1978 «24 часа Ле-Мана»
Индекс: Гонки | Победители |

были 1978 года «24 часа Ле-Мана» 46-м Гран-при на выносливость и проходили 10 и 11 июня 1978 года. Во многих отношениях это было продолжение гонки прошлого года – два главных героя были очень равными. совпали заводские команды Alpine-Renault и Porsche по четыре автомобиля в каждой. Гонка не засчитывалась (не засчитывалась очков) ни для одного чемпионата.
На этот раз проблемы с надежностью возникли у команды Porsche – только на втором круге гонки две их машины оказались в боксах. Вскоре Renault прочно удержала тройку лидеров. Как и годом ранее, после того, как у машины Икса / Пескароло возникли ранние проблемы, Икса перевели на второй Порше Барта / Воллека . Ночью он снова отправился обратно по полю, к полуночи отставая от машины Жабуй / Депайе на секунду . Но потеря пятой передачи обошлась им в полчаса на ее ремонт. Когда лидирующая Renault остановилась на трассе с заклинившей коробкой передач, у французской команды возникло ощущение дежавю. Родственная машина Жан-Пьера Жоссо и Дидье Пирони унаследовала лидерство с отрывом от Porsche на 7 кругов. Хотя Porsche, занявший второе место, отстал на два круга, на этот раз Renault не было отказано, и Пирони взял флаг, одержав популярную местную победу с рекордной гоночной дистанцией.
Porsche были вторым и третьим, оставшаяся Renault четвертой, а Porsche 935 клиентских команд заняли следующие четыре места. В ходе гонки также произошло несколько аварий на высокой скорости на прямой Мюльсанн, но, к счастью, только один гонщик получил серьезные травмы.
Правила
[ редактировать ]После предсказуемого закрытия чемпионата FIA для группы 6 ( чемпионата мира среди спортивных автомобилей ) Ле-Ман остался единственной значимой гонкой, в которой сочетались гоночные автомобили группы 6 и группы 5 . Никаких изменений в регламент соревнований не вносилось.
В этом году чемпионат IMSA GT добавил класс Le Mans GTX к существующим классам GTO и GTU. [ 1 ] Это, в свою очередь, означало, что Автомобильный клуб Запада (ACO) мог объединить IMSA и GTX в один класс. Правила IMSA допускают меньший минимальный вес и более широкие задние колеса, чем в Группе 5. IMSA также открыла World Challenge для водителей на выносливость. Не санкционированная FIA, это была серия, которая связала американские гонки в Дайтоне , Себринге и Талладеге с Ле-Маном и Нюрбургрингом . Наконец, был повторен Трофей Дайтона-Ле-Ман. [ 2 ]
Записи
[ редактировать ]ACO получила всего 70 заявок, это наименьшее количество за десятилетие: 60 были выбраны для квалификации, а еще 7 остались в резерве. И снова единственными заводскими командами производителей были Porsche и Renault, которых поддерживали небольшие гоночные специалисты Mirage, Osella и WM.
Сорт | Большие двигатели Классы >2,0 л |
Средние двигатели Классы < 2,0 л |
Турбо двигатели |
---|---|---|---|
Группа 6 С Спорт |
14 / 12 | 15 / 14 | 9 / 0 |
Группа 5 СП Специальное производство |
9 / 8 | - | 8 |
Группа 4 ГТС Специальный GT |
10 / 7 | - | 6 |
ГТП Ле-Ман GT-прототип |
6 / 5 | - | 2 |
ИМСА ГТХ IMSA/Ле-Ман GT Экспериментальный |
13 / 9 | - | 2 |
Всего записей | 52 / 41 | 15 / 14 | 27 |
- Примечание : первое число — это количество прибывших, второе — число стартовавших.
Группа 6 и ГТП
[ редактировать ]
Защищающая победителей заводская команда Martini -Porsche вернула 936 на свою единственную гонку в сезоне. Двигатель объемом 2140 куб.см с двумя турбинами KKK ( Kühnle, Kopp & Kausch ) был усовершенствован четырьмя распредвалами и при турбонаддуве с давлением 1,4 бар теперь выдавал 580 л.с. При давлении до 1,7 бар он был немного медленнее на максимальной скорости 345 км/ч (215 миль в час), но в целом, с новой аэродинамикой, он был намного быстрее на протяжении всего круга. Дополнительная мощность двигателя означала более высокие рабочие температуры, и впервые Porsche использовал водяное охлаждение в сочетании с обычным воздушным охлаждением. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Автомобили также были оснащены теми же коробками передач, которые в Can-Am Porsche 917, чтобы справиться с огромной мощностью двигателя. использовались [ 7 ] снова Эксперты по выносливости Джеки Икс и Анри Пескароло были объединены в пары и получили новую машину. У Юргена Барта появился новый штурман в лице Боба Воллека , который управлял автомобилем с новым двигателем, который не смог финишировать в прошлом году. Для Воллека это была его первая поездка с заводской командой после выполнения предыдущего обязательства перед Кремером годом ранее. [ 6 ] Американцам Херли Хейвуду и Питеру Греггу подарили автомобиль-победитель 1976 и 1977 годов, все еще оснащенный двухраспредвалным двигателем с одним турбонаддувом. Йохен Масс и Райнхольд Йост были назначены резервными гонщиками. [ 4 ] [ 5 ]

После провальных результатов в прошлом году Renault Alpine проделала обширную работу над 2,0-литровыми двигателями с двойным турбонаддувом, внеся более тридцати модификаций. Шасси также подверглось тщательному изучению: были опробованы боковые юбки и купол из плексигласа. Они провели беспрецедентные испытания, преодолев более 10 000 миль (16 000 км) на автодроме Поль-Рикар и аэродроме Истр . Два короткохвостых шасси прошлого сезона получили новый двигатель (А442А), а еще одно — более длинное шасси (А442В). Наконец, было построено совершенно новое шасси (представленное всего за месяц до этого) (A443), которое имело колесную базу на 15 см длиннее и шире, чтобы нести более широкие колеса. [ 5 ] Более крупный двигатель объемом 2138 куб.см с одним турбонаддувом выдавал немного большую мощность (520 против 500 л.с.), но мог развивать скорость до 360 км/ч (225 миль в час) на прямой Унаудиер, что на целых 25 км/ч быстрее, чем у Porsche. [ 8 ] [ 3 ] [ 5 ] [ 9 ] Вновь были приглашены сливки талантов Гран-при Франции: Жан-Пьер Жабуй / Патрик Депайе делили новую машину, Жан-Пьер Жоссо / Дидье Пирони владели A442B. Старыми автомобилями управляли специалисты по ралли Жан Раньотти , Ги Фрекелен с Хосе Долемом и Жан-Пьер Жарье с ветераном Ле-Мана Дереком Беллом . [ 8 ] Патрик Тамбай должен был участвовать в гонках с Жабуем, но его обожженная нога недостаточно зажила. [ 10 ]

