Система обозначения самолетов RLM
Министерство авиации Германии ( Reichsluftfahrtministerium ; RLM) имело систему обозначения самолетов , которая была попыткой авиационных властей Третьего рейха стандартизировать и создать идентификатор для каждого типа планера, произведенного в Германии. Он использовался с 1933 по 1945 год, хотя в него было включено много самолетов, выпущенных до 1933 года, и за эти годы в систему вносились изменения. Помимо самолетов Люфтваффе, он охватывал гражданские авиалайнеры и спортивные самолеты, поскольку RLM ведал всеми вопросами, связанными с авиацией в Третьем рейхе, как гражданскими, так и военными.
Система
[ редактировать ]Когда в 1933 году Рейхслуфтфартминистериум получил контроль над авиационной деятельностью страны, он решил каталогизировать как самолеты, уже производившиеся различными немецкими авиастроительными компаниями, так и новые проекты, одобренные для разработки министерством. RLM внесло необходимые улучшения в систему обозначений, которая была создана в 1929/30 году Heereswaffenamt ( Управлением армейского вооружения) в Рейхсверминистерии (Министерстве обороны) вместе с другими учреждениями, связанными с этой отраслью. Прежняя система вызвала путаницу в использовании обозначений самолетов различными производителями; шесть самолетов разных фирм использовали номер 33. [ примечание 1 ]
Усовершенствованная система обозначений была введена с целью обеспечить простую и однозначную идентификацию каждого немецкого гражданского и военного самолета, будь то самолет или винтокрыл, а также соответствующую ему конструкцию планера. Сердцем новой системы был (теоретически) уникальный номер, присвоенный RLM. Во внутренних документах к этому числу просто добавлялся префикс «8-» (или, в случае планеров , включаемый в отдельный числовой список, «108-»), а «9-» обозначал авиационные двигатели с префиксом 109 реактивных двигателей ( газовые турбины, импульсные двигатели и ракеты). В новое стандартизированное обозначение типа добавлены две буквы, обозначающие производителя; Дорнье ( До ) и Рорбах ( Ро ) уже использовали эту практику. Первая из этих двух букв отображалась в верхнем регистре, вторая всегда в нижнем регистре, независимо от ее происхождения – например, Fw для Focke-Wulf или Bf для Bayerische Flugzeugwerke . Первое исключение из этого правила было предоставлено несколько лет спустя судостроительной фирме Blohm & Voss , когда она переименовала свое авиастроительное предприятие, отделившееся от Hamburger Flugzeugbau (Ha) – компании Blohm & Voss и получила обозначение BV за свой новый самолет, первым из которых стала BV 138 Fliegender Holzschuh тримоторная летающая лодка морского патруля .
Таким образом, RLM называло проект двухреактивного истребителя Мессершмитт внутри себя типом «8-262», хотя на вооружении тот же самолет будет известен как «Me 262». Первоначально эти номера присваивались последовательно, и там, где это было возможно, пытались принять во внимание собственные проектные номера производителей для типов, уже существовавших в 1933 году. Дублирование возникало из-за того, что, когда один производитель отказывался от проекта, тот же номер время от времени менялся. -передаются с соответствующей задержкой другому производителю. Один известный случай, который отличался от обычной ситуации, связан с номером планера «8-163», который первоначально использовался для конкурирующего связующего проекта Messerschmitt Bf 163 , который потерял свои шансы на контракт с Fieseler Fi 156 - изменение названия эпохи после июля 1938 года. с BFW на Messerschmitt AG того же производителя также изменился префикс, последним примером стал гораздо более известный «Комет» с ракетным двигателем. перехватчик, где та же фирма (под новым названием и соответствующим префиксом) повторно использовала тот же номер планера.
Для поршневых авиационных двигателей была создана параллельная система обозначения с использованием приставки «9-» , заменяющей ее специальной приставкой 109- для реактивных (реактивных или ракетных) силовых установок.
