Гран-при Европы 2002 года.
Гран-при Европы 2002 года. | |||||
---|---|---|---|---|---|
Гонка 9 из 17 на чемпионате мира Формулы-1 2002 года.
| |||||
![]() Нюрбургринг | |||||
Подробности гонки | |||||
Дата | 23 июня 2002 г. | ||||
Официальное название | 2002 Гран-при Европы Альянц | ||||
Расположение | Нюрбургринг , Нюрбург , Германия | ||||
Курс | Постоянный гоночный комплекс | ||||
Продолжительность курса | 5,148 км (3,2 мили) | ||||
Расстояние | 60 кругов, 308,88 км (192 мили) | ||||
Погода | В основном хорошая температура воздуха: 18°C. | ||||
Поул-позиция | |||||
Водитель | Уильямс - БМВ | ||||
Время | 1:29.906 | ||||
Самый быстрый круг | |||||
Водитель | ![]() | Феррари | |||
Время | 1:32.226 — 26-й круг. | ||||
Подиум | |||||
Первый | Феррари | ||||
Второй | Феррари | ||||
Третий | Макларен - Мерседес | ||||
Лидеры круга |
( Гран-при Европы 2002 года формально Гран-при Европы Allianz 2002 года ) [1] — автогонка Формулы-1, 23 июня 2002 года на трассе Нюрбургринг , в Нюрбурге проходившая Рейнланд-Пфальц , Германия. Его выиграл Ferrari гонщик Рубенс Баррикелло , это его первая победа после победы на Гран-при Германии 2000 года . Его товарищ по команде Михаэль Шумахер финишировал вторым, продемонстрировав еще одно превосходное выступление команды. McLaren – Mercedes пилот Кими Райкконен финишировал третьим. Это была первая гонка на модифицированной трассе Нюрбургринга , поскольку первая шикана была заменена поворотами Mercedes Arena .
Эта победа стала второй в карьере Баррикелло и первой в сезоне 2002 года; В результате он поднялся на четвертое место в чемпионате пилотов, но по очкам сравнялся с Дэвидом Култхардом . Михаэль Шумахер на сорок шесть очков, увеличил свое преимущество и опередил Ральфа Шумахера а Монтойя отстал еще на три очка. Шумахер сравнял рекорд Алена Проста за всю историю , заняв 106-е место на подиуме. Финиш Ferrari со счетом один-два позволил им еще больше опередить Williams в Кубке конструкторов , а McLaren сохранила третью позицию. Renault увеличила преимущество по очкам над Sauber в борьбе за четвертое место, оставив в сезоне восемь гонок.
Фон
[ редактировать ]В Гран-при соревновались одиннадцать команд по два гонщика в каждой. Командами, также известными как конструкторы , были Ferrari , McLaren , Williams , Sauber , Jordan , BAR , Renault , Jaguar , Arrows , Minardi и Toyota . [2]
Вступая в гонку, пилот Ferrari Михаэль Шумахер возглавил чемпионат пилотов с 70 очками , опередив товарищей по команде Williams Ральфа Шумахера и Хуана Пабло Монтойю, которые делили второе место с 27 очками. Дэвид Култхард был четвертым с 26 очками, а Рубенс Баррикелло был пятым с 16 очками. [3] В Кубке конструкторов Ferrari лидировала с 86 очками, опередив Williams, занявшую второе место с 54 очками. McLaren была третьей с 33 очками, а Renault (двенадцать) и Sauber (восемь) боролись за четвертое место. [3] Феррари и Михаэль Шумахер доминировали в чемпионате: Ральф Шумахер выиграл Гран-при Малайзии , а Култхард выиграл Гран-при Монако . Баррикелло и Монтойя финишировали вторыми, а Кими Райкконен финишировал третьим. [3]

Михаэль Шумахер выиграл два предыдущих Гран-при Европы, проходивших на Нюрбургринге, и хотел сконцентрироваться на потенциальном вызове со стороны команд Williams и McLaren на гонке, а не беспокоиться о возможной дисквалификации с Гран-при Австрии , где он получил победу после Баррикелло. Феррари приказала пропустить Шумахера. [4] После ухода с Гран-при Канады из-за отказа двигателя, который стоил ему шанса побороться за победу, Монтойя сказал, что оправился от разочарования и надеется закрепить свой подиум на прошлогоднем Гран-при Европы. Он также сказал, что Уильямс решил проблемы с двигателем. [5] Райкконен с нетерпением ждал гонок на Нюрбургринге, где это была домашняя гонка поставщика двигателей McLaren Mercedes-Benz, и надеялся обеспечить хороший финиш для немецких болельщиков. [6]