Инженер Mirage Джон Хорсман доработал M8 до M9 . Сохранив турбодвигатель Renault мощностью 490 л.с., новое шасси стало ниже и уже, с длинной хвостовой частью. [ 11 ] Переработанную передачу удалось протестировать на новом участке межштатной автомагистрали 10 за пределами Финикса перед его открытием, где пилот команды Верн Шуппан смог разогнать машину до 335 км/ч. Были заявлены две машины: штурманом Шуппана был пилот Формулы-1 Жак Лаффит , а Сэм Поузи и Мишель Леклер снова делили вторую машину. [ 11 ] [ 5 ]
Ален де Кадене представил свою следующую итерацию на основе Lola T380, разработанной Леном Бэйли (который ранее работал с Джоном Уайером ). LM78 был длиннее и быстрее: с двигателем Cosworth DFV мощностью 460 л.с. постоянный штурман Де Кадене Крис Крафт мог развивать скорость 345 км/ч (215 миль в час) на задней прямой. Настоящая каперская попытка де Кадене практически не имела спонсорской поддержки. [ 12 ] [ 5 ] Он даже продал большую часть своей ценной коллекции марок, чтобы собрать деньги. [ 13 ] Прошлогодняя модель была продана каперу Питу Ловетту , а более ранняя модель вернулась с Саймоном Филлипсом. [ 12 ] Новым участником в этом году стал Ibec от инженерной компании Ian Bracey. Ibec P6 был разработан Харви Постлетуэйтом , который в настоящее время работает в команде Hesketh Formula 1, а компоновка шасси была основана на Hesketh 308 . Но внимание к этому означало, что автомобиль Группы 6 отставал от графика, поэтому Брейси отвез машину на завод Lyncar для сборки. Пилоты Ян Гроб и Гай Эдвардс впервые проехали на машине на тестах менее чем за две недели до гонки. [ 14 ] [ 5 ] [ 9 ]
После отзыва спонсорских денег Inaltéra житель Ле-Мана Жан Рондо , несмотря на сохранение планов дизайна, был вынужден продать свои автомобили и снова начать строить свои проекты. Он подумывал над идеей шестиколесного автомобиля, вдохновленной Tyrrell P34 . [ 15 ] При финансовой поддержке города и местного региона его новый автомобиль M378 был уже, длиннее и легче, чем предыдущая модель. Тестирование на трассе Bugatti улучшило аэродинамику. [ 16 ] Его штурманами были раллийные гонщики Бернар Дарниш и Джеки Харан. Одну из Inaltéra, купленную швейцарским концерном, в GTP внес Андре Шевалле. [ 16 ] У Welter Racing в классе GTP появился новый дизайн. У P78 был более длинный и аэродинамический корпус. Он сохранил 2,7-литровый двигатель Peugeot V6 с турбонаддувом KKK и после доработок теперь выдавал мощность 440 л.с. Им будет управлять Дебиас /Сурд/Матио. У команды также была прошлогодняя модель P77 с тем же двигателем с турбонаддувом ( Raulet / Mamers и более старый P76). Управляемая командой женщин-гонщиков Боба Нейрата Кристин Дакремон/Марианна Хепфнер, она имела более крупный 2,85-литровый двигатель Peugeot без турбонаддува. [ 17 ] Другой записью GTP стало возвращение модифицированного Alpine A310 Бернарда Декюра . [ 18 ]
Группа 6 (2 литра)
[ редактировать ]
В этом году самым большим классом стала категория 2-литровых двигателей с пятнадцатью участниками. Класс показал хорошее разнообразие шасси в сочетании с разными двигателями. Французская команда производителей двигателей Société ROC располагала тремя шевронами B36 . Это была последняя модель Chevron, выпущенная после того, как основатель компании Дерек Беннетт погиб в результате крушения дельтаплана. [ 19 ] Двигатель Simca-ROC также был замечен на двух Lola . Два типа двигателей Cosworth приводили в движение остальные пять Lolas, а также Cheetah Чарльза Гремигера. После закрытия чемпионата мира в группе 6 чемпионат Европы по спортивным автомобилям был возрожден, и Osella поставила ряд автомобилей клиентам. Тед Тоулман привез в Ле-Ман один из автомобилей Osella-BMW, в котором участвовало британское подразделение BMW , с сильным составом пилотов, состоящим из Тома Уолкиншоу , Дитера Квестера и пилота его команды Формулы 2 Рэда Дугалла . [ 20 ] И снова небольшая команда Sauber вернулась с C5, оснащенным двигателем BMW. В этом году швейцарский гонщик Формулы 2 Марк Зурер присоединился к постоянным гонщикам Ойгену Стрэлю и Гарри Блюмеру. [ 21 ]
Группа 5 и IMSA GTX
[ редактировать ]Поскольку заводская команда Porsche не участвовала в чемпионате мира, дело свелось к дуэли между двумя немецкими командами клиентов Георга Лооса (покупка услуг частично занятых заводских пит-бригад). [ 2 ] и Kremer Racing со своими 935-ми. BMW, выпуск новой модели M1 был отложен, пришлось довольствоваться 2-литровым 320i в классе юниоров 1-го дивизиона, который не мог конкурировать с более крупными автомобилями. [ 2 ] Porsche произвела пятнадцать автомобилей 935 для своих клиентских групп. Версия 1978 года имела твин-турбо и двухуровневое заднее антикрыло для улучшения прижимной силы. [ 22 ]

Тем временем заводская команда Martini-Porsche разработала третье поколение Porsche 935. Могучий 935-78, получивший прозвище «Моби Дик», имел самый мощный двигатель Porsche со времен турбомоторов 917 Can-Am начала 70-х. 3,2-литровый оппозитный шестицилиндровый двигатель с двумя турбинами KKK мог развивать мощность в 750 л.с. Инженер Норберт Зингер изобретательно опустил автомобиль, приподняв пол шасси, перевернув коробку передач и главную передачу и поместив радиаторы перед массивными 19-дюймовыми задними колесами. Объем двигателя увеличился до 5-дюймового. литрового класса, он должен был иметь минимальный вес 1025 кг (по сравнению с ~800 кг для группы 6), а меньший 120-литровый бензобак для автомобилей группы 5 требовал больше остановки на заправку в гонке (45-минутные отрезки против 80-минутных в группе 6). [ 6 ] ). Икс и Масс выиграли свою единственную на сегодняшний день гонку в Сильверстоуне месяцем ранее. Как и в предыдущем Ле-Мане, машина Группы 5 досталась Рольфу Штоммелену и Манфреду Шурти . [ 23 ]
