1969 «24 часа Ле-Мана»
Индекс: Гонки | Победители |
— «24 часа Ле-Мана» 1969 года автогонка, проходившая на трассе Сарт в Ле -Мане , Франция , 14 и 15 июня 1969 года. Это был 37-й Гран-при на выносливость и восьмой этап Международного чемпионата 1969 года по маркам. . В гонке могли участвовать прототипы спортивных автомобилей группы 6 , спортивные автомобили группы 4 и автомобили Grand Touring группы 3 .
Это был последний год с традиционным стартом в стиле «Ле-Мана», когда гонщики перебегают трассу, чтобы сесть в свои машины, завести их и уехать. В прошлом году Вилли Мэрес разбился на первом круге, пытаясь правильно закрыть дверь своей машины на скорости на Mulsanne Straight ; Аварии можно было бы полностью избежать, если бы не старт в стиле Ле-Мана, и она положила конец гоночной карьере Мерес. Во время старта 1969 года будущий победитель Джеки Икс, как известно, устроил свой собственный одиночный протест, подойдя к своей машине и не торопясь застегивая ремни. Тем временем капер Джон Вулф бежал вместе с другими гонщиками, перевернул свою машину на первом круге возле угла Maison Blanche и, еще не пристегнувшись должным образом, погиб, когда машина сломалась.
Гонка стала одной из самых захватывающих в истории соревнований. Porsche уже завершила Международный чемпионат производителей и была явным фаворитом на свою первую полную победу. Более трети стартовавших автомобилей были Porsche, а могучие 917 лидировали на протяжении 90% гонки. Но когда в 11 часов утра у автомобиля Элфорда/Эттвуда сломалась коробка передач, Ford of Ickx и Джеки Оливер лидерство взяли на себя . Гонка завершилась трехчасовым спринтом, в котором Ford сражался с преследующим Porsche 908 Ганса Херрманна и Жерара Ларруса без остановок . В конце концов, Ford GT40 – то же самое шасси, которое выиграло в прошлом году – после 24 часов гонок поднял клетчатый флаг всего на 120 метров впереди Porsche.

Правила
[ редактировать ]Прислушиваясь к призывам организаторов гонок, обеспокоенных сокращением полей, FIA попыталась исправить ситуацию, снизив минимальный объем производства для участия в группе 4 с 50 до 25. Несмотря на то, что у них был предел объема двигателя в 5 литров, было обосновано, что это будет разницы не было, поскольку автомобили обычно не были такими конкурентоспособными, как прототипы Группы 6 (объем которых был ограничен 3 литрами). Однако это оставило в системе большой недостаток для крупных производителей, располагающих ресурсами для использования правил. Компания Porsche смогла построить 25 шасси своего нового прототипа 917 с 4,5-литровым двигателем, чтобы омологировать его для Группы 4. [ 1 ]
В этом году Автомобильный клуб de l'Ouest (ACO) перенес время начала выборов на 14:00, чтобы дать время преимущественно французской публике еще иметь возможность проголосовать на президентских выборах в воскресенье днем. [ 1 ] Новые защитные барьеры Armco были установлены по всему трассе, в том числе на Mulsanne Straight , где ранее не было защиты от деревьев, домов и насыпей в случае схода автомобиля с трассы. [ 2 ] Песчаные отмели были заменены барьерами. [ 3 ]
Записи
[ редактировать ]
На второй год действия новых 3-литровых правил для прототипов группы 6 первоначальные заявки завершились 109 заявками – самое большое число за последнее десятилетие. Однако после необходимого отбора 60 машин были приняты, но из-за ряда отказов от участия в гонках тренировалась только 51 машина, а финальная сетка не стартовала до 45, что является самым маленьким количеством участников за десятилетие. [ 4 ] После доминирующего на данный момент сезона Porsche уже выиграла Международный чемпионат производителей автомобилей 1969 года и прибыла с самым большим представительством - 16 автомобилей, что составляет треть поля.
Категория | Классы | Прототип Группа 6 |
Спорт Группа 4 |
ГТ Группа 3 |
Общий Записи |
---|---|---|---|---|---|
Большие двигатели | Классы >2,0 л | 14 (+1 резерв) | 11 (+3 резерва) | 1 (+1 резерв) | 26 (+5 резервов) |
Средние двигатели | классы 1,6/2,0л | 5 (+2 резерва) | 1 (+1 резерв) | 4 (+4 резерва) | 10 (+7 резервов) |
Малые двигатели | Классы 1,15/1,3л | 5 | 0 | 0 | 5 (+0 резервов) |
Всего автомобилей | 23 (+2 резерва) | 13 (+5 резервов) | 5 (+5 резервов) | 41 (+12 резервов) |
Porsche уже завершил чемпионат после семи гонок на сегодняшний день. Начиная с июля 1968 года компания Porsche предприняла неожиданную и очень дорогостоящую попытку разработать, спроектировать и построить совершенно новый автомобиль для спортивной категории Группы 4 с одной основной целью: одержать свою первую победу в общем зачете в Ле-Мане. Всего за десять месяцев был разработан первый прототип Porsche 917 с кузовом из стекловолокна и первым 12-цилиндровым двигателем Porsche. Расточенный до 4,5 литров, изготовленный из титана, магния и экзотических сплавов, он выдавал мощные 520 л.с. У 917 была еще одна особенность, которая вызвала споры за неделю до гонки: подвижные аэродинамические крылья, связанные с подвеской. [ 5 ] Они были запрещены CSI (Международной спортивной комиссией – регулирующим органом FIA ) на Гран-при Монако в мае как опасные. Менеджер команды Porsche Рико Штайнеманн возразил, что их тестовые сессии показали, что без них машина по своей природе нестабильна и что автомобили были омологированы для группы 4 с закрылками. [ 6 ] Решение FISA, принятое в последнюю минуту за день до Ле-Мана, позволило им участвовать в гонках, хотя 908-м пришлось потерять закрылки, поскольку ранее они ездили без них. [ 3 ] [ 7 ] Команда Matra была особенно расстроена этим решением, но в заявлении говорится, что они не намерены протестовать. Широко распространено мнение, что, если бы запрет был снова восстановлен из-за протеста других команд, Porsche полностью отказался бы от участия в гонке 1969 года. [ 8 ]
