Гран-при Испании 2001 года.
Гран-при Испании 2001 года. | |||||
---|---|---|---|---|---|
Гонка 5 из 17 на чемпионате мира Формулы-1 2001 года.
| |||||
![]() | |||||
Подробности гонки [1] [2] | |||||
Дата | 29 апреля 2001 г. | ||||
Официальное название | XLIII Гран-Премио Мальборо Испании | ||||
Расположение | Трасса Каталонии , Монтмело , Каталония , Испания | ||||
Курс | Постоянный гоночный комплекс | ||||
Продолжительность курса | 4,730 км (2,939 миль) | ||||
Расстояние | 65 кругов, 307,323 км (190,962 мили) | ||||
Погода | Пасмурно, умеренно, сухо, температура воздуха: 18°C | ||||
посещаемость | 91,000 | ||||
Поул-позиция | |||||
Водитель | Феррари | ||||
Время | 1:18.201 | ||||
Самый быстрый круг | |||||
Водитель | ![]() | Феррари | |||
Время | 1:21.151 — 25-й круг. | ||||
Подиум | |||||
Первый | Феррари | ||||
Второй | Уильямс - БМВ | ||||
Третий | БАР - Хонда | ||||
Лидеры круга |
( Гран-при Испании 2001 года официально XLIII Gran Premio Marlboro de Espana ) — автогонка Формулы-1 , состоявшаяся 29 апреля 2001 года на трассе Каталонии в Монтмело , Каталония , Испания, перед 91 000 зрителей. Это был пятый этап чемпионата мира Формулы-1 2001 года , и на этой трассе проходил 11-й Гран-при Испании . из Ferrar i Михаэль Шумахер выиграл гонку на 65 кругов с поул-позиции . Williams из Хуан Пабло Монтойя финишировал вторым, впервые финишировав на подиуме в Формуле-1, а из British American Racing (BAR) Жак Вильнев финишировал третьим.
Вступая в гонку, Михаэль Шумахер из Ferrari и McLaren из Дэвид Култхард разделили титул чемпиона мира среди пилотов , но Ferrari возглавила McLaren в чемпионате мира среди конструкторов . Михаэль Шумахер установил лучший круг в часовой квалификации, обеспечив поул-позицию. Он удерживал лидерство до двух циклов пит-стопов , когда товарищ Култхарда по команде Мика Хаккинен каждый раз лидировал из-за его более длительного пребывания, чем у Шумахера. Хаккинен вышел вперед после второго круга пит-стопов, потому что McLaren посоветовал ему надавить, чтобы опередить Шумахера, чьи задние шины начали вибрировать. Хаккинен лидировал в гонке и, казалось, был настроен на победу, пока сцепление на последнем круге у него не вышло из-за утечки гидравлики . Михаэль Шумахер вышел вперед и опередил Монтойю на 40 секунд.
Электронные средства помощи водителю, включая контроль тяги , полностью автоматические коробки передач и систему управления запуском, стали законными впервые с сезона 1993 года на Гран-при Испании. Победа Шумахера стала для него третьей в сезоне и 47-й в общем зачете. В результате он возглавил чемпионат мира среди пилотов с преимуществом в восемь очков над Култхардом и на 22 над Рубенсом Баррикелло . За 12 гонок до конца сезона Ferrari увеличила свое преимущество в Кубке конструкторов до 18 очков над McLaren и до 32 очков над Williams.
Фон
[ редактировать ]2001 года Гран-при Испании — пятая из семнадцати , гонок чемпионата мира Формулы-1 2001 года состоявшегося 29 апреля 2001 года на трассе Каталонии протяженностью 4,730 км (2,939 миль) по часовой стрелке в Монтмело , Каталония, Испания. [1] [2] 11-й Гран-при Испании на этой трассе. [3] Перед гонкой Ferrari пилот Михаэль Шумахер и McLaren пилот Дэвид Култхард делили лидерство в чемпионате мира с 26 очками каждый. из Ferrari Рубенс Баррикелло был третьим с 14 очками, за ним следовали Williams из Ральф Шумахер и Sauber из Ник Хайдфельд с 12 и 7 очками. [4] Ferrari лидировала в Кубке конструкторов с 40 очками, а McLaren была второй с 30. Williams была третьей с 12 очками, за ней следовали Jordan с 10 и Sauber с 8. [4]
За два месяца до начала уик-энда Гран-при Международная автомобильная федерация (FIA; руководящий орган Формулы-1) и все команды согласились легализовать электронные вспомогательные средства для водителя, такие как контроль тяги , полностью автоматические коробки передач и систему управления запуском от Гран-при Испании, чтобы положить конец давним слухам о мошенничестве со стороны команд Формулы-1 из-за чрезвычайной сложности контроля за такими системами и прояснить, какие электронные системы являются законными. [5] [6] Ранее FIA запретила эти устройства в конце 1993 года , опасаясь, что технология снизит способности водителя. [6] [7] Несколько водителей выразили недовольство возвращением систем, но инженеры и производители отметили, что это дает им возможность продемонстрировать свои технические навыки. [7] Пилоты опробовали новую технологию, покидая пит-лейн во время свободных тренировок. [8]
После Гран-при Сан-Марино 15 апреля все команды протестировали аэродинамику , электронные системы помощи водителю, двигатели, механические компоненты автомобиля и шины на различных европейских гоночных трассах в рамках подготовки к Гран-при Испании. [9] [10] [11] Британские команды Benetton , British American Racing (BAR), Jaguar , Jordan, McLaren и Williams, а также парижская команда Прост провели испытания на английской трассе Сильверстоун с 17 по 19 апреля. [9] [12] [13] Игрок команды Jordan Хайнц-Харальд Френтцен установил лучшее время круга в первый день. [11] из McLaren в то время как Мика Хаккинен лидировал в последние два дня. [13] [14] Sauber, Ferrari и Minardi прошли испытания на итальянской трассе Муджелло с 18 по 20 апреля. [10] [15] [16] Лука Бадоер Ferrari , тест-пилот , стал лидером первого дня забега. [15] а Михаэль Шумахер лидировал во второй и последний дни. [17] [16] Эрроуз провел два дня частных аэродинамических испытаний на прямой скорости на итальянской трассе Вайриано с бывшим Indy Lights гонщиком Джонни Кейном , за которым следовал постоянный гонщик Йос Ферстаппен . из Sauber К ним присоединился Кими Райкконен . [9] [10] Бадоер и Баррикелло протестировали несколько Ferrari для гонки на частном испытательном полигоне команды, трассе Фиорано . [18] [19] [20]
Хаккинен набрал четыре очка в первых четырех гонках сезона. [21] Он надеялся продлить свою победную серию в Испании до четырех побед подряд, добавив: «Никто не далеко впереди, и еще есть много очков, которые нужно набрать. Надеюсь, мой чемпионат начнется здесь». [22] Его товарищ по команде Култхард сказал, что будет готов к гонке. [23] но знал об игре Хаккинена на трассе и о том, что победа последнего вернет его в борьбу за чемпионство. [24] После двух некачественных гонок Михаэль Шумахер заявил, что его не беспокоит уход из Гран-при Сан-Марино, но он верит, что Ferrari может восстановить конкурентоспособность и победить в Испании. [25] из Williams Хуан Пабло Монтойя предвидел, что Гран-при будет трудным из-за скорости его машины на недавних кольцевых тестах, сказав: «Я уверен, что когда мы туда доберемся, мы разберемся с этим и будем конкурентоспособны. Это будет довольно интересно. с нетерпением жду возможности дойти до конца гонки и набрать несколько очков». [26]
