Jump to content

Хоукер Темпест

Буря
Tempest V, NV696 , во время испытательного полета, ноябрь 1944 г.
Роль Истребительная авиация
Национальное происхождение Великобритания
Производитель Хокер Самолет
Первый полет 2 сентября 1942 г.
Введение Январь 1944 г.
Ушедший на пенсию 1953
Основные пользователи Королевские ВВС
Индийские ВВС
Королевские ВВС Новой Зеландии
Пакистанские ВВС
Количество построенных 1,702 [1]
Разработано на основе Хоукер Тайфун
Развитый в Хоукер Си Фьюри
Изображение двух самолетов Tempest, атакующих летающую бомбу Фау-1 в небе над фермерским домом.

Hawker Tempest — британский истребитель , который в основном использовался Королевскими ВВС (RAF) во время Второй мировой войны . Tempest, первоначально известный как Typhoon II , был улучшенной версией Hawker Typhoon , предназначенной для устранения неожиданного ухудшения характеристик Typhoon на большой высоте путем замены его крыла на более тонкое ламинарное крыло . Поскольку он значительно отличался от «Тайфуна», его переименовали в «Темпест» . «Темпест» стал одним из самых мощных истребителей Второй мировой войны и на малой высоте был самым быстрым одномоторным винтовым самолетом войны. [2]

Поступив на вооружение в 1944 году, «Темпест» выполнял перехват на малых высотах, особенно против угрозы летающих бомб Фау-1 , а также наземные атаки, поддерживающие крупные вторжения, такие как операция «Маркет Гарден» . Позже он успешно атаковал железнодорожную инфраструктуру в Германии и самолеты Люфтваффе на земле, а также отразил аналогичные атаки немецких истребителей. Tempest был эффективен в роли перехватчика на малых высотах, в том числе против недавно разработанных реактивных самолетов, таких как Messerschmitt Me 262 .

Усовершенствованный Tempest II поступил на вооружение только после окончания боевых действий. Он имел несколько улучшений, в том числе был адаптирован для боевых действий против Японии в Юго-Восточной Азии в составе Содружества Сил тигров .

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

Во время разработки более раннего Hawker Typhoon группа дизайнеров под руководством Сиднея Камма уже запланировала ряд усовершенствований конструкции; Кульминацией этих усовершенствований стал Hawker P. 1012 , также известный как Typhoon II или «Тайфун с тонким крылом». [3] [4] Хотя «Тайфун» в целом считался хорошей конструкцией, Камм и его команда конструкторов были разочарованы характеристиками его крыла , которое оказалось слишком толстым в поперечном сечении и, таким образом, создавало проблемы с воздушным потоком, которые ухудшали летные характеристики, особенно на высоких скоростях. на больших высотах и ​​скоростях, где на это влияет сжимаемость . Крыло Тайфуна, в котором использовалась секция крыла 4-значной серии NACA , имело максимальное соотношение толщины к хорде от 19,5 процентов (корневая часть) до 12 процентов (концовка). [5] по сравнению с Supermarine Spitfire, сужающийся до 6 процентов на кончике, причем более тонкая конструкция была выбрана намеренно для уменьшения лобового сопротивления. 13,2 процента у [6] [номер 1] Кроме того, с «Тайфуном» возникали и другие проблемы, такие как ненадежность двигателя, недостаточная структурная целостность и неспособность выполнять функции перехвата на большой высоте. [7]

Прототип Tempest I HM599 с более поздним купольным куполом; В первом полете он имел фонарь типа «автомобильная дверь» и небольшое хвостовое оперение.

В марте 1940 года инженерам было поручено исследовать новое ламинарное крыло с низким лобовым сопротивлением, разработанное NACA в США, которое позже использовалось в североамериканском P-51 Mustang . Крыло с ламинарным обтеканием, принятое для серии Tempest, имело максимальное соотношение толщины к хорде 14,5 процентов в основании и сужающееся до 10 процентов на законцовке. [5] [7] Максимальная толщина крыла Tempest была увеличена до 37,5 процентов хорды по сравнению с 30 процентами у крыла Typhoon, что уменьшило толщину основания крыла на пять дюймов в новой конструкции. [5] [7] Размах крыльев изначально был больше, чем у Тайфуна, и составлял 43 фута (13 м), но позже законцовки крыла были «подрезаны», и крыло стало короче; 41 фут (12 м) против 41 футов 7 дюймов (12,67 м). [5]

крыла в плане Форма была изменена на почти эллиптическую для размещения 800 снарядов к четырем 20-мм пушкам Hispano , которые были перенесены дальше в крыло. Новое крыло имело большую площадь, чем у Тайфуна. [номер 2] но новая конструкция крыла принесла в жертву передние топливные баки «Тайфуна». Чтобы компенсировать эту потерю мощности, инженеры Hawker добавили перед кабиной новый топливный отсек размером 21 дюйм (53 см) с топливным баком емкостью 76 галлонов (345 л). [4] [5] Кроме того, по обе стороны от центроплана были установлены два межлонжеронных крыльевых бака емкостью 28 «Игал» (127 л) каждый, а, начиная с поздней модели Tempest V, в головном корпусе размещался бак емкостью 30 «Игал» (136 л). край корня левого крыла, что дает Tempest общий внутренний запас топлива 162 игала (736 л). [8]

Еще одной важной особенностью нового крыла было предложение Камма разместить радиаторы охлаждения двигателя в передней кромке крыла внутри ходовой части . Это устранило характерный « подбородок » радиатора Тайфуна и улучшило аэродинамику . [5] [7] Дальнейшим улучшением крыла Tempest по сравнению с крылом Typhoon стала исключительная отделка поверхности с проклейкой заподлицо, необходимая для высокопроизводительного аэродинамического профиля с ламинарным потоком . [9] Новое крыло и аэродинамический профиль, а также использование четырехлопастного винта позволили устранить высокочастотные вибрации, от которых страдал Тайфун. [10] Команда разработчиков также решила использовать для Tempest новую версию Mark IV 24-цилиндрового двигателя Napier Sabre H-block, чертежи которого стали доступны Hawker в начале 1941 года. [11]

В феврале 1941 года Камм начал серию обсуждений с должностными лицами Министерства авиационного производства по теме P.1012. [11] В марте 1941 года того же года было получено разрешение приступить к разработке проекта, получившего на тот момент название «Тайфун II». В то время конструкция включала в себя Sabre E.107C (как он тогда назывался) с четырехлопастным винтом, эллиптическим крылом размахом 42 фута и шестью пушечным вооружением; хотя передняя часть фюзеляжа была переработана, задняя часть не изменилась по сравнению с Тайфуном. [12] На этом этапе группа из 45 чертежников в экспериментально-конструкторском бюро Хокера в военное время в Клермонте , Эшер, провела работу по преобразованию предложения в технические схемы, на основе которых можно было начать производство. [11] В марте 1941 года Министерство авиации выпустило спецификацию F.10/41 , предназначенную для этого самолета. Оценка производительности, данная MAP, составляла 455 миль в час на высоте 26 000 футов. [12] В сентябре Камму сообщили директору по техническому развитию министерства авиации, что они решили переоборудовать два «Тайфуна» в новую конструкцию. К октябрю 1941 года разработка предложения продвинулась до завершения разработки нового проекта. [11]

Прототипы

[ редактировать ]
Первый прототип Tempest Mk. II LA602 , опять же с небольшим хвостовым оперением.

18 ноября 1941 года Министерство авиации заключило контракт на пару прототипов «Тайфуна Марк II»; 28 февраля 1942 года новый истребитель был переименован в «Темпест». [5] [11] [номер 3] [а] Осложнения к программе Tempest добавились внешними факторами в виде проблем с двигателем: двигатель Rolls-Royce Vulture и соответствующий самолет Hawker Tornado , который разрабатывался параллельно с Typhoon, были прекращены. Эта мера оказалась разумной, поскольку разработка двигателя на некоторых вариантах Tempest не прошла гладко. [14] Радиальный двигатель Bristol Centaurus теперь также рассматривался для оснащения Typhoon, и в октябре 1941 года Камм был предупрежден о том, что ожидает запрос на установку Centaurus. Это было подтверждено в феврале заказом на шесть прототипов «Центавра»; DTD заявляет, что разработка имеет высший приоритет. [15]

Задержки с разработкой Sabre IV повлияли на проект. Поскольку ожидаемой датой первого полета Tempest был сентябрь 1942 года, двигатель HM595 был заменен на Sabre II с системой охлаждения Typhoon и носовым радиатором. [12] Благодаря предыдущему опыту реализации других программ министерство авиации было достаточно мотивировано, чтобы потребовать, чтобы прототипы Tempest строились с использованием разных двигателей, чтобы, если задержка коснется одного двигателя, альтернативная силовая установка уже была доступна. [11] В мае был одобрен заказ еще на шесть прототипов с альтернативными двигателями, а в июне последовал контракт на два с Sabre, два с Centaurus и два с Rolls Royce Griffons . [12]

Темпест Мк. III прототип LA610.

Было построено шесть прототипов: [16] [17]

  • Один Tempest Mk.I ( серийный номер HM599 ), оснащенный двигателем Napier Sabre Mk.IV.
  • Два Tempest Mk.II (серийные номера LA602 и LA607 ), оснащенные двигателем Bristol Centaurus Mk.IV (LA607 позже получил Centaurus Mk.V) [18]
  • Один Tempest Mk.III (серийный номер LA610 ), оснащенный двигателем Rolls-Royce Griffon 85 (первоначально планировался для Griffon IIB) [19]
  • Один Tempest Mk.IV (серийный номер LA614 ), который так и не был построен, но планировалось оснастить двигателем Griffon 61.
  • Один Tempest Mk.V (серийный номер HM595 ), оснащенный двигателем Napier Sabre Mk.II.

