Пузырьковый навес

Пузырьковый фонарь - это фонарь самолета , построенный без распорок с целью предоставления пилоту более широкого беспрепятственного поля зрения, часто обеспечивающего круговой обзор на 360 °.
Конструкции пузырьковых навесов могут сильно различаться; некоторые, например, на более поздних версиях F4U Corsair , встроены в верхнюю заднюю часть фюзеляжа, тогда как другие, например фонарь P-51D Mustang и большинства современных боевых самолетов, построены заподлицо с фюзеляжем, обеспечивая беспрепятственный задний обзор. Хотя эксперименты с пузырьковым куполом проводились еще во время Первой мировой войны , он получил широкое распространение во время Второй мировой войны и использовался рядом американских , британских и японских самолетов, обычно истребителей.
В послевоенное время куполообразный фонарь стал обычным явлением для с реактивными двигателями истребителей . Помимо боевых самолетов, такие фонари также используются на нескольких вертолетах и самолетах авиации общего назначения , часто для целей, требующих высокого уровня внешней видимости, например, для воздушной разведки .
История
[ редактировать ]Пузырьковый навес использовался задолго до Второй мировой войны ; ряд экспериментальных конструкций пузырькового купола был испытан во время Первой мировой войны . Британские авиаконструкторы разработали капот Malcolm — выпуклый фонарь, который впервые был принят на Supermarine Spitfire , а затем и на другие самолеты. Британский Miles M.20 был одним из первых самолетов, оснащенных цельным раздвижным куполом купола. Хотя этот самолет так и не пошел в производство, концепция пузырькового фонаря позже была использована на других британских самолетах, таких как Hawker Typhoon и Tempest .
Впоследствии фонари в стиле Малькольма были установлены на североамериканские P-51 Mustang и Republic P-47 Thunderbolt , а также на другие самолеты. [ 1 ] Хорошо продуманная версия фонаря кругового обзора также использовалась на японском военно-морском истребителе Воздушной службы Императорского флота Японии Mitsubishi A6M Zero . Различные конструкции, с гораздо меньшим обрамлением, чем капот «Зеро», использовались на ВВС Императорской армии Японии Nakajima Ki-43 Oscar и Nakajima Ki-84 Frank истребителях наземного базирования .
Вертолет Bell 47 был первым серийным вертолетом, сертифицированным для гражданского использования в Соединенных Штатах, а в его версии Model 47D впервые появился фонарь в стиле «мыльного пузыря» для легких вертолетов, названный его конструктором Артуром М. Янгом. [ 2 ] – этим он и модель 47G должны были прославиться. [ 3 ] [ 4 ] Вслед за Bell 47 купольные фонари использовались и на других винтокрылых машинах, в том числе на Robinson R44 . [ 5 ] Швейцарский S333 , [ 6 ] и Ми-24 , более поздние версии последнего имели характерную тандемную кабину с «двойным куполом» фонаря, который заменил первоначальную угловатую кабину в стиле теплицы. [ 7 ]
Многочисленные реактивные истребители послевоенной эпохи использовали купольные фонари. Одним из наиболее заметных внешних отличий между ориентированным на наземные атаки истребителем Hawker Siddeley Harrier и более поздним британским аэрокосмическим Sea Harrier , производным от первого морского истребителя, было использование приподнятой кабины внутри купольного фонаря, обеспечивающей превосходную внешнюю обзорность. пилот. [ 8 ] General Dynamics F-16 Fighting Falcon также использовал безрамный куполообразный фонарь в сочетании с поднятым и откидывающимся сиденьем, обеспечивающим беспрепятственный обзор вперед и вверх. [ 9 ] Купол F-16 состоит из цельного куска защищенного от птиц поликарбоната ; у него отсутствует передняя носовая рама, которая есть на многих истребителях, что затрудняет обзор пилоту вперед. [ 10 ] [ 11 ] Пузырьковые фонари также были включены в Lockheed Martin F-22 Raptor. [ 12 ] и Eurofighter Typhoon , оба являются истребителями, ориентированными на завоевание превосходства в воздухе. [ 13 ]
