1995 «24 часа Ле-Мана»
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2017 г. ) |
Индекс: Гонки | Победители |

были 1995 года «24 часа Ле-Мана» 63-м Гран-при на выносливость и проходили 17 и 18 июня 1995 года в рамках одной из самых влажных гонок в истории соревнований с около 17 часами непрерывного дождя. Гонку выиграл McLaren F1 GTR под номером 59, управляемый Джей Джей Лехто , Янник Далмас и Масанори Секия, выступавшие в категории GT1. Это была первая победа в Ле-Мане пилота из Финляндии и пилота из Японии. [ 1 ] Это также была первая победа McLaren с первой попытки — Ferrari совершила тот же подвиг со своими двумя автомобилями в 1949 году, но другие производители, такие как Jaguar , Porsche , Ford или Audi, добились своей первой победы в Ле-Мане только после 2, 3 или более попыток. . [ 2 ] Помимо полной победы, сила F1 GTR в гонке была подчеркнута тем, что в итоге он занял четыре из первых пяти мест.
Автомобиль уже был хорошо известен тем, что доминировал в серии BPR Global GT среди команд клиентов, но победивший автомобиль на самом деле был первоначальным прототипом GTR. Он был предоставлен в аренду Lanzante Motorsport и подготовлен подразделением McLaren Unit 12 под контролем главного инженера McLaren Джеймса Робинсона, который управлял им от имени Kokusai Kaihatsu Racing. Марио Андретти финишировала Модель Courage второй, будучи сентиментальным фаворитом многих в преддверии гонки. Однако надежность серийного McLaren помогла ему победить гораздо более быстрые прототипы Ле-Мана , хотя в интервью 20 лет назад [ 3 ] позже Грэм Хамфрис (бывший технический директор Spice [ 4 ] ), который спроектировал машину, выигравшую гонку, объяснил победу дождем, который обрушился на трассу ночью, что уменьшило нагрузку на относительно хрупкую трансмиссию автомобиля, а также привело к замечательному выступлению Лехто, который продержался целых 30 секунд. временами на круг быстрее своих соперников. Хамфрису также удалось определить источник проблем с выбором передачи, от которых страдал автомобиль Кокусай и другие автомобили McLaren, участвовавшие в гонке, выяснив, что открытый механизм переключения передач заполнялся водой и грязью из-за влажной погоды, и решил проблему, заливка пораженного участка WD-40 на каждом пит-стопе. [ 1 ]
Три первых места в GT2 заняли Honda NSX и два Callaway Corvette. Класс теперь демонстрировал разнообразие производителей, в отличие от предыдущего года, когда с середины 1970-х годов доминировали производные Porsche 911.
Правила и заявки
[ редактировать ]Благодаря продолжающимся хорошим рабочим отношениям с IMSA , Автомобильный клуб de l'Ouest (ACO) постепенно отказался от категории LM P1, вместо этого разработав правила, тесно связанные с классом мировых спортивных автомобилей IMSA (WSC). В свою очередь, IMSA согласилась разрешить использование автомобилей с турбонаддувом в WSC, учитывая количество шасси группы C, которые все еще находятся в обращении. [ 5 ] Класс LM P2 остался как есть; однако для других классов были следующие ограничения, некоторые из которых были изменены по сравнению с предыдущим годом: [ 5 ]
- WSC max 4,0 л или 3,0 л (турбо), с ограничением оборотов 8500 об/мин (2-клапанный V8) или 10 500 об/мин (4-клапанный V12), топливный бак 80 л, минимальный вес в зависимости от размера и типа двигателя, максимальная ширина шин 18 "
- LM P2: топливный бак 80 л, минимальная масса 620 кг, с серийными двигателями, максимальная ширина шин 12 дюймов.
- LM GT1: топливный бак 100 л, минимальный вес 900 кг, максимальная ширина шин 14 дюймов.
- LM GT2: топливный бак 100 л, минимальный вес 900 кг, максимальная ширина шин 12 дюймов.
