Гран-при Бельгии 2000 года.
Гран-при Бельгии 2000 года. | |||||
---|---|---|---|---|---|
Гонка 13 из 17 чемпионата мира Формулы-1 2000 года.
| |||||
![]() Спа Франкоршам | |||||
Подробности гонки [1] [2] | |||||
Дата | 27 августа 2000 г. | ||||
Официальное название | LVIII Фостера Гран-при Бельгии | ||||
Расположение | Трасса Спа-Франкоршам , Франкоршам , Валлония , Бельгия | ||||
Курс | Постоянный гоночный комплекс | ||||
Продолжительность курса | 6,968 км (4,330 миль) | ||||
Расстояние | 44 круга, 306,592 км (190,507 миль) | ||||
Погода | Влажность на старте, сушка, температура воздуха и трассы; 15 ° С (59 ° F) | ||||
Поул-позиция | |||||
Водитель | Макларен - Мерседес | ||||
Время | 1:50.646 | ||||
Самый быстрый круг | |||||
Водитель | ![]() | Феррари | |||
Время | 1:53.803 — 30-й круг. | ||||
Подиум | |||||
Первый | Макларен - Мерседес | ||||
Второй | Феррари | ||||
Третий | Уильямс - БМВ | ||||
Лидеры круга |
( Гран-при Бельгии 2000 года формально — Гран-при Бельгии LVIII Фостера ) — автогонка Формулы-1, состоявшаяся 27 августа 2000 года на трассе Спа-Франкоршам , Франкоршам , Валлония , Бельгия, с участием 83 000 зрителей. Это была 13-я гонка чемпионата мира Формулы-1 2000 года и 58-й Гран-при Бельгии . McLaren Пилот Мика Хаккинен выиграл гонку на 44 круга с поул-позиции . Михаэль Шумахер финишировал вторым на Ferrari , а Williams пилот Ральф Шумахер стал третьим.
Хаккинен прибыл на мероприятие как лидер чемпионата мира среди пилотов, а его команда McLaren возглавила чемпионат мира среди конструкторов . Гонка началась за машиной безопасности из-за ночного дождя, который сделал трассу мокрой и ухудшил видимость. Когда машина безопасности вернулась на пит-лейн, Хаккинен значительно опередил Ярно Трулли . Пока трасса высыхала, а другие гонщики делали пит-стопы , Хаккинен сохранял лидерство до тех пор, пока поворот на 13-м круге не позволил Михаэлю Шумахеру лидировать большую часть оставшейся части гонки. К 34-му кругу шины Шумахера начали портиться; он уехал с гоночной трассы, чтобы охладить их, что позволило Хаккинену сократить отставание. На 41-м круге Хаккинен обогнал Михаэля Шумахера и вырвался вперед, обогнав BAR гонщика Рикардо Зонту и сохранив лидерство для победы. Хотя Рубенс Баррикелло показал лучшее время круга на другой Ferrari, ему помешали плохие результаты в квалификации, и он сошел с дистанции из-за проблемы с давлением топлива за тринадцать кругов до финиша.
Победа Хаккинена увеличила его преимущество в чемпионате мира среди пилотов до шести очков над Михаэлем Шумахером, а Култхард отставал еще на семь очков. После завершения карьеры Баррикелло отстал от Хаккинена на двадцать пять очков. В Кубке конструкторов McLaren увеличила отрыв от Ferrari до восьми очков, а до конца сезона осталось четыре гонки.
Фон
[ редактировать ]2000 года Гран-при Бельгии стал 13-й из 17 гонок чемпионата мира Формулы-1 2000 года и проходил на трассе Спа-Франкоршам протяженностью 6,968 км (4,330 миль) во Франкоршаме , Валлония , Бельгия, 27 августа 2000 года. [1] [2] Единственный шин поставщик Bridgestone мягкие и среднесухие шины, а также жесткие и мягкие шины для влажной погоды ; представил на мероприятии [4] Промежуточные модели имели изогнутый рисунок, а полностью мокрые были разработаны для обычных дождливых условий трассы. [5] Шины для влажной погоды были представлены на гонке в ответ на то, что предполагаемый новый поставщик шин Michelin начал в течение года свою программу разработки шин, в результате чего Bridgestone увеличила темпы разработки в соответствии с научными достижениями. [6]
После победы на Гран-при Венгрии [7] McLaren Пилот Мика Хаккинен возглавил чемпионат мира среди пилотов с 64 очками , опередив Ferrari из Михаэля Шумахера из McLaren (62 очка) и Дэвида Култхарда (58). Товарищ Шумахера по команде Рубенс Баррикелло был четвертым с 49 очками, а Benetton из Джанкарло Физикелла был пятым с 18 очками. [8] McLaren возглавила Кубок конструкторов мира со 112 очками, опередив на одно очко Ferrari, занявшую второе место. Уильямс был третьим с 24 очками, а Бенеттон (18 очков) и Джордан (12) были четвертыми и пятыми соответственно. [8]
После гонки в Венгрии пять команд провели межсезонные тесты на трассе Сильверстоун с 15 по 17 августа. Тест-пилот McLaren Оливье Панис был самым быстрым в первый день, опередив пилота Jordan Хайнца-Харальда Френтцена . В машине пилота-испытателя Williams Бруно Жункейры произошла утечка воды, что привело к ремонту, который ограничил время испытаний его команды. [9] Панис оставался самым быстрым и во второй день. У машины Джоса Ферстаппена Arrows вышел из строя датчик, что ограничило время испытаний его команды; для установки нового датчика пришлось снять пол автомобиля. [10] Панис снова был самым быстрым в последний день тестов. [11] Ferrari решила протестировать подвеску и шины автомобиля Михаэля Шумахера на трассе Фиорано . Позже Шумахер перешел на трассу Муджелло , где Баррикелло проводил испытания двигателя и настроек, а пилот-испытатель Ferrari Лука Бадоер остался во Фьорано для разработки новых компонентов автомобиля. Прост решил провести тесты на Национальном автодроме Монцы 17–18 августа вместе с пилотом Жаном Алези . Benetton провела пятидневные тесты одной машины на трассе Дэниэлсон: пилот-испытатель Марк Уэббер первые четыре дня занимался аэродинамическими разработками, а Александр Вурц сосредоточился на тренировках на старте в последний день. [12]
