Jump to content

1959 «24 часа Ле-Мана»

1959 « 24 часа Ле-Мана»
Предыдущий: 1958 г. Далее: 1960 год

«24 часа Ле-Мана» 1959 года 27-я гонка «24 часа Ле-Мана» Гран-при на выносливость, проходившая 20 и 21 июня 1959 года на трассе Сарт . Это также был четвертый этап чемпионата мира по спортивным автомобилям FIA . Перспективы захватывающей дуэли между Ferrari , Aston Martin и гигантом Porsche было достаточно, чтобы привлечь большое количество людей, и около 150 000 зрителей собрались на гонку классических спортивных автомобилей во Франции на дистанции 8,38 мили.

Aston Martin, наконец, одержал желанную полную победу со счетом 1–2. Марка впервые приняла участие в гонках Ле-Ман в 1928 году, участвуя во всех гонках с 1931 года. [ 1 ] и перед этой победой он трижды финишировал вторым и дважды третьим.

Ле-Ман в 1959 году.

В этом году произошли существенные изменения в правилах Автомобильного клуба Запада (ACO). FIA (GT) , выпустила обновленные и пересмотренные правила Приложения J для автомобилей Grand Touring а ACO следила за другими гонками на выносливость и впервые открыла свой список участников для категорий GT.

Каждая модель GT должна была выпустить минимальный тираж в 100 автомобилей в течение 12 месяцев подряд. [ 2 ] Те, которые не соответствовали этим требованиям, были отнесены к категории «Спортивные прототипы». И GT, и SP использовали одни и те же категории двигателей в своих подразделениях.

ACO также представила новый конкурс по измерению оптимальных характеристик автомобиля. Индекс тепловой эффективности ( Indice au Rendement Énergétique [ 3 ] [ 4 ] ) учитывались вес автомобиля, скорость и расход топлива (при использовании стандартного топлива с октановым числом 95/100). Удивительно, но в расчет не был включен объем двигателя. Это проводилось параллельно с обычными соревнованиями с гандикапом по индексу результативности, целевые дистанции которых были увеличены. [ 2 ] Заправка топлива, масла и воды оставалась ограниченной минимум 30 кругами между заправками. Только двум мужчинам и третьему заправщику было разрешено работать с автомобилем в боксах, а это означает, что водителю пришлось выйти за пит-уолл, чтобы не учитываться в этом общем количестве. [ 5 ]

Что касается отслеживания и организации, ACO установила калькуляторы IBM для облегчения администрирования. Помимо значительного ремонта покрытия, было установлено несколько сигнальных огней. [ 4 ] Наконец, признавая огромный приток британских зрителей на гонку, ACO предложила гоночному журналу The Motor раз в час присылать журналиста для комментирования гонки на английском языке. В этом году призовой фонд составил 5000 фунтов стерлингов для победителей как по дистанции, так и по индексу производительности, а в общей сложности более 30 000 фунтов стерлингов. [ 6 ]

Увеличение числа потенциальных классов до 10 вызвало большой интерес со стороны производителей и водителей, и всего на мероприятие было подано 97 заявок. Из них ACO приняла на тренировки 60 человек, чтобы претендовать на 54 стартовых места. [ 7 ]

Категория Классы Прототип
записи
ГТ
записи
Общий
записи
Большие двигатели С-3000 14 (+1 резерв) 5 20
Средние двигатели С-2000/С-1500 12 (+1 резерв) 9 (+1 резерв) 23
Малые двигатели С-1100/С-750 8 (+2 резерва) 6 (+1 резерв) 17
Всего автомобилей 34 (+4 резерва) 20 (+2 резерва) 54 (+6 резервистов)

В этом году в гонке участвовало семь заводских команд производителей, возглавляемых Ferrari и Aston Martin, а также Porsche, Lotus, DB, OSCA и Triumph. К ним присоединились команды специалистов по спортивным автомобилям Lister, Cooper и Stanguellini. Это означало, что половина автомобилей, участвовавших в гонке, были «заводскими».

Действующие чемпионы Scuderia Ferrari представили свою последнюю версию Ferrari 250 TR . Шасси было переработано, сделано короче и легче на 77 кг. 3-литровый двигатель V12 имел новую 5-ступенчатую коробку передач и теперь развивал мощность 306 л.с. Кроме того, спустя шесть лет Энцо Феррари наконец уступил и установил на заводские автомобили дисковые тормоза Dunlop. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] В его команду гонщиков входили 1958 года победители Фил Хилл / Оливье Гендебьен , к которым присоединились Жан Бера / Дэн Герни и Эрмано да Силва Рамос / Клифф Эллисон . Также были представлены три модели 1958 года от частных команд, включая Equipe Nationale Belge и North American Racing Team .

Дочерней команде Scuderia Eugenio Castellotti было поручено разработать новый прототип, способный составить конкуренцию Porsche в 2-литровом дивизионе – Dino 196 S с двигателем V6 и мощностью 195 л.с. Им будет управлять близкий друг Кастеллотти Джулио Кабьянка и Джорджио Скарлатти. [ 4 ] [ 11 ]

Как и в прошлом году, Aston Martin прибыл с победой на 1000 км Нюрбургринга на своем DBR1/300 . Под руководством директора Джона Уайера и менеджера команды Рега Парнелла (сам ветеран семи гонок Ле-Мана в начале 1950-х годов) они прибыли в Ле-Сарт с очень сильным составом гонщиков, чтобы дать себе все шансы на победу. Три заводских автомобиля управлялись победителями Нюрбургринга Стирлингом Моссом и Джеком Фэйрманом вместе с пилотом команды Формулы-1 Роем Сальвадори и бывшим куриным фермером из Техаса. [ 9 ] Кэрролл Шелби и Морис Трентиньян / Поль Фрер . В этом году автомобили были более обтекаемыми, а Мосс и Фэрман получили более мощный двигатель мощностью 255 л.с., чтобы не отставать от Ferrari. [ 12 ] Грэм Уайтхед снова в частном порядке вошел в другой DBR1. После смерти его сводного брата Питера штурманом у него теперь был Брайан Нейлор. [ 13 ] [ 14 ] В категории GT также был представлен новый DB4 GT (также с двигателем DBR1), представленный швейцарской компанией Ecurie Trois Chevrons. [ 4 ]

Поскольку в этом году Maseratis не было, оставшиеся пять автомобилей в категории S-3000 были оснащены двигателями Jaguar: компания Lister Engineering представила два своих новых автомобиля, разработанных Фрэнком Костином (к которым присоединился бывший менеджер команды Jaguar Лофти Ингланд). [ 15 ] ), а еще один - для Equipe Nationale Belge , в то время как ранее успешная команда Ecurie Ecosse в этом году представила как Jaguar D-Type (для Мастена Грегори и Иннеса Ирландии ), так и Tojeiro-Jaguar (для Рона Флокхарта и Джока Лоуренса).