Правило прошлого года «единственной модели», которое Porsche неоднозначно использовало в гонке 1994 года на Dauer 962 Le Mans , осталось в силе для GT1. Однако автомобили GT2 должны были основываться на автомобилях, выпускавшихся серийно с февраля 1995 года.
Как и прежде, эти правила вызвали огромный интерес, и АКО получила 99 заявок. В ответ ACO построила еще два пит-бокса, чтобы увеличить вместимость до 50 автомобилей. Они предоставили 20 хорошо выступающим командам автоматический вход, а затем выбрали еще 50, которые должны пройти квалификацию и занять оставшиеся 30 мест в таблице. Целью проекта было сохранить баланс между WSC и перепредставленными классами GT, хотя в GT1 границы теперь немного размыты.
Специалисты по спортивным автомобилям Кураж , Кремер , WR и Дебора вернулись в WSC/P2 вместе с первым прототипом Ferrari ( 333SP ), который видели в Ле-Мане за 23 года и который участвовал в американском чемпионате IMSA. По заказу Ferrari для WSC Джампьеро Моретти из Momo Racing .
Японцы вернулись в класс GT1, представив команды Toyota, Nissan, Mazda и Honda, отправившие заводы или получившие поддержку заводов. Но самый большой фурор произошёл от McLaren: его новый суперкар F1 GTR на сегодняшний день выиграл 6 из 7 гонок серии BPR Global GT 1995 года. Прибыло шесть McLaren из этой серии, и даже оригинальный T-car был спешно подготовлен для новой японской команды, отчаянно желавшей принять в ней участие. McLaren был самым быстрым дорожным автомобилем в мире и естественным выбором для Ле-Мана; Карбоновая конструкция Гордона Мюррея, соответствующая минимальному весу (1000 кг), минимальному размеру и максимальному соотношению мощности и веса (с двигателем BMW S70 V12 объемом 6,1 л), которые всегда есть у хорошего гоночного автомобиля. Воздушные ограничители ACO ограничили мощность двигателя до 636 л.с., что всего на 9 больше, чем у дорожной версии. [ 2 ]
Среди других марок, вернувшихся в GT1, были Jaguar, Ferrari и Porsche, а также отдельные заводы Venturi и Lister. В GT2 вездесущим Porsche 911 противостояли Каллауэй, Хонда и новичок Маркос.
Квалификация
[ редактировать ]Квалификация оказалась одним из величайших дней для небольшой французской команды Welter Racing , побившей рекорд скорости 400 км/ч на прямой Мюльсанн в 1988 году. Последняя версия Жерара Вельтера, создателя маленьких, маневренных и очень быстрых прототипов, WR LM95 не стал исключением: обе машины под управлением Уильяма Дэвида и Патрика Гонина заняли первый ряд стартовой решетки в великой гонке. Дэвид был первым гонщиком, завоевавшим поул в дебютном заезде. Любопытно, что это был также первый случай, когда два одноместных автомобиля оказались в первом ряду в Ле-Мане со времен французского Гран-при Формулы-1 1967 года, который проводился там. [ 6 ]
За ними шла тройка Кураж ван дер Поле , Воллека и Лагорса , хотя автомобиль ван дер Поэле тогда был дисквалифицирован со старта из-за того, что после замены двигателя у него обнаружили недовес на 17 кг. [ 2 ] [ 7 ] Воллек/ Андретти / Элари Кураж были единственной машиной на поле, где все три гонщика на тренировке проехали менее 4 минут.
