Jump to content

ПОД УГРОЗОЙ

Ф-16 симулятора Функциональное распределение джойстика (для правой руки)
Ф-16 тренажера Функциональное распределение дроссельной заслонки (для левой руки)

HOTAS , аббревиатура от «руки на дросселе и ручке» , представляет собой концепцию размещения кнопок и переключателей на рычаге газа и ручке управления полетом в кабине самолета . Приняв такую ​​схему, пилоты смогут выполнять все жизненно важные функции, а также управлять самолетом, не отрывая рук от органов управления.

Принцип HOTAS также применяется за пределами авиационного сектора и оказал заметное влияние как на разработку дорожных транспортных средств , так и на игровую индустрию.

Первоначально HOTAS применялся на военных самолетах, начиная с британского самолета-перехватчика English Electric Lightning в конце 1950-х годов. Концепция быстро распространилась на множество других самолетов, таких как General Dynamics F-16 Fighting Falcon , МиГ-29 Микояна и Eurofighter Typhoon .

В более современных реализациях его часто комбинируют с несколькими другими системами ввода, такими как прямой голосовой ввод и нашлемный дисплей , чтобы еще больше снизить рабочую нагрузку на пилотов, а также необходимость разделить их внимание между основными органами управления и другими системами. Помимо кабины, наземные станции управления (GCS), используемые операторами дронов , также обычно используют принципы HOTAS.

Описание

[ редактировать ]

HOTAS — это сокращенный термин, обозначающий типичную конфигурацию основных органов управления истребителя. Наличие всех критически важных переключателей на ручке и ручке газа позволяет пилоту держать обе руки на ручке газа и ручке газа. При использовании в сочетании с проекционным дисплеем (HUD) пилот может сосредоточить свое внимание на управлении самолетом, манипулировании датчиками и поражении целей, а не на поиске элементов управления в кабине. пилотов Цель состоит в том, чтобы улучшить ситуационную осведомленность , их способность манипулировать переключателями и кнопками управления в турбулентности, в условиях стресса или во время маневров с высокой перегрузкой , улучшить время реакции и свести к минимуму случаи, когда руки необходимо убирать с одного или другого. органов управления самолетом, чтобы использовать другую систему самолета и сократить общее время, затрачиваемое на это. [1] [2]

HOTAS позволяет пилоту управлять всеми важными функциями радара, не отрывая рук от ручки управления или газа. [3] Обычно в это устройство управления потенциально могут быть включены несколько других функций; такими функциями, как переключатель радиосвязи, активация противоотражателей и сигнальных ракет , управление скоростным тормозом, рулевое управление носовым колесом и отключение дозаправки в воздухе, можно управлять как таковые. Точная компоновка кабины каждого самолета уникальна и разработана с учетом требований миссии, оснащения оборудования, технических характеристик и общей конфигурации планера этого самолета. Например, дроссельная заслонка F-15E Strike Eagle имеет возможность взаимодействия со встроенным датчиком FLIR . [4]

Приложения

[ редактировать ]

Концепция HOTAS была первоначально разработана Королевскими ВВС в 1950-х годах. Недавно разработанный сверхзвуковой точечной обороны самолет-перехватчик English Electric Lightning был оснащен радаром Ferranti AIRPASS и системой управления прицелом, что дало его пилотам более раннее внедрение этой практики. Сообщается, что к 1960 году Ферранти разрабатывала такие системы управления огнем и для иностранных самолетов. [5] [6] Органы управления HOTAS стали обычным явлением среди истребителей разных стран. Такие системы управления используются на различных самолетах ВВС США , в том числе General Dynamics F-16 Fighting Falcon и Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II .

В многочисленных кабинах современных военных самолетов концепция HOTAS была объединена или усовершенствована за счет использования дополнительных технологий управления. Одним из таких примеров является использование прямого голосового ввода ; Комбинацию схем голосового управления и управления HOTAS иногда называют концепцией «V-TAS». Известным истребителем, который будет оснащен кабиной V-TAS, является Eurofighter Typhoon . [7] [8] [ мертвая ссылка ] Другие примеры включают Lockheed Martin F-35 Lightning II , Dassault Rafale и Saab JAS 39 Gripen . [9]

Еще одним распространенным усовершенствованием стала комбинация систем отображения на шлеме (HMD). Обычно они позволяют пилоту управлять различными системами, используя линию прямой видимости, вплоть до наведения ракет , просто глядя на цель. Одним из таких устройств HMD является советская система «Шлем», которая использовалась как на истребителях Микояна МиГ-29 , так и Су-27 ; на истребителях [ нужна ссылка ] другой используется на F-35, где отсутствует традиционный проекционный дисплей, установленный на приборной панели, в пользу отображения таких данных через HMD, что позволяет пилотам видеть информацию о цели независимо от направления, в котором они смотрят. [10] [11] [12]

Дорожные транспортные средства

[ редактировать ]

Некоторые производители автомобилей решили интегрировать концепцию HOTAS в системы управления своих автомобилей. На обычном потребительском рынке широкий спектр транспортных средств имеет органы управления, встроенные в рулевое колесо , обычно для вспомогательных функций, таких как управление развлекательной системой , настройка круиз-контроля и взаимодействие с бортовыми компьютерами и мобильными телефонами . Цель таких систем состоит в том, чтобы водители могли держать руки на руле, избавляя водителя от необходимости отводить взгляд от дороги, но при этом позволяя выполнять такие взаимодействия. [13] [14]