После очень сильного выхода на 3-е место. Porsche 718 RSK, занявший 4-е и 5-е места в прошлом году, стал автомобилем, победившим в классах прототипов с двигателями 2,0 и 1,5 литра. Они также только что одержали свою первую полную победу в чемпионате в майском Targa Florio, финишировав со счетом 1-2-3-4. [ 16 ] Двумя заводскими автомобилями управляли постоянные участники гонки Ханс Херрманн / Умберто Мальоли и новые члены команды Вольфганг фон Трипс / Джо Боннье . Четыре Porsche были единственными участниками в классе S-1500, заводском автомобиле, которым управляли Эдгар Барт / Вольфганг Зайдель вместе с голландскими, французскими и американскими каперами.

Команда Lotus Колина Чепмена прибыла в составе нескольких классов: пилот команды Формулы-1 Грэм Хилл был в паре с австралийским агентом Lotus Дереком Джолли на новом 2-литровом Lotus 15 , в то время как другой пилот команды, Алан Стейси, был в одном из двух Lotus. 17-е место в классе 750cc. Кроме того, команда присоединилась к каперу Дики Ступу, принявшему участие в Lotus Elites в новом классе GT-1500.

Класс 2-литровых прототипов был очень конкурентоспособным: было представлено 8 сильных участников. Против Porsche, Lotus и новой Ferrari Купер отправил новый T49 «Монако» (названный в честь его первой победы в Гран-при). [ 17 ] за рулем молодой заводской водитель Брюс Макларен . Triumph вернулся в Ле-Ман с тремя автомобилями TR3S, в состав которого входил победитель гонки 1956 года Ниниан Сандерсон . В самых маленьких классах прототипов был только один DB в классе 1100cc, но за 750cc должны были соревноваться DB, OSCA, Lotus и Stanguellini. Один из заводских OSCA был примечателен тем, что им управляли мексиканские братья Родригес. В прошлом году Рикардо было отказано во въезде из-за того, что он несовершеннолетний. В этом году он все же участвовал в соревнованиях, став самым молодым гонщиком, когда-либо участвовавшим в гонках в Ле-Мане, ему было всего 17 лет и четыре месяца. [ 18 ]

Новые классы GT получили хорошую поддержку. Ferrari 250 GT в различных вариантах был проверенным и настоящим гоночным автомобилем, побеждавшим с 1956 года. Двигатель V12 выдавал около 250 л.с. Четверо были в списке участников, и только один Aston Martin DB4 GT, представленный из Швейцарии, конкурировал с ним в классе GT-3000.

AC и MG имели по одному автомобилю, квалифицировавшемуся в классе GT-2000. После неявки Squadra Virgilio Conrero Alfa Romeos Lotus Elite стала единственной моделью в классе GT-1500 с пятью участниками. Выпустив необходимые 100 единиц, DB смогла омологировать HBR-5 в классе GT, и были заявлены четыре заводских автомобиля. Вместе с четырьмя частными компаниями это сделало DB вторым по величине производителем после Ferrari. К ним присоединилось первое появление шведского производителя Saab, стремящегося расширить свой растущий успех в ралли. [ 19 ]

Упражняться

[ редактировать ]

Впервые ACO смогла закрыть дороги общего пользования в апреле, что позволило командам провести тестовый день для подготовки своих автомобилей. Лишь 19 машин воспользовались возможностью пробежать за 6. Полтора часа . , и темп задавал Фил Хилл на новом Ferrari [ 2 ] Удивительно, но Кабьянка на 2-литровом Dino оказался вторым по скорости, опередив Aston Martins. [ 11 ]

После технических проверок в понедельник и вторник было проведено девять часов квалификации в течение двух сессий в среду и четверг. И снова Ferrari были самыми быстрыми, и на этот раз дебютантка Дэн Герни показала лучшее время - 4:03,3. Однако Жан Бера серьезно поссорился с менеджером команды Ромоло Тавони, который в целях защиты двигателей ввел ограничение на обороты машин в 7500 об/мин, что ограничивало максимальную производительность. [ 8 ] Мосс показал результат 4:10,8, Jaguar Хансгена - 4:12,2, а Грэм Хилл показал соревновательное время 4:20 на 2-литровом Lotus.

Некоторые из результатов круга, зафиксированных во время тренировки: [ 20 ] [ 21 ]

Сорт Машина Водитель(и) Лучшее время
С-3000 Феррари 250 ТР/59 #12 Герни 4 минуты 03,3 секунды
С-3000 Феррари 250 ТР/59 #15 Эллисон 4 минуты 03,6 секунды
С-3000 Феррари 250 ТР/59 #14 П.Хилл 4 минуты 04,7 секунды
С-3000 Ягуар Д-Тип №3 Грегори 4 мин 09,7 сек
С-3000 Астон Мартин ДБР1/300 #2 Мох 4мин 10,8сек
С-3000 Астон Мартин ДБР1/300 #5 Сальвадори 4мин 12сек
С-3000 Листер Спорт №2 Хансген 4мин 12,2сек
С-2000 Купер Т49 Монако #24 Рассел 4мин 13,6сек
С-3000 Астон Мартин ДБР1/300 #6 Трентиньян 4мин 14,8сек
С-2000 Лотос 15 ЛМ #30 Дж.Хилл 4мин 20сек
С-1500 Порше 718 РСК №36 де Бофор 4мин 20,6сек
С-2000 Триумф #30 Сандерсон 4мин 49,8сек
С-750 Лотос 17 ЛМ #53 Стейси 5мин 11,4сек
С-750 Лотос 17 ЛМ #54 Тейлор 5мин 16,4сек
С-750 БД HBR-5 Спайдер #50 от Томазо 5мин 18,1сек
С-1100 ДБ ХБР-5 ГТС-Купе №49 Массон 5мин 18,9сек

И у Aston Martin Уайтхеда, и у Tojeiro были серьезные проблемы, и перед гонкой им требовалось срочно доставить детали.