В сентябре 1999 года Международная автомобильная федерация (FIA) опубликовала предварительный календарь на сезон 2000 года , исключив трассу Спа-Франкоршам из чемпионата мира Формулы-1 из-за бельгийских законов о рекламе табачных изделий, которые угрожали отменить гонку; несколько команд имели табачное спонсорство. FIA предложила возобновить Гран-при Нидерландов на трассе Зандворт и Гран-при Португалии на трассе Эшторил в качестве альтернативы на случай отмены Гран-при Бельгии. [13] Спор был разрешен, когда правительство Бельгии исключило гонку из-под действия закона о рекламе, и он был восстановлен на Всемирного совета автоспорта FIA заседании в Париже 6 октября. [14]
В мероприятии приняли участие одиннадцать команд (каждая из которых была представлена разными конструкторами ) и два гонщика, без изменений в списке участников сезона. [15] На субботнюю квалификационную сессию Ferrari прибыла на трассу с более легкой и мощной версией своего двигателя Tipo 049 V10 , вернувшись к опытной силовой установке, использовавшейся на Гран-при Венгрии. У них также был модифицированный аэродинамический пакет с низкой прижимной силой для высокоскоростной трассы. [16] [17] Williams привнесла новые выхлопные системы и экстракторный профиль, в то время как другие команды внесли лишь незначительные доработки автомобиля. [18]
Упражняться
[ редактировать ]
Перед воскресной гонкой было четыре тренировки, две одночасовые в пятницу и две 45-минутные в субботу. [3] Условия для утренних и дневных тренировок в пятницу были сухими. [19] С трассы постепенно очистился плотный слой пыли. [20] Култхард установил лучшее время в первой сессии: круг составил 1 минуту 53,398 секунды, что на восемь десятых секунды быстрее, чем Михаэль Шумахер. Хаккинен показал третье лучшее время: Ярно Трулли за Иорданию, Баррикелло и BAR из Жак Вильнев заняли следующие три позиции. Два пилота Benetton заняли седьмое и восьмое места (Вурц опередил Физикеллу), а автомобили Williams Ральфа Шумахера и Баттона завершили первую десятку. У Проста Алези была проблема с давлением топлива, из-за которой он не смог проехать круг на время, и в целом он был самым медленным. [19] Баттон чуть не врезался в покрышки на La Source и избежал потери контроля над задней частью своей машины при торможении на шикане автобусной остановки . [21] Ferrari ограничила свои пробеги во время сессии, чтобы ограничить использование шин. [7]
Во второй тренировке из-за медленного прокола сзади первый круг Култхарда по-прежнему был самым быстрым; Хаккинен показал второе лучшее время. Jaguar Пилот Джонни Герберт изменил баланс своей машины, улучшив ее характеристики и финишировав третьим по скорости. Вильнев переместился на четвертое место после изменений в настройке своей машины; Михаэль Шумахер опустился на пятое место, а Вурц финишировал шестым. Ферстаппен был седьмым по скорости, опередив Физикеллу, Баррикелло и Трулли на позициях с восьмой по десятую. [22]
Погода оставалась сухой во время субботних утренних тренировок. [23] Хаккинен установил лучший круг третьей сессии с результатом 1 минута 51,043 секунды, что быстрее, чем его лучший результат в пятницу, и опередил Френтцена, Трулли и Ральфа Шумахера. Култхард, у которого в начале сессии возникла проблема с двигателем, был пятым по скорости (опередив Баттона и Михаэля Шумахера). Алези, Вильнев и Sauber пилот Ник Хайдфельд замыкают первую десятку. [24] На заключительной тренировке Хаккинен не смог улучшить свое время, хотя и оставался самым быстрым. Баттон, гораздо более довольный управляемостью своей машины, показал второе лучшее время. Пилоты Jordan заняли третье и четвертое места, а Трулли опередил Френтцена. Ральф Шумахер и Култхард замыкают шестерку лучших. Из более медленных водителей Марка Жене у автомобиля Minardi слетела крышка двигателя, но он смог вернуться в свой гараж. [25]
Квалификационный
[ редактировать ]Во время субботней часовой квалификационной сессии каждый гонщик имел право проехать двенадцать кругов, при этом порядок старта определялся по их самым быстрым кругам. гонку . Во время этой сессии действовало правило 107%, требующее от каждого гонщика оставаться в пределах 107% от самого быстрого времени круга, чтобы пройти квалификацию на [3] Заседание проходило в ясную, солнечную погоду. [26] [27] Хаккинену не мешало более медленное движение транспорта. [28] завоевал свою пятую поул-позицию в сезоне и 26-ю в карьере со временем 1 минута 50,646 секунды; [29] [30] хотя он был оптимистичен в отношении перспектив своей гонки, он был обеспокоен стартом. [31] присоединился К Хаккинену в первом ряду стартовой решетки Трулли, показавший свой лучший результат в квалификации в сезоне (на Гран-при Монако ). [29] Трулли также с оптимизмом оценивал свои шансы, учитывая хорошие результаты команды Иордании на автодроме. [32] На машине Баттона сзади был установлен новый квалификационный двигатель, такой же, как у его товарища по команде. [7] Несмотря на проблему с гидроусилителем руля, он решил доработать свои настройки и квалифицироваться третьим, своим самым высоким квалификационным местом в сезоне. [33] Он сказал, что доволен своей стартовой позицией. [34] Михаэль Шумахер, чей самый быстрый круг был затруднен из-за пробок и желтого флага за инцидент, [7] занял четвертое место, отстав от Хаккинена на девять десятых секунды, установив круг, в результате которого товарищ Хаккинена по команде Култхард стал пятым. [23] Култхард, у которого были проблемы со сцеплением с дорогой , считал, что он мог бы проехать быстрее из-за того, что более медленные машины мешали его последним двум заездам, а также из-за необходимости снизить скорость на шикане автобусной остановки после инцидента. [35]
