Jump to content

Вестленд Вирлвинд (вертолет)

Вихрь
Whirlwind Королевских ВВС HAR.10 на Поисково-спасательных сил Королевских ВВС выставке RIAT 2018
Роль Вертолет
Национальное происхождение Великобритания
Производитель Вестленд Эйркрафт
Первый полет август 1953 г.
Введение 1954
Ушедший на пенсию 1982
Основные пользователи Королевский флот
Королевские ВВС
список
Произведено 1953–1966
Количество построенных 360+
Разработано на основе Сикорский H-19

Вертолет Westland Whirlwind представлял собой британскую построенную по лицензии версию американского Sikorsky S-55/H-19 Chickasaw . В основном он служил в составе Королевского флота, выполняя авиации флота противолодочные и поисково-спасательные функции. Он также экспортировался в другие страны, и на смену Whirlwind пришел Westland Wessex с турбинным двигателем (на базе Sikorsky H-34 ), который был разработан на основе H-19/Whirlwind. Вертолет изготавливался во многих вариантах с использованием различных радиальных (поршневых) и газотурбинных двигателей.

Вертолеты Whirlwind, оснащенные турбинными двигателями, прослужили вплоть до начала 1980-х годов, а переоборудованный Whirlwind стоял в составе Queen's Flight .

Проектирование и разработка

[ редактировать ]
Демонстратор Whirlwind Series 1, оснащенный P&W R-1340, 1955 год.

В 1950 году компания Westland Aircraft , уже производившая американский Sikorsky S-51 по лицензии Westland Dragonfly , приобрела права на производство и продажу более крупного вертолета Sikorsky S-55 . Хотя в июне 1951 года компания Westland летала на самолете модели Sikorsky, преобразование конструкции в соответствии с британскими стандартами (включая установку обновленного редуктора несущего винта) потребовало много времени. [ 1 ] а первый прототип британского самолета, получивший номер G-AMJT , оснащенный двигателем Pratt & Whitney R-1340-40 Wasp мощностью 600 л.с., не летал до августа 1953 года. [ 2 ] За этим последовали десять самолетов Whirlwind HAR.1 , которые вскоре поступили на вооружение. Они выполняли небоевые функции, включая поисково-спасательные функции и функции связи. HAR.3 Wright R - имел более крупный 1300-3 Cyclone 7 двигатель мощностью 700 л.с.

Характеристики ранних версий были ограничены мощностью американских двигателей Wasp или Cyclone, и в 1955 году HAR.5 , оснащенный форсированным двигателем Alvis Leonides Major . впервые поднялся в воздух [ 3 ] За ним последовал HAS.7 с аналогичной мощностью , который стал первым британским вертолетом, предназначенным для противолодочной борьбы на передовой, когда он поступил на вооружение в 1957 году. Он мог быть либо оснащен гидролокатором погружения . для обнаружения подводных лодок, либо нести гидролокатор погружения для обнаружения подводных лодок торпеду, но не мог нести обе одновременно, поэтому оснащенные гидролокатором «Хантеры» использовались для наведения торпедоносных «Киллеров». [ 4 ] HAS.7 был оснащен радиальным двигателем Alvis Leonides Major 755/1 мощностью 750 л.с. (560 кВт). Он имел зависающий потолок на высоте 9400 футов (2900 м) и дальность полета 334 мили со скоростью 86 миль в час.

В 1960 году Westland представила Whirlwind с Bristol Siddeley Gnome турбовальным двигателем мощностью 1000 л.с. , большая мощность которого обеспечивала значительно улучшенные характеристики по сравнению с более ранними вариантами с поршневыми двигателями; вертолеты, получившие эту модификацию, были переименованы в HAR.9 . Gnome имел раннюю топливную систему с компьютерным управлением, которая устраняла колебания мощности двигателя и значительно облегчала управление пилотом.

