Эрик Бродли
Эрик Бродли MBE | |
---|---|
Рожденный | Бромли , Англия | 22 сентября 1928 г.
Умер | 28 мая 2017 г. Кембридж , Англия | (88 лет)
Национальность | Британский |
Род занятий | Дизайнер гоночных автомобилей, предприниматель |
Эрик Харрисон Бродли MBE (22 сентября 1928 — 28 мая 2017) — британский предприниматель, инженер, основатель и главный дизайнер Lola Cars , производителя и инжиниринговой компании, занимающейся автогонками. Он, возможно, был одним из самых влиятельных автомобильных дизайнеров послевоенного периода, и на протяжении многих лет Лола участвовала во многих громких проектах в Формуле-1 , Инди-карах и гонках на спортивных автомобилях . Бродли продал Лолу Мартину Биррейну в 1997 году.
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Эрик Бродли в конце 1940-х годов, будучи молодым человеком, работал в строительной компании. [ 1 ] и после окончания учебы устроился на работу сметчиком- сметчиком . [ 2 ] В свободное время Бродли активно участвовал в автогонках в составе 750 Motor Club . Как и большинство других участников, включая Колина Чепмена , Фрэнка Костина и Брайана Харта , он построил свои собственные автомобили на базе шасси Austin 7 , используя самодельные и запатентованные детали. Его первая машина, Broadley Special ) [ 3 ] был построен в 1956 году [ 4 ] соблюдать правила, регулирующие «Ford Ten Special» (или «1172 Special»). [ 4 ] ) класса, использующий двигатель с боковыми клапанами объемом 1172 куб.см (72 куб.см) , первоначально представленный для довоенного Ford Model C.
Broadley Special имел мгновенный успех, выиграв ряд местных и национальных мероприятий в Великобритании. На обороте этой пластинки Бродли, по просьбе ряда водителей, ищущих что-то кроме Lotus XI , [ 4 ] сразу же начал проектировать шасси под более мощный двигатель объемом 1098 куб.см. [ 4 ] (67ci) Двигатель Coventry Climax и BMC A-серии коробка передач . [ 4 ] Этот автомобиль с его современным шасси с пространственной рамой должен был стать Lola Mk1 , названным в честь песни « What's Lola Wants » из современного мюзикла « Проклятые янки» . [ 5 ] Хотя, как открыто признает Бродли, Mk1 был слишком мощным для его уровня водительских навыков [1] , в 1958 году он стал первым человеком, когда-либо проехавшим круг по трассе Брэндс-Хэтч- Инди менее чем за одну минуту. Как только все было решено, он победил Lotus XI «с монотонной регулярностью» (особенно в руках Питера Эшдауна , который одержал как минимум множество побед, включая победу в классе и шестое место в общем зачете на Tourist Trophy 1959 года ). [ 4 ] Успех вскоре привлек интерес других каперов , поэтому в 1958 году Бродли и его двоюродный брат уговорили построить еще три копии. компания Lola Cars Ltd. Родилась
Оставаясь в основном в Бромли , [ 4 ] Бродли открыл магазин в Вест-Байфлите , графство Суррей, потратив 2000 фунтов стерлингов из собственных сбережений и произведя тридцать пять [ 4 ] больше Mk1 до 1962 года, [ 6 ] все с Ковентри-Кульминацией. [ 6 ] с постоянно улучшающимися результатами на трассе. Несмотря на ограниченный опыт, в 1960 году Лола выпустила свою первую одноместную с открытыми колесами модель : Mark 2 для Формулы-Юниор . Производительность была скорее многообещающей, чем выдающейся, а использование переднего двигателя было ошибкой, поскольку вскоре в формуле стали доминировать автомобили с задним и средним расположением двигателя. [ 6 ] Несмотря на эти недостатки и одержанную только одну победу в сезоне 1960 года, было продано сорок два экземпляра. [ 6 ] Переработанный в 1961 году, [ 6 ] со средним расположением двигателя Mk3 неизменно отставал от современных Lotus и Coopers .
