Дорнье До
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2009 г. ) |
Сделайте Х | |
---|---|
![]() | |
Роль | авиалайнер , летающая лодка |
Производитель | Дорнье |
Дизайнер | Клод Дорнье |
Первый полет | 12 июля 1929 г. [ 1 ] |
Введение | 1929 |
Ушедший на пенсию | 1937 |
Основные пользователи | Королевские ВВС Авиационный завод Дорнье , Deutsche Luft Hansa |
Произведено | 1929-1932 |
Количество построенных | 3 |
Dornier Do X была самой большой, самой тяжелой и мощной летающей лодкой в мире, когда она была произведена немецкой компанией Dornier в 1929 году. Впервые задумана Клодом Дорнье в 1924 году. [ 1 ] планирование началось в конце 1925 года и после более чем 240 000 рабочих часов было завершено в июне 1929 года. [ 2 ]
В годы между двумя мировыми войнами только советский сухопутный самолет АНТ-20 «Максим Горький» , появившийся несколько лет спустя, был физически больше, но при максимальной взлетной массе 53 тонны он был не таким тяжелым, как 56 тонн Do X.
Do X финансировался Министерством транспорта Германии, и чтобы обойти условия Версальского договора , который запрещал строительство любых самолетов, превышающих установленные ограничения скорости и дальности полета, которые были построены Германией после Первой мировой войны был построен специально спроектированный завод. , в Альтенрайне , [ 1 ] на швейцарском берегу Боденского озера .
Этот тип пользовался популярностью среди публики, но отсутствие коммерческого интереса и ряд несчастных случаев без смертельного исхода помешали построить более трех экземпляров.
Дизайн
[ редактировать ]

Do X представлял собой полуконсольный моноплан. [ 3 ] Do X имел цельнодюралюминиевый корпус с крыльями, состоящими из дюралевого каркаса, армированного сталью, покрытого тяжелой льняной тканью, покрытой алюминиевой краской.
Первоначально он был оснащен двенадцатью Siemens, мощностью 391 кВт (524 л.с.) производства Bristol Jupiter радиальными двигателями установленными в тандемной двухтактной конфигурации , с шестью тянущими гребными винтами и шестью толкающими винтами, установленными на шести подкосных гондолах над крылом. К мотогондолам присоединялось вспомогательное крыло для стабилизации опор. [ 4 ] Двигатели Юпитера с воздушным охлаждением были склонны к перегреву и едва могли поднять Do X на высоту 425 м (1394 фута). Двигателями управлял бортинженер, который контролировал 12 дросселей и контролировал 12 комплектов приборов. Пилот передавал инженеру запрос на регулировку мощности, аналогично системе, используемой на морских судах, с помощью телеграфа управления двигателем . [ 5 ] Многие аспекты самолета повторяли морские конструкции того времени, в том числе кабина экипажа , которая очень напоминала мостик корабля . После выполнения 103 полетов в 1930 году Do X был переоборудован двигателями Curtiss V-1570 "Conqueror" с водяным охлаждением V-12 мощностью 455 кВт (610 л.с.) . Только тогда он смог достичь высоты 500 м (1600 футов), необходимой для пересечения Атлантики. Дорнье спроектировал летающую лодку, рассчитанную на перевозку 66 пассажиров на дальних рейсах или 100 пассажиров на коротких рейсах.
Роскошные условия размещения пассажиров приближались к стандартам трансатлантических лайнеров. Палубы было три. На главной палубе располагалась комната для курения с собственным баром , обеденный салон и места для 66 пассажиров, которые также можно было переоборудовать в спальные места для ночных полетов. В кормовой части пассажирских помещений находился полностью электрический камбуз , туалеты и грузовой отсек. На верхней палубе располагались кабина экипажа, штурманская рубка, рубка управления двигателем и радиорубка. На нижней палубе располагались топливные баки и девять водонепроницаемых отсеков , только семь из которых были необходимы для обеспечения полной плавучести. Подобно более позднему Boeing 314 , у Do X отсутствовали обычные поплавки крыльев, вместо этого для стабилизации корабля в воде использовались «короткие крылья», установленные на фюзеляже, которые также служили посадочными платформами для пассажиров.
Всего было построено три Do X. Оригинал эксплуатировался компанией Dornier, а две другие машины производились по заказу из Италии. X2 по имени Умберто Маддалена ( зарегистрированный I-REDI) и X3 по имени Алессандро Гуидони (зарегистрированный I-ABBN). Итальянские варианты были немного крупнее и использовали другую силовую установку и опоры двигателя. [ 6 ] Дорнье утверждал, что X2 был на тот момент самым большим самолетом в мире. Каждый из них был оснащен двигателями Fiat A-22R V12 с водяным охлаждением, при этом шесть опор двигателя были закрыты обтекателем обтекаемой формы .
