Вестленд WS-51 Стрекоза
WS-51 Стрекоза | |
---|---|
![]() | |
Dragonfly HR.3 из 705-й морской авиационной эскадрильи Королевского флота, 1955 год. | |
Роль | Спасательный или связной вертолет |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Вестленд Эйркрафт |
Первый полет | 5 октября 1948 г. |
Введение | 1950 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | Королевский флот Королевские ВВС |
Произведено | 1949–1954 |
Количество построенных | 149 |
Разработано на основе | Сикорский Н-5 |
Варианты | Вестленд Виджен |
Вертолет Westland WS-51 Dragonfly был построен компанией Westland Aircraft и представлял собой англизированную лицензионную версию американского Sikorsky S-51 .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]было подписано соглашение, 19 января 1947 года между Westland Aircraft и Sikorsky разрешающее производство британской версии S-51 по лицензии в Соединенном Королевстве. Они будут оснащены Alvis Leonides радиальным двигателем мощностью 500 л.с. Модифицированная версия была также разработана компанией Westland как Westland Widgeon , но она не имела коммерческого успеха.
После задержек, вызванных необходимостью изменить и преобразовать американские чертежи, чтобы отразить элементы британского производства, и заменить двигатель на построенный в Великобритании Alvis Leonides 50, прототип впервые поднялся в воздух из Йовила 5 октября 1948 года, пилотируемый Аланом Бристоу. Прошло всего 16 месяцев с тех пор, как начались работы по созданию прототипа, зарегистрированного G-AKTW.
После оценки были размещены первоначальные заказы для британских вооруженных сил: тринадцать Dragonfly HR.1 для Королевского флота и три Dragonfly HC.2 для Королевских ВВС.
Операционная история
[ редактировать ]В общей сложности семьдесят два вертолета Dragonfly поступили на вооружение ВВС Королевского флота для выполнения учебных, спасательных операций в воздухе и на море и связи. Первым подразделением, которое было оснащено ими, была 705-я военно-морская авиационная эскадрилья , которая считается первой полностью вертолётной эскадрильей, сформированной за пределами США. Dragonfly был первым вертолетом британской постройки, который использовался военно-морским флотом, и первым, который эксплуатировался с британского корабля на испытаниях в RFA Форт-Дюкен в 1951 году. [ 1 ] «Стрекоза» возглавляла вертолетную часть пролета на коронационном смотре флота в 1953 году. [ 2 ]
Запланированная модернизация военно-морских самолетов Dragonflies до стандарта Widgeon с увеличенной кабиной, получившая название Dragonfly HR.7 , была отменена в 1957 году из-за сокращений обороны. [ 2 ] В конце 1950-х годов на британской службе его заменил Westland Whirlwind , еще одна модификация конструкции Сикорского. Стрекозы использовались в операциях по оказанию помощи во время наводнения в Северном море в 1953 году , а некоторые из них использовались Королевскими ВВС для эвакуации раненых во время чрезвычайной ситуации в Малайзии . [ 1 ]
Был произведен пятьдесят один гражданский WS-51. Некоторые экземпляры использовались компанией Pest Control Ltd для опрыскивания сельскохозяйственных культур, а другие использовались в качестве транспортных средств представительского класса компаниями Silver City Airways , Evening Standard Newspapers и Fairey Aviation . Экспортные самолеты эксплуатировались в Японии, Бельгийском Конго, Мексике и Норвегии. [ 3 ]
Варианты
[ редактировать ]- Вестленд/Сикорский WS-51
- Прототип.
- Стрекоза HR.1
- Вертолет воздушно-морского поиска и спасения для Королевского флота с радиально-поршневым двигателем Alvis 50 мощностью 540 л.с. (400 кВт). Построено 13 самолетов, некоторые позже модифицированы как HR.5.
- Стрекоза HC.2
- Вертолет для эвакуации раненых для Королевских ВВС, аналогичный коммерческому Mark 1A, построено 2 и одна модификация гражданского Mark 1A.
- Стрекоза HR.3
- Воздушно-морской поисково-спасательный вертолет для Королевского флота. Подобен Dragonfly HR.1, но оснащен цельнометаллическими лопастями несущего винта, 71 построен, некоторые позже модифицированы как HR.5.
- Стрекоза HC.4
- Вертолет для эвакуации раненых для ВВС Великобритании, аналог Dragonfly HR.3, с цельнометаллическими лопастями, построено 12 штук.
- Стрекоза HR.5
- Вертолет воздушно-морского поиска и спасения для Королевского флота с двигателем Alvis Leonides 23/1 и обновленными приборами и авионикой. 25 модифицирован из HR.1 и HR.3.
- Вестленд-Сикорский WS-51 Mk.1A
- Гражданский транспортный вертолет с радиально-поршневым двигателем Alvis Leonides 521/1 мощностью 520 л.с. (388 кВт), построено 36 штук.
