Jump to content

Форд ГТ40

Форд ГТ40
Ford GT40 Mk.I в гоночных цветах JWA Gulf Oil
Обзор
Производитель
Производство 1964–1969 [1]
105 произведено [2]
Сборка
Дизайнер Рон Брэдшоу
Кузов и шасси
Сорт Спортивный автомобиль группы 4
Спортивный автомобиль группы 5
Спортивный прототип группы 6
Тип кузова 2-дверное купе
2-дверный родстер
Макет Макет МР
Силовой агрегат
Двигатель
  • 255  CID (4181 cc) V-8
  • 289 CID (4737 cc) V-8
  • 302 CID (4942 cc) V-8
  • 427 CID (6997 cc) V-8
Передача инфекции Mk1 и Mk3: 5-ступенчатая механическая коробка передач Mk2 и Mk4: 4-ступенчатая механическая коробка передач
Размеры
Колесная база 95 дюймов (2413 мм) [3]
Длина 160 дюймов (4064 мм)
Ширина 70 дюймов (1778 мм)
Высота 40,5 дюйма (1029 мм)
Снаряженная масса 1800–2300 фунтов (816–1043 кг) (1966, Mk IIA) [4]
Хронология
Преемник Ford P68 (гоночное наследие)
Ford GT (уличное наследие)

Ford GT40 — это высокопроизводительный гоночный автомобиль на выносливость 1960-х годов , разработанный и построенный для проекта Ford Motor Company «Ford GT» (от Grand Touring ) — попытки соревноваться в европейских гонках спортивных автомобилей на длинные дистанции против Scuderia Ferrari . который выиграл престижную 24 часа Ле-Мана» гонку « с 1960 по 1965 год . Было выпущено около 100 автомобилей, в основном это 4,7-литровые спортивные автомобили V8 со средним расположением двигателя объемом 4,7 литра, некоторые проданы частным командам или как разрешенные к использованию автомобили Mk.III. Гонки начались в 1964 году, когда Ford выигрывал категории чемпионатов мира с 1966 по 1968 год. Первая победа в 24-часовой гонке Ле-Мана была одержана в 1966 году, вторая - в 1967 году когда два 7,0-литровых прототипа Mk.II с двигателем 427 пересекли финишную черту вместе, а . 7,0-литровый сильно модифицированный прототип Mk.IV "J-car" американского производства. Считавшееся слишком быстрым, изменение правил с 1968 года ограничивало прототипы двигателями Формулы-1 объемом 3,0 литра, однако частная команда JW "Gulf" одержала дополнительные победы в Ле-Мане в 1968 и 1969 годах с тем же самым двигателем. [5] «старый» спортивный автомобиль Mk.I GT40, на котором все еще допускались двигатели объемом до 5,0 литров, когда было выпущено не менее 25 экземпляров.

Усилия начались в Великобритании в начале 1960-х годов, когда компания Ford Advanced Vehicles начала строить автомобиль GT40 Mk I, основанный на британской Lola Mk6 , на своей базе в Слау , Великобритания. После неутешительных результатов в гонках команда инженеров была переведена в 1964 году в Дирборн, штат Мичиган , США, для проектирования и производства автомобилей Кар Крафт . Все версии шасси оснащались серией двигателей Ford V8 OHV американского производства, модифицированных для гонок.

В 1966 году автомобиль GT40 Mk II прервал победную серию Ferrari в Ле-Мане, сделав Ford первым американским производителем, выигравшим крупную европейскую гонку после Джимми Мерфи триумфа с Duesenberg на Гран-при Франции 1921 года . [6] [7] [8]

Mk I, на котором участвовала команда John Wyer JWA Gulf, шасси № P-1075, побеждал в 1968 и 1969 годах , это самое старое из GT40 и второе шасси, выигравшее Ле-Ман более одного раза. [9] Его американский двигатель Ford V8, первоначально имеющий рабочий объем 4,7 литра ( 289 кубических дюймов), был увеличен до 4,9 литра ( 302 кубических дюйма) с из специального сплава Gurney - Weslake головками цилиндров .

Цифра «40» обозначала его высоту 40 дюймов (1,02 м), измеренную от лобового стекла, что является минимально допустимым. Первые 12 автомобилей-прототипов имели серийные номера от GT-101 до GT-112. Когда началось «производство» GT40, модели Mk I, Mk II, Mk III и Mk IV получили номера от GT40P/1000 до GT40P/1145.

Современный Ford GT — это дань уважения GT40.

Генри Форд II хотел, чтобы Ford выступал в Ле-Мане с начала 1960-х годов. Сообщается, что в начале 1963 года Форд через европейского посредника получил известие о том, что Энцо Феррари заинтересован в продаже компании Ford Motor Company. Сообщается, что Форд потратил несколько миллионов долларов на аудит заводских активов Ferrari и юридические переговоры только для того, чтобы Ferrari в одностороннем порядке прекратила переговоры на поздней стадии из-за споров о способности руководить гонками на открытых колесах. Феррари, который хотел остаться единственным оператором автоспортивного подразделения своей компании, был возмущен, когда ему сказали, что ему не разрешат участвовать в гонках Индианаполис 500, если сделка состоится, поскольку Ford выставил автомобили Indy с собственным двигателем и не Не хочу конкуренции со стороны Феррари. Энцо со злостью разорвал сделку, а Генри Форд II в ярости приказал своему гоночному подразделению найти компанию, которая могла бы построить мощную Ferrari на мировой трассе гонок на выносливость. [10]

С этой целью Форд начал переговоры с Lotus , Lola и Cooper . У Купера не было опыта работы в GT или прототипе, и его выступления в Формуле-1 падали. [11]

Лола Мк6

Предложение Lola было выбрано, поскольку Лола использовала двигатель Ford V8 в своей среднемоторной модели Lola Mk6 (также известной как Lola GT). Это был один из самых совершенных гоночных автомобилей того времени, который отличился в Ле-Мане 1963 года, хотя машина и не финишировала из-за низкой передачи и медленного набора оборотов на трассе Mulsanne Straight . Однако Эрик Бродли , владелец и главный дизайнер Lola Cars, согласился на краткосрочный личный вклад в проект без привлечения Lola Cars. [12]

Соглашение с Broadley включало годовое сотрудничество между Ford и Broadley, а также продажу Ford двух шасси Lola Mk 6. Для формирования команды разработчиков Форд также нанял бывшего Aston Martin менеджера команды Джона Уайера . [13] Инженер Ford Motor Co. Рой Ланн был отправлен в Англию; он разработал концепт-кар Mustang I со средним расположением двигателя и 1,7-литровым двигателем V4, что сделало его единственным инженером из Дирборна, имевшим некоторый опыт работы с этой конфигурацией.

