Jump to content

Канадаэр CL-215

CL-215
Роль Пожарный самолет-амфибия
Производитель Канадэйр
Первый полет 23 октября 1967 г. [ 1 ]
Введение 1969
Статус В эксплуатации
Основные пользователи Канада
Греция
Испания
Соединенные Штаты
Произведено 1969–1990
Количество построенных 125 [ 2 ]
Варианты Канадаэр CL-415

Canadair CL-215 ( Scoper ) — первая модель в серии летающих лодок -амфибий, спроектированных и построенных канадским авиастроительным производителем Canadair , а позже произведенных Bombardier . Это один из немногих крупных самолетов-амфибий, которые производились в больших количествах в послевоенное время, и первый, который с самого начала разрабатывался как водный бомбардировщик .

CL-215 — двухмоторный высокоплан, разработанный в 1960-х годах. С самого начала он разрабатывался для тушения пожаров в воздухе в качестве водного бомбардировщика; Чтобы хорошо работать в таком качестве, его можно летать на относительно низких скоростях и в условиях сильных порывов ветра, как это обычно бывает при лесных пожарах . Он также может использоваться для других типов задач, включая пассажирские перевозки, грузовые перевозки, а также поисково-спасательные операции «воздух-море». 23 октября 1967 года первый прототип совершил свой первый полет , а первый серийный самолет был передан в июне 1969 года.

Хотя производство CL-215 было прекращено в 1990 году, это было связано с скорым появлением улучшенного варианта самолета, получившего обозначение CL-415 , производство которого началось в 1993 году. программы были разработаны для существующих самолетов, таких как CL-215T , турбинным модель оригинального самолета с Pratt & Whitney R-2800-83AM двигателем, которая заменяет оригинальные радиальные двигатели парой турбинных двигателей Pratt & Whitney Canada PW123AF . Другие изменения включают добавление новой авионики и различные структурные улучшения.

Разработка

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

Истоки CL-215 можно проследить до двух более ранних проектных исследований, проведенных канадским производителем самолетов Canadair , CL-43 и CL-204 . CL-43 был задуман как логистический самолет и был основан на конструкции компанией Vickers , построенного канадского самолета 369 Canso (который сам по себе был вариантом Consolidated PBY Catalina ). [ нужна ссылка ] Первоначальная концепция, возникшая в результате исследования компании, проведенного ранее в 1960-х годах, представляла собой двухмоторный транспортный гидросамолет , который был преобразован в «пожарный» в результате запроса чиновников лесного хозяйства Квебекской службы Aérien ( Квебекская правительственная воздушная служба). ) для более эффективного способа доставки воды при лесных пожарах. Предварительный проект 1962 года, получивший обозначение CL -204 , представлял собой специально разработанный водный бомбардировщик , который превратился в конфигурацию летающей лодки-амфибии, оснащенную двумя установленными на плечах Pratt & Whitney R-2800 мощностью поршневыми двигателями 2100 л.с. (1566 кВт) . [ 1 ] Сообщается, что для определения базовой конфигурации самолета было использовано более 1700 часов испытаний в аэродинамической трубе и резервуаре для воды. Эта конструкция была сформирована желанием сделать ее хорошо подходящей для выполнения ряда задач, включая поиск и спасение в воздухе и на море , перевозку грузов и коммерческую пассажирскую перевозку, помимо задач водного бомбардировщика. [ 3 ]

Окончательный дизайн, получивший обозначение CL-215, был публично представлен на Парижском авиасалоне 1965 года . [ 4 ] Авиационное издание Flight International отметило, что CL-215 был «одним из очень немногих совершенно новых больших морских самолетов, которые поступали в эксплуатацию примерно за 20 лет», и что это был первый самолет, спроектированный для выполнения задач по водной бомбардировке в качестве истребителя. первостепенная роль. [ 1 ] Разработка нового самолета означала, что, в отличие от его старых конкурентов, можно было применить новейшие методы предотвращения коррозии , а также отказоустойчивую конструкцию, чтобы обеспечить самолету длительный срок службы. Исследование рынка Canadair показало, что существует множество устаревших гидросамолетов, которым эксплуатантам требуется современная замена. [ 1 ]