- Вестленд-Сикорский WS-51 Mk.1B
- Гражданский транспортный вертолет с радиально-поршневым двигателем Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior B4 мощностью 450 л.с. (336 кВт), построено 15 штук.
Операторы
[ редактировать ]Военные и правительственные операторы
[ редактировать ]- Королевские ВВС Цейлона - два Mk 1A [ 4 ]
- ВВС Египта - два Mk 1B [ 3 ]
- Королевские ВВС Ирака - три поставлены в 1951 году. [ 5 ]
- Итальянские ВВС - два Mk 1A. [ 3 ]

- Морские силы самообороны Японии - три Mk 1A, получившие обозначение S-51. [ 6 ]
- Королевские ВВС Таиланда - три Mk 1A, получившие обозначение Type 1. [ 7 ]

- Королевские ВВС - 15 HC.2 и HC.4 [ 8 ]
- Дальневосточный рейс CASEVAC RAF [ 9 ]
- № 194-й эскадрильи RAF [ 10 ]
- Королевский флот [ 11 ]
- Британский королевский военно-морской колледж [ 12 ]
- 700-я морская авиационная эскадрилья [ 12 ]
- 701-я военно-морская авиационная эскадрилья [ 13 ]
- 705-я военно-морская авиационная эскадрилья [ 13 ]
- 727-я военно-морская авиационная эскадрилья [ 12 ]
- 728-я морская авиационная эскадрилья [ 12 ]
- 744-я морская авиационная эскадрилья [ 12 ]
- 771-я военно-морская авиационная эскадрилья [ 12 ]
- СФР Югославских ВВС - 10 Mk 1B [ 14 ]
Гражданские операторы
[ редактировать ]- Британские европейские авиалинии [ 11 ]
- Силвер Сити Эйрвэйз [ 3 ]
- Группа требований к флоту , гражданское подразделение, находящееся в ведении Airwork Ltd для авиации флота. [ 17 ]
Выживший самолет
[ редактировать ]
Австралия
- WG725 - HR.3 на реставрации в Музее авиации флота в Навре, Новый Южный Уэльс . [ 18 ]
Бразилия
- PT-HAL (бывший G-AMHB) — гражданский WS-51, используемый сетью Record TV и спасателем пожара в здании Андрауса , выставленный в Музее Эдуардо Андре Матараццо в Бебедуро, Сан-Паулу . [ 19 ]
Япония
- JA7014 «Китаками» используется в электростанции Тохоку в Музее авиации и науки Мисава в Мисаве, Аомори . [ 16 ]
Мальта
- VZ962 - HR.1 на реставрации в Мальтийском музее авиации в Та'Кали, Аттард . [ 20 ] [ 21 ]
Нидерланды

- WG752 – HR.5 на статической экспозиции на авиадроме в Лелистаде, Флеволанд . [ 22 ]
Сербия
- 11503 - Mk.1B на статической экспозиции в Белградском музее авиации в Сурчине, Белград . [ 23 ]
Шри-Ланка
- CH501 - Mk.1A на статической экспозиции в Музее ВВС Шри-Ланки в Ратмалане, Западная провинция . [ 24 ]
Таиланд
- H1-4/96 - Mk.1A на статической экспозиции в Музее Королевских ВВС Таиланда в Дон Муанге, Бангкок . [ 25 ] [ 26 ]
Великобритания

- VX595 - HR.5 на статической экспозиции в Музее авиации флота в Йовиле, Сомерсет . [ 27 ]
- WG719 - HR.5 на статической экспозиции в Музее вертолетов в Уэстон-сьюпер-Мэр, Сомерсет . [ 28 ]
- WG724 - HR.5 на статической экспозиции в Северо-восточном музее авиации в Сандерленде, Тайн и Уир . [ 29 ]
- WG751 - HR.5 на статической выставке на исторической верфи Чатема в Чатеме, Кент . [ 30 ]
- WH991 - HR.5 на статической выставке в Йоркширском музее авиации в Элвингтоне, Йорк . [ 31 ]
- WN493 - HR.5 на статической экспозиции в Музее авиации флота в Йовилтоне, Сомерсет. [ 32 ]
- WN499 - HR.5 на реставрации в Музее авиации Южного Йоркшира в Донкастере, Южный Йоркшир . [ 33 ]
- WP495 – HR.5 на статической выставке в Морайвии в Кинлоссе, Морей . [ 34 ]
Венесуэла
- HR.3 на статической экспозиции в Museo Aeronáutico de Maracay в Маракае, Арагуа . [ 35 ]
Технические характеристики (WS-51 Mk.1A)
[ редактировать ]
Данные Jane's All the World's Aircraft, 1955–56 гг. [ 36 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Вместимость: 3 пассажира (полезная нагрузка 530 фунтов (240 кг)
- Длина: общая 57 футов 6,5 дюйма (17,54 м)
- Длина фюзеляжа: 41 фут 1,75 дюйма (12,54 м)
- Высота: 12 футов 11,375 дюйма (3,95 м)
- Вес пустого: 4366 фунтов (1980 кг) HR Mk.1, [ а ]
- Полная масса: 5700 фунтов (2585 кг) [ б ]
- Максимальный взлетный вес: 5870 фунтов (2663 кг)
- Запас топлива: 83 имп галлона (100 галлонов США; 380 л) в 2 фюзеляжных баках.
