Jump to content

Пузырьковый навес

F-16 Fighting Falcon с пузырьковым куполом

Пузырьковый фонарь - это фонарь самолета , построенный без распорок с целью предоставления пилоту более широкого беспрепятственного поля зрения, часто обеспечивающего круговой обзор на 360 °.

Конструкции пузырьковых навесов могут сильно различаться; некоторые, например, на более поздних версиях F4U Corsair , встроены в верхнюю заднюю часть фюзеляжа, тогда как другие, например фонарь P-51D Mustang и большинства современных боевых самолетов, построены заподлицо с фюзеляжем, обеспечивая беспрепятственный задний обзор. Хотя эксперименты с пузырьковым куполом проводились еще во время Первой мировой войны , он получил широкое распространение во время Второй мировой войны и использовался рядом американских , британских и японских самолетов, обычно истребителей.

В послевоенное время куполообразный фонарь стал обычным явлением для с реактивными двигателями истребителей . Помимо боевых самолетов, такие фонари также используются на нескольких вертолетах и ​​самолетах авиации общего назначения , часто для целей, требующих высокого уровня внешней видимости, например, для воздушной разведки .

Пузырьковый навес использовался задолго до Второй мировой войны ; ряд экспериментальных конструкций пузырькового купола был испытан во время Первой мировой войны . Британские авиаконструкторы разработали капот Malcolm — выпуклый фонарь, который впервые был принят на Supermarine Spitfire , а затем и на другие самолеты. Британский Miles M.20 был одним из первых самолетов, оснащенных цельным раздвижным куполом купола. Хотя этот самолет так и не пошел в производство, концепция пузырькового фонаря позже была использована на других британских самолетах, таких как Hawker Typhoon и Tempest .

Впоследствии фонари в стиле Малькольма были установлены на североамериканские P-51 Mustang и Republic P-47 Thunderbolt , а также на другие самолеты. [ 1 ] Хорошо продуманная версия фонаря кругового обзора также использовалась на японском военно-морском истребителе Воздушной службы Императорского флота Японии Mitsubishi A6M Zero . Различные конструкции, с гораздо меньшим обрамлением, чем капот «Зеро», использовались на ВВС Императорской армии Японии Nakajima Ki-43 Oscar и Nakajima Ki-84 Frank истребителях наземного базирования .

Вертолет Bell 47 был первым серийным вертолетом, сертифицированным для гражданского использования в Соединенных Штатах, а в его версии Model 47D впервые появился фонарь в стиле «мыльного пузыря» для легких вертолетов, названный его конструктором Артуром М. Янгом. [ 2 ] – этим он и модель 47G должны были прославиться. [ 3 ] [ 4 ] Вслед за Bell 47 купольные фонари использовались и на других винтокрылых машинах, в том числе на Robinson R44 . [ 5 ] Швейцарский S333 , [ 6 ] и Ми-24 , более поздние версии последнего имели характерную тандемную кабину с «двойным куполом» фонаря, который заменил первоначальную угловатую кабину в стиле теплицы. [ 7 ]

Многочисленные реактивные истребители послевоенной эпохи использовали купольные фонари. Одним из наиболее заметных внешних отличий между ориентированным на наземные атаки истребителем Hawker Siddeley Harrier и более поздним британским аэрокосмическим Sea Harrier , производным от первого морского истребителя, было использование приподнятой кабины внутри купольного фонаря, обеспечивающей превосходную внешнюю обзорность. пилот. [ 8 ] General Dynamics F-16 Fighting Falcon также использовал безрамный куполообразный фонарь в сочетании с поднятым и откидывающимся сиденьем, обеспечивающим беспрепятственный обзор вперед и вверх. [ 9 ] Купол F-16 состоит из цельного куска защищенного от птиц поликарбоната ; у него отсутствует передняя носовая рама, которая есть на многих истребителях, что затрудняет обзор пилоту вперед. [ 10 ] [ 11 ] Пузырьковые фонари также были включены в Lockheed Martin F-22 Raptor. [ 12 ] и Eurofighter Typhoon , оба являются истребителями, ориентированными на завоевание превосходства в воздухе. [ 13 ]

Специализированные самолеты-разведчики также использовали купольные купола. Edgley Optica имеет нестандартную полностью застекленную носовую кабину, предназначенную для обеспечения экипажу высокого уровня внешнего обзора; Благодаря этой кабине самолет имеет характерный внешний вид, который часто называют «пучеглазом». [ 14 ] [ 15 ] Пузырьковый купол также был принят в секторе авиации общего назначения ; Diamond DA42 - один из таких самолетов, который в некоторых вариантах имеет такой фонарь и обычно предназначен для разведывательных работ. [ 16 ] [ 17 ] Другой самолет гражданской авиации, Grob G 120 , также отличается относительно широким куполом куполообразной формы. [ 18 ] Такие фонари есть на многих самолетах авиации общего назначения. [ 19 ]

Цель пузырькового фонаря - дать пилоту гораздо более широкое поле зрения, чем у тепличных куполов с плоским каркасом, которые использовались на самолетах начала Второй мировой войны, например, на ранних моделях F4U, P-51, советские истребители Як-1 и более ранние истребители Р-47 с «бритвой спиной», все с спинными «водолазками», встроенными в линии фюзеляжа, которые оставляли за пилотом слепое пятно, которым пилоты противника могли воспользоваться, чтобы подкрасться к самолету. [ нужна ссылка ]

