Jump to content

Вестленд Лисандр

Лисандр
Сохранился Лисандр в полностью черной схеме специальных обязанностей.
Роль Армейский самолет сотрудничества и связи
Национальное происхождение Великобритания
Производитель Вестленд Эйркрафт
Первый полет 15 июня 1936 г.
Введение Июнь 1938 г.
Ушедший на пенсию 1946 (Великобритания)
Основные пользователи Королевские ВВС
Количество построенных 1,786

Westland Lysander британской — самолет сотрудничества и связи армии производства компании Westland Aircraft , который использовался непосредственно перед и во время Второй мировой войны .

После того, как самолет устарел для участия в армейском сотрудничестве, его характеристики на ближнем поле позволили проводить тайные миссии с использованием небольших импровизированных взлетно-посадочных полос в тылу врага для размещения или возвращения агентов, особенно в оккупированной Франции с помощью французского Сопротивления . Королевских ВВС Самолеты сотрудничества с армией были названы в честь мифических или исторических военачальников; в данном случае был выбран спартанский адмирал Лисандр .

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

В 1934 году Министерство авиации выпустило спецификацию A.39/34 на армейский самолет, призванный заменить Hawker Hector . Первоначально компании Hawker Aircraft , Avro и Bristol были приглашены представить проекты, но после некоторых дебатов в министерстве было предложено также представить заявку от Westland. Дизайн Westland, получивший внутреннее обозначение P. 8, был работой Артура Дэвенпорта под руководством «Тедди» Петтера . Это был второй проект самолета Петтера, и он потратил много времени на интервью с пилотами Королевских ВВС, чтобы выяснить, чего они хотят от такого самолета. Армия хотела, чтобы тактический и артиллерийский разведывательный самолет обеспечивал фоторазведку и наблюдение за артиллерийским огнем в дневное время - на расстоянии примерно до 15 000 ярдов (14 км) за линией фронта противника. Результаты опроса пилотов Петтера показали, что взлета и посадки важными требованиями являются поле зрения, характеристики управляемости на малых скоростях и характеристики .

Westland Lysander Mk.III (SD) в черном камуфляже, использовавшийся для специальных ночных миссий в оккупированной Франции во время Второй мировой войны.

Давенпорт и Петтер разработали самолет, в котором реализованы эти функции. Lysander должен был быть оснащен Bristol Mercury воздушного охлаждения радиальным двигателем , иметь высокие крылья и фиксированное обычное шасси, установленное на инновационной трубе квадратного сечения в форме перевернутой U, которая поддерживала стойки крыла на вершине и содержала внутренние пружины для обтекателя . колеса. Большие обтекаемые гетры также содержали установку для пулемета Браунинг и приспособления для съемных коротких крыльев, которые могли нести легкие бомбы или канистры с запасами. [1] Крылья имели обратную сужаемость к основанию, что под некоторыми углами создавало впечатление согнутого крыла чайки , хотя лонжероны были прямыми. Он имел конструкцию балочного типа, обтекаемую стрингерами из светлого дерева для придания аэродинамической формы. Носовая часть фюзеляжа представляла собой дюралевые трубы, соединенные кронштейнами и пластинами, а кормовая часть — сварные трубы из нержавеющей стали. Пластины и кронштейны были вырезаны из швеллеров, а не из листовой стали . Передний лонжерон и подъемные стойки представляли собой профили. Само крыло было обтянуто тканью, и его толщина была наибольшей в районе крепления стойки, как и у более поздних моделей Stinson Reliant транспортного моноплана с высоким крылом .

Несмотря на свой внешний вид, «Лисандр» отличался продвинутой аэродинамикой; оснащен полностью автоматическими предкрылками и щелевыми закрылками , а также хвостовым оперением с изменяемым углом наклона . [2] Эти усовершенствования обеспечили Lysander скорость сваливания всего 65 миль в час (56 узлов; 105 км/ч). [3] Трубка, поддерживающая крылья и колеса, представляла собой самый крупный профиль сплава Elektron, изготовленный в то время. Из-за трудностей, связанных с производством такой крупной экструзии, машины канадского производства имели сборку, изготовленную традиционным способом. Министерство авиации запросило два прототипа P.8 и конкурирующий Bristol Type 148 , быстро отобрав самолет Westland для производства и оформив контракт в сентябре 1936 года.