Под руководством Харли Коппа команда Бродли, Ланна и Уайера начала работу над новым автомобилем на заводе Лола в Бромли. В конце 1963 года команда переехала в Слау , недалеко от аэропорта Хитроу . Затем Форд основал Ford Advanced Vehicles (FAV) Ltd, новую дочернюю компанию под руководством Уайера, для управления проектом. [13]

Первое шасси, построенное компанией Abbey Panels из Ковентри, было доставлено 16 марта 1964 года с молдингами из стекловолокна, произведенными компанией Fiber Glass Engineering Ltd из Фарнхэма . Первый «Ford GT» GT/101 был представлен в Англии 1 апреля и вскоре после этого выставлен в Нью-Йорке. Цена покупки готового автомобиля для участия в соревнованиях составила 5200 фунтов стерлингов. [14]

Он был оснащен 4,7-литровым двигателем HiPo (K-код) объемом 289 куб.см с Fairlane двигателем и коробкой передач Colotti . Версия DOHC с алюминиевым блоком, известная как Ford Indy Engine, в последующие годы использовалась в Инди. [15] где выиграл в 1965 году на Lotus 38.

История гонок

[ редактировать ]
Прототип шасси GT 104, занявший третье место на гонке Daytona 2000 в 1965 году.

Ford GT40 впервые участвовал в гонках в мае 1964 года на дистанции 1000 км Нюрбургринга , где он сошел с дистанции из-за отказа подвески после того, как в начале гонки занял второе место. Три недели спустя на гонке « 24 часа Ле-Мана» все трое участников сошли с дистанции, хотя машина Гинтера и Грегори лидировала со второго круга до первого пит-стопа. После серии удручающих результатов под руководством Джона Уайера в 1964 году программа была передана Кэрроллу Шелби после гонки в Нассау 1964 года . Автомобили были отправлены прямо в Шелби, все еще неся грязь и повреждения, полученные в результате гонки в Нассау. Кэрролл Шелби был известен тем, что жаловался на плохое обслуживание автомобилей, когда он их получил, но более поздняя информация показала, что машины были упакованы сразу после окончания гонки, и у FAV так и не было возможности почистить и привести в порядок автомобили для перевозки в Шелби.

Первая победа Шелби пришла на их первую гонку по программе Ford: Кен Майлз и Ллойд Руби взяли Ford GT40, представленный Шелби в Америке. [16] к победе на дистанции 2000 км в Дейтоне в феврале 1965 года. Месяц спустя Кен Майлз и Брюс Макларен заняли второе место в общем зачете (после победившего Чапараля в спортивном классе) и первое место в классе прототипов на 12-часовой гонке в Себринге. Однако остальная часть сезона оказалась разочарованием.

Дорожная версия Ford GT40 Mk I (шасси P/1030)

Опыт, полученный в 1964 и 1965 годах, позволил 7-литровому Mk II доминировать в следующем году. В феврале GT40 снова победил в Дайтоне. Это был первый год, когда Daytona проводилась в формате 24 часа , и Mk II финишировал 1-м, 2-м и 3-м. В марте на гонке « 12 часов Себринга» 1966 года GT40 снова заняли все три верхних места: первое место занял X-1 Roadster, второе место - Mk II, а третье - Mk I. Затем, в июне, на « 24 часах Ле-Мана» GT40 добился еще одного результата 1–2–3.

Однако «организованный» финиш в Ле-Мане был омрачен спорами: машина №1 Кена Майлза и Денни Халма опережала на четыре круга машину №2 Брюса Макларена и Криса Эймона . Это распалось, когда автомобиль №1 был вынужден сделать пит-стоп для замены тормозных дисков после того, как за круг до плановой замены ротора был установлен неправильный комплект. Выяснилось, что это произошло из-за того, что экипаж №2 взял правильные тормозные роторы. [17] Это означало, что в последние несколько часов Ford GT40 новозеландцев Брюса Макларена и Криса Эймона близко отставал от лидирующего Ford GT40, которым управляли англичанин Кен Майлз и новозеландец Денни Халм. Поскольку многомиллионная программа наконец оказалась на грани успеха, руководители команды Ford оказались перед трудным выбором. Они могли бы позволить водителям решить исход, участвуя в гонках друг с другом, и рисковать тем, что одна или обе машины сломаются или разобьются; они могли диктовать водителям порядок финиша, гарантируя, что одна группа водителей будет крайне недовольна; или они могут устроить ничью, когда машины McLaren/Amon и Miles/Hulme пересекают линию бок о бок.

Команда выбрала последнее и проинформировала Шелби. Он сообщил McLaren и Майлзу о своем решении незадолго до того, как они сели в свои машины на последний отрезок. Затем, незадолго до финиша, автомобильный клуб de l'Ouest (ACO), организатор соревнований в Ле-Мане, сообщил Форду, что географическая разница в стартовых позициях будет принята во внимание на близком финише. Это означало, что автомобиль McLaren/Amon, который стартовал примерно в 60 футах (18 м) позади автомобиля Халма-Майлза, преодолел бы немного больше места за 24 часа и в случае равенства первого места был бы победитель. Во-вторых, как позже признали представители Ford, спорные отношения компании с Майлзом, ее главным контрактным гонщиком, поставили руководителей в трудное положение. Они могли вознаградить выдающегося водителя, с которым временами было чрезвычайно трудно работать, или они могли принять решение в пользу водителей (McLaren/Amon), которые меньше участвовали в программе Ford, но с которыми было легче иметь дело. Форд придерживался организованного фотофиниша. То, что произошло на последнем круге, остается предметом спекуляций. Либо Майлз, глубоко огорченный этим решением после своей приверженности программе, выразил собственный протест, внезапно замедлившись всего в нескольких ярдах от финиша и позволив McLaren пересечь линию первым, либо Брюс Макларен ускорился незадолго до финиша, лишив Майлза победы. В любом случае, автомобиль McLaren был признан победителем.