Пятым на стартовой решетке был Stuck/Boutsen/Bouchut Kremer K8, затем появился первый из автомобилей GT1: три Ferrari F40 во главе с Ennea Ferrari Club #41 Эйлса/Монти/Манчини, шокировавшие команды McLaren, обыграв Кокусай Макларен и завод Вентури. Прототип Ferrari EuroMotorsport не участвовал в большей части квалификации, пока ACO спорил с командой о проверке максимальных оборотов двигателя - в итоге он оказался 17-м на стартовой решетке. [ 8 ]
Самым быстрым в классе GT2 был лучший из Agusta Callaways, занявший 23-е место, опередив швейцарский Porsche Энцо Кальдерари, занявший 32-е место, и частную японскую Honda NSX. За стартовой решеткой шла частная американская команда на своем тяжеловесном Corvette ZR1 в GT1, почти на 20 секунд медленнее, чем поул Callaway Corvette в GT2.
Раса
[ редактировать ]Начинать
[ редактировать ]Это был один из самых дождливых гонок в истории Ле-Мана, но в начале гонки погода была ясной. Пять автомобилей, в том числе «Кремер» Бутсена, «Giroix Jacadi McLaren» (работающий на синтетическом спирте, перегнанном из свеклы). [ 9 ] ) и Кунимицу Хонда в GT2 пришлось стартовать с пит-лейна из-за проблем, возникших в последнюю минуту. После падения флага оба WR и Courage Воллека взлетели и быстро увеличили дистанцию до остальной части поля - почти полкруга к концу первого часа. Из-за правил эквивалентности ACO их круги были почти на 30 секунд медленнее Эдди Ирвина самых быстрых кругов на его Toyota в 1993 году. Джон Нильсен на Dave Price McLaren под номером 49 и Анри Пескароло на Courage под номером 11 возглавили эту гонку, сражаясь за четвертое место. . Массимо Сигала на прототипе Ferrari быстро продвинулся со своей скромной стартовой позиции, даже обойдя Нильсена на 4-е место, пока повреждение камня не остановило двигатель в Арнаже только на 7-м круге.
Дождь пошел в конце первого часа. Он продолжался всю ночь и до самого утра воскресенья, вплоть до самого финиша с редкими ливнями. Многие машины развернулись или укатились, зацепившись за скользкие шины. Оба WR теряли время из-за неисправных ветровых стекол, снова оказавшись быстрыми, но хрупкими. Хуже всего было на 5-м часу, когда Гонин на скорости улетел на акваплане и кувыркнулся на повороте Мюльсанн, что привело к крупной аварии. Его доставили в больницу с переломами четырех ребер и лопатки. [ 10 ] [ 11 ] и вызов машин безопасности на 37 минут.
Из-за сильного дождя автомобили WSC потеряли преимущество в мощности, и после рестарта четыре McLaren сражались с Courage Воллека. Но когда Марио Андретти запутался на Кремере на поворотах Porsche и разбился (на ремонт ушло 30 минут и потеряно 6 кругов), это оказалось преимуществом GT1 с McLaren 1-2-3. Ferrari отсутствовала, Courage Пескароло остановился в Арнаже с разряженной батареей, а Kremer оказался дьявольским в движении по мокрой дороге (даже регенмейстер Ханс-Иоахим Штук врезал его в стену на первой шикане). Оба Porsche 911 Evos команды Ларбре ехали хорошо, не отставая от McLarens и поднявшись на четвертое место. Потрясающее вождение Тошио Сузуки позволило его Nissan Skyline занять отличное 7-е место в общем зачете, пока в 23:00 у автомобиля не сломалась коробка передач. Обе Honda GT1 вышли из строя: у одной сломалось сцепление, а другая сильно разбилась под дождем и потребовала капитального ремонта. В GT2 автомобили Kremer и Stadler Porsche опередили Callaways и Lister на 3 круга.
Ночь
[ редактировать ]С наступлением темноты лидирующая машина WSC - другой Кремер, управляемый Лэссигом / Конрадом /де Азеведо - ехала на 11-м месте. Команда McLaren Дэйва Прайса поочередно лидировала по пит-стопам. У соперника Gulf Racing McLarens, доминировавшего в серии BPR, было много проблем: лидер серии и владелец команды Рэй Беллм вылетел раньше, проиграв 7 кругов. Хуже всего повезло его товарищу по команде Филиппу Аллио, который лидировал, когда его врезал в барьер Porsche GT2, который он только что обогнал.
