Гран-при Венгрии 2001 года.
Гран-при Венгрии 2001 года. | |||||
---|---|---|---|---|---|
Гонка 13 из 17 чемпионата мира Формулы-1 2001 года.
| |||||
![]() | |||||
Подробности гонки [1] [2] | |||||
Дата | 19 августа 2001 г. | ||||
Официальное название | XVII Мальборо Гран-при Венгрии | ||||
Расположение | Хунгароринг , Модьерод , Пешт , Венгрия | ||||
Курс | Постоянный гоночный комплекс | ||||
Продолжительность курса | 3,975 км (2,470 миль) | ||||
Расстояние | 77 кругов, 306,069 км (190,182 мили) | ||||
Погода | Жарко, сухо и переменная облачность | ||||
Поул-позиция | |||||
Водитель | Феррари | ||||
Время | 1:14.082 | ||||
Самый быстрый круг | |||||
Водитель | ![]() | Макларен - Мерседес | |||
Время | 1:16.723 — 51 круг. | ||||
Подиум | |||||
Первый | Феррари | ||||
Второй | Феррари | ||||
Третий | Макларен - Мерседес | ||||
Лидеры круга |
( Гран-при Венгрии 2001 года официально XVII Marlboro Magyar Nagydij ) — Формулы-1, автогонка проходившая на трассе Хунгароринг в Модьёроде , Пешт , Венгрия, 19 августа 2001 года. Это была 13-я гонка чемпионата мира Формулы-1 2001 года и 16-й Гран-при Венгрии. Приз входит в серию. Ferrari Пилот Михаэль Шумахер выиграл гонку на 77 кругов с поул-позиции . Его товарищ по команде Рубенс Баррикелло финишировал вторым, а Дэвид Култхард стал третьим за McLaren .
Выйдя на Гран-при, только Михаэль Шумахер и Култхард остались в борьбе за звание чемпиона мира среди пилотов, причем Шумахер опередил Култхарда на 37 очков . Ferrari также претендовала на титул чемпиона мира среди конструкторов в Венгрии. Михаэль Шумахер квалифицировался с поул-позицией, установив лучший круг в квалификации, и стартовал вместе с Култхардом. Баррикелло быстро стартовал, обойдя Култхарда, и тактически задержал гонщика McLaren с 12-го круга, чтобы обеспечить своему товарищу по команде Михаэлю Шумахеру значительное преимущество над остальными участниками. Шумахер потерял лидерство только на этапах пит-стопа , сохраняя лидерство на протяжении большей части гонки и одержав свою седьмую победу в 2001 году и 51-ю победу в своей карьере. Его победа подтвердила, что он стал чемпионом среди пилотов 2001 года , поскольку Култхард не смог превысить общее количество очков за четыре гонки, оставшихся в сезоне, и сравнялся с Аленом Простом по рекордному количеству побед в карьере.
Шумахер получил похвалу от многих представителей сообщества Формулы-1 за свою победу в титуле, и это стало заголовком новостей в Германии и Италии. Второе место Баррикелло помогло Ferrari выиграть Кубок конструкторов мира третий сезон подряд и 11-й раз в целом. McLaren на 13 очков опередила Williams , занявшую третье место, а Sauber на одно очко опередила British American Racing (BAR), занявшую четвертое место.
Фон
[ редактировать ]Гран-при Венгрии 2001 года стал 13-й из 17 автогонок чемпионата мира Формулы-1 2001 года и 16-й гонкой . в рамках этой серии Это произошло на 16-повороте Хунгароринга протяженностью 3,975 км (2,470 миль) в Модьёроде , Пешт , Венгрия, 19 августа. [1] [4] Хунгароринг сравнивают с трассой Монако, потому что она узкая, что затрудняет обгоны. Трасса была ухабистой и пыльной и не давала большого преимущества автомобилям с мощными двигателями. [5]
Перед гонкой Ferrari пилот Михаэль Шумахер лидировал в чемпионате мира с 84 очками , опередив Дэвида Култхарда из McLaren с 47 очками и Williams из Ральфа Шумахера из Ferrari с 41 очком. Рубенс Баррикелло из McLaren был четвертым с 40 очками, а Мика Хаккинен был пятым с 40 очками. 19 баллов. [6] В Кубке конструкторов мира Ferrari лидировала с 124 очками, опередив McLaren на 58 очков. Уильямс был третьим с 56 очками; Sauber с 19 очками и British American Racing (BAR) с 16 очками. За четвертое место боролись [6] В последних четырех гонках можно было набрать максимум 40 очков, а это означало, что Култхард и Ральф Шумахер все еще могли выиграть титул. Михаэлю Шумахеру нужно было выиграть Гран-при, независимо от того, где финишировали Култхард и Ральф Шумахер. Если бы обе машины Ferrari финишировали первым и вторым, команда выиграла бы чемпионат мира среди конструкторов третий год подряд. [7]
Выиграв гонку, Михаэль Шумахер одержит свою 51-ю победу в карьере, сравняв его с четырехкратным чемпионом мира Аленом Простом и присоединившись к Просту и Хуану Мануэлю Фанхио в качестве третьего гонщика, выигравшего четыре или более титулов. [8] Он сказал, что не думал о чемпионате в Венгрии и с нетерпением ждал гонки: «Я воодушевлен возможностью стать чемпионом в четвертый раз, но если я не смотрю на это, то это потому, что я еще не там. Могу ли я быть взволнован, если меня еще нет? Только наличие возможности не в счет, я буду волноваться, когда она окажется у меня в кармане». [9] Напротив, Култхард был в пределах четырех очков от Михаэля Шумахера, выходящего на Гран-при Монако ; он финишировал пятым после того, как не смог покинуть стартовую решетку из-за сбоя компьютера. После этого механическое износ и одна авария принесли Култхарду шесть очков в следующих пяти гонках и отставание от Шумахера на 37 очков. [10]
