Вестленд Вирлвинд (вертолет)
Вихрь | |
---|---|
![]() | |
Whirlwind Королевских ВВС HAR.10 на Поисково-спасательных сил Королевских ВВС выставке RIAT 2018 | |
Роль | Вертолет |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Вестленд Эйркрафт |
Первый полет | август 1953 г. |
Введение | 1954 |
Ушедший на пенсию | 1982 |
Основные пользователи | Королевский флот Королевские ВВС список |
Произведено | 1953–1966 |
Количество построенных | 360+ |
Разработано на основе | Сикорский H-19 |
Вертолет Westland Whirlwind представлял собой британскую построенную по лицензии версию американского Sikorsky S-55/H-19 Chickasaw . В основном он служил в составе Королевского флота, выполняя авиации флота противолодочные и поисково-спасательные функции. Он также экспортировался в другие страны, и на смену Whirlwind пришел Westland Wessex с турбинным двигателем (на базе Sikorsky H-34 ), который был разработан на основе H-19/Whirlwind. Вертолет изготавливался во многих вариантах с использованием различных радиальных (поршневых) и газотурбинных двигателей.
Вертолеты Whirlwind, оснащенные турбинными двигателями, прослужили вплоть до начала 1980-х годов, а переоборудованный Whirlwind стоял в составе Queen's Flight .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]
В 1950 году компания Westland Aircraft , уже производившая американский Sikorsky S-51 по лицензии Westland Dragonfly , приобрела права на производство и продажу более крупного вертолета Sikorsky S-55 . Хотя в июне 1951 года компания Westland летала на самолете модели Sikorsky, преобразование конструкции в соответствии с британскими стандартами (включая установку обновленного редуктора несущего винта) потребовало много времени. [ 1 ] а первый прототип британского самолета, получивший номер G-AMJT , оснащенный двигателем Pratt & Whitney R-1340-40 Wasp мощностью 600 л.с., не летал до августа 1953 года. [ 2 ] За этим последовали десять самолетов Whirlwind HAR.1 , которые вскоре поступили на вооружение. Они выполняли небоевые функции, включая поисково-спасательные функции и функции связи. HAR.3 Wright R - имел более крупный 1300-3 Cyclone 7 двигатель мощностью 700 л.с.
Характеристики ранних версий были ограничены мощностью американских двигателей Wasp или Cyclone, и в 1955 году HAR.5 , оснащенный форсированным двигателем Alvis Leonides Major . впервые поднялся в воздух [ 3 ] За ним последовал HAS.7 с аналогичной мощностью , который стал первым британским вертолетом, предназначенным для противолодочной борьбы на передовой, когда он поступил на вооружение в 1957 году. Он мог быть либо оснащен гидролокатором погружения . для обнаружения подводных лодок, либо нести гидролокатор погружения для обнаружения подводных лодок торпеду, но не мог нести обе одновременно, поэтому оснащенные гидролокатором «Хантеры» использовались для наведения торпедоносных «Киллеров». [ 4 ] HAS.7 был оснащен радиальным двигателем Alvis Leonides Major 755/1 мощностью 750 л.с. (560 кВт). Он имел зависающий потолок на высоте 9400 футов (2900 м) и дальность полета 334 мили со скоростью 86 миль в час.
В 1960 году Westland представила Whirlwind с Bristol Siddeley Gnome турбовальным двигателем мощностью 1000 л.с. , большая мощность которого обеспечивала значительно улучшенные характеристики по сравнению с более ранними вариантами с поршневыми двигателями; вертолеты, получившие эту модификацию, были переименованы в HAR.9 . Gnome имел раннюю топливную систему с компьютерным управлением, которая устраняла колебания мощности двигателя и значительно облегчала управление пилотом.
