демпфер рыскания
Демпфер рыскания (иногда называемый системой повышения устойчивости) . [1] ) — это система, используемая для уменьшения (или демпфирования) нежелательной склонности самолета к раскачиванию при повторяющихся движениях крена и рыскания , явления, известного как голландский крен . большое количество современных самолетов, как реактивных , так и винтовых Такими системами оборудовано .
Использование демпфера рыскания обеспечивает превосходное качество езды, автоматически предотвращая неприятные колебания рыскания и качения, а также снижает нагрузку на пилота. На некоторых самолетах обязательно, чтобы демпфер рыскания работал постоянно во время полета выше указанной высоты; несколько авиалайнеров были признаны небезопасными для полетов без активного демпфера рыскания. [1]
Дизайн
[ редактировать ]Система демпфера рыскания состоит из акселерометров и датчиков, которые контролируют скорость рыскания самолета; они электронно подключены к бортовому компьютеру, который обрабатывает сигналы и автоматически управляет исполнительными механизмами, подключенными к рулю направления . [2] По сути, эти действия аналогичны движениям педалей руля направления пилотом, за исключением того, что они автоматизированы. Движения руля направления, создаваемые демпфером рыскания, успокаивают самолет, помогая летному экипажу поддерживать устойчивый полет. [2] Цель демпфера рыскания - облегчить полет самолета, устраняя необходимость для пилота действовать против таких тенденций. [1] Демпфер рыскания может избавить пилота от необходимости прикасаться к педалям руля направления во время разворота на ряде самолетов, в том числе с реактивными двигателями. [2] [3] Некоторые самолеты, такие как авиалайнеры Boeing 727 и Vickers VC10 , оснащены несколькими системами демпфирования отклонения от курса, поскольку их работа считается критически важной для безопасности полета. [1] [4]
Несмотря на то, что может подразумеваться из его названия, демпфер рыскания не подавляет и не уменьшает преднамеренное (например, по команде пилота) рыскание, поскольку это будет мешать обычным разворотам и другим обычным маневрам, которые, как ожидается, будет выполнять самолет. Скорее, система предназначена для противодействия случайным и ненаправленным движениям рыскания, которые можно охарактеризовать как скольжение или скольжение. [1] [5] На одномоторном самолете система особенно полезна для устранения тенденции к «рыбий хвосту», сглаживания движений вертикального стабилизатора (киля) влево-вправо и повышения комфорта полета. [2] Это также особенно полезно на со стреловидным крылом самолетах , особенно на тех, которые используют Т-образное оперение; без системы демпфера рыскания эти типы самолетов подвержены голландскому крену , при котором движения рыскания могут привести к повторяющимся колебаниям, напоминающим штопор, которые потенциально могут перерасти до чрезмерных уровней, если им не противодействовать. [2]
Демпфер рыскания обычно отключается на уровне земли и включается вскоре после взлета; активный демпфер рыскания во время разбега потенциально может скрыть серьезные проблемы, такие как отказ двигателя. [2] [1] Точно так же система обычно отключается перед приземлением, поскольку это может лишить пилота возможности управления в критический момент приземления. На некоторых современных самолетах, оснащенных демпфером рыскания, эти системы включаются автоматически, когда самолет превышает заданную высоту (например, 200 футов); В более старых самолетах эта функция обычно выбирается летным экипажем вручную. [2] [1] Пилоты, привыкшие управлять самолетами с демпферами рыскания, должны быть особенно осторожны при полете на самолетах, у которых их нет. Такие системы стали обычным явлением взаимодействовать с другими элементами авионики самолета, что позволяет ему работать с другими функциями, такими как автопилот . [2] [6] Демпфирование отклонения от курса можно легко смоделировать с помощью пакетов программного обеспечения, таких как Matlab . [7]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Шифф, Барри (1 декабря 2010 г.). «Демпферы рыскания: название неверное» . aopa.org. Архивировано из оригинала 30 июня 2020 года . Проверено 29 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Марк, Роб (6 октября 2017 г.). «Как это работает: демпфер рыскания» . Летающий. Архивировано из оригинала 30 июня 2020 года . Проверено 29 июня 2020 г.
- ^ Кэлвин Р. Джарвис; Пол К. Лошке; Эйнар К. Эневолдсон (июль 1970 г.). «Оценка влияния гасителя рыскания на летные качества легкого двухмоторного самолета» (PDF) . НАСА .
- ^ «Индикатор тройного демпфера рыскания VC10» . rochesteravionicarchives.co.uk. Архивировано из оригинала 29 июня 2020 года . Проверено 29 июня 2020 г.
- ^ Эдвард Ф. Галлахит; Роберт Л. Юнгклас; Уильям Д. Шпигель (19 мая 1950 г.). «Исследование демпфера рыскания самолета» (PDF) . Массачусетский технологический институт . Архивировано (PDF) из оригинала 19 апреля 2019 года . Проверено 25 января 2022 г.
- ^ «Демпфер рыскания» . Centuryflight.com. Архивировано из оригинала 29 июня 2020 года . Проверено 29 июня 2020 г.
- ^ «Конструкция демпфера рыскания для реактивного самолета 747®» . Математические работы . Архивировано из оригинала 1 июля 2020 года . Проверено 29 июня 2020 г.