В мероприятии приняли участие одиннадцать команд (каждая из которых представляет разные конструкторы ) по два гонщика в каждой, с двумя изменениями в списке участников сезона . [27] Лучано Бурти , выступавший за Jaguar с начала сезона, был уволен и заменен Педро де ла Росой , тест-пилотом команды. Бурти присоединился к Просту в качестве второй смены пилота, заменив Гастона Маццакане , который был уволен Простом за нарушение показателей, предусмотренных в его контракте, после того, как он отстал от товарища по команде Жана Алези . [28] [29] Прост попытался заменить Маццакане тест-пилотом Jordan Рикардо Зонтой , среди прочих, но они отказались присоединиться к меньшей команде. [29] из Benetton Дженсон Баттон более месяца лечил травму плеча, но принял участие в гонке после посещения специалистов. [30]
уделялось меньше внимания Некоторые команды не использовали некоторые электронные средства помощи водителю в своих машинах из-за проблем с надежностью, а охлаждению тормозов . [31] [32] : 538–539 Команды оспорили законность диффузора FW23 после Williams того, как узнали о нем, но технический делегат FIA Джо Бауэр заявил, что это законно. [32] : 538–539 [33] Ferrari использовала датчики температуры внутри колес F2001 для контроля их температуры и такое же переднее крыло, как на Гран-при Сан-Марино. McLaren использовала меньшие и более чистые каналы передних тормозов для охлаждения диска и суппорта во время квалификации и гонки. Автомобили Sauber C20 остались без гидроусилителя руля, поскольку во время испытаний он был признан слишком ненадежным. с выходом вверх BAR попробовал выхлопные трубы на Оливье Паниса и Жака Вильнева , автомобилях 003 а также треугольный плавник за передними колесами и небольшие закрылки на переднем крыле. Jaguar снова установил обновленное переднее антикрыло, как это было в Имоле. Запасной автомобиль Эрроуза включал новую переднюю подвеску , различные положения рулевого управления для улучшения геометрии и снижения веса, а также измененную конструкцию концевых пластин переднего крыла с горизонтальными откидными винглетами . Benetton, Minardi, Прост и Williams не внесли никаких внешних изменений в свои машины. [32] : 538–539
Упражняться
[ редактировать ]Гонке предшествовали четыре тренировки: две одночасовые в пятницу и две 45-минутные в субботу. [34] : 220–221 Самое быстрое время круга было зафиксировано в начале часовых периодов обеих пятничных сессий. [35] а абразивная поверхность гусеницы привела к сильному износу шин. [36] Первая тренировка прошла утром, в сухую и солнечную погоду после утреннего дождя. [37] [38] Водители сообщили о плохом сцеплении с дорогой и избыточной поворачиваемости , поэтому команды скорректировали свои системы контроля тяги. [39]

Култхард лидировал в первой сессии с результатом 1:20,107 круга, что на полсекунды быстрее Баррикелло. Михаэль Шумахер, Ральф Шумахер, Хаккинен и Панис, Монтойя, игрок Jordan Ярно Трулли , его товарищ по команде Френтцен и Хайдфельд замыкают первую десятку. [39] [40] Монтойя развернул свою машину на седьмом повороте после того, как заблокировал переднее левое колесо. Френтцен потерял контроль над задней частью своего автомобиля, вылетел в гравийную ловушку на седьмом повороте и врезался в покрышку . [37] [39] [40] Вильнев съехал на обочину выезда с пит-лейна, и из его машины вспыхнуло пламя после отказа двигателя, вероятно, вызванного электронной системой помощи водителю, во время старта с места за десять минут до конца. [32] : 240 [36] [37] [41] Вильнева Компоненты двигателя проникли в днище и пробили асфальт. [42] из Jaguar Эдди Ирвин пропустил большую часть сессии из-за двух утечек в гидравлической коробке передач . [41] [43]
Погода оставалась солнечной и сухой для второй тренировки во второй половине дня. [44] Култхард шел быстрее, чем в предыдущей сессии, и лидировал со временем 1:20.107. [45] впереди Ирвина, Баррикелло, Паниса, Михаэля Шумахера и Хаккинена, которые были в пределах секунды от Култхарда, Де Ла Росы, Ральфа Шумахера, Вильнёва и Трулли. [35] [46] из Minardi Тарсо Маркес заблокировал тормоза и через 20 минут вылетел на гравий. [32] : 370 Монтойя остановился на обочине трассы на четвертом повороте, когда по неизвестным причинам у него отказал двигатель. [43] [45] [46] Хаккинен чуть не потерял поворачиваемость в десятом повороте в начале сессии, поздно развернулся на 11-м повороте в гору и продолжил движение. [43] [45]
Третья тренировка по подготовке машин к квалификации прошла в субботу утром в солнечную и прохладную погоду. [47] Михаэль Шумахер был самым быстрым на третьей тренировке - 1:18.634; Хаккинен был вторым, несмотря на то, что заблокировал шины и убежал в гравийную ловушку, прежде чем вернуться на гоночную трассу по пути на пит-лейн в конце сессии. [47] [48] [49] Култхард, Баррикелло, Трулли, Френтцен, Хайдфельд, Райкконен, Ральф Шумахер и Панис заняли позиции с третьей по десятую. [48] [49]
Михаэль Шумахер не смог проехать быстрее в последней сессии утром, но в целом остался самым быстрым. [50] на четыре сотых секунды опередил своего товарища по команде Баррикелло, занявшего второе место. Култхард, Райкконен, Хайдфельд, Трулли, Панис, Хаккинен, Ральф Шумахер и Вильнев замыкают первую десятку. [51] Через десять минут, [52] по пит-лейн Де Ла Роса ехал прямо с включенным ограничителем скорости , когда его Jaguar неожиданно свернул вправо и врезался в барьер на выезде с пит-лейна из-за отказа гидроусилителя рулевого управления, в результате чего переднее правое колесо слетело. [50] [53] Машина Де Ла Росы застряла. [52] но он не пострадал в результате аварии. [51] [54]
Квалификационный
[ редактировать ]
Во время субботней часовой квалификационной сессии каждому гонщику было разрешено проехать двенадцать кругов, при этом порядок старта определялся по их самым быстрым кругам. гонку . Во время этой сессии действовало правило 107%, которое требовало от каждого гонщика установить время в пределах 107% от самого быстрого круга, чтобы пройти квалификацию на [34] : 220–221 Для квалификации было солнечно, но ветрено, [55] Хаккинена поул-позиции А благодаря более мягкому составу шин и антипробуксовочной системе самый быстрый круг был на шесть секунд быстрее, чем время в 2000 году . [56] Михаэль Шумахер увеличил прижимную силу на своем Ferrari и проехал восемь из двенадцати кругов на трех комплектах шин из мягкого компаунда. [32] : 110 [56] [57] Он обеспечил себе четвертую поул-позицию в пяти гонках сезона 2001 года и 36-ю в карьере с результатом 1:18,201 круга. [58] [59] новый рекорд круга на треке, установленный за 15 минут до конца третьего комплекта шин. [55] Хаккинен отключил трекшн-контроль, чтобы ограничить недостаточную поворачиваемость, и его самый быстрый круг в конце квалификации был на 0,085 секунды медленнее второго. [32] : 136 [55] [56] [60] Култхард занял третье место после того, как его товарищ по команде Хаккинен понизил его со второго места. Он не смог пройти круг быстрее из-за проблем с балансом машины и того, что Хайдфельд увеличил свой последний заезд. [53] [60] Баррикелло квалифицировался четвертым, установив то же время, что и на субботней утренней тренировке. [55] В конце сессии он боролся с обоими гонщиками