Ал | Альбатрос |
С | Плуг |
Как | двигатели Аргус |
Нет | Бахем |
Бф | Bayerische Flugzeugwerke (после июля 1938 года — «Я за Мессершмитт») |
Этот | Бюкер самолетостроение |
БВ | Блом и Восс |
ДФС | Немецкий научно-исследовательский институт планеризма |
Делать | Дорнье |
Но | Фокке-Ахгелис |
Фг | Сообщество авиационного производства в Праге |
Фч | Зал авиационного завода притворись Си вместо Сибеля |
Быть | Физелер |
ФК | Киль самолетостроение |
В | Косы |
Фу | Фокке-Вульф |
Идти | Гота вагоностроительный завод |
Ха | Гамбургское авиастроение |
Он | Хейнкель |
Хс | Хеншель |
ХМ | Хирт Моторен ГмбХ |
К | Реймар и Уолтер Хортен |
Да | Юнкерс |
В | Клемм самолетостроение |
Мне | Мессершмитт (до июля 1938 г., командир Bayerische Flugzeugwerke) |
Нет. | Наглер-Рольц |
Так | Хайнц Зомбольд |
Ск | Шкода-Куба |
Мы | Везер самолетостроение |
ЗМе | Цеппелин / Мессершмитт |
ЗСо | Цеппелин / SNCASO |
Прототипы и варианты
[ редактировать ]После февраля 1935 года к каждому отдельному прототипу самолета добавлялся суффикс «V» (от немецкого Versuchs : «прототип») и уникальный идентификационный номер отдельного планера для этого типа конструкции. Так, например, Ме 262 V3 стал третьим построенным прототипом Ме 262 . Позже, во время Второй мировой войны, с такими самолетами, как Heinkel He 162 , другие буквы, такие как «M» для Muster (модель), заменили обозначение «V», и даже более поздние прототипы Me 262 начали использовать букву «S» для обозначения такие модели.
После принятия Deutsche Lufthansa или Luftwaffe основные варианты самолетов имели суффикс в алфавитном порядке с заглавной буквы. Например, основные варианты Me 262 имели номера Me 262 A, Me 262 B и Me 262 C, часто с использованием немецкого «орфографического алфавита» для букв каждого основного варианта.
Затем к более второстепенным вариантам были добавлены числовые суффиксы, начиная с «-0» для предсерийных оценочных версий. Таким образом, первая партия Ме 262 А, поставленная Мессершмиттом, получила обозначение Ме 262 А-0, за ней последовали серийные версии от Ме 262 А-1 до (в случае этого конкретного самолета) Ме 262 А-5.
Более второстепенным вариантам по-прежнему давался алфавитный суффикс в нижнем регистре. Когда Me 262 A-1a должен был быть экспериментально оснащен различными двигателями, в данном случае агрегатами BMW 003 , он стал Me 262 A-1b .
Кроме того, специальным преобразованиям базовых типов присваивался суффикс /R или /U, за которым следовал номер. R было аббревиатурой от Rüstsatz , предварительно упакованного комплекта деталей, который обычно устанавливался на самолеты в полевых условиях, а не требовал, чтобы его установка производилась на авиазаводе. Обозначение Rüstsatz использовалось для модификации базовых типов, чтобы их можно было использовать для конкретной задачи, например, для разведки, истребителя-бомбардировщика или бомбардировщика-эсминца. U был Umrüst-Bausatz («комплект для переоборудования»), который часто заключался по контракту с Умбау и выполнялся с самолетами, снятыми с конвейера, а также в ремонтных мастерских с уже используемыми планерами, в любой среде, оборудованной по крайней мере так же, как авиационный завод. имел бы. Обозначение Umrüst-Bausatz использовалось для небольших изменений оборудования, таких как дополнительные наддувочные агенты для двигателя или другое основное вооружение. Например, Me 262 A-1a/U3 относился к небольшому количеству стандартных истребителей Me 262 A-1a, которые были модифицированы Мессершмиттом в качестве самолетов-разведчиков. Суффикс trop (от tropen «тропический») применялся к самолетам, модифицированным для работы в жарких и пыльных районах Северной Африки, Средиземноморья и юга России, например, к Bf 109 F-4 trop .