После тренировки Lotus Elite Дики Ступа попал в дорожно-транспортное происшествие, возвращаясь в свой гараж в городе, и был слишком сильно поврежден, чтобы быть готовым к старту гонки, кузов был практически разрушен. [ 22 ] [ 21 ]

Начинать

[ редактировать ]

Суббота началась с сильного дождя, но к 16:00 стало сухо и очень жарко. [ 23 ] И снова Стирлинг Мосс вышел первым. Парнелл дал ему командный приказ действовать в роли «зайца» и заставить «Феррари» набрать гоночный темп, который сломит их - роль, которая ему нравилась. [ 12 ] [ 10 ] (Этому противоречит расшифровка расового брифинга Парнеллса, опубликованная Моссом). [ 24 ] Тем временем Бера дважды останавливал свой Ferrari на линии и к концу первого круга был 15-м. [ 8 ] Впоследствии он показал невероятное время круга (установив новый рекорд круга с расходом 3 литра). [ 23 ] ), чтобы вернуться на третье место к концу первого часа. Установив самый быстрый круг в гонке, он затем вырвался в лидеры, обогнав Мосса на прямой Mulsanne около 17:15 на 17-м круге. [ 25 ] [ 26 ] Все еще разгневанный руководством команды, он любой ценой забил двигатель (одно время разгоняясь до 9500 об/мин на прямой Mulsanne), чтобы доказать свою точку зрения. Во время первой смены пилотов на 30-м круге машине требовалось много воды, и в дальнейшем она страдала от перегрева. [ 2 ] [ 8 ] [ 27 ] [ 14 ]

Удивительно, но за первый час не было ни одного схода (хотя Лунд задержался после того, как его MG сбил собаку на углу Мулсанн). Мосс по-прежнему лидировал на Ferrari Хилла, Беры и Эллисона, затем на двух машинах Ecosse (Jaguar опережал Тожейро) и Грэм Хилл на замечательном Lotus 15 лидировал в 2-литровом классе и занял 7-е место. Остальные Aston Martins были 8-м и 9-м, выжидая своего часа, опередив двух Listers, а Dino был 13-м в общем зачете, опередив Porsche в 2-литровом классе.

К 19:00, после трех часов, Behra/Gurney Ferrari опередила Aston Martin Мосса/Fairman на 40 секунд. Они опережали остальных на круг: третьим был Hill/Gendebien Ferrari, затем Грегори/Ирландия Ecosse Jaguar и Salvadori/Shelby Aston Martin. Команда Эллисона/Рамоса Ferrari только что сошла с дистанции из-за лопнувшей прокладки головки блока цилиндров, и вскоре после этого машина Хилла/Гендебьена была задержана из-за неисправности двигателя, в результате чего они опустились на 8-е место. [ 2 ] Hill/Jolly Lotus, который так хорошо стартовал, был загнан в тупик из-за проблем с коробкой передач, и в конечном итоге ночью сошёл с дистанции. Dino ненадолго взял на себя лидерство, пока не начались проблемы с топливом, в результате чего Porsche заняли лидерство в классе с 2-литровым двигателем. [ 28 ]

В сумерках, на пятом часу, произошла первая крупная авария: Брайан Нейлор попал в масло и выкатил Aston Martin Уайтхеда на Maison Blanche. Нэйлор вышел, но затем машину сильно ударил Джим Рассел на Cooper Monaco (идущий 9-м местом), а затем Стангеллини Фора врезался в топливный бак Cooper. Обе машины меньшего размера загорелись, и хотя в результате первого столкновения Рассел сломал ногу и ребра, оба водителя отделались лишь небольшими ожогами. [ 17 ]

Команда Ecurie Ecosse по-прежнему оставалась конкурентоспособной силой, и к 21:00 их Jaguar шел вторым, а Tojeiro - четвертым. Но с наступлением ночи темп начал сказываться - около 22:00 на 70-м круге и Ирландия/Грегори Ягуар, идущий вторым, и Мосс/Фэрмен Астон Мартин, занявший третье место, столкнулись с проблемами с двигателем. У Иннеса Айрленда случился важный момент, когда шатун сломался, масло разлилось по его задним колесам и заставило его сильно развернуться в кромешной тьме. [ 29 ] А когда официальные лица вызвали Ferrari Беры в боксы, чтобы починить неисправные фары, Aston Martin Сальвадори/Шелби внезапно оказался в лидерах. Бера и Герни опустились на второе место, а другой Aston Martin - на третье. Затем следовали оставшиеся Lister, Ferrari Хилла, Ecosse Tojeiro, а затем три Porsche, причем Боннье/фон Трипс лидировали в классе 2-литровых двигателей. Стейси/Грин Лотос возглавила Индекс производительности. [ 28 ]

Однако через несколько часов Lister и Tojeiro вышли из строя: у Bueb/Halford Lister возникли проблемы с двигателем, а у Toj начались утечки жидкостей задолго до точки пополнения. Вскоре двигатель неизбежно заглох, и последний двигатель Jaguar исчез. К полуночи более половины поля удалилось. [ 27 ] Астон возглавлял больную Феррари Гурни, Астон, Феррари, а затем Боннье Порше. Двигатель Бехры наконец заглох незадолго до 2 часов ночи, когда он вернулся на четвертое место.

Тем временем Фил Хилл выследил лидеров, и вскоре после 2 часов ночи Aston Martin потерял десять минут, когда Сальвадори выехал на пит-стоп из-за сильных вибраций в подвеске. Опасаясь проблем с трансмиссией, команда с облегчением обнаружила, что это был разрушенный протектор шины, застрявший в нише колеса. [ 30 ] [ 31 ] [ 27 ] Hill/Gendebien Ferrari наконец-то вышла вперед – проблемы с двигателем устранились, когда уровень воды упал – и вместе они приступили к созданию прочного лидерства в ночи. К 4 часам утра, к середине пути, отрыв составлял два круга. Однако теперь они были единственными участвовавшими Testarossa, поскольку все три каперских автомобиля вечером уехали. [ 32 ] Другой Aston Martin был третьим, а заводской Porsche 4-м (и лидировал в индексе производительности), отставая от Ferrari на 4 и 7 кругов соответственно. [ 33 ]

Когда взошло солнце (на этот раз без густого клубящегося тумана [ 34 ] ) Стейси/Грин Лотус класса S-750 поднялся на 14-е место, с большим отрывом лидируя в Индексе производительности, когда его остановили те же проблемы с дистрибьютором, которые остановили его товарища по команде. Lotus 17 был самым быстрым 750-кубовым автомобилем, когда-либо участвовавшим в гонках в Ле-Мане, но все же хрупким.