К маю необходимые 25 шасси были готовы для омологации и предназначены для продажи частным гоночным командам по цене 35 000 долларов каждое. Первый был куплен частным лицом ко времени гонки в Ле-Мане британцем Джоном Вульфом. Автомобили провели свою первую гонку в Спа, а три заводских участника были в Ле-Мане в форме лангхека (длиннохвостой) для Вика Элфорда / Ричарда Эттвуда и Рольфа Стоммелена / Курта Аренса с Гербертом Линге в резервной машине. [ 9 ]
В классе прототипов у Porsche было три заводских 908, также в форме лангхека , включая постоянных пилотов команды Герхарда Миттера и Удо Шютца . Версия этого сезона была как минимум на 20% легче автомобиля 1968 года. Новая версия 908/2 Spyder, которая пользовалась большим успехом в течение сезона, управлялась ведущими гонщиками команды Джо Зиффертом и Брайаном Редманом при поддержке спонсора Зифферта, компании Hart Ski, при мощной поддержке завода. В классе 2-литровых прототипов была еще пара каперских 910-х. [ 10 ]
После тяжелого сезона в прошлом году Ford уже не был столь конкурентоспособен, как его конкуренты из Porsche. Хотя GT40 показал свой возраст, было заявлено пять участников. Компания JW Automotive Джона Уайера , которой управляет Дэвид Йорк, решила не участвовать в гонках Mirage M2, разочаровывающих группу 6, и вместо этого выставила две машины, на которых они участвовали в гонке прошлого года. Они сохранили свои обычные комбинации пилотов: Джеки Икс / Джеки Оливер и Дэвид Хоббс / Майк Хейлвуд . [ 11 ] Также были заявки на участие в гонке Alan Mann Racing и гоночный дебют Райнхольда Йоста в качестве пилота. [ 12 ]

После неудачного дебюта в 1967 году Lola T70 Mk 3 постепенно улучшалась, и теперь, когда производство было завершено настолько, что его можно было отнести к спортивной категории, он мог использовать гораздо более надежный, проверенный в гонках 5-литровый двигатель Chevrolet V8. Новый Mk 3B, разработанный Эриком Бродли , стал первым гоночным автомобилем, в котором использовалось новое сверхлегкое и сверхпрочное углеродное волокно . Победа в первом туре чемпионата в Дайтоне для Роджера Пенске команды стала хорошим предзнаменованием. Лола отозвала свои заявки после того, как Пол Хокинс сгорел заживо в результате несчастного случая в мае за рулем Лолы на турнире RAC Tourist Trophy . [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Без заводской команды именно Scuderia Filipinetti управляла автомобилем Джо Боннье / Мастена Грегори . [ 16 ]
Заводская команда SEFAC- Ferrari вернулась в Ле-Ман после годичного отсутствия с новым прототипом 312P , дизайн которого очень похож на Can-Am 612P. Он оснащался 3-литровым двигателем V12, созданным на основе двигателя Ferrari Формулы-1, мощностью 430 л.с. Были заявлены две машины для бывших победителей гонок Криса Эймона и Педро Родригеса в партнерстве со специалистом по преодолению подъемов Питером Шетти. [ 17 ] и Дэвид Пайпер соответственно. Североамериканская гоночная команда (NART) снова представила три различных варианта в категории «Спорт»: 1965 года вернулся ее победивший в гонках автомобиль 275LM с новым 365 GTB/4 в классе двигателей более 2 литров и Dino 206. S в классе объемом менее 2 литров. [ 18 ]

Alpine вернулась со своим A220 , Гордини теперь поставил 3-литровый Renault с впрыском топлива, чтобы выдать все еще впечатляющие 330 л.с. Мауро Бьянки, тяжело травмированный на гонке 1968 года , теперь был менеджером заводской команды после того, как он не прошел медицинское обследование на этапе в Монце . Помимо трех заводских автомобилей, был еще один для команды постоянных клиентов — Ecurie Savin-Calberson. Обе команды вместе с другой французской каперской командой Trophée Le Mans управляли четырьмя A210 в меньших классах прототипов, в том числе один для французских чемпионов по лыжным гонкам Жан-Клода Килли и Боба Воллека . [ 19 ]

После сильных результатов в гонке 1968 года французская команда Matra отказалась от разработки Формулы-1 (оставив ее Matra International Кена Тиррелла ), чтобы сосредоточиться на своей программе спортивных автомобилей. Инженер по аэродинамике Робер Шуле разработал специально для Ле-Мана купе с низким лобовым сопротивлением, Matra 640, напоминающее его конструкцию Panhard CD , но с 3-литровым двигателем Matra V12. Не будучи готовой к мартовским тестовым выходным, Matra смогла пройти специальные тесты в апреле. Анри Пескароло выехал на трассу, но на первых километрах Mulsanne Straight машина поднялась в воздух, сделав круг на 360°, прежде чем врезаться в придорожные деревья и загореться. [ 20 ] Пескароло вытащили живым, но у него были сломаны два позвонка и серьезные ожоги лица и рук. Проект был отменен; однако разработка велась и над 630. Это привело к созданию нового автомобиля с открытым верхом, 650. Только один был закончен (непосредственно перед техническим осмотром) для Жан-Пьера Бельтуаза / Пьера Куража , в то время как два бывших шасси 630 были переоборудованы (названные 630/650) для Джонни Сервоз-Гэвина / Герберта Мюллера и «Нанни» Галли / Робин Уиддоуз . Был также MS630 для Нино Ваккареллы и Жана Гише, которые вместе выиграли гонку 1964 года за Ferrari. Тем временем Пескароло, лежа на больничной койке, комментировал гонки для французского телевидения. [ 21 ]
Помимо Lola, британские автомобили были доступны только мелким производителям. Chevron B8 был омологирован в Группу 4 с 2-литровым двигателем BMW. Дональд Хили вернулся со своим 2-литровым прототипом SR, улучшенным в результате обширных испытаний в Сильверстоуне . [ 20 ] Unipower GT имел двигатель Mini Cooper S объемом 1275 куб.см, а Piper GTR - двигатель Ford объемом 1300 куб.см. Самой маленькой машиной в этой области был Abarth 1000SP.
