Хомет, Техас
Категория | группы 6 Спортивный прототип | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конструктор | Макки Инжиниринг | ||||||||
Дизайнер(ы) | Рэй Хеппенстолл Боб Макки | ||||||||
Технические характеристики | |||||||||
Шасси | Трубчатый пространственный каркас | ||||||||
Подвеска (передняя) | Двойные поперечные рычаги с винтовой пружиной | ||||||||
Подвеска (задняя) | Двойные поперечные рычаги с винтовой пружиной | ||||||||
Длина | 154 дюйма (3900 мм) [ 1 ] | ||||||||
Ширина | 71,5 дюйма (1820 мм) [ 1 ] | ||||||||
Высота | 46,5 дюймов (1180 мм) [ 1 ] | ||||||||
Осевая колея | Передняя часть: 58,5 дюймов (1490 мм) Сзади: 56,5 дюймов (1440 мм) [ 1 ] | ||||||||
Колесная база | 93,5 дюйма (2370 мм) или 91,25 дюйма (2318 мм) [ 1 ] | ||||||||
Двигатель | Continental Двухступенчатая газовая турбина TS325-1, 2960 куб.см (181 куб.дюйм), расположенная посередине | ||||||||
Передача инфекции | 1-скоростная ( электродвигатель заднего хода) | ||||||||
Топливо | Джет А | ||||||||
Шины | Гудиер | ||||||||
История соревнований | |||||||||
Известные участники | Корпорация Хомет | ||||||||
Известные драйверы | Рэй Хеппенстолл Дик Томпсон Эд Лоутер Боб Талли Хью Дибли | ||||||||
Дебют | 1968 24 часа Дайтоны | ||||||||
Прошлый сезон | 1968 | ||||||||
| |||||||||
Чемпионат конструкторов | 0 | ||||||||
Чемпионат водителей | 0 |
Howmet TX ( Turbine e Xperimental ) — американский спортивный прототип гоночного автомобиля, разработанный в 1968 году для проверки конкурентного использования газотурбинного двигателя в гонках спортивных автомобилей . Разработанный автогонщиком Рэем Хеппенстоллом, TX сочетал в себе шасси, построенное McKee Engineering, газотурбинные двигатели, арендованные у Continental Aviation & Engineering , а также финансовую поддержку и материалы от Howmet Corporation . [ 2 ]
Хоть Howmet TX и не первая попытка использования турбинной силовой установки в автогонках, она была первой и до сих пор единственной турбиной, выигравшей гонку. [ 2 ] заработав две победы в гонках Клуба спортивных автомобилей Америки (SCCA) и две победы в квалификационном спринте за единственный год соревнований. [ 3 ] Позже TX установил шесть Международной автомобильной федерации (FIA) рекордов наземной скорости для турбин после того, как ушел из гонок. [ 2 ]
Разработка
[ редактировать ]Интерес к использованию газовых турбин в качестве альтернативы поршневым двигателям получил поддержку в автомобильной промышленности в 1960-е годы. Chrysler начал испытания в 1950-х годах и начал сдавать в аренду свой турбинный автомобиль публике в 1963 году. [ нужна ссылка ] в то время как британский производитель Rover и гоночная команда BRM объединились, чтобы создать гоночный автомобиль для 24 часов Ле-Мана в 1963 и 1965 годах . [ 4 ] Обе машины показали надежность, но не смогли завоевать расположение публики или победить в Ле-Мане соответственно. [ 5 ] К 1967 году владелец команды и разработчик автомобилей Энди Гранателли создал STP-Paxton Turbocar для гонки Indianapolis 500 . Автомобиль почти выиграл гонку, которую вел Парнелли Джонс , но получил механическую неисправность после того, как лидировал более двух третей гонки. [ 6 ] Похожая попытка с Lotus 56 в 1968 году также привела к завершению карьеры после демонстрации победного потенциала. [ 5 ]
В то же время, когда Гранателли дебютировал на турбине в Инди, гонщик Рэй Хеппенстолл начал задумывать конструкцию своего собственного спортивного автомобиля с использованием газовой турбины, улучшая некоторые области, в которых Rover-BRM потерпел неудачу несколько лет назад. Хеппенстолл считал, что более упрощенная конструкция шасси может сделать автомобиль с турбинным двигателем более конкурентоспособным. Хеппенстолл первоначально предложил автомобиль компании Allison Engine Company , а затем компании Williams Research . [ 7 ] В конце концов он обратился за помощью к своему коллеге-гонщику Тому Флемингу. Флеминг в то время был вице-президентом корпорации Howmet , которая поставляла отливки для турбин аэрокосмической промышленности. Хеппенстолл и Флеминг смогли убедить Хоумета, что их поддержка создания конкурентоспособного и уникального спортивного автомобиля может повысить осведомленность общественности о компании. Howmet согласился профинансировать проект, дав автомобилю свое имя. [ 2 ]
Шасси
