Jump to content

Дженерал Моторс Жар-Птица

Жар-птица II (1956 г., слева) и III (1959 г., справа)

General Motors Firebird включает в себя квартет прототипов автомобилей , которые General Motors в 1953, 1956 и 1959 годах Motorama (GM) разработала для автосалонов . Конструкторы автомобилей во главе с Харли Эрлом черпали вдохновение Эрла в инновациях в конструкции истребителей того времени. General Motors никогда не предназначала эти автомобили для производства, а скорее для того, чтобы продемонстрировать экстремальные технологии и дизайн, которых смогла достичь компания.

GM сохранила прототипы автомобилей в Центре наследия GM в Стерлинг-Хайтс, штат Мичиган . Модели автомобилей находятся в постоянной коллекции музея Генри Форда в Дирборне , и автомобили до сих пор регулярно появляются на автомобильных выставках.

Традиция предлагать прототипы автомобилей продолжилась серией Pontiac Banshee . С 1967 по 2002 год Pontiac подразделение GM Firebird продавало линейку пони-каров , не имевшую прямого отношения к этим сериям концепт-каров Firebird.

General Motors исследовала возможность использования газотурбинных двигателей в автомобилях еще в 1940-х годах. Лишь в начале 1950-х годов компания приступила к созданию настоящего двигателя под руководством Чарльза Л. МакКуэна, генерального директора исследовательских лабораторий General Motors. [ 1 ] проект возглавляет Эммет Конклин. [ 2 ] [ 3 ] Причудливая максимальная скорость всех четырех концепт-каров составляет «200 миль в час». [ нужна ссылка ]

Поскольку эти концепт-кары не были привязаны конкретно к какому-либо одному подразделению GM, Firebird I, II и III были украшены логотипом Секции воздушного транспорта General Motors (GMATS).

Жар-птица I

[ редактировать ]
Жар-птица I

К 1953 году исследовательская группа разработала Firebird XP-21. [ 4 ] Позже его назвали Firebird I, который по сути представлял собой реактивный самолет на колесах. Это был первый автомобиль с газотурбинным двигателем, испытанный в США . Конструкция совершенно непрактична: куполообразный фонарь над одноместной кабиной, пулеобразный фюзеляж, полностью сделанный из стекловолокна , короткие крылья и вертикальное хвостовое оперение. [ 5 ] Он оснащен газотурбинным двигателем Whirlfire Turbo Power мощностью 370 л.с. (280 кВт), имеющим две скорости и выбрасывающим реактивные выхлопы при температуре около 1250 ° F (677 ° C). Вес автомобиля составляет 2500 фунтов (1134 кг), колесная база составляет 100 дюймов. [ 6 ]

Поначалу Конклин был единственным человеком, имеющим право водить машину, и он тестировал ее на скорости до 100 миль в час (160 км/ч), но при переключении на вторую передачу шины потеряли сцепление с дорогой из-за экстремального крутящего момента двигателя, и он сразу же замедлился на страх разбиться. [ 2 ] Гонщик Маури Роуз позже провел тест на машине на гоночной трассе Индианаполиса . GM на самом деле никогда не собиралась проверять мощность или скоростной потенциал газовой турбины, а просто хотела проверить практическую осуществимость ее использования. Тормозная система отличается от стандартных барабанных систем тем, что барабаны расположены снаружи колес, что способствует быстрому охлаждению, а крылья фактически имеют закрылки авиационного типа для замедления с высокой скорости.

Миниатюрная версия Firebird I венчает приз Harley J. Earl Trophy , вручаемый победителю Daytona 500 .

Жар-птица II

[ редактировать ]
Жар-птица II

Второй концепт-кар Firebird II 1956 года был спроектирован как четырехместный семейный автомобиль. Он имеет низкую и широкую конструкцию с двумя большими воздухозаборниками спереди, высоким куполом и вертикальным хвостовым килем. Его внешний кузов полностью выполнен из титана . [ 7 ] Мощность двигателя составляет 200 л.с. (150 кВт). Чтобы решить проблему нагрева выхлопных газов, автомобиль пропускает выхлопные газы через регенеративную систему. [ 7 ] позволяя двигателю работать при температуре почти 1000 ° F (538 ° C), а также питать аксессуары. Способен использовать разные виды топлива, наиболее распространенным является керосин . [ 7 ]

Концепт-кар также стал первым автомобилем, в котором компания General Motors использовала дисковые тормоза на всех четырех колесах, а также полностью независимую подвеску . Он также имел нерабочую систему наведения, предназначенную для использования на «шоссе будущего», где электрический провод, встроенный в проезжую часть, посылал сигналы, которые помогали направлять автомобили и избегать аварий. [ 8 ] GM фильме Этот автомобиль появляется в короткометражном « Дизайн для мечты ».