1 февраля 1966 года программе было разрешено продолжить работу. [ 1 ] 23 октября 1967 года первый прототип совершил свой первый полет . [ 5 ] К ноябрю 1968 года Canadair решила произвести первоначальную партию из 30 самолетов. [ 4 ] В июне 1969 года первый CL-215 был доставлен французскому агентству гражданской защиты ( Sécurité Civile , тогда известному как Protection Civile). Самолет, входящий в партию из десяти человек, был куплен по соглашению на сумму 4 миллиона фунтов стерлингов; к июлю 1970 года заказ был выполнен вместе с третьей из 15 самолетов, заказанных правительством Квебека. [ 6 ] Квебек заказал этот тип в качестве замены стареющему парку водных бомбардировщиков Canso; По сравнению с Canso, CL-215 требовал более короткой посадочной дистанции и мог двигаться вдвое быстрее. [ 7 ]

Дальнейшее развитие

[ редактировать ]
Вид спереди на самолет Hellenic Air Force CL-215, 2007 г.

Еще до поставки первого самолета уже обсуждались планы по производству нескольких моделей этого типа. [ 1 ] В то время как CL-215A служил стандартной конфигурацией водного бомбардировщика, предполагалось, что другая модель, получившая обозначение CL-215C , позволит отказаться от конструктивных компромиссов и лучше выполнять задачи водного бомбардировщика, позволяя оснащать его более крупными дверями на борту. боковые части фюзеляжа и переработанная конструкция подпола корпуса. [ 8 ]

Производство CL-215 продолжалось пятью сериями. Возможно, наиболее значительная разработка этого типа произошла в 1980-х годах в виде CL-215T , инициативы по замене оригинальных Pratt & Whitney R-2800-83AM радиальных двигателей парой Pratt & Whitney Canada PW123AF турбинных двигателей . [ 9 ] Выступая во время разработки новой модели, представители компании признали, что рыночный спрос на CL-215T был незначительным и, следовательно, недостаточным, чтобы оправдать разработку совершенно нового самолета. [ 9 ]

Канадский транспортный конгломерат Bombardier Aerospace (приобретший Canadair в 1980-х годах) решил прекратить производство этого типа в конце 1980-х годов. Хотя производство действительно закончилось в 1990 году, еще более усовершенствованная модель, получившая обозначение CL-415 в 1993 году была запущена в производство . по улучшению таких аспектов, как двигатели, авионика и конструкция. [ 10 ]

В 2018 году Bombardier продала конструкторскую документацию и права интеллектуальной собственности на CL-215 и CL-415 компании Viking Air . [ 11 ] [ 12 ] Viking Air ранее приобрела права на Twin Otter и впоследствии открыла производственную линию по производству новых планеров Twin Otter. Компания Viking объявила о планах открыть производственную линию для создания CL-515 , усовершенствованного варианта CL-415, с более современной авионикой, приборами, позволяющими ему продолжать тушить пожары в ночное время, а также способностью выполнять другие функции, например морское наблюдение. и поиск и спасение на море, когда не было пожароопасного сезона.

Компания Viking также выпустила комплект модернизации CL-415EAF, который позволит владельцам оставшихся самолетов CL-215 модернизировать свои двигатели и авионику до того же уровня, что и новые самолеты CL-515. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] После модернизации, проведенной дочерними компаниями Viking Air Longview Aviation Services (LAS) и Cascade Aerospace , самолет CL-415EAF впервые вылетел из Абботсфорда, Британская Колумбия , 12 марта 2020 года и был доставлен в апреле компании Bridger Aerospace. [ 15 ]

Самолет Canadair CL-215 Турецкой авиационной ассоциации TC-TKZ на земле; обратите внимание на развернутую ходовую часть .

