Ягуар XJ13
Ягуар XJ13 | |
---|---|
![]() Jaguar XJ13, управляемый Кадзунори Ямаути , продюсером Gran Turismo, франшизы гоночных игр на Фестивале скорости в Гудвуде в 2009 году. | |
Обзор | |
Производитель | Автомобили Ягуар |
Производство | 1966 (произведен 1) |
Сборка | Ковентри , Уэст-Мидлендс, Великобритания |
Дизайнер | Малькольм Сэйер [ 1 ] |
Кузов и шасси | |
Сорт | Гоночная машина |
Тип кузова | 2-дверный родстер |
Макет | Задний среднемоторный, задний привод |
Силовой агрегат | |
Двигатель | 5,0 л DOHC 60 градусов V12 |
Передача инфекции | 5-ступенчатая ZF 5DS/25 механическая |
Размеры | |
Колесная база | 2410 мм (95 дюймов) [ 1 ] |
Длина | 4810 мм (189 дюймов) [ 1 ] |
Ширина | 1800 мм (71 дюйм) [ 1 ] |
Высота | 1000 мм (39 дюймов) [ 1 ] |
Снаряженная масса | 998 кг (2200 фунтов) [ 1 ] |
Хронология | |
Предшественник | Ягуар Д-Тип |
Преемник | Ягуар XJR-5 |
Jaguar XJ13 — прототип гоночного автомобиля, разработанный техническим директором Jaguar Уильямом Хейнсом для участия в гонках в Ле-Мане в середине 1960-х годов. Он никогда не участвовал в гонках, и был выпущен только один. это более чем в три раза превышало цену Ferrari 250 GTO Официальная оценка автомобиля не проводилась, но в 1996 году владельцы отклонили предложение в размере 7 миллионов фунтов стерлингов. На тот момент .
Разработка
[ редактировать ]Компания Jaguar рассматривала возможность производства двигателя V12 с двойным верхним распредвалом (DOHC) еще в 1950 году. [ 2 ] первоначально для гоночных целей, а затем разработал дорожную версию с одним верхним распредвалом (SOHC), в отличие от XK, который разрабатывался как серийный двигатель, а затем был принят на вооружение для гонок. Конструкция двигателя по существу представляла собой два 6-цилиндровых двигателя XK на общем коленчатом валу с алюминиевым блоком цилиндров, хотя имелись различия во впускных отверстиях, углах расположения клапанов и форме камеры сгорания. Первый двигатель был запущен в июле 1964 года.
Конструкция прототипа со средним расположением двигателя была впервые обсуждена в 1960 году Уильямом Хейнсом, но строительство началось только в 1965 году, а первый автомобиль был запущен в марте 1966 года. Алюминиевый внешний вид кузова был разработан Малкольмом Сэйером , ответственным специалистом по аэродинамике. для аэродинамических работ по обдуву автомобилей Jaguar C-type и D-type . Он использовал свой опыт работы в Бристольской авиастроительной компании , чтобы построить его, используя методы, заимствованные из авиационной промышленности. Задача создания автомобиля была поручена Хейнсом инженеру Дерику Уайту, Теду Бруксу, Майку Кимберли и Бобу Блейку в «конкурсном цехе» экспериментального отдела Браунс-лейн - современники называли Блейка «Художником в металле». [ 3 ] Еще в 1964 году Уильям Хейнс осознал, что такой автомобиль, как XJ13, нуждается в опытном гонщике, который поможет в его разработке. По этому поводу к Джеку Брэбэму обратились: [ 4 ] но в конечном итоге вызов принял бывший стажер Jaguar Дэвид Хоббс . [ 5 ] который был принят на работу в качестве главного водителя-испытателя XJ13. В 1969 году Хоббс был включен в список 27 гонщиков FIA, признанных лучшими в мире. Хоббс установил неофициальный рекорд Великобритании на закрытом круге на XJ13, который продержался 32 года. Для финальных испытаний XJ13 на полной гоночной скорости к Хоббсу в Сильверстоуне присоединился другой гонщик (и бывший ученик Jaguar) Ричард Эттвуд .
XJ13 имел среднемоторную конфигурацию с 5,0-литровым двигателем V12, разработанным Хейнсом и Клодом Бейли. Он производит 502 лошадиных силы при 7600 об/мин, установлен позади водителя и используется в качестве нагруженного элемента шасси вместе с пятиступенчатой механической коробкой передач ZF Transaxle, приводящей в движение задние колеса.