Всего 11 команд (каждая из которых представляет разных конструкторов ) выставили на Гран-при по два гонщика. [1] [11] В гонке произошло две смены пилотов. Находясь в одной из машин «Проста» с первой гонки года в Австралии , Жан Алези завершил переговоры о расторжении контракта с французским конструктором и присоединился к команде Jordan на оставшуюся часть сезона. Алези Прост AP04 управлялся Хайнц-Харальдом Френтценом , которого Джордан уволил перед предыдущим Гран-при Германии , до завершения сезона. [12] Обоим гонщикам разрешили ознакомиться со своими новыми машинами за неделю до гонки. Френтцен и Алези завершили отдельные тесты на шейкдаун на дистанции 50 км (31 миль) (максимальный пробег, разрешенный спортивными правилами в течение трехнедельного летнего моратория на сезонные тесты) на трассах Невер Маньи-Кур и трассе Сильверстоун . соответственно. [13]
Несколько команд внесли модификации в свои машины , чтобы максимизировать сцепление с дорогой на низких скоростях, а также настроить их для высокоскоростных шикан Хунгароринга . [5] Minardi представила переработанное шасси как для своих гоночных, так и для тестовых моделей PS01 , которое включало новую титановую коробку передач и геометрию задней подвески , протестированную Андреа Пиччини на трассе Фиорано . [14] McLaren установил вторичное антикрыло в хвостовой части кожуха двигателя MP4/16 над коробкой передач, а Williams сделала то же самое, установив охлаждающий кузов на двигатель впервые после Гран-при Малайзии . Команды Benetton и Sauber установили на свои автомобили новые передние крылья и поддоны, а бывший конструктор также представил обновленные борта и задний диффузор . И Ferrari, и Jaguar представили обновленную конфигурацию с высокой прижимной силой , которая стала развитием пакета, который они использовали на Гран-при Монако. [15] BAR установил новый диффузор с двумя вертикальными полосами в каждом боковом канале, а также новый пол и переднее крыло. Модель 003 также имела дополнительные винглеты на крышке двигателя, которые использовались на Гран-при Монако. Jordan внес значительные обновления, в том числе новую крышку двигателя с более глубокой верхней частью и более мелкой нижней частью, а также измененную форму задней подвески. Новый кузов был дополнен новым поддоном и диффузором. горизонтальное сужающееся крылышко, подобное тому, что было у Williams FW23 Джордан добавил перед воздухозаборниками боковых подвесок . Джордан также изменил расположение педалей в машине Алези, так как ему не нравилась техника торможения левой ногой, которую использовали Френтцен и Зонта. Arrows привезли новое переднее антикрыло для A22 и установили небольшие крылья поверх дождевого фонаря и задней оси, использовавшихся на Гран-при Монако. Прост использовал свое двухэлементное переднее антикрыло из Монако и добавил небольшое антикрыло над задней осью. Френтцен использовал тормоза Brembo вместо компонентов Carbon Industrie, которые предпочитал Алези. [16]
Упражняться
[ редактировать ]В общей сложности воскресной гонке предшествовали четыре тренировки: две одночасовые в пятницу и две 45-минутные в субботу. [3] Две пятничные тренировки прошли в жаркую и ясную погоду. [15] В утренней сессии Михаэль Шумахер показал лучший результат - 1 минуту 16,995 секунды, что на 0,288 секунды быстрее, чем его товарищ по команде Баррикелло, занявший второе место. Автомобили McLaren Хаккинена и Култхарда, Ральфа Шумахера, Ника Хайдфельда из Jordan из Sauber, Ярно Трулли , автомобили BAR Оливье Паниса , Жака Вильнева и Кими Райкконена из Sauber замыкают десятку лучших пилотов сессии. [17] Алези был ограничен четырьмя кругами на время, потому что на 13-м повороте он залетел в гравийную ловушку. [17] Ральф Шумахер избежал сворачивания сессии после поворота в гравийную ловушку первого поворота и выезда из нее задним ходом. [18] Култхард въехал McLaren толкнул днище монокока на зазубренный бордюр . в гравийную ловушку шиканы 12-го поворота и за пять минут до конца [15] что привело к четырехминутной остановке для очистки от мусора из углеродного волокна. [18] [19]
Михаэль Шумахер повторил свою утреннюю форму во время дневной сессии, показав лучший круг дня - 1 минуту 16,651 секунды. Баррикелло, идущий вторым, отставал от своего товарища по команде с точностью до 0,083 секунды, а Хаккинен - третьим. Ральф Шумахер был четвертым по скорости, опередив Эдди Ирвина из Jaguar , Алези, Джанкарло Физикеллу из Benetton, Хайдфельда, Паниса и Култхарда с пятого по десятое. Несколько гонщиков, в том числе Френтцен, Физикелла и Ральф Шумахер, развернулись или сошли с трассы во время сессии, не повредив свои машины. [20] После пятничных сессий Феррари и Култхард подали жалобу Международной автомобильной федерации директору гонок Чарли Уайтингу по поводу высоты бордюра на 12-м повороте. В субботу утром официальные лица гонки согласились снизить его высоту на 2,5 см (0,98 дюйма), чтобы позволяют автомобилям двигаться более плавно на 12-м повороте. [21] [22]
На протяжении двух субботних утренних тренировок по-прежнему было жарко и влажно. [23] Михаэль Шумахер лидировал в третьей тренировке с результатом 1 минута 15,466 секунды. Его товарищ по команде Баррикелло остался вторым. Две машины McLaren Хаккинена и Култхарда заняли третье и четвертое места. Хайдфельд, Ральф Шумахер, Панис, Трулли, Хуан Пабло Монтойя из команды Williams и Райкконен занимали позиции с шестой по десятую. Хотя сессия прошла относительно мирно, Райкконен остановился на трассе в середине тренировки из-за того, что перегревшаяся выхлопная система его машины загорелась, которую потушили маршалы трассы . [24]