1960-е и 1970-е годы: Формула-1 и международная известность
[ редактировать ]На фоне его первоначального успеха и несмотря на его неопытность (и неудачу Mark 2), в 1961 году Рег Парнелл обратился к Бродли с просьбой спроектировать и построить шасси Формулы-1 для его гоночной команды Bowmaker-Yeoman Racing Team . Lola Mk4 имела обычную трубчатую пространственную раму с инновационной передней подвеской с использованием нижних поперечных рычагов и верхних поперечных рычагов с радиусными рычагами , а задняя часть имела верхние и нижние поперечные рычаги и радиусный рычаг; Идея Бродли продолжала использоваться до 1970-х годов. [ 6 ] Первоначально в Mark 4 использовалась обычная четверка Coventry-Climax, тогда как 1,5-литровый двигатель [ 7 ] (91ci) V8 позже стал доступен. Хотя Джон Сёртиз и Рой Сальвадори проявили себя в них быстро, [ 6 ] и один из них был поставлен на поул в своей первой гонке, Гран-при Нидерландов 1962 года , благодаря Сёртису, машина не смогла финишировать. Сертиз выиграл гонку «Гинеи» 2000 года в Мэллори-парке и занял второе место на Великобритании и Германии Гран-при . [ 6 ]
Bowmaker-Yeoman отказались от участия в Гран-при в конце 1962 года, продав свои Mark 4 компании Tasman Racing Series ; В Австралазии Сёртиз и его товарищ по команде Тони Мэггс выступили неплохо: Сёртиз выиграл Гран-при Новой Зеландии. [ 6 ] (не чемпионат мира ). В 1963 году Парнелл продал один Бобу Андерсону и управлял другим Крису Эймону , который редко добивался успеха, хотя на Гран-при Великобритании он финишировал седьмым; (не чемпионат) Андерсон добился большего успеха, выиграв Гран-при Рима в качестве капера. [ 6 ]
Усилия по созданию автомобиля Formula Junior Mark 5 в 1962 году привели к девяти продажам, но лишь к ограниченному успеху; Улучшенный Mark 5A принес Ричарду Эттвуду победу на юниорском этапе Гран-при Монако . [ 6 ]
На выставке гоночных автомобилей 1963 года дебютировал сенсационный Mark 6 (Lola GT), законодатель моды 70-х годов. Он имел Ford 4,2-литровый (255ci) двигатель V8 Colotti и четырехступенчатую коробку передач под гладким кузовом из стекловолокна , демонстрируя хорошую управляемость и «замечательный поворот скорости». [ 8 ] всего 250 л.с. (186 кВт), чего было достаточно, чтобы запустить его в гонку Vingt-Quatre Heurs du Mans 1963 года , пока коробка передач не отказала и Дэвид Хоббс не разбился. [ 8 ]
Это выступление привлекло внимание Форда, который искал способ выиграть Ле-Ман, и предложил Бродли двухлетний контракт на модернизацию GT, установив Ford Advanced Vehicles на заводе в Slough Trading Estate ; он произвел GT-40 , который во многих отношениях отличался от Mark 6, не в последнюю очередь тем, что в нем использовалось стальное шасси, а не алюминиевое, как у Mark 6. Это был один из многих моментов, по которым Бродли оказался в разногласиях со своими американскими работодателями. . [ 8 ]
Бродли, привыкший быть своим собственным начальником, уволился через 12 месяцев, и, поскольку завод FAV был зарегистрирован на имя Lola Cars, он сохранил завод, вынудив Форда переехать на другой завод в поместье. [ 9 ] Первыми автомобилями новой независимой компании были новые Mark 5A для Midland Racing Partnership (используемые Attwood), теперь переименованные в Mark 53. Производный Mark 54 Formula Two одноместный автомобиль , также используемый Midlands, дал Эттвуду секунды в По , Альби и Нюрбургринге , а Мэггс занял второе место в Эйнтри . [ 8 ] для Одноместный монокок F2 и F3 , T60, был представлен в 1965 году; пять были построены, но не имели успеха, а экспериментальные модели T61 и T62, купленные Midlands и шестью другими клиентами, были не лучше. [ 10 ] Другой дебют 1965 года, T70, был прямо противоположным: ему «суждено было стать одним из самых успешных и долгоживущих спортивных