Команды клиентов заявили еще семь 935-х. У братьев Кремер было три машины, несмотря на то, что они потеряли двух своих основных гонщиков (Воллека и Пескароло) из-за заводской команды. Вместо этого у них было три относительно неопытных набора: Гурджиан/Шорнштейн/Крагес, Рэймонд/Фрэни/Вилеманс и американцы Басби/Корд/Кнуп. Георг Лоос участвовал только в одной из двух своих машин, но на ней была его лучшая команда гонщиков Джон Фитцпатрик / Тойне Хеземанс . Остальные три команды были постоянными претендентами на чемпионство – французская команда ASA-Cachia, Mecarillos Racing Team (Швейцария) и Konrad Racing (Германия). Перспективного поступления на завод от AMG-Mercedes не произошло. [ 5 ] [ 24 ]
Расширение правил IMSA привело к тому, что еще один парк Porsche 935 пересек Атлантику, чтобы доминировать в этой серии. Класс IMSA-GTX пользовался хорошей поддержкой, поскольку некоторые из этих команд встретились впервые: у команды Дика Барбура Hawaiian Tropic было две машины - управляемые Брайаном Редманом / Джоном Полом-старшим и самим Барбуром с Бобом Гарретсоном / Стивом Эрлом / Бобом. Аналогично во втором. Братья Уиттингтон, Билл и Дон, наняли машину Джоста и пригласили гонщика чемпионата Франца Конрада в партнеры . Также две команды использовали IMSA Porsche 911 Carreras.
После того, как в прошлом году в Ле-Ман вернулась единственная Ferrari, в этом году их было пять. Модель 512 BB недавно заменила модель 365 GT/4, став следующей моделью в серии со средним расположением двигателя. 4,9-литровый двигатель был больше, но немного слабее по мощности. Переработанная задняя подвеска позволила установить более широкие шины. Три автомобиля были специально построены заводом Ferrari в соответствии со спецификациями IMSA; два для Шарля Поцци французской команды и один для Луиджи Чинетти из NART . Четвертый был модифицирован из дорожного автомобиля компанией Ecurie Francorchamps для постоянного гонщика Жана Блатона, который участвовал в гонках под псевдонимом «Beurlys». Пятой машиной была вернувшаяся старая машина NART 365/4, которой снова управляли французы Люсьен Гиттени и Франсуа Миго . [ 25 ]
Помимо битвы Porsche и Ferrari в этом классе IMSA, был одинокий BMW, которым управлял бывший чемпион Европы Пьер Дьедонне и Ален Кудини . Американец Брэд Фризель, участвовавший в гонках за команду Brumos Porsche в США, привез Chevrolet Monza , который он купил у Майкла Кейзера (который участвовал в гонках 1976 года на аналогичной машине ). Его 5,7-литровый двигатель был самым большим в гонке. [ 20 ]
Группа 4 ГТ
[ редактировать ]Девять участников в классе Группы 4 сделали его единоличной собственностью Porsche, и все они управлялись небольшими частными командами. Пять Porsche 934 с 3-литровым турбодвигателем имели явное преимущество в мощности над тремя безнаддувными 3-литровыми Porsche 911 Carreras. Самым большим автомобилем в классе стал новый 3,3-литровый Porsche 930 с турбонаддувом Жоэля Лапласета. [ 26 ]
Практика и квалификация
[ редактировать ]
Рольф Штоммелен никогда раньше не управлял Porsche 935-78, но на тренировке в среду он поначалу показал лучшее время. Автомобиль был вторым по скорости на трассе Унаудьер-Стрит после Renault, достигнув скорости 350 км/ч (220 миль в час). [ 27 ] Но на следующий день в ходе ошибочной рекламной акции компания Porsche решила проехать на своем 935-м по трассе по улицам Ле-Мана. К сожалению, тупик и медленный темп привели к перегреву двигателя и повреждению поршня, что привело к непредвиденной замене двигателя. [ 28 ] [ 23 ] [ 29 ] Автомобили заводских команд Porsche и Renault-Alpine заняли первые восемь мест на стартовой решетке. Джеки Икс установил новый сенсационный рекорд круга - 3:27,6, превзойдя Артуро Мерцарио более чем на секунду и выведя новый Porsche на поул-позицию. рекорд [ 30 ] [ 10 ] Жабуй отставал почти на секунду в первой из Renault. Рольф Стоммелен поднялся на 935-м месте на 3-е место (3:30,9), значительно опередив своего товарища по команде Воллека (3:35,2). Девятым стал Mirage Шуппана (3:45,8), опередивший Криса Крафта на De Cadenet. У «Миражей» были хронические проблемы с управлением, на решение которых уходило много времени на тренировках. [ 27 ] Gelo 935 стал вторым Porsche в группе 5, заняв 11-е место, отстав от Стоммелена более чем на 15 секунд. Дик Барбур 935 был самым быстрым в классе IMSA, заняв 16-е место (3:52,6), опередив 935-е место братьев Уиттингтон. Было совершенно очевидно, что Ferrari отстают, а лидер, Шарль Баллот-Лена, опустился на 33-е место (( 4:07.1). Новый WM был самым быстрым в GTP (3:52,9, 18-е место), Osella возглавил 2-литровую группу 6 (3:56,2, 22-е место), уверенно опередив Sauber. Porsche Эрве Пулена с турбонаддувом стал первым в группе 4, заняв 32-е место (4:07,0). [ 31 ]
Двадцать четыре автомобиля преодолели 4-минутный барьер в этом году по сравнению с двенадцатью в 1976 году. После квалификации Пирони и Жоссо решили оставить пузырьковый купол, который, по их оценкам, стоил дополнительных 15 км/ч (10 миль в час) сзади. прямой. [ 32 ] И Депайе, и Жабуй, управлявшие новым А443, обнаружили, что пузырь вызывает клаустрофобию и вызывает плохие отражения в ночное время, поэтому они попросили убрать его из их машины. [ 8 ] [ 27 ] Однако Пирони и Жоссо на самолете A442B предпочли оставить свой. [ 33 ] [ 29 ] Не прошедшие квалификацию были выбраны из числа самых медленных в нескольких классах, чтобы сохранить сбалансированную квоту. В группе 6 ToJ сильно отставал от темпа, но второй машине ДеКадене не удалось попасть в аварию, поскольку она показала 19-е место с лучшим временем. [ 31 ]
