Канадэйр
Предшественник | Канадский Викерс |
---|---|
Основан | 11 ноября 1944 г. |
Основатель | Бенджамин В. Франклин |
Несуществующий | 1986 |
Судьба | Приобретено Bombardier |
Преемник | Бомбардье Аэроспейс |
Штаб-квартира | Монреаль , Квебек , Канада |
Родитель |
|
Canadair Ltd. была канадским производителем гражданских и военных самолетов , действовавшим с 1944 по 1986 год. В 1986 году ее активы были приобретены Bombardier Aerospace , авиационным подразделением канадского транспортного конгломерата Bombardier Inc.
Истоки Canadair лежат в основании завода канадской Vickers в районе Сен-Лоран в Монреале, в аэропорту Картьервиль . Он был создан как отдельная организация правительством Канады 11 ноября 1944 года.
На протяжении большей части своего существования она была дочерней компанией различных других производителей самолетов, прежде чем была национализирована канадским правительством в 1976 году. В течение десяти лет компания действовала как федеральная корпорация Crown Corporation . В 1986 году Canadair была приватизирована путем продажи компании Bombardier, после чего она стала ключевым элементом аэрокосмического подразделения компании . Бывшее основное производственное предприятие компании Canadair Plant One осталось нетронутым, хотя сам аэропорт Картьервиль был закрыт и с тех пор подвергся реконструкции.
За годы своей деятельности Canadair добилась нескольких новинок в авиации; CL -44D , основанный на британском Bristol Britannia авиалайнере , был первой конструкцией, обеспечивающей доступ путем поворота всей задней части фюзеляжа. CL -89 и CL-289 были первыми дронами-разведчиками, принятыми на вооружение вооруженных сил ряда стран. Экспериментальный CL-84 был первым самолетом вертикального взлета и посадки , который вращал крылья для достижения вертикального взлета ( tiltwing ). CL -215 был первым специально разработанным водным бомбардировщиком.
История
[ редактировать ]Canadair была официально создана 11 ноября 1944 года как отдельная организация правительством Канады. Поглотив операции канадской компании Vickers , она первоначально работала как производитель Consolidated PBY «Canso» летающих лодок от имени Королевских ВВС Канады (RCAF). Бенджамин Франклин стал ее первым президентом. [ 1 ] Помимо контракта PBY, Douglas DC-4 в стадии реализации также находился контракт на разработку нового варианта транспортного самолета . Получившийся в результате самолет Canadair DC-4M , оснащенный четырьмя британского производства двигателями Rolls-Royce Merlin , начал производство в 1946 году; он продавался под названием Northstar.
Сразу после войны компания Canadair приобрела «незавершенную работу» над существующей серией Douglas DC-3 / C-47 . В 1946 году американская промышленная группа Electric Boat Company купила контрольный пакет акций компании; вскоре после этого две компании объединились, чтобы сформировать американскую компанию General Dynamics в 1952 году. В 1954 году General Dynamics решила приобрести Convair , которая была создана в результате слияния Consolidated Aircraft и Vultee Aircraft; в результате этой покупки Canadair была реорганизована в канадскую дочернюю компанию Convair.