Tempest Mk.I отличался другими новыми функциями, такими как чистый цельный сдвижной фонарь вместо навеса в раме двери автомобиля, а также использовались крыльевые радиаторы вместо «подбородочного» радиатора. [номер 4] Из-за трудностей в разработке двигателя Sabre IV и его крыльевых радиаторов завершение прототипа Mk.I, HM599 , было отложено, и поэтому первым в полет должен был полететь прототип Mk.V, HM595 . [20]

Эволюция кабины и руля направления
Прототип Tempest Mk.V HM595 с ранней конструкцией кабины типа «автомобильная дверь» и небольшим хвостовым оперением.
Серийная модель Tempest Mk.V с поздней конструкцией кабины « пузырчатого фонаря » и большим хвостовым оперением.

2 сентября 1942 года прототип Tempest Mk.V, HM595 , совершил свой первый полет , пилотируемый Филипом Лукасом из Лэнгли, Беркшир , Англия. [20] HM595 , оснащенный двигателем Sabre II, сохранил рамочный фонарь и дверь автомобильного типа, как у Typhoon, и был оснащен «подбородочным» радиатором, аналогичным радиатору Typhoon. [16] На него быстро установили тот же пузырьковый фонарь , что и на Тайфунах, и модифицированный киль , который почти вдвое увеличил площадь вертикального оперения, что стало необходимым, поскольку курсовая устойчивость оригинального киля Тайфуна была снижена по сравнению с килем Тайфуна из-за более длинной носовой части. от нового топливного бака. Горизонтальные стабилизаторы и рули высоты также были увеличены по размаху и хорде; они также устанавливались на Тайфуны позднего производства. [16] [21] Летчики-испытатели обнаружили, что Tempest значительно превосходит Typhoon по характеристикам; В феврале 1943 года пилоты Экспериментального центра самолетов и вооружения в Боскомб-Дауне сообщили, что они были впечатлены «маневренным и приятным в полете самолетом без серьезных недостатков в управлении». [10]

24 февраля 1943 года впервые поднялся в воздух второй прототип HM599 , представлявший собой «Tempest Mk.I», оснащенный двигателем Napier Sabre IV; этот полет был задержан главным образом из-за затянувшихся проблем и сбоев, возникших при разработке нового двигателя Sabre IV. [10] Строительство было приостановлено (чтобы можно было использовать детали для возможного ремонта первого прототипа), пока HM595 не был преобразован в Sabre II. [12] HM599 сначала оснащался более старой конструкцией кабины Typhoon и вертикальным оперением. Устранение радиатора с «подбородком» во многом улучшило общие характеристики, в результате чего Tempest Mk.I быстро стал самым быстрым самолетом, построенным Hawker на тот момент, достигнув во время испытаний скорости 466 миль в час (750 км/ч). полеты. [22] Sabre IV не прошел испытания, поэтому Mk I Tempest было заброшено MAP. [23]

27 ноября 1944 года прототип Tempest Mk.III, LA610 , совершил свой первый полет; было решено прекратить разработки Mk.III, это было связано с тем, что приоритет двигателя Griffon был отдан вместо Supermarine Spitfire . [14] [номер 5] Министерство авиации рассматривало Mk III как замену Hurricane при штурмовке, поскольку более узкий двигатель также обеспечивал лучший обзор, но Typhoon должен был быть временным самолетом для этой роли. На практике «Тайфун» показал себя очень хорошо для наземной атаки. [24]

Работы над вариантом Tempest Mk.IV были прекращены, так как ни один прототип вообще не совершил полет. [14] Tempest Mk.II, выпуск которого неоднократно задерживался из-за силовой установки Centaurus, продолжался, но не был запущен в производство вовремя, чтобы поступить на вооружение во время Второй мировой войны. [21] Постоянные проблемы с Sabre IV привели к тому, что только один Tempest Mk.I ( HM599 был построен ); следовательно, вместо этого компания Hawker приступила к запуску в производство «Tempest V», оснащенного Sabre II. [25]

В августе 1942 года, еще до того, как был проведен первый полет прототипа Tempest V, Министерство авиации разместило заказ на производство 400 Tempest. [20] [б] Этот заказ был разделен: первоначальная партия из 100 экземпляров представляла собой Tempest V «Series I», оснащенную двигателем серии Sabre IIA мощностью 2235 л.с. (1667 кВт) с характерным радиатором на подбородке, а остальные должны были производиться как Tempest I, оснащенный Sabre IV и передовыми радиаторами. Эти 300 Tempest Is были предназначены для замены заказа на аналогичное количество Typhoon, размещенного у Gloster Aircraft Company . [20] [номер 6] Как выяснилось, трудности с Sabre IV и крыльевыми радиаторами привели к тому, что эта версия так и не поступила в производство, вместо этого соответствующий заказ был переключен на 300 Tempest V "Series 2". [20] [27] [номер 7]

Темпест Мк. Прототип V с купольным фонарем и Mk. V-образное оперение, но с 20-мм пушкой Hispano Mk. II пушки.

В начале 1943 года на заводе Hawker в Лэнгли была установлена ​​производственная линия для Tempest Mk.V, наряду с существующей производственной линией для Hawker Hurricane . [21] Первоначально производство шло медленно, как утверждается, из-за проблем с задним лонжероном. 21 июня 1943 года первый серийный Tempest V, JN729 . с конвейера сошел [21] [25] и его первый полет провел летчик-испытатель Билл Хамбл . [29]

Первый серийный Tempest Mk. В JN729 . Длинноствольная пушка Hispano II и пятиспицевые главные колеса Typhoon были отличительными чертами первой производственной партии из 100 Tempests Vs.

Во время производства первой партии из 100 Tempest V «Series Is», отличающихся префиксом серийного номера JN , постепенно вводилось несколько улучшений, которые с самого начала использовались на всех последующих Tempest V «Series 2» с префиксами серийных номеров EJ. НВ и СН. Соединение фюзеляжа . и хвостового оперения изначально имело 20 внешних усиливающих «накладок», аналогичных тем, которые были установлены на «Тайфуне», но вскоре задняя часть фюзеляжа была усилена, и, поскольку накладки больше не требовались, задняя часть фюзеляжа стала съемной [30] В первой серии Tempest V использовался сборный задний лонжерон с переборкой (сразу за кабиной), который был адаптирован от Typhoon. Небольшие вздутия на верхнем корневом обтекателе заднего крыла закрывали болты крепления. Позже он был заменен на новый кованый легкий узел, который соединялся с новыми лонжеронными балками: верхние корневые волдыри крыла были заменены небольшими каплевидными обтекателями под крыльями. [30]

Первые 100 Tempest V были оснащены 20-мм (0,79 дюйма) пушкой Hispano Mk.II с длинными стволами, которые выступали вперед перед передними кромками крыла и были закрыты короткими обтекателями; позже производство Tempest V перешло на короткоствольные Hispano Mk.V с дульным срезом на одном уровне с передней кромкой. [27] В ранних моделях Tempest V использовались пятиспицевые колеса Typhoon размером 34 на 11 дюймов (86 на 28 см), но у большинства были четырехспицевые колеса меньшего размера 30 на 9 дюймов (76 на 23 см). [31] Новая конструкция лонжерона Tempest V также позволяла перевозить под крыльями внешние запасы весом до 2000 фунтов (910 кг). [25] В результате несколько самолетов Tempest V раннего производства прошли обширные эксплуатационные испытания в Боскомб-Дауне на предмет допуска к установке внешних запасов, таких как одна бомба весом 250–1000 фунтов (110–450 кг) или восемь бомб класса «воздух-земля» по 60 фунтов. Ракеты РП-3 под каждым крылом. 8 апреля 1944 года Tempest Mk.V получил общее разрешение. [32] нести такие боеприпасы, но лишь немногие Tempest Mk.V использовали бомбы во время войны. [21] [33] Ракеты Mk.V никогда не использовались в боевых условиях во время войны. [34]

Как и во всех серийных самолетах, эти функции могли частично дублироваться по мере появления новых компонентов. В середине-конце 1944 года как на Typhoon, так и на Tempest были представлены другие особенности: был установлен транспондер Rebecca , соответствующая антенна которого появилась под левой центральной частью. , появился небольшой вытянутый овальный статический порт На задней части правого борта фюзеляжа, прямо над красным центральным пятном значка Королевских ВВС . Очевидно, это использовалось для более точного измерения высоты самолета. [ нужна ссылка ]

Необычно то, что, несмотря на то, что Tempest V был лучшим истребителем малых и средних высот Королевских ВВС, он не был оснащен новым гироскопическим прицелом Mk.IIC (который устанавливался на Спитфайры и Мустанги Королевских ВВС с середины 1944 года), что могло бы значительно улучшились шансы сбить самолет противника. Пилоты Tempest продолжали использовать либо рефлекторный прицел Type I Mk.III , который проецировал прицельную сетку прямо на лобовое стекло, либо Mk.IIL до тех пор, пока сразу после Второй мировой войны не был представлен гироскопический прицел на Tempest II. [35]

Два Tempest V, EJ518 и NV768 , были оснащены Napier Sabre V и экспериментировали с несколькими различными кольцевыми радиаторами производства Napier , которыми они напоминали Tempest II. Оказалось, что эта конфигурация создает меньшее сопротивление, чем стандартный «подбородочный» радиатор, что способствует увеличению максимальной скорости примерно на 11–14 миль в час. [36] Позже NV768 был оснащен канальным обтекателем, аналогичным тому, который был установлен на Fw 190 V1 . [22] [37]

Испытания 47-мм противотанковой пушки

[ редактировать ]
Tempest SN354 , оснащенный экспериментальными 47-мм пушками класса P и стандартными колесами меньшего размера с четырьмя спицами.