Специализированные самолеты-разведчики также использовали купольные купола. Edgley Optica имеет нестандартную полностью застекленную носовую кабину, предназначенную для обеспечения экипажу высокого уровня внешнего обзора; Благодаря этой кабине самолет имеет характерный внешний вид, который часто называют «пучеглазом». [ 14 ] [ 15 ] Пузырьковый купол также был принят в секторе авиации общего назначения ; Diamond DA42 - один из таких самолетов, который в некоторых вариантах имеет такой фонарь и обычно предназначен для разведывательных работ. [ 16 ] [ 17 ] Другой самолет гражданской авиации, Grob G 120 , также отличается относительно широким куполом куполообразной формы. [ 18 ] Такие фонари есть на многих самолетах авиации общего назначения. [ 19 ]
Цель
[ редактировать ]Цель пузырькового фонаря - дать пилоту гораздо более широкое поле зрения, чем у тепличных куполов с плоским каркасом, которые использовались на самолетах начала Второй мировой войны, например, на ранних моделях F4U, P-51, советские истребители Як-1 и более ранние истребители Р-47 с «бритвой спиной», все с спинными «водолазками», встроенными в линии фюзеляжа, которые оставляли за пилотом слепое пятно, которым пилоты противника могли воспользоваться, чтобы подкрасться к самолету. [ нужна ссылка ]
Боевые самолеты с открытой кабиной времен Первой мировой войны имели узкие фюзеляжи, которые часто были недостаточно высокими, чтобы блокировать обзор сзади, особенно с сиденьями, которые обычно возвышали голову пилота значительно над краями кабины. Поскольку самолеты становились больше, тяжелее и быстрее, конструкции приходилось делать прочнее, что часто означало более высокую заднюю часть фюзеляжа, но конструкторы старались сохранить узкий фюзеляж для обеспечения видимости. [ нужна ссылка ]
Однако по мере того, как скорость продолжала увеличиваться, возникла необходимость ограждать кабины, а это, в свою очередь, обтекало самолеты и делало их еще быстрее. Повышенная «перегрузка» при маневрах заставила пилотов носить тугие, ограничительные плечевые ремни, а для защиты пилотов от снарядов, идущих сзади, начали устанавливать броню. Эти изменения лишили пилота возможности повернуться и посмотреть прямо назад (так называемая «проверка шести» или взгляд на положение «шесть часов» прямо назад). Зеркала предлагали некоторую помощь, но имели узкое поле зрения. [ нужна ссылка ]

До пузырьковых фонарей некоторые самолеты, такие как P-40 Warhawk , имели гибридную конструкцию фонаря, сочетающую узкую заднюю часть фюзеляжа со стеклянным ограждением, соответствующим форме фюзеляжа во всю ширину - они часто имели пару утопленных фонарей. панели (по одной с каждой стороны, за открывающимся фонарем) в спинной конструкции «водолазки», заделанные с рамным остеклением, прилегавшим к поверхности фюзеляжа заподлицо. Это обеспечило улучшенную видимость, но при этом позволило пилоту держать фонарь закрытым для повышения производительности. Примерами таких «утопленных» конструкций заднего обзора были оригинальный F4U-1 Corsair с «тепличным» навесом, а также P-40. Еще одним гибридом был выпуклый капот Malcolm , который использовался на Spitfire, F4U Corsair и P-51B и -C Mustang. Хотя он и не обеспечивал такого большого обзора сзади, как у P-40, он давал пилоту больший обзор, чем крытый фонарь. [ нужна ссылка ]
Примеры
[ редактировать ]-
Miles M.20 демонстрирует цельный куполообразный купол без рамы, который полностью сдвигается назад, чтобы открыться.
-
Вид на Су-30 МКИ. фонарь
-
F-22 демонстрирует безрамный фонарь и обзор для пилота на 360°.