В 1950-х годах компания Canadair решила, что будет разрабатывать собственный учебно-тренировочный самолет в качестве частного предприятия. Этот самолет, который впоследствии стал CT-114 Tutor, был продуктом собственного отдела предварительного проектирования компании. [ 2 ] [ 3 ] К августу 1957 года базовая конфигурация самолета представляла собой низкоплан с турбореактивным двигателем, трехопорным шасси и расположенной рядом кабиной. [ 4 ] Несмотря на отсутствие официальной поддержки со стороны правительства Канады, Комитет по связям с инструкторами реактивных самолетов Управления подготовки Королевских ВВС Канады (RCAF) тесно сотрудничал с компанией; Сообщается, что их участие в проекте оказало значительное влияние на окончательную конструкцию самолета. [ 4 ] В сентябре 1961 года канадское правительство, впечатленное характеристиками прототипа, разместило крупный заказ на 190 серийных самолетов от имени Королевских ВВС Канады (RCAF). Tutor, выступающий в качестве основной обучающей платформы сервиса, будет работать в этом качестве более тридцати лет. [ 3 ] [ 5 ]
Еще одной отечественной разработкой была амфибия CL-215 . Он возник в результате внутреннего исследования в начале 1960-х годов в Canadair, первоначально задуманного как двухмоторный транспортный гидросамолет , основанный на конструкции 369 Canso (вариант PBY). [ нужна ссылка ] Однако он был переделан в «пожарный» по просьбе чиновников лесного хозяйства Квебека Service Aérien ( Правительственная воздушная служба Квебека ), которым нужен был более эффективный способ доставки воды при лесных пожарах. Предварительный проект 1962 года, получивший обозначение CL -204 , представлял собой специально разработанный водный бомбардировщик , который превратился в конфигурацию летающей лодки-амфибии, оснащенной двумя установленными на плечах Pratt & Whitney R-2800 мощностью поршневыми двигателями 2100 л.с. (1566 кВт) . [ 6 ] Его конструкция была сформирована желанием, чтобы CL-205 хорошо подходил для выполнения ряда задач, включая поиск и спасение в воздухе и на море , грузовые перевозки и коммерческие пассажирские перевозки, в дополнение к функциям водного бомбардировщика. [ 7 ] Окончательный дизайн был публично представлен на Парижском авиасалоне 1965 года . [ 8 ] В то время как CL-215A служил стандартной конфигурацией водного бомбардировщика, другая модель, получившая обозначение CL-215C , была задумана без компромиссов, призванных улучшить ее характеристики в роли водяного бомбардировщика, позволяя ей оснащаться более крупными дверями на борту. боковые части фюзеляжа и переработанная конструкция подпола корпуса. [ 9 ]
Пожалуй, самым коммерчески успешным продуктом компании стал Challenger 600 бизнес-джет . Первоначально задуманный американским изобретателем авиации Биллом Лиром как LearStar 600 , в конце 1975 года компания Canadair поддержала эту концепцию; В апреле 1976 года компания решила приобрести весь проект и вскоре после этого официально запустила его при поддержке федерального правительства Канады . [ 10 ] [ 11 ] Разработке Challenger 600 помешала смертельная авария во время программы летных испытаний 3 апреля 1980 года; несмотря на это, сертификация типа самолета была одобрена Транспортным ведомством Канады и Федеральным управлением гражданской авиации . позже в том же году [ 12 ] Высокая стоимость разработки Challenger 600 считается основной причиной плохого финансового положения Canadair в 1980-х годах, когда, как сообщается, компания была близка к банкротству ; состояние компании, в свою очередь, в конечном итоге способствовало ее приобретению Bombardier Inc. в 1986 году. [ 13 ] В конечном итоге бизнес-джет был хорошо принят рынком и может считаться успешным, поскольку производился более четырех десятилетий. Сообщается, что к концу 2018 года было построено более 1000 Challenger 600. [ 14 ]
Помимо авиации, Canadair решила диверсифицировать свою деятельность в различных других секторах, разрабатывая собственный ассортимент промышленной и коммерческой продукции. Подразделение «Канарк» занималось проектированием и изготовлением навесных стен для ряда зданий. Они также производят кабины для многих диспетчерских вышек Федерального управления гражданской авиации США. как гусеничные машины, так и машины на воздушной подушке Были спроектированы и прошли испытания ; однако ни один из них не был запущен в коммерческое производство. [ нужна ссылка ]
В конце 1950-х годов армия США заключила контракт с Canadair на разработку небольшого легкого вездехода-амфибии на гусеничном ходу. CL-70 RAT В свою очередь, компания Canadair разработала удаленную шарнирно-сочлененную гусеницу ; [ 15 ] эта машина, хотя и не имела коммерческого успеха, дала Canadair полезный опыт в разработке модернизированного CL-91 Dynatrac, который имел маркетинговый успех и был куплен армией США как XM-571 . [ 16 ]
В 1976 году правительство Канады приобрело Canadair Ltd. у General Dynamics. Она оставалась корпорацией федеральной короны до 1986 года, когда, понеся рекордные убытки во время разработки бизнес-джета Challenger , правительство Малруни продало его компании Bombardier Inc. Вскоре после приобретения Canadair Bombardier смогла восстановить его прибыльность; Вскоре компания приобрела другие авиационные компании, такие как почти обанкротившаяся компания Short Brothers из Белфаста , Северная Ирландия, и компания на бизнес-джетах , специализирующаяся Learjet из Уичито, Канзас , а также канадская компания de Havilland Aircraft из Торонто , Онтарио . [ 17 ] Вместе с этими другими организациями Canadair стала основным компонентом Bombardier Aerospace .