Было построено более 400 «Вихрей», из них около 100 отправлено на экспорт зарубежным заказчикам. [ 5 ]

Некоторые Whirlwinds были переоборудованы на турбинные и прослужили до 1970-х годов. [ 6 ]

Оперативное обслуживание

[ редактировать ]
Королевские ВВС HAR.10 Whirlwind, 1970 г.
Вертолеты Whirlwind на корабле Королевского флота

эскадрилья Королевского флота ВВС 848-я военно-морская авиационная HAR.1, пришедшие на смену построенным Sikorsky версиям HAR.21 Whirlwind, для вспомогательных и поисково-спасательных была первой эскадрильей, получившей с июля 1954 года служб. Поступив на вооружение Королевского флота, Whirlwind также поступил на вооружение Королевских ВВС и ВМС Франции , которые в период с 1954 по 1957 год получили 37 самолетов Whirlwind HAR.2. [ 5 ]

использовала Морская спасательная служба Королевских ВВС самолеты Whirlwinds, окрашенные в желтый цвет, для спасения людей, терпящих бедствие у побережья Соединенного Королевства . Вертолеты Westland Wessex и, в конечном итоге, Westland Sea King , позже дополнили и в конечном итоге заменили в этой роли Whirlwinds. [ 7 ]

Последний Whirlwind был выведен из эксплуатации в 1982 году, а последний HAR.10 — в 1981 году. [ 8 ]

Два модернизированных Whirlwinds (модели HCC.8) были добавлены к Queen's Flight в 1959 году и в конечном итоге заменены вертолетом Wessex. [ 9 ]

Варианты

[ редактировать ]
Whirlwind HAS.7 Имперской школы летчиков-испытателей, 1963 г.
Whirlwind HAR.10 Центральной летной школы, 1977 год. Он был только что нарисован для честь серебряного юбилея королевы . королевского смотра в
Вихрь HCC.12 ​​Королевского полета в музее.
WS-55 Серия 1
построено 44; Американские двигатели ( Pratt & Whitney R-1340-40 Wasp ), транспортные вертолёты военного и гражданского назначения.
WS-55 Серия 2
19 построено; Двигатели Alvis ( Alvis Leonides Major 755 ), гражданское использование
WS-55 Серия 3
5 построено; Турбовальный Gnome ( Bristol Siddeley Gnome 101 ), гражданское использование
ИМЕЮ.1
10 построено; служба РН ; Поиск и спасение
ЕСТЬ 2.
построено 33; Служба в Королевских ВВС с 1955 г.
ХК.2
служба РАФ
ЕСТЬ 3.
25 построено; служба РН; Райт R-1300 Cyclone 7 Двигатель
ЕСТЬ 4.
24 построено; Улучшенный HAR.2 для жарких и высоких условий, служба RAF.
ЕСТЬ 5.
3 построено; Двигатель Alvis Leonides Major и наклон хвостовой балки на 3 градуса для увеличения клиренса несущего винта; РН сервис
ЕСТЬ 6.
1 заказан с двигателем Turbomeca Twin Turmo, но комплектуется как HAR.5. [ 10 ]
ЕСТЬ 7.
построено 40; Обязанности RN - 6 преобразованы в HAR.9
HAS.7
построено 89; РН противолодочной обороны – 1 торпеда; 12 использовались в качестве транспортных средств Королевской морской пехоты , 6 переоборудованы в HAR.9.
HCC.8
2 построено; Royal Flight Транспорт , VVIP позже преобразован в HAR.10.
ЕСТЬ 9.
12 переоборудований HAS.7 и HAR.7 с газовой турбиной Bristol Siddeley Gnome, заменяющей двигатель Leonides Major, сервис RN
ХК.10
служба РАФ
ЕСТЬ 10.
построено 68; оснащен турбовальным двигателем Bristol Siddeley Gnome , службой ВВС Великобритании, транспортом и спасательной службой воздух-море.
HCC.12
2 построено; Королевский рейс,

Номера моделей для оценочных моделей, произведенных в США, были

ЕСТЬ 21.
10 построено Сикорским; спасать. Эквивалент морской пехоты США HRS-2. [ 11 ]
HAS.22
15 построено Сикорским; противолодочный. Эквивалент HO4S-3. [ 11 ]

Операторы

[ редактировать ]
XJ726 - HAR 10, используемый Королевскими ВВС.
XK936 - HAS 7, используемый Королевским флотом.