К 6 утра на поле осталось всего 23 бегуна. Ferrari опередила два оставшихся Aston Martin и оторвалась. Невероятно, но, поскольку ни одна другая машина класса С-3000 не работала, следующие места удерживали четыре Porsche. Затем появились четыре более мощных Ferrari GT во главе с бельгийской машиной «Beurlys»/«Eldé». Но затем дела у Porsche пошли не так. Сначала ведущую заводскую машину фон Трипса/Бонньера, идущую четвертой, остановили из-за проблем со сцеплением. Вскоре после этого заводской автомобиль с двигателем объемом 1500 куб.см лишился коробки передач. Голландский автомобиль Ecurie Maarsbergen унаследовал 4-е место два часа, пока у него тоже не сломался двигатель. В результате американские каперы Hugus/Erickson поднялись на 4-е место, по-прежнему преследуемые четырьмя Ferrari, а более старый французский 550A оказался на 9-м месте. [ 16 ]

Драма произошла вскоре после 11 утра, когда Гендебьен поставил передовую Ferrari из-за серьезных проблем с перегревом. Он лидировал более 9 часов и имел уверенное преимущество на 3 круга, но значительно опередил свое следующее окно для дозаправки жидкости. Команда импровизировала, чтобы охладить двигатель, и Гендебьен проехал медленные круги, пытаясь добраться до своего пит-окна, но безуспешно – после еще двух кругов, незадолго до полудня, двигатель заглох, и последняя надежда Ferrari исчезла. [ 35 ] [ 36 ] Примерно в то же время два последних Porsche сошли с дистанции из-за проблем с двигателем.

Поскольку последний Ferrari сошёл с дистанции и теперь уверенно лидирует, Парнелл, менеджер команды Aston Martin, приказал двум своим машинам оставаться на месте и снижать скорость, чтобы защитить свои двигатели в течение последних четырех часов. Там, где Мосс на старте проезжал круги за 4 минуты 01 секунду, а остальным машинам была поставлена ​​цель 4 минуты 20 секунд, теперь Сальвадори снова снизился до 4 минут 50 секунд. [ 30 ] [ 27 ] [ 37 ] Это было разумно, поскольку головная машина начала быстро расходовать масло. Однако без давления со стороны других команд обе машины смогли доехать до финиша.

Три Триумфа участвовали в смешанной гонке: два выбыли досрочно, когда у обоих оторвались лопасти охлаждающего вентилятора и прошли через радиатор. Третий (гонщик Ступ/Джопп) был вызван в качестве меры предосторожности, с него удалили вентилятор, после чего он уверенно двинулся вверх по полю. [ 38 ] К 23-му часу он поднялся на 7-е место, когда сломался масляный насос, что вынудило его поздно сойти с дистанции. [ 39 ] Возможно, самым неудачливым гонщиком стала команда капера DB Бартолони/Егера, которая боролась и пережила проблемы со сцеплением на протяжении всей гонки только для того, чтобы полностью сломаться за считанные минуты до пробега. [ 40 ]

Финиш и после гонки

[ редактировать ]
Победивший Aston Martin DBR1 Роя Сальвадори и Кэрролла Шелби.
Победивший Aston Martin DBR1 Роя Сальвадори и Кэрролла Шелби.

В конце концов Шелби привел свою машину домой на круг впереди Трентиньяна на финише. На протяжении всей гонки техасец боролся с дизентерией . Он даже ездил с капсулой нитроглицерина под языком на случай, если у него возникнут проблемы с сердцем (о чем он не сообщил своей команде). [ 9 ] Вскоре после гонки он терял сознание и спал несколько часов. [ 37 ] Сальвадори проехал большую часть гонки, проехав 14 часов, хотя он также лечился от гриппа. [ 38 ] Трентиньян тоже пострадал: его правая нога была обожжена перегретой педалью газа. [ 30 ]

Таково было окончательное доминирование Aston Martin: третья машина дома отставала от победителей на целых 26 кругов. Этот автомобиль был первым домом GT, Ferrari 250 GT LWB от Beurlys и Eldé . И снова команда Equipe Nationale Belge заняла подиум. Фактически, все Ferrari GT финишировали с бельгийцами, ведущими домой машину NART и двух французских каперов. На 7-м месте был Rudd Racing AC Ace – единственный финишировавший с 2-литровым двигателем – за ним следовали первый Lotus Elite и заводской DB. Маленькая французская машина даже не смогла обогнать дистанцию ​​круга Hill/Gendebien Ferrari, сошедшую с дистанции 4 часа назад. В гонке на истощение только 13 машин из 54 стартовавших смогли завершить гонку.

Это был звездный час Aston Martin: команда не только финишировала со счетом 1:2, но и поднялась на подиум во всех трех соревнованиях. Управляющий директор Дэвид Браун переоделся в своего «лучшего воскресенья» и от радости прыгал вокруг машины-победителя на победном круге. Позже в том же году, выиграв раунд Tourist Trophy, Aston Martin завоевал титул чемпиона мира среди конструкторов, а Браун вывел компанию из автоспорта (включая ее неудачное участие в Формуле-1). [ 30 ]

DB Panhard от Cotton and Cornet, выигравший класс GT750 и индекс производительности.
DB Panhard от Cotton and Cornet, выигравший класс GT750 и индекс производительности.

После нескольких неурожайных лет DB вернулся на трибуны победителей, забрав остальные трофеи. Команда выиграла прибыльный Индекс производительности, новый Индекс тепловой эффективности (автомобиль Арманьяк/Констен расходует 25,7 миль на галлон (11,0 л/100 км; 21,4 миль на галлон в США )), [ 40 ] и Кубок Биеннале, вдобавок, а также победа в классе GT-750. Напротив, победившему Aston Martin удалось проехать только 10 миль на галлон, а даже Porsche смогли проехать только 12 миль на галлон. [ 1 ] [ 41 ] Возможно, самым неудачливым гонщиком стала команда капера DB Бартолони/Егера, которая боролась и пережила проблемы со сцеплением на протяжении всей гонки только для того, чтобы полностью сломаться за считанные минуты до пробега. [ 40 ]

В отличие от прошлого года, это был худший результат Porsche на сегодняшний день: ни один из их автомобилей, заводов или частных автомобилей, не финишировал. «Лино» Файен, финишировавший шестым на своем Ferrari GT, бежал из Франции в Венесуэлу, чтобы уклониться от выплаты долгов. Впоследствии он был арестован во время празднования своего финиша. [ 42 ]

После ряда разногласий с руководством Ferrari это была последняя гонка Жана Беры за команду. Талантливый француз был уволен, но всего две недели спустя трагически погиб. Он участвовал в гонках на спортивных автомобилях на своем собственном Porsche в преддверии Гран-при Германии, проходившего в том году на опасной трассе AVUS недалеко от Берлина. [ 43 ] Это также была одна из последних гонок для двукратного победителя Ле-Мана Айвора Бюба, который погиб два месяца спустя в гонке Формулы-1, не относящейся к чемпионату, в Клермон-Ферране .

Официальные результаты

[ редактировать ]

Финишеры

[ редактировать ]

Результаты взяты из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO. [ 44 ] Победители классов выделены жирным шрифтом.