- Силовая установка: 1 × Alvis Leonides 521/1 9-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения (наддув 6 фунтов), 520 л.с. (390 кВт)
- Диаметр несущего винта: 49 футов (15 м)
- Площадь несущего винта: 1885 кв. футов (175,1 м ). 2 ) [ с ]
Производительность
- Максимальная скорость: 103 миль в час (166 км/ч, 90 узлов) на уровне моря. [ д ]
- Крейсерская скорость: 85 миль в час (137 км/ч, 74 узла) [ и ]
- Дальность: 300 миль (480 км, 260 миль) в неподвижном воздухе с запасом топлива на 20 минут.
[ ж ] - Практический потолок: 11 000 футов (3 400 м) [ г ]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Связанные списки
Примечания
[ редактировать ]- ^ HC Mk.4 4380 фунтов (1990 кг), HC Mk.2 4450 фунтов (2020 кг), включая корзины для носилок
- ^ HC Mk.2, HC Mk.4 5870 фунтов (2660 кг)
- ^ Мк. 1А, Мк.1Б, HR Мк.3 и HC Мк.4. Диаметр ротора (HR Mk.1 и HC Mk.2) 48 футов (15 м), площадь ротора (HR Mk.1 и HC Mk.2) 1809 кв. футов (168,1 м) 2 )
- ^ HR Mk.1, HR Mk.3 95 миль в час (83 узла; 153 км/ч), HC Mk.2, HR Mk.3 88 миль в час (76 узлов; 142 км/ч)
- ^ HC Mk.2, HC Mk.4 78 миль в час (68 узлов; 126 км / ч)
- ^ HC Mk.2, HC Mk.4 275 миль (239 миль)
- ^ HR Mk.1 12 400 футов (3800 м), HR Mk.3 13 200 футов (4000 м)
- Потолок зависания ОГЭ: 6000 футов (1800 м)
- HC Mk.2 4600 футов (1400 м)
- Потолок зависания IGE: 8000 футов (2400 м)
- HR Mk.1 5600 футов (1700 м)
- HR Mk.3 7000 футов (2100 м)
- Лучшая скороподъемность HR Mk.1: 800 футов/мин (4,1 м/с) на уровне моря.
- Лучшая скороподъемность HR Mk.3: 1000 футов/мин (5,1 м/с) на уровне моря.
- Вертикальная скорость набора высоты HR Mk.1: 50 футов/мин (0,25 м/с) на уровне моря.
- Вертикальная скорость набора высоты HR Mk.3: 200 футов/мин (1,0 м/с) на уровне моря.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Вестлендская стрекоза HR.5: WG724» . nelsam.org.uk . Северо-Восточная Земля, Морской и Воздушный музеи . Проверено 7 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бивер, Пол (1987). Энциклопедия авиации ВМФ с 1945 года . Йовил, Сомерсет: Патрик Стивенс Лтд., с. 176. ИСБН 978-0850597608 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Джексон 1974 , стр. 618–619.
- ^ «Мировой рынок вертолетов, 1968 г., стр. 50» . Flightglobal.com . Проверено 16 июня 2018 г.
- ^ Сипос, Милош; Купер, Том (2020). Крылья Ирака, Том 1: ВВС Ирака, 1931–1970 гг . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. п. 39. ИСБН 978-1-913118-74-7 .
- ^ «Sikorsky S-51 (Westland/Sikorsky WS-51 Dragonfly Mk.1A)» . KWAT Hoom Страница 1-1 Тип Проверено 18 октября 2023 г.
- ^ "ВВС МИРА 1955 стр. 658" . рейсглобальный . Проверено 18 октября 2014 г.
- ^ «ВВС мира, 1955 г., стр. 631» . Flightglobal.com . Проверено 2 февраля 2015 г.
- ^ Джеймс 1991 , с. 308.
- ^ Джеффорд 1988 , с. 134.
- ^ Перейти обратно: а б «Вестленд С-5И» . Flightglobal Insight. 1953 год . Проверено 18 октября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ховард, Берроу и Майалл, 2011 г. , стр. 11–35.
- ^ Перейти обратно: а б «Вестленд Стрекоза HR5 (WN493)» . Авиация флота. Архивировано из оригинала 28 сентября 2022 года . Проверено 28 января 2015 г.
