5 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 12 октября 2019 г. . Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ Эммерсон, Гэри (5 апреля 2003 г.). «Первая свободная практика в субботу – Гран-при Бразилии» . Атлас Ф1 . Архивировано из оригинала 12 октября 2019 года . Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ Эммерсон, Гэри (5 апреля 2003 г.). «Вторая свободная практика в субботу – Гран-при Бразилии» . Атлас Ф1 . Архивировано из оригинала 12 октября 2019 года . Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ «Гран-при Бразилии – суббота – результаты разминки» . ГранПри.com. 5 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 7 апреля 2003 г. Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ «Водители настаивают на отмене пятничной квалификации» . Атлас Ф1 . 4 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 12 октября 2019 г. Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Петиция об отмене первой квалификации» . Автоспорт . 4 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 12 октября 2019 г. . Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ «Квалификация продолжается, несмотря на петицию пилотов» . Атлас Ф1 . 4 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 12 октября 2019 г. . Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ «Кнопка: Мокрая дорожка — это шутка » . Ирландский эксперт . 5 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 12 октября 2019 г. . Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ «Уэббер быстрее всех под дождем» . Би-би-си Спорт. 4 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 17 декабря 2003 г. Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ Тремейн, Дэвид (5 апреля 2003 г.). «Автогонки: Jaguar произведет фурор под дождем» . Независимый . п. 12. Архивировано из оригинала 14 декабря 2021 года . Проверено 12 октября 2019 г. - через Gale General OneFile.
- ^ «Соперничает с «кучей неженок» - Вильнёвом» . Независимый онлайн . Сапа- АФП . 5 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 12 октября 2019 г. . Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Первая квалификация: Уэббер быстрее всех!» . Автоспорт . 4 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 12 октября 2019 г. . Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Гран-при Бразилии – пятница – квалификационный отчет – Уэббер их ошеломляет!» . ГранПри.com. 4 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 4 октября 2003 г. Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Бюллетень №1 – Свободная практика и квалификация» . Международная автомобильная федерация. 4 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 7 мая 2003 г. . Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Макмиллан, Джеймс (5 апреля 2003 г.). «Австралиец одерживает победу на тренировке в залитом дождем Сан-Паулу» . Шотландец . п. 10. Архивировано из оригинала 14 декабря 2021 года . Проверено 12 октября 2019 г. - через Gale OneFile: News.
- ^ Исон, Кевин (5 апреля 2003 г.). «Сильный дождь заставляет водителей требовать соблюдения безопасности прежде всего; Автогонки: Гран-при Бразилии» . Таймс . п. 37. Архивировано из оригинала 14 декабря 2021 года . Проверено 12 октября 2019 г. - через Gale Academic OneFile.
- ^ Jump up to: а б с д и «Бюллетень №3 – Квалификация» . Международная автомобильная федерация. 5 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 7 мая 2003 г. Проверено 13 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Гран-при Бразилии – суббота – квалификационный отчет» . ГранПри.com. 5 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 7 апреля 2003 г. Проверено 13 октября 2019 г.
- ^ «Баррикелло завоевал поул в Бразилии, Уэббер — третье» . Новости АВС . 5 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 27 октября 2016 г. Проверено 13 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Рэй, Ричард (6 апреля 2003 г.). «Баррикелло сводит с ума бразильских фанатов; автогонки» . Санди Таймс . п. 25 . Проверено 13 октября 2019 г. - через Gale Academic OneFile.
- ^ «Квалификация Гран-при Бразилии: Рубенс берет поул на родной земле» . Автоспорт . 5 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 13 октября 2019 г. . Проверено 13 октября 2019 г.
- ^ «Пятничная квалификация Гран-при Бразилии» . Motorsport.com. 4 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 18 февраля 2005 г. Проверено 15 октября 2019 г.
«Субботняя квалификация Гран-при Бразилии» . Motorsport.com. 5 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 18 марта 2005 г. Проверено 15 октября 2019 г. - ^ «Команды имеют право менять двигатели» . ИТВ-Ф1. 6 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 7 апреля 2003 г. Проверено 13 октября 2019 г.
- ^ «Муссонные условия в Интерлагосе» . Автоспорт . 6 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 13 октября 2019 г. . Проверено 13 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Исон, Кевин (8 апреля 2003 г.). «Шумахер видит, что движение впереди растет; автогонки» . Таймс . п. 36. Архивировано из оригинала 14 декабря 2021 года . Проверено 14 октября 2019 г. - через Gale Academic OneFile.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В «Гран-при Бразилии, как это было» . Би-би-си Спорт. 6 апреля 2003 года. Архивировано из оригинала 6 апреля 2003 года . Проверено 11 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Крутой Кими вырывает победу из безумия» . F1Racing.net. 6 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 20 апреля 2003 г. Проверено 11 октября 2019 г.
