Ровер-БРМ
Ровер-БРМ | |
---|---|
![]() | |
Обзор | |
Производитель | Ровер , British Racing Motors (BRM). |
Производство | 1963–1965 |
Дизайнер | Уильям Таунс , Дэвид Бэйч |
Силовой агрегат | |
Двигатель | Газовая турбина |
Rover -BRM — прототип гоночного автомобиля с газотурбинным двигателем , разработанный совместно в начале 1960-х годов британскими компаниями Rover и British Racing Motors (BRM). Автомобиль является частью коллекции Британского автомобильного музея .
Rover уже работал с газовыми турбинами для дорожных транспортных средств со времен Второй мировой войны . Также была произведена серия потенциальных дорожных автомобилей, начиная с раннего прототипа Jet 1 , через более развитые образцы T2 и T3 , а затем T4 , который совершил демонстрационные круги по трассе Ле-Мана перед гонкой 1962 года. Увидев возможность еще большего престижа, Ровер решил ввести в гонку газотурбинный автомобиль. Приз должен был быть вручен первому газотурбинному автомобилю, который проедет 3600 км за 24 часа со средней скоростью 150 км/ч, примерно 93 мили в час.
Решающим шагом в этом плане стала случайная встреча Уильяма Мартина-Херста , управляющего директора Rover, и сэра Альфреда Оуэна из поставщика компонентов Rover Руби Оуэна , а также, что более важно, конструкторов Формулы-1 BRM . BRM поставила шасси Ричи Гинтера поврежденного в результате аварии автомобиля на Гран-при Монако 1962 года . с открытым верхом Затем из алюминия был изготовлен специальный кузов Spyder , с турбиной, установленной посередине перед односкоростной коробкой передач. [ 1 ]
Первые тестовые заезды состоялись на трассе MIRA в апреле 1963 года под управлением Грэма Хилла , который описал это так: «Вы сидите в этой штуке, которую можно назвать автомобилем, и в следующую минуту это звучит так, как будто у вас есть 707 прямо за тобой, готовый засосать тебя и сожрать, как огромное чудовище». [ 2 ] [ 3 ] Максимальная скорость заявлена на уровне 142 миль в час (229 км/ч). [ 4 ]
Двигатель
[ редактировать ]Газотурбинный двигатель был типичным для Rover: один центробежный компрессор, одна камера сгорания и свободная турбина, приводящая в движение выходной вал, отдельная от турбины, приводившей в движение компрессор. Его мощность составляла 150 л.с.
Гоночная карьера
[ редактировать ]
1963 Ле-Ман
[ редактировать ]Автомобиль участвовал в гонках «24 часа Ле-Мана» 1963 года под гоночным номером «00» в качестве экспериментального автомобиля. [ 5 ] Турбинный двигатель был признан эквивалентным 2-литровому двигателю, но ему разрешалось использовать вдвое больше обычного топлива. В Ле-Мане всегда был интерес к топливной экономичности, и некоторые классы зависят от достижения определенных показателей.
В гонке участвовали Грэм Хилл и Ричи Гинтер , которые годом ранее уже имели опыт эксплуатации того же шасси в другой форме.
Показатель в 3600 км был достигнут за несколько часов, а максимальная скорость на Mulsanne Straight превысила 140 миль в час. Общие средние значения составили 107,8 миль в час и 6,97 миль на галлон. [ 1 ] Как единственный автомобиль в своем классе, он не занял места, но при тех же показателях автомобиль с бензиновым двигателем поставил бы его на 8-е место.
1964
[ редактировать ]В сезоне 1964 года основным изменением стало добавление к газовой турбине пары керамических ротационных регенераторов для повышения эффективности. Хотя их часто называют «теплообменниками», в них используется другая технология. Два сотовых диска медленно вращаются со скоростью 20 об/мин, через них проходят как впускной, так и вытяжной потоки воздуха, но по отдельности. Это нагревает диск, который затем вращается и, в свою очередь, нагревает входящий воздух. Регенераторы немного ограничивают пиковую мощность газовой турбины, но в качестве компенсации значительно повышают ее эффективность.
Автомобиль также получил новый кузов — закрытое купе, разработанное Уильямом Таунсом из Rover . Чтобы улучшить поток всасываемого воздуха, после тестовых выходных к задним воздухозаборникам были добавлены большие воздухозаборники, где они работали с небольшими воздухозаборниками. Однако времени на испытания нового двигателя было мало, и автомобиль также был слегка поврежден при транспортировке обратно в Великобританию. [ 6 ] По одной из этих причин (история неясна, какая именно) команда отказалась от участия в гонке « 24 часа Ле-Мана» 1964 года .
1965 Ле-Ман
[ редактировать ]Двигатель 1964 года теперь использовался в гневных гонках на гонках « 24 часа Ле-Мана» 1965 года . Вместо того, чтобы выступать в качестве «экспериментального», он имел номер «31» и составлял конкуренцию другим автомобилям в 2-литровом классе. Норма топлива теперь была такой же, как и для поршневых автомобилей, что делало регенераторы еще более важными. За рулем должны были быть Грэм Хилл и Джеки Стюарт .
Предположительно из-за засасывания песка со стороны трассы, когда Грэм Хилл рано пробежал мимо, лопасти турбины были повреждены. Двигатель начал перегреваться, и всю оставшуюся гонку приходилось тщательно следить за тем, чтобы температура выхлопных газов не была превышена. Несколько часов спустя, когда Стюарт вел машину, кончик лопатки турбины отломился и мощным взрывом повредил один из регенераторов, хотя двигатель продолжал работать.
Тем не менее, автомобиль показал себя хорошо, заняв десятое место в общем зачете, второе в классе 2-литровых прототипов и став первым британским автомобилем. Средняя скорость была немного ниже, чем раньше, и составляла 98,8 миль в час, но расход упал вдвое до 13,51 миль на галлон. [ 4 ]
Выживание сегодня
[ редактировать ]
После Ле-Мана 1965 года автомобиль однажды ненадолго протестировался на дорогах общего пользования журналом Motor , но к 1974 году полностью сошел с производства. В последние годы автомобиль номинально экспонируется в Британском автомобильном музее в Гейдоне . [ 4 ]
Восстановленный командой волонтеров автомобиль регулярно можно увидеть на автомобильных мероприятиях по всей Великобритании.
В июле 2014 года автомобиль был продемонстрирован на гонке Le Mans Classic.
Автомобиль был продемонстрирован на мотофесте в Ковентри в 2016 году, пробегая по закрытому участку кольцевой дороги Ковентри .
В течение 2022 года автомобиль выставлялся в замках Тирлестан , Шелсли Уолш и Goodwood Revival .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Дэвид Лиллиуайт (апрель 2008 г.). «Ровер-БРМ» . Октан .
- ^ «1963/1965 Ровер-БРМ» . Моторный центр «Наследие». Архивировано из оригинала 7 октября 2008 года.
- ^ Дуг Най (22 августа 2003 г.). BRM – Сага о британских гоночных моторах . Том. 2, Автомобили с пространственной рамой, 1959–1965 гг. ISBN 1-899870-00-8 .
- ^ Jump up to: а б с «Сайт Heritage Motor Center Ровер-БРМ» . Проверено 16 января 2011 г.
- ^ «Автомобиль 1963 года выпуска с открытым кузовом, с номерами «00» (фото) . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Джон Уитон. «Rover Turbine Cars, включая фотографию Rover-BRM с кузовом купе» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]