После приобретения компании Bombardier название Canadair продолжало широко использоваться в брендинге более крупной серии бизнес-джетов и региональных самолетов , которые продавались как Canadian Regional Jet (CRJ). Однако с тех пор от этого бренда отказались; новые проекты всех различных авиационных подразделений Bombardier с тех пор стали известны просто как Bombardier Aerospace.
Продукты
[ редактировать ]Модель | Имя | Тип | Экипаж | Пассажиры | Даты запуска | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
CL-1 | Канадэйр CL-1 | Летающая лодка | Первый полет: | Лицензионный вариант Consolidated Model 28-5 (PBV-1A или Canso A и OA-10A-VI). | ||
С-4 и С-5 | Полярная звезда | Грузовой самолет / Авиалайнер | 2 или 3 | 52 | Первый полет: 1946 г. Первые дела: 1948 г. |
Лицензионный вариант Douglas DC-4. |
CL-13 | Сабля | Истребительная авиация | 1 | 0 | Первый полет: 1950 г. Первые дела: 1950 г. |
Построенный по лицензии North American F-86 Sabre |
CL-28 | Аргус | Морской патрульный самолет | до 15* | Первый полет: 1957 г. Первые дела: 1960 г. |
Развитие Бристоль Британия ; *обычные полеты также включали резервный экипаж из четырех человек. | |
CL-30 | CT-133 Падающая звезда | Тренажер (самолет) / ECM /Связь | 1 или 2 | 0 | Первый полет: 1952 г. Первые дела: 1952 г. |
лицензионного производства Lockheed T-33 Shooting Star |
CL-41 CL-41G-5 |
Репетитор Оса |
Тренажер (самолет) | 2 | 0 | Дата запуска: 1960 г. Первый полет: 1962 г. Первые дела: 1966 г. |
|
CL-43 | Двухмоторный концептуальный логистический самолет [ 18 ] | Никогда не строился, но позже повлиял на конструкцию CL-204 (позже как CL-215); модифицированный гидросамолет на базе PBV-1 Canso ( PBY-1 Catalina ) с двумя Р-1340 двигателями [ нужна ссылка ] | ||||
CL-44 | сорок четыре CC-106 Юкон |
Военно-транспортный самолет / Грузовой самолет | 9 | 134 | Дата запуска: 1959 г. | На основе Бристоль Британия. |
CL-45 | Концептуальный противолодочный вертолет | 1954 | Никогда не строился; совместными усилиями с Hiller Aircraft и должен был использовать три T38-GE2. двигателя [ нужна ссылка ] | |||
CL-52 | Бомбардировщик | 1956 | ВВС США Боинг B-47B Stratojet был передан в аренду RCAF и передан Canadair для испытаний двигателя Orenda Iroquois PS-13 для проекта Avro Arrow . После отмены Arrow самолет вернули в США. [ 19 ] | |||
CL-60 | Учебно-транспортный самолет | 1 / 2 | 3 / 12 | 1952 | Фюзеляж Т-36 Бук и окончательная сборка; программа отменена в 1953 году [ 20 ] | |
CL-61 | RAT (дистанционная шарнирно-сочлененная гусеница) | Бронетранспортер | 1959 | Прототипы CL-70 [ 21 ] | ||
CL-66 | Космополитен | Транспортный самолет | 2 | 52 | Первый полет: 1959 г. | Модифицированный Convair CV-540 |
CL-70 | RAT (дистанционная шарнирно-сочлененная гусеница) | Бронетранспортер | 1959 | Прототипы CL-91 Dynatrac [ 21 ] | ||
CL-84 | Динаверт | Вертикальный/короткий взлет/посадка Экспериментальный самолет | 2 | до 15 боевых отрядов | Первый полет: май 1965 г. | Конец 1960-х - самолетов нет в производстве. |
