«Си Харриер» участвовал в Фолклендской войне и конфликтах на Балканах ; во всех случаях они в основном действовали с авианосцев, расположенных в зоне конфликта. Его использование в Фолклендской войне было его самым громким и важным успехом, когда он был единственным истребителем, доступным для защиты британской оперативной группы. За время конфликта «Си Харриеры» сбили 20 самолетов противника; Два «Си Харриера» были потеряны в результате наземного огня противника. Они также использовались для нанесения наземных атак так же, как «Харриеры» Королевских ВВС .
Sea Harrier продавался за рубежом, но Индия была единственным эксплуатантом после того, как попытки продать самолет Аргентине и Австралии не увенчались успехом. [ 3 ] [ 4 ] Вторая, обновленная версия для Королевского военно-морского флота была создана в 1993 году как Sea Harrier FA2 , в которой были улучшены его возможности воздушного боя и совместимость оружия, а также установлен более мощный двигатель; эта версия производилась до 1998 года. Самолет был досрочно выведен из эксплуатации Королевским флотом в 2006 году, но оставался на вооружении ВМС Индии еще десять лет до выхода на пенсию в 2016 году.
Harrier FRS.1 из 800 NAS использует трамплин во время взлета с HMS Invincible в 1990 году. Харриер FA2 зависает. Заправочный щуп с болтовым креплением, вверху справа
Штаб ВМФ смог создать эффективный политический аргумент в пользу приобретения самолетов вертикального взлета и посадки на том основании, что противолодочные группы, действующие в атлантическом районе НАТО , где предполагалась основная роль сквозных палубных крейсеров, будут уязвимы для атак советских войск. противокорабельные ракеты . Они могли быть запущены на значительное расстояние с подводной лодки или надводного корабля, но их необходимо было наводить с помощью морского патрульного самолета ; Быстроходные самолеты, находящиеся на борту, смогут их сбить. Никаких упоминаний о других возможностях, которыми будут обладать эти самолеты, не было. [ 14 ]
Королевских ВВС Самолеты Hawker Siddeley Harrier GR1 поступили на вооружение в апреле 1969 года. Морской вариант Harrier был разработан компанией Hawker Siddeley для службы на будущих кораблях; это стал «Си Харриер». В 1975 году Королевский флот заказал 24 самолета Sea Harrier FRS.1 (что означает «Истребитель, разведка, удар». [ 13 ] ) самолет, [ 9 ] первый из которых поступил на вооружение в 1978 году. [ 10 ] За это время Hawker Siddeley стала частью British Aerospace в результате национализации в 1977 году. [ 15 ] К тому времени, когда прототип Sea Harrier поднялся в воздух в Дансфолде 20 августа 1978 года, заказ был увеличен до 34. [ 16 ] Sea Harrier был введен в эксплуатацию в 1981 году на борту первого «Инвинсибл» корабля класса HMS Invincible , а позже в том же году к стареющему HMS Hermes присоединились еще несколько самолетов. авианосцу [ 17 ]
В 1984 году было дано разрешение на модернизацию парка самолетов до стандарта FRS.2 (позже известного как FA2 ) с учетом уроков, извлеченных во время использования самолетов во время Фолклендской войны 1982 года. Первый полет прототипа состоялся в сентябре 1988 года, а в декабре того же года был подписан контракт на поставку 29 модернизированных самолетов. [ 18 ] В 1990 году ВМФ заказал 18 самолетов FA2 новой постройки. [ 19 ] При стоимости единицы около 12 миллионов фунтов стерлингов в 1994 году были заказаны еще четыре модернизированных самолета. Первый самолет был доставлен 2 апреля 1993 года. [ 20 ]
Сопло векторной тяги Sea Harrier FA2 ZA195 (модернизация) – отличительная особенность прыжкового реактивного двигателя Расположение четырех форсунок по бокам двигателя Pegasus.