Canadair CL-215 — двухмоторный высокоплан самолета -амфибии общего назначения . [ 4 ] Он отличается нетипично просторным для амфибии фюзеляжем, предназначенным для выполнения различных задач, для выполнения которых самолет был разработан. [ 1 ] CL-215 может использоваться как бортовая платформа пожаротушения , в этом качестве он используется как водный бомбардировщик; Утверждается, что это первый самолет, спроектированный так, чтобы выдерживать серьезные аэродинамические и гидродинамические нагрузки, возникающие в результате такого использования. Помимо роли водного бомбардировщика, CL-215 был разработан для использования в других целях, таких как поисково-спасательная платформа, пассажирский транспорт и грузовое судно; для этого кабину можно настроить по-разному, включая гибкую комбинированную конфигурацию. При типичных операциях эти приложения будут использовать способность самолета приземляться и взлетать из воды, поскольку корпус спроектирован так, чтобы его можно было использовать в открытом море. [ 4 ]

CL-215 был разработан для выполнения функций воздушного пожарного. Аппарат разработан на основе ранее проверенных концепций и тщательного проектирования. [ 8 ] В нижней части самолета находится пара резервуаров для воды емкостью 1400 литров (300 имп галлонов), дно которых образуют большие обращенные вниз двери; они открываются для быстрого сброса воды на заданную территорию. [ 8 ] Эти двери обычно имеют гидравлический привод и электрическое управление, но ручное открывание предусмотрено только для экстренного использования; баки могут опорожняться одновременно, индивидуально или последовательно по выбору пилота. Оба бака расположены непосредственно в центре тяжести самолета, поэтому заполнение или опорожнение баков оказывает минимальное влияние на летные характеристики самолета. [ 8 ] Воду можно быстро набрать в эти резервуары для воды, пока самолет движется по поверхности воды, с помощью специальных вращающихся алюминиевых черпаков; В случае столкновения эти ковши спроектированы таким образом, чтобы отрываться от самолета, не повреждая фюзеляж. [ 1 ] Чтобы предотвратить переполнение баков, в верхней части баков имеются переливные каналы, которые сбрасывают лишнюю воду через боковые части фюзеляжа. [ 8 ]

Кабина самолета Buffalo Airways CL-215, сентябрь 2010 г.

Говорят, что CL-215 хорошо справляется как в небе, так и на воде; При его конструкции значительное внимание было уделено достижению высокого уровня маневренности на малых скоростях. [ 1 ] Корпус был спроектирован очень продуманно: в качестве корпуса использовалась вся длина фюзеляжа, чтобы обеспечить самолету хорошую управляемость во многих морских условиях. Этот корпус имеет большой угол подъема для уменьшения ударных нагрузок, возникающих при приземлении, а также высокую ступеньку для улучшения отрыва. [ 16 ] Достаточная плавучесть достигается за счет множества водонепроницаемых переборок и герметичного пола, крепящегося непосредственно к шпангоутам корпуса, два из которых служат точками крепления крыльев. корпуса расположены распылители Вдоль скулы , направляющие брызги от гребных винтов, двигателей и хвостового оперения, а специальная пластина отводит брызги от лобового стекла пилота. [ 16 ] CL-215 относительно традиционен с точки зрения аэродинамики; Все органы управления полетом используют традиционные поверхности и приводятся в действие вручную с помощью механических рычагов. Он оснащен высокорасположенным крылом малого удлинения, оснащенным однощелевыми закрылками . [ 16 ] самолета Чтобы упростить работу пилота, закрылки с постоянным углом 15 градусов используются как для полета на низкой скорости, так и на малой высоте, в то время как необходимость регулировки дифферента сведена к минимуму во время таких операций, как забор и сбрасывание воды. [ 1 ]