Военные операторы

[ редактировать ]

 Австрия [ 12 ] [ 13 ]

 Бразилия [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]

 Бруней [ 14 ]

 Франция [ 5 ]

 Гана [ 17 ]

 Иран [ 17 ]

 Италия [ 17 ]

 Кувейт [ 18 ]

 Нигерия [ 19 ]

 Катар [ 20 ]

 Великобритания [ 21 ] [ 22 ]

 Югославия 19 вертолетов [ 23 ] [ 24 ]

Гражданские операторы

[ редактировать ]

 Великобритания [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]

Выживший самолет

[ редактировать ]
Вертолет Whirlwind (XD184), ранее входивший в состав 1563-го эскадрильи и 84-й эскадрильи, в ВВС Великобритании в Акротири, Кипр.
Версия HAR.3, в которой использовался Wright R-1300 Cyclone 7, в Нидерландах.

Германия

[ редактировать ]

Нидерланды

[ редактировать ]

Великобритания

[ редактировать ]

Технические характеристики (Вихрь HAS.7)

[ редактировать ]

Данные Westland Aircraft с 1915 года. [ 62 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2 пилота
  • Длина: 41 фут 8 + 1 2 дюйма (12,713 м)
  • Высота: 15 футов 7 + 1 2 дюйма (4,763 м)
  • Пустой вес: 5993 фунтов (2718 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 7800 фунтов (3538 кг)
  • Силовая установка: 1 × Alvis Leonides Major 755 14-цилиндровый двухрядный радиальный двигатель , мощностью 750 л.с. (560 кВт)
  • Диаметр несущего винта: 53 фута 0 дюймов (16,15 м)
  • Площадь несущего винта: 2205 кв. футов (204,9 м ). 2 )

Производительность

  • Максимальная скорость: 109 миль в час (175 км/ч, 95 узлов)
  • Диапазон: 334 миль (538 км, 290 миль) [ 63 ]
  • Практический потолок: 13 000 футов (4 000 м)
  • Скорость набора высоты: 910 футов/мин (4,6 м/с).

Вооружение

[ редактировать ]

В Битлз первом фильме «Ночь тяжелого дня » в конце фильма группа улетает с концертной площадки на BEA Whirlwind, G-ANFH. Один и тот же самолет появился в фильме 1960 года «Убийцы» и Оливера Рида фильме 1963 года «Проклятые» . [ 64 ]

Персонаж вертолета Гарольда из сериалов «Железная дорога» и «Томас и друзья» основан на Вестлендском вихре со встроенными понтонами. [ 65 ]