Поз. Сорт Нет Команда Драйверы Шасси Двигатель Круги
1 С3.0 5 Великобритания Дэвид Браун Гоночный отдел Великобритания Рой Сальвадори
Соединенные Штаты Кэрролл Шелби
Астон Мартин ДБР1/300 Астон Мартин 3.0L S6 323
2 С3.0 6 Великобритания Дэвид Браун Гоночный отдел Франция Морис Трентиньян
Бельгия Пол Брат
Астон Мартин ДБР1/300 Астон Мартин 3.0L S6 322
3 GT3.0 11 Бельгия Национальная сборная Бельгии Бельгия «Берлис» (Жан Блатон)
Бельгия «Эльде» (Леон Дернье)
Феррари 250 GT LWB Феррари 3.0л V12 297
4 GT3.0 18 Соединенные Штаты Североамериканская гоночная команда Соединенные Штаты Георгий Арентс
Бельгия Андре Пилетт
Феррари 250 GT LWB Феррари 3.0л V12 296
5 GT3.0 16 Франция Ф. Тавано
(частный абитуриент)
Франция Фернан Тавано
Соединенные Штаты Боб Гроссман
Феррари 250 GT Калифорния Феррари 3.0л V12 294
6 GT3.0 20 Франция/ Венесуэла Л. Файен
(частный абитуриент)
Франция Лино Файен
Италия г-н Мунарон
Феррари 250 GT LWB Феррари 3.0л V12 293
7 GT2.0 29 Великобритания Радд Рейсинг Великобритания Тед Уайтэуэй
Великобритания Джон Тернер
АС Эйс Бристоль 1971cc S6 273
8 GT1.5 41 Великобритания WS Фрост
(частный абитуриент)
Великобритания Питер Ламсден
Великобритания Питер Райли
Лотос Элит Ковентри Climax FWE 1216cc S4 270
9 GT750 46 Франция Автомобили
Дойч и Бонне
Франция Рене Коттон
Франция Луи Корне
БД HBR-5 Спайдер Панар 745cc F2 258
10 GT1.5 42 Великобритания Пограничные рейверы Великобритания Джон Уитмор
Великобритания Джим Кларк
Лотос Элит Ковентри Climax FWE 1216cc S4 257
11 GT750 45 Франция Автомобили
Дойч и Бонне
Франция Поль Арманьяк
Франция Бернар Констен
БД HBR-5 Спайдер Панар 745cc F2 247
12 GT750 44 Швеция С. Нотторп
(частный абитуриент)
Швеция Стуре Нотторп
Швеция Гуннар Бенгтссон
Сааб 93 Спорт GT 750 Saab 748cc S3 (2-тактный) 232
13
Н/З *
С750 55 Италия Автомобили Стангеллини Франция Роджер Делагенест
Франция Поль Гиро
Стангеллини 750 Спорт Фиат 741cc S4 220
  • Примечание * : Не классифицировано, поскольку машина не преодолела 70% дистанции победителя (226 кругов). Однако Сперринг и Мойти считают их финишерами.

