1967 «24 часа Ле-Мана»
Индекс: Гонки | Победители |
были «24 часа Ле-Мана» 1967 года 35-м Гран-при на выносливость и проходили 10 и 11 июня 1967 года. Это также был седьмой этап чемпионата мира по спортивным автомобилям 1967 года .
Дэн Герни и Эй Джей Фойт , управляющие Ford Mk IV , выиграли гонку, лидировав со второго часа, став первыми и по состоянию на 2024 год единственными всеамериканскими победителями (автомобиль, команда и пилоты) гонки. Ferrari были вторым и третьим, и все эти три лучшие машины впервые преодолели отметку в 5000 км по общей пройденной дистанции. Все общие рекорды были побиты - самый быстрый, самый дальний, новый рекорд круга и самый большой двигатель, который удалось выиграть, а также ряд рекордов класса. [ 1 ]

Правила
[ редактировать ]После полного изменения в прошлом году CSI (Международной спортивной комиссии – регулирующего органа FIA ) – Приложение J FIA – существенных изменений или обновлений в правилах не произошло.
Стремясь уменьшить разницу в скорости между классами, Автомобильный клуб de l'Ouest (ACO) увеличил минимальную среднюю скорость для квалификации со 160 км/ч (99 миль в час) до 190 км/ч (120 миль в час). Они также теперь требовали, чтобы все автомобили прошли квалификацию и имели скорость в пределах 85% от средней скорости автомобиля, занявшего поул-позицию. [ 2 ] Минимальные расстояния в Индексе производительности также увеличились примерно на 2,5%. [ 3 ]
Записи
[ редактировать ]И снова возник заметный дисбаланс между категориями: всего шесть спортивных автомобилей и семь GT против 41 прототипа в стартовом составе. [ 4 ] Он собрал лучших гонщиков мира и 37 гонщиков, которые участвовали или будут участвовать в гонках Формулы-1 . Было пять чемпионов мира, а в предыдущем месяце одиннадцать гонщиков участвовали в Гран-при Монако и семь в Инди-500 . [ 5 ]

Действующие чемпионы Ford, наряду с Porsche, имели самое большое представительство - десять автомобилей. Новый Ford GT40 Mark IV был обновленной версией Ford J-Car, который был отложен после смертельной аварии Кена Майлза в августе 1966 года. [ 6 ] (Mk III — дорожный автомобиль малой серии. [ 7 ] ). У Mark IV было совершенно новое шасси, спроектированное и изготовленное в Соединенных Штатах. Двигатель с большим блоком объемом 427 куб. Дюймов (7 литров), созданный на базе Ford Galaxie от Mk.II, теперь выдавал 530 л.с. К Ле-Ману были готовы четыре машины: две для Shelby American , у которой в одной машине была американская пара Дэна Герни и Эй Джей Фойта действующий чемпион Брюс Макларен и Марк Донохью , а в другой — . Команде пришлось изготовить «пузырь» на крыше, чтобы вместить шлем Дэна Герни, рост которого превышал 190 см (6 футов 3 дюйма). Два других достались компании Holman & Moody с ее командами Марио Андретти / Люсьена Бьянки и Денни Халма / Ллойда Руби .
После унизительного поражения от заводской команды Ferrari на первом этапе в Дайтоне (которая финишировала со счетом 1-2-3) Форд выиграл следующий этап в Себринге с Марио Андретти и Брюсом Маклареном за рулем нового Mk IV. В целях безопасности в количестве Ford также представил три Mk IIB (облегченные версии автомобиля предыдущего года), которыми управляют Shelby American ( Ронни Бакнум / Пол Хокинс ), Holman & Moody ( Фрэнк Гарднер / Роджер Маккласки ) и Ford France ( Джо Шлессер / Гай) . Лижье )

В этом году Ferrari решила сконцентрировать свои усилия на категории крупных прототипов. Последняя эволюция 250P, 330 P4, имела новый кузов, улучшенную коробку передач и переработанный двигатель, который теперь выдавал 450 л.с. Несмотря на то, что он легче и имеет гораздо лучшую управляемость, он не мог сравниться с большими Ford на скорости на прямой. Было построено четыре автомобиля, и все они прошли в Ле-Мане. Заводская бригада, которой теперь руководит Франко Лини, привезла три машины. Пилоты команды Формулы-1 Крис Амон и Лоренцо Бандини побеждали в Дайтоне и Монце, но после того, как Бандини погиб в Монако, Амон ездил с Нино Ваккареллой в версии Spyder с открытым верхом. Постоянные игроки команды Людовико Скарфиотти / Майк Паркс заняли второе место, а Класс/Сатклифф – третье. Другой P4 находился в ведении Equipe Nationale Belge для Вилли Майресса / «Beurlys».
Также было три обновленных P3 (теперь называемых 412 P ) для других клиентских команд: Maranello Concessionaires ( Ричард Эттвуд / Пирс Кураж ), Scuderia Filipinetti ( Жан Гише / Герберт Мюллер ) и North American Racing Team (NART) для Педро Родригеса. / Джанкарло Багетти . NART также снова запустил свой старый модифицированный P2. [ 8 ]

После успеха в 1966 году Джон Уайер и Форд мирно расстались. JW Automotive приобрела предприятие Ford Advanced Vehicles и приступила к адаптации GT40. Благодаря новому дизайну кузова с узкой кабиной, разработанному Леном Бэйли , Mirage M1 имел новую подвеску и двигатель Ford объемом 351 куб. Дюйм (5,75 л). [ 9 ] После того, как Джеки Икс и Дик Томпсон сенсационно выиграли гонку на 1000 км в Спа , в Ле-Ман были заявлены две машины. Икс ездил вместе с Аланом Рисом , а у Томпсона был Дэвид Пайпер . [ 10 ]
Также получившая награду за работу над проектом Ford GT, Lola Cars вернулась в Ле-Ман с новым T70 . Джон Сёртиз выиграл первую серию Can Am в Северной Америке на двигателе Chevrolet V8. Версия Mk3 GT была доставлена в Ле-Ман и теперь оснащена двигателем Aston Martin мощностью 450 л.с. Штурманом Сёртиса был Дэвид Хоббс , а вторая машина для Криса Ирвина / Питера де Клерка.
Самыми яркими автомобилями в этом году стали два Chaparrals. Новая модель 2F имела высоко расположенное регулируемое крыло, прижимающееся к задним колесам. Теперь он был оснащен двигателем Chevrolet big-block объемом 427 куб. Дюймов (7 литров), который развивал мощность более 550 л.с. через трехступенчатую автоматическую коробку передач. [ 11 ] [ 9 ] Победитель предыдущей гонки Фил Хилл участвовал в гонках с Майком Спенсом, а Брюс Дженнингс/Боб Джонсон находились на второй машине.

