Дассо Мираж 2000N/2000D
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2022 г. ) |
Мираж 2000Н/Д | |
---|---|
![]() | |
Mirage 2000D пролетел над РИАТ в 2016 году. | |
Роль | Тактический бомбардировщик |
Национальное происхождение | Франция |
Производитель | Дассо Авиация |
Первый полет | 3 февраля 1986 г. |
Ушедший на пенсию | 2018 (2000Н) |
Статус | Активный (только 2000D) |
Основной пользователь | Французские воздушно-космические силы |
Количество построенных | 161 (75 Мираж 2000Н и 86 Мираж 2000D) [1] |
Разработано на основе | Мираж 2000 |
Dassault Mirage 2000N — вариант Mirage 2000, предназначенный для ядерного удара. Он составил основу французской системы стратегического ядерного сдерживания воздушного базирования . Mirage 2000D — его аналог для обычных атак.
Разработка
[ редактировать ]Mirage 2000N был разработан в соответствии с французскими требованиями к самолету для замены более старого Mirage IVP . Dassault получила контракт на постройку двух прототипов. Первый полет самолет совершил 3 февраля 1986 года. До 1993 года было построено семьдесят четыре самолета. [ нужна ссылка ]
Mirage 2000N создан на основе Mirage 2000B двухместного учебно-тренировочного самолета , но имеет значительные изменения. Планер был усилен для полетов на малых высотах и оснащен радаром Antilope 5, который используется для отслеживания местности, навигации и картографии местности и может отслеживать местность на скорости 1112 км/ч (691 миль в час). [ нужна ссылка ] Другими особенностями авионики являются сдвоенные блоки INS и движущиеся карты как для пилота, так и для офицера систем вооружения. Mirage 2000N может нести одну ASMP ядерную ракету средней дальности MATRA Magic , а также может нести две ЗРК для самообороны. [ нужна ссылка ] Другие функции защиты включают систему помех Spirale Sabre и систему защиты . Поскольку дополнительное сиденье уменьшает дальность полета, имеется пара подвесных баков. Поскольку стандартным вооружением Mirage 2000N был ASMP, который размещался на центральном пилоне, это означало, что он не мог нести центральный бак, но для этого был разработан характерный большой подвесной бак емкостью 2000 литров (530 галлонов США) под крылом с выпуклой носовой частью. более чем компенсирует. [ нужна ссылка ]
Первая партия из 30 самолетов для ВВС Франции имела исключительно ядерный потенциал и получила обозначение Mirage 2000N-K1 . У них не было системы перегородки Spirale, и они несли пару AN.52 свободнопадающих ядерных бомб до того, как ASMP был готов. Более поздняя партия из 44 самолетов получила обозначение Mirage 2000N-K2 . Они обладали как ядерным, так и обычным потенциалом, а также полностью оборонительными. Самолеты К1 теперь имеют ограниченные возможности обычных атак. [ нужна ссылка ]
Dassault также разработала Mirage 2000D , который представляет собой развитие Mirage 2000N, предназначенного для высокоточных ударов на большие расстояния с использованием обычного оружия. Этот самолет точно такой же, как Mirage 2000N, но имеет поддержку обычных ударных ракет, таких как ракеты Apache и Scalp , а также вооружения AASM . Первый самолет, переоборудованный из прототипа Mirage 2000N, поднялся в воздух 19 февраля 1991 года, всего ВВС Франции заказали 86 самолетов. [2]
Mirage 2000N не имеет лицензии на экспорт. На вооружении ВВС Франции имеется 62 таких самолета.