Предлагаемая улучшенная версия Do X получила обозначение Dornier Do 20 , в которой двигатели, установленные на пилоне, должны были быть заменены четырьмя парами дизельных двигателей мощностью 750 кВт (1000 л.с.) в гондолах, крыла расположенных на передней кромке и приводящих в движение четыре гребных винта. получил повышение в 1936 году, но так и не продвинулся дальше исследования дизайна. [ 7 ]
Операция
[ редактировать ]
Flugschiff («летающий корабль»), как его называли, был запущен в свой первый испытательный полет 12 июля 1929 года. [ 8 ] с экипажем 14 человек. [ 1 ] Чтобы успокоить скептиков, во время его 70-го испытательного полета 21 октября на борту находилось 169 самолетов, из которых 150 были пассажирами (в основном производственники и их семьи, а также несколько журналистов ), десять были членами экипажа и девять были безбилетными пассажирами . [ 1 ] [ 8 ] Этот рейс установил новый мировой рекорд по количеству людей, перевозимых за один рейс, рекорд, который продержался 20 лет. [ 9 ] После разбега в течение 50 секунд [ 8 ] Do X медленно поднялся на высоту 200 м (660 футов). Пассажиров попросили собраться по одну или другую сторону, чтобы помочь сделать поворот. Он летел 40 минут [ 1 ] Flug Revue утверждает, что это был 42-й полет, который длился 53 минуты. [ 8 ] и исторический фильм показывает " летит со 170 людьми " [ 10 ] ) на максимальной скорости 170 км/ч (110 миль в час) перед приземлением на Боденское озеро .
Познакомить авиалайнер с потенциальным рынком США. [ 1 ] Do X вылетел из Фридрихсхафена , Германия, 3 ноября 1930 года под командованием Фридриха Кристиансена для трансатлантического испытательного полета в Нью-Йорк. [ 1 ] Маршрут Do X пролегал в Нидерланды, Великобританию, Францию, Испанию и Португалию. Путешествие было прервано в Лиссабоне 29 ноября, когда брезент задел горячую выхлопную трубу и вызвал пожар, охвативший большую часть левого крыла. [ 8 ] Просидев в гавани Лиссабона шесть недель, пока изготавливались новые детали и устранялись повреждения, летающая лодка, совершив еще несколько аварий и задержек, продолжила путь вдоль западного побережья Африки и к 5 июня 1931 года достигла островов Кабо-Верде , откуда и прибыла. пересек океан и добрался до Натала в Бразилии. [ 8 ]

Полет продолжился на север через Сан-Хуан в Соединенные Штаты и достиг Нью-Йорка 27 августа 1931 года. [ 8 ] почти через десять месяцев после отъезда из Фридрихсхафена. [ 1 ] Do X и команда провели там следующие девять месяцев, пока его двигатели подвергались капитальному ремонту, а тысячи туристов отправились в аэропорт Гленн Кертисс (ныне Ла-Гуардия) для осмотра достопримечательностей. Великая депрессия разрушила маркетинговые планы Дорнье в отношении Do X, и 21 мая 1932 года он отправился из Нью-Йорка через Ньюфаундленд и Азорские острова в Мюггельзее в Берлине, куда прибыл 24 мая и был встречен ликующей толпой в 200 000 человек. [ 1 ]

Do X2 поступил на вооружение в августе 1931 года, а X3 последовал за ним в мае 1932 года. Оба первоначально базировались на станции гидросамолетов в Ла Специи , на Лигурийском море , и во время службы переназначались на различные другие базы. Оба заказа поступили от SANA , тогдашней итальянской государственной авиакомпании, но были реквизированы и использовались ВВС Италии в первую очередь для престижных полетов и публичных зрелищ. После того, как планы первоклассного пассажирского обслуживания (Генуя – Гибралтар) были признаны неосуществимыми, X2 и X3 использовались для круизов по подготовке офицеров, военно-морских маневров и рекламных полетов.
В апреле 1936 года был обнародован план трансатлантического сообщения между Берлином и Нью-Йорком через Лиссабон и Чарльстон, Южная Каролина , с промежуточными остановками на Азорских островах и Бермудских островах. [ 11 ] но этого так и не произошло.