автомобилей». [ 8 ] Предлагавшийся с 5,4- или 6,2-литровым (327ci или 377ci) Chevrolet и Hewland четырехступенчатой коробкой передач или пятиступенчатой коробкой передач ZF , созданный по образцу Mark 6 и GT-40, он, тем не менее, был свежим и стал почти таким же большим открытием, как и его более ранний вариант. брат или сестра. [ 8 ] FIA создала Группу 9 (позже Группу 7 ) только для T70, в то время как Сёртиз участвовал в одной из них в британских гонках, включая победу Guards Trophy в Брэндс-Хэтч на заводском автомобиле. [ 10 ] Пятнадцать были проданы в 1965 году, а также тридцать два улучшенных Mk2, представленных в 1966 году. [ 10 ]
Его первое предприятие в Индианаполисе Type 80 Бродли с 4,2-литровым двигателем Ford не увенчалось успехом. В 1966 году владелец команды Джон Меком заказал три улучшенных Т90 для Джеки Стюарта , Грэма Хилла и Роджера Уорда ; Стюарт вырвался вперед на 190-м круге, что принесло Хиллу победу. Сильно модифицированный Т90 вывел Эла Унсера на второе место в 1967 году. [ 10 ]
Улучшив T70 в 1967 году, Бродли встретился с джаггернаутом McLaren в Can-Am и одержал только одну победу - победу Сертиса в Лас-Вегасе . Чтобы претендовать на участие в европейских гонках прототипов , Бродли спроектировал кузов купе для тяжелого и ненадежного двигателя Aston Martin двухцилиндрового . Это привело к сходу гонщиков на Ринге и в Ле-Мане, поэтому Сёртиз перешёл на надежный 5,7-литровый (350 куб.см) Chevrolet, продемонстрировав хрупкость подвески. Несмотря на это, Хокинс/Эпштейн пробежали 1000 км в Спа , а Хокинс/Лав заняли второе место на Кьялами» «Девяти часах на каперах. [ 10 ] Наконец, в 1968 году он был омологирован как купе Группы 4 с двигателем Chevy, и, несмотря на плохие результаты на чемпионате мира из-за отсутствия заводской поддержки, частным лицам было продано более ста экземпляров. Главным среди них был Денни Халм , выигравший в том году Туристический Трофей , для начала. [ 10 ] Разработанный как Mk3B (официально T76) в 1969 году, с новым кузовом и меньшим весом, он достался частным покупателям, таким как Фрэнк Гарднер , Тревор Тейлор , Пол Хокинс и Майк де Уди , которые одержали победы в SCCA соревнованиях в 1969–70 годах. , а также свою первую гонку на спортивных автомобилях чемпионата мира в руках Марка Донохью и Чака Парсонса на гонке «24 часа Дайтона (финиш Лолы один-два), плюс второе место у Джо Боннье и Герберта Мюллера на австрийской дистанции на 1000 км , что дает Лоле третье место в чемпионате. [ 10 ]

Не пренебрегал Бродли и одноместными автомобилями. В 1967 году он создал совершенно новый монокок F2 T100 только для того, чтобы потратить значительные усилия и деньги на проблематичный BMW радиально-клапанный двигатель ; после перехода на Cosworth FVA он стал конкурентом, принеся Сертису победы в Золдере и Мэллори-Парке и второе место в Реймсе . Позже он был переработан как T102 и поставлен BMW. В том же году от нового болида Формулы-1 T110 Бродли, созданного совместно с Surtees, отказались. Шасси для автомобиля Honda F1, также выпущенного в 1967 году, оказалось немного тяжеловесным, но достаточно легким, чтобы выиграть Гран-при Италии . Используя американские 5-литровые блоки и подвеску T70 для Формулы А , Бродли построил одноместный автомобиль T140 с пространственной рамой; он стал T142 для британского эквивалента Формулы 5000 . [ 10 ]
В 1968 году Бродли вернулся в Индианаполис с T150, подходящим как для двух-, так и для полного привода; полный привод оказался предпочтительнее, но даже большая тяга не смогла уберечь Унсера от крушения. [ 10 ] Он также подготовил T160, чтобы заменить превзойденный T70, для Can-Am, предоставив несколько американских каперов, в то время как Сёртиз, который планировал использовать автомобиль, подготовленный Weslake с двигателем Chevy , порвал с Лолой и оказался неконкурентоспособным. [ 10 ]
