Варианты Hawker Hunter
Охотник | |
---|---|
![]() | |
Оперативный Hawker Hunter FR.10 из 79-й эскадрильи RAF в 1971 году. | |
Роль | боец Истребитель-бомбардировщик / Штурмовик Самолет-разведчик |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Хокер Сиддели |
Первый полет | 20 июля 1951 г. |
Введение | 1954 |
Ушедший на пенсию | Уволен с военной службы в 2014 году. |
Основные пользователи | Королевские ВВС (исторический) Индийские ВВС (исторический) Шведские ВВС (исторический) Швейцарские ВВС (исторический) Королевские ВВС Иордании (исторический) |
Количество построенных | 1,972 |
Ниже приводится список вариантов истребителя Hunter Hawker :
Прототипы
[ редактировать ]- Хоукер P.1067
- Прототип, первый полет 20 июля 1951 года, построено три самолета, первый из которых позже был модифицирован в Hunter Mk 3 для успешных попыток установления мирового рекорда скорости.
- WB188 был прототипом, который впервые поднялся в воздух 20 июля 1951 года, пилотируемый Невиллом Дьюком в Боскомб-Дауне. После использования для испытаний характеристик и управляемости он был модифицирован в 1953 году и оснащен двигателем Avon RA7R, что стало успешной попыткой установления мирового рекорда скорости в сентябре 1953 года.
- WB195 был вторым прототипом и впервые поднялся в воздух 5 мая 1952 года. Это был первый самолет с вооружением из пушки Адена и другой военной техникой.
- WB202 был третьим прототипом и впервые поднялся в воздух 30 ноября 1952 года с двигателем Armstrong-Whitworth Sapphire.
- Хокер P.1083
- Сверхзвуковая конструкция на базе P.1067 со стреловидностью крыла 50 градусов и форсажным двигателем Avon. Конструкция была прекращена, а в качестве основы для P.1099 были использованы фюзеляж и хвостовое оперение.
- Хоукер P.1101
- Прототип двухместного учебно-тренировочного самолета, первый полет 8 июля 1955 г., построено два самолета.
Серийные версии
[ редактировать ]- Хантер Ф.1
- Первая серийная версия, двигатель Avon 113, первый полет 16 мая 1953 года, построено 139 самолетов, 113 построено компанией Hawker Aircraft в Кингстоне-на-Темзе и еще 26 в Блэкпуле. Первый серийный самолет поднялся в воздух 16 мая 1953 года (WT555, Dunsfold), последний был доставлен в январе 1955 года. Использовался на двух прифронтовых базах (Одихам, 54 и 247 эскадрильи) и Лейчарс (43 и 222 эскадрильи); в 229 OCU, Чивеноре, 233 OCU (Пембри), CFE (Западный Рейнхэм) и в небольшом количестве в других местах.
- Хантер Ф.2
- Двигатель Sapphire 101, первый полет 14 октября 1953 г. (WN888, Биттесвелл), 45 самолетов построены Армстронгом Уитвортом в Ковентри. Последняя поставка состоялась 4 ноября 1954 года. Полностью укомплектованы только две эскадрильи, 257 и 263, в Уоттишеме.
- Единственный выживший WN904 на статической экспозиции на аэродроме Сайвелл, Нортгемптон.
- Охотник Мк 3
- Иногда ошибочно называли F.3, но вооружения у него не было.
- Первый прототип был оснащен форсажным двигателем Avon RA.7R мощностью 9600 фунтов силы (42,70 кН), заостренным носом, воздушными тормозами по бокам фюзеляжа и измененным лобовым стеклом. Используется для установления мирового рекорда абсолютной скорости полета до 727,6 миль в час (1171 км/ч) у южного побережья Англии 7 сентября 1953 года, а несколько дней спустя для установления нового рекорда круговой дистанции в 62 мили (100 км). Он был продан в 1955 году и списан как наземный учебный планер ВВС Великобритании. Сейчас находится в музее в Тангмере, Сассекс.
- Хантер Ф.4
- Топливные баки мешкового типа в крыльях заменили баки в задней части фюзеляжа F.1, что дало небольшое увеличение внутреннего запаса топлива, включая возможность установки подкрыльевых топливных баков емкостью 100 галлонов (2 на ранних образцах, 4 на более поздних самолетах); Двигатель Avon 115 (позже Avon 121), блистеры под носом для звеньев боеприпасов, первый полет 20 октября 1954 г. (WT701, Дансфолд), 349 штук построено в Кингстоне-на-Темзе и Блэкпуле. Последняя поставка ВВС Великобритании в августе 1956 года. Широко используется в Великобритании и Германии. Заменен на F.6 в строевых частях примерно к концу 1958 года, но летал на 229 OCU, CFS и других, по крайней мере, до 1963 года.
