1965 «24 часа Ле-Мана»
Индекс: Гонки | Победители |
были 1965 года «24 часа Ле-Мана» 33-м Гран-при на выносливость и проходили 19 и 20 июня 1965 года. Это также был двенадцатый этап чемпионата мира по спортивным автомобилям .
После неутешительных результатов прошлогодней гонки Ford вернулся с улучшенной версией своего GT. На поле было 11 автомобилей Ford или автомобилей с двигателями Ford. Для решения этой задачи у Ferrari было не менее 12 своих автомобилей. Porsche доминировал в категории со средним двигателем с семью автомобилями, а Alpine-Renault также доминировал в категории с малым двигателем с шестью автомобилями.
Несмотря на сильный старт, в конце концов ненадежность «Фордов» снова их подвела, и «Феррари» одержала легкую победу шестой год подряд. После провала заводской команды победителями стали Мастен Грегори и Йохен Риндт на автомобиле North American Racing Team (NART) – первая нерабочая команда, одержавшая победу со времен Ecurie Ecosse в 1957 году . Это также была первая победа Goodyear в международных гонках. [ 1 ] Эта гонка также станет последней победой Ferrari в Ле-Мане до 2023 года . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]

Правила
[ редактировать ]За год, прошедший с момента последней гонки, начались планы построить постоянную трассу. Чарльз Дойч , бывший французский производитель автомобилей, был консультантом по дизайну проекта, который в конечном итоге стал Bugatti Circuit . После опасной аварии в прошлогодней гонке, когда машина врезалась в оживленные боксы, перед каждой ямой были установлены защитные барьеры, хотя сам пит-лейн все еще был открыт. [ 4 ] В остальном единственным существенным изменением было то, что топливный бак на автомобилях с двигателем объемом более 5,0 литров был увеличен до 160 литров (35 галлонов). [ 5 ] [ 6 ] В расчет двух индексов были внесены небольшие изменения, а минимальный объем двигателя был установлен на уровне 1000 куб.см. [ 6 ]
Записи
[ редактировать ]ACO получила 89 заявок, но после процесса отбора, снятия с участия и неявок на старте осталась 51 машина. Предлагаемый список участников включал:
Категория | Классы | Прототип Записи |
ГТ Записи |
Общий Записи |
---|---|---|---|---|
Большие двигатели | 5.0+, 5.0, 4.0, 3.0л | 20 (+1 резерв) | 8 | 28 |
Средние двигатели | 2,5, 2,0, 1,6 л | 8 | 8 (+3 резерва) | 16 |
Малые двигатели | 1,3, 1,15, 1,0 л | 7 (+1 резерв) | 4 (+1 резерв) | 11 |
Всего автомобилей | 35 (+2 резерва) | 20 (+4 резерва) | 55 |
В этом году интерес со стороны производителей и их заводских команд возобновился: среди стартовавших было 42 заявки, поддерживаемые заводом. [ 4 ]
После медленного старта сезона Ferrari представила новый дизайн P2 от Мауро Форгьери на апрельских тестовых выходных и на следующей гонке в Монце на 1000 км . Был установлен ряд двигателей V12: заводская команда располагала двумя 4,0-литровыми автомобилями с открытым верхом мощностью 410 л.с. для чемпиона мира Формулы-1 Джона Сёртиса и бывшего победителя Людовико Скарфиотти , а также специалистов по спортивным автомобилям Майка Паркса и Жана Гише . Они также использовали 3,3-литровое купе с закрытым верхом мощностью 350 л.с. для Bandini /Biscaldi. Постоянные клиенты Ferrari, британские концессионеры Маранелло, использовали 4,4-литровый вариант для Джо Боннье / Дэвида Пайпера . Североамериканская гоночная команда (NART) использовала 365 P2, построенный на базе прошлогоднего шасси P с обновленной аэродинамикой и оснащенный 4,4-литровым двигателем SOHC V12. Его вручили регулярному игроку NART Педро Родригесу вместе с Нино Ваккареллой . [ 7 ]
Энцо Феррари был в ярости, когда CSAI, итальянская автогоночная организация, не помогла омологировать GT его 250 LM (автомобиль, выигравший гонки 1964 года), и поклялся вывести его заводскую команду SEFAC Ferrari из чемпионата GT. Между тем команды клиентов представили пять преемников автомобиля, 250 LM. [ 1 ] Сюда входили NART ( Мастен Грегори / Йохен Риндт ), Maranello Concessionaires ( Бьянки / Лосось ), Ecurie Francorchamps , Scuderia Filipinetti и частный вход Пьера Дюме. Наконец, Ferrari также представила новый прототип Dino, 166 P , с 1,6-литровым двигателем V6.
