ПОД УГРОЗОЙ


HOTAS , аббревиатура от «руки на дросселе и ручке» , представляет собой концепцию размещения кнопок и переключателей на рычаге газа и ручке управления полетом в кабине самолета . Приняв такую схему, пилоты смогут выполнять все жизненно важные функции, а также управлять самолетом, не отрывая рук от органов управления.
Принцип HOTAS также применяется за пределами авиационного сектора и оказал заметное влияние как на разработку дорожных транспортных средств , так и на игровую индустрию.
История
[ редактировать ]Первоначально HOTAS применялся на военных самолетах, начиная с британского самолета-перехватчика English Electric Lightning в конце 1950-х годов. Концепция быстро распространилась на множество других самолетов, таких как General Dynamics F-16 Fighting Falcon , МиГ-29 Микояна и Eurofighter Typhoon .
В более современных реализациях его часто комбинируют с несколькими другими системами ввода, такими как прямой голосовой ввод и нашлемный дисплей , чтобы еще больше снизить рабочую нагрузку на пилотов, а также необходимость разделить их внимание между основными органами управления и другими системами. Помимо кабины, наземные станции управления (GCS), используемые операторами дронов , также обычно используют принципы HOTAS.
Описание
[ редактировать ]HOTAS — это сокращенный термин, обозначающий типичную конфигурацию основных органов управления истребителя. Наличие всех критически важных переключателей на ручке и ручке газа позволяет пилоту держать обе руки на ручке газа и ручке газа. При использовании в сочетании с проекционным дисплеем (HUD) пилот может сосредоточить свое внимание на управлении самолетом, манипулировании датчиками и поражении целей, а не на поиске элементов управления в кабине. пилотов Цель состоит в том, чтобы улучшить ситуационную осведомленность , их способность манипулировать переключателями и кнопками управления в турбулентности, в условиях стресса или во время маневров с высокой перегрузкой , улучшить время реакции и свести к минимуму случаи, когда руки необходимо убирать с одного или другого. органов управления самолетом, чтобы использовать другую систему самолета и сократить общее время, затрачиваемое на это. [1] [2]
HOTAS позволяет пилоту управлять всеми важными функциями радара, не отрывая рук от ручки управления или газа. [3] Обычно в это устройство управления потенциально могут быть включены несколько других функций; такими функциями, как переключатель радиосвязи, активация противоотражателей и сигнальных ракет , управление скоростным тормозом, рулевое управление носовым колесом и отключение дозаправки в воздухе, можно управлять как таковые. Точная компоновка кабины каждого самолета уникальна и разработана с учетом требований миссии, оснащения оборудования, технических характеристик и общей конфигурации планера этого самолета. Например, дроссельная заслонка F-15E Strike Eagle имеет возможность взаимодействия со встроенным датчиком FLIR . [4]
Приложения
[ редактировать ]Авиация
[ редактировать ]Концепция HOTAS была первоначально разработана Королевскими ВВС в 1950-х годах. Недавно разработанный сверхзвуковой точечной обороны самолет-перехватчик English Electric Lightning был оснащен радаром Ferranti AIRPASS и системой управления прицелом, что дало его пилотам более раннее внедрение этой практики. Сообщается, что к 1960 году Ферранти разрабатывала такие системы управления огнем и для иностранных самолетов. [5] [6] Органы управления HOTAS стали обычным явлением среди истребителей разных стран. Такие системы управления используются на различных самолетах ВВС США , в том числе General Dynamics F-16 Fighting Falcon и Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II .
В многочисленных кабинах современных военных самолетов концепция HOTAS была объединена или усовершенствована за счет использования дополнительных технологий управления. Одним из таких примеров является использование прямого голосового ввода ; Комбинацию схем голосового управления и управления HOTAS иногда называют концепцией «V-TAS». Известным истребителем, который будет оснащен кабиной V-TAS, является Eurofighter Typhoon . [7] [8] [ мертвая ссылка ] Другие примеры включают Lockheed Martin F-35 Lightning II , Dassault Rafale и Saab JAS 39 Gripen . [9]
Еще одним распространенным усовершенствованием стала комбинация систем отображения на шлеме (HMD). Обычно они позволяют пилоту управлять различными системами, используя линию прямой видимости, вплоть до наведения ракет , просто глядя на цель. Одним из таких устройств HMD является советская система «Шлем», которая использовалась как на истребителях Микояна МиГ-29 , так и Су-27 ; на истребителях [ нужна ссылка ] другой используется на F-35, где отсутствует традиционный проекционный дисплей, установленный на приборной панели, в пользу отображения таких данных через HMD, что позволяет пилотам видеть информацию о цели независимо от направления, в котором они смотрят. [10] [11] [12]
Дорожные транспортные средства
[ редактировать ]Некоторые производители автомобилей решили интегрировать концепцию HOTAS в системы управления своих автомобилей. На обычном потребительском рынке широкий спектр транспортных средств имеет органы управления, встроенные в рулевое колесо , обычно для вспомогательных функций, таких как управление развлекательной системой , настройка круиз-контроля и взаимодействие с бортовыми компьютерами и мобильными телефонами . Цель таких систем состоит в том, чтобы водители могли держать руки на руле, избавляя водителя от необходимости отводить взгляд от дороги, но при этом позволяя выполнять такие взаимодействия. [13] [14]
Кроме того, было произведено множество гоночных автомобилей с рулевыми колесами, предназначенными для управления различными аспектами систем автомобиля, такими как связь и переключение передач . Такие автомобили часто использовались в соревновательных гонках, таких как Формула-1 и Инди-гоночная лига . [15]
Игры
[ редактировать ]Некоторые игровые контроллеры имеют механизмы управления, подобные HOTAS. Такие контроллеры обычно используются в авиасимуляторах ; Одним из примеров является Thrustmaster Warthog, который, как утверждается, создан на основе A-10 . Дополнительные контроллеры для игровой консоли Xbox One включают в себя джойстик, который, как описано, обладает функцией HOTAS. [16] Другие игровые альтернативы включают руки на палке и палке (HOSAS) и руки на палке и мыши (HOSAM).