Sea Harrier — дозвуковой самолет, предназначенный для ударных , разведывательных и истребительных задач. [ 21 ] Он оснащен одним двигателем Rolls-Royce Pegasus турбовентиляторным с двумя воздухозаборниками и четырьмя регулируемыми соплами. [ 9 ] Он имеет два шасси на фюзеляже и два выносных шасси на крыльях. Sea Harrier оснащен четырьмя крыльевыми и тремя пилонами фюзеляжа для перевозки вооружения и подвесными топливными баками. [ 22 ] Использование трамплина позволило самолету взлетать с короткой кабины экипажа с более тяжелой полезной нагрузкой, чем это было бы возможно в противном случае, хотя он также может взлетать, как обычный загруженный истребитель, без изменения вектора тяги с обычной взлетно-посадочной полосы аэропорта. [ 23 ]
Некоторые критики сочли, что радар Blue Fox имеет сравнительно низкие характеристики по сравнению с тем, что было доступно на момент закупки. [ 25 ] Sea Harrier FA2 был оснащен радаром Blue Vixen , который описывался как одна из самых совершенных импульсно-доплеровских радиолокационных систем в мире. [ 26 ] Blue Vixen лег в основу Eurofighter Typhoon истребителя радара CAPTOR . [ 27 ] Sea Harrier FA2 нес ракету AIM-120 AMRAAM , первый британский самолет с такой возможностью. [ 28 ] Модернизированная модель двигателя Pegasus — Pegasus Mk 106 — использовалась в Sea Harrier FA2. В ответ на угрозу со стороны радиолокационных зенитных средств были добавлены средства электронного противодействия. [ 25 ] Другие улучшения включали увеличенную нагрузку вооружения класса «воздух-воздух», радар обзора, увеличенную дальность полета и улучшенные дисплеи в кабине. [ 18 ]
Кабина Sea Harrier оснащена традиционным центральным рычагом управления и левым дросселем. В дополнение к обычным органам управления полетом, Harrier имеет рычаг для управления направлением четырех векторных сопел. Сопла направлены назад, а рычаг находится в переднем положении для горизонтального полета. Когда рычаг отведен назад, сопла направлены вниз для вертикального взлета или посадки. [ 29 ] [ 30 ] Полезность возможности вертикальной посадки Sea Harrier была продемонстрирована в инциденте 6 июня 1983 года, когда младший лейтенант Ян Уотсон потерял связь с авианосцем HMS Illustrious и был вынужден посадить Sea Harrier ZA176 на носовую палубу испанского грузового корабля Alraigo. . [ 31 ] [ 32 ]
В 2005 году Sea Harrier был модифицирован системой Autoland, позволяющей истребителю выполнять безопасную вертикальную посадку без какого-либо взаимодействия с пилотом. Несмотря на то, что качка корабля представляла собой естественную проблему, система была разработана с учетом таких данных и успешно совершила посадку в море в мае 2005 года. [ 35 ]
Си Харриер в RNAS Yeovilton . Схема окраски до Фолклендской войны, показанная здесь, была изменена путем закрашивания белой нижней части и маркировки по пути к островам.