[ редактировать ]Хеппенстолл начал проект с покупки спортивного автомобиля Cooper Monaco, но позже решил, что это не лучший выбор для турбины, и автомобиль был продан. [ 7 ] Боб Макки, владелец McKee Engineering, затем заключил с Heppenstalll контракт на постройку двух совершенно новых автомобилей. Первое шасси с пространственной рамой было фактически построено на основе старого автомобиля McKee, первоначально построенного для серии Can Am в 1966 году, но адаптированного для размещения газотурбинного двигателя. [ 5 ] [ 8 ] Второй автомобиль #GTP2 был построен с нуля, что позволило специально спроектировать его с использованием газотурбинного двигателя, включая шасси на 2,25 дюйма (57 мм) длиннее. [ 2 ] Шасси было известно Макки как Mk.9, но когда-либо участвовало в гонках как турбины только под маркой Howmet TX. [ 8 ]
Mk.9 был разработан в соответствии с FIA для спортивных прототипов правилами Группы 6 , что позволило создать полностью индивидуальную компоновку среднего двигателя, которая была ограничена только с точки зрения размеров двигателей, доступных конкурентам. Закрытая кабина пилота с дверями типа «крыло чайки» была разработана Бобом Макки, чтобы скрыть среднемоторную компоновку . стандартная подвеска на двойных поперечных рычагах с винтовыми пружинами Использовалась и дисковыми тормозами на каждом колесе. Между кабиной и турбиной был помещен топливный бак емкостью 32 галлона США (120 л), в котором содержалось Jet A. топливо [ 5 ]
Турбина
[ редактировать ]Турбины для питания двух Howmet TX были арендованы у Continental Aviation & Engineering . Газовые турбины TS325-1 были прототипами неудавшейся заявки на контракт на военный вертолет, который Continental в то время не использовала. [ 9 ] Предоставленные в аренду турбины весили 170 фунтов (77 кг) и могли обеспечить мощность 350 л.с. (260 кВт) и крутящий момент 650 фунт-сила-фут (880 Нм). [ 2 ] максимума в 57 000 об/мин . Удалось достичь [ 9 ]
В двухступенчатой установке использовалась внутренняя силовая турбина для приведения в движение задних колес посредством понижающей передачи . Из-за широкой регулируемой мощности турбины и высокого уровня крутящего момента в стандартной коробке передач не было необходимости, и Howmet TX остался только с одной скоростью передачи. Однако передаточные числа в дифференциале удалось быстро изменить, что позволило адаптировать автомобиль к различным схемам. Из-за использования односкоростной коробки передач передача заднего хода отсутствовала. Хотя изначально Хеппенстолл хотел обойтись без реверса, FIA потребовала его использования, и был установлен небольшой электродвигатель с приводом от турбины, позволяющий автомобилю двигаться задним ходом. [ 2 ] [ 7 ]
Сама турбина использовала две большие выхлопные трубы. Однако третья труба была расположена не по центру для использования с перепускным клапаном . Вестгейт был разработан, чтобы устранить задержку между водителем, нажимающим на педаль газа, и турбиной, увеличивающей ее обороты. Когда турбина достигла максимальных оборотов, перепускная заслонка помогала регулировать поток горячего газа от активной зоны к силовой турбине, тем самым увеличивая или уменьшая выходную мощность на коробку передач гораздо быстрее, чем ядро могло регулировать массовый расход самостоятельно. [ 2 ] [ 7 ]
турбин не может быть Хотя объем измерен так же, как у поршневого двигателя, FIA использовало формулу эквивалентности для определения объема Continental TS325-1, составляющего 2960 кубических сантиметров (181 куб. Дюйм). [ 9 ] хотя Хеппенстолл с тех пор признал, что объем двигателя на самом деле превысил трехлитровый предел. [ 7 ] Это позволило Howmet соревноваться в категории прототипов объемом менее 3000 куб.см формулы Группы 6. [ 5 ]
История гонок
[ редактировать ]После завершения строительства двух Howmet TX автомобили были доставлены на « 24 часа Дайтоны» , первый этап Международного чемпионата производителей 1968 года . Еще до участия в соревнованиях TX привлек внимание и занял видное место на обложке гоночной программы. [ 10 ] Хотя присутствовали обе машины, из двух в гонке участвовала только более новая (#GTP2); другая машина (#GTP1) оставалась запасной. [ 2 ] Команда пилотов в составе Хеппенстолла, Дика Томпсона и Эда Лоутера квалифицировалась, показав седьмое время круга в общем зачете. [ 11 ] Несколько участников сделали ранние остановки для дозаправки, что позволило Howmet подняться на третье место, но на 34-м круге перепускная заслонка турбины не открылась снова, что дало водителю слишком много мощности для поворота, в котором он находился. Автомобиль развернулся и врезался в барьер, вынудив команду уходить в отставку. [ 5 ]