Устройства высокой подъемной силы обеспечили Lysander характеристики короткого взлета и посадки (STOL), которые высоко оценили пилоты специальных служб, такие как командир эскадрильи Хью Верити . Крылья были оснащены автоматическими предкрылками, которые поднимались от передней кромки при снижении скорости полета до скорости сваливания. Эти предкрылки управляли автоматическими закрылками. Таким образом, полет на низкой скорости был значительно упрощен, «и можно было спустить Лисандр на посадку если не как на лифте, то, по крайней мере, как на эскалаторе». [4] Внутренние предкрылки были соединены с закрылками и воздушной заслонкой в ​​левом крыле, которая регулировала скорость движения предкрылков. Подвесные предкрылки работали независимо, не были соединены между собой и каждая была оснащена воздушной заслонкой. При нормальном заходе на посадку внутренние предкрылки и закрылки начнут открываться, когда воздушная скорость упадет примерно до 85 миль в час (74 узла; 137 км/ч) и опустится примерно наполовину на скорости 80 миль в час (70 узлов; 130 км/ч). . Единственный орган управления, который есть у пилота, - это стопорный рычаг, который он может установить для блокировки закрылков после их автоматического опускания. [5]

Операционная история

[ редактировать ]

Великобритания

[ редактировать ]
Lysander Mk.IIIA из звена № 1433 RAF над Мадагаскаром в декабре 1942 года.

Первые «Лизандры» поступили на вооружение в июне 1938 года, оснащая эскадрильи для взаимодействия с армией, и первоначально использовались для передачи сообщений и корректировки артиллерийских орудий . Когда в Европе разразилась война, более ранние Mk.I были в значительной степени заменены Mk.II, более старыми машинами, направлявшимися на Ближний Восток. Некоторые из этих самолетов, получивших теперь обозначение типа L.1, использовались в составе чиндитов Британской индийской армии в Бирманской кампании во время Второй мировой войны. [6]

Четыре регулярные эскадрильи, оснащенные «Лизандрами», сопровождали британский экспедиционный корпус во Францию ​​в октябре 1939 года, а в начале 1940 года к ним присоединилась еще одна эскадрилья. После вторжения Германии во Францию ​​и низинные страны 10 мая 1940 года «Лизандры» были задействованы в качестве корректировщиков. и легкие бомбардировщики. Несмотря на случайные победы над немецкой авиацией, они были очень легкой мишенью для Люфтваффе, даже когда их сопровождали «Харрикейны» . [7] [8] Выведенные из Франции во время эвакуации из Дюнкерка , они продолжали выполнять миссии по доставке припасов союзным войскам с баз в Англии; во время одной миссии по доставке припасов войскам, застрявшим в Кале , 14 из 16 отправившихся в путь «Лизандров» и «Гекторов» были потеряны. В мае и июне 1940 года во Франции и Бельгии или над ними было потеряно 118 «Лизандров», из общего числа 175 развернутых. [8] [9]

С падением Франции стало ясно, что этот тип не подходит для прибрежного патрулирования и сотрудничества с армией, а маршал авиации Артур Барратт , главнокомандующий британскими военно-воздушными силами во Франции, описал его как «совершенно не подходящий для задача требовала более быстрого и менее уязвимого самолета». [10] По мнению армейских пилотов AOP , «Лисандр» был слишком быстрым для целей артиллерийской корректировки, слишком медленным и неманевренным, чтобы уклоняться от истребителей, слишком большим, чтобы быстро скрыться на посадочной площадке, слишком тяжелым для использования на мягком грунте и был разработан Королевские ВВС, даже не спрашивая армию, что им нужно. [11] Тем не менее, на протяжении оставшейся части 1940 года «Лисандры» патрулировали побережье на рассвете и в сумерках. [12] а в случае вторжения в Британию им было поручено атаковать пляжи высадки легкими бомбами и пулеметами. [13] С 1941 года их заменили в роли сотрудничества с армией базирования на истребителях с камерами, таких как Curtiss Tomahawk и North American Mustang, выполняющих разведывательные операции, а легкие самолеты, такие как Taylorcraft Auster, использовались для управления артиллерией. [14] Некоторые базирующиеся в Великобритании «Лисандры» приступили к спасательным операциям в воздухе и на море, сбрасывая лодки экипажам сбитых ВВС Великобритании в Ла-Манше. [15] Для этой цели в 1940 и 1941 годах было сформировано четырнадцать эскадрилий и звеньев.