После ухода Эрика Бродли и Lola Cars компания Ford передала свою гоночную организацию под юрисдикцию Shelby American , а производством и разработкой автомобилей занималась Кар Крафт в США и Ford Advanced Vehicles в Великобритании (под управлением Джона Уайера и ряда бывших представителей Aston) . сотрудники Мартина ). [ 8 ] После отсутствия побед в сезоне 1964 года новый год начался с победы Форда в Дайтоне . [ 9 ] Новый Mk II (также известный как «X-car») был отправлен из FAV в Кар Крафт для установки нового двигателя — массивного 7-литрового гоночного двигателя NASCAR мощностью 450 л.с., основанного на блоке Ford Galaxie . Как раз к Ле-Ману, на двух машинах будут участвовать Фил Хилл / Крис Эймон и Кен Майлз / Брюс Макларен . [ 10 ] [ 11 ] Тем временем FAV было поручено произвести необходимые 50 GT40 для омологации. По инициативе Шелби GT40 теперь оснащались тем же 4,7-литровым двигателем мощностью 380 л.с., что и Cobras. [ 12 ] (за исключением модели Filipinetti), а коробка передач Colotti , оказавшаяся ненадежной, была заменена более прочной коробкой передач ZF немецкого производства . В Ле-Ман приехали четыре машины: FAV использовала Alan Mann Racing с Innes Ireland / John Whitmore . Шелби Американ поддерживала гоночную команду Роба Уокера ( Мальоли / Бондюран ) и швейцарскую Scuderia Filipinetti ( Мюллер / Бакнум ), которые также участвовали в гонках Ferrari. Ford France представил вариант Spyder с открытым верхом для Мориса Трентиньяна и Ги Лижье. [ 13 ] [ 14 ]
Джон Симоне из Maserati France снова поручил компании разработать новый автомобиль для гонок. Tipo 65 был построен всего за 7 недель, с 5-литровым двигателем, расположенным посередине, в раме «птичья клетка». Заменив разрушенный Tipo 59, он не оставил времени на испытания перед гонкой своим пилотам Йо Зифферту и Йохену Неерпашу. Последним участником с большим двигателем стал вернувшийся Iso Grifo A3C. Первоначально их должно было быть три, но в начале года в Себринге две машины разбились.

Porsche установила желаемый шестицилиндровый оппозитный двигатель мощностью 185 л.с. для своих автомобилей 904 GTS, а также оппозитный восьмицилиндровый двигатель (225 л.с.), в который вошли три заводских автомобиля и один запасной. [ 15 ] Им противостояли две британские машины – частная Elva и вернувшаяся турбина Rover, впервые появившаяся в гонке 1963 года и теперь классифицируемая как эквивалент 1992cc. У него был новый кузов купе и керамические роторные генераторы в качестве теплообменников, что вдвое снизило расход топлива. Им будут управлять пилоты Формулы-1 Грэм Хилл и Джеки Стюарт. [ 16 ]
Любопытно, что в категории маломоторных двигателей Alpine была единственным французским производителем. Новая модель M65 имела аэродинамические хвостовые плавники и новый 1,3-литровый двигатель Gordini мощностью 135 л.с., обеспечивающий скорость до 250 км/ч (155 миль в час). Его подарили Мауро Бьянки/Анри Грансиру. Остальные четыре заводских автомобиля представляли собой смесь двигателей и кузовов. [ 17 ] Их соперником была пара новейших Sebring Sprites от Остина Хили. Оснащенные двигателем объемом 1293 куб.см в Mini-Cooper S, они могли развивать скорость до 240 км/ч (148 миль в час). [ 18 ]
В классе GT Ferrari теперь была аутсайдером после поражения от Shelby Cobras в прошлом году и в последующих гонках. Пять из шести построенных Shelby были подготовлены в Ле-Мане компанией Alan Mann Racing: два для Shelby American и по одному для Ford France, Scuderia Filipinetti и самих AC Cars. [ 19 ] [ 14 ] Со своей стороны, после приступа досады Феррари омологировал свой новый дорожный автомобиль 275 GTB. Гоночная версия имела 3,3-литровый двигатель V12, увеличенный до 300 л.с. и облегченный с помощью магниевого литья. После того, как протесты Кэрролла Шелби были удовлетворены, поскольку он значительно легче серийного автомобиля (1100 кг), пришлось добавить балласт. [ 20 ] Автомобили готовились для Ecurie Francorchamps и Scuderia Sant Ambroeus.
В меньших классах GT были 2-литровые Porsche 904 с омологированным 4-цилиндровым двигателем. Autodelta , гоночное подразделение Alfa Romeo, представило Giulia TZ2, переработанную Zagato . Его 1,6-литровый двигатель был настроен на мощность 170 л.с. и мог развивать скорость 245 км/ч (150 миль в час). [ 21 ] Наконец, появился недавно омологированный Triumph Spitfire. Завод привез на гонку четыре машины. [ 21 ]
Упражняться
[ редактировать ]
Самой быстрой машиной апрельских тестовых выходных стал новый 330 P2: Джон Сертис проехал круг за 3:35, что на целых пять секунд быстрее, чем Ford и другие Ferrari. [ 22 ] Однако выходные были омрачены смертью Ллойда Каснера под дождем в субботу. Каснер со своей командой Каморади долгое время был активным участником кампании Maserati. Тормозя в конце прямой Mulsanne, его Tipo 151/3 вылетел за пределы трассы и покатился, возможно, при торможении на скользкой дорожной разметке, нанесенной белой краской. Каснера выбросило из машины, и он позже скончался в больнице от травм головы. [ 23 ]
Впервые в истории гонок пришлось отменить первую тренировку на гоночной неделе. Сильный шторм повалил деревья и затопил часть трассы. Вместо этого ACO перенесла дополнительное заседание на субботу. [ 5 ] [ 24 ] Фил Хилл на большом 7-литровом Ford проехал невероятный круг за 3:33, что на целых 30 секунд быстрее, чем лучший тренировочный круг всего четыре года назад. Сёртиз был вторым по скорости, на две секунды медленнее, на конкурирующей Ferrari, опередив Ford Бондюрана и Майлза. [ 5 ] [ 14 ] У Дэна Герни была самая быстрая машина GT: его Shelby Cobra была 12-й с результатом 3:51,3, опередив Вилли Майреса на бельгийской Ferrari GTB, показавшего 3:55,0. В последующие дни к двум GT40X были добавлены дополнительные стабилизирующие плавники. [ 14 ]
Самым быстрым Porsche стал «восьмерка» Герхарда Миттера, который показал время 3:59,4 и занял 18-е место в квалификации, опередив другие Cobras и Maserati. Мауро Бьянки на новом Alpine был самым быстрым из маленьких автомобилей, заняв 35-е место с результатом 4:20,0. [ 25 ] В итоге на старт вышла только 51 машина, поскольку маленький 1-литровый Abarth не смог пройти квалификацию.