После предыдущей гонки, проходившей на Нюрбургринге ( Гран-при Европы 2001 года ), схема трассы была изменена, что стало первым серьезным изменением с момента ее открытия в 1984 году. [7] Шикана, которая ранее образовывала первый поворот, была заменена острой правой шпилькой и включала крутые левый и правый повороты, а изменения были призваны сделать возможности для обгона более распространенными. [8] Асфальт был расширен на 25 метров, чтобы облегчить любые обгоны. [9] Изменения увеличили длину трассы на 645 ярдов (590 метров), а количество кругов Гран-при сократилось с 67 до 60. [8] Руководитель команды Jaguar и бывший чемпион мира Ники Лауда считал, что новая планировка обеспечит лучший обзор для зрителей, наблюдающих за трибунами. [10] Новый раздел получил неоднозначные отзывы водителей и критиков. Ральф Шумахер сказал, что это «хороший участок трассы», хотя ему было трудно найти идеальную точку торможения, и он чувствовал, что обгонять все равно будет сложно. [9] Пилот Jordan Такума Сато отметил, что, хотя при въезде поверхность была ухабистой, он чувствовал, что быть незамеченным в первом повороте было бы «хорошим чувством». [7] Пилот на пенсии и обозреватель Bild Ханс-Йоахим Штук назвал его «самым сексуальным новым поворотом на трассе Формулы-1» и что он создан для агрессивных гонщиков. Култхард был более активен в своей критике, заявив, что неровности участка были «смехотворными», и предпочел бывшую шикану первого поворота, в то время как Монтойя считал, что участок был «слишком медленным». [9]
Некоторые команды внесли изменения в свои машины при подготовке к мероприятию. Ferrari представила новую электронную двунаправленную телеметрию и рулевые колеса, а Михаэль Шумахер оценил новую крышку двигателя, которая не использовалась в воскресной гонке. Renault представила новый аэродинамический пакет и систему контроля тяги, а McLaren представила новую версию своего аэродинамического пакета. BAR представил для гонки обновленную спецификацию двигателя Honda V10, а Jordan внес незначительные изменения в передние крылья. [11]
Упражняться
[ редактировать ]
Перед воскресной гонкой было проведено четыре тренировки, по две в пятницу и субботу. Утренние и дневные занятия в пятницу длились по часу каждое; третье и четвертое занятия в субботу утром длились по 45 минут каждое. [12] Субботние утренние тренировки и дневные квалификационные сессии начались на 45 минут раньше обычного времени начала (09:00 CEST ( UTC +2), 10:15 и 14:00), чтобы провести два последних четвертьфинальных матча чемпионата мира по футболу 2002 года. прошел в Южной Корее и Японии в один и тот же день. [13] Условия для пятничных тренировок были теплыми и пасмурными. [11] Баррикелло установил лучшее время первой тренировки со временем круга 1 минута 33,665 секунды, что на одну десятую секунды быстрее, чем у его товарища по команде Ferrari Михаэля Шумахера. Ник Хайдфельд (со временем 1:34.924) был третьим по скорости, опередив Аллана Макниша и Фелипе Массу . Култхард, Френтцен, Джанкарло Физикелла , Мика Сало и Монтойя замыкают десятку самых быстрых гонщиков сессии. [14] Энрике Бернольди потерял заднюю часть своей Arrows на Ford Kurve на 36-й минуте сессии, и правая сторона его машины легко коснулась стенки покрышки; [15] для этого требовался желтого флага, показ поскольку требовались маршалы , чтобы убрать машину Бернольди с трассы. [16] Во второй тренировке Култхард был самым быстрым гонщиком со временем 1:31,886, несмотря на то, что попал в гравийную ловушку на Данлоп-Курве; Райкконен финишировал третьим по скорости. Пилоты Ferrari занимают второе и четвертое места; Михаэль Шумахер опережает Баррикелло. За ними следовали два Уильямса из Монтойи (жаловавшиеся на недостаточную поворачиваемость) и Ральф Шумахер. Ярно Трулли и Дженсон Баттон были седьмым и восьмым в составе Renault, а Сало и Панис замыкали первую десятку. [17]