Внутренний вид «бомболюка», из которого сбрасывается вода

Сообщается, что как конструкция, так и системы на борту самолета были спроектированы так, чтобы упростить производство и обслуживание. [ 16 ] Основная конструкция соответствует принципам отказоустойчивого проектирования, а также уделяет внимание минимизации встроенных остаточных напряжений и максимальной защите от коррозии; как таковые, обычные сплавы повсюду используются , в то время как многочисленные материалы, включая магний , исключены для снижения реакционной способности. С этой целью Canadair учла требования, ранее определенные ВМС США в соответствии с MIL-F-7179 , посчитав эти критерии оптимальными для своих целей. [ 16 ] Все алюминиевые компоненты, которые непосредственно контактировали с водой, были серой анодированы и герметизированы бихроматом натрия ; другие алюминиевые элементы получили хроматное покрытие перед нанесением внешней краски, а сталь была покрыта кадмиево - титановым сплавом. Там, где это было возможно, избегали контакта между разнородными металлами или иным образом изолировали друг от друга четырьмя слоями грунтовки. Внешний слой краски состоит из моющейся грунтовки, за которым следует слой эпоксидно-полиамидной грунтовки, а затем последний верхний слой; некоторые участки могут быть покрыты специальным герметиком на основе синтетического каучука для предотвращения проникновения влаги. [ 16 ]

CL-215 оснащен парой Pratt & Whitney R-2800-83AM радиальных двигателей мощностью 2200 л.с. , которые считались проверенной и надежной силовой установкой. [ 4 ] Flight International описывает этот выбор как необычный, поскольку эти двигатели больше не производились, и это решение было в некоторой степени оправдано большим количеством отремонтированных двигателей, которые были доступны в 1960-х годах; Считалось, что поршневой двигатель будет более долговечным в морской среде. [ 17 ] В стандартной конфигурации топливо размещается в 12 баках внутри крыла, хотя дополнительные баки могут быть установлены внутри внешнего крыла. [ 18 ] Меры по борьбе с обледенением двигателя защищают карбюраторы , что предполагает продувку над ними нагретого воздуха из цилиндров двигателя вместо окружающего воздуха. Пропеллеры также могут быть оснащены электрическими нагревательными матами; хотя они предусмотрены, они не входили в стандартную комплектацию. Каждый двигатель приводит в действие насос гидросистемы , который используется для приведения в действие капота двигателя и подкрылков, колесных тормозов , водоспускных створок и приемных щупов, а также для ходовой части втягивания ; Каждый двигатель также приводит в действие генератор постоянного тока напряжением 28 В , который питает электрические системы самолета. [ 18 ]

Операционная история

[ редактировать ]
CL-215 совершает полет на низкой высоте над водоемом.

За 21 год, начиная с 1969 года, было построено и продано покупателям в 11 странах 125 таких самолетов. находилось около 165 самолетов CL-215 и CL-415 . Сообщается, что в 2018 году на вооружении в 11 странах [ 19 ]