Култхард был самым быстрым на последней тренировке и не позволил Ferrari лидировать в каждой сессии с кругом за 1 минуту 15,266 секунды. Михаэль Шумахер не смог идти быстрее после того, как вылетел на траву на выходе из шестого поворота, а затем вылетел с трассы на 12-м повороте. Он остался вторым, опередив своего товарища по команде Баррикелло на третьем месте и более быстрого Хайдфельда на четвертом. Хаккинен, Трулли, Ральф Шумахер, Монтойя, Ирвин и Физикелла были с пятого по десятое. Через семь минут после начала сессии Ральф Шумахер застрял на гравийной ловушке на девятом повороте, а Тарсо Маркес на Minardi развернулся на девятом повороте. [25]
Квалификационный
[ редактировать ]В субботней дневной часовой квалификационной сессии каждый гонщик ограничился двенадцатью кругами, причем порядок старта определялся по их самым быстрым кругам. Во время этой сессии правило 107% , требующее от каждого гонщика оставаться в пределах 107% от самого быстрого времени круга, чтобы пройти квалификацию на гонку. действовало [3] Было жарко и ясно: температура воздуха составляла от 29 до 31 ° C (от 84 до 88 ° F), а температура трассы - от 33 до 41 ° C (от 91 до 106 ° F). [26] Несколько гонщиков ждали 20 минут, прежде чем начать свои первые круги на время. [27] Михаэль Шумахер с первой попытки обогнал Хаккинена как самого быстрого гонщика. [28] решив проехать два круга на время. [29] Он установил свой самый быстрый круг за 20 минут до конца, заняв девятую поул-позицию в сезоне и 41-ю в карьере с новым рекордом квалификации - 1 минута 14,059 секунды. [30] В первом ряду стартовой решетки к нему присоединился Култхард, который был на 0,801 секунды медленнее; [28] из-за избыточной поворачиваемости он оказался далеко на левом 13-м повороте, а Френтцен ранее замедлил его. Баррикелло, идущий третьим, был задержан Монтойей в самом начале, после чего баланс его Ferrari изменился, и из-за повышения температуры трассы возникла недостаточная поворачиваемость. [26] Ральф Шумахер занял первое место на обутом автомобиле Michelin и занял четвертое место. [27] а Трулли, занявший пятое место, прервал один круг из-за ошибки. [26] Хаккинен с трудом нашел идеальную настройку для своего McLaren и занял шестое место. Хайдфельд, седьмой, прервал два круга из-за отдельных незначительных ошибок. У Монтойи, занявшего восьмое место, была недостаточная поворачиваемость, из-за которой он закрутился. Из-за недостаточной поворачиваемости на Sauber Райкконена на последних двух кругах он стал девятым. Вильнев скорректировал настройку своей машины и занял десятое место. [26] [27]
Панис, занявший 11-е место, был самым быстрым гонщиком, не попавшим в первую десятку, потому что он потерял время из-за неисправности электрооборудования и развернулся из-за неработоспособной системы контроля тяги . [31] Алези занял 12-е место в шестом ряду всех французов; он признал, что ему необходимо дополнительное знакомство со своей машиной. [26] «Ягуары» заняли 13-е и 14-е места: Педро де ла Роса опередил своего товарища по команде Ирвина; первый допустил ошибки на своих первых двух кругах на время, а второй сказал, что переборщил, пытаясь попасть в первую десятку. Физикелла, ехавший на более быстрой из двух машин Benetton, занявшей 15-е место, сообщил о потере сцепления с дорогой. [31] Френтцен на машине со слабым топливом не смог соответствовать своей форме на утренних тренировках и занял 16-е место. На практике из-за двух отказов двигателя Дженсону Баттону пришлось управлять запасным Benetton, у которого было плохое сцепление с дорогой и баланс, в результате чего он остался 17-м. [26] Баттон чувствовал, что запасная машина с другими рулевыми рычагами, из-за которых она казалась ему тяжелее, не соответствовала его стилю вождения. [32] Фернандо Алонсо квалифицировал свой Minardi 18-м. Лучано Бурти из команды Прост имел проблемы с балансом, из-за которых его машина тосковала из-за недостаточной и избыточной поворачиваемости, и он был 19-м. [26] Две «Стрелы» Энрике Бернольди и Йоса Ферстаппена заняли 20-е и 21-е места; Ферстаппен управлял запасным автомобилем Эрроуза после того, как повредил его гоночную машину в аварии во время тренировки, а у Бернольди заглох двигатель на последнем круге, рассчитанном на время. [26] [31] Тарсо Маркес из команды Minardi стал финалистом квалификации на 22-м месте, поскольку у него была установка, которую нельзя было изменить для повышения производительности машины из-за замены датчика. [31]
Квалификационная классификация
[ редактировать ]Поз. | Нет. | Водитель | Конструктор | Колени | Зазор |
---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | ![]() | Феррари | 1:14.059 | — |
2 | 4 | ![]() | Макларен - Мерседес | 1:14.860 | +0.801 |
3 | 2 | ![]() | Феррари | 1:14.953 | +0.894 |
4 | 5 | ![]() | Уильямс - БМВ | 1:15.095 | +1.036 |
5 | 11 | ![]() | Джордан - Хонда | 1:15.394 | +1.335 |