Ральф Шумахер занял шестое место после того, как попал в пробку во время своего последнего заезда, что не позволило пилоту Williams показать более быстрое время круга. [23] Вильнев, занявший седьмое место, сообщил о избыточной поворачиваемости. [36] и был расстроен тем, что не смог проехать поворот Eau Rouge на высокой скорости. [7] Френтцен квалифицировался восьмым; его лучшее время круга было дисквалифицировано после того, как Култхард заблокировал его на шикане автобусной остановки, из-за чего Френтцен выбежал на траву. [27] [36] В ответ он замедлил Култхарда на повороте Ла-Сурс в начале следующего круга. [37] Герберт и Баррикелло были девятым и десятым; [16] Баррикелло развернулся на шикане во время своего третьего заезда после того, как заблокировал тормоза. [36] Физикелла, занявший одиннадцатое место, пропустил первую десятку на три десятых секунды в своем единственном быстром квалификационном заезде. [36] Товарищ Герберта по команде, Эдди Ирвин , квалифицировался двенадцатым из-за проблем с сцеплением шин. Он опередил Зонту в более медленном из двух BAR (который проиграл полсекунды из-за Eau Rouge), [36] Хайдфельд на самом быстром Просте, Педро Динис из Sauber и пилот Arrows Педро де ла Роса . [29] Алези квалифицировался 17-м, несмотря на то, что развернулся на шикане автобусной остановки и поднял желтый флаг. [23] предотвращение более быстрого притирания несколькими водителями. [38] Сало квалифицировался 18-м из-за проблем с машиной, вызванных плохим сцеплением с дорогой. [35] впереди Вурца (у которого возникли проблемы с двигателем, из-за чего из него валил дым при въезде в шикану автобусной остановки на его выступе , и он делил запасной монокок Benetton с Физикеллой). [7] [23] [27] Ферстаппен после ошибки торможения на La Source, а два гонщика Minardi Жене и Маццакан квалифицировались в конце стартовой решетки, на позициях с 20 по 22. [35] [36]
Квалификационная классификация
[ редактировать ]Поз. | Нет | Водитель | Конструктор | Колени | Зазор | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | ![]() | Макларен - Мерседес | 1:50.646 | — | ||
2 | 6 | ![]() | Иордания - Муген-Хонда | 1:51.419 | +0.773 | ||
3 | 10 | ![]() | Уильямс - БМВ | 1:51.444 | +0.798 | ||
4 | 3 | ![]() | Феррари | 1:51.552 | +0.906 | ||
5 | 2 | ![]() | Макларен - Мерседес | 1:51.587 | +0.941 | ||
6 | 9 | ![]() | Уильямс - БМВ | 1:51.743 | +1.097 | ||
7 | 22 | ![]() | БАР - Хонда | 1:51.799 | +1.153 | ||
8 | 5 | ![]() | Иордания - Муген-Хонда | 1:51.926 | +1.280 | ||
9 | 8 | ![]() | Ягуар - Косворт | 1:52.242 | +1.596 | ||
10 | 4 | ![]() | Феррари | 1:52.444 | +1.798 | ||
11 | 11 | ![]() | Бенеттон - Игровая жизнь | 1:52.796 | +2.110 | ||
12 | 7 | ![]() | Ягуар - Косворт | 1:52.885 | +2.239 | ||
13 | 23 | ![]() | БАР - Хонда | 1:53.002 | +2.356 | ||
14 | 15 | ![]() | Прост - Пежо | 1:53.193 | +2.547 | ||
15 | 16 | ![]() | Заубер - Петронас | 1:53.211 | +2.565 | ||
16 | 18 | ![]() | Стрелы - Супертек | 1:53.237 | +2.591 | ||
17 | 14 | ![]() | Прост - Пежо | 1:53.309 | +2.663 | ||
18 | 17 | ![]() | Заубер - Петронас | 1:53.357 | +2.711 | ||
19 | 12 | ![]() | Бенеттон - Игровая жизнь | 1:53.403 | +2.757 | ||
20 | 19 | ![]() | Стрелы - Супертек | 1:53.912 | +3.266 | ||
21 | 20 | ![]() | Минарди - Фондметал | 1:54.680 | +4.034 | ||
22 | 21 | ![]() | Минарди - Фондметал | 1:54.784 | +4.138 | ||
107% времени : 1:58.391 | |||||||
Разогревать
[ редактировать ]Пилоты вышли на трассу в 09:30 по центральноевропейскому летнему времени ( UTC +2) для 30-минутной разминки. [3] в сырую погоду, время круга на 13 секунд медленнее, чем на тренировках и квалификационных сессиях предыдущих дней. [28] Сильный дождь пошел рано утром, с 5:00 утра, и постепенно усиливался, прежде чем прекратиться; [40] К рассвету низко над тропой образовался поднимающийся туман. [28] Водители использовали полностью мокрые шины на скользкой трассе, а затем, когда она начала высыхать, промежуточные дождевые шины. [7] [40] Хаккинен установил лучшее время круга в сессии - 2:03.392. Михаэль Шумахер был вторым по скорости гонщиком; Баттон был третьим, отстав на две тысячи секунды от Шумахера. Баррикелло был четвертым, а Култхард замыкал пятерку самых быстрых гонщиков. [41]
После разворота в сторону из-за того, что его левое заднее колесо коснулось влажной белой линии, Физикелла врезался в покрышку на повороте Ставело с достаточной силой, чтобы подбросить его в воздух. [7] [16] [40] автомобиля Он приземлился вверх ногами на обруч ; [42] [43] Заседание было приостановлено примерно на 20 минут, пока судебные приставы расчищали дорожку от мусора и ремонтировали стену. [43] [44] Физикелла получил ушиб левого колена. [45] своей команды и ему пришлось стартовать в гонке на запасной машине . [42] Вильнев повредил заднюю часть своей машины в результате столкновения с шинным барьером на повороте Ле Фань позже в сессии, но смог продолжить гонку. [41] [46]
Раса
[ редактировать ]
Гонка на 44 круга длиной 306,592 км (190,507 миль), [1] начался перед 83 000 зрителей в 14:00 по местному времени, при температуре воздуха и трассы 15 ° C (59 ° F); [47] [48] На гонке прогнозировались облака, но без дождя. [49] Дождь прекратился примерно за час до начала гонки. [16] но на трассе стояла вода, [28] из-за сильных брызг и плохой видимости гонка начнется за машиной безопасности после консультации между гонщиками и гоночным директором FIA Чарли Уайтингом о состоянии трассы; [30] [50] у всех машин, кроме Педро Диница, были мокрые шины. Сообщалось, что промежуточные и полностью мокрые шины подходят для коротких отрезков времени, поэтому для соревнований были выбраны обычные мокрые шины или шины с канавками. У каждого гонщика была настройка автомобиля с компромиссами для условий влажной погоды и добавлением прижимной силы, а также изменениями настроек для гонок в сухую погоду. [5]