Кроме того, было произведено множество гоночных автомобилей с рулевыми колесами, предназначенными для управления различными аспектами систем автомобиля, такими как связь и переключение передач . Такие автомобили часто использовались в соревновательных гонках, таких как Формула-1 и Инди-гоночная лига . [15]

Некоторые игровые контроллеры имеют механизмы управления, подобные HOTAS. Такие контроллеры обычно используются в авиасимуляторах ; Одним из примеров является Thrustmaster Warthog, который, как утверждается, создан на основе A-10 . Дополнительные контроллеры для игровой консоли Xbox One включают в себя джойстик, который, как описано, обладает функцией HOTAS. [16] Другие игровые альтернативы включают руки на палке и палке (HOSAS) и руки на палке и мыши (HOSAM).

Удаленные операции

[ редактировать ]

Несколько наземных станций управления (GCS) использовали принципы HOTAS в своих схемах управления. Такие станции обычно используются для дистанционного управления беспилотными летательными аппаратами . [17] [18]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Рука на газе и ручке (HOTAS)» . eurofighter.com . Проверено 17 декабря 2011 г.
  2. ^ «Человеческий фактор» . eurofighter.com. 25 августа 2016 г. Архивировано из оригинала 18 сентября 2021 г. Проверено 8 августа 2020 г.
  3. ^ SimHQcom (15 сентября 2009 г.), Обзор Logitech G940 HOTAS — радар Coolie Hat в F4:AF , получено 3 марта 2018 г.
  4. ^ Серфлек, Сабольч. «F-15E.info: Справочник и ресурсы Strike Eagle - F-15E.info - Пилотная дроссельная заслонка» . www.f-15e.info . Проверено 3 мая 2018 г.
  5. ^ English Electric Lightning — сверхзвуковой перехватчик . 24 апреля 2007 года . Проверено 12 сентября 2010 г. - через YouTube.
  6. ^ «Ферранти разрабатывает радиолокационную систему управления огнем для иностранных самолетов». Неделя авиации : 107–108. 11 июля 1960 года.
  7. ^ "Функции" .
  8. ^ Оуэн, Пол С. «Кабина еврофайтера». Eurofighter-typhoon.co.uk , 7 декабря 1997 г. Дата обращения: 28 ноября 2009 г. Архивировано 28 августа 2008 г. на Wayback Machine. [ мертвая ссылка ]
  9. ^ Гиббон, Д.; Мертинс, Я; Мур, РК (2000). Справочник по ресурсам, терминологии и оценке продуктов систем мультимодального и разговорного диалога (Международная серия Springer по инженерным и компьютерным наукам, том 565) . Массачусетс: Kluwer Academic Publishers. ISBN  978-0-7923-7904-1 .
  10. ^ Зазулия, Ник (24 августа 2018 г.). «F-35: под шлемом самого совершенного истребителя в мире» . Авионика Интернэшнл .
  11. ^ "Система распределенной апертуры F-35 EO DAS" . Ютуб. Проверено 23 ноября 2009 г.
  12. Дэвис, бригадный генерал Чарльз Р. «Краткий обзор программы F-35». Архивировано 25 июля 2020 г. в Wayback Machine . ВВС США , 26 сентября 2006 г.
  13. ^ Холл-Гайслер, Кристен (22 апреля 2009 г.). «Как работают органы управления на рулевом колесе» . auto.howstuffworks.com . Проверено 8 августа 2020 г.
  14. ^ «Добавьте комфорта и безопасности с помощью многофункционального руля!» . autopartspro.co.uk . Проверено 8 августа 2020 г.
  15. ^ «Авиационист » ХОТАС» . theaviationist.com . Проверено 3 мая 2018 г.
  16. ^ «Ace Combat 7 HOTAS Flight Stick для Xbox One» . store.horiusa.com . Проверено 8 августа 2020 г.
  17. ^ «Переносные наземные станции управления (НСУ) БПЛА, дронов и UGV» . unmannedsystemstechnology.com . Проверено 8 августа 2020 г.
  18. ^ «Использование планировщика миссий наземной станции» (PDF) . docs.google.com . Проверено 17 ноября 2016 г. .

Другие источники

[ редактировать ]
  • Маккарти, штат Вашингтон; Шисби, С.; Амберн, П.; Ститц, MR; Свитцер, К. (1994). «Виртуальная кабина для распределенного интерактивного моделирования». IEEE Компьютерная графика и приложения . 14 : 49–54. дои : 10.1109/38.250919 .
  • Штейн, Майкл; Сандл, Питер (2012). Информационная эргономика: теоретический подход и практический опыт на транспорте . Спрингер. п. 175. ИСБН  978-3642258404 .
  • Мойр, Ян; Сибридж, Аллан (2012). Проектирование и разработка авиационных систем . Джон Уайли и сыновья. стр. 113–115. ISBN  978-1118469132 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f0ecd0f71103908484f998f50addea25__1720100880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f0/25/f0ecd0f71103908484f998f50addea25.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
HOTAS - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)