И снова Porsche представил новый вариант Carrera: 910 был ниже и легче омологированного 906 . С более крупным двигателем 2,2 л он до сих пор стабильно выступал в сезоне, кульминацией которого стала победа в Targa Florio . Но в Ле-Мане команда проявила осторожность и вернулась к двигателям 2,0 л (с впрыском топлива мощностью 220 л.с.). на двух машинах для победителей Рольфа Штоммелена / Йохена Неерпаша и Тарга Флорио Удо Шютца / Джо Бузцетты. Однако команда также представила еще одну новую машину: длиннохвостую 907, построенную практически специально для Mulsanne Straight . Присутствовали две машины, которыми управляли победитель гонок 1964 года Йохен Риндт и действующий Hillclimb чемпион Герхард Миттер и Йо Зифферт / Ханс Херрманн . [ 12 ]
Как не показали ни Alfa Romeo, ни Dino , основным противником Porsche будет Matra. В их новом MS630 по-прежнему использовался 2-литровый двигатель BRM, но он был рассчитан на установку 4,7-литрового двигателя Ford V8 (который был опробован на апрельских тестовых выходных). [ 3 ] ), а также новый 3-литровый двигатель Matra, который все еще находится в разработке. Несмотря на то, что он развивал скорость 290 км/ч (180 миль в час), его управляемость все же означала, что он был медленнее, чем Porsche. Вернулись те же самые комбинации гонщиков: Жан-Пьер Бельтуаз / Джонни Сервоз-Гэвен вместе с Жан-Пьером Жоссо / Анри Пескароло . [ 13 ]
В последний раз команда Elite вернулась в Ле-Ман в 1964 году с новым Lotus 47, гоночной версией Lotus Europa . Новая конструкция Колина Чепмена была оснащена 1,6-литровым двухкамерным двигателем Ford мощностью 165 л.с. [ 14 ]
Alpine прибыла с семью моделями своего A210, в том числе двумя для своей клиентской команды Ecurie Savin-Calberson. Диапазон двигателей Renault-Gordini предлагался объемом 1000, 1300 и 1500 куб.см; на последнем двигателе участвовали ветераны Мауро Бьянки и Жан Винатье . Был также более старый M64, представленный НАРТ. Два гонщика, Тьерье и Шевалье, были выбраны из 200 претендентов на скоростной гонке владельцем команды Луиджи Чинетти . [ 15 ]

После приезда Mini-Marcos в Ле-Ман в 1966 году Фрэнк Костин в этом году придумал необычный аэродинамический дизайн для гонщика-капера Роджера Натана. Имея фанерный каркас, кузов из стекловолокна, он имел 1-литровый двигатель Hillman Imp, установленный под углом 54°, мощностью 97 л.с. [ 16 ] В этот класс вошли вернувшиеся участники CD-Peugeot, Marcos и Austin-Healey .
В категории спортивных автомобилей группы 4 было всего шесть автомобилей, поскольку многие прототипы не могли быть произведены в достаточном количестве. Ford представил три GT40 от Ford France, Scuderia Filipinetti и Джона Уайера JW Automotive . Porsche представил стандартный 906 для Бена Пона и Вика Элфорда , дебютировавшего в Ле-Мане, а также для французского капера Кристиана Пуаро. Абарт вернулся в Ле-Ман впервые с 1962 года, когда французская команда Ecurie du Maine управляла одним из новых 1300 GT. У него был собственный 1,3-литровый двигатель DOHC от Abarth, развивавший мощность 147 л.с. [ 17 ]
В столь же небольшом числе участников было только семь участников в категории Group 3 GT. Команды Scuderia Filipinetti и Equipe Nationale Belge дополнили свои заявки на прототипы Ferrari 275 GTB. Им противостоял бельгийский капер Клод Дюбуа, управлявший мощным Ford Mustang GT350 , модифицированным Шелби , и представленным в Америке Corvette Stingray второго поколения . Наконец, появилось четыре Porsche 911 S, поскольку этот автомобиль стал любимым автомобилем каперов.
В этом году также возросло значение «войны» между шинными компаниями, поскольку они сотрудничали с крупными производителями: Goodyear с Ford, Firestone с Ferrari, Dunlop с Porsche и Michelin с Alpine. [ 5 ]
Список участников
[ редактировать ]Нет. | Группа | Абитуриент | Машина | Драйверы | |
---|---|---|---|---|---|
1 | П+5,0 | ![]() |
Форд Мк.IV | Форд 7,0 л V8 | ![]() |
2 | П+5,0 | ![]() |
Форд Мк.IV | Форд 7,0 л V8 | ![]() |
3 | П+5,0 | ![]() |
Форд Мк.IV | Форд 7,0 л V8 | ![]() |
4 | П+5,0 | ![]() |
Форд Мк.IV | Форд 7,0 л V8 | ![]() |
5 | П+5,0 | ![]() |
Форд GT40 Мк.II Б | Форд 7,0 л V8 | ![]() |
6 | П+5,0 | ![]() |
Форд GT40 Мк.II Б | Форд 7,0 л V8 | ![]() |
7 | П+5,0 | ![]() |
Чапараль 2F | Шевроле 7.0л V8 | ![]() |
8 | П+5,0 | ![]() |
Чапараль 2F | Шевроле 7.0л V8 | ![]() |
9 | ГТ+5.0 | ![]() |
Шевроле Корвет Стингрей | Шевроле 7.0л V8 | ![]() |
10 | П+5,0 | ![]() |
Биццаррини GT Страда 5300 | Шевроле 5,4 л V8 | ![]() |
11 | П+5,0 | ![]() |
Лола Т70 Мк.3 ГТ | Астон Мартин 5.0L V8 | ![]() |
12 | П+5,0 | ![]() |
Лола Т70 Мк.3 ГТ | Астон Мартин 5.0L V8 | ![]() |
14 | П+5,0 | ![]() |
Мираж М1 | Форд 5,0 л V8 | ![]() |
15 | П+5,0 | ![]() |
Мираж М1 | Форд 5,0 л V8 | ![]() |
16 | С5.0 | ![]() |
Форд ГТ40 | Форд 4,7 л V8 | ![]() |
17 | GT5.0 | ![]() |
Шелби GT350 | Форд 4,7 л V8 | ![]() |
18 | С5.0 | ![]() |
Форд ГТ40 | Форд 4,7 л V8 | ![]() |
19 | Р5.0 | ![]() |
Феррари 330 Р4 | Феррари 4.0л V12 | ![]() |
20 | Р5.0 | ![]() |
Феррари 330 P3/4 | Феррари 4.0л V12 | ![]() |
21 | Р5.0 | ![]() |
Феррари 330 Р4 | Феррари 4.0л V12 | ![]() |
22 | Р5.0 | ![]() |
Феррари 412 П | Феррари 4.0л V12 | ![]() |
23 | Р5.0 | ![]() |
Феррари 412 П | Феррари 4.0л V12 | ![]() |
24 | Р5.0 | ![]() |
Феррари 330 Р4 | Феррари 4.0л V12 | ![]() |
25 | Р5.0 | ![]() |
Феррари 412 П | Феррари 4.0л V12 | ![]() |