Вместо старта с места два на два гонка началась с одного старта в американском стиле без группового круга . [5] [33] Во время работы машины безопасности Диниз вылетел; его обогнал Педро де ла Роса, [42] который получил десятисекундный штрафной стоп-гоу , который отбыл на 13-м круге. [30] Автомобиль безопасности выехал на пит-лейн после одного круга. [16] и машинам разрешили обгон после пересечения линии старт-финиш. Хаккинен сохранил лидерство в первом повороте, за ним следовали Трулли, Баттон, Михаэль Шумахер и Култхард. Баррикелло на первом повороте обогнал Герберта и занял девятое место. В конце первого гоночного круга Диниз оказался в конце поля. Де ла Роса потерял 16-е место на третьем круге после промаха на 18-м повороте, уступив два места Алези и Ферстаппену. [30]
Хаккинен начал отрываться от Трулли. [51] Внимание переключилось на кнопку, [7] который пытался обогнать Трулли, который, как он чувствовал, мешал ему, и заметил приближающегося к нему Михаэля Шумахера, [33] На четвертом круге Баттон обогнал Трулли на подъезде к шикане автобусной остановки. [52] но он пробежал мимо и оставил внутреннюю часть открытой для Михаэля Шумахера, который занял третью позицию. [42] На этом круге Алези был первым гонщиком, который выбрал сухие шины после того, как сообщил своей команде по радио о своем намерении сделать это, когда трасса начала высыхать. [7] [30] К началу пятого круга Хаккинен увеличил отрыв от Трулли до 9,1 секунды, опередив Михаэля Шумахера, Баттона и Култхарда. [51] Затем Шумахер занял второе место после Трулли на La Source. [42] Баттон очень хотел оправиться от своей ошибки и попытался последовать за Шумахером по внутренней стороне того же угла, но Баттон и Трулли столкнулись. [33] [34] Трулли был отправлен в штопор, [34] стал первым сошедшим с дистанции после того, как заглох двигатель . [40] Баттон уступил две позиции Култхарду и Ральфу Шумахеру в повороте Eau Rouge, и следующие три круга он провел, проверяя свою машину на предмет повреждений. [33] Он получил переднее крыло и незначительное повреждение рулевого управления. [53]
Поскольку сухая линия продолжала появляться на трассе, [52] Показатели Алези на сухой шине позволили ему пройти круг быстрее, чем лидеры гонки, что побудило другие команды вывести своих гонщиков на пит-лейн за сухими шинами. Михаэль и Ральф Шумахеры были первыми лидерами, которые на шестом круге использовали сухие шины. [5] [16] Хаккинен сделал пит-стоп, лидируя на седьмом круге, за ним последовал Баттон, и снова опередил Култхарда, сохранив лидерство. [30] Култхарду пришлось оставаться на трассе из-за пришедших в негодность шин для влажной погоды, пока его команда ухаживала за Хаккиненом. [5] [7] Он сделал пит-стоп на восьмом круге и снова вышел на девятую позицию. [16] [30] К концу девятого круга все гонщики сделали пит-стопы. В то время порядок гонок был следующим: Хаккинен, Михаэль Шумахер, Ральф Шумахер, Алези, Баттон и Вильнев. [51] На этом круге Баррикелло обогнал Френтцена и занял седьмое место, в то время как Ферстаппен и Физикелла столкнулись после того, как Ферстаппен попытался обогнать замедляющийся Benetton на шикане автобусной остановки. [30] Ферстаппен получил повреждение переднего крыла, а Физикелла позже сошел с дистанции из-за проблемы с электричеством, вызванной потерей мощности. [42] [54]
К началу 13-го круга Михаэль Шумахер сократил отставание от Хаккинена примерно до 4,6 секунды, установив четыре самых быстрых круга подряд. [51] Позже на круге одно из колес Хаккинена задел мокрый бордюр на повороте Ставелот, в результате чего он на высокой скорости развернулся в сторону на сотни ярдов и упал в траву; [28] [53] Михаэль Шумахер лидировал. [30] в результате ошибки Хаккинена, которая стоила пилоту McLaren десяти секунд. [5] Хайдфельд стал третьим сошедшим с дистанции в гонке, когда у его машины произошел отказ двигателя, вызванный поломкой коробки передач, которая повлияла на общий масляный контур. [42] [54] Алези, первый лидер, сделавший запланированный пит-стоп на 18-м круге, вернулся десятым. В течение следующих двух кругов Сало обогнал Ирвина и занял двенадцатое место, а Баррикелло сделал пит-стоп с шестой позиции и вышел одиннадцатым. [30]
К 21-му кругу Михаэль Шумахер увеличил отрыв от Хаккинена до одиннадцати с половиной секунд. [51] Ральф Шумахер, отстававший от Хаккинена на десять секунд, опередил своего товарища по команде Баттона на шесть секунд. [51] Михаэль Шумахер сделал на этом круге пит-стоп, который занял 11,1 секунды, и набрал достаточно топлива, чтобы завершить гонку, заняв третье место. [5] [16] [30] На 23-м круге Баррикелло обогнал Герберта и занял девятое место, а в течение следующих двух кругов Вильнев и Ральф Шумахер делали пит-стопы. Баттон сделал пит-стоп с четвертой позиции на 26-м круге. [30] Хаккинен выехал на пит-лейн на один круг позже, проехав на пять кругов больше топлива, чем Михаэль Шумахер, и корректировка его машины сделала его быстрее; [5] [16] Его команда (на пит-бордах) посоветовала Хаккинену ускориться, чтобы обогнать Михаэля Шумахера, у которого был больший запас топлива. [55] Баттон опустился на восьмую позицию, а Хаккинен отстал от Михаэля Шумахера. Френтцен и Култхард вместе сделали пит-стопы на 28-м круге, причем Култхард опередил Френтцена. На этом круге Баррикелло обогнал Алези и занял шестую позицию. [30]