«Си Харриеры» принимали участие в Фолклендской войне ( исп . Guerra de las Malvinas ) 1982 года, летая с авианосцев HMS Invincible и HMS Hermes . [ 36 ] «Си Харриеры» выполняли основную роль в противовоздушной обороне и второстепенную роль в наземной атаке; RAF Harrier GR3 обеспечивал основную атакующую силу. Всего на театре военных действий было развернуто 28 Sea Harrier и 14 Harrier GR3. [ 37 ] Эскадрильи «Си Харриеров» сбили 20 аргентинских самолетов в бою воздух-воздух без потерь в воздухе, хотя два «Си Харриера» были потеряны в результате обстрела с земли и четыре в результате аварий. [ 38 ] Из общих потерь аргентинской авиации 28% были сбиты «Харриерами». [ 36 ] Один только «Си Харриер», пилотируемый лейтенантом британских ВВС Дэвидом Морганом , сбил два «Скайхока» за один бой. [ 39 ]
Ряд факторов способствовал тому, что аргентинским истребителям не удалось сбить «Си Харриер». Хотя самолеты Mirage III и Dagger были быстрее, Sea Harrier был значительно маневреннее. [ 40 ] [ 41 ] Кроме того, на «Харриере» использовались новейшие ракеты AIM-9L Sidewinder и Blue Fox радар . [ 40 ] [ 42 ] Вопреки современным сообщениям о том, что « виффинг » оказался решающим в воздушных боях , [ 40 ] маневр не использовался пилотами РН на Фолклендах [ 43 ] поскольку он использовался только в чрезвычайных ситуациях против врагов, незнакомых с самолетом. [ 44 ] Британские пилоты заметили, что аргентинские пилоты время от времени выпускали оружие за пределы рабочих параметров. Сейчас считается, что это были «Миражи» ( IAI Neshers ), которые выпустили внешние топливные баки для улучшения их маневренности в воздушном бою. [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ]
800 NAS Sea Harrier FRS1 с корабля HMS Illustrious в малозаметной окраске после Фолклендской войны.
Британские самолеты получили управление истребителями с военных кораблей в Сан-Карлос-Уотер , хотя его эффективность была ограничена их размещением недалеко от островов, что серьезно ограничивало эффективность их радаров. [ 46 ] Различия в тактике и обучении между 800-й и 801-й эскадрильями вызвали критику, предполагающую, что потери нескольких кораблей можно было бы предотвратить, если бы «Си Харриеры» от Гермеса использовались более эффективно. [ 48 ]
Авиация обеих сторон действовала в неблагоприятных условиях. Аргентинская авиация была вынуждена действовать с материка, поскольку аэродромы на Фолклендских островах были приспособлены только для винтовых самолетов. [ 46 ] Бомбардировка аэропорта Порт-Стэнли британским бомбардировщиком «Вулкан» также послужила аргументом в пользу решения аргентинцев управлять ими издалека. [ 49 ] Поскольку у большинства аргентинских самолетов не было возможности дозаправки в воздухе , они были вынуждены действовать на пределе своей дальности полета. [ 46 ] У «Си Харриеров» также были ограниченные запасы топлива из-за тактического решения разместить британские авианосцы вне зоны досягаемости ракет «Экзосет» и рассредоточения флота. [ 50 ] В результате у аргентинского самолета было всего пять минут над островами для поиска и атаки цели, в то время как «Си Харриер» мог оставаться около 30 минут в ожидании в аргентинских подходных коридорах и обеспечивать прикрытие боевого воздушного патруля до часа. [ 46 ]