Невезение преследовало и Porsche Larbre Compétition GT1: ранним вечером машина владельца команды Джека Леконта вылетела в гравийную ловушку Арнаж. И Хесус Пареха , и Эммануэль Коллар последовательно подняли свои машины на 4-е место в общем зачете, но оба вылетели из гонки еще до полуночи. Последняя авария также привела к гибели лидера GT2 Stadler Porsche, когда Андреас Фукс неправильно оценил свое торможение на повороте Мюльсанн и врезался в Колларда. Тем временем PC Automotive Jaguar следила за McLarens; со стартового 22-го места в таблице он поднялся на 4-е, преследуемый Даунингом Кудзу -Маздой, Кремером Штука и Мужеством Воллека, которые энергично восстанавливались. С исчезновением Porsche гонка GT2 теперь проходила между тремя Callaway (их стало два, когда Тирринг разбил «заводскую» машину на первой шикане Mulsanne в час ночи) и частным Porsche Жана-Франсуа Веру, который стартовал предпоследним. , но теперь отстаю всего на круг.
В 3 часа ночи, после 9 часов борьбы за лидерство (со сломанным стеклоочистителем), автомобиль Nielsen/Mass McLaren попал в яму из-за пробуксовки сцепления, что в конечном итоге оказалось фатальным. Родственная машина Энди Уоллеса и Беллов (отца и сына) унаследовала лидерство. Уоллес проделал несколько невероятных отрезков под дождем, причем некоторые из них на скользких шинах. Тем временем темная лошадка Кокусай неумолимо продвигалась вверх по доске. В то время как другие крутились или делали ямы, он ни разу не упустил ни одного удара, и всю ночь Джей Джей Лехто и Далмас упорно боролись за то, чтобы подняться на второе место. Jaguar сдался из-за сломанного коленчатого вала в 5 утра, и к этому времени Courage вернулся на третье место (но отстав на 4 круга), Jacardi McLaren - на 4-е, а оставшийся у Bellm Gulf McLaren - на 5-е.
Утро
[ редактировать ]Когда рассвело, дождь наконец утих, и Courage начал очень быстро набирать обороты, постепенно отступая от McLarens. Когда Уоллесу пришлось искать новые тормозные колодки, преимущество Kokusai McLaren упало до менее чем минуты. Но затем 53-летний пятикратный победитель Дерек Белл показал, почему его считают одним из лучших гонщиков спортивных автомобилей в мире - под давлением он сравнялся, а затем побил очень быстрое время круга Лехто. Преследовали три уцелевших автомобиля WSC — «Кураж», «Кремер» и «Кудзу».
В тени McLarens у всех Ferrari F40 были проблемы в гонках, хотя они так много обещали. Однако команда Pilot Racing Ferrari Стефана Рателя удерживала 8-е место в общем зачете в течение шести часов, когда незадолго до полудня Мишель Ферте столкнулся с автомобилем Gulf McLaren Бланделла и занесло на обломках шиканы Данлоп, выбрасывая его на берег в гравийной ловушке. Извлечение заняло 5 минут и потеряло три позиции. В GT2, проиграв 6 кругов на старте, Kunimitsu Honda работала как часы, и теперь ее лучшая экономия топлива приносила дивиденды, поскольку она обогнала Callaways и вошла в десятку лучших в общем зачете.
