Дассо Фалькон 50
Сокол 50 | |
---|---|
![]() | |
Falcon 50 ВВС Франции | |
Роль | Бизнес-джет |
Производитель | Дассо Авиация |
Первый полет | 7 ноября 1976 г. |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | ВВС Южноафриканские ВВС Португальские ВВС Итальянские ВВС |
Произведено | 1976–2008 [ 1 ] |
Количество построенных | 352 |
Разработано на основе | Дассо Фалькон 20 |
Развитый в | Дассо Фалькон 900 |
Dassault Falcon 50 — французский сверхсредний дальнемагистральный бизнес-джет , имеющий трехдвигательную компоновку с S-образным воздухозаборником для центрального двигателя. Он имеет такое же поперечное сечение фюзеляжа и аналогичную грузоподъемность, что и более ранний двухмоторный Falcon 20 , но представляет собой новую конструкцию с контролируемой площадью и включает более совершенную конструкцию крыла. [ 2 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Первый прототип поднялся в воздух 7 ноября 1976 года, получил сертификат летной годности во Франции 27 февраля 1979 года, за которым последовал сертификат Федерального управления гражданской авиации США 7 марта 1979 года. [ 2 ] Dassault разработала версию Gardian 50 для морского наблюдения и защиты окружающей среды . [ 3 ]
Позже Falcon 50 был обновлен до Falcon 50EX, первый из которых поднялся в воздух в 1996 году. [ 4 ] и последний из которых был доставлен в 2008 году. [ 1 ] Falcon 50EX оснащен улучшенными двигателями и другими усовершенствованиями, позволяющими еще больше увеличить дальность полета и без того дальнемагистрального самолета. Обозначение Falcon 50EX применяется к серийным номерам 253–352, что означает конец производственной линии Falcon 50/50EX.
Преемником Falcon 50 стал Falcon 7X. [ 5 ] и Falcon 900 с увеличенным фюзеляжем и такой же трехмоторной компоновкой. В январе 2008 года компания Dassault объявила о том, что по сути она является заменой самолета Falcon 50 под кодовым названием SMS (Super Mid Size). Базовый процесс проектирования, включая выбор двигателя, должен был быть завершен к началу 2009 года. Однако на пресс-конференции в июне 2009 года генеральный директор Чарльз Эдельстенн заявил, что все варианты дизайна были вновь открыты, и цель была продлена до конца года.
Dassault и Aviation Partners Inc. разработали и сертифицировали крылышки High Mach для самолетов Falcon 50 и 50EX в качестве комплекта для модернизации.
К 2018 году Falcon 50 середины-конца 1980-х годов стоили от 0,879 до 1,6 миллиона долларов, а Falcon 50EX 1998–2003 годов можно было купить по цене от 2,95 до 3,95 миллиона долларов. [ 6 ]
Варианты
[ редактировать ]- Сокол 50
- Базовый начальный вариант с двигателями Honeywell TFE 731-3-1C и дополнительной вспомогательной силовой установкой (ВСУ); Изготовлено 252 экземпляра, один из которых послужил прототипом Falcon 50EX. [ 7 ] [ 8 ]
- Сокол 50EX
Сокол 50EX - Маркетинговое название Falcon 50 с тремя TFE 731-40 двигателями с управлением DEEC (цифровое электронное управление двигателем); ВСУ установлена в стандартной комплектации; изменения в системе управления рулями направления ; обновленная авионика; и другие улучшения; Изготовлено 100 штук, плюс один модифицированный Falcon 50. [ 7 ] [ 8 ]
- Фалькон 50 «Сусанна»
- Одиночный Falcon 50 для Ирака, модифицированный радаром Cyrano IV-C5 и узлами подвески для перевозки двух противокорабельных ракет AM-39 Exocet . Использовался для обучения экипажей Mirage F1 и, возможно, совершил атаку на военный корабль США « Старк» 17 мая 1987 года. Этот самолет был переброшен в Иран во время войны в Персидском заливе и не был возвращен. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
Операторы
[ редактировать ]

Большинство Falcon 50 принадлежат корпоративным и индивидуальным владельцам.
Военные и правительственные операторы
[ редактировать ]- Бенин
- Боливия
- Болгария
- Болгарские ВВС - бывший оператор
- Бурунди
- Джибути
- Франция
- Французские ВВС - бывший оператор
- ВМС Франции эксплуатируют восемь самолетов Falcon 50M для морского наблюдения.
- Египет
- ВВС Египта - бывший оператор
- Иран
- Ирак [ 13 ]
- ВВС Ирака - бывший оператор трех Falcon 50, одним из которых был вышеупомянутый Falcon 50 «Сюзанна».