Варианты

[ редактировать ]
CL-215A
Начальная версия с Pratt & Whitney R-2800-83AM 18-цилиндровыми радиально-поршневыми двигателями с воздушным охлаждением . Имеет внутреннюю конструкцию, совместимую с оборудованием для подводного бомбометания, которая включает в себя пару резервуаров под полом, дверцы, установленные на днище, и вращающиеся ковши. Он был нацелен на секторы рынка водных бомбардировщиков и грузовых грузовых автомобилей. [ 8 ]
CL-215B
Эта модель, почти идентичная CL-215A, имела незначительные изменения, внесенные в соответствии с потребностями клиентов поисково-спасательных служб и коммерческих грузоперевозок. [ 1 ]
CL-215C
Во многом идентичен CL-215A, но не имеет каких-либо приспособлений для использования в качестве водного бомбардировщика. Таким образом, он имеет обновленную конструкцию пола, увеличенные боковые двери и больше окон в основной зоне салона. В нем могут разместиться максимум 36 пассажиров без учета багажа. [ 8 ]
CL-215T с турбовинтовым двигателем ВВС Испании.
CL-215T
самолет Испанский Canadair CL-215T выходит из воды после полета на Visita LEPO 2016.
В 1987 году был анонсирован CL-215T с улучшениями в управляемости, вызванными изменениями конструкции крыльев и оперения , а также более мощными Pratt & Whitney турбовинтовыми двигателями . Первоначально последующий CL-215T должен был стать простой разработкой CL-215 с турбовинтовым двигателем, и в 1989 году Canadair переоборудовала два самолета в качестве опытных самолетов. Первый из них совершил полет 8 июня 1989 года. Предлагаются комплекты для модернизации CL-215 до нового стандарта, но Canadair решила не производить новые CL-215T и вместо этого разработала CL -415 . [ нужна ссылка ] Cascade Aerospace , Канада, предлагает модернизацию двигателей CL-215 на CL-215T с использованием комплекта Bombardier и двигателей Pratt & Whitney Canada PW123AF . [ 20 ]
CL-415EAF
Программа конверсии, предлагаемая Viking Air, с использованием турбовинтовых двигателей Pratt & Whitney и комплекта авионики EFIS. [ 21 ] Первый из 11 подержанных самолетов, приобретенных для модификации, должен быть доставлен стартовому заказчику Bridger Aerospace в первом квартале 2020 года. [ 22 ] Они будут усилены для увеличения максимальной взлетной массы и оснащены новыми органами управления полетом , гидравлической и топливной системами . [ 10 ]
CL-515
Перезапущенная серийная версия, оснащенная конфигурацией CL-415EAF. [ 10 ] Viking Aviation объявила о планах нанять до 150 сотрудников для выполнения этих переоборудований через свою специализированную дочернюю компанию и в мае 2018 года подала заявку на государственную поддержку для возобновления производства этого типа. [ 23 ]

Операторы

[ редактировать ]
Canadair CL-215 на государственной службе Канады
Один из Миннесотской ДНР скуперов . Департамент предоставил этот самолет для борьбы с лесными пожарами в Калифорнии в октябре 2007 года , и его можно увидеть здесь, на Фокс-Филд .
Резервуары для воды с баком для пожаротушения сзади. В верхней части цистерн расположены воронки, которые позволяют воде выливаться за борт, если излишек собирается во время операций пополнения запасов.
 Канада

было 55 CL-215/ CL-415 зарегистрировано По состоянию на апрель 2023 года в Transport Canada . [ 24 ]

 Греция
  • ВВС Греции : 10 CL-215 по состоянию на июль 2023 года. [ 26 ] 7 - CL-215GR и 3 - бывшие ВВС Югославии.
 Италия
 Испания
 Таиланд
 Турция
 Соединенные Штаты

Бывшие операторы

[ редактировать ]
 Хорватия
 Франция
  • Sécurité Civile : с июня 1969 по 1996 год эксплуатировалось 15 самолетов, сейчас все заменены 12 самолетами CL-415 . [ 38 ]
 Соединенные Штаты
 Венесуэла
 Югославия
  • Югославские ВВС : доставлено пять CL-215 (пятый потерян в результате крушения 1984 года) и поступили на вооружение 676-й пожарной эскадрильи с 1981 по 1992 год, проданы преемниками ВВС Сербии и Черногории Греции в 1995 году. [ 42 ] В 2015 году бывший югославский CL-215 погиб в авиакатастрофе. [ 43 ]

Аварии и происшествия

[ редактировать ]

CL-215 попали в 31 аварию, 20 из которых со смертельным исходом. [ 44 ] [ 45 ]

Самолет на выставке

[ редактировать ]
CL-215 на статической выставке в Музее автомобилей и техники Зинсхайма , Германия, 2014 г.
Канада
Франция
Германия
Испания
Таиланд
  • 1059 - CL-215 на статической экспозиции в Музее морской авиации. [ 55 ]

Технические характеристики (CL-215)

[ редактировать ]
Самолет CL-215 в Абитиби-Темискаминге , канадская провинция Квебек.
CL-215, принадлежащие канадской провинции Альберта.