После отличного результата в прошлогодней гонке Alfa Romeo стала заводская команда Autodelta фаворитом на победу в классе. Однако команда отказалась от участия после смерти своего ведущего гонщика и победителя гонок 1968 года Люсьена Бьянки во время мартовских тестовых выходных, тестирующих новый Tipo 33/3 , что стало третьей смертью пилота команды на тестах после Жана Роллана и Лео Селлы. в 1968 году. Вместо этого бельгийской клиентской команде VDS пришлось использовать две старые модели Tipo 33/2 , одну с 2,5-литровым двигателем V8. [ 22 ]
Категория GT по-прежнему была ограниченной. Scuderia Filipinetti лидировала в классе с двигателями более 2 литров, в котором участвовали обе модели – Corvette Stingray и Ferrari 275 GTB/C. В классе до 2 литров соревновались только 911 каперов – Porsche уже доказал, что является автомобилем выбора в этом классе.
Заявки на заводы Alfa-Romeo и Abarth были исключены из-за забастовки таможенников, а Ferrari North America также исключила некоторые заявки. [ 23 ]
Упражняться
[ редактировать ]Тестовый уикенд, проходивший 29/30 марта, был омрачен аварией со смертельным исходом, в которой погиб Люсьен Бьянки на новом 3-литровом автомобиле Alfa Romeo. Очевидная механическая неисправность поразила автомобиль на прямой Унаудьер , когда он преодолел неровность при приближении к повороту Мюльсан на скорости более 305 км/ч (190 миль в час). Автомобиль врезался в телефонный столб и трансформаторную станцию и взорвался. Бьянки мгновенно погиб от удара. [ 24 ] [ 22 ] [ 25 ] [ 26 ]
По итогам тестового уик-энда Рольф Стоммелен на новом Porsche 917 показал результат 3:30,7 более чем на три секунды быстрее, чем Сервоз-Гэвин на Matra. Пол Хокинс на заводской Лоле был третьим по скорости с результатом 3:35,2. [ 27 ]

Мощь нового Porsche 917 Стоммелен продемонстрировал в первую ночь тренировки, проехав быстрый круг за 3:22,9 и завоевав поул. [ 5 ] Это было более чем на 2 секунды быстрее, чем у родственной машины Вика Элфорда. Это также было на 0,7 секунды быстрее, чем рекорд круга, установленный большими Mark IV Денни Халма и Марио Андретти в 1967 году (установленный без шиканы Ford). Несмотря на то, что максимальная скорость более чем на 20 км/ч ниже, чем у Ford, это было достигнуто за счет значительного увеличения прижимной силы. В конце концов, Porsche решила участвовать в гонках только на двух из трех своих 917-х. [ 1 ] [ 28 ] [ 29 ] Вулф на тренировке сломал свой двигатель, заняв первое место вместо третьего, но смог получить замену от Porsche. [ 30 ]
Porsche 908 Джо Зифферта и Руди Линса были третьим и четвертым, затем следовали Ferrari Родригеса и Амона с результатом 3:35 круга. Лучшей Матрой стал Сервоз-Гэвин, занявший 11-е место (3:36,4), а Икс поставил лучшего Форда на 13-е место. Слабые по мощности Alpines значительно отставали от своих современников: квалификационные круги прошли за 3:45, что поставило их в центр поля. Лучшим 2-литровым автомобилем стал Alfa Romeo Госселин/Бургуаньи, занявший 27-е место (4:09,8), а первый 911 показал результат 4:28,2 и занял 35-е место в квалификации. [ 31 ]
У NART была неудачная практика, когда его Dino столкнулся со своим товарищем по конюшне из Дайтоны на повороте Мулсанна, в результате чего обе машины выбыли из гонки. [ 29 ] [ 32 ] Любопытный инцидент произошел на тренировке, когда Боннье выбил свою Лолу из ямы и выбрался оттуда весь в крови и перьях. Судя по всему, он сбил птицу, и ее засосало через вентиляционное отверстие в кабину. [ 16 ] При условии, что все автомобили должны пройти квалификацию в пределах 85% от средней скорости автомобиля, занявшего шест, по соображениям безопасности. [ 33 ] это означало, что несколько машин не прошли квалификацию.