Ни у одного из гонщиков не было возможности подробно рассказать об этом событии, поскольку оба погибли, тестируя новые гоночные автомобили McLaren в 1970 году. Уже два месяца спустя, в 1966 году, Кен Майлз погиб за рулем Ford «J-car» на гоночной трассе Riverside Raceway . J-car представлял собой прототип GT40, который включал в себя несколько уникальных особенностей, в первую очередь конструкцию шасси из алюминиевых сот и дизайн кузова «хлебный фургон», в котором экспериментировались аэродинамические теории « Каммбака ». Авария со смертельным исходом Майлза была, по крайней мере частично, связана с непроверенной аэродинамикой конструкции J-car, а также с прочностью экспериментального шасси, у которого еще не было каркаса безопасности. Команда приступила к полной переработке машины, которая стала называться Mk IV. Более новая конструкция Mk IV с двигателем Mk II, но другим шасси и другим кузовом выиграла в следующем году в Ле-Мане (когда участвовали в гонках четыре Mark IV, три Mark II и три Mark Is). Высокие скорости, достигнутые в этой гонке, привели к изменению правил, которое вступило в силу уже в 1968 году: объем прототипов был ограничен 3,0 литрами, как и в Формула-1 с 1966 года. Сюда вытеснили Ferrari 330P с двигателем V12 , Chaparral V8, Jaguar XJ13 V12 и Ford Mk IV.

Копия Ford GT40 под номером 9 от Родригеса и Бьянки, победителей гонки « 24 часа Ле-Мана» 1968 года .

Изменение правил в конце 1967 года означало, что в начале 1968 года будет мало прототипов, большинство из них (слишком) малой мощности, например, 2,0-литровый Alfa Romeo Tipo 33 и 2,2-литровый Porsche 907 , а позже 3,0-литровый Porsche 908 . Феррари отсутствовал в знак протеста. Большинство из немногих двигателей Формулы-1 были слишком ненадежны для продолжительной работы, не говоря уже о 24 часах. Собственный двигатель Ford Cosworth V8 был представлен в Формуле-1 в 1967 году, где он пользовался успехом до начала 1980-х годов, но вибрация помешала ему добиться успеха в гонках на выносливость ( Ford P68 и другие), хотя гонки в Ле-Мане 1975 и 1980-х годов были выиграны с Двигатели Ford Cosworth после победы Matra в 1972–1974 годах со своим двигателем V12.

Чтобы привлечь больше участников, которые могли бы побороться за общие победы, были разрешены существующие спортивные автомобили, такие как GT40 и Lola T70 , с максимальным объемом 5,0 л, если было построено не менее 50 автомобилей. Команда Джона Вайера переработала 4,7-литровый двигатель, расточила его до 4,9 литра, вырезала и установила уплотнительные кольца между блоком и головкой , чтобы предотвратить выход из строя прокладки головки блока цилиндров - распространенная проблема, возникающая в двигателе 4,7. JWA Mk I выиграл 24-часовую гонку в Ле-Мане в 1968 году у хрупких меньших 3,0-литровых прототипов от Porsche, Alfa и других. Этот результат, добавленный к четырем другим победам GT40 в этапах WC, принес Форду неожиданную победу на Международном чемпионате среди производителей 1968 года . Предполагаемые замены GT40 объемом 3,0 л, автомобили Ford P68 и John Wyer JWA Gulf Mirage оказались печальным провалом. Столкнувшись с более опытными прототипами и новыми, но все еще ненадежными с оппозитным 12-цилиндровым двигателем объемом Porsche 917 Уайера 24 часа Ле-Мана» 1969 4,5 л, победители гонки « года Джеки Икс и Джеки Оливер сумели опередить оставшийся 3,0-литровый Porsche 908 всего на несколько секунд с уже устаревший GT40 Mk I, на той самой машине, которая победила в 1968 году – легендарном шасси GT40P/1075. Помимо износа тормозов Porsche и решения не менять тормозные колодки ближе к концу гонки, выигрышной комбинацией стали расслабленное вождение пилотов GT40 и героические усилия в нужное время (в то время в Ле-Мане) новичок) Икс, который в последующие годы выиграет Ле-Ман еще пять раз.

Победы в «24 часах Ле-Мана»

[ редактировать ]
в «24 часах Ле-Мана» Победы
Год Машина Команда Драйверы Двигатель их Расстояние
в км
Скорость
миль в час км/ч
1966 [18] GT40P/1046 (Мк II) Соединенные Штаты Шелби-Американ Инк. Новая Зеландия Брюс Макларен
Новая Зеландия Крис Амон
Форд 7,0 л V8 Г 4843.09 125.39 201.80
1967 J5 (Марк IV) Соединенные Штаты Шелби-Американ Инк. Соединенные Штаты и Герни
Соединенные Штаты Эй Джей Фойт
Форд 7,0 л V8 Г 5232.9 135.48 218.03
1968 GT40P/1075 (Мк I) Великобритания Джон Вайер Автомотив Инжиниринг Лтд. Мексика Педро Родригес
Бельгия Люсьен Бьянки
Форд 4,9 л V8 Ф 4452.88 115.29 185.54
1969 GT40P/1075 (Мк I) Великобритания Джон Вайер Автомотив Инжиниринг Лтд. Бельгия Джеки Икс
Великобритания Джеки Оливер
Форд 4,9 л V8 Ф 4997.88 129.40 208.25

Международные титулы

[ редактировать ]

Помимо четырех последовательных побед в общем зачете Ле-Мана, Форд также выиграл следующие четыре международных титула FIA (на том, что тогда неофициально называлось чемпионатом мира по спортивным автомобилям ) на автомобиле GT40:

Оригинальные версии

[ редактировать ]
Ford GT40 Mk I на дистанции 1000 км в Нюрбургринге 1969 года.
Гонщик Персидского залива
1968 Форд GT40 Мк I

Mk I был оригинальным Ford GT40. Ранние прототипы были оснащены легкосплавными двигателями V8 объемом 255 куб. Дюймов (4,2 л). [19] а серийные модели оснащались двигателями объемом 289 куб. Дюймов (4,7 л), которые использовались в Ford Mustang . Пять моделей прототипов были построены с кузовом родстера , включая Ford X-1. [1] Два легких автомобиля (из запланированных пяти), AMGT40/1 и AMGT40/2, были построены компанией Alan Mann Racing в 1966 году с кузовами из легкого сплава и другими облегченными модификациями.

Первоначально Mk I не имел большого успеха в гонках Ле-Ман 1964 и 1965 годов. Первый успех пришел после их гибели на Nassau Speed ​​Weekend в ноябре 1964 года, когда гонка была передана Кэрролу Шелби. Команда Шелби модифицировала Ford GT40, и была достигнута первая победа в Дайтоне в феврале 1965 года. Позднее многое было модифицировано и эксплуатировалось компанией JW Automotive (JW) в 1968 и 1969 годах, выиграв Ле-Ман в оба этих года и Себринг в 1969 году. Оба Mk II и IV устарели после того, как FIA изменила правила, запрещающие двигатели неограниченной мощности. исключая Ford V8 объемом 427 куб. Дюймов (7 л). Тем не менее, Mk I с его двигателем меньшего размера по закону мог участвовать в гонках как омологированный спортивный автомобиль из-за его производственных объемов.