-
Двойные купольные фонари вертолета Ми-24 Hind
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Малкольм Гуд» , Аэрофайлы .
- ^ Артур М. Янг. Артур Янг на вертолете (Часть 2) (YouTube) (YouTube). Артур М. Янг. Мероприятие происходит с 10:15 до 11:45. Архивировано из оригинала 15 декабря 2021 г. Проверено 8 апреля 2016 г.
Я подумал, что пузырь — отличная идея, и мы ее попробовали. Он заключался в том, что взяли большой лист оргстекла и фанерную форму, вырезанную по окончательному размеру внешней части пузыря, затем нагрели оргстекло, поместили его под фанерную форму, позволили давлению воздуха подняться через середину и лопнет, как мыльный пузырь . И затем у нас был манометр, показывающий, насколько далеко нужно дуть, и когда он достиг этой точки, мы отключили давление воздуха.
- ^ Хубер, Марк (ноябрь 2012 г.). «Ода пузырю» . Журнал «Авиация и космос».
- ^ Перри, Доминик (21 ноября 2014 г.). «Ротор-клуб: Наш топ-10 самых влиятельных вертолетов» . Рейс Интернешнл.
- ^ «Вертолетные полеты» . ingeniumcanada.org . Проверено 21 марта 2020 г.
- ^ Норрис, Гай (28 января 2003 г.). «Пожарный разведчик взлетает» . Рейс Интернешнл.
- ^ «Ми-24 Д/В» . Издательство Каземат, Великобритания . Проверено 21 марта 2020 г.
- ^ Бык 2004, с. 120.
- ^ «Информационный бюллетень по F-16» . ВВС США. 23 сентября 2015 г. Архивировано из оригинала 29 января 2017 г. . Проверено 25 ноября 2018 г.
- ^ Павлин 1997, с. 99.
- ^ "Lockheed Martin F-16 Fighting Falcon". Jane's All The World's Aircraft , обновлено 21 января 2008 г. Дата обращения: 30 мая 2008 г.
- ^ «Балансирование» . Рейс Интернешнл. 9 апреля 1997 года.
- ^ Штейн и Сандл 2012, стр. 166.
- ^ Flight International , 12 мая 1979 г., с. 1591.
- ^ Сарсфилд, Кейт (13 сентября 2008 г.). «Конструктор оптики ищет партнеров-производителей для перезапуска самолетов» . Рейс Интернешнл.
- ^ Моррисон, Мердо (15 июля 2009 г.). «Алмаз: DA42 сияли во время миссии ВВС Великобритании в Ираке» . Рейс Интернешнл.
- ^ Моррисон, Мердо (27 марта 2009 г.). «Может ли Даймонд снова засиять?» . Рейс Интернешнл.
- ^ Коллинз, Питер (1 февраля 2011 г.). «ЛЕТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ: Grob Aircraft G120TP — Карманная ракета» . Рейс Интернешнл.
- ^ Коллинз, Питер (15 июля 2005 г.). «ЛЕТНЫЕ ТЕСТЫ FLY OFF: Evektor SportStar, Flight Design CT, Tecnam Sierra — спортивные герои» . Рейс Интернешнл.
Библиография
[ редактировать ]- Булл, Стивен (2004). Энциклопедия военных технологий и инноваций . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Publishing. ISBN 978-1-57356-557-8 .
- «Оптика — пучеглазый наблюдатель» . Рейс Интернешнл . Том. 115, нет. 3660. IPC Business Press. 12 мая 1979 г., стр. 1591–1594 - из архива Flightglobal.
- Пикок, Линдси. На соколиных крыльях: история F-16 . RAF Fairford , Великобритания: Благотворительный фонд Королевских ВВС, 1997. ISBN 1-899808-01-9 .
- Штейн, Майкл и Питер Сэндл. Информационная эргономика . Springer Science & Business Media, 2012. ISBN 3-642258-40-9 .