6 | 3 | ![]() | Макларен - Мерседес | 1:15.411 | +1.352 |
7 | 16 | ![]() | Заубер - Петронас | 1:15.739 | +1.680 |
8 | 6 | ![]() | Уильямс - БМВ | 1:15.881 | +1.822 |
9 | 17 | ![]() | Заубер - Петронас | 1:15.906 | +1.847 |
10 | 10 | ![]() | БАР - Хонда | 1:16.212 | +2.153 |
11 | 9 | ![]() | БАР - Хонда | 1:16.382 | +2.323 |
12 | 12 | ![]() | Джордан - Хонда | 1:16.471 | +2.412 |
13 | 19 | ![]() | Ягуар - Косворт | 1:16.543 | +2.484 |
14 | 18 | ![]() | Ягуар - Косворт | 1:16.607 | +2.548 |
15 | 7 | ![]() | Бенеттон - Рено | 1:16.632 | +2.573 |
16 | 22 | ![]() | Глупый - Асер | 1:17.196 | +3.137 |
17 | 8 | ![]() | Бенеттон - Рено | 1:17.535 | +3.476 |
18 | 21 | ![]() | Минарди - Европейский | 1:17.624 | +3.565 |
19 | 23 | ![]() | Глупый - Асер | 1:18.238 | +4.179 |
20 | 15 | ![]() | Стрелы - Азиатэк | 1:18.258 | +4.199 |
21 | 14 | ![]() | Стрелы - Азиатэк | 1:18.389 | +4.330 |
22 | 20 | ![]() | Минарди - Европейский | 1:19.139 | +5.080 |
107% времени : 1:19.243 | |||||
Источники: [11] [33] |
Разогревать
[ редактировать ]Получасовая разминка прошла в воскресенье утром в сухую и жаркую погоду. [3] [34] Все гонщики адаптировали свои гоночные настройки к погоде того времени и проезжали круги на своих запасных машинах. [34] Хотя он был ненадолго задержан из-за неисправности аккумулятора, которая затронула механизм переключения передач его автомобиля, [34] Култхард лидировал с результатом 1 минута и 16,915 секунды, а дуэт Ferrari Михаэля Шумахера и Баррикелло был вторым и третьим. Ральф Шумахер, Хаккинен, Трулли, Хайдфельд, Панис, Райкконен и Ирвин занимали позиции с четвертой по десятую. [35] Бернольди был единственным гонщиком, который потерял контроль над своей машиной во время сессии, пробежал мимо в первом повороте и продолжил гонку. [35]
Раса
[ редактировать ]Гонка состоялась во второй половине дня с 14:00 по местному времени. [4] Он продлился 77 кругов на дистанции 306,075 км (190,186 миль). [1] Погода была жаркая и влажная, с небольшой облачностью, температура воздуха от 27 до 33 ° C (от 81 до 91 ° F), а температура трассы от 40 до 41 ° C (от 104 до 106 ° F); [36] [37] [38] Ожидалось, что условия останутся стабильными, будет дуть легкий юго-восточный ветер, и прогнозируется 20-процентная вероятность дождя. [39] [40] Предполагалось, что стабильность шин на протяжении всего сезона позволит использовать стратегию «одной остановки» и может привести к тому, что более медленная машина будет мешать лидерам на протяжении нескольких кругов. Предполагалось, что стратегия двух остановок даст водителям больше шансов сохранить позицию на трассе. [41] На разведывательном круге Михаэль Шумахер заблокировал задние тормоза и на пути к стартовой решетке на 12-м повороте врезался в гравийную ловушку. Механики Ferrari удалили большую часть камней из его машины, заменили левый поворотный флюгер в качестве меры предосторожности, чтобы убедиться, что кузов не болтается, и заменили ему шины. [42] [43] [44] Тем временем у гоночной машины Култхарда возникла проблема с коробкой передач, и для старта он переключился на запасной McLaren. [36]

Михаэль Шумахер резко стартовал, чтобы сохранить преимущество поул-позиции. [45] Култхард, занявший второе место, медленно уехал по грязной стороне трассы, обеспечив меньшее сцепление с дорогой, и Баррикелло обогнал его слева в первом повороте. [36] [46] Затем Баррикелло развернулся, чтобы защитить своего товарища по команде от Култхарда. [29] В середине группы Ирвин попытался обойти Физикеллу слева; [43] [44] он потерял контроль над задней частью своей машины на грязи и попал в гравийную ловушку. [47] Трулли сбавил скорость, чтобы избежать столкновения с Хайдфельдом. [2] Дальше по кругу Маркес сбежал с трассы после того, как он и Френтцен вошли в контакт во втором повороте; оба водителя продолжили движение. [44] [47] Ферстаппен добился лучшего результата на поле, переместившись с 21-го на 16-е место по итогам первого круга, а Френтцен опустился на четыре позиции на той же дистанции. В конце первого круга Михаэль Шумахер опередил своего товарища по команде Баррикелло на 1,3 секунды, а Култхард отставал еще на полсекунды и занял третье место. Ральф Шумахер был четвертым, Трулли пятым, а Хаккинен шестым. [48] Когда тройка лидеров начала отрываться от остальных, увеличив отставание от Ральфа Шумахера до 6,8 секунды на пятом круге. [48] стюарды сообщили команде Benetton, что Баттон прыгнул со старта , за что на него был наложен десятисекундный штраф с остановкой-и-гоу . [49] На следующем круге он реализовал пенальти. [45]