«Си Харриеры» превосходили по численности имеющиеся аргентинские самолеты. [ 46 ] и иногда их сдерживали действия Escuadrón Fénix или гражданских реактивных самолетов, используемых ВВС Аргентины. Им пришлось действовать без бортовой системы дальнего обнаружения и управления (AEW&C), которая была бы доступна всему флоту НАТО, в котором ожидал работать Королевский флот, что было значительным недостатком в оперативной обстановке. [ 46 ] Теперь известно, что британские подразделения, базирующиеся в Чили, действительно обеспечивали раннее радиолокационное предупреждение оперативной группы. [ 51 ] [ 52 ] Тем не менее, отсутствие прикрытия ДРЛО и управления привело к превосходству в воздухе, а не к господству в воздухе ; «Си Харриеры» не могли предотвратить атаки Аргентины ни днем, ни ночью, а также не могли полностью остановить ежедневные ночные полеты транспортных средств C-130 «Геркулес» на острова. [ 46 ] [ 53 ]
Британский аэрокосмический Sea Harrier FA2 Королевского флота на кабине экипажа HMS Invincible
«Си Харриер» снова участвовал в боевых действиях, когда он был задействован в боснийской войне 1992–1995 годов . [ 20 ] Он совершал рейды на сербские силы и обеспечивал воздушную поддержку подразделениям международных оперативных групп, проводившим операции «Запретить полет» и «Намеренная сила» против Армии Республики Сербской . [ 54 ] [ 55 ] 16 апреля 1994 года самолет «Си Харриер» 801-й морской авиационной эскадрильи, действовавший с авианосца HMS Ark Royal , был сбит «Игла-1» . зенитной ракетой [ 56 ] обстрелян Армией Республики Сербской при попытке взорвать два танка боснийских сербов. [ 57 ] Пилот, лейтенант Ник Ричардсон, катапультировался и приземлился на территории, контролируемой дружественными боснийскими мусульманами. [ 58 ]
Sea Harrier был выведен из эксплуатации в 2006 году, а последний оставшийся самолет 801-й морской авиационной эскадрильи был выведен из эксплуатации 29 марта 2006 года. [ 65 ] [ 66 ] Минобороны утверждало, что потребуются значительные расходы на модернизацию парка всего на шесть лет службы, чтобы соответствовать запланированной на тот момент дате ввода в эксплуатацию F-35. [ 67 ]
У обеих версий Harrier были снижены характеристики двигателя (Pegasus Mk 106 в FA2 и Mk 105 в GR7) при более высоких температурах окружающей среды на Ближнем Востоке, что ограничивало вес полезной нагрузки, которую Harrier мог вернуть на авианосец при «вертикальном» восстановлении. [ 20 ] Это произошло из-за факторов безопасности, связанных с посадочной массой самолетов. Вариант установки двигателей Pegasus с более высокой мощностью не был бы таким простым, как при обновлении Harrier GR7, и, вероятно, был бы дорогостоящим и медленным процессом. [ 20 ] Кроме того, «Си Харриеры» в целом подвергались более враждебной среде, чем «Харриеры» наземного базирования, причем особой проблемой были коррозийные солевые брызги. Некоторое количество самолетов было оставлено Школой полетов в RNAS Culdrose . [ 68 ]
Несмотря на то, что Sea Harrier выведены из действующей службы в Королевском флоте, они используются для обучения операторов военно-морских самолетов в Школе полетов Королевского военно-морского флота. [ 71 ]
В 1977 году правительство Индии одобрило планы приобретения Sea Harrier для ВМС Индии. В ноябре 1979 года Индия разместила свой первый заказ на шесть истребителей Sea Harrier FRS Mk 51 и два учебно-тренировочных самолета T Mk 60; первые три «Си Харриера» прибыли в аэропорт Даболим 16 декабря 1983 года и в том же году были приняты на вооружение. [ 72 ] [ 73 ] Еще десять Sea Harrier были закуплены в ноябре 1985 года; [ 74 ] в конечном итоге было закуплено в общей сложности 30 Harrier, 25 для оперативного использования, а остальные в качестве двухместных учебно-тренировочных самолетов. [ 75 ] До 1990-х годов значительная часть обучения пилотов проводилась в Великобритании из-за ограниченного количества самолетов. [ 76 ]
