Гран-при Бразилии 2000 года.
Гран-при Бразилии 2000 года. | |||||
---|---|---|---|---|---|
Вторая гонка из 17 чемпионата мира Формулы-1 2000 года.
| |||||
![]() | |||||
Подробности гонки [1] [2] [3] | |||||
Дата | 26 марта 2000 г. | ||||
Официальное название | XXIX Мальборо Гран- при Бразилии | ||||
Расположение | Автодром Хосе Карлоса Паче , Сан-Паулу , Бразилия | ||||
Курс | Постоянный гоночный комплекс | ||||
Продолжительность курса | 4,309 км (2,677 миль) | ||||
Расстояние | 71 круг, 305,939 км (190,681 миль) | ||||
Погода | Солнечно, с небольшой облачностью, Воздух: 22 °C (72 °F), Трасса: 35 °C (95 °F) | ||||
посещаемость | 72,000 | ||||
Поул-позиция | |||||
Водитель | Макларен - Мерседес | ||||
Время | 1:14.111 | ||||
Самый быстрый круг | |||||
Водитель | ![]() | Феррари | |||
Время | 1:14.755 — 48-й круг. | ||||
Подиум | |||||
Первый | Феррари | ||||
Второй | Бенеттон - Игровая жизнь | ||||
Третий | Иордания - Муген-Хонда | ||||
Лидеры круга |
Гран -при Бразилии 2000 года (официально XXIX Grande Prêmio Marlboro do Brasil ) — автогонка Формулы-1, состоявшаяся 26 марта 2000 года на автодроме Хосе Карлоса Паче в Сан-Паулу , Бразилия. Гонка, которая стала вторым этапом чемпионата мира Формулы-1 2000 года и 29-м Гран-при Бразилии , собрала 72 000 зрителей. Михаэль Шумахер , пилот Ferrari , выиграл гонку на 71 круг, стартовав третьим. Benetton из Джанкарло Физикелла финишировал вторым, а Jordan из Хайнц-Харальд Френтцен стал третьим.
McLaren из Мика Хаккинен квалифицировался на поул-позиции и лидировал на первом круге гонки, а на втором круге его обогнал лидер чемпионата мира среди пилотов Михаэль Шумахер. После этого Михаэль Шумахер увеличил отрыв на 17,6 секунды, прежде чем сделать первый из двух пит-стопов для топлива и шин на 20-м круге. После того, как десять кругов спустя Хаккинен сошел с дистанции из-за нехватки давления моторного масла, он вернул лидерство. На последних 12 кругах Дэвид Култхард на другом McLaren обогнал Михаэля Шумахера, который сбавил скорость, чтобы справиться с проблемой давления масла . Он не был достаточно близок, чтобы сделать пас на победу, и Михаэль Шумахер одержал свою вторую победу подряд в сезоне и 37-ю в своей карьере.
По итогам гонки Култхард был дисквалифицирован со второго места из-за незаконной концевой пластины переднего крыла. McLaren подала апелляцию в Международной автомобильной федерации Международный апелляционный суд , но она была отклонена. Дисквалификация продвинула всех гонщиков позади Култхарда вперед на одну позицию. В результате преимущество Михаэля Шумахера в чемпионате мира среди водителей увеличилось до 12 очков . Физикелла переместился с пятого места на второе, а Рубенс Баррикелло на второй Ferrari опустился на третье место, не финишировав в гонке. Ferrari еще больше увеличила свое преимущество в Кубке конструкторов до 18 очков, а Benetton поднялся с четвертого на второе место с пятнадцатью гонками, оставшимися в сезоне.
Фон
[ редактировать ]
2000 года Гран-при Бразилии — вторая из 17 гонок чемпионата мира Формулы-1 2000 года и 29-й Гран-при Бразилии. 26 марта. Это произошло на 15-поворотном автодроме Хосе Карлоса Паче протяженностью 4,309 км (2,677 миль) в бразильском городе Сан-Паулу . [1] [5] Это был второй из шести неевропейских Гран-при. [6] На высокогорной трассе против часовой стрелки наблюдались значительные перепады высот, из-за чего оказывалась большая нагрузка от перегрузки на левую сторону шеи водителей . Команды модифицировали свои машины для работы со средним и высоким уровнем прижимной силы , а амортизаторы , пружины и подвески были настроены так, чтобы адаптироваться к ухабистой поверхности трассы. [5] Компания Bridgestone Формулы-1 , поставщик контрольных шин , поставила на гонку шины мягкого и среднесухого состава. [5]
После победы на предыдущем Гран-при Австралии гонщик Михаэль Ferrari Шумахер возглавил чемпионат мира среди пилотов с десятью очками , за ним следовал его товарищ по команде Рубенс Баррикелло с шестью очками и Williams из Ральф Шумахер с четырьмя очками. Жак Вильнев из British American Racing (BAR) стал четвертым с тремя очками, а Джанкарло Физикелла из Benetton стал пятым с двумя очками. [7] Ferrari возглавила Кубок конструкторов мира с максимальным результатом в 16 очков. Williams и BAR разделили третье место с четырьмя очками каждый, а Benetton стал четвертым с четырьмя очками. [7]
Перед мероприятием большинство из 11 команд протестировали свои автомобили и новые компоненты в различных местах по всей Европе. McLaren , Jordan , Williams, Jaguar и Прост тестировались на трассе Сильверстоун в Великобритании с 14 по 16 марта. Лука Бадоер , пилот-испытатель Ferrari, завершил пробные заезды на трассе Фиорано на севере Италии. [8] Первые два дня тестов тест-пилот McLaren Оливье Панис лидировал ; на третий день Дженсон Баттон из Williams показал лучший результат. [8] Команды BAR, Arrows , Sauber и Minardi не тестировались перед Гран-при. [8]

Пресса и букмекеры считали Михаэля Шумахера фаворитом на победу в гонке. [5] [9] В ответ на заявление руководителя команды McLaren Рона Денниса , который заявил, что Ferrari не так конкурентоспособна, как McLaren, Шумахер выразил оптимизм по поводу продолжения борьбы с McLaren до конца сезона. [10] После того, как неисправные уплотнения в системах пневматических клапанов вынудили его и двукратного чемпиона мира Мику Хаккинена отказаться от участия в предыдущем Гран-при Австралии, Дэвид Култхард из McLaren предсказал, что команда стартует с первого ряда и победит: «Мы не проиграли честно и Надо отдать должное Ferrari, потому что они выиграли, когда мы выбыли, и это наша ошибка. Но это означает, что мы приехали сюда, полагая, что мы конкурентоспособны и у нас еще есть шанс». [11]