Другой примечательной практикой в немецкой авиационной промышленности того времени было «увеличение» трехзначной части номера планера RLM более ранней конструкции на сотню для предполагаемой модернизации или замены более ранней конструкции: предполагаемая замена Мессершмитт Bf 110 , например, был Мессершмитт Ме 210 , и аналогично, выпуск авиационной фирмы Хейнкель в мае 1942 г. Конкурс на проект американского бомбардировщика для стратегического бомбардировщика трансокеанской дальности для Люфтваффе, который первоначально должен был быть создан на основе более раннего тяжелого бомбардировщика Heinkel He 177 A — как одно из трех параллельных проектных предложений по полной модернизации конструкции 177A до настоящей «четверки». Концепция бомбардировщика с двигателем - возникла как почти полностью новая конструкция (с сильным влиянием He 219 ) позднее в 1943 году, получив обозначение Heinkel He. 277 к февралю 1943 года, из которых ни один экземпляр так и не был доведен до летной годности до его списания в апреле 1944 года. [ 1 ] Самый известный случай схемы «увеличения третьей цифры» произошел с, пожалуй, самой универсальной конструкцией планера немецкого производства - Junkers Ju 88 - поскольку последующие конструкции, призванные заменить первоначальную конструкцию, имели номера планера 188, 288 и 388. , а также единственная четырехмоторная разработка серии, Junkers Ju 488 , за счет использования компонентов большинства трех предыдущих конструкций.
Также не было ничего необычного в повторном использовании более раннего номера планера RLM для совершенно новой конструкции, обычно когда более ранняя конструкция с данным номером теряла производственный контракт, а другие возможности для этой практики исходили из вероятного желания дезинформации сбить с толку. Союзники . Например, это произошло между конкурентом фирмы Messerschmitt Физелера по производственному контракту, выигранному Fieseler Fi 156 , номер которого был повторно использован для ракетного Messerschmitt Me 163 Komet , а также могло произойти между двумя разными фирмами, как в случае с Мессершмитта. неудачным бомбардировщиком Schnellbomber повторное использование номера планера RLM для Heinkel He 162 Spatz (Sparrow) как победитель контракта на создание «аварийного» реактивного истребителя Volksjäger .
Изменения имени и новые конструкторы
[ редактировать ]В 1933 году крупнейший судостроитель Германии Blohm & Voss в Гамбурге открыл авиационное дочернее предприятие под названием Hamburger Flugzeugbau . RLM присвоило этому заводу префикс обозначения Ха. Однако связь с Blohm & Voss была слишком сильной, и самолеты, прибывшие из Hamburger Flugzeugwerke, были широко известны как «Blohm & Voss type Ha xxx». В конце концов RLM присвоило фабрике новое обозначение BV для Blohm & Voss.