Внедрение Sea Harrier позволило вывести из эксплуатации предыдущий индийский палубный истребитель Hawker Sea Hawk авианосца ВМФ INS Vikrant в период с 1987 по 1989 год. , а также провести масштабную модернизацию [ 72 ] Индия эксплуатировала Sea Harrier с авианосцев INS Vikrant и INS Viraat . [ 77 ] «Си Харриер» позволил внедрить в военно-морские операции несколько современных ракет, таких как «Си Игл» , противокорабельная ракета [ 78 ] и Matra Magic . ракета класса «воздух-воздух» [ 76 ] Другие боеприпасы включают 68-мм ракеты, бомбы, препятствующие взлету на взлетно-посадочной полосе, кассетные бомбы и 30-мм пушки с гондолами. [ 76 ]
С Sea Harrier произошло значительное количество аварий; из-за такого уровня аварийности примерно половина флота была потеряна, и в строю осталось только 11 истребителей. После крушения в августе 2009 года все Sea Harrier были временно остановлены для проверки. [ 79 ] С начала службы в ВМС Индии семь пилотов погибли в 17 катастрофах с участием Sea Harrier, обычно во время обычных боевых вылетов. [ 80 ]
В 2006 году ВМС Индии выразили заинтересованность в приобретении до восьми недавно снятых с вооружения Sea Harrier FA2 Королевского флота для поддержания своего боевого флота Sea Harrier. [ 81 ] Ни радар Blue Vixen Sea Harrier FA2, ни приемник радиолокационных предупреждений , ни возможности AMRAAM не были бы включены; определенное программное обеспечение для США также будет удалено перед отправкой. [ 81 ] К октябрю 2006 года появились сообщения о том, что сделка не состоялась из-за затрат на ремонт планера. [ 82 ]
В 2006 году ВМС Индии начали модернизацию до 15 самолетов Sea Harrier, установив радар Elta EL/M-2032 и Rafael «Дерби». ракету средней дальности BVR класса «воздух-воздух» [ 83 ] Это позволило Sea Harrier оставаться на вооружении Индии после 2012 года. К 2009 году в результате аварий флот Индии сократился до 12 (с первоначальных 30). [ 84 ]
Индия приобрела списанный российский авианосец «Адмирал Горшков» в 2004 году. После ремонта и испытаний корабль был официально принят в состав ВМС Индии как INS Vikramaditya в июне 2014 года. [ 85 ] выполняли рейсы из INS Viraat 6 марта 2016 года. Sea Harrier в последний раз [ 86 ]
11 мая 2016 года в INS Hansa, Даболим, Гоа, состоялась церемония, посвященная выводу из состава INAS 300 «Белые тигры» самолетов Sea Harrier и их замене истребителями МиГ-29К/КУБ . На церемонии самолеты обоих типов продемонстрировали воздушный показ, ознаменовав последний полет «Си Харриеров» после 33 лет службы в ВМС Индии. [ 87 ] [ 73 ] ВМС Индии эксплуатируют истребители МиГ-29К/КУБ СТОБАР из Викрамадитьи .
В период с 1978 по 1988 год было поставлено 57 FRS1; большинство выживших были переоборудованы в спецификации Sea Harrier FA2 1988 года. [ 9 ]
Си Харриер FRS.51
Одноместный истребитель, разведчик и штурмовик, созданный для ВМС Индии, аналог британского FRS1. В отличие от FRS1 Sea Harrier, он оснащен ракетами класса «воздух-воздух» Matra R550 Magic. [ 88 ] Позже эти самолеты были модернизированы радаром Elta EL/M-2032 и ракетами Rafael Derby BVRAAM. [ 89 ]
Несколько уцелевших Sea Harrier находятся в музеях и у частных владельцев, а некоторые другие находятся в Школе летной эксплуатации Королевского военно-морского флота в RNAS Culdrose и на других военных базах для обучения. [ 90 ] Ниже приводится список тех, которые не используются военными для обучения.
Школа управления летной палубой Королевского военно-морского флота до сих пор использует «Харриеры» для обучения операторов самолетов на макетной палубе в RNAS Culdrose . [ 94 ] [ 71 ] Многие из них находятся в рабочем состоянии, хотя и в режиме ограниченного газа. [ 94 ] Хотя они не умеют летать, они все равно издают громкий звук, помогающий тренироваться.