McLaren за позицию. [61] Ральф Шумахер занял пятое место среди участников, занявших первое место в обуви Michelin . [60] Пилоты Jordan Трулли и Френтцен заняли шестое и восьмое места соответственно на мягких Bridgestone . шинах [32] : 214 У Трулли на самом быстром круге машины были медленнее, в то время как Френтцен улучшал результаты с каждым кругом, несмотря на потерю времени на последнем секторе . [62] Вильнев, занявший седьмое место, врезался в гравийную ловушку в конце пит-лейна прямо из-за отсоединенных задних тормозов. [8] [32] : 240 [38] Его отправили на машине с лишним весом на 10 кг (22 фунта) из-за балласта, который нужно было снять для пробега с низким уровнем топлива, и во время квалификации у него возникла небольшая проблема с тормозами. [38] [42] [53] Автомобили Sauber Райкконена и Хайдфельда заняли девятое и десятое места. [60] Райкконен сожалел, что не изменил настройку своей машины после тренировки, но Хайдфельд управлял запасной машиной C20, которая была настроена так, чтобы подходить ему вместо его товарища по команде из-за проблемы с карданным валом его гоночной машины во время установочного круга для своего первого заезда. [32] : 188 [38] [53]

Панис, занявший 11-е место, был самым быстрым гонщиком, не попавшим в первую десятку после того, как Де Ла Роза и Баррикелло замедлили его на двух разных кругах. Присутствие других машин вокруг него помешало ему показать еще один быстрый круг. Монтойя, 12-й, потерял время после того, как Ферстаппен обогнал его и ему помешали другие машины. [53] [62] Ирвин обогнал нападающего на поул Михаэля Шумахера прямо по пит-лейн, что позволило ему ехать быстрее и занять 13-е место в квалификации. [32] : 292 [60] Бурти в своей первой квалификационной сессии Формулы-1 за Проста [61] был 14-м после того, как ветер нарушил баланс его машины, что затруднило запись быстрого круга. [32] : 310 [62] Алези, его товарищ по команде, изо всех сил пытался найти баланс и скорость на своей машине, заняв 15-е место в квалификации. [32] : 310 Товарищи по команде Arrows Энрике Бернольди и Ферстаппен заняли 16-е и 17-е места в третьей гонке подряд. Бернольди не внес существенных изменений в настройку своей машины и немного потерял управление. [32] : 344 Ферстаппен на третьем заезде врезался в гравийную ловушку четвертого поворота из-за длинной педали тормоза, что привело к повреждению днища. [32] : 344 [61] [62] Фернандо Алонсо был самым быстрым гонщиком Minardi и занял 18-е место после замены двигателя из-за проблемы с масляной системой на утренней тренировке. [53] [62] из Benetton Джанкарло Физикелла занял 19-е место, когда медленные машины помешали его последнему заезду. Де Ла Роса квалифицировался 20-м из-за проблем с задними тормозами во время своего последнего заезда на запасном Jaguar R2, установленном для товарища по команде Ирвина, пока его гоночная машина ремонтировалась после аварии на четвертой тренировке. [32] : 266, 292 [53] Баттон продолжал лечить травму плеча. [59] и занял 21-е место как более медленный гонщик Benetton, потому что изменения настроек машины в поздней квалификации заняли больше времени, чем ожидалось, и он пропустил финальный заезд. [32] : 266 [53] Маркес завершил стартовый порядок на 22-м месте. [59] Ему не удалось найти правильный баланс шасси из-за избыточной поворачиваемости в некоторых поворотах, и он потерял много времени, приближаясь к более медленной машине на последнем заезде, в котором его чуть не развернуло. [32] : 370 [62]
Квалификационная классификация
[ редактировать ]Поз. | Нет | Водитель | Конструктор | Время | Зазор | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | ![]() | Феррари | 1:18.201 | — | ||
2 | 3 | ![]() | Макларен - Мерседес | 1:18.286 | +0.085 | ||
3 | 4 | ![]() | Макларен - Мерседес | 1:18.635 | +0.434 | ||
4 | 2 | ![]() | Феррари | 1:18.674 | +0.473 | ||
5 | 5 | ![]() | Уильямс - БМВ | 1:19.016 | +0.815 | ||
6 | 12 | ![]() | Джордан - Хонда | 1:19.093 | +0.892 | ||
7 | 10 | ![]() | БАР - Хонда | 1:19.122 | +0.921 | ||
8 | 11 | ![]() | Джордан - Хонда | 1:19.150 | +0.949 | ||
9 | 17 | ![]() | Заубер - Петронас | 1:19.229 | +1.028 | ||
10 | 16 | ![]() | Заубер - Петронас | 1:19.232 | +1.031 | ||
11 | 9 | ![]() | БАР - Хонда | 1:19.479 | +1.278 | ||
12 | 6 | ![]() | Уильямс - БМВ | 1:19.660 | +1.459 | ||
13 | 18 | ![]() | Ягуар - Косворт | 1:20.326 | +2.125 | ||
14 | 23 | ![]() | Глупый - Асер | 1:20.585 | +2.384 | ||
15 | 22 | ![]() | Глупый - Асер | 1:20.601 | +2.400 | ||
16 | 15 | ![]() | Стрелы - Азиатэк | 1:20.696 | +2.495 | ||
17 | 14 | ![]() | Стрелы - Азиатэк | 1:20.737 | +2.536 | ||
18 | 21 | ![]() | Минарди - Европейский | 1:21.037 | +2.837 | ||
19 | 7 | ![]() | Бенеттон - Рено | 1:21.065 | +2.864 | ||
20 | 19 | ![]() | Ягуар - Косворт | 1:21.338 | +3.137 | ||
21 | 8 | ![]() | Бенеттон - Рено | 1:21.916 | +3.715 | ||
22 | 20 | ![]() | Минарди - Европейский | 1:22.522 | +4.321 | ||
107% времени : 1:23.675 | |||||||
Источник: [63] |
Разогревать
[ редактировать ]Утром гонки в теплую и ветреную погоду была проведена 30-минутная разминка. [64] Большинство водителей практиковали работу систем контроля запуска при старте с места. [65] Обе машины Ferrari сохранили хороший темп после квалификации; Баррикелло установил лучшее время - 1:20.680 во втором заезде. [66] Михаэль Шумахер был четвертым на другой машине Ferrari; Хаккинен и его товарищ по команде Култхард заняли второе и третье места соответственно. Френтцен и Панис вошли в шестерку самых быстрых гонщиков с одинаковым временем круга. [67] За две минуты до конца [64] Двигатель Култхарда вышел из строя из-за отказа гидравлики , что привело к полному отключению основных систем его McLaren на выходе из последнего поворота. Он съехал с гоночной трассы и остановился на обочине трассы после пит-лейна. [65] [66]
Раса
[ редактировать ]Гран-при начался перед 91 000 зрителей в 14:00 по местному времени. [1] [68] в прохладную, пасмурную и пасмурную погоду. [69] Температура воздуха колебалась от 16 до 20 ° C (от 61 до 68 ° F). [69] [70] а температура трассы составляла от 17 до 19 ° C (от 63 до 66 ° F). [71] [72] Михаэль Шумахер и оба гонщика McLaren имели для гонки новые комплекты шин, но две остановки дали Шумахеру преимущество в одну секунду на протяжении двух кругов после выезда с пит-лейна. [57] Физикелла участвовал в гонке на запасном автомобиле Benetton. [73] Когда на поле начался круг формирования , [69] Култхард остался на стартовой решетке из-за сбоя электронной системы управления запуском, когда он начал стартовую последовательность. [32] : 136, 424 [74] Он поднял руку, давая понять, что не может стартовать. [75] и маршал размахивал желтым флагом позади своей машины. [38] Механики перезапустили его двигатель, но ему пришлось стартовать с 22-го и последнего места, потому что все поле обогнало его. [32] : 136, 424 [69] [70] Михаэль Шумахер переместился внутрь, чтобы не дать Хаккинену обогнать его в первом повороте. [73] Френтцен временно застрял на стартовой решетке после отключения системы управления запуском и опустился с восьмого на 22-е место, поскольку машины свернули, чтобы не задеть его, и вызвали затор. [32] : 424 [73] [76]