26 | Р5.0 | ![]() |
Феррари 365 П2 | Феррари 4,3 л V12 | ![]() |
28 | GT5.0 | ![]() |
Феррари 275 ГТБ/С | Феррари 3,3 л V12 | ![]() |
29 | П2.0 | ![]() |
Матра М630 | БРМ 2,0 л V8 | ![]() |
30 | П2.0 | ![]() |
Матра М630 | БРМ 2,0 л V8 | ![]() |
37 | С2.0 | ![]() |
Порше 906 | Порше 2.0L F6 | ![]() |
38 | П2.0 | ![]() |
Порше 910 | Порше 2.0L F6 | ![]() |
39 | П2.0 | ![]() |
Порше 910 | Порше 2.0L F6 | ![]() |
40 | П2.0 | ![]() |
Порше 907 л.с. | Порше 2.0L F6 | ![]() |
41 | П2.0 | ![]() |
Порше 907 л.с. | Порше 2.0L F6 | ![]() |
42 | GT2.0 | ![]() |
Порше 911 С | Порше 2.0L F6 | ![]() |
43 | GT2.0 | ![]() |
Порше 911 С | Порше 2.0L F6 | ![]() |
44 | П1.6 | ![]() |
Лотос 47 | Форд 1.6л Л4 | ![]() |
45 | П1.6 | ![]() |
Альпийский А210 | Рено 1.5л Л4 | ![]() |
46 | П1.3 | ![]() |
Альпийский А210 | Рено 1.3л Л4 | ![]() |
47 | П1.3 | ![]() |
Альпийский А210 | Рено 1.3л Л4 | ![]() |
48 | П1.3 | ![]() |
Альпийский А210 | Рено 1.3л Л4 | ![]() |
49 | П1.3 | ![]() |
Альпийский А210 | Рено 1.3л Л4 | ![]() |
50 | П1.3 | ![]() |
Маркос Мини GT | БМК 1.3л Л4 | ![]() |
51 | П1.3 | ![]() |
Остин-Хили Спрайт Ле-Ман | БМК 1.3л Л4 | ![]() |
52 | P1.15 | ![]() |
Компакт-диск SP66 C | Пежо 1.15л Л4 | ![]() |
53 | P1.15 | ![]() |
Компакт-диск SP66 C | Пежо 1.15л Л4 | ![]() |
54 | P1.15 | ![]() |
Костин-Натан GT | Хиллман 1,0 л L4 | ![]() |
55 | P1.15 | ![]() |
Альпийский М64 | Рено 1.0л Л4 | ![]() |
56 | P1.15 | ![]() |
Альпийский А210 | Рено 1.0л Л4 | ![]() |
57 | П+5,0 | ![]() |
Форд GT40 Мк.II Б | Форд 7,0 л V8 | ![]() |
58 | П1.3 | ![]() |
Альпийский А210 | Рено 1.3л Л4 | ![]() |
60 | GT2.0 | ![]() |
Порше 911 С | Порше 2.0L F6 | ![]() |
61 | GT5.0 | ![]() |
Феррари 275 ГТБ/С | Феррари 3,3 л V12 | ![]() |
62 | С5.0 | ![]() |
Форд ГТ40 | Форд 4,7 л V8 | ![]() |
64 | С1.3 | ![]() |
Abarth 1300 OT | Абарт 1.3л L4 | ![]() |
66 | С2.0 | ![]() |
Порше 906 | Порше 2.0L F6 | ![]() |
67 | GT2.0 | ![]() |
Порше 911 С | Порше 2.0L F6 | ![]() |
Упражняться
[ редактировать ]На апрельских тестовых выходных Бандини был самым быстрым на Ferrari P4 Spyder с сенсационным рекордом круга 3:25,4, опередив Паркса на другом P4, а затем Сёртиса на Lola (3:31,9). [ 18 ] Хотя Донохью мог развивать скорость 330 км/ч (210 миль в час) на Ford MkIV. ему удалось показать только 4-е место (3:32,6). [ 7 ] В этот уик-энд также произошла трагедия, когда Роби Вебер на новой Matra на полной скорости не справился с управлением на Mulsanne Straight. Машину занесло и кувыркалось за пределы трассы. Оказавшись в горящей машине, Вебер погиб прежде, чем маршалы смогли вовремя добраться до места происшествия. [ 13 ]
К гоночной неделе Форд добился дальнейших улучшений аэродинамики, и MkIV ехали еще быстрее. Однако автомобили вели себя очень нестабильно на высокой скорости, вызывая большое беспокойство у водителей. [ 19 ] и у всех машин были проблемы с треском и выскакиванием лобовых стекол на высоких скоростях. [ 7 ] [ 9 ] У команды Ferrari были свои проблемы: NART P2, двигаясь медленно, помешал Классу P4 отправить его в деревья и разбить машину, но водитель не пострадал. [ 19 ] Поул-позиция досталась Брюсу Макларену (3:24,4), опередив удивительно быстрого Чапаррала Фила Хилла (3:24,7). Затем следовали Форды Андретти, Халма, Бакнума и Гарднера, а Феррари Паркса опустилась на 7-е место с результатом 3:28,9. [ 20 ] [ 21 ]
Первоначально прошедшие квалификацию со своими 5,7-литровыми двигателями, у Mirages затем возникли неисправности, и JWA решила вернуться к 5,0-литровым двигателям. Однако инспекторы отметили, что это невозможно сделать, поскольку автомобили по-прежнему оснащены топливными баками большего размера для класса 5.0+. Форду, однако, удалось поставить два двигателя объемом чуть больше 5 литров, чтобы автомобили могли участвовать в гонках. [ 10 ] У команды Team Elite Lotus была похожая проблема, но они решили ее, поместив в топливный бак пустые пластиковые бутылки. [ 21 ]
Все скорости были повышены, и во время гонки было зафиксировано, что двадцать автомобилей проехали более 300 км/ч на километр полета по Mulsanne Straight: [ 22 ]
Драйверы | Машина | Скорость |
---|---|---|
Андретти / Белые | Форд Мк IV | 343 км/ч |
Герни / Фойт | Форд Мк IV | 340 км/ч |
Халм / Руби | Форд Мк IV | 340 км/ч |
Макларен/Донохью | Форд Мк IV | 333 км/ч |
Бакнум / Хокинс | Форд Мк IIB | 332 км/ч |
Сёртиз / Хоббс | Лола Т70 Мк3 ГТ | 330 км/ч |
П.Хилл / Спенс | Чапараль 2F | 320 км/ч |
Скарфиотти / Паркс | Феррари 330P4 | 310 км/ч |
Раса
[ редактировать ]Начинать
[ редактировать ]Хотя день начался пасмурно, гонка началась в хорошую погоду. [ 19 ] [ 21 ] Ford Бакнума и NART P3 Родригеса уехали первыми. [ 19 ] в то время как оба Чапаррала были одними из последних, поскольку Джим Холл настоял на том, чтобы его гонщики перед отъездом полностью надели гоночную упряжь. В конце первого круга Mk IIB Бакнума и Гарднера лидировали на MkIV Герни, затем Ferrari Родригеса и Амона и Сёртиз на Lola. На четвертом круге у двигателя Лолы сломался поршень. Тем временем Спенс добился отличного темпа, чтобы вернуться на поле. [ 21 ]