Данные Jane's All the World's Aircraft , 1984–85 гг., [ 56 ] Рейс Интернэшнл [ 8 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: Два
  • Вместимость: до 26 сидений, обращенных вперед, для пассажирских перевозок.
  • Длина: 19,82 м (65 футов 0 дюймов)
  • Размах крыла: 28,6 м (93 фута 10 дюймов)
  • Высота: 8,92 м (29 футов 3 дюйма)
  • Площадь крыла: 100,33 м 2 (1079,9 кв. футов)
  • Соотношение сторон : 8,15
  • Вес пустого: 12 160 кг (26 808 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 19 731 кг (43 499 фунтов) на суше, 17 100 кг (37 700 фунтов) на воде.
  • Максимальная емкость для воды/замедлителя: 1440 галлонов США (1200 имп галлонов, 5450 л) [ 57 ]
  • Запас топлива: 5910 л (1561,3 галлона США; 1300,0 имп галлонов) в двух топливных баках по восемь ячеек каждый, в крыльях.
  • Силовая установка: 2 Pratt & Whitney R-2800-83AM с воздушным охлаждением мощностью 1566 кВт (2100 л.с.) каждый. 18-цилиндровых радиально-поршневых двигателя
  • Гребные винты: 3-лопастной гребной винт Hamilton Standard Hydromatic с постоянной скоростью вращения и флюгированием.

Производительность

  • Крейсерская скорость: 291 км/ч (181 миль в час, 157 узлов) при 18 595 кг (40 995 фунтов) и 3050 м (10 010 футов)
  • Скорость сваливания: 123 км/ч (76 миль в час, 66 узлов) с выключенным закрылком 25° при 15 603 кг (34 399 фунтов)
  • Дальность: 2094 км (1301 миль, 1131 миль) с полезной нагрузкой 1587 кг (3499 фунтов) на дальнем крейсерском режиме.
  • Скорость набора высоты: 5,0833 м/с (1000,65 футов/мин)