Раса
[ редактировать ]Начинать
[ редактировать ]Солнечным субботним утром перед главным событием состоялась получасовая гонка исторических автомобилей. Небольшой анахронизм: именно Стирлинг Мосс , вышедший из отставки, выиграл Maserati 250F Гран-при на автомобиле . Ранее Мосс занимал два вторых места в Ле-Мане в 11 попытках: в 1953 и 1956 годах . Вторым и третьим была пара Jaguar D-Types . [ 32 ] [ 34 ]
Почетным стартером в этом году стал легендарный французский велосипедист Раймон Пулидор, недавно вышедший на пенсию. [ 35 ] Дела у Porsche пошли не так с самого начала, когда Жабуй пронесся мимо Икса на поворот Данлопа. К концу первого круга Жабуй на двенадцать секунд опережал Икса, Воллека, Шурти на 935-м и Пирони. [ 33 ] [ 36 ] Но в конце следующего круга произошла сенсация, когда Иксу и Хейвуду пришлось поставить свои Porsche на пит-стоп. У первого было высокое давление топлива, а у второго – ослабленные турбопатрубки и заклинившая дроссельная заслонка. Оба вернулись через несколько кругов, но у Renault Жабуй, Пирони и Жарье теперь опережали Воллека на 1-2-3, и так они и оставались до первых пит-стопов. Кальберсон-Рано Рагнотти был пятым, следующими были два Миража, Леклер опередил Лаффита. Затем последовали Шурти, Де Кадене и Сурд на WM Turbo, возглавившие GTP и замкнувшие топ-10. Но на этих пит-стопах лидеры были задержаны из-за неудачной замены шин, и Депайлер финишировал пятым. [ 37 ] [ 36 ]
На третьем часу «Мираж» Мишеля Леклера остановился на дальней стороне трассы из-за полного отказа электрооборудования. Четыре круга спустя родственная машина заправлялась и не смогла перезапуститься. Заменив разряженный аккумулятор, питчер оставил на шасси провод под напряжением, и при повороте ключа сгорела электрика. Ремонт обошелся почти в тридцать минут, снизив их до 30-й. [ 11 ] [ 10 ] Первыми жертвами в классе Группы 5 стали популярный Loos Porsche и один из Kremer Porsche, у обоих сломались поршни. [ 36 ]
Тем временем Икс ехал обратно по полю. К 8 часам вечера он снова поднял Porsche на 6-е место. Но как раз в 21:00 у них пропала пятая передача, и вся эта работа была отменена, поскольку они потеряли 37 минут на ремонт коробки передач, опустив их обратно на 19-ю. К этому добавились потеря мощности и проблемы с зажиганием. [ 38 ] [ 7 ] Итак, повторяя решение, принятое в гонке прошлого года, Икса вытащили из своей больной машины, чтобы помочь выжившей машине Воллека/Барта. [ 32 ] [ 36 ] Йохен Масс, запасной гонщик, был назначен штурманом вместе с Пескароло. [ 38 ] [ 39 ] Итак, к вечеру Porsche был четвертым (93 круга), опередив французские машины на круг вперед. Стоммелен сражается с Кальберсон-Рено (92), а затем Хейвуд (89) и Крафт (88). На три круга дальше (85) были американские 935: Кремер Басби и Барбур, лидер класса IMSA, занял десятое место. [ 39 ]
Ночь
[ редактировать ]De Cadenet остановили раньше времени – груз от колеса оторвался и пробил шасси; он ехал восьмым, затем вечером начало выходить из строя сцепление, что в конечном итоге привело к 100-минутной остановке в 2 часа ночи для восстановления. Начался долгий обратный путь через поле. [ 12 ] [ 39 ]
К 23:00, после 7 часов, Renault выполнила последовательность 1-2-3. Жабуй/Депайе снова лидировали в сумерках после того, как машина Пирони/Жоссо потратила 7 минут на замену тормозных колодок. [ 3 ] Икс совершал грандиозную ночную поездку при умелой поддержке Воллека, и вместе они были стабильно быстрыми. Чтобы догнать французские автомобили, Porsche увеличила давление турбонаддува своего лидирующего автомобиля с 1,4 до 1,5 бар. Эта дополнительная скорость постепенно позволила им сбить с толку идущие впереди машины. Но опять же прогресс был потерян на несколько остановок по исправлению хитрых колёсных креплений. [ 7 ] Однако за полчаса до полуночи они постепенно обогнали двух Renault и вернулись на второе место. Затем, когда машина Жарье/Белл, идущая третьей, остановилась на Тертр-Руж со сломанной трансмиссией в 2:30 ночи, для французской команды зазвенел сигнал тревоги. [ 37 ] [ 32 ] Porsche №7 Хейвуда поднялся на пятое место, Стоммелен/Шурти были шестыми в 935, а Пескароло/Масс снова поднялись на седьмое место. [ 38 ] Ранее, сразу после полуночи, Toleman Osella лидировал в классе 2-литровых автомобилей Группы 6, когда на высокой скорости разбился из-за прокола на развилке Mulsanne. Водитель Дитер Кестер получил ужасную рану на лице, но в остальном с ним все было в порядке. [ 36 ] [ 10 ]
Таким образом, на полпути, когда Renault действовала по схеме 1-3-4, а Porsche был готов атаковать по схеме 2-5-6-7, гонка была очень сбалансированной. «Мираж» вернулся через поле на десятое место. На этот раз механические проблемы поразили все заводы Porsche: в 4 часа утра Пескароло выехал на пит-стоп из-за проблем с электричеством, проиграв шесть кругов. Их машина, занявшая лучшее место, сделала две остановки, чтобы исправить плохую управляемость, а затем Хейвуд проиграл 4 круга, поскольку механики зафиксировали потерю мощности. Наконец, на 935-м задержали установку нового топливного насоса. [ 37 ] Затем у трудолюбивого Миража сломалась тяга дроссельной заслонки, что свело на нет их усилия. За восемьдесят минут на ремонт они снова опустились на 17-е место. [ 11 ] [ 39 ]
Утро
