Дассо/Дорнье Альфа Джет
Альфа Джет | |
---|---|
![]() | |
Альфа-джет ВВС Франции. | |
Роль | Легкий штурмовик и усовершенствованный учебно-тренировочный самолет |
Национальное происхождение | Франция/Германия |
Производитель | Dassault Aviation / Дорнье Флюгцойгверке |
Первый полет | 26 октября 1973 г. |
Введение | 4 ноября 1977 г. |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | Французские воздушно-космические силы Лучшие тузы Египетские ВВС Королевские ВВС Таиланда |
Произведено | 1973–1991 |
Количество построенных | 480 |
Dassault /Dornier Alpha Jet — легкий штурмовик и усовершенствованный учебно-тренировочный самолет, производимый совместно Dassault Aviation французской компанией Dornier Flugzeugwerke и немецкой компанией . Он был разработан специально для выполнения учебно-тренировочных и легких штурмовых задач, а также для выполнения этих задач более идеально, чем предшествовавшее ему первое поколение учебно-тренировочных самолетов. По результатам конкурса проект, представленный командой в составе Breguet Aviation , Dassault Aviation и Dornier Flugzeugwerke, первоначально обозначенный как TA501 , был выбран и впоследствии произведен как Alpha Jet.
И ВВС Франции, и ВВС Германии закупили Alpha Jet в больших количествах: первые в основном в качестве учебно-тренировочного самолета, а вторые решили использовать его в качестве легкой ударной платформы. В результате сокращения вооруженных сил после холодной войны Германия решила вывести из эксплуатации свой собственный парк самолетов Alpha Jets в 1990-х годах и перепродала многие из этих самолетов как военным, так и гражданским эксплуатантам. Alpha Jet был принят на вооружение ряда военно-воздушных сил по всему миру, а также активно использовался в боевых действиях некоторыми из этих эксплуатантов.
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]
В начале 1960-х годов европейские ВВС начали обдумывать свои потребности на ближайшие десятилетия. Одной из таких областей рассмотрения было требование нового поколения учебно-тренировочных самолетов с реактивными двигателями для замены таких самолетов, как построенный в США Lockheed T-33 Shooting Star и построенный во Франции Fouga Magister . Великобритания и Франция разработали совместную программу по разработке сверхзвукового реактивного самолета. Этот самолет должен был выпускаться в двух различных вариантах для разных целей: учебно-тренировочный и легкий штурмовик . Результатом этого сотрудничества стал SEPECAT Jaguar , который оказался отличным самолетом, но со временем его определение изменилось, и этот тип превратился в полноразмерный ударный истребитель , способный нести ядерное оружие , двухместные варианты которого использовались для оперативное преобразование в тип. Таким образом, «Ягуар» не очень подходил для выполнения общих учебных задач. [1]
Это оставило первоначальное требование невыполненным. В результате такого исхода в 1967 году Франция вступила в серию дискуссий с Западной Германией на тему перспективного сотрудничества для удовлетворения этого требования. [2] Западная Германия стремилась участвовать в таких переговорах, поскольку уже давно была заинтересована в проведении совместных учебных операций с Францией, а также стремилась укрепить позитивные политические отношения между двумя странами. [3] Франция также ценила военное сотрудничество с Западной Германией, желая разрушить предполагаемое идеологическое предпочтение Германии американским самолетам. [4]
В 1968 году по итогам этих переговоров была разработана совместная спецификация. Одним из существенных изменений в требованиях было то, что искомый учебно-тренировочный самолет теперь определялся как дозвуковой, а сверхзвуковой учебно-тренировочный самолет оказался излишним для практических требований. В июле 1969 года между Западной Германией и Францией было подписано соглашение о совместной разработке и производстве. По условиям этого соглашения две страны обязались закупить 200 самолетов, которые будут собираться внутри страны в каждой из своих стран. [5] [6]
В какой-то момент и правительство Германии, и ВВС Германии стремились перенести деятельность по подготовке пилотов из США во Францию в рамках проекта. В 1971 году от этого отказались из-за опасений враждебной реакции США и компенсационных обязательств Западной Германии перед Соединенными Штатами, что сделало такой шаг неприятным. [7] Хотя предложение о совместном франко-германском обучении было отклонено, правительство Германии почувствовало себя обязанным продолжить программу самолетов. В то время Германия не нуждалась в новом учебно-тренировочном самолете, но нуждалась в замене своего парка Fiat G.91 . штурмовиков [8]
Германия предложила построить самолет в двух различных версиях: в качестве недорогого учебно-тренировочного самолета для нужд Франции и в качестве платформы непосредственной авиационной поддержки для требований Германии. Эта позиция была принята Францией. Первоначальный спор о том, использовать ли для самолета французскую или американскую силовую установку, был урегулирован: Франция согласилась исключительно финансировать разработку французского двигателя Ларзак, а Германия согласилась принять ту же силовую установку. [9] [6]
Три группы производителей подготовили предложения в ответ на это требование. Это были Dassault, Breguet и Dornier, представившие модель «TA501», которая была разработана путем слияния концепций Breguet 126 и Dornier P.375. VFW-Fokker представила самолет VFT-291, а SNIAS/MBB - E.650 Eurotrainer. [5] Каждое из этих предложений должно было быть оснащено двумя двигателями SNECMA Turbomeca Larzac турбовентиляторными . [5] Немецкие ВВС настояли на том, чтобы учебно-тренировочный самолет имел два двигателя, поскольку они пострадали от серьезного износа самолетов из-за высокой аварийности одномоторного истребителя Lockheed F-104 Starfighter .