Tempest V SN354 был оснащен двумя экспериментальными подкрыльевыми 47-мм пушками класса P (построенными компанией Vickers ). Сразу после войны [38] [39] [с] Эти орудия были частью проекта, начатого в середине 1942 года, по разработке более мощной бортовой противотанковой пушки , чем 40-мм пушка Vickers класса S , которая использовалась на Hurricane IID. [38] [д] Орудия «Виккерс» размещались в длинных тонких обтекаемых гондолах, переносимых на бомбодержателях. [34] и имел по 38 патронов каждый. [41] Сохранившиеся фотографии позволяют предположить, что с этой установки были сняты 20-мм крыльевые орудия. Испытания оружия показали, что оружие имеет потенциал, но производство не было начато. [34]

Темпест Мк.II

[ редактировать ]
Темпест Мк. II с купольным фонарем и Mk. V-образное оперение, но с 20-мм пушкой Hispano Mk. II пушки.

В результате прекращения проекта «Торнадо» Сидни Камм и его группа конструкторов перенесли альтернативные предложения двигателей для «Торнадо» на более совершенный «Темпест». [17] Таким образом, с самого начала он был спроектирован для использования 18-цилиндрового радиального двигателя Bristol Centaurus в качестве альтернативы двигателям жидкостного охлаждения, которые также предлагались. Была построена пара прототипов Tempest II с двигателями Centaurus. [42] За исключением нового двигателя и капота, прототипы Tempest II были похожи на ранние серии Tempest Vs. Двигатель Centaurus был плотно закрыт капотом, а выхлопные трубы были сгруппированы позади и по обе стороны от двигателя: сзади находились воздуховыпускные отверстия с автоматическими выдвижными «жабрами». Воздухозаборники карбюратора находились во внутренних передних кромках обоих крыльев, маслорадиатор и воздухозаборник - во внутреннем правом крыле. Установка двигателя во многом была основана на исследованиях трофейного Focke-Wulf Fw 190 , и была чистой и эффективной.

28 июня 1943 года первый Tempest II, LA602 , поднялся в воздух с двигателем Centaurus IV (2520 л.с./1879 кВт) с четырехлопастным винтом. Первоначально LA602 летал с килем и рулем направления типа «Тайфун». За ним последовал второй, LA607 , который был оснащен увеличенным спинным килем и совершил первый полет 18 сентября 1943 года: LA607 был поручен разработке двигателя. [43] [номер 8] Первой серьезной проблемой, с которой пришлось столкнуться во время первых нескольких полетов, была серьезная вибрация двигателя, которую удалось устранить путем замены жестких восьмиточечных опор двигателя на шеститочечные опоры с резиновыми накладками. В дальнейшей попытке снизить вибрацию двигателя четырехлопастной винт заменили пятилопастным; в конечном итоге был сделан выбор в пользу хорошо сбалансированного четырехлопастного агрегата. [44] [45] Также возникали проблемы с перегревом двигателя, плохой смазкой коленчатого вала, неисправностями выхлопной системы и заеданием редуктора. Из-за этих проблем, а также из-за решения «тропизировать» все Tempest II для службы на театре военных действий в Юго-Восточной Азии , производство было отложено. [43] [46]

Новые Tempest II из первой серийной партии Hawker Aircraft. Обратите внимание на плотно прикрытый капот двигателя, а также воздухозаборники карбюратора и маслоохладителя на внутренней передней кромке правого крыла.

Еще в сентябре 1942 года были размещены заказы на постройку 500 Tempest II компанией Gloster, но в 1943 году, из-за того, что приоритет был отдан Typhoon, контракт на производство 330 Tempest II был передан Бристолю вместо этого , в то время как Hawker должен был построить 1800 самолетов. . Этот переход еще больше задержал производство. [46] [47] 4 октября 1944 года с конвейера сошел первый Tempest II; первые шесть серийных самолетов вскоре присоединились к двум прототипам для обширных испытаний и испытаний. [46] С приближением конца Второй мировой войны заказы на Tempest II были сокращены или отменены; после того, как 50 Tempest II были построены на теневом заводе в Бристоле недалеко от Банвелла , производство было остановлено и возвращено компании Hawker, которая построила в общей сложности 402 самолета двумя производственными партиями: 100 были построены как истребители, а 302 - как истребители-бомбардировщики. (FB II) с усиленными крыльями и стойками крыльев, способными нести бомбы массой до 1000 фунтов. [48]

Физически Tempest II был длиннее, чем Tempest Mk.V (34 фута 5 дюймов (10,49 м) против 33 футов 8 дюймов (10,26 м) и на 3 дюйма (76 мм) ниже. Вес более тяжелого двигателя Centaurus (2695 фунтов) (1222 кг) против 2360 фунтов (1070 кг) было компенсировано отсутствием тяжелого радиатора, так что Tempest II был всего на 20 фунтов (9,1 кг) тяжелее в целом. Максимальная скорость составила 442 миль в час (711). км/ч) на высоте 15 200 футов (4600 м) и скороподъемностью на ту же высоту потребовалось четыре с половиной минуты по сравнению с пятью минутами у Tempest Mk.V, практический потолок также был увеличен до 37 500 футов (11 400 м); [49]

Меры по тропической адаптации включали установку воздушного фильтра и воздухозаборника в верхней носовой части фюзеляжа, сразу за капотом двигателя, а также замену L-образной головки Пито под внешним левым крылом прямым стержнем, выступающим из передней кромки левого внешнего крыла. . Все серийные самолеты были оснащены двигателем Centaurus V мощностью 2590 л.с. (1930 кВт) и винтом Rotol диаметром 12 футов 9 дюймов (3,89 м) . [31] Tempest II, произведенные во время войны, предназначались для боевых действий против Японии и должны были войти в состав Tiger Force , предлагаемой Великобритании и Содружества, базирующейся на Окинаве для нападения на родные острова Японии. группы бомбардировщиков дальнего действия [50] Тихоокеанская война закончилась прежде, чем они смогли быть развернуты. [45]

Темпест Мк.VI

[ редактировать ]
Темпест Мк. VI.

Различные инженерные усовершенствования, вошедшие в Tempest II, были включены в последний вариант Tempest, получивший обозначение Tempest VI . Этот вариант оснащался двигателем Napier Sabre V мощностью 2340 л.с. (1740 кВт). Для более мощного Sabre V требовался радиатор большего размера, который сместил масляный радиатор и воздухозаборник карбюратора из центра радиатора; Воздух для карбюратора отводился через воздухозаборники на передней кромке внутренних крыльев, а масляный радиатор располагался за радиатором. Большинство Tempest VI были тропическими, причем главной особенностью этого процесса был воздушный фильтр, который был установлен в обтекателе в нижней центральной части. [45] Другие изменения включали усиление заднего лонжерона и установку пружинных выступов, что обеспечило этому варианту превосходные характеристики управляемости. [45]

Первоначальный прототип Tempest V, HM595 , был значительно модифицирован, чтобы служить прототипом Tempest VI. [45] 9 мая 1944 года HM595 совершил свой первый полет после реконструкции под управлением Билла Хамбла. В декабре 1944 года HM595 был отправлен в Хартум , Судан, для проведения серии тропических испытаний. В 1945 году еще два самолета Tempest V, EJ841 и JN750 , были переоборудованы в стандарт Tempest VI для участия в эксплуатационных испытаниях на авиабазе RAF Boscombe Down. [45]

В какой-то момент для ВВС было заказано 250 Tempest VI; однако окончание войны привело к интенсивному сокращению многих авиационных программ, в результате чего было построено только 142 самолета. [45] Долгое время считалось, что существуют Tempest VI, переоборудованные для буксировки целей ; однако ни в одной истории эксплуатации самолетов не отмечено таких преобразований, и никаких подтверждающих фотографических доказательств обнаружено не было. Tempest VI был последним истребителем с поршневым двигателем, находившимся на вооружении Королевских ВВС, его заменили самолеты с реактивными двигателями.

Дизайн доски для рисования

[ редактировать ]

В 1943 году Камм начал работу над новой конструкцией истребителя, оснащенного еще не построенным двигателем Rolls-Royce R.46 . Проект, получивший обозначение P.1027 , по существу представлял собой слегка увеличенный вариант Tempest с двигателем R.46, мощность которого, как ожидалось Hawker, составляла около 4000 л.с. (2980 кВт). Этот двигатель приводил в движение пару четырехлопастных винтов противоположного вращения . Радиатор был перенесен в подфюзеляжную ванну, установленную под задней частью фюзеляжа и центропланом крыла: размах крыла составлял 41 фут (12 м), а длина - 37 футов 3 дюйма (11,35 м). [51]

Однако в сентябре работа над конструкцией P.1027 была прекращена в пользу дальнейшей разработки конструкции P.1030. Она имела радиаторы на передней кромке крыла и имела большие габаритные размеры: размах крыла 42 фута (13 м) и 39 м. Длина футов 9 дюймов (12,12 м). Максимальная скорость была рассчитана как 509 миль в час (819 км/ч) на высоте 20 000 футов со скоростью набора высоты 6 400 футов/мин (1951 м/мин). Планировалось, что практический потолок составит более 42 000 футов (13 000 м). [51] Работа над обоими в конечном итоге была прекращена, когда Камм решил вместо этого сосредоточить усилия на проектировании более многообещающих конструкций реактивных двигателей, над которыми он работал.

Темпест Мк. V, летящий над головой, отмечен черно-белыми полосами, используемыми для облегчения идентификации самолетов Hawker Typhoon и Tempest. Эти полосы, похожие на более поздние полосы вторжения , использовались до 20 апреля 1944 года.