Физикелла ударил Култхарда сзади, сломав ему переднее крыло, две стойки пола и точку крепления заднего домкрата . [32] : 424 [77] [78] Затем Култхард ударил Бернольди в заднюю часть, и его переднее крыло сложилось под McLaren. [38] [69] [73] Он медленно выехал на пит-лейн для замены переднего антикрыла, что заняло 15,4 секунды, при этом Бернольди также сделал пит-стоп для ремонта. [72] [73] Култхард также получил серьезный порез шины в результате аварии, которую заменили, как только его гоночный инженер Пэт Фрай заметил это. [77] Монтойя в середине трассы переместился с 11-го на шестое место к концу основной прямой после того, как товарищи по команде Sauber избежали аварии, а Баррикелло отстал от Ральфа Шумахера и Трулли. Баррикелло обогнал Ральфа Шумахера и Трулли на втором повороте и вернул себе третье место. [32] : 162, 424 [73] [74] После первого круга Михаэль Шумахер опередил Хаккинена, Баррикелло, Ральфа Шумахера, Трулли и Монтойю. [69]
Михаэль Шумахер и Хаккинен постепенно начали отрываться от Баррикелло: Шумахер последовательно показал самые быстрые круги , а Хаккинен увеличил темп, чтобы оставаться рядом с ним. [76] Панис обогнал Райкконена и занял 10-е место на третьем круге, а Алонсо опустился на 16-е место после того, как его обогнали де ла Роза и Френтцен из-за ошибки водителя. На следующем круге Панис безуспешно пытался обогнать Ирвина и занять девятое место на первом повороте. [32] : 424 [79] На шестом круге Френтцен попытался обогнать Де Ла Росу снаружи на десятом повороте и занять 16-е место, но потерял контроль над задней частью своей машины на бордюре и получил недостаточную поворачиваемость. [32] : 214, 292 [73] Задние колеса Френтцена полетели назад через переднее крыло Де Ла Росы. [38] [72] [80] Оба гонщика сошли с дистанции в гравийной ловушке за пределами трассы. [32] : 214, 292 [80] Бернольди присоединился к списку выбывших, когда он вылетел на травянистую сторону на пятом повороте на девятом круге из-за потери давления топлива . [38] [79] [80] Култхард догнал и обогнал Маркеса, заняв 18-е место на 13-м круге, а Баттона, заняв 17-е место, три круга спустя. [73] [79] Первые запланированные пит-стопы начались на 17-м круге. [72] Култхард обогнал Физикеллу и занял 15-е место на 18-м круге. [72] когда Монтойя приблизился к Трулли, занявшему пятое место, и начал с ним сражаться. [69] [80]

Ральф Шумахер, идущий четвертым, потерял контроль над своей машиной при торможении и понижении передачи на повороте Ла-Кайша на 21-м круге из-за блокировки задних тормозов. [32] : 162 [69] [70] Он свернул в гравийную ловушку и удалился. [72] Это переместило Трулли на четвертое место, а Монтойю на пятое, прежде чем оба гонщика сделали свои первые пит-стопы на следующем круге. [38] [80] Быстрая работа команды Монтойи позволила ему опередить Трулли. [69] [73] Михаэль Шумахер сделал свой первый пит-стоп на 23-м круге. Его пит-стоп занял 8,7 секунды, и он вернулся на трассу третьим. Теперь Хаккинен лидировал, а Баррикелло был вторым. [69] [80] Хаккинен проехал примерно на три круга дольше, чем Михаэль Шумахер, в результате чего в его машине было больше топлива. [74] [81] Он начал изо всех сил, но скорость Шумахера на новых шинах и полном баке топлива позволила ему свести на нет свое преимущество в весе. [57] [73] [79] Пит-стоп Паниса на 25-м круге был трудным, поскольку он заглох из-за неисправности электроники перед тем, как покинуть пит-лейн после небольшой задержки. [32] : 240 [69]
Баррикелло сделал свою первую остановку со второго места на том же круге и вернулся третьим, уступив своему товарищу по команде Михаэлю Шумахеру. [32] : 424 [72] Хаккинен сделал свой первый пит-стоп на 27-м круге. [69] Его пит-стоп был медленнее, чем у Михаэля Шумахера, и последний вернул лидерство на пит-лейн прямо после того, как Хаккинен покинул пит-лейн вторым. [70] [80] Култхард продвинулся вперед благодаря тактике McLaren. [41] Он выехал на пит-лейн с восьмого места на 28-м круге и вернулся на 11-е место. После первого круга пит-стопов Михаэль Шумахер продолжил лидировать после Хаккинена, Баррикелло, Монтойи, Вильнёва и Трулли. [73] Следующие 12 кругов гонка напоминала процессию, поскольку отрыв Михаэля Шумахера и Хаккинена менялся, пока они проезжали более медленные машины. [69] [70] Монтойя допустил ошибку водителя на десятом повороте на 37-м круге, но вместо того, чтобы сойти с дистанции, решил немного сбросить скорость. [38]
Второй раунд пит-стопов начался на 39-м круге. [80] Трулли сделал пит-стоп на 40-м круге, опустившись с шестого на десятое. На следующем круге Монтойя и Вильнев одновременно сделали вторые пит-стопы, и Монтойя вышел вперед, а Вильнев отставал от Култхарда. [72] [73] На 43-м круге Михаэль Шумахер выехал на пит-лейн для своего второго запланированного пит-стопа, опередив Хаккинена на 4,2 секунды. [73] [82] Его остановка заняла 9,3 секунды, и он вернулся на третье место без какой-либо другой машины с достаточным количеством топлива, чтобы закончить гонку. [32] : 110 [57] [80] Михаэль Шумахер не смог повторить свое прежнее выступление из-за вибрации от смещения задних шин его Ferrari по ободам , что привело к ухудшению баланса. [57] [73] Это не позволяло ему резко давить, и Ferrari заподозрила расслоение шин, поэтому они посоветовали ему сбавить скорость, чтобы избежать необходимости делать третий пит-стоп. [41] Второй пит-стоп Баррикелло произошел на 45-м круге, и он сохранил третье место. [72] [73] Двумя кругами позже на пит-борде Хаккинена появилось сообщение о разрыве между ним и Михаэлем Шумахером, а также инструкция двигаться вперед, чтобы серией быстрых кругов открыть достаточно большой отрыв и обогнать последнего после его второго пит-стопа. . [32] : 136 [38]

На 49-м круге из-за неисправности правой задней подвески Баррикелло потерял контроль над своей машиной и врезался в гравийную ловушку на седьмом повороте. [38] [70] [78] Он выехал на пит-лейн за новым комплектом шин и опустился на седьмое место, прежде чем вернуться на пит-лейн и сойти с дистанции из-за поврежденной подвески на следующем круге. [32] : 110 [73] Это подняло Монтойю на третье место, а Вильнева на четвертое. [73] Это 50-й круг, [70] Ирвин съехал на обочину трассы на пит-лейн сразу после потери давления масла в двигателе. [32] : 292 [41] [80] Хаккинен лидировал на 26 секунд, когда на следующем круге сделал свой второй пит-стоп. [70] Он выехал с пит-лейна лидером, опередив на 3,5 секунды Михаэля Шумахера, который за семь кругов потерял 4,8 секунды из-за вибрации автомобиля и более медленных машин. [41] [57] [73] Баттон обогнал Маркеса и занял 15-е место и стал последним на 52-м круге. [32] : 266, 424 Девять кругов спустя Култхард обогнал машину Баттона, которую он и Хайдфельд обгоняли для дополнительной скорости, и выдержал внешнюю защиту Хайдфельда и переместился на шестое место на главной прямой, входящей в первый поворот. [32] : 188, 424 [69] [70]