В 1969 году автомобиль T162 Can-Am Бродли был сбит доминирующими автомобилями McLarens, и было построено всего семь таких автомобилей. Последующий T163 был немногим лучше, хотя Парсонс заработал одну секунду и две трети. [ 10 ] Кроме того, новый автомобиль T190 FA/F5000 имел несущий кузов , более совершенный, чем T142, но неуправляемый. [ 10 ] Частично в ответ на это был привлечен Фрэнк Гарднер, который усовершенствовал T190, чтобы он стал конкурентоспособным, одержал победы в Тракстоне и Сильверстоуне и привлек внимание Бродли. Бродли расширил его до T192 и попросил Гарднера с тех пор контролировать разработку. [ 11 ]
Предложения в Формуле-2, Формуле-3 , Формуле Ford , Formula Vee , Formula Super Vee , Formula Atlantic и Can-Am держали Бродли очень занятым в 70-х годах. [ 11 ] К 1972 году Лола была практически единственной, кто поставлял клиентам автомобили. Они были такими же быстрыми, как и всегда, как продемонстрировал T280 (построенный по заказу Джо Боннье), но им по-прежнему мешало отсутствие специальной команды разработчиков. [ 12 ] несмотря на присутствие Гарднера. Несмотря на все это и на все «ошеломляющее разнообразие», лишь немногие Лолы оказались настоящими неудачниками. [ 12 ]
1980-е и 1990-е: Haas-Lola, команды клиентов в Формуле-1, неудачная рабочая группа, спонсируемая Mastercard, и продажа Lola Cars.
[ редактировать ]Бродли принимал очень незначительное участие в проекте Хаас-Лола Формулы-1, который охватывал сезоны Формулы-1 1985 и 1986 годов, и был назначен главным инженером в 1985 году. Забавно, что шасси THL1 и THL2 (разработанные Нилом Оутли и молодым Россом Брауном ) использовались Haas-Lola назывались «Лолами» и иногда включались в результаты Гран-при Лолы, хотя Lola Cars официально не участвовала в гонках. Проект Хаас-Лола был связан с тем, что владелец команды Карл Хаас имел тесные связи с Бродли, который был назначен главным инженером команды. Позже, в конце 1980-х - начале 1990-х годов, после нескольких лет предоставления шасси командам клиентов, таким как Ларрусс с 1987 по 1992 год (с которым Бродли и Лола заметно поднялись на подиум благодаря Агури Сузуки, занявшему третье место на Гран-при Японии 1990 года). на шасси LC90, разработанном Бродли и Крисом Мерфи), и BMS Scuderia Italia (которая участвовала в гонках на разработки Бродли неконкурентоспособное шасси Т93/30 в 1993 году ), [ а ] Бродли планировал создать команду, которая будет соревноваться исключительно под управлением Лолы . Прототип шасси под названием T95/30 был впервые испытан в конце 1994 - начале 1995 года Алланом Макнишем. [ 13 ] а в конце 1996 года Бродли объявил об участии команды в ближайшем будущем. Изначально команда намеревалась войти в Формулу-1 в 1998 году, но вошла в Формулу-1 на год раньше, в 1997 году. Бродли заявил, что это произошло из-за коммерческого давления со стороны спонсоров команды, в первую очередь со стороны титульного спонсора, MasterCard . Это произошло из-за стремления MasterCard открыть свой «Клуб F1», чтобы держатели карт могли предоставлять финансирование Лоле. [ 14 ] Бродли также планировал, что с этой записью Лола станет разработчиком шасси и двигателей, как Феррари . Разработкой предложенного двигателя V10 собственной разработки Lola должен был руководить Эл Меллинг , при этом двигатель должен был быть разработан специально с учетом обтекаемости задней части автомобиля и нижней части автомобиля в области диффузора. Однако двигатель не был разработан вовремя, и Лола была вынуждена использовать двигатель Ford ECA Zetec-R V8 , V8 той же спецификации, который использовался несуществующей командой Forti в сезоне 1996 года . [ 15 ] Во время предсезонной подготовки в начале февраля 1997 года, еще до того, как Лола выпустила