Раса
[ редактировать ]Начинать
[ редактировать ]
После солнечной недели день соревнований был пасмурным, но сухим, на старт пришла огромная толпа. При спуске флага именно Стоммелен с большим пауэр-скольжением первым оказался под мостом Данлоп. В еще один смертоносный год в автоспорте Джеки Икс, помня об аварии, положившей конец карьере его бывшего товарища по команде Вилли Мейресса, на первом круге прошлогодней гонки устроил собственный индивидуальный протест. Он восстал против традиционной процедуры старта в Ле-Мане: перебежать трассу к своим машинам, залезть в них, завести машину и как можно быстрее переместить машину, чтобы оторваться от стартовой решетки. Вместо этого Икс медленно подошел к своей машине, как следует пристегнул ремни безопасности и только после этого тронул машину. В результате Икс оказался в конце стартовой сетки. [ 34 ] [ 35 ]
Его беспокойство подтвердилось почти сразу. На первом же круге дерганое управление Porsche 917 и неопытность одного из его водителей привели к крупной аварии: погиб британский джентльмен-водитель Джон Вульф. Вулф купил свой 917 за 16 000 фунтов стерлингов (40 000 долларов США). [ 6 ] [ 36 ] всего несколькими днями ранее, и его коллега процитировал слова, заявившие, что его мощь «напугала меня до смерти». [ 37 ] Гоночный менеджер Porsche Рико Штайнеманн, как сообщается, перед гонкой умолял Вулфа позволить его товарищу по команде Герберту Линге проехать первый отрезок, но тот возразил. [ 36 ] Вулф разбился, приближаясь к Maison Blanche, когда он врезался двумя колесами в траву и потерял управление. [ 29 ] [ 30 ] Его выбросило из машины, когда она развернулась, покатилась, ударилась о насыпь и взорвалась. Вулфа доставили на вертолете в ближайшую больницу, но по прибытии он скончался. [ 37 ] [ 6 ] [ 38 ]
Почти полный топливный бак автомобиля Вульфа вылетел и приземлился, горя, перед приближающимся Ferrari 312P Эймона Криса . Амон наехал на него, и топливный бак Вулфа застрял внизу, в результате чего бак Амона тоже разорвался и взорвался. Амон привел в действие бортовой огнетушитель и не пострадал, но был вынужден покинуть машину. [ 39 ] Обломки практически перекрыли дорогу, пострадало несколько автомобилей, в том числе Healey, Ford Гарднера и Alpine Жабуля. Остальная часть поля практически остановилась и медленно продвигалась сквозь кровавую бойню. [ 40 ] [ 6 ] [ 30 ]
Стоммелен возглавил гонку до первых пит-стопов, возглавив поезд из пяти Porsche (Стоммелен, Элфорд, Зифферт, Миттер, Херрманн). Лола Боннье была шестой, но затем Стоммелен задержался из-за утечки масла из трансмиссии. Гарднер несколько раз привозил Alan Mann Ford из-за перегрева, потому что обломки аварии повредили радиатор. [ 30 ] Джо Зифферт и Брайан Редман лидировали, пока через четыре часа они тоже не пострадали из-за утечки масла в коробке передач. Это вывело Elford/Attwood 917 вперед, опередив другие машины команды 908 Миттера/Шютца, Херрманна/Ларрусса и Линса/Каусена, преследуемые Matra из Beltoise/Courage, а затем Wyer Ford из Ickx/Oliver на 6-м месте. На шестом часу у ряда машин возникли проблемы: Херрманн задержался на 20 минут, ремонтируя переднюю подвеску деталями от машины Зифферта. [ 29 ] (опустившись на 12-е место), а «Матра» проиграла два круга из-за неисправного заднего фонаря. Лидирующий альпинист де Кортанце/Винатье (занявший 11-е место) потерял колесо на повороте Индианаполиса. Среди большой толпы наблюдателей он «случайно» нашел нужные инструменты на траве, но откатился далеко назад. [ 19 ] Гонка Matra была очень напряженной, и к сумеркам, в 9 часов вечера, она вышла на второе место, но ее неоднократно задерживали из-за медленной работы на пит-лейн. [ 40 ] [ 29 ]
Ночь
[ редактировать ]
К вечеру три заводских Porsche опередили два Wyer Ford и также вошли в тройку лидеров Индекса производительности. [ 29 ] Боннье и Грегори хорошо ехали на Лоле, заняв шестое место, пока проблемы с перегревом в 23:00 не вынудили трехчасовой пит-стоп заменить головки и прокладки. «Таф» Госселин ошибся, приближаясь к шикане «Форд», проехал прямо и разбился, хотя водитель смог избежать травм. [ 32 ] У больших Alpines возникли проблемы с двигателем, и сразу после полуночи у последнего вышла из строя прокладка головки блока цилиндров. [ 19 ] На полпути в 2 часа ночи Элфорд/Эттвуд проехали 192 круга, опередив на четыре круга Шютца/Миттера и Линса/Каусена (187), затем вернулись к Фордам (оба 184 круга) и Ваккарелле/Гише Матре (183). [ 29 ] Катастрофа случилась с Porsche в 2.45 ночи, когда машины команд Шютца (идущего третьим) и Ларруса (теперь восьмого) столкнулись на развилке Мюльсанн. Автомобиль Шютца покатился, загорелся и чуть не разломился пополам. Однако водитель не пострадал. Машина Ларрусса доехала до боксов с повреждениями кузова и была быстро отремонтирована.
Утро
[ редактировать ]Доун увидела, как 917-й Элфорда/Эттвуда ехал внутри себя и по-прежнему лидировал 908-й Линса/Каусена. Уайер Форды заняли 3-е и 4-е места, а Херрманн / Ларрусс Порше вернулись через поле и поднялись на 5-е место. Оставшийся Ferrari 312P был на 8-м месте из-за продолжающихся проблем с утечкой масла, разделивших три оставшихся Matras, пока он, наконец, не сошел с дистанции сразу после 5 утра. [ 40 ] [ 18 ] Всю ночь у Матрас были проблемы: Галли потратил час на установку новых топливных насосов, а у Куража сломалась фара, а затем он подрезал Porsche 911 на Mulsanne, получив повреждение кузова. Но с наступлением дня он и Бельтуаз изо всех сил старались приблизиться к Фордам. [ 21 ] В 6 утра, когда над трассой опустился густой туман, лидеры имели преимущество в 5 кругов, и на трассе еще оставалось всего 19 машин. [ 29 ]
1,5-литровый Alpine от компании Killy/Wollek двигался очень быстро и неуклонно поднимался на 11-е место, лидируя среди автомобилей со средним двигателем и индексом тепловой эффективности. Но вскоре после 8 утра он был сошел с дистанции из-за сломанной подвески, к большому разочарованию французской публики. [ 19 ] [ 29 ]
Затем, около 10:15 утра, когда до финиша оставалось всего 3 часа, два ведущих Porsche приехали с незапланированными пит-стопами. Механики осмотрели их, но безуспешно – машина Линса/Каусена остановилась на Мюльсанне с поломанным сцеплением. «917» хромал еще полчаса, прежде чем треснувший сварной шов в коробке передач окончательно остановил его. [ 6 ] Через несколько минут Икс/Оливер Форд оказался в лидерах. Herrmann/Larrousse Porsche ехал усердно, наверстывая упущенное, и когда другой Wyer Ford проиграл два круга, меняя задние тормоза, он поднялся на второе место.