Окончательные судьбы
[ редактировать ]
Первоначальный немецкий Do X был передан немецкой национальной авиакомпании Deutsche Luft Hansa после того, как финансово стесненная компания Dornier больше не могла им управлять. После успешного тура по прибрежным городам Германии в 1932 году Luft Hansa запланировала полет Do X в Вену , Будапешт и Стамбул на 1933 год. Путешествие закончилось через девять дней, когда хвостовая часть летающей лодки оторвалась во время неудачной, слишком крутой посадки на водохранилище от недалеко Пассау . [ 1 ] Хотя авария была успешно скрыта, Do X не использовался в течение трех лет, за это время он несколько раз переходил из рук в руки, прежде чем снова появился в 1936 году в Берлине. [ нужны разъяснения ] Хорманн пишет : «5 сентября 1933 года главный пилот Вагнер направил DO-X обратно к Боденскому озеру. С фиаско в Пассау начался путь DO-X в музей». («5 сентября 1933 года главный летчик-испытатель Вагнер отправил DO X обратно в Бодензее (Боденское озеро). Фиаско в Пассау положило начало поездке DO X в музей».) Коллекция Do Aviation на Лертер-Банхоф . [ 12 ]
Do X оставался экспонатом до тех пор, пока не был уничтожен во время Второй мировой войны в результате воздушного налета Королевских ВВС в ночь с 23 на 24 ноября 1943 года. Фрагменты оторванной хвостовой части выставлены в музее Дорнье во Фридрихсхафене. Хотя Dornier Do X никогда не имел коммерческого успеха, он был крупнейшим самолетом тяжелее воздуха своего времени и продемонстрировал потенциал международных пассажирских авиаперевозок.
Всего месяц спустя в результате аварии, идентичной той, что произошла с Do X1a авиакомпании Lufthansa, итальянский Do X2 потерял хвостовую часть в результате неудачной посадки. После сокращения числа рейсов и численности экипажа в 1934 году они были законсервированы в Марина-ди-Пиза в 1935 году и разобраны на металлолом в 1937 году. [ 13 ] [ 14 ]
Операторы
[ редактировать ]Технические характеристики (Do X1a)
[ редактировать ]
Данные Jane's All the World's Aircraft, 1929 г., [ 15 ] Рейс 21 февраля 1930 года: Дорнье До. X Первые достоверные данные и подробности [ 16 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 10-14 человек
- Вместимость: 66-100 пассажиров
- Длина: 40,05 м (131 фут 5 дюймов)
- Размах крыла: 47,8 м (156 футов 10 дюймов)
- Размах нижнего крыла: 10 м (32 фута 10 дюймов) (спонсоны)
- Ширина: максимальная ширина корпуса 4,8 м (15 футов 9 дюймов).
- Высота: 10,25 м (33 фута 8 дюймов)
- Площадь крыла: 486,2 м 2 (5233 кв. фута)
- Вес пустого: 28 000 кг (61 729 фунтов)
- Полная масса: 49 000 кг (108 027 фунтов)
- Запас топлива: 16000 л (4200 галлонов США; 3500 имп галлонов) в 8 баках в корпусе и крыльях + дополнительно 8600 л (2300 галлонов США; 1900 имп галлонов)
- Емкость масла: 3600 л (950 галлонов США; 790 имп галлонов) в шести баках гондолы и 1300 л (340 галлонов США; 290 имп галлонов) в корпусном баке для дозаправки в полете.
- Силовая установка: 12 Curtiss_V-1570 мощностью 450 кВт (600 л.с.) каждый. 12-цилиндровых авиационных поршневых двигателей жидкостного охлаждения
- Гребные винты: 4-лопастные деревянные гребные винты фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 242 км/ч (150 миль в час, 131 узел)
- Крейсерская скорость: 170 км/ч (110 миль в час, 92 узла)
- Дальность: 1700 км (1100 миль, 920 миль)
- Практический потолок: 3200 м (10 500 футов)
- Нагрузка на крыло: 105 кг/м 2 (22 фунта/кв. фут)
- Мощность/масса : 17,2 фунта/л.с. (10,5 кг/кВт)
См. также
[ редактировать ]- Короткий Сарафанд — самая большая летающая лодка-биплан.
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фолькер А. Бер: Dornier Do X. Motorbuch Verlag, Штутгарт, 2011 г., ISBN 978-3-613-03329-0.
- Клод Дорнье : Из моей инженерной карьеры. Самостоятельное издание, Цуг, 1966 г. (частное издание).
- Хорманн, Йорг-Майкл (2009). Дорнье. История завода и типы самолетов . Билефельд: Делиус Класинг. ISBN 978-3-7688-2610-5 .
- Йорг-Михаэль Хорманн: летающий корабль DO-X. Хроника. Делиус Класинг, Билефельд 2006, ISBN 3-7688-1841-1.
- Йорг-Михаэль Хорманн: Корабль летит в мир. 75 лет летающему кораблю Дорнье Do X D-1929. Deutsche Post AG, Бонн, 2004 г., ISBN 3-00-014367-X.
- Бриджит Кацвандель-Дрюс: Клод Дорнье. Пионер авиации. Класинг, Билефельд 2007, ISBN 978-3-7688-1970-1.