В Индии 20-я и 28-я эскадрильи, летавшие на Westland Lysanders, числились недействующими, но 1 июля 1942 года входили в состав 221-й группы RAF в роли армейского сотрудничества из Джамшедпура и Ранчи соответственно. [16]

Особые обязанности

[ редактировать ]
Лисандр в Италии эвакуирует американского офицера УСС .

В августе 1941 года была сформирована новая эскадрилья № 138 (специальные обязанности) для выполнения задач Управления специальных операций по поддержанию тайных контактов с французским Сопротивлением . [1] Среди ее самолетов были Lysander Mk.III, которые пролетели и приземлились в оккупированной Франции. В то время как общее снабжение можно было оставить на усмотрение остальных самолетов № 138, «Лисандр» мог доставлять и удалять агентов с континента или возвращать экипажи союзников, которые были сбиты над оккупированной территорией и избежали захвата. Для этой цели Mk.III были оснащены фиксированной лестницей по левому борту для ускорения доступа в заднюю кабину и большим подвесным баком под днищем. Чтобы ненавязчиво проскользнуть внутрь, Lysanders были полностью окрашены в матово-черный цвет (некоторые ранние экземпляры имели верхние поверхности с коричнево-зеленым камуфляжем, а более поздние экземпляры имели верхние поверхности серо-зеленого цвета). Операции почти всегда проводились в течение недели после полнолуния, поскольку лунный свет был необходим для навигации. Самолет выполнял такие обязанности до освобождения Франции в 1944 году.

«Лизандры» базировались на аэродромах Ньюмаркет в Саффолке , а затем в Темпсфорде в Бедфордшире , но использовали обычные станции британских ВВС для заправки перед перелетом, особенно Королевские ВВС в Тангмере . Летая без какого-либо навигационного оборудования, кроме карты и компаса, Лисандеры приземлялись на коротких полосках земли, таких как поля, отмеченные четырьмя или пятью факелами, или, чтобы избежать необходимости приземляться, агент в специальном стеганом костюме сходил с места. на очень малой высоте и остановился на поле. [17] [ нужна страница ] Первоначально они были предназначены для перевозки одного пассажира в задней кабине, но для использования SOE задняя кабина была модифицирована для перевозки двух пассажиров, испытывающих крайний дискомфорт, в случае острой необходимости. [18]

Пилоты 138-й, а с начала 1942 года 161-й эскадрильи перевезли 101 агента в оккупированную немцами Европу и вернули 128 агентов. [19] [ нужна страница ] Немцы мало знали о британских самолетах и ​​хотели изучить их. Солдаты захватили неповрежденный «Лисандр» в марте 1942 года, когда его пилот не смог уничтожить его после крушения, но поезд врезался в грузовик с «Лисандром», уничтожив груз. [20]

На Дальнем Востоке с 1944 года 357-я эскадрилья Королевских ВВС эксплуатировала шесть SD Lysander в качестве звена C для высадки агентов для поддержки 14-й армии в Бирме. [21]

«Лизандры» также использовались в качестве самолетов-буксировщиков и самолетов связи. Два самолета ( T1443 и T1739 ) были переданы British Overseas Airways Corporation (BOAC) для обучения, а 18 использовались Королевского флота авиацией флота . Все британские «Лизандры» были выведены из эксплуатации в 1946 году.

Свободный французский

[ редактировать ]

Лисандр также вступил в ряды Forces Aériennes Françaises Libres ( Свободные ВВС Франции , FAFL), когда Groupe Mixte de Combat (GMC) 1, сформированная в ВВС Великобритании в Одихаме 29 августа 1940 года, была отправлена ​​во французскую Северо-Западную Африку, чтобы убедить власти таких стран, как Габон , Камерун и Чад , которые все еще были лояльны вишистской Франции , присоединились к делу голлистов против держав Оси и атаковали итальянские сухопутные войска в Ливии . Как и все самолеты FAFL, Lysanders носили знаки отличия Лотарингского креста на фюзеляже и крыльях вместо французского трехцветного значка, впервые использованного в 1914 году, чтобы отличать их самолеты от самолетов ВВС Франции Виши. «Лисандры» в основном использовались для разведки, но также использовались и для периодических атак. Всего FAFL использовала 24 Lysander.