Раса
[ редактировать ]Начинать
[ редактировать ]После дождливой недели день соревнований выдался солнечным и жарким, с огромной толпой. [ 12 ] Кроме того, это был первый раз, когда американская публика транслировала гонку в прямом эфире. [ 10 ] Несмотря на лучшее время, Крис Амон стартовал, а Фил Хилл был телегостем. Как бы то ни было, когда прямая трансляция не удалась, Хилл взял на себя обязанности комментатора. [ 12 ]
Зифферт первым увез свой Maserati, за ним следовали три Ford — Amon, Bondurant и McLaren. Последним на выезде был Колин Дэвис, чей прототип Porsche отказывался заводиться в течение двух минут. [ 12 ] [ 26 ] Два новозеландца, McLaren и Amon, лидировали на первом круге, а Surtees поднялся на третье место, а Maserati отступила. [ 12 ] На четвертом круге Зифферт высадил Maserati на сено в Тертр-Руж. Когда он наконец вернулся в боксы, машина была списана с повреждениями масляного бака и подвески. Это был разочаровывающий конец присутствия Maserati в Ле-Мане. [ 23 ] [ 27 ] Но это был не первый выход на пенсию: Дино уже не было. Багетти превысил обороты двигателя, что привело к его окончательному повреждению. [ 28 ] Теодоро Дзекколи застрял на своей Alfa Romeo в песчаной ловушке в Мюльсанне. Он взволновал зрителей, разделся до нижнего белья в долгой, но безуспешной попытке выкопать его. [ 21 ] [ 12 ] [ 27 ]
Вернувшись вперед, McLaren, а затем Амон начали лидировать над Ferrari, устанавливая новые рекорды круга. Через два часа только четыре лучшие машины лидировали на круге, а Майлз опередил Феррари Скарфиотти, Боннье и Паркса. [ 27 ] Но к третьему часу у Форда все пошло не так. Хилл уже отпал из-за проблем со сцеплением, которые стоили 40 минут в боксах, а у французского Ford сломалась коробка передач, когда Трентиньян пропустил переключение передач. [ 29 ] Машины Филиппинетти и Уокер выехали с лопнувшими прокладками ГБЦ на одном и том же круге, а когда у машины Макларен/Майлз сломалась коробка передач, испытание Форда было пройдено всего за три часа. [ 5 ] Небольшим утешением стал новый рекорд Фила Хилла на круге - 3:37,5, когда он тщетно пытался наверстать упущенное время на 10 кругах. [ 29 ]
Теперь гонка осталась за Ferrari: три заводских автомобиля боролись за лидерство с автомобилем Боннье/Пайпер из Маранелло. Пятым стал Герни/Грант Кобра. Оба лидирующих Porsche Миттера/Дэвиса и Alpine Бьянки/Грандсир выбыли из строя в течение трех часов – из-за проблем со сцеплением и коробкой передач соответственно. На четвертом часу Грегори с осечкой вывел нарт-феррари в боксы. Однако после смены трамблера, потеряв 30 минут, машина снова была готова. Грегори обнаружил, что Риндт изменился и готов уйти. Им нечего было терять, они согласились настойчиво атаковать и вернулись на 18-м месте. [ 30 ] [ 31 ]
Ночь
[ редактировать ]На закате произошла единственная крупная авария в гонке. Голландец Роб Слотмейкер сбился на быстром повороте Maison Blanche, но не пострадал. Его Triumph Spitfire был той же машиной, которая мчалась к боксам в прошлогодней гонке, когда Майка Ротшильда одолели выхлопные газы. [ 21 ]
После проводов «Фордов» у «Феррари» тоже начались проблемы. Первым упал автомобиль Маранелло. Выхлопная система сломалась, и Боннье, задохнувшись от дыма, купил машину с третьего места, чтобы сойти с дистанции, когда наступила ночь. [ 7 ] Коробка передач Паркса/Гише заклинило на пятой передаче. Ночью все P2 задержались из-за трещин в тормозных дисках, что, в свою очередь, привело к проблемам с подвеской: каждый потерял 30-60 или более минут на устранение проблем. [ 29 ]
«Кобры» шли очень хорошо: в 2 часа ночи две машины, в которых участвовал Шелби, шли 4-м и 5-м местами, Джонсон опередил Гурни. Но проблема с прокладкой головки блока цилиндров Ford также затронула два двигателя Cobra, включая двигатель Johnson. У французского участника возникли проблемы со сцеплением. Ближе к перерыву опоры двигателя автомобиля Герни/Гранта начали трескаться, и вибрация двигателя в конечном итоге сломала коленчатый вал. [ 19 ] [ 29 ]
Поскольку у лидеров были проблемы, 250 LM продолжали работать надежно. На полпути неожиданным лидером стал французский капер Пьер Дюме, которого усиленно преследовала машина NART Грегори/Риндта (догоняя их как минимум на 5 секунд за круг после предыдущей задержки). [ 1 ] [ 30 ] ) и Ecurie Francorchamps GTB «Beurlys»/Mairesse. Паркс и Гише вернулись на четвертое место, опередив Porsche Класса/Глемсера и Линге/Нёккера. На ходу осталось всего 27 машин. [ 32 ]
Утро