Боевые самолеты с открытой кабиной времен Первой мировой войны имели узкие фюзеляжи, которые часто были недостаточно высокими, чтобы блокировать обзор сзади, особенно с сиденьями, которые обычно возвышали голову пилота значительно над краями кабины. Поскольку самолеты становились больше, тяжелее и быстрее, конструкции приходилось делать прочнее, что часто означало более высокую заднюю часть фюзеляжа, но конструкторы старались сохранить узкий фюзеляж для обеспечения видимости. [ нужна ссылка ]

Однако по мере того, как скорость продолжала увеличиваться, возникла необходимость ограждать кабины, а это, в свою очередь, обтекало самолеты и делало их еще быстрее. Повышенная «перегрузка» при маневрах заставила пилотов носить тугие, ограничительные плечевые ремни, а для защиты пилотов от снарядов, идущих сзади, начали устанавливать броню. Эти изменения лишили пилота возможности повернуться и посмотреть прямо назад (так называемая «проверка шести» или взгляд на положение «шесть часов» прямо назад). Зеркала предлагали некоторую помощь, но имели узкое поле зрения. [ нужна ссылка ]

Ранний F4U-1 Corsair с утопленными панелями заднего обзора за раздвижным фонарем в форме «теплицы».

До пузырьковых фонарей некоторые самолеты, такие как P-40 Warhawk , имели гибридную конструкцию фонаря, сочетающую узкую заднюю часть фюзеляжа со стеклянным ограждением, соответствующим форме фюзеляжа во всю ширину - они часто имели пару утопленных фонарей. панели (по одной с каждой стороны, за открывающимся фонарем) в спинной конструкции «водолазки», заделанные с рамным остеклением, прилегавшим к поверхности фюзеляжа заподлицо. Это обеспечило улучшенную видимость, но при этом позволило пилоту держать фонарь закрытым для повышения производительности. Примерами таких «утопленных» конструкций заднего обзора были оригинальный F4U-1 Corsair с «тепличным» навесом, а также P-40. Еще одним гибридом был выпуклый капот Malcolm , который использовался на Spitfire, F4U Corsair и P-51B и -C Mustang. Хотя он и не обеспечивал такого большого обзора сзади, как у P-40, он давал пилоту больший обзор, чем крытый фонарь. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Малкольм Гуд» , Аэрофайлы .
  2. ^ Артур М. Янг. Артур Янг на вертолете (Часть 2) (YouTube) (YouTube). Артур М. Янг. Мероприятие происходит с 10:15 до 11:45. Архивировано из оригинала 15 декабря 2021 г. Проверено 8 апреля 2016 г. Я подумал, что пузырь — отличная идея, и мы ее попробовали. Он заключался в том, что взяли большой лист оргстекла и фанерную форму, вырезанную по окончательному размеру внешней части пузыря, затем нагрели оргстекло, поместили его под фанерную форму, позволили давлению воздуха подняться через середину и лопнет, как мыльный пузырь . И затем у нас был манометр, показывающий, насколько далеко нужно дуть, и когда он достиг этой точки, мы отключили давление воздуха.
  3. ^ Хубер, Марк (ноябрь 2012 г.). «Ода пузырю» . Журнал «Авиация и космос».
  4. ^ Перри, Доминик (21 ноября 2014 г.). «Ротор-клуб: Наш топ-10 самых влиятельных вертолетов» . Рейс Интернешнл.
  5. ^ «Вертолетные полеты» . ingeniumcanada.org . Проверено 21 марта 2020 г.
  6. ^ Норрис, Гай (28 января 2003 г.). «Пожарный разведчик взлетает» . Рейс Интернешнл.
  7. ^ «Ми-24 Д/В» . Издательство Каземат, Великобритания . Проверено 21 марта 2020 г.
  8. ^ Бык 2004, с. 120.
  9. ^ «Информационный бюллетень по F-16» . ВВС США. 23 сентября 2015 г. Архивировано из оригинала 29 января 2017 г. . Проверено 25 ноября 2018 г.
  10. ^ Павлин 1997, с. 99.
  11. ^ "Lockheed Martin F-16 Fighting Falcon". Jane's All The World's Aircraft , обновлено 21 января 2008 г. Дата обращения: 30 мая 2008 г.
  12. ^ «Балансирование» . Рейс Интернешнл. 9 апреля 1997 года.
  13. ^ Штейн и Сандл 2012, стр. 166.
  14. ^ Flight International , 12 мая 1979 г., с. 1591.
  15. ^ Сарсфилд, Кейт (13 сентября 2008 г.). «Конструктор оптики ищет партнеров-производителей для перезапуска самолетов» . Рейс Интернешнл.
  16. ^ Моррисон, Мердо (15 июля 2009 г.). «Алмаз: DA42 сияли во время миссии ВВС Великобритании в Ираке» . Рейс Интернешнл.
  17. ^ Моррисон, Мердо (27 марта 2009 г.). «Может ли Даймонд снова засиять?» . Рейс Интернешнл.
  18. ^ Коллинз, Питер (1 февраля 2011 г.). «ЛЕТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ: Grob Aircraft G120TP — Карманная ракета» . Рейс Интернешнл.
  19. ^ Коллинз, Питер (15 июля 2005 г.). «ЛЕТНЫЕ ТЕСТЫ FLY OFF: Evektor SportStar, Flight Design CT, Tecnam Sierra — спортивные герои» . Рейс Интернешнл.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7f9ca6cec5cfa0ca4fe266d3c377b169__1716743940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7f/69/7f9ca6cec5cfa0ca4fe266d3c377b169.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bubble canopy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)