[ редактировать ]В прохладном воздухе Жабуй проехал самый быстрый круг в гонке, установив новый рекорд круга - 3:34,2. [ 10 ] Когда свет стал лучше, второй IMSA 935 Дика Барбура разбился. Боб Гарретсон потерял управление на повороте Мулсанн и перевернулся снова и снова на протяжении более полукилометра. [ 36 ] [ 40 ] В 7 утра произошла еще одна крупная авария почти на том же месте. Тони Чарнелл лидировал в классе 2-литровых двигателей, когда его Mogil Motors Chevron потерял тягу подвески на скорости более 260 км/ч (160 миль в час). Хотя машина врезалась в деревья и развалилась на куски, Чарнелл не пострадал. [ 19 ] [ 36 ] [ 34 ] [ 40 ] Вскоре после этого, в 8 утра, автомобиль Рагнотти/Фреклен/Дольхем №4 потерял 32 минуты на ремонт коробки передач. [ 22 ] [ 33 ] Затем в 8.30 утра произошла третья крупная авария за два часа, гораздо более серьезная, когда Кристиан Дебиас разбил турбомотор WM P78 на максимальной скорости на трассе Унаудьер-Стрит. Сила была такой, что машину разломило на три части и выдернуло барьер из земли. Вытащенный без сознания, несмотря на перелом черепа и множество сломанных ребер, Дебиас полностью выздоровел. [ 17 ] [ 36 ] [ 40 ] [ 41 ]
Проблема Porsche начала угасать, когда Воллек заехал на своей машине в боксы незадолго до 9 утра с той же болезнью, которая поразила их товарища по команде ранее: нет пятой передачи и потеряны еще 37 минут. [ 32 ] У Calberson-Renault также возникли проблемы с коробкой передач: она потеряла третью передачу, а ремонт занял 20 минут. [ 40 ] Команда Renault снова включила турбонаддув на своем лидере гонки, но через полчаса Депайлер остановился на повороте Мюльсанн в облаке дыма из-за заклинившей коробки передач. [ 33 ] [ 10 ] После 11 часов лидерства он вышел из строя с продырявленным поршнем, что стало тревожным эхом прошлого года. [ 36 ] Автомобиль Пирони/Жоссо, отставший на круг, унаследовал лидерство с комфортным преимуществом на 7 кругов над Хейвудом/Греггом Порше. [ 37 ] [ 32 ] Жабуля перевели в Calberson Renault, чтобы помочь вернуть его домой. [ 33 ]
Еще до полудня Барт/Воллек/Икс обогнал своего товарища по конюшне и занял второе место. На 20-м часу Масс разбился на Porsche Curves, только что поднявшись на шестое место. [ 42 ] [ 34 ] Заводскому 935 предстояла очень сложная гонка с множеством проблем: заклинившая дроссельная заслонка, течь радиатора, разбитое лобовое стекло, замена распределителя и топливного насоса. Каждые 16 кругов (минимально допустимый) требовалась полная дозаправка масла. За все время машина провела в боксах почти 3 часа. [ 23 ] [ 10 ]
Финиш и после гонки
[ редактировать ]Но Renault не будет отказано в этом году. Имея 30-минутное преимущество, машина Пирони/Жоссо, несмотря на угасающее сцепление, пробежала безупречно до конца гонки и одержала победу, финишировав на пять кругов впереди двух заводских Porsche. Четвертым был Calberson Renault, отставший от своих товарищей по команде на 11 кругов, несмотря на изворотливую четвертую передачу. [ 36 ] Следующими финишировали четыре Porsche 935, возглавляемые автомобилем-победителем класса IMSA команды Dick Barbour Racing, опередившим на круг победителя группы 5 из команды Kremer Racing. Для опытного активиста спортивных автомобилей Брайана Редмана это был его первый финиш в Ле-Мане. Жан Рондо выиграл класс GTP третий год подряд, получив небольшое удовольствие, опередив свою бывшую машину на 15 кругов (200 км). [ 32 ] Пилоты Mirage, Шуппан и Лаффит, в течение дня страдали от механических проблем, в том числе трех неисправностей коробки передач и поломки турбонаддува, из-за которых в общей сложности они провели в боксах четыре часа. Но гонщики упорствовали и были вознаграждены десятым местом. [ 11 ]
Среди самых крупных участников класса был только один классифицированный финишер из 2-литровой группы 6: Мишель Пиньяр, одержавший подряд победы для себя и Société ROC. [ 19 ] Победителем в классе Group 4 GT, занявшим двенадцатое место, стал Porsche 911 Анни-Шарлотты Верни. После ранней проблемы с коробкой передач автомобиль поехал хорошо, пережив более мощные 934 с турбонаддувом. Их проблемы привели к тому, что они стали лидерами класса на 8-м часу и никогда не шли вперед. Единственным другим классифицированным финишером в классе был капер «Сеголен», который также страдал от проблем с коробкой передач и отставал на 20 кругов. [ 26 ] В гонке на истощение, где у многих автомобилей были механические проблемы и задержки, было восемь машин, которые не были классифицированы, поскольку они не преодолели порог в 70% (259 кругов). Марк Зурер и его команда Sauber пропустили всего 2 круга. Первоначально они были лидерами в классе, но ранним вечером им пришлось пройти полный ремонт коробки передач, после чего у них случился перегрев и пропуски зажигания в двигателе. Он провел в боксах большую часть дня, пока не вышел за флагом. [ 36 ] [ 21 ] После того, как проблемы с коробкой передач вывели Ferrari из строя, финишировал только Migault/Guitteny 365, который по совпадению также финишировал 16-м годом ранее с теми же гонщиками, но проехал еще 6 кругов. [ 25 ]
Победитель гонки Дидье Пирони в конце перешел на двойную смену. Полностью обессиленный, его пришлось вытащить из кабины и оказать медицинскую помощь, чтобы добраться до трибуны. [ 33 ] [ 36 ] оставив эмоционального Жоссо забрать трофей. [ 34 ] Он и Пирони преодолели рекордное расстояние в 5044 км за 24 часа. Победа в гонке много значила для Renault и Франции. директор соревнований команды и бывший победитель гонок Жерар Ларрус : Как выразился [ 43 ]
«Битва за продажи в Европе никогда не была такой жесткой. Коммерческие последствия такой гонки гораздо более очевидны, чем технические побочные эффекты, поскольку победа в Ле-Мане не подлежит сомнению».
Учитывая больший вес американских гонок (в которых не участвовало большинство европейских команд), World Challenge for Endurance Drivers выиграл Джон Пол-старший. Также Дик Барбур, заняв второе место на гонке « 24 часа Дайтоны» , выиграл трофей Дейтона-Ле-Ман.