В производство
[ редактировать ]
23 июля 1970 года модель Breguet-Dassault-Dornier TA501 была объявлена победителем конкурса. [10] была создана объединенная группа проектировщиков В феврале 1971 года этап определения проекта был завершен, и в Сен-Клу , Париж , Франция, . В том же месяце был подписан совместный франко-германский протокол, положивший начало строительству четырех прототипов. [11] В феврале 1972 года было выдано разрешение на продолжение полной разработки. [5] [9] состоялось первое совещание по проекту В мае 1972 года в Бордо , на котором был размещен заказ на четыре прототипа. В ноябре 1972 года проект прошел первую экспертизу макета. [11] Dassault была назначена «пилотной» компанией проекта и обладала окончательными полномочиями по проектированию и управленческим решениям. Утверждается, что такой подход к управлению проектами является наиболее эффективным способом реализации программы. [12]

Два прототипа должна была быть построена компанией Dassault во Франции (Dassault тем временем выкупила Breguet), а еще два должны были быть построены компанией Dornier в Германии. В октябре 1973 года первый французский прототип совершил свой первый полет в Истре , Марсель . В январе 1974 года первый немецкий прототип совершил свой первый полет из Оберпфаффенхофена , Бавария . Остальные два прототипа находились в воздухе до конца 1974 года. [1] самолета Первый и второй прототипы использовались для исследования условий полета , третий прототип был оснащен французским учебно-тренировочным оборудованием, а четвертый - немецким оборудованием непосредственной авиационной поддержки. [11] Прототипы были оснащены комплексами записывающего и телеметрического оборудования, позволяющими получать показания приборов и другие полезные данные на земле в режиме реального времени во время испытательных полетов. [13]
Производство узлов Alpha Jet было разделено между Францией (Dassault), Германией (Dornier) и Бельгией ( SABCA ), причем каждая страна выполняла окончательную сборку и проверку этого типа на отдельных предприятиях. Dassault располагала крупнейшей из этих трех сборочных линий, обычно производившей 13 самолетов в месяц для удовлетворения потребностей французских и экспортных клиентов. Сообщается, что он был способен производить до 15 самолетов Alpha в месяц. Линия окончательной сборки Дорнье обычно обеспечивала максимальную производительность шесть самолетов в месяц. [14] В отличие от механизмов окончательной сборки, ни один из трех поставщиков не дублировал производство какого-либо компонента: Dassault-Breguet произвела переднюю и центральную части фюзеляжа, Dornier построила крыло, хвостовое оперение и заднюю часть фюзеляжа, а SABCA изготовила носовую часть и закрылки самолета. . [14] Всего в производстве Alpha Jet в Германии было занято 4500 человек, столько же во Франции также работало над программой. [15]
И Бельгия, и Египет, которые были первыми экспортными покупателями Alpha Jet, выполнили окончательную сборку своих самолетов Alpha Jet E французской конфигурации внутри страны. В сентябре 1978 года Dassault и Арабская организация индустриализации (AOI) подписали соглашение о лицензионном производстве Alpha Jet. Сборочные работы в Египте проводились на заводе в Хелуане , Египет . [16] В июле 1978 года Dassault подписала соглашение с американским производителем самолетов Lockheed о продаже Alpha Jet на рынке США. Соглашение включало положения о том, что Lockheed будет производить Alpha Jet по лицензии. Он рассматривался как кандидат на программу усовершенствованного учебно-тренировочного самолета VTXTS ВМС США, в конечном итоге победителем которого стал McDonnell Douglas T-45 Goshawk , модифицированная версия Hawker Siddeley Hawk . Предлагаемые модификации включали замену ходовой части катапульты с носовой буксировкой и более прочный тормозной крюк, а также различное авионику и другое оборудование американского производства. [16]
4 ноября 1977 года первый серийный самолет совершил свой первый полет. [14] В сентябре 1978 года начались поставки серийных самолетов Alpha Jets. [9] Четыре прототипа остались в эксплуатации в качестве летающих испытательных стендов и использовались для дальнейшей разработки этого типа, например, для оценки композитного графит-эпоксидного крыла и улучшенных версий двигателя Ларзака. [1] Прототип 01 изначально использовался специально для поддержки разработки двигателя Ларзака. [15] Благодаря разной комплектации авионики французские и немецкие самолеты Alpha Jets относительно легко отличить визуально: французские самолеты имеют закругленный нос, а немецкие - острый, заостренный нос. [1]
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]В 1980 году началась работа над версией Alpha Jet с «альтернативной непосредственной поддержкой», включающей SAGEM ULISS 81 INS, HUD Thomson-CSF VE-110, лазерный дальномер TMV630 в модифицированной носовой части и радиовысотомер TRT AHV 9. со всей авионикой, связанной через цифровую шину данных. Первоначальный полет состоялся в апреле 1982 года. Камерун получил семь самолетов, некоторые источники утверждают, что еще шесть. [ нужна ссылка ] и Египет получил 15. Как и в случае с первоначальным египетским заказом на машины MS1, Dassault предоставила четыре таких машины под обозначением MS2 , а AOI Египта собрала остальные одиннадцать из комплектов для разборки . [17]
Alpha Jet 2 , первоначально Alpha Jet NGEA ( Nouvelle Generation Appui/Ecole или «Атака/обучение нового поколения»), был предложенным развитием Alpha Jet. Он имел базовую авионику MS2, а также был совместим с усовершенствованными французскими ЗРК Matra Magic 2 и более мощными турбовентиляторными двигателями Larzac 04-C20, переоборудованными на самолеты Люфтваффе Alpha Jet A. Часть новой авионики самолета была заимствована у истребителя Dassault Mirage 2000 . [18] [19] [20] В 1982 году утверждалось, что Alpha Jet NGEA был «единственным существующим самолетом в своей категории с полностью интегрированной цифровой системой навигации и нападения». [21] Хотя никаких новых самолетов этого варианта не производилось, существующие египетские самолеты Alpha Jets, как сообщается, были модернизированы до аналогичного стандарта. [17] Был запущен единственный прототип, предположительно модификация одного из оригинальных прототипов Alpha Jet. В сентябре 1982 года этот самолет впервые появился публично на авиашоу в Фарнборо . [21]

Другим предложенным вариантом была система повышения квалификации Alpha Jet 3 , получившая в какой-то момент название «Лансье». Это предложение предназначалось для выполнения всепогодных штурмовых операций, а также для выполнения противокорабельных и противовертолетных задач . [17] [20] Оснащенный многими из тех же систем, что и Alpha Jet 2 , он должен был быть оснащен двумя многофункциональными дисплеями в кабине (MFD) и потенциально нести радар AGAVE или Anemone, передний инфракрасный тепловизор (FLIR), лазерную систему наведения и современный комплекс противодействия. [17] Был произведен полет прототипа, который, по-видимому, опять-таки является модернизацией оригинального прототипа Alpha Jet.