Тем временем Михаэль Шумахер экономил расход шин, поскольку чувствовал, что по ходу гонки скорость станет более важной. [29] Трулли, занявший пятое место, замедлил Хаккинена, Хайдфельда, Монтойю и Хайдфельда с восьмого круга, когда Хаккинен попытался неудачно обогнать Трулли. [48] [49] На девятом круге Бурти стал вторым сошедшим с дистанции Гран-при после того, как на 14-м повороте он попал в гравийную ловушку из-за сильно потертых шин, ухудшающих сцепление с дорогой. [43] [46] Алези обогнал де ла Росу на втором повороте и стал 12-м на 10-м круге. [38] [49] Находясь впереди поля, Баррикелло начал тактически замедлять Култхарда на секунду за круг на 12-м круге, что позволило его товарищу по команде Михаэлю Шумахеру комфортно лидировать, а позже проезжал более медленный поток машин. [36] На этом круге Бернольди заблокировал задние тормоза, чтобы догнать Алонсо, и сошел с дистанции, попав в гравийную ловушку на четвертом повороте. [43] [47] На 13-м круге Баттон обогнал Маркеса и вернул себе 18-е место. На своем первом пит-стопе в гонке по завершении 28-го круга Михаэль Шумахер увеличил свое преимущество до 12,8 секунды и побил Найджела Мэнселла официальный рекорд круга , установленный в 1992 году . [36] [48] Его остановка длилась 8,4 секунды и уступила лидерство своему товарищу по команде Баррикелло. Михаэль Шумахер вернулся в гонку третьим, опередив своего брата Ральфа Шумахера. [43]
На 29-м круге Трулли выехал на пит-лейн для своего первого пит-стопа. Он вышел на 12-е место после того, как в его машине застряла заправочная установка на пять дополнительных секунд. [2] Ральф Шумахер выехал на пит-лейн на следующем круге и остался на четвертом месте. [44] Баррикелло оставался на трассе до конца 31-го круга, задержав Култхарда на втором месте, прежде чем выехать на пит-лейн на 9,1-секундный пит-стоп, чтобы израсходовать 91 л (20 имп галлонов; 24 галлона США) топлива. Тактика не сработала, поскольку пит-стоп Култхарда на следующем круге был быстрее, чем у Баррикелло, и он его обогнал. Таким образом, Култхард смог ехать в чистом воздухе и получил возможность приблизиться к Михаэлю Шумахеру. [43] Дальше Баттон обогнал Алонсо и занял 17-е место на 33-м круге. [48] На этом этапе Гран-при произошло еще два схода: на 35-м круге Баттон потерял контроль над задней частью своей машины Benetton на последнем повороте и остановился в центре трассы на линии старта/финиша. [36] Он остался там из-за того, что машина заглохла , потому что его система контроля тяги не сработала. [32] занимается снаряжением, [49] и повернулся в противоположную сторону, прежде чем маршалы вытащили его под желтым флагом . [36] Алонсо попал в гравийную ловушку на первом повороте, когда на 38-м круге у него отказали задние тормоза. [43] Поскольку Култхард сократил отставание от Михаэля Шумахера до 11 секунд, он не смог приблизиться к гонщику Ferrari, сделавшему второй пит-стоп на 52-м круге. [44]

Баррикелло сделал свой второй пит-стоп на следующем круге и вернулся третьим, позади своего товарища по команде Михаэля Шумахера. [44] Култхард лидировал на 53-м и 54-м кругах, и казалось, что он сохранит второе место, поскольку отставание между ним и Баррикелло составляло 22,6 секунды. [46] [48] Во время второго пит-стопа заправочная установка автомобиля застряла на две секунды. Култхард занял третье место после Баррикелло. На этом круге Трулли съехал на обочину трассы и сошёл с дистанции из-за отказа гидравлики. [38] [2] На 58-м круге Панис заехал в гараж, чтобы позволить своей команде устранить неисправность в электросети его машины. [43] [48] За тройкой лидеров следует Хаккинен, занявший пятое место, установивший на 51-м круге лучший результат круга - 1 минуту 16,723 секунды. [48] был на две секунды на круг быстрее Ральфа Шумахера, занявшего четвертое место. Он сделал пас с внутренней стороны по углам; он не смог пройти из-за более высокой скорости Уильямса по прямой. [38] [49] Френтцен присоединился к списку вышедших на пенсию, попав в гравийную ловушку на 64-м круге. Его команда по радио проинструктировала Маркеса остановиться на обочине трассы на 12-м повороте и выключить двигатель своей машины из-за низкого давления топлива вскоре после этого . На 70-м круге у Физикеллы отказал двигатель, из-за чего он попал в гравийную ловушку рядом с трассой и вынудил его сойти с дистанции. [43] [47]
Хаккинен сделал последний пит-стоп в гонке для дозаправки на 71-м круге. Он остался пятым и отступил от Ральфа Шумахера. Два круга спустя Панис припарковал свою машину в гараже, чтобы сойти с дистанции после одного ознакомительного круга. [44] [45] Впереди Михаэль Шумахер сбавил скорость, а Баррикелло удержал Култхарда, что позволило его товарищу по команде одержать седьмую победу в сезоне. [46] и 51-й в его карьере за 1 час 41 минуту 49,675 секунды при средней скорости 180,344 км/ч (112,061 миль в час), что соответствует рекорду побед Проста за всю историю. [50] Он стал чемпионом среди пилотов 2001 года, поскольку Култхард не смог набрать общее количество очков за четыре гонки до конца сезона. Михаэль Шумахер также стал первым гонщиком, выигравшим подряд чемпионаты мира среди водителей с Ferrari после Альберто Аскари в сезоне 1953 года . [42] Баррикелло финишировал вторым на 3,363 секунды, выиграв третий подряд чемпионат конструкторов Ferrari и заняв 11-е место в общем зачете. [42] [2] Култхард занял третье место, Ральф Шумахер - четвертое, Хаккинен - пятое, а Хайдфельд - шестое. В финальную классификацию финишировали Райкконен, Монтойя, Вильнев, Алези, де ла Роза и Ферстаппен. [43] Уровень отсева был высоким: 12 из 22 стартовавших участников не финишировали. [50]
После гонки
[ редактировать ]Я люблю тебя, я люблю тебя! У меня сейчас нет для тебя подходящих слов. Это просто потрясающе. Нам всем это нравится. Ребята, так приятно работать с вами. Я люблю всех вас. Я люблю всех вас.