На этот раз проблемы с ненадежностью возникли у Porsche, и Renault-Alpine наконец добилась своей цели - победы в Ле-Мане. Сразу после гонки управляющий директор Renault Бернар Ханон объявил, что миссия выполнена и что они откажутся от гонок на спортивных автомобилях, чтобы впредь сосредоточить свое внимание на Формуле 1. [ 3 ] [ 32 ] На это мероприятие ACO потратило более 1 миллиона франков (125 000 фунтов стерлингов). В связи с уходом крупного местного производителя, розыгрышем карты и единственным соревнованием организация очень беспокоилась о следующем году и о финансовых потерях, если толпа останется в стороне и не будет заинтересована. [ 34 ]
Официальные результаты
[ редактировать ]Финишеры
[ редактировать ]Результаты взяты из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO. [ 44 ] [ 35 ] [ 45 ] [ 46 ]
Победители классов выделены жирным шрифтом.
Поз. | Сорт | Нет. | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Круги |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Гр.6 С 3.0 |
2 | ![]() |
![]() ![]() |
Рено Альпайн А442 Б | Рено 2,0 л V6 твин-турбо | М | 369 |
2 | Гр.6 С 3.0 |
6 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 936-78 | Porsche 935/73 2,1 л F6 твин-турбо | Д | 364 |
3 | Гр.6 С 3.0 |
7 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 936-77 | Порше 911/78 2,1 л F6 турбо | Д | 362 |
4 | Гр.6 С 3.0 |
4 | ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Рено-Альпийский А442А | Рено 2,0 л V6 твин-турбо | М | 358 |
5' | ИМСА ГТ |
90 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935-77 | Порше 930/78 3,0 л F6 турбо | Г | 337 |
6 | Гр.5 СП |
44 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935-77 | Порше 930/72 3,0 л F6 турбо | Г | 336 |
7 | Гр.5 СП |
41 | ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935-77 | Порше 3.0л F6 турбо | Д | 329 |
8 | Гр.5 СП |
43 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 935-78 | Porsche 935/79 3,2 л F6 твин-турбо | Д | 326 |
9 | ГТП | 72 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Раундель М378 | Косворт DFV 3.0L V8 | Г | 294 |
10 | Гр.6 С 3.0 |
10 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Мираж М9 | Рено 2,0 л V6 турбо. | Г | 293 |
11 | Гр.6 С 2.0 |
31 | ![]() Ла Пьер дю Нор Рейс |
![]() ![]() ![]() |
Шеврон Б36 | Симка -ROC 2.0L S4 | Г | 284 |
12 | Гр.4 ГТ |
66 | ![]() (частный абитуриент) / БП Рейсинг |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РСР | Порше 3.0L F6 | М | 279 |
13 | ГТП | 71 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Неизмененный LM77 | Косворт DFV 3.0L V8 | Г | 279 |
14 | ИМСА ГТХ |
97 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РС | Порше 3.0L F6 | Г | 278 |
15 | Гр.6 С 3.0 |
8 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
От Каденета LM78 | Косворт DFV 3.0L V8 | Г | 273 |
16 | ИМСА ГТХ |
86 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 365 GT/4 ББ | Феррари 4.9л F12 | Г | 262 |
17 | Гр.4 ГТ |
62 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 934 | Порше 3.0л F6 турбо | М | 259 |
Н/З* | Гр.6 С 2.0 |
23 | ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Очистить C5 | БМВ -Мадер 2.0L S4 | П | 257 |
Н/З* | Гр.6 С 2.0 |
20 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Гепард G-601 | Косворт БДГ 2.0L S4 | Г | 250 |
Н/З* | Гр.4 ГТ |
64 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РСР | Порше 3.0L F6 | М | 241 |
Н/З* | Гр.6 С 2.0 |
25 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Ролл Т294/296 | Cosworth FVC 1.9L S4 | Г | 238 |
Н/З* | Гр.6 С 2.0 |
24 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Ролл Т296 | Cosworth FVC 1.9L S4 | Г | 232 |
Н/З* | Гр.6 С 2.0 |
28 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Лола Т297 | БМВ 2.0л С4 | Г | 217 |
Н/З* | Гр.5 СП |
45 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935-77 | Порше 3.0л F6 турбо | Г | 182 |
- Примечание * : Не классифицировано, поскольку не преодолело достаточное расстояние (70% победителя) с интервалом в 12, 18 или 24 часа. [ 47 ]
Не закончил
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Круги | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ДНФ | Гр.6 С 3.0 |
1 | ![]() |
![]() ![]() |
Рено Альпайн А443 | Рено 2,1 л V6 турбо. | М | 279 | Коробка передач (20 часов) |
ДНФ | Гр.6 С 3.0 |
5 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 936-78 | Порше 935/73 2.1л F6 твин-турбо |
Д | 255 | Коробка передач (20 часов) |
ДНФ | ИМСА ГТХ |
88 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 512 ББ | Феррари 4.9л F12 | М | 251 | Двигатель (22 часа) |
ДНФ | ИМСА ГТХ |
87 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Феррари 512 ББ | Феррари 4.9л F12 | Г | 232 | Двигатель (19 часов) |
ДНФ | ИМСА ГТХ |
89 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 512 ББ | Феррари 4.9л F12 | М | 218 | Несчастный случай (18 часов) |
ДНФ | Гр.6 С 3.0 |
19 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Ибек-Хескет 308LM | Косворт DFV 3.0L V8 | Г | 195 | Двигатель (20 часов) |
ДНФ | Гр.6 С 2.0 |
30 | ![]() Раса / Северный камень |
![]() ![]() ![]() |
Шеврон Б36 | Симка-ROC 2.0L S4 | Г | 195 | Коробка передач (19 часов) |
ДНФ | ГТП | 78 | ![]() Команда Эссо Асептогыл |
![]() ![]() ![]() |
ВМ Р78 | Пежо PRV 2,7 л V6 турбо | М | 186 | Несчастный случай (18 часов) |
ДНФ | Гр.6 С 2.0 |
27 | ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Шеврон Б31 | Косворт БДГ 2.0L S4 | Г | 181 | Несчастный случай (16 часов) |
ДНФ | ГТП | 76 | ![]() Команда Эссо Асептогыл |
![]() ![]() |
ВМ П76 | Пежо ПРВ 2.9л V6 | М | 171 | Несчастный случай (19 часов) |