Несколько недель спустя к «12 часам Себринга» TX смог улучшить свой темп, на этот раз заняв третье место в квалификации, всего на секунду уступив Porsche 907 и Ford GT40 . [ 11 ] Поначалу турбина работала надежно, но по мере продолжения гонки обломки повредили турбину и заставили ее соскользнуть с опор. В конце концов, через шесть часов TX был отправлен в отставку. [ 2 ] [ 7 ] [ 12 ] Вслед за Себрингом в Европу вернулся международный чемпионат, а за ним и команда Howmet. Они участвовали в гонке BOAC 500 в Брэндс-Хэтч . Проблемы с перепускным клапаном снова привели к аварии, на этот раз всего через семь кругов. [ 5 ] [ 13 ] Оставаясь в Англии, команда Howmet приняла участие в национальной спринтерской гонке в Оултон-парке под руководством английского гонщика Хью Дибли . Однако отказ стартера во время пит-стопа в очередной раз лишил TX возможности завершить часовое соревнование. [ 2 ]
Техас вернулся в Соединенные Штаты, чтобы принять участие в национальном чемпионате SCCA, вместо того, чтобы оставаться в Европе до конца международного чемпионата. Ближе к дому проблемы с экспериментальным TX удалось преодолеть, когда автомобиль завершил свою первую гонку - Vandergraft Trophy в Нью-Камберленде, Западная Вирджиния . Хеппенстолл довел машину до второго места. [ 3 ] [ 5 ] установив новый рекорд круга на трассе. [ 2 ] После выхода на пенсию в Мичигане Техас прибыл на мероприятие Heart of Dixie в Хантсвилле, штат Алабама . Накануне основной гонки была проведена короткая спринтерская гонка, чтобы определить порядок старта на поле. Howmet TX смог одержать победу в спринте, что позволило ему стартовать с поул-позиции в главном соревновании. [ 3 ] После этого TX доминировал в турнире и одержал еще одну победу. Эти две победы ознаменовали первые победы автомобиля с турбинным двигателем в гоночных соревнованиях. [ 5 ]
После первой победы, одержанной Howmet TX, к Хеппенстоллу снова присоединился Дик Томпсон на Marlboro 300. Автомобиль снова выиграл короткую квалификационную гонку и завоевал поул-позицию, а затем лидировал на каждом круге главного события, выигрывая с преимуществом отрыв в одиннадцать кругов. [ 3 ] [ 5 ] Почувствовав, что TX теперь способен бороться с европейскими участниками, оба TX приняли участие в « 6 часах Уоткинс-Глена» , еще одном раунде международного чемпионата. Хью Дибли и новичок Боб Туллиус разместились в первой машине, а Хеппенстолл и Томпсон - во второй. Автомобили квалифицировались восьмыми и девятыми по скорости. [ 11 ] После первых аварий с заводскими автомобилями Porsche автомобили TX заняли третье и четвертое места в общем зачете. [ 5 ] [ 11 ] У автомобиля Дибли и Туллиуса в последний час возникла проблема с трансмиссией, из-за которой машина ползла по трассе до конца гонки. [ 2 ] Другой участник сохранял темп до конца, финишировав на подиуме в общем зачете и заняв первое место в своем классе. Подиум принес Хоумету четыре очка в пользу международного чемпионата. [ 5 ]
После успеха в Уоткинс-Глене обе машины были подготовлены к участию в гонке « 24 часа Ле-Мана» , которая была отложена до сентября. Французская алюминиевая компания Pechiney спонсировала заявку команды на 24 часа. [ 7 ] За машинами были закреплены одни и те же гонщики, но их квалификационному выступлению на трассе Сарт помешали длинные прямые. Двадцатое место по скорости было лучшим результатом для двух машин. [ 11 ]
Что касается самой гонки, механические проблемы возникли еще раньше, поскольку машина Томпсона пострадала всего после трех кругов. Топливная система не подавала на турбину достаточного количества Jet A, чтобы позволить ей вырабатывать полную мощность, а это означало, что автомобилю приходилось хромать на длинных прямых участках трассы. [ 2 ] Хотя эта машина продолжала двигаться в замедленном темпе, у другой через два часа вышел из строя ступичный подшипник , что потребовало длительного трехчасового ремонта. К шестому часу гонки машина была дисквалифицирована официальными лицами гонки, преодолев недостаточную дистанцию - всего 60 кругов. [ 5 ] [ 11 ] Оставшийся TX с нехваткой топлива продержался недолго, поскольку Томпсон разбился на повороте Индианаполиса.