На последних кругах Хаккинен увеличил свое преимущество над Михаэлем Шумахером до 42 секунд, поскольку Шумахер сбавил скорость, чтобы попытаться финишировать вторым. [57] [73] [75] и оказалось, что последний выиграет гонку четвертый год подряд. [21] Однако, как только Хаккинен начал последний круг, у него неожиданно вышло из строя сцепление на старте/финише из-за утечки гидравлики. Ему пришлось медленно ехать по трассе, прежде чем съехать с места на выходе из седьмого поворота, из-за валов дыма и металлических обломков из задней части его McLaren. [32] : 136, 424 [80] [81] Таким образом, Михаэль Шумахер вырвался в лидеры, которые он сохранил и одержал свою третью победу в сезоне и 47-е место в общем зачете. [68] [74] Монтойя впервые финишировал в гонке Формулы-1 и занял второе место в карьере. [79] [80] По стратегии, [81] Вильнев финишировал третьим, обеспечив BAR первый подиум с момента дебюта команды в 1999 году и первый подиум после Гран-при Венгрии 1998 года . [68] [74] Несмотря на проблемы с тормозами и коробкой передач, Трулли финишировал четвертым, опередив Култхарда менее чем на полсекунды. Хайдфельд занял шестое место среди бомбардиров. [41] [74] [76] Застой Паниса на первом пит-стопе оставил его седьмым. Из-за недостаточной поворачиваемости Райкконен был восьмым. [32] : 188, 240 [83] Несмотря на то, что Хаккинен не финишировал, он занял девятое место. [68] [73] Алези и Бурти, дуэт Проста, сделавший две остановки (с недостаточным усилителем рулевого управления), финишировали 10-м и 11-м. Ферстаппен финишировал 12-м, несмотря на то, что ему пришлось прилагать больше усилий, чтобы добиться максимальной производительности машины из-за проблем с передней частью после первого пит-стопа. [32] : 318, 344 [78] Пара Minardi, Алонсо, занявший 13-е место, и Маркес, занявший 16-е место, участвовали в гонках на трудноуправляемой машине из-за условий трассы, в то время как Маркес испытывал сильную недостаточную поворачиваемость, которая ухудшалась на протяжении всей гонки. Их разделили товарищи по команде Benetton Баттон и Физикелла, занявшие 14-е и 15-е места. [32] : 370 [73] [83]
После гонки
[ редактировать ]Трое лучших гонщиков вышли на подиум , чтобы забрать свои трофеи, и пообщались со средствами массовой информации на последующей пресс-конференции . [34] : 220–221 Михаэль Шумахер сказал техническому директору Ferrari Россу Брауну : «Нам чертовски повезло, но вам нужно финишировать, и мы это сделали, так что хорошая работа». [21] Хотя Шумахер был доволен своим выступлением на гонках, он выразил сочувствие по поводу ухода Хаккинена, сказав: «Я просто извинился и хотел извиниться. но в какой-то степени таковы гонки. Ему жаль, что это произошло так быстро до финиша, если иногда такое случается, то за 20 кругов в гонке пройти легче, но такой путь, должно быть, его очень шокирует». [84] Монтойя почувствовал, что получить свой первый результат на подиуме «действительно интересно», и он не ожидал, что финиширует на подиуме: «Старт был действительно хорошим и поднял меня на много позиций, а затем я просто продолжал тренироваться весь день». [84] Вильнев считал свое третье место «толчком, в котором все нуждались», учитывая количество усилий, которые BAR проделал за предыдущие три года. Он добавил, что команда не могла ехать быстрее, поскольку его машиной было трудно управлять. [84]
После гонки Култхард остановился у машины Хаккинена и подвез его обратно в закрытый парк на пит-лейн на своем сайдподе . [41] [70] [21] Это был первый случай, когда гонщик потерял победу в гонке после схода на последнем круге после Найджела Мэнселла на Гран-при Канады 1991 года . [85] Хаккинен признался, что был «очень разочарован» своим сходом с дистанции на последнем круге: «Черт побери, вы знаете – Господи. Для меня это мог бы быть фантастический финиш – все шло так легко. Мне даже не пришлось давить. просто более или менее путешествовал, но на этот раз у меня ничего не вышло». [86] Он добавил: «Я думал об этом. Я подумал: «Ух ты, я выиграю в четвертый раз в Барселоне. Если это произойдет, это невероятно. Затем на последнем круге я сказал: «Хорошо, теперь я понимаю, это возможно». Как бы хорошо это не было правдой. Иногда дела идут не так, как ты хочешь». [85]

Руководитель команды McLaren Рон Деннис рассказал британскому телеканалу ITV, что остановка Култхарда перед формировочным кругом произошла из-за «небольшого угасания мозга». [87] Когда Култхарду сообщили об этом комментарии, он ответил: «Думаю, будет справедливо сказать, что Рону пришлось немного поумнеть, чтобы сделать этот комментарий, не поговорив предварительно со мной или инженерами». [88] Сообщается, что Култхард раскритиковал Денниса по поводу его замечания в гараже. [89] После дальнейшего обсуждения Деннис позже отозвал свой комментарий о Култхарде после того, как окончательная проверка телеметрии McLaren показала, что сбой в программном обеспечении вызвал остановку Култхарда. [82] Бывший водитель Джон Уотсон сказал, что комментарии Денниса «были одновременно непрофессиональными и глупыми» и что ему следовало обнаружить проблему и как следует обдумать свой комментарий. [90] Позже Култхард заявил, что не было необходимости устранять проблему, поскольку она была решена вскоре после гонки, а программное обеспечение его системы управления запуском было изменено, чтобы предотвратить повторную остановку двигателя. [91]
Браун сказал, что стратегия Ferrari и его расчеты, возможно, позволили бы Михаэлю Шумахеру выиграть гонку, если бы гонщику не мешала вибрация шин после второго пит-стопа, и сказал: "Это было бы очень близко". [92] Трулли посвятил свое четвертое место итальянцу Микеле Альборето , который погиб в аварии спортивного автомобиля на трассе EuroSpeedway Lausitz в Германии в неделю Гран-при. [93] [94] Баррикелло заявил, что он уверен, что финишировал бы на подиуме, если бы не сошел с дистанции из-за проблемы с задней подвеской. [95] Де Ла Роса и Френтцен по-разному смотрели на свое столкновение. [96] Де Ла Роса заявил, что он пытался предоставить пространство, но у него было мало места для маневра. Френтцен, однако, обвинил Де Ла Росу в том, что он не посмотрел в его сторону, утверждая, что он обогнал его, когда произошла авария. [96]
Михаэль Шумахер вернул лидерство в чемпионате мира среди пилотов с 36 очками после гонки. Култхард был вторым с 28 очками, опередив на 14 очков Баррикелло, занявшего третье место, и на 16 очков опередив Ральфа Шумахера, занявшего четвертое место. Хайдфельд остался пятым с восемью очками. [4] Ferrari увеличила лидерство в Кубке конструкторов мира, набрав 50 очков. McLaren осталась второй с 32 очками, а Williams осталась третьей с 18 очками. Джордан (13 очков) и Sauber (9 очков) остались четвертыми и пятыми соответственно, при этом до конца сезона осталось 12 гонок. [4]
Классификация рас
[ редактировать ]гонщики, набравшие чемпионские очки выделены Жирным шрифтом .
