Дассо Мираж IV
Мираж IV | |
---|---|
Mirage IIIV в Музее авиации и космонавтики , Ле Бурже, Франция. | |
Роль | вертикального взлета и посадки Истребитель |
Производитель | Дассо Авиация |
Первый полет | 12 февраля 1965 г. |
Статус | Разрушен (Франция) |
Основной пользователь | Французские ВВС |
Произведено | 1965-1966 |
Количество построенных | 2 |
Разработано на основе | Дассо Бальзак V |
Dassault Mirage IIIV , также называемый Mirage III V , — французский прототип истребителя с вертикальным взлетом и посадкой ( VTOL в середине 1960-х годов ), разработанный и произведенный компанией Dassault Aviation .
Mirage IIIV представлял собой производную вертикального взлета и посадки существующего обычного истребителя Dassault Mirage III ; Принципиальное различие между этими двумя типами заключалось в добавлении восьми небольших вертикальных подъемных движителей , которые располагались между главным двигателем. Эти подъемные двигатели должны были использоваться при вертикальном взлете и посадке, но не работали во время горизонтального полета. Mirage IIIV появился как ответ на выпуск спецификации НАТО , Базовые военные требования НАТО 3 ( NBMR-3 ), которая предусматривала создание сверхзвукового ударного истребителя вертикального взлета и посадки.
Mirage IIIV был конкурентом Hawker Siddeley компании истребителя вертикального взлета и посадки P.1154 , двоюродного брата Hawker Siddeley Harrier . Оба самолета боролись за право соответствовать требованиям NBMR-3. В то время как Mirage IIIV обычно считается более приемлемым с политической точки зрения из-за акцента, уделяемого многонациональным планам разработки и производства, конструкция P.1154 (который использовал только один двигатель) считалась более простой и практичной. В конечном итоге P.1154 был выбран для удовлетворения требований NBMR-3 в ущерб Mirage IIIV. Один из двух построенных прототипов был разрушен в результате аварии; вскоре после его потери весь проект был заброшен; уцелевший самолет с тех пор был выставлен на всеобщее обозрение.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]В августе 1961 года НАТО выпустила обновленную версию своих требований к ударным истребителям вертикального взлета и посадки — Базовые военные требования НАТО 3 ( NBMR-3 ). [ 1 ] В спецификациях предусматривался сверхзвуковой ударный истребитель V/STOL с боевым радиусом 460 километров (250 морских миль). Крейсерская скорость должна была составлять 0,92 Маха, а приборная – 1,5 Маха. [ 2 ] Самолет с полезной нагрузкой 910 кг (2000 фунтов) должен был быть в состоянии преодолеть 15-метровое (50 футов) препятствие после разбега на 150 метров (500 футов). [ 3 ] [ 4 ] Победа в этом соревновании в то время считалась очень важной, поскольку казалось, что это потенциально «первый настоящий боевой самолет НАТО». [ 2 ]
В 1950-х и 1960-х годах как французский производитель самолетов Dassault Aviation, так и британская аэрокосмическая компания Hawker Siddeley Aviation (HSA) были глубоко заинтересованы в боевых самолетах с вертикальным взлетом и посадкой (VTOL). HSA уже стремилась разработать новое поколение боевых самолетов, способных развивать сверхзвуковые скорости. [ 5 ] Главный авиаконструктор HSA сэр Сидни Камм решил, что компании следует изучить перспективы разработки и производства жизнеспособного боевого истребителя с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП). [ 6 ] Наряду с дозвуковым истребителем Hawker P.1127 станет Hawker Siddeley Harrier) (который позже , производился сверхзвуковой проект, получивший обозначение P.1150 ; однако выпуск NBMR-3 и последующие доработки к нему привели к предложение P.1150 считалось недостаточным и, следовательно, неудовлетворительным, что привело к необходимости изменения конструкции. [ 2 ] [ № 1 ] Вскоре появилась новая, более крупная конструкция самолета, которая первоначально имела обозначение P.1150/3, а затем была переименована в P.1154 . [ 4 ]