ДНФ | Гр.4 ГТ |
68 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Порше 934 | Порше 3.0л F6 турбо | Г | 167 | Коробка передач (17 часов) |
ДНФ | Гр.6 С 3.0 |
3 | ![]() |
![]() ![]() |
Рено-Альпийский А442А | Рено 2,0 л V6 твин-турбо | М | 162 | Коробка передач (12 часов) |
ДНФ | ИМСА ГТХ |
91 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935-77 | Порше 3.0л F6 турбо | Г | 159 | Несчастный случай (15 часов) |
ДНФ | Гр.6 С 2.0 |
29 | ![]() Курс / Модилук |
![]() ![]() ![]() |
Шеврон Б36 | Симка-ROC 2.0L S4 | Г | 142 | Шасси (15 часов) |
ДНФ | Гр.5 СП |
48 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935 | Порше 3.0л F6 турбо | Г | 140 | Несчастный случай (14 часов) |
ДНФ | Гр.6 С 2.0 |
26 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Ролл Т296 | Косворт БДГ 2.0L S4 | Г | 130 | Несчастный случай (13 часов) |
ДНФ | Гр.6 С 2.0 |
21 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Ролл Т294 | Симка-ROC 2.0L S4 | Г | 126 | Двигатель (13 часов) |
ДНФ | Гр.4 ГТ |
65 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Порше 930 | Порше 3.3л F6 турбо | М | 116 | Двигатель (12 часов) |
ДНФ | Гр.6 С 2.0 |
34 | ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Оселла PA6 | БМВ М12 2.0л С4 | П | 113 | Несчастный случай (10 часов) |
ДСК | Гр.6 С 3.0 |
12 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Де Кадене-Лола T380 | Косворт DFV 3.0L V8 | Г | 99 | Недостаточный расстояние (13 часов) |
ДНФ | Гр.6 С 2.0 |
32 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Ролл Т294 | Cosworth FVC 2.0L S4 | Г | 61 | Несчастный случай (13 часов) |
ДНФ | Гр.4 ГТ |
61 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 934 | Порше 3.0л F6 турбо | Д | 61 | Коробка передач (7 часов) |
ДНФ | ГТП | 77 | ![]() Команда Эссо Асептогыл |
![]() ![]() |
ВМ Р77 | Пежо PRV 2,7 л V6 турбо | М | 44 | Топливный насос (7 часов) |
ДНФ | Гр.5 СП 1 |
94 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935-77 | Порше 3.0л F6 турбо | Г | 41 | Несчастный случай (9 часов) |
ДНФ | ИМСА ГТХ |
85 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Феррари 512 ББ | Феррари 4.9л F12 | М | 39 | Коробка передач (5 часов) |
ДНФ | Гр.4 ГТ |
69 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 934 | Порше 3.0л F6 турбо | Д | 35 | Двигатель (8 часов) |
ДНФ | Гр.5 СП |
46 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935-77 | Порше 3.0л F6 турбо | Г | 34 | Двигатель (4 часа) |
ДНФ | Гр.6 С 3.0 |
11 | ![]() |
![]() ![]() |
Мираж М9 | Рено 2,0 л V6 турбо. | Г | 33 | Двигатель (7 часов) |
ДНФ | ИМСА ГТХ |
84 | ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Шевроле Монца | Шевроле 5,7 л V8 | Г | 30 | Двигатель (5 часов) |
ДСК | Гр.6 С 2.0 |
33 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Ролл Т294 | Cosworth FVC 2.0L S4 | Г | 23 | Недостаточный расстояние (4 часа) |
ДНФ | Гр.5 СП |
47 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 935-77 | Порше 3.0л F6 турбо | Г | 19 | Двигатель (4 часа) |
Примечания:
- ^ 1 - Porsche Whittington Brothers № 94 был заявлен и пронумерован в классе IMSA, но источники затем показывают, что его результаты относятся к классу группы 5. [ 35 ]
Не началось
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
DNQ | Гр.6 С 3.0 |
9 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Де Кадене-Лола LM77 | Косворт DFV 3.0L V8 | Г | Не прошел квалификацию |
DNQ | Гр.6 С 3.0 |
14 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
ТОДЖ SC303 | Косворт DFV 3.0L V8 | Д | Не прошел квалификацию |
DNQ | Гр.6 С 2.0 |
22 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Ролл Т296/297 | Симка-ROC 2.0L S4 | Г | Не прошел квалификацию |
DNQ | Гр.5 СП |
40 | ![]() |
![]() ![]() |
Мерседес-Бенц 450 СЛК | Мерседес-Бенц 4,5 л V8 | Г | Не прошел квалификацию |
DNQ | Гр.4 ГТ |
60 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 934 | Порше 3.0л F6 турбо | М | Не прошел квалификацию |
ДСК | Гр.4 ГТ |
63 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РС | Порше 3.0L F6 | М | Нелегальный двигатель [ 48 ] |
DNQ | Гр.4 ГТ |
73 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Альпийский А310 | Рено ПРВ 2.7л V6 | М | Не прошел квалификацию |
DNQ | ИМСА ГТ |
96 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
БМВ 3.5 ЦСЛ | БМВ М30 3.5л S6 | Д | Не прошел квалификацию |
DNQ | ИМСА ГТ |
98 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РС | Порше 3.0L F6 | Д | Не прошел квалификацию |
ДНК | Гр.5 СП |
42 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 935-77 | Порше 3.0л F6 турбо | Не прибыл | |
ДНК | Гр.5 СП |
50 [ 49 ] | ![]() |
![]() ![]() |
Лотус Эсприт S1 | Лотус 907 2.0л С4 | Не прибыл | |
ДНК | ГТП | 70 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Астон Мартин ДБС | Астон Мартин 5,3 л V8 с турбонаддувом | Не прибыл | |
ДНК | ИМСА ГТ |
92 | ![]() |
Порше 934 | Порше 3.0л F6 турбо | Не прибыл |
Победители класса
[ редактировать ]Сорт | Победившая машина | Победители-драйверы |
---|---|---|
Группа 6 С Спортивный 3-литровый |
№2 Рено Альпайн А442Б | Пирони / Жан-Пьер Жоссо * |
Группа 6 С Спортивный 2-литровый |
#31 Шеврон B36 | Пиньяр / Русио / Ферье |
Группа 5 СП Специальное производство |
#44 Порше 935-77 | Басби/Шнур/Кнопка* |
Группа 4 ГТС Специальный GT |
#66 Порше 911 Каррера РСР | Верней / Лапейр / Серванен |
ГТП Ле-Ман GT Прототип |
#72 Раундель М378 | Рондо / Дарниш / Харан |
ИМСА ГТХ GT Экспериментальный |
#90 Порше 935-77 | Барбур / Редман / Пол старший. * |
- Примечание : установлен новый рекорд классового расстояния.