Михаэль Шумахер выступает по радио своей команды после победы на чемпионате мира среди водителей. [51]
Трое лучших гонщиков вышли на подиум, чтобы забрать свои трофеи, и пообщались со средствами массовой информации на более поздней пресс-конференции. [3] Михаэль Шумахер назвал свой четвертый чемпионат мира среди пилотов и свою рекордную 51-ю победу в карьере «большим достижением» и сказал, что сравнение трех других его титулов с пятью титулами Хуана Мануэля Фанхио не имеет значения: «Я думаю, мы хотим наслаждаться этим и каждым каждый отличается от других, и каждая победа ощущается по-своему: выиграть Гран-при, еще больше выиграть чемпионат, вот что имеет значение». [52] Баррикелло рассказал о своей гордости за то, что помог Ferrari завоевать титул чемпиона мира среди конструкторов, и признался, что испытывает смешанные чувства по поводу отставания от Култхарда после первого круга пит-стопов: «В первый раз я был так разочарован, а во второй раз я был так счастлив, что Я сам не мог в это поверить. Думаю, с DC было то же самое, но, к счастью для меня, у меня было прекрасное начало». [52] Култхард был спокоен по поводу потери титула, потому что он стремился к победе, говоря: «Для меня на самом деле не имеет значения, буду ли я вторым, третьим или четвертым, что бы это ни было. Важно то, как я выступаю в каждой индивидуальной гонке». гонок и если я знаю, что отдал 100 процентов своих усилий, что, как я знаю, не всегда так, но, очевидно, это и есть цель – попытаться достичь этого, тогда я не смогу сделать большего». [52]
Михаэль Шумахер получил похвалу за свой четвертый чемпионат мира среди водителей, и это стало заголовком новостей в Германии и Италии. [53] [54] Его официально поздравил Герхард Шредер , канцлер Германии , который написал Шумахеру письмо, в котором сказал, что его водительские способности привнесли интерес в спорт, и пожелал ему удачи в сезоне 2002 года . [55] Джанни Аньелли , глава группы FIAT , сказал, что он очень доволен результатом: [56] а президент Ferrari Лука Кордеро ди Монтедземоло похвалил команду за работу в течение сезона. [54] Баттон предсказал, что Ferrari продолжит оставаться доминирующей командой Формулы-1, а Шумахер - ее лучшим гонщиком в долгосрочной перспективе. [57] Мэнселл повторил мнение Баттона, добавив: «Если Ferrari сохранит тот импульс, который у них есть сейчас, и предоставит персонал... тогда я не вижу, чтобы кто-то остановил их в ближайшие несколько лет, если только кто-то не предложит идеальный пакет». [58] Около 2000 человек наблюдали за событием на большом телеэкране в родном городе Михаэля Шумахера Керпене в регионе Нижний Рейн , где город был оформлен в цветах Ferrari. [59] Церковные колокола в Маранелло , городе Эмилия-Романья , где находится штаб-квартира Ferrari, звонили, когда несколько автомобилей марки медленно ехали, а фанаты команды праздновали достижение Шумахера. [60]
Ральф Шумахер, финишировавший четвертым, назвал эту гонку «самой сложной гонкой года», поскольку у его машины была недостаточная и избыточная поворачиваемость. «Мне пришлось очень много работать, чтобы защитить свою позицию от Мики Хаккинена, что мне удалось сделать». [61] Хаккинен возложил вину за свое пятое место на Трулли и сказал, что установление им нового рекорда трассы не принесло большого утешения: «В течение первых 29 кругов гонки я застрял позади Трулли, который был примерно на 1,5 секунды медленнее на каждом круге, чем Меня только после его первого пит-стопа я смог начать атаковать Ральфа Шумахера, который к тому времени опережал примерно на 30 секунд». [62] Ирвин сказал, что взял на себя ответственность за аварию на первом круге, которая положила конец его бегу: «Сначала я совершил большую атаку, но, возможно, я слишком сильно занес в поворот и поплатился за это. Поскольку осталось так мало гонок, а с трассы было заработано всего четыре очка. В текущем сезоне нам нужно решить проблемы перед Спа». [63]
В результате гонки Михаэль Шумахер стал чемпионом мира среди водителей с 94 очками. Култхард остался вторым с 51 очком. Баррикелло, занявший третье место, отставал от Култхарда на пять очков. Ральф Шумахер, занявший четвертое место, отставал от Баррикелло еще на два очка. С 21 очком Хаккинен стал пятым. [6] Феррари выиграла чемпионат мира среди конструкторов, набрав 140 очков. McLaren, занявший второе место (72 очка), опередил Williams, занявшего третье место, на 13 очков. Sauber был четвертым с 20 очками, и команда увеличила свое преимущество над BAR до четырех очков за четыре гонки до конца сезона. [6] После победы в титуле Михаэль Шумахер сказал, что он все еще сосредоточен на победе в гонках, а также подумывал о том, чтобы помочь своему товарищу по команде Баррикелло финишировать вторым, что подтвердил руководитель команды Ferrari Жан Тодт . [53]
Классификация рас
[ редактировать ]гонщики, набравшие чемпионские очки выделены Жирным шрифтом .
Поз. | Нет. | Водитель | Конструктор | Круги | Время/Пенсионер | Сетка | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | ![]() | Феррари | 77 | 1:41:49.675 | 1 | 10 |
2 | 2 | ![]() | Феррари | 77 | + 3.363 | 3 | 6 |
3 | 4 | ![]() | Макларен - Мерседес | 77 | + 3.940 | 2 | 4 |
4 | 5 | ![]() | Уильямс - БМВ | 77 | + 49.687 | 4 | 3 |
5 | 3 | ![]() | Макларен - Мерседес | 77 | + 1:10.293 | 6 | 2 |
6 | 16 | ![]() | Заубер - Петронас | 76 | + 1 круг | 7 | 1 |
7 | 17 | ![]() | Заубер - Петронас | 76 | + 1 круг | 9 | |
8 | 6 | ![]() | Уильямс - БМВ | 76 | + 1 круг | 8 | |
9 | 10 | ![]() | БАР - Хонда | 75 | + 2 круга | 10 | |
10 | 12 | ![]() | Джордан - Хонда | 75 | + 2 круга | 12 | |
11 | 19 | ![]() | Ягуар - Косворт | 75 | + 2 круга | 13 | |
12 | 14 | ![]() | Стрелы - Азиатэк | 74 | + 3 круга | 21 | |
Верно | 7 | ![]() | Бенеттон - Рено | 67 | Двигатель | 15 | |
Верно | 22 | ![]() | Глупый - Асер | 63 | Выделен | 16 | |
Верно | 20 | ![]() | Минарди - Европейский | 63 | Давление масла | 22 | |
Верно | 9 | ![]() | БАР - Хонда | 58 | Электрический | 11 | |
Верно | 11 | ![]() | Джордан - Хонда | 53 | Гидравлика | 5 | |
Верно | 21 | ![]() | Минарди - Европейский | 37 | Тормоза/выключились | 18 | |
Верно | 8 | ![]() | Бенеттон - Рено | 34 | Выделен | 17 | |
Верно | 15 | ![]() | Стрелы - Азиатэк | 11 | Выделен | 20 | |
Верно | 23 | ![]() | Глупый - Асер | 8 | Выделен | 19 | |
Верно | 18 | ![]() | Ягуар - Косворт | 0 | Выделен | 14 | |
Положение чемпионата после гонки
[ редактировать ]
|
|
- Примечание . В обе группы турнирной таблицы включены только пять лучших позиций.