[ редактировать ]Незадолго до 8 утра Alpine предыдущего победителя класса Роджера Делагенеста и ветерана Жана Винатье сошел с дистанции из-за проблем с зажиганием, когда уверенно лидировал в классе и занимал 16-е место в общем зачете. Это произошло сразу после потери самой маленькой машины в этой области, Alpine M63B, которая лидировала по тепловому индексу, когда ее остановил сломанный шатун. [ 17 ]
В 8 утра Госслен проехал 232 круга, а Паркс и Риндт отставали всего на круг. Майрес был четвертым, отстав на 3 круга дальше, Нёккер - пятым (223 круга), Сёртиз (221), Ваккарелла (220), затем Кох, Спорри и Пон - все на 217 кругах, замыкая топ-10. [ 12 ] Несмотря ни на что, каперы удерживали лидерство в течение десяти часов, вплоть до полудня. Взрыв шины на скорости на Mulsanne Straight серьезно повредил заднюю часть кузова. Дюме вернул машину в боксы, но из-за ударов по панели было потеряно решающее время. [ 5 ] К тому времени, когда они вернулись, Риндт и Грегори лидировали на пять кругов.
Менее чем за три часа до финиша маленький Austin-Healey Sprite Рауно Аалтонена и Клайва Бейкера, который хорошо выглядел для двух индексных призов после распада Alpines, сломал коробку передач. [ 18 ] [ 26 ] Вскоре после ослабления передачи Parkes/Guichet P2 также окончательно отказали, опустившись на пятое место. [ 7 ] [ 6 ] После жесткой атаки лидеры также лечили неисправную передачу. Грегори на своем последнем отрезке отпускал сцепление в поворотах, чтобы проехать через них. [ 30 ]
Финиш и после гонки
[ редактировать ]
В итоге, несмотря на хрупкий дифференциал, машина НАРТа пришла к победе. Он полностью собрался на медленном круге обратно в паддок. [ 30 ] Они сохранили преимущество над машиной Дюме и Госслена на пять кругов. На три круга дальше и первыми GT были Майрес и «Берли» на Ecurie Francorchamps Ferrari GTB.
Эд Хьюгус, запасной гонщик, много лет спустя заявил, что на самом деле он проехал целую смену на победившем LM. Перед рассветом Грегори неожиданно утомился, и предрассветный туман ухудшил его зрение в очках. По словам Хьюгуса, Риндт где-то спал, и его не удалось найти, поэтому Хьюгус взял на себя обязанности водителя на несколько часов. Это вызвало споры, поскольку, согласно правилам, Грегори не разрешили бы снова водить машину, если бы его заменил Хьюгус (что он действительно и сделал), и автомобиль должен был быть дисквалифицирован. Однако никто этого не зафиксировал, а Хьюгусу никогда официально не приписывали обязанности штурмана. [ 33 ] Хьюгус, то ли из осторожности, то ли из-за того, что не смог пройти сквозь толпу на подиум, [ 1 ] никогда не делал публичных заявлений по поводу этой истории, которая стала известна только в конце 2000-х годов. После его смерти один из его поклонников обнародовал письмо, написанное ему водителем, в котором были описаны все подробности. [ 34 ] Однако ни официальные данные о сроках, ни показания очевидцев не соответствуют утверждениям Хьюгуса. [ 35 ]
Четвертым стали работы Porsche Герберта Линге и Петера Нёккера. Их безаварийный пробег также принес им приз за индекс производительности, опередив победившую Ferrari. Пятым был их товарищ по конюшне GT Герд Кох / Тони Фишхабер, которые, в свою очередь, выиграли Индекс тепловой эффективности, несмотря на то, что им пришлось переступить черту. [ 26 ] [ 24 ] [ 6 ]
Потеряв почти два часа на замену сцепления посреди ночи, NART Ferrari Родригеса/Ваккареллы стала единственной P2, финишировавшей седьмой, отстав от победителя на 28 кругов. [ 7 ] Единственным автомобилем с двигателем Ford, финишировавшим на 8-м месте, была Sears/Thompson Works Cobra. После столкновения с Alfa Romeo около полуночи, когда они ехали пятыми, они довели свою потрепанную машину из-за проблем с давлением масла до конца, отставая от Ferrari, выигравшей GT, более чем на 30 кругов. [ 19 ]
Десятым и первым британским автомобилем стала турбина Rover-BRM. Он преодолел меньшее расстояние, чем в 1963 году, поскольку в начале пути Хилла в двигатель попадал песок, вызывая постоянные проблемы с перегревом. Это был примечательный эксперимент, однако проблемы с расходом топлива и управлением теплом сделали проект непрактичным для дорожного применения, и впоследствии он был отменен. [ 16 ] [ 6 ] В гонке на истощение финишировали только четырнадцать, причем британские автомобили заняли последние пять мест, включая две победы в классе. В их число входили специалисты по ралли Симо Лампинен и Жан-Жак Тюнер на финальном выступлении Triumph. [ 21 ] Это также было последнее выступление MG за 40 лет. Пэдди Хопкирк и Эндрю Хеджес снова провели надежную гонку, не требующую особого обслуживания, с последовательным финишем. [ 18 ] Удивительно, но впервые в гонке не финишировала ни одна французская машина.
