Мокрое крыло
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2012 г. ) |
( Мокрое крыло также называемое встроенными топливными баками) . [1] ) — метод аэрокосмической техники самолета , при котором конструкция крыла герметизируется и используется в качестве топливного бака .
Использование мокрых крыльев стало обычным явлением среди гражданских проектов, от больших транспортных самолетов, таких как авиалайнеры , до небольших самолетов авиации общего назначения . Некоторые военные самолеты, такие как авиалайнеры и самолеты-заправщики , также использовали эту технику. [2] [3] Ряд ударных самолетов, таких как Grumman A-6 Intrumer , также были оснащены мокрым крылом. [4] Хотя это технически осуществимо, исследования показали, что в целом непрактично переоборудовать самолет с хранилища топлива с мокрым крылом на немокрое крыло. [5]
Особенности и производительность
[ редактировать ]Мокрое крыло имеет ряд преимуществ. За счет устранения необходимости в отдельных баллонах, баках или других контейнерах для хранения топлива достигается экономия веса, повышение эксплуатационной эффективности и производительности. [6] По сравнению с другими методами, мокрое крыло максимизирует структурный объем, доступный внутри крыльев, в то время как альтернативные подходы менее экономичны. [7] Это дает преимущества с точки зрения безопасности, поскольку в случае утечки топливо будет сбрасываться наружу, а не в потенциально населенную часть самолета. Толщина крыла обычно больше, чем толщина отдельного баллона или бака, и этот фактор снижает вероятность утечек, связанных с повреждениями, особенно в случае крушения. [8]
Недостатком мокрого крыла является то, что каждая заклепка, болт, гайка , шланг и трубка, проходящие через крыло, должны быть герметизированы, чтобы предотвратить утечку или просачивание топлива вокруг этих аппаратных компонентов. Этот герметик должен допускать расширение и сжатие из-за быстрых изменений температуры (например, когда холодное топливо закачивается в теплый крыльевой бак) и должен сохранять свои герметизирующие свойства при погружении в топливо и при оставлении сухим в течение длительного периода времени. Поскольку баки являются неотъемлемой частью конструкции, их нельзя снять без значительной разборки всего самолета; несколько панелей доступа также необходимы для выполнения работ по техническому обслуживанию и разрешения проверок. [9]
Помимо сложностей при проектировании и производстве самолета, «мокрое» крыло требует постоянного технического обслуживания на протяжении всего срока его эксплуатации. Обычно герметик необходимо заменить; Удаление старого герметика (и нанесение свежего) может быть значительно затруднено при работе с относительно небольшим крыльевым баком. Без надлежащего обслуживания мокрые крылья обычно через некоторое время начинают протекать, обычно из-за износа уплотнения; однако работа по повторному запечатыванию может не оказаться успешной сразу и потребовать многократного применения. [9] Были разработаны улучшенные методы герметизации, которые, как сообщается, увеличивают интервал между повторными герметизациями. [10]
Известные происшествия, причиной которых была конструкция мокрого крыла и ее недостатки, включают рейс 101 компании Chalk Ocean Airways и крушение B-52 Голдсборо в 1961 году . [11] [12] Несколько самолетов также получили значительные структурные повреждения из-за неправильного обслуживания мокрого крыла. [13] Как на гражданских, так и на военных самолетах были обнаружены многочисленные случаи производственного мусора, представляющего угрозу безопасности самолетов. [14] [15]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Крейн, Дейл: Словарь авиационных терминов, третье издание , стр. 557. Aviation Supplies & Academics, 1997. ISBN 1-56027-287-2
- ^ «Тележка для слива топлива с мокрым крылом C-17» . Aviationpros.com. 26 мая 2011 г.
- ^ Уитфорд 2004, с. 153.
- ^ Харвуд, ТЛ (1991). «Оценка требований к проектированию молниезащиты для композитной конструкции крыла металлического самолета» (PDF) . НАСА .
- ^ Совет по воздушной безопасности 1950, стр. 362.
- ^ «Что такое мокрое крыло с точки зрения авиации?» . Времена Индии. 16 мая 2010 г.
- ^ Кук, Марк Э. (5 сентября 2004 г.). «Никакой заправки» . aopa.org.
- ^ Совет по воздушной безопасности 1950, стр. 361-362.
- ^ Jump up to: а б «Перезапечатка топливного бака: неблагодарно и дорого» (PDF) . weepnomorellc.com . Проверено 14 июня 2020 г.
- ^ «CN101982247B: Способ герметизации и предотвращения коррозии встроенного крыльевого бака крупно-среднего транспорта» . 8 мая 2013 г.
- ^ «Отчет об авиационном происшествии – отделение правого крыла в полете – Flying Boat, Inc. (д/б/а Chalk's Ocean Airways), рейс 101 – Grumman Turbo Mallard (G-73T), N2969 – порт Майами, Флорида – 19 декабря , 2005» (PDF) . Национальный совет по безопасности на транспорте . 30 мая 2007 года . Проверено 21 октября 2021 г.
- ^ «На грани катастрофы: день, когда США чуть не взорвали себя ядерным оружием» . Национальный архив США. 22 января 2021 г. Проверено 21 октября 2021 г.
- ^ «Проблема с инструментом ВВС США: «почти катастрофический» разрыв топливного бака E-8C FOD стоимостью 25 миллионов долларов» . aerossurance.com. 13 марта 2019 г.
- ^ Гейтс, Доминик (19 февраля 2020 г.). «Boeing обнаружил обломки в крыльевых топливных баках нескольких самолетов 737 Max» . www.heraldnet.com.
- ^ Лоузи, Стивен (2 апреля 2019 г.). «ВВС снова прекращают поставки KC-46 после обнаружения новых обломков» . airforcetimes.com.
Библиография
[ редактировать ]- Совет по воздушной безопасности: Слушания... по HR 5561 . Межштатная и внешняя торговля Палаты Конгресса США, 1950 год.
- Уитфорд, Рэй. Основы проектирования истребителей . Мальборо, Уилтшир: The Crowood Press Ltd, 2004. ISBN 1-86126-664-2 .