В июне 1985 года компания Dornier объявила, что изучает собственную программу модернизации Alpha Jet третьего поколения, независимую от Dassault. Эта предлагаемая модернизация включала существенные обновления авионики и изменения человеко-машинного интерфейса , такие как добавление нескольких проекционных дисплеев (HUD), позволяющих инструкторам видеть то, что просматривают студенты, с целью большего соответствия сложным требованиям современных технологий. и надвигающийся истребитель. Дорнье счел, что планер Alpha Jet без модификаций пригоден для будущих потребностей рынка. [22]
В сентябре 1988 года компания Dassault сообщила, что предложила морской вариант Alpha Jet в качестве палубного учебно-тренировочного самолета для французской военно-морской авиации для замены их Fouga CM.175 Zéphyr и Dassault Étendard IV . флотов [17] Обозначенный как Alpha Jet Maritime 3 , он рекламировался как полностью морской и оснащенный авионикой, предназначенной для системы повышения квалификации Alpha Jet 3, чтобы обеспечить ее совместимость с будущим палубным истребителем следующего поколения. Модификации авианосца включали добавление тормозного крюка , а также усиленное шасси и ходовую часть. [17]
Дизайн
[ редактировать ]
Alpha Jet — легкий двухмоторный самолет, оснащенный намеренно простым планером, несмотря на его характеристики. И передние кромки , и воздухозаборники неподвижны; при этом аэродинамическая форма самолета, разработанная с помощью системы автоматизированного проектирования (САПР), соответствует правилу площадей . [13] Используются органы управления с полным приводом, включающие двойную гидравлическую систему и динамическую систему с ограниченным коэффициентом нагрузки, прикрепленную к обычным поверхностям управления полетом . [13] Кабина герметизирована для большего комфорта во время тренировок. Alpha Jet рассчитан на десятиминутный разворот с минимальным наземным оборудованием, используя такие функции, как одноточечная дозаправка под давлением, вход / выход из кабины без лестницы и десятичасовой срок службы системы жидкого кислорода . [13]
Alpha Jet был разработан для выполнения самых разных задач. Основные пользователи этого типа, Германия и Франция, использовали свои Alpha Jets в различных качестве: немецкие в качестве штурмовой платформы, а французские в качестве учебно-тренировочных самолетов . [15] Помимо выполнения разных функций, парки самолетов Alpha Jet во Франции и Германии заметно различались по своим характеристикам и оборудованию. Немецкие самолеты были оснащены более развитой системой прицеливания вооружения, другой топливной системой, демпфером рыскания , другими тормозами , управлением носовым колесом, тормозным крюком и катапультными сиденьями Stencel вместо Martin-Baker . [15] Большая часть специализированного оборудования, используемого в штурмовом варианте Alpha Jet, была предоставлена немецкими фирмами. [23] Помимо функций наземной атаки, Люфтваффе использовало Alpha Jet в качестве средств электронного противодействия (ECM) и воздушной разведки ; для последней цели на левом узле подвески можно было установить разведывательную капсулу . [15] [11]
Alpha Jet оснащен парой двигателей SNECMA Turbomeca Larzac турбовентиляторных . Это двухзолотниковый двигатель с низкой степенью двухконтурности, в котором используются методы модульной конструкции. [24] В то время Larzac был новым двигателем, первый запуск которого состоялся только за год до того, как его выбрали для установки на Alpha Jet. Потребность в большей тяге для питания самолета, чем могла создать исходная модель двигателя, привела к разработке и принятию на вооружение Larzac 04 массой 2970 фунтов в феврале 1972 года. Эта версия двигателя первоначально приводила в действие Alpha Jet. [24]
Германия была заинтересована в оснащении этого типа двигателем General Electric J85 , но Франция возражала против использования американского двигателя, что привело бы к экспортным ограничениям США на весь самолет, и согласилась взять на себя расходы на разработку французского Ларзака. [9] В 1980-е годы была разработана модернизированная модель двигателя Ларзака, увеличившая тягу на 10 процентов. [25]
Авионика оригинальной версии Alpha Jet имела строгий характер, отчасти для того, чтобы сделать его простым и легко экспортируемым самолетом. [12] В базовом типе отсутствовали такие функции, как автопилот , инерциальная навигация или радар . [12] Более поздние программы модернизации обычно были сосредоточены на добавлении стеклянной кабины и других систем авионики. Альфа-джеты Люфтваффе были оснащены дополнительной авионикой для атак, такой как доплеровский радар и дополнительные узлы подвески . [15] В 1970-х годах Дорнье утверждал, что Alpha Jet превосходил самолеты, используемые как McDonnell Douglas F-4 Phantom II , LTV A-7 Corsair II и Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II , в роли непосредственной авиационной поддержки . Фирмы заявили, что Alpha Jet меньше, быстрее, менее уязвим, более маневрен, дешевле и имеет более высокие летно-технические характеристики, чем А-10. [15]
Alpha Jet был более сложным, чем конкурирующий учебно-тренировочный самолет второго поколения, и на каждый полетный час требовалось семь человеко-часов обслуживания. [14] Около 5000 фунтов боеприпасов и оборудования можно разместить на пяти точках подвески: четырех на крыльях и одной по центральной линии в нижней части фюзеляжа. [14] В вооруженной конфигурации артиллерийская установка , содержащая 30-мм пушку DEFA , установленную на французских самолетах, или 27-мм Mauser BK-27 пушку , установленную на немецких самолетах, обычно устанавливается на центральной опорной точке. [14]
Операционная история
[ редактировать ]Франция
[ редактировать ]
Французские ВВС решили использовать Alpha Jet в первую очередь в качестве учебно-тренировочного самолета. [5] 4 ноября 1977 года первый серийный самолет Alpha Jet, предназначенный для использования во Франции, совершил свой первый полет. [26] Французский вариант был известен как Alpha Jet E («E» означает Ecole , по-французски «Школа») или Alpha Jet Advanced Trainer/Light Attack . Первые поставки во Францию для эксплуатационных испытаний состоялись в 1978 году, в результате чего этот тип был введен в эксплуатацию в мае 1979 года. Alpha Jet E быстро заменил Canadair T-33 и Fouga Magister в роли учебно-тренировочных самолетов, а также Dassault. Mystère IV A для обучения обращению с оружием. [26] [27] [16]

Patrouille de France , авиационная демонстрационная группа ВВС Франции, летает на самолете Alpha Jet. [26] [27] Всего до 1985 года было поставлено 176 серийных машин Alpha Jet E вместо запланированных 200. Несмотря на то, что это был отличный самолет, у командиров боевых частей французских ВВС была одна претензия к Alpha Jet: это был очень щадящий самолет, что приводило к более длительной и крутой кривой обучения при назначении на управление боевыми самолетами, которые не были такими снисходительными. [28]
В начале 1990-х годов французские ВВС исследовали программу Alpha Jet 3 , которая включала установку полностью цифровой кабины, модернизированного комплекса связи, а также полной системы навигации, атаки и обучения сенсоров. В конечном итоге от него отказались как от слишком дорогого. [29] В 1998 году министерство обороны Франции рассмотрело перспективные обновления кабины Alpha Jet, такие как установка нового проекционного дисплея (HUD) и многофункциональных дисплеев. [29]
В июне 2003 года Dassault объявила о своих планах по модернизации Alpha Jet, чтобы потенциально удовлетворить потребности ВВС Франции в долгосрочной подготовке. Эта модернизация была аналогична той, которая была выполнена для парка самолетов Alpha Jet ВВС Бельгии, включая установку стеклянной кабины , повышающую совместимость кабины с самолетами фронтовой авиации, такими как Dassault Rafale и Dassault Mirage 2000 , а также капитальный ремонт конструкции. [30]
Сообщается, что в сентябре 2014 года Главное управление вооружений (DGA) и представители ВВС Франции изучали возможность использования Alenia Aermacchi M-346 Master в качестве замены Alpha Jet. Аления Аэрмакки заявила, что Франция заинтересована в закупке 35 М-346 в этом качестве. [31] В апреле 2015 года DGA опубликовало первоначальный предварительный запрос на замену учебно-тренировочного самолета. Сообщается, что вероятными кандидатами на это требование являются M-346 Master, Aero L-39 Albatros , Beechcraft T-6 Texan II и Pilatus PC-21 . [32] PC-21 был представлен в 2018 году. [33] [34]