Баррикелло, установивший самый быстрый круг в гонке (1 минута 53,803 секунды на 30-м круге), [51] проехал подряд самые быстрые круги, прежде чем сделал свой второй пит-стоп на 31-м круге. Однако давление топлива в его машине упало, из-за чего у него закончилось топливо, и маршалы вытолкнули его на пит-лейн. [42] Баррикелло и Алези (у которых была аналогичная проблема, вызванная поломкой топливной системы) сошли с дистанции, а Баттон унаследовал четвертое место. [30] [42] Сало был последним запланированным гонщиком, сделавшим пит-стоп на 33-м круге. [51] В конце 34-го круга, после всех запланированных пит-стопов, порядок следования был Михаэль Шумахер, Хаккинен, Ральф Шумахер, Баттон, Култхард и Френтцен. [51] Во время этого круга мягкие шины Михаэля Шумахера начали разрушаться на высыхающей трассе. [16] и он сбежал с гоночной трассы, чтобы охладить их, проезжая по воде; [30] [42] Хаккинен постепенно сократил отставание. [51] из-за того, что его McLaren имел преимущество в скорости на прямых. [40] Он начал борьбу с Михаэлем Шумахером за лидерство в гонке, поскольку трасса стала полностью сухой. [53] Култхард, пятый, обогнал Баттона с внешней стороны, войдя в угол Ле Комба, и стал четвертым на 37-м круге. [52]

Хаккинен пытался обогнать Михаэля Шумахера с внутренней стороны и выйти вперед на 40-м круге на подходе к повороту Ле Комб. [30] (после драфта позади него на прямой), Шумахер заблокировал его в конце маневра, чтобы защитить свою позицию. [28] [56] Пилоты вступили в контакт, Хаккинен получил незначительное повреждение переднего крыла из-за контакта с правым задним колесом Шумахера и был вынужден сбросить скорость. [56] [57] На следующем круге Хаккинен оказался быстрее в повороте Eau Rouge и приблизился к Михаэлю Шумахеру. [5] Пока они обгоняли более медленную машину Зонты, которая находилась в центре трассы, Хаккинен свернул направо на влажный участок, обойдя Шумахера и выйдя вперед после того, как Шумахер повернул налево, полагая, что справа недостаточно места. [30] [56] Зонта замедлился, чтобы пропустить Шумахера, и Хаккинен повернул налево, получив дополнительный импульс от встречного потока машин Шумахера и Зонты, и оказался впереди в правом повороте Ле-Комб на скорости 328 км/ч (204 миль в час). [5] [16]
Хаккинен сохранял лидерство до конца гонки. [51] пересек финишную черту на 44-м круге, одержав свою четвертую победу в сезоне и 18-ю победу в Формуле-1 со временем 1'28:14,494 - средняя скорость 208,467 км/ч (129,535 миль в час). [58] [59] Михаэль Шумахер финишировал вторым, отстав от Хаккинена на 1,1 секунды. Ральф Шумахер был третьим, но на последних шести кругах его забеспокоил возможный отказ двигателя (неисправность дроссельной заслонки чуть не вынудила его сойти с дистанции). [53] Култхард финишировал четвертым после того, как пробыл на трассе дольше, чем его товарищ по команде Хаккинен, перед пит-стопом на сухих шинах. [5] Баттон занял пятое место, а Френтцен стал шестым в списке бомбардиров. Вильнев (который сообщил о проблемах с управляемостью на протяжении всей гонки), Герберт, Сало, Ирвин и Диниз заняли следующие пять позиций. [53] Зонта, Вурц, Жене и Ферстаппен финишировали на круг позади лидера, а де ла Роса и Маццакан финишировали последними. [60] 17 из 22 стартовавших участников завершили Гран-при. [53]
После гонки
[ редактировать ]Трое лучших пилотов появились на подиуме, чтобы забрать свои трофеи, а также на последующей пресс-конференции . [3] Хаккинен был в восторге от своей победы, сказав: «Это была невероятная победа. Это была очень сложная и необычная ситуация, включая мое вращение, которое, конечно, не было запланировано. Бордюры здесь очень скользкие, и если переехать один, то ничего особенного не произойдет». Вы можете это сделать. Мне повезло, что я продолжил гонку, и я смог преследовать Михаэля, но машина становилась все лучше и лучше». [61] Водитель добавил, что хотел бы проверить свой маневр обгона, чтобы увидеть, не совершил ли Михаэль Шумахер незаконный прием. [62] Шумахер сказал, что, несмотря на улучшения его машины, он не смог сравниться с общим темпом Хаккинена. [54] Он добавил, что у него не было проблем с выездом на трассу, чтобы охладить шины, и он был рад бежать позади более медленных машин, чтобы повысить скорость на прямой на заключительных этапах гонки. [54] [62]
Ральф Шумахер сказал: «Я более чем счастлив; мы были сильны здесь весь уик-энд, и моя машина вела себя идеально. У меня был небольшой момент беспокойства за шесть кругов до конца, когда казалось, что дроссельная заслонка не сработала должным образом. и я думал, что двигатель вот-вот остановится, но он снова включился, и все было хорошо». [54] Шумахер добавил, что его команда уверена в том, что останется третьей в Кубке конструкторов; хотя он и не мог соответствовать темпу Хаккинена, он похвалил команду за настройку его машины. [62] Култхард был разочарован своим четвертым местом и думал, что решение его команды вызвать его на пит-лейн после того, как конкуренты поставили его в невыгодное положение; однако он по-прежнему был уверен в своих шансах на чемпионство. [62] Баттон также был разочарован тем, что финишировал пятым, заявив: «Для меня это была плохая гонка, если не самая худшая. На старте машина работала хорошо, но когда я попытался обогнать Ярно, я немного опоздал». [63] Трулли отказался критиковать Баттона после гонки, полагая, что Баттон допустил ошибку. [64] Физикелла и Ферстаппен одинаково чувствовали свое столкновение на девятом круге: Физикелла сказал, что ему «жалко» Ферстаппена, и назвал свои выходные «катастрофическими». [62] Ферстаппен сказал, что у него были проблемы с балансом машины, что привело к избыточной поворачиваемости . Он был «рад вернуться домой», потому что «это были не очень хорошие выходные». [54] Френтцен сказал, что, хотя он и был рад набрать очки, он надеялся на лучший результат. [62]

