Дорнье До 335
Делай 335 стрелок | |
---|---|
![]() | |
Роль | Истребитель-бомбардировщик |
Национальное происхождение | Нацистская Германия |
Производитель | Авиационный завод Дорнье |
Первый полет | 26 октября 1943 г. |
Введение | 1944 |
Ушедший на пенсию | 1945 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основной пользователь | ВВС |
Произведено | 1944–1945 |
Количество построенных | 37 [1] |
Dornier Do 335 Pfeil («Стрела») — тяжёлый истребитель, построенный компанией Dornier для Германии во время Второй мировой войны . будут Pfeil лучше, чем у других двухмоторных Прогнозировалось, что характеристики конструкций, благодаря его уникальной двухтактной конфигурации и меньшему аэродинамическому сопротивлению при рядном расположении двух двигателей. Это был самый быстрый поршневой самолет нацистской Германии во время Второй мировой войны. [2] [ нужна страница ] Люфтваффе . отчаянно пытались ввести эту конструкцию в эксплуатацию, но задержки с поставками двигателей означали, что до окончания войны было поставлено лишь несколько двигателей
Уникальность Do 335 заключалась в том, что изначально он планировался как бомбардировщик Schnellbomber , у него было два двигателя. Этими двигателями были Daimler-Benz DB 605 спереди и его аналог DB 605 QA сзади.
Такая конструкция позволяла Pfeil достигать высоких скоростей почти 500 миль в час, иногда в горизонтальном полете, и опережать большинство военных самолетов, стоявших на вооружении того времени, причем быстрее были только реактивные истребители первого поколения.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Истоки Do 335 восходят к Первой мировой войне, когда Клод Дорнье спроектировал ряд летающих лодок с гребными винтами с дистанционным приводом, а позже, из-за проблем с приводными валами, - с тандемными двигателями. Тандемные двигатели использовались на большинстве последующих многомоторных летающих лодок Дорнье, включая весьма успешную Do J Wal и гигантскую Do X. Дистанционный привод гребного винта, предназначенный для полного устранения паразитного сопротивления двигателя, был опробован в инновационном, но неудачном Do 14 , а удлиненные трубчатые приводные валы, которые позже использовались в Do 335, использовались в задних двигателях четырехмоторного самолета. сдвоенная летающая лодка тандемной компоновки Do 26 .
У этой конструкции есть много преимуществ по сравнению с более традиционной системой размещения одного двигателя на каждом крыле, наиболее важным из которых является мощность от двух двигателей с лобовой площадью (и, следовательно, сопротивлением) одномоторной конструкции, что обеспечивает более высокие характеристики. Он также удерживает вес сдвоенных силовых установок рядом с осевой линией самолета или на ней, увеличивая скорость крена по сравнению с традиционным сдвоенным двигателем. Кроме того, одиночный отказ двигателя не приводит к асимметричной тяге , а в нормальном полете нет полезного крутящего момента, поэтому самолетом легко управлять. поверхностей с четырьмя поверхностями Набор крестообразных хвостовых в конструкции задней части фюзеляжа Do 335 включал в себя подфюзеляжный вертикальный киль - руль направления , который выступал вниз из крайней задней части фюзеляжа , чтобы защитить задний винт от случайного удара о землю при взлете. Наличие заднего толкающего винта также потребовало предусмотреть катапультное кресло для безопасного покидания поврежденного самолета, а также спроектировать задний винт и крепления спинного киля с возможностью использования взрывных болтов для их сброса перед попыткой катапультирования, а также сдвоенный фонарь. рычаги сброса, по одному на каждую сторону [3] расположен по обе стороны от внутренней части передней кабины, чуть ниже порогов пятипанельного лобового стекла, чтобы сбрасывать фонарь с верхней части кабины перед катапультированием. [4]
В 1939 году Дорнье, возродив принцип, запатентованный им в 1937 году, [5] был занят работой над Р.59 проектом скоростного бомбардировщика , отличавшегося тандемной компоновкой двигателей. В 1940 году он заказал испытательный самолет, очень похожий на планер ранних версий бомбардировщика Dornier Do 17 , но имеющий размер лишь 40% от размера более крупного бомбардировщика, без каких-либо аэродинамических тел на панелях крыла (оригинальный вариант). Do 17 имел сдвоенные мотогондолы на крыльях) и был оснащен убирающимся трехопорным шасси для обоснования своей концепции поворота заднего толкающего винта с двигателем, расположенным далеко от него, за счет использования длинного трубчатого карданного вала. Этот самолет, Göppingen Gö 9 (D-EBYW), [6] не выявило непредвиденных трудностей с этой компоновкой, но работы над P.59 были остановлены в начале 1940 года, когда Герман Геринг [ нужна ссылка ] приказал отменить все проекты, которые не будут завершены в течение года или около того.