Финиш и после гонки
[ редактировать ]

В последний час после последних пит-стопов обе команды посадили в машины своих лучших гонщиков. Икс и Херрманн теперь были на одном круге с разницей всего в 10 секунд. У Porsche 908 были слабеющие тормоза, а мощность двигателя снизилась на 400 об/мин, а у Ford GT40 были проблемы с выхлопными газами, что делало соревнование очень равным. [ 5 ] В драматическом финале Икс и Херрманн неоднократно обгоняли друг друга. Икс знал, что если он выедет на прямую Мюльсанн, Херрманн обгонит его, но он мог снова проскочить мимо него перед поворотом Мюльсанна, а затем удерживать лидерство до конца круга. [ 29 ] Но по странному стечению времени машины пересекли линию, оставив меньше минуты, и им пришлось объехать еще раз. Ford когда-либо проезжал только 23 круга на баке топлива, но теперь ему понадобился дополнительный круг. [ 12 ] Поэтому на последнем круге Икс позволил Херрманну обогнать его раньше на Mulsanne Straight, симулируя недостаток мощности из-за нехватки топлива. Икс использовал встречный поток Херрманна, чтобы снова обогнать его незадолго до конца 5-километровой прямой. Затем Иксу удалось удержаться и опередить Херрманна на несколько секунд и на дистанции около 120 метров (390 футов). [ 41 ] Икс и Оливер победили на шасси GT40 № 1075 (по прозвищу «Старая леди»). [ 11 ] ), та самая машина, которая выиграла в прошлом году. [ 2 ] [ 3 ] Это был лишь второй раз, когда одна и та же машина выигрывала два года подряд; Bentley Speed Six делал это в 1929 и 1930 годах . Икс посвятил победу команды Люсьену Бьянки, который был убит ранее в этом году и помог команде Уайера выиграть Ле-Ман в прошлом году . [ 11 ]
Хоббс и Хейлвуд Уайер Форд после задержки финишировали третьими, отстав на четыре круга, опередив Matra of Beltoise/Courage. Старшая Matra из Ваккареллы/Гише была 5-й, отставая на 9 кругов, а немецкий Ford из Келленерса/Йоста был 6-м, отставая от них еще на 18 кругов. Ветеран NART Ferrari 275LM финишировал восьмым, проехав на 250 км (155 миль) меньше, чем его победный результат в гонке 1965 года. [ 18 ] Alpine возлагала большие надежды на восемь автомобилей, но финишировал только самый маленький: 1-литровый A210 компании Serpaggi/Ethuin финишировал 12-м, отстав на 80 кругов от Ford, но выиграл прибыльный индекс производительности, преодолев почти на 30% большую дистанцию. чем его цель с малым двигателем. Впервые с 1926 года среди финишировавших не оказалось ни одного британца. [ 2 ]
Итак, Porsche, Matra и Renault в очередной раз остались без заветной победы в Ле-Мане. Это была первая победа Джеки Икса из шести (рекорд, который держался до 2005 года, когда его побил Том Кристенсен ). Он пересек трассу на стартовой линии и все равно победил. ACO отреагировала на это активно, и культовый старт Ле-Мана был отменен. По иронии судьбы, Икс сам попал в дорожно-транспортное происшествие недалеко от Шартра , когда ехал в Париж в понедельник утром после гонки. Автомобиль остановился перед его Porsche 911 . Автомобиль Икса врезался в опору. Икс отстегнул ремень безопасности и вышел целым и невредимым из разбитого «Порше». [ 34 ]
Позже в том же месяце Энцо Феррари продал достаточное количество акций своей компании компании Fiat SpA, чтобы увеличить ее долю до 50%. [ 18 ] В еще один неудачный для автоспорта год заводская команда Porsche потеряла двух своих гонщиков на августовском Гран-при Германии . Герхард Миттер, управлявший BMW F2, погиб на тренировке. Затем Вик Элфорд попал в серьезную аварию на первом круге с Марио Андретти . Он выжил, но сломал руку в трех местах. Гонка также ознаменовала возвращение в гонки Анри Пескароло на F2 Matra после аварии на тесте. [ 42 ]
Наконец, Жак Лосте, гоночный директор ACO с 1957 года, ушел в отставку позже в том же году. Его преемником стал производитель/инженер и ветеран Ле-Мана Чарльз Дойч . [ 1 ]
Официальные результаты
[ редактировать ]Финишеры
[ редактировать ]Результаты взяты из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO. [ 43 ] Победители классов выделены жирным шрифтом.