110-я (AC) эскадрилья RCAF Lysander II в схеме доставки серебра на станции RCAF Рокклифф
Буксир-мишень Lysander II.T с черно-желтыми полосами

Сто четыре Lysander, построенные в Великобритании, были доставлены в Канаду в дополнение к 225, которые были построены по лицензии компанией National Steel Car в Малтоне, Онтарио (недалеко от Торонто ), производство началось в октябре 1938 года, а первый самолет поднялся в воздух в августе 1939 года. RCAF В основном эксплуатировались . Lysanders в роли армейского сотрудничества , где они представляли собой значительное улучшение по сравнению с устаревшими Westland Wapiti , происхождение которых можно проследить до 1916 года. Первоначальное обучение проводилось на базе RCAF Rockcliffe (недалеко от Оттавы , Онтарио ) под 123-й эскадрильи управлением . там школа армейского сотрудничества. Подразделения, которые эксплуатировали Lysander для обучения этой роли в Канаде, включают 2-ю эскадрилью , 110-ю эскадрилью (которая стала 400-й эскадрильей за границей) и 112-ю эскадрилью RCAF.

414-я эскадрилья была сформирована за границей и присоединилась к 110-й и 112-й эскадрильям вместе с Лисандрами. Перед отправкой за границу 2-я эскадрилья была расформирована, а ее летчики переведены в 110-ю и 112-ю эскадрильи, чтобы привести их в боевое состояние (2-я эскадрилья позже реформировалась в Англии в подразделение «Харрикейн» и в конечном итоге была переименована в 402-ю эскадрилью ). Всего было три эскадрильи, готовых начать операции против держав оси . Хотя операция «Морской лев» – запланированное немецкое вторжение в Великобританию – была предотвращена победой Великобритании в битве за Британию в 1940 году, высокие потери, понесенные британскими ВВС «Лизандры» в битве за Францию, привели к тому, что любые планы через Ла -Манш наступательных операций были отменены. «Лисандры» остановились, хотя канадские эскадрильи продолжали обучение с «Лисандрами» до тех пор, пока не появилась подходящая замена.

118-я эскадрилья и 122-я эскадрилья RCAF были единственными канадскими подразделениями, использовавшими свои «Лисандры» в боевых действиях: 118 в Сент-Джоне , Нью-Брансуик , и 122 в различных местах на острове Ванкувер , где они осуществляли противолодочное патрулирование и провели поисково-спасательные работы. В тот же период 121-я эскадрилья RCAF и несколько подразделений оперативной подготовки (OTU) использовали Lysanders, окрашенные в хорошо заметную желто-черную полосатую схему, для буксировки целей. [22]

В течение короткого периода в 1940 году, когда все имеющиеся истребители «Харрикейн» были отправлены за границу для участия в битве за Британию, в результате чего RCAF остался без современных истребителей дома в Канаде, две эскадрильи RCAF, оснащенные Lysander, которые должны были переоборудоваться в истребители. но им не во что было переоборудовать, они были переименованы в оперативные истребительные эскадрильи. 111-я эскадрилья , эскадрилья береговой артиллерии , которая ранее заменила свои учебно-тренировочные машины Avro на Lysander и была реклассифицирована в подразделение армейского сотрудничества, в июне 1940 года снова была реклассифицирована в истребительную эскадрилью – единственную на западном побережье Канады. Оборудованная 118-я эскадрилья также была преобразована в истребительную эскадрилью. «Лизандрам» совершенно не хватало возможностей действовать в роли истребителей, и ни одна из эскадрилий, оснащенных «Лисандрами», не участвовала в боевых действиях в качестве истребительной части, но их обозначение как истребительные эскадрильи позволяло летчикам-истребителям RCAF тренироваться в критический момент, не дожидаясь прибытие настоящей истребительной авиации. 118-я эскадрилья была расформирована в сентябре 1940 года, а когда она была реформирована в декабре 1940 года, все еще как истребительная эскадрилья, она была оснащена 15 старыми, в остальном ненужными самолетами. Истребители Grumman Goblin производства компании Canadian Car and Foundry . И 111-я, и 118-я эскадрильи вскоре были перевооружены на Curtiss P-40 Kittyhawk , положив конец недолгой службе «Лисандров» в истребительных эскадрильях. К концу 1944 года все канадские «Лисандры» были отстранены от летной службы. [22]

Другие страны

[ редактировать ]

Другими экспортными заказчиками Lysander были ВВС Финляндии (получившие четыре самолета Mk.I и девять самолетов Mk.III), Ирландский авиационный корпус (получивший шесть самолетов Mk.II), ВВС Турции (получившие 36 самолетов Mk.II). Mk.II), ВВС Португалии (которые получили восемь самолетов Mk.IIIA), ВВС армии США (получили 25 самолетов), ВВС Индии (получили 22 самолета) и 1-ю эскадрилью самолетов Mk.II. Королевские ВВС Египта . [23] REAF получил 20 самолетов. Египетские «Лисандры» были последними, кто принимал активное участие в боевых действиях против Израиля в палестинской войне 1947–1949 годов .