Как и у Mirage 2000N, у Mirage 2000D были варианты. Mirage 2000D-R1 не имеет полного вооружения Mirage 2000D-R2 , который оснащен ракетами Apache и Scalp, системой лазерного обозначения ATLIS II и приспособлением самозащиты Samir. [ нужна ссылка ]
Операционная история
[ редактировать ]Операция «Запретить полет» и «Умышленная сила»
[ редактировать ]

Французские «Миражи» 2000-х годов были видными участниками воздушных операций ООН и НАТО над бывшей Югославией . 30 августа 1995 года один Mirage 2000N-K2 был сбит над Боснией ракетой ПЗРК 9К38 «Игла» с тепловым наведением , выпущенной подразделениями ПВО Армии Республики Сербской во время операции «Deliberate Force» , что побудило усилия по созданию улучшенных защитных систем. [3]
Операция «Несокрушимая свобода» и ISAF
[ редактировать ]AdA Mirage 2000D участвовали в интервенции в Афганистане в 2001–2002 годах, действуя в тесном сотрудничестве с международными силами и совершая высокоточные атаки с участием ЛГБ .Французские ВВС разместили Mirage 2000D на авиабазе Манас в Кыргызстане с 2002 по 2004 год для поддержки коалиционных сил в Афганистане. Затем с 2004 по 2007 год они находились в Душанбе , Таджикистан.Летом 2007 года, после Rafale вывода истребителей с театра военных действий, в Афганистан для поддержки войск НАТО были переброшены три французских Mirage 2000-х.Чтобы сократить время реагирования для поддержки войск НАТО ISAF на юге Афганистана, самолет перебрался в международный аэропорт Кандагара . Три Rafale F2 и три Mirage 2000D летают из Кандагара в 2008 году. [4] 24 мая 2011 года самолет Mirage 2000D французских ВВС разбился в 100 км к западу от Фараха. Оба члена экипажа успешно катапультировались и были восстановлены. [5]
Операция Харматтан и Объединенный Защитник
[ редактировать ]Французские ВВС Mirage 2000D с самого начала были привержены обеспечению соблюдения бесполетной зоны в Ливии, одобренной ООН в марте 2011 года.Mirage 2000D были одними из первых ударников: 19 марта 2011 года смешанное французское соединение Mirage 2000s и Rafales поразило колонну ливийской армии, направлявшуюся в Бенгази, при этом несколько машин было уничтожено.Mirage 2000D оставался одним из наиболее часто используемых ударников в течение следующих месяцев, когда на смену операции Harmattan пришла операция ООН Unified Protector .20 октября 2011 года Mirage 2000D сбросил последние боеприпасы НАТО за всю войну, когда смешанный строй Mirage 2000D французских ВВС и Mirage F1CR был направлен для нанесения удара по вооруженному конвою, который пытался прорваться через позиции повстанцев на Сирт. Mirage 2000D сбросил две бомбы GBU-12 с лазерным наведением, поразив и остановив конвой Каддафи, что привело к его захвату и гибели . [6]
Операция Сервал и операция Бархане
[ редактировать ]Французские войска стали активно участвовать в конфликте на севере Мали (2012 – настоящее время), начиная с 11 января 2013 года с операции «Сервал» .Шесть Mirage 2000D, базирующиеся в Нджамене, Чад, в связи с длительным французским военным присутствием в этой стране , наряду с двумя базирующимися там Mirage F.1CR, были одними из первых сил, принявших участие в конфликте, бомбя базы и силы исламских боевиков. в Северном Мали.«Миражи» летали с конфигурацией, аналогичной той, которая использовалась над Ливией почти два года назад, с двумя 500-фунтовыми управляемыми бомбами GBU-12 (лазер) или GBU-49 (GPS и лазер) на центральном пилоне и двумя внешними топливными баками. на внутренних пилонах крыла.
Начиная с 17 января 2013 года три «Миража» были перебазированы в Бамако, Мали, [7] ему предшествовали два более простых Mirage F.1CR, которые начали полеты из Бамако за несколько дней до этого. [8]
Развернутые на местах самолеты Mirage 2000D/N ВВС Франции продолжают поддерживать операцию-преемницу операции «Бархан» .
Операция Чаммаль
[ редактировать ]Начиная с 19 сентября 2014 года, французские ВВС начали наносить удары по Исламскому Государству Ирака и Леванта в рамках международных усилий против террористической организации. Первоначально ударная группа состояла из самолетов Dassault Rafale, базирующихся в Эмиратах. Позже к Rafales присоединились шесть Mirage 2000D, базирующиеся в Иордании, начиная с ноября 2014 года. [9] Первоначально удары были ограничены целями, расположенными в Ираке. С сентября 2015 года удары распространились и на Сирию.