СМИ сосредоточили внимание на том, как Хаккинен обогнал Михаэля Шумахера и вышел вперед на 41-м круге. После гонки Хаккинен подошел к Шумахеру в закрытом парке и сказал ему не совершать на высокой скорости такой маневр, который он считает «ситуацией жизни и смерти», и чтобы больше не делать подобных действий. [57] [65] Позже Зонта сказал, что, хотя он и не знал о присутствии Хаккинена, он видел Шумахера в своих зеркалах. [7] [57] Шумахер похвалил этот маневр. [7] Дерик Оллсоп из The Independent описал влияние, которое этот шаг может оказать на карьеру Хаккинена, комментируя: «Возможно, он [Мика Хаккинен] будет признан гонщиком, достойным места в пантеоне героев спорта». [66] Руководитель команды McLaren Рон Деннис сказал: «Я уверен, что его маневр обгона войдет в историю как один из величайших в истории Формулы-1». [54] В феврале 2001 года переход Хаккинена был назван более чем 60 историками Формулы-1 бесценным моментом MasterCard в сезоне Формулы-1 2000 года. [67]
Использование автомобиля безопасности для старта гонки вызвало неоднозначную реакцию в спорте. Култхард согласился с решением FIA, заявив: «Я знаю, что по этому поводу будут споры, но факт в том, что меня спросили заранее, и я сказал, что, учитывая предыдущие годы, которые мы провели здесь, самое безопасное — это иметь запуск автомобиля безопасности». [68] Он добавил, что, хотя старт автомобиля безопасности исключил возможность обгона, он также предотвратил крупную аварию. [68] Ральф Шумахер также согласился с решением стартовать в условиях машины безопасности. [62] ITV-F1 Комментатор и бывший гонщик Мартин Брандл посчитал, что трасса недостаточно влажная для машины безопасности. [68] Журналист Найджел Робак сказал, что продолжительность времени, проведенного в условиях машины безопасности, была недостаточной, и поднял вопрос о возможности отказа от старта с места. [69] Прежде чем принять решение, Уайтинг проконсультировался с Култхардом, представителем водителей. [30]
После гонки Хаккинен остался лидером чемпионата мира среди пилотов с 74 очками. Михаэль Шумахер был вторым с 68 очками, опередив Култхарда на семь очков и Баррикелло на девятнадцать. Ральф Шумахер обогнал Физикеллу и занял пятое место с 20 очками, а Френтцен опередил товарищей по команде Трулли и Сало. [30] В Кубке конструкторов McLaren сохранила лидерство с 125 очками, а Ferrari осталась второй с 117 очками. Уильямс увеличил отрыв от Бенеттона до двенадцати очков, а Джордан остался пятым с 13 очками. [30] Учитывая возросшее преимущество Хаккинена, Михаэль Шумахер признал, что его команде не хватает скорости против McLaren в четырех оставшихся гонках сезона, но по-прежнему уверен в победе на чемпионате мира. [30]
Классификация рас
[ редактировать ]гонщики, набравшие чемпионские очки выделены Жирным шрифтом .
Поз. | Нет | Водитель | Конструктор | Круги | Время/Пенсионер | Сетка | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | ![]() | Макларен - Мерседес | 44 | 1:28:14.494 | 1 | 10 |
2 | 3 | ![]() | Феррари | 44 | +1.104 | 4 | 6 |
3 | 9 | ![]() | Уильямс - БМВ | 44 | +38.096 | 6 | 4 |
4 | 2 | ![]() | Макларен - Мерседес | 44 | +43.281 | 5 | 3 |
5 | 10 | ![]() | Уильямс - БМВ | 44 | +49.914 | 3 | 2 |
6 | 5 | ![]() | Иордания - Муген-Хонда | 44 | +55.984 | 8 | 1 |
7 | 22 | ![]() | БАР - Хонда | 44 | +1:12.380 | 7 | |
8 | 8 | ![]() | Ягуар - Косворт | 44 | +1:27.808 | 9 | |
9 | 17 | ![]() | Заубер - Петронас | 44 | +1:28.670 | 18 | |
10 | 7 | ![]() | Ягуар - Косворт | 44 | +1:31.555 | 12 | |
11 | 16 | ![]() | Заубер - Петронас | 44 | +1:34.123 | 15 | |
12 | 23 | ![]() | БАР - Хонда | 43 | +1 круг | 13 | |
13 | 12 | ![]() | Бенеттон - Игровая жизнь | 43 | +1 круг | 19 | |
14 | 20 | ![]() | Минарди - Фондметал | 43 | +1 круг | 21 | |
15 | 19 | ![]() | Стрелы - Супертек | 43 | +1 круг | 20 | |
16 | 18 | ![]() | Стрелы - Супертек | 42 | +2 круга | 16 | |
17 | 21 | ![]() | Минарди - Фондметал | 42 | +2 круга | 22 | |
Верно | 4 | ![]() | Феррари | 32 | Давление топлива | 10 | |
Верно | 14 | ![]() | Прост - Пежо | 32 | Давление топлива | 17 | |
Верно | 15 | ![]() | Прост - Пежо | 12 | Двигатель | 14 | |
Верно | 11 | ![]() | Бенеттон - Игровая жизнь | 8 | Электрический | 11 | |
Верно | 6 | ![]() | Иордания - Муген-Хонда | 4 | Столкновение | 2 | |
Положение чемпионата после гонки
[ редактировать ]
|
|
- Примечание . В обе группы турнирной таблицы включены только пять лучших позиций.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Гран-при Бельгии 2000 года» . ШиканаF1. Архивировано из оригинала 9 июня 2012 года . Проверено 11 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с «Результаты Гран-при Бельгии 2000» . ЭСПН . Архивировано из оригинала 27 января 2013 года . Проверено 11 декабря 2020 г.
«Гран-при Бельгии 2000» . Мотоспорт . Архивировано из оригинала 8 марта 2022 года . Проверено 21 марта 2022 г. - ^ Jump up to: а б с д и Доменжоз, Люк, изд. (2000). Ежегодник Формулы-1, 2000–2001 гг . Бат, Сомерсет: Паррагон. стр. 185, 220–221. ISBN 0-75254-735-6 – через Интернет-архив.
- ^ Титлер, Юэн (23 августа 2000 г.). «Предварительный просмотр Гран-при Бельгии» . Атлас Ф1 . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 18 октября 2000 года . Проверено 7 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Купер, Адам (31 августа 2000 г.). «СПА-анализ» . Автоспорт . Сеть автоспорта . Архивировано из оригинала 20 марта 2022 года . Проверено 20 марта 2022 г.
- ^ «Разработка шин Bridgestone для использования в Спа» . GrandPrix.com . Внутри F1, Inc. 22 августа 2000 г. Архивировано из оригинала 7 июля 2007 г. Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Гудман, Луиза (2000). «Гран-при Бельгии». За пределами пит-лейна: сезон Гран-при изнутри . Лондон, Великобритания: Издательская группа Headline . стр. 256, 260, 263–270. ISBN 0-7472-3541-4 . Проверено 13 апреля 2022 г. - через Открытую библиотеку .
- ^ Jump up to: а б с д Джонс, Брюс (2001). «Финальные столы 2000 года». Официальный путеводитель Гран-при 2001 года . Лондон, Англия: Carlton Books . стр. 120–121. ISBN 1-84222-197-3 – через Интернет-архив .