Гражданское использование

[ редактировать ]

После войны несколько излишков Лисандеров бывших Королевских ВВС Канады были использованы в качестве воздушных аппликаторов в компании Westland Dusting Service, действующей в Альберте и западной Канаде. [24] Два из них были сохранены для включения в Линн Гаррисон коллекцию для выставки в Калгари , Альберта, Канада.

Производство

[ редактировать ]

Всего было построено 1786 самолетов Lysander, в том числе 225 произведенных по лицензии компанией National Steel Car в Малтоне недалеко от Торонто, Онтарио, Канада, в 1938 и 1939 годах. [25]

Варианты

[ редактировать ]
Лисандр IIIA в Центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи недалеко от Вашингтона, округ Колумбия
Лисандр Мк.I
Оснащен радиально-поршневым двигателем Bristol Mercury XII мощностью 890 л.с. (660 кВт). вперед калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) Два пулемета Browning в колесных обтекателях и один пулемет Lewis или Vickers K калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) на цапфе в задней кабине. Дополнительные крылатые короткие крылья несли 500 фунтов (230 кг) бомб. Четыре 20-фунтовые (9,1 кг) бомбы можно было нести под задней частью фюзеляжа.
Лисандр ТТ Мк.I
Lysander Mk.Переоборудован в буксиры-мишени.
Лисандр Мк.II
Оснащен одним двигателем Bristol Perseus XII мощностью 905 л.с. (675 кВт). -поршневым радиально
Лисандр ТТ Мк.II
Целевая переоборудование буксира Lysander Mk.II.
Лисандр Мк.III
Оснащен радиально-поршневым двигателем Bristol Mercury XX или 30 мощностью 870 л.с. (650 кВт), 350 поставлено с июля 1940 года. Спаренные пушки Браунинга диаметром 0,303 дюйма (7,7 мм) в задней кабине.
Лисандр Mk.IIIA
Как Lysander Mk.I, с двигателем Mercury 20. Спаренные пушки Льюиса калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) в задней кабине.
Lysander Mk.III SCW (Специальный контракт Westland)
Специальная версия для тайных операций. Без вооружения, дальнобойный топливный бак на 150 галлонов, фиксированная внешняя лестница.
Лисандр ТТ Мк.III
Lysander Mk.Is, Mk.II и Mk.III переоборудованы в буксиры-мишени.
Лисандр ТТ Mk.IIIA
100 специально построенных буксиров-мишеней.
P.12 Delanne Lysander
P.12, также иногда называемый Wendover. [ нужна ссылка ] , представлял собой перестройку прототипа Lysander K6127 с тандемным задним крылом конфигурации Delanne , несущим четырехорудийную механическую хвостовую турельную установку . Конструкция предназначалась для «обстрела пляжа» в случае вторжения в Великобританию. Установка спинной артиллерийской башни (Boulton Paul) была смоделирована, но смещение центра тяжести в кормовой части вызвало беспокойство, которое привело к расследованию использования хвостового оперения Delanne, которое обеспечивало бы 50% подъемной силы и позволяло бы широкий диапазон C-of-G. Петтер и Харальд Пенроуз консультировались с Морисом Деланном , и Пенроуз управлял Delanne 20T весной 1940 года, после чего Петтер разработал дизайн. Хвостовую часть фюзеляжа переделали в более широкую, постоянного сечения. Низко на фюзеляже располагалось хвостовое оперение с двумя хвостовыми килями, заменявшими центральный киль. Оставалось место для орудийной башни сразу за задним крылом. как Frazer Nash , так и Boulton-Paul, Рассматривались башни но был установлен только манекен с балластом без системы питания. Основное крыло и носовая часть фюзеляжа остались без изменений. Испытания начались только в июле 1941 года, и к тому времени, когда оценка A&AEE была завершена, необходимость в штурмовике отпала. [26] [27] [28]
«Беременный окунь»
L6473 адаптировали подфюзеляжное расположение орудия, в результате чего нижняя часть фюзеляжа стала выпуклой, опять же для обстрела с берега. Во время испытаний в июне 1940 года отказ двигателя привел к вынужденной посадке, и самолет оказался «носом в кювете». [29] [26] [а] В 1940 году K6127 был испытан с парой 20-мм (0,79 дюйма) пушек Oerlikon, установленных поверх обтекателей колес, и снятыми короткими крыльями; намерение состояло в том, чтобы использовать самолет против барж вторжения в операции «Морской котик». [31]