Списанный морской лунь FRS 51 (IN-621) в Музее военно-морской авиации (Индия) в Гоа, Индия. Sea Harrier FA.2 XZ457 в коллекции Boscombe Down Aviation , Олд Сарум, Уилтшир [ 95 ]
Sea Harrier FA.2 ZH803 , ранее находившийся в SFDO в RNAS Culdrose, принадлежит FLY HARRIER Ltd. и получил гражданскую регистрацию в CAA 7 августа 2019 года как G-RNFA . [ 104 ] По состоянию на июль 2020 года он числится в аэропорту Сент-Атан в Уэльсе. [ 105 ]
Sea Harrier FA.2 XZ497 из частной коллекции в Чарлвуде, Суррей. [ 106 ]
Sea Harrier FA.2 ZD582 из частной коллекции в Айньо, Нортгемптоншир. [ 108 ]
Sea Harrier FA.2 ZD612 из частной коллекции в Топшеме, Девон. [ 109 ]
Sea Harrier FA.2 ZD614 из частной коллекции Уолкотт, Линкольншир [ 110 ]
Sea Harrier FA.2 ZE697 на территории бывших ВВС Великобритании в Бинбруке, Линкольншир (по состоянию на 2016 г.) [ 111 ]
Sea Harrier FA.2 ZE698 из частной коллекции в Чарлвуде, Суррей. [ 106 ]
Sea Harrier FA.2 ZH798 , ранее находившийся в RNAS Culdrose, был продан на аукционе в 2020 году. [ 112 ] компании Jet Art Aviation, которая восстановила самолет, пригодный для руления и наземного движения. [ 113 ]
Sea Harrier FA.2 ZH799 из частной коллекции в Балларате, Австралия.
Sea Harrier FA.2 ZH806 , ZH810 и ZH812 у дилера недалеко от Ипсвича, Саффолк [ 114 ]
Sea Harrier FA2 зарегистрирован под номером N94422 (ранее серийный номер Королевского флота XZ439), Ноллс Авиэйшн, округ Сент-Мэри , штат Мэриленд. [ 115 ] Бывший Sea Harrier FA2 Королевского флота был куплен в 2006 году Артом Ноллсом , который следующие два года потратил на восстановление его до летного состояния. В декабре 2007 года он был поврежден в результате жесткой посадки во время испытаний на военно-морской авиабазе Патаксент-Ривер , и его пришлось отремонтировать. [ 116 ] Самолет впервые появился публично на авиасалоне в Калпепере, штат Вирджиния , в октябре 2008 года. [ 117 ] Этот самолет является единственным в мире частным самолетом Harrier гражданского назначения. [ 118 ]
Максимальный взлетный вес: 26 200 фунтов (11 884 кг) STO
17,620 lb (7,992 kg) VTO
Запас топлива: 630 имп галлонов (757 галлонов США; 2864 л) внутреннего топлива в пяти фюзеляжных и двух крыльевых баках; резерв для 2 боевых десантных баков по 100 имп галлонов (120 галлонов США; 455 л) или 2 боевых десантных баков по 190 имп галлонов (228 галлонов США; 864 л) или 2 паромов по 330 имп галлонов (396 галлонов США; 1500 л) сбрасывать баки только на внутренние пилоны крыла.
Максимальная скорость: 618 узлов (711 миль в час, 1145 км/ч) / 0,94 Маха на уровне моря.
578 узлов (665 миль в час; 1070 км / ч) / 0,97 Маха на высоте
Боевая дальность: 400 миль (460 миль, 740 км) высотный перехват с 3 минутами боя и резервом для ВЛ.
250 миль (288 миль; 463 км) для наземных атак
Боевые профили: с авианосца с рампой 12 ° при ISA + 15 ° C, со скоростью 20 узлов (23 миль в час; 37 км / ч) WOD.
Боевой воздушный патруль:
До 1 часа 30 минут на станции на расстоянии 100 морских миль (115 миль; 185 км) с 4 боевыми десантными баками AMRAAM или 2 AMRAAM + 2 пушками ADEN + 2 боевыми десантными баками емкостью 190 имп галлонов (228 галлонов США; 864 л); Пробег палубы 450 футов (137 м)
Разведка:
Низкоуровневое покрытие площадью 130 000 квадратных миль (172 158 квадратных миль; 445 888 км ). 2 ) в радиусе 525 миль (604 миль; 972 км), выход и возвращение на среднем уровне с 2 пушками ADEN + 2 боевыми десантными баками емкостью 190 имп галлонов (228 галлонов США; 864 л); Пробег палубы 350 футов (107 м)
Поверхностная атака:
(привет-лоу-привет) Радиус действия 200 миль (230 миль; 370 км) до пуска ракет с 2 пушками BAe Sea Eagle + 2 пушками ADEN ; Пробег палубы 300 футов (91 м)
Перехват:
Запуск с палубы по цели M0.9 на расстоянии 116 миль (133 миль; 215 км) или по цели M1.3 на расстоянии 95 миль (109 миль; 176 км) с начальным радиолокационным обнаружением на расстоянии 230 миль (265 миль; 426 км). , при 2-минутном состоянии тревоги несет 2× AMRAAM .