В мае 1942 года Дорнье представил обновленную версию с бомбовой нагрузкой 1000 кг (2200 фунтов) как P.231 в ответ на требование одноместного Schnellbomber высокоскоростного бомбардировщика / нарушителя, подобного . Предложение P.231 было выбрано победителем после победы над конкурирующими разработками от Arado , Junkers и Blohm & Voss . Контракт на разработку был заключен RLM, выдавшим фирме Дорнье номер одобрения планера 8-335 для того, что впоследствии стало известно как Do 335. Осенью 1942 года Дорнье сообщили, что Do 335 больше не требуется, и вместо этого многоцелевой истребитель на базе той же генеральной схемы будет принят. Это задержало поставку прототипа, поскольку он был модифицирован для новой роли.


Использование кольцевого радиатора в носовой части для переднего двигателя (так же, как у Jumo 211 с двигателем Ju 88 или Jumo 213 с двигателем Focke-Wulf Fw 190D-9 ) и установки воздухозаборника в нижней части фюзеляжа для охлаждения задней части фюзеляжа. Двигатель придавал самолету особенный вид. Оснащенный двигателями DB 603A мощностью 1750 л.с. (1290 кВт; 1730 л.с.), он имел пару самых больших перевернутых авиационных двигателей V12, массово производившихся во время существования Третьего рейха. Первый прототип Do 335 V1, носивший Stammkennzeichen (заводской радиокод) CP+UA , поднялся в воздух 26 октября 1943 года под управлением флюгкапитана Ганса Дитерле, штатного летчика-испытателя Heinkel , а затем основного летчика-испытателя Dornier. Однако некоторые проблемы во время первого полета Do 335 продолжали преследовать самолет на протяжении большей части его короткой истории. Были обнаружены проблемы со слабым шасси и створками колесных ниш основного шасси, в результате чего их сняли на оставшуюся часть испытательных полетов V1. Do 335 V1 совершил 27 полетов под управлением трех разных пилотов. Во время этих испытательных полетов второй прототип V2 ( Werk Nr 230002) CP+UB, был завершен и совершил свой первый полет 31 декабря 1943 года, снова под контролем Дитерле. Новинкой для V2 были модернизированные двигатели DB 603A-2, а также несколько усовершенствований, извлеченных из испытательных полетов V1, а также дальнейших испытаний в аэродинамической трубе. 20 января 1944 года Do 335 V3 ( W.Nr. Вернер Альтрогге завершил сборку и первый полет 230004), CP+UC. V3 был оснащен новыми предсерийными двигателями DB 603G-0, которые могли развивать мощность 1900 л.с. (1400 кВт) на взлете, и имел слегка переработанный фонарь, который включал в себя два зеркала заднего вида в блистерах, по одному в каждом из двух одинаковых зеркал. боковые панели хорошо обрамленной открывающейся секции основного навеса из одиннадцати панелей. После полетов V3 в середине января 1944 года RLM заказала еще пять прототипов (V21–V25) для постройки в качестве ночных истребителей. К этому времени на Do 335 было наработано более 60 часов, и отчеты показали, что это хороший в управлении, но, что более важно, очень быстрый самолет, описанный Сам генерал-фельдмаршал Эрхард Мильх удерживает свои позиции по скорости и высоте сказал, что «... Р-38 и не страдает проблемами с надежностью двигателя». Планировалось начать серийное производство Do 335, при этом первоначальный заказ на 120 предсерийных самолетов, которые должны были быть изготовлены компанией Dornier-Werke Friedrichshafen (DWF), должен был быть завершен не позднее марта 1946 года. В это число входил ряд бомбардировщиков, эсминцев (тяжелых истребителей). ), а также несколько еще не разработанных вариантов. В то же время компания Dornier-Werke München (DWM) планировала построить более 2000 Do 335 различных моделей, которые также должны были быть поставлены в марте 1946 года.