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

  1. ^ Джеймс 1991, стр. 320–321.
  2. ^ Джеймс 1991, стр.322.
  3. ^ Джеймс 1991, стр.329.
  4. ^ Джеймс 1991, стр.330.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Джеймс 1991, с. 336.
  6. ^ «Вестленд Вирлвинд HAR Mk.10» . helimuseum.com . Проверено 17 марта 2024 г.
  7. ^ «22-я эскадрилья РАФ» . 22 апреля 2017 года. Архивировано из оригинала 21 ноября 2016 года . Проверено 8 марта 2016 г. Лишь в 1955 году эскадрилья снова реформировалась, на этот раз в поисково-спасательное подразделение, оснащенное «Вихрями». Именно в таком обличии сегодня существует 22-я эскадрилья, которая в течение ряда лет летала на вертолетах Уэссекса, прежде чем в середине 1990-х годов получила самолеты Sea Kings.
  8. ^ «Вестлендский вихрь» в Королевских ВВС Великобритании .
  9. ^ «На этом самолете на протяжении десятилетий летала королевская семья» . www.key.aero . 6 мая 2023 г. Проверено 17 марта 2024 г.
  10. ^ Ховард, Ли; Берроу, Мик; Майалл, Эрик (2011). Вертолеты ВВС флота с 1943 года . Эйр-Британия. п. 75. ИСБН  978-0-85130-304-8 .
  11. ^ Перейти обратно: а б Тетфорд 1978, стр. 423.
  12. ^ «Мировой рынок вертолетов FlightGlobal – 1968» . Flightglobal.com. Июль 1968 года . Проверено 28 января 2015 г.
  13. ^ «Вестленд-WS-55-Вихрь» . Спрос на СМИ . Проверено 28 января 2015 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б «Мировой рынок вертолетов FlightGlobal – страница 49» . Flightglobal.com. Июль 1968 года . Проверено 28 января 2015 г.
  15. ^ «Полет Глобал – 1966» . Flightglobal.com. Июль 1966 года . Проверено 28 января 2015 г.
  16. ^ «Westland Whirlwind HAR3, N-7010, ВМС Бразилии» . abpic.co.uk . Проверено 28 января 2015 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б с «Мировой рынок вертолетов» . Рейс Интернешнл . Том. 94, нет. 3096. 11 июля 1968. с. 52.
  18. ^ «Мировой рынок вертолетов FlightGlobal – 1968» . Flightglobal.com. Июль 1968 года . Проверено 28 января 2015 г.
  19. ^ «Мировой рынок вертолетов» . Рейс Интернешнл . Том. 94, нет. 3096. 11 июля 1968. с. 54.
  20. ^ Air International , сентябрь 1988 г., стр.136.
  21. ^ «Вертолет Westland Whirlwind HAR10» . MooreAircraft.com . Проверено 28 января 2015 г.
  22. ^ «Вертолет Королевского военно-морского флота Westland Whirlwind пролетает над южным побережьем Англии» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 15 февраля 2013 года . Проверено 28 января 2015 г.
  23. ^ «Мировой рынок вертолетов» . Рейс Интернешнл . Том. 94, нет. 3096. 11 июля 1968. с. 60.
  24. ^ «Югославский Вестленд-WS-55-Вихрь» . Спрос на СМИ . Проверено 28 января 2015 г.
  25. ^ Джеймс 1991, с. 327.
  26. ^ «Бристоу Вертолеты Вестленд-WS-55» . Спрос на СМИ . Проверено 7 февраля 2013 г.
  27. ^ «Westland WS-55 Series 3, G-AODA/EP-HAC/9Y-TDA, в Музее вертолетов» . вертолетный музей.co.uk. Архивировано из оригинала 10 января 2010 года . Проверено 2 февраля 2013 г.
  28. ^ Вассалло, Дэвид (2017). История больницы княгини Марии; Королевские ВВС Акротири, 1963-2013 гг . Вассалло. п. 7. ISBN  9780992798017 .
  29. ^ Перейти обратно: а б «[Домашняя страница]» . Flugausstellung . Проверено 14 июня 2019 г.
  30. ^ «Sikorsky S-55 Royal Navy 590» . PS Аэро . Проверено 14 июня 2019 г.
  31. ^ Перейти обратно: а б «Вестлендский вихрь» . Демобилизован . Проверено 14 июня 2019 г.
  32. ^ Перейти обратно: а б с «[Без названия]» . Вертолетный музей . Архивировано из оригинала 30 октября 2018 года . Проверено 14 июня 2019 г.
  33. ^ «Досье по планеру — Sikorsky-Westland WS-55-Series 3 Whirlwind, c/n WA.113, c/r 9Y-TDA» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 14 июня 2019 г.
  34. ^ «Список самолетов» . Мидлендский музей авиации . Проверено 14 июня 2019 г.
  35. ^ «Досье по планеру — Sikorsky-Westland WS-55-Series 3 Whirlwind, c/n WA.298, c/r G-APWN» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 14 июня 2019 г.
  36. ^ «Самолет» . Солуэйский музей авиации . Проверено 14 июня 2019 г.