свою машину 1997 года, Бродли заявил, что Лола в своем первом сезоне как команда должна стремиться победить другую команду, которая также недавно вступила в Формулу-1 в 1997 году - Гран-при Стюарта . . [ 16 ] Бродли также упомянул команду «Эрроуз» , которая, как и Лола, также использовала шины Bridgestone в 1997 году (наряду с Простом , Минарди и Стюартом), и подписала контракт 1996 года с чемпионом Дэймоном Хиллом как еще одна команда, с которой Лола могла сравниться в своем дебютном сезоне. Автомобиль, который Лола создала для участия в чемпионате мира Формулы -1 1997 года, T97/30 , спроектированный Бродли и Крисом Сондерсом, был представлен 20 февраля 1997 года в Hilton отеле в Лондоне , Англия . На этом мероприятии Бродли заявил, что долгосрочной целью его команды является выиграть чемпионат мира в течение четырех лет. [ 17 ]
Винченцо Соспири , международный чемпион Формулы-3000 и пилот-испытатель Формулы-1, и Рикардо Россе были подписаны на участие в гонках за Лолу. [ 14 ] Однако к тому времени, когда автомобиль T97/30 добрался до Гран-при Австралии 1997 года , стартовая цель Бродли - победить команду Стюарта, поддерживаемую Ford, оказалась слишком оптимистичной, и недостатки команды были обнажены с помощью Lola. автомобили со значительным отрывом заняли последнее место в квалификационных табелях. Чтобы еще больше оскорбить травму Бродли и Лолы, квалификационные правила Формулы-1, применявшиеся в период с 1996 по 2002 год, гласили, что гонщикам будет разрешено стартовать в гонке только в том случае, если они установили квалификационное время в пределах 107% от времени поул-позиции или в исключительных обстоятельствах. Таким образом, Соспири и Россе, прошедшие квалификацию, отставали более чем на 11 и 12 секунд соответственно от скорости поляка Вильнева на его Renault V10. с двигателем Williams FW19 Жака Таким образом, автомобили Lola не прошли квалификацию для участия в гонке в Мельбурне в соответствии с этим правилом. В отличие от обеих машин, которыми управлял другой новый участник 1997 года, Гран-при Стюарта с комфортом квалифицировался на одну и ту же гонку. [ 18 ] Автомобили были протестированы в Сильверстоуне вскоре после Гран-при Австралии, но обе снова оказались самыми медленными, отставая от лидеров на 9 секунд. [ 19 ] 26 марта 1997 года, в среду перед Гран-при Бразилии , Лола объявила, что снимается с гонки в Бразилии из-за «финансовых и технических проблем». Сотрудники Лолы, уже побывавшие в Интерлагосе, вернулись на базу команды в Хантингдоне, Англия. Вскоре после этого Лола полностью отказалась от участия в чемпионате мира, положив конец мечте Бродли об успешной полноценно работающей команде Лолы Формулы-1. [ 20 ] Катастрофические усилия Формулы-1 привели к тому, что Lola Cars перешла в администрацию в 1997 году, и в том же году компания была продана бизнесмену Мартину Биррану , который владел компанией до ее закрытия в 2012 году. [ 21 ] В репортаже Motor Sport в 2008 году Бродли признал , что проект Формулы-1 был катастрофой, и он решил войти в спорт в качестве рабочей команды только из-за того, что отдельный бизнес Бродли по производству композитов изо всех сил пытался сдвинуться с мертвой точки, а также из-за его ухудшающегося здоровья и операции по шунтированию сердца. прямо перед проектом Формулы-1, который, по словам Бродли, означал, что у него «не было сил» решить проблемы Т97/30. [ 22 ]
Смерть
[ редактировать ]Он умер 28 мая 2017 года в Кембридже в возрасте 88 лет.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Дайан Бродли
- ^ Уильямс (2017)
- ^ Твайт, Майк, «Лола: плодовитый строитель гонок», в Норти, Том, изд. Мир автомобилей (Лондон: Орбис, 1974), том 11, стр. 1213, называет ее Лолой Особой .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Твит, стр. 1213.