На субботних утренних тренировках было тепло и пасмурно. [18] Михаэль Шумахер установил лучшее время третьей сессии - 1:30,658, которое было зафиксировано в конце сессии, хотя он потерял контроль над задней частью своей Ferrari после того, как в начале сессии подрезал бордюр на шикане Veedol-S. [18] [19] Его товарищ по команде Баррикелло был вторым по скорости. Ральф Шмахер был третьим по скорости, опередив своего товарища по команде Williams Монтойю. Хайдфельд показал пятое лучшее время, опередив Райкконена. Масса, Баттон, Култхард и Трулли вошли в первую десятку. [20] На заключительной тренировке Михаэль Шумахер не смог улучшить свое время, но остался самым быстрым; Баррикелло финишировал третьим по скорости круга. Хайдфельд бежал быстрее и был четвертым, опередив Ральфа Шумахера и Сало. Култхард, Монтойя, Трулли и Баттон вошли в десятку лучших перед квалификацией. [21] У де ла Росы произошла утечка гидравлики и возгорание в машине, из-за чего он не смог установить время круга. [18]
Квалификационный
[ редактировать ]Я очень доволен сегодняшним поулом, особенно потому, что он стал для меня некоторой неожиданностью. На самом деле после утренних тренировок мы не ожидали ничего выше второго ряда. С утра мы довольно сильно поменяли машину, но в первом заезде я допустил ошибку, второй прошёл лучше, а в третьем заезде я завоевал поул. Я до сих пор не знаю, откуда взялась скорость, и должен признать, что удача тоже сыграла свою роль в моем результате. Завтра будет тяжелая гонка, и я думаю, что шины будут ключевым фактором.
Хуан Пабло Монтойя о завоевании поула. [22]
Субботняя дневная квалификационная сессия длилась час. Каждому гонщику было разрешено проехать двенадцать кругов, причем порядок старта определялся по результатам самых быстрых кругов гонщиков. Во время этой сессии правило 107% , согласно которому каждый гонщик должен был установить время в пределах 107% от самого быстрого круга, чтобы пройти квалификацию на гонку. действовало [12] Сеанс проходил на сухой трассе в пасмурную погоду; температура на трассе колебалась в пределах 23–26 ° C (73–79 ° F). Монтойя завоевал свою третью поул-позицию подряд и седьмую в своей карьере со временем 1:29,906, которое было установлено за тринадцать минут до окончания сессии. [18] [23] Он был рад занять поул-позицию, несмотря на то, что поставил цель оказаться на втором ряду. [18]
К Монтойе в первом ряду стартовой решетки присоединился его товарищ по команде Ральф Шумахер, который отставал от темпа Монтойи на 0,009 секунды и не менял настройки своей машины. [18] Михаэль Шумахер квалифицировался третьим, а его гоночная машина на первом круге застряла на передаче и на оставшуюся часть сессии переключился на запасную машину Ferrari, поскольку его механики не смогли устранить проблему с коробкой передач. Он допустил две незначительные ошибки на последних двух поворотах трассы во время своего последнего заезда после сильного давления, которое помешало ему улучшить время круга. [22] Баррикелло постепенно менял баланс своей машины в течение часового квалификационного периода и занял четвертое место. [18] Култхард изменил свои настройки, чтобы бежать быстрее в средней части трассы, что ухудшило производительность в первом секторе, но заняло пятое место. [22] Райкконен уронил одно из колес на бордюре тринадцатого поворота, из-за чего он остался шестым. [18] Два гонщика Renault заполнили четвертый ряд стартовой решетки: Трулли опередил Баттона. [18] Трулли был доволен своей стартовой позицией, хотя у Баттона во время второго квалификационного заезда возникла недостаточная поворачиваемость, и он внес небольшие изменения в задний стабилизатор поперечной устойчивости, пытаясь ехать быстрее, но его задержали более медленные машины. Хайдфельд почувствовал вибрацию после того, как во время первого заезда проколол переднее правое колесо, что ограничило его девятым местом. Сало замкнул десятку лучших в квалификации и сообщил, что его машина управлялась лучше всего в первом заезде, но впоследствии ситуация ухудшилась. [22]