В 1968 году конкурентом выступил Porsche 908 , который был первым прототипом, построенным для 3-литровой группы 6. Результатом стал оглушительный успех Mk I на гонках « 24 часа Ле-Мана» , причем Педро Родригес и Люсьен Бьянки одержали явную победу. опередить Porsche на «всемогущем» автомобиле №9 в цветах Gulf Oil . [20] Сезон начался для JW медленно, проиграв в Себринге и Дайтоне, а затем одержав первую победу на BOAC International 500 в Брэндс-Хэтче. Более поздние победы включали Гран-при Спа, 21-ю ежегодную в Уоткинс-Глене и гонку на 1000 км в Монце. гонку спортивных автомобилей [21] двигатель На этот автомобиль был установлен безнаддувный Windsor объемом 302 куб. Дюйма (4,9 л) V8 со степенью сжатия 10,6: 1; топливо подается четырьмя двухцилиндровыми карбюраторами 48 IDA Weber мощностью 317 кВт (425 л.с., 431 л.с.) при 6000 об/мин и максимальным крутящим моментом 395 фунт-фут (536 Нм) при 4750 об/мин. [22]

Всего на заводе в Слау был построен 31 автомобиль Mk I в «дорожной» комплектации, мало отличавшейся от гоночных версий. Проволочные колеса, ковер, тканевые карманы для карт с рюшами в дверях и прикуриватель составили большую часть изменений. В некоторых автомобилях были удалены вентилируемые сиденья, и по крайней мере один (шасси 1049) был построен с открывающимися окнами в металлических рамах от Mk III.

Х-1 Родстер

X-1 был родстером, созданным для участия в соревнованиях North American Pro Series осенью 1965 года, предшественником Can-Am , в котором участвовала команда Брюса Макларена и которым управлял Крис Амон. Автомобиль имел алюминиевое шасси, построенное на заводе Abbey Panels, и изначально оснащался двигателем объемом 289 куб. Дюймов (4,7 л). Настоящая цель этого автомобиля заключалась в проверке нескольких усовершенствований, разработанных Кар Крафт, Шелби и Макларен. Использовалось несколько коробок передач: Hewland LG500 и как минимум одна автоматическая коробка передач. Позже он был модернизирован до спецификаций Mk II с двигателем объемом 427 куб. Дюймов (7 л) и стандартной четырехступенчатой ​​коробкой передач Kar Kraft (дочерняя компания Ford), однако автомобиль сохранил такие особенности, как открытая крыша и легкое алюминиевое шасси. Автомобиль выиграл гонку « 12 часов Себринга» в 1966 году. X-1 был единственным экземпляром и, будучи построенным в Соединенном Королевстве и подлежащим уплате тарифов Соединенных Штатов , позже был приказано уничтожить таможней Соединенных Штатов. чиновники. [23]

Форд GT40 Mk II сзади

Mk II был перестроен отдельно Холманом Муди и Шелби Американом для установки на него 7,0-литрового двигателя FE (427 куб. См) от Ford Galaxie , который в то время использовался в NASCAR и модифицирован для использования на шоссейных дорогах. Шасси автомобиля было похоже на шасси Mk I, построенное в Великобритании, но Холману Муди пришлось перепроектировать и модифицировать его и другие части автомобиля для установки более крупного и тяжелого двигателя 427. Новая четырехступенчатая коробка передач производства Kar Kraft заменила пятиступенчатую коробку передач ZF, использовавшуюся в Mk I. Этот автомобиль иногда называют Ford Mk II .

В 1966 году три команды, участвовавшие в гонках на Mk II ( Крис Амон и Брюс Макларен , Денни Халм и Кен Майлз , а также Дик Хатчерсон и Ронни Бакнум ) доминировали в Ле-Мане. [24] застав европейскую публику врасплох и победив Ferrari, финишировав со счетом 1-2-3 в турнирной таблице. Ford GT40 выигрывал гонки следующие три года.

В 1967 году Mk II были модернизированы до спецификации «B»; у них был изменен дизайн кузова и сдвоенные карбюраторы Holley на дополнительные 11 киловатт (15 л.с., 15 л.с.). Однако партия неправильно обработанных первичных валов в коробках передач вывела из строя практически все Ford в гонке в Дайтоне, и Ferrari выиграла со счетом 1-2-3. Mk IIB также использовались в Себринге и Ле-Мане в том же году и выиграли гонку «12 часов Реймса» во Франции. Для гонки «24 часа Дайтоны» кузова и двигатели двух моделей Mk II (шасси 1016 и 1047) были переименованы в Mercury автомобили и двигатели; [25] Форд увидел хорошую возможность прорекламировать это подразделение компании. [26]

В 2018 году Mk II, занявший 3-е место в общем зачете на «24 часах Ле-Мана» 1966 года, был продан RM Sotheby's за 9 795 000 долларов (7 624 344 фунта стерлингов) — самую высокую цену, достигнутую за GT40 на аукционе. [27]

Форд GT40 МК III

Mk III был только дорожным автомобилем, их было построено семь. [1] Автомобиль имел четыре фары, поднятые в соответствии со стандартами освещения США, задняя часть кузова была удлинена для освобождения места для багажа, двигатель объемом 4,7 л был перенастроен на мощность 228 кВт (306 л.с., 310 л.с.), смягчены амортизаторы. , рычаг переключения передач был перенесен в центр, добавлена ​​пепельница, а руль стал доступен с левой стороны автомобиля. Поскольку Mk III внешне значительно отличался от гоночных моделей, многие клиенты, заинтересованные в покупке GT40 для дорожного использования, предпочли купить Mk I, который можно было приобрести в Wyer Ltd. Из семи выпущенных MK III четыре были с левым рулем.

J-автомобиль

[ редактировать ]
Ford GT40 Mk IV 1967 года, созданный на базе J-car. Именно этот автомобиль, J-4, выиграл гонку « 12 часов Себринга» 1967 года .

Стремясь разработать автомобиль с лучшей аэродинамикой (что потенциально приведет к превосходному управлению и скорости по сравнению с конкурентами), было принято решение переосмыслить и перепроектировать все в автомобиле, кроме его мощного 7-литрового двигателя. Это привело бы к отказу от оригинального шасси Mk I/Mk II.