Было построено более 400 «Вихрей», из них около 100 отправлено на экспорт зарубежным заказчикам. [ 5 ]
Некоторые Whirlwinds были переоборудованы на турбинные и прослужили до 1970-х годов. [ 6 ]
Оперативное обслуживание
[ редактировать ]

эскадрилья Королевского флота ВВС 848-я военно-морская авиационная HAR.1, пришедшие на смену построенным Sikorsky версиям HAR.21 Whirlwind, для вспомогательных и поисково-спасательных была первой эскадрильей, получившей с июля 1954 года служб. Поступив на вооружение Королевского флота, Whirlwind также поступил на вооружение Королевских ВВС и ВМС Франции , которые в период с 1954 по 1957 год получили 37 самолетов Whirlwind HAR.2. [ 5 ]
использовала Морская спасательная служба Королевских ВВС самолеты Whirlwinds, окрашенные в желтый цвет, для спасения людей, терпящих бедствие у побережья Соединенного Королевства . Вертолеты Westland Wessex и, в конечном итоге, Westland Sea King , позже дополнили и в конечном итоге заменили в этой роли Whirlwinds. [ 7 ]
Последний Whirlwind был выведен из эксплуатации в 1982 году, а последний HAR.10 — в 1981 году. [ 8 ]
Два модернизированных Whirlwinds (модели HCC.8) были добавлены к Queen's Flight в 1959 году и в конечном итоге заменены вертолетом Wessex. [ 9 ]
Варианты
[ редактировать ]


- WS-55 Серия 1
- построено 44; Американские двигатели ( Pratt & Whitney R-1340-40 Wasp ), транспортные вертолёты военного и гражданского назначения.
- WS-55 Серия 2
- 19 построено; Двигатели Alvis ( Alvis Leonides Major 755 ), гражданское использование
- WS-55 Серия 3
- 5 построено; Турбовальный Gnome ( Bristol Siddeley Gnome 101 ), гражданское использование
- ИМЕЮ.1
- 10 построено; служба РН ; Поиск и спасение
- ЕСТЬ 2.
- построено 33; Служба в Королевских ВВС с 1955 г.
- ХК.2
- служба РАФ
- ЕСТЬ 3.
- 25 построено; служба РН; Райт R-1300 Cyclone 7 Двигатель
- ЕСТЬ 4.
- 24 построено; Улучшенный HAR.2 для жарких и высоких условий, служба RAF.
- ЕСТЬ 5.
- 3 построено; Двигатель Alvis Leonides Major и наклон хвостовой балки на 3 градуса для увеличения клиренса несущего винта; РН сервис
- ЕСТЬ 6.
- 1 заказан с двигателем Turbomeca Twin Turmo, но комплектуется как HAR.5. [ 10 ]
- ЕСТЬ 7.
- построено 40; Обязанности RN - 6 преобразованы в HAR.9
- HAS.7
- построено 89; РН противолодочной обороны – 1 торпеда; 12 использовались в качестве транспортных средств Королевской морской пехоты , 6 переоборудованы в HAR.9.
- HCC.8
- 2 построено; Royal Flight Транспорт , VVIP позже преобразован в HAR.10.
- ЕСТЬ 9.
- 12 переоборудований HAS.7 и HAR.7 с газовой турбиной Bristol Siddeley Gnome, заменяющей двигатель Leonides Major, сервис RN
- ХК.10
- служба РАФ
- ЕСТЬ 10.
- построено 68; оснащен турбовальным двигателем Bristol Siddeley Gnome , службой ВВС Великобритании, транспортом и спасательной службой воздух-море.
- HCC.12
- 2 построено; Королевский рейс,
Номера моделей для оценочных моделей, произведенных в США, были
- ЕСТЬ 21.