Не закончил

[ редактировать ]
Поз. Сорт Нет Команда Драйверы Шасси Двигатель Круги Причина
ДНФ С3.0 14 Италия Скудерия Феррари Бельгия Оливье Гендебьен
Соединенные Штаты Фил Хилл
Феррари 250 ТР/59 Феррари 3.0л V12 263 Перегрев (20 часов)
ДНФ GT2.0 25 Великобритания ООО «Стандарт Триумф» Великобритания Ричард «Дикки» Ступ
Великобритания Питер Джопп
Триумф ТР3 С Триумф 1984cc S4 245 Масляный насос (23 часа)
ДНФ С1.5 37 Соединенные Штаты Э. Хуг
(частный абитуриент)
Соединенные Штаты Эд Хьюз
Соединенные Штаты Рэй «Эрни» Эриксон
Порше 718 РСК Порше 1498cc F4 240 Двигатель (20 часов)
ДНФ С1.5 35 Франция Дж. Керген
(частный абитуриент)
Франция Жан Керген
Марокко Роберт ЛаКейз
Порше 550 А Порше 1498cc F4 229 Клатч (20 часов)
ДНФ С1.5 36 Нидерланды Экюри Маарсберген Нидерланды Карел Годен де Бофор
Бразилия Кристиан «Бино» Хайнс
Порше 718 РСК Порше 1498cc F4 186 Двигатель (15 часов)
ДНФ GT2.0 33 Великобритания ФВР Лунд
(частный абитуриент)
Великобритания Тед Лунд
Великобритания Колин Эскотт
МГ с двойной камерой БМК 1588cc S4 185 Коробка передач (21 час)
ДНФ С2.0 31 Западная Германия Порше КГ Западная Германия Вольфганг фон Трипс
Швеция Йоаким «Жо» Боннье
Порше 718 РСК Порше 1587cc F4 182 Клатч (14 часов)
ДНФ С1.1 49 Франция Р. Массон
(частный абитуриент)
Франция Роджер Мэссон
Франция Жан Винатье
DB HBR-5 GTS-Купе Панар 851cc F2 179 Клатч (23 часа)
ДНФ С750 48 Франция Автомобили
Дойч и Бонне
Франция Рене Бартолони
Франция Франсуа Жегер
DB HBR-5 Купе Панар 745cc F2 169 Клатч (24 часа)
ДНФ С1.5 34 Западная Германия Порше КГ Восточная Германия Эдгар Барт
Западная Германия Вольфганг Зайдель
Порше 718 РСК Порше 1498cc F4 168 Коробка передач (14 часов)
ДНФ С750 53 Великобритания Команда Лотос Инжиниринг Великобритания Алан Стейси
Великобритания Кейт Грин
Лотос 17 ЛМ Ковентри Кульминация
ФВМА 742cc S4
156 Прокладка головки блока цилиндров (14 часов)
ДНФ С3.0 8 Великобритания Стабильная Шотландия Великобритания Рон Флокхарт
Великобритания Джон «Джок» Лоуренс
Тожейро Ягуар 3.0L S6 137 Перегрев (12 часов)
ДНФ С3.0 12 Италия Скудерия Феррари Франция Жан Бера
Соединенные Штаты и Герни
Феррари 250 ТР/59 Феррари 3.0л V12 129 Двигатель (10 часов)
ДНФ С3.0 1 Великобритания Брайан Листер Инженерное дело Великобритания Айвор Буэб
Великобритания Брюс Хэлфорд
Листер Спорт Ягуар 3.0L S6 121 Двигатель (9 часов)
ДНФ С2.0 30 Великобритания Команда Лотос Инжиниринг Великобритания Грэм Хилл
Австралия Дерек Джолли
Лотос 15 ЛМ Ковентри Кульминация
1963cc S4
119 Двигатель (10 часов)
ДНФ GT2.0 27 Великобритания ООО «Стандарт Триумф» Великобритания Ниниан Сандерсон
Бельгия Клод Дюбуа
Триумф ТР3 С Триумф 1984cc S4 114 Радиатор (10 часов)
ДНФ С3.0 19 Соединенные Штаты ЭД Мартин
(частный абитуриент)
Соединенные Штаты Эдвин «Эд» Мартин
Соединенные Штаты Билл Кимберли
Феррари 250 ТР/58 Феррари 3.0л V12 108 Коробка передач (11 часов)
ДНФ GT1.5 38 Франция Команда друзей Франция Жан-Клод Видиль
Франция Жан-Франсуа Малль
Лотос Элит Ковентри Кульминация
ФВЕ 1216cc S4
105 Двигатель/пожар (10 часов)
ДНФ С750 52 Италия Автомобили OSCA Франция Жан Ларош
Монако Андре Тестю
ОСКА 750S OSCA 742cc S4 88 Коробка передач (9 часов)
ДНФ С2.0 24 Великобритания Купер Автомобильная Компания Великобритания Джим Рассел
Новая Зеландия Брюс Макларен
Купер Т49 «Монако» Ковентри Кульминация
ФПФ 1964cc S4
79 Несчастный случай (6 часов)
ДНФ С2.0 32 Западная Германия Порше КГ Западная Германия Ганс Херрманн
Италия Умберто Мальоли
Порше 718 РСК Порше 1587cc F4 78 Зажигание (6 часов)
ДНФ С3.0 4 Великобритания Дэвид Браун Гоночный отдел. Великобритания Стирлинг Мосс
Великобритания Джек Фэйрман
Астон Мартин ДБР1/300 Астон Мартин 3.0L I6 70 Двигатель (6 часов)
ДНФ С3.0 3 Великобритания Стабильная Шотландия Великобритания Иннес Ирландия
Соединенные Штаты Мастен Грегори
Ягуар Д-Тип Ягуар 3.0L S6 70 Двигатель (7 часов)
ДНФ GT750 50 Аргентина А. де Томазо
(частный абитуриент)
Аргентина Александр де Томазо
Великобритания Колин Дэвис
БД HBR-5 Спайдер Панар 745cc F2 63 Коробка передач (9 часов)
ДНФ С2.0 23 Италия Скудерия Феррари Италия Джорджио Скарлатти
Италия Джулио Кабьянка
Дино 196 С Феррари 1984cc V6 63 Закончилось топливо (6 часов)
ДНФ С750 62
(бронировать)
Франция Компания ЭФАК Франция Рене-Филипп Фор
Франция Джордж Гайо
Стангуэллини EFAC 750 Спорт Фиат 741cc S4 58 Несчастный случай (5 часов)
ДНФ GT1.1 59
(бронировать)
Франция Дж. Фаушер
(частный абитуриент)
Франция Жак Фоше
Франция Жерар Леффарг
DB HBR-5 Супер Ралли Панар 851cc F2 53 Двигатель (6 часов)
ДНФ С3.0 7 Великобритания А.Г. Уайтхед
(частный абитуриент)
Великобритания Грэм Уайтхед
Великобритания Брайан Нейлор
Астон Мартин ДБР1/300 Астон Мартин 3.0L S6 52 Несчастный случай (5 часов)
ДНФ С3.0 2 Великобритания Брайан Листер Инженерное дело Соединенные Штаты Уолт Хансген
Великобритания Питер Блонд
Листер Спорт Ягуар 3.0L S6 52 Двигатель (5 часов)
ДНФ С3.0 10 Бельгия Национальная сборная Бельгии Бельгия Люсьен Бьянки
Бельгия Ален де Шанжи
Феррари 250 ТР/58 Феррари 3.0л V12 47 Двигатель (5 часов)
ДНФ С3.0 15 Италия Скудерия Феррари Великобритания Клифф Эллисон
Бразилия Брат да Силва Рамос
Феррари 250 ТР/59 Феррари 3.0л V12 41 Двигатель (4 часа)
ДНФ С750 56 Италия Автомобили Стангеллини Франция Рене-Луи Ревийон
Франция Джозеф Бог
Стангеллини 750 Спорт Фиат 741cc S4 37 Закончилось топливо (6 часов)
ДНФ GT750 43 Великобритания С.А. Харрелл
(частный абитуриент)
Великобритания Сид Харрелл
Великобритания Рой Норт
Сааб 93 Спорт GT 750 Saab 748cc S3 (2-тактный) 35 Двигатель (5 часов)
ДНФ GT2.0 26 Великобритания ООО «Стандарт Триумф» Великобритания Питер Болтон
Соединенные Штаты Майк Ротшильд
Триумф ТР3 С Триумф 1984cc S4 35 Радиатор (4 часа)
ДНФ С750 51 Италия Автомобили OSCA Мексика Педро Родригес
Мексика Рикардо Родригес
ОСКА 750S OSCA 749cc S4 32 Водяной насос (5 ​​часов)
ДНФ GT2.0 60
(бронировать)
Великобритания Дж. Дэшвуд
(частный абитуриент)
Великобритания Джон Дэшвуд
Великобритания Уильям Уилкс
Фрейзер Нэш Ле-Ман Купе Бристоль 1971cc S6 30 Несчастный случай (5 часов)
ДНФ С750 54 Великобритания Команда Лотос Инжиниринг Великобритания Майк Тейлор
Великобритания Джонатан Сифф
Лотос 17 ЛМ Ковентри Кульминация
ФВМА 742cc S4
23 Зажигание (5 часов)
ДНФ GT3.0 21 Швейцария Конюшня с тремя шевронами Швейцария Хьюберт Патти
Швейцария Рено Кальдерари
Астон Мартин DB4 GT Астон Мартин 3.0L S6 21 Двигатель (3 часа)
ДНФ С3.0 17 Соединенные Штаты Североамериканская гоночная команда Соединенные Штаты Род Карвет
Соединенные Штаты Гил Гейтнер
Феррари 250 ТР/58 Феррари 3.0л V12 21 Коробка передач (3 часа)
ДНФ GT750 47 Франция Автомобили
Дойч и Бонне
Франция Жерар Лоро
Франция Пьер Шансель
DB HBR-5 Купе Панар 745cc F2 9 Двигатель (3 часа)