По окончании сезона 1968 года Хеппенстолл запланировал на следующий год разработку новой многоступенчатой трансмиссии взамен односкоростной. [ 7 ] Однако Howmet посчитал, что программа не обеспечивает должного продвижения компании, и решил прекратить ее. [ 2 ] [ 5 ]
Рекорды наземной скорости
[ редактировать ]В 1969 году Howmet решил, что, хотя продолжение гоночной программы слишком дорого, две принадлежащие ей машины все же можно использовать в рекламных целях. Хеппенстолл решил, что он попытается отремонтировать второе шасси TX (#GTP2), чтобы адаптировать новый кузов с открытой кабиной, за что получил название Howmet TX Mk.II. Новый автомобиль попытался побить мировые рекорды скорости на суше для автомобилей с турбинными двигателями. Поскольку TX Mk.II весил примерно 1000 кг (2200 фунтов), автомобиль смог установить рекорды двух классов благодаря добавлению или вычитанию балласта. [ 9 ]
На дороге рядом с Талладега Суперспидвей в августе 1970 года Хеппенстолл установил на TX Mk.II шесть рекордов, признанных FIA . [ 2 ] сроки зафиксированы новой Международной ассоциацией автоспорта (IMSA).
Рекорды скорости FIA | ||||
---|---|---|---|---|
Сорт | Тип | Время секунды |
Скорость | |
км/ч | миль в час | |||
Класс 2 (свыше 500 кг, до 1000 кг) |
Старт с места, ¼ мили | 11.83 | 122.41 | 76.06 |
Старт с места, ½ км | 13.48 | 133.53 | 82.97 | |
Старт с места, 1 км | 21.18 | 167.97 | 104.37 | |
Класс 3 (более 1000 кг) |
Старт с места, ¼ мили | 13.87 | 104.41 | 64.88 |
Старт с места, ½ км | 15.74 | 114.35 | 71.05 | |
Старт с места, 1 км | 23.92 | 150.50 | 93.52 |
Позднее использование
[ редактировать ]В 1971 году компания Howmet прекратила рекламное использование двух автомобилей TX. Два шасси были проданы Рэю Хеппенстоллу за один доллар . Однако, поскольку две турбины Continental были сданы в аренду компании Howmet, их пришлось вернуть, как только автомобили больше не находились под контролем Howmet. [ 9 ] В конце концов Heppenstalll продала два шасси.
Шасси #GTP1 было куплено Джимом Брукером и хранится в его личной коллекции в Калифорнии. На выставке был представлен макет турбины Continental в моторном отсеке. [ 2 ] Автомобиль был куплен в 2006 году Брюсом Линсмейером из Avon Aero и был отреставрирован с использованием оригинальной турбины Continental. После реставрации #GTP1 выиграл Sebring Trophy на на острове Амелия конкурсе элегантности в 2007 году . [ 14 ]
Второй автомобиль, шасси № GTP2, был преобразован из кузова с открытой кабиной обратно в исходную конструкцию с закрытой кабиной в ходе реставрации, проведенной McKee Engineering по указанию нового владельца Чака Хейнса. Восстановление шасси №GTP2 было завершено в июле 1996 года. Оригинальные турбины Continental приобрести не удалось, поэтому была установлена турбина Allison 250C18. [ 8 ] [ 9 ] Чак Хейнс трижды участвовал в Фестивале скорости в Гудвуде . В 2006 году он был позже продан Ксавье Мишерону, который адаптировал систему перепускной заслонки к турбине Эллисона. С тех пор #GTP2 участвовал в гонках Classic Endurance Racing в 2008, 2010 и 2012 годах, в серии Classic Endurance Racing с 2009 по 2012 год, а также в Фестивале скорости в Гудвуде в 2009 году. Теперь он является частью коллекции ROFGO.