Германия
[ редактировать ]
Люфтваффе Беже решило использовать Alpha Jet в основном в роли легких ударных самолетов, предпочитая продолжать летную подготовку на юго-западе Соединенных Штатов на американских учебно-тренировочных самолетах вместо проведения тренировок в Германии, хотя Германия также использовала Alpha Jets, базирующиеся в , Португалия, для обучения обращению с оружием. . [35] 12 апреля 1978 года первый серийный немецкий самолет Alpha Jet совершил свой первый полет, поставки начались в марте 1979 года. Он получил обозначение Alpha Jet A («А» означает Appui Tactique или «Тактическая поддержка») или Alpha Jet Close Support вариант . . [26] До 1983 года Люфтваффе получило в общей сложности 175 самолетов, этот тип использовался для замены парка Fiat G91R/3 . [1] [16]
В 1985 году Германия начала комплексную программу модернизации, известную как программа повышения боевой эффективности (ICE), своего парка самолетов Alpha Jet; Эти модернизации должны были включать установку шины данных Mil Spec 1553B , новых датчиков, интегрированных с системами навигации / нападения, модернизированного комплекса электронного противодействия, мер по минимизации радиолокационных и инфракрасных сигнатур самолета, мер защиты вокруг топливной системы и нового вооружения, такого как как AGM-65 Maverick . [36] [37] В 1988 году было объявлено об отмене программы ICE. [17] Вместо этого была продолжена более строгая программа модернизации, которая включала в себя и навигационного компьютера AIM-9L Sidewinder модернизацию ракеты класса «воздух-воздух» , а также несколько незначительных усовершенствований планера и оборудования, таких как добавление сбрасываемой артиллерийской установки . [20]
В 1992 году Люфтваффе начали постепенно отказываться от своих самолетов Alpha Jet A, зарезервировав 45 самолетов для начальной подготовки истребителей. В 1993 году в Португалию было передано в общей сложности 50 машин для замены парков Northrop T-38 Talon и Fiat G.91 , причем пять из них использовались в качестве запасных частей. [38] Остальные самолеты Alpha Jet Люфтваффе были постепенно сняты с производства, последний раз они выбыли из эксплуатации в 1998 году, и клиенты стали искать их для покупки. [39] [40] В октябре 1995 года немецкие военные предложили Польше 42 самолета Alpha Jet за 143 миллиона злотых. [41] В 1999 году Таиланду было продано 25 самолетов Alpha Jet по цене 1 миллион бат (27 000 долларов США) каждый, заменив североамериканский OV-10 Bronco в роли пограничного патруля; [42] в то время как Британское агентство оборонной оценки и исследований получило 12 самолетов-преследователей и платформ для летных испытаний из-за нехватки доступных самолетов BAE Systems Hawk для этой роли. [43]
Германия стремилась как можно скорее продать вышедшие из эксплуатации самолеты Alpha Jet, поскольку, по сообщениям, их ежемесячное хранение стоило около 100 000 немецких марок (55 000 долларов США). [42] Fairchild-Dornier получила контракт на сумму 43 миллиона долларов США на ремонт ряда самолетов и оказание поддержки конечным пользователям. Судя по всему, еще 32 корабля, включая два запасных, были проданы Объединенным Арабским Эмиратам , хотя подробности неясны. [44] Некоторые из них были также проданы частным владельцам, например, те, что использовались австрийской демонстрационной группой Flying Bulls , которая летает на ряде классических самолетов. [45]
Нигерия
[ редактировать ]
В 1990 году четыре самолета «Альфа» ВВС Нигерии были развернуты для поддержки сил Группы наблюдателей Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОМОГ), дислоцированных в Либерии , которые участвовали в боевых действиях с Национально-патриотическим фронтом Либерии (НПФЛ) после международного вмешательство в гражданскую войну в Либерии . В серии ударов эти самолеты нацелились и нанесли успешные атаки на штаб Чарльза Тейлора , конвои и корабли повстанцев, а также огневые точки в международном аэропорту Робертс ; оценила, что результаты их вмешательства The New York Times дали силам ЭКОМОГ решающее преимущество в огневой мощи. [46] [47]
В 1992 году шесть нигерийских самолетов «Альфа» были переданы непосредственно под командование ЭКОМОГ и использовались против НОФ в обширной кампании воздушных ударов, миссий по перехвату дорог, вылетов против кораблей и ночных рейдов (задача, которой «Альфа-Джет» обычно не был оснащен) выступать). Их даже использовали для того, чтобы перекрыть доступ к ключевым мостам, чтобы дать наземным силам ЭКОМОГ время захватить их, прежде чем они будут саботированы. Всего Alpha Jets совершила около 3000 боевых вылетов в поддержку ЭКОМОГ, не понеся потерь, но понеся определенный урон от зенитной артиллерии. [46] [48]
В 2013 году Нигерия начала предпринимать шаги по возвращению своего парка самолетов Alpha Jet в строй, модернизировав 13 из первоначальных 24 до работоспособного состояния из-за острой необходимости в ударных самолетах для участия в миссиях воздушной поддержки противоповстанческих операций против Боко Харам . [49] В марте 2016 года нигерийский производитель автомобилей Innoson Vehicle Manufacturing (IVM) подписал соглашение о поставках с ВВС Нигерии на производство комплектующих и различных запасных частей для Alpha Jet. [50] [51] В 2015 году Нигерия заказала у США еще четыре самолета; эти самолеты были демилитаризованы и подготовлены к гражданским операциям, однако, как сообщается, к началу 2016 года Нигерия вернула два из них в неустановленную вооруженную конфигурацию. [52] [53] [54]
Восстановленные силы Alpha Jet регулярно использовались в боевом воздушном патрулировании и на протяжении ряда лет наносили многочисленные воздушные удары по боевикам «Боко Харам». В сентябре 2014 года несколько самолетов Alpha Jets провели большое количество бомбардировок с воздуха над и вокруг района Бамы , штат Борно , во время борьбы за возвращение города после вывода дружественных наземных войск. [55] В начале октября 2014 года «Боко Харам» опубликовала видео, на котором обезглавлен человек, который, как они утверждали, был захваченным в плен пилотом ВВС Нигерии сбитого самолета «Альфа». [56] Сообщается, что в марте 2016 года в результате атак, совершенных нигерийскими самолетами «Альфа Джетс», боевики «Боко Харам» были вытеснены из леса Самбиса в штате Борно . [57]
31 марта 2021 года самолет «Альфа» ВВС Нигерии (NAF475) пропал без вести недалеко от штата Борно на северо-востоке Нигерии при осуществлении воздушной поддержки нигерийских войск, сражающихся против «Боко Харам», оба пилота пропали без вести. [58] предположительно мертв. Было опубликовано видео, на котором утверждается, что показан сбитый самолет, однако видео, очевидно, было сфальсифицировано, включая предыдущие кадры из Сирии. ВВС Нигерии объяснили катастрофу несчастным случаем и ожидают дальнейшего расследования. [59] Однако на видео видны боевики Боко Харам на месте крушения и останки пилотов. [60] [61]
18 июля 2021 года в редком случае, когда преступной организацией был сбит военный самолет, самолет «Альфа» был сбит после проведения миссии по пресечению преступных группировок на границе штатов Замфара и Кадуна. [62] Военные обвинили в сбитии интенсивный огонь со стороны вооруженных банд. Пилот катапультировался и вернулся на армейскую базу, уклонившись от захвата. [63] [64] [65]
Бельгия
[ редактировать ]
13 сентября 1973 года министр обороны Бельгии объявил, что заказано 33 самолета Alpha Jet двумя партиями по 16 и 17 самолетов. [11] Этим самолетам было присвоено обозначение Alpha Jet 1B , сборку осуществляла бельгийская авиастроительная компания SABCA . Поставки осуществлялись в период с 1978 по 1980 год. [16] Сообщается, что к апрелю 1981 года бельгийские ВВС налетали 10 000 часов на своих 33 самолетах «Альфа» во время учебных операций. [66] Появление Alpha Jet привело к выводу из эксплуатации бельгийского парка самолетов Fouga CM.170 Magister ; изменения в программе обучения включали принятие новой дисциплины «комбинированный полет» , а также более широкое использование авиационных тренажеров . [66]
В конце 1990-х и 2000-х годах SABCA провела ряд модернизаций бельгийского самолета до конфигурации Alpha Jet 1B+ ; Внесенные улучшения включали добавление лазерно-гироскопической инерциальной навигационной системы, приемника GPS , HUD в передней кабине и повторителя HUD в задней части, видеомагнитофона и других более мелких улучшений. [67] В 2000 году первый Alpha Jet 1B+ был повторно передан ВВС Бельгии.