- Италия
- ВВС Италии эксплуатировали четыре самолета Falcon 50 с 1985 по 2005 год, когда два самолета были списаны. [ 14 ]
- Иордания
- Королевские ВВС Иордании
- Иорданский королевский рейс; Ливия
- Марокко
- Португалия
- Руанда
- Сербия
- ЮАР
- Испания
- Судан
- Правительство Судана
- Швейцария
- Венесуэла
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 6 апреля 1994 г. Президент Руанды Жювеналь Хабиаримана и президент Бурунди Сиприен Нтарьямира были убиты, когда самолет Falcon 50, на котором они путешествовали (регистрационный номер 9XR-NN), был сбит недалеко от Кигали , Руанда, что спровоцировало геноцид в Руанде . :
- 20 октября 2014 г. Falcon 50EX F-GLSA столкнулся со снегоочистителем при взлете из московского аэропорта Внуково, Россия, в результате чего погибли все четыре человека на борту, включая генерального директора нефтегазовой компании Total Кристофа де Маржери. . :
Технические характеристики (50EX)
[ редактировать ]
Данные Flight International [ 15 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Вместимость: от 8 до 9 пассажиров / полезная нагрузка 1080 кг (2381 фунт) при полном топливе.
- Длина: 18,52 м (60 футов 9 дюймов)
- Размах крыльев: 18,86 м (61 фут 11 дюймов)
- Высота: 6,98 м (22 фута 11 дюймов)
- Площадь крыла: 46,83 м 2 (504,1 кв. футов) [ 16 ]
- Максимальный взлетный вес: 18 008 кг (39 701 фунт)
- Максимальный посадочный вес: 16 200 кг (35 715 фунтов)
- Силовая установка: 3 двигателя Honeywell TFE 731-40 турбовентиляторных с тягой 16,46 кН (3700 фунтов силы) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 1015 км/ч (631 миль в час, 548 узлов)
- Максимальная скорость: 0,86 Маха.
- Крейсерская скорость: 903 км/ч (561 миль в час, 488 узлов) / M0,85 на высоте 15 000 м (49 000 футов)
- Дальность: 5695 км (3539 миль, 3075 миль)
- Практический потолок: 14 936 м (49 003 фута)
- Скорость набора высоты: 10,433 м/с (2053,7 фута/мин)
- Разбег: 1504 м (4934 фута)
- Посадочный пробег: 685 м (2247 футов)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Бомбардье Челленджер 300
- Cessna Citation X
- Embraer Legacy 450/500 и Praetor 500/600
- Гольфстрим G200
- Хокер 4000
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Новостной канал – Домашняя страница – Flightglobal.com» . Flightglobal.com . Архивировано из оригинала 28 августа 2008 года . Проверено 26 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Тейлор 1988, стр.75.
- ^ Тейлор 1993, стр.928.
- ^ «Новостной канал – Домашняя страница – Flightglobal.com» . Flightglobal.com . Архивировано из оригинала 6 июня 2009 года . Проверено 26 апреля 2018 г.
- ^ «Новостной канал – Домашняя страница – Flightglobal.com» . Flightglobal.com . Архивировано из оригинала 6 июня 2009 года . Проверено 26 апреля 2018 г.
- ^ Марк Хубер (декабрь 2018 г.). «Для многих моделей рынок достигает апогея» (PDF) . Международные авиационные новости . стр. 20–21, 24. Архивировано из оригинала (PDF) 27 декабря 2018 г. Проверено 27 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Паспорт типа сертификата A46EU, стр. 4
- ^ Jump up to: а б Паспорт типа сертификата A46EU, стр. 16
- ^ Гарсия, Мигель (2018). Иракские миражи в бою: история F.1EQ в Ираке . Независимая издательская платформа CreateSpace. стр. 118–124. ISBN 978-1717467553 .
- ^ Леоне, Дарио (14 июля 2019 г.). «Как модифицированный иракский бизнес-джет Falcon 50 чуть не уничтожил американский фрегат» . Национальный интерес . Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ де Гийбон, Хьюг (февраль 2020 г.). «Атака фрегата «Старк» иракским «Фалконом» 50 17 мая 1987 года». Ле Фана де л'Авиация (603): 16–28.
- ^ Купер, Том. «В 1987 году секретный иракский военный самолет сбил американский фрегат и убил 37 моряков» . Война – это скучно . Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ «Инцидент с авианосцем USS Stark: на этот раз модифицированный иракский бизнес-джет Falcon 50 чуть не потопил фрегат ВМС США» . 10.07.2019.
- ^ «Официальный сайт Aeronautica Militare» . difesa.it . Архивировано из оригинала 15 декабря 2014 года . Проверено 26 апреля 2018 г.
- ^ «Суперсредние самолеты» . Рейс Интернешнл .
- ^ Тейлор 1988, стр. 75–76.
Библиография
[ редактировать ]- Паспорт типа сертификата Федерального управления гражданской авиации № A46EU, редакция 18: Dassault Aviation Mystere-Falcon 50, Mystere-Falcon 900, Falcon 900EX; 17 августа 2016 г.
- Тейлор, Майкл Дж. Х. (1993). Энциклопедия авиации Джейн . Лондон: Студийные издания.
- Тейлор, Джон В.Р. (редактор). Самолеты всего мира Джейн, 1988–89 . Колсдон, Суррей, Великобритания: Информационная группа Джейн. ISBN 0-7106-0867-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]