Итак, еще один фиаско для Ford: финишировал только один из одиннадцати автомобилей с двигателем Ford. Положительным моментом стала победа в классе в следующем месяце в Реймсе , когда Cobra-Ford завоевал титул чемпиона GT. [ 19 ] Позже в том же году Феррари действительно продал часть своей компании не Ford, а FIAT . [ 7 ]
Официальные результаты
[ редактировать ]Финишеры
[ редактировать ]Результаты взяты из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO. [ 36 ] Победители классов выделены жирным шрифтом.
Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | Круги |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | П 4.0 |
21 | ![]() |
![]() ![]() ( ![]() |
Феррари 250 ЛМ | Феррари 3,3 л V12 | 348 |
2 | П 4.0 |
26 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Феррари 250 ЛМ | Феррари 3,3 л V12 | 343 |
3 | ГТ 4.0 |
24 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 275 ГТБ | Феррари 3,3 л V12 | 340 |
4 | П 2.0 |
32 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 904/6 | Порше 1968cc F6 | 336 |
5 | ГТ 2.0 |
36 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 904/4 ГТС | Порше 1968cc F4 | 325 |
6 | П 4.0 |
27 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 250 ЛМ | Феррари 3,3 л V12 | 324 |
7 | П 5.0 |
18 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 365 P2 Спайдер | Феррари 4,4 л V12 | 320 |
8 | ГТ 5.0 |
11 | ![]() |
![]() ![]() |
AC Cobra Daytona Купе | Форд 4,7 л V8 | 304 |
9 | П +5.0 |
3 | ![]() |
![]() ![]() |
Изо Грифо A3C | Шевроле 5,4 л V8 | 303 |
10 | П 2.0 |
31 | ![]() |
![]() ![]() |
Ровер-БРМ | Ровер 1992cc Турбина | 284 |
11 | ГТ 2.0 |
39 | ![]() |
![]() ![]() |
МГ МГБ Хардтоп | МГ 1801cc S4 | 283 |
12 | П 1.3 |
49 | ![]() |
![]() ![]() |
Остин-Хили Себринг Спрайт | БМК 1293cc S4 | 278 |
13 | ГТ 1.15 |
60 (бронировать) |
![]() |
![]() ![]() |
Триумф Спитфайр | Триумф 1147cc S4 | 274 |
14 | ГТ 1.15 |
54 | ![]() |
![]() ![]() |
Триумф Спитфайр | Триумф 1147cc S4 | 263 |
Не закончил
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | Круги | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ДНФ | П 4.0 |
20 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 330 П2 Спайдер | Феррари 4.0л V12 | 315 | Коробка передач (23 часа) |
ДНФ | П 1.3 |
48 | ![]() |
![]() ![]() |
Остин-Хили Себринг Спрайт | БМК 1293cc S4 | 256 | Коробка передач (22 часа) |
ДНФ | П 4.0 |
19 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 330 П2 Спайдер | Феррари 4.0л V12 | 225 | Коробка передач (18 часов) |
ДНФ | ГТ 2.0 |
37 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 904/4 ГТС | Порше 1968cc F4 | 224 | Утечка масла (17 часов) |
ДНФ | П 4.0 |
22 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 275 П2 | Феррари 3,3 л V12 | 221 | Клапаны (17 часов) |
ДНФ | ГТ 1.6 |
44 | ![]() Люксембургский |
![]() ![]() |
Альфа Ромео Джулия ТЗ 2 | Альфа Ромео 1570cc S4 | 218 | Двигатель (19 часов) |
ДНФ | ГТ 1.6 |
41 | ![]() |
![]() ![]() |
Альфа Ромео Джулия ТЗ 2 | Альфа Ромео 1570cc S4 | 217 | Двигатель (18 часов) |
ДНФ | ГТ 5.0 |
9 | ![]() |
![]() ![]() |
AC Cobra Daytona Купе | Форд 4,7 л V8 | 204 | Коленчатый вал (16 часов) |
ДНФ | П 2.0 |
35 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 904/6 | Порше 1991cc F6 | 202 | Распределительный вал (16 часов) |
ДНФ | П 1.3 |
47 | ![]() Альпийский |
![]() ![]() |
Альпийский А110 М64 | Рено - Гордини 1296cc S4 | 196 | Зажигание (16 часов) |
ДНФ | ГТ 1.3 |
55 | ![]() Альпийский |
![]() ![]() |