Среди первых посетителей боксов были Mk IV Халма, чтобы починить заклинившую дроссельную заслонку, Mk IV Бьянки, чтобы проверить его лобовое стекло после того, как заблудший камень разбил его, и Ford Гарднера в поисках новой передней шины. [ 19 ] [ 23 ] Дюбуа вывел Shelby Mustang из строя половины переднего спойлера после того, как на старте врезался в крылья. [ 24 ] и Жосо, потому что дверь его Матры не закрывалась должным образом. [ 25 ] Бакнум продолжал лидировать и после первого часа, вплоть до первых пит-стопов. После того, как все лидеры вышли из ямы, теперь лидировал Фойт из Хилла в Чапарале и Фордов Андретти и Макларена, а Паркс был на 5-м месте. [ 26 ]

Внезапно JWA Ford GT Майка Салмона загорелся на скорости более 300 км/ч по задней прямой с полным баком топлива. Сэлмон храбро подвел машину к посту маршала на углу Мулсанн, прежде чем выпрыгнуть, но был доставлен в больницу с тяжелыми ожогами 2-й и 3-й степени. [ 22 ] Через два часа трое американцев Фойт, Хилл и Андретти (33 круга) уже проехали круг на Феррари и остальном поле. [ 22 ] После ранней задержки Халм установил новый рекорд круга - 3:23,6, что быстрее, чем рекордное время поула. [ 22 ] «Феррари» вели долгую игру, ехав на пределе своих возможностей, чтобы продержаться всю дистанцию. Porsche Зифферта/Херрмана и Миттера/Риндта, занявшие сейчас 14-е и 15-е места в общем зачете, уверенно лидировали в индексе производительности. Однако все большие британские автомобили вышли из строя еще до наступления темноты: и Mirages, и вторая Lola ушли из-за проблем с двигателем после того, как вылетели за пределы топ-10. [ 1 ]
Ночь
[ редактировать ]Вскоре после 22:00, когда наступила ночь, Ferrari Амона получила прокол, когда ехала пятой. Из-за неисправного молотка он не смог поменять колесо прямо на трассе. [ 19 ] и пока он дополз обратно до боксов, искры из ступицы колеса привели к возгоранию двигателя. Амон был вынужден быстро (невредимым) спастись на расстоянии от маршальских постов, и машина сгорела дотла. [ 26 ] Вскоре Chaparral пришлось застрять в яме с застрявшим элеронами в положении тормоза, в результате чего машина потеряла максимальную скорость примерно на 20 км/ч. [ 3 ] Бакнум потерял два часа на переварку водопроводной трубы, затем ему пришлось проползти два круга, чтобы достичь обязательного минимума в 25 кругов для пополнения жидкости. [ 19 ] Дважды Ллойд Руби бросал свой «Форд» в песчаную ловушку на углу Малсанна, теряя все время, которое Халм наверстывал на ремонт днища. Второй инцидент оказался смертельным. [ 19 ]
Родригес/Багетти NART Ferrari выскользнул из поля и сошел с дистанции после 2 часов ночи из-за сгоревшего поршня. К 3 часам ночи Форд вел 1-2-3, а Герни (182 круга) опережал Андретти (который недавно побил рекорд Халма) и McLaren на три круга. В 3:35 утра, все еще идя вторым, Андретти выбил J-7, Mk IV №3. Эй Джей Фойт, который в то же время привез с собой J-5, номер 1 Mk IV, громко жаловался на агрессивное вождение своего американского соперника. Отвлекшись на эту «дискуссию», механик, менявший передние тормозные колодки на J-7, установил колодку задом наперед (что можно было сделать). Андретти ускорился на выезде из боксов и под мостом Данлоп, но когда он впервые затормозил, с большой скорости въезжая в Эссес, неправильно установленный передний тормоз заблокировался, и J-7 развернулся, ударившись о земляные валы и попав в беспорядок посреди трассы. [ 27 ] Андретти со сломанными тремя ребрами выскочил за стену. (Позже выяснилось, что Бьянки был прав и тормоза были нажаты задом наперед. [ 7 ] ) Вскоре за ним на скорости появился Маккласки (9-й), который намеренно врезался в другую стену, полагая, что в результате крушения водитель все еще может оказаться в ловушке внутри, затем Шлессер (6-й), который попытался втиснуться между ними. Оба разбились, и внезапно Форд упал на три машины. Маккласки, несущий раненого Андретти, конфисковал машину маршала и поехал обратно в медицинский центр Форда. [ 7 ]
McLaren получила второй прокол на обломках, а затем потеряла больше времени из-за проблем со сцеплением. В довершение всего, задний капот двигателя позже отлетел на прямой Мюльсанн, и еще 45 минут было потрачено на его поиск и установку, в результате чего они опустились на 6-е место. [ 26 ] [ 19 ]
В результате машина Герни/Фойта лидировала на 5 кругов и подняла Феррари Паркса/Скарфиотти на второе место, а Хилла/Спенса Чапаррала – на третье. Ночью Гурни немного сбавил скорость, чтобы сохранить свою машину, а Паркс на Ferrari, занявшей второе место, отстал от круга, чтобы развернуться с кругов. Несколько миль Паркс преследовал «Форд», мигая фарами в зеркала Гурни, пока раздраженный Гурни просто не остановился на углу Арнажа и не остановился на траве. Паркс остановился позади него, а два лидера гонки неподвижно сидели в темноте. В конце концов, Паркс признал, что его попытка спровоцировать гонку с Герни не сработала, и он отказался от участия и возобновил гонку, а вскоре после этого Герни последовал за ним. Porsche Siffert/Herrmann по-прежнему лидировал в индексе производительности, хотя теперь его преследовал улучшающийся Alpine из Ларрусса/Депайлера. [ 28 ]
Утро
[ редактировать ]Рассвет в этом году настал ясный и холодный, с небольшим туманом. [ 29 ] У Chaparral возникла утечка масла в трансмиссии, в результате чего она была исключена из строя, а затем в конечном итоге выведена из эксплуатации. Бельгийский Ferrari P4 показал стабильную гонку и занял третье место, а другой P4 Класса/Сатклиффа теперь стал четвертым. Однако в середине утра из-за поломки ТНВД им пришлось уйти на пенсию. [ 8 ] Corvette сошел с дистанции со сломанным шатуном, лидируя в категории GT.