23 мая 1944 года Гитлер в рамках разрабатываемой директивы Jägernotprogramm (Программа аварийных истребителей), вступившей в силу 3 июля, приказал отдать максимальный приоритет производству Do 335. Предполагалось, что основная производственная линия будет располагаться в Манцелле , но мартовская бомбардировка разрушила инструменты и вынудила Дорнье создать новую линию в Оберпфаффенхофене . Было принято решение, наряду с быстрым закрытием многих других программ разработки военных самолетов, отменить Heinkel He 219 ночной истребитель , который также использовал двигатели DB 603 (в хорошо унифицированных установках ), и использовать его производственные мощности для также Do 335. Однако Эрнсту Хейнкелю удалось отложить и в конечном итоге проигнорировать его реализацию, продолжая производить образцы He 219A.
Известно, что по крайней мере 16 прототипов Do 335 летали (V1–V12, W.Nr 230001-230012 и прототипы серии Muster M13–M17, W.Nr 230013–230017) на ряде подтипов двигателей DB603, включая DB 603A, А-2, Г-0, Е и Е-1. Первые предсерийные Do 335 (A-0), начиная с W.Nr 240101, Stammkennzeichen VG+PG, были доставлены в июле 1944 года. Считалось, что до конца войны было построено и облетело около 22 предсерийных самолетов, в том числе примерно 11. А-0 переоборудованы в А-11 в учебных целях. Один такой самолет был передан Королевскому авиационному заводу в Фарнборо , а позже, после того, как во время полета загорелась задняя часть двигателя, перегорела система управления лифтом, он врезался в местную школу. [7]
Летные испытания
[ редактировать ]
Первые 10 Do 335 A-0 были доставлены на испытания в мае 1944 года. Do 335 V3, (T9+ZH), W.Nr. 230003 был доставлен в экспериментальное разведывательное подразделение Люфтваффе 1./Veruchsverband OKL в конце мая. Однако с ним постоянно возникали проблемы, и в сентябре он был возвращен Дорнье. [8] К концу 1944 года Do 335 A-1 уже был на конвейере. Он был похож на А-0, но с модернизированными двигателями DB 603E-1 с взлетной мощностью около 1324 кВт (1776 л.с.) каждый на бурого угля , с октановым числом 87 "B4". полученном из синтетическом топливе , [9] и две подкрыльевые точки подвески для дополнительных бомб , сбрасываемых баков или орудий. Он имел максимальную скорость 763 км/ч (474 миль в час) на высоте 6500 м (21 300 футов) с наддувом MW 50 или 686 км/ч (426 миль в час) без наддува и поднимался на высоту 8 000 м (26 000 футов) менее чем за 15 лет. минут. Даже с одним выключенным двигателем он достигал скорости около 563 км/ч (350 миль в час). [ нужна ссылка ]
Операционная история
[ редактировать ]Поставка началась в январе 1945 года. Когда в конце апреля 1945 года армия Соединенных Штатов только 11 одноместных истребителей-бомбардировщиков Do 335 A-12 Do 335 A-1 и два учебно-тренировочных самолета захватила завод в Оберпфаффенхофене, было построено . Двухместный учебно-тренировочный вариант назывался Ameisenbär («муравьед»).
