Оренда ирокезы
PS.13 Ирокезы | |
---|---|
![]() | |
Оренда Ирокез в Канадском музее авиации в Оттаве. | |
Тип | Турбореактивный двигатель |
Национальное происхождение | Канада |
Производитель | Оренда Двигатели |
Первый запуск | 15 декабря 1954 г. |
Основные приложения | Avro Canada CF-105 Стрела |
Разработано на основе | Авро Канада Чинук |
Orenda PS.13 Iroquois — усовершенствованный турбореактивный двигатель, предназначенный для использования в военных целях. Он был разработан канадским авиационных двигателей производителем Orenda Engines , входящим в группу Avro Canada . Предназначенный для перехватчика CF-105 Arrow , разработка была отменена вместе с Arrow в 1959 году.
История дизайна
[ редактировать ]Для проекта CF-105 Arrow компания Avro Canada изначально намеревалась использовать один из трех различных двигателей, все британской разработки: Rolls-Royce RB.106 , Bristol B.0L.4 Olympus или лицензионную версию Olympus. , Кертисс-Райт J67. В качестве основного и резервного двигателей для новой конструкции были выбраны RB.106 и J67. Однако и RB.106, и J67 были отменены на этапе проектирования Arrow, поскольку программа находилась на слишком далеком этапе, чтобы выбрать Olympus. Компания Orenda Engines быстро отреагировала на это дизайном PS.13 Iroquois.
В целом конструкция PS.13 была аналогична RB.106, в ней использовалась «двухзолотниковая» компоновка с секциями низкого и высокого давления компрессора для дополнительной эффективности. Он немного отличался тем, что был несколько более мощным, особенно на форсажном режиме. В дизайн также включен ряд новых конструктивных особенностей, призванных повысить простоту и легкость. Имея это в виду, Оренда стал пионером в использовании титана в двигателях, причем 20% массы ирокезов (в основном лопатки ротора компрессора) состоят из этого металла. [ 1 ] : 412 Титан имеет легкий вес, высокую прочность, хорошую температурную и коррозионную стойкость. Было подсчитано, что двигатель будет на 850 фунтов (386 кг) легче, чем если бы использовался сталь. В начале 1950-х годов этот материал был в дефиците, а отсутствие знаний о его физических свойствах и технологиях изготовления создавало проблемы, которые приходилось преодолевать. Кроме того, он был очень дорогим по сравнению с более распространенными материалами, такими как сталь и алюминий.
Было признано, что если бы детали двигателя могли быть изготовлены из титана, то можно было бы облегчить и несущую конструкцию за счет снижения сил внутри двигателя, при этом общая экономия веса. Остальные детали, например кожухи коробки передач, были изготовлены из магниевого сплава. Инконель использовался для изготовления лопаток узла турбины низкого давления и металлического изоляционного слоя в задней части двигателя. Этот жаропрочный никель-хромовый сплав сохраняет прочность при высоких температурах и противостоит окислению и коррозии. Основной причиной использования этих современных металлов было снижение веса и улучшение характеристик, создание двигателя с соотношением тяги к весу 5: 1, который мог бы создавать сухую тягу на уровне моря 19 250 фунтов (26 000 фунтов с форсажной камерой). [ 2 ] [ нужна проверка ]
Тестирование
[ редактировать ]Испытания в аэродинамической трубе продемонстрировали успешную работу двигателя при устойчиво высоких температурах на входе, а также способность совершать нормальные перезапуски на высоте до 60 000 футов (18 000 м) - предела аэродинамической трубы, в которой проводились испытания. К 1958 году «Ирокезы» наработали более 5000 часов на земле, а также многие тысячи часов были потрачены на испытания основных компонентов двигателей на испытательном полигоне Оренда в Нобеле , недалеко от Парри-Саунд, Онтарио.