Масса улучшил балансировку своего Sauber, но во втором и четвертом поворотах у него была чрезмерная избыточная поворачиваемость, и он справился с задачей на одиннадцатом. Панис занял двенадцатое место. Он опережал Макниша на более медленной из двух Toyota, и в его машине периодически возникали проблемы с электроникой. Сато на более быстром Jordan следовал за ним на 14-м месте и был разочарован своим выступлением, поскольку на протяжении всей квалификации он боролся с чрезмерной избыточной поворачиваемостью. [18] За ним в протоколах следом следовал Френтцен, страдавший от недостаточной поворачиваемости, из-за которой он потерял время на первом секторе трассы. [22] де ла Роса проехал два круга на запасном монококе Jaguar и еще два круга проехал на своем отремонтированном гоночном автомобиле; он сказал, что его гоночная машина лучше балансировала, но его последний заезд был задержан, что ограничило его 16-м местом. [22] [18] Ирвин сказал, что за часовую сессию у него возникла недостаточная поворачиваемость, и ему было трудно ускоряться на выходе из поворотов; [22] эти проблемы означали, что он мог занять только 17-е место. Он был впереди Физикеллы на более медленном «Джордане». [18] Вильнев финишировал 19-м и не смог найти подходящую комплектацию машины, и его машина стала медленнее. [22] Два гонщика Minardi квалифицировались на 20-й и 22-й позициях, причем Марк Уэббер оказался быстрее Алекса Юнга ; их разделил Бернольди, у которого были проблемы с балансом. [18]
Квалификационная классификация
[ редактировать ]Поз. | Нет | Водитель | Конструктор | Колени | Зазор | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 6 | ![]() | Уильямс - БМВ | 1:29.906 | — | ||
2 | 5 | ![]() | Уильямс - БМВ | 1:29.915 | +0.009 | ||
3 | 1 | ![]() | Феррари | 1:30.035 | +0.129 | ||
4 | 2 | ![]() | Феррари | 1:30.387 | +0.481 | ||
5 | 3 | ![]() | Макларен - Мерседес | 1:30.550 | +0.644 | ||
6 | 4 | ![]() | Макларен - Мерседес | 1:30.591 | +0.685 | ||
7 | 14 | ![]() | Рено | 1:30.927 | +1.021 | ||
8 | 15 | ![]() | Рено | 1:31.136 | +1.230 | ||
9 | 7 | ![]() | Заубер - Петронас | 1:31.211 | +1.305 | ||
10 | 24 | ![]() | Тойота | 1:31.389 | +1.483 | ||
11 | 8 | ![]() | Заубер - Петронас | 1:31.733 | +1.827 | ||
12 | 12 | ![]() | БАР - Хонда | 1:31.906 | +2.000 | ||
13 | 25 | ![]() | Тойота | 1:31.941 | +2.035 | ||
14 | 10 | ![]() | Джордан - Хонда | 1:31.999 | +2.093 | ||
15 | 20 | ![]() | Стрелки - Косворт | 1:32.144 | +2.238 | ||
16 | 17 | ![]() | Ягуар - Косворт | 1:32.281 | +2.375 | ||
17 | 16 | ![]() | Ягуар - Косворт | 1:32.510 | +2.604 | ||
18 | 9 | ![]() | Джордан - Хонда | 1:32.591 | +2.685 | ||
19 | 11 | ![]() | БАР - Хонда | 1:32.968 | +3.062 | ||
20 | 23 | ![]() | Минарди - Азиатэк | 1:32.996 | +3.090 | ||
21 | 21 | ![]() | Стрелки - Косворт | 1:33.360 | +3.454 | ||
22 | 22 | ![]() | Минарди - Азиатэк | 1:34.251 | +4.345 | ||
107% времени : 1:36.199 | |||||||
Разогревать
[ редактировать ]Пилоты вышли на трассу в 09:30 по местному времени для 30-минутной разминки. [12] в пасмурную погоду. Баррикелло сохранил свою форму, установив лучший круг в заключительные моменты сессии с результатом 1:32,671, что на три десятых секунды быстрее, чем у его товарища по команде Михаэля Шумахера, который обменялся лучшим временем с Баррикелло во время сессии. Култхард был третьим по скорости, а Райкконен замыкал четверку лучших; оба гонщика отставали от темпа Баррикелло более чем на одну секунду. [26] [27]