Операторы

[ редактировать ]

Выживший самолет

[ редактировать ]
Lysander Mk.III на борту Музея наследия канадских военных самолетов в Гамильтоне, Онтарио.
Коллекция Шаттлворта Лисандр во время авиашоу

Некоторое количество Лизандров сохранилось в музеях Канады, Великобритании, США, Бельгии и других стран.

[ редактировать ]

В 1963 году телеканал BBC показал серию драм под названием «Лунный удар» о внедрении тайных сотрудников госпредприятий в оккупированную Францию. В первом эпизоде ​​​​была реконструкция типичной операции Лисандра. [50]

Технические характеристики (Лисандр Мк.III)

[ редактировать ]
Чертеж Lysander Mk.I с дополнительным видом сбоку самолета секретных операций Mk.III (SD).

Данные Westland Aircraft с 1915 года. [51]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2 человека (1 пилот, 1 пас.)
  • Длина: 30 футов 6 дюймов (9,30 м)
  • Размах крыльев: 50 футов 0 дюймов (15,24 м)
  • Рост: 14 футов 6 дюймов (4,42 м)
  • Площадь крыла: 260 кв. футов (24 м 2 )
  • Профиль крыла : РАФ 34. [52] модифицированный [53]
  • Пустой вес: 4365 фунтов (1980 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 6330 фунтов (2871 кг)
  • Силовая установка: 1 × Bristol Mercury XX 9-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения, мощностью 870 л.с. (650 кВт)
  • Гребные винты: 3-лопастные

Производительность

  • Максимальная скорость: 212 миль в час (341 км/ч, 184 узла) на высоте 5000 футов (1524 м)
  • Скорость сваливания: 65 миль в час (105 км/ч, 56 узлов)
  • Дальность: 600 миль (970 км, 520 миль)
  • Практический потолок: 21 500 футов (6 600 м)
  • Время набора высоты: 10 000 футов (3048 м) за 8 минут.
  • Взлетная дистанция до 50 футов (15 м): 915 футов (279 м)

Вооружение

  • Орудия: стреляющие вперед, калибра 0,303 дюйма (7,7 мм), 2 пулемета Browning в колесных обтекателях и еще два для наблюдателя.
  • Бомбы: 4 фугасные бомбы по 20 фунтов (9 кг) на носителе легкой серии или 1 бак по 150 имп галлонов (на MK IIIA SD) под задней частью фюзеляжа и / или 500 фунтов (227 кг) бомб. [б] на узлах подвески короткого крыла ходовой части (если имеются)