Французский ас Пьер Клостерманн заявил о первом боевом столкновении союзников с Pfeil в апреле 1945 года. Он описал, как возглавлял полет из четырех самолетов Hawker Tempest из 3-й эскадрильи британских ВВС над северной Германией, когда они наткнулись на неизвестный самолет, описание которого соответствовало Do 335, летевшему на максимальной скорости на уровне верхушек деревьев. Обнаружив британский самолет, немецкий пилот изменил курс, чтобы уклониться. Два пилота открыли огонь по «Дорнье», но Клостерманн, несмотря на значительную скорость «Темпеста» на малой высоте, решил не пытаться преследовать его, поскольку он был явно намного быстрее. [10]
26 апреля 1945 года Do 335 V9, все еще находившийся в Рехлине , совершил испытательный полет оберлейтенант Генрих Шильд. Позже в тот же день он сопровождал Ханну Райч и генерала дер Флигера Грейма Роберта фон на рейсе Юнкерс Ju 188 в Берлин-Гатов . По прибытии в Гатов Райч и фон Грайм захватили Fieseler Fi 156 Storch и полетели в бункер Гитлера. [11] Также 26 апреля, Fliegerstabsing. Хайнц Фишер пытался перелететь на Do 335 V9 из Рехлина в Швейцарию . Из-за отказа компаса он отклонился от Франции , и у него закончилось топливо. И катапультное кресло, и механизм сброса хвостового оперения вышли из строя, и ему пришлось катапультироваться над горами Вогезы . [12]
Предлагаемые разработки
[ редактировать ]Делай 635
[ редактировать ]В 1944 году Юнкерс помог Дорнье в работе над Do 335 Zwilling или Dornier Do 635. Была организована встреча инженеров Юнкерса и Хейнкеля , и после встречи они начали работу над проектом, получившим название 1075 01–21. Конструктор профессор Генрих Гертель планировал испытательный полет в конце 1945 года. В конце 1944 года немцы рассмотрели проекты самолетов вместе с японскими военными. Среди других проектов Do 635 поразил японских военных своими возможностями и дизайном. Эта конструкция состояла из двух фюзеляжей Do 335, соединенных общим центропланом, с двумя камерами Rb 50 в левом фюзеляже для аэрофотосъемки. Вооружение ограничивалось пятью фотовспышками по 60 кг (130 фунтов). Основные колеса были общими с колесами Ju 352 . Также предполагалось, что Walter Starthilfe RATOG будут установлены два монотопливных агрегата . В начале 1945 года были испытаны макет аэродинамической трубы и изготовлен макет кабины. По приказу Rüstungsstab от 15 марта было решено, что Юнкерс продолжит реализацию проекта, но только с использованием самых простых производственных решений. Однако к концу войны ни одно из них не было завершено. [13]
П 256
[ редактировать ]P 256 должен был соответствовать требованиям Люфтваффе , выпущенным 27 февраля 1945 года. Он был спроектирован для перевозки экипажа из трех человек (пилот, оператор радара и штурман) вместе с пилотом и оператором радара под фонарем, в то время как штурман находился в фюзеляже. , идея скопирована у Арадо . Если исходить из центральной тяги, он должен был иметь два двигателя Heinkel HeS 011 по 12,7 кН (2900 фунтов силы) каждый, расположенные под крыльями, как у Me 262 . Низкорасположенное крыло не имело стреловидности и имело удлинение 5,8:1. [14] Проектируемое вооружение представляло собой четыре 30-мм (1,2 дюйма) пушки МК 108 в носовой части. [14] Комплект для переоборудования в полевых условиях должен был модернизировать два MK 108 в конфигурации Schräge Musik . [14] Вариант истребителя-бомбардировщика мог нести две бомбы по 500 кг (1100 фунтов). Его загруженная масса включала бы 3750 кг (8270 фунтов) топлива, что давало бы нагрузку на крыло 276 кг/м. 2 (57 фунтов/кв. футов). Максимальная скорость была достигнута на высоте 8000 м (26 000 футов), максимальная дальность полета - на высоте 6 000 м (20 000 футов). Продолжительность автономной работы с топливом 4000 кг (8800 фунтов) составила 2,6 часа. [14] Его электроника включала бы FuG 24SE с ZVG 24, FuG 29, FuG 25a или c и FuG 244 Bremen с Gnome . триггерами оружия [14] Раскритикованный за плохое поперечное сечение и неоправданно большое оперение, он не был принят на вооружение. [14]
Варианты
[ редактировать ]
- Построен
- Do 335 А-0 : 10 предсерийных самолетов.
- Do 335 А-1 : одноместный истребитель-бомбардировщик.
- Предложенный
- Do 335 A-2 : одноместный истребитель-бомбардировщик с новыми прицелами, позже предложено более длинное крыло и обновленные двигатели DB603L мощностью 1471 кВт (1973 л.с.).