Бакнум и Хокинс, первые лидеры гонки, изо всех сил старались вернуться на 6-е место после ночной задержки, когда в 9:40 утра их наконец остановили из-за проблем с двигателем. [ 7 ] Итак, к 10 утра, отметке в три четверти, на ходу оставалось всего 16 машин. Герни и Фойт уже проехали 293 круга, что на двадцать больше, чем McLaren и Amon в прошлом году одновременно. [ 29 ] [ 30 ] Имея приличное преимущество, лидирующий Ford мог позволить себе сократить время круга на 30 секунд за круг. Несмотря на то, что Феррари проезжали круг на 10 секунд быстрее и могли проехать на 20% дальше между заправками, [ 30 ] они не смогли добиться значительных успехов, и оставшаяся четверть гонки прошла без происшествий.
Финиш и после гонки
[ редактировать ]
В конце концов, это была комфортная победа американского Ford: Герни и Фойт выиграли с преимуществом в четыре круга, лидируя все, кроме первых 90 минут гонки. Это был единственный из десяти «Фордов», у которого не возникло никаких проблем на протяжении всей гонки. Возможно, это удивительно для такого большого двигателя, но они также выиграли индекс тепловой эффективности на рекордной дистанции. Ferrari сохранила некоторую гордость после прошлогоднего фиаско, заняв второе и третье места, а McLaren/Donohue отыгрались на четвертом месте. По состоянию на 2024 год эта победа Герни/Фойта остается одновременно единственной всеамериканской победой в истории Ле-Мана — американских гонщиков ( Дэн Герни и Эй Джей Фойт ), команды ( Shelby-American Inc. ), конструктора шасси ( Ford ), производителя двигателей (Ford). ), и шины ( Goodyear ) — а также единственная победа автомобиля, спроектированного и построенного полностью (и шасси, и двигатель) в США.
Зифферт и Херрманн были пятыми на своем 2-литровом Porsche, проехав всего на 12 км меньше, чем победители 1966 года. [ 3 ] Они привели домой еще четыре Porsche, включая Pon/Elford, занявшего 7-е место, став первым автомобилем в группе 4. Капер Porsche, занявший 8-е место, только что обыграл Alpine Грандсир/Росински, выигравшего класс 1300. Швейцарский Ferrari GTB из Сперри/Штайнемана стал первым домом GT, заняв 11-е место, опередив французский 911 на девять кругов. Austin-Healey, многолетний финишер, был единственным британским автомобилем, дошедшим до конца на 15-м месте. [ 31 ] Маленький Abarth после гонки, изобилующей проблемами, финишировал (на последнем месте), но не проехал достаточно кругов, чтобы его можно было классифицировать.
пьедестал почета, Гурни вручили традиционную бутылку шампанского Когда победители поднялись на . Посмотрев вниз, он увидел генерального директора Ford Генри Форда II , владельца команды Кэрролла Шелби , их жен и нескольких журналистов, предсказавших катастрофу громкому дуэту Гурни и Фойта. Они сказали, что два гонщика, которые были очень конкурентоспособны в Соединенных Штатах, сломают свою машину в ходе внутреннего соперничества. Вместо этого оба гонщика проявили особую осторожность и дисциплинированно вели машину, и легко одержали победу. На трибуне победы Гурни встряхнул бутылку и обрызгал всех, кто был рядом, установив традицию, которая с тех пор воспроизводится на празднованиях победы во всем мире.
«То, что я сделал с шампанским, было совершенно спонтанным. Я понятия не имел, что это положит начало традиции. Меня это не волновало, и я просто увлекся моментом. Это был один из тех случаев, которые случаются раз в жизни, когда все меняется получилось идеально… Я думал, что для этой упорной победы нужно что-то особенное».
Гурни, кстати, дал автограф и подарил бутылку шампанского журнала Life фотографу Флипу Шульке , который использовал ее в качестве лампы в течение 30 лет. Позже Шульке вернул бутылку Герни, который поставил ее в All American Racers в Калифорнии. зале заседаний штаб-квартиры своей команды [ 32 ] [ 33 ]
Месяц спустя Чапараль получил должное вознаграждение, одержав единственную победу на 2F в Брэндс-Хэтче. Это был подходящий финал для Фила Хилла , чемпиона мира Формулы-1 1961 года, который завершил выдающуюся карьеру гонщика на спортивных автомобилях, включавшую три победы в Ле-Мане. [ 11 ]
Официальные результаты
[ редактировать ]Финишеры
[ редактировать ]Результаты взяты из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO. [ 34 ] Победители классов выделены жирным шрифтом.
Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | Круги |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | П +5.0 |
1 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Форд GT40 Мк.IV | Форд 7,0 л V8 | 388 |
2 | П 5.0 |
21 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 330 Р4 | Феррари 4.0л V12 | 384 |
3 | П 5.0 |
24 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 330 Р4 | Феррари 4.0л V12 | 377 |
4 | П +5.0 |
2 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Форд GT40 Мк.IV | Форд 7,0 л V8 | 359 |
5 | П 2.0 |
41 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 907 длинный хвост | Порше 1991cc F6 | 358 |
6 | П 2.0 |
38 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 910 куржек | Порше 1991cc F6 | 351 |
7 | С 2.0 |
37 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 906 | Порше 1991cc F6 | 327 |
8 | С 2.0 |
66 (бронировать) |
![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 906 | Порше 1991cc F6 | 321 |
9 | П 1.3 |
46 | ![]() Альпийский |
![]() ![]() |
Альпийский А210 | Рено - Гордини 1296cc S4 | 321 |
10 | П 1.3 |
49 | ![]() |
![]() ![]() |
Альпийский А210 | Рено - Гордини 1296cc S4 | 318 |
11 | ГТ 5.0 |
28 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 275 ГТБ Соревнование |
Феррари 3,3 л V12 | 317 |
12 | П 1.3 |
48 | ![]() |
![]() ![]() |
Альпийский А210 | Рено - Гордини 1296cc S4 | 311 |
13 | П 1.6 |
45 | ![]() Альпийский |
![]() ![]() |
Альпийский А210 | Рено - Гордини 1470cc S4 | 311 |
14 | ГТ 2.0 |
42 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 911 С | Порше 1991cc F6 | 308 |
15 | П 1.3 |
51 | ![]() |
![]() ![]() |
Остин-Хили Спрайт Ле-Ман | БМК 1293cc S4 | 289 |
Н/З* | С 1.3 |
64 (бронировать) |
![]() |
![]() ![]() |
Abarth 1300 OT | Фиат -Абарт 1289cc S4 | 262 |
- ' Примечание * : Не классифицировано, поскольку пройдено недостаточное расстояние.
Не закончил
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | Круги | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ДНФ | П +5.0 |
57 (бронировать) |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
Форд GT40 Мк.IIВ | Форд 7,0 л V8 | 271 | клапан (18 часов) |
ДНФ | П 5.0 |
19 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 330 Р4 | Феррари 4.0л V12 | 246 | топливный насос (18 часов) |
ДНФ | П +5.0 |
7 | ![]() |
![]() ![]() |
Чапараль 2F | Шевроле 7.0л V8 | 225 | передача инфекции (18 часов) |
ДНФ | П 1.3 |
47 | ![]() Альпийский |
![]() ![]() |
Альпийский А210 | Рено - Гордини 1296cc S4 | 219 | несчастный случай (17 часов) |
ДНФ | П 5.0 |
23 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 412 П | Феррари 4.0л V12 | 208 | масляный насос (15 часов) |
ДНФ | П 1.15 |
56 | ![]() Альпийский |
![]() ![]() |
Альпийский А210 | Рено - Гордини 1005cc S4 | 204 | двигатель (17 часов) |
ДНФ | П 1.15 |
55 | ![]() |
![]() ![]() |
Альпийский М64 | Рено - Гордини 1005cc S4 | 201 | двигатель (18 часов) |
ДНФ | П +5.0 |
3 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Форд GT40 Мк.IV | Форд 7,0 л V8 | 188 | несчастный случай (13 часов) |
ДНФ | П +5.0 |
6 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Форд GT40 Мк.IIВ | Форд 7,0 л V8 | 183 | несчастный случай (13 часов) |
ДНФ | П +5.0 |
5 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Форд GT40 Мк.IIВ | Форд 7,0 л V8 | 179 | несчастный случай (13 часов) |
ДНФ | ГТ +5.0 |
9 | ![]() |
![]() ![]() |
Шевроле Корвет Стингрей | Шевроле 7.0л V8 | 167 | двигатель (13 часов) |
ДНФ | П 2.0 |
29 | ![]() |
![]() ![]() |
Матра MS630 | БРМ 1998cc V8 | 155 | нефтяная труба (12 часов) |
ДНФ | П 5.0 |
25 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 412 П | Феррари 4.0л V12 | 144 | поршень (11 часов) |
ДСК | ГТ 2.0 |
67 (бронировать) |
![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 911 С | Порше 1991cc F6 | 134 | преждевременное масло смена (11 часов) |
ДНФ | С 5.0 |
16 | ![]() |
![]() ![]() |
Форд GT40 Мк.I | Форд 4,7 л V8 | 129 | прокладка головки блока цилиндров (14 часов) |
ДНФ | ГТ 2.0 |
60 (бронировать) |
![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 911 С | Порше 1991cc F6 | 126 | подшипники (11 часов) |
ДНФ | С 5.0 |
18 | ![]() |
![]() ![]() |
Форд GT40 Мк.I | Форд 4,7 л V8 | 116 | прокладка головки блока цилиндров (9 часов) |
ДНФ | П 5.0 |
20 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 330 Р4 Спайдер | Феррари 4.0л V12 | 105 | огонь (8 часов) |
ДНФ | П 2.0 |
40 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 907 длинный хвост | Порше 1991cc F6 | 103 | распределительный вал (9 часов) |
ДНФ | П +5.0 |
8 | ![]() |
![]() ![]() |
Чапараль 2F | Шевроле 7.0л V8 | 91 | батарея (10 часов) |
ДНФ | П 5.0 |
22 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 412 П | Феррари 4.0л V12 | 88 | поршень (7 часов) |
ДНФ | П +5.0 |
4 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Форд GT40 Мк.IV | Форд 7,0 л V8 | 86 | несчастный случай (8 часов) |
ДНФ | П 2.0 |
39 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 910 длинный хвост | Порше 1991cc F6 | 84 | давление масла (7 часов) |
ДНФ | П 1.15 |
58 (бронировать) |
![]() Альпийский |
![]() ![]() |
Альпийский А210 | Рено - Гордини 1005cc S4 | 67 | подшипники (8 часов) |
ДНФ | П +5.0 |
14 | ![]() |
![]() ![]() |
Мираж М1 | Форд 5,7 л V8 (использовался 5,1 л V8) |
59 | впускной клапан (5 часов) |
ДНФ | ГТ 5.0 |
17 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Форд - Шелби Мустанг GT350 | Форд 4,7 л V8 | 58 | утечка масла (7 часов) |
ДНФ | П 1.6 |
44 | ![]() |
![]() ![]() |
Лотус Мк.47 | Форд - Cosworth 1588cc S4 | 42 | перегрев (5 часов) |
ДНФ | П 2.0 |
30 | ![]() |
![]() ![]() |