Удаленные операции
[ редактировать ]Несколько наземных станций управления (GCS) использовали принципы HOTAS в своих схемах управления. Такие станции обычно используются для дистанционного управления беспилотными летательными аппаратами . [17] [18]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Рука на газе и ручке (HOTAS)» . eurofighter.com . Проверено 17 декабря 2011 г.
- ^ «Человеческий фактор» . eurofighter.com. 25 августа 2016 г. Архивировано из оригинала 18 сентября 2021 г. Проверено 8 августа 2020 г.
- ^ SimHQcom (15 сентября 2009 г.), Обзор Logitech G940 HOTAS — радар Coolie Hat в F4:AF , получено 3 марта 2018 г.
- ^ Серфлек, Сабольч. «F-15E.info: Справочник и ресурсы Strike Eagle - F-15E.info - Пилотная дроссельная заслонка» . www.f-15e.info . Проверено 3 мая 2018 г.
- ^ English Electric Lightning — сверхзвуковой перехватчик . 24 апреля 2007 года . Проверено 12 сентября 2010 г. - через YouTube.
- ^ «Ферранти разрабатывает радиолокационную систему управления огнем для иностранных самолетов». Неделя авиации : 107–108. 11 июля 1960 года.
- ^ "Функции" .
- ^ Оуэн, Пол С. «Кабина еврофайтера». Eurofighter-typhoon.co.uk , 7 декабря 1997 г. Дата обращения: 28 ноября 2009 г. Архивировано 28 августа 2008 г. на Wayback Machine. [ мертвая ссылка ]
- ^ Гиббон, Д.; Мертинс, Я; Мур, РК (2000). Справочник по ресурсам, терминологии и оценке продуктов систем мультимодального и разговорного диалога (Международная серия Springer по инженерным и компьютерным наукам, том 565) . Массачусетс: Kluwer Academic Publishers. ISBN 978-0-7923-7904-1 .
- ^ Зазулия, Ник (24 августа 2018 г.). «F-35: под шлемом самого совершенного истребителя в мире» . Авионика Интернэшнл .
- ^ "Система распределенной апертуры F-35 EO DAS" . Ютуб. Проверено 23 ноября 2009 г.
- ↑ Дэвис, бригадный генерал Чарльз Р. «Краткий обзор программы F-35». Архивировано 25 июля 2020 г. в Wayback Machine . ВВС США , 26 сентября 2006 г.
- ^ Холл-Гайслер, Кристен (22 апреля 2009 г.). «Как работают органы управления на рулевом колесе» . auto.howstuffworks.com . Проверено 8 августа 2020 г.
- ^ «Добавьте комфорта и безопасности с помощью многофункционального руля!» . autopartspro.co.uk . Проверено 8 августа 2020 г.
- ^ «Авиационист » ХОТАС» . theaviationist.com . Проверено 3 мая 2018 г.
- ^ «Ace Combat 7 HOTAS Flight Stick для Xbox One» . store.horiusa.com . Проверено 8 августа 2020 г.
- ^ «Переносные наземные станции управления (НСУ) БПЛА, дронов и UGV» . unmannedsystemstechnology.com . Проверено 8 августа 2020 г.
- ^ «Использование планировщика миссий наземной станции» (PDF) . docs.google.com . Проверено 17 ноября 2016 г. .
Другие источники
[ редактировать ]- Маккарти, штат Вашингтон; Шисби, С.; Амберн, П.; Ститц, MR; Свитцер, К. (1994). «Виртуальная кабина для распределенного интерактивного моделирования». IEEE Компьютерная графика и приложения . 14 : 49–54. дои : 10.1109/38.250919 .
- Штейн, Майкл; Сандл, Питер (2012). Информационная эргономика: теоретический подход и практический опыт на транспорте . Спрингер. п. 175. ИСБН 978-3642258404 .
- Мойр, Ян; Сибридж, Аллан (2012). Проектирование и разработка авиационных систем . Джон Уайли и сыновья. стр. 113–115. ISBN 978-1118469132 .