- Хантер Ф.5
- F.4 с двигателем Sapphire 101, 105 построен Армстронгом Уитвортом в Ковентри. Можно было перевозить 2 подвесных бака по 100 галлонов. Первый полет 19 октября 1954 г. (WN954, Биттесвелл), окончательная доставка 18 августа 1955 г. Используется 3 базами: Тангмер (1 и 34 эскадрильи и кратко 208 эскадрильи); Биггин-Хилл (41 и 56 эскадрильи); и Уоттишем (257 и 263 эскадрильи). Выведены из эксплуатации примерно к концу 1958 года, поскольку эскадрильи либо были расформированы после выхода «Белой книги обороны» Sandys 1957 года, либо перевооружены на F.6.
- Хантер Ф.6
- Одноместный истребитель-перехватчик ясной погоды. Оснащен одним турбореактивным двигателем Rolls-Royce Avon 203 мощностью 10 150 фунтов силы (45,17 кН), модернизированным крылом с передней кромкой «собачьего зуба» (Mod 533) и четырьмя точками подвески, а также последующим хвостовым оперением на более поздних самолетах (также модернизированных на ранних серийных самолетах). примеры) для улучшения реакции на тангаж при больших числах Маха, первый полет 22 января 1954 г., построено 384 экземпляра. Первый серийный самолет RAF поднялся в воздух 23 мая 1955 года (WW592, Дансфолд), последний - 16 июня 1957 года. Широко использовался в Великобритании и Германии, в меньшем количестве на Кипре и на Ближнем Востоке.
- Хантер Ф.6А
- Модифицированный F.6 с тормозным парашютом и внутренними сбрасываемыми баками емкостью 230 галлонов для использования на авиабазе RAF Brawdy, где отвлекающие аэродромы находились далеко.
- Охотник Т.7
- Двухместный учебно-тренировочный самолет, построенный для ВВС Великобритании. Носовая часть с расположенным рядом друг с другом сиденьем заменила носовую часть с одинарным сиденьем. Двигатель и системы как у F.4; шесть F.4 были перестроены, а 65 - новые. Передняя кромка с собачьим зубом и последующее хвостовое оперение, как на F.6, были установлены на T.7. Первый полет новой постройки 11 октября 1957 г. (XL563, Дансфолд), последний экземпляр - 17 января 1959 г.
- Охотник Т.7А
- T.7 модифицирован с помощью Интегрированной системы пилотажных приборов (IFIS). Используется ВВС Великобритании в качестве учебного самолета для переоборудования Blackburn Buccaneer .
- Охотник Т.8
- Двухместный учебно-тренировочный самолет для Королевского флота . Оснащен стопорным крюком для использования на аэродромах RN, но в остальном аналогичен T.7, построено десять новых и 18 переоборудованных самолетов F.4. Первый новый самолет поднялся в воздух 30 мая 1958 года (XL580 и XL581, Dunsfold), последний - 10 декабря 1958 года.
- Охотник Т.8Б
- T.8 с TACAN установленной радионавигационной системой и IFIS, сняты пушка и дальномер. Используется Королевским флотом в качестве учебного самолета для переоборудования Blackburn Buccaneer , четыре модификации.
- Охотник Т.8С
- T.8 с установленным TACAN, 11 переоборудований
- Охотник Т.8М
- T.8 оснащен радаром Blue Fox от Sea Harrier , который используется Королевским флотом для обучения пилотов Sea Harrier.
- Охотник ФГА.9
- Вариант одноместного штурмовика для ВВС Великобритании; все они были модифицированы на основе планеров F.6. Двигатель Эйвон 203 или 207. Усиленное крыло, внутренние бортовые баки емкостью 230 галлонов, хвостовой парашют, увеличенный запас кислорода и груз в контуре управления по тангажу для увеличения силы рукоятки при маневрах штурмовой атаки, 128 преобразований.
- Охотник ФР.10
- Одноместный разведывательный вариант; все 33 были перестроены с планером F.6, с тремя камерами F95, измененной компоновкой приборной панели, тормозным парашютом и внутренними бортовыми баками емкостью 230 галлонов. Повышенное содержание кислорода, как и у FGA.9, но без тангажа.