Раса
[ редактировать ]Гонка началась в 14:00 по местному времени. Перед гонкой на стартовой решетке было пасмурно; температура на трассе колебалась в пределах 28–31 ° C (82–88 ° F), прогнозировался дождь. [28] Когда гонка началась, Монтойя и Ральф Шумахер выстроились рядом друг с другом, направляясь к первому повороту. [29] Ральф Шумахер обогнал Монтойю и вышел вперед, заняв внешнюю линию. [28] Култхард, стартовавший пятым, быстро убежал, но проскользнул мимо, позволив Баррикелло и Михаэлю Шумахеру вернуть свои стартовые позиции. [29] Оба гонщика Jordan столкнулись с Физикеллой, врезавшейся в Сато в первом повороте; пара опустилась в конец поля, и оба сделали пит-стопы для ремонта в конце первого круга. [28] [29] Михаэль Шумахер опередил Монтойю и занял третье место на том же круге, но Монтойя на мгновение вернул себе позицию. [29] в то время как Баррикелло обогнал Ральфа Шумахера и вышел вперед на прямой перед восьмым поворотом. Михаэль Шумахер в конце концов опередил Монтойю к концу первого круга. [28] В конце первого круга Баррикелло опередил Ральфа Шумахера на одну секунду, а Михаэль Шумахер отставал еще на две секунды и занял третье место. За Монтойей, занявшим четвертое место, следовали Култхард, Райкконен, Баттон, Трулли, Масса и Хайдфельд. [29]
Баррикелло начал отрываться от Ральфа Шумахера, которого поймал Михаэль Шумахер. Что касается других позиций, Бернольди опередил Ирвина и занял 14-е место, а Вильнев обогнал Юнга и де ла Розу и переместился на 18-е место. [29] Михаэль Шумахер переместился на второе место после того, как на третьем круге обогнал Ральфа Шумахера на RTL Kurve и начал сокращать отставание от Баррикелло. [28] Панис опередил Сало и занял двенадцатое место, а Вильнёв обогнал Уэббера, заняв 17-е место. Вильнев промахнулся на четвертом круге, но сохранил свою 17-ю позицию. [29] Трулли глубоко въехал в первый поворот и на следующем круге упал с восьмого на двенадцатое место, а Баррикелло и Михаэль Шумахер продолжили отрыв от Ральфа Шумахера. [28] Трулли вернул себе одиннадцатую позицию, обогнав Паниса на шестом круге, в то время как Сало на 13-м месте развернулся и потерял шесть позиций. Уэббер допустил ошибку и на седьмом круге пробежал мимо и отстал от де ла Росы и Сало, заняв 19-е место, в то время как Юн получил штраф за проезд, потому что перепрыгнул старт. [29] На восьмом круге Михаэль Шумахер догнал товарища по команде Баррикелло и отставал от бразильского гонщика на 1,4 секунды. [28] и был прямо позади него на десятом круге. Трулли вернулся на девятое место на том же круге, обогнав Макниша и Хайдфельда, а Бернольди уступил Френтцену и занял 13-е место. [29]
Джордан Физикеллы потерял части кузова, когда он ехал по главной прямой на одиннадцатом круге, сильно ударившись о бордюры и траву, покрывающую трассу ранее в гонке. [28] На том же круге де ла Роса обогнал Ирвина и занял 16-е место. Бернольди потерял 14-ю позицию после того, как на 13-м круге его обогнал Вильнев, а Френтцен вылетел с трассы, и его обогнали Вильнев и Бернольди; последний также выехал с трассы на следующем круге. [29] Райкконен пробежал мимо на Yokohama-S и изо всех сил пытался вести свою машину за пределы трассы, что позволило Баттону воспользоваться преимуществом и занять шестое место на 17-м круге. [28] Команды Ferrari и Williams использовали разные стратегии: команда Ferrari планировала стратегию двух остановок, тогда как команда Williams планировала только одну остановку. Михаэль Шумахер сделал пит-стоп на 24-м круге и выехал раньше Ральфа Шумахера. [29] Феррари также полагалась на приказы команды и сказала Михаэлю Шумахеру оставаться позади Баррикелло и добилась финиша со счетом 1–2 . [30]