В феврале автодром Хосе Карлоса Паче был обновлен, чтобы попытаться уменьшить ухабистость. [5] Выход с пит-лейна был перенесен со въезда на шикану Repa Opposta Senna S на прямую . [12] После аварии и травмы Рикардо Зонты во время гонки 1999 года большая площадка для схода за пределами поворота Ларанжинья была установлена ( , а ее бетонное ограждение было покрыто шинами. Технический делегат Международной автомобильной федерации FIA; руководящий орган Формулы-1) Чарли Уайтинг осмотрел трассу и приказал перенести барьеры на пит-лейн, чтобы улучшить доступ водителей. [13] Мнения водителей по поводу ремонта покрытия разделились. из Jaguar Эдди Ирвин раскритиковал состояние трассы. [14] Его товарищ по команде Джонни Герберт назвал неровности на старте/финише «ужасными», вызвав опасения по поводу повторения аварии Стефана Сарразена в 1999 году. [15] Напротив, Баррикелло и его товарищ по команде Михаэль Шумахер заявили, что трасса для них лучше. [16]
В Гран-при приняли участие 11 команд (каждая представляла разные конструкторы ) без изменений в списке участников сезона. [17] Несколько команд модифицировали свои машины либо для доработки аэродинамических придатков, либо для решения проблем с надежностью, возникших во время Гран-при Австралии. [18] McLaren выявила неисправность воздушного фильтра , которая привела к проблеме с системой пневматических клапанов в предыдущей гонке, и изменила его конструкцию, чтобы предотвратить ее повторение. [18] Ford-Cosworth изменила систему смазки двигателя, а команда Arrows изменила конструкцию рулевой тяги . [18] FIA предоставила Arrows разрешение на участие в соревнованиях после изменения конструкции подголовников на ее автомобиле A21 для защиты водителя. [19]
Упражняться
[ редактировать ]Гонке предшествовали четыре тренировки: две одночасовые в пятницу и две 45-минутные в субботу. [4] Для пятничных занятий погода была жаркой и ясной. [16] Баррикелло лидировал с результатом 1 минута 17,631 секунды после внесения незначительных изменений в аэродинамическую настройку своей машины перед утренней сессией. [16] [20] Хаккинен, Култхард, Михаэль Шумахер, Вильнев, Жан Алези из Jordan из Проста, Физикелла, Хайнц-Харальд Френтцен из Sauber , Мика Сало и Йос Ферстаппен из Arrows замыкают десятку лучших пилотов. [20] Алези трижды развернулся за сессию, на третьем убрав переднее крыло. [20] Утечка в шарнире карданного вала привела к тому, что сессия Михаэля Шумахера завершилась досрочно после восьми кругов, а Зонта был ограничен четырьмя кругами на время из-за того, что скопление мусора привело к перегреву его двигателя. [16] выбежала Бездомная собака на трассу и была сбита маршалами на машине, прервав тренировку. [6]
Хаккинен улучшил свой круг с поулом в 1999 году на шесть десятых секунды за три минуты до конца дневной сессии, установив самый быстрый круг дня - 1 минуту 15,896 секунды. [16] Со второго по десятое места были Михаэль Шумахер, Култхард, Баррикелло, «Эрроуз» Педро де ла Росы , Алези, Ферстаппен, Ярно Трулли из «Джордана» , Вильнев и Физикелла. [21] Ральфа Шумахера дважды сбивали с трассы из-за проблем с тормозами и балансировкой. Александр Вурц развернулся и выбил свой Benetton на берег на углу Мергулью. [16] [22] Култхард провел часть сессии на пит-лейн, пока McLaren заменял переднее антикрыло после того, как он выехал на траву в середине гонки. Ферстаппен экспериментировал с составом шин, который изменил настройки его машины и в конце тренировки угодил в гравийную ловушку. [16]
Погода оставалась жаркой и сухой на протяжении двух субботних тренировок. [23] различные настройки дорожного просвета На автомобилях команд были протестированы , что привело к заметной разнице в характеристиках. Они также выбрали состав шин на оставшуюся часть уик-энда. [24] Култхард возглавил третью тренировку с кругом 1 минута 15,035 секунды, за ним следовали его товарищ по команде Хаккинен, товарищи по команде Ferrari Михаэль Шумахер и Баррикелло, Френтцен, Физикелла, Трулли, Ирвин, Марк Жене из Minardi и Алези. [25] В ходе сессии команда Михаэля Шумахера потратила час и десять минут на замену проблемного двигателя. [23] У Minardi Гастона Маццакане произошла утечка масла, что ограничило его пятью кругами на время и не позволило ему принять участие в финальной тренировке позже в тот же день. [26]
Круг Хаккинена на новом комплекте шин составил 1 минуту 14,159 секунды. Он стал лидером четвертой сессии, а третьим стал его товарищ по команде Култхард. [23] Баррикелло разделил их. Михаэль Шумахер был четвертым, Трулли пятым, а Физикелла был шестым, повторив свой третий результат на тренировках. Вильнев, Ферстаппен, Ральф Шумахер и Френтцен замыкают первую десятку. [26] Во время испытаний нового заднего антикрыла Баррикелло дважды развернулся. [23] один из них был вызван сломанной подставкой для ног. [6] Френтцен и его товарищ по команде Трулли попали в гравийную ловушку, в результате чего кузову их автомобилей были незначительные повреждения. [23] Зонта потерял время на трассе из-за неисправности привода коробки передач и врезался в гравийную ловушку. [26] У Баттона отказал двигатель, в результате чего масло попало на гоночную трассу между поворотами Ларанжинья и Бику-ду-Пату. Заднее крыло Сало вышло из строя на старт-финишной прямой, из-за чего он развернулся, когда он затормозил перед шиканой Сенны S и врезался в стену. [23] [24] Он не пострадал. [26]