Поз. | Нет | Водитель | Конструктор | Круги | Время/Пенсионер | Сетка | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | ![]() | Феррари | 65 | 1:31:03.305 | 1 | 10 |
2 | 6 | ![]() | Уильямс - БМВ | 65 | +40.738 | 12 | 6 |
3 | 10 | ![]() | БАР - Хонда | 65 | +49.626 | 7 | 4 |
4 | 12 | ![]() | Джордан - Хонда | 65 | +51.253 | 6 | 3 |
5 | 4 | ![]() | Макларен - Мерседес | 65 | +51.616 | 3 | 2 |
6 | 16 | ![]() | Заубер - Петронас | 65 | +1:01.893 | 10 | 1 |
7 | 9 | ![]() | БАР - Хонда | 65 | +1:04.977 | 11 | |
8 | 17 | ![]() | Заубер - Петронас | 65 | +1:19.808 | 9 | |
9 | 3 | ![]() | Макларен - Мерседес | 64 | Сцепление/Двигатель | 2 | |
10 | 22 | ![]() | Глупый - Асер | 64 | +1 круг | 15 | |
11 | 23 | ![]() | Глупый - Асер | 64 | +1 круг | 14 | |
12 | 14 | ![]() | Стрелы - Азиатэк | 63 | +2 круга | 17 | |
13 | 21 | ![]() | Минарди - Европейский | 63 | +2 круга | 18 | |
14 | 7 | ![]() | Бенеттон - Рено | 63 | +2 круга | 19 | |
15 | 8 | ![]() | Бенеттон - Рено | 62 | +3 круга | 21 | |
16 | 20 | ![]() | Минарди - Европейский | 62 | +3 круга | 22 | |
Верно | 2 | ![]() | Феррари | 49 | Приостановка | 4 | |
Верно | 18 | ![]() | Ягуар - Косворт | 48 | Двигатель | 13 | |
Верно | 5 | ![]() | Уильямс - БМВ | 20 | Тормоза/выключились | 5 | |
Верно | 15 | ![]() | Стрелы - Азиатэк | 8 | Давление топлива | 16 | |
Верно | 19 | ![]() | Ягуар - Косворт | 5 | Столкновение | 20 | |
Верно | 11 | ![]() | Джордан - Хонда | 5 | Столкновение | 8 | |
Положение чемпионата после гонки
[ редактировать ]
|
|
- Примечание . В обе группы турнирной таблицы включены только пять лучших позиций.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Гран-при Испании 2001» . ШиканаF1. Архивировано из оригинала 9 декабря 2007 года . Проверено 29 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «Результаты Гран-при Испании 2001» . ЭСПН . Архивировано из оригинала 20 июля 2014 года . Проверено 29 июля 2024 г.
«Гран-при Испании 2001» . Мотоспорт . Архивировано из оригинала 28 февраля 2024 года . Проверено 29 июля 2024 г. - ^ Титлер, Юэн (24 апреля 2001 г.). «Предварительный просмотр Гран-при Испании» . АтласF1 . 7 (17). Архивировано из оригинала 10 сентября 2015 года . Проверено 29 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джонс, Брюс (2002). «Финальные столы 2001 года». Официальное руководство Гран-при Формулы-1 2002 года . Лондон, Англия: Carlton Books . стр. 106–107. ISBN 1-84222-557-Х – через Интернет-архив.
- ^ Кнутсон, Дэн (15 апреля 2001 г.). «Команды борются за возвращение системы контроля тяги в Испании» . USGP Инди. Архивировано из оригинала 7 мая 2001 года . Проверено 29 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Контроль тяги преодолевает последнее препятствие» . АтласF1 . Рейтер . 23 февраля 2001 г. Архивировано из оригинала 6 апреля 2005 г. Проверено 29 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Сперджен, Брэд (28 апреля 2001 г.). «Компьютерные средства, однажды запрещенные, возвращаются на Гран-при Испании: гонщикам грозит новый свод правил» . Интернэшнл Геральд Трибьюн . Проверено 29 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Виндзор, Питер (29 апреля 2001 г.). «Урод контроля; Автогонки» . Санди Таймс . п. 8. Архивировано из оригинала 3 августа 2024 года . Проверено 31 июля 2024 г. - через Gale Academic OneFile.
- ^ Jump up to: а б с «Сегодня начинаются испытания системы контроля тяги» . F1Racing.net . 17 апреля 2001 года. Архивировано из оригинала 28 сентября 2004 года . Проверено 30 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «Обновление Формулы-1 – 20 апреля 2001 г.» . Международная автомобильная федерация . 20 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 21 августа 2001 г. Проверено 30 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Тестовый день в Сильверстоуне, первый день: Френтцен в форме» . Автоспорт . 17 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 26 июля 2024 г. Проверено 30 июля 2024 г.
- ^ «Сильверстоун, день 2 – Утро: McLaren лидирует в начале гонки» . Автоспорт . 18 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 30 июля 2024 г. Проверено 30 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Дуэт McLaren самый быстрый в Сильверстоуне – день второй» . АтласF1 . 18 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 10 мая 2006 г. Проверено 30 июля 2024 г.
- ^ «Тест Сильверстоуна, день третий: Хаккинен на высоте» . Автоспорт . 19 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 30 июля 2024 г. Проверено 30 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Тест Феррари топ Муджелло» . F1Racing.net . 18 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 28 сентября 2004 г. Проверено 30 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Гарднер, Джон (20 апреля 2001 г.). «Тест Муджелло, день 3 – Шумахер быстро финиширует» . Спидвидение . Архивировано из оригинала 21 июля 2001 года . Проверено 30 июля 2024 г.
- ^ «Шумахер задает темп в Муджелло – день второй» . АтласF1 . 19 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 10 мая 2006 г. Проверено 30 июля 2024 г.