В 2019 году производство Alpha Jet было прекращено. В следующем году 25 планеров и несколько запасных частей были проданы канадской компании Top Aces , которая обеспечивает боевую подготовку противника в воздухе. Компания Top Aces приобрела 25 самолетов Alpha Jets ВВС Бельгии
Египет
[ редактировать ]17 сентября 1978 года Dassault и Арабская организация индустриализации (AOI) подписали соглашение о лицензионном производстве Alpha Jet; В то время планировалось, что до 160 самолетов Alpha Jet будут производиться внутри страны в Хелуане , Египет . [16] Вскоре после этого Египет разместил первоначальный заказ на 30 самолетов, получивших обозначение Alpha Jet MS1 , которые имели стандартную учебно-тренировочную конфигурацию. Четыре комплектных самолета были поставлены напрямую с завода Dassault во Франции, а остальные 26 самолетов были собраны внутри страны в Египте с использованием комплектов для разборки компании AOI. [68]
В начале 1980-х годов были заказаны еще 15 самолетов, получивших обозначение Alpha Jet MS2 . Alpha Jet MS2 имел большое сходство с предложенным Dassault Alpha Jet NGEA и отличался построенной Sagem системой навигации и нападения Uliss 81, Thomson-CSF и HUD производства лазерным дальномером , а также цифровой мультиплексной шиной данных . [68] Самолеты «Альфа» египетских ВВС базировались на авиабазе Ас-Салахия в 308-м тактическом крыле (непосредственной авиационной поддержки) в составе 57-й и 58-й эскадрилий. В 2015 году 308-е тактическое крыло CAS вместе с обеими эскадрильями перебралось на авиабазу Эль-Мансура для обучения наземным атакам. ВВС Египта использовали парк самолетов Alpha Jet MS1 для замены Aero L-29 Delfin и МиГ-15 Микояна-Гуревича в учебно-тренировочных целях, а построенный позже стандартный самолет MS2 служил для замены МиГ-17 Микояна-Гуревича в учебно-тренировочных самолетах. роль штурмовика. [68] Сообщается, что в феврале 2000 года Египет стремился заменить свой парк самолетов Alpha Jet и рассматривал несколько вариантов, включая BAE Systems Hawk . [69]
Гражданская служба
[ редактировать ]
Швейцарская фирма RUAG Aviation предлагает полную поддержку Alpha Jet в сотрудничестве с Dassault Aviation; Предоставляемые услуги включают повторный ввод в эксплуатацию, обслуживание, проверки, работы по интеграции обновлений системы, а также техническую и логистическую поддержку. [70] Abbatare Inc. из Арлингтона, штат Вашингтон , под названием «Alpha Jets USA» импортировала несколько самолетов Alpha Jets в Соединенные Штаты. Фирма модифицирует и продает отдельные самолеты на гражданском рынке. [71]
Канадский авиационный специалист Top Aces использует парк самолетов Douglas A-4 Skyhawks и Alpha Jets в качестве самолетов противника в учениях по воздушным боям; они часто эксплуатируются по контракту для различных военных заказчиков. [72] Несколько групп гражданских авиашоу закупили самолеты Alpha Jets, например, группы Flying Bulls и Mustang High Flight Aerobatics . [45] [73] H211, частная компания, которая управляет самолетами, принадлежащими и арендованными Google руководителями Ларри Пейджем , Сергеем Брином и Эриком Шмидтом , управляет единственным самолетом Alpha Jet, базирующимся в в НАСА Исследовательском центре Эймса Маунтин-Вью, Калифорния. Сообщается, что он оснащен научным оборудованием и используется в исследовательских целях. [74] [75]
Начиная с третьего квартала 2017 года, компании Air Relations Australia и Discovery Air предоставят три самолета Alpha Jet Силам обороны Австралии для обучения диспетчеров атак австралийской армии и противонадводных тренировок (имитирующих ракеты морского плавания) для Королевского военно-морского флота Австралии . Они будут базироваться на базе RAAF в Уильямтауне . [76]
Другие
[ редактировать ]
Ожидались значительные зарубежные продажи Alpha Jet, причем этот тип стал доступен раньше, чем его главный конкурент, британский BAE Systems Hawk . Эти два типа, будучи относительно схожими по функциям и спецификациям, в конечном итоге конкурировали за многие из одних и тех же контрактов. Это соревнование привело к тому, что авиационный комментатор заявил о двух самолетах:
Чего Европе следует избегать, так это расточительной конкуренции, в которой Hawker Siddeley Hawk и Dassault-Breguet/Dornier Alpha Jet сражаются друг с другом на мировом рынке.
- Джон В. Р. Тейлор, Jane's All the World's Aircraft, 1975–1976 гг. [77]
Несколько других стран также получили Alpha Jet E, в том числе Кот-д'Ивуар (семь самолетов), Марокко (24), Нигерия (24), Катар (шесть) и Того (пять). Все эти машины были французского производства, за исключением 24 нигерийских самолетов немецкого производства.
В период с 1979 по 1981 год Королевские ВВС Марокко получили 24 самолета «Альфа», которые были организованы в учебную эскадрилью и эскадрилью COIN , базирующиеся в Мекнесе . Альфа-джеты использовались в ударных операциях против Фронта ПОЛИСАРИО во время войны в Западной Сахаре , один из них был сбит в декабре 1985 года. [78]
Варианты
[ редактировать ]
- Alpha Jet A : атакующая версия, первоначально использовавшаяся в Германии.
- Alpha Jet E : Тренировочная версия, первоначально использовавшаяся во Франции и Бельгии.
- Alpha Jet 2 : разработка Alpha Jet E, оптимизированная для наземных атак. Первоначально эта версия называлась Alpha Jet NGAE ( Nouvelle Generation Appui/Ecole или «Атака/обучение нового поколения»).
- Alpha Jet MS1 : версия с возможностью закрытой поддержки, собранная в Египте.
- Alpha Jet MS2 : улучшенная версия с новой авионикой, модернизированным двигателем, ракетами Magic Air-to-Air и стеклянной кабиной Lancier .
- Alpha Jet ATS (система расширенного обучения): версия, оснащенная многофункциональными органами управления и стеклянной кабиной, которая будет обучать пилотов использованию навигационных и атакующих систем истребителей последнего и будущего поколений. Эту версию также называли Alpha Jet 3 или Lancier .
- Alpha Jet Al-Ghait : единственный марокканский Alpha Jet E, модифицированный Sperry / Honeywell Primus 300SL метеолокатором ; известный как Аль-Гайт ( «Дождь »). [79] AN/ALE-40 и дозатор соломы , модифицированный для засева облаков . [80]
Операторы
[ редактировать ]
- ВВС Камеруна (Alpha Jet MS2) - 27 (12 находятся на вооружении)
- Лучшие асы - 30 Alpha Jet A (бывшие Luftwaffe и Qinetic Aircraft), базирующиеся в Монреале. 19 из них действуют в качестве средств воздушно-десантной подготовки по контракту с канадскими вооруженными силами и Бундесвером. В том числе использование в качестве платформы радиоэлектронной борьбы в сотрудничестве с Engility и 414 Squadron . [81] Также 25 самолетов Alpha Jet E приобретены в Бельгии. [82]
- ВВС Египта (Alpha Jet MS2 и E) - 14 MS2 и 40 E (MS1), все модернизированы до (MS2)
- Французские воздушно-космические силы (Alpha Jet E) - 45 в 2024 году.