Tempest был одномоторным истребителем, превосходно летавшим на малых высотах. На службе его основная роль вскоре переросла в проведение операций «вооруженной разведки», часто в глубоком тылу противника. «Темпест» особенно хорошо подходил для этой роли из-за своей высокой скорости на малых и средних высотах, большой дальности полета при оснащении двумя подвесными баками емкостью 45 галлонов, хорошей огневой мощи четырех 20-мм пушек и хорошей обзорности для пилота. [52] Трехсекционное лобовое и боковые стекла Tempest были непосредственно улучшены в результате изучения трофейных Focke-Wulf Fw 190. Улучшения включали тщательный дизайн и расположение конструкции рамы, а слепые зоны были сведены к абсолютному минимуму. Он имел пуленепробиваемую центральную панель, состоящую из двух слоев: внешнего толщиной 1,5 дюйма (38 мм) и внутреннего толщиной 0,25 дюйма (6,4 мм). [53]

Большинство серийных Tempest были оснащены одним мощным 24-цилиндровым двигателем Napier Sabre II. Все версии Sabre приводились в движение либо четырехлопастным винтом De Havilland Hydromatic диаметром 14 футов (4,3 м), либо Rotol . Начиная с серии EJxxx, на Tempest V использовались как улучшенные Sabre IIB, так и IIC. Эти двигатели были способны развивать мощность более 2400 л.с. (1800 кВт) при аварийном наддуве в течение коротких периодов времени. [54] [55] Альтернативные двигатели использовались в некоторых серийных вариантах, таких как Tempest II, для которого был принят один Bristol Centaurus 18-цилиндровый радиальный двигатель , или последний Tempest VI, на котором использовался Napier Sabre V. На ранних этапах разработки было предложено принять на вооружение несколько других двигателей, некоторые из которых были испытаны на нескольких прототипах. [14]

Крыло Tempest было одной из наиболее важных конструктивных особенностей, поскольку оно было разработано на основе Typhoon с использованием более тонкого подхода к конструкции с ламинарным потоком. крыла Форма в плане имела близкую к эллипсу форму; вооружение самолета из четырех 20-мм пушек Hispano с боезапасом 800 снарядов. В крыло также было встроено [5] Элероны , были оснащены подпружиненными выступами которые уменьшали аэродинамические нагрузки, упрощая их использование пилотом и значительно улучшая скорость крена выше 250 миль в час (400 км/ч). [25] [32] Лонжеронная конструкция Tempest V также позволяла крыльям нести до 2000 фунтов (910 кг) внешних запасов. Специально для Tempest компанией Hawker был также разработан обтекаемый «сбрасываемый бак» емкостью 45 галлонов (205 л) для увеличения рабочего радиуса на 500 миль (800 км) и обтекатель авианосца; в модернизированном крыле была установлена ​​сантехника для этих баков, по одному на каждое крыло. [25] [49]

LA602, прототип Tempest с двигателем Bristol Centaurus.

Основная ходовая часть была переработана по сравнению с Typhoon: она имела удлиненные опоры и более широкую гусеницу (16 футов; 4,9 м) для улучшения устойчивости на высокой посадочной скорости 110 миль в час (180 км/ч), а также для обеспечения зазора между концами для нового шасси. Четырехлопастной винт Havilland диаметром 14 футов (4,3 м). Основными узлами ходовой части были Dowty рычажные узлы подвески с цапфами , которые укорачивали опоры при втягивании. [54] [56] Выдвижное хвостовое колесо было полностью закрыто небольшими дверцами и могло быть оснащено либо простой шиной производства Dunlop , либо «двухконтактной» антишимми-покрышкой Dunlop-Marstand. [54]

Во время разработки Камм и команда дизайнеров Hawker уделяли первоочередное внимание обеспечению легкого доступа к Tempest как для воздушных, так и для наземных экипажей; с этой целью передняя часть фюзеляжа и кабина более ранних семейств Hurricane, а также Tempest и Typhoon были закрыты большими съемными панелями, обеспечивающими доступ к как можно большему количеству компонентов, включая органы управления полетом и вспомогательное оборудование двигателя. Обе верхние основы крыла имели панели с нескользящим покрытием. У пилота выдвижное стремя для ног под задней кромкой правого борта было связано с парой поручней, прикрытых подпружиненными закрылками. Благодаря системе тяг при открытом фонаре стремя опускались и открывались створки, обеспечивая легкий доступ в кабину; при закрытии фонаря стремя поднимались в фюзеляж, и закрылки закрывались.

Операционная история

[ редактировать ]
Формирование Tempest Mk. Против 122-го крыла, возвращающегося на свою базу в B80/Volkel , Нидерланды.
Темпест Мк. V из 486-й эскадрильи RNZAF в Фолькеле, Алг , Нидерланды , 1945 год.

К апрелю 1944 года Tempest V получил всеобщее признание и находился в руках оперативных эскадрилий; 3-я эскадрилья была первой полностью оснащенной, за ней следовала 486-я (Новая Зеландия) эскадрилья (единственная эскадрилья по статье XV, оснащенная «Бурями» во время Второй мировой войны), заменившая свои предыдущие «Тайфуны». [32] Третье подразделение — 56-я эскадрилья — первоначально сохранило свои «Тайфуны», а затем было временно оснащено «Спитфайрами IX» до тех пор, пока не было доступно достаточное количество «Темпестов». [57] [номер 9] К концу апреля 1944 года эти подразделения базировались на авиабазе британских ВВС Ньючерч в Кенте, новой « передовой посадочной площадке » (ALG), где они сформировали 150-е крыло под командованием командира звена Роланда Бимонта . Новое крыло входило в состав Вторых тактических воздушных сил (2-й TAF).

Большинство операций, проводимых 150-м крылом, включали высотные истребительные зачистки, наступательные операции, известные как «Рейнджеры», а также разведывательные миссии. До высадки в Нормандии «Темпесты» регулярно совершали дальние вылеты на территорию противника и проникали в Северную Францию ​​и Нидерланды , используя комбинацию пушек и бомб для атаки аэродромов, радиолокационных установок, наземных транспортных средств, прибрежных судов и стартовых площадок. для немецких летающих бомб Фау-1 . [32] Наращивание эскадрилий, оснащенных Tempest, быстро увеличивалось, отчасти из-за таких факторов, как угроза Фау-1, хотя забастовка рабочих в сборочном цехе Hawker отрицательно повлияла на эти темпы; к сентябрю 1944 года в эксплуатации действовало пять передовых эскадрилий «Темпест» общей численностью 114 самолетов. [32]

В июне 1944 года по Лондону был запущен первый из Фау-1; Отличные характеристики «Темпеста» на малых высотах сделали его одним из предпочтительных средств для борьбы с небольшими быстролетящими беспилотными ракетами. 150-е крыло было передано обратно в состав истребительного командования Королевских ВВС ; Вскоре на эскадрильи «Темпест» пришлась значительная часть общего числа сбитых летающими бомбами ВВС Великобритании (638 из 1846 уничтоженных самолетами). [32] [58] [ нужна страница ] Используя внешние подвесные баки, «Темпест» мог поддерживать постоянное патрулирование в течение четырех с половиной часов у южного побережья Англии на траекториях подхода Фау-1. [59] Руководствуясь четкими инструкциями береговой радиолокационной установки, «Темпесты» должны были быть готовы к типичному преследованию и либо использовать артиллерийский огонь, либо подталкивать Фау-1 самим самолетом, чтобы уничтожить его. [60]

Ранний Tempest Mk. V из 486-й эскадрильи. Апрель 1944 года. JN766 все еще имеет черно-белые опознавательные полосы под крылом в стиле Тайфуна.
Ранний Tempest Mk. V из 3-й эскадрильи. дозаправляется и перевооружается наземной командой в Ньючерче , Кент , июнь 1944 года.

В сентябре 1944 года подразделения «Темпест», базировавшиеся на передовых аэродромах в Англии, поддерживали операцию «Маркет Гарден» — воздушную попытку захватить плацдарм над Рейном . 21 сентября 1944 года, когда угроза Фау-1 отступила, эскадрильи «Темпест» были передислоцированы во 2-й TAF, фактически поменявшись местами с «Мустанг III» эскадрильями 122-го авиаполка , которые стали частью подразделений истребительного командования, выполняющих функции сопровождения бомбардировщиков. [61] 122-е крыло теперь состояло из 3-й эскадрильи, 56-й эскадрильи, 80-й эскадрильи. , 274-я эскадрилья. (до марта 1945 г.) и 486-я (Новая Зеландия) эскадрилья. С 1 октября 1944 года 122-е крыло базировалось в ALG B.80 (Фолькель) недалеко от Удена , в Нидерландах . [61] На начальном этапе операций «Темпест» регулярно выходил победителем и оказывался трудным противником для и Fw 190 Люфтваффе Мессершмитт истребителей Bf 109G . [32]

Вылеты по вооруженной разведке обычно выполнялись двумя секциями (восемь самолетов), летавшими в строю «палец-четыре» , которые пересекали линию фронта на высоте от 7000 до 8000 футов: как только «Темпесты» достигали назначенной целевой зоны, головная секция опускалась до 4000 футов. (1200 м) или ниже для поиска целей для обстрела, в то время как другая секция пролетела на высоте 1000 футов (300 м) выше и под солнцем. После того, как первая секция провела несколько атак, она поменялась местами со второй секцией, и атаки продолжались до тех пор, пока не были израсходованы все боеприпасы, после чего «Темпесты» возвращались на базу на высоте 8000 футов. [62] Поскольку многие из наиболее выгодных целей обычно находились примерно в 250 милях от базы, «Темпесты» обычно имели два подвесных бака емкостью 45 галлонов, которые включались вскоре после взлета. Хотя были опасения, что пустые баки взорвутся при попадании в них зенитной артиллерии, угроза так и не возникла, и, поскольку танки часто было трудно выбросить, их обычно перевозили на протяжении всей операции, практически не влияя на производительность, снижая максимальную скорость на 5-7%. 10 миль в час и дальность на 2 процента. [62] [63]

В период с октября по декабрь 1944 года «Темпест» практически был выведен из боевых действий для проведения капитального ремонта, а также для того, чтобы дать возможность оперативным летчикам обучать новичков. [60] Процесс капитального ремонта включал замену или капитальное обслуживание их двигателей и вывод ограниченного числа самолетов, оснащенных рессорами; это настолько увеличило маневренность, что возник риск повреждения планера. В декабре 1944 года, после возвращения «Бури» в строй, перед этим типом стояла двойная задача: систематическое разрушение северогерманской железнодорожной сети вместе со всеми связанными с ней возможными целями, а также поддержание господства в воздухе на северогерманском театре военных действий, поиск и уничтожение любого высокопроизводительного истребителя или бомбардировщика Люфтваффе , как в воздухе, так и на земле. [64]