В 1956 году американский Boeing B-47 Stratojet был передан в аренду RCAF для летных испытаний «Ирокезов» для использования в CF-105. Canadair Субподрядчик прикрепил «Ирокез» к правой стороне задней части фюзеляжа бомбардировщика, рядом с хвостовым оперением, просто потому, что другого места для его установки не было. Получивший от Canadair обозначение CL-52, летать на нем было кошмаром, поскольку тяга была асимметричной; это создавало большие проблемы для управления полетом. [ 3 ] После того, как проект Arrow был отменен, B-47B/CL-52, на котором прошло около 35 часов летных испытаний двигателей, был возвращен в США и впоследствии списан. CL-52 был единственным B-47, использовавшимся какой-либо дипломатической службой. [ 4 ]
Программа была отменена вместе с «Стрелой» 20 февраля 1959 года.
Сохранившиеся примеры
[ редактировать ]В Канадском музее авиации и космонавтики в Оттаве хранятся носовая часть и кабина самолета Arrow RL 206, а также различные компоненты крыла и фюзеляжа, а также полный двигатель «Ирокез-2» с серийным номером 117. Пример двигателя «Ирокез-1» можно найти по адресу Музей наследия канадских военных самолетов в Маунт-Хоуп , недалеко от Гамильтона, Онтарио . Еще один двигатель «Ирокез-2» с серийным номером 116 принадлежит частному коллекционеру в Форт-Сент-Джон , Британская Колумбия . [ 5 ]
Технические характеристики (Ирокез 2)
[ редактировать ]Данные полета . [ 6 ]
Общие характеристики
- Тип: двухкатушечный турбореактивный двигатель
- Длина: 231 дюйм (590 см)
- Диаметр: 42 дюйма (110 см)
- Сухой вес: 4650 фунтов (2110 кг)
Компоненты
- Компрессор: 10-ступенчатый компрессор с разделенным осевым потоком.
- Камеры сгорания : Кольцевая камера сгорания.
- Турбина : одноступенчатая ВД, двухступенчатая НД, осевой поток.
Производительность
- Максимальная тяга : 19 350 фунтов силы (86,1 кН), без форсажа; 25600 фунтов силы (114 кН), с дожиганием
- Общее соотношение давлений : 8:1
- Массовый расход воздуха: 420 фунтов/сек (190,5 кг/сек)
- Удельный расход топлива : 0,85 фунта/(фунт-сила-час) или 24 г/(кН⋅с) в военном режиме (без прогрева), 1,965 фунта/(фунт-сила-час) или 55,7 г/(кН⋅с) с форсажной камерой (прогрев) )
- Тяговооруженность : 6,45:1 при максимальной тяге.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Сопоставимые двигатели
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ "Ирокезы", 1957 года. о полете статья
- ^ Стрела Авро История Стрелы Авро от ее эволюции до исчезновения. Миллс Пресс. 1980. С. 125.
- ^ Росситер 2002, с. 55-56.
- ^ "B-47/Canadair CL-52". Архивировано 30 сентября 2011 г. на сайте Wayback Machine b-47.com. Проверено: 10 ноября 2012 г.
- ^ «Сборка начинается». Ютуб.com. Проверено: 10 ноября 2012 г.
- ^ "Оренда." Рейс , 20 марта 1959 г., с. 396. Дата обращения: 30 ноября 2010 г.
Библиография
[ редактировать ]- Ремонтно-капитальное и промышленное предприятие Magellan Aerospace Corporation — ранее Orenda . Торонто: Аэрокосмическая корпорация Магеллан.
- Росситер, Шон. Избранные: канадские летчики-испытатели в действии . Ванкувер: Дуглас и Макинтайр, 2002. ISBN 1-55054-930-8 .
- Зууринг, Питер. Ирокезский расклад. Кингстон, Онтарио: Arrow Alliance Press, 2002. ISBN 1-55056-906-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Оренда Ирокезы (Национальный музей авиации)
- Пол Б. Дилворт
- «Ирокезы», 1957 года . о полете статья