- ^ «Панис превосходит время тестов в Сильверстоуне почти на три с половиной секунды» . GrandPrix.com . Inside F1, Inc. 15 августа 2000 г. Архивировано из оригинала 7 июля 2007 г. Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ «Панис снова доминирует на тестах в Сильверстоуне – день второй» . Атлас Ф1 . Публикации Хеймаркет. 17 августа 2000 года. Архивировано из оригинала 26 февраля 2001 года . Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ «Панис лидирует в Сильверстоуне третий день» . GrandPrix.com . Внутри F1, Inc. 17 августа 2000 г. Архивировано из оригинала 7 июля 2007 г. Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ «Команды готовы к Гран-при Бельгии» . GPUpdate.net. 19 августа 2000 года. Архивировано из оригинала 12 февраля 2015 года . Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ «Гран-при Бельгии вычеркнут из календаря 2000 года» . GrandPrix.com . Внутри F1, Inc. 13 сентября 1999 г. Архивировано из оригинала 7 июля 2007 г. Проверено 14 февраля 2015 г.
- ^ «Объявлен календарь на 2000 год; Гран-при Бельгии восстановлен» . Атлас Ф1 . Публикации Хеймаркет. 7 октября 1999 года. Архивировано из оригинала 26 мая 2000 года . Проверено 14 февраля 2015 г.
- ^ «Информация о Гран-при Бельгии Формулы-1 2000» . Статистика автоспорта. Архивировано из оригинала 19 октября 2021 года . Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Гран-при Бельгии – маневр, который стоит запомнить». Формула-1. Сезон 2000 года . Перевод Пенфолда, Чака. Неккарзульм , Германия: Смешивание Medienprodukt. 2000. стр. 134–140. ISBN 8-02-253580-Х – через Интернет-архив .
- ^ «Усиление двигателя Феррари» . GrandPrix.com . Внутри F1, Inc. 23 августа 2000 г. Архивировано из оригинала 7 июля 2007 г. Проверено 4 мая 2015 г.
- ^ Пиола, Джорджио (4 сентября 2000 г.). «Уильямс меняет выхлопную систему и диффузор». Автоспринт . 35 : 46–49.
- ^ Jump up to: а б «Свободная практика» . ФИА.com . Международная автомобильная федерация. 25 августа 2000 г. Архивировано из оригинала 2 марта 2004 г. Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ «Свободная практика первая: Култхард на вершине» . Автоспорт . Сеть автоспорта . 25 августа 2000 г. Архивировано из оригинала 18 марта 2022 г. Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ «Култхард задает быстрый темп» . F1Racing.net . 25 августа 2000 г. Архивировано из оригинала 10 ноября 2004 г. Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ «Вторая свободная практика пятницы – Гран-при Бельгии» . Атлас Ф1 . Публикации Хеймаркет. 25 августа 2000 года. Архивировано из оригинала 26 февраля 2001 года . Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Практика + Квалификация» . ФИА.com . Международная автомобильная федерация. 26 августа 2000 г. Архивировано из оригинала 2 марта 2004 г. Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ «Феррари медленная в Free 2a» . Гейл Форс F1 . 26 августа 2000 г. Архивировано из оригинала 20 июля 2008 г. Проверено 8 февраля 2015 г.
- ^ «Вторая свободная практика в субботу – Гран-при Бельгии» . Атлас Ф1 . Публикации Хеймаркет. 26 августа 2000 г. Архивировано из оригинала 26 февраля 2001 г. Проверено 8 февраля 2015 г.
- ^ «Мика берет поляка» . Гейл Форс F1. 26 августа 2000 г. Архивировано из оригинала 29 сентября 2004 г. Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «Хаккинен доминирует в квалификации» . F1Racing.net . 26 августа 2000 г. Архивировано из оригинала 13 ноября 2004 г. Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Страуд, Джон (2007). «Гран-при Бельгии – Чемпионы Спа-Франко 2000». Величайшие моменты Гран-при . Суиндон, Англия: Издательство Green Umbrella. стр. 86–88. ISBN 978-1-906229-41-2 .
- ^ Jump up to: а б с «Хаккинен на поуле в Спа» . Би-би-си Спорт . Би-би-си . 26 августа 2000 г. Архивировано из оригинала 12 февраля 2015 г. Проверено 8 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Элизальде, Пабло (30 августа 2000 г.). «Обзор Гран-при Бельгии» . Атлас Ф1 . 6 (35). Публикации Хеймаркет. Архивировано из оригинала 6 августа 2007 года . Проверено 14 февраля 2015 г.
- ^ «Хаккинен беспокоится о старте в Спа» . Formula1.com . Formula1.com Limited. 27 августа 2000 г. Архивировано из оригинала 9 февраля 2002 г. Проверено 23 января 2017 г.
- ^ «Трулли стремится к подиуму» . Атлас Ф1 . Публикации Хеймаркет. 26 августа 2000 г. Архивировано из оригинала 26 февраля 2001 г. Проверено 2 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Баттон, Дженсон; Тремейн, Дэвид (2002). Дженсон Баттон: Моя жизнь на американских горках Формулы-1 . Бунгей , Саффолк: Bantam Press . стр. 147–149. ISBN 978-0-593-04875-7 .
- ^ Jump up to: а б с Генри, Алан (2009). Дженсон Баттон: история чемпиона мира . Спаркфорд, Англия: Haynes Publishing . п. 51. ИСБН 978-1-84425-936-6 .
- ^ Jump up to: а б с «Избранные цитаты на сегодня – Гран-при Бельгии» . Атлас Ф1 . Публикации Хеймаркет. 26 августа 2000 г. Архивировано из оригинала 22 апреля 2001 г. Проверено 8 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Хаккинен на поуле; результаты квалификации – Гран-при Бельгии» . Атлас Ф1 . Публикации Хеймаркет. 26 августа 2000 г. Архивировано из оригинала 26 февраля 2001 г. Проверено 8 февраля 2015 г.