- ^ «Командам разрешено менять настройки машин» . Атлас Ф1 . 6 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 13 октября 2019 г. . Проверено 13 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Кими выходит из бразильского хаоса» . ИТВ-Ф1. 6 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 7 апреля 2003 г. Проверено 13 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Элизальде, Пабло (9 апреля 2003 г.). «Обзор Гран-при Бразилии 2003 года» . АтласF1 . 9 (15). Архивировано из оригинала 13 декабря 2021 года . Проверено 13 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Рейнольдс, Никки (6 апреля 2003 г.). «Райкконен объявлен победителем хаотичного Гран-при Бразилии» . Motorsport.com. Архивировано из оригинала 18 февраля 2005 года . Проверено 11 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н «Гран-при Бразилии 2003 – Райкконен, Человек дождя» . Крушение. 6 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 5 июня 2003 г. Проверено 11 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Гран-при Бразилии – воскресенье – Заметки о гонке» . ГранПри.com. 7 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 7 апреля 2003 г. Проверено 13 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Генри, Алан (2009). Дженсон Баттон: история чемпиона мира . Спаркфорд, Англия: Haynes Publishing . стр. 82–83. ISBN 978-1-84425-936-6 .
- ^ Jump up to: а б Барретто, Лоуренс (24 ноября 2013 г.). «Моя величайшая гонка: Джанкарло Физикелла – Гран-при Бразилии 2003 года» . Би-би-си Спорт. Архивировано из оригинала 13 октября 2019 года . Проверено 13 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Исон, Кевин (7 апреля 2003 г.). «Райкконен выдержал шторм и одержал победу среди обломков; Автогонки» . Таймс . п. 36. Архивировано из оригинала 14 декабря 2021 года . Проверено 13 октября 2019 г. - через Gale Academic OneFile.
- ^ «У Рубенса кончилось топливо» . ИТВ-Ф1. 6 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 10 августа 2003 г. Проверено 14 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Уэббер, Марк (2015). Австралийская хватка: мое путешествие в Формулу-1 . Сидней , Австралия: Пан Макмиллан, Австралия . стр. 166–167. ISBN 978-1-5098-1353-7 .
- ^ Jump up to: а б Янг, Байрон (8 апреля 2003 г.). «Разбившийся Уэббер все еще зарабатывает очки» . Вестник Солнца . п. 070. Архивировано из оригинала 14 декабря 2021 года . Проверено 14 октября 2019 г. - через Gale OneFile: News.
- ^ Jump up to: а б с д «Бразилия-2003: день, когда Фернандо Алонсо мог по-настоящему навредить себе». El Confidencial (на испанском языке). 13 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала 14 октября 2019 г. . Проверено 14 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Уилкинс, Роберт (8 апреля 2003 г.). «Алонсо уволен» . Крушение. Архивировано из оригинала 14 октября 2019 года . Проверено 14 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Алонсо говорит о катастрофе в Бразилии» . Рено. 9 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 14 октября 2019 г. Проверено 14 октября 2019 г. - через Motorsport.com.
- ^ Jump up to: а б «Физикелла наградил Бразилию победой» . Би-би-си Спорт. 11 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 21 апреля 2003 г. Проверено 14 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Гран-при Бразилии на рассмотрении» . «Дейли телеграф» . 9 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 14 октября 2019 г. Проверено 14 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Алонсо выписан из больницы» . Би-би-си Спорт. 7 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 6 декабря 2003 г. Проверено 14 октября 2019 г.
- ^ Генри, Алан (17 апреля 2003 г.). «Шумахер на скамье подсудимых за игнорирование флага безопасности» . Хранитель . Архивировано из оригинала 14 октября 2019 года . Проверено 14 октября 2019 г.
Исон, Кевин (18 апреля 2003 г.). «Шумахеру предстоит ответить на вопросы по поводу аварии; автогонки» . Таймс . п. 47 . Проверено 14 октября 2019 г. - через Gale Academic OneFile. - ^ «Шумахер и Алонсо избежали выговора ФИА» . Атлас Ф1 . 19 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 14 октября 2019 г. Проверено 14 октября 2019 г.
- ^ «СП критикует «сумасшедших» водителей» . ИТВ-Ф1. 6 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 7 апреля 2003 г. Проверено 14 октября 2019 г.
- ^ «Рубенс не сдастся, пока не выиграет дома» . Автоспорт . 8 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 14 октября 2019 г. . Проверено 14 октября 2019 г.
- ^ Гордон, Ян (7 апреля 2003 г.). «Формула-1: Култхард в ярости после того, как победу лишили из-за ошибки на пит-стопе» . Бирмингем Пост . п. 17. Архивировано из оригинала 14 декабря 2021 года . Проверено 14 октября 2019 г. - через Gale OneFile: News.
- ^ Jump up to: а б Исон, Кевин (10 апреля 2003 г.). «Физикелле может быть предоставлена победа в обратном порядке; Автогонки» . Таймс . п. 61. Архивировано из оригинала 14 декабря 2021 года . Проверено 15 октября 2019 г. - через Gale Academic OneFile.
- ^ Бразилия-2003: результат отменен: Физикелла получает трофей победителя в Имоле , заархивировано из оригинала 20 ноября 2020 г. , получено 10 августа 2019 г.
- ^ «Гран-при Бразилии 2003 — Гонка» . Формула Один. Архивировано из оригинала 11 января 2015 года . Проверено 26 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Бразилия 2003 – Чемпионат» . СтатистикаF1. Архивировано из оригинала 17 ноября 2017 года . Проверено 13 марта 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]23 ° 42'13 "ю.ш. 46 ° 41'59" з.д. / 23,70361 ° ю.ш. 46,69972 ° з.д.