Квалификационный
[ редактировать ]
Во время субботней часовой квалификационной сессии гонщики одновременно объезжали трассу. Каждый гонщик был ограничен двенадцатью кругами; их самые быстрые круги определили порядок старта гонки. гонку . Во время квалификации действовало правило 107%, требующее от каждого гонщика оставаться в пределах 107% от самого быстрого круга, чтобы пройти квалификацию в [4] В последние 15 минут сессии шел сильный дождь, из-за которого трасса стала скользкой и не позволила гонщикам ехать быстрее. [27] Из-за сильного ветра установленный на портале картонный рекламный щит высотой 6 футов (1,8 м), соединенный нейлоновыми стяжками над линией старта/финиша, оторвался от крепежей и упал с высоты 10 м (33 фута) на трассу, в результате чего квалификация была остановлена тремя раз, чтобы их удалить. [28] [29] [30] Хаккинен показал лучший результат за 15 минут до конца круга, прежде чем начался дождь за 1 минуту 14,111 секунды, что стало его второй поул-позицией подряд и 23-й в карьере. [27] [31] [32] Его товарищ по команде Култхард квалифицировался вторым, а Ferrari Михаэля Шумахера и Баррикелло - третьим и четвертым соответственно; [27] [33] Шумахер вылетел в траву на втором круге с хронометражем. [3] [34] повредил днище своей машины о гофры высокого бордюра . [26] Он завершил квалификацию на запасном Ferrari. [23] Из-за остановки Баррикелло пришлось отказаться от быстрого круга. [33] [35] Физикелла, пятый, похвалил управляемость своей машины. Ирвин, занявший шестое место, был доволен хваткой и балансом своего «Ягуара». [31]
Френтцен квалифицировался седьмым после того, как Педро Динис замедлил его. Зонта, занявший восьмое место, сосредоточился на аэродинамической настройке, чтобы улучшить управляемость своей машины. [23] [31] Между последней тренировкой и квалификацией Баттон менял двигатели и работал с гоночным инженером Тимом Престоном над изменением настроек своей машины. [36] Вначале он был четвертым, прежде чем опуститься на девятое. [3] Вильнев квалифицировался десятым после того, как движение на двух кругах замедлилось, и он выбежал на траву. Ральф Шумахер был самым быстрым гонщиком, который не попал в первую десятку после того, как попробовал разные жесткости пружин, но не смог улучшить настройку своего шасси. [31] Бико де Пето Трулли врезался в гравийную ловушку на шпильке на своем первом круге на время. [34] Он вернулся на пит-лейн, чтобы управлять запасной машиной Jordan; неисправность электронного блока управления повлияла на выбор передачи, в результате чего он остался 12-м. Вурцу, 13-му, на всех кругах движение было медленным. Проблемы со сцеплением поставили Ферстаппена на 14-е место. [23] [3] Алези, 15-й, свернул на скорости более 250 км/ч (160 миль в час), чтобы избежать падения рекламного щита, повредив переднее крыло своей машины. [27] [37] Алези не пострадал. [6] Дождь замедлил движение Де Ла Росы, занявшего 16-е место. Проблемы с настройкой машины поставили Герберта на 17-е место. [31] Жене, занявший 18-е место, рискнул выйти на трассу в начале квалификации. Ник Хайдфельд использовал запасную машину Проста и занял 19-е место после отказа сцепления в его гоночной машине. [27] [38] У Диниза, занявшего 20-е место, и его товарища по команде Сало, занявшего 22-е место, были аналогичные неисправности заднего крыла. [3] Маццакан, 21-й, управлял запасным автомобилем Minardi из-за проблем с давлением топлива . [23] [27]
Постквалификация
[ редактировать ]Sauber объявила о своем выходе из гонки во время второй остановки, сославшись на нехватку времени в Бразилии для анализа и ремонта структурной целостности задних крыльев на обеих машинах. [33] Когда Sauber вернулись в свою штаб-квартиру в Хинвиле , они обнаружили, что из-за ухабистой поверхности трассы ударные нагрузки на обе их машины оказались выше ожидаемых; Заднее крыло Сало вышло из строя в нижней плоскости, а у Диница — в верхней. [39]
Квалификационная классификация
[ редактировать ]Поз. | Нет. | Водитель | Конструктор | Время | Зазор |
---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | ![]() | Макларен - Мерседес | 1:14.111 | — |
2 | 2 | ![]() | Макларен - Мерседес | 1:14.285 | +0.174 |
3 | 3 | ![]() | Феррари | 1:14.508 | +0.397 |
4 | 4 | ![]() | Феррари | 1:14.636 | +0.525 |
5 | 11 | ![]() | Бенеттон - Игровая жизнь | 1:15.375 | +1.264 |
6 | 7 | ![]() | Ягуар - Косворт | 1:15.425 | +1.314 |
7 | 5 | ![]() | Иордания - Муген-Хонда | 1:15.455 | +1.344 |
8 | 23 | ![]() | БАР - Хонда | 1:15.484 | +1.373 |
9 | 10 | ![]() | Уильямс - БМВ | 1:15.490 | +1.379 |
10 | 22 | ![]() | БАР - Хонда | 1:15.515 | +1.404 |
11 | 9 | ![]() | Уильямс - БМВ | 1:15.561 | +1.450 |
12 | 6 | ![]() | Иордания - Муген-Хонда | 1:15.627 | +1.516 |
13 | 12 | ![]() | Бенеттон - Игровая жизнь | 1:15.664 | +1.553 |
14 | 19 | ![]() | Стрелы - Супертек | 1:15.704 | +1.593 |
15 | 14 | ![]() | Прост - Пежо | 1:15.715 | +1.604 |
16 | 18 | ![]() | Стрелы - Супертек | 1:16.002 | +1.891 |
17 | 8 | ![]() | Ягуар - Косворт | 1:16.250 | +2.139 |
18 | 20 | ![]() | Минарди - Фондметал | 1:16.380 | +2.269 |
19 | 15 | ![]() | Прост - Пежо | 1:17.112 | +3.001 |
20* | 16 | ![]() | Заубер - Петронас | 1:17.178 | +3.067 1 |
21 | 21 | ![]() | Минарди - Фондметал | 1:17.512 | +3.401 |
22* | 17 | ![]() | Заубер - Петронас | 1:18.703 | +4.592 1 |
107% времени : 1:19.299 | |||||
Источники: [40] [41] |
Примечания:
- ^ 1 - Sauber сняла с участия Педро Диниза и Мику Сало по соображениям безопасности из-за отдельных поломок заднего крыла на их машинах. [39]
Разогревать