- Хантер GA.11
- Одноместный учебный вариант вооружения для Королевского флота. Сорок бывших самолетов Hunter F.4 из ВВС Великобритании были переоборудованы в Hunter GA.11. GA.11 был оснащен стопорным крюком, а некоторые позже имели фонари Harley. Орудия были сняты.
- Охотник ПР.11
- Одноместный разведывательный вариант для Королевского флота. Нос был как на FR.10.
- Хантер Мк 12
- Двухместный самолет для испытаний авионики для Королевского авиастроительного завода . Один построен, переоборудован из планера F.6.


Экспортные версии
[ редактировать ]- Хантер Мк 50
- Экспортный вариант истребителя Hunter F.4 для Швеции . Шведское обозначение J 34 , построено 120 штук.
- Хантер Мк 51
- Экспортная версия истребителя Hunter F.4 для Дании , построено 30 штук.
- Хантер Мк 52
- Экспортная версия истребителя Hunter F.4 для Перу , 16 конверсий из F.4.
- Охотник Т.53
- Экспортная версия учебно-тренировочного самолета Hunter T.7 для Дании, построено два экземпляра.
- Хантер Мк 56
- Экспортная версия истребителя Hunter F.6 для Индии , построено 160 штук. Добавлен тормозной парашют и возможность нести 500-фунтовые (227 кг) бомбы, незначительные изменения в авионике, включая удаление радиостанции УВЧ.
- Охотник FGA.56A
- Экспортная версия штурмовика Hunter FGA.9 для Индии.
- Охотник FGA.57
- Экспортная версия штурмовика Hunter FGA.9 для Кувейта , четыре модификации F.6.
- Хантер Мк 58
- Экспортная версия истребителя Hunter F.6 для Швейцарии , построено 88 самолетов и 12 модификаций F.6.
- Хантер Мк 58А
- Экспортный вариант штурмовика Hunter FGA.9 для Швейцарии. 52 конверсии из других марок.
- Охотник FGA.59
- Экспортная версия штурмовика Hunter FGA.9 для Ирака , 24 модификации.
- Охотник FGA.59A
- 18 самолетов были проданы Ираку в рамках последующего заказа, 18 переоборудованы из F.6.
- Охотник FGA.59B
- Четыре самолета были проданы Ираку в рамках последующего заказа, 4 переоборудованы из F.6.
- Хантер Ф.60
- Экспортная версия истребителя Hunter F.6 для Саудовской Аравии , 4 конверсии из F.6.
- Охотник Т.62
- Экспортная версия трейнера Hunter T.7 для Перу.
- Охотник Т.66
- Двухместный учебный вариант для ВВС Индии с турбореактивным двигателем Rolls-Royce Avon 200-й серии, построено 20 штук.
- Хантер Т.66А
- Композитный Hunter, построенный на основе поврежденного бельгийского F.6, выкупленного компанией, и двухместного носового самолета, изначально построенного для демонстрации на Парижском салоне. Использовался как демонстрационный самолет, получил регистрацию G-APUX. Выполнен в красно-белом цвете и используется для рекламных показов и оценок. Позже продан в Чили как T.72.
- Хантер Т.66Б
- Экспортная версия тренажера Hunter T.66 для Jordan , однопостроенная и двухконверсионная.
- Охотник Т.66С
- Экспортная версия учебно-тренировочного самолета Hunter T.66 для Ливана , три модификации F.6.
- Охотник Т.66Д
- 12 самолетов проданы Индии в рамках последующего заказа, переоборудованных из F.6.
- Охотник Т.66Э
- Пять самолетов проданы Индии в рамках последующего заказа и переоборудованы из F.6.
- Охотник Т.67
- Экспортная версия учебно-тренировочного самолета Hunter T.66 для Кувейта, четыре модификации F.6.
- Охотник Т.68
- Экспортная версия учебно-тренировочного самолета Hunter T.66 для Швейцарии, восемь модификаций F.5 и Mk 50.
- Охотник Т.69
- Экспортная версия учебно-тренировочного самолета Hunter T.66 для Ирака, три модификации F.6.
- Охотник FGA.70
- Экспортная версия штурмовика Hunter FGA.9 для Ливана, четыре модификации F.6.
- Охотник FGA.70A
- Ливан.