В январе 1962 года HSA представила предложенный проект P.1154 в НАТО через Министерство авиации . [ 2 ] NBMR.3 привлек в общей сложности одиннадцать претендентов, включая предложение Dassault Mirage IIIV, которое станет основным конкурентом P.1154. Существенная поддержка Mirage IIIV пришла из Великобритании, в работе над программой принимала участие Британская авиастроительная корпорация (BAC), а проект под руководством Dassault также получил поддержку нескольких членов британского штаба ВВС. [ 7 ] [ 2 ] В то время как P.1154 был признан технически превосходящим, Mirage IIIV приобрел более высокий уровень политической привлекательности благодаря аспектам совместной разработки и производства, предложенным для программы, в соответствии с которой работа должна была быть распределена между рядом участников. нации. [ 8 ]
В мае 1962 года предложенный P.1154 стал победителем конкурса NBMR.3. [ 7 ] По словам авиационного автора Джеффорта, Mirage IIIV был отвергнут главным образом из-за его чрезмерной сложности: использование девяти двигателей по сравнению с одномоторным P.1154. [ 9 ] Однако успех конструкции P.1154 не привел к размещению на нее заказов. [ 8 ] У НАТО не было какого-либо центрального бюджета, вместо этого она полагалась на то, что отдельные страны-члены фактически закупали военную технику, что способствовало тому, что выбор NBMR.3 остался незамеченным всеми странами-членами НАТО. Таким образом, в 1965 году проект NMBR.3 был бесцеремонно свернут. [ 8 ]
Хотя французское правительство официально отказалось от участия в NMBR.3 после того, как Mirage IIIV был отклонен, [ 7 ] [ 10 ] Dassault продолжила работу над созданием прототипов Mirage IIIV.
Дассо Бальзак V
[ редактировать ]Поскольку предполагалось, что подъемные двигатели Rolls-Royce RB162 , которые были указаны для Mirage IIIV, не будут доступны до 1963 года, Dassault решила модифицировать первый прототип Mirage III во временный испытательный стенд вертикального взлета и посадки; в этой конфигурации им стал V. Balzac Он был оснащен восемью подъемными двигателями Rolls-Royce RB.108 и одним неотапливаемым Bristol Orpheus BOr 3 в качестве основного двигателя. [ 11 ] По данным аэрокосмического издания Flight International , ключевой целью прототипа Бальзака было доказать наличие системы автопилота, идентичной устройству, которое предлагалось использовать с Mirage IIIV, а также системы подъема и перехода. [ 12 ] «Бальзак» начал зависание на привязи 12 октября 1962 года и достиг первого свободного зависания только шесть дней спустя. Первый разгонный переход от вертикального взлета к горизонтальному полету произошел в 17-м вылете 18 марта 1963 года. Самолет попал в две катастрофы со смертельным исходом: одну в январе 1964 года и одну в сентябре 1965 года. После последней аварии самолет не ремонтировался. [ 13 ]
Прототипы Мираж IV
[ редактировать ]Работа над Balzac способствовала созданию первого прототипа Mirage IIIV. Это было примерно в два раза больше предыдущего самолета. Была построена пара прототипов Mirage IIIV, первый из которых провел первые испытания в режиме зависания 12 февраля 1965 года. [ 14 ] [ 15 ] Он был оснащен одним двигателем Pratt & Whitney JTF10 турбовентиляторным , получившим обозначение TF104 . Двигатель TF104 первоначально тестировался на специально построенном воздушном испытательном самолете Mirage IIIT , который имел много общего с базовой конструкцией Mirage IIIC, за исключением модификаций для установки выбранного двигателя. [ 16 ] Двигатель TF104 был быстро заменен модернизированным двигателем TF106 с тягой 74,5 кН (16 750 фунтов силы ), прежде чем первый прототип совершил первый переход в полет вперед в марте 1966 года. [ 17 ] Впоследствии прототип Маха во время испытательных полетов достиг скорости 1,32 .