- Королевские ВВС Марокко (Alpha Jet E) - 24
- ВВС Нигерии (Alpha Jet E) - приобретено 24. 4 модернизированы в 2011 году, еще 9 возобновлены. 11 в эксплуатации.


- ВВС Катара (Alpha Jet E) - шесть
- Королевские ВВС Таиланда (19 Alpha Jet A - бывший Люфтваффе ) самолет

- ВВС Того - 5 (Alpha Jet E)
Бывшие операторы
[ редактировать ]- Авиация / Лучшие асы - 3 (бывший Люфтваффе Альфа-Джет А), предоставленные Top Aces. Работает в поддержку обучения Сил обороны Австралии. [81]
- Belgian Air Component (Alpha Jet E) - 33 приобретены в 1978 году, сняты с производства в 2019 году. Последние оставшиеся 25 проданы Top Aces.
- ВВС Германии - 93 (Альфа Джет А)
- ВВС Кот-д'Ивуара - 7 (Alpha Jet E)
- ВВС Португалии - 50 (Alpha Jet A, бывший Люфтваффе ) приобретены в 1993 году. Выведены из эксплуатации 13 января 2018 года. самолет [83] [84] [85]
- QinetiQ - (Alpha Jet A) 12 бывших самолетов Люфтваффе - списаны 31 января 2018 г. [86] Из этих 12 летали только 6. Весь автопарк продан Top Aces
- По меньшей мере 5 находятся на вооружении Национальной гвардии ВВС Канзаса . [ нужна ссылка ]
Технические характеристики (версия с закрытой поддержкой)
[ редактировать ]
Внешний образ | |
---|---|
Dassault/Dornier Alpha Jet в разрезе | |
![]() |
Данные Jane's All The World's Aircraft, 1982-83 гг., [87] и Flight International [13]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 13,23 м (43 фута 5 дюймов)
- Размах крыльев: 9,11 м (29 футов 11 дюймов)
- Высота: 4,19 м (13 футов 9 дюймов)
- Площадь крыла: 17,5 м 2 (188 кв. футов)
- Соотношение сторон : 4,8
- Вес пустого: 3515 кг (7749 фунтов)
- Полная масса: 5000 кг (11023 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 7500 кг (16535 фунтов)
- Запас топлива: 1520 кг (3351 фунт) [88]
- Силовая установка: 2 SNECMA Turbomeca Larzac 04-C5 с тягой 13,24 кН (2980 фунтов силы) каждый. турбовентиляторных двигателя
Производительность
- Максимальная скорость: 1000 км/ч (620 миль в час, 540 узлов) на уровне моря. [89]
- Скорость сваливания: 167 км/ч (104 миль/ч, 90 узлов) (закрылки и шасси опущены)
- 216 км / ч (134 миль в час; 117 узлов) (закрылки и шасси подняты)
- Боевая дальность: 610 км (380 миль, 330 миль) по профилю «ло-ло-ло», артиллерийская установка, подкрыльевое вооружение и два подвесных бака.
- 1095 км (680 миль; 591 миль) профиль «хай-лоу-хай», артиллерийская установка, подкрыльевое вооружение и два подвесных бака
- Перегоночная дальность: 2940 км (1830 миль, 1590 морских миль) с 2 сбрасываемыми баками по 310 л (82 галлона США; 68 имп галлонов)
- Автономность: (только внутреннее топливо) 2 часа 30 минут на малой высоте; 3 часа 30 минут на большой высоте
- Практический потолок: 14 630 м (48 000 футов)
- Пределы g: +12/-6,4 (предельные)
- Скорость набора высоты: 57 м/с (11 200 футов/мин) макс. [90]
- Время набора высоты: 9145 м (30 000 футов) менее чем за 7 минут.
- Посадочная скорость: 170 км/ч (110 миль в час; 92 узла)
- Разбег: 410 м (1350 футов)
- Посадочная длина: 610 м (2000 футов)
Вооружение
- Орудия: одна 27-мм Mauser BK-27 пушка в центральной артиллерийской упаковке со 150 снарядами или одна 30-мм пушка DEFA в центральной гондоле со 150 снарядами.
- Узлы подвески: 5 грузоподъемностью 2500 кг (5512 фунтов), с приспособлениями для перевозки комбинаций:
- Ракеты: две ракетные блоки «Матра» с восемнадцатью 68-мм ракетами СНЭБ каждая или две ракетные блоки CRV7 с девятнадцатью 70-мм ракетами каждая.
- Ракеты: две AIM-9 Sidewinders ; две Matra Magic II ; два AGM-65 Mavericks
- Бомбы: разнообразные бомбы (например, Hunting BL755 кассетная бомба ).
- Прочее: 310 л (82 галлона США; 68 имп галлонов). два сбрасываемых бака емкостью
См. также
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() | |
![]() |
Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Аэрмакки S-211
- Аэро Л-39 Альбатрос
- БАЕ Хок
- ДОМ С-101
- И-99
- Хунду JL-8
- Кавасаки Т-4
- Митсубиси Т-2
- ПЗЛ И-22 Ирида
- Соко G-4 Супер Чайка
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Альфа Джет». Архивировано 15 мая 2012 г. в Wayback Machine Dassault. Проверено: 30 декабря 2012 г.
- ^ Коч 1995, с. 112.
- ^ Коч 1995, стр. 112-113.
- ^ Коч 1995, с. 113.
- ^ Jump up to: а б с д и Брейбрук 1984, с. 270.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 1974, с. 264.
- ^ Коч 1995, стр. 112-114.
- ^ Коч 1995, стр. 113-114.
- ^ Jump up to: а б с д Коч 1995, с. 114.
- ^ Ламберт 1974, стр. 264-265.
- ^ Jump up to: а б с д и Ламберт 1974, с. 265.
- ^ Jump up to: а б с Коч 1995, с. 115.
- ^ Jump up to: а б с д и Ламберт 1974, с. 266.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Дассо-Бреге/Дорнье Альфа Джет». Архивировано 3 августа 2016 г. в Wayback Machine Flight International , 8 ноября 1978 г., с. 1882.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Альфа Джет». Архивировано 3 августа 2016 г. в Wayback Machine Flight International , 1 мая 1976 г., с. 1148.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Альфа Джет». Архивировано 3 августа 2016 г. в Wayback Machine Flight International , 4 ноября 1978 г. с. 1649.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Дассо-Бреге Дорнье Альфа Джет». Архивировано 3 августа 2016 г. в Wayback Machine Flight International , 19 августа 1989 г., с. 38.
- ^ «Тренажерно-штурмовой самолет нового поколения Alpha Jet прошел летные испытания». Архивировано 3 августа 2016 г. в Wayback Machine Flight International , 24 апреля 1982 г., с. 1033.