- 10 построено Сикорским; спасать. Эквивалент морской пехоты США HRS-2. [ 11 ]
- HAS.22
- 15 построено Сикорским; противолодочный. Эквивалент HO4S-3. [ 11 ]
Операторы
[ редактировать ]

Военные операторы
[ редактировать ] Югославия 19 вертолетов [ 23 ] [ 24 ]
Гражданские операторы
[ редактировать ] Великобритания [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
Выживший самолет
[ редактировать ]
Кипр
[ редактировать ]- XD184 - HAR.10 на статической выставке в ВВС Великобритании в Акротири в качестве стража ворот. [ 28 ]
Германия
[ редактировать ]- XD186 - HAR.10 на статической выставке на авиасалоне Hermeskeil в Хермескейле, Рейнланд-Пфальц . [ 29 ]
- XP352 - HAR.10 на статической выставке на авиасалоне Hermeskeil в Хермескейле, Рейнланд-Пфальц. [ 29 ]
Нидерланды
[ редактировать ]- XG576 - HAR.3 на статической выставке PS Aero в Баарло, Лимбург . [ 30 ] [ 31 ]
Великобритания
[ редактировать ]- G-ANFH Sir Ector Series 1 на статической выставке в Музее вертолетов в Уэстон-сьюпер-Мэр, Сомерсет [ 32 ]
- WA.113 - Серия 3 на статической экспозиции в Музее вертолетов в Уэстон-сьюпер-Мэр, Сомерсет. [ 32 ] [ 33 ]
- WA.298 - Серия 3 на статической экспозиции в Музее авиации Мидленда в Бэгинтоне, Уорикшир . [ 34 ] [ 35 ]
- WV198 - HAR.21 на статической экспозиции в Музее авиации Солуэй в Кросби-он-Иден, Камбрия . [ 36 ] [ 37 ]
- XA864 — HAR.1 на хранении в Музее авиации флота в Йовиле, Сомерсет . [ 38 ]
- XA870 - HAR.1 на статической экспозиции в Музее авиации Южного Йоркшира в Донкастере, Южный Йоркшир . Принадлежит Йоркширской группе по сохранению вертолетов. [ 39 ]
- XD163 - HAR.10 на статической выставке в Музее вертолетов в Уэстон-сьюпер-Мэр, Сомерсет. [ 40 ]
- XG574 - HAR.3 на выставке в Музее авиации флота в Йовиле, Сомерсет. [ 41 ]
- XG588 - Серия 3 на статической выставке в аэропарке Ист-Мидлендс в Касл-Донингтоне, Лестершир . [ 42 ]
- XG594 - HAS.7 на хранении в Музее авиации флота в Йовиле, Сомерсет. [ 43 ]
- XJ398 - HAR.10 на статической выставке в Музее авиации Южного Йоркшира в Донкастере, Южный Йоркшир. Принадлежит Йоркширской группе по сохранению вертолетов. [ 39 ]
- XJ723 - HAR.10 на статической выставке в Морайвиа в Кинлоссе, Морей . [ 44 ]
- XJ726 - HAR.10 на статической экспозиции в Музее воздушного мира Кернарфона в Динас-Динлле, Гвинед . [ 45 ] [ 46 ]
- XJ729 - HAR.10 готов к полетам с компанией Historic Helicopters в Крюкерне, Сомерсет . [ 47 ]
- XK936 - HAS.7 на статической экспозиции в Имперском военном музее Даксфорда в Даксфорде, Кембриджшир . [ 48 ] [ 49 ]
- XK940 - HAS.7 на статической выставке в Музее вертолетов в Уэстон-сьюпер-Мэр, Сомерсет. [ 50 ]
- XL853 - HAS.7 на хранении в Музее авиации флота в Йовиле, Сомерсет. [ 51 ]
- XL875 - HAR.9 на тренинге по воздушной службе в Перте . [ 31 ]
- XN258 - HAR.9 на статической экспозиции в Северо-восточных музеях суши, моря и воздуха в Сандерленде, Тайн и Уир . [ 52 ]
- XN304 - HAS.7 на статической экспозиции в Музее авиации Норфолка и Саффолка во Фликстоне, Саффолк . [ 53 ]
- XN380 - HAS.7 на реставрации для статической экспозиции в Историческом музее ВВС Манстона в Рамсгейте, Кент . [ 54 ]