Не началось

[ редактировать ]
Поз. Сорт Нет Команда Драйверы Шасси Двигатель Причина
DNS GT1.5 58
(бронировать)
Великобритания Джей Ар Ступ
(частный абитуриент)
Великобритания Дуглас Грэм
Великобритания Майк Макки
Лотос Элит Ковентри Climax FWE 1216cc S4 Дорожно-транспортное происшествие
ДНК С3.0 9 Бельгия Национальная сборная Бельгии Бельгия Люсьен Бьянки
Бельгия Мауро Бьянки
Бельгия Жак Круазье
Листер Спорт Ягуар 3.0L S6 снято
ДНК GT2.0 28 Бельгия Национальная сборная Бельгии Бельгия Андре Пилетт
Бельгия Арманд Блатон
АС Эйс Бристоль 1971cc S6 снято
ДНК GT1.5 39 Италия Команда Вирджилио Конреро Альфа Ромео Джульетта СВ Альфа Ромео 1290cc S4 снято
ДНК GT1.5 40 Италия Команда Вирджилио Конреро Франция Хосе Росински
Франция Клод Бобровски
Альфа Ромео Джульетта СВ Альфа Ромео 1290cc S4 снято
ДНК GT1.5 57 Великобритания Команда Лотос Инжиниринг Великобритания Колин Чепмен Лотос Элит Ковентри Climax FWE 1216cc S4 снято

Победители класса

[ редактировать ]
Сорт Победители
Спорт 3000 #5 Астон Мартин ДБР1/300 Сальвадори / Шелби
Спорт 2000 Нет финишеров
Спорт 1500 Нет финишеров
Спорт 1100 Нет финишеров
Спорт 750 Нет классифицированных финишеров
Гранд Туринг 5000 Нет финишеров
Гранд Туринг 3000 #11 Феррари 250 GT LWB «Берлис» / «Эльде»
Гранд Туринг 2000 #29 АС Эйс Уайтэуэй / Тернер
Гранд Туринг 1500 #41 Лотос Элит Ламсден / Райли
Гранд Туринг 1100 Нет финишеров
Гранд Туринг 750 #46 ДБ HBR-5 Спайдер Корнет / Хлопок

Индекс производительности

[ редактировать ]
Поз. Сорт Нет Команда Драйверы Шасси Счет
1 GT750 46 Франция Автомобили
Дойч и Бонне
Франция Рене Коттон
Франция Луи Корне
БД HBR-5 Спайдер 1.210
2 С3.0 5 Великобритания Дэвид Браун Гоночный отдел Великобритания Рой Сальвадори
Соединенные Штаты Кэрролл Шелби
Астон Мартин ДБР1/300 1.181
3 С3.0 6 Великобритания Дэвид Браун Гоночный отдел Франция Морис Трентиньян
Бельгия Пол Брат
Астон Мартин ДБР1/300 1.178
4 GT750 45 Франция Автомобили
Дойч и Бонне
Франция Поль Арманьяк
Франция Бернар Констен
БД HBR-5 Спайдер 1.158
5 GT1.5 41 Великобритания WS Фрост Великобритания Питер Ламсден
Великобритания Питер Райли
Лотос Элит 1.113
6 GT3.0 11 Бельгия Национальная сборная Бельгии Бельгия «Берлис» (Жан Блатон)
Бельгия «Эльде» (Леон Дернье)
Феррари 250 GT LWB 1.088
7 GT3.0 18 Соединенные Штаты Североамериканская гоночная команда Соединенные Штаты Георгий Арентс
Бельгия Андре Пилетт
Феррари 250 GT SWB 1.085
8 GT750 44 Швеция С. Нотторп Швеция Стуре Нотторп
Швеция Гуннар Бенгтссон
Сааб 93 Спорт GT 750 1.085
9 GT3.0 16 Франция Ф. Тавано Франция Фернан Тавано
Соединенные Штаты Боб Гроссман
Феррари 250 GT Калифорния 1.078
10 GT3.0 20 Франция/ Венесуэла Л. Файен Франция Лино Файен
Италия г-н Мунарон
Феррари 250 GT LWB 1.075
  • Примечание . В этот рейтинг включены только десять лучших позиций. Оценка 1,00 означает преодоление минимальной дистанции для автомобиля, а более высокий балл означает превышение номинальной целевой дистанции. [ 45 ]

Индекс тепловой эффективности

[ редактировать ]
Поз. Сорт Нет Команда Драйверы Шасси Счет
1 GT750 45 Франция Автомобили
Дойч и Бонне
Франция Поль Арманьяк
Франция Бернар Констен
БД HBR-5 Спайдер 1.339
2 GT1.5 41 Великобритания WS Фрост Великобритания Питер Ламсден
Великобритания Питер Райли
Лотос Элит 1.243
3 С3.0 5 Великобритания Дэвид Браун Гоночный отдел Великобритания Рой Сальвадори
Соединенные Штаты Кэрролл Шелби
Астон Мартин ДБР1/300 1.226
4 С3.0 6 Великобритания Дэвид Браун Гоночный отдел Франция Морис Трентиньян
Бельгия Пол Брат
Астон Мартин ДБР1/300 1.218
5 GT1.5 42 Великобритания Пограничные рейверы Великобритания Джон Уитмор
Великобритания Джим Кларк
Лотос Элит 1.124
6 GT2.0 29 Великобритания Радд Рейсинг Великобритания Тед Уайтэуэй
Великобритания Джон Тернер
АС Эйс 1.123
7 GT750 46 Франция Автомобили
Дойч и Бонне
Франция Рене Коттон
Франция Луи Корне
БД HBR-5 Спайдер 1.110

25-й Кубок Биеннале Раджа-Уитворта (1958/1959)

[ редактировать ]
Поз. Сорт Нет Команда Драйверы Шасси Счет
1 GT750 46 Франция Автомобили
Дойч и Бонне
Франция Рене Коттон
Франция Луи Корне
БД HBR-5 Спайдер 1.210
2 GT1.5 41 Великобритания WS Фрост Великобритания Питер Ламсден
Великобритания Питер Райли
Лотос Элит 1.113

Статистика

[ редактировать ]

Взято из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO.

  • Самый быстрый круг на практике – Герни, Ferrari 250 TR/59 №12 – 4 минуты 03,3 секунды; 199,07 км/ч (123,70 миль в час)
  • Самый быстрый круг – Жан Бера, Ferrari 250 TR/59 №12 – 4:00,9 секунды; 201,16 км/ч (125,00 миль в час)
  • Расстояние - 4347,90 км (2701,66 миль)
  • Средняя скорость победителя — 181,16 км/ч (112,57 миль в час).

Положение после гонки

[ редактировать ]
Поз. Чемпионат Очки
1 Италия Феррари 18
2 Великобритания Астон Мартин 16
3 Западная Германия Порше 15
4 Италия Мазерати 2
5 Италия Альфа Ромео 1

Очки чемпионата начислялись за первые шесть мест в каждой гонке в порядке 8-6-4-3-2-1. Производителям начислялись баллы только за лучший автомобиль, а за дополнительные автомобили баллы не начислялись. В окончательный результат будут включены только 4 лучших результата из 6 гонок. В скобках указаны заработанные, но не засчитанные в счет чемпионата очки.