Рычаги передней подвески были аналогичны рычагам E-Type; однако там, где в E-Type использовались продольные торсионы, в XJ13 были более традиционные блоки винтовой пружины и амортизатора. В задней части снова сохранилось сходство с E-Type – использование карданных валов в качестве верхних поперечных тяг. Однако все остальное было другим: по два рычага длинного радиуса с каждой стороны, отклоняющихся назад от центральной ванны кузова, вместе с одним изготовленным поперечным нижним звеном.
Разработка XJ13, хотя и серьезно рассматривалась дизайнерами, никогда не была приоритетом для руководства компании (несмотря на успех помощника управляющего директора Лофти Англии в Ле-Мане в 1950-х годах) и стала менее приоритетной после слияния в 1966 году с BMC . К тому времени компания Ford разработала из GT40 7,0-литровый прототип Mk.II, который выиграл Ле-Ман в 1966 году, и поэтому к моменту завершения прототипа XJ13 считался устаревшим. Кроме того, Форд модернизировал шасси до современного Mk.IV, победителя Ле-Мана 1967 года. Вместе с 4,0-литровым двигателем V12 Ferrari P эти изящные автомобили были настолько быстрыми, что с 1968 года объем двигателей прототипов был ограничен 3,0 литрами, как в Формуле-1 с 1966 года.
Прототип XJ13 был протестирован в MIRA и в Сильверстоуне, которые подтвердили, что для обеспечения его конкурентоспособности потребовались бы значительные доработки. Прототип был отправлен на хранение, и никаких дальнейших примеров не было - одна из причин, возможно, заключалась в том, что на рынке был буквально наводнение десятков гоночных автомобилей с двигателем V12. И Porsche, и Ferrari привнесли в гонки спортивных автомобилей 5,0-литровый двигатель V12 , поскольку этот размер был разрешен, когда заранее было выпущено не менее 25 одинаковых «спортивных автомобилей», даже несмотря на то, что де-факто они были прототипами, созданными для победы в Ле-Мане. После того, как компания Porsche пошла на этот дорогостоящий риск в 1969 году, построив 25 Porsche 917 (а позже и многие другие), Ferrari продала половину своей компании FIAT, чтобы ответить на это Ferrari 512S в 1970 году, из которых не все 25 участвовали в гонках или были проданы.
MIRA crash
[ редактировать ]
Источник: [ 6 ]
В 1971 году Series 3 E-type должен был быть выпущен с первым серийным двигателем Jaguar V12 . Рекламная группа хотела сделать снимок XJ13 на скорости для вступительной части фильма, посвященного запуску V12 E-Type. 21 января 1971 года XJ13 был доставлен в MIRA для съемок с пилотом-испытателем Jaguar Норманом Дьюисом за рулем. Дьюис управлял автомобилем на скорости с поврежденной шиной вопреки указаниям директора Jaguar в Англии. [ 7 ] В результате аварии машина была серьезно повреждена и почти уничтожена, хотя Дьюис не пострадал. Обломки автомобиля вернули на хранение.
Несколько лет спустя Эдвард Лоудс заметил разбившийся XJ13 на складе Jaguar и предложил «Lofty» England, чтобы его компания Abbey Panels восстановила автомобиль. Автомобиль был перестроен по характеристикам, аналогичным оригиналу, с использованием некоторых приспособлений для кузова, изготовленных для его первоначальной конструкции, и это обошлось Jaguar в 1000 фунтов стерлингов. По словам самого Jaguar: «Автомобиль, который можно увидеть сегодня, не является точной копией оригинала». [ 8 ] XJ13 дебютировал на публике в июле 1973 года, когда «Лофти» проехал на нем по Сильверстоуну на Гран-при Великобритании. Сейчас он выставлен в Британском автомобильном музее в Гейдоне, Великобритания.
Реплики
[ редактировать ]Единственная известная копия оригинального автомобиля, созданного до аварии MIRA, с двигателем оригинального прототипа:
- ООО "Строим легенду" [ 9 ]
Создано в результате обширных исследований, в том числе в Jaguar Heritage Trust, под руководством выживших членов команды XJ13 и с использованием оригинальных данных. Исследование провел Невилл Свейлс, владелец компании Building the Legend Ltd. Обычно считается, что это подлинное воссоздание Jaguar XJ13 1966 года до аварии.
Первая из этой серии реплик отличалась тем, что была оснащена одним из чрезвычайно редких оригинальных двигателей-прототипов с четырьмя распредвалами.
