Фейри Дельта 1
Фейри Дельта 1 | |
---|---|
![]() | |
Фейри Дельта 1 | |
Роль | Исследовательский самолет |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Авиационная компания Фейри |
Первый полет | 12 марта 1951 г. |
Ушедший на пенсию | 1956 |
Количество построенных | 1 |
Fairey Delta 1 ( FD1 ) — исследовательский самолёт, разработанный и произведенный британской авиастроительной компанией Fairey Aviation . Он является первым самолетом британской конструкции, оснащенным треугольным крылом .
Первоначально называвшийся Type R , работа над самолетом началась с намерения разработать истребитель вертикального взлета (ВТО) с рамповым запуском. По мере доработки его конструкции от функций VTO отказались, вместо этого были изучены другие концепции в соответствии со Министерства авиации спецификацией E.10/47 . Соответственно, самолет был разработан для исследования незнакомых тогда качеств треугольного крыла, особенно его летных характеристик при полете на околозвуковых скоростях. Всего Министерство снабжения (MoS) заказало три самолета. Вскоре после этого тип получил название «Фейри Дельта».
Первый самолет был произведен на заводе Фейри в Хитон-Чапел , Стокпорт . Наземные испытания начались в середине 1950 года. 12 марта 1951 года FD1 выполнил свой первый полет под управлением летчика-испытателя Фейри, капитана группы Р. Гордона. Самолет получил несколько модификаций в результате аварии при приземлении в сентябре 1951 года. Дальнейшие летные испытания показали, что FD1 продемонстрировал многочисленные неблагоприятные качества с точки зрения управляемости и устойчивости, что способствовало отмене двух дальнейших планеров. После прекращения государственного интереса Фейри продолжал эксплуатировать единственный завершенный FD1 для поддержки своих собственных исследовательских целей до тех пор, пока самолет не получил существенные повреждения в результате аварии при приземлении 6 февраля 1956 года, после чего его ремонт был признан нерентабельным.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]То, что впоследствии стало Fairey Delta 1 (FD1), изначально было задумано компанией Fairey как истребитель с вертикальным взлетом (VTO). Теоретически компания надеялась, что это будет мощный самолет-перехватчик , который можно будет запускать как с небольших кораблей, так и с авианосцев . [ 1 ] Конкретный метод VTO, который предполагалось использовать, предполагал использование круто наклоненной рампы, которая должна была быть мобильной. [ 2 ] В отличие от своей системы запуска, самолет приземлился бы традиционным способом, поскольку предполагалось, что он будет совместим с существующим тормозным механизмом авианосцев Королевского флота . Хотя Вторая мировая война все еще шла, когда Фейри начал работу над этой концепцией, окончание конфликта означало, что срочность его разработки также быстро снизилась. [ 3 ]
В июле 1946 года компания Fairey получила контракт на дальнейшую разработку концепции самолета VTO. [ 4 ] До разработки полномасштабных самолетов было произведено и запущено несколько беспилотных радиоуправляемых масштабных моделей, которые предоставили команде дизайнеров Фейри реальные данные для поддержки дальнейшей работы. [ 5 ] В этих моделях с ракетным двигателем использовалось несколько различных форм стреловидного крыла , в том числе стреловидное вперед и составное крыло . [ 6 ] Первая модель была спущена на воду в 1949 году с корабля в море в заливе Кардиган , Уэльс . [ 4 ] Несколько более поздних испытаний моделей было проведено на полигоне RAAF Woomera Range Complex в Австралии ; Всего было построено и выпущено 40 моделей, последняя из которых в 1953 году. [ 1 ] [ 7 ]
Пока проект находился на ранней стадии, Фейри активно пропагандировал ценность своей исследовательской программы перед различными британскими чиновниками; эти усилия привлекли внимание Министерства снабжения (MoS), а также некоторый интерес как со стороны Королевского флота, так и со стороны Королевских ВВС . [ 3 ] Оценив концепцию, Министерство транспорта решило, что самолет будет производиться как более традиционный исследовательский аппарат с реактивным двигателем , отвечающий требованиям Спецификации E.10/47 . [ 2 ] Было заказано три самолета с названием «Fairey Delta», присвоенным проекту; впоследствии название было изменено на Fairey Delta 1 . [ 2 ]