[ редактировать ]Утром в воскресенье в жаркую и пасмурную погоду прошла 30-минутная разминка. [42] Все гонщики настроили свои гоночные настройки и ездили на запасных автомобилях . [42] Хаккинен установил самый быстрый круг в сессии - 1 минуту 16,343 секунды, опередив Михаэля Шумахера, Култхарда, Баррикелло, Ферстаппена, Ральфа Шумахера, Жене, Физикеллу и Зонту. [43] Через десять минут машина Вурца заглохла на выезде с пит-лейна, и сессия была остановлена. Оставшуюся часть сессии он управлял запасным автомобилем Benetton B200 . [42] [44] У Алези отказал двигатель, поэтому он переключился на запасной Prost AP03 , у которого на неровной старт-финишной прямой отказало заднее крыло, что привело к второй остановке. [42] [44]
Прост осмотрел заднее крыло Алези после разминки и определил, что его выход из строя был вызван старыми деталями кузова его машины, и подготовил запасное шасси на случай, если оно понадобится. Команда заявила, что ее не беспокоит безопасность гонщиков, и подтвердила свое участие в гонке. [45]
Раса
[ редактировать ]Гонка началась перед 72 000 зрителей (в основном поддерживающих Ferrari) в 14:00 по местному времени. [46] [47] [48] Вначале погода была жаркой и сухой: температура окружающей среды 22 °C (72 °F), температура трассы 35 °C (95 °F) и влажность 76%. [46] [49] Согласно компьютерному моделированию, гонщики, сделавшие один пит-стоп, показали самое быстрое общее время в гонке. [6] Двигатель Вурца заглох во время группового круга , задержав Алези и Герберта; оба гонщика заняли стартовые позиции. [50] [2] Вурц стартовал с пит-лейна. [51] Хаккинен вывел мяч на шикану Сенны S после быстрого старта с стартовой решетки. [52] Михаэль Шумахер обогнал Култхарда и стал вторым, у которого была пробуксовка колес , и он не смог побороться за лидерство с Хаккиненом. Култхард остался третьим после того, как Баррикелло медленно стартовал. [2] Ирвин обогнал Физикеллу и занял пятое место. К концу первого круга Ферстаппен поднялся с 14-го на 11-е место. [51] Баттон упал с 9-го на 14-е место на той же дистанции. [53] Трулли обогнал Ральфа Шумахера и Вильнева и занял десятое место на внутренней стороне трассы. [2]

Когда двое лучших подошли к линии старта/финиша, [52] Михаэль Шумахер, который весь первый круг шел рядом с более тяжелой машиной Хаккинена, [28] [54] вылетел с гоночной трассы и вырвался вперед на шикане Senna S. [2] Баррикелло обогнал Култхарда и занял третье место на старте/финише подряд. [54] Затем он пробежал мимо, вернув Култхарда на третье место. К концу второго круга Баррикелло снова занял третье место после того, как из-за неисправности коробки передач Култхард лишился возможности использовать первые три передачи и стал медленнее в поворотах на медленной скорости. [3] Неисправное радио не позволило Култхарду предупредить McLaren о проблеме. [6] Это означает, что он затормозил раньше, поскольку торможение двигателем оказалось неэффективным и изменило его траекторию движения. [28] Проведя серию самых быстрых кругов , Михаэль Шумахер увеличил свое преимущество над Хаккиненом до четырех секунд к 4-му кругу и до 15 секунд к 15-му кругу, что позволило ему сделать ранний пит-стоп для дозаправки. Тем временем Трулли обогнал Зонту и занял восьмое место, Баттон обогнал Алези и занял 13-е место, а Хайдфельд уступил де ла Росе 16-е место. Ферстаппен поднялся с 11-го на седьмое место, обогнав Вильнева, Зонту, Френтцена и Физикеллу, а Алези обогнал Ральфа Шумахера, Вильнева, Зонту и Френтцена и поднялся на девятое место. [51] [55] За это время у Вурца и Хайдфельда возникли отдельные отказы двигателей на седьмом и девятом кругах, а у Алези произошел отказ электрооборудования на шпильке Бико-де-Пато на 11-м круге. [49] [2]
После того, как Хаккинен промахнулся в конце 14-го круга, Баррикелло закрылся. Перед шиканой Сенны S он затормозил, обогнал Хаккинена и повернул налево, обойдя его и заняв второе место в начале 15-го круга. [49] [2] [54] Де ла Роса обогнал Герберта и занял 14-е место на этом круге, а Трулли обогнал Ирвина, заняв пятое место на повороте Курва-ду-Соль на 16-м круге. [51] На этом круге Вильнев сошел с дистанции из-за проблемы с коробкой передач, которая возникла на протяжении всей гонки. [3] Команды Ferrari и McLaren использовали различные стратегии пит-стопов; Команда Ferrari запланировала две остановки в надежде, что они обеспечат достаточно значительное преимущество над McLaren на трассе. McLaren, наоборот, запланировала всего один пит-стоп, поскольку предполагала, что длинный пит-лейн потеряет у них время. [48] Когда четыре круга спустя начался первый раунд заправки и шинных пит-стопов, Михаэль Шумахер имел преимущество в 17,6 секунды над остальными участниками. [46] Он вернулся на трассу третьим, а Баррикелло лидировал следующие два круга, пока не остановился, в результате чего последний опустился на четвертое место. [55] [56] На 21-м круге Ирвин потерял контроль над задней частью своего автомобиля, врезавшись в шпильку Бико-де-Пато, и врезался в покрышку . Шесть кругов спустя Баррикелло выехал на пит-лейн, из его машины валил дым из-за проблемы с гидромотором , которая распространилась от рулевого колеса к тяге дроссельной заслонки. [49] [50] [55] Когда Баррикелло вышел из машины, чтобы сойти с дистанции, его механики потушили небольшой пожар. [52]