Авионика

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Flight International 1968, с. 269.
  2. ^ Гержанич, Майк (21 августа 2009 г.). «ЛЕТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ: Bombardier 415 — Суперскупер» . Рейс Интернешнл.
  3. ^ Flight International 1968, стр. 269, 271.
  4. ^ Jump up to: а б с д и «Канадэр CL-215». Flight International , 21 ноября 1968 г. с. 871.
  5. ^ Тейлор, Джон WR (редактор). Самолеты всего мира Джейн, 1976–77 . Лондон: Ежегодники Джейн, 1976. ISBN   0-354-00538-3 . стр. 17.
  6. ^ "Французские водные бомбардировщики". Flight International , 16 июля 1970 г. с. 78.
  7. ^ «Покупатель CL-215». Flight International , 9 июня 1966 г. с. 956.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Flight International 1968, с. 272.
  9. ^ Jump up to: а б * Гулд, Ян CL-215 «Водяная струя» . Flight International , 31 декабря 1988 г., стр. 23.
  10. ^ Jump up to: а б с Стивен Тримбл (4 апреля 2018 г.). «Викинг близок к запуску ДСП CL-415, решение о запуске CL-515» . Флайтглобал .
  11. ^ Jump up to: а б «Викинг» поставит Министерству обороны Республики Индонезия шесть самолетов . Airmed & Спасение . 21 июня 2019 года . Проверено 20 мая 2019 г. CL-515 — это следующее поколение CANADAIR CL-415 — самолета-амфибии с улучшенными возможностями пожаротушения и гибкостью для поддержки широкого спектра критически важных операций. Соглашение о покупке с Республикой Индонезия также включает один самолет CANADAIR CL-415EAF «Усовершенствованный воздушный пожарный», преобразованный из CANADAIR CL-215 в стандарт EAF дочерней компанией Longview Aviation Capital, Longview Aviation Services. [ постоянная мертвая ссылка ]
  12. ^ Jump up to: а б «Индонезия получит первый в мире CL-515 в рамках сделки по семи самолетам с Longview» . Журнал «Крылья» . 24 июня 2019 года. Архивировано из оригинала 25 июня 2019 года . Проверено 24 июня 2019 г. Longview Aviation Capital и ее дочерняя компания Viking Air из Норт-Саанича, Британская Колумбия, достигли соглашения о поставке Министерству обороны Республики Индонезия семи самолетов воздушного пожаротушения, в том числе одного CL-415EAF и шести самолетов нового производства CL-515.
  13. ^ «Усовершенствованный воздушный пожарный CL-415EAF компании Longview совершает первый полет» . Журнал «Небо» . 11 марта 2020 г. Проверено 11 марта 2020 г. Серийный номер производителя (MSN) 1081 - это первый самолет Canadair CL-215, который подвергся серьезной модификации конфигурации CL-415EAF «Enhanced Aerial Firefighter», выполненной LAS в сотрудничестве с Cascade Aerospace.
  14. ^ Райан Мейсон (10 марта 2020 г.). «Первый серийный самолет-амфибия Longview CL-415EAF «усовершенствованный пожарный» совершает первый полет» . Журнал «Воздушный огонь» . Абботсфорд, Британская Колумбия . Проверено 11 марта 2020 г.
  15. ^ Крейг Хойл (12 марта 2020 г.). «Обновленный CL-415EAF компании Viking Air дебютирует в полете» . Флайтглобал .
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж Flight International 1968, с. 270.
  17. ^ Flight International 1968, стр. 269–270.
  18. ^ Jump up to: а б Flight International 1968, с. 271.
  19. ^ Эми Лабода (12 октября 2018 г.). «Viking Air готовится к сезону пожаров, обновляет линейку водозаборников» . ainonline.com.
  20. ^ «Управление воздушным огнем». Архивировано 5 сентября 2008 года в Wayback Machine Cascade Aerospace . Проверено: 23 мая 2012 г.
  21. ^ «Самолеты CL-215T и CL-415EAF» . Викинг Эйр . Проверено 28 ноября 2017 г.
  22. ^ Лэнгфилд, Мэнди. «Назван стартовый заказчик усовершенствованного воздушного пожарного самолета Viking CL-415» . ЭйрМед&Спасение . Проверено 28 января 2020 г.
  23. ^ Стивен Тримбл (7 мая 2018 г.). «Викинг» подает заявку на финансирование запуска воздушного пожарного самолета CL-515 . Флайтглобал .
  24. ^ «Результат быстрого поиска для CL215» . Канадский реестр гражданских самолетов. 9 апреля 2023 г. Проверено 9 апреля 2023 г.
  25. ^ "Canadair CL-215 - Окружающая среда" . Архивировано 7 апреля 2014 года в Wayback Machine правительстве Саскачевана (=Environment.gov.sk.ca) . Проверено: 14 июля 2014 г.