21 августа 2016 года ударная группа в составе четырех самолетов Rafale и четырех самолетов Mirage 2000D нанесла многократный удар крылатыми ракетами SCALP-EG по складу оружия Исламского государства, выпустив 12 ракет. «Рафали» имели на вооружении по две крылатые ракеты каждый, а «Миражи» — по одной крылатой ракете. [10]
Варианты
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2012 г. ) |
Мираж 2000Н
[ редактировать ]
Mirage 2000N представлял собой вариант ядерного удара , который должен был нести противостоящую ядерную ракету Aerospatiale Air-Sol Moyenne Portee (ASMP). Первые летные испытания двух прототипов начались 3 февраля 1983 года, а Mirage 2000N поступил на вооружение в 1988 году. Всего было построено 75 самолетов. [11] Истребитель имел усиленные крылья для операций на малых высотах, а также системы точной навигации и нападения на малых высотах, построенные на основе радара Dassault/Thales Antilope 5, который был разработан для ударных целей и обладал способностью уклоняться от местности. [ нужна ссылка ]
Ракета ASMP имеет длину 5,38 метра и оснащена керосине работающим на прямоточным воздушно- реактивным двигателем, , что позволяет ей летать со скоростью 3 Маха на максимальную дальность 100 км, неся ядерную боеголовку мощностью 300 кт. [ нужна ссылка ]
Обновления
[ редактировать ]- Существующий комплект был расширен и теперь обеспечивает возможности электронной разведки (ELINT), что позволяет самолету записывать данные об излучателях противника для послеполетного разведывательного анализа. [ нужна ссылка ]
- Также была добавлена система предупреждения о ракетном нападении SAT Samir «Detecteur de Depart Missile (DDM)», прикрепленная к задней части пилонов Magic AAM. [ нужна ссылка ]
- Будущие обновления включают добавление Pod Reco NG ( Pod de Reconnaissance Nouvelle Generation ) для обеспечения возможностей цифровой разведки с дневными и ночными тепловизорами, системой цифровой записи данных и каналом передачи данных для обеспечения передачи изображений в реальном времени боевым командирам. . Он разрабатывается компанией Thales для внедрения услуги в 2006 году. [ нужна ссылка ]
Самолет с обновленной системой противодействия , способный нести как ракету ASMP-A, так и Pod Reco NG, будет переименован в «Мираж 2000Н-К3».
Поскольку вывозить их запрещено, их разбирают на запчасти, а некоторые передают в дар французским музеям. 3 остаются в DGA для тестирования.
Мираж 2000Д
[ редактировать ]
Задержки в программе истребителя Dassault Rafale четвертого поколения привели к разработке программы обновленного Mirage 2000N, предназначенного для обычных атак и первоначально называвшегося двоюродным братом Mirage 2000N. Он должен был дополнить дневные ударные истребители SEPECAT Jaguar, обеспечивая возможность атак в ночное время и в плохую погоду.
Официальная разработка началась в 1988 году. В 1990 году обозначение было изменено на Mirage 2000D, где буква «D» означает «Diversifie/Multirole». Первый полет прототипа Mirage 2000D, модифицированного прототипа Mirage 2000N, состоялся 19 февраля 1991 года. Это привело к первому полету серийного самолета 31 марта 1993 года и вводу в эксплуатацию в апреле 1995 года. Всего до последней поставки было построено 86 самолетов Mirage 2000D. в 2001 году. [ нужна ссылка ]
Mirage 2000D отличался: [ нужна ссылка ]
- Кабина, совместимая с ПНВ, с улучшенными органами управления «руки на дросселе и ручке (HOTAS)» и частичной компоновкой «стеклянной кабины». Пилот получил второй дисплей, а пассажир на заднем сиденье получил еще два, всего три сзади.
- Модернизированная навигационная система ULISS 52P с возможностью глобальной системы позиционирования (GPS),
- Улучшенная система отслеживания местности Antilope 50.
- Обновленная система противодействия «ICMS 2» с SERVAL RWR, глушителем Chameleon и дозаторами Spirale.
Самолет Mirage 2000D-R1 с полной спецификацией мог нести такие запасы, как:
- Все основные неуправляемые боеприпасы, такие как железные бомбы, кассетные бомбы «Белуга», бомбы-разрушители взлетно-посадочной полосы «Дюрандаль», кассеты BAP 100 и BAP 120, 68-миллиметровые ракетные блоки Matra и пушечные блоки.