- XN386 - HAS.9 на статической экспозиции в Музее авиации Южного Йоркшира в Донкастере, Южный Йоркшир. Принадлежит Йоркширской группе по сохранению вертолетов. [ 39 ]
- XP299 — HAR.10 на статической экспозиции в Лондонском музее Королевских ВВС в Лондоне . [ 55 ] [ 56 ]
- XP345 - HAR.10 на статической экспозиции в Музее авиации Южного Йоркшира в Донкастере, Южный Йоркшир. Принадлежит Йоркширской группе по сохранению вертолетов. [ 39 ]
- XP346 — HAR.10 на статической выставке All Things Wild в Ившеме, Вустершир . [ 57 ] [ 58 ]
- XP355 - HAR.10 на статической экспозиции в Музее авиации города Норидж в Хоршам-Сент-Фейт, Норфолк . [ 59 ]
- XR453 - HAR.10 на статической выставке в RAF Odiham в Одихеме, Хэмпшир . [ 60 ]
- XR485 - HAR.10 на статической экспозиции в Музее авиации Норфолка и Саффолка во Фликстоне, Саффолк. [ 53 ]
- XR486 - HCC.12 на статической экспозиции в Музее вертолетов в Уэстон-сьюпер-Мэр, Сомерсет. [ 32 ] [ 61 ]
Технические характеристики (Вихрь HAS.7)
[ редактировать ]Данные Westland Aircraft с 1915 года. [ 62 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2 пилота
- Длина: 41 фут 8 + 1 ⁄ 2 дюйма (12,713 м)
- Высота: 15 футов 7 + 1 ⁄ 2 дюйма (4,763 м)
- Пустой вес: 5993 фунтов (2718 кг)
- Максимальный взлетный вес: 7800 фунтов (3538 кг)
- Силовая установка: 1 × Alvis Leonides Major 755 14-цилиндровый двухрядный радиальный двигатель , мощностью 750 л.с. (560 кВт)
- Диаметр несущего винта: 53 фута 0 дюймов (16,15 м)
- Площадь несущего винта: 2205 кв. футов (204,9 м ). 2 )
Производительность
- Максимальная скорость: 109 миль в час (175 км/ч, 95 узлов)
- Диапазон: 334 миль (538 км, 290 миль) [ 63 ]
- Практический потолок: 13 000 футов (4 000 м)
- Скорость набора высоты: 910 футов/мин (4,6 м/с).
Вооружение
- 1 Mark 30 или торпеда Mark 44 или глубинные бомбы (переносятся вместо гидролокатора погружения)
В популярной культуре
[ редактировать ]В Битлз первом фильме «Ночь тяжелого дня » в конце фильма группа улетает с концертной площадки на BEA Whirlwind, G-ANFH. Один и тот же самолет появился в фильме 1960 года «Убийцы» и Оливера Рида фильме 1963 года «Проклятые» . [ 64 ]
Персонаж вертолета Гарольда из сериалов «Железная дорога» и «Томас и друзья» основан на Вестлендском вихре со встроенными понтонами. [ 65 ]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Джеймс 1991, стр. 320–321.
- ^ Джеймс 1991, стр.322.
- ^ Джеймс 1991, стр.329.
- ^ Джеймс 1991, стр.330.
- ^ Перейти обратно: а б с Джеймс 1991, с. 336.
- ^ «Вестленд Вирлвинд HAR Mk.10» . helimuseum.com . Проверено 17 марта 2024 г.
- ^ «22-я эскадрилья РАФ» . 22 апреля 2017 года. Архивировано из оригинала 21 ноября 2016 года . Проверено 8 марта 2016 г.
Лишь в 1955 году эскадрилья снова реформировалась, на этот раз в поисково-спасательное подразделение, оснащенное «Вихрями». Именно в таком обличии сегодня существует 22-я эскадрилья, которая в течение ряда лет летала на вертолетах Уэссекса, прежде чем в середине 1990-х годов получила самолеты Sea Kings.
- ^ «Вестлендский вихрь» в Королевских ВВС Великобритании .