Чтобы привести автомобиль в соответствие с «внутренней» идеологией Форда того времени, с английскими фирмами были заключены более ограничительные партнерские отношения, что привело к продаже Ford Advanced Vehicles (приобретенной Джоном Уайером ), что в конечном итоге привело к созданию нового автомобиля. который будет спроектирован студиями Форда и произведен дочерней компанией Форда Kar-Kraft под руководством Эда Халла . Кроме того, было также заключено партнерство с Brunswick Aircraft Corporation для получения экспертных знаний по новому использованию алюминиевых сотовых панелей, склеенных вместе, чтобы сформировать легкую и жесткую «ванну».

Автомобиль получил обозначение J-car, поскольку был построен в соответствии с новыми правилами Приложения J. [28] которые были представлены FIA в 1966 году. [29]

Первый J-car был построен в марте 1966 года и показал лучшее время на испытаниях в Ле-Мане в том же году. Бак весил всего 86 фунтов (39 кг), а весь автомобиль весил всего 2660 фунтов (1207 кг), что на 300 фунтов (136 кг) меньше, чем у Mk II. Однако было решено использовать Mk II из-за их доказанной надежности, и до конца сезона разработка J-car практически не велась. После Ле-Мана программа разработки J-car была возобновлена, и была построена вторая машина. Во время тестовой сессии на гоночной трассе Riverside International Raceway в августе 1966 года под управлением Кена Майлза автомобиль внезапно вышел из-под контроля в конце высокоскоростной обратной прямой Риверсайда длиной в одну милю (1,6 км). Алюминиевое сотовое шасси не оправдало своих проектных целей и разбилось при ударе. Машина загорелась, убив Майлза. [30] [31] Было установлено, что уникальная аэродинамика автомобиля «хлебный фургон» с плоским верхом и отсутствие какого-либо спойлера способствовала созданию избыточной подъемной силы. Поэтому для последующего развития J-car, официально известного как Mk IV, был разработан обычный, но значительно более аэродинамичный кузов. [32] Всего было построено девять автомобилей с номерами шасси J-car, шесть из которых имели обозначение Mk IV, а один - G7A. [1]

Форд GT40 МК IV

Mk IV был построен на усиленном шасси J с тем же двигателем объемом 7,0 л, что и Mk II. За исключением двигателя, коробки передач, некоторых деталей подвески и тормозов от Mk II, Mk IV полностью отличался от других GT40, используя совершенно новое шасси и кузов. Несомненно, это был самый радикальный и американский вариант из всех GT40 за последние годы. В результате аварии с Майлзом команда установила на Mk IV каркас безопасности из стальных труб в стиле NASCAR, что сделало его намного безопаснее, но каркас безопасности был настолько тяжелым, что сводил на нет большую часть экономии веса тогдашней модели. -Высокоразвитая, радикально инновационная конструкция из сотовых панелей. Mk IV имел длинную, обтекаемую форму, что обеспечивало ему исключительную максимальную скорость, что было крайне важно для успеха в Ле-Мане в те дни (трасса, состоящая преимущественно из прямых дорог, соединяющих крутые повороты) — гонки, для которой он в конечном итоге был создан. Была опробована двухступенчатая автоматическая коробка передач, но во время обширных испытаний J-car в 1966 и 1967 годах было решено, что четырехступенчатая коробка передач от Mk II будет сохранена.

Автомобиль оказался самым быстрым на прямой в том году благодаря своей обтекаемой аэродинамике, разогнавшись до 212 миль в час на 3,6-мильной трассе Mulsanne Straight .

Дэн Герни, рост которого составлял 6 футов 4 дюйма, попросил над водительским сиденьем надстроить сферический надстройку в форме пузыря, чтобы он мог поместиться в машину. Гурни также жаловался на вес Mk IV, поскольку автомобиль был на 600 фунтов (270 кг) тяжелее, чем Ferrari 330 P4, что в сочетании с более высокой скоростью создавало большую нагрузку на тормоза Ford. Во время тренировки в Ле-Мане в 1967 году, стремясь сохранить тормоза, Герни разработал стратегию (также принятую штурманом Эй Джей Фойтом , который только что выиграл гонку Indianapolis 500 1967 года ) полностью сбрасывать газ за несколько сотен ярдов до захода на посадку. к шпильке Mulsanne и практически врезался в зону торможения. Этот метод спас тормоза, но полученное в результате увеличение записанного времени круга автомобиля во время тренировки привело к предположениям в команде Ford, что Гурни и Фойт, пытаясь найти компромисс в настройках шасси, безнадежно «выключили» свою машину - несмотря на то, что Гурни будучи самым быстрым пилотом GT40 на тренировках и гонках 1966 года. Кроме того, Гурни разрабатывал свой собственный автомобиль Eagle V12 F1, на котором он выиграет гонку. Гран-при Бельгии 1967 года уже в следующие выходные.

В 1966 и начале 1967 года отдел исследований и разработок Ford в Детройте разработал испытательный стенд для имитации кругов по кругу; установка была запрограммирована так, чтобы точно имитировать характеристики целевой схемы. Дизайн Mk IV был пересмотрен на основе недель симулированных кругов в Ле-Мане. Это был ранний пример ныне распространенной практики использования испытательных стендов для прототипирования автомобилей Формулы-1 и Ле-Мана. [ нужна ссылка ]

Mk IV участвовал только в двух гонках: « 12 часов Себринга» в апреле 1967 года в июне и «24 часа Ле-Мана» 1967 года , и выиграл обе гонки. Для Себринга был построен только один Mk IV; Давление со стороны Форда значительно усилилось после унижения Форда на гонке «24 часа Дайтоны» 1967 года в начале февраля, когда Феррари финишировала со счетом 1-2-3 в культовой гонке, а позже даже назвала дорожный автомобиль Ferrari Daytona . Марио Андретти и Брюс Макларен выиграли Себринг, Дэн Герни и Эй Джей Фойт выиграли Ле-Ман (автомобилем Герни и Фойта была Mk IV, у которого, очевидно, было меньше всего шансов на победу), где на гонку приехали команды Shelby-American и Holman & Moody, представляющие Ford. Ле-Ман с двумя Mk IV в каждом. [32] Многие в конечном итоге считают, что установка каркаса безопасности спасла жизнь Андретти, который жестоко разбился на трассе Эсс во время гонок «24 часа Ле-Мана» 1967 года, но отделался легкими травмами. Позже Герни описал Mk IV как « на полпути между легковым автомобилем, разрешенным для использования на дорогах, и гоночным автомобилем; он был надежным и комфортабельным, но тяжелым ». [33]