- ^ "Воинственные самолеты". Архивировано 3 августа 2016 г. в Wayback Machine Flight International , 2 июля 1983 г. с. 27.
- ^ Jump up to: а б с «Дассо-Бреге Дорнье Альфа Джет». Архивировано 3 августа 2016 г. в Wayback Machine Flight International , 13 августа 1988 г., с. 36.
- ^ Jump up to: а б «Первое публичное появление Alpha Jet нового поколения». Архивировано 30 ноября 2016 г. в Wayback Machine Flight International , 4 сентября 1982 г., с. 657.
- ^ "Показан новый Альфа-Джет". Архивировано 3 августа 2016 г. в Wayback Machine Flight International , 22 июня 1985 г. с. 9.
- ^ Ламберт 1974, стр. 266, 277.
- ^ Jump up to: а б Фултон, Кен. «Мощь для Альфа Джета». Архивировано 3 августа 2016 г. в Wayback Machine Flight International , 8 февраля 1974 г. с. 268.
- ^ «Разрабатывается новый двигатель для Alpha Jet». Aviation Week & Space Technology , McGraw-Hill, 1982. Том 116, выпуски 22–26, стр. 115.
- ^ Jump up to: а б с д Тейлор 1982, с. 105.
- ^ Jump up to: а б Брейбрук 1984, стр. 275–276.
- ↑ «ОСЕНЬ Савойи» Кристоф Гаштых, Ежемесячник ВВС , март 2013 г., стр. 40-45.
- ^ Jump up to: а б «Франция изучает продление жизни самолетов Alpha Jet». Архивировано 3 августа 2016 г. в Wayback Machine Flight International , 21 октября 1998 г.
- ^ «Впереди обновление Alpha Jet». Архивировано 3 августа 2016 г. на сайте Wayback Machine Flight International , 17 июня 2003 г.
- ^ Перри, Доминик. «Франция рассмотрит М-345 как возможную замену Alpha Jet». Архивировано 3 августа 2016 г. на сайте Wayback Machine Flight International , 11 сентября 2014 г.
- ^ Перри, Доминик. «ПАРИЖ: Франция планирует замену Alpha Jet». Архивировано 3 августа 2016 г. на сайте Wayback Machine Flight International , 16 июня 2015 г.
- ^ «Франция ускоряет поставки PC-21» . 20 сентября 2018 года. Архивировано из оригинала 7 ноября 2017 года . Проверено 3 ноября 2017 г.
- ^ «ПРЕЗАКАЗАН ПЕРВЫЙ PILATUS PC-21 ДЛЯ ВВС ФРАНЦИИ» . Архивировано из оригинала 7 ноября 2017 года . Проверено 3 ноября 2017 г.
- ^ Брейбрук 1984, стр. 270, 276.
- ^ "Люфтваффе обрисовывает в общих чертах обновление Alpha Jet". Архивировано 3 августа 2016 г. в Wayback Machine Flight International , 27 апреля 1985 г. с. 8.
- ^ "Дассо-Бреге Дорнье Альфа Джет". Архивировано 3 августа 2016 г. в Wayback Machine Flight International , 1 августа 1987 г., с. 27.
- ^ Сейгер 1994, стр. 128–129.
- ^ Барри, Дуглас. «Германия близка к сделке с Alpha Jet». Архивировано 3 августа 2016 г. в Wayback Machine Flight International , 7 апреля 1992 г., с. 17.
- ^ "Дассо-Бреге Дорнье Альфа Джет". Архивировано 3 августа 2016 г. в Wayback Machine Flight International , 19 июля 1994 г. с. 40.
- ^ Михта 2016, стр. 70-71.
- ^ Jump up to: а б «Таиланд хочет F-16 и сокращает план Alpha Jet». Архивировано 3 августа 2016 г. в Wayback Machine Flight International , 11 августа 1999 г.
- ^ «Великобритания покупает бывшие немецкие ВВС Alpha Jets». Архивировано 3 августа 2016 г. на сайте Wayback Machine Flight International , 18 августа 1999 г.
- ^ «ОАЭ завершают покупку Alpha Jet». Архивировано 3 августа 2016 г. на сайте Wayback Machine Flight International , 24 ноября 1999 г.
- ^ Jump up to: а б «Альфа Джет». Архивировано 11 июня 2016 г. в Wayback Machine The Flying Bulls , дата обращения: 30 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Воздушные операции ЭКОМОГ во время гражданской войны в Либерии. Официальный обзор ранних этапов; 1000 самолето-пролетов, совершенных в октябре 1992 г. - июле 1993 г.» . Журнал оборонных исследований (специальный выпуск ЭКОМОГ). 1996. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 1 января 2016 г.
- ^ «Ведение войны ради сохранения мира: вмешательство ЭКОМОГ и права человека». Архивировано 21 июня 2016 г. в Wayback Machine Human Rights Watch , июнь 1993 г. Том 5, выпуск № 6.
- ^ Адебахо 2002, с. 82.
- ^ «Фотокинохроника: ВВС Нигерии возвращают на вооружение 9 самолетов «Альфа» и С130 «Геркулес» . Блог Бигигла . 30 ноября 2013 года. Архивировано из оригинала 9 марта 2016 года . Проверено 1 января 2016 г.
- ^ Монахи, Кирон. «Первый автопроизводитель Нигерии поднимается в небо на истребителях». Архивировано 4 апреля 2016 г. на Wayback Machine CNN , 30 марта 2016 г.
- ^ Карлс Цокар, Абуджа. «Местная фирма производит запчасти для истребителя ВСН «Фармацевт». Архивировано 13 августа 2016 г. в Wayback Machine The Guardian , 11 февраля 2016 г.
- ^ Бинни, Джереми. «Нигерия повторно мобилизует два самолета «Альфа». Архивировано 2 марта 2016 г. в Wayback Machine IHS Jane's Defense Weekly , 27 января 2016 г.
- ^ «ВВС Нигерии получают дополнительные самолеты Alpha Jets» . DefenseWeb . 26 марта 2015 г. Архивировано из оригинала 31 января 2016 г. . Проверено 1 января 2016 г.
- ^ Мутум, Рональд. «ВВС переоборудуют учебные самолеты для выполнения боевого задания». Архивировано 22 июля 2016 г. в Wayback Machine Daily Trust , 26 января 2016 г.
- ^ «Военный самолет Нигерии, бомбивший Боко Харам, пропал». Архивировано 1 июня 2016 г. в Wayback Machine Premium Times , 14 сентября 2014 г.
- ^ «ВИДЕО: Террористы Боко Харам обезглавили пилота ВВС Нигерии (на усмотрение зрителя)». Архивировано 6 августа 2016 г. в Wayback Machine African Spotlight , 5 октября 2014 г.
- ^ Лауя, Адбул. «Самолеты ВВС Альфа вытесняют террористов Боко Харам из леса Самбиса». Архивировано 21 октября 2016 г. в Wayback Machine The Authority , 26 марта 2016 г.
- ^ Лайонел, Экене (1 апреля 2021 г.). «Самолет «Альфа» ВВС Нигерии потерян во время контртеррористической операции» . Военная Африка . Архивировано из оригинала 01 апреля 2021 г.
- ^ «ВВС Нигерии заявляют, что пропавший самолет «Альфа-Джет» не был сбит» .