- Оружие с лазерным наведением, такое как AS-30L ASM или французские и американские LGB, с боеприпасами, наводимыми с помощью ATLIS II или улучшенными оптическими инфракрасными блоками наведения PDLCT и PDLCTS с высоким разрешением, прикрепленными к пилону под правым воздухозаборником. Штурман/WSO на заднем сиденье управлял лазерным наведением, в то время как пилот спереди управлял самолетом. В настоящее время рассматривается возможность перевозки капсулы Damocles следующего поколения.
- Противорадиолокационная ракета АРМАТ , хотя она используется редко.
Обновления
[ редактировать ]Mirage 2000D остается в эксплуатации с различными улучшениями, такими как MICA IR. Машина общей модернизации, получившая обозначение Mirage 2000D-R2, поставлялась с 2001 года. Вторая программа модернизации была начата в 2009 году с улучшенной поддержкой ударных функций и улучшением возможностей воздух-воздух. Это обеспечило многоцелевую способность, которая компенсировала возможный вывод из эксплуатации Mirage 2000C.
55 самолетов проходят модернизацию среднего срока службы, известную как Mirage 2000D RMV (Rénovation Mi-Vie), до 2024 года с целью сохранить их в эксплуатации до 2030 года. [12] Это включает в себя обновление авионики , установку артиллерийской установки CC422 , замену ракет Magic на MICA и интеграцию GBU-48 и GBU-50 общей стоимостью 532,5 миллиона евро. [13]
Пара Mirage 2000D RMV была отправлена в начале сентября 2021 года в Джибути для оценки их эффективности в жарких климатических условиях. Два Mirage 2000D RMV пробыли 20 дней на авиабазе 188 Джибути вместе с Escadron de Chasse et d'Expérimentation (истребительная и экспериментальная эскадрилья) 1/30 «Кот-д'Аржан». [14]
Операторы
[ редактировать ]- Французские воздушно силы космические -
Известные аварии и инциденты
[ редактировать ]1 марта 2011 года самолет Mirage 2000N разбился в регионе Крез в центральной Франции недалеко от деревни Сен-Ораду-пре-Крок во время ночного полета. Оба пилота погибли. [15]
24 мая 2011 года один Mirage 2000D разбился в 100 километрах к западу от Фараха, Афганистан. Оба члена экипажа успешно катапультировались и были восстановлены. [5]
14 января 2012 года во время совместных учений «Зеленый щит», имитирующих воздушный бой над Саудовской Аравией, французский Mirage 2000D столкнулся с саудовским F-15S. Оба самолета были уничтожены, а трое пилотов благополучно катапультировались. [16]
Вечером 9 июня 2014 года самолет Mirage 2000D французских ВВС разбился на полпути между Гао на севере Мали и столицей Нигера Ниамее из-за технической проблемы во время операции «Сервал» . Оба пилота благополучно катапультировались и были восстановлены. [17] [18]
Утром 28 сентября 2017 года самолет Mirage 2000N французских ВВС загорелся и разбился сразу после взлета из аэропорта столицы Чада Нджамены в рамках операции «Бархане» . Самолет врезался в стену аэропорта в 7:55, а затем загорелся при подготовке к взлету с взлетно-посадочной полосы по пути во Францию. Два пилота вовремя катапультировались из самолета; один был легко ранен. [19]
18 апреля 2018 года боеголовка инертной бомбы была случайно сброшена на крышу автомобильного завода в Луаретене, Ножан-сюр-Верниссон , Франция, когда пара истребителей Mirage 2000D французских ВВС пролетала над заводом по пути на учения. учения на Суиппес полигоне . Два человека получили ранения, завод был эвакуирован до тех пор, пока не было установлено, что боеголовка не опасна. [20]
9 января 2019 года, незадолго до полудня, самолет Mirage 2000D французских ВВС разбился, пролетая над горами Юра на востоке Франции. Другой самолет, находившийся в том же патруле, благополучно вернулся на авиабазу Нэнси-Очи. [21] Оба пилота погибли в результате крушения. [22]
Технические характеристики (Мираж 2000Д/Н)
[ редактировать ]Данные из [ нужна ссылка ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 14,55 м (47 футов 9 дюймов)
- Размах крыльев: 9,13 м (29 футов 11 дюймов)
- Высота: 5,15 м (16 футов 11 дюймов)
- Площадь крыла: 41 м 2 (440 кв. футов)
- Вес пустого: 7600 кг (16755 фунтов)
- Полная масса: 10 680 кг (23 545 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 17 000 кг (37 479 фунтов)
- Силовая установка: 1 турбовентиляторный двигатель SNECMA M53-P2 с форсажной камерой, тяга всухую 64 кН (14 000 фунтов силы), 95,1 кН (21 400 фунтов силы) с форсажной камерой.