Технические характеристики

  • Внутренний код GM: XP-43.
  • Колесная база: 120 дюймов (3048 мм) [ 9 ]
  • Длина; 234,7 дюйма (5961 мм) [ 9 ]
  • Дорожный просвет: 5,5 дюйма (140 мм)

Жар-птица III

[ редактировать ]
Жар-птица III
Firebird III на выставке Century 21 Exposition , Сиэтл , 1962 год.

Firebird III дебютировал на выставке Motorama в 1959 году. Концепт-кар имел кузов из стекловолокна с семью короткими крыльями и хвостовыми плавниками. Это двухместный автомобиль с газотурбинным двигателем Whirlfire GT-305 мощностью 225 л.с. (168 кВт) и двухцилиндровым бензиновым двигателем мощностью 10 л.с. (7,5 кВт) для работы всех аксессуаров. Его внешний дизайн включает двойной купольный купол, круиз-контроль , антиблокировочную систему тормозов и кондиционер . Он также имел тормоза с воздушным сопротивлением, аналогичные тем, что используются на самолетах, которые выходили из плоских панелей кузова автомобиля, чтобы замедлить его на высоких скоростях; «ультразвуковой» ключ, подававший сигнал открыть двери; автоматизированная система наведения, помогающая избежать аварий; и система рулевого управления без удержания. Управление автомобилем осуществлялось водителем с помощью джойстика, расположенного между двумя сиденьями. [ 10 ]

Технические характеристики

  • Внутренний код GM: XP-73.
  • Колесная база: 119 дюймов (3023 мм) [ 11 ]
  • Длина: 248,2 дюйма (6304 мм)
  • Высота: 44,8 дюйма (1138 мм) (верх навеса) [ 11 ]
  • Дорожный просвет: 5,3 дюйма (135 мм)

Жар-птица IV

[ редактировать ]

Firebird IV дебютировал на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1964 году на выставке General Motors Futurama. Это была еще одна изящная конструкция «будущего», вдохновленная самолетами, с турбинным двигателем, которую компания GM закодировала как XP-790. Его дизайнеры задумали его для будущего, в котором автомобили будут управляться автоматически с помощью запрограммированных систем управления, чтобы «обеспечить абсолютную безопасность на скорости, более чем вдвое превышающей возможную на современных скоростных автомагистралях». [ 12 ] Несмотря на то, что Firebird IV был заявлен как турбинный, он оказался нефункциональным. GM переупаковала Firebird IV для шоу-шоу 1969 года как Buick Century Cruiser . Как сообщается, шоу-кар был раздавлен в 1980-х годах.

Технические характеристики

  • Колесная база: 119 дюймов
  • Общая длина: 229,8 дюйма
  • Ширина: 77,6 дюйма
  • Высота: 45 дюймов

Тема Моторамы (1956)

[ редактировать ]

В фильме Motorama 1956 года «Ключ к будущему» [1] было представлено видение будущего. На нем изображена нуклеарная семья , разгоряченная и вспотевшая в кабриолете, которая едет на пляж, но застряла в пробке на автостраде . Вспоминая будущее , они мчатся на высокой скорости в комфорте с кондиционером по автоматизированной автостраде, и никаких других транспортных средств (кроме одного Firebird I) на Firebird II с турбинным двигателем не видно. Идея фильма заключалась в том, что General Motors обеспечит такое будущее.

Примером такого типа прогноза является подход к интеграции транспортной инфраструктуры с использованием электронного управления транспортными средствами и улучшенной дорожной инфраструктуры.

Whirlfire Газовые турбины

[ редактировать ]
Разрез Allison GMT-305 , коммерческой модификации GT-305 Whirlfire. газовой турбины

Газотурбинные двигатели Whirlfire , установленные на концептуальных автомобилях Firebird и других концептуальных автобусах и грузовиках GM, представляют собой турбовальные машины со свободной турбиной и двумя золотниками: один турбовальный компрессор/газификатор и один силовой/выходной турбовал, имеющие общую ось без механической связи между ними. Первоначально первые разработанные двигатели ( GT-300 и 302 ) не имели регенератора , но было обнаружено, что добавление регенерации для улавливания тепла из выхлопных газов позволяет снизить расход топлива на 1 2 второго поколения, в GT-304 установленном на Firebird II, поэтому последующие поколения турбин GM Whirlfire включали регенератор.