По завершении 28-го круга Трулли сделал первую из двух остановок с четвертого места и занял седьмое место. [51] Прежде чем сбросить скорость из-за потери давления масла в двигателе на 30-м круге, Хаккинен оторвался и опередил Михаэля Шумахера на 12 секунд, поскольку в его машине было меньше топлива. [28] [50] [56] Он замедлил ход и удалился в свой гараж. Михаэль Шумахер вернул лидерство, второе место - еще не остановившийся Култхард, третье - Ферстаппен, а четвертое - Физикелла. [51] Култхард обогнал Михаэля Шумахера с точностью до одной десятой секунды, который немного замедлился из-за дисбаланса всех четырех шин, когда Ральф Шумахер бросил вызов Физикелле и занял четвертое место. [2] [52] [54] На 32-м круге Жене сошел с 11-го места из-за отказа двигателя. [2] Ферстаппен (у которого были проблемы с физической формой) и его товарищ по команде де ла Роса сделали свои первые пит-стопы на 35 и 37 кругах. [28] [51] Четыре круга спустя Френтцен стал первым гонщиком, придерживавшимся стратегии «одной остановки», который выехал на пит-лейн раньше запланированного срока из-за сильного износа задних шин, потеряв у него пять секунд. [28] [51] Култхард сделал единственную остановку на 43-м круге и остался на второй позиции. Михаэль Шумахер лидировал на 48 секунд, когда сделал второй пит-стоп на 51-м круге, и сохранил лидерство. [54] На том же круге Физикелла удерживался на трассе своей командой, пока он не сделал свой единственный пит-стоп в гонке и не сохранил третье место. [2] [55]
На 51-м круге Герберт сошел с пит-лейна из-за неисправности коробки передач. [3] Четыре круга спустя Де ла Роса потерял концентрацию, наткнувшись на гравийную ловушку, но не потерял позиций. [49] [54] Баттон сражался с Ферстаппеном несколько кругов, прежде чем обогнал его седьмым на 56-м месте. [53] когда Трулли сделал пит-стоп с четвертого места после того, как его второй комплект шин немного замедлил его, и он вернулся на трассу пятым. [28] [51] С 59-го круга Култхард начал догонять Михаэля Шумахера, который сбавил скорость из-за проблемы с давлением масла . [3] [51] Он не мог подойти достаточно близко, чтобы пройти мимо, из-за проблем с выбором передачи. [55] а Шумахер одержал свою вторую победу в сезоне и 37-ю в карьере за 1 час 31 минуту 35,271 секунды со средней скоростью 200,404 км/ч (124,525 миль в час) на дистанции 305,939 км (190,102 мили) и 71 круге. . [1] [57] [58] Култхард последовал за ним на 4,302 секунды позже, а Физикелла занял третье место. [3] Френтцен финишировал четвертым после стабильной езды, Трулли финишировал пятым, применив стратегию двух остановок, которая позволила ему занять места на машине с небольшим количеством топлива в начале гонки, а Ральф Шумахер стал шестым бомбардиром, занявшим последнее место. Баттон, Ферстаппен, де ла Роза, Зонта и Маццакан (в его первом финише в гонке Формулы-1) финишировали последними. [55] [59] Уровень отсева был высоким; только 11 из 20 стартовавших завершили гонку. [60]
После гонки
[ редактировать ]Трое лучших гонщиков вышли на подиум, чтобы забрать свои трофеи, а затем пообщались со СМИ на пресс-конференции. [4] Михаэль Шумахер, получивший кубок победителей от бразильского футболиста Пеле , [6] сказал, что его стратегия пит-стопов помогла ему победить: «Раньше, как вы помните, мы не могли обогнать участников McLaren, независимо от их стратегии. Теперь мы выглядим намного более конкурентоспособными – именно там мы и хотели быть – и вряд ли сезон мог начаться лучше, чем сейчас». [61] Култхард заявил, что его второе место дало ему старт в его чемпионской кампании из-за проблем с коробкой передач: «Должно быть, это было интересно для тех, у кого было куда смотреть в первом повороте. Учитывая обстоятельства, я очень доволен своей шестеркой. баллы». [61] Физикелла рассказал, что его машина имела недостаточную и избыточную поворачиваемость в течение первых 15 кругов, пока ее сцепление с дорогой и баланс не улучшились. Тем не менее, он выразил удовлетворение тем, что финишировал третьим: «Это отличный результат, который поможет нам быть еще более конкурентоспособными в будущем. Я уверен, что в следующей гонке у нас будут новые аэродинамические детали». [61]

Примерно через час после гонки, когда официальные лица подвергли автомобили послегоночной проверке на площадке для технического осмотра FIA, у всех шести лучших финишеров, за исключением Физикеллы, было обнаружено сильное изнашивание деревянных досок, прикрепленных к полу под ними. свои автомобили в нарушение правил, касающихся незаконного износа планок. [6] [62] Команды Ferrari, McLaren, Jordan и Williams добились успеха, поскольку ухабистая гоночная поверхность приводила к износу автомобилей при движении вниз . Все четыре команды были восстановлены в работе после того, как вторая проверка вызвала Задержка 3 + 1 / 2 часа. [2] [63] В ходе проверки технический делегат FIA Джо Бауэр обнаружил, что концевые пластины переднего крыла Култхарда находились на высоте 43 мм (4,3 см) над землей (слишком низко на 7 мм (0,28 дюйма)), а не на 50 мм (5,0 см) над базовой линией ниже автомобиль в соответствии с требованиями правил FIA. [28] [64] [65] [62] Бауэр определил, что это дало Култхарду конкурентное аэродинамическое преимущество, и шесть часов спустя стюарды дисквалифицировали его. Адриан Ньюи , технический директор McLaren, отклонил предложение стюардов перевезти машину Култхарда в Париж на беспристрастное слушание и вместо этого согласился на серию из четырех измерений в Сан-Паулу. McLaren подала апелляцию, утверждая, что вибрации от неровной гоночной поверхности повредили и сместили днище и шасси автомобиля. [66] Комиссия из пяти человек рассмотрела апелляцию 4 апреля на заседании Международного апелляционного суда FIA в Париже. На 90-минутном слушании они отклонили апелляцию McLaren и объявили результат гонки окончательным. [67]