Производительность
- Максимальная скорость: 1728 км/ч (1074 миль в час, 933 узла)
- Максимальная скорость: 1,4 Маха
- Боевая дальность: 1480 км (920 миль, 800 миль)
- Перегоночная дальность: 3340 км (2080 миль, 1800 морских миль)
- Практический потолок: 18 000 м (59 000 футов)
- Скорость набора высоты: 285 м/с (56 100 футов/мин)
- Нагрузка на крыло: 410 кг/м 2 (84 фунта/кв. футов)
- Тяга/вес : * Пропульсивный КПД: 0,91 (безразмерный)
Вооружение
- Узлы подвески: 4 под крылом, 4 под фюзеляжем, 1 по средней линии, с возможностью установки комбинаций:
- Ракеты:
- До 4 68-мм 18-зарядных ракетных блоков Matra SNEB на четырех подкрыльевых узлах подвески.
- Ракеты:
- Ракеты «воздух-воздух» :
- До 4 » R550 Magic ракет класса «воздух-воздух для самообороны, обычно 2 на подвесных подкрыльевых пилонах.
- До 6 MICA ракет класса «воздух-воздух» для самообороны, обычно 2 на подвесных подкрыльевых пилонах.
- Ракеты «воздух-поверхность» : – Мираж 2000Н.
- 1 × ядерная ракета средней дальности ASMP на центральном пилоне
- Ракеты «воздух-поверхность» : – Мираж 2000Д.
- 1 Apache на центральном пилоне противовзлётная крылатая ракета
- 1 × SCALP EG на центральном пилоне крылатая ракета воздушного базирования
- 2 ракеты с лазерным наведением АС-30Л на внутренних подкрыльевых пилонах
- Ракеты «воздух-воздух» :
- Бомбы:
- AASM Лазерные управляемые бомбы 125, 250, 1000 кг, ISN/GPS, IIR. Более легкие версии размещаются парами на центральной и внутренней точках подвески крыла и по одной под каждой из четырех точек подвески фюзеляжа.
- до 10 GBU-12 массой бомб с лазерным наведением 227 кг или бомб GBU-49 массой 227 кг с INS/GPS и лазерным наведением, попарно на центральных и внутренних узлах подвески крыла и по одной под каждой из четырех точек подвески фюзеляжа
- до 3 бомб с лазерным наведением ГБУ-16 массой 454 кг на центральных и внутренних узлах подвески крыла
- до 3 бомб с лазерным наведением ГБУ-10 массой 907 кг на центральных и внутренних узлах подвески крыла
- до 3 бомб с лазерным наведением ГБУ-24 массой 907 кг на центральных и внутренних узлах подвески крыла
- до 3 бомб с лазерным наведением BGL-400 массой 400 кг на центральных и внутренних узлах подвески крыла
- до 3 бомб с лазерным наведением BGL-1000 массой 1000 кг на центральных и внутренних узлах подвески крыла
- Другой:
- ATLIS II на передней правой точке подвески фюзеляжа. Блок лазерного/электронооптического наведения
- PDLCT на передней правой точке крепления фюзеляжа. Блок лазерного/электрооптического наведения
- Блок лазерного наведения Damoclès на передней правой точке подвески фюзеляжа.
- 345 галлонов, установленный на центральной линии 1 сбрасываемый бак емкостью 2 бака емкостью 375, 440 или 530 галлонов для перегоночного полета/увеличенной дальности полета/времени ожидания
- до двух 30-мм артиллерийских установок CC630 с боезапасом 600 снарядов в каждой, по одной на каждой внутренней точке подвески крыла
- Ракеты:
Авионика
- Двойная инерциальная навигационная система
- Антилопа 5 радар слежения за местностью
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Дассо Мираж 2000 и 4000» . Векторный сайт . Архивировано из оригинала 14 мая 2011 года.
- ^ «20 лет Миражу 2000D» . Дассо Авиэйшн . Архивировано из оригинала 15 марта 2011 года.