Известные выступления:
Февраль 2016 г.: Лондонская выставка классических автомобилей. [ 10 ]
Первое появление на трассе в компании выживших членов первоначальной команды проекта XJ13, а также членов семьи Уильяма Хейнса и Малкольма Сэйера, VIP-персон Jaguar и энтузиастов на спринтерской трассе Курборо недалеко от Личфилда.
Автомобиль был номинирован в финал конкурса International Historic Motoring Awards 2016 в категории «Автомобиль года». [ 11 ] и в том же году был выставлен возле церемонии награждения в Ратуше в Лондоне.
22 января 2024 г.: [ 12 ] Автомобиль был показан и рассмотрен в эпизоде сериала « Гараж Джея Лено» .
Известные реплики восстановленного после аварии MIRA автомобиля:
- «Истинный дух XJ13» , недавно завершенная невероятная сборка JD Classics, продолжавшаяся 18 лет.
Единственный автомобиль, когда-либо построенный на основе физического сканирования «заводского» Jaguar XJ13. Совершенно особенная, уникальная конструкция, изготовленная вручную лучшими мастерами отрасли. Визуально идентичен заводскому автомобилю.
Оснащен единственным оригинальным прототипом двигателя XJ13 с 4 распредвалами, официально сертифицированным Jaguar.
Изложено в новой книге Роберта Перри, посвященной XJ13. Поистине невероятная история и единственная книга о XJ13, доступная на данный момент! [ 13 ]
Автомобиль был официально представлен на выставке Retromobile 2024 и вызвал огромный прием и широкое освещение в прессе. [ 14 ]
Официально сертифицированный двигатель Prototype XJ13 на Dyno впервые за 18 лет! [ 15 ]
JD Classics «Reel» of the True Spirit of XJ13» — получила более 1,5 миллионов просмотров в социальных сетях. [ 16 ]
- Купе в стиле Proteus XJ13 [ 17 ]
- Реплика Charles Motors Ltd. [ 18 ]
- Завод спортивных автомобилей / TWRR [ 19 ] [ 20 ]
Галерея
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Ecurie Ecosse LM69 — дань уважения XJ13 в ретро-стиле 2019 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Ягуар XJ13» . 9 ноября 2007 года . Проверено 7 мая 2018 г.
- ^ «Сколько было построено четырехкамерных V12 и где они сейчас?» . Великобритания. 21 октября 2011 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2016 г.
- ^ «Боб Блейк — «Художник в металле» » . Великобритания. 21 октября 2011 г.
- ^ «Письмо Джека Брэбэма Уильяму Хейнсу» . Великобритания. 23 марта 1965 года . Проверено 5 октября 2017 г.
- ^ «Дэвид Хоббс-водитель-испытатель Jaguar» .
- ^ MIRA Crash
- ^ «Дэвид Хоббс — водитель-испытатель Jaguar XJ13» . Великобритания. 2013. Архивировано из оригинала 24 октября 2016 года.
- ^ «Фраст наследия Jaguar — XJ13» . Великобритания. 2000. Архивировано из оригинала 25 сентября 2000 года.
- ^ «Билдинг Легенд Лимитед» .
- ^ «Звезды Лондонской выставки классических автомобилей» . Телеграф . 17 февраля 2016 г.
- ^ «Международная премия в области исторического автомобилестроения» . www.historicmotoringawards.com . Архивировано из оригинала 16 февраля 2017 года . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ Реплика Jaguar XJ13 — гараж Джея Лено . Гараж Джея Лены (канал YouTube) . Ютуб. 22 января 2024 г. Проверено 18 февраля 2024 г.
- ^ Чендлер, Дэвид (18 апреля 2024 г.). «Истинный дух XJ13» . Проверено 3 августа 2024 г.
- ^ «Инстаграм» . www.instagram.com . Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ «Инстаграм» . www.instagram.com . Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ «Инстаграм» . www.instagram.com . Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ Ниделл, Тифф ; Дэвид Уилер (режиссер). «Протеус Ягуар XJ13» . Топ Гир . Би-би-си. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 года (YouTube, 27 марта 2013 г.).
- ^ «Чарльз Моторс Лтд.; Jaguar XJ13» . www.ciltd.co.uk .
- ^ «Информация о сборке XJ13 TWRR» . Архивировано из оригинала 9 июля 2015 года . Проверено 5 апреля 2016 г.
- ^ «Завод спортивных автомобилей» . www.sportscarfactory.com .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Страница XJ13 в Фонде наследия Jaguar Daimler Heritage Trust
- Лучший Jaguar, которым никогда не был Эндрю Франкель из Sunday Times тестирует Jaguar XJ13
- Создание легенды