Bayerische Flugzeugwerke («Баварский авиастроительный завод») был основан в 1926 году на базе обанкротившегося остатка бывшего Udet Flugzeugbau . Первоначально производя наследие спортивных самолетов, разработанных Удетом, позже он заручился услугами Вилли Мессершмитта не в качестве главного инженера, а в качестве внештатного конструктора. Таким образом, BFW в Мюнхене и Аугсбурге будет производить и распространять конструкции Flugzeugbau Messerschmitt в Бамберге. Отчасти из-за глубокой личной неприязни между Вилли Мессершмиттом и государственным секретарем авиации Эрхардом Мильхом RLM присвоило звание производителя не Мессершмитту, а фирме BFW, и, таким образом, рекордный четырехместный спортивный самолет Мессершмитта, М 37, был производился как Bayerische Flugzeugwerke Bf 108. Неудовлетворенный этим соглашением, Сам Мессершмитт на деньги от продажи своих разработок купил участок земли в Регенсбурге, основал авиазавод Messerschmitt GmbH и планировал (или угрожал) начать производство самолетов самостоятельно. Вынужден выбирать между отдать должное Мессершмитту и стать чистым субподрядчиком. 11 июля 1938 года компания Bayerische Flugzeugwerke взяла на себя Мессершмитта в качестве председателя и управляющего директора, взяла на себя управление заводом в Регенсбурге и переименовала себя в Messerschmitt AG . RLM присвоило этой «новой» авиастроительной фирме префикс Me . Первым самолетом, получившим выгоду от изменений, стал Me 210. Тем не менее, три серийных контрактных самолета, выпущенных ранее немецкой фирмой Bayerische Flugzeugwerke, Bf 108, Bf 109 и Bf 110, официально сохранили свой префикс «Bf» из-за их до июля 1938 года истоки, до конца. [ 2 ]
В 1933 году RLM обнаружило, что производство самолетов слишком сконцентрировано на юге и западе страны, и поэтому попросило Ханнса Клемма переместить его завод Klemm Flugzeugbau из Бёблингена в Вюртемберге в город Галле в Саксонии. Не желая покидать свою «домашнюю территорию», Клемм объединился с финансистом Фрицем Зибелем и основал Flugzeugbau Halle : совершенно новую фабрику в Галле, производящую по лицензии конструкции Клемма под обозначением RLM Fh. Однако к тому времени, когда в 1937 году поднялся в воздух первый проект Галле, Siebel Fh 104 (который начал свою жизнь на чертежной доске еще как Klemm Kl 104), Зибель стал держателем контрольного пакета акций нового завода, купленного у его собственной команды дизайнеров. и переименовал завод в Siebel Flugzeugwerke KG , отныне производя самолеты под буквенным обозначением RLM Si, включая окончательную разработку Kl 104, Зибель Си 204 .
Также в 1933 году планерные школы Rhön-Rossitten Gesellschaft были включены в состав Гитлерюгенда , а его конструкторско-исследовательская группа продолжала работать как чисто экспериментальный аналитический центр под названием Deutsche Forschungsanstalt für Segelflug или просто DFS. Хотя DFS был чисто исследовательским центром и не имел средств для серийного производства, некоторые из его проектов были построены по лицензии различными авиазаводами. Нехарактерно для RLM, эти конструкции сохранили трехбуквенное заглавное обозначение DFS.
Список наиболее заметных изменений в обозначении приведен ниже:
Новое обозначение | Официальное название | Заменено обозначение | Прежнее имя |
---|---|---|---|
БВ | Блом и Восс | Ха | Гамбургское авиастроение |
Мне | Мессершмитт | Бф (после июля 1938 г.) | Баварский авиастроительный завод |
И | Зибель | Фч | Зал авиационного завода |
ДФС | Немецкий научно-исследовательский институт планеризма | (н/д) | ( Общество Рёна-Росситтена ) |
Эволюция системы обозначений
[ редактировать ]К началу Второй мировой войны производители все чаще строили разработки успешных существующих типов, а не совершенно новые конструкции. Чтобы отразить происхождение этих самолетов, новые типы были пронумерованы с шагом 100 выше номера базовой модели, на основе которой они были созданы. Как упоминалось ранее, Юнкерсы Ju 88 легли в основу Ju 188 , Ju 288 , Ju 388 и Ju 488 .