- Жирный текст и звездочка обозначают чемпионов мира 2001 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Гран-при Венгрии 2001: XVII Marlboro Magyar Nagydíj» . Шикана F1. Архивировано из оригинала 10 апреля 2019 года . Проверено 17 апреля 2019 г.
«Гран-при Венгрии 2001» . Мотоспорт . Архивировано из оригинала 18 апреля 2021 года . Проверено 30 марта 2022 г. - ^ Jump up to: а б с д и ж г «Результаты Гран-при: Гран-при Венгрии, Хунгароринг, 2001» . ГранПри.com. 19 августа 2001 года. Архивировано из оригинала 16 ноября 2001 года . Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Доменжоз, Люк, изд. (2001). Ежегодник Формулы-1, 2001–2002 гг . Бат, Сомерсет: Паррагон. стр. 185, 220–221. ISBN 0-75256-639-3 – через Интернет-архив.
- ^ Jump up to: а б «Венгрия: Открытка с рисунком» . F1Racing.net. 13 августа 2001 г. Архивировано из оригинала 28 сентября 2004 г. Проверено 17 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Превью Гран-при Венгрии» . Формула1.com. 13 августа 2001 г. Архивировано из оригинала 20 декабря 2001 г. Проверено 17 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джонс, Брюс (2002). «Финальные столы 2001 года». Официальное руководство Гран-при Формулы-1 2002 года . Лондон, Англия: Carlton Books . стр. 106–107. ISBN 1-84222-557-Х – через Интернет-архив.
- ^ «Шумахер может завоевать титул в Будапеште» . ЭСПН . Рейтер . 14 августа 2001 г. Архивировано из оригинала 17 апреля 2019 г. . Проверено 17 апреля 2019 г.
- ^ Хинтон, Эд (18 августа 2001 г.). «Шумахер летит» . Чикаго Трибьюн . Архивировано из оригинала 17 апреля 2019 года . Проверено 17 апреля 2019 г.
- ^ «Шумахер уверен, но не думает о рекордах» . Автоспорт . 16 августа 2001 г. Архивировано из оригинала 17 апреля 2019 г. . Проверено 17 апреля 2019 г.
- ^ Баттерсби, Кейт (16 августа 2001 г.). «Дэвиду есть над чем задуматься» . Лондонский вечерний стандарт . п. 78 . Проверено 17 апреля 2019 г. - через Биография в контексте.
- ^ Jump up to: а б с «Результаты Гран-при Венгрии 2001» . ЭСПН . Проверено 11 января 2020 г.
- ^ Пламмер, Дэвид (9 августа 2001 г.). «Алези и Френтцен в Формуле-1 меняются» . Хранитель . Архивировано из оригинала 17 апреля 2019 года . Проверено 17 апреля 2019 г.
- ^ Гарднер, Джон (9 августа 2001 г.). «Алези и Френтцен получат место перед Венгрией» . Спидвидение . Архивировано из оригинала 28 ноября 2001 года . Проверено 17 апреля 2019 г.
- ^ «Минарди внесет серьезные изменения» . Атлас Ф1 . 14 августа 2001 г. Архивировано из оригинала 20 сентября 2002 г. Проверено 17 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «Свободная практика» . Международная автомобильная федерация . 17 августа 2001 года. Архивировано из оригинала 21 ноября 2001 года . Проверено 17 апреля 2019 г.
- ^ «Отчет о гонке Гран-при Венгрии». Журнал Формулы 1 . Лондон: European Press Ltd., октябрь 2001 г.
- ^ Jump up to: а б «Первая свободная практика в пятницу – Гран-при Венгрии» . Атлас Ф1 . 17 августа 2001 г. Архивировано из оригинала 15 июня 2002 г. Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Свободная тренировка 1: Шуи в створ» . Автоспорт . 17 августа 2001 г. Архивировано из оригинала 18 апреля 2019 г. . Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ «Ранний лидер Ferrari» . F1Racing.net. 17 августа 2001 г. Архивировано из оригинала 21 ноября 2004 г. Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ «Вторая свободная практика в пятницу – Гран-при Венгрии» . Атлас Ф1 . 17 августа 2001 года. Архивировано из оригинала 20 сентября 2002 года . Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ «Бордюры на 12-м повороте опущены после жалоб Култхарда» . Атлас Ф1 . 18 августа 2001 года. Архивировано из оригинала 20 сентября 2002 года . Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ «Двойная поддержка Култхарда» . Би-би-си Спорт . 18 августа 2001 г. Архивировано из оригинала 23 апреля 2003 г. Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ Гарднер, Джон (18 августа 2001 г.). «Гран-при Венгрии: Култхард выходит на первое место на субботней тренировке» . Спидвидение. Архивировано из оригинала 28 ноября 2001 года . Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ «Первая субботняя свободная практика – Гран-при Венгрии» . Атлас Ф1 . 18 августа 2001 г. Архивировано из оригинала 13 февраля 2002 г. Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ «Вторая свободная практика в субботу – Гран-при Венгрии» . Атлас Ф1 . 18 августа 2001 г. Архивировано из оригинала 13 февраля 2002 г. Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Свободная практика и квалификация» . Международная автомобильная федерация. 18 августа 2001 г. Архивировано из оригинала 21 ноября 2001 г. Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «Квалификация: Шу в своей лиге» . Автоспорт . 18 августа 2001 г. Архивировано из оригинала 18 апреля 2019 г. . Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Квалификация Гран-при Венгрии: Шумахер другого класса с другим поулом» . «Дейли телеграф» . 18 августа 2001 г. Архивировано из оригинала 18 апреля 2019 г. . Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Хилтон, Кристофер (2009). «2001 – Никакого давления, никакой спешки – Гран-при Венгрии, Хунгароринг». Разборка Гран-при! Полная драма всех решающих Гран-при чемпионата с 1950 года . Спаркфорд , Йовил , Сомерсет : Haynes Publishing . п. 337. ИСБН 978-1-84425-709-6 .