- Охотник Т.70
- Это неофициальное обозначение было присвоено двум бывшим самолетам RAF Hunter T.7, проданным Саудовской Аравии.
- Охотник FGA.71
- экспортный вариант штурмовика Hunter FGA.9 для Чили .
- Охотник FR.71А
- Экспортный вариант самолета-разведчика Hunter FR.10 для Чили.
- Охотник Т.72
- Экспортный вариант учебно-тренировочного самолета Т.66 для Чили.
- Охотник FGA.73
- Экспортная версия штурмовика Hunter FGA.9 для Иордании.
- Охотник FGA.73A
- Четыре самолета проданы Иордании в рамках последующего заказа.
- Охотник FGA.73B
- Три самолета проданы Иордании в рамках последующего заказа.

- Охотник FGA.74
- 12 × экспортная версия штурмовика Hunter FGA.9 для Сингапура , модернизированная в конце 1970-х годов и переименованная в Hunter F.74S. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
- Охотник FR.74А
- 4 × Экспортная версия самолета-разведчика Hunter FR.10 для Сингапура, модернизированная в конце 1970-х годов и переименованная в Hunter FR.74S. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
- Охотник FR.74B
- 22 самолета доставлены в Сингапур в рамках последующего заказа, модернизированы в конце 1970-х годов и переименованы в Hunter FR.74S. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
- Охотник Т.75
- 4 × Экспортная версия учебно-тренировочного самолета Hunter T.66 для Сингапура, модернизированная в конце 1970-х годов и переименованная в Hunter T.75S. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
- Хантер Т.75А
- Четыре самолета доставлены в Сингапур в рамках последующего заказа (пятый самолет погиб в результате аварии еще до доставки), модернизированы в конце 1970-х годов и переименованы в Hunter T.75S. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
- Охотник ФГА.76
- Экспортная версия штурмовика Hunter FGA.9 для Абу-Даби .
- Охотник FR.76А
- Экспортный вариант самолета-разведчика Hunter FR.10 для Абу-Даби.
- Охотник Т.77
- Экспортная версия трейнера Hunter T.7 для Абу-Даби.
- Охотник FGA.78
- Экспортная версия штурмовика Hunter FGA.9 для Катара .
- Охотник Т.79
- Экспортная версия трейнера Hunter T.7 для Катара.
- Охотник FGA.80
- Бывший штурмовик RAF FGA.9 продан Кении .
- Охотник Т.81
- Экспортная версия учебно-тренировочного самолета Hunter T.66 для Кении.
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Выживший Хоукер Хантер 527» . www.thunder-and-lightnings.co.uk.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Грег, Гебель. «Хоукер Хантер на британской и дипломатической службе» . www.wingweb.co.uk. Архивировано из оригинала 22 июля 2011 года . Проверено 15 апреля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Питер, Аткинс (ноябрь 1994 г.). «Сингапур или бюст». Ежемесячник ВВС (67). ООО "Кей Паблишинг " ISSN 0955-7091 .
- Библиография
- Дьякон, Рэй. Хоукер Хантер — 50 золотых лет . Фелтэм, Великобритания: Публикации Vogelsang, 2001. ISBN 0-9540666-0-X .
- Гриффин, Дэвид. Хоукер Хантер с 1951 по 2007 год . Такома, Вашингтон, США: Lulu Enterprises. www.Lulu.com, 2007. ISBN 1-4303-0593-2 .
- Ханна, Дональд. Справочная библиотека Hawker FlyPast . Стэмфорд, Линкольншир, Великобритания: Key Publishing Ltd., 1982. ISBN 0-946219-01-X .
- Джексон, Роберт. Современный боевой самолет 15, Hawker Hunter . Шеппертон, Суррей, Великобритания: Cromwell Books, 1982, ISBN 0-7110-1216-4 .
- Джеймс, Дерек Н. Хокер, Альбом самолетов № 5 . Нью-Йорк: Издательская компания Arco, 1973. ISBN 0-668-02699-5 . (Впервые опубликовано в Великобритании Яном Алланом в 1972 году.)
- Мейсон, Фрэнсис К. Хокер Самолеты с 1920 года. Лондон: Патнэм, 1991. ISBN 0-85177-839-9
- Винчестер, Джим, изд. «Хоукер Хантер». Военные самолеты холодной войны (The Aviation Factfile) . Лондон: Grange Books plc, 2006. ISBN 1-84013-929-3 .