- ^ Гарндер, Джон (17 апреля 2001 г.). «Предварительный тест для Ferrari» . Спидвидение . Архивировано из оригинала 28 апреля 2001 года . Проверено 30 июля 2024 г.
- ^ «Финальный шейкдаун для Феррари» . F1Racing.net . 24 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 8 ноября 2004 г. Проверено 30 июля 2024 г.
- ^ «Ferrari Shakedown во Фьорано» . АтласF1 . 24 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 10 мая 2006 г. Проверено 30 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Вы помните… драматический сход Хаккинена на последнем круге в Испании ? » Formula1.com . Май 2015. Архивировано из оригинала 3 августа 2024 года . Проверено 3 августа 2024 г.
- ^ «Хаккинен забивает четыре гола подряд в Испании» . Автоспорт . 27 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 30 июля 2024 г. Проверено 30 июля 2024 г.
- ^ Баттерсби, Кейт (25 апреля 2001 г.). «Дэвид крут, но его коллеги-британцы терпят неудачу в Формуле-1» . Вечерний стандарт . п. 72. Архивировано из оригинала 3 августа 2024 года . Проверено 30 июля 2024 г. - через Gale In Context: Biography.
- ^ «Автогонки: Култхард уверен в борьбе за признание» . Независимый . 27 апреля 2001 г. с. 26. Архивировано из оригинала 3 августа 2024 года . Проверено 30 июля 2024 г. - через Gale General OneFile.
- ^ Гордон, Ян (26 апреля 2001 г.). «Автогонки: Шу предупреждает соперников» . Новостное письмо . п. 66. Архивировано из оригинала 3 августа 2024 года . Проверено 30 июля 2024 г. - через Gale OneFile: News.
- ^ «Превью: Гран-при Испании 2001» . Крушение . 24 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 27 октября 2021 г. Проверено 2 августа 2024 г.
- ^ «Информация о Гран-при Испании чемпионата мира Формулы-1 2001 года» . Статистика автоспорта. Архивировано из оригинала 20 января 2024 года . Проверено 29 июля 2024 г.
- ^ Маук, Эрик; Генри, Алан (19 апреля 2001 г.). «Де Ла Роса берет на себя управление Jaguar, а Бурти переходит в Прост» . Спидвидение . Архивировано из оригинала 21 июля 2001 года . Проверено 30 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Бурти погонится за Простом» . Новые времена проливов . 20 апреля 2001 г. с. 33. Архивировано из оригинала 13 октября 2023 года . Проверено 30 июля 2024 г. - из Новостей Google.
- ^ «Баттон настаивает, что травма не выведет его из игры» . Автоспорт . 29 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 1 августа 2024 г. Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ Антонини, Альберто (1–7 мая 2001 г.). «L’amore con control» («Любовь с контролем»). Автоспринт (на итальянском языке) (18): 48–49.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь Мэнселл, Найджел , изд. (2001). Ежегодник Формулы-1 2001 года . компании European Press Ltd. ISBN 0-9541368-0-2 – через Интернет-архив .
- ^ Пиола, Джорджио (1–7 мая 2001 г.). «В диффузоре настоящий секрет Williams». Автоспринт (на итальянском языке) (18): 56–57.
- ^ Jump up to: а б с Доменжоз, Люк, изд. (2001). «Спортивный регламент». Ежегодник Формулы-1, 2001–2002 гг . Бат, Сомерсет: Паррагон. ISBN 0-75256-639-3 – через Интернет-архив .
- ^ Jump up to: а б Гарднер, Джон (27 апреля 2001 г.). «Гран-при Испании: Култхард возглавил пятничную тренировку; сюрприз Jaguar» . Спидвидение . Архивировано из оригинала 1 мая 2001 года . Проверено 31 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Култхард — самый быстрый на пятничной тренировке в Испании» . Formula1.com . 27 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 1 мая 2001 г. Проверено 31 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «Култхард задает быстрый темп в Испании» . F1Racing.net . 27 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 8 ноября 2004 г. Проверено 31 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Результаты Гран-при: Гран-при Испании, 2001» . GrandPrix.com . Архивировано из оригинала 3 февраля 2011 года . Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «Свободная практика 1: Култхард ведет спереди» . Автоспорт . 27 апреля 2001 года . Проверено 31 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Первая свободная практика в пятницу – Гран-при Испании» . АтласF1 . 27 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 1 сентября 2020 г. Проверено 31 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ситник, Леонид (июнь 2001 г.). «Гран При Испании: архитектура победы» [Гран-при Испании: Архитектура победы]. Журнал «Формула-1» (на русском языке) (6): 34–44. Архивировано из оригинала 1 мая 2003 года . Проверено 31 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Купер, Адам (9 мая 2021 г.). «Архив: Почему первый подиум BAR не стал поворотным моментом для Вильнева» . Автоспорт . Архивировано из оригинала 27 сентября 2022 года . Проверено 3 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «Свободная практика» . Международная автомобильная федерация . 27 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 8 мая 2001 г. Проверено 31 июля 2024 г.
- ^ «Култхард на вершине, как сияет Jaguar» . F1Racing.net . 27 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 28 сентября 2004 г. Проверено 31 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «Свободная тренировка 2: округ Колумбия на вершине; Ирвин идет вторым» . Автоспорт . 27 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 31 июля 2024 г. Проверено 31 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Вторая свободная практика в пятницу – Гран-при Испании» . АтласF1 . Рейтер . 27 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 1 сентября 2020 г. Проверено 31 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Шумахер лидирует в субботу» . F1Racing.net . 28 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 28 сентября 2004 г. Проверено 31 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Первая свободная практика в субботу – Гран-при Испании» . АтласF1 . 28 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 1 сентября 2020 г. Проверено 31 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Свободная тренировка 3: Шумахер наносит ответный удар» . Автоспорт . 28 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 31 июля 2024 г. Проверено 31 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Гарднер, Джон (28 апреля 2001 г.). «Гран-при Испании: Шумахер наносит ответный удар на субботней тренировке» . Спидвидение . Архивировано из оригинала 1 мая 2001 года . Проверено 31 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Вторая свободная практика в субботу – Гран-при Испании» . АтласF1 . 28 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 1 сентября 2020 г. Проверено 31 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Свободная практика 4: Феррари на высоте» . Автоспорт . 28 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 31 июля 2024 г. Проверено 31 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Свободная практика + квалификация» . Международная автомобильная федерация . 28 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 30 июня 2001 г. Проверено 31 июля 2024 г.
- ^ «Ferrari лидирует перед квалификацией» . F1Racing.net . 28 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 28 сентября 2004 г. Проверено 31 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Гарднер, Джон (28 апреля 2001 г.). «Гран-при Испании: Шумахер берет поул в Барселоне» . Спидвидение . Архивировано из оригинала 1 мая 2001 года . Проверено 31 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Тремейн, Дэвид (29 апреля 2001 г.). «Гран-при Испании: Шумахер находит поул в новую электронную эпоху» . «Индепендент» в воскресенье . Архивировано из оригинала 3 августа 2024 года . Проверено 31 июля 2024 г. - через Gale General OneFile.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Анализ гонок Гран-при Испании» . Автоспорт . 1 мая 2001 г. Архивировано из оригинала 28 июня 2024 г. Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ «Шумахер лидирует в квалификации» . Юнайтед Пресс Интернэшнл . 28 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 3 августа 2024 г. Проверено 31 июля 2024 г. - через Gale General OneFile.