- Do 335 А-3 : одноместный самолет-разведчик, построенный на базе самолета А-1, позже предложенный с более длинным крылом.
- Do 335 А-4 : одноместный самолет-разведчик с камерами меньшего размера, чем у А-3.
- Do 335 A-5 : одноместный ночной истребитель, более поздний ночной истребитель и истребитель для непогоды с увеличенным крылом и двигателями DB603L.
- Do 335 A-6 : двухместный ночной истребитель с полностью отдельной второй кабиной, расположенной над исходной и позади нее.
- Do 335 А-7 : А-6 с более длинным крылом.
- Do 335 А-8 : А-4 с более длинным крылом.
- Do 335 A-9 : А-4 с удлиненным крылом, двигателями DB603L и герметизированной кабиной.
- Do 335 А-10 : двухместный учебно-тренировочный самолет. [5]
- Do 335 А-12 : двухместный учебно-тренировочный самолет. [5]
- Do 335 B-1 : заброшен в разработке.
- Do 335 B-2 : одноместный истребитель. Оснащен двумя дополнительными MK 103 в крыльях и приспособлением для перевозки двух стандартных подвесных баков Люфтваффе емкостью 300 литров (80 галлонов США) . Соревнулись только два прототипа. [15] и были известны как Do 335 M13 и M14. [16]
- Do 335 B-3 : обновленный B-1, но с более длинным крылом.
- Do 335 B-4 : модернизация B-1 с более длинным крылом и двигателем DB603L.
- Do 335 B-6 : ночной истребитель.
- Do 335 B-12 : двухместный учебно-тренировочный вариант для самолетов серии B.
- Do 435 : Do 335 с измененным, более длинным крылом. В отчетах разведки союзников от начала мая 1945 года упоминается обнаружение Do 435 на заводском аэродроме Дорнье в Ловентале.
- Do 535 : на самом деле He 535, когда проект Dornier P254 был передан Хейнкелю в октябре 1944 года; оснащен реактивным двигателем вместо заднего поршневого двигателя [17]
- Do 635 : двухфюзеляжный вариант дальнего разведчика . Также называется Юнкерс Ju 8-635. [5] или Do 335Z. Только макет.
- P 256 : турбореактивный вариант ночного истребителя с двумя HeS 011 с гондолами, турбореактивными двигателями [18] на базе планера Do 335.
Выживший самолет
[ редактировать ]Сохранился только один Do 335, второй предсерийный Do 335 A-0, получивший обозначение A-02 , со строительным номером ( Werknummer ) 240 102 и заводским радиокодом, или Stammkennzeichen , VG+PH. Самолет был собран на заводе Дорнье в Оберпфаффенхофене , Бавария , 16 апреля 1945 года. 22 апреля он был захвачен войсками союзников на заводе. VG+PH был одним из двух Do 335, которые были отправлены в Соединенные Штаты на борту Королевского флота эскортного авианосца HMS Reaper вместе с другими захваченными немецкими самолетами для использования для испытаний и оценки в рамках программы USAAF под названием « Операция Ласти ». Один Do 335 (регистрационный FE-1012) поступил в USAAF и прошел испытания в начале 1946 года на аэродроме Фримэн-Филд , штат Индиана , США. Его судьба не зафиксирована.