  26. ^ Hoyle Flight International , 6–12 декабря 2016 г., с. 36.
  27. ^ Кейспер 2008, с. 42.
  28. ^ "Canadair CL-215 T (UD.13T)". Архивировано 4 февраля 2012 года в Wayback Machine Ejército del aire . Проверено: 8 января 2012 г.
  29. ^ Hoyle Flight International , 6–12 декабря 2016 г., с. 47.
  30. ^ Кейспер 2008, с. 43.
  31. ^ Hoyle Flight International , 6–12 декабря 2016 г., с. 48.
  32. ^ "Тайские лодки". Эйр Интернэшнл , Vol. 15, № 4, октябрь 1978 г., с. 188.
  33. ^ "Единственный флот воздушного пожаротушения Турции" . Gokcen Aviation , 2013. Дата обращения: 14 июля 2014.
  34. ^ «Bridger Aerospace – путь к успеху» . выпуску . Проверено 21 июня 2022 г.
  35. ^ «Наше оборудование | Aero-Flite, Inc.Aero-Flite, Inc.» Архивировано 11 июля 2014 года на archive.today Aerofliteinc.com . Проверено: 14 июля 2014 г.
  36. ^ «ВВС Хорватии» .
  37. ^ "Канадаир 215." Архивировано 20 июля 2017 года на сайте Wayback Machine worldmilitair.com. Проверено: 25 августа 2013 г.
  38. ^ Кейспер 2008, стр. 40–41.
  39. ^ [1] Лесной пожар сегодня . Проверено: 26 марта 2020 г.
  40. ^ «ДНР Миннесоты начинает использовать воздушные танкеры Fireboss». fireaviation.com , 4 апреля 2015 г.
  41. ^ «Авиакатастрофа ASN: Canadair CL-215-1A10, YV-O-INC-2, Пуэрто-Ордас». Aviation-safety.net . Проверено: 26 апреля 2012 г.
  42. ^ Кейспер 2008, с. 44.
  43. ^ «ВВС Греции терпят вторую крушение CL-215 в этом году. | Журнал AerialFire» . 9 июня 2017 г.
  44. ^ Фонд безопасности полетов (2023 г.). «Канадэр CL-215» . Aviation-safety.net . Архивировано из оригинала 1 декабря 2021 года . Проверено 24 апреля 2023 г.
  45. ^ Отдел новостей (25 июля 2023 г.). «Пожарный самолет разбился во время борьбы с лесным пожаром на Эвии | eKathimerini.com» . www.ekathimerini.com . Проверено 25 июля 2023 г. {{cite web}}: |last= имеет общее имя ( справка )
  46. ^ «Канадэр CL-215 F-ZBBT» . Канадский центр наследия бушпланов . Проверено 20 июля 2020 г.
  47. ^ «Досье на планер — Canadair CL-215-1A10, c/n 1040, c/r F-ZBBT» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 20 июля 2020 г.
  48. ^ «Досье по планеру — Canadair CL-215-1, c/n 1005, c/r F-ZBBE» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 20 июля 2020 г.
  49. ^ «Канадэр CL-215» . Musée Air + Espace (на французском языке) . Проверено 20 июля 2020 г.
  50. ^ «Досье о планере — Canadair CL-215, c/n 1021, c/r F-ZBAR» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 20 июля 2020 г.
  51. ^ «Канадэр CL-215» . Технический музей Зинсхайма (на немецком языке) . Проверено 20 июля 2020 г.
  52. ^ «Досье о планере — Canadair CL-215, c/n 1026, c/r F-ZBBH» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 20 июля 2020 г.
  53. ^ «Выставка под открытым небом Музея воздухоплавания и космонавтики» . ВВС (на испанском языке). Архивировано из оригинала 18 января.
  54. ^ «Досье на планер — Canadair CL-215-1A10, серийный номер UD.13-1 EdA, c/n 1010, c/r EC-BXM» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 20 июля 2020 г.
  55. ^ Дарк, Стив (6 апреля 2021 г.). «Королевский флот Таиланда» (PDF) . Тайская авиация . Проверено 31 августа 2021 г.
  56. ^ Тейлор, Джон В.Р., изд. (1984). Jane's All the World's Aircraft 1984–85 (75-е изд.). Лондон: Jane's Publishing Co., стр. 22–23 . ISBN  0-7106-0801-2 .
  57. ^ «Самолет CL-215 | Воздушный пожарный Викинга» . airfirefighter.vikingair.com . Проверено 5 августа 2021 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • «Канадэр CL-215». Flight International , 22 февраля 1968 г., стр. 269–272.
  • Хойл, Крейг. «Справочник ВВС мира». Flight International , Том. 190, № 5566, 6–12 декабря 2016 г., стр. 22–53. ISSN   0015-3710 .
  • Кейспер, Джерард. «Требуются водные бомбардировщики!» Air Forces Monthly , Лондон: Key Publishing, июль 2008 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2b28111628f9caaa6dfcd42b7cae0167__1719330540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2b/67/2b28111628f9caaa6dfcd42b7cae0167.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Canadair CL-215 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)