Это продвинуло каждого гонщика позади Култхарда на одну позицию; Баттон был реклассифицирован шестым и стал самым молодым гонщиком, набравшим очко чемпионата мира Формулы-1 в возрасте 20 лет, 2 месяцев и 7 дней, побив Рикардо Родригеса рекорд на Гран-при Бельгии 1962 года . [n 1] [69] [70] Организаторы Гран-при Бразилии были вызваны на заседание Генеральной ассамблеи FIA 6 апреля. Они были оштрафованы на 100 000 долларов за проблемы с безопасностью на трассе, а квалификация трижды была остановлена из-за падения рекламных щитов. Руководящий орган счел это «исключительными обстоятельствами» и разрешил трассе остаться в Формуле-1. [71] Президент FIA Макс Мосли заявил, что не было наложено ни увеличенного штрафа, ни отмены гонки, поскольку организаторы предоставили доказательства, препятствующие совершению того или иного действия: «Принимая во внимание, что мы разрешили бразильским промоутерам размещать там знаки – а они, вероятно, не сделали этого». Не зная, какова вероятность произошедших сбоев, казалось справедливым наложить сравнительно скромное наказание». [72]
Хаккинен ограничил свои интервью средствам массовой информации и покинул трассу до окончания гонки. [6] Он выразил разочарование по поводу того, что ему пришлось сойти с лидерства в гонке: «Ничто не может описать то, что я чувствую. Мы были быстры весь уик-энд, вплоть до конца, поэтому я не рад покинуть Бразилию без очков. У нас есть кое-какая работа. сделать до начала европейского сезона». [58] В прессе цитировались слова Баттона о том, что он предпочел бы набрать очки в гонке, чем обратиться в апелляционный суд: «Я услышал новости о Дэвиде, когда направлялся в аэропорт, чтобы вылететь обратно из Бразилии – и я не могу скажи, что это доставило мне огромное чувство радости. Ты хочешь добиться успеха своими навыками вождения, а не чьим-то несчастьем». [73] Эдди Джордан , владелец команды Jordan, сказал, что обе его машины, финишировавшие в гонке, продемонстрировали, что могут продержаться полную дистанцию гонки после того, как сошли с Гран-при Австралии из-за механических проблем. По словам Френтцена, сезон команды начался в Бразилии, и ей потребовалось техническое обслуживание, чтобы улучшить свои показатели: "Но мы очень сильная команда с хорошей атмосферой, я хорошо лажу с Ярно, и пока все в порядке". [74]
После гонки Михаэль Шумахер лидировал в чемпионате мира среди пилотов с преимуществом в 12 очков, а Физикелла переместился с пятого места на второе после финиша вторым. Ральф Шумахер опустился на четвертое место, Баррикелло - на третье, а Френтцен - пятое. [7] В Кубке конструкторов Ferrari увеличила отрыв до 26 очков, а Benetton поднялась с четвертого места на второе. Первые очки Джордана в сезоне поставили их на третье место, а Уильямс и BAR были четвертыми и пятыми с оставшимися 15 гонками. [7]
Классификация рас
[ редактировать ]гонщики, набравшие чемпионские очки выделены Жирным шрифтом .
Поз. | Нет. | Водитель | Конструктор | Круги | Время/Пенсионер | Сетка | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 3 | ![]() | Феррари | 71 | 1:31:35.271 | 3 | 10 |
2 | 11 | ![]() | Бенеттон - Игровая жизнь | 71 | +39.898 | 5 | 6 |
3 | 5 | ![]() | Иордания - Муген-Хонда | 71 | +42.268 | 7 | 4 |
4 | 6 | ![]() | Иордания - Муген-Хонда | 71 | +1:12.780 | 12 | 3 |
5 | 9 | ![]() | Уильямс - БМВ | 70 | +1 круг | 11 | 2 |
6 | 10 | ![]() | Уильямс - БМВ | 70 | +1 круг | 9 | 1 |
7 | 19 | ![]() | Стрелы - Супертек | 70 | +1 круг | 14 | |
8 | 18 | ![]() | Стрелы - Супертек | 70 | +1 круг | 16 | |
9 | 23 | ![]() | БАР - Хонда | 69 | +2 круга | 8 | |
10 | 21 | ![]() | Минарди - Фондметал | 69 | +2 круга | 20 | |
Верно | 8 | ![]() | Ягуар - Косворт | 51 | Выделен | 17 | |
Верно | 20 | ![]() | Минарди - Фондметал | 31 | Двигатель | 18 | |
Верно | 1 | ![]() | Макларен - Мерседес | 30 | Давление масла | 1 | |
Верно | 4 | ![]() | Феррари | 27 | Гидравлика | 4 | |
Верно | 7 | ![]() | Ягуар - Косворт | 20 | Выделен | 6 | |
Верно | 22 | ![]() | БАР - Хонда | 16 | Коробка передач | 10 | |
Верно | 14 | ![]() | Прост - Пежо | 11 | Электрический | 15 | |
Верно | 15 | ![]() | Прост - Пежо | 9 | Двигатель | 19 | |
Верно | 12 | ![]() | Бенеттон - Игровая жизнь | 6 | Двигатель | 13 | |
ДСК | 2 | ![]() | Макларен - Мерседес | 71 | Незаконные концевые пластины передних крыльев (+4.302) | 2 | |
DNS | 16 | ![]() | Заубер - Петронас | 0 | Проблемы безопасности | ||
DNS | 17 | ![]() | Заубер - Петронас | 0 | Проблемы безопасности | ||
Положение чемпионата после гонки
[ редактировать ]
|
|
- Примечание . В обе группы турнирной таблицы включены только пять лучших позиций.
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Нынешним обладателем этого рекорда является Макс Ферстаппен, занявший седьмое место на Гран-при Малайзии 2015 года в возрасте 17 лет и 166 дней. [68]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Гран-при Бразилии 2000 года: XXIX Grande Prêmio Marlboro do Brasil» . Шикана F1. Архивировано из оригинала 9 декабря 2007 года . Проверено 10 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Лупини, Микеле (29 марта 2000 г.). «Обзор Гран-при Бразилии» . Атлас Ф1 . 6 (13). Архивировано из оригинала 22 августа 2000 года . Проверено 10 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Результаты Гран-при: Гран-при Бразилии, 2000» . ГранПри.com. Архивировано из оригинала 2 января 2002 года . Проверено 10 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Доменжоз, Люк, изд. (2000). Ежегодник Формулы-1, 2000–2001 гг . Бат, Сомерсет: Паррагон. стр. 99, 220–221. ISBN 0-75254-735-6 – через Интернет-архив.
