Астродом (аэронавтика)


Астрокупол купол , — полусферический прозрачный установленный в крыше кабины самолета . Такой купол позволит обученному штурману выполнять астронавигацию и тем самым направлять самолет в ночное время без помощи наземных визуальных ориентиров. [1]
Астронавигация была основным методом определения местоположения самолета в ночное время по звездам . Практика наблюдения звезд с помощью секстанта была обычным явлением среди штурманов на борту кораблей в течение сотен лет и оказалась применимой и для более быстро движущихся самолетов, однако для этой задачи требовался на 360 градусов обзор небесного горизонта . Такого вида можно было бы легко добиться, установив астрокупол. Королевские ВВС (RAF) внедрили методы астронавигации в стандартную подготовку штурманов в конце 1930-х годов, как используемые методы, так и конструкция секстанта были адаптированы для лучшего соответствия авиационной среде, в то время как многие самолеты, заказанные этой службой, будут оснащены астрокуполами. чтобы дать возможность навигаторам использовать эту технику.
Во время Второй мировой войны астронавигация стала важнейшей способностью, используемой различными странами для проведения ночных полетов на большие расстояния, особенно для стратегических бомбардировок. Решение британских ВВС использовать свои бомбардировщики в основном в ночное время означало, что их экипажи особенно зависели от астронавигации при поиске пути к целям и обратно. Внедрение электронных средств навигации вскоре составило конкуренцию астронавигации, хотя электронные методы имели и свои недостатки. [2]
Использование в авиации
[ редактировать ]Спорадическое использование астронавигации в авиации можно обнаружить в многочисленных полетах на дальние расстояния, выполненных в 1920-е годы и даже во время Первой мировой войны . [2] На заре авиации те отдельные офицеры, которые решили использовать астронавигацию, часто пытались упростить традиционные процедуры морских штурманов в этом новом оперативном контексте. В 1930-е годы Королевские ВВС (RAF) серьёзно заинтересовались широким использованием астронавигации для ночных полётов. [2] В ноябре 1937 года астронавигация была официально одобрена как часть стандартной навигационной процедуры среди пилотов разведчиков общего назначения и пилотов двухмоторных бомбардировщиков. Два года спустя для сервиса был разработан специализированный пузырьковый секстант, который стал предпочтительным инструментом для этой формы навигации. [2] Обычно рядом с астрокуполом устанавливается подвесной рычаг, на котором можно закрепить секстант с помощью поворотного зажима, прикрепленного к верхней части инструмента. [3]
Во время Второй мировой войны астрокупола были заметны на многих Королевскими ВВС и Содружеством многомоторных самолетах, эксплуатируемых , а также на иностранных самолетах, заказанных ими для их использования, таких как Liberator и Dakota . Кроме того, многие самолеты будут оснащены астрокуполами, чтобы облегчить их эксплуатационное использование. [4] Для Королевских ВВС было особенно важно, чтобы конкретные самолеты имели астрокупола, поскольку ВВС решили проводить большинство своих наступательных операций над континентом под покровом ночи, что затрудняло обычную навигацию по ориентирам. [5] [6] На многих самолетах, таких как четырехмоторный тяжелый бомбардировщик «Шорт Стирлинг» , астрокупол располагался под таким углом, чтобы обеспечить прекрасный внешний вид, в том числе наземные позиции, а не только те, которые имеют отношение к задачам астронавигации, поэтому иногда это сооружение использовалось для наблюдение (не связанное с мореплаванием). [7] [2] Несколько Авро Ланкастеров были оснащены парой астрокуполов. [2]
Подобные купола полусферической формы также устанавливались на некоторых тяжелых бомбардировщиках времен Второй мировой войны с целью наблюдения за их оборонительными артиллерийскими башнями , особенно теми, которые имели дистанционное управление. Примеры таких установок включают немецкий Heinkel He 177 A, имевший один носовой спинной купол для наведения дистанционно управляемой сдвоенной спинной турели FDL 131 , а также американский тяжелый бомбардировщик Boeing B-29 Superfortress , который использовал купол в своей конструкции. сложный прицельный комплекс для квартета дистанционных артиллерийских турелей . [8] [9] На B-29 соединение астрокупола было спроектировано таким образом, чтобы оно создавало лишь минимальные радиопомехи за счет статических электрических разрядов. [10]
Несколько бомбардировщиков Королевских ВВС, таких как «Стерлинг», были оснащены астрографом; это устройство, установленное над столом штурмана, проецировало линии одинаковой высоты для двух звезд одновременно. [2] Навигатору нужно было всего лишь наблюдать за Полярной звездой с этой точки, чтобы получить оценку в три звезды. считались полезными в астронавигации, к этому времени Хотя инерциальные системы наведения они становились все более доступными; эти устройства в конечном итоге вытеснят использование астронавигации, и, таким образом, самолеты будут все чаще строиться без астрокуполов или других приспособлений для этих средств навигации. [2] Астрокупола увеличивали сопротивление и могли выйти из строя под давлением (так называемым выбросом), что происходило в нескольких случаях, часто с фатальными последствиями для штурмана. [11] Были предприняты усилия по уменьшению этой опасности с помощью выдвижных перископических секстантов.