- ^ «Взрыв на видео предполагаемого сбития нигерийского военного самолета является фейком, как показывает анализ» . 3 апреля 2021 г.
- ^ «ВВС Нигерии заявляют, что Боко Харам не сбивает самолет Alpha Jet после крушения» . Пиджин BBC News .
- ^ Лайонел, Экене (21 июля 2020 г.). «Военная Африка» . Военная Африка . Архивировано из оригинала 20 июля 2021 г.
- ^ Эвокор, Крис. «Нигерийский истребитель, сбитый бандитами – военные» . Би-би-си . Проверено 19 июля 2021 г.
- ^ «ВВС Нигерии потеряли еще один самолет «Альфа», пилот спасен» . 20 июля 2021 г.
- ^ «Али Качалла: разоблачение террористического лидера Замфары, сбившего самолет ВВС» . 2 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Тренировка Альфа-реактивных самолетов ВВС Бельгии». Архивировано 3 августа 2016 г. в Wayback Machine Flight International , 18 апреля 1981 г. с. 1109.
- ^ Пенни, Стюарт. «Бельгия обновляет флот Alpha Jet». Архивировано 3 августа 2016 г. в Wayback Machine Flight International , 3 ноября 1999 г.
- ^ Jump up to: а б с «Египет выкатывает «Газель» и получает «Альфа Джетс». Архивировано 3 августа 2016 г. в Wayback Machine Flight International , 10 декабря 1983 г., стр. 1518.
- ^ «Египет покупает тренеры в Китае». Архивировано 3 августа 2016 г. в Wayback Machine Flight International , 29 февраля 2000 г.
- ^ «Услуги учебных самолетов для Alpha Jet». Архивировано 27 июня 2016 г. в Wayback Machine RUAG , дата обращения: 30 мая 2016 г.
- ^ "Альфа Джетс". Архивировано 8 октября 2008 года в Wayback Machine Alpha Jets USA. Проверено: 17 июля 2012 г.
- ^ Дэвид, Дональд. «Сверхзвуковые агрессоры по найму [CAN2015D2]». Архивировано 4 июня 2016 г. в Wayback Machine IHS Jane's 360 , 28 мая 2015 г.
- ^ "Классический пилотаж для вашего авиашоу!" Архивировано 6 мая 2016 г. в Wayback Machine Mustang High Flight Aerobatics , дата обращения: 30 мая 2016 г.
- ^ Помощь, Мигель. «Новый (истребитель) самолет для основателей Google?». Архивировано 9 сентября 2015 г. в Wayback Machine , The New York Times , 23 октября 2008 г.
- ^ Алекс Херн (12 декабря 2013 г.). «Руководители Google сэкономили миллионы на полетах частных самолетов, используя более дешевое топливо НАСА» . Хранитель . Архивировано из оригинала 12 декабря 2013 года . Проверено 12 декабря 2013 г.
- ^ «Воздушные ведомства предоставят три самолета «Альфа» для обучения ПВО» . Австралийская авиация. 3 марта 2017 г. Архивировано из оригинала 2 марта 2017 г. Проверено 3 марта 2017 г.
- ^ Тейлор 1976, с. 63.
- ^ Купер, Том. «Марокко, Мавритания и Западная Сахара с 1972 года» . АКИГ. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 1 января 2016 г.
- ^ «Дождь чемпионов арабского мира» . Таймс Аэроспейс . Таймс Аэроспейс Паблишинг Лтд . Проверено 26 июня 2022 г.
- ^ Джексон, Кевин (13 мая 2014 г.). «Обзор авиашоу - Авиашоу в Марракеше 2014» . Глобальный авиационный ресурс . Проверено 26 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Топ-Асы» . Архивировано из оригинала 23 апреля 2019 г. Проверено 3 июня 2019 г.
- ^ «Top Aces приобретает 25 самолетов Альфа ВВС Бельгии» .
- ^ Глаза 2017, стр. 87–89.
- ^ Баррейра, Виктор (20 ноября 2017 г.). «Португалия постепенно отказывается от Alpha Jet A» . IHS Jane’s 360 . Архивировано из оригинала 20 ноября 2017 года . Проверено 20 ноября 2017 г.
- ^ «Португалия выводит из эксплуатации свои самолеты Alpha Jets» . Эйр Интернешнл . Март 2018. с. 16. ISSN 0306-5634 .
- ^ Хардинг, Ян (март 2018 г.). «Альфа Джет уходит на пенсию». Эйр Интернешнл . п. 21. ISSN 0306-5634 .
- ^ Тейлор 1982, стр. 105–106.
- ^ с еще 500 кг (1102 фунта) в 2 сбрасываемых баках по 310 л (82 галлона США; 68 имп галлонов)
- ^ M0,85 на высоте 10 000 м (33 000 футов)
- ^ 5,5 м / с (1080 футов / мин) на одном двигателе на уровне моря при массе 4782 кг (10 543 фунта) в посадочной конфигурации.
Библиография
[ редактировать ]- Адебахо, Адекейе. Построение мира в Западной Африке: Либерия, Сьерра-Леоне и Гвинея-Бисау . Издательство Линн Риннер, 2002. ISBN 1-5882-6077-1 .
- Брейбрук, Рой. «Тренировочная зрелость». Эйр Интернэшнл , Vol. 26, № 6, июнь 1984 г., стр. 269–276, 312–313. Бромли, Великобритания: Fine Scroll. ISSN 0306-5634.
- Кюни, Жан и Пьер Лейвастр. Самолеты Бреге (1940/1971) . Париж: Editions Lariviere, 1977. DOCAVIA vol. 6. ОКЛК 440863702
- Иден, Пол, изд. Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон: Янтарные книги, 2004. ISBN 1-904687-84-9 .
- Гебель, Грег (1 апреля 2020 г.), «Dassault-Dornier Alpha Jet и FMA Pampa» , AirVectors
- Коч, Стивен А. Автономия или власть?: Франко-германские отношения и стратегический выбор Европы, 1955-1995 гг . Издательская группа Гринвуд, 1995. ISBN 0-2759-4890-0 .
- Ламберт, Марк. «Альфа Джет: Совместный учебно-тренировочный самолет-штурмовик». Flight International , 28 февраля 1974 г., стр. 264–267, 277.
- Мата, Пауло. «Последние дни». Эйр Интернэшнл , Vol. 93, № 1, июль 2017 г., стр. 86–89. ISSN 0306-5634 .
- Михта, Эндрю А. Солдат-гражданин: политика польской армии после коммунизма . Спрингер, 2016. ISBN 1-3496-1596-X .
- Стейгер, Эрик. «Альфа Джетс для Португалии». Эйр Интернэшнл , Vol. 46, № 3, март 1994 г., стр. 128–131. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing. ISSN 0306-5634.
- Тейлор, Джон В.Р. (ред.). Джейн «Все самолеты мира», 1982–83 гг . Лондон: Ежегодники Джейн, 1982. ISBN 0-7106-0748-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лаказ, Анри (2016). Самолет Луи Бреге, Париж [ Самолет Луи Бреге, Париж ] (на французском языке). Полет. 2: царствование моноплана. Ле Вижен, Франция. ISBN 978-2-914017-89-3 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Первоначальная версия этой статьи была основана на общедоступной статье на сайте Vectorsite Грега Гебеля .