- Петер Плетшахер: Большой самолет Dornier Do X. Аутентичные изображения первого в мире широкофюзеляжного самолета, 1929 год. 3-е издание. Aviatic-Verlag, Oberhaching 1997, ISBN 3-925505-38-5 (также содержит информацию о Do X2 и Do X3).
- Фриц Штраус: В опасном полете. Приключенческий ознакомительный полет, который, помимо захватывающих впечатлений, предлагает ряд научных объяснений, стимулирующих интерес к этим областям. Леве, Штутгарт, 1932 год.
- Йорг-Михаэль Хорманн: Почему корабли должны летать. Начало трансатлантического воздушного сообщения . В: Корабельная классика. Журнал судоходства и военно-морской истории , 1 ч. 2013 г., стр. 48–55.
- Dornier GmbH Фридрихсхафен Департамент PR, 799 Фридрихсхафен Do X 1929 / С первым летающим кораблем Dornier Do XD 1929 над тремя континентами Юбилейное издание; Двойной том книги, январь 1979 года.
- Do X — самый большой летающий корабль в мире . 73 изображения, представленные Клавдием Дорнье и объясненные Эрихом Тильгенкампом. Демонстрация книг 41. Цюрих: Орел Фюссли, 1931.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Хорманн, Йорг-Майкл (17 мая 2008 г.). «Начало конца первого «Джамбо» » (PDF) . Starnberger Merkur (на немецком языке): 9. Архивировано из оригинала (PDF) 2 января 2016 г. Проверено 3 мая 2009 г.
- ^ Музей Дорнье, 45 секунд.
- ^ Рейс стр.233
- ^ Рейс стр.234
- ^ Маршалл, 2003, стр.?
- ^ «Сестринский корабль Do X, самый большой в мире» , Popular Science , стр. 62, декабрь 1931 г.
- ^ Грей, К.Г. и др. ред. (1937). Все самолеты мира Джейн, 1937 год. Лондон: Sampson Low, Marston & Company, ltd.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Сигети, Мартон (июнь 1999 г.). «Дорнье До X: Легендарная летающая лодка» . Флюг Ревю. п. 16. Архивировано из оригинала г. 20 ноября 2008 Проверено 2 февраля 2010 г.
- ^ Йегер, Ульрих. «Мания величия в степени Х» . Зеркало (на немецком языке) . Проверено 2 февраля 2010 г.
- ^ Музей Дорнье, 118 секунд.
- ^ «Германия завершает план создания трансатлантической авиакомпании». Оттавский журнал . 29 апреля 1936 г. с. 3.
- ^ (на немецком языке) Брошюра о коллекции немецкой авиации , 1937 г.
- ^ «Маддалена» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 14 декабря 2013 г. Проверено 1 апреля 2013 г. (на итальянском языке)
- ^ «Гвидони» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 14 декабря 2013 г. Проверено 1 апреля 2013 г. (на итальянском языке)
- ^ Грей, CG, изд. (1929). Джейн «Все самолеты мира», 1929 год . Лондон: Сэмпсон Лоу, Марстон и компания. стр. 233c–234c.
- ^ «Первые достоверные данные и подробности Dornier Do. X» , Flight , vol. XXII №8, вып. 1104, через Flightglobal.com, стр. 233–237, 21 февраля 1930 г., заархивировано из оригинала 26 октября 2012 г. , получено 21 декабря 2022 г.
{{citation}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Хорманн, Йорг-Майкл (2006). Летающий корабль DO-X: хроника (на немецком языке) (1-е изд.). Билефельд: Делиус Класинг. ISBN 3768818411 .
- Хорманн, Йорг-Майкл; Хофрихтер, Рейнхард (2004). Корабль летит в мир: 75 лет летающему кораблю Дорнье Do X D-1929 (на немецком языке). Почтовая служба Германии. ISBN 300014367-Х .
- Маршалл, Дэвид; Харрис, Брюс (2003). Мечтатели, деятели и смельчаки: празднование 100-летия авиации . Книги Светлячка. ISBN 978-1741240177 .
- Плетшахер, Питер (1997). Большой самолет Дорнье До Оберхахинг: Aviatic Verlag GmbH. ISBN 3-925505-38-5 .
- Уил, Джон (август – ноябрь 1990 г.). «Do X: Большой белый кит Дорнье». Любитель воздуха (13): 1–12. ISSN 0143-5450 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Полет на борту DoX - 1930 год (3:03)
- «Historische Aufnahmen der Dornier Do X (5:14)» . Ютуб . 21 июля 2009 г. Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 г. Проверено 20 апреля 2019 г.
- Люфтганза Дорнье Докс
- Дорнье DO-X над Амстердамом - 1930 год.