Цитаты
  1. ^ Перейти обратно: а б Клаусагер 1982, стр.106.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Споринг 2011, с.340
  3. ^ Сперринг 2011, стр.9.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Moity 1974, p.78
  5. ^ Кларк 2009, стр.29: Двигатель, 17 июня 1959 г.
  6. ^ Кларк 2009, стр.28: Двигатель, 17 июня 1959 г.
  7. ^ * Гоночные спортивные автомобили - 24 часа Ле-Мана, 1959 г., записи, результаты, технические подробности. Проверено 3 апреля 2017 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Шпоринг 2011, стр.346
  9. ^ Перейти обратно: а б с Конец 2001 г., стр. 126.
  10. ^ Перейти обратно: а б Moity 1974, p.72
  11. ^ Перейти обратно: а б Шпоринг 2011, стр.348
  12. ^ Перейти обратно: а б Шпоринг 2011, стр.342
  13. ^ «24 часа Ле-Мана 1959 — Список участников — Гоночные спортивные автомобили» . www.racingsportscars.com . Проверено 28 октября 2018 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б «24 часа Ле-Мана 1959 года: подтверждение великого» . www.conceptcarz.com . Проверено 28 октября 2018 г.
  15. ^ Спорринг 2011, стр.361.
  16. ^ Перейти обратно: а б Шпоринг 2011, стр.352.
  17. ^ Перейти обратно: а б Шпоринг 2011, стр.357
  18. ^ Сперринг 2011, стр.359.
  19. ^ Сперринг 2011, стр.358.
  20. ^ Кларк 2009, стр.34: Спортивный автомобилист, август 1959 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б Кларк 2009, стр. 40: Autosport, 26 июня 1959 г.
  22. ^ Сперринг 2011, стр.351.
  23. ^ Перейти обратно: а б Генри 1988, стр.68.
  24. ^ Мосс, Стерлинг (1959). Ле-Ман-59 . Лондон: Cassell & Company Ltd., с. 28.
  25. ^ Уилкинс 1959, стр.174
  26. ^ Кларк 2009, стр. 31: Road & Track, сентябрь 1959 г.
  27. ^ Перейти обратно: а б с д «Planetlemans.com | Aston Martin возвращается в будущее 1959-2009 годов» . www.planetlemans.com . Архивировано из оригинала 8 июня 2009 года . Проверено 6 июня 2022 г.
  28. ^ Перейти обратно: а б Кларк 2009, стр. 43: Автоспорт, 26 июня 1959 г.
  29. ^ Генри 1988, стр.69
  30. ^ Перейти обратно: а б с д Шпоринг 2011, стр.344
  31. ^ Кларк 2009, стр.36: Спортивный автомобилист, август 1959 г.
  32. ^ Сперринг 2011, стр.350.
  33. ^ Кларк 2009, стр.32: Road & Track, сентябрь 1959 г.
  34. ^ Уилкинс 1959, стр.178
  35. ^ Сперринг 2011, стр.347.
  36. ^ Клаусагер 1982, стр.105.
  37. ^ Перейти обратно: а б «Кэрролл Шелби вспоминает победу в Ле-Мане 1959 года» . Sportscardigest.com . 12 июня 2009 года . Проверено 28 октября 2018 г.
  38. ^ Перейти обратно: а б Кларк, 2009 г., стр. 37: Спортивный автомобилист , август 1959 г.
  39. ^ Сперринг 2011, стр.355.
  40. ^ Перейти обратно: а б с Спонсорство 2011, стр.345
  41. ^ Кларк 2009, стр.38: Motor Trend, сентябрь 1959 г.
  42. ^ Сперринг 2011, стр.349.
  43. ↑ Moity 1974, p.77
  44. ^ Сперринг 2011, стр.2.
  45. ^ Кларк 1997, стр.88.
  • Кларк, Р.М. - редактор (1997) Ле-Ман, «Годы Jaguar 1949–1957». Кобэм, Суррей: Brooklands Books. ISBN   1-85520-357X
  • Кларк, Р.М. - редактор (2009) Ле-Ман, «Годы Ferrari 1958–1965». Кобэм, Суррей: Brooklands Books. ISBN   1-85520-372-3
  • Клаусагер, Андерс (1982) Ле-Ман, Лондон: Arthur Barker Ltd. ISBN   0-213-16846-4
  • Генри, Алан (1988) Пятьдесят знаменитых автогонок Нортгемптоншир: Патрик Стивен Ltd ISBN   0-85059-937-7
  • Лабан, Брайан (2001) 24 часа Ле-Мана, Лондон: Virgin Books ISBN   1-85227-971-0
  • Мойти, Кристиан (1974) 24-часовая гонка Ле-Мана 1949–1973 Рэднор, Пенсильвания: Chilton Book Co ISBN   0-8019-6290-0
  • Spurring, Quentin (2011) Le Mans 1949-59 Sherborne, Dorset: Evro Publishing ISBN   978-1-84425-537-5
  • Уилкинс, Гордон - редактор (1959) Автомобильный год № 7, 1959–60 Лозанна: Эдита С.А.
[ редактировать ]
  • История Ле-Мана - История Ле-Мана, по часам (включая изображения и ссылки на YouTube). Проверено 3 апреля 2017 г.
  • Sportscars.tv – комментарии гонок. Проверено 3 апреля 2017 г.
  • Прототипы мировых спортивных гонок - результаты, резервные записи и номера шасси. Проверено 3 апреля 2017 г.
  • Формула 2 – Результаты Ле-Мана 1959 года и резервные заявки. Проверено 3 апреля 2017 г.
  • Команда Дэна – результаты и резервные заявки, пояснения к спискам гонщиков. Проверено 3 апреля 2017 г.
  • Уникальные автомобили и запчасти – результаты и резервные записи. Проверено 3 апреля 2017 г.
  • YouTube: цветной документальный фильм Aston Martin в Ле-Мане (30 минут). Проверено 3 апреля 2017 г.
  • YouTube Цветные моменты на английском языке (8 минут). Проверено 3 апреля 2017 г.


Чемпионат мира по спортивным автомобилям
Предыдущая гонка:
1000 км Нюрбургринга
сезон 1959 года Следующая гонка:
РАК Турист Трофи
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ba433d8ffa00f028debc0a8bfaf9b903__1715961720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ba/03/ba433d8ffa00f028debc0a8bfaf9b903.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1959 24 Hours of Le Mans - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)