В отличие от более ранних автомобилей Mk I–III, шасси которых были построены в Великобритании, автомобиль Mk IV был полностью построен в Соединенных Штатах компанией Kar Kraft, подразделением Ford в Детройте . Таким образом, Ле-Ман 1967 года до сих пор остается единственной всеамериканской победой в истории Ле-Мана — американских гонщиков ( Дэн Герни и Эй Джей Фойт ), команды ( Shelby-American Inc. ), конструктора шасси ( Форд ), производителя двигателей (Форд), и шины ( Goodyear ) — а также единственная победа автомобиля, спроектированного и построенного полностью (как шасси, так и двигатель) в США. Всего было построено шесть Mk IV. [1]

Один из Mk IV был перестроен в соответствии с правилами Группы 7 (автоспорт) как Ford G7 в 1968 году и использовался в сериях Can-Am в 1969 и 1970 годах, но безуспешно. Этот автомобиль иногда называют Ford Mk IV . [1]

Более поздние версии

[ редактировать ]

К концу 1960-х годов Ford GT40 устарели для международных гонок. После 1967 года прототипы спортивных автомобилей были ограничены двигателем объемом 3,0 литра, используемым в Формуле 1 с 1966 года, а Ford P68 (также Ford 3L GT или F3L) был спонсируемой Ford попыткой конкурировать в этой категории с Cosworth V8 F1. двигатель.

Однако существовала «лазейка», позволяющая 5,0-литровым спортивным автомобилям Группы 4 с двигателем Chevy-V8, , таким как Lola T70 если было изготовлено, одобрено и омологировано как минимум 50 идентичных автомобилей. В 1969 году минимальное количество было снижено до 25, поскольку никто не ожидал, что какая-либо компания осмелится и добьется успеха в постройке более двух десятков дорогих мощных прототипов заранее только для того, чтобы участвовать в гонках на некоторых из них. Тем не менее компания Porsche сделала это и в начале 1969 года представила серию из 25 Porsche 917 с 4,5-литровым оппозитным 12-цилиндровым двигателем, созданным на основе 3,0-литрового оппозитного 8-цилиндрового двигателя Porsche 908 . Учитывая необходимость «прежде всего производства», это была непроверенная авантюра для ежегодного сезона гонок спортивных автомобилей, который начался в январе в Дайтоне и, по сути, завершился уже в середине июня гонкой «24 часа Ле-Мана». Модель 917 была снята с производства позже, в 1969 году, а в 1970 году, после продажи половины компании FIAT, появилась также Ferrari 512S , буквально наводнившая международные гонки десятками автомобилей, подобных прототипам с двигателями V12.

Тем не менее, с 1970-х годов к Ford GT40 рос интерес со стороны энтузиастов, а не гонщиков, которые не могли быть удовлетворены оставшимися оригинальными GT40, хотя их было выпущено около 100 штук.

Mk V и модифицированные Mk I Джона Уайера

[ редактировать ]

Питер Торп много лет искал GT40 в хорошем состоянии. У большинства автомобилей были проблемы, в том числе ужасная проблема с ржавчиной. Его компания Safir Engineering занималась производством и поставкой гоночных автомобилей Формулы-3 был приобретен автомобиль Token Formula One , кроме того, у компании Рона Денниса , Rondell Racing, . Соревнования Формулы-1, в которых участвовала Safir Engineering, включали Брэндс-Хэтч и Сильверстоун . Сафир также модернизировал Range Rover , модифицировав его на шестиколесный привод и экспортируя их. Технические возможности Safir были таковы, что они могли восстанавливать GT40. Именно с этой целью Торп обратился за своими мыслями к Джону Уиллменту, партнеру Джона Уайера . Вскоре было решено, что дальнейший выпуск значительного GT40 будет ограниченным. JW Engineering будет курировать строительство, а Сафир должен будет выполнять работу. В дальнейшем производстве JW Engineering/Safir Engineering будут использоваться последовательные серийные номера, начиная с последнего использовавшегося серийного номера GT40, и двигаться дальше. Сохраняя номенклатуру GT40 Mark, продолжающееся производство будет называться GT40 Mk V.

Компания JW Engineering хотела завершить производство шасси GT40 под номерами GT40P-1087, 1088 и 1089. Это должно было произойти до начала производства Safir, однако завершение строительства этих трех шасси сильно затянулось.

Лен Бэйли из Ford был нанят для проверки предлагаемой конструкции и внесения любых изменений, которые он считал целесообразными, чтобы обеспечить безопасность автомобиля, а также свести к минимуму проблемы, возникшие в прошлом. Бэйли изменил переднюю подвеску в соответствии со спецификациями Алана Манна , что свело к минимуму пикирование при торможении. Оцинкованная сталь заменила предыдущую, склонную к ржавчине листовую сталь без покрытия. Уязвимые опоры привода были заменены ШРУСами, а склонные к утечкам резиновые бензобаки заменены алюминиевыми баками. Шасси GT40 было модернизировано без внесения каких-либо серьезных изменений.

Tennant Panels поставила конструкцию крыши, а Safir выполнил балансировку шасси. Был привлечен Билл Пинк, известный своим опытом работы с электрикой и монтажом проводки предыдущих GT40. Кроме того, был нанят Джим Роуз за его опыт работы как в Alan Mann, так и в Shelby. После изготовления шасси 1120 Джон Этеридж был нанят для управления сборкой GT40. Шасси было поставлено компанией Adams McCall Engineering, а детали — компанией Tennant Panels.

По большей части Mk V очень напоминал автомобиль Mk I, хотя были и некоторые изменения, и, как и в случае с производством 60-х годов, очень немногие автомобили были идентичны.

Первый автомобиль GT40P-1090 имел открытый верх вместо крытых дверей. Большинство двигателей были малыми блоками Ford, Webers или 4-цилиндровыми карбюраторами. Safir произвела пять Big Block GT40 с серийными номерами от GT40P-1128 до GT40P-1132. Все эти алюминиевые вагоны с большими блоками имели легкосъемные дверные секции крыши. Большинство GT40 были высокопроизводительными уличными автомобилями, однако некоторые модели Mk V можно охарактеризовать как полноценные гоночные. Два дорожных автомобиля GT40P-1133 (родстер) и GT40P-1142 (крышечные двери) были построены как легкие, с алюминиевым сотовым шасси и кузовом из углеродного волокна.