Еще одним изменением в системе стала постепенная замена двухбуквенной префикса конструктора на префикс конструктора. Почти с самого начала RLM использовало сложную систему получения лицензий и субподрядов, чтобы максимизировать выпуск огромного количества самолетов со «стандартным оборудованием» относительно небольшого количества типов. Первоначально на заводе, спроектировавшем самолет, сохранялась большая доля производства этих самолетов. По мере продолжения войны потребность Люфтваффе в новых самолетах быстро превысила возможности первоначальных производителей, особенно с учетом того, что его заводы теперь регулярно подвергались бомбардировкам союзников . В результате связь между самолетом и оригинальным производителем со временем потеряла свое значение. Самолеты теперь строились на различных заводах, зачастую без какой-либо связи с конструктором, имя которого они носили. Более того, авиаинженеры и конструкторы, популярный товар для конструкторов, и поэтому их активно обхаживали и охотили за кадрами, были известны своей склонностью каждые несколько лет покидать одну компанию в другую, более крупную. Наконец, все больше и больше из них основали собственную компанию по разработке самолетов под своим именем. RLM последовала этому примеру, присвоив своей продукции двухбуквенное обозначение, отражающее имя дизайнера, а не конструктора, на которого он (первоначально) работал. Еще больше усложняло ситуацию то, что этим новым конструкторским бюро часто присваивались диапазоны (или «блоки») номеров самолетов, ранее принадлежавших другим конструкторам, но не использовавшихся. Так, когда главный конструктор «Фокке-Вульфа» Курт Танк основал собственное конструкторское бюро, ему был присвоен префикс Та и блок номеров планеров РЛМ, включающий номера с 8-151 по 8-154. В результате дальнейшим развитием его Focke-Wulf Fw 190 стал Tank Ta 152, но он оставался широко известным как Focke-Wulf Ta 152 .
Новое обозначение | Дизайнер (или команда дизайнеров) |
Заменено обозначение | Бывший производитель |
---|---|---|---|
Ka | Альберт Калькерт | Идти | Гота вагоностроительный завод |
Хм | Доктор Инж. Ульрих Хюттер | Он [ примечание 2 ] | (н/д – профессор университета) |
Что | Александр Липпиш | ДФС / Я | ДФС, Мессершмитт |
Облицовка | Курт Танк | Фу | Фокке-Вульф |
Не существует единого «основного списка» обозначений, действующего на протяжении 1933–1945 годов; последовательность особенно запутана в начале и конце списка. (См. Самолеты RLM, упорядоченные по производителям, см. Самолеты RLM по производителям )
Заводские идентификационные коды
[ редактировать ]
Когда немецкий военный самолет вышел с производственного завода, ему был присвоен четырехбуквенный код Stammkennzeichen (заводской радиокод), который был радиокодом отдельного самолета до того, как он поступил на вооружение и оставался с самолетом на протяжении всего его существования. Этот формат также обычно использовался для прототипов самолетов, если они не имели немецкой национальной регистрации актов гражданского состояния в стиле «D-xxxx». Вся надпись Stammkennzeichen обычно располагалась по бокам фюзеляжа, а также часто повторялась на нижней стороне обоих крыльев, при этом четыре буквы были разбросаны по всей нижней поверхности крыла. Код также мог быть размещен на таких вещах, как идентификационная табличка производителя, а иногда даже на карте коррекции компаса для конкретного самолета.
См. также
[ редактировать ]- Список авиационных двигателей Германии во время Второй мировой войны
- Список самолетов ВВС Франции во время Второй мировой войны
- Список планеров
- Список обозначений краски RLM
- Список вооружения военной авиации Германии во время Второй мировой войны
- Самолеты RLM по производителям
- Система нумерации RLM для планеров и планеров.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Caspar C 33 , Focke-Wulf A 33 , Heinkel HD 33 , Junkers W 33 , Klemm L 33 и BFW M 33.
- ↑ Хотя Хюттер никогда не работал на Heinkel, его единственный проект самолета, Hü 211 был развитием Heinkel 219 с новым высокоэффективным крылом с большим удлинением.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гриль, Манфред; Дрессел, Иоахим (1998). Хейнкель He 177 – 277 – 274 . Шрусбери, Великобритания: Издательство Airlife. стр. 179 и 203. ISBN. 1-85310-364-0 .
- ^ Вагнер, Рэй; Новарра, Хайнц (1971). Немецкие боевые самолеты: комплексный обзор и история развития немецких военных самолетов с 1914 по 1945 год . Нью-Йорк: Doubleday & Company. п. 229.
- ^ Гриль, Манфред; Дрессел, Иоахим (1998). Хейнкель He 177-277-274 . Шрусбери, Англия: Издательство Airlife. п. 232.