Матра MS630 | БРМ 1998cc V8 | 35 | приостановка (8 часов) |
ДНФ | П 1.15 |
53 | ![]() |
![]() ![]() |
компакт-диск СП66 | Пежо 1149cc S4 | 35 | шатун (8 часов) |
ДНФ | П 5.0 |
26 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 365 П2 | Феррари 4,4 л V12 | 30 | несчастный случай (4 часа) |
ДНФ | П +5.0 |
15 | ![]() |
![]() ![]() |
Мираж М1 | Форд 5,7 л V8 (использовался 5,1 л V8) |
29 | двигатель (4 часа) |
ДНФ | П +5.0 |
12 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Лола Т70 Мк.III | Астон Мартин 5.0L V8 | 25 | двигатель (4 часа) |
ДНФ | П 1.15 |
52 | ![]() |
![]() ![]() |
компакт-диск СП66 | Пежо 1149cc S4 | 25 | перегрев (5 часов) |
ДНФ | С 5.0 |
62 |
![]() |
![]() ![]() |
Форд GT40 Мк.I | Форд 4,7 л V8 | 20 | огонь (2 часа) |
ДНФ | П 1.15 |
54 | ![]() |
![]() ![]() |
Костин Натан GT | Хиллман 1,0 л I4 | 15 | зажигание (5 часов) |
ДНФ | П 1.3 |
50 | ![]() |
![]() ![]() |
Мини Маркос GT 2+2 | БМК 1293cc S4 | 13 | коробка передач (3 часа) |
ДНФ | П +5.0 |
11 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Лола Т70 Мк.III | Астон Мартин 5.0L V8 | 3 | поршень (1 час) |
ДНФ | ГТ 2.0 |
43 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 911 С | Порше 1991cc F6 | 2 | схватить (1 час) |
Не Запустился
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|
DNS | ГТ 5.0 |
61 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 275 ГТБ Соревнование |
Феррари 3,3 л V12 | Не началось |
ДНП | П +5.0 |
10 | ![]() |
![]() ![]() |
Биццаррини P538 GT Страда | Шевроле 5,4 л V8 | Неудачная проверка |
ДНК | ГТ 5.0 |
27 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 250 ЛМ | Феррари 3,3 л V12 | Не прибыл |
ДНК | П 2.0 |
31 | ![]() |
![]() ![]() |
Дино 206 S (Феррари) | Феррари 1986cc V6 | снято |
ДНК | П 2.0 |
32 | ![]() |
![]() |
Дино 206 S (Феррари) | Феррари 1986cc V6 | снято |
ДНК | П 2.0 |
33 | ![]() |
![]() |
Дино 206 S (Феррари) | Феррари 1986cc V6 | снято |
ДНК | П 2.0 |
34 | ![]() |
![]() ![]() |
Альфа Ромео Тип 33 | Альфа Ромео 1995cc V8 | снято |
ДНК | П 2.0 |
35 | ![]() |
![]() ![]() |
Альфа Ромео Тип 33 | Альфа Ромео 1995cc V8 | снято |
ДНК | П 2.0 |
36 | ![]() |
![]() ![]() |
Альфа Ромео Тип 33 | Альфа Ромео 1995cc V8 | снято |
ДНК | П 1.3 |
59 (бронировать) |
![]() |
![]() ![]() |
Мини Маркос GT 2+2 | БМК 1293cc S4 | Не требуется |
ДНК | П 1.3 |
68 (бронировать) |
![]() |
![]() ![]() |
Хрубон | Рено 1296хх С4 | Не прошел квалификацию |
Победители класса
[ редактировать ]Сорт | Прототип Победители |
Сорт | Спорт Победители |
Сорт | ГТ Победители | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Прототип >5000 |
#1 Форд Мк.IV | Герни / Фойт * | Спорт >5000 |
- | Гранд Туринг >5000 |
нет финишеров | ||
Прототип 5000 |
#21 Феррари 330 P4 | Скарфиотти / Паркс * | Спорт 5000 |
нет финишеров | Гранд Туринг 5000 |
#28 Феррари 275 GTB Соревнование |
Сперри/Штайнеман | |
Прототип 2000 |
#41 Порше 907 л.с. | Зифферт / Херрманн * | Спорт 2000 |
#37 Порше 906/6 | Пон / Элфорд | Гранд Туринг 2000 |
#42 Порше 911 S | Букет / Лизать |
Прототип 1600 |
#45 Альпийский А210 | Бьянки / Винатье * | Спорт 1600 |
нет участников | Гранд Туринг 1600 |
нет участников | ||
Прототип 1300 |
#46 Альпийский А210 | Грандсир / Росинский * | Спорт 1300 |
нет финишеров | Гранд Туринг 1300 |
нет участников | ||
Прототип 1150 |
нет финишеров | Спорт 1150 |
нет участников | Гранд Туринг 1150 |
нет участников |
- Примечание : установка нового рекорда расстояния.
Индекс тепловой эффективности
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Счет |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | П +5.0 |
1 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Форд Мк IV | 1.49 |
2 | П 2.0 |
41 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 907 длинный хвост | 1.45 |
3 | П 1.3 |
49 | ![]() |
![]() ![]() |
Альпийский А210 | 1.44 |
4 | П 1.3 |
48 | ![]() |
![]() ![]() |
Альпийский А210 | 1.43 |
5 | П 1.3 |
46 | ![]() |
![]() ![]() |
Альпийский А210 | 1.42 |
6 | П 1.6 |
45 | ![]() |
![]() ![]() |
Альпийский А210 | 1.28 |
7 | П 5.0 |
21 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 330 Р4 | 1.27 |
8 | П 5.0 |
24 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 330 Р4 | 1.24 |
9 | П 1.3 |
51 | ![]() |
![]() ![]() |
Остин-Хили Спрайт Ле-Ман | 1.21 |
10 | П +5.0 |
2 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Форд Мк IV | 1.13 |
- Примечание . В этот рейтинг включены только десять лучших позиций.
Индекс эффективности
[ редактировать ]Взято из книги Мойти. [ 36 ]
Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Счет |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | П 2.0 |
41 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 907 длинный хвост | 1.306 |
2 | П 5.0 |
21 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 330 Р4 | 1.299 |
3 | П 2.0 |
38 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 910 куржек | 1.281 |
4 | П 5.0 |
24 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 330 Р4 | 1.275 |
5 | П +5.0 |
1 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Форд Мк IV | 1.270 |
6 | П 1.3 |
46 | ![]() |
![]() ![]() |
Альпийский А210 | 1.269 |
7 | П 1.3 |
49 | ![]() |
![]() ![]() |
Альпийский А210 | 1.257 |
8 | П 1.3 |
48 | ![]() |
![]() ![]() |
Альпийский А210 | 1.232 |
9 | П 1.6 |
45 | ![]() |
![]() ![]() |
Альпийский А210 | 1.196 |
10 | С 2.0 |
37 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 906 | 1.193 |
- Примечание . В этот рейтинг включены только десять лучших позиций. Оценка 1,00 означает преодоление минимальной дистанции для автомобиля, а более высокий балл означает превышение номинальной целевой дистанции.