В декабре 1944 года было сбито в общей сложности 52 немецких истребителя, уничтожено 89 поездов и бесчисленное количество военной техники, потеряно 20 «Темпестов». После Люфтваффе » операции « Унтернемен Боденплатте 1 января 1945 года 122-е авиакрыло приняло на себя основную тяжесть операций истребителей малой и средней высоты 2-й тактической воздушной армии , которая случайно уклонилась от масштабного рейда на Боденплатте и внесла свой вклад в усилия по перехвату рейдеры. [43] [65] В это время Spitfire XIV из 125 и 126 Wings часто обеспечивали прикрытие Tempests на средних и больших высотах, которые находились под сильным давлением: в январе крыло потеряло 47 пилотов. В феврале 1945 г. 33 и 222 эскадрильи. из 135-го крыла , преобразованного из Spitfire Mk IX, к которому в марте присоединилась 274-я эскадрилья. 135 Wing базировалось на базе ALG B.77 ( аэродром Гильзе-Риен ) в Нидерландах. [43] [65] Интенсивность операций сохранялась до конца войны. [43]

Против передовых немецких самолетов

[ редактировать ]

Пилотируя «Темпест» 19 апреля 1945 года, летный офицер Джеффри Уокингтон первым сбил Heinkel He 162 , новейший на тот момент реактивный истребитель Люфтваффе . , который только что поступил на вооружение I./JG 1 (1-я группа Jagdgeschwader) 1 Оэсау — «1-й истребительный авиаполк»). [66]

Пилоты Tempest, в том числе французский ас Пьер Клостерманн , совершили первое боевое столкновение союзников с Dornier 335 в апреле 1945 года. В своей книге «Большое шоу» он описывает руководство полетом Hawker Tempests из 3-й эскадрильи британских ВВС над северной Германией, когда они увидел одинокий самолет необычного вида, летевший на максимальной скорости на уровне верхушек деревьев. Обнаружив британский самолет, немецкий пилот изменил курс, чтобы уклониться. Несмотря на значительную скорость «Темпеста» на малой высоте, Клостерманн решил не пытаться преследовать его, поскольку он явно был намного быстрее, хотя один из двух других «Темпестов» все же некоторое время преследовал его. [67] [ нужна полная цитата ]

В 1945 году «Темпестс» сбил несколько новых немецких самолетов, включая « Мессершмитт Ме-262» . Хьюберт Ланге, пилот Ме-262, сказал: «Самым опасным противником Мессершмитта Ме-262 был британский Hawker Tempest — чрезвычайно быстрый на малых высотах, очень маневренный и тяжеловооруженный». [68]

Некоторые Me 262 были уничтожены с использованием тактики, известной в 135-м крыле как «Крысиная схватка»; [69] Когда сообщалось, что Me 262 поднялся в воздух, началась немедленная тревога. Они не перехватили самолет напрямую, а вместо этого полетели в сторону авиабазы ​​Рейн-Хопстен , где, как известно, базируются Me 262 и Ar 234 . [70] Целью было атаковать самолеты при заходе на посадку, когда они были наиболее уязвимы, двигались медленно, с опущенными закрылками и неспособны к быстрому ускорению. Немцы в ответ создали «зенитную линию» из более чем 150 зенитных батарей Flakvierling счетверенных 20-мм в Райне-Хопстене для защиты подступов. [71] [номер 10] После того, как семь «Темпестов» были потеряны в результате зенитного огня в Рейн-Хопстене за одну неделю, «Крысиная схватка» была прекращена. В течение нескольких дней в марте 1945 года « Нет , повторяю, никаких наземных атак». действовала строгая политика [72]

Коэффициент успешности воздушного боя

[ редактировать ]

В бою воздух-воздух подразделения «Темпест» достигли расчетного соотношения успехов в воздушном бою примерно 8: 1, одержав 239 подтвержденных побед (не считая дополнительных «побед» над беспилотной летающей бомбой Фау-1), 9 вероятных побед; потери: 31 включая вероятные.) [73] [74]

Лучшим пилотом Tempest был командир эскадрильи Дэвид Фэрбенкс DFC , американец, присоединившийся к Королевским ВВС Канады в 1941 году. К середине 1944 года он летал в составе 274-й эскадрильи. Когда он был сбит и попал в плен в феврале 1945 года, он уничтожил 11 или 12 немецких самолетов (и один общий), что сделало его самым результативным асом Темпеста. [75]

Другая деятельность

[ редактировать ]
3-я эскадрилья RAF Tempest и экипаж во время инструктажа перед вылетом во время битвы за Нормандию , 1944 год.
Темпест ТТ Mk. Буксир-мишень V, 1948 год.

Первые полеты пилотов Королевских ВВС показали, что Tempest, в отличие от Typhoon, не имеет бафтинга на скорости до 500 миль в час (800 км/ч) и несколько выше. [32] В 1944 году несколько пилотов-ветеранов USAAF управляли «Темпестом» в учебных боевых учениях, проходивших над югом Англии; Американской По итогам этих операций пришли к выводу, что он был примерно похож на P-47 Thunderbolt Республики . «Темпест» был признан самым эффективным истребителем ВВС Великобритании, находящимся на вооружении По словам автора авиации Фрэнсиса К. Мейсона, ко Дню Победы . [32] После окончания войны ВВС Великобритании выбрали Tempest в качестве своего стандартного истребителя, ожидая появления на вооружении более новых самолетов, многие из которых будут разработаны после войны, таких как de Havilland Hornet и de Havilland Vampire , а также Глостерский метеор . Ряд эскадрилий будут использовать Tempest в качестве своего последнего типа с поршневым двигателем, прежде чем переоборудоваться в истребители нового поколения с реактивными двигателями, которые будут доминировать в следующем десятилетии и далее. [43]

Дальний Восток

[ редактировать ]

Более поздний вариант Tempest Mk.II был адаптирован для тропиков, поскольку было решено, что этот вариант будет предназначен для боевых действий против Японии. Предполагаемая роль этого типа заключалась в том, чтобы быть специально построенным типом, который будет участвовать в Силах тигра , которые представляли собой предполагаемые Британского Содружества бомбардировочные силы дальнего действия , которые должны были быть размещены на Окинаве в качестве передовой базы для операций против материковой части Японии. . [50] Прежде чем Tempest Mk.II поступил на вооружение, Тихоокеанская война закончилась. [45] К октябрю 1945 года в общей сложности 320 Tempest II были доставлены в подразделения технического обслуживания, дислоцированные в RAF Aston Down и RAF Kemble ; Эти самолеты в основном отправлялись в эскадрильи, дислоцированные за границей в Германии и Индии, а также в других местах, таких как Гонконг и Малайзия . [45] 8 июня 1946 года Tempest II, которым пилотировал Роланд Бимонт, возглавил пролёт на праздновании победы в Лондоне в 1946 году . RAF Tempest II применялись в боевых действиях против партизан Малайской национальной освободительной армии на ранних стадиях чрезвычайной ситуации в Малайзии . [45]

Послевоенный

[ редактировать ]

Всего было произведено 142 Tempest Mk VI, которыми были оснащены девять эскадрилий Королевских ВВС, пять из которых дислоцировались на Ближнем Востоке из-за их пригодности для таких условий. Ожидалось, что этот конкретный вариант будет иметь короткий срок службы, и их поэтапный вывод начался в 1949 году. В 1950-х годах Tempest в основном использовался в своем окончательном качестве в качестве буксира -мишени. В 1947 году ВВС Великобритании передали в общей сложности 89 самолетов Tempest FB II ВВС Индии (IAF), а еще 24 были переданы ВВС Пакистана (PAF) в 1948 году. И Индия, и Пакистан будут эксплуатировать Tempest до 1953 года. [45] Некоторые из этих самолетов все еще существуют, три из которых восстановлены до летной годности в США и Новой Зеландии. Восстановление IAF Tempest Mk.II, MW376 , в Новой Зеландии было остановлено из-за неожиданной смерти владельца в 2013 году, самолет был продан канадскому энтузиасту; По состоянию на апрель 2016 года MW376 проходил масштабные работы на объектах в Келоуне , Британская Колумбия , Канада. Его восстанавливают до рабочего состояния.