VG+PH отправился в ВМС для оценки и был отправлен в Центр испытаний и оценки военно-морской авиабазы Патаксент-Ривер , штат Мэриленд , США. После испытаний с 1945 по 1948 год самолет томился на открытом хранении на военно-морской авиабазе Норфолк . В 1961 году он был подарен Смитсоновскому национальному музею авиации, хотя еще несколько лет оставался в ухудшающемся состоянии в Норфолке, прежде чем был перенесен на авиации и космонавтики Национального музея склад в Суитленде, штат Мэриленд . В октябре 1974 года VG+PH был возвращен на завод Dornier в Оберпфаффенхофене, Германия (тогда производивший Alpha Jet ) для полной реставрации. В 1975 году самолет был восстановлен сотрудниками Дорнье, многие из которых изначально работали на самолете. Они были удивлены тем, что заряды взрывчатого вещества, встроенные в самолет и предназначенные для отрыва спинного киля и заднего винта перед катапультированием пилота, остались целыми. [19]
После реставрации завершенный Do 335 был выставлен на авиашоу в Ганновере, Германия, с 1 по 9 мая 1976 года. После авиасалона самолет был передан в аренду Немецкому музею в Мюнхене , где он экспонировался до 1988 года, когда он был отправлен. обратно в Силвер-Хилл, штат Мэриленд . VG+PH можно увидеть сегодня в Центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи Национального музея авиации и космонавтики рядом с другими уникальными немецкими самолетами конца войны, которые сопровождали Do 335 на борту Reaper почти восемь десятилетий назад, например, это единственный известный пример реактивный бомбардировщик-разведчик Arado Ar 234 B-2 Blitz , а также полностью восстановленные фюзеляж и хвостовое оперение единственного уцелевшего ночного истребителя Heinkel He 219 A Uhu («Филин») (крылья и двигатели/гондолы все еще находятся на реставрации) . [20] [21]
Технические характеристики (До 335 А-1)
[ редактировать ]
Данные с самолетов Третьего рейха, том первый, [22] Век полета: Dornier Do 335 Pfeil [23]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 13,85 м (45 футов 5 дюймов)
- Размах крыльев: 13,8 м (45 футов 3 дюйма)
- Высота: 5 м (16 футов 5 дюймов)
- Площадь крыла: 38,5 м 2 (414 кв. футов)
- Профиль крыла : корень: NACA 23018-630 ; наконечник: NACA 23012-635 [24]
- Вес пустого: 7260 кг (16006 фунтов)
- Полная масса: 9600 кг (21164 фунта)
- А-6 10 085 кг (22 234 фунта)
- Запас топлива: 1230 л (320 галлонов США; 270 имп галлонов) основной топливный бак (одноместный) с различными дополнительными баками в оружейном отсеке и крыльях, в зависимости от варианта.
- Силовая установка: 2 Daimler-Benz DB 603E-1 V-12 мощностью 1342 кВт (1800 л.с.) каждый на взлете. перевернутых поршневых двигателя
- 1417 кВт (1900 л.с.) на высоте 1800 м (5900 футов)
- Гребные винты: 3-лопастные VDM, тягач с постоянной скоростью диаметром 3,5 м (11 футов 6 дюймов) и толкающие гребные винты.
Производительность
- Максимальная скорость: 763 км/ч (474 миль в час, 412 узлов) на высоте 6500 м (21300 футов).
- А-6 690 км / ч (430 миль в час; 370 узлов) на высоте 5300 м (17 400 футов)
- Крейсерская скорость: 685 км/ч (426 миль в час, 370 узлов) на высоте 7200 м (23600 футов)
- Экономичная крейсерская скорость: 452 км/ч (281 миль в час; 244 узла) на высоте 6000 м (20 000 футов).
- Запас хода: 1395 км (867 миль, 753 миль) на полном внутреннем топливе при макс. постоянная мощность
- 2060 км (1280 миль; 1110 миль) при экономичном крейсерском режиме
- Практический потолок: 11 400 м (37 400 футов)
- Время набора высоты: 1000 м (3300 футов) за 55 секунд; 8000 м (26000 футов) за 14 минут 30 секунд
Вооружение
- Орудия: 1 установленная на двигателе 30-мм (1,18 дюйма) пушка MK 103 с боезапасом 70 снарядов плюс 2 × 20-мм (0,79 дюйма) MG 151/20 капотная синхронизированная автопушка с боезапасом 200 выстрелов.
- Бомбы: 500-кг (1100 фунтов) бомба во внутреннем оружейном отсеке и 2 бомбы по 250 кг (550 фунтов) под крыльями.
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Де Хэвилленд Хорнет
- Фоккер Д.XXIII
- Грумман F7F Тайгеркэт
- Кюсю J7W Шинден
- Мансю Ки-98
- Мессершмитт Ме 410 Хорнет
- Татикава Ки-94
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Уилсон 1998, с. 56.
- ^ Смит, Дж. Ричард. Дорнье Do 335: самый быстрый поршневой истребитель Люфтваффе (Classic Publications, 2007).
- ^ «Отреставрированная NASM кабина Do 335A, демонстрирующая образец двойных рычагов сброса фонаря по правому борту» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 г. Проверено 25 марта 2014 г.