- ^ «На этом самолете на протяжении десятилетий летала королевская семья» . www.key.aero . 6 мая 2023 г. Проверено 17 марта 2024 г.
- ^ Ховард, Ли; Берроу, Мик; Майалл, Эрик (2011). Вертолеты ВВС флота с 1943 года . Эйр-Британия. п. 75. ИСБН 978-0-85130-304-8 .
- ^ «Мировой рынок вертолетов FlightGlobal – 1968» . Flightglobal.com. Июль 1968 года . Проверено 28 января 2015 г.
- ^ «Вестленд-WS-55-Вихрь» . Спрос на СМИ . Проверено 28 января 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Мировой рынок вертолетов FlightGlobal – страница 49» . Flightglobal.com. Июль 1968 года . Проверено 28 января 2015 г.
- ^ «Полет Глобал – 1966» . Flightglobal.com. Июль 1966 года . Проверено 28 января 2015 г.
- ^ «Westland Whirlwind HAR3, N-7010, ВМС Бразилии» . abpic.co.uk . Проверено 28 января 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Мировой рынок вертолетов» . Рейс Интернешнл . Том. 94, нет. 3096. 11 июля 1968. с. 52.
- ^ «Мировой рынок вертолетов FlightGlobal – 1968» . Flightglobal.com. Июль 1968 года . Проверено 28 января 2015 г.
- ^ «Мировой рынок вертолетов» . Рейс Интернешнл . Том. 94, нет. 3096. 11 июля 1968. с. 54.
- ^ Air International , сентябрь 1988 г., стр.136.
- ^ «Вертолет Westland Whirlwind HAR10» . MooreAircraft.com . Проверено 28 января 2015 г.
- ^ «Вертолет Королевского военно-морского флота Westland Whirlwind пролетает над южным побережьем Англии» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 15 февраля 2013 года . Проверено 28 января 2015 г.
- ^ «Мировой рынок вертолетов» . Рейс Интернешнл . Том. 94, нет. 3096. 11 июля 1968. с. 60.
- ^ «Югославский Вестленд-WS-55-Вихрь» . Спрос на СМИ . Проверено 28 января 2015 г.
- ^ Джеймс 1991, с. 327.
- ^ «Бристоу Вертолеты Вестленд-WS-55» . Спрос на СМИ . Проверено 7 февраля 2013 г.
- ^ «Westland WS-55 Series 3, G-AODA/EP-HAC/9Y-TDA, в Музее вертолетов» . вертолетный музей.co.uk. Архивировано из оригинала 10 января 2010 года . Проверено 2 февраля 2013 г.
- ^ Вассалло, Дэвид (2017). История больницы княгини Марии; Королевские ВВС Акротири, 1963-2013 гг . Вассалло. п. 7. ISBN 9780992798017 .
- ^ Перейти обратно: а б «[Домашняя страница]» . Flugausstellung . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Sikorsky S-55 Royal Navy 590» . PS Аэро . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Вестлендский вихрь» . Демобилизован . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «[Без названия]» . Вертолетный музей . Архивировано из оригинала 30 октября 2018 года . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Досье по планеру — Sikorsky-Westland WS-55-Series 3 Whirlwind, c/n WA.113, c/r 9Y-TDA» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Список самолетов» . Мидлендский музей авиации . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Досье по планеру — Sikorsky-Westland WS-55-Series 3 Whirlwind, c/n WA.298, c/r G-APWN» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Самолет» . Солуэйский музей авиации . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ "Досье на планер - Sikorsky Whirlwind HAR.21, серийный номер WV198 RN, c/r G-BJWY" . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Вестленд Вирлвинд HAR1 (XA864)» . Музей авиации флота . Архивировано из оригинала 25 мая 2019 года . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Список самолетов» . Музей авиации Южного Йоркшира . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Досье на планер — Sikorsky-Westland Whirlwind HAR.10, серийный номер XD163 RAF, серийный номер WA.020» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Досье по планеру — Sikorsky-Westland Whirlwind HAR.3, серийный номер XG574 RN, серийный номер WA.069» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «ЭКСПОНЕНТЫ АЭРОПАРКОВ» . Аэропарк Ист-Мидлендс . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Вестленд Вирлвинд HAS7 (XG594)» . Музей авиации флота . Архивировано из оригинала 25 мая 2019 года . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «НАШИ ЭКСПОНАТЫ» . Морайвия . Проверено 15 июня 2019 г.