- ^ Jump up to: а б с Гордон, Ян (29 апреля 2001 г.). «Формула-1: гонка за поулом All Schu Easy» . Воскресный Меркурий . п. 32 . Проверено 31 июля 2024 г. - через Gale OneFile: News.
- ^ Jump up to: а б с д и «Квалификация: Шумахер занимает доминирующий поул» . Автоспорт . 28 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 31 июля 2024 г. Проверено 31 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «Шумахер забивает поул в Испании» . F1Racing.net . 28 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 28 сентября 2004 г. Проверено 31 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Избранные цитаты на сегодня – Гран-при Испании» . АтласF1 . 28 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 23 марта 2016 г. Проверено 31 июля 2024 г.
- ^ «Гран-при Испании 2001 года – квалификационная классификация» . ШиканаF1. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 9 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Гарднер, Джон (29 апреля 2001 г.). «Гран-при Испании: разминка Баррикелло Топс» . Спидвидение . Архивировано из оригинала 25 августа 2001 года . Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Разминка: повышение для Баррикелло; Шуи четвертый» . Автоспорт . 29 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 1 августа 2024 г. Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Баррикелло ведет разминку» . F1Racing.net . 29 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 28 сентября 2004 г. Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ «Воскресная разминка – Гран-при Испании» . АтласF1 . 29 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Коллингс, Тимоти (30 апреля 2001 г.). «Счастливая победа Шумахера» . «Дейли телеграф» . стр. С1, С13 . Архивировано из оригинала 3 августа 2024 года . Проверено 2 августа 2024 г. - через Newspapers.com .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н «Круг за кругом из Барселоны» . ИТВ-Ф1 . 29 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 1 мая 2001 г. Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Шумахер хромает до победы в Испании» . F1Racing.net . 29 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 28 сентября 2004 г. Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ «Гран-при Испании» . Гейл Форс F1. 29 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 1 июля 2001 г. Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «2001: 5-й тур: Испания: Барселона» . Formula1.com . 29 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 1 мая 2001 г. Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Элизальде, Пабло (2 мая 2001 г.). «Обзор GP Испании» . АтласF1 . 7 (18). Архивировано из оригинала 1 августа 2024 года . Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гарднер, Джон (29 апреля 2001 г.). «Гран-при Испании: Шумахер побеждает на последнем круге Хаккинена DNF» . Спидвидение . Архивировано из оригинала 1 мая 2001 года . Проверено 2 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Сперджен, Брэд (30 апреля 2001 г.). «Шумахер унаследовал победу на последнем круге: катастрофы McLaren принесли победу Ferrari» . Интернэшнл Геральд Трибьюн . Проверено 2 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «Гран-при Испании 2001 – Шумахер унаследовал Барселону» . Крушение . 29 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 11 сентября 2003 г. Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Генри, Алан (30 апреля 2001 г.). «Гран-при Испании: Култхард спас лицо после потери носа» . Хранитель . п. 3. Архивировано из оригинала 3 августа 2024 года . Проверено 2 августа 2024 г. - через Gale In Context: Biography.
- ^ Jump up to: а б с «Избранные цитаты на сегодня – Гран-при Испании» . АтласF1 . 29 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 10 мая 2006 г. Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «2001: Барселона: Шумахер побеждает в Испании!» . F1-Live.com . 29 апреля 2001 г. с. 2 . Архивировано из оригинала 9 июня 2001 года . Проверено 2 августа 2024 г. «2001: Барселона (Комментарий гонки)» . F1-Live.com . 29 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 16 июня 2001 г. Проверено 2 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Наручные часы: Гран-при Испании» . Би-би-си Спорт . 29 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 2 мая 2001 г. Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Аллен, Джеймс (30 апреля 2001 г.). «Взгляд на гонку Джеймса Аллена: упущенная возможность для округа Колумбия» . ИТВ-Ф1 . Архивировано из оригинала 2 мая 2001 года . Проверено 2 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Тремейн, Дэвид (30 апреля 2001 г.). «Автогонки: победный круг Хаккинена заканчивается клубом дыма; Шумахер принимает удачу, в то время как команду McLaren терпит вторая неудача после неудачи Култхарда на стартовой решетке» . Независимый . п. 1 . Проверено 2 августа 2024 г. - через Gale General OneFile.
- ^ Jump up to: а б Исон, Кевин (30 апреля 2001 г.). «Кевин Исон составляет график выступлений каждой команды в Барселоне; Автогонки» . Таймс . п. 3. Архивировано из оригинала 3 августа 2024 года . Проверено 2 августа 2024 г. - через Gale Academic OneFile.
- ^ Jump up to: а б с «Пресс-конференция после гонки – Гран-при Испании» . АтласF1 . 29 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 6 марта 2019 г. . Проверено 2 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Болдуин, Алан (29 апреля 2001 г.). «Жестокий удар для Хаккинена» . АтласF1 . Рейтер . Архивировано из оригинала 10 мая 2006 года . Проверено 2 августа 2024 г.
- ^ Гордон, Ян (30 апреля 2001 г.). « Насмешка о «угасании мозга» пугает Култхарда» . Шотландец . п. 10. Архивировано из оригинала 3 августа 2024 года . Проверено 2 августа 2024 г. - через Gale OneFile: News.
- ^ «Култхард не виноват в срыве» . ЭСПН . Рейтер . 29 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 2 августа 2024 г. Проверено 2 августа 2024 г.
- ^ Роулинсон, Энтони (2004). Дэвид Култхард: Его десятилетие в Формуле 1 . Йовил , Англия: Haynes Publishing . п. 134. ИСБН 1-84425-035-0 – через Интернет-архив .
- ^ Исон, Кевин (30 апреля 2001 г.). «Звездная роль, украденная у Хаккинена; автогонки» . Таймс . п. 1. Архивировано из оригинала 3 августа 2024 года . Проверено 2 августа 2024 г. - через Gale Academic OneFile.
- ^ « Глупый Деннис взорвался» . ИТВ-Ф1 . 1 мая 2001 г. Архивировано из оригинала 2 мая 2001 г. Проверено 2 августа 2024 г.
- ^ «Култхард отрицает разлад с Деннисом» . Автоспорт . 10 мая 2001 г. Архивировано из оригинала 2 августа 2024 г. Проверено 2 августа 2024 г.
- ^ «Мы все равно могли бы победить, - утверждает Браун» . АтласF1 . 1 мая 2001 года. Архивировано из оригинала 8 июня 2016 года . Проверено 2 августа 2024 г.
- ^ «Трулли посвящает четвертое место Альборето» . АтласF1 . 29 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 10 мая 2006 г. Проверено 2 августа 2024 г.
- ^ «Альборето убило лопнувшее колесо?» . ИТВ-Ф1 . 30 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 2 мая 2001 г. Проверено 2 августа 2024 г.
- ^ «Баррикелло говорит, что перерыв в дисквалификации стоит подиума» . Автоспорт . 29 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 2 августа 2024 г. Проверено 2 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Столкновение Де ла Росы и Френтцена – комментарии» . Formula1.com . 29 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 28 сентября 2004 г. Проверено 2 августа 2024 г.
- ^ «Гран-при Испании 2001» . Formula1.com . Formula1.com Limited. Архивировано из оригинала 28 октября 2014 года . Проверено 26 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Испания 2001 – Чемпионат» . СтатистикаF1 . Архивировано из оригинала 3 августа 2024 года . Проверено 3 августа 2024 г.