В июне 1966 года второй прототип, оснащенный турбовентиляторным двигателем TF306 с тягой вперед 82,4 кН (18 500 фунтов силы ), совершил свой первый полет. В сентябре того же года он достиг скорости 2,04 Маха в горизонтальном полете, но погиб в результате аварии 28 ноября 1966 года. [ 14 ] Mirage IIIV так и не смог взлететь вертикально и успешно достичь сверхзвукового полета во время одного и того же полета.
Потеря второго прототипа фактически положила конец программе и фактически лишила его возможности создания действующего истребителя с вертикальным взлетом со скоростью 2 Маха на десятилетия. Конкурирующий Hawker P.1154 был отменен правительством в 1965 году, когда прототипы находились в стадии строительства; однако его дозвуковой родственник, штурмовик СВВП Hawker-Siddeley Kestrel, участвовал в трехсторонних испытаниях с Великобританией, США и Западной Германией. Французы предпочли Mirage IIIV, и международное сотрудничество, необходимое для воплощения P.1154 в жизнь, так и не осуществилось.
Некоторые работы над P.1154 способствовали созданию окончательного оперативного истребителя с вертикальным взлетом на базе Kestrel, весьма успешного Harrier . Mirage IIIV никогда не был реалистичным боевым самолетом; восемь подъемных двигателей, вероятно, были бы кошмаром в обслуживании, и, конечно же, их вес серьезно повлиял на дальность полета и полезную нагрузку самолета.
Дизайн
[ редактировать ]Dassault Mirage IIIV — сверхзвуковой вертикального взлета и посадки ( СВВП истребитель ). Он имел общую компоновку более ранних истребителей «Мираж», но имел длинный и относительно широкий фюзеляж, а также крыло большего размера; Mirage IIIV был значительно крупнее современных истребителей того времени. [ 18 ] Подобно более раннему испытательному стенду Balzac V, Mirage IIIV был оснащен в общей сложности девятью двигателями: одним SNECMA , модифицированным Pratt & Whitney JTF10 турбовентиляторным двигателем , получившим обозначение TF104 до 61,8 кН (13 900 фунтов силы , способным развивать тягу ) и восемь двигателей Rolls-Royce RB162-1 , каждый из которых мог развивать максимальную тягу 15,7 кН (3525 фунтов силы), которые были установлены вертикально парами вокруг центральной линии. [ 18 ]
Ключевой особенностью конструкции Mirage IIIV, направленной на улучшение характеристик вертикального полета, была установка подвижных створок дефлектора тяги перед соплами, установленными в нижней части самолета. [ 19 ] На земле они будут наклонены на 45 ° назад, рассеивая мусор и горячие газы от самолета. Когда двигатели разгонялись до полной мощности, эти двери автоматически опускались в положение 90 °, чтобы получить максимальную подъемную тягу. По данным Flight International, заявленный диапазон характеристик Mirage IIIV составлял около 1,15 Маха при полете на малой высоте и 2,3 Маха при полете на высоте. [ 20 ]
На протяжении всего процесса разработки электронике уделялось значительное внимание; именно этот элемент плана считается основным фактором, способствующим перерасходу средств, который повлиял на программу. [ 20 ] Многие элементы кабины и вспомогательной электроники Mirage IIIV позже были повторно использованы на обычном Mirage IIIF, который позже был переименован в Mirage F1 .
Технические характеристики (Мираж IIIV-01)
[ редактировать ]Данные Modern Combat Aircraft 23 — Mirage [ 14 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 18 м (59 футов 1 дюйм)
- Размах крыльев: 8,72 м (28 футов 7 дюймов)
- Высота: 5,55 м (18 футов 3 дюйма)
- Полная масса: 12 000 кг (26 455 фунтов)
- Силовая установка: 1 двигатель Pratt & Whitney / SNECMA TF104 турбовентиляторный , только круизный, 88,26 кН (19 842 фунт-сила) с форсажной камерой.