- ^ Jump up to: а б с д и Титлер, Юэн (22 марта 2000 г.). «Предварительный просмотр Гран-при Бразилии» . Атлас Ф1 . 6 (12). Архивировано из оригинала 10 мая 2000 года . Проверено 31 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Гудман, Луиза (2000). «Гран-при Бразилии». За пределами пит-лейна: сезон Гран-при изнутри . Лондон, Великобритания: Издательская группа Headline . стр. 19, 25–27, 32–36. ISBN 0-7472-3541-4 . Проверено 9 апреля 2022 г. - через Открытую библиотеку .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джонс, Брюс (2001). «Финальные столы 2000 года». Официальный путеводитель Гран-при 2001 года . Лондон, Англия: Carlton Books . стр. 120–121. ISBN 1-84222-197-3 – через Интернет-архив .
- ^ Jump up to: а б с «Обновление Формулы-1 – 17 марта 2000 г.» . Международная автомобильная федерация . 17 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 3 декабря 2000 г. Проверено 10 мая 2019 г.
- ^ Рид, Джейми (25 марта 2000 г.). «Чувак с шансами: Бразилия требует флаттера на Френтцена» . Хранитель . п. 7 . Проверено 10 мая 2019 г. - через General OneFile.
- ^ Тремейн, Дэвид (24 марта 2000 г.). «Шумахер расслабляется, когда внимание падает на Баррикелло» . Независимый . Архивировано из оригинала 10 мая 2019 года . Проверено 10 мая 2019 г.
- ^ «Бразилия: надо победить McLaren, — говорит Култхард» . Автоспорт . 23 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 10 мая 2019 г. . Проверено 10 мая 2019 г.
- ^ «Интерлагос» . Силуэтные гонки Тима Мозера. 2000. Архивировано из оригинала 22 декабря 2001 года . Проверено 10 мая 2019 г.
- ^ «FIA одобряет модификации Интерлагоса» . Формула1.com. 22 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 10 января 2001 г. Проверено 10 мая 2019 г.
- ^ «Ирвин критикует покрытие трассы Интерлагоса» . Атлас Ф1 . 18 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 13 декабря 2000 г. Проверено 10 мая 2019 г.
- ^ Тремейн, Дэвид (25 марта 2000 г.). «Култхард преодолевает неровности Шумахера» . Независимый . Архивировано из оригинала 10 мая 2019 года . Проверено 10 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Гран-при Бразилии: Свободная практика» . Международная автомобильная федерация. 24 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 25 октября 2000 г. Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ «Гран-при Бразилии Формулы-1 2000 года: список участников» . Статистика автоспорта. Архивировано из оригинала 8 сентября 2021 года . Проверено 8 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Пиола, Джорджио (27 марта - 3 апреля 2000 г.). «Сколько вмешательств в McLaren!». Автоспринт (на итальянском языке) (13): 48–49.
- ^ «Стрелки проясняют ситуацию» . Крушение. 22 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 12 мая 2019 г. . Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «Первая свободная практика в пятницу – Гран-при Бразилии» . Атлас Ф1 . 24 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 22 апреля 2016 г. Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ «Вторая свободная практика пятницы – Гран-при Бразилии» . Атлас Ф1 . 24 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 22 апреля 2016 г. Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ «Хаккинен быстрее всех на второй свободной тренировке» . F1Racing.net. 24 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 18 марта 2005 г. Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Гран-при Бразилии: свободная практика + квалификация» . Международная автомобильная федерация. 25 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 25 октября 2000 г. Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Отчет о субботней практике – Бразилия» . Формула1.com. 25 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 19 декабря 2000 г. Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ «Гран-при Бразилии – время тренировок в первую субботу» . Автоспорт . 25 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 11 мая 2019 г. Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Субботняя свободная практика – Гран-при Бразилии» . Атлас Ф1 . 25 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 22 апреля 2016 г. Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Коллингс, Тимоти (25 марта 2000 г.). «Квалификационный отчет Тимоти Коллингса на Гран-при Бразилии» . Атлас Ф1 . Архивировано из оригинала 16 марта 2016 года . Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Гран-при Бразилии: побеждает тот, кто первым приедет к финишу». Формула-1. Сезон 2000 года . Перевод Пенфолда, Чака. Неккарзульм , Германия: Смешивание Medienprodukt. 2000. стр. 30–36. ISBN 8-02-253580-Х – через Интернет-архив .
- ^ «ФИА вызывает руководство Интерлагоса» . Новости Би-би-си . 29 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 26 декабря 2002 г. Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ Бейкер, Эндрю (19 октября 2007 г.). «Подготовка к хаосу в Интерлагосе» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 11 мая 2019 года . Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Квалификация – Гран-при Бразилии» . Атлас Ф1 . 25 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 16 марта 2016 г. Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ Гейтс, Марк (26 марта 2000 г.). «Баттон сверкает в Сан-Паулу, когда McLaren захватывает места в первом ряду» . Воскресный вестник . п. 15 . Проверено 11 мая 2019 г. - через пресс-киоск Infotrac.
- ^ Jump up to: а б с Гарднер, Джон (25 марта 2000 г.). «Хаккинен берет поул в странной сессии» . Спидвидение . Архивировано из оригинала 10 мая 2000 года . Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Хаккинен Топс прервал квалификацию» . Автоспорт . 25 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 11 мая 2019 г. . Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ Виндзор, Питер (26 марта 2000 г.). «Горячий Хаккинен; Автогонки» . Санди Таймс . п. 12 . Проверено 11 мая 2019 г. - через Academic OneFile.
- ^ Баттон, Дженсон; Тремейн, Дэвид (2002). Дженсон Баттон: Моя жизнь на американских горках Формулы-1 . Бунгей , Саффолк: Bantam Press . стр. 125–126. ISBN 978-0-593-04875-7 .
- ^ «Алези призывает к действию после удачного побега» . Автоспорт . 25 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 11 мая 2019 г. . Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ «Гран-при Бразилии 2000: комментарии команды и пилотов – суббота» . Ежедневная Ф1. 25 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 12 февраля 2001 г. Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Sauber обвиняет трек в уходе» . Мыс Аргус . Рейтер . 29 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 11 мая 2019 г. . Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ «Бразилия 2000 – Квалификация» . Статистика Ф1. Архивировано из оригинала 14 ноября 2018 года . Проверено 14 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Результаты Гран-при Бразилии 2000 года» . ЭСПН . Архивировано из оригинала 13 января 2016 года . Проверено 13 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Гран-при Бразилии: Разминка» . Международная автомобильная федерация. 26 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 25 октября 2000 г. Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ «Воскресная разминка – Гран-при Бразилии» . Атлас Ф1 . 26 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 22 апреля 2016 г. Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Хаккинен на вершине перед гонкой» . F1Racing.net. 26 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 18 марта 2005 г. Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ «Прост примет участие в Гран-при Бразилии» . Автоспорт . 26 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 12 мая 2019 г. . Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «Отчет: Майкл снова побеждает!» . Гейл Форс F1. 26 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 3 мая 2007 г. Проверено 10 мая 2019 г.