Конструкция Fairey Type R представляла собой компактный бесхвостый треугольный моноплан со средним крылом ; Авиационное издание Flight отметило, что самолет имеет «исключительно малые размеры». [ 5 ] круглого сечения Он имел фюзеляж и единственный воздухозаборник двигателя, расположенный в крайней передней части. В качестве силовой установки на самолет был принят один двигатель Rolls-Royce Derwent 8 центробежный турбореактивный . По словам авиационного писателя Роберта Джексона, FD1 должен был быть оснащен более крупными ракетами-носителями для облегчения взлета по рампе, во время которого управление поддерживалось с помощью четырех поворотных реактивных сопел в задней части фюзеляжа. [ 1 ] [ 4 ] Несмотря на то, что FD1 был спроектирован как трансзвуковой самолет, он имел «коротковатый» внешний вид, что полностью противоречило следующему проекту Фейри, изящному и элегантному Delta 2 . [ 8 ]
Фейри заявил, что треугольное крыло самолета обладало несколькими характеристиками, благоприятными для полета на высоких скоростях, в том числе относительно низким лобовым сопротивлением и сравнительно жесткой конструкцией, а также местом для хранения топлива и вооружения. [ 6 ] Хотя изначально предполагалось, что FD1 будет запускаться с рампы, он был оснащен трехколесной ходовой частью . [ 1 ] FD1 был оснащен небольшой горизонтальной рулем дельтовидной формы на верхней части хвостового плавника; эта поверхность была предназначена для устранения неблагоприятных случаев «серьезной качки при наборе скорости». [ 2 ] На ранней стадии разработки предполагалась максимальная скорость 587 миль в час, а также возможность достичь высоты 30 000 футов за четыре с половиной минуты; однако добавление новой хвостовой поверхности привело к серьезному ограничению максимальной скорости самолета до относительно пешеходных 345 миль в час (555 км/ч). [ 1 ]
Операционная история
[ редактировать ]
Единственный завершенный FD1 был построен на заводе Fairey's Heaton Chapel Stockport и доставлен по дороге на испытательный полигон в манчестерском аэропорту Ringway для окончательной сборки. Начиная с 12 мая 1950 года он совершил несколько рейсов на высокоскоростном такси по главной взлетно-посадочной полосе длиной 4200 футов, прежде чем был частично разобран и перевезен по дороге в Экспериментальный центр самолетов и вооружения (AAEE) на авиабазе RAF Boscombe Down . После дальнейших рулежных испытаний самолет ( серийный номер VX350 ) совершил свой первый полет 12 марта 1951 года; Этот полет , которым управлял летчик-испытатель Фейри, капитан группы Р. Гордон Слэйд, длился 17 минут. [ 5 ]
FD1 прошел обширные летные испытания, которые в основном были сосредоточены на изучении его поперечной и продольной устойчивости, а также общих летных характеристик. [ 9 ] Эти полеты помогли определить, что у самолета серьезные проблемы с устойчивостью; отсутствие устойчивости приводило к тому, что самолет часто характеризовали как «опасный». [ 2 ] [ 8 ] После аварии при посадке, произошедшей в сентябре 1951 года, полеты FD1 были приостановлены на два года. [ 8 ] За это время он получил несколько модификаций; Изменения включали удаление временных прорезей , а также исключение обтекаемых корпусов противоштопорных парашютов , которые устанавливались на законцовках крыла. Считается, что большие поверхности управления затрудняют управление FD1, затрудняя точный полет, хотя он может достигать высокой скорости крена. [ 2 ]
В 1953 году программа летных испытаний была прекращена Министерством авиации, что привело к прекращению государственной поддержки FD1. [ 10 ] Был построен только один FD1; второй ( VX357 ) и третий ( VX364 ) планеры были сняты с производства еще до начала производства. [ 2 ] Это решение не было расценено как особенно тяжелый удар для Fairey, даже с точки зрения амбиций фирмы по разработке высокоскоростных самолетов с треугольным крылом, поскольку работа по детальному проектированию более мощного и изящного на вид Fairey Delta 2 уже началась во время предыдущего год. [ 10 ]
После отмены программы Фейри какое-то время продолжал управлять единственным самолетом для проведения испытательных работ. [ 11 ] 6 февраля 1956 года FD1 был поврежден и не подлежал ремонту в результате аварии при приземлении в Боскомб-Даун. [ 11 ] В октябре 1956 года самолет был перевезен по дороге для использования в качестве статической мишени на полигоне Шуберинесс , после чего позже был списан. [ 11 ] Фейри потратил на FD1 382 000 фунтов стерлингов из собственных денег. [ 12 ]
Технические характеристики (Fairey Delta 1)
[ редактировать ]Данные из Карманного справочника Джейн по исследованиям и экспериментальным самолетам. [ 13 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 26 футов 3 дюйма (8,00 м)
- Размах крыльев: 19 футов 6,5 дюйма (5,956 м)
- Высота: 19 футов 6,5 дюйма (5,956 м)
- Полная масса: 6800 фунтов (3084 кг)
- Силовая установка: 1 турбореактивный двигатель Rolls-Royce Derwent 8 с центробежным потоком , тяга 3600 фунтов силы (16 кН).