Варианты

[ редактировать ]
Темпест Мк. я
Прототип, оснащенный Napier Sabre Mk. IV Рядный поршневой двигатель с маслоохладителями и радиаторами, расположенными в крыле для уменьшения лобового сопротивления, построен один самолет.
Темпест Мк. II
Одноместный истребитель ВВС Великобритании, оснащенный самолетами Bristol Centaurus Mk. V-образный двигатель, короткоствольный Hispano Mk. V и стандартный Mk. V-образное хвостовое оперение. [18] Пушки на Tempest Mk. II имел меньше патронов по сравнению с Tempest Mk. В и Мк. VI (162 внутренних и 152 подвесных). [34] 402 построены компанией Hawker в Лэнгли и 50 — компанией Bristol Airplane Company, Банвелл.
  • Темпест Ф. Мк. II – (Ф.2 [и] ) — Первоначальная версия истребителя Tempest Mk. II. 100 построено компанией Hawker [48] и 50 от Бристоля. [18] Позже обновлен до стандарта FB. [18]
  • Темпест ФБ Мк. II - (FB.2) - более поздняя версия истребителя-бомбардировщика Tempest Mk. II с усиленными крыльями и подкрыльевыми узлами подвески бомбовых и ракетных пилонов, а также другими небольшими изменениями. [18] 302 построен компанией Hawker. [48] [18]
Темпест Мк. III
Экспериментальная одноместная версия Tempest, оснащенная поршневым двигателем Rolls-Royce Griffon 85 и воздушными винтами противоположного вращения. [76] Построен один прототип (LA610). [76]
Темпест Мк. IV
Вариант Tempest с поршневым двигателем Rolls-Royce Griffon 61. [76] Один прототип (LA614) списан в феврале 1943 года. [76]
Темпест Мк. В – Ф. Мк. В – (Ф.5)
Одноместный истребитель ВВС Великобритании, оснащенный самолетами Napier Sabre Mk. IIA, IIB или IIC, 801 построен в Лэнгли. [77]
  • Темпест Ф. Мк. V Series 1 - первоначальная серийная версия Tempest Mk V. Самолеты Series 1 были оснащены четырьмя длинноствольными 20-мм (0,79 дюйма) Hispano Mk. II пушки [номер 11] и продолжал использовать некоторые компоненты «Тайфуна». 100 построено. [77]
  • Темпест Ф. Мк. V Series 2 — более поздняя серийная версия Tempest Mk. V, начиная с серии 2. Из серии 2 самолеты были оснащены четырьмя короткоствольными 20-мм пушками Mark V Hispano и другими изменениями производственной линии. построено 701 шт. [77]
  • Темпест Мк. V "(PV)" – экспериментальная противотанковая версия Tempest Mk. V оснащен двумя экспериментальными подкрыльевыми PV (Class P, Vickers 47-мм противотанковыми установками ) . [38] Один Темпест Мк. V (SN354), модифицированный для тестирования. [34]
  • Темпест ТТ Мк. 5 - (TT.5) - После Второй мировой войны несколько Tempest Mk V были переоборудованы в качестве буксиров-мишеней.
Темпест Мк. VI – Ф. Мк. VI (Ф.6)
Одноместный истребитель ВВС Великобритании, оснащенный самолетами Napier Sabre Mk. Двигатель V (2340 л.с.), но в остальном эквивалентен более позднему Tempest Mk. В. 142 построено. [78]

Операторы

[ редактировать ]

Выживший самолет

[ редактировать ]
Сохранившийся Tempest II, PR536 , выставленный в Музее Королевских ВВС в Лондоне , Хендон , Лондон.
Tempest TT.5 NV778 на подвесном дисплее.

Годен к полетам

[ редактировать ]
  • Mk.II G-TEMT/MW763 — впервые построен как Tempest II и принят на вооружение Королевских ВВС с серийным номером MW763 в 1945 году. В 1948 году самолет передан ВВС с серийным номером HA586 . В 1989 году он был переведен в Бруклендс в Суррее вместе с Autokraft Ltd с новой гражданской регистрацией G-TEMT. В 1997 году он сохранил свою гражданскую регистрацию G-TEMT и переехал в Уикенби , Линкольншир, с Tempest Two Limited. В 2016 году он переехал в Данмоу, Эссекс, вместе с Anglia Aircraft Restorations Ltd, где его восстанавливали с 2016 по 2019 год, когда он переехал в Air Leasing на аэродроме Сайвелл в Нортгемптоне для заключительных этапов восстановления. Он совершил свой первый полет со своей базы на аэродроме Сайвелл 10 октября 2023 года после 34-летней реставрации. [80] [81] Этот самолет в настоящее время является одним из немногих годных к полетам Темпестов и стал ярким событием на различных авиационных мероприятиях, демонстрируя инженерные чудеса истребителей времен Второй мировой войны. В последние годы Hawker Tempest вновь привлек к себе внимание благодаря проектам реставрации и присутствию на авиасалонах. Заметная реставрация включает в себя Tempest Mk.II, зарегистрированный как G-TEMT/MW763, который совершил свой первый полет 10 октября 2023 года после 34-летнего процесса восстановления. Кроме того, в 2023 году Tempest Mk. V NV778, хранящийся в Музее Королевских ВВС в Хендоне, Лондон, был представлен на специальных выставках и демонстрациях авиашоу. Эти мероприятия привлекли большое количество людей и энтузиастов авиации, помогая сохранить историю и важность Tempest для новых поколений.

На реставрации/частная собственность

[ редактировать ]
  • Mk.II MW404 - на реставрации для полета Крисом Миллером, Техас, США. [82]
  • Mk.II MW810 - на реставрации для полетов с Нельсоном Эзеллом , Техас, США. [83]
  • Mk.V N7027E/EJ693 - в стадии восстановления для участия в программе Kermit Weeks , США. [84]
  • Mk.V G-TMPV/JN768 - принадлежит Ричарду Грейсу, Холстед, Великобритания, куплен компанией Hawker Typhoon Preservation Group для включения в RB396. [85] [86]
  • Mk.II MW376 - на реставрации для полетов компанией KF Aerospace, Келоуна, Британская Колумбия, Канада. [87]

Хранится

[ редактировать ]
  • Mk.II LA607/N607LA - Кермит Уикс, Флорида, США [88]
  • Mk.II G-PEST/MW401 — хранится, Блэкбуш, Великобритания [89]

На дисплее

[ редактировать ]

Технические характеристики (Tempest Mk.V)

[ редактировать ]
Чертеж Tempest II в трех видах
Задняя часть фюзеляжа и хвостовое оперение Tempest Mk.II
Вид спереди на Tempest Mk.II крупным планом.

Данные Jane's All the World's Aircraft, 1947 год. [93] Боевой самолет Джейн времен Второй мировой войны, [55] Джейн "Все самолеты мира", 1946 год. [94] Хоукер Темпест I-IV [95]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 33 фута 8 дюймов (10,26 м) [v 1]
  • Размах крыльев: 41 фут 0 дюймов (12,50 м)
  • Высота: 14 футов 10 дюймов (4,52 м) хвостовое оперение в положении такелажа с одной лопастью гребного винта вертикально) [ф] [v 2]
  • Площадь крыла: 302 кв. фута (28,1 м 2 )
  • Профиль профиля : корень: Hawker H.14/14/37.5; наконечник: Hawker H.14/10/37,5 (максимальная толщина при хорде 37,5%)
  • Полная масса: 11 400 фунтов (5 171 кг) в качестве перехватчика. [г] [v 3]
  • Запас топлива: 160 имп галлонов (190 галлонов США; 730 л) внутренний с дополнительными 90 имп галлонов (110 галлонов США; 410 л) или 180 имп галлонов (220 галлонов США; 820 л) в двух откидных баках под крыльями.
  • Емкость масляного бака: 16 имп галлонов (19 галлонов США; 73 л) [v 4]
  • Силовая установка: 1 поршневой двигатель Napier Sabre IIB H-24 с жидкостным охлаждением, мощностью 2420 л.с. (1800 кВт) при наддуве +11 фунтов в течение 5 минут на уровне моря. [номер 12] [час] [v 5]
  • Гребные винты: 4-лопастной гребной винт de Havilland Hydromatic диаметром 14 футов (4,3 м) с постоянной скоростью. [v 6]

Производительность

  • Максимальная скорость: 435 миль в час (700 км/ч, 378 узлов) на высоте 17 000 футов (5 200 м) [я] [v 7]
  • Боевая дальность: 420 миль (680 км, 360 миль) [v 8]
  • Практический потолок: 36 500 футов (11 100 м)
  • Скорость набора высоты: 4700 футов/мин (24 м/с).
  • Время набора высоты: 20 000 футов (6 100 м) за 6 минут на боевой мощности. [v 9]
  • Нагрузка на крыло: 44,7 фунта/кв. футов (218 кг/м). 2 ) при 13 500 фунтов (6 100 кг)
  • Мощность/масса : 0,149 л.с./фунт (0,245 кВт/кг) при 13 500 фунтов (6 100 кг) [v 10]

Вооружение

  • 4 × 20-мм (0,787 дюйма) Mark II Hispano , 200 выстрелов. пушка [Дж] .
  • с
    • 2 бомбы по 500 фунтов (230 кг) или 1000 фунтов (450 кг)
    • размером 3 дюйма (76,20 мм) 8 ракет РП-3 (после Второй мировой войны)
    • Предусмотрено место для 2 сбрасываемых баков емкостью 45 имп галлонов (54 галлона США; 200 л) или 2 сбрасываемых баков емкостью 90 имп галлонов (110 галлонов США; 410 л).

Варианты

  1. ^ Tempest II: 34 фута 5 дюймов (10,49 м)
  2. ^ Tempest II: 13 футов 6 дюймов (4,11 м) (хвост в положении такелажа с одной лопастью гребного винта вертикально); 14 футов 6 дюймов (4,42 м) (хвост опущен, одна лопасть гребного винта вертикальна)
  3. ^ Tempest II: 11 800 фунтов (5 400 кг) (перехватчик); 12 800 фунтов (5 800 кг) (истребитель-бомбардировщик: 2 бомбы по 500 фунтов (230 кг)); 13 800 фунтов (6 300 кг) (истребитель-бомбардировщик: 2 бомбы по 1 000 фунтов (450 кг)), Tempest VI: 12 000 фунтов (5 400 кг) (перехватчик)
  4. ^ Tempest II: 14 имп галлонов (17 галлонов США; 64 л), Tempest VI: 22 имп галлона (26 галлонов США; 100 л)
  5. ^ Tempest II: Bristol Centaurus V 2530 л.с. (1890 кВт) в течение 5 минут на уровне моря, Tempest VI: Napier Sabre V 2420 л.с. (1800 кВт) в течение 5 минут на уровне моря
  6. ^ Tempest II: Rotol диаметром 12 футов 9 дюймов (3,89 м) с 4-лопастным гребным винтом с постоянной скоростью
  7. ^ Tempest II: 440 миль в час (380 узлов; 710 км / ч) на высоте 17 000 футов (5 200 м); 410 миль в час (360 узлов; 660 км / ч) на высоте 29 000 футов (8 800 м); 400,6 миль в час (348,1 узлов; 644,7 км/ч) на уровне моря, Tempest VI: 450 миль в час (390 узлов; 720 км/ч) на высоте 14 500 футов (4400 м); 425 миль в час (369 узлов; 684 км / ч) на высоте 30 000 футов (9 100 м); 395 миль в час (343 узлов; 636 км / ч) на уровне моря
  8. ^ Tempest II: с топливом 250 имп галлонов (300 галлонов США; 1100 л), набор высоты, 15 минут боя и RTB с запасом 20%.
  9. ^ Tempest II: 20 000 футов (6 100 м) за 5 минут на боевой мощности, Tempest VI: 20 000 футов (6 100 м) за 4 минуты 45 секунд на боевой мощности
  10. ^ Tempest II: 0,196 л.с./фунт (0,322 кВт/кг) при 13 300 фунтов (6000 кг), Tempest VI: 0,192 л.с./фунт (0,316 кВт/кг) при 12 000 фунтов (5 400 кг)

См. также

[ редактировать ]
Внешние видео
значок видео Документальный фильм о Буре под редакцией Имперского военного музея.
значок видео Фильм о признании старинного самолета на Tempest V, включая оригинальное повествование.
значок видео Кадры британской кинохроники Pathé, изображающие «Бурю» во время боевых действий в 1944 году, включая наземное обслуживание, взлет, воздушные маневры и перехват в воздухе летающей бомбы Фау-1.
значок видео Подборка видео с камеры Tempest Gun во время боя воздух-воздух и наземных атак.