Поз. | Сорт | Нет. | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Круги |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | С 5.0 |
6 | ![]() |
![]() ![]() |
Форд ГТ40 | Форд 4,9 л V8 | Ф | 372 |
2 | П 3.0 |
64 (бронировать) |
![]() |
![]() ![]() |
Порше 908 ЛХ купе | Порше 3.0L F8 | Д | 372 |
3 | С 5.0 |
7 | ![]() |
![]() ![]() |
Форд ГТ40 | Форд 4,9 л V8 | Ф | 368 |
4 | П 3.0 |
33 | ![]() |
![]() ![]() |
Матра-Симка MS650 | Матра 3,0 л V12 | Д | 368 |
5 | П 3.0 |
32 | ![]() |
![]() ![]() |
Матра - Симка MS630 | Матра 3,0 л V12 | Д | 359 |
6 | С 5.0 |
68 (бронировать) |
![]() |
![]() ![]() |
Форд ГТ40 | Форд 4,7 л V8 | Д | 341 |
7 | П 3.0 |
35 | ![]() |
![]() ![]() |
Матра - Симка MS630/650 | Матра 3,0 л V12 | Д | 330 |
8 | С 5.0 |
17 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 275LM | Феррари 3,3 л V12 | Г | 329 |
9 | С 2.0 |
39 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 910 | Порше 1991cc F6 | Д | 312 |
10 | ГТ 2.0 |
41 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 911 С | Порше 1991cc F6 | Д | 306 |
11 | ГТ 2.0 |
40 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 911 Т | Порше 1991cc F6 | Д | 301 |
12 | П 1.15 |
50 | ![]() |
![]() ![]() |
Альпийский А210 | Рено - Гордини 1005cc S4 | Д | 292 |
13 | ГТ 2.0 |
44 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 911 Т | Порше 1991cc F6 | 287 | |
14 | ГТ 2.0 |
67 (бронировать) |
![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 911 С | Порше 1991cc F6 | Д | 286 |
Не закончил
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Круги | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ДНФ | С 5.0 |
12 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 917 ЛХ | Порше 4.5л F12 | Д | 327 | Коробка передач, сцепление (22 часа) |
ДНФ | П 3.0 |
22 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 908 ЛХ купе | Порше 3.0L F8 | Д | 317 | Коробка передач (22 часа) |
ДНФ | П 1.6 |
45 | ![]() |
![]() ![]() |
Альпийский А210 | Рено - Гордини 1470cc S4 | Д | 242 | Амортизатор монтаж (20 часов) |
ДНФ | ГТ 2.0 |
66 (бронировать) |
![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 911 Т | Порше 1991cc F6 | 241 | Несчастный случай (20 часов) | |
ДНФ | П 3.0 |
18 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 312P купе | Феррари 3.0л V12 | Ф | 223 | Коробка передач (16 часов) |
ДНФ | П 3.0 |
29 | ![]() |
![]() ![]() |
Альпийский А220 /69 | Рено - Гордини 3.0L V8 | М | 209 | Конрод (18 часов) |
ДНФ | П 3.0 |
23 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 908 ЛХ купе | Порше 3.0L F8 | Д | 199 | Несчастный случай (14 часов) |
ДНФ | С 5.0 |
2 | ![]() |
![]() ![]() |
Лола Т70 Мк.IIIB | Шевроле 5.0L V8 | Ф | 196 | Двигатель (13 часов) |
ДНФ | ГТ +2.0 |
1 | ![]() |
![]() ![]() |
Шевроле Корвет С3 | Шевроле 7.0л V8 | Г | 196 | Коробка передач (16 часов) |
ДНФ | ГТ 2.0 |
63 (бронировать) |
![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 911 Т | Порше 1991cc F6 | 174 | Коробка передач (16 часов) | |
ДНФ | П 3.0 |
31 | ![]() |
![]() ![]() |
Альпийский А220 /68 | Рено - Гордини 3.0L V8 | Д | 160 | Прокладка головки (12 часов) |
ДНФ | П 3.0 |
34 | ![]() |
![]() ![]() |
Матра - Симка MS630/650 | Матра 3,0 л V12 | Д | 158 | Электрический (12 часов) |
ДНФ | С 5.0 |
14 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 917 ЛХ | Порше 4.5л F12 | Д | 148 | Утечка масла (15 часов) |
ДНФ | П 3.0 |
28 | ![]() |
![]() ![]() |
Альпийский А220 /69 | Рено - Гордини 3.0L V8 | Д | 133 | Нефтяная труба (12 часов) |
ДНФ | С 5.0 |
8 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Форд ГТ40 | Форд 4,7 л V8 | Ф | 106 | Электрический (10 часов) |
ДНФ | С 2.0 |
43 | ![]() |
![]() ![]() |
Шеврон Б8 | БМВ 1991cc S4 | 100 | Поршень (8 часов) | |
ДНФ | П 1.3 |
49 | ![]() |
![]() ![]() |
Альпийский А210 | Рено - Гордини 1296cc S4 | 97 | Шасси / подвеска (10 часов) | |
ДНФ | П 2.0 |
38 | ![]() |
![]() ![]() |
Альфа Ромео Т33 /Б | Альфа Ромео 1996cc V8 | Д | 76 | Несчастный случай (8 часов) |
ДНФ | П 3.0 |
20 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Порше 908 /02LH | Порше 3.0L F8 | Ф | 60 | Коробка передач (6 часов) |
ДНФ | П 3.0 |
30 | ![]() |
![]() ![]() |
Альпийский А220 /69 | Рено - Гордини 3.0L V8 | М [ 44 ] | 48 | Прокладка головки (6 часов) |
ДНФ | С 5.0 |
9 | ![]() |
![]() ![]() |
Форд ГТ40 | Форд 4,9 л V8 | Г | 42 | Карданный вал (6 часов) |
ДСК | ГТ +2.0 |
59 (бронировать) |
![]() |
![]() ![]() |
Феррари 275 ГТБ Соревнование |
Феррари 3,3 л V12 | Г | 39 | Преждевременное масло пополнение (5 часов) |
ДНФ | П 3.0 |
36 | ![]() |
![]() ![]() |
Альфа Ромео Т33 /Б | Альфа Ромео 2,5 л V8 | Д | 36 | Давление масла (5 часов) |
ДНФ | ГТ 2.0 |
42 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 911 Т | Порше 1991cc F6 | Д | 34 | Поршень (4 часа) |
ДНФ | П 2.0 |
62 (бронировать) |
![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Кочевник Мк 2 | БРМ 1998cc V8 | Д | 28 | Коробка передач (4 часа) |
ДНФ | П 2.0 |
37 | ![]() |
![]() ![]() |
Хили СР | Ковентри Климакс 1998cc V8 | Д | 14 | Радиатор (4 часа) |
ДНФ | П 1.15 |
51 | ![]() |
![]() ![]() |
Абарт 1000SP | Абарт 1001cc S4 | Д | 9 | Зажигание (2 часа) |
ДНФ | П 2.0 |
60 (бронировать) |