Индекс энергоэффективности
[ редактировать ]- Примечание . В этот рейтинг включены только десять лучших позиций. [ 50 ]
Статистика
[ редактировать ]Взято из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO.
- Самый быстрый круг на практике – Дж. Икс, Porsche 936-78 №6 – 3:27,6 с; 236,53 км/ч (146,97 миль в час)
- Самый быстрый круг – Ж.-П. Жабуй, №1 Renault-Alpine A443 – 3:34,2 секунды; 229,24 км/ч (142,44 миль в час)
- Победная дистанция - 5044,53 км (3134,53 миль)
- Средняя скорость победителя — 210,21 км/ч (130,62 миль в час).
- Посещаемость – 150 000 [ 51 ] [ 52 ]
- Цитаты
- ^ Вимпффен 2007, стр.268.
- ^ Jump up to: а б с Вимпффен 2007, стр.264-5.
- ^ Jump up to: а б с д Армстронг 1978, стр.156.
- ^ Jump up to: а б Спорринг 2011, с.280-1.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кларк 1997, стр.65-6 Автоспорт, 8 июня 1978 г.
- ^ Jump up to: а б с Кларк 1997, стр.67 Autocar, 10 июня 1978 г.
- ^ Jump up to: а б с Армстронг 1978, стр.161.
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2011, стр.276.
- ^ Jump up to: а б Кларк 1997 г., стр.68 Autosport 8 июня 1978 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кларк 1997, стр.72-3 Двигатель, 17 июня 1978 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Стимулирование 2011, стр.287
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2011, стр.288.
- ^ «История Ле-Мана» . LeMans-History.com . Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ Сперринг 2011, стр.289.
- ^ «История Ле-Мана» . LeMans-History.com . Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2011, стр.286
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2011, с.291
- ^ Сперринг 2011, стр.262.
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2011, стр.292.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2011, стр.296
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2011, стр.293
- ^ Jump up to: а б Армстронг 1978, стр.164.
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2011, стр.282.
- ^ Кларк 1997, стр.79 Autosport, 15 июня 1978 г.
- ^ Jump up to: а б Споринг 2011, стр.295
- ^ Jump up to: а б Спонсорство 2011, с.290
- ^ Jump up to: а б с Кларк 1997, стр.76-7: Road & Track, октябрь 1978 г.
- ^ Вимпффен 2007, стр.281.
- ^ Jump up to: а б Кларк 1997, стр.70: Motor Sport, июль 1978 г.
- ^ Кларк 1997, стр.80 Autosport, 15 июня 1978 г.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2011, стр.299
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Клаусагер 1982, стр.181-2.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Споринг 2011, стр.279.
- ^ Jump up to: а б с д и Кларк 1997, стр.74-5 Двигатель, 17 июня 1978 г.
- ^ Jump up to: а б с Споринг 2011, стр.272.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Кларк 1997, стр. 71: Motor Sport, июль 1978 г.
- ^ Jump up to: а б с д Спорринг 2011, с.274-5.
- ^ Jump up to: а б с Споринг 2011, стр.280.
- ^ Jump up to: а б с д Кларк, 1997 г., стр. 82 Autosport, 15 июня 1978 г.
- ^ Jump up to: а б с д Кларк, 1997 г., стр. 83 Autosport, 15 июня 1978 г.
- ^ «История Ле-Мана» . LeMans-History.com . Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ Сперринг 2011, стр.281.
- ^ Весна 2001 г., стр.184.
- ^ Сперринг 2011, стр.2.
- ^ Сперринг 2011, стр.300.
- ^ «Гоночные спортивные автомобили» . RacingSportsCars.com . Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ Сперинг 2011, стр.8.
- ^ «Мир спортивных автомобилей» . Мировые спортивные гонки Prototypes.com . Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ «Мир спортивных автомобилей» . Мировые спортивные гонки Prototypes.com . Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ Сперринг 2011, стр.9.
- ^ «Мир спортивных автомобилей» . Мировые спортивные гонки Prototypes.com . Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ «История Ле-Мана» . Ле-Ман History.com . Проверено 28 июля 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Кларк, Р.М. - редактор (1997) Ле-Ман, «Годы Porsche 1975–1982». Кобэм, Суррей: Brooklands Books. ISBN 1-85520-387-1
- Клаусагер, Андерс (1982) Ле-Ман, Лондон: Arthur Barker Ltd. ISBN 0-213-16846-4
- Армстронг, Дуг – редактор (1978) Automobile Year # 26 1978/79 Edita SA ISBN 2-88001-067-5
- Лабан, Брайан (2001) 24 часа Ле-Мана, Лондон: Virgin Books ISBN 1-85227-971-0
- Сперринг, Квентин (2011) Ле-Ман 1970–79 Йовил, Сомерсет: Haynes Publishing ISBN 978-1-84425-539-9
- Вимпффен, Янош (2007) Пауки и силуэты Гонконг: издательство David Bull Publishing ISBN 1-893618-83-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гоночные спортивные автомобили – 24 часа Ле-Мана 1978 года, записи, результаты, технические детали. Проверено 28 июля 2021 г.
- История Ле-Мана - История Ле-Мана, по часам (включая изображения, цитаты, ссылки на YouTube). Проверено 28 июля 2021 г.
- Прототипы мировых спортивных гонок – результаты, резервные записи и номера шасси. Проверено 28 июля 2021 г.
- Команда Дэна – результаты и резервные заявки, пояснения к спискам гонщиков. Проверено 28 июля 2021 г.
- Уникальные автомобили и запчасти – результаты и резервные записи. Проверено 28 июля 2021 г.
- Формула 2 – результаты Ле-Мана и резервные заявки. Проверено 28 июля 2021 г.
- Мемориал автоспорта - подробности несчастных случаев со смертельным исходом в этом году. Проверено 28 июля 2021 г.
- YouTube – цветная видеозапись гонки и исторической гонки на французском языке (20 минут). Проверено 18 августа 2021 г.
- YouTube – цветные кадры сборки и гонок на французском языке (20 минут). Проверено 18 августа 2021 г.
- YouTube – Круг Монтлери на Renault-Alpine A442B, автор Жан Рагнотти (2 минуты). Проверено 18 августа 2021 г.