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ И «Спитфайр», и «Тайфун» были разработаны, когда мало что было известно о поведении воздуха при высоких дозвуковых числах Маха и о том, что позже стало известно как критическое число Маха . Важность этого для полета на большой скорости и на большой высоте будет обнаружена во время боя в битве за Британию , где более тонкое крыло Spitfire давало ему преимущество на больших высотах над Hurricane с более толстыми секциями крыла, на который в большей степени влияли сжимаемость. По счастливой случайности, «Спитфайр» был спроектирован с тонким крылом, которое, как впоследствии обнаружила RAE, обладает высоким критическим числом Маха.
  2. Кэмм позже заметил: « Штаб ВВС не стал бы покупать ничего, что не было бы похоже на Spitfire ». [ нужна ссылка ]
  3. Переименование «Тайфун II» в «Темпест» считалось показателем уровня изменений и увеличения количества доработок, которые сделали два самолета более уникальными и отличающимися друг от друга. [11]
  4. Использование крыльевых радиаторов вызвало разногласия: представители Министерства авиации обратились к Камму с сомнениями относительно его уязвимости к боевым повреждениям. [20]
  5. ^ LA610 послужил прототипом для более позднего Hawker Fury/Sea Fury , который стал окончательным ответвлением семейства Typhoon и Tempest, а также самым быстрым из всех истребителей с поршневыми двигателями, построенных Hawker. [21]
  6. ^ Предполагалось, что сборные компоненты Typhoon можно будет повторно использовать на Tempest, но это оказалось непрактичным, поскольку проектное производство Tempest значительно отличалось от Typhoon. [20]
  7. ^ Хотя серийные модели Tempest V, выпускаемые JNxxx, называются «Серией 1», а более поздние - «Серией 2», эти определения впервые появились в 1957 году, и есть основания сомневаться в том, что они использовались Хокером во время Второй мировой войны. [28]
  8. ^ LA607 был представлен Колледжу аэронавтики в Крэнфилде, Бедфордшир, и в настоящее время (по состоянию на 2011 г.) ) хранится в Fantasy of Flight в Полк-Сити, Флорида .
  9. По словам Роланда Бимонта, эти задержки производства были вызваны трудовым спором в Лэнгли. [ нужна ссылка ]
  10. ^ Помимо зенитных орудий, в этом районе базировалось несколько истребительных подразделений с поршневыми двигателями, которым было поручено прикрывать самолеты во время их приземления.
  11. Позднее на крыльях можно было установить 20-мм пушку Hispano Mk. Пистолеты V и люди Серии 1 могли бы получить их со временем. [34]
  12. ^ Sabre IIB выдавал 2420 л.с. (1804 кВт) при наддуве +11 фунтов на уровне моря, 3850 об/мин.
  1. Баттлер называет 6 августа официальным переименованием и отмечает, что предложение поступило от Камма в январе. [13]
  2. В начале марта 1942 года контракт заключался на 400 Mark I. [26]
  3. Во многих источниках, например Mason 1991, это оружие было ошибочно идентифицировано как 40-мм пушка. [40]
  4. ^ Vickers, Rolls-Royce и конструкторский отдел военного министерства разработали конкурирующие конструкции, но Rolls Royce прекратил работу, не успев завершить создание оружия. [38]
  5. ^ после войны ВВС Великобритании перешли на использование римских цифр в обозначениях.
  6. ^ 16 футов 1 дюйм (4,90 м) (хвост опущен, одна лопасть гребного винта вертикальна)
  7. ^ 12 500 фунтов (5700 кг) с 2 бомбами по 500 фунтов (230 кг); 13 500 фунтов (6 100 кг) с 2 бомбами по 1 000 фунтов (450 кг)
  8. ^ 2010 л.с. (1500 кВт) на взлете; 2045 л.с. (1525 кВт) на высоте 13750 футов (4190 м)
  9. ^ 390 миль в час (340 узлов; 630 км / ч) на уровне моря
  10. ^ Более поздние модели использовали пушку Mark V Hispano.
  1. ^ Мейсон 1967, стр. 14, 16.
  2. ^ Бимонт, Роланд. Буря над Европой, 1994, с. 13.
  3. ^ Томас и Шорс 1988, стр. 18, 105.
  4. ^ Jump up to: а б Мейсон 1967, стр. 3–4.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Томас и Шорс 1988, с. 105.
  6. ^ ДЖЭД Экройд. «План крыла Spitfire: предложение». Журнал истории авиации , статья № 2013/02.
  7. ^ Jump up to: а б с д Мейсон 1967, с. 3.
  8. Записки пилота Tempest V, 1944 г., стр. 6–7, 31.
  9. ^ Бентли 1973, с. 95.
  10. ^ Jump up to: а б с Томас и Шорс 1988, с. 106.
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г Мейсон 1967, с. 4.
  12. ^ Jump up to: а б с д и Баттлер, 2004, стр. 18
  13. ^ Баттлер, 2004, стр. 18.
  14. ^ Jump up to: а б с д Мейсон 1967, стр. 4–6.
  15. ^ Баттлер, 2004, стр. 18.
  16. ^ Jump up to: а б с Мейсон 1991, с. 331.
  17. ^ Jump up to: а б Мейсон 1967, стр. 4–5.
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж «Темпест Марк II (Ф.2)» . hawkertempest.se . Проверено 10 августа 2021 г.
  19. ^ «САМАЯ БЫСТРАЯ ЯРОСТЬ ХОКЕРА – LA610» . navalairhistory.com . 21 февраля 2018 года . Проверено 14 августа 2021 г.
  20. ^ Jump up to: а б с д и ж г Мейсон 1967, с. 5.
  21. ^ Jump up to: а б с д и ж Мейсон 1967, с. 6.
  22. ^ Jump up to: а б Мейсон 1991, с. 332.
  23. ^ Баттлер, 2004, стр. 21.
  24. ^ Баттлер, 2004, стр. 20.
  25. ^ Jump up to: а б с д и Томас и Шорс 1988, с. 107.
  26. ^ Баттлер, 2004, стр. 20.
  27. ^ Jump up to: а б Овчачик и Суса 2000, с. 1.
  28. ^ "Обсуждение первых 100 Tempest V." rafcommands.com. Дата обращения: 1 января 2012 г.
  29. ^ Мейсон 1991, с. 333.
  30. ^ Jump up to: а б Бентли 1973, стр. 92–93.
  31. ^ Jump up to: а б Овчачик и Суса 2000, стр. 2, 4.
  32. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Мейсон 1967, с. 7.
  33. ^ Мейсон 1991, с. 334.
  34. ^ Jump up to: а б с д и ж «Буриное вооружение/Десантные танки» . hawkertempest.se . Проверено 10 августа 2021 г.
  35. ^ Овчачик и Сузы 2000, с. 30.
  36. ^ Рейс 1946, с. 91.
  37. ^ Томас и Шорс 1988, с. 112.
  38. ^ Jump up to: а б с д Уильямс, AG «Проект 47-мм пушки класса P для Королевских ВВС» . Quarry.nildram.co.uk . Архивировано из оригинала 19 марта 2016 года . Проверено 16 марта 2012 г.
  39. ^ Мейсон 1967, с. 13.
  40. ^ Мейсон 1991, с. 336.
  41. ^ http://i.imgur.com/brlZOwU.png [ файл изображения с пустым URL-адресом ]
  42. ^ Мейсон 1991, с. 337.
  43. ^ Jump up to: а б с д и ж Мейсон 1967, с. 11.
  44. ^ Мейсон 1991, с. 339.
  45. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Мейсон 1967, с. 12.
  46. ^ Jump up to: а б с Овчачик и Суса 2000, с. 2.
  47. ^ Мейсон 1967, стр. 11-12.
  48. ^ Jump up to: а б с Овчачик и Суса 2000, стр. 2, 7–8.
  49. ^ Jump up to: а б Мейсон 1991, с. 342.
  50. ^ Jump up to: а б Мейсон 1991, с. 340.
  51. ^ Jump up to: а б Баттлер 2004, с. 30.
  52. ^ Томас и Шорс 2008, с. 584.
  53. ^ Овчачик и Сузы 2000, с. 3.
  54. ^ Jump up to: а б с Овчачик и Суса 2000, с. 4.
  55. ^ Jump up to: а б «Представление Tempest MK V». www.wwiiaircraft Performance.org. Проверено: 10 августа 2010 г.
  56. ^ "Чертеж ходовой части". Архивировано 26 марта 2008 г. на сайте Wayback Machine hawkertempest.se. Дата обращения: 1 января 2012 г.
  57. ^ Шорс и Томас 2008, с. 679.
  58. ^ «4-пушечная буря преследует нацистскую роботизированную бомбу». «Популярная механика» , февраль 1945 года.
  59. ^ Мейсон 1967, с. 7, 10.
  60. ^ Jump up to: а б Мейсон 1967, с. 10.
  61. ^ Jump up to: а б Шорс и Томас 2008, с. 678.
  62. ^ Jump up to: а б Томас Шорс и Томас 2008, с. 585.
  63. ^ Министерство авиации 1944, с. 16.