Одноступенчатый ротационный компрессор выталкивает сжатый воздух радиально в камеры сгорания, где он смешивается с топливом и сжигается, а образующиеся в результате сгорания газы расширяются сначала через турбину газификатора, которая находится на том же валу и используется для приведения в движение роторного компрессора. компрессор, затем через силовую турбину, которая находится на выходном валу. Скорость приводного вала снижается за счет понижающей передачи на выходном валу, чтобы сделать его совместимым с автомобильными компонентами. [ 13 ] : 43–44  Вспомогательный вал приводится от вала газификатора/компрессора для вспомогательного оборудования двигателя, включая шестеренчатый смазочный масляный насос. [ 13 ] : 44 

У ГТ-304 и последующих двигателей вращающиеся барабанные регенераторы расположены по обе стороны от турбовалов в боковых отсеках. Внутри отсеков вертикальная переборка разделяет регенераторы на вытяжные низконапорные (занимающие примерно 2/3 ) и вход высокого давления ( регенератора оставшийся 1 3 ) секции. Когда выхлопная секция регенератора проходит через выхлопные газы, она забирает отходящее тепло, затем вращение переносит его во впускную секцию, где тепло передается сжатому воздуху. [ 13 ] : 44  Регенераторы вращаются со скоростью примерно 30 об/мин. Помимо повышения термодинамической эффективности, регенераторы служат для подавления шума и нагрева двигателя, снижая температуру выхлопных газов. [ 13 ] : 44 

Поскольку двигатели Whirlfire представляют собой машины со свободной турбиной, максимальный крутящий момент развивается, когда выходной вал остановлен (не вращается), и примерно вдвое превышает крутящий момент, развиваемый при полной выходной мощности. Кроме того, минимальная норма расхода топлива достигается на полной мощности. [ 13 ] : 45–46 

Первый двигатель, носивший внутреннее обозначение ГТ-300 (1953 г.), не имел регенератора. [ 14 ] GT -300 имел мощность 370 л.с. (280 кВт), когда турбина газификатора (компрессора) вращалась со скоростью 26 000 об/мин, а свободная (силовая) турбина вращалась со скоростью 13 000 об/мин. Вес всей двигательной установки составлял 775 фунтов (352 кг). Со второй горелкой двигатель был переименован в GT-302 и установлен на Firebird I (XP-21). [ 13 ] : 43  [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] расход топлива, характерный для тормозов (BSFC), который составлял 1,63 фунта/л.с.·ч. Заметной проблемой был [ 18 ] была значительно выше, чем у сопоставимого дизельного двигателя Detroit Diesel 8V71 (приблизительно 0,40 фунт/л.с.·ч), [ 19 ] хотя турбина была на 1500 фунтов (680 кг) легче. Другие запланированные улучшения будут направлены на задержку дроссельной заслонки, вызванную разгоном турбины газификатора до максимальной скорости и отсутствием торможения двигателем. [ 20 ]

GT-304 (1956 г.) была первой газовой турбиной GM, оснащенной регенератором, который использовал тепло выхлопных газов для подогрева впускного воздуха, что позволило снизить расход топлива до 0,77 фунта/л.с.·ч. [ 18 ] , установленная на Firebird II, Мощность GT-304 составляла 200 л.с. (150 кВт) при частоте вращения турбины газификатора 35 000 об/мин. Турбина газификатора работала на холостом ходу со скоростью 15 000 об/мин, а силовая турбина работала со скоростью до 28 000 об/мин. Общая степень сжатия на ступени газификатора составляла 3,5:1. [ 21 ]

GT -305 (1958 г.), установленный на Firebird III, имел мощность 225 л.с. (168 кВт) (при частоте вращения турбины газификатора 33 000 об/мин / мощности 27 000 об/мин). [ 22 ] и вес 600–650 фунтов (270–290 кг). [ 23 ] Благодаря регенератору и дополнительным усовершенствованиям компонентов GT-305 достиг удельного расхода топлива на тормозах 0,55 фунта/л.с.·ч. [ 18 ] В 1959 году двигатель был переименован в GMT-305 , а дальнейшая разработка для регулярного производства была передана от GM Research компании Allison Engine Company . [ 18 ] [ 13 ] : 43 