CL-89 и CL-289 | Дрон наблюдения | никто | 0 | Первый полет: 1964 г. Первые дела: 1969 г. |
||
CL-90 | Звездный истребитель | Ударный истребитель / Учебно-тренировочный (самолет) | 1 или 2 | 0 | Первый полет: 1961 г. Первые дела: 1962 г. |
Лицензионный истребитель Lockheed F-104 Starfighter |
CL-91 | Дайнатрак | Бронетранспортер | 1960-е годы | [ 21 ] | ||
CL-204 | Водяной бомбардировщик | 1962 | Эта концепция , основанная на CL-43 и Canadair CL-1 Canso (вариант Consolidated PBY Catalina ), привела к производству более крупного CL-215. | |||
CL-210 | Спутниковая антенна | н/д | н/д | 1965 | Установлен в Ширлис Бэй , Онтарио. [ 22 ] | |
CL-212 | Судно на воздушной подушке | 1964–1967 | Разработка передана General Dynamics Electric Boat [ 22 ] | |||
CL-213 | Фишер | Вездеход | 1 | 1 | 1963–1964 | [ 21 ] |
CL-215 | Сопер | Водный бомбардировщик | 2 | до 18 пассажиров (служебная версия) | Первый полет: 1967 г. Первые дела:1969 г. |
В 2016 году компания Viking Air Ltd. получил сертификат типа на самолет Canadair CL-215 ; всего 125 построенных ранее. |
CL-218 | Гибкий новый облик | Транзитный автобус | 1 | 45 | 1965–1966 | Лицензионный автобус Flxible New Look F2D6V-401-1 |
CL-219 | CF-5 ( CF-116 Истребитель свободы ) | Ударный истребитель / Истребитель-бомбардировщик | 1 или 2 | 0 | Первый полет: 1968 г. | Лицензионный истребитель Northrop F-5 Freedom Fighter; всего построено 240 [ 23 ] |
CL-225 | Спутниковая антенна | н/д | н/д | 1965 | Установлен в Лак-Бушетт, Квебек. [ 22 ] | |
CL-227 | Страж | с дистанционным управлением Беспилотный летательный аппарат | никто | 0 | Первый полет: 1980 г. | |
CL-251 | Субподряд | н/д | н/д | 1971–1975 | Панели крыла и другие компоненты Dassault Mercure авиалайнера [ 20 ] | |
CL-252 | 1972 | Модификация двух авиалайнеров Lockheed L-188 Electra для ледового патрулирования Министерства окружающей среды Канады. [ 20 ] | ||||
CL-257 | Субподряд | н/д | н/д | 1973–1985 | Секции фюзеляжа Боинга 747SP [ 20 ] | |
CL-281 | Субподряд | н/д | н/д | 1977–1994 | Компоненты Lockheed CP-140 Aurora и P-3C Orion [ 20 ] | |
CL-415 | Суперскупер | Водный бомбардировщик | 2 | 1 на откидном сиденье, 8 на многоместных сиденьях | Первый полет: 1993 г. Первые дела: 1994 г. |
В 2016 году компания Viking Air получила сертификат типа на самолет Canadair CL-415 ; всего 95 построенных ранее. |
CL-600 | Челленджер | Бизнес-джет | 2 | с 8 до 19 | Первый полет: 1978 г. Сертификация: 1980 г. |
|
CL-600 | CRJ 100/200 | Региональный самолет | 2* | 50 | Первый полет: 1991 г. Введение: 1992 г. |
*плюс бортпроводники |
CL-600 | CRJ700/900/1000 | Региональный самолет | 2* | 66-104 | Первый полет: 1999 г. Введение: 2001 г. |
*плюс бортпроводники |
Ракеты
[ редактировать ]- Бархатная перчатка — проект ракеты «воздух-воздух».
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ "Канада". Архивировано 7 февраля 2011 г. в Wayback Machine Project North Star Restoration Primer, апрель 2003 г. Дата обращения: 31 декабря 2011 г.
- ^ Dishlevoy 2005, pp. 8–10.