- ^ «Век полётов — Немецкие самолёты Второй мировой войны — Dornier Do 335 Pfeil» . www. Century-of-Flight.net . Век полета. Архивировано из оригинала 11 ноября 2007 г. Проверено 25 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д Мансон 1978 , с. 47.
- ^ Крик и Смит 2018 , с. 46.
- ^ Смит, Джошуа. «Трастовый музей авиационных наук Фарнборо раскрывает тайны самолета, разбившегося в школе Коув» . Получить Хэмпшир . Серия новостей и почты Олдершота. Архивировано из оригинала 1 февраля 2016 года . Проверено 1 февраля 2016 года .
- ^ Крик и Смит 2018 , с. 162.
- ^ Архивированный pdf-файл Fischer-Tropsch.org (выдержка), стр. 119–120. Проверено: 27 марта 2019 г.
- ^ Клостерманн, Пьер , «Большое шоу» , стр. 273–74.
- ^ Крик и Смит 2018 , с. 168.
- ^ Крик и Смит 2018 , с. 95.
- ^ Крик и Смит 2018 , с. 178.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шик, Уолтер; Мейер, Ингольф (1997). Секретные проекты Люфтваффе: истребители 1939–1945 гг . Хинкли, Англия: Паб Midland. п. 123. ИСБН 1857800524 .
- ^ Крик и Смит 2018 , с. 129.
- ^ Крик и Смит 2018 , с. 136.
- ^ Кристофер, Джон. Гонка за гитлеровскими X-самолетами (The Mill, Глостершир: History Press, 2013), стр.179.
- ^ Шик, Уолтер; Мейер, Ингольф (1997), Секретные проекты Люфтваффе: Истребители, 1939–45 , Лестер: Мидленд, стр. 123 .
- ^ Форсайт, Роберт (2018). «6 – Оценка и наследие». Дорнье До 335 (X-Planes) . Скопа. п. 104. ИСБН 978-1472828897 .
- ^ «Дорнье До 335 А-0 Пфейль (Стрела)» . Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики . Архивировано из оригинала 21 ноября 2016 года . Проверено 21 ноября 2016 г.
- ^ Лерш, Ханс-Вернер (май 1976 г.). «Последний полет Do 335» . Музей авиационной техники Рехлин (на немецком языке) . Проверено 21 ноября 2016 г.
- ^ Грин, Уильям (2010). Самолеты Третьего Рейха Том первый . Лондон: Креси. стр. 288–298. ISBN 9781900732062 .
- ^ «Дорнье До 335 Пфейль» . Век полета . Архивировано из оригинала 11 ноября 2007 года . Проверено 21 ноября 2016 г.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Анджелуччи, Энцо. Энциклопедия военной авиации Рэнда МакНелли, 1914–1980. Сан-Диего, Калифорния: Военная пресса, 1983. ISBN 0-517-41021-4 .
- Мансон, Кеннет (1978). Немецкие самолеты времен Второй мировой войны в цвете . Пул, Дорсет, Великобритания: Blandford Press. ISBN 0-7137-0860-3 .
- Принс, Франсуа (зима 1993 г.). «Двуглавая стрела». Любитель воздуха . № 52. С. 54–59. ISSN 0143-5450 .
- Ресево, Роджер (июнь 1970 г.). «Я летал на Дорнье 335». Альбом Aviation Fanatic (на французском языке) (12): 24–25. ISSN 0757-4169 .
- Крик, Эдди; Смит, Дж. (2018). Дорнье До 335 Пфейль/Стрела . Креси Паблишинг. п. 288. ИСБН 9781906537500 .
- Уилсон, Стюарт. Самолеты Второй мировой войны. Фишвик, АКТ, Австралия: Aerospace Publications Pty Ltd., 1998. ISBN 1-875671-35-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Видео Do 335 на YouTube, содержащее много винтажных кадров испытаний прототипа времен Второй мировой войны.
- Видео на YouTube с дополнительным оригинальным видео Do 335 времен Второй мировой войны в полете/на земле.
- Видео-ретроспектива Do 335, озвученная немцами, и отреставрированный экземпляр Do 335 Смитсоновского института прибывают в США.
- Немецкоязычное видео Do 335A