- ^ "ВВС МИРА 1955 стр. 668" . рейсглобальный . Проверено 18 октября 2014 г.
- ^ «Вертолеты в гражданской эксплуатации стр. 388» . рейсглобальный. 21 марта 1958 года . Проверено 18 октября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Китаками» Музей авиации и науки Мисавы Проверено 26 апреля 2020 г.
- ^ Балланс 2016 , с. 411.
- ^ Крик, Даррен; Эдвардс, Мартин; Коуэн, Брендан (29 июня 2015 г.). «RAAF A80 Sikorsky S-51 Dragonfly [и] RAN Westland Dragonfly» . ADF-сериалы . Проверено 15 июня 2019 г.
- ^ «Туризм в Бебедоро» . Tourism.bebedouro.sp.gov.br . Проверено 12 июля 2024 г.
- ^ «Главный выставочный ангар» . Мальтийский музей авиации . Проверено 15 июня 2019 г.
- ^ «Вестлендская стрекоза» . Демобилизован . Проверено 15 июня 2019 г.
- ^ «Досье на планер — Sikorsky-Westland Dragonfly HR.3, серийный номер WG752 RN, серийный номер WA/H/062» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 15 июня 2019 г.
- ^ «Сикорский С-51Мк-ИБ» . Музей воздухоплавания Белград . Архивировано из оригинала 3 апреля 2016 года . Проверено 15 июня 2019 г.
- ^ «Досье на планер — Sikorsky-Westland Dragonfly 1A, серийный номер CH501 SLAF, серийный номер WA/H/137» . Воздушные визуальные эффекты .
- ^ «Дом 5» . Музей Королевских ВВС Таиланда . Архивировано из оригинала 26 октября 2013 года . Проверено 15 июня 2019 г.
- ^ Дарк, Стив (26 декабря 2016 г.). «МУЗЕЙ КОРОЛЕВСКИХ ВВС ТАЙСКОГО, ДОН МУАНГ» (PDF) . Сайт тайской авиации . Проверено 15 июня 2019 г.
- ^ «Досье на планер — Sikorsky-Westland Dragonfly HR.5, серийный номер VX595» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 15 июня 2019 г.
- ^ «[Без названия]» . Вертолетный музей . Архивировано из оригинала 30 октября 2018 года . Проверено 15 июня 2019 г.
- ^ «Экспонаты» . Северо-восточные музеи суши, моря и воздуха . Проверено 15 июня 2019 г.
- ^ "c/n wa/h/061" . Хелис.com . Проверено 15 июня 2019 г.
- ^ «Вестленд – Sikorsky Dragonfly HR.5» . Йоркширский музей авиации . Проверено 15 июня 2019 г.
- ^ «Вестленд Стрекоза HR5 (WN493)» . Музей авиации флота . Архивировано из оригинала 28 сентября 2022 года . Проверено 15 июня 2019 г.
- ^ «Список самолетов» . Музей авиации Южного Йоркшира . Архивировано из оригинала 30 марта 2018 года . Проверено 15 июня 2019 г.
- ^ «НАШИ ЭКСПОНАТЫ» . Морайвия . Проверено 15 июня 2019 г.
- ^ «Досье на планер — Sikorsky-Westland Dragonfly HR.3» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 15 июня 2019 г.
- ^ Бриджмен, Леонард, изд. (1955). Джейн «Все самолеты мира», 1955–56 . Лондон: Sampson Low, Marston & Company, Ltd., стр. 105–106.
Библиография
[ редактировать ]- Иллюстрированная энциклопедия самолетов (частичная работа, 1982–1985 гг.) . Издательство Орбис.
- Ховард, Ли; Берроу, Мик; Майалл, Эрик (2011). Вертолеты ВВС флота с 1943 года . Air-Britain Historians Limited. ISBN 978-0-85130-304-8 .
- Балланс, Тео (2016). Эскадрильи и части авиации флота . Эйр-Британия. ISBN 978 0 85130 489 2 .
- Джексон, Эй Джей (1974). Британские гражданские самолеты с 1919 года - Том третий . Патнэм энд Компани Лимитед. ISBN 0-370-10014-Х .
- Джеймс, Д. (1991). Westland Aircraft с 1915 года . Лондон : Книги Патнэма по аэронавтике. ISBN 9780851778471 .
- Джеффорд, CG (1988). Эскадрильи Королевских ВВС. Полный отчет о движении и оснащении всех эскадрилий Королевских ВВС и их предшественников с 1912 года . Шрусбери : Эйрлайф. ISBN 1-85310-053-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Запись Westland Dragonfly в базе данных helis.com
- Изображение реставрации стрекозы Вестленда. Архивировано 19 апреля 2023 года в Wayback Machine.