- ^ Jump up to: а б Норрис 1998, с. 22.
- ^ Jump up to: а б Аптон, Билл. «Прототип CL-41». Канадское историческое общество авиации , дата обращения: 31 мая 2019 г.
- ^ "Наставник CT-114". Архивировано 7 декабря 2021 г. на сайте Wayback Machine airforce.forces.gc.ca , дата обращения: 31 мая 2019 г.
- ^ Flight International 1968, с. 269.
- ^ Flight International 1968, стр. 269, 271.
- ^ "Канадаир CL-215." Flight International , 21 ноября 1968 г. с. 871.
- ^ Flight International 1968, с. 272.
- ^ Билл Аптон (2007). «Canadair CL-600/601/604 Challenger серийный 1003, регистрация C-GCGT» (PDF) . Канадский музей авиации. Архивировано из оригинала (PDF) 6 марта 2019 г. Проверено 14 марта 2020 г.
- ^ Майк Херст (12 августа 1978 г.). «Челленджер» . Рейс Интернешнл . стр. 470–478.
- ^ «Свидетельство А-131» . Транспорт Канады. 2019-11-22.
- ^ «МНЕНИЕ: Во славу Челленджера» . Рейс Интернешнл . 25 ноября 2018 г.
- ^ Мердо Моррисон (12 октября 2018 г.). «NBAA: Проекты бизнес-джетов, изменившие отрасль» . FlightGlobal .
- ^ «Канадская КРЫСА может суетиться куда угодно». Popular Science , декабрь 1959 г., стр. 118–120.
- ^ "CL-91 Dynatrac." Стратегический обзор Канадской Америки. Дата обращения: 31 декабря 2011 г.
- ^ «Инк. – Бомбардир – Дом» . Бомбардир. 25 февраля 2011 г. Архивировано из оригинала 15 мая 2013 г. Проверено 14 марта 2020 г.
- ^ "Канадские сорок четыре мелочи". Swingtail: Информационный бюллетень Ассоциации CL44, декабрь 2001 г. Дата обращения: 31 декабря 2011 г.
- ^ Блок, Бервелл, изд. «CL-52/B-47B». Архивировано 30 сентября 2011 г. в Wayback Machine The B-47 Stratojet Association. Проверено: 4 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Субподряды 1952 года» . Архивировано из оригинала 15 июля 2015 года . Проверено 9 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Машины 1956 года» . Архивировано из оригинала 17 июня 2015 года . Проверено 9 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с «Специальные продукты 1958 года» . Архивировано из оригинала 19 июня 2015 года . Проверено 9 января 2012 г.
- ^ «Canadair (Northrop) CF-5A Freedom Fighter, двухмоторный реактивный истребитель, Канада» .
Библиография
[ редактировать ]- Дишлевой, Рой В. «Вылупление снежных птиц: наставник Canadair CL-41 / CT-114, воспоминания о его ранней истории». Журнал CAHS, Том 45, № 1, весна 2007 г.
- «Канадэр CL-215». Flight International , 22 февраля 1968 г., стр. 269–272.
- Милберри, Ларри . Канадэйр Полярная звезда. Торонто: Книги CANAV, 1982. ISBN 0-07-549965-7 .
- Милберри, Ларри . Канадэйр Сэйбр. Торонто: Книги CANAV, 1986. ISBN 0-9690703-7-3 .
- Марсали, Фредерик и Сэмюэл Прета. «Бомбардье д’о/Канадэйр Скуперс». Издания Minimonde76, май 2012 г. ISBN 978-2-9541818-0-6 .
- Норрис, Гай. «Высокая скалистая гора». Flight International , 6 января 1998 г., стр. 22–23.
- Пиклер, Рон и Милберри, Ларри . Canadair: первые 50 лет. Торонто: Книги CANAV, 1995. ISBN 0-921022-07-7 .
- Уолтерс, Брайан (март – апрель 1997 г.). «Почти, но не совсем: «Бумажные самолеты» Canadair ». Любитель воздуха . № 68. С. 66–69. ISSN 0143-5450 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Другие продукты (Канада), заархивированные 7 октября 2020 г. на Wayback Machine.