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «1954 Жар-птица I» . Центр наследия GM . Проверено 14 сентября 2022 г.
  2. ^ Jump up to: а б «Родословные» . Конклин Системс . Проверено 14 сентября 2022 г.
  3. ^ Раду, Влад (9 сентября 2021 г.). «Firebird 1 XP-21: смелый концепт-кар GM с реактивным двигателем 1950-х годов, вдохновленный истребителем» . Авто Эволюция . Проверено 14 сентября 2022 г.
  4. ^ «Реклама свечей зажигания переменного тока» . Популярная механика : 241. Июнь 1954 г. Проверено 11 февраля 2021 г.
  5. ^ «Газотурбинное авто» . Популярная механика : 90. Март 1954 г. Проверено 11 февраля 2021 г.
  6. ^ «GM Corporate and Concepts - 1954 XP-21 Firebird» . Oldcarbrochures.com . стр. 6–7 . Проверено 11 февраля 2021 г.
  7. ^ Jump up to: а б с Флори-младший, Дж. «Келли» (2008). Американские автомобили, 1946–1959 гг. Каждая модель каждый год . Издательство МакФарланд. ISBN  978-0-7864-3229-5 .
  8. ^ «Корпоративные корпорации и концепции GM — GM Firebird II, 1956 г.» . Oldcarbrochures.com . стр. 12–13 . Проверено 11 февраля 2021 г.
  9. ^ Jump up to: а б «Корпоративные корпорации и концепции GM — GM Firebird II, 1956 г.» . Oldcarbrochures.com . п. 16 . Проверено 11 февраля 2021 г.
  10. ^ «Корпоративные компании и концепции GM — брошюра Firebird III 1959 года» . Oldcarbrochures.com . Проверено 11 февраля 2021 г.
  11. ^ Jump up to: а б «Указатель каталогов: GM Corporates and Concepts - Брошюра Firebird III 1959 года» . Oldcarbrochures.com . Проверено 20 ноября 2011 г.
  12. ^ «Автомобили мечты Всемирной выставки GM» . Классический автомобиль Хеммингса . Июнь 2005 года . Проверено 11 февраля 2021 г.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г Феттерс, Дж. К. (6–7 апреля 1959 г.). «Подразделение Эллисон корпорации General Motors» . Слушания . Совещание по газовым турбинам. Вашингтон, округ Колумбия, стр. 35–50.
  14. ^ Турунен, Вашингтон (1955). «Вертушки или поршни? — Отчет о ходе разработки автомобильных газовых турбин, технический документ SAE 550236». Транзакции . 63 . SAE International: 72–83. дои : 10.4271/550236 . JSTOR   44468550 .
  15. ^ Турунен, В.; Коллман, Дж. (1965). «Газотурбинный двигатель General Motors Research GT-309». Сделки SAE . 74 : 357–377. дои : 10.4271/650714 . JSTOR   44554219 .
  16. ^ «XP-21 Firebird: новейший эксперимент General Motors на колесах» (PDF) . Дженерал Моторс. 1954 год . Проверено 13 сентября 2022 г.
  17. ^ «Машина XP21 Firebird от GM представлена ​​в Motorama» . AllisoNews . Том. XIII, нет. 30. Подразделение Allison, General Motors Corporation. 22 января 1954 года . Проверено 13 сентября 2022 г.
  18. ^ Jump up to: а б с д «Эллисон получила ответственность за маркетинг газотурбинного двигателя Whirlfire GMT-305» . AllisoNews . Том. XVIII, нет. 28. Подразделение Allison, General Motors Corporation. 16 января 1959. С. 1, 4 . Проверено 13 сентября 2022 г.
  19. ^ «Модель грузовика 8В-71ТТ, 305 л.с.» (PDF) . Детройт Дизель Эллисон. Июль 1975 года . Проверено 15 сентября 2022 г.
  20. ^ Кинкейд, Кеннет (1955). «Отчет о газовых турбинах» . Автомобильный ежегодник . Правда (журнал). стр. 64–69 . Проверено 13 сентября 2022 г.
  21. ^ «История Firebird II | «ТРИ-НОЛЬ-ЧЕТЫРЕ»: семейный автомобиль с газовой турбиной, последняя «лаборатория на колесах» General Motors » (PDF) . Дженерал Моторс. 1956 год . Проверено 13 сентября 2022 г.
  22. ^ «Представляем новейшую «лабораторию на колесах» General Motors… потрясающий опыт автоматического управления автомобилем! Firebird III» (PDF) . Дженерал Моторс. 1962 год . Проверено 13 сентября 2022 г.
  23. ^ «Новый Firebird III представлен GM» . AllisoNews . Том. XVIII, нет. 11. Подразделение Allison, General Motors Corporation. 19 сентября 1958 года . Проверено 13 сентября 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d1e5ed34a3d8834c74ddc669184b514e__1701628620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d1/4e/d1e5ed34a3d8834c74ddc669184b514e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
General Motors Firebird - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)