- ^ «Хаккинен доминирует в квалификации в Спа, будучи звездой Баттона» . Автоспорт . Сеть автоспорта . 26 августа 2000 г. Архивировано из оригинала 18 марта 2022 г. Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ Гарднер, Джон (26 августа 2000 г.). «Гран-при Бельгии: Хаккинен берет поул» . Спидвидение . Архивировано из оригинала 18 октября 2000 года . Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ «Время сессий: квалификация» . Гейл Форс F1. Архивировано из оригинала 3 мая 2007 года . Проверено 12 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Ситник, Леонид (октябрь 2000 г.). « Красная вода». Журнал Формула 1 (на русском языке). 10 :20–28. Архивировано из оригинала 25 июня 2002 года . Проверено 19 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Гарднер, Джон (27 августа 2000 г.). «Гран-при Бельгии: Хаккинен лидирует на мокром покрытии, дикая разминка» . Спидвидение . Архивировано из оригинала 1 декабря 2000 года . Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Результаты Гран-при: Гран-при Бельгии 2000» . GrandPrix.com . Внутри F1, Inc. Архивировано из оригинала 22 февраля 2002 года . Проверено 8 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Хаккинен доминирует на разминке, прерванной аварией» . Автоспорт . Сеть автоспорта . 27 августа 2000 г. Архивировано из оригинала 18 марта 2022 г. Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ «Хаккинен ведет разминку» . F1Racing.net . 27 августа 2000 г. Архивировано из оригинала 13 ноября 2004 г. Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ «Разминка» . ФИА.com . Международная автомобильная федерация. 27 августа 2000 г. Архивировано из оригинала 4 июня 2001 г. Проверено 8 февраля 2015 г.
- ^ «Воскресная разминка в Бельгии» . Formula1.com . Formula1.com Limited. 27 августа 2000 г. Архивировано из оригинала 24 февраля 2001 г. Проверено 14 февраля 2015 г.
- ^ «Результат гонки» . Гейл Форс F1. Архивировано из оригинала 3 мая 2007 года . Проверено 12 февраля 2015 г.
- ^ Д'Алессио, Паоло (октябрь 2000 г.). «Гран-при Бельгии». Формула-1 2000: Ежегодник чемпионата мира: полный отчет сезона Гран-при . Стиллуотер, Миннесота : Voyageur Press. п. 193. ИСБН 0-89658-499-2 .
- ^ «Прогноз погоды на Гран-при Бельгии» . Formula1.com . Formula1.com Limited. 24 августа 2000 года. Архивировано из оригинала 5 октября 2001 года . Проверено 12 марта 2015 г.
- ^ «Гран-при Бельгии стартует за машиной безопасности» . F1Racing.net . 27 августа 2000 г. Архивировано из оригинала 10 января 2005 г. Проверено 26 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Lay-by-Lap: Гран-при Бельгии 2000» . Гейл Форс F1. Архивировано из оригинала 31 декабря 2004 года . Проверено 12 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «Могучий финн побеждает в Спа» . F1Racing.net . 27 августа 2000 г. Архивировано из оригинала 10 ноября 2004 г. Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Хаккинен выигрывает Гран-при Бельгии (обновлено)» . Автоспорт . Сеть автоспорта . Рейтер . 27 августа 2000 г. Архивировано из оригинала 18 марта 2022 г. Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Избранные цитаты на сегодня – Гран-при Бельгии» . Атлас Ф1 . Публикации Хеймаркет. 27 августа 2000 г. Архивировано из оригинала 26 февраля 2001 г. Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ «2000 – 13 тур – Бельгия: Спа» . Formula1.com . Formula1.com Limited. 27 августа 2000 г. Архивировано из оригинала 3 июня 2001 г. Проверено 3 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Гамильтон, Морис (2020). Формула 1: Официальная история . Лондон, Англия: Издательская группа Welbeck . п. 200. ИСБН 978-1-78739-496-4 .
- ^ Jump up to: а б с Робак, Найджел (19 августа 2013 г.). «Я был там, когда... Гран-при Бельгии 2000 года» . Автоспорт . Журнал автоспорта. Архивировано из оригинала 23 августа 2013 года . Проверено 13 февраля 2015 г.
- ^ «Гран-при Бельгии 2000 года – Классификация» . Шикана F1. Архивировано из оригинала 5 апреля 2015 года . Проверено 3 мая 2015 г.
- ^ «Хаккинен выигрывает Гран-при Бельгии» . Автонеделя . 27 августа 2000 г. Архивировано из оригинала 19 января 2021 г. Проверено 19 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Гран-при Бельгии 2000» . Formula1.com . Руководство Формулы-1. Архивировано из оригинала 26 сентября 2013 года . Проверено 12 февраля 2015 г.
- ^ «Хаккинен доволен «невероятной» победой» . GPUpdate.net . 27 августа 2000 г. Архивировано из оригинала 12 февраля 2015 г. Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Хаккинен одержал убедительную победу в Бельгии» . GrandPrix.com . Внутри Ф1. 27 августа 2000 года. Архивировано из оригинала 7 июля 2007 года . Проверено 12 февраля 2015 г.
- ^ «Кнопка разочарована пятым местом» . Атлас Ф1 . Публикации Хеймаркет. 27 августа 2000 г. Архивировано из оригинала 26 февраля 2001 г. Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ «Трулли отказывается атаковать кнопку из-за бельгийского шунта» . Атлас Ф1 . Публикации Хеймаркет. 2 сентября 2000 г. Архивировано из оригинала 15 февраля 2001 г. Проверено 14 февраля 2015 г.
- ^ Коллантайн, Кейт (25 августа 2017 г.). «Хаккинен рассказал, что сказал ему Шумахер после знаменитого паса в Спа-2000» . Фанаты гонок . Collantine Media Ltd. Архивировано из оригинала 14 января 2021 года . Проверено 1 августа 2021 г.
- ^ Олсоп, Дерик (27 августа 2000 г.). «Хаккинен приобретает величие одним движением» . Независимый . Индепендент Принт Лимитед. Архивировано из оригинала 16 июля 2010 года . Проверено 14 февраля 2015 г.
- ^ «Маневр Хаккинена в Спа назван «бесценным моментом» сезона 2000 года» . GrandPrix.com . Внутри F1, Inc. 7 февраля 2001 г. Архивировано из оригинала 19 июня 2001 г. Проверено 14 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «Култхард защищает старт автомобиля безопасности» . Атлас Ф1 . Публикации Хеймаркет. 27 августа 2000 г. Архивировано из оригинала 26 февраля 2001 г. Проверено 13 февраля 2015 г.
- ^ Робак, Найджел (6 сентября 2000 г.). «Спроси Робака» . Автоспорт . Сеть автоспорта . Архивировано из оригинала 14 февраля 2015 года . Проверено 14 февраля 2015 г.
- ^ «Гран-при Бельгии 2000» . Formula1.com . Formula1.com Limited. Архивировано из оригинала 10 октября 2014 года . Проверено 26 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Бельгия 2000 – Чемпионат» . СтатистикаF1 . Архивировано из оригинала 1 сентября 2020 года . Проверено 13 марта 2019 г.