  64. ^ Мейсон 1967, стр. 10–11.
  65. ^ Jump up to: а б Шорс и Томас 2008, стр. 679, 684, 686.
  66. ^ Шорс, 2006, стр. 497–498.
  67. ^ (стр. 273–274)
  68. ^ "Хокер Темпест". hawkertempest.se. Дата обращения: 1 января 2012 г.
  69. ^ Клостерманн 1953, с. 181.
  70. ^ «Fluglehrzentrum F-4F JG 72, JBG 36» [Лётно-тренировочный центр F-4F Jagdgeschwader 72 «Вестфалия» истребительно-бомбардировочного авиаполка 36]. etnp.de (на немецком языке). Архивировано из оригинала 5 января 2016 года . Проверено 5 января 2016 г.
  71. ^ «Вестфаленское крыло» в Рейн-Хопстене». etnep.de. Дата обращения: 1 января 2012 г.
  72. ^ Томас и Шорс 1988, с. 129.
  73. ^ из таблиц в «Истории тайфуна и бури» , Thomas & Shores, Arms & Armour, 1988.
  74. ^ «Буря побед» . Страница Hawker Tempest .
  75. ^ Томас и Шорс 1988, с. 193.
  76. ^ Jump up to: а б с д «Темпест Марк III (F.3)» . hawkertempest.se . Проверено 10 августа 2021 г.
  77. ^ Jump up to: а б с «Темпест Марк V (F.5)» . hawkertempest.se . Проверено 10 августа 2021 г.
  78. ^ «Темпест Марк VI (F.6)» . hawkertempest.se . Проверено 10 августа 2021 г.
  79. ^ "Хокер Темпест". rcaf.com . Проверено: 3 ноября 2009 г.
  80. ^ «Музей авиации Сайвелла на Facebook» . Музей авиации Сайвелла.
  81. ^ «Досье планера с аэрофотоснимками: G-TEMT» . Воздушные визуальные эффекты.
  82. ^ «МВ404» . Hawkertempest.se. Архивировано из оригинала 12 ноября 2014 года . Проверено 26 ноября 2014 г.
  83. ^ «МВ810» . Hawkertempest.se. Архивировано из оригинала 12 ноября 2014 года . Проверено 26 ноября 2014 г.
  84. ^ «EJ693» . Hawkertempest.se. Архивировано из оригинала 12 ноября 2014 года . Проверено 26 ноября 2014 г.
  85. ^ «ХОУКЕР ТЕМПЕСТ МК V» . Caa.co.uk. Архивировано из оригинала 22 мая 2014 года . Проверено 26 ноября 2014 г.
  86. ^ «JN768» . Хоукер Темпест .
  87. ^ «МВ376» . Hawkertempest.se.
  88. ^ «ЛА607» . Hawkertempest.se. Архивировано из оригинала 12 ноября 2014 года . Проверено 26 ноября 2014 г.
  89. ^ "Краткое содержание" . Hawkertempest.se . Проверено 26 ноября 2014 г.
  90. ^ http://hawkertempest.se/index.php/survivors/ha62323 [ мертвая ссылка ]
  91. ^ «ПР536» . Hawkertempest.se. Архивировано из оригинала 12 ноября 2014 года . Проверено 26 ноября 2014 г.
  92. ^ «НВ778» . Hawkertempest.se. Архивировано из оригинала 12 ноября 2014 года . Проверено 26 ноября 2014 г.
  93. ^ Бриджмен, Леонард, изд. (1947). Джейн «Все самолеты мира», 1947 год . Лондон: Sampson Low, Marston & Co., стр. 57c–59c.
  94. ^ Бриджмен 1946, стр. 126–127.
  95. ^ Мейсон 1967, с. 16.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бимонт, Роланд. Моя часть неба . Лондон, Великобритания: Патрик Стивенс, 1989. ISBN   1-85260-079-9 .
  • Бимонт, Роланд. Буря над Европой . Лондон, Великобритания: Airlife, 1994. ISBN   1-85310-452-3 .
  • Бимонт, Роланд. «Буря лета: часть 1» Airplane Monthly , июнь 1992 г.
  • Бентли, Артур Л. «Статья и рисунки Hawker Tempest». Журнал масштабных моделей, том. 4, № 2. Февраль 1973 г. Хемел Хемпстед, Хартфордшир, Великобритания.
  • Бриджмен, Леонард (ред.). «Буря Хокера». Боевые самолеты Джейн времен Второй мировой войны . Лондон: Студия, 1946. ISBN   1-85170-493-0 .
  • Браун, Чарльз Э. Камера над облаками, том 1 . Шрусбери, Великобритания: Airlife Publishing, 1988. ISBN   0-906393-31-0 .
  • Баттлер, Тони. Британские секретные проекты: истребители и бомбардировщики 1935–1950 гг . Хинкли: Мидленд, 2004. ISBN   1-85780-179-2 .
  • Клостерманн, Пьер. Большое Шоу . Лондон, Великобритания: Chatto & Windus Ltd. совместно с William Heinemann Ltd., 1953 г. Нет ISBN.
  • Дорогой, Кев. Хоукер Тайфун, Буря и Морская ярость . Рамсгейт, Мальборо, Уилтшир, Великобритания: The Crowood Press Ltd., 2003. ISBN   1-86126-620-0 .
  • Холлидей, Хью А. Тайфун и буря: канадская история . Шарлоттсвилл, Вирджиния: Howell Press, 2000. ISBN   0-921022-06-9 .
  • Джексон, Роберт Хокер Темпест и Морская ярость . Лондон: Бландфорд Пресс, 1989. ISBN   0-7137-1684-3 .
  • Мейсон, Фрэнсис К. Хокер Самолеты с 1920 года (3-е исправленное издание). Лондон: Патнэм, 1991. ISBN   0-85177-839-9 .
  • Мейсон, Фрэнсис К. Тайфун и буря Хоукера . Борн-Энд, Бакингемшир, Великобритания: Aston Publications, 1988. ISBN   0-946627-19-3 .
  • Мейсон, Фрэнсис К. Hawker Tempest I–IV (Самолет в профиле номер 197). Лезерхед, Суррей, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1967.
  • «Napier Flight Development» . Полет . Том. Л, нет. 1961. 25 июля 1946. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года .
  • Овчачик, Михал и Карел Сузы. Hawker Tempest: МК I, V, II, VI, ТТ Мкс.5,6 . (Линия World War IT Wings Line) Прага, Чехия: 4+ публикации, 2000. ISBN   80-902559-2-2 .
  • Заметки пилота Hawker Tempest V : Air Publication 2458c. Лондон: Министерство авиации, 1944.
  • Роулингс, Джон Д.Р. Истребительные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты . Сомертон, Великобритания: Crécy Books, 1993. ISBN   0-947554-24-6 .
  • Рид, Артур и Роланд Бимонт . Тайфун и буря в войне . Шеппертон, Суррей, Великобритания: Ян Аллан, 1974. ISBN   0-7110-0542-7 .
  • Скаттс, Джерри. Тайфун/Буря в действии (серия «Самолеты в действии», № 102). Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, 1990. ISBN   978-0-89747-232-6 .
  • Шорс, Кристофер. Штурмовик Второй мировой войны . Лондон: Макдональд и Джейн, 1977. ISBN   0-356-08338-1 .
  • DVD «Буря на войне» , кадры IWM.
  • Шорс, Кристофер (2006). 2-я тактическая воздушная армия. Том III: От Рейна к победе: январь-май 1945 года . Классические публикации. ISBN  1903223601 .
  • Томас, Крис. Асы Тайфунов и Бури Второй мировой войны . Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 1999. ISBN   1-85532-779-1 .
  • Томас, Крис и Кристофер Шорс. История тайфуна и бури . Лондон: Arms and Armor Press, 1988. ISBN   978-0-85368-878-5 .
  • Уоткинс, Дэвид и Фил Листеманн. № 501 (графство Глостер) эскадрилья 1939–1945: Ураган, Спитфайр, Темпест . Boé Cedex, Франция: Graphic Sud, 2007. ISBN   978-2-9526381-3-5 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Шорс, Кристофер и Крис Томас. Второй том первого тактического ВВС: от Спартанца до Нормандии, июнь 1943 г. - июнь 1944 г. Хершам, Суррей, Великобритания: Ian Allan Publishing Ltd., 2004. ISBN   1-903223-40-7 .
  • Шорс, Кристофер и Крис Томас. Второй том второго тактического ВВС: прорыв к Боденплатте, июль 1944 г. - январь 1945 г. Хершам, Суррей, Великобритания: Ian Allan Publishing Ltd., 2005. ISBN   1-903223-41-5 .
  • Шорс, Кристофер и Крис Томас. Второй том третьего тактического ВВС: От Рейна к победе, январь-май 1945 года . Хершам, Суррей, Великобритания: Ian Allan Publishing Ltd., 2006. ISBN   1-903223-60-1 .
  • Шорс, Кристофер и Крис Томас. Второй том четвертый тактических ВВС: эскадрильи, камуфляж и маркировка, вооружение и тактика 1943–1945 гг . Хершам, Суррей, Великобритания: Ian Allan Publishing Ltd., 2008. ISBN   978-1-906537-01-2
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ac0f5169992782ce01c91365b4f4a7af__1722274980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ac/af/ac0f5169992782ce01c91365b4f4a7af.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hawker Tempest - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)