Пока Хейнс владел шасси #GTP2, Боб Макки завершил запасную раму, известную как #GTP3, в соответствии с исходной спецификацией Haines. Опять же, из-за отсутствия турбины Continental вместо нее был использован агрегат Allison. [ 2 ] [ 8 ] Другая силовая установка потребовала некоторой доработки, поскольку теперь выхлоп выходил через верхнюю часть крышки двигателя, а не через заднюю часть автомобиля. #GTP3 не имеет системы перепускных клапанов. Хейнс участвовал в исторических соревнованиях по автоспорту, включая Фестиваль скорости в Гудвуде 2007 года. [ 15 ] Боб Макки построил #GTP4 для Ксавье Мишерона, #GTP4 после завершения строительства участвовал во многих мероприятиях в 2017-2018 годах, включая Classic LeMans 2018.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Кларк, Эрик (сентябрь 1968 г.). «Хаумет Техас». Модели автомобилей . Модельные и смежные публикации. п. 439.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р «История турбинного автомобиля Howmet TX 1968 года, который до сих пор остается единственным в мире победителем гонок с турбинным двигателем» . История автоспорта Пита Стоу. 2006. Архивировано из оригинала 2 марта 2008 года . Проверено 7 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Национальные гонки США 1968» . Прототипы мировых спортивных гонок. 2 октября 2005 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2008 г. Проверено 10 марта 2008 г.
- ^ «Ровер с турбинными машинами» . Автомобильный клуб Rover в Окленде. Архивировано из оригинала 11 декабря 2010 г. Проверено 16 июня 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Маттейс Дипраам (19 мая 2003 г.). «Взлет и падение альтернативной энергетики в автоспорте — Свист и визг! — Часть 1: Самолеты на асфальте» . 8 Вт. Архивировано из оригинала 10 февраля 2021 г. Проверено 7 марта 2008 г.
- ^ Фрэнк М. Бланк (31 мая 1967 г.). «Судьба скачет на дробовике» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 10 августа 2014 г. Проверено 16 июня 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Стенограммы: Рэй Хеппенстолл» . Международный исследовательский центр автоспорта. 10 июля 2000 года. Архивировано из оригинала 9 июля 2008 года . Проверено 23 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Номера шасси Макки» . Прототипы мировых спортивных гонок. 31 января 2006 г. Архивировано из оригинала 20 октября 2007 г. Проверено 7 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж "1968 Хоумет, Техас" . Ultimatecarpages. 3 июля 2006 г. Архивировано из оригинала 12 июня 2011 г. Проверено 8 апреля 2008 г.
- ^ «24 часа Дейтона 1968» . Гоночные спортивные автомобили. 25 апреля 2006 г. Архивировано из оригинала 10 февраля 2021 г. Проверено 8 апреля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Международный чемпионат производителей 1968 года» . Прототипы мировых спортивных гонок. 2 октября 2005 г. Архивировано из оригинала 26 апреля 2008 г. Проверено 10 марта 2008 г.
- ^ «Себринг 12 часов 1968» . Гоночные спортивные автомобили. 28 сентября 2006 г. Архивировано из оригинала 10 февраля 2021 г. Проверено 8 апреля 2008 г.
- ^ «Брэндс-Хэтч, 6 часов, 1968» . Гоночные спортивные автомобили. 7 декабря 2005 г. Архивировано из оригинала 10 февраля 2021 г. Проверено 8 апреля 2008 г.
- ^ «Хомет Турбина» . Avon Aero, Inc., 2007 г. Архивировано из оригинала 02 марта 2008 г. Проверено 8 марта 2008 г.
- ^ «Об автомобилях Can-Am» . Can-Am Cars Ltd. Архивировано из оригинала 3 мая 2008 г. Проверено 13 июня 2008 г.
Примечания
[ редактировать ]- Howmet TX одержал две победы в основных гонках. Две победы в квалификационном спринте не учитываются в общем зачете.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- выносливость-series.com - статья Howmet TX (на французском языке)
- - Недавняя история Howmet TX GTP2