- ^ РОДЖЕР КОЭН Опубликовано: 11 декабря 1995 г. (11 декабря 1995 г.). «Французский крайний срок прошел, а от сербов-пилотов не было вестей - New York Times» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 12 мая 2016 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ↑ Министерство обороны Франции, Рафалес выполняют свою первую миссию. Архивировано 13 октября 2008 г. в Wayback Machine , февраль 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «В Афганистане разбился французский истребитель» . Новости обороны . 24 мая 2011 года. Архивировано из оригинала 30 июня 2012 года . Проверено 26 ноября 2015 г.
- ^ «Как колонна Каддафи была остановлена беспилотником США и истребителем ВВС Франции Mirage 2000 2210111» . Airrecognition.com. 22 октября 2011 г. Архивировано из оригинала 4 февраля 2013 г. . Проверено 18 мая 2012 г.
- ^ «Операция Сервал – 17 января 2013 г. Установка 3 Mirage 2000D в Бамако» . Ютуб. 19 января 2013 года. Архивировано из оригинала 10 марта 2016 года . Проверено 6 ноября 2015 г.
- ^ Канада (15 января 2013 г.). «Малийский водоворот: конфликт в Западной Африке» . Глобус и почта . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 26 августа 2017 г.
- ^ «Три французских истребителя «Мираж» дислоцированы в Иордании» . Таймс Израиля . Архивировано из оригинала 1 апреля 2017 года . Проверено 1 апреля 2017 г.
- ^ «Франция проводит масштабную атаку SCALP-EG на цели в Сирии | IHS Jane's 360» . Архивировано из оригинала 26 августа 2016 года . Проверено 25 августа 2016 г.
- ^ Томас Ньюдик (22 декабря 2015 г.). Величайший военный самолет в мире: иллюстрированная история . Amber Books Ltd., стр. 320–. ISBN 978-1-78274-277-7 .
- ^ «ВВС Франции завершают испытательную кампанию модернизированного Mirage 2000D в Джибути» . 2 августа 2021 г.
- ^ «Законопроект о финансах на 2019 год: Оборона: Оснащение сил» .
- ^ Казим, Абдул (7 сентября 2021 г.). «Испытания французского Mirage 2000D RMV в жаркую погоду в Джибути» . Военная Африка . Архивировано из оригинала 7 сентября 2021 года.
- ^ «Мираж 2000Н упал во Франции» . Airforcesreview.com. 2 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 17 ноября 2011 г. . Проверено 30 июля 2011 г.
- ^ «Авиакатастрофа ASN 14 января 2012 г. Dassault Mirage 2000D 619/188-IM» . Aviation-safety.net. Архивировано из оригинала 28 мая 2013 года . Проверено 19 мая 2012 г.
- ^ «Французский Mirage 2000D разбился в Нигере | Летайте на истребителе | Летайте на реактивном истребителе | Поездка на реактивном истребителе» . Архивировано из оригинала 6 марта 2018 года . Проверено 5 марта 2018 г.
- ^ «Печать: французский истребитель «Мираж» разбился в Нигере — Нахарнет» . Архивировано из оригинала 6 марта 2018 года . Проверено 5 марта 2018 г.
- ^ «Истребитель Mirage 2000N ВВС Франции разбился в Чаде — DefPost» . Архивировано из оригинала 6 марта 2018 года . Проверено 5 марта 2018 г.
- ^ Эскуэр, Этьен; Геру, Франсуа; Дюпюи, Кристоф. «Луаре: истребитель теряет инертные боеприпасы над ротой, двое ранены» . Франция Голубая . Франция Голубая . Проверено 25 апреля 2024 г.
- ^ «Поиск экипажа после крушения истребителя «Мираж» на востоке Франции» . Новости Би-би-си . 9 января 2019 года. Архивировано из оригинала 10 января 2019 года . Проверено 10 января 2019 г.
- ^ «Французские ВВС заявляют, что двое из пропавших истребителей мертвы» . Ассошиэйтед Пресс . 10 января 2019 года. Архивировано из оригинала 10 января 2019 года . Проверено 11 января 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Карбонель, Жан-Кристоф (2016). Секретные проекты Франции . Том. 1: Послевоенные истребители. Манчестер, Великобритания: Crecy Publishing. ISBN 978-1-91080-900-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]