Статистика
[ редактировать ]Взято из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO.
- Самый быстрый круг на практике – Б.Макларен, Ford Mk IV №2 – 3:24,4 секунды; 236,08 км/ч (146,69 миль в час)
- Самый быстрый круг – Д.Халм, Ford Mk IV №4 / Ford Mk IV М.Андретти №3 – 3:23,6 с; 238,01 км/ч (147,89 миль в час)
- Расстояние - 5232,90 км (3251,57 миль)
- Средняя скорость победителя - 218,04 км/ч (135,48 миль в час)
- Посещаемость – 310 000 [ 37 ] [ 38 ]
Мировой турнир по скорости и выносливости
[ редактировать ]По расчетам после Ле-Мана, раунд 4 из 4 [ 39 ]
Поз. | Производитель | Очки |
---|---|---|
1 | ![]() |
24 |
2 | ![]() |
20 |
3 | ![]() |
9 |
4 | ![]() |
2 |
- Цитаты
- ^ Jump up to: а б Клаусагер 1982, стр.153.
- ^ Сперринг 2010, стр.242.
- ^ Jump up to: а б с д Moity 1974, p.109-111
- ^ Клаусагер 1982, стр.148.
- ^ Jump up to: а б Шпоринг 2010, с.241
- ^ Фокс 1973, стр.204
- ^ Jump up to: а б с д и ж Спорринг 2010, с.244-6.
- ^ Jump up to: а б Шпоринг 2010, стр.253.
- ^ Jump up to: а б с Последний 2001 г., стр.152-3.
- ^ Jump up to: а б Шпоринг 2010, стр.250.
- ^ Jump up to: а б Спорринг 2010, стр.258.
- ^ Сперринг 2010, стр.254-5.
- ^ Jump up to: а б Споринг 2010, с.260
- ^ Сперринг 2010, стр.261.
- ^ Сперринг 2010, стр.251.
- ^ Сперринг 2010, стр.263.
- ^ Сперринг 2010, стр.262.
- ^ Сперринг 2010, стр.267.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Кларк 1997, стр.39-41: Автомобиль и водитель, сентябрь 1967 г.
- ^ Сперринг 2010, стр.265.
- ^ Jump up to: а б с д Кларк, 1997 г., стр. 44: Autosport, 16 июня 1967 г.
- ^ Jump up to: а б с д Кларк, 1997 г., стр. 45: Autosport, 16 июня 1967 г.
- ^ Сперринг 2010, стр.249.
- ^ Сперринг 2010, стр.256.
- ^ Автомобильный год 1967, стр.224
- ^ Jump up to: а б с Споринг 2010, с.243
- ^ «Ford GT40 Mk IV J-7 1967 года - Страница 5472 - Американская коллекция Шелби» .
- ^ Кларк 1997, стр. 46: Autosport, 16 июня 1967 г.
- ^ Jump up to: а б Кларк 1997, стр. 47: Autosport, 16 июня 1967 г.
- ^ Jump up to: а б Автомобильный год 1967, стр.225
- ^ Автомобильный год 1967, стр.232
- ^ «Распыление шампанского» . Все американские гонщики . Проверено 10 апреля 2018 г.
- ^ «История шампанского, автор Эоин Янг» (PDF) . Все американские гонщики . Архивировано из оригинала 20 июня 2019 г. Проверено 10 апреля 2018 г.
- ^ Сперринг 2010, стр.2.
- ^ Сперринг 2010, стр.171.
- ^ Moity 1974, p.176
- ^ Кларк 1997, стр.42: Autosport, 16 июня 1967 г.
- ^ «24 часа Ле-Мана 1967 — Результаты гонки» . Чемпионат мира по спортивным автомобилям . Проверено 9 апреля 2018 г.
- ^ «Вызов Мира» . Гоночные спортивные автомобили.com . Проверено 9 апреля 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Армстронг, Дуглас – английский редактор (1967) Автомобильный год № 15, 1967-68 Лозанна: Эдита С.А.
- Кларк, Р.М. - редактор (1997) Ле-Ман, «Годы Форда и Матры, 1966–1974», Кобэм, Суррей: Brooklands Books ISBN 1-85520-373-1
- Клаусагер, Андерс (1982) Ле-Ман, Лондон: Arthur Barker Ltd. ISBN 0-213-16846-4
- Фокс, Чарльз (1973) Великие гоночные автомобили и водители, Лондон: Octopus Books Ltd ISBN 0-7064-0213-8
- Лабан, Брайан (2001) 24 часа Ле-Мана, Лондон: Virgin Books ISBN 1-85227-971-0
- Мойти, Кристиан (1974) 24-часовая гонка Ле-Мана 1949–1973 Рэднор, Пенсильвания: Chilton Book Co ISBN 0-8019-6290-0
- Сперринг, Квентин (2010) Ле-Ман 1960–69 Йовил, Сомерсет: Haynes Publishing ISBN 978-1-84425-584-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гоночные спортивные автомобили – 24 часа Ле-Мана 1967 года, записи, результаты, технические детали. Проверено 9 апреля 2018 г.
- История Ле-Мана - История Ле-Мана, по часам (включая изображения и ссылки на YouTube). Проверено 9 апреля 2018 г.
- Прототипы мировых спортивных гонок – результаты, резервные записи и номера шасси. Проверено 9 апреля 2018 г.
- Команда Дэна, заархивировано на сайте web.archive.org – результаты и резервные записи, поясняющие списки драйверов. Проверено 2 мая 2022 г.
- Уникальные автомобили и запчасти – результаты и резервные записи. Проверено 9 апреля 2018 г.
- Формула 2 – результаты Ле-Мана и резервные заявки. Проверено 9 апреля 2018 г.
- YouTube – американский цветной репортаж о старте и финише (3 минуты). Проверено 9 апреля 2018 г.
- YouTube – цветные личные кадры с наложением музыки (7 минут). Проверено 9 апреля 2018 г.
- YouTube – цветные персональные 8-миллиметровые кадры (10 минут). Проверено 9 апреля 2018 г.
- YouTube – ч/б кадры на испанском языке (4 минуты). Проверено 9 апреля 2018 г.