Перегоночная дальность: 1740 миль (2000 миль, 3220 км)
Практический потолок: 51 000 футов (16 000 м)
пределы g: +7,8 −4,2
Скорость набора высоты: 50 000 футов/мин (250 м/с).
Нагрузка на крыло: 130,28 фунтов/кв. футов (636,1 кг/м). 2 )
Узлы подвески: 4 станции пилонов под крылом и 1 пилон фюзеляжа по центральной линии плюс 2 точки крепления для артиллерийских гондол с общей грузоподъемностью 8000 фунтов (3630 кг).
^ Боевой истребитель Джейн - Бой в эпоху реактивных самолетов, ISBN 0004708229
^ Парсонс, Гэри (2007). «Харриеры-герои» . Эйр-Сцена Великобритании. Архивировано из оригинала 4 августа 2015 года . Проверено 1 августа 2015 г. Никто не использовал виффинг в бою – это скорее последний маневр. Это может быть полезно, если парень сзади не видел этого раньше и не знает, что вы собираетесь делать. Вы можете замедлиться с 450 узлов до 150 примерно за три-четыре секунды, и этого достаточно, чтобы люди вылетели вперед. Однако, если он увидит это, все, что ему нужно сделать, это подняться вертикально и просто сидеть на вершине. ты. В конечном итоге у тебя совсем нет сил, а у него есть все время в мире, чтобы тебя уничтожить.
Булл, Стивен (2004). Энциклопедия военных технологий и инноваций . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Publishing. ISBN 978-1-57356-557-8 .
Чант, Крис. Воздушная война на Фолклендских островах 1982 года (боевой самолет Osprey № 28) . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2001. ISBN 978-1-84176-293-7 .
Дональд, Дэвид, изд. (1997). «Британский аэрокосмический морской Харриер». Полная энциклопедия мировой авиации . Нью-Йорк: Barnes & Noble Books. стр. 215–216. ISBN 978-0-7607-0592-6 .
Даннелл, Бен, изд. (февраль 2011 г.). «Прощание с Харриером». Классический самолет . Шеппертон, Миддлсекс: Издательство Ian Allan Publishing. стр. 16–25. ISSN 2041-2150 .
Иден, Пол, изд. (2004). Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон, Великобритания: Янтарные книги. ISBN 978-1-904687-84-9 .
Эллис, Кен (2016). Затонувшие корабли и реликвии, 25-е издание . Манчестер: Издательство Crecy Publishing. ISBN 978-191080-9037 .
Гроув, Эрик Дж (1987). Авангард Трайденту; Британская военно-морская политика после Второй мировой войны . Лондон, Великобритания: Голова Бодли. ISBN 978-0-370-31021-3 .
Спик, Майк, изд. (2000). Большая книга современных боевых самолетов . Оцеола, Висконсин: Издательство MBI. ISBN 978-0-7603-0893-6 .
Уорд, Шарки (2003). Морской лунь над Фолклендскими островами: индивидуалист на войне . Лондон, Великобритания: Издательство Орион. ISBN 978-0-304-35542-6 .
Уилсон, Стюарт (2000). Боевой самолет с 1945 года . Лондон, Великобритания: Аэрокосмические публикации. ISBN 978-1-875671-50-2 .
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: 9a135d9a6e908b5a59a359d824716ba5__1722167520 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9a/a5/9a135d9a6e908b5a59a359d824716ba5.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: British Aerospace Sea Harrier - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)