Классификация рас
[ редактировать ]Поз. | Нет | Водитель | Конструктор | Круги | Время/Пенсионер | Сетка | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | ![]() | Феррари | 60 | 1:35:07.426 | 4 | 10 |
2 | 1 | ![]() | Феррари | 60 | +0.294 | 3 | 6 |
3 | 4 | ![]() | Макларен - Мерседес | 60 | +46.435 | 6 | 4 |
4 | 5 | ![]() | Уильямс - БМВ | 60 | +1:06.963 | 2 | 3 |
5 | 15 | ![]() | Рено | 60 | +1:16.944 | 8 | 2 |
6 | 8 | ![]() | Заубер - Петронас | 59 | +1 круг | 11 | 1 |
7 | 7 | ![]() | Заубер - Петронас | 59 | +1 круг | 9 | |
8 | 14 | ![]() | Рено | 59 | +1 круг | 7 | |
9 | 12 | ![]() | БАР - Хонда | 59 | +1 круг | 12 | |
10 | 21 | ![]() | Стрелки - Косворт | 59 | +1 круг | 21 | |
11 | 17 | ![]() | Ягуар - Косворт | 59 | +1 круг | 16 | |
12 | 11 | ![]() | БАР - Хонда | 59 | +1 круг | 19 | |
13 | 20 | ![]() | Стрелки - Косворт | 59 | +1 круг | 15 | |
14 | 25 | ![]() | Тойота | 59 | +1 круг | 13 | |
15 | 23 | ![]() | Минарди - Азиатэк | 58 | +2 круга | 20 | |
16 | 10 | ![]() | Джордан - Хонда | 58 | +2 круга | 14 | |
Верно | 24 | ![]() | Тойота | 51 | Коробка передач | 10 | |
Верно | 22 | ![]() | Минарди - Азиатэк | 48 | Гидравлика | 22 | |
Верно | 16 | ![]() | Ягуар - Косворт | 41 | Гидравлика | 17 | |
Верно | 6 | ![]() | Уильямс - БМВ | 27 | Столкновение | 1 | |
Верно | 3 | ![]() | Макларен - Мерседес | 27 | Ущерб от столкновения | 5 | |
Верно | 9 | ![]() | Джордан - Хонда | 26 | Ущерб от столкновения | 18 | |
Положение чемпионата после гонки
[ редактировать ]
|
|
- Примечание . В обе группы турнирной таблицы включены только пять лучших позиций.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Европа» . Formula1.com . Проверено 15 ноября 2021 г.
- ^ «Список участников 2002 года» . Международная автомобильная федерация. Архивировано из оригинала 2 июня 2002 года . Проверено 27 июня 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с «Предварительный зачет гонщиков и конструкторов» . ФИА.com . Международная автомобильная федерация. Архивировано из оригинала 21 декабря 2002 года . Проверено 1 октября 2015 г.
- ^ «Шумахер надеется смягчить последствия FIA» . Обновление графического процессора . ДЖХЕД Медиа Б.В. 21 июня 2002 года . Проверено 8 ноября 2015 г.
- ^ «Гран-при Европы: превью Williams» . Motorsport.com . Motorsport.com, Inc. 14 июня 2002 г. Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 г. Проверено 8 ноября 2015 г.
- ^ «Гран-при Европы: превью McLaren» . Motorsport.com . Motorsport.com, Inc. 21 июня 2002 г. Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 г. Проверено 9 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Новый раздел трека получил неоднозначные отзывы» . Автоспорт . Публикации Хеймаркет. 21 июня 2002 года . Проверено 9 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Братья Шумахеры стремятся к победе на родной земле» . Автонеделя . Crain Communications, Inc., 19 июня 2002 г. Проверено 9 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «Водители сбиты с толку новым сложным первым поворотом» . Автоспорт . Публикации Хеймаркет. Рейтер . 21 июня 2002 года . Проверено 9 ноября 2015 г.
- ^ Атлас F1 (18 июня 2002 г.). «Лауда: новая планировка Нюрбургринга для улучшения шоу» . Автоспорт . Публикации Хеймаркет . Проверено 9 ноября 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б «Свободная практика» . ФИА.com . Международная автомобильная федерация. 21 июня 2002 года. Архивировано из оригинала 17 августа 2002 года . Проверено 9 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Доменжоз, Люк, изд. (2002). «Спортивный регламент». Ежегодник Формулы 1 2002–2003 гг . Бат, Сомерсет: Паррагон. стр. 220–221. ISBN 0-75259-146-0 – через Интернет-архив.