  37. ^ "Досье на планер - Sikorsky Whirlwind HAR.21, серийный номер WV198 RN, c/r G-BJWY" . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 14 июня 2019 г.
  38. ^ «Вестленд Вирлвинд HAR1 (XA864)» . Музей авиации флота . Архивировано из оригинала 25 мая 2019 года . Проверено 14 июня 2019 г.
  39. ^ Перейти обратно: а б с д «Список самолетов» . Музей авиации Южного Йоркшира . Проверено 14 июня 2019 г.
  40. ^ «Досье на планер — Sikorsky-Westland Whirlwind HAR.10, серийный номер XD163 RAF, серийный номер WA.020» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 14 июня 2019 г.
  41. ^ «Досье по планеру — Sikorsky-Westland Whirlwind HAR.3, серийный номер XG574 RN, серийный номер WA.069» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 14 июня 2019 г.
  42. ^ «ЭКСПОНЕНТЫ АЭРОПАРКОВ» . Аэропарк Ист-Мидлендс . Проверено 14 июня 2019 г.
  43. ^ «Вестленд Вирлвинд HAS7 (XG594)» . Музей авиации флота . Архивировано из оригинала 25 мая 2019 года . Проверено 14 июня 2019 г.
  44. ^ «НАШИ ЭКСПОНАТЫ» . Морайвия . Проверено 15 июня 2019 г.
  45. ^ «ЭКСПОНАТЫ В МУЗЕЕ» . Музей авиации Airworld . Проверено 14 июня 2019 г.
  46. ^ «Досье на планер — Sikorsky-Westland Whirlwind HAR.10, серийный номер XJ726 RAF, серийный номер WA.097» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 14 июня 2019 г.
  47. ^ «ВИХРЬ» . Исторические вертолеты . Архивировано из оригинала 6 июня 2019 года . Проверено 14 июня 2019 г.
  48. ^ «ВЕСТЛЕНД ВИРЛВИНД HAS7» . Имперский военный музей . Проверено 14 июня 2019 г.
  49. ^ «Досье по планеру — Sikorsky-Westland Whirlwind HAS.7, серийный номер XK936 RAF, серийный номер WA.163» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 14 июня 2019 г.
  50. ^ «Досье на планер — Sikorsky-Westland Whirlwind HAS.7, серийный номер XK940 RN, серийный номер WAH.167, серийный номер G-AYXT» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 14 июня 2019 г.
  51. ^ «Вестленд Вирлвинд HAS7 (XL853)» . Музей авиации флота . Архивировано из оригинала 25 мая 2019 года . Проверено 14 июня 2019 г.
  52. ^ «Самолет на выставке» . Северо-восточные музеи суши, моря и воздуха . Проверено 14 июня 2019 г.
  53. ^ Перейти обратно: а б «НАША АВИАЦИЯ» . Музей авиации Норфолка и Саффолка . Проверено 28 июня 2020 г.
  54. ^ «Экспонаты самолетов и кабин пилотов» . Музей истории Королевских ВВС Мэнстона . Архивировано из оригинала 26 июня 2019 года . Проверено 14 июня 2019 г.
  55. ^ «Вестленд Вирлвинд HAR 10» . Музей Королевских ВВС . Проверено 14 июня 2019 г.
  56. ^ Симпсон, Эндрю (2013). «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ [XP299]» (PDF) . Музей Королевских ВВС . Проверено 14 июня 2019 г.
  57. ^ «Базовый лагерь Ханиборн» . Все дикое . 21 сентября 2016 года . Проверено 14 июня 2019 г.
  58. ^ "c/n wa362" . Хелис.com . Проверено 14 июня 2019 г.
  59. ^ «Самолет» . Городской музей авиации Нориджа . Архивировано из оригинала 12 июня 2019 года . Проверено 14 июня 2019 г.
  60. ^ «Досье на планер — Sikorsky-Westland Whirlwind HAR.10, серийный номер XR453 RAF» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 14 июня 2019 г.
  61. ^ «Досье на планер — Sikorsky-Westland Whirlwind HCC.12, серийный номер XR486 RAF, серийный номер WA.418, серийный номер G-RWWW» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 14 июня 2019 г.
  62. ^ Джеймс 1991, стр. 336–338.
  63. ^ Тетфорд 1978, стр.352.
  64. ^ «Вестленд WS-55 Вихрь, серия 1» . Вертолетный музей . Проверено 10 октября 2023 г.
  65. ^ Одри, Уилберт ; Одри, Джордж (1987). Остров Содор: его жители, история и железные дороги . Кэй и Уорд. ISBN  0-434-92762-7 .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 31a71e126f43f6a99402a68115bbbe7c__1718369580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/31/7c/31a71e126f43f6a99402a68115bbbe7c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Westland Whirlwind (helicopter) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)