Финиш и после гонки
[ редактировать ]Всего за 2 часа до финиша опасная хрупкая трансмиссия McLaren поразила ведущую DPR McLaren, у которой возникли проблемы с выбором передачи. После 5-минутной задержки на боксах Белл-старший вырвался на 6-е место и вернулся в гонку. Это было все, что нужно Далмасу, чтобы взять на себя инициативу, и оттуда они уже никогда не шли вперед. Менее чем за час до финиша Андретти обогнал больного Harrods McLaren и занял второе место, а вскоре после этого обогнал Лехто и вышел на лидирующий круг. Передав предпочтение Бобу Воллеку, они упорно преследовали соперника, но в итоге отстали всего на 3 минуты. Уоллес довел до финиша DPR McLaren на круг дальше, на пять кругов опередив Gulf и Giroix Jacadi McLarens, а также две оставшиеся машины WSC: Kremer и Kudzu-Mazda.
В GT2, несмотря на старт с пит-лейна, Kunimitsu Honda финишировала впереди, заняв 8-е место в общем зачете, уверенно опередив Jelinski Agusta Callaway на два круга, а сама на два круга опередив свою родственную машину. Новый клиентский автомобиль Porsche 993 GT2, несмотря на победу в 10 из 12 гонок BPR в этом году, уехал из Ле-Мана с пустыми руками.
Официальные результаты
[ редактировать ]Статистика
[ редактировать ]- Поул-позиция – Уильям Дэвид, №9 в Welter Racing – 3:46,05
- Самый быстрый круг — Патрик Гонин, №8 в Welter Racing — 3:51,41
- Дистанция победителя – 4055,8 км.
- Средняя скорость — 168,992 км/ч, что стало самой низкой средней победной скоростью со времен Flockhart/Sanderson Jaguar в 1956 году.
- Самая высокая скорость в ловушке — Courage C34 — 311 км/ч (гонка), McLaren F1 GTR — 281 км/ч (квалификация) [ 12 ]
- Посещаемость - 168000
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Миден, Ричард (24 февраля 2015 г.). «McLaren F1 на 24 часах Ле-Мана» . Эво . Проверено 5 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Мойти и Тейсседре 1995, стр.28.
- ^ «Воспоминания о Ле-Мане» . Ютуб . Проверено 8 июля 2016 г.
- ^ Сперринг 2014, стр.192.
- ^ Jump up to: а б Споринг 2014, стр.188.
- ^ Мойти и Тейседре 1995, стр.128.
- ^ Сперринг 2014, стр.196.
- ^ Сперринг 2014, стр.197.
- ^ Сперринг 2014, стр.194.
- ^ Сперринг 2014, стр.189.
- ^ Мойти и Тейседре 1995, стр.144.
- ^ «Самые высокие скорости зафиксированы с 1961 года на прямой Унодьер и на участке Мулсанн – Индианаполис» . Архивировано из оригинала 22 февраля 2009 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
Ссылки
[ редактировать ]- Spurring, Quentin (2014) Le Mans 1990-99 Sherborne, Dorset: Evro Publishing ISBN 978-0-9928209-1-6
- Мойти, Кристиан и Тейсседр, Жан-Марк (1995) 1995 24 часа Ле-Мана, Брюссель: IHM Publishing ISBN 978-2930-12003-4
- Лабан, Брайан (2001) 24 часа Ле-Мана, Лондон: Virgin Books ISBN 1-85227-971-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гоночные спортивные автомобили – 24 часа Ле-Мана 1995 года, записи, результаты, технические детали. Проверено 5 июля 2016 г.
- Гоночные спортивные автомобили – 24 часа Ле-Мана 1995 г. (Фотоархив). Проверено 5 июля 2016 г.
- История Ле-Мана – история гонок по часам (включая изображения и ссылки на YouTube). Проверено 5 июля 2016 г.
- Формула 2 – Результаты Ле-Мана 1995 года и резервные заявки. Проверено 5 июля 2016 г.
- Журнал Motorsport Magazine - архив журнала Motorsport Magazine. Проверено 5 июля 2016 г.
- You-Tube – 1-часовой обзор гонки 1995 года. Проверено 5 июля 2016 г.
- You-Tube: Воспоминания о Ле-Мане — 7 видеороликов по 10 минут со съемками и интервью McLaren, посвященных 20-летнему юбилею. Проверено 5 июля 2016 г.