- ^ «ЭКСПОНАТЫ В МУЗЕЕ» . Музей авиации Airworld . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Досье на планер — Sikorsky-Westland Whirlwind HAR.10, серийный номер XJ726 RAF, серийный номер WA.097» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «ВИХРЬ» . Исторические вертолеты . Архивировано из оригинала 6 июня 2019 года . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «ВЕСТЛЕНД ВИРЛВИНД HAS7» . Имперский военный музей . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Досье по планеру — Sikorsky-Westland Whirlwind HAS.7, серийный номер XK936 RAF, серийный номер WA.163» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Досье на планер — Sikorsky-Westland Whirlwind HAS.7, серийный номер XK940 RN, серийный номер WAH.167, серийный номер G-AYXT» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Вестленд Вирлвинд HAS7 (XL853)» . Музей авиации флота . Архивировано из оригинала 25 мая 2019 года . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Самолет на выставке» . Северо-восточные музеи суши, моря и воздуха . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «НАША АВИАЦИЯ» . Музей авиации Норфолка и Саффолка . Проверено 28 июня 2020 г.
- ^ «Экспонаты самолетов и кабин пилотов» . Музей истории Королевских ВВС Мэнстона . Архивировано из оригинала 26 июня 2019 года . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Вестленд Вирлвинд HAR 10» . Музей Королевских ВВС . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ Симпсон, Эндрю (2013). «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ [XP299]» (PDF) . Музей Королевских ВВС . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Базовый лагерь Ханиборн» . Все дикое . 21 сентября 2016 года . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ "c/n wa362" . Хелис.com . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Самолет» . Городской музей авиации Нориджа . Архивировано из оригинала 12 июня 2019 года . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Досье на планер — Sikorsky-Westland Whirlwind HAR.10, серийный номер XR453 RAF» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Досье на планер — Sikorsky-Westland Whirlwind HCC.12, серийный номер XR486 RAF, серийный номер WA.418, серийный номер G-RWWW» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ Джеймс 1991, стр. 336–338.
- ^ «Вестленд WS-55 Вихрь, серия 1» . Вертолетный музей . Проверено 10 октября 2023 г.
- ^ Одри, Уилберт ; Одри, Джордж (1987). Остров Содор: его жители, история и железные дороги . Кэй и Уорд. ISBN 0-434-92762-7 .
Библиография
[ редактировать ]- Джеймс, Дерек М. Вестленд Самолеты с 1915 года . Лондон: Путнэмские книги по аэронавтике, 1991. ISBN 0-85177-847-X .
- Стертивант, Р; Балланс, Т (1994). Эскадрильи авиации флота . Тонбридж , Кент , Великобритания: ISBN Air-Britain (Historians) Ltd. 0-85130-223-8 .
- Тетфорд, Оуэн. Британские военно-морские самолеты с 1912 года . Лондон: Патнэм, 1978. ISBN 0-370-30021-1 .
- «Крылья над Персидским заливом: ВВС Катара». Air International , сентябрь 1988 г., Vol. 35, № 3. С. 135–144.
- «Мировой рынок вертолетов» . Рейс Интернешнл . Том. 94, нет. 3096. 11 июля 1968. стр. 48–60. Архивировано из оригинала 29 декабря 2018 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Новости военно-морского флота. Архивировано 11 июня 2011 г. в Wayback Machine.
- Музей вертолетов
- Страница Westland Whirlwind в базе данных helis.com
- [1] [ постоянная мертвая ссылка ]