Альпийский А110 GT4 | Рено - Гордини 1108cc S4 | 196 | Клатч (21 час) |
ДНФ | П 1.15 |
61 (бронировать) |
![]() Альпийский |
![]() ![]() |
Альпийский А110 М63Б | Рено - Гордини 1002cc S4 | 187 | Зажигание (16 часов) |
ДНФ | ГТ 5.0 |
10 | ![]() |
![]() ![]() |
AC Cobra Daytona Купе | Форд 4,7 л V8 | 158 | Прокладка головки (12 часов) |
ДСК | П 1.15 |
51 | ![]() Альпийский |
![]() ![]() |
Альпийский А110 М64 | Рено - Гордини 1150cc S4 | 148 | преждевременная вода изменять |
ДНФ | П 4.0 |
25 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 250 ЛМ | Феррари 3,3 л V12 | 146 | Клатч (12 часов) |
ДНФ | ГТ 2.0 |
38 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 904/4 ГТС | Порше 1968cc F4 | 130 | Закончилось топливо (10 часов) |
ДНФ | ГТ 5.0 |
59 (бронировать) |
![]() |
![]() ![]() |
AC Cobra Daytona Купе | Форд 4,7 л V8 | 126 | Прокладка головки (10 часов) |
ДНФ | П 1.15 |
50 | ![]() Альпийский |
![]() ![]() |
Альпийский А110 М64 | Рено - Гордини 1150cc S4 | 116 | Двигатель (10 часов) |
ДНФ | ГТ 5.0 |
12 | ![]() |
![]() ![]() |
AC Cobra Daytona Купе | Форд 4,7 л V8 | 111 | Клатч (10 часов) |
ДНФ | П 5.0 |
17 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 365 П2 | Феррари 4,4 л V12 | 101 | Зажигание (9 часов) |
ДНФ | П 4.0 |
23 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 250 ЛМ | Феррари 3,3 л V12 | 99 | Коробка передач (8 часов) |
ДНФ | П +5.0 |
2 | ![]() |
![]() ![]() |
Форд ГТ40 Х | Форд 7,0 л V8 | 89 | Клатч (7 часов) |
ДНФ | ГТ 5.0 |
14 | ![]() |
![]() ![]() |
Форд ГТ40 | Форд 4,7 л V8 | 72 | Прокладка головки (6 часов) |
ДНФ | ГТ 1.15 |
52 | ![]() |
![]() ![]() |
Триумф Спитфайр | Триумф 1147cc S4 | 71 | Несчастный случай (7 часов) |
ДНФ | П +5.0 |
1 | ![]() |
![]() ![]() |
Форд ГТ40 Х | Форд 7,0 л V8 | 45 | Коробка передач (4 часа) |
ДНФ | П 1.3 |
46 | ![]() Альпийский |
![]() ![]() |
Альпийский М65 | Рено - Гордини 1296cc S4 | 32 | Коробка передач (3 часа) |
ДНФ | П +5.0 |
6 | ![]() |
![]() ![]() |
Форд ГТ40 | Форд 5,3 л V8 | 29 | Прокладка головки (3 часа) |
ДНФ | П 5.0 |
7 | ![]() |
![]() ![]() |
Форд ГТ40 | Форд 4,7 л V8 | 29 | Прокладка головки (3 часа) |
ДНФ | П 2.0 |
30 | ![]() |
![]() ![]() |
Эльва GT160 | БМВ 1991cc S4 | 29 | Клатч (4 часа) |
ДНФ | ГТ 1.6 |
42 | ![]() |
![]() ![]() |
Альфа Ромео Джулия ТЗ 2 | Альфа Ромео 1570cc S4 | 22 | Маслопровод (2 часа) |
ДНФ | П 2.0 |
33 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 904/8 | Порше 1985cc F8 | 20 | Клатч (4 часа) |
ДНФ | ГТ 2.0 |
62 (бронировать) |
![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 904/4 ГТС | Порше 1968cc F4 | 13 | Коробка передач (2 часа) |
ДНФ | П 5.0 |
15 | ![]() |
![]() ![]() |
Форд ГТ40 Спайдер | Форд 4,7 л V8 | 11 | Коробка передач (2 часа) |
ДНФ | ГТ 1.3 |
53 | ![]() |
![]() ![]() |
Триумф Спитфайр | Триумф 1147cc S4 | 6 | Двигатель (1 час) |
ДНФ | П 5.0 |
8 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Мазерати Типо 65 | Мазерати 5,0 л V8 | 3 | Ущерб от несчастного случая (1 час) |
ДНФ | П 1.6 |
40 | ![]() |
![]() ![]() |
Дино 166 П | Феррари 1593cc V6 | 2 | Двигатель (1 час) |
ДНФ | ГТ 1.6 |
43 | ![]() |
![]() ![]() |
Альфа Ромео Джулия ТЗ 2 | Альфа Ромео 1570cc S4 | 1 | Несчастный случай (2 часа) |
Не практиковал
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|
DNQ | П 1.15 |
56 | ![]() |
![]() ![]() |
Абарт 1000 СП | Фиат 998cc S4 | Не прошел квалификацию |
ДНК | П +5.0 |
4 | ![]() |
![]() ![]() |
Изо Грифо A3C | Шевроле 5,4 л V8 | Не прибыл |
ДНК | П +5.0 |
5 | ![]() |
![]() ![]() |