Производительность
- Максимальная скорость: 628 миль в час (1011 км/ч, 546 узлов)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Джексон 2007, с. 171.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Винчестер 2005, с. 254.
- ^ Jump up to: а б Хоббс 2014, с. 309.
- ^ Jump up to: а б с ван Пелт 2012, с. 149.
- ^ Jump up to: а б с Рейс 1951, с. 348.
- ^ Jump up to: а б Рейс 1951 г., стр. 348-349.
- ^ ван Пелт 2012, стр. 149-150.
- ^ Jump up to: а б с Фланаган 2017, с. 95.
- ^ Джексон 2007, стр. 171-172.
- ^ Jump up to: а б Джексон 2007, с. 172.
- ^ Jump up to: а б с Чорлтон 2012, с. 104.
- ^ «Глобальное собрание Фейри, посвященное сорокалетию» (PDF) , рейс : 826, 2 декабря 1955 г.
- ^ Тейлор 1976, с. 91.
Библиография
[ редактировать ]- Баттлер, Тони и Жан-Луи Делезен. X-Planes of Europe: Секретные исследовательские самолеты Золотого века 1946-1974 гг . Манчестер, Великобритания: Hikoki Publications, 2012. ISBN 978-1-902-10921-3
- Чорлтон, Мартин (ред.). Fairey — Профиль компании, 1915–1960 гг . Кадэм, Кент, Англия: Kelysey Publishing, 2012. ISBN 978-1-907426-60-5 .
- Фланиган, Уильям А. Авиационные рекорды в эпоху реактивных самолетов . Специализированное издательство, 2017. ISBN 978-1-580072-30-4 .
- Хоббс, Дэвид. Британские авианосцы: история проектирования, разработки и эксплуатации . Издательство Сифорт, 2014. ISBN 978-1-473853-69-0 .
- Джексон, Роберт. Величайший самолет Британии . Перо и меч, 2007. ISBN 978-1-844156-00-9 .
- Пелт, Мишель ван. Ракета в будущее . Springer Science & Business Media, 2012. ISBN 978-1-461432-00-5 .
- Стертивант, Рэй. Британский научно-исследовательский самолет . Сомерсет, Великобритания: Издательская группа Haynes, 1990. ISBN 0-85429-697-2 .
- Тейлор, Х.А. Fairey Самолеты с 1915 года . Лондон: Патнэм, 1974. ISBN 0-370-00065-X .
- Тейлор, Карманный справочник Джона В.Р. Джейн по исследованиям и экспериментальным самолетам . Лондон: Macdonald and Jane's Publishers Ltd, 1976. ISBN 0-356-08409-4 .
- Твисс, Питер. Быстрее Солнца . Лондон: Издательство Grub Street, 2000. ISBN 1-902304-43-8 .
- Винчестер, Джим. X-самолеты и прототипы . Лондон: Amber Books Ltd., 2005. ISBN 1-904687-40-7 .
- «От Данна до Дельты» , рейс 348, 23 марта 1951 г.