Модели продолжения, реплики и модернизации

[ редактировать ]
Соревнования GT40/R на Road America
Реплика Ford GT40 1965 года выпуска в ливрее Шелби в стиле "ревущие сороковые" на Гран-при США 2005 года.

несколько комплектных автомобилей Было построено и копий, вдохновленных Ford GT40. Обычно они предназначены для сборки в домашней мастерской или гараже. Существует две альтернативы подходу к комплектному автомобилю : модели- продолжения (точные и лицензированные копии оригинального GT40) или модернизации (копии с модернизированными компонентами, эргономикой и отделкой для улучшения удобства использования, управляемости и производительности).

  • GT40/R Competition, США: настоящий GT40, созданный компанией Su Performance и разработанный совместно с Pathfinder Motorsports. Это единственное продолжение GT40, лицензированное компанией Safir GT40 Spares LLC, владельцами торговой марки GT40. GT40/R (GT40P/2094), рекламируемый Pathfinder Motorsports, с двигателем, созданным Холманом Муди, выиграл Гран-при США в 2009 году и Кубок губернатора 2009 года в Уоткинс-Глене. [34]
  • Southern GT : встроенный в Суонмор, Саутгемптон, Великобритания. Специализируется на GT40 Mk1 и Mk2, а также Lola T70. В виде комплекта или полностью построенного по вашим спецификациям.
  • CAV GT: Первоначально предназначенный для сборки покупателями в виде комплекта, CAV GT превратился в модернизированную копию, которая теперь производится на заводе в Кейптауне, Южная Африка.
  • Холман Муди : GT40 Mark II выиграл третье место в Ле-Мане в 1966 году и до сих пор может производить Holman GT по чертежам 1966 года.
  • GT40 Spyder, США: Spyder, построенный компанией ERA Replica Automobiles в Новой Британии, штат Коннектикут, представляет собой канадско-американскую гоночную копию MK2 (CAN-AM). Согласно их веб-сайту (3 октября 2021 г.), ERA GT «больше не доступен». [35]
  • Ford GT40 от Everrati: Реплика GT40 от Everatti использует корпус Su Performance и оснащена 700-вольтовой электрической архитектурой, обеспечивающей быструю зарядку. По оценкам Everrati, он развивает мощность 800 л.с. (588 кВт) и крутящий момент 590 фунт-фут (800 Нм), что делает его почти вдвое мощнее, чем самая мощная версия оригинального GT40.

На Североамериканском международном автосалоне 1995 года был показан концепт Ford GT90 , а на выставке 2002 года компания Ford представила новый концепт GT40.

2005 Форд ГТ

Хотя внешне он был похож на оригинальные автомобили, он был больше, шире и на 3 дюйма (76 мм) выше, чем исходные 40 дюймов (1020 мм). Три серийных прототипа автомобиля были показаны в 2003 году в рамках празднования столетия Ford, а поставки серийного Ford GT начались осенью 2004 года. Ford GT собирался на заводе Ford Wixom и окрашивался компанией Saleen, Incorporated на их Saleen Special Vehicles заводе . в Трое, штат Мичиган .

Британская компания Safir Engineering , которая продолжала производить ограниченное количество GT40 ( Mk V ) в 1980-х годах по соглашению с Уолтером Хейсом из Ford и Джоном Уилмонтом из JW Automotive Engineering, владела товарным знаком GT40 в то время, и когда они завершили производство и продали лишние детали, инструменты, дизайн и торговую марку небольшой американской компании Safir GT40 Spares, Limited, базирующейся в Огайо . Safir GT40 Spares предоставила Ford лицензию на использование товарного знака GT40 для первого шоу-кара 2002 года, но когда Ford решил выпустить серийный автомобиль, переговоры между ними провалились, и в результате новый Ford GT не носит значок GT40. . Боб Вуд, один из трех партнеров, владеющих запасными частями Safir GT40, сказал: «Когда мы разговаривали с Ford, они спросили, чего мы хотим. Мы сказали, что Ford владеет Beanstalk в Нью-Йорке, компанией, которая лицензирует Blue Oval для Ford на таких вещах. в качестве футболок. Поскольку Beanstalk получает 7,5 процентов от розничной стоимости товара за лицензирование названия, мы предложили 7,5 процента с каждого проданного GT40». [36] В данном случае Форд хотел приобрести, а не просто лицензировать торговую марку GT40. При тогдашней оценке в 125 000 долларов за экземпляр 7,5% из 4500 автомобилей стоили бы примерно 42 187 500 долларов. [36] широко распространилась ошибочная информация После статьи в Automotive News Weekly о том, что Сафир «потребовал» 40 миллионов долларов за продажу торговой марки. Завязались дискуссии между Сафиром и Фордом. Однако на самом деле Ford Motor Company так и не сделала письменного предложения о покупке знаменитой торговой марки GT40. Более поздние модели или прототипы также назывались Ford GT, но имели разные номера, например Ford GT90 или Ford GT70. Название и товарный знак GT40 в настоящее время лицензированы компанией Su Performance в США.

Ford GT второго поколения был представлен на Североамериканском международном автосалоне 2015 года . Он оснащен 3,5-литровым двигателем V6 с двойным турбонаддувом, карбоновым монококом и панелями кузова, подвеской с толкателем и активной аэродинамикой. Он принял участие в чемпионате мира по гонкам на выносливость FIA и чемпионате United SportsCar Championship 2016 года , а в 2017 году его начали продавать в уличной версии в дилерских центрах Ford.

Телевидение и кино

[ редактировать ]