Изо Грифо A3C | Шевроле 5,4 л V8 | Не прибыл |
ДНК | ГТ 5.0 |
16 | ![]() |
![]() ![]() |
AC Cobra Daytona Купе | Форд 4,7 л V8 | Не прибыл |
ДНК | П 2.0 |
34 | ![]() |
Порше 904/6 | Порше 1991cc F6 | Не прибыл | |
ДНК | П 1.6 |
45 | ![]() |
![]() ![]() |
компакт-диск 3 | Альфа Ромео 1570cc S4 | Не прибыл |
ДНП | ГТ 4.0 |
57 (бронировать) |
![]() |
Феррари 275 ГТБ | Феррари 3,3 л V12 | Не требуется | |
ДНП | П 4.0 |
63 (бронировать) |
![]() |
Феррари 250 ЛМ | Феррари 3,3 л V12 | Не требуется | |
ДНП | ГТ 2.0 |
66 (бронировать) |
![]() |
![]() ![]() |
Порше 904/4 ГТС | Порше 1968cc F4 | Не требуется |
ДНП | ГТ 1.6 |
69 (бронировать) |
![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Лотос Элан | Лотус 1598cc S4 | Не требуется |

Победители класса
[ редактировать ]Сорт | Прототип Победители |
Сорт | Победители GT | ||
---|---|---|---|---|---|
Прототип >5000 |
#3 Изо Грифо A3C | Фрессине / де Мортемар | Гранд Туринг >5000 |
нет участников | |
Прототип 5000 |
#18 Феррари 365 P2 Spyder | Родригес / Ваккарелла | Гранд Туринг 5000 |
#11 AC Cobra Daytona Coupe | Сирс / Томпсон |
Прототип 4000 |
#21 Феррари 250 ЛМ | Грегори / Риндт | Гранд Туринг 4000 |
#24 Феррари 275 ГТБ | Мэр / «Берлис» |
Прототип 3000 |
нет участников | Гранд Туринг 3000 |
нет участников | ||
Прототип 2500 |
нет участников | Гранд Туринг 2500 |
нет участников | ||
Прототип 2000 |
#32 Порше 904/6 | Лен / Нёккер * | Гранд Туринг 2000 |
№36 Порше 904/4 GTS | Шеф-повар/рыбный владелец |
Прототип 1600 |
нет финишеров | Гранд Туринг 1600 |
нет финишеров | ||
Прототип 1300 |
#49 Остин-Хили Себринг Спрайт | Хокинс / Родос | Гранд Туринг 1300 |
нет участников | |
Прототип 1150 |
нет финишеров | Гранд Туринг 1150 |
#60 Триумф Спитфайр | Тюнер / Лампинен |
- Примечание : установка нового рекорда расстояния.
Индекс тепловой эффективности
[ редактировать ]- Примечание . В этот рейтинг включены только десять лучших позиций.
Индекс эффективности
[ редактировать ]Взято из книги Мойти. [ 38 ]
- Примечание . В этот рейтинг включены только десять лучших позиций. Оценка 1,00 означает преодоление минимальной дистанции для автомобиля, а более высокий балл означает превышение номинальной целевой дистанции.
Статистика
[ редактировать ]Взято из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO.
- Самый быстрый круг на практике – П.Хилл, Ford GT40X №2 – 3:33,0 секунды; 227,51 км/ч (141,37 миль в час)
- Самый быстрый круг – П.Хилл, Ford GT40X №2 – 3:37,5 секунды; 222,80 км/ч (138,44 миль в час)
- Расстояние - 4677,11 км (2906,22 миль)
- Средняя скорость победителя - 194,88 км/ч (121,09 миль в час)
- Посещаемость – 300 000+ [ 14 ]
Мировой турнир по скорости и выносливости
[ редактировать ]Согласно расчетам после Ле-Мана, 8-го тура из 9, засчитываются 6 лучших результатов (полные баллы в скобках).
Поз. | Производитель | Очки |
---|---|---|
1 | ![]() |
49 (53) |
2 | ![]() |
22 (24) |
3 | ![]() |
19 |
4 | ![]() |
14 |
5= | ![]() |
9 |
5= | ![]() |
9 |
7 | ![]() |
6 |
8 | ![]() |
2 |
9 | ![]() |
1 |
- Цитаты
- ^ Jump up to: а б с д и ж Спорринг 2010, с.178-9.
- ^ О'Коннелл, Р.Дж. (12 июня 2023 г.). «Столетие Ле-Мана в цифрах» . DailySportsCar . Архивировано из оригинала 24 июня 2023 года . Проверено 19 ноября 2023 г.
- ^ Порнелос, Винс (11 июня 2023 г.). «Ferrari выиграла 24 часа Ле-Мана 2023 года, а серия Toyota завершилась» . autoindustria.com . Проверено 19 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2010, стр.175.
- ^ Jump up to: а б с д и Шпоринг 2010, с.176-7.