- ^ «Гран-при Европы изменен для проведения чемпионата мира» . Formula1.com . Formula1.com Limited. 20 июня 2002 года. Архивировано из оригинала 22 июня 2002 года . Проверено 13 сентября 2015 г.
- ^ Грей, Уилл (21 июня 2002 г.). «Первая свободная практика в пятницу — Гран-при Европы» . Автоспорт . Публикации Хеймаркет . Проверено 9 ноября 2015 г.
- ^ «Первая сессия: Ferrari быстрее всех на обновленном Нюрбургринге» . Formula1.com . Formula1.com Limited. 21 июня 2002 г. Архивировано из оригинала 17 октября 2002 г. Проверено 9 ноября 2015 г.
- ^ «Ferrari рано лидировала на Нюрбургринге» . Обновление графического процессора . ДЖХЕД Медиа Б.В. 21 июня 2002 года . Проверено 9 ноября 2015 г.
- ^ Маук, Эрик (21 июня 2002 г.). «Дэвид Култхард проходит финальную тренировку на Нюрбургринге» . Скорость . Speed Channel, Inc. Архивировано из оригинала 22 августа 2002 года . Проверено 9 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «Свободная практика и квалификация» . ФИА.com . Международная автомобильная федерация. 22 июня 2002 г. Архивировано из оригинала 3 декабря 2002 г. Проверено 8 ноября 2015 г.
- ^ «Свободная практика 3: Шуи поднимается наверх» . Автоспорт . Публикации Хеймаркет. 22 июня 2002 года . Проверено 9 ноября 2015 г.
- ^ Атлас F1 (22 июня 2002 г.). «Первая субботняя свободная практика — Гран-при Европы» . Автоспорт . Публикации Хеймаркет . Проверено 9 ноября 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Гран-при Европы – суббота – утренняя тренировка» . GrandPrix.com . Внутри F1, Inc. 22 июня 2002 г. Архивировано из оригинала 16 декабря 2002 г. Проверено 9 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Атлас F1 (22 июня 2002 г.). «Избранные цитаты субботы — Гран-при Европы» . Автоспорт . Публикации Хеймаркет . Проверено 8 ноября 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Уильямс» один-два в европейской квалификации» . Formula1.com . Formula1.com Limited. 22 июня 2002 года. Архивировано из оригинала 17 октября 2002 года . Проверено 9 ноября 2015 г.
- ^ «Субботняя квалификация Гран-при Европы» . Motorsport.com . Motorsport.com, Inc. 23 июня 2002 г. Архивировано из оригинала 2 октября 2015 г. Проверено 1 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Гран-при Европы» . ФИА.com . Международная автомобильная федерация. Архивировано из оригинала 18 октября 2012 года . Проверено 26 декабря 2015 г.
- ^ «Феррари впереди на европейской разминке» . Formula1.com . Formula1.com Limited. 23 июня 2002 г. Архивировано из оригинала 4 декабря 2002 г. Проверено 1 октября 2015 г.
- ^ Грей, Уилл (23 июня 2002 г.). «Воскресная разминка – Гран-при Европы» . Автоспорт . Публикации Хеймаркет . Проверено 1 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «2002 – 9 этап – Европа: Нюрбургринг» . Formula1.com . Formula1.com Limited. 23 июня 2002 года. Архивировано из оригинала 6 октября 2002 года . Проверено 8 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Гоночные факты и происшествия» . ФИА.com . Международная автомобильная федерация. 23 июня 2002 г. Архивировано из оригинала 3 декабря 2002 г. Проверено 3 октября 2015 г.
- ^ Болдуин, Алан (26 июня 2002 г.). «Ferrari оштрафована на 1 миллион долларов из-за инцидента на Гран-при Австрии» . Autosport.com . Проверено 5 февраля 2024 г.
- ^ «Гран-при Европы 2002» . Formula1.com . Formula1.com Limited. Архивировано из оригинала 13 октября 2014 года . Проверено 26 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Европа 2002 – Чемпионат • СТАТС F1» . www.statsf1.com . Проверено 15 марта 2019 г.