- ^ «Шумахер выигрывает девятый поул в 13 гонках» . ЭСПН. Рейтер. 18 августа 2001 г. Архивировано из оригинала 18 апреля 2019 г. . Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Избранные цитаты субботы – Гран-при Венгрии» . Атлас Ф1 . 18 августа 2001 г. Архивировано из оригинала 20 сентября 2002 г. Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Баттон, Дженсон; Тремейн, Дэвид (2002). Дженсон Баттон: Моя жизнь на американских горках Формулы-1 . Бунгей , Саффолк: Bantam Press . стр. 208–209. ISBN 978-0-593-04875-7 .
- ^ «Венгрия 2001 – Квалификация • СТАТС F1» . Статистика Ф1. Архивировано из оригинала 14 ноября 2018 года . Проверено 14 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с "Разогревать" . Международная автомобильная федерация. 19 августа 2001 года. Архивировано из оригинала 27 декабря 2001 года . Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Воскресная разминка – Гран-при Венгрии» . Атлас Ф1 . 19 августа 2001 года. Архивировано из оригинала 13 февраля 2002 года . Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Шумахер выигрывает четвертый титул» . F1Racing.net. 19 августа 2001 года. Архивировано из оригинала 19 ноября 2004 года . Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ «Гран-при Венгрии» . Гейл Форс F1. Архивировано из оригинала 13 октября 2003 года . Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Отчет о этапах Гран-при Венгрии» . ИТВ-Ф1 . 19 августа 2001 года. Архивировано из оригинала 7 сентября 2001 года . Проверено 17 апреля 2019 г.
- ^ «Температуры выпечки для вскрытия» . Автоспорт . 19 августа 2001 г. Архивировано из оригинала 18 апреля 2019 г. . Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ «Венгрия – сводка погоды» . F1Racing.net. 19 августа 2001 года. Архивировано из оригинала 19 ноября 2004 года . Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ «Стратегия – наиболее гибкая подойдет» . F1Racing.net. 19 августа 2001 года. Архивировано из оригинала 19 ноября 2004 года . Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «Шумахер завоевал четвертый титул чемпиона мира» . Наблюдатель . 19 августа 2001 г. Архивировано из оригинала 18 апреля 2019 г. . Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Шумахер одержал легкую победу и завоевал четвертый титул» . Атлас Ф1 . 19 августа 2001 года. Архивировано из оригинала 1 ноября 2001 года . Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Элизальде, Пабло (22 августа 2001 г.). «Обзор Гран-при Венгрии 2001 года» . АтласF1 . 7 (34). Архивировано из оригинала 18 декабря 2021 года . Проверено 18 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Наручные часы: Гран-при Венгрии» . Би-би-си Спорт. 19 августа 2001 г. Архивировано из оригинала 18 апреля 2019 г. . Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Микинс, Роберт (19 августа 2001 г.). «Гран-при Венгрии 2001 – тройной успех Ferrari» . Крушение. Архивировано из оригинала 18 апреля 2019 года . Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Избранные цитаты воскресенья – Гран-при Венгрии» . Атлас Ф1 . 19 августа 2001 года. Архивировано из оригинала 1 ноября 2001 года . Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «По кругу: Гран-при Венгрии 2001» . Гейл Форс F1. 19 августа 2001 года. Архивировано из оригинала 17 ноября 2003 года . Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «2001: Тур 13: Венгрия: Хунгароринг» . Формула1.com. 19 августа 2001 года. Архивировано из оригинала 4 декабря 2001 года . Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Сперджен, Брэд (20 августа 2001 г.). «Немецкий язык также равен рекорду по победам: Шумахер завоевывает свою четвертую мировую корону» . «Интернэшнл Геральд Трибьюн» . Архивировано из оригинала 19 апреля 2019 года . Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ «Шуи говорит команде: «Я люблю тебя!» " . Автоспорт . 19 августа 2001 года. Архивировано из оригинала 19 апреля 2019 года . Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «Пресс-конференция после гонки – Гран-при Венгрии» . Атлас Ф1 . 19 августа 2001 года. Архивировано из оригинала 1 ноября 2001 года . Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Шумахер все еще жаждет новых побед» . Атлас Ф1 . 20 августа 2001 г. Архивировано из оригинала 13 февраля 2002 г. Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Празднования по мере решения чемпионата» . ГранПри.com. 21 августа 2001 года. Архивировано из оригинала 23 августа 2001 года . Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ «Канцлер Германии поздравляет Шумахера» . Атлас Ф1 . 19 августа 2001 года. Архивировано из оригинала 1 ноября 2001 года . Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ Кресто-Дина, Дарио (20 августа 2001 г.). «Аньелли, победы сердца, «Феррари — это моя жизнь» » . la Repubblica (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 19 апреля 2019 года . Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ «Кнопка предсказывает устойчивое доминирование Шумахера» . Атлас Ф1 . 22 августа 2001 г. Архивировано из оригинала 1 ноября 2001 г. Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ Паркс, Ян (22 августа 2001 г.). «Мэнселл поставил Шумахеру высший счет» . Независимый . Архивировано из оригинала 19 апреля 2019 года . Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ «Город празднует своего чемпиона мира – здравствуйте в Керпене» (на немецком языке). Motorsport-Total.com. Немецкое агентство печати . 19 августа 2001 года. Архивировано из оригинала 19 апреля 2019 года . Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ «Звенят колокола Феррари в Маранелло» . Автоспорт . Рейтер. 19 августа 2001 г. Архивировано из оригинала 19 апреля 2019 г. . Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ «Ральф: Это была самая сложная гонка сезона» . Атлас Ф1 . 19 августа 2001 года. Архивировано из оригинала 13 февраля 2002 года . Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ «Рекорд круга — небольшое утешение, — говорит Мика» . Автоспорт . 19 августа 2001 г. Архивировано из оригинала 19 апреля 2019 г. . Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ «Ирвин берет на себя всю вину за досрочный уход» . Атлас Ф1 . 19 августа 2001 года. Архивировано из оригинала 1 ноября 2001 года . Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ «Гран-при Венгрии 2001» . Формула Один. Архивировано из оригинала 28 октября 2014 года . Проверено 26 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Венгрия 2001 – Чемпионат» . Статистика Ф1. Архивировано из оригинала 6 февраля 2016 года . Проверено 18 марта 2019 г.