Ранние бомбардировщики с реактивными двигателями , такие как English Electric Canberra и бомбардировщики V , хотя и были оснащены внутренними навигационными системами, часто по-прежнему могли управляться с помощью астронавигации. [2] В начале 1960-х годов астрокупола все еще использовались на авианосце USMC Lockheed Hercules GV-1 (позже получившем обозначение C-130 ); штурман смог использовать пузырьковый секстант, подвешенный на крючке в середине купола. Морская пехота США управляла своей школой аэронавигации в MCAS Черри-Пойнт, Северная Каролина, выпускники которой получали звание и крылья в качестве воздушного штурмана. [ нужна ссылка ]
Lockheed SR-71 Blackbird , высокоскоростной самолет -разведчик , был оснащен сложным комплексом навигационных систем, который включал в себя астроинерциальную систему наведения (АНС) для коррекции отклонений, создаваемых инерциальной навигационной системой посредством серии небесных наблюдений. . [12] Эта система проводила наблюдения за звездами над самолетом через круглое окно из кварцевого стекла, установленное в верхней части фюзеляжа. [13] с источником «синего света» Его звездный трекер , который мог видеть звезды как днем, так и ночью, будет постоянно отслеживать различные звезды по мере того, как изменяющееся положение самолета приведет их в поле зрения. системы Цифровые компьютерные эфемериды содержали данные о списке звезд, используемых для небесной навигации : сначала список включал 56 звезд, а позже был расширен до 61. [14]
Использование в море
[ редактировать ]В послевоенное время использование астрокупола распространилось на другие транспортные средства, в том числе на ряд океанских судов. В частности, они нашли популярность на гоночных яхтах на длинные дистанции, особенно на тех, которые использовались в одиночных гонках. [ нужна ссылка ]
Эрик Табарли , рекордсмен в одиночной трансатлантической гонке OSTAR 1964 года и бывший пилот французской авиакомпании Aeronavale (воздушное подразделение флота), оснастил свой революционный легкий гоночный самолет Pen Duick II с кетчевым оснащением астрокуполом, снятым со списанного аппарата Short Sunderland. летательного лодка. Он не только мог использовать его для секстантной астронавигации, но и представлял собой защищенное место, откуда он мог управлять своей яхтой во время бурной гонки. Это было весьма полезно, поскольку его флюгерный автопилот (также созданный на основе авиационной техники) сломался.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ астродом , определение в онлайн-словаре Вебстера.
- ^ «Пузырчатый секстан RAF Mk.IX BM в футляре» . historicflyingclothing.com . Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ «АМЕРИКАНСКАЯ АВИАЦИЯ НА СЛУЖБЕ КОРОЛЕВСКИХ ВВС 1939-1945: BOEING МОДЕЛЬ 299 FORTRESS» . Имперский военный музей . Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ «Архивы: воспоминания ветеранов - сержант Реджинальд Лоуренс Льюис» . Internationalbcc.co.uk . Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ «Рэдклифф, Дуг (Устная история)» . Имперский военный музей . Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ Фостер, WG (14 октября 2005 г.). «Не кусок пирога» . Би-би-си.
- ^ Гленн, Сьерра (3 февраля 2020 г.). «Наука высоких полетов: история бомбардировщика в озере» . Национальный центр технологий и обучения консервации. Архивировано из оригинала 20 июля 2020 года . Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ «Интерьеры Б-29» (PDF) . Cooksontributeb29.com . Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ «Склеивание астрокупола» . Библиотека авиакорпуса. 17 января 1949 года.
- ^ «Историческое общество аэропорта Гандер» .
- ^ Моррисон, Билл. Авторы SR-71, Колонка отзывов, Неделя авиации и космических технологий , 9 декабря 2013 г., стр. 10.
- ^ Шул и О'Грэйди, 1994 г.
- ^ «Руководство по летной эксплуатации SR-71A-1, раздел IV, стр. 3». sr-71.org . Проверено: 13 декабря 2011 г.
Библиография
[ редактировать ]- Шул, Брайан и Шейла Кэтлин О'Грэйди. Саночник: полет на самом быстром реактивном самолете в мире . Мерисвилл, Калифорния: Галерея One , 1994. ISBN 0-929823-08-7 .