Серебристый GT40 с правым рулем используется злодеем в «Мстителях» , 5-й сезон, 1-я серия «С Венеры с любовью». Миссис Пил садится и поднимает лазер, установленный на крыше. Автомобиль используется для имитации НЛО с Венеры, используемого для убийства астрономов. [37]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Номера шасси Ford получены 27 января 2010 г.
  2. ^ «Дебют «последнего» GT40» Проверено 2 февраля 2017 г.
  3. ^ Кардью, Бэзил (1966). Ежедневный экспресс-обзор автосалона 1966 года . Лондон: Beaverbrook Newspapers Ltd.
  4. ^ «Технические характеристики GT40» . Архивировано из оригинала 6 сентября 2012 года . Проверено 29 ноября 2016 г.
  5. ^ шасси № P-1075
  6. ^ «Форд GT40 Марк II» . Суперкары.нет. 1 марта 2004 года . Проверено 24 сентября 2010 г.
  7. ^ «Ford GT40 Mk II 1965–1966 годов — изображения, характеристики и информация» . Ultimatecarpage.com. 21 декабря 2006 года . Проверено 9 августа 2011 г.
  8. ^ «Статистика победителей АКО» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 27 июня 2018 года.
  9. ^ «RM Sotheby's — Частные продажи — Ferrari 275 P 1963 года» . Проверено 14 апреля 2020 г. В статье утверждается, что Ferrari 275P с шасси 0816 выиграла гонку 1964 года после победы в гонке 1963 года в конфигурации 250P и с номерным знаком 0814.
  10. ^ Рэй., Хаттон (6 февраля 2018 г.). Форд ГТ40 . Портер Пресс. п. 12. ISBN  978-1907085680 . OCLC   1019613496 .
  11. ^ Лернер, Престон (9 ноября 2015 г.). Ford GT: Как Форд заставил замолчать критиков, смирил Ferrari и покорил Ле-Ман . Мотоциклы. ISBN  9780760347874 .
  12. ^ Стритер, Адриан (2006). Ford GT: тогда и сейчас . Veloce Publishing Ltd. ISBN  9781845840549 .
  13. ^ Jump up to: а б Комер, Колин (ноябрь 2012 г.). «Ford GT40 Gulf/Mirage 1968 года выпуска». Рынок спортивных автомобилей . 24 (11): 46–47.
  14. ^ «Пресс-релиз Ford, январь 1966 года. Указатель веб-сайта Ford GT40. Реплика комплекта GT 40 для спортивных автомобилей Le Mans Racing Sundt» . gt40.co.uk.
  15. ^ «Разработка четырехкамерного двигателя Ford» . Архивировано из оригинала 14 марта 2016 года . Проверено 3 мая 2016 г.
  16. Заявки на четвертую ежегодную программу Daytona Continental , 1965 г., программа Daytona Speedweeks № 2, 15–28 февраля 1965 г., www.racingsportscars.com, дата обращения 7 июня 2015 г.
  17. ^ Консидайн, Тим (25 июня 2019 г.). «Нечестная игра на фотофинише «24 часов Ле-Мана» Форда в 1966 году? Отрывок из «Янки в Ле-Мане»» . Автоспорт . Проверено 12 июня 2020 г.
  18. ^ «Заявочный список на 24 часа Ле-Мана 1966 года» .
  19. ^ «Нюрбургринг 1000 километров 1964» . Проверено 18 апреля 2010 г.
  20. ^ Шлегельмильх, Райнер (9 мая 2016 г.). Библиотека общей практики (ред.). «Сообщения с тегами «Ford GT40 '1076 »» . Primotipo.com . Проверено 8 сентября 2018 г.
  21. ^ «Ford GT40 Mark I 'Gulf Oil' 1968 года выпуска » . supercars.net . 20 апреля 2016 г. Проверено 10 июня 2018 г.
  22. ^ «Технические характеристики Ford GT40 Mk I Gulf» . Ultimatecarpage.com . Проверено 10 июня 2018 г.
  23. ^ «Форд ГТ40 Х1» . supercars.net . 20 апреля 2016 г.
  24. ^ «24 часа Ле-Мана 1966 года | База данных журнала Motor Sport» . Архивировано из оригинала 26 января 2020 года.
  25. ^ Пик, Джефф. «Смена костюма: малоизвестные Ford Mercury GT40» . Хагерти Медиа . Хагерти . Проверено 24 июня 2024 г.
  26. ^ Ли, Найи; Чен, Сяомин; Хабберт, Тим; Беркмортель, Ричард (11 апреля 2005 г.). «Поперечная балка приборной панели Ford GT из магниевого сплава 2005 года выпуска» . Серия технических документов SAE . Том. 1. Уоррендейл, Пенсильвания. дои : 10.4271/2005-01-0341 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  27. ^ «Ford GT40 1966 года — RM Sotheby’s» .
  28. ^ «Форд Мк IV» . Проверено 22 февраля 2010 г.
  29. ^ «Приложение J к Международному спортивному кодексу» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2 марта 2005 года . Проверено 23 февраля 2010 г.
  30. ^ «Авария убила лучшего пилота Кена Майлза» . «Санкт-Петербург Таймс» . (Флорида). УПИ. 18 августа 1966 г. с. 1С.
  31. ^ «Майлз погибает в автокатастрофе» . Утренний журнал Дейтона-Бич . (Флорида). Ассошиэйтед Пресс. 18 августа 1966 г. с. 25.
  32. ^ Jump up to: а б «Форд GT40 Марк IV 1967 года» . supercars.net . Проверено 23 февраля 2010 г.
  33. ^ « 'За светом фар' история Ford GT40» . Ютуб .
  34. ^ "События" . Pathfindermotorsports.com. Архивировано из оригинала 25 марта 2012 года . Проверено 9 августа 2011 г.
  35. ^ «Реплики автомобилей ЭРА» .
  36. ^ Jump up to: а б Матея, Джим (31 октября 2003 г.). «Форд отвергает GT под любым другим названием» . Чикаго Трибьюн . Чикаго. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 23 июня 2014 г.
  37. ^ «Мстители» С Венеры с любовью (ТВ, 1967) ⭐ 7.7 | Боевик, Комедия, Криминал , дата обращения 21 марта 2024 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • «17 автомобилей Ford GT40 врезались в Пеббл-Бич! Мы погружаемся в их историю» (с исторической и современной фотогалереей), Дон Шерман, «Автомобиль и водитель» , август 2016 г.
  • «Американский вызов» , пресс-релиз Форда, 1966 год.
  • Auto Passion № 49, июль 1991 г. (на французском языке)
  • La Revue de l’Automobile historique № 7, март/апрель 2001 г. (на французском языке)
  • Форд: Пыль и слава / История автогонок Лео Левина / 1968 г.
  • Форд против Феррари: Битва за Ле-Ман , Энтони Притчард, 1984 г., Zuma Marketing
  • Ford GT-40: индивидуальная история и гоночный рекорд , Ронни Спейн, 1986 г.
  • «Иди как ад: Форд, Феррари и их битва за скорость и славу в Ле-Мане», Эй Джей Байме
  • «12 часов Себринга», 1965, Гарри Херст и Дэйв Фридман
  • Руководство Ford GT40: понимание владения, участия в гонках и обслуживания легендарного спортивного гоночного автомобиля Ford (Руководства для мастерских владельцев Haynes), Гордон Брюс
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f32e89af9b5002d174c498b730c372ca__1720970460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f3/ca/f32e89af9b5002d174c498b730c372ca.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ford GT40 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)