- ^ «Люди: Эрик Бродли» . grandprix.com . Проверено 13 июня 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Твит, стр. 1214.
- ^ Twite, подпись стр.1217.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Твит, стр. 1215.
- ^ Уайер, Джон «Определенный звук» (Лозанна: Автомобильный год, 1981) стр.128
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Твит, стр. 1216.
- ^ Jump up to: а б Твит, стр. 1217.
- ^ Jump up to: а б Твит, стр. 1218.
- ^ «Что случилось с планами Лолы на Формулу-1?» . GrandPrix.com . Внутри Ф1. 29 января 1996 года . Проверено 22 декабря 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Брэдли, Чарльз (26 марта 2020 г.). «Что происходит, когда ваша большая Формула-1 превращает спирали в фарс» . Motorsport.com . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ «Характеристики – Технические характеристики – Lola T97/30» . Гранпри.com. 1 февраля 1997 года. Архивировано из оригинала 30 января 2013 года . Проверено 26 декабря 2010 г.
- ^ Савард, Джо. «Лола Т97/30» . www.grandprix.com . GrandPrix.com . Проверено 1 февраля 2007 г.
- ^ «Запуск Лолы в последнюю минуту» . www.grandprix.com . GrandPrix.com . Проверено 8 сентября 2023 г.
- ^ «Подкаст «Верните V10s: провальная команда Лолы в Формуле-1 1997 года»» . Гонка . Гоночные СМИ. 11 февраля 2021 г. Проверено 11 февраля 2021 г.
- ^ «... пока Ральф самый быстрый» . www.grandprix.com . 24 марта 1997 года . Проверено 22 февраля 2020 г. .
- ^ «Лола не участвует в Гран-при Бразилии и не в сезоне?...» - Autosport.com, 26 марта 1997 г. Проверено 25 октября 2007 г.
- ^ Уоткинс, Гэри. «Некролог: бывший босс Лолы и владелец парка Монделло Мартин Бирран» . www.autosport.xom . Сеть автоспорта . Проверено 12 июня 2018 г.
- ^ «Обед с... Лолой» . 7 июля 2014 г.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Команда Embassy Hill , которая в 1970-х годах участвовала в соревнованиях Формулы-1 с шасси Лолы, разработала шасси, однако эти автомобили были разработаны Энди Смоллманом, а не Бродли.
Библиография
[ редактировать ]- «Люди: Эрик Бродли» . GrandPrix.com . Проверено 4 марта 2007 г.
- «Лола: История» . LolaHeritage.co.uk . Архивировано из оригинала 28 февраля 2008 года . Проверено 4 марта 2007 г.
- Твайт, Майк, «Лола: плодовитый создатель гонок», в Норти, Том, изд. Мир автомобилей (Лондон: Orbis, 1974), том 11, с. 1213-8.
- Уильямс, Ричард (1 июня 2017 г.). «Некролог Эрика Бродли» . Хранитель . Проверено 14 марта 2018 г.