См. также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Посадка производилась в гору, минуя высоковольтные линии электропередачи. [30]
  2. ^ Четыре 120-фунтовые бомбы GP или две 250-фунтовые фугасные бомбы. [51]
  1. ^ Jump up to: а б Дэвис, Глин (2014). Тедди Петтер, авиаконструктор . Страуд, Глостершир, Великобритания: The History Press. п. 24. ISBN  978-0-7524-9211-7 .
  2. ^ Рейс 1938 г. с. 572
  3. ^ Тейлор 1969, с. 443.
  4. ^ Верити 1978 с. 15
  5. ^ Уэйк-Уокер 2014 с. 64
  6. ^ Мастерс, Джон. Дорога мимо Мандалая . Лондон: Бенгалия-Рокленд, 1961. ISBN   0-304-36157-7 .
  7. ^ Air International, январь 1984 г., стр. 26–27.
  8. ^ Jump up to: а б Март 1998 г., с. 243.
  9. ^ Джеймс 1991, с. 247.
  10. ^ Air International , январь 1984 г., стр. 27.
  11. ^ Манро, Рональд Лайель. Над битвой: пилот воздушного наблюдения на войне (изд. Kindle). Перо и меч. п. Kindle локация 239.
  12. Рикард, Дж. «613-я эскадрилья (RAF): Вторая мировая война» , HistoryOfWar.org , 6 апреля 2012 г.
  13. ^ "Музей Королевских ВВС: Вестленд Лисандр III". Музей Королевских ВВС , 2012. Дата обращения 23 декабря 2012.
  14. ^ Air International , февраль 1984 г., стр. 81.
  15. ^ Air International , февраль 1984 г., стр. 82.
  16. ^ Отдел истории авиации, Повествование Королевских ВВС (первый проект), Кампании на Дальнем Востоке, Том III, Командование Индии, сентябрь 1939 г. по ноябрь 1943 г., Приложение 2, 167. .
  17. ^ Батлер, Жозефина (1983). Секретный агент Черчилля . Блейктон-Холл. ISBN  978-0-907854-02-9 .
  18. ^ Гриффитс, Фрэнк, Крылатые часы, 1981, стр. 12.
  19. ^ Ганстон, Билл. Классические вырезы самолетов времен Второй мировой войны. Лондон: Оспри, 1995. ISBN   1-85532-526-8 .
  20. ^ Брейер 2000, стр. 135–137.
  21. ^ Мейсон, Профиль 146.
  22. ^ Jump up to: а б Костенюк и Гриффин 1977, с. 56.
  23. ^ Стив Ротвелл, Военный союзник или ответственность, Египетская армия 1936–42 . Проверено в июне 2020 г.
  24. ^ Милберри 1979, стр. 98, 213.
  25. ^ Милберри 1979, с. 116.
  26. ^ Jump up to: а б Джеймс, 1991, стр.244.
  27. ^ Бауэрс 1984, стр. 34–5.
  28. ^ Филип Джарретт; «Ничего не рискнувшего…», Airplane Monthly , июнь 1990 г., стр. 334–7.
  29. ^ Джеймс 1991, стр. 243–4.
  30. ^ Мейсон (1967) стр. 11
  31. ^ Мейсон, 1967, стр.11.
  32. ^ «Досье по планеру – Westland Lysander IIIA, серийный номер 1589 RCAF» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 21 декабря 2016 г.
  33. ^ «Вестленд Лисандр» . Канадский музей авиации . Канадский музей авиации . Проверено 20 декабря 2016 г.
  34. ^ «Вестленд Лисандр Mk. IIIA» . Музей наследия канадских военных самолетов . Проверено 20 декабря 2016 г.
  35. ^ Коласа, Рич, «Музей наследия канадских военных самолетов Flyfest в Гамильтоне, Онтарио, 20–21 июня 2009 г.» , World Airshow News , заархивировано из оригинала 7 июля 2011 г. , получено 4 сентября 2009 г.
  36. ^ «Сержант Клиффорд Стюарт Вестленд Лизандер IIIA» . Винтажные крылья Канады . Проверено 20 декабря 2016 г.
  37. ^ «Это официально; она в воздухе!» . Винтажные крылья Канады . 18 июня 2010 г. Проверено 21 декабря 2016 г.
  38. ^ «Перенос Статического Лисандра против Ландена» . Сабена Олд Таймерс (на французском языке) . Проверено 21 декабря 2016 г.
  39. ^ «Досье по планеру – Westland Lysander III, серийный номер 2442 RCAF, c/r OO-SOT» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 21 декабря 2016 г.
  40. ^ «Авиация» . Музей Рейнольдса . Правительство Альберты . Проверено 1 декабря 2019 г.
  41. ^ «Новости от 11.14.2009: Westland Lysander T1562 V9562 на реставрации для Музея Королевской армии в Брюсселе» . Дневник Бамфа и Бамра . 14 ноября 2009 года . Проверено 21 декабря 2016 г.
  42. ^ «Вестленд Лисандр III» . Музей Королевских ВВС . Проверено 20 декабря 2016 г.
  43. ^ Симпсон, Эндрю (2013). «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ» (PDF) . Музей Королевских ВВС . Проверено 20 декабря 2016 г.
  44. Коллекция Шаттлворта - Лисандр , дата обращения: 9 марта 2017 г.