![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 910 | Порше 1991cc F6 | Д | 4 | Двигатель (2 часа) |
ДНФ | П 1.6 |
46 | ![]() |
![]() ![]() |
Альпийский А210 | Рено - Гордини 1470cc S4 | М | 1 | Прокладка головки (2 часа) |
ДНФ | П 3.0 |
19 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 312P купе | Феррари 3.0л V12 | Ф | 0 | Авария / пожар (1 час) |
ДНФ | С 5.0 |
10 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 917 | Порше 4.5л F12 | Д | 0 | Несчастный случай (смертельный) (1 час) |
Источники: [ 45 ] [ 46 ] [ 14 ] [ 47 ] |
Не Запустился
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|
DNS | С 5.0 |
15 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 917 ЛХ | Порше 4.5л F12 | Запасной автомобиль |
DNS | С 5.0 |
16 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 365 GTB/4 Дайтона | Феррари 4,4 л V12 | Практика несчастного случая |
DNQ | П 1.3 |
58 (бронировать) |
![]() |
![]() ![]() |
Форд ГТ40 | Форд 4,9 л V8 | Двигатель |
DNS | С 2.0 |
61 (бронировать) |
![]() |
![]() ![]() |
Дино 206 С | Феррари 1986cc V6 | Практика несчастного случая |
DNQ | П 1.3 |
47 | ![]() |
![]() ![]() |
Юнипауэр ГТ | БМК 1293cc S4 | Не прошел квалификацию |
DNQ | П 1.3 |
48 | ![]() |
![]() ![]() |
Пайпер ГТР | Форд 1300cc S4 | Не прошел квалификацию |
ДНК | С 5.0 |
57 (бронировать) |
![]() |
![]() |
Лола Т70 Мк. III | Шевроле 5,0 л V8 | Не прибыл |
ДНК | П 1.15 |
69 (бронировать) |
![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Альпийский А210 | Рено - Гордини 1005cc S4 | Не прибыл |
Победители класса
[ редактировать ]Сорт | Прототип Победители |
Сорт | Спорт Победители |
Сорт | ГТ Победители | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Прототип 3000 |
#64 Порше 908 л.с. | Херрманн / Ларрус * | Спорт >2000 |
#6 Форд GT40 | Икс / Оливер * | Гранд Туринг >2000 |
нет финишеров | |
Прототип 2000 |
#39 Порше 910 | Пуаро / Моблан | Спорт 2000 |
нет финишеров | Гранд Туринг 2000 |
#41 Порше 911 S | Габан / Депре | |
Прототип 1600 |
нет финишеров | Спорт 1600 |
нет участников | Гранд Туринг 1600 |
нет участников | |||
Прототип 1300 |
нет финишеров | Спорт 1300 |
нет участников | Гранд Туринг 1300 |
нет участников | |||
Прототип 1150 |
#50 Альпийский А210 | Серпаджи / Этуин * | Спорт 1150 |
нет участников | Гранд Туринг 1150 |
нет участников |
- Примечание : установка нового рекорда расстояния.
Индекс тепловой эффективности
[ редактировать ]- Примечание . В этот рейтинг включены только девять лучших позиций.
Индекс эффективности
[ редактировать ]Взято из книги Мойти. [ 48 ] [ 27 ]
- Примечание . В этот рейтинг включены только десять лучших позиций. Оценка 1,00 означает преодоление минимальной дистанции для автомобиля, а более высокий балл означает превышение номинальной целевой дистанции.
Статистика
[ редактировать ]Взято из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO.
- Самый быстрый круг на практике – Р. Стоммелен, Porsche 917 LH №14 – 3:22,9 секунды; 238,98 км/ч (148,50 миль в час)
- Самый быстрый круг – В. Элфорд, Porsche 917 LH №12 – 3:27,2 секунды; 234,02 км/ч (145,41 миль в час)
- Победная дистанция - 4998,00 км (3105,61 миль)
- Средняя скорость победителя - 208,25 км/ч (129,40 миль в час).
- Посещаемость – почти 400 000 [ 1 ] [ 49 ] [ 50 ]
Международный чемпионат по турнирной таблице
[ редактировать ]По расчетам после Ле-Мана, 8-й тур из 10. [ 51 ]
Поз. | Производитель | Очки |
---|---|---|
1 | ![]() |
45 |
2 | ![]() |
24 |
3 | ![]() |
14 |
4 | ![]() |
15 |
5= | ![]() |
3 |
5= | ![]() |
3 |
7 | ![]() |
3 |
8 | ![]() |
1 |
- Цитаты
- ^ Jump up to: а б с д и Спорринг 2010, с.307-8.
- ^ Jump up to: а б с Клаусагер 1982, стр.159-61.
- ^ Jump up to: а б с Moity 1974, p.122
- ^ УПИ (13 июня 1969 г.). «Авария убивает Вулфа в гонке в Ле-Мане» . Тампа Трибьюн . п. 6-Ф . Проверено 4 февраля 2018 г. - через Newspapers.com.
- ^ Jump up to: а б с Кларк 1997, стр.74-76: Motor, 21 июня 1969 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Спорринг 2010, с.319-21.
- ^ АП (14 июня 1969 г.). «Поршес подойдет для Ле-Мана» . Флорида сегодня . п. 3С . Проверено 4 февраля 2018 г. - через Newspapers.com.
- ^ АП (14 июня 1969 г.). «Западногерманские Porches выбирает сегодня Ле-Ман» . Городской разговор . п. А-10 . Проверено 4 февраля 2018 г. - через Newspapers.com.
- ^ Бритт, Блойс (6 июля 1969 г.). «Porche участвует в четырех командах на шестичасовом эндуро в Уоткинс-Глене» . Колорадо-Спрингс Газетт-Телеграф . п. 4-Е . Проверено 4 февраля 2018 г. - через Newspapers.com.
- ^ Сперринг 2010, стр.314-6.
- ^ Jump up to: а б с АП. «Форд побеждает в Ле-Мане» . Вашингтон, CH Record-Herald . п. 13 . Проверено 3 февраля 2018 г. - через Newspapers.com.
- ^ Jump up to: а б Спорринг 2010, с.310-1.
- ^ Паркер 2016, стр.210.
- ^ Jump up to: а б «24 часа Ле-Мана 1969 года – Результаты гонки – Гоночные спортивные автомобили» . www.racingsportscars.com . Проверено 4 февраля 2018 г.
- ^ «Пол Хокинс» . Мемориал автоспорта . Проверено 8 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Шпоринг 2010, с.327
- ^ Паркер 2016, стр.219.
- ^ Jump up to: а б с д Споринг 2010, с.324
- ^ Jump up to: а б с д Спонсорство 2010, с.322
- ^ Jump up to: а б Кларк 1997, стр.70: Autocar, 12 июня 1969 г.
- ^ Jump up to: а б Спорринг 2010, с.328-9.