- ^ Гордон, Ян (27 марта 2000 г.). «Автогонки: предупреждение Шумахера о титуле» . Новостное письмо . п. 23 . Проверено 12 мая 2019 г. - через пресс-киоск Infotrac.
- ^ Jump up to: а б Коллингс, Тимоти; Хьюз, Саймон (27 марта 2000 г.). «Шумахер делает это снова: дисквалификация Култхарда, занявшего второе место, в первую очередь указывает на Баттона» . «Дейли телеграф» . п. С1 . Проверено 20 февраля 2022 г. - через Newspapers.com.
.
- ^ Jump up to: а б с д и «2000: Раунд 2 – Бразилия: Интерлагос» . Формула1.com. 26 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 10 февраля 2001 г. Проверено 10 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «Гран-при Бразилии 2000: комментарии команды и пилотов – воскресенье» . Ежедневная Ф1. 26 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 2 июля 2001 г. Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Гран-при Бразилии: факты и происшествия гонки» . Международная автомобильная федерация. 26 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 25 октября 2000 г. Проверено 10 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д М. Бейнс, Стивен (26 марта 2000 г.). «Отчет Гран-при Бразилии» . Motorsport.com. Архивировано из оригинала 10 мая 2019 года . Проверено 10 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Генри, Алан (2009). Дженсон Баттон: история чемпиона мира . Спаркфорд, Англия: Haynes Publishing . п. 44. ИСБН 978-1-84425-936-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Шу-мастер побеждает в Бразилии» . F1Racing.net. 26 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 18 марта 2005 г. Проверено 10 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Шумахер держит удвоение» . Крушение . 26 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 27 октября 2003 г. Проверено 8 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Гран-при Бразилии: круг за кругом» . Автоспорт . 26 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 12 мая 2019 г. . Проверено 10 мая 2019 г.
- ^ «Плюс: автогонки – Гран-при Бразилии; победа Шумахера» . Нью-Йорк Таймс . Ассошиэйтед Пресс . 27 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 12 мая 2019 г. Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Коллингс, Тимоти (26 марта 2000 г.). «Отчет Тимоти Коллингса о гонке Гран-при Бразилии» . Атлас Ф1 . Архивировано из оригинала 22 апреля 2016 года . Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ «Гран-при Бразилии: От начала до конца: как они бежали» . «Дейли телеграф» . 27 марта 2000 г. с. С12 . Проверено 20 февраля 2022 г. - через Newspapers.com.
.
- ^ Исон, Кевин (27 марта 2000 г.). «Триумфатор Шумахер путешествует налегке; Автогонки» . Таймс . п. 40 . Проверено 12 мая 2019 г. - через Academic OneFile.
- ^ Jump up to: а б с «Пресс-конференция после гонки – Гран-при Бразилии» . Атлас Ф1 . 25 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 22 апреля 2016 г. Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Генри, Алан (февраль 2001 г.). Mercedes в автоспорте: от пионеров к совершенству . Спаркфорд , Сомерсет : Haynes Publishing . п. 162. ИСБН 1-85960-658-Х – через Интернет-архив .
- ^ «Шумахер признан победителем гонки» . Автоспорт . 27 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 12 мая 2019 г. . Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ Генри, Алан (28 марта 2000 г.). «Автогонки: на McLaren «навалились»: команда утверждает, что ей угрожали конфисковать машину, если они не примут меры по поводу дисквалификации» . Хранитель . п. 9 . Проверено 12 мая 2019 г. - через General OneFile.
- ^ «Машина Култхарда сбивает его со 2-го места» . Мыс Аргус . Рейтер. 27 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ Исон, Кевин (28 марта 2000 г.). «Култхард ушел на крыло и в молитве; Автогонки» . Таймс . п. 37 . Проверено 12 мая 2019 г. - через Academic OneFile.
- ^ Говар, Рекс (5 апреля 2000 г.). «Култхард теряет привлекательность» . «Дейли телеграф» . п. 066 . Проверено 12 мая 2019 г. - через пресс-киоск Infotrac.
- ^ «Макс Ферстаппен вошел в историю Формулы-1 как самый молодой по очкам» . США сегодня . Ассошиэйтед Пресс. 29 марта 2015 г. Архивировано из оригинала 21 июня 2021 г. Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ «Кнопка творит историю» . Мотоспорт . LXXVI (5): 5 мая 2000 г. Архивировано из оригинала 12 мая 2019 г. . Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ Эслер, Уильям (21 августа 2014 г.). «Рекорды Формулы-1, показывающие их возраст» . Скай Спорт . Архивировано из оригинала 26 августа 2014 года . Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ «Формула 1: FIA оштрафовала организаторов Гран-при Бразилии» . РТЭ Спорт . 7 апреля 2000 г. Архивировано из оригинала 12 мая 2019 г. . Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ «Интерлагос» отбивает часть Формулы-1, — говорит Макс . Крушение. 9 апреля 2000 г. Архивировано из оригинала 12 мая 2019 г. . Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ «Баттон предпочитает добиваться успеха в гонках» . Автоспорт . 29 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 12 мая 2019 г. . Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ Милликен, Мэри (25 марта 2000 г.). «Джордан снова в очках в Бразилии» . Атлас Ф1 . Архивировано из оригинала 22 апреля 2016 года . Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ «Гран-при Бразилии 2000» . Формула Один. Архивировано из оригинала 10 октября 2014 года . Проверено 26 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Бразилия 2000 – Чемпионат» . Статистика Ф1. Архивировано из оригинала 17 июля 2017 года . Проверено 13 марта 2019 г.
23 ° 42'13 "ю.ш. 46 ° 41'59" з.д. / 23,70361 ° ю.ш. 46,69972 ° з.д.