- ^ Jump up to: а б с д и Moity 1974, p.99-101
- ^ Jump up to: а б с д и Стимулирование 2010, стр.181.
- ^ Фокс 1973, стр.196
- ^ Весна 2001 г., стр.148.
- ^ Jump up to: а б Спорринг 2010, с.182-3.
- ^ Фокс 1973, стр.197
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кларк 2009, стр. 157: Автомобиль и водитель, сентябрь 1965 г.
- ^ Сперринг 2010, стр.186.
- ^ Jump up to: а б с д и Кларк, 2009 г., стр. 156: Автомобиль и водитель, сентябрь 1965 г.
- ^ Сперринг 2010, стр.184.
- ^ Jump up to: а б Спонсорство 2010, с.191
- ^ Jump up to: а б Шпоринг 2010, с.196-7.
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2010, стр.198.
- ^ Jump up to: а б с д Стимулирование 2010, стр.188.
- ^ Сперринг 2010, стр.185.
- ^ Jump up to: а б с д и Стимулирование 2010, стр.195
- ^ Сперринг 2010, стр.203.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2010, стр.189.
- ^ Jump up to: а б Кларк, 2009 г., стр. 166: Autosport, 25 июня 1965 г.
- ^ Сперринг 2010, стр.201.
- ^ Jump up to: а б с Кларк, 2009 г., стр. 161: Autosport, 25 июня 1965 г.
- ^ Jump up to: а б с Кларк, 2009 г., стр. 162: Autosport, 25 июня 1965 г.
- ^ Кларк 2009, стр. 142: Road & Track, сентябрь 1964 г.
- ^ Jump up to: а б с д Кларк, 2009 г., стр. 158: Автомобиль и водитель, сентябрь 1965 г.
- ^ Jump up to: а б с д Генри 1988, стр.101-4.
- ^ Фокс 1973, стр.198
- ^ Кларк 2009, стр.165: Autosport, 25 июня 1965 г.
- ^ Jump up to: а б Пит Вак (12 июля 2006 г.). «Эд Хьюгус, некролог и признательность» . www.velocetoday.com. Архивировано из оригинала 31 декабря 2019 года . Проверено 16 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Новости: Эд Хьюгус» . www.jochen-rindt.at. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 16 февраля 2015 г.
- ^ Най, Дуг (октябрь 2010 г.). «Тайна третьего человека в победе Риндта/Грегори в 2010 году». Мотоспорт .
- ^ Сперринг 2010, стр.2.
- ^ Сперринг 2010, стр.171.
- ^ Moity 1974, p.172
Ссылки
[ редактировать ]- Армстронг, Дуглас – английский редактор (1966) Автомобильный год № 13, 1965–66 Лозанна: Edita SA
- Кларк, Р.М. - редактор (2009) Ле-Ман, «Годы Ferrari 1958–1965». Кобэм, Суррей: Brooklands Books. ISBN 1-85520-372-3
- Клаусагер, Андерс (1982) Ле-Ман, Лондон: Arthur Barker Ltd. ISBN 0-213-16846-4
- Фокс, Чарльз (1973) Великие гоночные автомобили и водители, Лондон: Octopus Books Ltd ISBN 978-0-7064-0213-1
- Генри, Алан (1988) Пятьдесят знаменитых автогонок Нортгемптоншир: Патрик Стивен Ltd ISBN 0-85059-937-7
- Лабан, Брайан (2001) 24 часа Ле-Мана, Лондон: Virgin Books ISBN 1-85227-971-0
- Мойти, Кристиан (1974) 24-часовая гонка Ле-Мана 1949–1973 Рэднор, Пенсильвания: Chilton Book Co ISBN 0-8019-6290-0
- Сперринг, Квентин (2010) Ле-Ман 1960–69 Йовил, Сомерсет: Haynes Publishing ISBN 978-1-84425-584-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гоночные спортивные автомобили – 24 часа Ле-Мана 1965 года, записи, результаты, технические детали. Проверено 28 февраля 2018 г.
- История Ле-Мана - История Ле-Мана, по часам (включая изображения и ссылки на YouTube). Проверено 28 февраля 2018 г.
- Прототипы мировых спортивных гонок – результаты, резервные записи и номера шасси. Проверено 28 февраля 2018 г.
- Команда Дэна. Архивировано 7 июня 2009 г. в Wayback Machine — результаты и резервные записи, поясняющие списки гонщиков. Проверено 28 февраля 2018 г.
- Уникальные автомобили и запчасти – результаты и резервные записи. Проверено 28 февраля 2018 г.
- Формула 2 – Результаты Ле-Мана 1965 года и резервные заявки. Проверено 28 февраля 2018 г.
- YouTube – цветной фильм, часть 1 из 3 (всего 20 минут). Проверено 28 февраля 2018 г.
- YouTube – 30-минутный цветной фильм о команде «Триумф». Проверено 28 февраля 2018 г.
- YouTube – 6-минутная ч/б запись последнего круга. Проверено 28 февраля 2018 г.
- YouTube – 3-минутный современный фильм о победившей в гонках Феррари. Проверено 28 февраля 2018 г.
- (на французском языке) Ле-Ман 1965 г. в Automobile Historique № 48, май 2005 г.