- Силовая установка: 8 двигателей Rolls-Royce RB162 турбореактивных с тягой 19,61 кН (4409 фунтов силы) только на каждую подъемную силу.
Производительность
- Максимальная скорость: 2,04 Маха.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список военных самолетов Франции
- Список истребителей
- Список самолетов вертикального взлета и посадки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Джеффорд 2006 и др., стр. 12.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Вуд 1975, с. 215.
- ^ Дженкинс 1998 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б Баттлер 2000, с. 118.
- ^ Вуд 1975, стр. 211-213.
- ^ Вуд 1975, с. 213.
- ^ Jump up to: а б с Баттлер 2000, с. 119.
- ^ Jump up to: а б с Вуд 1975, с. 216.
- ^ Джеффорд 2006 и др., стр. 19.
- ^ Джеффорд 2006 и др., стр. 12–13.
- ^ «RR для Dassault». Flight International , 17 мая 1962 г. с. 764.
- ^ "Бальзак СВВП, предшественник Mirage IIIV". Flight International , 2 августа 1962 г., стр. 174-175.
- ^ Джексон 1985, с. 62.
- ^ Jump up to: а б с Джексон 1985, с. 66.
- ^ «IIIV по оси Z». Flight International , 25 февраля 1965 г. с. 276.
- ^ "Мираж III Т." Dassault Aviation , дата обращения 18 июня 2017 г.
- ^ "Snecma TF-106." Flight International , 6 мая 1965 г. с. 687.
- ^ Jump up to: а б Flight International , 20 мая 1965 г., стр. 774–775.
- ↑ Flight International , 20 мая 1965 г., с. 774.
- ^ Jump up to: а б Flight International , 20 мая 1965 г., с. 775.
Библиография
[ редактировать ]- Баттлер, Тони (2015). X-Самолеты Европы . Том. II: Военный прототип самолета Золотого века 1946–1974 гг. Манчестер, Великобритания: Hikoki Publications. ISBN 978-1-90210-948-0 .
- Брефор, Доминик и Андре Жуино. «Мираж III, 5, 50 и производные с 1955 по 2000 год». Самолеты и пилоты 6 . Париж: Histoire et Collections, 2004. ISBN 2-913903-92-4 .
- Карбонель, Жан-Кристоф (2016). Секретные проекты Франции . Том. 1: Послевоенные истребители. Манчестер, Великобритания: Crecy Publishing. ISBN 978-1-91080-900-6 .
- Джексон, Пол. Современный боевой самолет 23 — Мираж . Лондон: Издательство Гильдии, 1985. ISBN 0-7110-1512-0 .
- Джеффорд, CG, изд. (2006). История RAF Harrier (PDF) . Лондон: Историческое общество Королевских ВВС. ISBN 0-9530345-2-6 . Архивировано из оригинала (PDF) 5 января 2011 г.
- Дженкинс, Деннис Р. (1998). Боинг/BAe Харриер . Боевые Птицы Тех. Том. 21. Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. ISBN 1-58007-014-0 .
- «Чудо IV». Flight International , 20 мая 1965 г., стр. 774–775.
- Перес, Сан Эметерио Карлос. Мираж: Мираж техники и политики . Мадрид: Армас 30. Редакция Сан-Мартин, 1978. ISBN 84-7140-158-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Поскольку это был самолет вертикального взлета и посадки, он мог взлетать без запуска авианосца или обычного взлета, как коммерческие авиалайнеры. Например, взлет A320neo... Вертикальный взлет также означает вертикальный взлет и посадку.
Как и F-35 Lightning, он стоит около 109 миллионов долларов США и очень мощный и полезный.
Богега выйди...