  45. ^ Westland Lysander - Компания по восстановлению самолетов Дата обращения: 22 мая 2019 г.
  46. ^ «ВЕСТЛЕНД ЛИСАНДР III» . Канадский музей авиации и космонавтики . Проверено 20 декабря 2016 г.
  47. ^ «Вестленд Лисандр IIIа» . Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики . Проверено 20 декабря 2016 г.
  48. ^ «Вестленд Лисандр IIIA» . Имперские военные музеи . Проверено 20 декабря 2016 г.
  49. ^ «Досье по планеру – Вестленд Лисандр, c/n 1244» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 20 декабря 2016 г.
  50. ^ «Лунный удар» . Экшн ТВ . Проверено 27 сентября 2021 г.
  51. ^ Jump up to: а б Джеймс 1991, стр. 252–253.
  52. ^ «РАФ 34 АЭРОФИЛЬ (раф34-ил)» . airfoiltools.com . Проверено 25 апреля 2020 г.
  53. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бауэрс, Питер М. (1984). Нетрадиционный самолет . Саммит Блю-Ридж: ISBN Tab Books Inc.  0-8306-2384-1 .
  • Брейер, Уильям Б. Совершенно секретные рассказы о Второй мировой войне. Нью-Йорк: Уайли, 2000. ISBN   0-471-35382-5 .
  • Дональд, Дэвид и Джон Лейк, ред. Энциклопедия мировой военной авиации . Лондон: Издательство AIRtime, 1996. ISBN   1-880588-24-2 .
  • «За армейское сотрудничество» . Полет . 9 июня 1938 г., стр. 569–576. Архивировано из оригинала 7 марта 2016 года.
  • Гриффитс, Фрэнк. Крылатые часы . Лондон: Уильям Кимбер, 1981. ISBN   0-7183-0128-5 .
  • Холл, Алан В. Вестленд Лизандер, Серия Warpaint № 48 . Лутон, Бедфордшир, Великобритания: Warpaint Books Ltd., 2005. OCLC   78987749 .
  • Джеймс, Дерек Н. Вестленд Самолеты с 1915 года . Лондон: Патнэм, 1991. ISBN   0-85177-847-X .
  • Джеймс, Дерек Н. Вестленд: История . Глостершир, Великобритания: Tempus Publishing Ltd, 2002. ISBN   0-7524-2772-5 .
  • Кайтли, Джеймс. Вестленд Лисандр . Редборн, Великобритания: Публикации моделей грибов, 2006. ISBN   83-917178-4-4 .
  • Костенюк, Сэмюэл и Джон Гриффин. Истории эскадрильи RCAF и самолеты: 1924–1968 гг . Торонто, Онтарио: Сэмюэл Стивенс Хаккерт и компания, 1977. ISBN   0-88866-577-6 .
  • Марш, Дэниел Дж. Британские военные самолеты Второй мировой войны . Лондон: Аэрокосмическое издательство, 1998. ISBN   1-874023-92-1 .
  • Мейсон, Фрэнсис К. (1967). Вестлендский Лисандр . Самолет в профиле под номером 159. Лезерхед, Суррей, Великобритания: Профильные публикации.
  • Милберри, Ларри. Авиация в Канаде . Торонто: McGraw Hill Ryerson Limited, 1979. ISBN   0-07-082778-8 .
  • Монди, Дэвид. Вестленд (Planemakers 2). Лондон: Издательская компания Джейн, 1982. ISBN   0-7106-0134-4 .
  • Овчачик, Михал и Карел Сузы. Westland Lysander Mks.I, II, III/IIIA, III(SD)/IIIA(SD), TT Mks. Я, II, III . Прага, Чехия: Mark 1 Ltd., 1999. ISBN   80-902559-1-4 .
  • Robertson, Bruce. Lysander Special . Shepperton, Surrey, UK: Ian Allan Ltd., 1977. ISBN   0-7110-0764-0 .
  • «Некоторые разговоры об Александре...» Часть 1. Air International , январь 1984 г., Том. 26, № 1. ISSN   0306-5634 . стр. 21–28.
  • «Некоторые разговоры об Александре». Часть 2. Air International , февраль 1984 г., Vol. 26, № 2. ISSN   0306-5634 . стр. 80–87.
  • Стенман, Кари (июль – август 2001 г.). «От Великобритании до Финляндии: припасы для Зимней войны». Любитель воздуха . № 94. С. 56–59. ISSN   0143-5450 .
  • Тейлор, Джон В.Р. «Вестленд Лисандр». Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время. Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма, 1969. ISBN   0-425-03633-2 .
  • Верити, Хью. Мы приземлились при лунном свете . Лондон: Ian Allan Ltd., 1978. ISBN   0-7110-0886-8 .
  • Уэйк-Уокер, Эдвард. Westland Lysander: Руководство по ремонту для владельцев . Йовил: Haynes Publishing, 2014. ISBN   978-0-85733-395-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2e10a9fbe7011589a3c7d779dad39eae__1721487000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2e/ae/2e10a9fbe7011589a3c7d779dad39eae.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Westland Lysander - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)