- ^ Jump up to: а б Споринг 2010, с.326
- ^ УПИ (16 июня 1969 г.). «Команда Икса-Оливера одержала захватывающую победу над немцами в гонке в Ле-Мане» . Ежедневная пресса . п. 12 . Проверено 4 февраля 2018 г. - через Newspapers.com.
- ^ Паркер 2016, стр.214.
- ^ «Люсьен Бьянки» . Мемориал автоспорта . Проверено 8 мая 2018 г.
- ^ «Люсьен Бьянки погиб на тренировке в Ле-Мане» . Чикаго Трибьюн . 31 марта 1969 г. с. 3-3 . Проверено 3 февраля 2018 г. - через Newspapers.com.
- ^ Jump up to: а б с Споринг 2010, с.333
- ^ Сперринг 2010, стр.345.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Кларк 1997, стр.77-80: Motor, 21 июня 1969 г.
- ^ Jump up to: а б с д Кларк 1997, стр.83-85: Modern Motor, сентябрь 1969 г.
- ^ Сперринг 2010, стр.331.
- ^ Jump up to: а б Автомобильный год 1969, стр.163-64
- ^ Сперринг 2010, стр.242.
- ^ Jump up to: а б Споринг 2010, с.312
- ^ «Триумф против трагедии: 5 величайших побед в Ле-Мане» . www.classicdriver.com . Проверено 3 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Близкий Ле-Ман, выигранный Фордом» . Пост-отправка Сент-Луиса . 16 июня 1969 г. с. 5С . Проверено 4 февраля 2018 г. - через Newspapers.com.
- ^ Jump up to: а б АП (15 июня 1969 г.). «Авария убила гонщика на гонке в Ле-Мане» . Палладий-Предмет . п. 22 . Проверено 4 февраля 2018 г. - через Newspapers.com.
- ^ «Джон Вулф» . Мемориал автоспорта . Проверено 8 мая 2018 г.
- ^ Весна 2001 г., стр.153.
- ^ Jump up to: а б с Кларк 1997, стр.73: Автомобиль и водитель, сентябрь 1969 г.
- ^ Даймок, Эрик (16 июня 1969 г.). «Форд – по секундам» . Хранитель . п. 14 . Проверено 4 февраля 2018 г. - через Newspapers.com.
- ^ «Герхард Миттер» . Мемориал автоспорта . Проверено 16 мая 2018 г.
- ^ Сперринг 2010, стр.2.
- ^ «24 часа Ле-Мана 1969 года — Фотогалерея — Гоночные спортивные автомобили» . www.racingsportscars.com . Проверено 19 октября 2023 г.
- ^ Сперринг 2010, стр.332.
- ^ «24 часа Ле-Мана 1969» . www.teamdan.com . Проверено 4 февраля 2018 г.
- ^ «24 часа Ле-Мана 1969 года – Гоночные спортивные автомобили» . www.racingsportscars.com . Проверено 9 февраля 2018 г.
- ↑ Moity 1974, p.182
- ^ «24 часа Ле-Мана 1969 года» . Мировые спортивные гонки Prototypes.com . Проверено 4 мая 2018 г.
- ^ «24 часа Ле-Мана 1969» . Гоночные спортивные автомобили.com . Проверено 4 мая 2018 г.
- ^ «Международный чемпионат производителей» . Мировые спортивные гонки Prototypes.com . Проверено 15 мая 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Армстронг, Дуглас – английский редактор (1969) Автомобильный год № 17, 1969–70 Лозанна: Edita SA
- Кларк, Р.М. – редактор (1997) Ле-Ман «Годы Форда и Матры 1966–1974» Кобэм, Суррей: Brooklands Books ISBN 1-85520-373-1
- Клаусагер, Андерс (1982) Ле-Ман, Лондон: Arthur Barker Ltd. ISBN 0-213-16846-4
- Генри, Алан (1988) Пятьдесят знаменитых автогонок Нортгемптоншир: Патрик Стивен Ltd ISBN 0-85059-937-7
- Лабан, Брайан (2001) 24 часа Ле-Мана, Лондон: Virgin Books ISBN 1-85227-971-0
- Мойти, Кристиан (1974) 24-часовая гонка Ле-Мана 1949–1973 Рэднор, Пенсильвания: Chilton Book Co. ISBN 0-8019-6290-0
- Паркер, Пол (2016) Гонки на спортивных автомобилях в камере, том 2, 1960–69 Винкантон: Behemoth Publishing ISBN 978-0-99287-694-4
- Сперринг, Квентин (2010) Ле-Ман 1960–69 Йовил, Сомерсет: Haynes Publishing ISBN 978-1-84425-584-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гоночные спортивные автомобили – 24 часа Ле-Мана 1969 года, записи, результаты, технические детали. Проверено 4 мая 2018 г.
- История Ле-Мана - История Ле-Мана, по часам (включая изображения и ссылки на YouTube). Проверено 4 мая 2018 г.
- Прототипы мировых спортивных гонок – результаты, резервные записи и номера шасси. Проверено 4 мая 2018 г.
- Команда Дэна – результаты и резервные заявки, пояснения к спискам гонщиков. Проверено 4 мая 2018 г.
- Уникальные автомобили и запчасти – результаты и резервные записи. Проверено 4 мая 2018 г.
- Формула 2 – результаты Ле-Мана и резервные заявки. Проверено 4 мая 2018 г.
- Мемориал автоспорта – подробности фатальных аварий. Проверено 4 мая 2018 г.
- YouTube – цветные кадры с наложенной музыкой (5 минут). Проверено 15 мая 2018 г.
- YouTube – Краткое интервью с Анри Пескароло о его аварии на тестах (90 секунд). Проверено 15 мая 2018 г.
- YouTube – Краткое интервью с Фрэнком Гарднером о катастрофе Джона Вулфа (30 секунд). Проверено 15 мая 2018 г.
- YouTube – ч/б кадры на голландском языке, новостной репортаж (1 минута). Проверено 15 мая 2018 г.
В СМИ
[ редактировать ]La Ronde Infernale: Ле-Ман 1969 (по заказу Castrol )